Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Хасанов, Салимбой
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Худжанд
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Хасанов, Салимбой, 2001 год

Введение

Глава.I Теоретические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности.

§.1. Организационно-педагогические основы координации деятельности субъектов педагогического процесса.

§.2. Научно-педагогические особенности подготовки студентов ХГФ к выполнению функций художника, искусствоведа и педагога.

§.3. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства и к жизни у студентов ХГФ

Выводы

Глава.П Основные формы и пути совершенствования полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности.

§.1. Квалификационная модель уровней профессиональной подготовки студентов ХГФ.

§.2. Основные результаты педагогического эксперимента.

Выводы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности"

Искусство является мощным средством формирования духовного мира подрастающего поколения. Сегодня, как никогда, ощущается острая необходимость в использовании искусства, и особенно изобразительного искусства в подготовке подрастающего поколения к жизни. В этом смысле очень актуальны слова Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова на встрече с представителями интеллигенции страны 20 марта 2001 г, "Изобразительное искусство, как и другие направления искусства нашего народа, нуждается в серьезном реформировании. Лучшим мастерам этого направления необходимо, используя накопленный опыт, на основе национальных традиций обучить своих учеников, познакомить их с бескрайным океаном этого искусства"

В решение этой проблемы существенный вклад могут внести учителя изобразительного искусства. Однако состояние подготовки учителей изобразительного искусства далеко не адекватно велениям времени.

В исследованиях А.Д. Алёхина и Н.М. Молева раскрываются некоторые аспекты содержания функции художника и педагога, как в отдельности, так и в сочетании. На примере выдающихся художников - педагогов, таких, как А.П.Лосенко, Г.И. Угрюмов, А.И. Иванов, А.Е.Егоров, В.К. Шебуев, А.Г.Венецианов, К.П. Брюллов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, П.П. Чистяков, И.Е.Репин, В.К. Серов, К.А. Коровин, А.М.Михайлов и других, они показывают различные способы подготовки юных художников.

Различные аспекты содержания деятельности художника, педагога, искусствоведа нашли свое отражение в работах Н.Н. Ростовцева, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, которые внесли достойный вклад в разработку методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Проблемам профессиональной подготовки студентов художественно графического факультета посвящены работы А.П. Яшухина, В.П. Зинченко, Л.Г. Медведева, Е.Ф.Кузнецова, В.К. Лебедко, В.К. Сенько, В.Н. Есипова,

Е.К.Ломова, Н.В. Ординской, В.Н. Романенко, С.Е. Игнатьева, С.П. Ломова, Л.Г. Минеца, Г.В. Виборнова, Т.М. Белозерова.

Проблемы эстетического воспитания молодёжи средствами искусства, особенно, изобразительного искусства, нашли своё отражение в исследованиях М.В.Алпатова, Н.С.Боголюбова, И.П.Волкова, А.Зиса, Э.В.Ильенкова, С.К. Кадирова, И.Л.Лазерева, Н.Лейзерова, А.А.Мелик-Пашаева, Б.М.Неменского, И.О.Обидова, И.М. Пулатова, Ю.Х Фохт- Бабушкина, Ю.Н. Хижняк, Ш.А Шаропова и других ученых, искусствоведов, методистов.

М.В. Алпатов в своем исследовании особое внимание уделяет анализу картин, который входит в основные задачи искусствоведа. На примере анализа картин, относящихся к разряду мировых шедевров и принадлежащих мастерам мирового класса, он раскрывает роль и место изобразительного искусства в жизни общества.

Б.М. Неменский посвящает свое исследование роли изобразительного искусства в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Критикуя традиционное эстетическое образование в общеобразовательных школах, он предлагает систему эстетического образования средствами изобразительного искусства от начальной ступени образования вплоть до высшего образования. При этом он с группой своих единомышленников внедряет новые учебные программы, которые представляются более совершенными. В данном исследовании просвечиваются и некоторые обязательные элементы деятельности искусствоведа - педагога.

В исследованиях В.А. Сластёнина, А.Г. Хозяинова, И.Т. Огородникова, В.М.Шербакова изучается опыт подготовки педагогов.

Изобразительное искусство в жизни таджикского народа всегда занимало достойное место. Его истоки убедительно представлены в знаменитой работе академика Б.Г. Гафурова "Таджики". Мировое признание получили произведения декоративно-прикладного искусства Таджикистана.

Анализу произведений художников Таджикистана посвящены труды искусствоведа JI. Айни, которая раскрыла место и роль изобразительного искусство в культурной жизни народа.

Широкое признание получил опыт работы замечательного педагога Республики Таджикистан Ю.Н. Хижняк, которая превратила уроки изобразительного искусства в уроки приобщения к искусству, в буквальном и высоком смысле этого слова.

Проблемам эстетического воспитания школьников в условиях общеобразовательной школы Республики Таджикистан посвящены исследования Р.А.Ашурова, Х.Д. Джонназарова, JI.M. Инчиной, Б.Олимова, Х.С.Юсуповой, И.Т. Юсупова и других.

Однако проведенный нами анализ выше обозначенной литературы показал, что вопрос о динамической взаимосвязи функции искусствоведа, художника, педагога, их взаимообусловленности еще не стал предметом специального исследования. А это сегодня, как никогда, важно, так как остро ощущается необходимость подготовки специалистов, имеющих сложный профиль -"искусствовед-художник-педагог". Подготовка специалистов такого профиля должна стать предметом специального исследования как очень важная часть проблематики педагогики высшей школы.

Все выше сказанное определило тему нашего диссертационного исследования: "Педагогические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности" (на опыте художественно-графического факультета Худжандского госуниверситета имени академика Б.Гафурова).

Наблюдения над профессиональной подготовкой студентов также показали, что системный, комплексный подход в обучении, который обеспечивал бы полифункциональность специалиста "искусствовед-художник-педагог" пренебрегается или отсутствует.

Актуальность темы исследования обусловлена её, как было указано выше, высокой степенью научно-практической значимости и не разработанностью как в научном, так и в прикладном аспектах.

Объект исследования - общая подготовка студентов ХГФ к профессиональной деятельности.

Предмет исследования - полифункциональная подготовка студентов ХГФ к выполнению функций искусствоведа, художника, педагога.

Цель исследования: разработка оптимальных способов подготовки студентов к выполнению функций искусствоведа, художника, педагога средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: полифункциональная подготовка студентов ХГФ к выполнению профессиональной деятельности будет более успешной, если:

-создать единую систему учебно-воспитательного процесса;

-осуществить межпредметные и внутрипредметные связи всех учебных дисциплин;

-установить связь между усвоением теоретических знаний и практикой их применения;

-разработать систему сущностных знаний и умений по функциям искусствоведа, художника, педагога;

-выявить способы измерения уровня полифункциональной профессиональной подготовки студентов.

Выдвинутые основная цель и рабочая гипотеза позволили определить следующие задачи исследования.

1. Раскрыть содержание функций искусствоведа, художника, педагога.

2,Определить наиболее оптимальные способы межпредметных и внутрипредметных связей общих, общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин на ХГФ.

3. Сконструировать модель специалиста по профессии учителя изобразительного искусства.

4. Разработать определенные способы измерения уровня полифункциональной готовности студентов ХГФ.

5. Проверить на эксперименте методику полифункциональной подготовки студентов.

Для решения поставленных задач нами в исследование применены следующие методы:

1 .Изучение и анализ литературы по педагогике, философии, истории искусства, методике преподавания изобразительного искусства.

2.Наблюдение за деятельностью студентов на различных видах занятий на ХГФ.

3.Анкетирование и беседа со студентами и преподавателями.

4.Моделирование сущностных знаний и умений, необходимых для полифункциональной подготовки студентов.

5.Анализ произведений изобразительного искусства, их эстетической, образовательной и воспитательной ценности.

6.Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

7.Квалитативный анализ и внутренняя интерпретация его результатов, графико-схематическое моделирование.

Методологической основой исследования явились ведущие положения философии, педагогики, искусствоведения, психологии; учение об искусстве как своеобразной форме общественного сознания; исследования, посвященные, профессиональной подготовке и эстетическому воспитанию будущих учителей.

Этапы и процедура исследования

На первом этапе (1995-1996 гг.) выявлено современное состояние проблемы, разработан научный аппарат исследования, сформулировано содержание понятия "полифункциональная подготовка", сконструирована модель учителя изобразительного искусства, разработана система уровней функциональной готовности специалистов исследуемого профиля.

На втором этапе (1997-1998 гг.) одновременно с апробацией структуры лекционных и практических занятий, проводилась целенаправленная работа по осуществлению межпредметной и внутрипредметной связи общих и специальных дисциплин, а также по оптимизации содержания музейной, пленэрНой и педагогической практики студентов.

На третьем этапе (1998-2000 гг.) проведена опытно-эксперементальная работа с целью проверки эффективности разработанной методики полифункциональной подготовки студентов, осуществлен анализ результатов, сформулированы выводы, разработаны рекомендации.

Ведущей идеей исследования выступает утверждение, что профессиональная подготовка студентов ХГФ осуществляется более эффективно при условии применения комплексного подхода, путем установления межпредметной связи при преподавании общих, общепрофессиональных и специальных дисциплин, и использования полифункционального подхода при подготовке студентов ХГФ к выполнению профессиональных функций искусствоведа, художника, педагога.

Научная новизна заключается: в разработке единой системы теоретической и практической подготовки студентов к выполнению функций искусствоведа, художника, педагога; в конструировании модели для изучения полифункциональной готовности студентов к выполнению профессиональной деятельности; в определении основных уровней полифункциональной готовности студентов к профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны сущностные аспекты анализа рисунков и картин, по функции искусствоведа, формы связи рисования с жизнью, по функции художника, приёмы обучения различным видам рисования, по функции педагога, которые можно использовать в преподавании общих, общепрофессиональных и специальных дисциплин и тем самым добиться координации деятельности всех субъектов педагогического процесса.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Характеристика уровней полифункциональной готовности студентов ХГФ к профессиональной деятельности.

2.Педагогическая модель функций искусствоведа, художника, педагога.

3.Система координации деятельности всех субъектов педагогического процесса.

4.Мод ель эстетического воспитания студентов в совокупности мотивационного, содержательного и процессуального компонентов.

5.Рекомендуемые предложения позволяющие совершенствовать средствами изобразительного искусства подготовку студентов к профессиональной деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается применением методов, адекватных задачам исследования, количественным и качественным анализом данных опытно-экспериментальной работы.

База исследования - художественно-графический факультет Худжандского госуниверситета им. академика Б. Гафурова (единственный факультет такого профиля по всей Республике), институт повышения квалификации педагогических кадров Согдийской области, общеобразовательные школы гг. Худжанда, Исфары, Б. Гафуровского, Науского районов. Различными видами эксперимента была охвачено более 600 студентов, 40 преподавателей, 80 учителей.

Апробация работы По теме исследования были сделаны сообщения на научно-методических и теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Худжандского государственного университета им. академика Б.Гафурова (1990-2000гг.), на республиканской научно-методической конференции в г. Минске в 1990г. Опубликовано по материалам исследования 7 работ.

Материалы диссертации использовались при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по истории изобразительного искусства, рисунка, живописи, композиции, методике преподавания изобразительного искусства, педагогических теорий и технологических систем, психологии, эстетики и др., а также при организации и проведении музейной, пленэрной и педагогической практики на ХГФ (1992-2000гг.); в Согдийском областном институте повышения квалификации учителей изобразительного искусства (1994-2000гг.), в августовских совещаниях учителей изобразительного искусства г. Худжанда, г. Исфары, Гафуровского, Науского, Дж. Расуловского районов.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержит 21 схем и таблицу.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе

Результаты нашего исследования показали, какое важное значение имеет изучение опыта подготовки высококвалифицированных кадров, изучение способов внедрения этого опыта и на этой основе сконструированной модели специалиста исследуемого профиля.

Модель специалиста исследуемого профиля включает сущностные знания и умения по подготовке субъекта к выполнению функций художника, искусствоведа, педагога. Она служит каркасом систематизации эстетических знаний и умений и координации деятельности всех субъектов педагогического процесса на ХГФ.

Предлагаемая модель состоит из трех блоков, 13 компонентов и 57 звеньев знаний, и умений, определяющих качество профессиональной подготовки исследуемого специалиста.

Теоретическая подготовка студентов ХГФ должна быть тесно связана с практической подготовкой, которая ведётся на практических занятиях по рисунку, живописи, композиции, методике преподавания изобразительного искусства, на занятиях по педагогике школы, эстетике, а также в процессе музейной, пленэрной и педагогической практики.

Для измерения уровня функциональной готовности студентов ХГФ к выполнению профессиональной деятельности нами разработана система определения уровней функциональной готовности: низкий, средний, высокий, применительно к каждой функции.

Результаты экспериментального исследования показали, что осуществление комплексного подхода при теоретической и практической подготовке студентов ХГФ, применение полифункционального подхода при подготовке студентов ХГФ к педагогической деятельности, измерение их функциональной готовности по уровням функциональной готовности, - с одной стороны, способствуют подготовке высоквалифицированных специалистов исследуемого профиля, а с другой, -точному, адекватному определению качества подготовки специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях политической и экономической независимости Республики Таджикистан особую значимость приобретает формирование духовного мира подрастающего поколения. И далеко не последнее место в этом деле принадлежит искусству и, особенно, изобразительному искусству.

Однако воспитательный потенциал изобразительного искусства еще не используется на полную мощь. Это связано со слабой подготовкой и переподготовкой учителей изобразительного искусства. Опыт художественно -графических факультетов, готовящих специалистов профессионально-эстетического обучения, свидетельствует, что реальное состояние их подготовки, при всех имеющихся положительных сдвигах, не соответствуют современным требованиям, предъявляемым профессионально-художественной и общеобразовательной школам.

Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства прежде всего настоятельно требует внедрения ряда организационных мероприятий по профессиональной ориентации молодежи, которая далеко не всегда осознанно выбирает будущую профессию.

Сознательный выбор исследуемой профессии связан с наличием у абитуриентов определенного интереса к изобразительному искусству, творческих способностей к рисованию, а также педагогических способностей.

Анализ опыта подготовки специалистов исследуемого профиля настоятельно требует пересмотра её организационно-педагогических основ, ибо стихийная теоретическая подготовка способна дезориентировать как преподавателя, так и студента, когда не достаточно чётко осознается общая цель, определяющая соответствующее содержание знаний и умений. Отсюда необходимость осуществления междпредметных связей не только в рамках специальных дисциплин, изучаемых студентами на факультете, но и в рамках союза специальных дисциплин с общепрофессиональными и гуманитарными, общественно-экономическими дисциплинами, которые играют не второстепенную роль, а наряду со специальными дисциплинами занимают важное место в подготовке специалистов данного профиля.

Деятельность учителя изобразительного искусства тесно связана с его эстетическим образованием, ибо изобразительное искусство как объект его деятельности имеет соответствующую эстетическую ценность, которую он должен использовать при эстетическом воспитании студентов. Это, в свою очередь, требует формирования эстетического отношения студентов к различным формам проявления жизни непосредственно в процессе контакта с реальной действительностью и, опосредованно, в общении с произведениями изобразительного искусства. При традиционной подготовке специалистов исследуемого профиля данный аспект выпадает из поле зрения преподавателей, и тем самим студенты как бы лишаются исходной теоретической и практической опоры. Вот почему мы придаём особое значение формированию эстетических взглядов студентов.

Соблюдая принцип системности и последовательности, мы разработали соответствующие формы и пути формирования эстетического отношения не только к жизни в целом, но и к конкретным формам ее проявления: к природе, к обществу, к познанию, к труду, что способствует содержательный наполняемости систематизации теоретической и практической подготовки студентов.

Полифункциональная профессиональная подготовка студентов ХГФ напрямую связана с раскрытием содержания функций искусствоведа, художника, педагога.

Функция искусствоведа связана со знанием основ искусствоведения, умением анализировать произведения искусства, особенно изобразительного искусства, умением коллекционировать репродукции картин, выступать с сообщениями и докладами об искусстве.

Функция художника связана со знанием и умением рисования, осуществлением научного подхода при рисовании, осуществлением связи рисования с жизнью.

Функция педагога связана со способами обучения рисованию на различных формах занятий по изобразительному искусству.

К сожалению, на практике часто проявляется односторонность в подготовке специалистов исследуемого профиля. Это, в частности, обнаруживается в том, что в ряде случаев преподаватели больше внимания уделяют формированию у студентов умений выполнять функцию художника, при этом формирование умений, связанных с другими функциями, рассматривают как бы сами собой разумеющимися.

Односторонность прослеживается и в анализе картин, когда всесторонне анализируется форма, а содержание как бы у скользает из виду.

При рисовании это проявляется в том, что рисовальщик увлекается формой рисования, а содержание он рассматривает как нечто второстепенное.

При обучении рисованию это обнаруживается в том, что педагог больше занимается рисованием, а не обучением рисованию.

Система профессионально-педагогической подготовки студентов ХГФ предполагает осуществление взаимосвязи между всеми видами практики: музейной, пленэрной, педагогической.

Нами проведён и осуществлён эксперимент по определению системы уровней готовности к профессиональной деятельности показали, что уровень готовности к профессиональной деятельности студентов экспериментальных групп оказался выше уровня готовности студентов контрольных групп.

Об этом свидетельствуют количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы. Это подтверждает правомерность разработанной нами системы средств профессиональной подготовки студентов ХГФ, готовящего учителя изобразительного искусств, т.е. специалиста по профилю «искусствовед - художник - учитель».

На основе проведенного исследования мы пришли к следующем выводам и соответствующим рекомендациям: в противовес традиционному способу преподавания специальных, общих и общепрофессиональных дисциплин, где каждый преподаватель функционирует как независимый и обособленный элемент системы, следует ввести оптимизированный способ преподавания всех дисциплин, на основе осуществления междпредметных связей и координации деятельности всех субъектов педагогического процесса на ХГФ; целесообразная и эффективная подготовка студентов ХГФ к выполнению профессиональной деятельности связана с их подготовкой к функциям искусствоведа, художника, педагога; единства и взаимосвязи функций искусствоведа, художника, педагога можно добиться осуществлением взаимосвязи между всеми видами практики: музейной, пленэрной, педагогической; систематичности и последовательности в теоретической и практической подготовке студентов ХГФ к выполнению профессиональной деятельности можно добиться посредством осуществления связи изобразительного искусства с жизнью в целом и конкретными ее формами проявления в частности; квалификационная модель исследуемого специалиста включает как цель, средства и результат подготовки студентов ХГФ на разных её этапах; разработанную нами модель исследуемого специалиста и систему оценки уровней готовности специалистов к выполнению профессиональной деятельности можно использовать при подготовке и переподготовке, а также при аттестации специалистов исследуемого профиля.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хасанов, Салимбой, Худжанд

1. Абдуллина О.А Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образование. Просвещение , 1984-208с.

2. Азимов Б.Б. Программа «Изобразительное искусство» (с поурочной методической разработкой) 5 класс (экспериментальная) М.: НИИ школ МП РСФСР ,1985. С 77-85

3. Азимов Б.Б. Методические рекомендации к экспериментальной программе «Изобразительное искусство», 5 класс (экспериментальная)- -М.:НИИ школ МП РСФСР, 1985. С 77-85с.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник педагог - школа. -М.: Просвещение , 1984.-160с.

5. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. -М.: Просвещение, 1990-309с.

6. Альбом к 60 летию образования СССР «Пою мое отечество, республику мою! Таджикистан» / Автор-составитель Чудович Е.Н-М.: Советский художник, 1982.-16с.

7. Андреев А.А. Место искусства в познании мира ,-М.: Политиздат, 1980-255с.

8. Антология педагогической мысли России второй половины 19 -начала 20в.-М.: Педагогика ,1990-608с.

9. Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе-М.: Знание, 1981.-96с.

10. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и методы .- М.: Высшая школа -1980.-368с.

11. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976 -543с.

12. Афасижев М.Н .Эстетические потребности .-М.: Знание , 1979.

13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды .-М.: Педагогика, 1989.:225с.

14. Бесклубенко С.Д. Природа искусства .- М.: Политиздат, 1982-166с.

15. Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир,1971 -225с.

16. Ванслов М.М. Эстетика. Искусство. Искусствознание. М.: Изобразительное искусство, 1989.

17. Вёльфлик Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. Пер. с нем. СПБ М.: Алетейя - 1999. - 326 с.

18. Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М.: ЭллипсЛос., 1995. 360с.

19. Володарский В.М. По залам Третьяковской галереи. -М.: Изобразительное искусство, 1975.-176с. илл.

20. Вопросы истории, теории и методы преподавания графических дисциплин /отв.ред. У. Ахмадходжаев. Худжанд: ХГУ 994. - 46с.

21. Всеобщая история искусств. /Под. общ. ред. А.Д.Чегодаева. т.1 М.: Искусство, 1956. - 467с.ил.

22. Всеобщая история искусств. Т.2, книга первая /Под. общ. ред. В.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского.- М.: Искуство, 1960.-508с.

23. Всеобщая история искусств. Т.2, книга вторая /Под. общ. ред. В.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. -М.: Искусство, 1961 -525с. илл.

24. Всеобщая история искусств. Т.З /Под. Общ. Ред. Ю.Д. Колпинского и Е.М .Ротенберг .- М.: Искусство,1962-531с.ил.

25. Всеобщая история искусств .Т.5 /Под. Общ. Ред. Ю.Д. Колпинского и Е.М Ротенберг.-М.: Искусство, 1963-479с.илл.

26. Всеобщая история искусств. Т.6 /Под. общ. ред. Ю.Д. Колпинского и Н.В.Яворской. -М.: Искусство, 1964-972.с. илл.

27. Всеобщая история искусств. Т.6 книга первая /Под. общ. ред. В.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. -М.: Искусство. 1966-848 с. илл.

28. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991-480с.

29. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии, 1966, №6 .

30. Гафуров Б.Г. Таджики, книга первая. Душанбе : Ирфон ,1989-384с.

31. Глинский В.А. и др. Моделирование как метод научного исследования. -М.: МГУ, 1965.-248с.

32. ГнеДич П.Н. Всемирная история искусства -М.: Современник, 1999-493с.

33. Готт B.C., Урсул А.Д. Общенаучные понятия и их роль в познании -М.: Знание, 1975. -64с.

34. Герегори Р. Разумный глаз. М.: Мир, 1972.-216с.

35. Громов Е.С. Природа художественного творчества. -М.: Просвещение, 1986с.

36. Давидович В.Е., Жуков Ю.А. Сущность культуры. Ростов- на Дону: Изд-во Ростовского и университета, 1979.

37. Древний Пенджикент /автор составитель А.И. Исаков Душанбе: Ирфон, 1982-94с.

38. Егоров В.В. Организационно-педагогические основы подготовки инженера-педагога для профессионально-трудового обучения учащихся //Автореф. дисс. на соискание уч. степени док-pa пед. наук. Алматы -1995. -43 с.

39. Жукова А.С. Уроки искусства в школе США. М.: Просвещение, 1959.

40. Закирьянов К.К. Методические и педагогические основы процесса профессионального становления студентов университета в условиях многоступенной системы образования . //Автореф.дисс. на соискание уч. степени док-pa педагогических наук. Алматы 1995, 45 с.

41. Западное искусство, XX век. Между Пикассо и Бергманом. СПБ. М.: Д. Буланин., 1899-224.

42. Зилоти В.П. В доме Третьякова.- М.: Искусство, 1998. 247с.

43. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1967.

44. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить . М.: Просвещение, 1986. -224с.

45. Изобразительное искусство Таджикской ССР.- М.:Советский художник, 1957. 19с. илл.

46. Искусство и военно- патриотическое воспитание школьников / Под.ред. А.И. Бурова и др. М.: Просвещение, 1975. -334с.илл.

47. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура, Графика. Искусство Западной Европы XVII-XX веков. -М.: Просвещение, 1986-286с.: илл.

48. Искусство Таджикской ССР /автор составитель Л. Айни. - Л.: Аврора, 1972.

49. Кадыров С. Общественность и трудный подросток. -Душанбе: Дониш, 1987- 172с.

50. Кадыров С. Значение организации общественно-политической практики в идейно-политическом воспитании студентов. // «Уфукхои илм».-Душанбе: Дониш, №1, 1987.

51. Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы. //Автореф. дисс. на соискание уч. степени док-pa педагогических наук. Душанбе: 2000, -44с.

52. Кантор И.М. Понятий но- терминологическая система педагогики. М.: Педагогика 1980.-158с.

53. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980-159с.

54. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1977-52с.

55. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Сущность эстетического воспитания и его роль во всестороннем и гармоническом развитии личности // Теория эстетического воспитания. -М.: Искусство, 1979. С. 5-32.

56. Кобиляцкий И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев - Одесса: Высшая школа, 1978. - 287с.

57. Коллективная учебно-позновательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б. Первина. М.: Педагогика, 1985. - 144с.

58. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. -М.: Педагогика, 1984.

59. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.

60. Копальдо А., Претте М.К. Творчество и выражение. В 2-х т. -М.: Советский художник, 1981, 1985.

61. Королев В. В. Системный подход и возможность его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания . М. 1974. С. 209-222.

62. Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе. -М.: Искусство, 1965.'-212с.

63. Кривцун О.А. Историческая психология и история искусства. -М.: 1997.

64. Кудойкулов М.А. Совершенствование учебного процесса и профессиональная подготовка учителя. Алма-Ата : Мектеп, 1975. - 96с.

65. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1972.- 270с.

66. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 319с.

67. Кузьмина М.Г., Мальцевой И.Л. История зарубежного искусства. М.: 1983.'- 484с.

68. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -184с.

69. Кузьмина Н.В. Опыт экспериментального моделирования деятельности преподавателей высшей школы // Современная высшая школа, 3 (19), 1977. С. 73-87.

70. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.

71. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. -М.: Мысль, 1998. 750с.

72. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.

73. Ляукина М. Биссер. Основы художественного ремесла. -М.: ACT- пресс, 1999.- 176с.

74. Маннонов А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитании детей //Канд.дисс. М.: 1992, - 240с. (с приложением).

75. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Просвещение, 1986. - 159с.

76. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: - Просвещение, 1986. - 159с.

77. Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы / Под. ред. Г.И. Щукина Л.: Ленуприздат, 1986. - 173 с.

78. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общ. пед. подготовки учителя / Под.ред. Ю.Н. Кулюткина, Т.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. - 120с.

79. Можуковская Е.В. Воспитательное значение советского изобразительного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1979 . -126с.

80. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.: Просвещение, 1991. 416с.

81. Молодые художники Таджикистана/ Автор составитель О.Р. Румянцева. -М.: Советский художник, 1987, альбом. -143с.

82. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.-255с.,

83. Огородников И.Т. Активно разрабатывать вопросы теории педагогического образования. // Вестник высшей школы, 1968, №7.

84. Огородников И.Т. Современные проблемы высшего педагогического образования // Сов.педагогика, 1968, №4.

85. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981, -191с.

86. Основы вузовский педагогики/ Под.ред. Н.В. Кузмина . Л.: Изд-во. ЛГУ, 1972.-311с.

87. Основы педагогического мастерства / Под. ред. И.Я. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989. 302 с.

88. Основы художественного ремесла. / Под.ред.Б.А. Барадулина. М.: Просвещение, 1985. - 240 с.

89. Оснбвы эстетического воспитания. / Отв.ред.Н.И. Киященко., Н.Л. Лейзеров М.: Искусство, 1979. - 255 с.

90. Очерки о художниках Таджикистана / Отв.ред. Л. Айни Душанбе: Дониш, 1975. -211с.

91. Памятники мирового искусства. Европейское искусство XIX века. 1789 -1871. -М.: Искусство, 1975. 128с.

92. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.: Искусство, 1998 .- 362с.

93. Перепелкина Г.П. Искусство смотреть и видеть. М.: Просвещение, 1982.-224 с.

94. Перчук Ю.А. Что такое орнамент. Структура и смысл орнаментального образа. -М.: Галарт, 1998. -328с.

95. Программы педагогических институтов. Методика преподавания изобразительного искусства в средней школе. Государственный экзамен по методике преподавания изобразительного искусства в средней школе. Композиция. М.: Просвещение, 1980,- 38 с.

96. Пулатов И.М. Роль модели в изучении темы «Принципы обучения» // Горизонты науки, 1987, №4.Душанбе. С. 35-38.

97. Пулатов И.М. Методические рекомендации по использованию системы моделей по разделу «Дидактика» курса педагогики. Ленинабад, 1990. -24с.

98. Пулатов И.М. Асосхои педагогикаи умуми. Хучанд: Матбаи ДДХ ба номи академик Б.Гафуров, 2000. -195с.

99. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. -163с.

100. Рахмонов Э. В культуре бытие нации. // Народная газета № 13 от 29 марта 2001 года.

101. Рисунок. Живопись. Композиция. // Сост. Н.Н. Ростовцев и др.- М.: Просвещение, 1989.- 203 с.

102. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве.-М: Просвещение, 1979.-183с.

103. Ростовцев Н.Н История методов обучения рисованию.-М.: Просвещение, 1981

104. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. .-М: Просвещение, 1980.-239с.

105. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории преподавания рисунка. М.: Изобразительное искусство, 1983.

106. Рузиев М.А. Народные умельцы, -Душанбе: Ирфон, 1983. 72с.

107. Санти Бруно Рафаэль пер. с итал. -М.: Слово, 1998.- 80 с.

108. Сборник статей, посвященных искусству Таджикского народа. Сталинабад: Изд-во академик наук Тадж.ССР, 1956. 257с.

109. Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании. М.: Соцгиз, 1967.- 275с.

110. Севастьянов Э.И. Эстетическая природа советского изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1983.

111. Симонов В.П. О требованиях к уроку и его анализу// Сов. педагогика. 1980, №1. С.55-58.

112. Симонов П.В. Эмоциальный мозг. М.: Наука, 1981.

113. Скатерщиков В.К. Эстетическое воспитание // Педагогическая энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1968.С.799-809.

114. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональный подготовки. М.: Просвещение 1976.- 160с.

115. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. -М.: Просвещение, 1984.

116. Совершенствование работы заочных отделений педагогических высших учебных заведений// Материалы Республиканской научно-методической конференции.-Минск: Ротапринт . МГПИ. им. A.M. Горького, 1990.-255с.

117. Спирин Л.Ф. и др. Учим анализировать педагогические задачи. // Нар.образование.- 1983, № 6. С.41-43.

118. Срхор A.M. Логическая структура учебного материала.-М.: Педагогика, 1974.- 192с.

119. Сухотин А.К. Превратности научных идей. М.: Молодая гвардия, 1991.- 271с.

120. Терентьев А.Э. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1981.

121. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения М.: Педагогика, 1986.- 176 с.

122. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся средствами изобразительного искусства /Сост. И.Л. Люблинский: под. ред. Э.И. Моносзона,. М.: Просвещение, 1985. - 192с.

123. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под. ред. Филонова Г.Н. -М.: Педагогика, 1983.

124. Хагер Н. Этапы формирования моделей //Эксперимент, модель. Теория. -М.: Просвещения, 1982. -128-142с.

125. Харламов И.Ф. Педагогика. -М: Высшая школа, 1990. 576с.

126. Хасанов С., Пулатов И. Некоторые аспекты функциональной подготовки студентов художественно графического факультета к выполнению профессионально — педагогической деятельности. Худжанд: ХГУ им. академика Б. Гафурова 2001 - 30 с.

127. Холматов Д.М. Психолого-педагогические особенности восприятия произведений декоративно-прикладного искусства. Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина, серия гуманитарные науки. Част2. -М.: Прометей, 1994. С. 147-148.

128. Холматов X. Внеклассные и внешкольные воспитательные работы по таджикскому изобразительному искусству. -Ленинабад, 1991. -38с.

129. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. М.: Просвещение, 1986. -159с.

130. Хижняк Ю.Н. Накшу нигори точик. Душанбе, 1983. - 41 с.

131. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. -М.: Высшая школа, 1988. 168с.

132. Холингсворт Мэри. Искусство в истории человека. -М.: Искусство, 1989,- 512с.

133. Шаропов Ш.А. Программа по педагогике для ГЭК по специальнос-ти 2121-«Педагогика и методика нанального обучения».-Ленинабад, 1990. 22с.

134. Шаропов Ш.А. Теория и практика трудового воспитания старшеклассников Хучанд, 1994. - 198с.

135. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе . М.: Просвещение , 1974. - 143с.

136. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. М.: Просвещение, 1975.- 70с.

137. Шорохов Е.В. Некоторые пути повышения эффективности уроков бесед об искусстве //Повышение эффективности уроков изобразитель-ного искусства. - М.: Просвещение, 1975. - С. 81-107.

138. Шорохов Е.В. Сюжетные рисунки школьников. Размеры и форматы. Выразительность композиции//Активизация познавательно-творческой деятельности школьников на уроках изобразительного искусства. М.: НИИ. Школ минпроса РСФСР, 1975. С.71-82.

139. Шорохов Е.В. О связи тематического рисования с урокамирисования с натуры. Рисование с натуры в 1-6 классах. -М.: НИИ школминпроса РСФСР, 1977. С. 33. 46.

140. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования // Авто. реф. дисс .д-ра педагогических наук.-М.: 1988. -32с.

141. Щербаков А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя // Сов.педагогика, 1971, №3.

142. Щербаков А.И. Педагогические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967.

143. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике . -М.: Педагогика, 1971.

144. Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик, чилди 1 -Душанбе, 1988-544с.

145. Энциклопедия живописи. М.: Аст. 1997. - 799с.

146. Эрмитаж. Л.: Советский художник, 1968. 102с.

147. Эстетическое сознание и процесс его формирования/ Отв.ред. Н.И. Киященко и Н.Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1981.

148. Эстетическая культура советского человека /Под ред. М.С, Кагана.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. -168с.

149. Юсупова Х.С Средства и возможности эстетического воспитания учащихся//Мактаби совета, 1973. №4. С. 35-37.

150. Юсупова Х.С. Эстетическое воспитание учащихся на уроках естествознания //Мактаби совета, 1976, №9. С. 18-20.

151. Юсупова Х.С. Охрана природы и ее значение в эстетическом воспитании учащихся//Мактаби совета, 1979, №11. С.33-34.

152. Юсупов И.Т. Особенности подготовки будущих учителей к обучению младших школьников изобразительному искусству и труду //Тезисы докладов и выступлений на межреспубликанской научно -практической конференции. Ленинабад, 1990. С. 155-156.