Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Былкова, Светлана Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края"

На правах рукописи

БЫЛКОВА Светлана Викторовна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2004

Работа выполнена в Московском городском педагогическом университете на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Тарасова Людмила Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Конышева Наталья Михайловна

доктор педагогических наук, профессор Лукацкий Михаил Абрамович

Ведущая организация: Тверской государственный

педагогический университет

Защита состоится "23" декабря 2004 года в часов на заседании,

сертационного совета К 8s0.007.03 при Московском городском педагогичес университете по адресу: 129226, г.Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд,

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского педагогического университета

Автореферат разослан ШММл 200#\

Ученый секретарь

диссертационного совета, 7~/& у ¿V

кандидат педагогических наук,

профессор Куликова Т. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап духовного развития нашего общества характеризуется повышенным интересом к истории страны, ее культуре, традициям, фольклору, имеющим неповторимое своеобразие в разных местностях. В этих условиях изучение музыкальной культуры родного края в школе приобретает особое значение (фольклор, произведения композиторов) Наряду с достижениями мировой и отечественной музыкальной культуры материал родного края целесообразно более активно вводить в учебно-воспитательный процесс школы как один из важнейших каналов патриотического воспитания.

Несмотря на ценность и высокохудожественность музыкального материала родного края, который мог бы быть использован, он не занимает должного места в учебно-воспитательной работе школы, не отражен во многих региональных программах, слабо представлен в методической литературе, учебных пособиях. Наряду с этим следует отметить, что материалы по литературе, истории, географии, живописи родного края с успехом применяются в общеобразовательной школе на уроках и внеклассных занятиях. Между тем краеведческий музыкальный материал в силу своей доступности, наглядности, локальной закрепленности является действенным средством развития личности ребенка, условием формирования его культуры, воспитания как гражданина и патриота.

Возможность более активно включать материалы по музыкальной культуре родного края в практику воспитания и обучения появилась в последние годы в связи с принятием государственных образовательных стандартов школ, колледжей, вузов, в которые, наряду с федеральным включен национально-региональный компонент. В рамках национально-регионального компонента музыкальная культура родного края может занять свое достойное место и стать действенным средством личностного и музыкального развития учащихся.

Особенность музыкальной культуры родного края определяется спецификой региона, географическими, природными, социальными условиями, этническим своеобразием и личностными качествами композиторов, исполнителей, слушателей, образовательной и просветительской жизнью края. Проблемы изучения и использования музыкальной культуры родного края в воспитании подрастающего поколения требуют объединения усилий ученых, преподавателей вузов и школ, сотрудников музеев и архивов, различных общественных и образовательных организаций.

Музыкальному педагогу общеобразовательной школы, по справедливому утверждению Б.В.Асафьева, необходимо быть "теоретиком, регентом, музыкальным историком, музыкальным этнографом, а также хорошо владеть инструментом". Он ориентировал педагога-музыканта на постоянное пополнение собственных знаний, в том числе, в области музыкальной этнографии и истории музыки родного края.

Проблема воспитательно-образовательного потенциала музыкальной культуры родного края исследовалась педагогами, психологами, искусствои^пямр1 п"-

РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ

библиотека с Петербург

обходимость изучения музыкальной культуры как источника становления личности обосновали Б В.Асафьев, Д.С Лихачев. Концептуальные подходы к содержанию, формам, методам использования краеведческого музыкального материала в воспитании, обучении и развитии личности обосновали Б С.Штейнпресс, М.А.Этингер, Л.З Корабельникова. В исследованиях А.Н Малюкова, В.А.Салеева и др. национально-этническое самосознание характеризуется как один из основных признаков жизнедеятельности этноса, обуславливающий развитие его духовной культуры. Ученые подчеркивают, что самосознание формируется, когда человек начинает ощущать себя представителем нации, опираясь на такие признаки, как общность языка, психологического склада, условий жизни и, что особенно важно для нашего исследования, общность культуры.

Формирование музыкальной культуры школьников рассматривается в современных исследованиях в неразрывном единстве с введением детей в мир общечеловеческих ценностей, прежде всего, в культуру и традиции своего народа (А.Г.Ларионова, Т Б.Гальцева, Ш.Х.Гусейнова).

В качестве основы формирования музыкальной культуры исследуется развитие восприятия музыки у младших школьников. Проблеме музыкального восприятия посвящены -исследования Э Б Абдуллина, М.Г.Арановского, Л.Л.Бочкарева, Л.С.Выготского, А.Л.Готсдинера, Д.К.Кирнарской, В.В Медушевского, Б.С.Мейлаха, Е.В.Назайкинского, В.И.Петрушина, Б.М Теплова, Г.М Цыпина и др. Однако, в современных исследованиях сделана попытка изучить только условия восприятия музыкальной культуры школьниками особенности самой музыки, психо-социальные характеристики слушателя (Д К.Кирнарская) Это дает основание сделать вывод о том, что процесс развития восприятия музыки родного края у младших школьников практически не изучен.

Таким образом, обнаружились противоречия между: признанием особой ценности музыкальной культуры родного края в личностном, нравственном становлении ребенка, необходимостью использования материалов по музыкальной культуре родного края в процессе воспитания и обучения младшего школьника и отсутствием научно-педагогических материалов, базирующихся на материале региональной культуры; недостаточной изученностью музыкальной культуры родного края и потребностью в новом учебном материале для общеобразовательной школы.

Теоретическое изучение и анализ ситуации в образовательной практике, выявленные противоречия, а также собственный практический опыт педагогической деятельности позволили сформулировать цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий освоения музыкальной культуры родного края младшими школьниками

Объект исследования - воспитание младших школьников на материале музыкальной культуры родного края.

Предмет исследования - педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края на внеклассных занятиях

Гипотеза исследования. Музыкальная культура родного края является важ-

ным средством развития младших школьников. Основой освоения музыкальной культуры родного края является ее восприятие. Процесс освоения музыкальной культуры родного края будет протекать более эффективно при следующих условиях:

- включения, особенно, во внеклассную работу, музыкального материала родного края в силу его наглядности, доступности, близости к музыкальным интересам ребенка, локальной закрепленности;

- разработанности учебно-методического обеспечения на материале местной музыкальной культуры;

- применения комплексной методики освоения музыкальной культуры родного края младшими школьниками; использования различных форм знакомства с материалом, применения высокохудожественного краеведческого материала во всех основных видах музыкальной деятельности;

- понимания учителем важности освоения музыкальной культуры родного края как основы для дальнейшего личностного и музыкального развития ребенка в триединстве следующих компонентов восприятия: эмоциональность, осознанность, интерес.

Задачи исследования:

1 Раскрыть содержание и сущность понятий - "музыкальная культура родного края", "освоение музыкальной культуры родного края".

2 Определить исходный уровень и выявить динамику освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края в процессе опытно-экспериментальной работы.

3. Разработать теоретическую модель освоения музыкальной культуры родного края, базирующуюся на ее восприятии детьми.

4. Проверить опытно-экспериментальным путем целесообразность и обоснованность модели; выявить педагогические условия эффективного освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края

Методологическая основа исследования: теоретические положения отечественной педагогики о воспитании, обучении и развитии школьников (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, А Н.Джуринский, Г.М.Коджаспирова, С.А Козлова, В В Краевский, М.А.Лукацкий, В.А.Сластенин и др.); передовые педагогические концепции эстетического воспитания и преподавания искусства в школе (В В Корешков, Н М.Конышева, А Н.Малюков, Б.М.Неменский и др.); концепция массового музыкального воспитания (Д.Б.Кабалевский); труды по теории краеведения (П В.Иванов, Д.С.Лихачев и др.) и музыкальному краеведению (Е.К.Карпова, Т.Ю Куперт, Л.А.Тарасова, Б.С Штейнпресс, М.А.Этингер), труды по теории и методике музыкального воспитания и обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю Б Алиев, О А Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Е.А.Бодина, Л.А.Рапацкая, Л.В.Школяр и др.); положения общей психологии и психологии искусства по вопросам восприятия (Л.С.Выготский, Д.К.Кирнарская, Р.С.Немов, В.И.Петрушин, АНСохор, Г С Тарасов, БМТеплов, Г.М.Цыпин, и др.); идеи музыкознания (Б.В.Асафьев, Р И Грубер, Л.З Корабельникова, В В Медушевский,

Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, Н.Ф.Финдейзен и др.).

Источники исследования. В диссертации использованы материалы Музея истории г Москвы, Центрального музея музыкальной культуры им М.И.Глинки, фондов библиотеки Союза композиторов Москвы, музея Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Государственного Академического Большого театра РФ. Ценными источниками исследования послужили: центральная и местная печать, встречи с музыкантами Москвы и их родственниками.

Методы исследования; В процессе исследовательской работы нами применялись следующие методы: изучение теоретической литературы по проблеме исследования; изучение материалов архивов музеев и библиотек; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы (беседа, анкетирование, интервьюирование); тестирование; педагогическое наблюдение и самонаблюдение, обобщение педагогического опыта работы с учащимися и студентами педагогического колледжа; количественные и качественные методы обработки данных.

База исследования. Исследование осуществлялось в начальных классах общеобразовательных школ г.Москвы (№№ 61, 590, 712, 1061, 1230), педагогическом колледже № 6 г.Москвы, Московском городском педагогическом университете, в рамках курсов ФППК МГПУ. Выборка контингента испытуемых: 300 учащихся начальных классов общеобразовательных школ Московского региона, 75 студентов педагогического колледжа, 9 методистов колледжей по педагогической практике, 20 учителей музыки общеобразовательных школ.

Этапы исследования. На первом этапе (1997-2000 г.г.) проводилась предварительная внеклассная опытно-педагогическая работа на музыкальном материале родного края в общеобразовательных школах, педагогическом колледже № 6 г. Москвы; собирался материал по музыкальной культуре Москвы в процессе встреч с известными музыкантами и их родственниками, изучения фондов архивов и библиотек.

На втором этапе (2000-2001 гг.) анализировалась и обобщалась литература по проблеме исследования; определялись теоретические подходы к решению проблемы; уточнялись методологические основы исследования; изучался педагогический опыт развития музыкального восприятия младших школьников.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) разрабатывалось содержание опытно-экспериментальной работы учебный материал по музыкальной культуре родного края для внеклассных занятий в начальной школе; проводилось констатирующее обследование уровня освоения музыкальной культуры родного края у младших школьников контрольной и экспериментальной групп; осуществлялись формирующий и контрольный этапы опытно-экспериментальной работы.

Четвертый этап (2003-2004 гг.) посвящен анализу и обобщению данных опытно-экспериментальной работы; формулировке выводов и литературному оформлению диссертации.

Научная новизна исследования.

- Обоснована необходимость целенаправленного включения музыкального

материала родного края во внеклассную работу в целях личностного развития младших школьников.

- Сформулировано определение музыкальной культуры родного края как совокупности музыкальных ценностей, деятельности людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению и использованию этих ценностей, в том числе в учреждениях культуры и образования края

- Определены сущность и содержание понятия - освоение музыкальной культуры родного края: комплексный процесс отражения в сознании ребенка явлений местной музыкальной культуры на основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации интереса

- Внесен вклад в исследование музыкальной культуры города в результате встреч с известными музыкантами Москвы и их родственниками, изучения фондов архивов и библиотек.

- Определены педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края: опора на модель и основные компоненты процесса восприятия (эмоциональность, осознанность, интерес); использование разнообразных видов музыкального материала родного края во внеклассной работе с учащимися; применение комплексной методики.

Теоретическая значимость исследования.

- Проанализированы концепции освоения музыки в различные исторические эпохи.

- Разработана теоретическая модель освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края через ее восприятие.

- Раскрыт педагогический потенциал музыкальной культуры родного края в ее личностио-развивающей направленности на ребенка

- Обоснована важность освоения музыкальной культуры родного края для дальнейшего овладения музыкальным искусством, а также для формирования духовной культуры ребенка.

Практическая значимость исследования.

Разработанные содержание, формы и методы освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края могут успешно использоваться на уроках музыки и во внеклассной работе с учащимися, в учреждениях дополнительного образования, в профессиональной подготовке и в системе повышения квалификации учителей Обозначено перспективное научно-практическое направление для дальнейших исследований в области музыкальной культуры г Москвы и Московской области.

Обоснована и экспериментально проверена комплексная методика освоения музыкальной культуры родного края у младших школьников, основанная на. общепедагогических и специальных музыкально-краеведческих методах и формах работы, освоении высокохудожественного учебного материала в различных видах музыкальной деятельности

Материалы исследования могут быть использованы в курсе "Методика музыкального воспитания" для студентов педагогических колледжей, в разработках внеклассных занятий по музыке для учащихся начальных классов общеобразова-

тельной школы. Результаты исследования целесообразно включить в учебные пособия, хрестоматии педагогического репертуара и др. на музыкальном материале родного края для школ Московского региона.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью контингента опытно-экспериментальной работы; качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность музыкальной культуры родного края, являющейся составной частью музыкальной культуры общества и музыкального краеведения, состоит в совокупности музыкальных ценностей, деятельности людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению, использованию этих ценностей, в том числе, в краевых учреждениях культуры и образования.

2. Освоение музыкальной культуры родного края понимается нами как комплексный процесс отражения в сознании человека явлений местной музыкальной культуры (профессиональной и народной) на основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации интереса.

3. Основой освоения музыкальной культуры родного края является ее восприятие, структура которого характеризуется тремя компонентами: эмоциональность, осознанность, интерес. Развитию активного восприятия музыкальной культуры родного края у младших школьников в значительной степени способствуют следующие педагогические условия:

- опора на теоретическую модель освоения музыкальной культуры родного края, представляющей собой взаимодействие компонентов (музыкальная культура родного края, характерные особенности реципиента - жителя региона, восприятие музыкальной культуры родного края как основа ее освоения;

- использование таких видов школьного музыкального материала родного края, как: музыка профессиональных и самодеятельных композиторов Москвы и области; музыкальный фольклор Московской области; материалы об истории музыкальных заведений и учреждений культуры края; сведения о видных музыкантах-исполнителях, творческих коллективах края и др.

- применение комплексной методики освоения музыкальной культуры родного края, основанной на общепедагогических и специальных музыкально-краеведческих методах и формах работы (встречи с музыкантами или их родственниками, экскурсии по родному краю, посещение концертов и др.), освоении высоко художественного учебного материала в различных видах музыкальной деятельности учащихся.

4. Освоение музыкальной культуры родного края является благоприятным фактором для личностного развития младших школьников в целом и освоения ими ценностей отечественной и мировой музыкальной культуры при условии реализации следующих принципов: связь музыки с повседневной жизнью ребенка,

доступности для него музыкального содержания и форм, их локальной закрепленности и др.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения работы на кафедрах: методики начального обучения, истории и теории музыки и музыкального образования Московского городского педагогического университета; через выступления автора на научно-практических конференциях: "Дни науки в МГПУ" (2001), "Двухступенчатая подготовка педагогических кадров в системе "педколледж - университет" (2002), "Учимся мастерству" (2002), "Методическая подготовка учителя начальных классов к работе в условиях модернизации столичного образования" (2003), "Дни науки в МШУ" (2003), "Эффективный учитель" (2004); через публикации материалов по теме исследования; во время чтения лекций на ФППК МГПУ для учителей школ и колледжей г.Москвы; в процессе педагогической деятельности автора в Московском педагогическом колледже № 6, а также в общеобразовательных школах г. Москвы (№№ 61,590,712,1061,1230).

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы; определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа, источники и методы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; обозначаются достоверность и обоснованность результатов исследования; представляются сведения об апробации и внедрении основных положений и результатов диссертации; дается информация о базе и этапах экспериментальной работы; излагаются основные положения, выносимые на защиту.

Глава первая - "Психолого-педагогические основы освоения музыкальной культуры младшими школьниками" - состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - "Музыкальное восприятие как психолого-педагогическая основа освоения музыкальной культуры в различные исторические эпохи" - рассматривается проблема восприятия музыки в историческом аспекте. Анализируются взгляды на сущность процесса восприятие музыки в различные исторические эпохи - античность (Аристоксен, Аристотель, Пифагор, Платон), средневековье (Аврелий Августин, Боэций, Н.Орем, Эуригена), Возрождение (Ф.Салинас, Д Царлино), Просвещение (Р.Декарт, Дидро, И.Маттезон), Романтизм (И.Гербарт и др.), XX век (Э.Курт и др.).

В связи с тем, что в России на протяжении двадцатого столетия систематически проводились исследования проблемы восприятия музыки, мы рассматриваем работы: Б.В.Асафьева, С.Н.Беляевой-Экземплярской, Л.Л.Бочкарева, Н.А.Гарбузова, А.Л Готсдинера, Д.К.Кирнарской, А.Г.Костюка, А.Н.Леонтьева, Е.А.Мальцевой, Е.В.Назайкинского, О В.Овчинниковой, В. И. Петру шина,

В Г Ражникова, М С.Старчеус, Н.Д.Тавхелидзе, Г.С.Тарасова, Б.М.Теплова, Г М.Цыпина и др.

Проведенный теоретический анализ показал, что проблема музыкального восприятия по-разному рассматривалась в различные исторические эпохи, менялась и трактовка самого понятия Оно развивалось - от суммы практических умений и навыков (Античность, Средневековье), через многогранность (Возрождение, Просвещение) и эмоциональность (Романтизм) к опоре на естественнонаучную основу (19 век) Вплоть до девятнадцатого века проблема развития музыкального восприятия была тесно связана в основном с формированием практических навыков овладения искусством В двадцатом веке восприятие произведений искусства стало пониматься как процесс чувственного познания, в котором участвуют познавательные способности человека, его эмоции и интеллект (Е.В.Назайкинский, Б М.Теплов и др.). В результате комплексного подхода к исследованию этого феномена (с опорой на психологию, педагогику, эстетику, музыковедение, лингвистику, психофизиологию, культурологию, этнопсихологию и др.) в музыкальной психологии и педагогике сформировалась теория музыкального восприятия.

Во втором параграфе - " Особенности развития музыкального восприятия младших школьников" - охарактеризовано понятие "развитие" в философском и педагогическом аспектах В диссертации проанализированы и обобщены основные положения ряда работ последних десятилетий (А.Д.Артоболевской, А.Л Готсдинера, А И.Николаевой, К.А.Цатуряна и др.), а также, диссертационные исследования по проблеме развития восприятия музыки (Г.Г.Газдюк, Ф В Малуховой, Т Г Мариупольской, М.П.Мироновой, Н.К.Мироновой), в том числе, с учетом этнокультурного аспекта (Т.Б.Гальцевой, Ш.Х.Гусейновой).

Специфика музыкального восприятия определяется возрастными психофизиологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста. Основные характеристики ребенка этого возраста: любознательность, восприимчивость, открытость для внешних впечатлений, интерес и внимание ко всему происходящему в окружающем мире, повышенная эмоциональность, неусидчивость, быстро наступающее утомление, активная реакция на жизнерадостную, шутливую музыку, зависимость от учителя, подражание сверстникам и др Именно в данном возрасте (в силу его благодатное™ для развития психических процессов) особую важность приобретает развитие музыкального восприятия ребенка.

Мы пришли к выводу, что в последние десятилетия проблема развития восприятия детьми музыки актуализировалась в различных аспектах: психолого-педагогическом, эстетическом, искусствоведческом, философском, этнокультурном и др На наш взгляд, одним из современных инновационных способов развития музыкального восприятия является освоение школьниками региональной культуры, в частности, музыкальной культуры родного края

Глава вюрая - "Теория и практика освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края" - состоит из двух параграфов.

В первой параграфе - "Сущность и содержание понятия "музыкальная культура родного края" анализируются и обобщаются понятия' культура, материапь-

ная культура, духовная культура, музыкальная культура общества, родной край, краеведение, музыкальное краеведение в трудах К.З.Акопяна, Б.В.Асафьева, Р.И.Грубера, В.И Даля, Н.Я Данилевского, А.В.Даринского, Е.К.Карповой, Л Н.Когана, Т.Ю.Куперт, ЮМЛотмана, Э.С.Маркарьяна, А.Н.Сохора, Л.А Тарасовой, Н.Ф.Финдейзена, В.С.Цуккермана, Б.С.Штейнпресса и др.

Мы опирались на определение понятия музыкального краеведения, как научной дисциплины, изучающей музыкальную культуру (народную и профессиональную) края (области, региона и др ) от зарождения до современности, данное Л А.Тарасовой, разработавшей также теорию и практику применения в учебном процессе школ, колледжей, вузов и т.д. материала по музыкальной культуре родного края.

На основе этого делается вывод о том, что музыкальная культура родного края является составной частью музыкальной культуры общества и музыкального краеведения. Музыкальная культура родного края, по нашему мнению, представляет собой совокупность музыкальных ценностей, деятельность людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению и использованию этих ценностей; она включает в себя все музыкальные учреждения (образовательные, концертные и т.д.), составляющие музыкальную жизнь данного края, то есть - это комплекс всех явлений профессиональной и народной музыки определенного территориального образования. Задачей музыкальной культуры родного края, как области научных знаний, является изучение всех составляющих музыкальной культуры отдельных городов, областей и т.д. Это, в свою очередь, помогает воспроизвести более полную и объективную картину развития музыкальной культуры общества в целом.

Во втором параграфе - "Особенности практического освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края" - обосновываются условия практического применения музыкального материала родного края для освоения младшими школьниками во внеурочное время. Музыкальная культура родного края не является особым учебным предметом, это один из источников музыкального воспитания, предполагающий обучение и воспитание на местном музыкальном материале. Подчеркнем взаимосвязь музыкальной культуры родного края с музыкальной культурой страны - это открывает в перспективе большие воспитательные возможности в плане патриотического, эстетического, нравственного воспитания школьников.

В контексте нашего исследования, освоение музыкальной культуры родного края - это знакомство с ней, ее постижение в процессе восприятия на основе эмоциональности, осознанности, интереса к региональной музыке.

Опираясь на предложенную Л.А.Тарасовой классификацию видов музыкально-краеведческого материала, мы рассматриваем следующие виды школьного музыкального материала родного Московского края: 1) музыка композиторов, которые в разные годы входили и сейчас являются членами Союза композиторов Москвы, 2) музыка самодеятельных композиторов Москвы и области; 3) музыкальный фольклор Московской области, 4) материалы по истории музыкальных заведений и учреждений культуры края; 5) сведения о видных музыкантах-

исполнителях, творческих коллективах Москвы и области; 6) исследования по музыкальной культуре Москвы в различные исторические эпохи.

По причине сосредоточения в столице музыкантов из многих краев и областей России, на музыкальную культуру Москвы оказывают влияние различные музыкально-этнические традиции Москва, являясь культурным центром области, страны, мира, создает условия конкуренции, формирует высокие критерии качества образцов музыкального искусства, имеет свои традиции образования. Взаимодействие композиторов, разных по национальным особенностям, стилю, мироощущению и традициям, дает рождение специфического сплава творческих особенностей, пристрастий, музыкального мышления московских композиторов.

Анализируя характерные особенности реципиента - жителя региона (на примере Московского края), автор подчеркивает несколько аспектов: 1) возрастные психофизиологические и индивидуальные особенности реципиента; 2) социальные условия; 3) местные культурно-образовательные условия (краеведческий аспект); 4) национальные особенности; 5) общемузыкальные характеристики слушателя.

В результате обобщения вышеизложенного была разработана теоретическая модель освоения музыкальной культуры родного края, которая состоит из следующих компонентов: а) музыкальная культура родного края; б) характерные особенности реципиента жителя региона (обуславливают специфику местного восприятия); в) восприятие музыкальной культуры родного края.

Схема 1

Теоретическая модель освоения музыкальной культуры родного края

музыкальная культура родного края (профессиональная и народная)

музыка композиторов, которые в разные годы входили и сейчас являются членами "Союза композиторов Москвы";

музыка самодеятельных композиторов Москвы и области,_

музыкальный фольклор Московской области,_

материалы об истории музыкальных заведе-_ний и учреждений культуры края;

сведения о видных музыкантах-исполнителях, творческих коллективах __Москвы и области,_

исследования по музыкальной культуре Москвы различных исторических эпох

характерные особенности реципиента - жителя региона

возрастные психофизиологические и индивидуальные особенности реципи-_ента;__

социальные условия.

местные культурно-образовательные условия (краеведческий аспект);

национальные особенности.

общемузыкапьные характеристики слушателя

восприятие музыкальной культуры родного края

эмоциональность осознанность интерес

Особое внимание в диссертации уделяется характеристике организации освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края во внеурочное время.

Глава третья - "Опытно-экспериментальная работа по освоению младшими школьниками музыкальной культуры родного края (на примере Московского региона)" - состоит из двух параграфов, посвящена описанию содержания экспериментальной работы и анализу результатов освоения шедшими школьниками музыкальной культуры родного края в соответствии с разработанными компонентами восприятия - эмоциональность, осознанность, интерес.

В первом параграфе - "Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня освоения младшими школьниками музыкальной культуры Московского региона" - приводятся и анализируются данные констатирующего обследования учащихся третьих классов школы №1230 (3"б" - экспериментальный (24 уч.), 3"а" - контрольный (24 уч.)), проведенного в начале 2001-2002 уч.г. Целью данного этапа являлось установление исходного уровня развития восприятия музыкальной культуры родного края у младших школьников (компоненты - эмоциональность, осознанность, интерес).

Эмоциональность восприятия младших школьников изучалась по критериям: 1) эмоциональный отклик на музыкальное произведение композиторов родного края (характер, настроение); 2) эмоциональный отклик на средства музыкальной выразительности (темп, динамика, лад, ритм, тембр). Осознанность восприятия младших школьников изучалась по критериям: 1) знание понятий вышеперечисленных средств музыкальной выразительности; 2) умение определять их на слух. Интерес младших школьников к восприятию музыки родного края изучался нами по критериям, в основе которых лежало отношение к: 1) урокам музыки в школе; 2) произведениям композиторов родного края; 3) жизни и творчеству музыкантов, связанных с краем; 4) различным формам и методам внеклассной музыкальной деятельности; 5) проявление интереса к музыкальной жизни родного края.

На констатирующем этапе определялся исходный уровень освоения музыкальной культуры родного края (компоненты - эмоциональность, осознанность, интерес) у учащихся контрольной и экспериментальной групп с помощью анкет 3,4,5; теста 1. Выполненные работы оценивались с помощью знаков: "В", "С", "Н", что соответствует высокому, среднему и низкому уровням. Итоги замера показали примерно одинаковый, преимущественно низкий, уровень развития восприятия музыкальной культуры родного края (всех компонентов) у учащихся обеих групп Младшие школьники чаше всего не приобщены к местной музыкальной культуре, у них слабо выражена эмоциональная окраска восприятия, практически отсутствует слуховой опыт восприятия музыкальной культуры Москвы и области; школьникам мало интересен материал по музыкальной культуре родного края.

Итоги констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости обеспечения условий для освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края.

Во втором параграфе - изложены ход и результаты экспериментальной ра-

боты по освоению младшими школьниками музыкальной культуры родного края (формирующий и контрольный этапы).

Формирующий эксперимент проходил в экспериментальном классе (3"би, затем 4"б" московской общеобразовательной школы №1230) в течение двух лет (2001 - 2003 уч г.) с целью исследования процесса освоения музыкального материала родного края. Задачами являлись: 1) проверить на практике целесообразность разработанных нами научно-теоретических основ, содержания форм и методов внеклассной музыкальной работы на материале региональной культуры; 2) разработать учебный материал для проведения формирующего эксперимента; 3) проанализировать динамику освоения учащимися музыкального материала родного края.

В основу экспериментальной комплексной методики для работы с младшими школьниками по освоению ими музыкальной культуры родного края был положен целостный подход к деятельности (Ю.К.Бабанский), согласно которому, основой репродуктивных и проблемно-поисковых методов являются словесные, наглядные и практические методы обучения. Разработанная нами методика строилась на применении общепедагогических и специальных методов работы с местным музыкальным материалом. Она включала: практические методы: а) изучение произведений композиторов, музыкального фольклора родного края; б) определение на слух произведений композиторов края; словесные методы: а) рассказ; б) беседа-диалог о музыкальной культуре родного края; наглядные методы: а) иллюстрации (репродукции, плакаты, открытки, фотографии); б) живой показ учителя на инструменте и голосом; в) технические звуконаглядные средства (аудио- и видеозаписи музыкальных произведений, творческих коллективов, бесед с музыкантами края и их родственниками); методы работы с музыкальным материалом родного края а) моторный; б) локальный. Кроме того, применялись методы контроля в обучении, а) устного (варианты устного опроса); б) письменного (анкетирование, тестирование); а также, методы стимулирования и мотивации учения: а) приемы занимательности, дискуссий; б) психологическая установка (на восприятие непосредственно окружающей нас музыкальной культуры); в) метод эмоционального стимулирования учения - яркая личность музыканта-земляка, запоминающиеся музыкальные произведения.

В течение двух лет с учащимися экспериментального класса было проведено 28 внеклассных занятий на материале музыкальной культуры г. Москвы. Использовались формы: !) беседы-концерты "Музыка Москвы" (на которых школьники знакомились с жизнью и творчеством композиторов и исполнителей края, деятельностью детских творческих коллективов г Москвы, с материалами детского исполнительского конкурса "Новые имена" и т д.); 2) встречи с московскими композиторами (или их родственниками), сочиняющими музыку для детей (В.М.Блок, И В Якушенко и др.); 3) музыкальные экскурсии по родному городу (Московская Государственная консерватория, Московский международный Дом музыки, Детский музыкальный театр им. Н.И.Сац, Московский Дом композиторов, Государственный музей музыкальной культуры им М И.Глинки) и др. (Раз-

работки внеклассных занятий и отдельные примеры нотного материала представлены в приложениях 17,18 диссертации).

На протяжении формирующего эксперимента проводилось систематическое наблюдение за школьниками, фиксировались их реакции, отзывы на рассказы учителя, экскурсии, прослушиваемые произведения, а также отношение к различным видам музыкальной деятельности на местном музыкальном материале.

В процессе освоения музыкального материала родного края наиболее эффективным средством оказался анализ учащимися музыкальных произведений композиторов, связанных с краем (характер произведения; средства музыкальной выразительности). Важным развивающим фактором стало выполнение младшими школьниками творческих заданий на закрепление материала (рассказ, рисунок и др.), которое способствовало повышению интереса детей к музыкальным занятиям.

Контрольное обследование школьников контрольного и экспериментального классов (КК, ЭК) проводилось в конце 2002-2003 уч.г. с целью проверки теоретических и методических положений исследования. Задачей являлось - выявить и проанализировать критерии освоения местной музыкальной культуры в соответствии с тремя компонентами восприятия: эмоциональность, осознанность, интерес.

В проведении контрольного обследования использовались те же критерии и уровни, что и в процессе констатирующего и формирующего этапов эксперимента. В конце эксперимента проводился итоговый замер уровня освоения музыкальной культуры родного края в контрольной и экспериментальной группах с помощью анкет 3,4,6; теста 1.

Сравнение и анализ результатов замера в обоих классах показали явное преимущество экспериментального класса, подтвердили гипотезу исследования, эффективность разработанной теоретической модели. Динамика освоения музыкальной культуры родного края в экспериментальном и контрольном классах была различной. Анализ полученных показателей контрольного обследования свидетельствует о значительном развитии восприятия музыкальной культуры родного края у учащихся экспериментального класса по всем компонентам (эмоциональность, осознанность, интерес). Такие качества, как: способность к эмоциональному переживанию специфического музыкального содержания, навыки осознанного восприятия музыки и интерес к материалу, более активно и качественно развивались у младших школьников экспериментального класса. Уровень развития компонентов восприятия музыкального материала родного края в контрольном классе оказался гораздо ниже. Исследование выявило, что названные показатели являются критериями освоения учащимися музыкальной культуры.

К концу эксперимента у большинства учащихся экспериментального класса получили явное развитие навыки слушания музыки. Дети активно высказывали собственное мнение о содержании музыкального произведения, отмечая его эмоциональную сторону (ЭК - 62,5% ("В"); КК - 33,3% ("В") детей). Свои ответы они мотивировали, опираясь на роль музыкальных средств в создании характера. В начале эксперимента высокий уровень знаний о музыкально - выразительных

средствах показали 12,5% учащихся ЭК и 12,5% учащихся КК, а в конце - 58,3% -ЭК, 47,5% - КК Значительно вырос интерес к жизни и творчеству музыкантов, связанных с краем, к музыкальному фольклору (в начале - ЭК - 8,3% ("В"), КК -12,5% ("В"), в конце - ЭК - 58,3% ("В"), КК - 16,7% ("В") школьников). Развитие основных компонентов восприятия музыкального материала родного края проходило более динамично в процессе активной внеклассной деятельности, о чем свидетельствует сравнительный анализ результатов двух классов. Анкетирование и беседы с учащимися помогли выявить весьма ценный факт, что участие школьников во внеклассной деятельности по освоению музыкальной культуры родного края способствовало росту их интереса к урокам музыки в школе.

В эксперименте была выявлена эффективность предложенных диссертантом научно-педагогических основ, содержания, форм и методов обучения на местном музыкальном материале.

В заключении сформулированы следующие выводы исследования-

1 Освоение младшими школьниками музыкальной культуры родного края является важным средством личностного развития и патриотического воспитания младших школьников, освоения ими ценностей отечественной и мировой культуры Основой освоения музыкальной культуры родного края является ее восприятие, структура которого характеризуется тремя компонентами- эмоциональность, осознанность, интерес.

2 Изучение исходного уровня освоения учащимися музыкальной культуры родного края показало, что у детей об этой культуре складываются стихийные неполные представления; преобладание на уроках вербальных методов затрудняет ее эмоциональное восприятие; учителя к приобщению детей к местной музыкальной культуре не подготовлены; содержание, методы и формы в этом направлении не разработаны.

3 Музыкальную культуру родного края, являющуюся составной частью музыкальной культуры общества и музыкального краеведения, мы понимаем как совокупность музыкальных ценностей, деятельность людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению и использованию этих ценностей, в том числе в учреждениях культуры и образования края

4 Сущностью освоения музыкальной культуры родного края является восприятие локальной музыкальной культуры, где ярко реализуются принципы' наглядности, доступности, связи с жизнью, локальной закрепленности Освоение музыкальной культуры родного края - это комплексный процесс отражения в сознании ребенка явлений местной музыкальной культуры (профессиональной и народной) на основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации интереса

5 Необходимыми педагогическими условиями освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края являются- опора на теоретическую модель освоения музыкальной культуры родного

края, представляющую взаимодействие компонентов - а) музыкальная культура родного края; б) характерные особенности реципиента - жителя региона (обу-

славливают специфику местного восприятия); и в) восприятие музыкальной культуры родного края. Каждый из названных компонентов имеет свою структуру (см. схему I, с. 12) Так, восприятие музыкальной культуры родного края характеризуется эмоциональностью, осознанностью, интересом,

- использование таких видов школьного музыкального материала родного края (на примере Москвы), как' музыка профессиональных и самодеятельных композиторов Москвы и области; музыкальный фольклор Московской области, материалы об истории музыкальных заведений и учреждений культуры края, сведения о видных музыкантах-исполнителях, творческих коллективах Москвы и области; исследования по музыкальной культуре Москвы различных исторических эпох;

- применение разработанной нами комплексной методики освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края. Она основана на общепедагогических и специальных методах работы; использовании различных форм знакомства с материалом; применении высокохудожественного краеведческого материала во всех основных видах музыкальной деятельности школьников.

6 Выявлены преимущества внеклассных форм работы с младшими школьниками (встречи с музыкантами или их родственниками, экскурсии по родному краю, посещение концертов и др.): они позволяют значительно расширить содержание работы с детьми засчет приобщения к региональной музыкальной культуре, добиться ее полноценного эмоционального и осознанного восприятия, стимулировать интерес к региональной музыкальной культуре.

7. Проведенное исследование решило поставленные задачи и доказало гипотезу. Оно способствует развитию содержания, форм и методов работы по освоению музыкальной культуры родного края младшими школьниками. Разработанный нами материал по музыкальной культуре родного края может найти активное применение в массовой практике школ, колледжей, вузов. Перспективным направлением дальнейшего развития диссертационной проблематики является разработка научно-методических основ освоения музыкальной культуры родного края в средней школе.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Былкова C.B. К вопросу о значении применения материала по музыкальной культуре Москвы в общеобразовательной школе // Дни науки в МГПУ - M МГПУ, 2001 - С 20-23, 0,2 п.л.

2. Былкова С В Использование музыкального материала родного края в подготовке педагогов // Двухступенчатая подготовка педагогических кадров в системе "педколледж - университет": Материалы науч.-пракг. конф М. МГПУ, 2002.-С 76-78, 0,2 п.л

3. Былкова С В Значение применения музыкально-краеведческого материала в педагогических колледжах (на примере Москвы) // Учимся мастерству Материалы науч.-практ. конф - М. МГПУ, 2002 - С. 111-114,0,2 п.л

4 Былкова С В Способы организации деятельности студентов педко.ш.еджа на музыкальных занятиях с использованием материала родного края // Методиче-

екая подготовка учителя начальных классов к работе в условиях модернизации столичного образования: Материалы науч.-практ. конф. - М.МГПУ, 2003. - С. 218-220,0,2 п.л.

5. Былкова C.B. Особенности восприятия школьниками музыкальной культуры родного края (на примере Московского региона) // Дни науки в МГЛУ. - М.: МГПУ, 2003. - С. 161-164,0,2 п.л.

6. Тарасова Л.А., Былкова C.B. Музыка композиторов Москвы. - М.: МГПУ, 2004. - Вып. 1. - 42с. (Доля авторского участия - 10 е., 0,5 п.л.)

7. Былкова C.B. Восприятие младшими школьниками музыкального материала родного края // Эффективный учитель: Материалы науч.-практ. конф. - М.: МГПУ, 2004. - С. 176-178,0,2 пл.

Подписано в печать

Формат.60x90 1/16. Объем л Тираж 100 экз. Заказ Отпечатано в ООО КПСФ «Спецстройсервис-92» Отдел оперативной полиграфии 101000, Москва, Мясницкая, 35, стр.2

РНБ Русский фонд

2007-4 3697

19 НОЯ 2004

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Былкова, Светлана Викторовна, 2004 год

Введение.

Глава 1. Психолого-педагогические основы освоения музыкальной культуры младшими школьниками.

1.1. Музыкальное восприятие как психолого-педагогическая основа освоения музыкальной культуры в различные истори- 14 ческие эпохи.

1.2. Особенности развития музыкального восприятия младших школьников.

Глава 2. Теория и практика освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края.

2.1. Сущность и содержание понятия "музыкальная культура родного края".

2.2. Особенности практического освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края.

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по освоению младшими школьниками музыкальной культуры родного края (на примере Московского региона).

3.1. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня освоения младшими школьниками музыкальной культуры Московского региона.

3.2. Ход и результаты экспериментальной работы по освоению младшими школьниками музыкальной культуры родного края (формирующий и контрольный этапы).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края"

Актуальность исследования. Современный этап духовного развития нашего общества характеризуется повышенным интересом к истории страны, ее культуре, традициям, фольклору, имеющим неповторимое своеобразие в разных местностях. В этих;условиях изучение музыкальной культуры родного края в школе приобретает особое значение (фольклор, произведения композиторов). Наряду с достижениями мировой и отечественной музыкальной культуры материал родного краяt целесообразно более активно вводить в учебно-воспитательный процесс школы как один из важнейших каналов патриотического воспитания:

Несмотря; на ценность и высокохудожественность музыкального материала родного края, который мог бы быть использован, он не занимает должного места в учебно-воспитательной работе школы, не отражен во многих региональных программах, слабо представлен в методической литературе, учебных пособиях. Наряду с этим следует отметить, что материалы по литературе, истории, геофафии, живописи родного края с успехом применяются в общеобразовательной школе на уроках и внеклассных занятиях. Между тем краеведческий музыкальный материал в силу своей доступности, наглядности, локальной закрепленности является, действенным средством развития личности ребенка, условием формирования его культуры, воспитания как гражданина и патриота.

Возможность более активно* включать материалы по музыкальной культуре родного края в практику воспитания и обучения появилась в последние годы в связи с принятием государственных образовательных стандартов школ, колледжей, вузов, в которые, наряду с федеральным, включен национально-региональный компонент. В рамках национально-регионального компонента музыкальная культура родного края может занять свое достойное место и стать действенным средством личностного и музыкального развития учащихся.

Особенность музыкальной культуры родного края определяется спецификой региона, географическими, природными, социальными условиями, этническим; своеобразием и личностными качествами композиторов, исполнителей, слушателей, образовательной и просветительской жизнью края. Проблемы изучения и использования музыкальной культуры родного края в воспитании подрастающего поколения требуют объединения усилий ученых, преподавателей вузов и школ, сотрудников музеев и архивов, различных общественных и образовательных организаций.

Музыкальному педагогу общеобразовательной школы, по справедливому утверждению Б.В;Асафьева, необходимо'быть "теоретиком, регентом, музыкальным историком, музыкальным этнографом, а также хорошо владеть инструментом". Он ориентировал педагога-музыканта на постоянное пополнение собственных знаний; в том числе, в области музыкальной этнографии и истории музыки родного края.

Проблема воспитательно-образовательного потенциала музыкальной культуры родного края исследовалась педагогами, психологами, искусствоведами. Необходимость изучения музыкальной культуры как источника становления; личности обосновали Б.В.Асафьев- Д.СЛихачев. Концептуальные подходы к содержанию, формам, методам использования краеведческого музыкального материала в воспитании, обучении и развитии личности обосновали Б.С.Штейнпресс, М;А.Этингер, Л:З.Корабельникова. В исследованиях А Н Малюкова, В А.Салеева и др. национально-этническое самосознание характеризуется как один из основных признаков, жизнедеятельности этноса, обуславливающий развитие его духовной культуры. Ученые подчеркивают, что самосознание формируется, когда человек начинает ощущать себя представителем нации, опираясь на такие признаки, как общность языка, психологического склада, условий жизни и, что особенно важно для нашего исследования, общность культуры.

Формирование музыкальной культуры школьников рассматривается в современных исследованиях в неразрывном единстве с введением детей в мир общечеловеческих ценностей, прежде всего, в культуру и традиции своего народа (А.ГЛарионова, Т.Б.Гальцева, Ш.Х.Гусейнова).

В качестве основы формирования музыкальной культуры исследуется развитие восприятия музыки у младших школьников. Проблеме музыкального восприятия посвящены исследования Э.Б.Абдуллина, М.Г.Арановского, ЛШ.Бочкарева, Л.С.Выготского, А.Л.Готсдинера, Д:К.Кирнарской-В.В.Медушевского, Б.С.Мейлаха; Е.В.Назайкинского, В.И.Петрушина, Б.М.Теплова, Г.М.Цыпина и др. Однако в современных исследованиях сделана попытка, изучить только условия восприятия музыкальной культуры школьниками: особенности самой музыки, психо-социальные характеристики слушателя (Д.К.Кирнарская). Это дает основание сделать вывод о том, что процесс развития восприятия музыки родного края у младших школьников s практически не изучен.

Таким образом, обнаружились. противоречия между: признанием особой ценности музыкальной культуры родного края в личностном, нравственном становлении ребенка, необходимостью использования материалов по музыкальной культуре родного края в процессе воспитания и обучения младшего школьника и отсутствием научно-педагогических материалов, базирующихся на материале региональной культуры; недостаточной изученностью музыкальной культуры родного края и потребностью в новом учебном материале для общеобразовательной школы.

Теоретическое изучение и анализ ситуации в образовательной практике, выявленные противоречия, а также собственный практический опыт педагогической деятельности позволили сформулировать цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий освоения музыкальной культуры родного края младшими школьниками.

Объект исследования - воспитание младших школьников на материале музыкальной культуры родного края.

Предмет исследования - педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края на внеклассных занятиях.

Гипотеза исследования. Музыкальная культура родного края является важным средством развития младших школьников. Основой освоения музыкальной культуры родного края является ее восприятие. Процесс освоения музыкальной культуры родного края будет протекать более эффективно при следующих условиях:

- включения, особенно, во внеклассную работу, музыкального материала родного края в силу его наглядности, доступности, близости к музыкальным интересам ребенка, локальной закрепленности;

- разработанности учебно-методического обеспечения на материале местной музыкальной культуры;

- применения комплексной методики освоения музыкальной культуры родного края младшими школьниками; использования различных форм знакомства с материалом, применения высокохудожественного краеведческого материала во всех основных видах музыкальной деятельности;

- понимания учителем важности освоения музыкальной культуры родного края как основы для дальнейшего личностного и музыкального развития ребенка в триединстве следующих компонентов восприятия: эмоциональность, осознанность, интерес:

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание и сущность понятий - "музыкальная культура родного края", "освоение музыкальной культуры родного края".

2. Определить исходный уровень и выявить динамику освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края в процессе опытно-экспериментальной работы.

3. Разработать теоретическую модель освоения музыкальной культуры родного края, базирующуюся на ее восприятии детьми.

4. Проверить опытно-экспериментальным путем целесообразность и обоснованность модели; выявить педагогические условия эффективного освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края.

Методологическая основа исследования: теоретические положения отечественной педагогики о воспитании, обучении и развитии школьников (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, А.Н.Джуринский, Г.М:Коджаспирова, С.А.Козлова, В.В.Краевский, М.А.Лукацкий, В:А.Сластенин и др.); передовые педагогические концепции эстетического воспитания и преподавания искусства в школе (В.В.Корешков, Н.М.Конышева, А.Н.Малюков, Б.М.Неменский и др.); концепция массового музыкального воспитания (Д;Б.Кабалевский); труды по теории краеведения (П.В.Иванов, Д.С.Лихачев и др.) и музыкальному краеведению (Е.К.Карпова, Т.Ю.Куперт, Л.А.Тарасова, Б.С.Штейнпресс, М^А.Этингер); труды по теории и методике музыкального воспитания и обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л Г.Арчажникова, Е.А.Бодина, Л.А.Рапацкая, Л.В.Школяр и др.); положения общей психологии и психологии искусства по вопросам восприятия (Л.С.Выготский, Д.К.Кирнарская, Р.С.Немов, В.И.Петрушин, А.Н.Сохор, Г.С.Тарасов, Б.М:Теплов, Г.М.Цыпин, и др.); идеи музыкознания (Б.В;Асафьев, Р.И.Грубер; Л:З.Корабельникова, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, Н.Ф.Финдейзен и др.).

Источники исследования. В диссертации использованы материалы Музея истории г. Москвы, Центрального музея музыкальной культуры им. М:И.Глинки, фондов библиотеки® Союза композиторов* Москвы, музея Московской государственной консерватории: им. П.И.Чайковского, Государственного Академического Большого театра РФ. Ценными источниками исследования послужили: центральная и местная печать, встречи с музыкантами Москвы и их родственниками.

Методы исследования: В процессе исследовательской работы нами применялись следующие методы: изучение теоретической литературы по проблеме исследования; изучение материалов архивов музеев и: библиотек; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы (беседа, анкетирование, интервьюирование); тестирование; педагогическое наблюдение и самонаблюдение, обобщение педагогического опыта работы с учащимися и студентами педагогического колледжа; количественные и качественные методы обработки данных.

База исследования. Исследование осуществлялось в начальных классах общеобразовательных школ г.Москвы (№№ 61, 590, 712, 1061, 1230), педагогическом колледже № 6 г.Москвы, Московском городском педагогическом университете, в рамках курсов ФППК МГПУ. Выборка контингента испытуемых: 300 учащихся начальных классов общеобразовательных школ Московского региона, 75 студентов педагогического колледжа, 9 методистов колледжей по педагогической практике, 20 учителей музыки общеобразовательных школ.

Этапы исследования. На первом этапе (1997-2000 г.г.) проводилась предварительная внеклассная опытно-педагогическая работа на музыкальном материале родного края в общеобразовательных школах, педагогическом колледже №> 6 г. Москвы; собирался материал по музыкальной культуре Москвы в процессе встреч с известными музыкантами и их родственниками, изучения фондов архивов и библиотек.

На втором этапе (2000-2001 гг.) анализировалась и обобщалась литература по проблеме исследования; определялись теоретические подходы к решению проблемы; уточнялись методологические основы» исследования; изучался педагогический опыт развития музыкального восприятия младших школьников.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) разрабатывалось содержание опытно-экспериментальной работы: учебный материал по музыкальной культуре родного края для внеклассных занятий в начальной школе; проводилось констатирующее обследование уровня освоения музыкальной культуры родного края у младших школьников контрольной и экспериментальной групп; осуществлялись формирующий и контрольный этапы опытно-экспериментальной работы.

Четвертый этап (2003-2004 гг.) посвящен анализу и обобщению данных опытно-экспериментальной работы; формулировке выводов и литературному оформлению диссертации.

Научная новизна исследования.

- Обоснована необходимость целенаправленного включения музыкального материала родного края во внеклассную работу в целях личностного развития младших школьников.

- Сформулировано определение музыкальной культуры родного края как совокупности музыкальных ценностей; деятельности людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению и использованию этих ценностей, втом числе в учреждениях культуры и образования края.

- Определены сущность и содержание понятия - освоение музыкальной культуры родного края: комплексный процесс отражения в сознании ребенка явлений местной музыкальной культуры на основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации интереса.

- Внесен вклад в исследование музыкальной культуры города в результате встреч с известными музыкантами Москвы и их родственниками, изучения фондов архивов и библиотек.

- Определены педагогические условия освоения младшими; школьниками музыкальной культуры родного края: опора на модель и основные компоненты процесса восприятия (эмоциональность, осознанность, интерес); использование разнообразных видов музыкального материала родного края во внеклассной работе с учащимися; применение комплексной методики.

Теоретическая значимость исследования.

- Проанализированы концепции освоения музыки в различные исторические эпохи.

- Разработана теоретическая модель освоения младшими школьниками< музыкальной культуры родного края через ее восприятие.

- Раскрыт педагогический потенциал музыкальной культуры родного края в ее личностно-развивающей направленности на ребенка.

- Обоснована важность освоения музыкальной культуры родного края для дальнейшего овладения музыкальным искусством, а также для формирования духовной культуры ребенка.

Практическая значимость исследования.

Разработанные содержание, формы и методы освоения! младшими школьниками; музыкальной культуры родного края могут успешно использоваться на уроках музыки и во внеклассной работе с учащимися, в учреждениях дополнительного образования, в профессиональной подготовке и в системе повышения квалификации учителей. Обозначено перспективное научно-практическое направление для дальнейших исследований в области музыкальной культуры г. Москвы и Московской области.

Обоснована и экспериментально проверена комплексная методика освоения музыкальной культуры родного края у младших школьников, основанная на: общепедагогических и специальных музыкально-краеведческих методах и формах работы, освоении высокохудожественного учебного материала в различных видах музыкальной деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в курсе "Методика музыкального воспитания" для студентов педагогических колледжей; в разработках внеклассных занятий по музыке для учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Результаты исследования целесообразно включить в учебные пособия, хрестоматии педагогического репертуара и др. на музыкальном материале родного края для школ Московского региона.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью контингента опытно-экспериментальной работы; качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность музыкальной культуры родного края, являющейся составной частью музыкальной культуры общества и музыкального краеведения, состоит в совокупности музыкальных ценностей; деятельности людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению, использованию этих ценностей, в том числе, в краевых учреждениях культуры и образования.

2. Освоение музыкальной культуры родного края понимается нами как комплексный процесс отражения в сознании человека явлений местной музыкальной культуры (профессиональной и народной) на основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации интереса.

3. Основой освоения музыкальной культуры родного края является ее восприятие, структура которого характеризуется тремя компонентами: эмоциональность, осознанность, интерес. Развитию активного восприятия музыкальной культуры родного края у младших школьников в значительной степени способствуют следующие педагогические условия:

- опора на< теоретическую модель освоения музыкальной культуры родного края, представляющей собой взаимодействие компонентов (музыкальная культура родного края, характерные особенности реципиента - жителя региона, восприятие музыкальной культуры родного края как основа ее освоения;

- использование таких видов школьного музыкального материала родного края, как: музыка профессиональных и самодеятельных композиторов Москвы и области; музыкальный фольклор Московской области; материалы об истории музыкальных заведений и учреждений культуры края; сведения о видных музыкантах-исполнителях, творческих коллективах края и др.

- применение комплексной методики освоения музыкальной культуры родного края, основанной на общепедагогических и специальных музыкально-краеведческих методах и формах работы (встречи с музыкантами или их родственниками, экскурсии по родному краю, посещение концертов; и др.), освоении высоко художественного учебного материала в различных видах музыкальной деятельности учащихся:

4. Освоение музыкальной культуры родного края является благоприятным фактором для личностного развития младших школьников в целом и освоения! ими ценностей отечественной и мировой музыкальной культуры при условии реализации следующих принципов: связь музыки с повседневной жизнью ребенка, доступности для него музыкального содержания и форм, их локальной закрепленности и др.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения работы на кафедрах: методики начального обучения, истории и теории музыки и музыкального образования Московского городского педагогического университета; через; выступления автора на научно-практических конференциях: "Дни науки в МГПУ" (2001), "Двухступенчатая подготовка педагогических кадров в системе "педколледж - университет"

2002), "Учимся, мастерству" (2002), "Методическая подготовка учителя! начальных классов к работе в условиях модернизации столичного образования'»'

2003), "Дни! науки в МГПУ" (2003), "Эффективный, учитель" (2004); через публикации материалов по теме исследования; во; время» чтения лекций на ФППК МГПУ для учителей школ и колледжей г.Москвы; в процессе педагогической деятельности автора в Московском педагогическом колледже № 6, а также в общеобразовательных школах г. Москвы (№№ 61, 590, 712, 1061, 1230).

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, за* ключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по третьей главе.

Результаты эксперимента подтвердили эффективность предложенной нами методики освоения музыкальной культуры родного края у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Итоги формирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод о состоятельности выдвинутой вначале исследования гипотезы. В эксперименте были успешно апробированы предложенные нами научно-теоретические и педагогические основы; формы и методы проведения внеклассной работы, направленной на освоение материала музыкальной культуры родного края.

Результаты обследования показали, что общий уровень знаний о средствах музыкальной выразительности повысился: большая динамика - в экспериментальном классе, меньшая - в контрольном. Необходимо отметить, что у учащихся экспериментального класса качественный уровень усвоения этих знаний более высокий, к концу эксперимента ученики продемонстрировали умение свободно оперировать ими, осознавая выразительную роль каждого.

Значительно меньшая часть учащихся контрольного класса смогла столь же успешно реализовать свои знания на практике: из девяти учащихся, показавших высокий* уровень знаний о средствах музыкальной выразительности - только четверо успешно определяли на слух знакомые музыкальные средства.

Знания о средствах музыкальной выразительности в контрольном классе недостаточно прочны и не имеют практической значимости для младших школьников, о чем: свидетельствует неумение ими пользоваться, продемонстрированное к концу эксперимента.

Наиболее эффективно процесс восприятия' музыки протекает, если младшие школьники вовлечены в активную, интересную для них музыкальную деятельность, которая, в свою очередь, формирует и развивает эту способность. Так, результаты экспериментального класса, внеклассные занятия в которых посещались с наибольшим интересом и желанием, свидетельствовали о сформированности сознательного отношения к видам музыкальной деятельности на музыкальном материале родного края. Низкий уровень здесь минимален, учащиеся экспериментального класса отдавали предпочтения не одному-двум видам внеклассной деятельности на местном материале (как это проходило в контрольном классе), а практически всем, которые использовались в их обучении.

139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, подтвердив правильность выдвинутой* гипотезы и актуальность >поставленной проблемы, проведенное нами* теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Освоение младшими школьниками музыкальной культуры родного края является важным средством личностного развития ш патриотического воспитания младших школьников, освоения ими ценностей отечественной и мировой < культуры. Основой освоения - музыкальной культуры родного края является ее восприятие, структура^ которого характеризуется тремя компонентами: эмоциональность, осознанность, интерес.

2. Изучение исходного уровня освоения учащимися музыкальной кул fa-туры родного края показало, что у детей об этой культуре складываются стихийные неполные представления; преобладание на уроках вербальных методов затрудняет ее эмоциональное восприятие; учителя к приобщению детей к местной музыкальной! культуре не подготовлены; содержание, методы и формы в этом направлении не разработаны.

3. Музыкальную культуру родного края, являющуюся составной частью музыкальной культуры общества и музыкального краеведения; мы понимаем; как совокупность музыкальных ценностей, деятельность людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению и использованию этих ценностей, в том числе в учреждениях культуры и образования края.

41 Сущностью освоения музыкальной культуры родного края является восприятие локальной; музыкальной культуры, где ярко реализуются! принципы: наглядности, доступности, связи с жизнью, локальной закрепленности. Освоение музыкальной культуры родного края; - это комплексный процесс отражения в сознании! ребенка явлений местной музыкальной культуры (профессиональной и народной) на основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации интереса.

5. Необходимыми педагогическими условиями освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края являются:

- опора на теоретическую модель освоения музыкальной культуры родного края, представляющую взаимодействие компонентов - а) музыкальная культура родного края; б) характерные особенности реципиента - жителя региона (обуславливают специфику местного восприятия); и в) восприятие: музыкальной культуры родного края. Каждый из названных компонентов имеет свою структуру (см: схему 1, с. 12). Так, восприятие музыкальной1 культуры родного края характеризуется < эмоциональностью; осознанностью, интересом;

- использование таких видов школьного музыкального материала родного края; (на примере Москвы), как: музыка профессиональных и самодеятельных композиторов Москвы и области; музыкальный фольклор Московской области; материалы об истории музыкальных заведений и учреждений культуры края; сведения о видных музыкантах-исполнителях, творческих коллективах Москвы и области; исследования по музыкальной культуре Москвы различных исторических эпох;

- применение разработанной нами комплексной методики освоения? младшими школьниками музыкальной культуры родного края. Она основана на общепедагогических и. специальных методах работы; использовании различных форм знакомства с материалом; применении высокохудожественного краеведческого материала во всех основных видах музыкальной деятельности школьников.

6. Выявлены преимущества внеклассных форм работы с младшими школьниками (встречи с музыкантами или их родственниками, экскурсии по родному краю, посещение; концертов и др.): они позволяют значительно расширить содержание работы с детьми засчет приобщения к региональной музыкальной? культуре, добиться ее полноценного эмоционального и осознанного восприятия, стимулировать, интерес к региональной музыкальной культуре.

7. Проведенное исследование решило поставленные задачи и доказало гипотезу. Оно способствует развитию содержания, форм и методов работы по освоению музыкальной культуры родного края младшими школьниками. Разработанный нами материал по музыкальной культуре родного края может найти активное применение в массовой практике школ, колледжей, вузов. Перспективным направлением дальнейшего развития диссертационной проблематики является разработка научно-методических основ освоения музыкальной культуры родного края в средней школе.

142

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Былкова, Светлана Викторовна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М., 1992.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Учебное пособие для преподавателей, читающих спецкурс, аспирантов, слушателей ФПК. М., 1990:

3. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.,1982;4: Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М., 1983.

4. Адорно Т.Д. Введение в социологию музыки. М., 1973.

5. Акопян К З. Восприятие музыки и его роль в формировании характера подростка.//Психология подростка: Межвуз.сб.науч.тр. М:,1993.

6. Акопян К.З. Учебное пособие по теории культуры: Дисс. докт. пед. наук. Нижний Новгород, 1993.8^ Александрова Е.В. Развитие восприятия музыкального образа у первоклассников: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1991.

7. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.

8. Алиев Ю.Б. Формирование и развитие гармонического слуха школьников-подростков в процессе восприятия музыки // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.

9. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков // Дисс. докт. пед. наук. М., 1987.12; Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

11. Апраксина О.А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы // Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Сборник трудов. М., 1973.

12. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.,1974.

13. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей/ Под ред.М.Арановского М., 1974.

14. Аристотель. Метафизика. M.-JI., 1934.

15. Арнольдов А.И. Культура и современность. М. 1973.

16. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М., 1994.

17. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. -М., 1985.

18. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л ., 1971.

19. Асафьев Б.В. О ближайших задачах социологии музыки // Г.И.Мозер Музыка средневекового города. М., 1927.

20. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки //Музыка в школе. М.,1984. -№3.

21. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии. М., 1964.

22. Баранова Н.К. Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакассии: Дисс. канд.пед.наук. М., 1999.

23. Бахтин М.Г. Вопросы литературы и эстетики: Сб. статей. М., 1975.

24. Беленькая Л:В. Об условных рефлексах на время у музыкантов // Музыкальная психология: Сб. статей. М., 1992.

25. Белобородова В.К. Музыкальность // Музыкальное восприятие школьников. /Под ред. М.А.Румер. М.,1975.

26. Белобородова В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников.//Музыкальное восприятие школьников. /Под ред М.А.Румер. М.,1975.

27. Белобородова В.К. Развитее музыкального восприятия младших школьников // Музыкальное воспитание в школе. М., 1978. - Вып. 13.

28. Беляева-Экземплярская С. О психологии восприятия музыки. М., 19241

29. Бердова О.В. Культурная жизнь Костромы и Костромской губернии по материалам местной периодической печати конца XIX начала XX века: Автореф. дисс. канд. искусствовед. - Ml, 19981

30. Бердова О.В1 Культурная жизнь Костромы и Костромской губернии по материалам местной периодической печати конца XIX начала XX вв.: Дисс. . канд. искусствовед. - М., 1998.

31. Бизина-Аккерман Е.В. Этнопедагогические условия музыкального воспитания в национальной культурной автономии немцев Омской области: Дисс. канд.пед.наук. -Екатеринбург, 1998.

32. Благонадёжина JI.M. Психологический анализ слухового представления мелодии //Музыкальная психология: Сб. статей / Под. ред. М.Старчеус -М., 1992.

33. Блинова М.К. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. М., 1974.

34. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., 1978.38; Блудова В.В. Два типа перцепции и особенности восприятия искусства.//

35. Проблемы этики и эстетики. JI1,1975. - Вып.2.

36. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: современные тенденции развития: Дисс. докг. пед. наук. М , 1992.

37. Большакова И.В. Музыкальная культура Самары середины XIX века -30-х годов XX века: Автореф. дисс. канд. искусствовед. М., 1997.

38. Большакова И.В. Музыкальная культура Самары середины XIX века -30-х годов XX века: Дисс. канд. искусствовед. М., 1997.

39. Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю.Москвин. М., 2002.

40. Большой толковый словарь русского языка. Спб., 1998.

41. Борисов ГЛ. Музыкальная культура Екатеринограда с начала 19 века по45