автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности
- Автор научной работы
- Якунина, Валентина Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Оренбург
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Якунина, Валентина Александровна, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭМОЦИОНАЛЬ НОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Эмоциональное развитие младших школьников как 11 педагогическая проблема
1.2. Певческая деятельность как фактор эмоционального 32 развития младших школьников
1.3. Закономерности эмоционального развития младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА П. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭМОЦИОНАЛЬ
НОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1. Цель, задачи и организация эксперимента
2.2. Анализ результатов формирующего этапа эксперимента
Выводы по второй главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности"
Актуальность исследования. Глубина и масштабность социально-экономических изменений в жизни российского общества с необходимостью предполагают дальнейшую гуманизацию системы образования. В первую очередь это связано с эффективным решением задач развития личности, среди которых одной из ведущих выступает формирование ее эмоциональной сферы.
Данное положение особенно актуально применительно к начальной школе, где закладываются основы эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру.
В психолого-педагогических исследованиях эмоциональное развитие личности понимается как сторона воспитания нравственных и гуманных чувств (Ш.А. Амонашвили, В.И. Водовозов, Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец, А.Н. Лутошкин, Л.И. Маленкова, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлин-ский и др.); становление способности к "пристрастному" отражению действительности (А.Н. Леонтьев); формирование эмоциональных черт характера (В .К. Вилюнас, Б.И. Додонов, М.И. Лисина, Л.М. Митина, А.Е. Ольшанникова, В.П. Трусов, Б.Л. Яковлева и др.)
В эмоциональном развитии учащихся большую роль играет искусство, в том числе музыка. Формируя способность отзываться на переживания других людей, она становится одним из важных средств воспитания человеческого в человеке. Именно в музыкальной деятельности с наибольшей силой обнаруживает себя эмоциональная человечность искусства, поскольку в основе музыки "лежит человеческий голос - поющий и говорящий" (Д.Б. Кабалевский). Данная сторона эмоционального развития учащихся в музыкальной деятельности соотносится с "эмоциональной отзывчивостью на музыку" как музыкальной способностью.
В музыкальной педагогике эмоциональная отзывчивость на музыку трактуется как необходимое условие музыкальной деятельности - "общая музыкальная способность", "центр музыкальности" (Н.А. Ветлугина, А.Г. Костюк, Б.М.
Теплов, Г.С. Тарасов, К.В. Тарасова); "исполнительская способность" (В.Г. Ражников); и гораздо реже рассматривается в аспекте становления нравственно - гуманного отношения к миру (С.М. Каргапольцев).
Одним из видов музыкальной деятельности учащихся в начальной школе является певческая деятельность, позволяющая вокальными средствами осуществлять единство воздействия на личность и музыки, и художественного слова. В певческой деятельности школьника доминируют эмоциональные факторы, основой которых являются значимые переживания и впечатления. Являясь фактом непосредственного эмоционального общения, певческая деятельность позволяет исполнять музыкальное произведение в его эстетической целостности - единстве внутреннего переживания содержания и его внешнего экспрессивного выражения. Тем самым становится возможным достижение целостности эмоционального развития учащихся.
Несмотря на то, что вопросы эмоционального воспитания школьников достаточно подробно рассмотрены в музыкально-педагогической (Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, Ю.А. Барсов, Н.П. Малинин, Е.Н. Малинина, Д.Е. Огородное, Б .И. Рачина, Г.П. Стулова и др.) и методической (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина. H.JI. Гродзенская. В.К. Белобородова, Н.А. Терентьева, В.Н. Шацкая, JI.B. Школяр и др.) литературе, подход к певческой деятельности как к средству эмоционального развития учащихся с выделенной нами точки зрения в настоящее время не является характерным.
Педагогическое осмысление проблемы позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности:
- между значимыми возможностями певческой деятельности в эмоциональном развитии личности и недостаточным обоснованием теоретических предпосылок эмоционального развития учащихся в обозначенных нами аспектах;
- между пониманием учителями музыки необходимости повышения эффективности эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности и неразработанностью соответствующих педагогических условий.
Необходимость преодоления этих противоречий определила выбор темы исследования: "Педагогические условия эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности".
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия повышения эффективности эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности.
Объект исследования - певческая деятельность младших школьников.
Предмет исследования - процесс эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой эмоциональное развитие младших школьников в процессе певческой деятельности осуществляется более эффективно, если будет:
- обеспечена целостность эмоционального развития учащихся в единстве внутреннего переживания и внешнего выражения;
- актуализирована эмоционально-нравственная сторона содержания музыкальных произведений;
- разработана и апробирована методика "диалогического исполнения" вокальных произведений.
С учетом поставленной цели и сформулированной гипотезы, были определены следующие задачи:
1. Определить закономерности эмоционального развития учащихся начальных классов.
2. Уточнить педагогическую сущность понятия "певческая деятельность".
3. Раскрыть возможности певческой деятельности в эмоциональном развитии учащихся.
4. Выявить комплекс педагогических условий влияющих на повышение эффективности эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован ряд взаимосвязанных методов исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; социологические методы (анкетирование, беседы); наблюдение; обобщение и анализ результатов педагогической деятельности учителей музыки; экспериментальные методы, применявшиеся в естественных условиях (фотофиксация лицевой экспрессии; методика "неоконченных рассказов" Т.П. Гавриловой, тематико - апперцепционный тест Г.А. Мюррея (ТАТ).
Методологической основой исследования являются следующие концептуальные положения, характеризующие гуманистическую парадигму образования:
- о природе и сущности эмоций (П.К. Анохин, Л.И. Божович, Г.М. Бре-слав, JI.C. Выготский, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К. Изард, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и др.).
- о развитии личности в деятельности (К.А. Абульханова - Славская, Б. Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, В.П. Зин-ченко, М.С. Каган, А.Н. Ксенофонтова, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Г. Рын-дак, С.Л. Рубинштейн, С.В. Сальцева, Л.Б. Соколова, Г.И. Щукина и др.)
- о роли эмоциональных факторов в становлении личности (О.С. Богданова, Н.Н. Вересов, В.И. Водовозов, Ф.Н. Гоноболин, В.И. Илюшин, А.В. Кирья-кова, А.Г. Ковалев, А.С. Макаренко, В.И. Петрова, И.А. Сикорский, Т.А. Сте-фановская, В.А. Сухомлинский, Н.М. Трофимова, К.Д. Ушинский, Д.Б. Элько-нин, К.П. Яновский и др.)
- о значимости искусства в эмоциональном развитии личности (Б.В Асафьев, Б.А. Бодина, С.Н. Жданова, Д.Б. Кабалевский, С.М. Каргапольцет
В.И. Петрушин, Т.Г. Русакова, В.Г. Ражников, Б.М.Теплов, Г.С.Тарасов, К.В. Тарасова, Н.А. Терентьева, Г.М. Цыпин, В.Н. Щацкая, Л.В. Школяр и др.)
База исследования - начальная школа № 75 г. Оренбурга.
На первом этапе исследования (1995 - 1997 гг.) изучалась литература по проблеме; анализировался и обобщался опыт массовой педагогической практики, а также опыт работы автора учителем музыки; разрабатывалась программа опытно - экспериментальной работы.
На втором этапе (1997 - 1999 гг.) проводилось изучение состояния проблемы исследования в практике учителей музыки общеобразовательных школ; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников в процессе певческой деятельности на уроках музыки.
На третьем этапе (январь - декабрь 2000 г.) анализировались результаты опытно - экспериментальной работы, уточнялись выводы и методические рекомендации, оформлялись материалы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
- обогащена педагогическая сущность понятия "эмоциональное развитие младшего школьника" за счет обоснования аспекта целостности эмоционального развития, опирающегося на наглядно - экспрессивную сторону певческой деятельности;
- выявлены закономерности эмоционального развития младших школьников (сензитивность формирования лицевой экспрессии, необходимость ситуации доверительного общения, приоритет развития нравственно - гуманных чувств, восхождение от простых эмоций и чувств к более сложным);
- раскрыты возможности певческой деятельности в эмоциональном развитии младших школьников (развитие нравственно - гуманных чувств, формирование лицевой экспрессии в ситуации доверительного общения, обогащение вербального словаря эмоций);
- обоснован комплекс педагогических условий, повышающих эффективность эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные педагогические условия эмоционального развития учащихся в процессе певческой деятельности будут способствовать дальнейшему обогащению теории музыкального воспитания школьников, совершенствованию педагогических механизмов гуманизации личности в процессе музыкально - исполнительской деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том что, разработанная нами методика "диалогического исполнения" вокальных произведений может быть использована в практической работе педагогами и учителями музыки общеобразовательных школ, студентами и преподавателями педагогических и музыкально - педагогических колледжей, училищ, институтов, а также руководителями вокальных и хоровых кружков в школе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эмоциональное развитие младших школьников в певческой деятельности есть процесс целостного становления личности, основанный на единстве внутреннего переживания эмоционально - нравственной стороны содержания музыкальных произведений и его внешнего экспрессивного выражения.
2. Певческая деятельность представляет собой процесс эмоционального общения ученика, учащихся и учителя, в процессе которого происходит проявление сочувствия, сопереживания и содействия посредством реализации певческих умений, воплощающих содержание музыкального произведения в его целостности.
3. Закономерностями целостного эмоционального развития учащихся в певческой деятельности являются: приоритет развития нравственно - гуманных чувств; формирование лицевой экспрессии в ситуации доверительного общения; восхождение простых эмоций и чувств к более сложным.
4 .Педагогическими условиями повышения эффективности эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности являются:
- осуществление целостности эмоционального развития личности в единстве внутреннего переживания и внешнего выражения;
- обогащение личности младшего школьника за счет акцентирования эмоционально-нравственной стороны содержания музыкальных произведений;
- создание атмосферы доверительных отношений между учителем и учащимися процессе певческой деятельности;
- применение методики "диалогического исполнения" вокальных произведений.
Апробация и внедрение основных положений и выводов исследования осуществлялась в начальной школе № 75 г. Оренбурга, а также на I Российской научно - практической конференции "Музыкальное образование на пороге XXI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства" (Оренбург, 1998), научно - практической конференции "80 лет высшему образованию Оренбуржья" (Оренбург, 1999), международной научно - практической конференции "Педагогическая мысль и образование XXI века" (Оренбург, 2000), региональной научно - практической конференции "Инновации и традиции профессионального образования региона" (Бузулук, 2000), П Российской научно - практической конференции "Искусство и образование во втором тысячелетии (Теория. Практика. Педагогические позиции" (Оренбург, 2001), международной межвузовской конференции "Музыкально - эстетическое образование в социокультурном развитии личности" (Екатеринбург, 2001), научно -практических конференциях, проблемных педагогических семинарах Оренбургского педагогического училища № 2.
Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, представленных в исследовании, обусловлена обоснованностью теоретических позиций, единством теоретических и эмпирических методов адекватных предмету исследования, проведением опытно - экспериментальной работы в естественных условиях, репрезентативностью выборок, качественным и количественным анализом экспериментальных результатов.
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось путем публикаций, научных сообщений на конференциях, при проведении открытых уроков для преподавателей училища и учителей музыки школ города.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по второй главе.
Опытно - экспериментальная работа показала, что реализуемые педагогические условия оказывают положительное воздействие на повышение эффективности эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности.
Данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы обозначили недостаточный уровень эмоционального развития в певческой деятельности младших школьников, что и обусловило цели и задачи формирующего эксперимента.
Результаты формирующего этапа экспериментальной работы подтвердили, что эмоциональное развитие младших школьников в певческой деятельности протекает эффективно при реализации комплекса педагогических условий. Методика "диалогического исполнения" вокальных произведений в условиях лицевой ориентации музыкального диалога повышает эффективность эмоционального развития младших школьников. Это проявляется как в повышении уровня эмоционального отклика на музыкальные произведения, так и в увеличении числа терминов-определений, обозначающих чувственные переживания. Наблюдается повышение интереса младших школьников к внутреннему миру другого человека.
В ходе работы был выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий способствующих эмоциональному развитию младших школьниуов в певческой деятельности.
На начальном этапе высокий уровень эмоционального развития имели 10%; средний - 44%; низкий - 46% учащихся. В результате проведенной работы высокого уровня достигли 29% младших школьников; среднего - 59%; низко-го12%. Разница в результатах контрольного и экспериментального классов показала, что экспериментальная система эмоционального развития в певческой деятельности в те же сроки обеспечивает достаточно высокий уровень данного вида деятельности, что свидетельствует о ее эффективности и подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы.
Динамика процесса, полученная в ходе эксперимента позволяет утверждать, что эмоциональное развитие младших школьников в певческой деятельности осуществляется более эффективно, если: обеспечивается целостность эмоционального развития учащихся в единстве внутреннего переживания и внешнего выражения; актуализирована эмоционально - нравственная сторона содержания музыкальных произведений; разработана и применена методика "диалогического исполнения" вокальных произведений.
Заключение
Проблема эмоционального развития младших школьников является актуальной в современном педагогическом образовании. Обществу необходим развитый ребенок, умеющий владеть и адекватно выражать свои эмоции и чувства, а также умеющий понимать чувства других. Развитие эмоций является первостепенным в процессе становления гуманных чувств, особенно в ситуации непосредственного общения учителя и ученика.
Мы рассматриваем эмоциональное развитие младших школьников как сложную динамическую систему количественных эмоций и качественных изменений, происходящих в эмоциональной сфере школьника в результате овладения им деятельностью в аспекте целостности, единстве внутреннего переживания содержания и его внешнего экспрессивного выражения, соответствующей педагогическим условиям, в которых он развивается.
Формирование и обогащение качеств личности младшего школьника происходит в результате общения. Общение - процесс взаимодействия двух или более людей, состоящий в обмене между ними эмоциональной информацией, возникающий в результате потребности совместной деятельности.
Деятельность мы определяем как способ развития младшего школьника, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы, социальной реальности, самого себя в соответствии с его потребностями и целями.
Одним из видов музыкальной деятельности учащихся в начальной школе является певческая деятельность, позволяющая вокальными средствами осуществлять единство воздействия и музыки, и художественного слова. В аспекте нашей проблематики мы рассматриваем певческую деятельность как эмоциональное общение ученика и учителя, в процессе которого происходит проявление сочувствия, сопереживания и содействия посредством реализации певческих умений, воплощающих содержание музыкального произведения в его целостности.
В певческой деятельности школьника доминируют эмоциональные факторы, основой которых являются значимые переживания и впечатления. Являясь фактом непосредственного эмоционального общения, певческая деятельность позволяет исполнять музыкальное произведение в его эстетической целостности - единстве внутреннего переживания содержания и его внешнего экспрессивного выражения, достигая целостного эмоционального развития учащихся.
Включение в эмоциональные переживания ученика начальных классов художественных событий музыкальных произведений - является магистральным путем эмоционального развития младшего школьника. Усвоение нравственной стороны содержания музыкального произведения - это овладение общечеловеческими ценностями, непреходящими моральными нормами, выработанными в процессе исторического развития общества.
Младший школьник, имеющий опыт "чувствований" и умеющий выражать всю гамму человеческих переживаний, непосредственно включается в сопереживание только в том случае, если он любит и доверяет взрослому другу -своему учителю.
В результате певческой деятельности ребенок имеет возможность средствами своего голоса и лицевой экспрессии выразить чувства, вызвать ответный эмоциональный отклик, понять замысел эмоционально-нравственной стороны содержания музыкального произведения, расширить вербальный словарь чувств и эмоций за счет присутствия поэтической стороны музыкального произведения, развить эмоциональный мир младшего школьника от простых эмоций к более сложным.
Основной функцией общения, средством невербальной коммуникации, основным фактором обнаружения эмоций является эмоциональная экспрессии, которая через выразительные движения раскрывает внутреннее содержание личности ученика. Лицо школьника является местом "концентрации экспрессивности", основным фактором обнаружения эмоций в непосредственном общении. Оно способно передавать эмоциональный и содержательный подтекст сообщений и служит регулятором общения учителя и ученика.
Закономерностями эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности мы определяем:. общение (диалог); обогащение эмоций за счет сочувствия, сопереживания, содействия; единство внутреннего переживания и внешнего выражения; расширение вербального словаря эмоций; развитие эмоций от простых к сложным; доверительные отношения между учениками и учителем.
Педагогические условия, в нашем понимании, те условия, которые намеренно создаются в учебном процессе, обеспечивают наиболее успешное развитие и протекание нужного процесса, так как создают среду и взаимоотношения, в которых необходимые явления, процессы возникают, существуют и развиваются.
Разработанная методика "диалогического исполнения" вокальных произведений развивала интерес к певческой деятельности на уроке музыки, способствовала осознанию учащимися значимости "музыкального лица", совершенствовала развитие способности эмоционально откликаться на переживания героев и осознавать эмоционально — нравственное содержание музыкальных произведений, формировала умение перевести "внутреннее" переживание во "внешнее" экспрессивное выражение.
Результаты опытной работы показали, что методика "диалогического исполнения" вокальных произведений в условиях лицевой ориентации музыкального исполнения способствует эмоциональному развитию младшего школьника.
Выделенные нами условия эмоционального развития в певческой деятельности относятся к общепедагогическим:
• осуществление целостности эмоционального развития в единстве внутреннего переживания и внешнего выражения;
• обогащение личности младшего школьника за счет акцентирования эмоционально-нравственной стороны содержания музыкальных произведений;
• создание атмосферы доверительных отношений между учителем и учащимися в процессе певческой деятельности;
• применение методики "диалогического исполнения" вокальных произведений.
Практическое решение проблемы требует ее дальнейшего изучения и детализации. Наша работа не претендует на окончательное решение вопроса об эмоциональном развитии младшего школьника в певческой деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе. Дальнейшее изучение решения этой проблемы и поиск более эффективных путей и методов обучения составляют предмет наших исследований.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Якунина, Валентина Александровна, Оренбург
1. Абдулпин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: 1990 с. 188.
2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебный центр «Академия», 1999.- 320с.
3. Абульханова Славская K.JI. Деятельность и психология личности -М.: 1980.-335с.
4. Алексеева JI.JI. Хоровое пение в общеобразовательной школе: компонент содержания или одухотворенная деятельность? / Материалы международной конференции «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» М.: 1999.-С. 100-102.
5. Алиев И.Ю. Методологические и методические основы вокально-педагогического творчества.- М.: 1993.- T.I С.45; T.II- С.38
6. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей начальной школы.- М.: Просвещение, 1978.-352с.
7. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей.- Воронеж.:1998.- С. 220-235
8. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. -С.113-119
9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике М.: 1995. -С.85
10. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. К.: 1965.- С. 151-152.
11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: 1977. -С.160-171
12. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Вопросы психологии.1999.- № 6.- С.89-99.
13. Анисимова О.С. О функции пения на уроках музыки. / Материалы международной конференции «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» М.:1999.- С. 103-104
14. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики.- Ярославль.: 1997.- С. 36-58.
15. Анциферова О. О диалектической концепции онтогенетического развития. // Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: 1967. - С.З -14.
16. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: 1983.- 224с.
17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1 2-е изд. Д.: 1971.- 352с.
18. Асафьев Б.В. Репертуар балета // Асафьев Б.В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. Л.: 1974.- С. 116-118.
19. Асмолов А.Г. Деятельность и установка М.: 1979. - 151с.
20. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. М.: 1952. - 238с.
21. Афанасьева А.В. Прекрасное и безобразное // Педагогика.- 1997.-№7.-С. 37-40
22. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей.- М.: 1953.- С. 13-82
23. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях.- М.: 1996.-96с.
24. Бажин Е.Ф., Ганина Н.А., Корнева Т.В. Описание лица в художественной литературе как проблема восприятия человека человеком. // Вопросы психологии.- 1984.- № 2.- С.142-147.
25. Барабанщикова В.А., Майкова Т.Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению мимики лица. / Проблемы общения в психологии.- М.: -1981.-С. 121 -132
26. Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики. / Вопросы вокальной педагогики. Сборник статей вып. 6.- Л.: 1982,- 317с.
27. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. / Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров; текст под-гот. Г.С.Берпггейн и Л.В.Дерюгин; примеч. С.С.Аверинцева и С.Г. Бочарова. М.: 1979.- 424с.
28. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения М.: 1982.-288с.
29. Белобородова В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников // Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. М.: 1975.- С. 3688
30. Белобородова В.К. Развитие музыкального слуха учащихся первого класса.-М.: 1956.- 108с.
31. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики.- М.: 1996.- С. 134.
32. Беляева Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М.: 1923.- 116с.
33. Берхин Н.Б. Психолого педагогическая специфика художественного образования школьников // Педагогика.-1995.-№ 2.- С.41-47.
34. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М.: 1990.- 97с.
35. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителя.- Изд.2-е, испр. М.: 1980.-125с.
36. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педаго-гика.-1992.- № 5-6.- С.29-34
37. Божин Е.Ф., Ганина Н.А., Корнева Т.В. Описание лица в художественной литературе как проблема восприятия человека человеком // Вопросы психологии.- 1984.- №2.- С.142-145.
38. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.:1966.-464с.
39. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика.-1995.- № 4.- С.29-36
40. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.:1997. -569с.
41. Буденко В.Ф. Эстетическое воспитание средствами музыки. // Педагогика.- 1991.- № 2 .- С. 19-21
42. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.- М.: Мысль, 1978.-216с.
43. Васадзе А.Г. Проблема художественного чувства. — Тбилисси, 1978.-215с.
44. Васильев И.А., Поклужный В.А., Тихомиров O.K. Эмоция и мышление.-М.: 1980.- С.72-127.
45. Василюк Ф.Б. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: 1984.- 125с.
46. Вересов Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопросы психологии.- 1992.- №1-2.- С.47-51
47. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: 1987.- 415 с.
48. Вилинская И.Н. Значение репертуара в воспитании певца. / Вопросы вокальной педагогики. Вып.З Л.: 1967.- 113с.
49. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений М.: 1976.-С.42-72.
50. Волкова П.С. Музыкальные занятия в условиях полихудожественного развития школы: риторический аспект. / Материалы международной конференции «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» М.: 1999.- С. 16-19
51. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте: Собр. Сочинений. Т.2. М.: 1982. - 372с.
52. Выготский Л.С. Психология искусств. Изд.2-е М.: 1987.- 576с.
53. Выготский Л.С. Педагогическая психология, гл. IV. Воспитание эмоционального поведения. М.:1991.-С. 138-144,134-196.
54. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения.- М.: 1986.480 с.
55. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: 1997.- 98с.
56. Воспитание младшего школьника./ Сост. Ковинько Л.В.-3-е изд. М.: 1998.- 288с.
57. Вудвортс Р. Экспериментальная психология.- М.: 1950.- 799с.
58. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис. канд. психол. наук. М.: 1977.- С.36
59. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: Учебное пособие.- М.: 1986. С. 105
60. Гаврилович К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям. Автореф.дисс.докт.пед.наук.- Л.: 1989. С.36.
61. Гарипова Н.М. Формирование и развитие интонационного восприятия при изучении темы: «Временная организация музыки».- Стерли-тамак.: 1994.-72с.
62. Гессен С.И. Основы педагогики М.: 1995.- С.5.
63. Гладких З.И. Традиции гуманизма в искусстве и образовании. / Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании.- Материалы международной конференции М.: 1999.- С. 19-22.
64. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе.- М.: 1965.- 260с.
65. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей. // Вопросы психологии.- 1995.- №2.- С.132-149.
66. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: 1993.-190с.
67. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: 1990.- 144с.
68. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельно69.