Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Крюкова, Ирина Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Владикавказ
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Крюкова, Ирина Викторовна, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Понятие нравственно-эстетической культуры личности.

1.2. Зарубежный опыт формирования нравственно-эстетической культуры личности.

1.3. Отечественный опыт формирования нравственно-эстетической культуры личности.

1.4. Современное состояние проблемы нравственно-эстетической культуры личности.

Выводы.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ.

2.1. Педагогические условия формирования нравственно-эстетической культуры личности студента.

2.2. Факторы, влияющие на развитие высокого уровня нравственных и эстетических чувств студентов.

2.3. Проблема оценивания эффективности воспитательного процесса.

2.4. Высокий уровень нравственных и эстетических чувств как показатель социальной зрелости студентов.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений"

Один из императивов идеологии перестройки нашего общества -возведение общечеловеческих ценностей в статус приоритетов. Естественно, эти ценности, тем более нравственно-эстетические, не станут автоматически регуляторами поведения, общения, отношений и деятельности социальных групп, в том числе студенческих. Причина заторможенности этого процесса в том, что превращение общечеловеческих ценностей в основу морали всего общества и норму жизни каждого его молодого представителя — чрезвычайно противоречивый, болезненный и длительный путь. Причина заторможенности и в том, что ни философы, ни этики, ни педагоги-психологи еще не пересмотрели свои концепции нравственно-эстетического воспитания, развития и совершенствования личности в реформируемый период. Таким образом, фактически отсутствует прочный научный фундамент современной нравственно-эстетической педагогики. Отсюда - дезориентированная практика духовного формирования личности, рискующая двигаться вперед методом проб и ошибок, несостоятельность которого очевидна. Однако от проблемы не уйти ни одному учебно-воспитательному заведению. Эрозия общественной и индивидуальной нравственности в условиях современного вуза выражается, в частности, в том, что имеет место кризис трудовой морали. Ответственное отношение к труду (учебному, производственному, общественному и др.) как к основе морали всех и каждого уже не является ведущей жизненной ценностью, внутренней потребностью новых поколений будущих специалистов.

Актуальность исследования определяется тем сложным положением, в котором сегодня оказалась педагогика нравственно-эстетического воспитания будущих специалистов. Отсутствие у некоторой части студентов вуза трудолюбия, чувства долга перед родителями и преподавателями, активной гражданской позиции во многом можно считать следствием утраты веры в традиционные для старших поколений социальные и морально-эстетические ценности. Молодой человек не всегда способен найти достойную замену ценностям, которые исповедовались старшими поколениями в течение десятилетий. Поиски эквивалентов иногда аморальны и антиэстетичны. Особую тревогу вызывает, например, "омоложение" различных пороков - наркомании, проституции, преступности. В современной ситуации разномыслия, противоречивых баталий образовался духовный вакуум, негативно влияющий не только на детей, подростков и молодежь, но даже на старшие поколения. Утрата нравственно-эстетических ценностей, а также неспособность молодых сделать самостоятельный мировоззренческий выбор приводят к тому, что еще не окрепшие духовно личности теряют цель и надежду в жизни. Такое состояние социально опасно.

Актуальность настоящего диссертационного исследования подтверждается фактом резкого снижения духовности отдельных представителей студенческой молодежи за последние полтора-два десятилетия. Процесс выравнивания показателей их духовной культуры происходит, к сожалению, на фоне снижения духовного тонуса нашей страны. Вне нравственно-эстетического воспитания невозможно духовное развитие молодого человека.

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования у студентов нравственно-эстетической культуры в условиях межнациональных отношений - одна из центральных забот специалистов разных профилей. Ощутимый вклад в разработку этих подходов внесли известные психологи: Б.С. Алякринский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Н.В. Кузьмина, А.Р. Лурия, К. Муздыбаев, Р.С. Немов, А.В. Петровский, C.JI. Рубинштейн, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и др. В психологической науке духовные установки личности рассматриваются как важнейшие нравственно-эстетические стандарты поведения, общения, отношений и деятельности. В этой связи моральные и художественные стандарты выполняют функции социальных норм, реализующихся в следующие роли: регулятивную, избирательную, систематизирующую, оценочную, стабилизирующую и фильтрующую. Таким образом, психологические исследования помогают педагогам опираться на нормы, регламентирующие нравственно-эстетические отношения между людьми разных поколений, профессий, конфессий и национальностей.

Проблемами нравственно-эстетической культуры прямо или косвенно занимались и занимаются философы, социологи, этики, эстетики, педагоги-психологи. Своими разноплановыми подходами к решению специфичных задач обогащают педагогику нравственно-эстетического воспитания следующие исследователи: С.М. Бардин, З.К. Бербешкина, Б.Н. Бессонов, Е.А. Блажнов, А.А. Гусейнов, В.Г. Иванов, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, JI.H. Коган, А. Кураев, В.Т. Лисовский, С.Л. Соловейчик, А.Г. Спиркин, Д.М. Угринович, Н.Е. Юшманова и др. С точки зрения большинства исследователей, нравственно-эстетическая культура личности выступает как сложнейшая программа, включающая освоенный молодым человеком опыт человечества, помогающий поступать правильно как в традиционных, так и в проблемных ситуациях.

Об актуальности избранной проблемы свидетельствует и тот бесспорный факт, что она непременно фигурировала в профессионально-педагогической деятельности и произведениях крупнейших представителей разных стран и эпох, среди которых, к примеру, А.И. Клизовский, Я. Корчак, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, М. Монтень, М. Монтессори, Н.К. Рерих, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др. Их исследования ориентированы на следующую истину: "Моральная воспитанность состоит, в конце концов, в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла" [121, 23].

Актуальность проблемы подтверждается и вниманием к ней со стороны современных российских учителей-новаторов, значительно обогативших так называемую "педагогику сотрудничества". Особо отметим Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др. Педагогика нравственно-эстетического воспитания у учителей-новаторов базируется на оптимистической позиции: каждый может учиться победно [138,26]. Оптимистическая гипотеза лежит и в основе нашего исследования.

Региональный фактор, присутствующий в диссертационном материале, заставляет этот материал несколько этнопедагогизировать, ибо есть необходимость рассмотреть некоторые профессиональные и студенческие традиции в союзе с осетиноведческими, национальными элементами. В целесообразности такого подхода убеждает анализ трудов ученых Осетии, среди которых Р.С. Бзаров, К.И. Гостиев, Х.В. Дзуцев, Б.А. Калоев, З.К. Каргиева, Т.Б. Кодзаев, А.Х. Магометов, Б.А. Тахохов, М.С. Тотоев, Е.Е. Хатаев, Р.С. Чеджемов и др. Их отношение к обрядотворческой, традициеведческой проблеме пронизано гуманистическими позициями. "Новые обряды - в жизнь!" - вот ведущий девиз осетинских ученых, положенный нами в основу диссертации.

Поиск социопсихопедагогических аспектов формирования нравственно-эстетической культуры личности студента — это, в сущности, организация некой воспитательной системы, внутри которой взаимодействуют определенные функциональные компоненты. Значительную помощь диссертанту в этом поиске оказала методика системного педагогического исследования, разработанная Н.В. Кузьминой и локально примененная З.К. Каргиевой. Вслед за названными исследователями диссертант считает, что педагогические системы (детсад, школа, ПТУ, техникум, армия, вуз) представляют собой целостные образования, имеющие свою историю, собственные этапы развития, оригинальные традиции преемственность в работе, взаимодействие частей внутри системы. Причем, в педсистемах выделяются гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский компоненты [81,15-19].

Проблема формирования у современной молодежи нравственно-эстетической культуры в учебно-воспитательном процессе в последние полтора-два десятилетия привлекла внимание большого числа диссертантов, что также свидетельствует о востребованности, актуальности настоящего исследования. Диссертации по нравственно-эстетической тематике защитили: А.Я. Абсалямова, А.Г. Андреева, JI.A. Барановская, Н.К. Березкина, С.Г. Ваниева, В.Д. Гаичев, В.В. Григораш, Н.Д. Инцкирвели, Е.Р. Скртчян, Л.И. Пицхадзе, Н.А. Романченко, И.А. Уваров, Л.Н. Херувимова, А.В. Щеглов и др.

Анализ перечисленных исследований убеждает в актуальности избранной нами проблемы: понятие нравственно-эстетической культуры личности современного студента до конца не раскрыто, педагогические пути ее формирования в условиях межнациональных отношений намечены лишь фрагментарно.

В области современного нравственно-эстетического воспитания назрел ряд противоречий, а именно: '

- противоречия между интенсивным темпом научно-технического прогресса и задержкой развития духовной культуры студентов;

- противоречия между нравственно-эстетическими установками профессиональных педагогов-психологов и позициями масс-культуры, способствующими индоктринации студенческой молодежи;

- противоречия между тенденциями нравственно-эстетического развития современной студенческой молодежи и духовными традициями этноре-гиональной культуры.

С учетом названных противоречий логично вытекал выбор темы исследования: "Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений".

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия и технологии нравственно-эстетического воспитания студентов в современном вузе, развивающемся под влиянием этноре-гиональной культуры? Решение сформулированной проблемы составляет цель настоящей работы.

Цель исследования - рассмотрение педагогических аспектов процесса нравственно-эстетического формирования личности студента, уточнение категории нравственно-эстетической культуры на современном этапе и определение некоторых специфических особенностей Республики Северная Осетия — Алания, в условиях которой происходит духовное становление будущего отечественного специалиста.

Объектом исследования является система формирования нравственно-эстетической культуры студентов современных вузов,функционирующих в условиях межнационального общения. Имеется в виду процесс формирования у современных студентов потребности соблюдать кодексы профессиональной и национальной чести. В качестве ядра духовных ценностей современного студенческого коллектива должна выступать нравственно-эстетическая культура мира, России и коренного этноса.

Предмет исследования — нравственно-эстетическая культура студентов как показатель их социальной зрелости. В центре нашего внимания -духовная надежность личности будущего специалиста. Речь идет о культуре чувств, которая всегда выражается в этике и эстетике поведения, общения, отношений и деятельности. Данный контекст непременно включает проблемы нравственно-эстетического воспитания, самовоспитания и перевоспитания.

Задачи исследования:

1. Определить содержание понятия "современное вузовское нравственно-эстетическое воспитание" с философских, социологических, психологических и педагогических позиций.

2. В целях выявления тенденций развития современного вузовского нравственно-эстетического воспитания проанализировать и охарактеризовать прогрессивный зарубежный и отечественный опыт.

3. Описать педагогические условия и технологии, способствующие наиболее эффективному развитию процесса нравственно-эстетического воспитания студентов в условиях межнациональных отношений.

4. Охарактеризовать апробированную систему интерактивных организационных форм, проанализировать результаты педагогического эксперимента и смоделировать на их основе перспективы дальнейшего совершенствования процесса воспитания нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что успешное развитие будущих специалистов станет возможным, если: выбор педагогический аспектов формирования нравственно-эстетической культуры осуществляется в вузе с учетом этнорегиональной специфики;

- определена оптимальная система этнопедагогизированных форм организации нравственно-эстетического воспитания студентов;

- разработаны критериальный аппарат и процедуры определения качества вузовского воспитательного процесса.

Общая методология исследования базируется на учениях о всестороннем развитии личности и коллектива, разработанных выдающимися педагогами и психологами, среди которых Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский и др. Положения классиков психолого-педагогической мысли лежат в основе разных аспектов избранной нами проблематики, ибо они определяют национальный тип российского духовно-нравственного и полихудожественного воспитания. Особое место вопросам формирования духовной культуры, ее социальных функций и будущности отведено в произведениях В.А. Сухомлинского, методологические позиции, педагогическая этика и эстетика которого имели для диссертанта решающее значение.

Теоретическими источниками исследования являются идеи народности, этнопедагогики, этики, эстетики, искусствоведения, заимствованные у исследователей всестороннего развития личности (М.М. Бахтин, Н.А. Дмитриева, М.О. Кнебель, К.С. Станиславский, В.А. Сухомлинский и др.). Основные подходы к реализации социопедагогической методики измерения уровней нравственно-эстетической воспитанности респондентов были заимствованы у Н.И. Монахова и М.И. Шиловой.

Для решения сформулированных задач и проверки исходных положений нами использовался следующий комплекс методов исследования:

- теоретико-педагогический анализ;

- обсервационные методы (включенное и невключенное наблюдение);

- диагностические методы (профессионально-педагогические и этико-эстетические лекции, беседы, диспуты, конференции);

- праксиметрические методы (анализ нравственно-эстетической деятельности профессиональных педагогов, студентов и их родителей);

- прогностические методы (психолого-педагогический консилиум, моделирование, программирование);

- социопедагогические методы измерения уровней нравственно-эстетической воспитанности респондентов.

Опытно-экспериментальная база исследования. В качестве таковой были избраны: учебный отдел Северо-Осетинского госуниверситета им. K.JI. Хетагурова, инспектором которого диссертант был в период 1994-1996 годов и Владикавказский институт управления, учебным отделом которого диссертант руководит с 1996 года до настоящего времени. Формирующим экспериментом было охвачено 160 студентов Владикавказского института управления, где обучаются 67% осетин и 33% представителей русской и других национальностей.

Этапы и логика исследования. Опытно-экспериментальная работа по формированию у студенческой молодежи нравственно-эстетической культуры в условиях межнациональных отношений содержит три этапа:

1) апробирование авторской программы нравственно-эстетического воспитания студентов и проверка полученных опытно-экспериментальных результатов в условиях Северо-Осетинского госуниверситета (1994-1996);

2) организация формирующего эксперимента и совершенствование авторской программы в условиях аудиторных и внеаудиторных занятий Владикавказского института управления (1996-2002);

3) осмысление и литературное оформление диссертационного материала (2002-2003).

Научная новизна исследования:

- спроектирована теоретическая модель педагогической системы нравственно-эстетического воспитания студентов в условиях межнациональных отношений;

- апробированы интерактивные организационные формы нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи, среди которых лидирующее место занимает система ныхасов (советов) - педагогических, студенческих, родительских;

- вскрыты и педагогически обоснованы резервные возможности афсарма (осетинского этикета) как действенного фактора нравственной социализации личности в условиях межнациональных отношений;

- предложен и экспериментально апробирован тендерный подход к работе с родительской общественностью (выявлены организационно-педагогические возможности ныхасов отцов и ныхасов матерей);

- разработан инструментарий в целях диагностики и критериальной оценки качества учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование нравственно-эстетической культуры в условиях межнациональных отношений.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем:

- определены ведущие принципы нравственно-эстетического воспитания - творческая инициатива, коллективизм и самостоятельность;

- созданы авторские программы нравственного и эстетического воспитания студентов, включающие элементы самовоспитания и перевоспитания;

- доказана многокомпонентность процесса формирования духовной культуры студентов, слагающегося из интеллектуального, нравственного, эстетического и трудового элементов.

Теоретическая значимость исследования. В качестве ведущих теоретических ориентиров, имеющих перспективы последующего развития, выдвинуты следующие позиции: 1) нравственное воспитание есть процесс формирования высокого уровня духовной культуры; 2) нравственное воспитание является основой эстетического формирования личности. Иными словами, эстетическое воспитание есть нравственное воспитание в его высшей, предельной форме, когда активно функционируют художественно-эстетические элементы. Этическое - первично, эстетическое — вторично. Дальнейшее развитие этой формулы санкционируется известным утверждением A.M. Горького: "Эстетика - это этика будущего, когда прекрасное станет нормой поведения человека" (см.: Воронцов В.В. Служение музам. М.: Современник, 1981. С. 76).

Практическая значимость исследования подтверждается тем, что диссертационный материал содержит не только теоретико-методологические, но и научно-методические фрагменты, которые могут быть использованы профессиональными педагогами разных категорий. В частности, имеются в виду программы этико-эстетических бесед, диспутов, деловых игр, конференций, измерений уровней духовной воспитанности, другие научно-методические материалы, ориентированные на геронтотимию - северокавказскую традицию почитания старших, органично связанную с афсармом и ныхасом. Практическая значимость настоящего исследования определяется принципиальной возможностью творческого использования предлагаемых позиций и выводов.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью базисных параметров диссертационной работы, опирающихся на системодеятельностный подход и три его принципа - коллективизм, творческую самостоятельность и инициативу. Лонгитюдная верификация полученных результатов, их сравнимость с массовой нравственно-эстетической практикой — доказательство их достоверности и надежности.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Нравственно-эстетическое воспитание представляет собой ту всеобщую сферу, то системообразующее и коллективообразующее двуединство, где реализуются все задачи и моменты сложного процесса всестороннего развития личности.

2. Высокий уровень нравственных и эстетических чувств студенческой молодежи составляет основу ее духовной воспитанности и является показателем ее социальной зрелости.

3. Этизация, этнизация и эстетизация среды в условиях Республики Северная Осетия - Алания наиболее эффективно реализуются средствами национальных традиций, к которым прежде всего следует отнести геронтотимию, афсарм и ныхас.

4. Развитие нравственно-эстетической культуры происходит интенсивнее, если приобретаемые в учебных и внеучебных условиях этические и художественные знания, умения и навыки становятся внутренней, духовной потребностью личности студента.

5. Действенность процесса формирования нравственно-эстетической культуры будущих специалистов в условиях межнациональных отношений зависит от совершенствования педагогического руководства коллективами студентов, преподавателей и родителей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Они обсуждались и получили одобрение на итоговых научно-практических конференциях Северо-Осетинского госуниверситета им. K.JI. Хетагурова и Владикавказского института управления в период 1997-2003 гг. Материалы исследования отражены в авторских программах нравственного и эстетического воспитания, в статьях, тезисах и тестах, общий объем которых составляет свыше 7 печатных листов. Основные идеи исследования внедряются в учебно-воспитательный процесс Владикавказского института управления.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, включающих некоторые опытно-экспериментальные материалы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

1) радикальные изменения, произошедшие в нашем обществе за последние полтора десятилетия, вопреки ожиданиям, повлияли на отношение студенческой молодежи к искусству весьма поверхностно. Интерес студентов к искусству не снизился. Напротив, в целом возросла субъективная установка на приобщение, например, к народному искусству, эстрадной музыке и театрализациям. Однако значительно снизился интерес к классической музыке - симфонической, оперной, скрипичной;

2) несколько снизился интерес к приобретению знаний о творчестве выдающихся композиторов, художников, скульпторов, поэтов;

3) несколько утрачен энтузиазм в сфере собственных художественно творческих занятий;

4) значительно поубавились домашние формы приобщения к искусству.Имеются в виду, например, домашнее музицирование, вокально-хоровое исполнительство, семейные оркестры и др.;

5) фиксируется факт восприятия музыки (подавляющим большинством

студентов) в качестве фона во время работы, встреч, отдыха. Тревогу вызывает то, что студенты музыку слышат, но специально не слушают, ибо относятся к ней лишь как к бытовому музыкальному фону;

6) ослабла и продолжает снижаться духовно-развивающая функция кинематографического искусства;

7) усиливается развлекательно-релаксационное воздействие искусства и художественного творчества;

8) значительно ослабла внутренняя потребность активно участвовать в этизации, этнизации и эстетизации действительности - природной, социаль ной, предметно-вещной;

9) отмечается выравнивание показателей духовного развития активных и пассивных представителей студенческой молодежи. Сближение характеристик связано, главным образом, с тем, что сдают позиции лучшие представители студенческого коллектива, теряющие лидерские качества активистов, организаторов художественной самодеятельности в многонациональном вузе. Этот феномен можно объяснить тем, современный процесс формирования у студенческой молодежи нравственных и эстетических чувств повсеместно протекает на фоне всеобщего снижения , духовно-развивающего тонуса страны.Тревожит тот факт, что сегодня повсюду создается масштабная сеть пиратских видеопоказов с их растлевающим молодые души киноширпо требом, бурно множатся различные музыкальные салоны сомнительной моральной и художественной репутации. Тревогу вызывают улицы и скверы, заполненные низкопробными книжными развалами, которые трудно назвать » литературой. Современная масс-культура создает определенный тонус духовной жизни студенческой молодежи, формирует убогую систему запросов, потребностей, интересов, идеалов, вкусов и т.д. Ясно, что подобные тенденции часто оказываются победителями, встречаясь с истинными мастерами высокого искусства. Нужно признать, что значительная часть интеллектуальной и художественной элиты, увлекшись всеобщей коммерциализацией или политической суетой, перестала уделять должное внимание духовно-развивающему влиянию на студенческую молодежь. Повсеместное снижение уровня духовных интересов — сегодня одна из наиболее тревожных тенденций общественной жизни. Формирование у студентов высокого уровня нравственных и эстетических чувств в условиях межнациональных отношений, по нашему мнению, способно затормозить этот процесс, тем самым улучшить духовную атмосферу, а значит решить одну из важнейших социокультурных задач.Настоящее диссертационное исследование может быть продолжено в следующих направлениях:

1) выявление связи между развитым художественно-эстетическим вкусом и сформированностью духовно-развивающих потенциалов студенческой молодежи;

2) характеристика общего ухудшения художественно-эстетического вкуса студентов, вызванного снижением духовного тонуса страны, республи ки, региона;

3) поиск новых путей преодоления нравственно-эстетической нераз витости некоторой части современной студенческой молодежи;

4) поиск возможностей эстетического формирования вузовской про странственной среды - здания, коридоров, рекреаций, фойе, зала и др.;

5) характеристика процесса этизации, этнизации и эстетизации ауди торных и внеаудиторных занятий в условиях многонационального вуза;

6) определение этнопедагогических возможностей осетинского или лю бого другого национального искусства как эффективного средства фор мирования у студентов нравственно-эстетической культуры;

7) анализ интегративного единства нравственного воспитания с про цессом эстетического развития личности будущего специалиста в условиях межнациональных отношений.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Крюкова, Ирина Викторовна, Владикавказ

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141с.

2. Абсалямова А.Г. Формирование нравственной культуры 195 с.

3. Аджиева Е.М. Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детского коллектива. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1996. 170 с.

4. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. 608 с.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.

6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

7. Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в учении Живой Этики. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1996. 190 с.

8. Антология педагогической мысли Северной Осетии. Сост. Э.К. Каргиев, СР. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993.416 с.

9. Бабабаш 185 с. Ю.Багдасаров Э.Р. Общение как фактор патриотического воспитания школьников. Дис.... канд. пед. наук. Ростов, 1991. 225 с. 1 ЬБайбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990. 163 с.

10. Барановская Л.А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности. Дис. ...канд. пед. наук. Красноярск, 1996. 179 с. 1 З.Бардин Н. Этика взаимных отношений. М.: Советская Россия, 1972. 127 с. О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1992. студентов средствами народного творчества. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1996.

11. Белогуров А.Ю. Теория и практика гуманитаризации естественнонаучного образования: принципы, подходы, технология. Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Владикавказ, 1997. 23 с. 1 б.Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. М.: Высшая школа, 1986.102 с. 1 У.Бессонов Б.Н. Человек: Пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988.301с.

12. Блажнов Е.А. Зрелость сознания: О формировании культуры молодежи. М.: Московский рабочий, 1987. 159 с.

13. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272 с.

14. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979.224 с.

15. Бондаревская Т.Н. Педагогический такт. М.: Учпедгиз, 1961, 77 с.

17. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск: Народная асвета, 1988. 127 с.

18. Галимова 169 с. Х.Х. Педагогические условия интернационального и патриотического воспитания студентов. Дис. ...канд. пед. наук. Уфа, 1993. Г. Нравственно-эстетическое воспитание в процессе внеучебной деятельности учащихся. Автореф. дис. ...докт. пед. наук. М., политической

19. Гостиев К.И. Новые обряды в жизнь! Орджоникидзе: Ир, 1985. 48 с. ЗО.Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. 143 с. ЗЬГригораш Б.В. Формирование совестливости как нравственного качества личности в процессе эстетического воспитания старшеклассников. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1994. 140 с.

20. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: МГУ, 1974. 156 с. ЗЗ.Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ: Ир, 1992.212 с.

21. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Семейные обряды осетин. Владикавказ: Ир, 1990. 160 с.

22. Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. Владикавказ: Ир, 1994.112 с. Зб.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.204 с.

23. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л.: ЛГУ, 1980. 49 с.

24. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение, 1987. 94 с.

25. Иконникова Н., Лисовский В.Т. На пороге гражданской зрелости. Л.: Лениздат, 1982. 175 с.

26. Ильяева И.А. Культура общения. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1989. 169 с.

27. Инцкирвели Н.Д. Проблемы повышения эффективности нравственного воспитания студентов в современных условиях. Дис. ...канд. пед. наук. Тбилиси, 1992.141 с.

28. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. 316 с.

29. Калинина СВ. Педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением. наук. М., 1996.192 с.

30. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. 80 с.

31. Калоев Б.А. Осетины. М.: Наука, 1967. 242 с.

32. Каминская Б.Р. Диалектика национального и интернационального в процессе научно-технической революции. Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Ростов, 1983. 18 с.

33. Каргиева З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования. Автореф. дис.... докт. пед. наук. СПб., 1995. 34 с.

34. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Рыбинск: Рыбинский дом печати, 1997. 800 с.

35. Катащев В.Г. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учащихся. Дис. ...канд. пед. наук. Казань, 1996.272 с. 55.КЛИЗОВСКИЙ А.И. Основы миропонимания новой эпохи. Магнитогорск: АМРИТА-УРАЛ, 1994. 850 с.

36. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. 526 с.

37. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.

38. Кодзаев Т.Б. Социально-этническая среда как фактор воспитания. Владикавказ: СОГУ, 1996.45 с. 59.КОН И.С. Дружба. М.: Политиздат, 1989. 350 с. Дис. ...канд. пед.

39. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. М.: Политиздат, 1981. 95 с.

40. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. М.: Центр, 1995. 158 с.

41. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. 142 с.

42. Крюкова И.В. Сборник тестов (для практических занятий по курсу "Общая психология"). Владикавказ: Олимп, 2002,70 с.

43. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Владикавказ: Ир, 1992. 392 с. бб.Кузьмина И.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1961.97 с.

44. Кураев А. Школьное богословие. М.: Благовест, 1997.309 с.

45. Лаптенок Д. Система нравственного воспитания. М.: Знание, 1982. 63 с.

46. Ленин В.И. О культуре. Сост. А.И. Арнольдов, И.К.Кучмаев. М.: Политиздат, 1985. 384 с.

47. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 45 с.

48. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

49. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 583 с.

50. Лисовский В.Т. Диспуты на морально-этические темы. М.: Знание, 1988. 64 с.

51. Лихачев В.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996. 463 с.

52. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1980. 238 с.

53. Лурия А.Р. Эволюционное введение

54. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе: Ир, 1968.350 с.

55. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.160 с.

56. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. Сост. В.Е. Гмурман, И.С. Петрухин. М.: Учпедгиз, 1956. 576 с.

57. Мартынова В.В. Формирование гражданственности у подростков в процессе освоения социальных ролей. Дис. ...канд. пед. наук. Минск, 1993. 202 с.

58. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

59. Методы системного педагогического исследования. Под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. 171 с.

60. Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира. М.: РИПОЛ, 1995. 416 с.

61. Мкртчян Е.Р. Влияние уровня нравственного сознания на социальное самоопределение студентов. Дис. ...канд. пед. наук. Минск, 1991. 158 с.

62. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. 144 с.

63. Монтень М. Опыты. Сост. Г.К. Косиков. М.: Правда, 1991. 655 с.

64. Мудрик А.В. Социализация и "смутное время". М.: Знание, 1991. 79 с.

65. Муздыбаев К. Психология ответсвенности. М.: Наука, 1983. 239 с.

66. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.688 с.

67. Нравственное и эстетическое воспитание. Под ред. Д.И. Водзинского. Минск: Народная асвета, 1982. 151 с.

68. Общественное сознание и его формы. Под ред. В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1986. 367 с. 92.0лейников 1993.199 с.

69. Осетия и осетины. Сост. К.С. Челехсаты. Владикавказ: Ир, 1994. 576 с.

70. Основы педагогического мастерства. Под ред. И. А. Зязюна. Просвещение, 1989. 300 с.

71. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. 475 с. М.: B.C. Теоретические основы нравственно-правового сотрудника органов внутренних дел России. Дис. ...канд. пед. наук. СПб.,

72. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. 272 с.

73. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? М.: Педагогика, 1988. 160 с.

74. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Минск: Народная асвета, 1986. 240 с.

75. Подласый И.П. Педагогика. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.432 с. ЮО.Психология и педагогика. Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997. 254 с.

76. Радугин А.А. Введение

77. Рерих Н.К., Рерих Е.И. Живая этика: Избранное. Сост. Ключникова. М.: Республика, 1992. 414 с. ЮЗ.Романченко Н.А. Дидактические основы преподавания курса культуры делового общения и этикета в системе эстетического воспитания школьников (8-11 классы). Дис. ...канд. пед. наук. М., 1996. 179 с.

78. Рубинштейн Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 414 с.

79. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: МГУ, 1981. 184 с. Юб.Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание детей. М.: АПН РСФСР, 1962. 179 с.

80. Симонов В.П., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.160 с.

81. Сипитая Л. А. Формирование гуманистических качеств личности учащегося в процессе эстетического воспитания. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1995. 189 с.

82. Смирнов с.А. Нравственное развитие подростков в процессе творческой познавательной деятельности. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1993. 179 с. 11 О.Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с образованием. Л.:ЛГУ, 1977.136 с. М.Ю.

83. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. 239 с.

84. Соловейчик Л. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 1989. 366 с.

85. Социально-этнические основы интернационального воспитания. Под ред. Х.Х. Хадикова, О.И. Дреева, Х.В, Дзуцева и др. Орджоникидзе: СОГУ, 1985.139 с.

86. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с. II б.Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.: Учпедгиз, 1961. 221с. 1 П.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев: Радянська школа, 1975.235 с.

87. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М.: АПН РСФСР, 1963.151 с.

88. Сухомлинский В.А. Павлышская 1979.391с.

89. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979.96 с.

90. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1978. 174 с.

91. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. 334 с.

92. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 287 с.

93. Телешевская М.Э. Искусство делать людей счастливыми. М.: Ангстрем, 1993.336 с.

94. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. Орджоникидзе: Ир, 1968. 288 с.

95. Тютькова И.А. Формирование политических взглядов и убеждений старшеклассников, Дис. ...канд. пед. наук. М., 1994. 151 с. средняя школа. М.: Просвещение,

96. Угринович Д.М. Психология религии, М.: Политиздат, 1986. 351 с.

97. Узун Л.С. Совершенствование системы формирования морально-боевых качеств у слушателей вузов МВД России. Дис. ...канд. пед. наук. СПб., 1996. 193 с. 129.УШИНСКИЙ К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Избр. пед. соч.: В 11 т. Т. 9. М.: Просвещение, 1974. 306 с.

98. Формирование учебной деятельности студентов. Под ред. В.Я. Ляудис. М.: МГУ, 1989. 238 с.

99. Фролова Н.В. Оптимизация освоения нравственных ценностей школьной молодежью. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1994.

100. Харламов И.О. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.

101. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. 160 с.

102. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Народная педагогика, 1993. 131 с.

103. Херувимова Л.Н. Нравственная подготовка девушек-учащихся средних специальных учебных заведений к материнству. Дис. ...канд. пед. наук. Казань, 1994. 182 с.

104. Чеджемов СР. Интеллигенция и просвещение в Северной Осетии в конце XIX начале XX веков. Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Владикавказ, 1992. 15 с.

105. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев: Радянська школа, 1988. 221 с.

106. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.208 с.

107. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка. М.: Педагогика, 1979.136 с.

108. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. 160 с.

109. Шебзухов В.Х. Клуб как форма реализации этнических особенностей в процессе военно-патриотического воспитания (на материале Черкесского автодорожного техникума). Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Л., 1978. 14 с.

110. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982. 103 с.

111. Щеглов А.В. Воспитание профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел России. Дис. ...канд. пед. наук. СПб., 1994.209 с.

112. Щербо А.Б., Джола Д.Н. Красота воспитывает человека. Киев: Радянська школа, 1980. 103 с.

113. Щербов А.Д. Педагогические условия развития профессиональной обш;ительности студентов университетов. Дис. ...канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 171с. Иб.Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986.176 с.

114. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, 1986. 112с.

115. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. 223 с.

116. Этическое и эстетическое. Под ред. М.С. Кагана, В.Г. Иванова. Л.: ЛГУ, 1971.118 с.

117. Юшманова Н.Е. Роль морали в гармоническом развитии личности. М.: Знание, 1982. 62 с.

118. Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей. М.: Просвещение, 1964. 74 с.

119. Этика, мораль, нравственность, этикет, красота. 4 2 лекции 4 семинары 2

120. Этика как наука о морали. Эстетика

121. Этика и эстетика общения. Разновидности типов общения. Роль демократизации общения в вузе. 6 в 8 2 2

122. Этика и эстетика поведения условиях дружбы, любви, семьи, родственных отношений.

123. Нравственно-эстетическое самообразование, самовоспитание и самосовершенствование. ИТОГО 6 28 4 12 ТЕМА

124. Этика, мораль, нравственность, этикет, красота Этика как компонент духовной культуры студента. Место этической науки в системе профессионального высшего образования. Этика и конкретные социальные дисциплины: социология, история, политология.

125. Бардин СМ. Этика взаимных отношений. М.: Советская Россия, 1972.

126. Бзаров Р.С. Рассказы по истории Северной Осетии. Владикавказ: Ир, 1994.

127. Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. М.: Высшая школа, 1986.

128. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 1980. 5. Все об этикете. Под ред. А.Л. Крупенина. Ростов: Феникс, 1996.

129. Гостиев К.И. Новые обряды в жизнь. Орджоникидзе: Ир, 1985.

130. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.

131. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: МГУ, 1974.

132. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Семейные обряды осетин. Владикавказ: Ир, 1990.

133. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988.

134. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, Рыбинск: Рыбинский дом печати, 1997. 13.Кон И.С. Дружба. М.: Политиздат, 1989. М.Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. М.: Центр, 1995. 1 З.Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990.

135. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Владикавказ: Ир, 1992. 1 У.Лисовский В.Т. Диспуты на морально-этические темы. М.: Знание, 1988.

136. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1980.

137. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1979.

138. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979.

139. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Народная педагогика, 1993.

140. Наименование тем Эстетика как наука. Эстетическое студента. Эстетизация вещной. действительности 6 2 природной, социальной, предметноразвитие личности 4 2 Лекции 4 Семинары 2

141. Место и роль искусства в жизни студента. Эстетическое художественное воспитание и творчество. 6 4 8 2 Художественно-эстетическое самовоспитание и самообразование студента. Итого 28 12 ТЕМА

142. Эстетическое развитие личности студента Природа эстетического чувства как побудителя к творчеству вообще. Понятие о личности и факторах ее развития. Категория развития вообще и художественного развития личности студента в частности. Эстетическое чувство как переживание студентом своего отношения к искусству и действительности (природной, социальной, предметно-вещной). Духовный характер эстетических чувств. Роль учебного труда студента в развитии его эстетических чувств.

143. Эстетическое воспитание и художественное творчество. Художественно-эстетическое самовоспитание и самообразование студента Эстетическое воспитание как составная часть сложного процесса всестороннего и гармоничного развития личности. Факторы эстетического развития личности студента среда, природные задатки (наследственность) и воспитание. Художественное творчество как занятие искусством и основной элемент эстетического воспитания. Характер и содержание

144. Айрапетов Г. Здоровье, красота, эмоции. Ставрополь, 1978.

145. Бзаров Р.С. Рассказы по истории Северной Осетии. Владикавказ, 1994.

146. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1975.

147. Буткевич О.В. Красота. Л., 1983.

148. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

149. Дзантиев А.А. Художники Северной Осетии. Л., 1988.

150. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986.

151. Калоев Б.А. Материальная культура и прикладное искусство Осетии. М., 1973.

152. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1976. Ю.Краткий словарь по эстетике. Под ред. М.Ф. Овсянникова. М., 1983.

153. Кулаев К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. М., 1986.

154. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., 1972.

155. Йеменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987. И.Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1972.

156. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961.

157. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. Орджоникидзе, 1968.

158. Учебный курс по культурологии. Под ред. СВ. Никогосова. Ростов, 1996.

159. Щербо А.Б., Джола Д.Н. Красота воспитывает человека. Киев, 1980.

160. Эренгросс Б. А. Удивительная наука эстетика!.. М., 1974.

161. Эстетика: Словарь. Под ред. А.А. Беляева, Л.И. Новиковой, В.И. Толстых. М., 1989.

162. Этика наука о морали. Что это значит? Как изменяется этика в ходе развития общества? Зачем студентам этика?

163. Какую роль играет мораль как форма общественного сознания? Каковы связи морали с философией, искусством, религией, наукой политикой и правом? Мораль и нравственность однозначные понятия? 3. Что означает для тебя норма этикета студенческого, семейнобытового, театрального, национального, интернационального? ТЕМА: "Есть ли будущее у "золотого" правила нравственности?" 1. В чем сущность "золотого" правила нравственности и закона талиона? Чему отдаешь предпочтение и почему?

164. Способно ли "золотое" правило нравственности выполнять сегодня регулятивно -гуманистическую функцию? Твои аргументы? 3. В чем противоречивость "золотого" правила нравственности и закона талиона? Как отражаются процессы перестройки нашего общества на их дальнейшую трансформацию и каковы их перспективы в обозримом будущем? ТЕМА: "Любить значит беречь?"

165. Товарищество, приятельство, дружба, любовь... Что общего и индивидуального в этих типах взаимоотношений? Как они влияют на социокультурное развитие молодого человека?

166. Друг это другой "Я". Что это значит?

167. Концепция "свободной любви". Как ты к ней относишься?

168. Целесообразно ли говорить о первой, второй... последней любви? Может быть, лучше сказать: единственная любовь?

169. Считаешь ли ты процесс самовоспитания творческой реализацией способностей человека? 2. В какой мере человек ответственен за собственный моральный облик?

170. Самовоспитание это вечный самоконтроль. Согласен? Для тебя лично это реально? 4. Что собой представляет программа духовно-нравственного самосовершенствования личности современного молодого человека?

171. Можно ли утверждать, что нравственное самосовершенствование не знает границ? ТЕМА: "Что такое нравственная надежность?" 1. По каким признакам надо судить о нравственной надежности или неблагонадежности личности? 2. Что лежит в основе нашего знания о человеке?

172. Какие высшие или духовные чувства человека тебе известны из психологии? Почему психологи утверждают, что личность морально надежна тогда, когда устойчивы нравственные чувства? ТЕМА: "Этика общения. Каков ее уровень сегодня?" 1. Как повлиял ход истории XX века на культуру общения?

173. Причины морального отчуждения современных людей? 3. В чем смысл нравственной культуры общения? 4."Красота спасет мир" (Ф. Достоевский). Спасет ли нас красота от антигуманизма?

174. Такт, тактичность, политес, вежливость, этикет. Не устаревшие ли это понятия?

175. Прекрасное безобразное.. .Чего больше сегодня в жизни? Почему? Возможно ли лидирования прекрасного в жизни современного студента? Как этого достичь в вузовских и семейно-бытовых условиях?

176. Возвышенное низменное... Как эти эстетические категории отражаются в современном искусстве и какой резонанс они вызывают в среде современных студентов?

177. Трагическое комическое, героическое антигероическое... Почему эти категории до сих пор притягательны как для "отцов", так и для "детей"? ТЕМА: "Как внутренняя и внешняя красота молодого человека отражается в искусстве?"

178. Внутренняя красота лидирует. Согласен? Если для тебя это аксиома, не требующая доказательств, почему же, по-твоему, среди твоих сверстников находятся те, для кого внешняя красота важнее? 2. Как разные жанры литературы и искусства отражают противоречие между внутренней и внешней красотой молодых людей? Много ли примеров в народном искусстве? Почему?

179. Возможна ли гармонизация внутреннего богатства с внешней привлекательностью в жизни и искусстве? Нужно ли стремиться к этой гармонии мастерам культуры писателям, режиссерам, художникам? Какой смысл в этом стремлении к гармонии внутреннего и внешнего? ТЕМА: "Что ты ищешь в искусстве?"

180. Мода в искусстве. Что это?

181. Какие направления современного искусства тебе импонируют? 3. Как искусство воспитывает художественный вкус?

182. Говорят, искусство мышление в художественных образах. В твоей профессии нужно иметь художественное воображение, развиваемое искусством? Как этот тип мышления выражается в твоей профессии?

183. Если твой коллега не интересуется искусством, означает ли это, что он плохой профессионал?

184. Эстетические идеалы и твоя профессия. Как они соотносятся и в какой мере испытывают на себе влияние искусства? ТЕМА: "Все ли должно быть прекрасно в человеке?"

185. Есть ли некрасивые люди? Твои критерии прекрасного в молодом человеке? 2. Что означает единство этического и эстетического? Нравственная чистота это уже и прекрасное в человеке?

186. Этика поведения, эстетика поведения. Что для тебя важнее? ТЕМА: "Что такое нравственное и эстетическое самообразование и самовоспитание?"

187. Возможна ли художественно-эстетическая культура без нравственноэстетической воспитанности? Какими путями молодой человек достигает того и другого? Каковы трудности этих путей? 2. Что такое программа нравственного самосовершенствования, включающая и программу художественно-эстетического самообразования и самовоспитания?

188. Какое отношение к духовному миру человека имеет нравственноэстетическое самосовершенствование? В какой мере тебя занимает решение этой проблемы? Есть ли будущее у проблемы самовоспитания и самообразования? этико-эстетического

189. Цивилизация и культура. Как они соотносятся?

190. Культура и интеллигентность. Как научно-техническая революция трансформирует эти понятия? Считаешь ли ты благотворным влияние НТР на систему общения, отношений, поведения и деятельности современного молодого человека? Почему? ТЕМА: Что такое эстетика учебного труда?"

191. Эстетика рабочего места... Возможна ли она в вузовских условиях?

192. Эстетика речи студента как она достигается и реализуется в аудиторных и внеаудиторных условиях? 3. Как ты понимаешь задачи эстетизации учебно-воспитательного процесса в условиях вуза? Как видишь возможности освобождения учебновоспитательного процесса от антиэстетических помех?

193. Просвещенность в области моральных норм, истории этических концепций, национальных нравственных традиций.

194. Внутренняя потребность систематически пополнять свои морально-этические знания.

195. Потребность в духовной литературе, созданной русскими религиозными философами.

196. Умение находить практическое применение морально-этическим знаниям.

197. Умение быть хозяином своего слова. б.Практические навыки и умения достойно выходить из проблемных этических ситуаций. У.Чувство личной моральной ответственности за качество учебного труда.

198. Умение соблюдать этику полемики, спора, диспута, дискуссии, противостояния.

199. Наличие темпоральной культуры (точное отношение ко времени). Ю.Культура молчания и речевой этики.

200. Умение дружить, жить среди людей.

201. Умение соблюдать интернациональный этикет.

202. Честность, порядочность, благородство. И.Гуманизм, доброта.

203. Трудолюбие. Уровни нравственной культуры студентов /В-С-Н/

204. Способность противодействовать аморальному влиянию социально опасной среды.

205. Скромность, сдержанность.

206. Гражданственность жизненной позиции, лидерские способности.

207. Почтительное, уважительное отношение к старшим.

208. Умение выполнять разумные этические требования.

209. Умение потребовать от других выполнения общепринятых норм поведения.

210. Чувство долга, ответственности.

211. Общая художественно-эстетическая эрудиция.

212. Художественно-эстетическая образованность.

213. Художественно-эстетическая потребность.

214. Художественно-эстетические умения и навыки.

215. Художественно-эстетические идеалы.

216. Художественно-эстетические чувства.

217. Художественно-эстетические оценки.

218. Художественно-эстетическое восприятие произведений классического искусства.

219. Художественно-эстетическое восприятие жанров народного искусства.

220. Художественно-эстетическое восприятие жанров современного эстрадного искусства (инструментальная и вокальная музыка, конферанс, клоунада, сатира и др.).

221. Художественно-изобразительные практические умения и навыки (рисунок, лепка, графика и др.).

222. Хореографические практические умения и навыки.

223. Вокально-исполнительские практические умения и навыки.

224. Инструментально-исполнительские практические умения и навыки.

225. Писательские, поэтические, журналистские практические умения и навыки. Уровни эстетической культуры студентов /В-С-Н/

226. Режиссерские практические умения и навыки. 1 Т.Практические навыки художественного дизайна.

227. Художественно-эстетический вкус.

228. Эстетика внешнего облика и поведения.

230. Эстетика отношений.

232. Эстетика учебного труда.

233. Эстетика производственно-трудовой деятельности.

234. Умение самостоятельно составлять программу художественно-эстетического самообразования, самовоспитания, самосовершенствования.

235. Умения и навыки участника эстетического диспута.

236. Умения и навыки ведущего эстетического диспута.

237. Практические умения и навыки парикмахера-модельера.

238. Практические умения и навыки кройки, шитья, вязания. ЗО.Владение национальным кулинарным искусством.