Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическая концепция "либерального образования" Дж. Г. Ньюмена

Автореферат по педагогике на тему «Педагогическая концепция "либерального образования" Дж. Г. Ньюмена», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Тимофеева, Анна Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Волгоград
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогическая концепция "либерального образования" Дж. Г. Ньюмена"

На правах рукописи

ТИМОФЕЕВА Анна Анатольевна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ЛИБЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ДЖ. Г. НЬЮМЕНА

13.00.01 —общая педагогика, история педагогики и образования

13 МАЙ 2015

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Волгоград — 2015

005568812

005568812

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Савин Михаил Викторович.

Официальные оппоненты - Митина Анна Мееровна, доктор педагогических наук, профессор; НОУ «Центр иностранных языков "Ревод"», директор;

Полякова Мария Александровна, кандидат педагогических наук; ГОУ ВПО «МГТУ имени Н.Э. Баумана (Калужский филиал)», доцент кафедры истории.

Ведущая организация - ГБОУ ДПО (повышения квалификации)

«Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования».

Защита состоится 28 мая 2015 г. в 15.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400066, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке и на сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http://www.vgpu.org.

Автореферат разослан 24 апреля 2015 г.

Ученый секретарь --~р<

диссертационного совета ( /^Jд.А. Глебов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Ведущими тенденциями в развитии как отечественной, так и мировой системы образования последних десятилетий стали интенция к всесторонней гуманизации и либерализации сущностных основ педагогического процесса и придание самой педагогической деятельности более выраженного творческого и демократического характера. В условиях стремительной технократизации современной цивилизации и очевидной дивергенции высоких духовных начал обучения и воспитания в специфических условиях техногенного XXI в. вопросы формирования истинной образованности, культуры и интеллигентности человеческой личности педагогическими средствами приобретают особо значимый характер. При этом качественная трансформация сущностных основ педагогической действительности иитенсифицирует в среде педагогической общественности поиск принципиально новых идеологем и парадиг-мальных начал относительно дальнейших перспектив развития школы и векторов построения национальной школьной политики с учетом возросшей потребности в нравственном совершенствовании и развитии личностного потенциала учащихся.

В этой связи в российской педагогической науке в значительной степени активизировались научно-педагогические изыскания в сфере разрешения вопросов и противоречий проблематики духовно-нравственного воспитания, изысканий, ведущихся преимущественно в свете изучения отечественного историко-педагогического опыта и православных традиций формирования личности. При этом явственно заметна тенденция некоторого нивелирования обращения к зарубежному педагогическому наследию и традициям иных христианских ветвей, что и призвано восполнить представленное диссертационное исследование.

В отечественной педагогической науке остается малоизвестным и практически не исследованным педагогическое наследие выдающегося английского мыслителя XIX в., философа, религиозного подвижника, педагога, социального реформатора, политического и общественного деятеля Джона Генри Ньюмена (1801-1890 гг.). В целом весь спектр религиозно-центрированной педагогической мысли Англии представленного периода является малоисследованной областью в отечественном педагогическом знании.

Созданная Ньюменом педагогическая концепция «либерального образования» с позиций истинного гуманизма освещает широкий спектр актуальных в нашу эпоху педагогических проблем, таких как определение принципов, форм, методов, средств, содержания воспитания и обучения,

и на высоком теоретическом уровне обосновывает плавную цель педагогического процесса - духовно-нравственное совершенствование личности учащего.

Дж. Г. Ньюмен оказал существенное влияние на формирование западноевропейской гуманистической педагогики и справедливо считается одним из ее основателей. По словам крупного американского исследователя, проф. Йельского университета Ф. Тернера (Frank М. Turner), именно Дж. Г. Ньюмен создал и тезаурус, сформулировав базовые идеи и ценности, при помощи которых ныне протекают дискуссии о направлениях, самом характере и целях университета и всей системы образования. Никакая иная риторическая фразеология не являет собой достойную альтернативу ньюменовским заключениям в области общественных дискуссий по проблемам образования. Без всестороннего понимания сущности педагогического наследия Дж. Г. Ньюмена невозможно в полной мере представить характер западноевропейской истории педагогики и западной гуманистической педагогической традиции в целом.

При данной констатации следует учесть и то, что при высокой теоретической и конкретно-практической значимости рассматриваемой концепции «либерального образования» Дж. Ньюмена исследование педагогической теории и педагогической деятельности английского ученого в отечественной историко-педагогической науке до сих пор не составляло предмета специального исследования.

В отечественном социогуманитарном знании в последнее десятилетие рассматривались отдельные религиозно-философские сочинения английского ученого, равно как и некоторые биографические сведения о нем (преимущественно в виде статей в энциклопедических изданиях, таких как изданные в сокращенном виде «Apologia pro vita sua» и др.), но в целостной интерпретации его педагогическое наследие и, в частности, указанная педагогическая концепция «либерального образования» остаются неизученными.

Состояние изученности проблемы. В представленной диссертации осуществлен комплексный анализ широкого круга исследований педагогического наследия Дж. Г. Ньюмена, результатом которого является заключение об отсутствии целостных научных трудов, систематизирующих педагогические взгляды английского ученого.

Зарубежная (в первую очередь английская) историография педагогики и всего социально-философского учения Ньюмена характеризуется широким спектром исследований, выполненных такими учеными, как Ф. Гар-фит, У. Барри, Н. Ханс и др., однако куммулированных преимущественно на религиозном аспекте наследия мыслителя и, в данном ключе, далеких

по своей сути от традиций отечественной науки. Данное обстоятельство актуализирует потребность в современном отечественном исследовании всего педагогического наследия Дж. Г. Ньюмена.

К настоящему времени в отечественной науке не существует ни одного переведенного произведения Ньюмена. Однако отсутствие в отечественной науке целостных историко-педагогических исследований научно-педагогического творчества Дж. Ньюмена вместе с тем не означает полного игнорирования его педагогического наследия. Более того, в последние годы отечественные исследователи И.В. Захаров, В.А. Куренной, Е.С. Ляхович, И.Л. Грошев осуществили анализ разработанной Ньюменом модели университетского образования, что позволяет заключить, что данные исследования в известной степени создают теоретико-методологические предпосылки для комплексного многоаспектного изучения всего педагогического наследия английского ученого.

Кроме того, английская педагогическая мысль представленного периода (часто классифицируемая как «классическая педагогика») константно вызывала интерес советских и российских ученых. К настоящему времени существует значительный корпус педагогических трудов, освещающих социально-культурный и общественно-политический контекст педагогического творчества английского мыслителя, а также раскрывающих идейно-теоретическую сущность близких идеям Ньюмена педагогических течений Англии XIX в.

Еще в дореволюционный период были выполнены работы С.А. Золо-торева и Н.В. Сперанского, в которых описывались (хотя и с позиций православной идеологии, а потому и несколько тенденциозно) англиканская и католическая модели образования Англии XIX в.

В современных трудах отечественного ученого Г.Б. Корнетова целостно представлена ценностно-смысловая составляющая историко-педаго-гического наследия западноевропейской цивилизации и английского общества рассматриваемого периода в частности (Дж. Локк, С. Редди, М. Армстронг и др.).

Кроме того, анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать заключение о том, что значительный вклад в разработку вопроса эволюции западноевропейской педагогической мысли внесли Б.М. Бим-Бад, Б.Л. Вульфсон, Г.Д. Дмитриев, B.C. Леднев, З.А. Малькова, Н.Д. Ни-кандров и др.

В работах Г.Б. Корнетова, А.Н. Джуринского, Т.В. Мальковой, К.И. Са-лимовой и иных отечественных исследователей представлены и охарактеризованы основные векторы развития английской общеобразовательной

школы и системы образования в целом в рассматриваемый период со значительным акцентом на вопрос образовательных реформ XIX в.

С учетом вышеизложенного была сформулирована в виде вопроса проблема исследования: «Какова теоретико-методологическая сущность педагогической концепции "либерального образования" Дж. Ньюмена?» Исходя из очевидной актуальности решения проблемы определения сущностных основ педагогической концепции Дж. Ньюмена, мы избрали тему исследования - «Педагогическая концепция "либерального образования" Дж. Г. Ньюмена».

Объект исследования - педагогическая мысль Англии XIX в.

Предмет исследования - сущностные основы педагогической концепции «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена.

Объект и предмет исследования обусловили постановку цели диссертации - выявить теоретико-методологические основы концепции духовно-нравственного воспитания Дж. Ньюмена. Совокупность целей, объекта и предмета диссертационного исследования определила формулировки следующих исследовательских задач:

1. Определить социокультурные предпосылки становления педагогического наследия Дж. Ньюмена.

2. Раскрыть парадигмальную сущность педагогической концепции «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена.

3. Выявить сущностные основы процесса обучения в педагогической концепции Дж. Г. Ньюмена.

4. Выявить сущностные основы процесса воспитания в педагогической концепции Дж. Г. Ньюмена.

Решение данных исследовательских задач возможно только на основе обнаружения, достаточной разработки и систематизации источниково-го материала.

Источниковая база исследования. В представленном диссертационном исследовании использовалось три группы историко-педагогических источников:

1. Оригинальные работы Дж. Ньюмена. Данная группа источников может быть разделена на несколько подгрупп:

• собственно педагогические монографии, эссе и статьи Дж. Ньюмена: «Идея университета» - основной педагогический труд ученого, «Дискуссии и аргументы» ("Discussions and Arguments") и др.;

• социально-философские и религиозные труды Дж. Ньюмена: «Эссе в помощь грамматике согласия» - главный философский труд мыслителя и др.;

• речи и выступления Дж. Ньюмена (основной сборник работ Дж. Г. Ньюмена — 38-й свод сочинений ученого, последовательно выпускавшихся в Великобритании в 1889-1921 гг., «Труды кардинала Ньюмена»).

2. Биографические описания общественной и педагогической деятельности Дж. Г. Ньюмена (жизни и педагогическому творчеству Ньюмена в западной историографии посвящено более 30 монографических работ, наиболее известные из них работы И. Керра «Джон Генри Ньюмен: Биография» ("John Henry Newman") и У. Варда «Жизнь кардинала Джона Генри Ньюмена» ("Life of Cardinal John Henry Newman") и др.).

3. Зарубежные исследования научного наследия Дж. Г. Ньюмена. Наиболее известны работы Б.Дж. Кинга «Ньюмен и св. Александрийские Отцы» (неполный перевод) ("Newman and the Alexandrian Fathers: Shaping Doctrinein Nineteenth-Century England"), Т. Дж. Нориса «Ньюмен и его теологический метод» ("Newman and His Theological Method") и др.

Теоретико-методологическая основа исследования. Диссертация как специфическое исследование историко-педагогической проблематики определялась методологическими принципами исторического познания, теоретическую основу которых составляют системный подход (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Н.К. Сергеев), позволивший определить систему педагогических взглядов Дж. Г. Ньюмена как целостную концепцию; цивилизационный подход (JI. Данилевский, А. Тойн-би, Г.Б. Корнетов), обеспечивший логико-историческую интерпретацию всего педагогического наследия Дж. Г. Ньюмена в контексте эволюции гуманистической педагогики западноевропейской цивилизации XIX в.; аксиологический подход (М.В. Богуславский, З.И. Равкин), при помощи которого стало возможным определение ценностного содержания педагогических идей Дж. Г. Ньюмена; идейные детерминанты антропологического подхода (Г.Б. Корнетов, М.В. Богуславский), актуализировавшего проблему конкретного человека в историко-педа-гогическом процессе рассматриваемого периода. Исследование было выполнено с материалистических позиций с применением методологии диалектического единства, взаимообусловленности объективного и субъективного в историко-педагогическом процессе, а также принципов конкретно-исторического анализа педагогических феноменов во всем их многообразии (Г.Б. Корнетов, З.И. Равкин и др.).

Важное значение имели многие теоретические труды в области методологии историко-педагогических исследований (М.В. Богуславский, Р.Б. Вендровская, Г.Б. Корнетов), позволившие определить историко-культурный контекст эволюции педагогической концепции «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена.

В целом исследование было осуществлено в 2011-2014 гг. и включало в себя три этапа:

• первый, подготовительный (2011-2012 гг.) - определялась источ-никовая основа исследования, разрабатывались основные теоретико-методологические принципы предстоящего анализа, осуществлялась реконструкция историко-педагогического контекста становления и развития концепции «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена;

• второй (2012-2013 гг.) - осуществлялось накопление материала для решения поставленных исследовательских задач, на основе историко-генетического метода выявлялись доминантные закономерности становления педагогической концепции «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена; методом исторической реконструкции осуществлялось комплексное изучение специфики;

• третий, заключительный (2013-2014 гг.) - проводились заключительный анализ и апробация результатов исследования, выявлялась этап-ность эволюции педагогических идей Дж. Г. Ньюмена; оформлялся текст диссертации.

В процессе исследования нами были использованы следующие основные группы научно-педагогических методов:

- на первом этапе основными являлись критико-аналитический метод, предполагающий анализ идейно-теоретической сущности педагогических феноменов (в нашем случае - концепции «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена); контент-анализ, на основе которого выявлялось истинное содержание текстов английского ученого, а также метод исторической реконструкции, позволивший воссоздать процесс генезиса педагогических идей в историко-культурном контексте рассматриваемого периода;

- на втором этапе разработки проблематики диссертации доминирующими выступали историю-генетический метод, обусловивший возможность осуществить анализ предпосылок возникновения, раннего развития и преемственности в развитии педагогических концепций в Англии XIX в., и системный метод, результатом использования которого стало представление концепции «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена как единой целостной системы идей, идеологем и принципов;

- на третьем этапе исследования преимущественно использовались метод историко-педагогической дескрипции и монографический метод, т.е. детализированное описание фактов и событий в их хронологической последовательности.

Хронологические рамки исследования охватывают период научного творчества Дж.. Г. Ньюмена: почти весь XIX в. - Викторианскую эпоху

в английской истории, период масштабных качественных общественно-политических и социально-экономических перемен в Западной Европе.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Социокультурными предпосылками формирования учения Дж. Г. Ньюмена послужили исторически сложившиеся противоречия в развитии Англии Викторианской эпохи XIX в. - рост буржуазно-капиталистических отношений, поляризация социально-классовых отношений, незавершенный характер предшествующих реформ системы образования, несоответствие ранее сложившихся пуританских традиций воспитания реалиям индустриальной эпохи, возросшая политическая активность общества, несовершенство существующей национальной школьной системы. Педагогические взгляды Дж. Ньюмена формировались в условиях притеснения католичества в Англии, совпавших с периодом нового «католического возрождения» в западноевропейском обществе XIX в., приспособления католицизма к реалиям индустриального мира, возросшей потребности в обновлении и реставрации традиционных церковньгх институтов католичества и разработки новых социально-религиозных доктрин, способных нивелировать социальные противоречия и обозначить новые перспективы развития системы образования.

Идейно-теоретическими детерминантами педагогической концепции «либерального образования» являются философия Г. Гегеля, Г. Гельмголь-ца, В. Гумбольдта, Дж. Неймана, И. Фихте, Ф. Шеллинга и в целом немецкая классическая философия, а также раннехристианские теологические концепции св. Афанасия Александрийского и бл. Августина, просветительские идеалы. Педагогическое учение Ньюмена развивалось в рамках «новой теологии», движения «второй схоластики», «теологического онтологизма» и «скотизма».

2. Парадигмальную сущность концепции «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена составляет религиозный интеллектуализм, основанный на христианском гуманизме как системе универсализированных католических и протестантских ценностей, синкретически объединяющих религиозное и светское начала в педагогическом процессе. Согласно данной рациональной парадигме религиозного учения, гносеологическая сущность педагогических воззрений Дж. Ньюмена определялась классическими августи-анскими постулатами об интуитивном постижении божественной истины, понимании религии как единственного источника познания, компле-ментарности духовного опыта разуму и чувствам.

Соответственно, педагогика в трактовке Ньюмена является не конкретной научной дисциплиной, а целостным отношением интеллекта человека и его духовных представлений к различным проявлениям педагогиче-

ской действительности. В то же время образование определяется как категория исключительно научная.

Согласно концепции Ньюмена, «либеральное образование» (liberal education) - это всеобщее интеллектуальное образование для всех народов, наций, социальных классов и религиозных групп, имеющее целью восстановить редуцированную уникальность всей западной культуры и исправить социальные отношения. Целью либерального образования является формирование целостной гармоничной либеральной личности «нового христианина и джентльмена», новой «аристократии духа», обладающей высоким потенциалом непрерывного духовного роста и самосовершенствования.

3. На основе разработанной «теории развивающего вероучения» Дж. Г. Ньюмен принципиально отвергал господствовавшие в педагогике XIX в. доктрины гербартианства и определял обучение как процесс поэтапного формирования целостной интеллектуальной культуры учащихся, элементами которой выступают «структура умственных способностей индивида», «стиль мышления», «индивидуальный подход к решению проблем» и «система умственных операций». Целью процесса обучения, согласно концепции «либерального образования», является развитие у учащихся способностей обобщать, анализировать, синтезировать, редуцировать и рефлексировать единичные факты, методично выявлять сущностную основу явлений и мысленно преобразовывать приобретенное знание в целостную истину.

Принципами процесса обучения, согласно концепции «либерального образования», обозначались: внутренняя и внешняя свобода как непременное условие развития личности; универсальность предметного курса для комплексного диалектического преподавания достаточного множества научных дисциплин вместо многопредметности.

4. Обозначая тождественность категорий «цивилизация», «религия», «государство» и феноменов культуры, нравственности и образования, Дж. Г. Ньюмен понимал нравственность с христианских и светских позиций как способность исполнять свои нравственные обязанности в обществе (исповедовать веру) и государстве (исполнять гражданский долг) на основе главного нравственного принципа - личностного ответа на вопрос: как можно правильно служить Богу, обществу, миру и самому себе? Процесс воспитания - это совершенствование самой природы человека, приведение личности в состояние гармонии с самим собой и обществом. Главными задачами воспитания Дж. Ньюмен называл развитие активности личности, позиции в обществе, трезвости мысли, рационализма, добронравия, прямодушия, самообладания, разумности, стойкости взглядов, умения вести дела, способности убеждать окружающих, сообразительности,

таланта к философствованию, навыков обнаруживать философское значение любой идеи и способностей к овладению любой профессией и наукой.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в диссертации впервые целостно и системно в отечественном историко-педа-гогическом знании представлено педагогическое наследие Дж. Г. Ньюмена, определена сущность педагогической концепции «либерального образования», выявлены социокультурные и идейно-теоретические детерминанты становления педагогических идей Ньюмена, выделены основные принципы его педагогической концепции, определен понятийно-терминологический аппарат данного педагогического учения. В исследовании дополнены представления о характере и сущности гуманистической, демократической педагогики (И.Д. Фрумин, И.И. Хуторянский, Д.В. Латышев), уточнена фактология историко-педагогического процесса второй половины XIX в. (А.Н. Джуринский, Б.М. Бим-Бад, Г.Б. Корнетов).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что многоаспектно разработана источниковая база для последующих исследований научно-педагогического наследия Дж. Г. Ньюмена. Представленный в диссертации фактологический материал расширяет возможности для последующих теоретических исследований истории педагогики в Западной Европе XIX - начала XX в.

Охарактеризованные в диссертации истоки и этапы научных исканий Дж. Г. Ньюмена позволяют осуществить новые интерпретации закономерностей исторического развития западноевропейской педагогики. Выводы диссертационного исследования могут служить основой для дальнейшей разработки предпосылок, детерминант и закономерностей западноевропейского историко-педагогического процесса и эволюции системы образования. Положения о гуманистическом характере педагогического наследия Ньюмена позволяют на новом теоретическом уровне обозначить идейные ориентиры гуманизации современной российской школы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается достаточностью документальной и источниковой основы исследования; комплексностью применения методов историко-педагогического анализа; методологической обоснованностью полученных теоретических и практических выводов; соответствием полученных заключений выводам иных социогума-нитарных исследований истории английского общества XIX в.

Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что его выводы могут быть использованы при совершенствовании воспитательной работы в различных типах учебных заведений с учетом основных положений педагогической концепции «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена. Результаты исследования потенциально полезны для дальнейшего совершенствования содержания и методики преподавания гума-

нитарных дисциплин (история, политология и др.) как в средней, так и в высшей школе. Результаты исследования возможно применять при подготовке лекций, учебных пособий, совершенствовании спецкурсов в вузе.

Личный вклад диссертанта заключается в анализе источников исследования, авторском переводе текстов, их систематизации и интерпретации оригинальных педагогических идей Дж. Г. Ньюмена, обнаружении ранее не известных для российской научной и педагогической общественности сочинений Ньюмена. В диссертации были осуществлены оригинальная трактовка и редескрипция педагогических взглядов Дж. Ньюмена, подготовлено 14 публикаций по тематике выполненного исследования.

Апробация результатов исследования проводилась непосредственно в самой педагогической деятельности исследователя как преподавателя и организатора образовательной деятельности обучающихся (Волгоградская академия МВД России, 2011-2014 гг.). Материалы исследования были опубликованы в различных формах (14 публикаций); обсуждались на X Международной научно-практической конференции «Стратегические вопросы мировой науки-2014» ("№ика I зШсНа", Рггету$1, Польша, 2014 г.), XXII Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» (Москва, 2014 г.), X Международной научно-практической конференции «Актуальные научные разработки» (Болгария, София, 2014 г.), X Международной научно-практической конференции «Дни науки-2014» (Чехия, Прага, 2014 г.).

Внедрение результатов исследования проводилось в процессе совершенствования лекционных материалов в рамках курса «Педагогика» в Волгоградской академии МВД России, при составлении УМКД «Педагогика и психология», «История мировой культуры» (2014 г.).

Объем и структура диссертации соответствуют характеру историко-педагогического исследования: Диссертация объемом 172 с. состоит из введения (16 е.), двух глав (соответственно 62 с. и 63 с:), заключения (10 е.), списка литературы (208 наименований) и 1 приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава «Теоретико-методологические аспекты исследования педагогического наследия Дж. Г. Ньюмена», состоящая из двух параграфов, имеет основной целью комплексный анализ теоретико-методологических основ становления оригинальной педагогической концепции Дж. Г. Ньюмена, который предваряется выявлением сущностных основ педагогического наследияанпшйского педагога

Исходя из этого, в первом параграфе первой главы «Социокультурные и идейно-теоретические предпосылки формирования педагогического учения Дж. Г. Ньюмена» методами историко-логической и историко-педагогической реконструкции был отражен и воссоздан социокультурный контекст формирования исследуемого педагогического учения как совокупности таких средств детерминации исторического процесса, как предпосылки, истоки и источники.

Становление и развитие оригинальных педагогических взглядов Дж. Г. Ньюмена исторически приходятся на первую половину XIX в. -период глобальной трансформации западноевропейского в целом и английского, в частности, социума. Уникальная по своему историческому значению Викторианская эпоха продуцировала значительный комплекс общественно-политических и социально-экономических проблем, обусловленных переходом общества от традиционного к индустриальному укладу. По этой причине обострились проблемы развития системы национального образования, находившейся к началу рассматриваемого в настоящей диссертации периода в состоянии незавершенных, архаичных по своей сути реформ, со значительным перевесом клерикализма и ультраутилитаристских подходов.

Как следствие, к середине XIX в. возникли все необходимые исторические, социальные и научно-культурные предпосылки генезиса и развития в английской педагогической мысли принципиально новых детерминант научно-педагогического поиска, и одной из наиболее ярких явилась концепция нового «либерального образования» (liberal education) Дж. Г. Ньюмена.

Как крупнейший католический философ, церковный деятель и выдающийся интеллектуал своего времени, Ньюмен воспринял характерные для католичества идеи учительства и просветительства, а также гуманистические идеалы единства человечества, западноевропейской цивилизации, христианства и Вселенской церкви в целом.

Определение актуальных проблем теоретической педагогики и совершенствование системы образования выступали превалирующими векторами творческих исканий английского ученого. Религиозно-философское учение Ньюмена характеризуется несомненной целостностью и непротиворечивостью, его основу составляют христианский гуманизм и идейные доктрины скотизма.

Имея большой практический педагогический и просветительский опыт как преподаватель Оксфордского университета и отрицательно относившись к ведущим тенденциям развития западноевропейской системы образования, Ньюмен на основе идей социального равенства и христианских (в католической интерпретации) представлений о социальном мироустрой-

стве приступил к теоретической разработке идеи бесплатной, государственной, общенародной, демократической, всеобщей, обязательной системы народного образования, без социально-классовой, национально-религиозной, идеолого-политической сегрегации.

Основной вектор педагогических исканий Дж. Г. Ньюмена заключался в теоретических и практических попытках разрешения исторически сложившегося антагонизма между светским и религиозным образованием - по его мнению, основного источника всей проблематики развития системы образования в США и Западной Европе на том этапе. Соответственно, центральной для всего педагогического учения Ньюмена является идея всеобщей, общенародной, обязательной, бесплатной государственной школы без классовой, социальной, политической, религиозной и тендерной сегрегации.

Результатом напряженных многолетних педагогических исканий Дж. Г. Ньюмена стала целостная, непротиворечивая, методологически обоснованная педагогическая теория, именуемая самим автором концепцией «либерального образования» (liberal education). Данная концепция обладает всей полнотой атрибутики самостоятельной научной теории и освещает практически все сферы педагогической действительности, реф-лексировавшиеся в теоретической педагогике XIX в., - это обоснование более гуманных принципов педагогического процесса, разработка методов и средств обучения, определение содержания образования, социальная роль института образования в обществе.

Идеалом христианства для Дж. Г. Ньюмена выступают первые века существования христианской церкви (приблизительно до начала V в. н.э.). Христианская церковь, по его мнению, может быть только единой, Вселенской. Именно вследствие данного убеждения Ньюмен и осуществил свой переход в католицизм.

В своей защите христианских ценностей от светской нравственности, философии и науки Дж. Г. Ньюмен продолжал экзегетическую традицию Святых Отцов, при этом отстаивая идеи одного из ведущих теологических течений XIX в., известного как «скотизм» и принцип свободы воли. Священное Предание, согласное его воззрениям, исполняет строго нормативную роль как в жизни Церкви, так и в жизни рядового христианина. С данных позиций Дж. Г. Ньюмен разрабатывал «теорию развития вероучения» (в некоторых трактовках - «теория развития догматов», «идея открытой теологии»), т.е. развивающегося, а не догматизированного богословия. Он признавал то, что католичество есть целостная религиозная доктрина, не допускающая компромиссов или изменений, что существует вечная христианская традиция, которая в совокупности с неизменным и непогреши-

мым авторитетом Церкви есть главный источник религиозного учения, но считал, что все нововведения «не от Бога, но от человека», и Церковь может изменяться в ответ на новые вызовы времени.

Во втором параграфе первой главы «Парадигмальная сущность педагогической концепции "либерального образования" Дж.Г. Ньюмена» показано, что в представленный в диссертации период развития английского общества - Викторианскую эпоху - католицизм вынужденно приспосабливался к условиям нового капиталистического общества. На данном историческом этапе в западноевропейской социальной среде формировались принципиально иные, по сравнению с предшествующим временем, духовно-нравственные идеологемы и экзистенциальные ценности, такие как материализм, рационализм, сциентизм и объективизм, что побуждало религиозных мыслителей к обоснованию новых теологических доктрин с учетом последних достижений естественных и гуманитарных наук.

В контексте новых течений выдающимся английским религиозным философом Дж. Г. Ньюменом была обоснована «теория развития догматической доктрины». В целом религиозно-философское учение Дж. Ньюмена педагогично по своей сути. Педагогическая концепция «либерального образования Ньюмена» - неотъемлемая часть его социально ориентированного теологического учения. По существу, педагогическое учение английского ученого представляет собой обоснование педагогических феноменов с позиции христианского вероучения.

Педагогические воззрения Ньюмена, убежденного в отсутствии собственной национальной педагогической теории в Англии XIX в., отличаются максимальной теоретической обобщенностью, что позволяет определить его педагогическое учение как целостную педагогическую концепцию. Педагогическая концепция «либерального образования» разрабатывалась ученым на основе протестантизма и католических традиций, но при этом в своих сущностных основаниях она продолжает англосаксонскую образовательную традицию, адаптируя ее к новым реалиям индустриально-капиталистической эпохи XIX в.

Христианские гуманистические идеи Ньюмена имели своей целью дивергенцию и полное нивелирование существовавших в представленный в диссертации период английской истории религиозных, классовых и социальных различий в сфере образования. В своих педагогических исканиях Дж. Г. Ньюмен исходил из категориального анализа взаимосвязи образования с ключевыми институциями западного общества, такими как цивилизация, государство и церковь. Обоснованная философом концепция «либерального образования» имеет универсальный характер, ее идейную

основу составляет теоретическое описание отношения либерального, светского образования к христианским идеалам.

Основным средством воспитания «нового джентльмена» является специфическое «либеральное», или «абсолютно свободное образование», теоретическая разработка принципиальных основ которого составляла квинтэссенцию всех педагогических исканий английского философа. Само понятие свободного, или либерального, образования, обучения и воспитания заимствовано Ньюменом из педагогического наследия античного образования. Античная система обучения и воспитания граждан как архитектоника свободного сообщества учащихся и их наставников являлась подлинным педагогическим идеалом для Ньюмена. Ученый неоднократно подчеркивал в своих трудах, что университеты, как феномены западноевропейской науки и культуры, изначально возникли на либеральной основе.

Как известно, педагоги, эпохи античности называли собственную школьную систему именно «свободной», в некоторых вариациях - «либеральной», ввиду того, что она была ориентирована исключительно на свободных и самодостаточных граждан в условиях рабовладельческого общества. Сам смысл категории «либеральный», согласно Дж. Ньюмену, в изначальном своем значении противостоит категории «рабское», а под «рабским трудом», согласно церковному вероучению, необходимо понимать не только физическую работу как таковую, но и всякую механическую эксплуатацию человека во всех формах, т.е. все то, в чем человеческий дух принимает минимальное участие или даже не участвует. Смысловое наполнение понятия «либеральность» в эпоху античности в приложении к педагогическим феноменам сводилось к интенции к всестороннему и многоаспектному «духовному упражнению», развитию рассудка и оригинальности суждений. Подобное либеральное образование английский педагог расценивал как наиболее выдающееся достижение всей западной культуры.

Сама категория свободы в гражданском, политическом и нравственном смыслах есть единственное и непременное условие формирования личности учащегося, в первую очередь - духовно-нравственных начал ее совершенствования. Внутренняя свобода личности при этом имеет физическую, интеллектуальную и духовную формы своего выражения. Любое учебное занятие будет подлинно свободным, только будучи обусловленным внутренними, самодостаточными, а не исключительно внешними целями и задачами субъекта педагогического процесса.

Равным образом в научно-педагогических работах Дж. Г. Ньюмена встречаются только .классические трактовки категории «образование»

(англ. education), восходящие к немецкой классической философии, в первую очередь к И. Гердеру.

Вместе с тем свободное, или либеральное, образование в трактовке Ньюмена принимает универсально парадигмальную форму. Согласно его учению, оно есть универсальное глобальное воспитание, подходящее для всех рас, наций, народов, цивилизаций, социальных групп и религий, имеющее целью восстановить всемирную значимость всей западной культуры.

Истинная образованность неизменно предполагает духовный рост личности, ее высокую нравственность, в то время как культивированный интеллект константно сводится к умению анализировать, обобщать, синтезировать, редуцировать и рефлексировать единичные факты, методично выявлять сущностную основу явлений и мысленно преобразовывать приобретенное знание. Таким образом, единой и высшей целью высшего образования выступает не научение или усвоение определенной суммы знаний, а развитие на их основе целостного научного мышления и рассудка, формирование человечного характера личности учащегося. Либеральная личность есть результат либерального образования, т.к. только именно оно обладает истинной человеческой сущностью и эффективной способностью воздействовать на сложный и противоречивый процесс формирования человеческой души.

Отличительная особенность либерального образования заключается в том, что только такое образование имеет результатом духовный рост личности воспитанника, возделывание его души и приведение ее к наилучшему состоянию, его всестороннее просвещение.

Дж. Г. Ньюмен идейно обосновал свое педагогическое учение на основе собственного понимания разрешения острого противоречия между религиозным и светским подходами в системе образования, которое в рассматриваемый период являлось объектом многочисленных общественных дискуссий ввиду значительной популяризации материалистических умонастроений во всем западном мире. Ожесточенная полемика о новом содержании религиозного начала в школе развернулась как в политических, так и в общественных кругах, что и явилось началом творческих исканий Дж. Ньюменом в области возможности разработки оригинальной модели свободного образования. Вопрос о нетождественности религиозного и светского образования и в целом светского общества и церковной организации выступал основополагающим во всем философском наследии английского мыслителя.

Вторая глава диссертации «Сущностные основы педагогического процесса в концепции "либерального образования" Дж. Г. Ньюмена», состоящая из двух параграфов, посвящена исследованию основных теоретиче-

ских положений педагогического учения английского ученого относительно основ педагогического процесса - процесса воспитания и обучения. В главе рассматриваются положения относительно философско-социальной и культурологической сущности феномена образования, проблем содержания образования, основ нравственного воспитания, совершенствования методов воспитания и обучения.

В первом параграфе второй главы «Сущностные основы процесса обучения в педагогической концепции Дж. Г. Ньюмена» показано, что в вопросах определения сущности процесса обучения Дж. Г. Ньюмен на основе своей «теории развивающего вероучения» исходил из доктринальных представлении о комплементарности научного и теологического знания и их тождественности в учебно-воспитательном процессе любого учебного заведения.

Дж. Ньюмен отрицательно оценивал основные тенденции развития современной системы просвещения и в целом всей педагогической действительности, в том числе практику семейного воспитания и систему просветительских мероприятий викторианского правительства.

Цель «либерального образования» заключается не в механическом усвоении простого знания, тем более знания, понимаемого как предметное содержание. Вместе с тем научно-теоретическое обоснование основ содержания образования, в первую очередь высшего, составляет один из доминантных аспектов его педагогического учения о «либеральном образовании».

Выступая против «бэконианской школы» утилитаристов, Дж. Г. Ньюмен, противопоставлявший либеральное знание знанию узкопрофессиональному, заявлял, что излишний акцент на экономическую и социальную практичность и рентабельность образования является крайне односторонним. Как приверженец аристотелевской позиции, он разделял античные идеалы свободной школы как уникального интеллектуального сообщества для распространения научного знания в интересах самой науки, что и составляет основу либерального подхода в образовании. Само «либеральное образование», основными принципами которого выступают целостность, системность и универсальность, константно предопределяет конкретику и точность всех преподаваемых наук и, как следствие, их высокое практическое значение.

В свою очередь, универсальное знание обеспечивает специфические энциклопедические свойства всего получаемого личностью образования, что обеспечивает формирование различных знаний по широкому кругу гуманитарных и естественных наук; а также на практике. На основе подобно-

го образования развивается целостное научное видение человеком объективного мира. Напротив, профессиональное узкоспециализированное образование способно сформировать исключительно узкое мировоззрение, личностными проявлениями которого будет, по словам ученого, сверхразвитый «узкопрофессиональный фанатизм». Но при этом ученый выступал и против сложившейся в английских школах практики многопредметного образования, при котором учащиеся вынуждены усваивать нескончаемое множество ненужных и бесполезных сведений на принципах строгой научности и квазирационалыюсти. Подобное схоластическое, фактологическое, псевдонаучное и чрезмерно теоретизированное обучение, по сути, противоречит принципиальным постулатам либерального образования. По своей сути свободное, «либеральное», образование антагонистично практическому, «полезному», образованию.

Согласно учению Ньюмена, существуют три основные области знания, определенные самой их природой. Данные области, эти три основных предмета, преподаются в любом типе учебных заведений. Ими ученый называет Бога, Природу и, собственно, самого Человека. Данные научные сферы в различной степени изучаются теологическими, естественными и гуманитарными науками. Кроме того, Дж. Ньюмен однозначно разделяет понятия «знание», «ученость» и «интеллект» как педагогические категории. Знание Ньюмен называет одним из необходимых обстоятельств, характерных для того или иного специализированного навыка, в то время как ученость означает знание преподаваемого в учебном заведении предметного материала, а интеллект, как это отмечалось выше, - результат либерального образования.

В полной мере указанные выше области научного знания включает классическое образование, сторонником которого в принципиальных моментах являлся Дж. Г. Ньюмен. По его мнению, только подлинно классическое образование обладает возможностями формирования либеральной личности. Классическое образование, по сути, и является выражением образования либерального.

Вместе с тем Ньюмен подвергал всесторонней критике существовавшую во многих типах учебных заведений западноевропейских стран практику классического образования, когда изучение богатого культурного наследия античной цивилизации сводилось исключительно к филологическому и схоластическому изучению мертвых языков.

Учение об университете занимало центральное место как в практической деятельности Ньюмена (основателя Дублинского университета и почетного члена Оксфорда), так и в его теоретических изысканиях. Цель но-

вого либерального университета, по Ньюмену, - интеллектуальная, а не духовная, она заключается в распространении и продвижении знания, а не в его прибавлении. Однако это не означает, что функции университета носят исключительно светский характер, напротив, согласно концепции «либерального образования», учебный процесс в высшем учебном заведении обладает синкретическими свойствами, диалектически сочетающими в своих сущностных началах научное образование и религиозное воспитание.

Первейшее условие функционирования любого университета - это свобода. Только в свободных дискуссиях независимых ученых могут возникать новые знания, концепции и теории. Преподаватель университета, по сути, есть воспитатель. Только свободный ученый и преподаватель вуза способен представить собственные знания своим образом жизни, и только свободный преподаватель может воспитывать студентов собствегшым примером, его знаниям и жизненной мудрости подражают студенты. Таким образом, университетская среда — это уникальное средство воспитания, оказывающее глубокое воздействие на формирующуюся личность студента.

Ньюмен принципиально отвергал господствовавшие в педагогике XIX в. идеи сверхрационализма и определял обучение как специфический процесс поэтапного формирования интеллектуальной культуры учащихся с целью формирования отвлеченного логико-абстрактного мышления, самостоятельного разума, скептического мировоззрения в противоположность схоластическому научению и суммативному усвоению знаний.

Будучи убежденным противником всякой схоластики в вопросах процесса обучения и выступая против поверхностного, утилитарного, энциклопедического образования, утвердившегося, по его мнению, в системе английского и всего западноевропейского образования, Дж.Г. Ньюмен разрабатывал систему новых, более жизненных методов обучения, что в совокупности с общей проблематикой построения самого процесса обучения составляет одну из теоретических доминант концепции «либерального образования».

Процесс обучения, согласно педагогической концепции «либерального образования», представляет собой целенаправленное поэтапное формирование интеллектуальной культуры учащегося, научного мировоззрения и в то же время гуманистической нравственности в христианском значении данной категории.

По актуальному в западноевропейской теоретической педагогике XIX в. вопросу о содержании образования в педагогическом наследии Дж. Г. Ньюмена обнаруживается полная апологетика идей нового, обновленного классицизма. Классическое образование в педагогическом учении Ньюмена

представляет собой единственно верный путь развития всей национальной системы образования. Либеральность, по его мысли, есть квинтэссенция классицизма, и, таким образом, либеральное образование - это, в первую очередь, образование гуманистическое. При этом гуманистический характер классического образования определен, главным образом, гуманитар-ностыо, а следовательно, и человечностью.

Как сторонник воспитывающего характера процесса обучения, Ньюмен в качестве основных его принципов определял самостоятельность, сознательность, активность, скептицизм, самодеятельность, самостоятельную работу с книгой, широкое использование наглядности и творческую инициативность самого учащегося при общем превалировании метода наблюдения, сократического метода обучения и самостоятельных исследовательских решений учеников.

Проблематика определения содержания образования и в целом построения предметного курса в учебных заведениях рассматривается Ньюменом более с философических, нежели с дидактических позиций. Так как источником «либерального образования», по Дж. Ньюмену, выступает Разум (Reason), в то время как источником специального образования -только внешние его проявления, основу обучения составляет так называемая Наука, или Философия (Science or Philosophy). Сам по себе интеллект человека, по Ньюмену, - это определенная философская направленность личности, и, как это отмечалось выше, «либеральное знание» философично по своей сути.

Во втором параграфе второй главы «Сущностные основы процесса воспитания в педагогической концепции Дж. Г. Ньюмена» установлено, что педагогические взгляды Дж. Г. Ньюмена относительно сущностной основы процесса воспитания оригинальны, прогрессивны и в значительной мере контрастируют как с преобладающими теоретическими подходами по данному вопросу в педагогике XIX в., так и с практикой викторианского воспитания в английском обществе того времени.

Отвергая существовавшую в Англии систему пуританского, викторианского воспитания, равно как и теоретические принципы гербартианской педагогики в вопросах воспитательного процесса, и заимствуя некоторые положения концепции «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо и фребелев-ской педагогики, Дж. Г. Ньюмен обосновал идею либерального воспитания, представляющую важную составляющую всей концепции «либерального образования». Сущностным содержанием предложешюй Ньюменом модели воспитания являются принципы свободы, диалектического сочетания научного образования и духовно-нравственного воспитания, свобо-

ды личности воспитанника, равноправия и сотрудничества, при этом движущими силами воспитательного процесса выступают непосредственный детский опыт, эмоциональный мир ребенка и специфическое детское воображение как предпосылка его интеллектуального развития.

Определяя нравственность человека как продукт его взаимодействия с социальным окружением, ученый указывал, что формирование нравственных принципов личности на основе христианских гуманистических ценностей, проявляющихся в таких психологических характеристиках, как воля и характер, - это главная задача воспитательного процесса. Основной фактор и средство формирования нравственности человека —это особая нравственная атмосфера в семье и школе, изначально задающая интенцию всего личностного развития.

Воспитательная деятельность, по Ньюмену, является основополагающей в любой из форм педагогической деятельности. Высшее назначение всякого типа учебного заведения в общей системе национального образования, таким образом, заключается в формировании верных норм и образцов нравственного поведения человека в обществе. Любая школа или университет, по Ньюмену, это место образования и воспитания, а не всего лишь обучения.

Педагогическая концепция Дж. Г. Ньюмена основана на принципах христианского гуманизма, и соответствующим образом описанная английским мыслителем система воспитания в своих идейных началах является глубоко религиозной. Однако, будучи представителем религиозного течения, Ньюмен, вместе с тем, выступает за более светский подход в воспитании, признавая ограниченность возможностей религии в вопросах духовно-нравственного совершенствования личности.

Основными принципами воспитательной деятельности в концепции «либерального образования» выступают свобода и ненасилие над личностью воспитанника. При этом внутренняя свобода каждого человека имеет несколько аспектов — физический, интеллектуальный и духовный.

Признавая сложность такого педагогического феномена, как воспитание, и указывая на то, что формирование личности - это чрезвычайно противоречивый процесс, т.к. душа и сердце человека есть наиболее трудно понимаемые научные категории, Дж. Г. Ньюмен в руссоистских традициях обосновывает принцип самостоятельности личности воспитанника в педагогическом процессе.

Ньюмен признавал необходимость раннего обучения и воспитания детей, при этом акцент на специфику детской психологии, особенности детского мышлениями внутреннего мира ребенка выступает доминирующим

психолого-педагогическим принципом воспитательного процесса. В данном вопросе ученый придавал большее значение семейному, домашнему воспитанию, чем институционализированному школьному, усматривая в последнем многочисленные недостатки и указывая на его несоответствие идеалам христианской нравственности. Основными средствами и методами воспитания, по Ньюмену, являются гуманистическая, нравственная среда самого учебного заведения, непосредственное общение учащихся, реальные примеры из повседневности.

Воспитательная деятельность, согласно педагогической концепции «либерального образования», является основной в любом типе высшего образовательного учреждения. Одновременно Дж. Г. Ньюмен являлся сторонником доктрины воспитывающего характера обучения и непрестанно доказывал идентичную сущность воспитательного и обучающего процессов, которые в своем диалектическом единстве образуют целостный педагогический процесс. В этой связи ученый использует понятие «интеллектуальное воспитание», отмечая тем самым, что умственные способности человека относятся непосредственно к его поведению и нравственной жизни.

В целом концепция «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена относится к прогрессивному гуманистическому наследию мировой педагогической мысли, обращение к которому позволяет переосмыслить ценностные ориентиры развития отечественного образования в современную эпоху.

В заключении диссертации приведены основные выводы исследования, сформулированы результаты, доказывается значимость педагогического учения Дж. Г. Ньюмена для отечественной системы образования и педагогической науки, показываются векторы практического использования положений данной педагогической концепции в современной российской системе образования. Результаты исследования историко-педагогической и теоретико-методологической сущности педагогической концепции «либерального образования» свидетельствуют о том, что основная проблема диссертационной работы получила свое решение в рамках поставленных цели и задач.

Основополагающие исследовательские выводы были сформулированы в положениях, выносимых на защиту. Значимым результатом исследования выступает целостное заключение о современном значении и актуальном характере педагогической концепции Джона Ньюмена для российской науки и образования. Показывается перспективность и обозначаются возможности дальнейших исследований педагогической теории английского ученого.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных

ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации

1. Тимофеева, A.A. Концепция «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена / A.A. Тимофеева // Вестник Волгоградской академии МВД России. -2013.-№4.-С. 155-161 (0,6 пл.).

2. Тимофеева, A.A. Сущностные основы педагогического процесса в концепции «Нового образования» Дж. Г. Ньюмена / A.A. Тимофеева // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 242-246 (0,3 пл.).

3. Тимофеева, A.A. Сущность университетского образования в педагогическом наследии Джона Генри Ньюмена / A.A. Тимофеева /У Психопедагогика в правоохранительных органах. -2014. -№ 1.-С. 63-67(0,3 пл.).

Статьи в сборниках научных трудов и материалов научных конференций

4. Тимофеева, A.A. Принципы гуманистического воспитания в концепции либерального образования Дж. Г. Ньюмена / A.A. Тимофеева // Грани познания: электрон, науч.-образоват. журн. ВГСПУ. - 2013. - № 7. - URL: http:// www.grani.vspu.ru. - С. 25-28 (0,5 пл.).

5. Тимофеева, A.A. Теоретические основы воспитательного процесса в педагогическом наследии Дж. Г. Ньюмена / A.A. Тимофеева // Насто-ящи изследвания и развитие-2014: педагогические науки: материали за X международна научна практична конференция (с болгарского). - София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2014. - Т. 15. - С. 14-20 (0,4 пл.).

6. Тимофеева, A.A. Цели и задачи «либерального образования» в педагогике Джона Генри Ньюмена / A.A. Тимофеева // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXII Между-нар. заоч. науч.-практ. конф. М.: МЦНО, 2014. -№ 1. -С. 49-59 (0,7 пл.).

7. Тимофеева, A.A. Принципы нравственного воспитания в педагогике Дж. Г. Ньюмена / A.A. Тимофеева // Strategiczne pytania swiatowej nauki-2014: Pedagogiczne nauki: materialy X Mi?dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji (с польского). - Przemysl: Nauka i studia, 2014. -V. 17,-C. 31-35 (0,5 пл.).

8. Тимофеева, A.A. Историко-педагогическое значение концепции «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена / A.A. Тимофеева // Materiäly X mezinärodni vedecko - praktickä conference «Dny vedy - 2014» (с чешского). - Praha: Publishing House «Education and Science», 2014. - Dil 14. -С. 91-97 (0,4 пл.).

9. Тимофеева, A.A. Теоретические основы «либерального воспитания» в педагогическом наследии Джона Генри Ньюмена / A.A. Тимофеева // Историко-педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 196-205 (0,6 пл.).

10. Тимофеева, A.A. Сущностные основы педагогического наследия Дж. Г. Ньюмена / A.A. Тимофеева // Современные концепции научных исследований: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва). -М., 2014. - С. 24-26 (0,2 пл.).

11. Тимофеева, A.A. Гуманистический потенциал педагогической концепции «либерального образования» Дж. Г. Ньюмена / A.A. Тимофеева // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: сб. ст. II Междунар. практ. конф. (г. Екатеринбург). - Екатеринбург: НАУ, 2014. - С. 28-31 (0,3 пл.).

Общий объем публикаций автора составил 4,8 п.л.

ТИМОФЕЕВА Анна Анатольевна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ЛИБЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ДЖ. Г. НЬЮМЕНА

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Подписано к печати 19.02.15. Формат 60x84/16. Бум. офс. Гарнитура Times. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 110 экз. Заказ

Типография Издательства ВГСПУ «Перемена» 400066, Волгоград, пр. им. В И.; Ленина, 27