автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте
- Автор научной работы
- Картавцева, Ольга Дмитриевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ростов-на-Дону
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Картавцева, Ольга Дмитриевна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЕ.
1.1. Отражение проблемы интенсивного обучения в педагогической литературе.
1.2. Дидактические принципы в интенсивном обучении изобразительной грамоте.
1.3. Роль педагогического рисования в интенсивном обучении изобразительной грамоте.
1.4. Выводы.
ГЛАВА И. УСЛОВИЯ ИНТЕНСИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЕ
В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ.
2.1. Психолого-педагогические основы интенсивного обучения изобразительной грамоте.
2.2. Технологии интенсивного обучения изобразительной грамоте.
2.3. Организация экспериментального обучения изобразительной грамоте и выявление его дидактической эффективности.
2.4. Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте"
Актуальность темы. Наиболее характерной чертой современной жизни является интенсивность. Политическая и экономическая жизнь общества стремительно изменяется, и чем быстрее происходят изменения, тем они болезненней для общества, тем интенсивнее следует формировать у молодого поколения представления об истинном отношении к жизни. Особая роль в становлении личности отводится изобразительному искусству, средствами которого возможно воспитать эмоциональную и эстетическую привязанность человека к миру, любовь к жизни, созидательное отношение к ней.
Педагогическая наука интенсивно развивается, и в современном образовании ярко выражены поиски нового качества преподавания, где переход от экстенсивных к интенсивным формам обучения знаменует собой новый этап развития системы обучения. С одной стороны, интенсивное обучение является насущной осознанной общественной и дидактической потребностью, с другой - эволюционное состояние сознания человека характеризуется определенной интенсификацией процессов познания, что дает возможность сделать обучение интенсивным учебным процессом нового качества. Поэтому существует практическая потребность в подготовке специалистов по изобразительному искусству в сжатые сроки. Это в определенной степени решило бы проблему преподавания изобразительного искусства в сельских школах, где данный предмет ведут 82 % учителей, не имеющих специального художественного образования, что снижает качество учебного процесса. Низкий уровень подготовки учителей по предмету приводит к тому, что ученики не могут в должной степени приобщиться к изобразительному искусству. А между тем школа призвана дать среднее образование по всем предметам школьной программы, воспитать у детей любовь к искусству, расширить их эстетический кругозор.
Создание технологии обучения взрослых людей, активно занимающихся профессиональной деятельностью, развитие их творческого потенциала является современной педагогической проблемой в парадигме теории лично-стно-ориентированного образования.
Общедидактический аспект проблемы интенсивного обучения разработан в достаточной степени Ю.К.Бабанским, Т.А.Мамигоновой, Г.А.Китайгородской, А.А.Леонтьевым, И.А.Зимней, Е.И.Пассовым и др. Известные исследования интенсивного обучения связаны с преподаванием иностранного и русского языков. Исследований, посвященных интенсивному обучению изобразительной грамоте, нет.
В нашем исследовании мы использовали также теоретическое наследие педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, М.А.Данилова, Б.П.Есипова, В.Оконя, Л.В.Занкова, Л.Клинберга, Ч.Куписевича, В.В.Давыдова и др. Мы также использовали научные знания об обучении изобразительному искусству как специфической форме познания, чтобы дать психолого-педагогическое обоснование процесса интенсивного обучения изобразительной грамоте. В частности, мы рассматривали материалы исследований Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, Б.Ф.Ломова, О.К.Тихомирова, В.П.Симонова, Д.Н.Узнадзе, А.Н.Леонтьева и др.
В нашем исследовании мы опирались на концепцию дидактически интегрированной оптимизированной модели интенсивного обучения Т.А.Мамигоновой. Данная теоретическая модель интенсивного обучения построена на интеграции базовых для основного предмета наук, оптимизации учебного процесса и активизации учебной деятельности преподавателя и обучающихся. Специфическими особенностями интенсивного обучения являются:
- совместная деятельность преподавателя и обучающихся, при которой реализуется их интеллектуальный и эмоциональный потенциал;
- наличие в процессе интенсивного обучения коллективной познавательной деятельности обучающихся.
Проблема интенсивного обучения изобразительной грамоте нуждается в специальном рассмотрении, ибо изобразительное искусство как предмет познания сильно отличается от других предметов обучения. В его постижении основную роль играет зрительное восприятие. Специфика обучения изобразительной грамоте требует максимальной реализации принципа наглядности. В арсенале педагогических средств преподавателя изобразительного искусства имеется динамическое средство наглядности - педагогическое рисование. Оно является методом активизации процесса обучения и средством максимально эффективной подачи учебного материала.
В нашем исследовании нашли отражение теоретические изыскания ученых и педагогов в области изобразительного искусства: Н.Н.Волкова, А.Е.Терентьева, Н.Н.Ростовцева, В.Г.Беды, Г.Баммеса и др.
Интенсивное обучение является оптимизированной деятельностью (Ю.К.Бабанский, Т.А.Мамигонова, Г.А.Китайгородская), поэтому к работе преподавателя, выбору условий, средств и методов осуществления процесса обучения предъявляются высокие требования. Чтобы обеспечить необходимое качество интенсивного обучения, педагогическое рисование должно соответствовать определенному уровню педагогической культуры. В области педагогической культуры мы использовали теоретические материалы Е. В. Бондаревской.
Существенно, что в нашем исследовании интенсивное обучение рассчитано на усвоение обучающимися общих теоретических понятий, правил, принятых в изобразительном искусстве, открытие и осмысление средств изобразительной деятельности, приобретение ими навыков исполнения основ изобразительной грамоты. При этом изобразительная деятельность обучающихся рассматривается нами не только как учебная, но и как творческая.
Творческий аспект деятельности в области изобразительного искусства отражен в работах психологов и педагогов: В.И.Кириенко, Е.И.Игнатьева, Я.А.Пономарева, B.C. Кузина и др.
Методы интенсивного обучения могут быть применены и эффективны при отсутствии у обучаемых элементарной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Объект исследования: процесс интенсивного обучения изобразительной грамоте взрослых обучающихся.
Предметом исследования являются педагогические условия, средства и методы интенсификации процесса обучения изобразительной грамоте, обеспечивающие его эффективность.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности интенсивного обучения изобразительной грамоте взрослых обучающихся.
Задачи исследования:
- проанализировать имеющийся научный опыт и определить основные дидактические положения интенсивного обучения;
- выявить возможности интенсификации деятельности преподавателя и интенсификации процессов усвоения знаний обучающимися;
- теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическое рисование как основное средство интенсификации;
- теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективные педагогические методы, интенсифицирующие процесс обучения изобразительной грамоте и выявить оптимальные условия не только для репродуктивной, но и для творческой деятельности обучающихся;
- разработать вариант курса интенсивного обучения основам изобразительной грамоты для контингента взрослых обучающихся и экспериментально проверить эффективность интенсивного обучения изобразительной грамоте.
Гипотеза исследования заключается в том, что интенсивное обучение изобразительной грамоте может быть эффективным при соблюдении следующих условий:
- использование общедидактических основ интенсивного обучения (оптимизации, интеграции, активизации);
- следование дидактическим принципам, интенсифицирующим процесс обучения;
- использование методов, интенсифицирующих процесс обучения;
- применение в обучении педагогического рисования как средства интенсификации;
- учет психолого-возрастных особенностей обучаемых, мотивация и стимулирование их деятельности, создание условий для интенсификации их познавательных процессов.
Методологическая основа исследования:
- научно-теоретические положения педагогики об интенсивном обучении, гуманитаризации и гуманизации образования;
- деятельностный, системный, комплексный, личностный подход к обучению;
- основные положения педагогической культуры учителя и их использование для определения педагогического рисования как средства интенсификации и критериев исполнения педагогических рисунков;
- теоретические основы художественного восприятия и изображения, их анализ для определения воспитательного влияния на развитие изобразительного творчества'
- теоретические положения изобразительного искусства и их использование для определения содержания изобразительной грамоты.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по педагогике, истории, теории и методике преподавания изобразительного искусства, психологии изобразительной деятельности;
- изучение и анализ программ по рисунку, живописи, композиции, методике изобразительного искусства художественно-графических факультетов, анализ программ средней школы по предмету "Изобразительное искусство";
- анализ материалов ОНО;
- анализ и обобщение педагогического и методического опыта традиционного и интенсивного обучения изобразительной грамоте;
- стабильное применение педагогического рисования в интенсивном обучении изобразительной грамоте обучающихся;
- анализ самостоятельных работ обучающихся по изобразительному искусству;
- анкетный опрос, беседы с учителями сельских школ, не имеющими художественной подготовки и обучающимися на курсе интенсивного обучения;
- наблюдение, педагогический контроль за работой обучающихся в период проведения эксперимента;
- проведение экскурсий-бесед с обучающимися в музее изобразительного искусства.
База исследования. В работе использован 17-летний опыт педагогической деятельности автора, в том числе в качестве учителя рисования в сельской школе, 15-летний опыт работы преподавателем рисунка, живописи и композиции на кафедре изобразительного искусства художественно-графического факультета РГПУ, 3-летний опыт работы педагогом детской художественной школы при ХГФ РГПУ.
Этапы проведения исследования. Исследования проводились в 3 этапа в течение 7 лет.
I. На первом этапе (1989-1990 гг.) изучались материалы по педагогике, истории, теории, методике и психологии изобразительного искусства. Изучалось состояние предмета "Изобразительное искусство" в сельской школе, определялся уровень художественной подготовки учителей изобразительного искусства. Определялись основной аспект исследования, его цели, объект, предмет, задачи, гипотеза. Выявлялись теоретические и методические предпосылки решения проблемы в виде интенсивной формы обучения изобразительной грамоте.
II. На втором этапе (1991-1993 гг.) поводилась экспериментальная проверка использования педагогических средств и условий, интенсифицирующих процесс обучения. Определялись теоретические и методические основы курса интенсивного обучения. Формировалась программа заданий по основам изобразительной грамоты. Проводился анализ школьных программ по изобразительному искусству. Проводилась апробация авторской программы курса интенсивного обучения.
III. На третьем этапе (1994-1996 гг.) осуществлялись анализ и обобщение исследованного материала, уточнялась программа курса интенсивного обучения, проводилась разработка методических и наглядных пособий. Проводилась работа по оформлению результатов исследования в диссертацию.
Научная новизна заключается:
- в применении дидактической модели интенсивного обучения в преподавании изобразительной грамоты;
- в психолого-педагогическом обосновании процесса интенсивного обучения изобразительной грамоте;
- в определении основного средства интенсификации в обучении изобразительной грамоте - педагогического рисования;
- в определении условий и методов интенсификации процесса обучения изобразительной грамоте;
- в экспериментальном подтверждении эффективности интенсивного обучения изобразительной грамоте;
- в теоретической разработке и практической проверке курса интенсивного обучения изобразительной грамоте.
Теоретическая значимость исследования:
- определены основные дидактические положения процесса интенсивного обучения;
- даны теоретический анализ и определение педагогическому рисованию как средству интенсификации процесса обучения изобразительной грамоте;
- определены психолого-педагогические условия интенсивного обучения основам изобразительной грамоты;
- разработана программа курса интенсивного обучения изобразительной грамоте взрослых обучаемых.
Практическая значимость исследования:
- выводы и рекомендации экпериментально-педагогического исследования могут быть использованы для методических разработок, учебных пособий по изобразительному искусству, в самостоятельной подготовке студентов художественно-графических факультетов и учителей к урокам изобразительного искусства,
- работа в целом, отдельные ее фрагменты, программа курса интенсивного обучения могут быть использованы в практической подготовке любого контингента обучающихся, не имеющих представлений об изобразительном искусстве;
- обучающиеся, прошедшие курс интенсивного обучения основам изобразительной грамоты, могут проводить уроки изобразительного искусства по любой школьной программе;
- материалы исследования могут быть использованы студентами художественно-графического факультета и учителями изобразительного искусства в самостоятельной подготовке по педагогическому рисованию.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интенсивное обучение изобразительной грамоте является новым этапом в развитии системы образования и представляет собой образовательный процесс нового качества, осуществляемый в сжатые сроки и обеспечивающий выявление и максимальную реализацию учебных возможностей и способностей обучающихся. Интенсивное обучение является обучением личностно-развивающим, так как в нем реализуется творческий потенциал личности, развиваются ее способности, формируется уверенность в себе и другие личностные свойства.
2. Интенсивному обучению изобразительной грамоте соответствуют следующие дидактические положения:
- интеграция базовых для основного предмета наук;
- оптимизация учебного процесса;
- активизация учебной деятельности;
- совместная деятельность преподавателя и обучающихся;
- фронтальная форма работы преподавателя с обучающимися;
- организация коллективной познавательной деятельности;
- реализация всего эмоционального и интеллектуального потенциала преподавателя и обучающихся;
- максимальное использование в обучении средств наглядности;
- создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе обучения;
- организация учебного материала по принципу обобщения.
3. Педагогическое рисование является способом наглядного изображения, к которому преподаватель обращается в процессе непосредственного обсуждения с учащимися содержания учебного материала, чтобы регулировать их зрительное восприятие, обеспечить доступность изобразительного материала, расширить их зрительные представления, помочь осознать изобразительные действия. Педагогическое рисование является средством интенсификации обучения изобразительной грамоте, но его эффективность обеспечивается только при грамотном и художественно-выразительном исполнении педагогических рисунков.
4. Эффективность интенсивного обучения обеспечивается использованием в обучении методов:
- активизации деятельности обучающихся;
- мотивации и стимулирования деятельности;
- сочетании репродуктивной и творческой деятельности обучающихся;
- педагогических установок, направленных на развитие и поддержку личности обучающегося, создание ситуации успеха.
Достоверность научных результатов определяется соответствием исходных теоретических положений исследования основным положениям педагогики, теории и методики преподавания изобразительного искусства, основным положениям педагогической культуры, психологии изобразительной деятельности. Достоверность научных результатов подтверждается применением дидактических принципов обучения и общепринятых методов исследования, объективным анализом полученных результатов, использованием автором программы интенсивного обучения в практической работе.
Апробация работы осуществлялась в процессе многолетнего личного педагогического опыта диссертанта (работавшего в течение 17 лет, в том числе учителем изобразительного искусства в сельской школе, преподавателем рисунка и живописи в детской воскресной школе при ХГФ РГПУ и на кафедре изобразительного искусства РГПУ). Диссертант читала лекции и проводила семинары по методике преподавания изобразительного искусства, руководила педагогической и пленерной практикой студентов ХГФ, организовывала художественные выставки студентов ХГФ, проводила занятия на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства школ Ростовской области.
Основные результаты исследования обсуждены на заседаниях кафедр изобразительного искусства и педагогики РГПУ, на внутривузовских научно-теоретических конференциях. Разработанные теоретические положения и предлагаемая программа внедрены на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства на ХГФ РГПУ и в СШ № 35. Апробация программы была осуществлена на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства школ Ростовской области.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
2.4. Выводы
Эффективность интенсивного обучения изобразительной грамоте была обеспечена следованием основным теоретическим и дидактическим положениям интенсивного обучения:
- интеграции истории, теории и методики изобразительного искусства;
- оптимизации учебного процесса;
- активизации деятельности преподавателя и обучающихся;
- совместной деятельности преподавателя и обучающихся;
- фронтальной формы работы преподавателя и обучающихся;
- организации в процессе обучения коллективной познавательной деятельности обучающихся;
- максимального использования средств наглядности;
- создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы и мотивационных ситуаций в обучении;
- реализации всего эмоционального и интеллектуального потенциала преподавателя и обучающихся;
- осуществления преподавателем всех видов контроля;
- реализации дидактических принципов, интенсифицирующих процесс обучения;
- применения педагогического рисования как средства интенсификации учебного процесса.
Эффективность разработанной и апробированной в ходе экспериментальной работы программы основана на ее комплексно-структурном содержании. Содержание программы курса интенсивного обучения построено по принципу системности и обобщения. В обобщенных блоках центральное место отводится основным конструктивным положениям изобразительной грамоты: "Освоение плоскости-формата и приемов работы", "Конструкция, форма, тон", "Свет, объем, пространство", "Пространство и перспектива". Содержание программы ориентировано на усвоение обучающимися основ изобразительной грамоты с учетом как общих, так и характерных для частных случаев особенностей, что обеспечивает не только скорость обучения, но и полноту усвоения материала.
Экспериментальная программа и исследование предусматривают возможность постоянно актуализировать у обучающихся теоретические знания, цели и задачи обучения, и эксперимент подтверждает эффективность данного положения: обучающиеся легко овладевают теорией изобразительной грамоты.
В ходе экспериментальной работы подтвердилась эффективность использования заложенных в программе различных видов заданий (по образцу, с натуры, по представлению), разных типов рисунков в разнообразных техниках различными изобразительными материалами, а также педагогического рисования: разнообразие натуры в содержании программы повышает интерес к обучению, а различные виды быстрого рисования способствуют интенсификации процесса обучения.
Экспериментальное исследование подтвердило эффективность применения в интенсивном обучении педагогического рисования, как динамического средства наглядности, активизации учебной деятельности, максимальной подачи учебного материала, ускорения темпа учебных действий, средства, способствующего ускоренному усвоению знаний обучающимися. Экспериментальное исследование интенсивного обучения изобразительной грамоте продемонстрировало прямую зависимость качества результатов учебного процесса от профессионального уровня деятельности преподавателя.
В ходе экспериментальной работы подтвердилась эффективность применения в интенсивном обучении таких педагогических методов: активизации учебной деятельности; педагогических установок, направленных на поддержку личности, создание ситуации успеха; мотивации и стимулирования деятельности обучающихся; репродуктивной и творческой деятельности обучающихся. Данные методы существенно регулируют деятельность обучающихся, активизируют их мышление, повышают качество эмоционального реагирования, оказывают активное влияние на новое заинтересованное и осмысленное отношение к деятельности и в целом способствуют реализации всего интеллектуального и эмоционального потенциала обучающихся.
Экспериментальное исследование продемонстрировало эффективность использования коллективных форм работы в процессе обучения: совместную и фронтальную работу преподавателя и обучающихся (проведение бесед, экскурсий, просмотры учебных и творческих работ, совместное обсуждение произведений искусства, теоретическое обоснование с позиций изобразительной грамоты педагогических рисунков, совместный анализ натуры), так как они способствуют появлению коллективной познавательной деятельности обучающихся.
Эффективность интенсивного обучения отразилась также в формировании у обучающихся эстетических понятий, развитии художественного восприятия, образных, пространственных представлений, развитии зрительной памяти, в овладении ими навыками педагогического рисования. В целом приобщение их к изобразительной грамоте явилось стимулом для самостоятельной творческой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интенсивное обучение изобразительной грамоте является новым этапом в развитии системы образования и представляет собой образовательный процесс, обеспечивающий максимальную реализацию учебных и творческих возможностей обучающихся и осуществляемый в сжатые сроки. Проблема интенсивного обучения решается на основе системности и комплексного подхода (Ю.К.Бабанский, Т.А.Мамигонова, Г.А.Китайгородская и др.), поэтому наше исследование построено на интеграции научных данных общепедагогического, психологического и дидактико-методического характера.
В педагогике принята дидактически интегрированная оптимизированная модель интенсивного обучения (Т.А.Мамигонова), которая может быть применена в интенсивном обучении любому предмету. Данная модель характеризуется интеграцией базовых для основного предмета наук, оптимизацией учебного процесса и активизацией учебной деятельности преподавателей и обучающихся.
Интенсивному обучению изобразительной грамоте соответствуют основные дидактические положения:
- интеграция педагогики, психологии и методики предмета;
- активизация учебной деятельности;
- оптимизация учебного процесса;
- совместная и фронтальная деятельность преподавателя и обучающихся;
- организация коллективной и познавательной деятельности обучающихся;
- реализация всего эмоционального и интеллектуального потенциала участников учебного процесса;
- создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы;
- организация учебного материала по принципу обобщения;
- максимальное использование средств наглядности, в том числе педагогического рисования;
- реализация дидактических принципов интенсифицирующих процесс обучения.
Проведенное исследование подтвердило исследовательский замысел о возможности использования в интенсивном обучении педагогического рисования как средства интенсификации учебного процесса при условии, что оно будет отличаться необходимым уровнем педагогической культуры (на основе теоретических положений педагогической культуры Е.В.Бондаревской и материалов А.Е.Терентьева об условиях педагогического рисования).
Исследование интенсивного обучения изобразительной грамоте особенно показало прямую зависимость качества результатов учебного процесса от профессионального уровня деятельности преподавателя, демонстрирующего педагогические рисунки.
Проведенное исследование показало эффективность использования комплекса педагогических методов: активизации деятельности, педагогических установок, направленных на развитие и поддержку личности, создание ситуации успеха, мотивации и стимулирования деятельности обучающихся, сочетания их репродуктивной и творческой деятельности.
В интенсивном обучении эффективны также коллективные формы работы: анализ натуры, обсуждение рисунков, беседы и др., которые способствуют появлению коллективной познавательной деятельности обучающихся и реализации всего эмоционального и интеллектуального потенциала преподавателя и обучающихся.
Разработанная нами технология интенсивного обучения изобразительной грамоте, совокупность использованных методов исследования, методов и средств обучения, реализованная в педагогической практике программа курса позволили решить поставленные задачи, подтвердить выдвинутую гипотезу и теоретические положения.
Итоги экспериментальной работы позволили:
- применить дидактически интегрированную, оптимизированную модель интенсивного обучения (Т.А.Мамигонова) в обучении изобразительной грамоте;
- использовать основные теоретические положения интенсивного обучения (интеграция педагогики, психологии, теории и методики изобразительного искусства, оптимизация и активизация учебного процесса, совместная и фронтальная форма работы преподавателя и обучающегося, наличие коллективной познавательной деятельности, максимальное использование педагогического рисования, благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера и мотивационные ситуации в обучении, реализация всего эмоционального и интеллектуального потенциала преподавателя и обучающихся, осуществление педагогом всех видов контроля за учебной деятельностью, организация учебного материала по принципу обобщения);
- создать условия реализации дидактических принципов, интенсифицирующих процесс обучения;
- подтвердить положение, что основным педагогическим средством интенсификации учебного процесса является педагогическое рисование.
В настоящем исследовании сделана попытка обосновать и доказать тезис, что в области изобразительного искусства возможно использовать технологии интенсивного характера, сохраняя достаточно высокое качество учебного процесса и результатов деятельности обучающихся.
В исследовании подтвердилась мысль о том, что объективные возможности, заложенные в содержании программы, где учебный материал организован по принципу обобщения, позволяют обучающимся не только усвоить изобразительную грамоту, но и способствуют эффективному развитию у них творческих способностей.
К числу условий следует отнести учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей взрослых обучающихся, уровень их профессиональной и общей культуры, активизацию их познавательных процессов. Необходимым условием для интенсификации учебной и творческой деятельности обучающихся является максимальное использование метода наглядного показа (подлинные произведения искусства, репродукции и педагогическое рисование).
Перечисленные виды заданий, различных техник исполнения рисунков имеют как коллективную, так и личностно-ориентированную направленность на эстетическое и художественное развитие обучающихся.
Материал, изложенный и проиллюстрированный в нашем исследовании, показывает, что интенсивное обучение изобразительной грамоте взрослых эффективно и является для них стимулом для дальнейшей самостоятельной художественной и творческой деятельности.
Все образцы работ и эскизы педагогических рисунков раскрывают содержание практической работы преподавателя и обучающихся на примерах разных видов и типов рисунков различными материалами в различных аспектах изобразительной грамоты.
Наше исследование показало, что интенсивное обучение изобразительной грамоте возможно и эффективно при следующих условиях:
- использование педагогического рисования как средства интенсификации при грамотном и художественно-выразительном исполнении педагогических рисунков;
- использование технологии интенсивного обучения, включающей не только обучающие, но и задачи, развивающие творческие способности обучающихся: эстетическое и художественное восприятие, представления, образное мышление, зрительную память и др.;
- если изобразительная деятельность дает обучающимся не только изобразительную грамотность, но и обеспечивает возможность повысить уровень их профессиональной деятельности в качестве учителей изобразительного искусства в школах.
Проведенное исследование не исчерпывает всех проблем интенсивного обучения изобразительному искусству. В перспективе возможно создание на основе экспериментальной программы новых вариантов программ курсов интенсивного обучения с более расширенным и углубленным содержанием изобразительной грамоты. Дальнейшей задачей являются поиски возможностей применения результатов исследования в процессе обучения изобразительному искусству детей в детской художественной школе.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Картавцева, Ольга Дмитриевна, Ростов-на-Дону
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. - М.: Изобраз. искусство. 1985. - 152 с.
2. Активизация учебной деятельности / Под ред. Г.А. Китайгородской. Куйбышев: Изд-во Куйбыш. ун-та, 1986. - 135 с.
3. Алимасова Н.А. Изобразительные и дидактические функции графических средств в учебном рисунке на начальных этапах подготовки художников-педагогов: Дис. . канд. пед. наук. М.: МГПУ, 1990. - 248 с.
4. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Знание, 1972. - 32 с.
5. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 323 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. -484 с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
8. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
9. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов н/Д: РГПУ, 1972. - 346 с.
10. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
11. Баммес Г. Изображение фигуры человека: Пособие для художников, преподавателей и учащихся. Берлин: Изд-во Фольк унд виссен, 1984. -336 е., илл.
12. Баранов С.П. Принципы обучения. М.: МГПИ, 1975. - 92 с.
13. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1969.-239 с.
14. Бейер В.И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. Пг.: Издание петроградского журнала "Внешкольное образование", 1919. -15 с.
15. Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогической культуры студента педагогического вуза: Дис. . канд. пед. наук. Ростов н/Д: РГПИ, 1989. - 229 с.
16. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Сов. Россия, 1961.-229 с.
17. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. -М.: Искусство, 1994. Т. 1. - 217 с.
18. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1986. -120 с.
19. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов н/Д: РГПУ, 1995. - 32 с.
20. Бондаревская Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения формирования педагогической культуры: Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов н/Д: РГПИ, 1989. - С.3-20.
21. Бондаревская Е.В. К новому типу инновационной деятельности вобразовательном регионе // Инновационная школа. 1995. - № 2. - С.6-9.
22. Боос В.В. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1991. -16 с.
23. Бродский И.А. Репин педагог. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1960. - 125 с.
24. Брунер Д. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. - 398 с.
25. Введение в педагогическую культуру: Уч. пособие / Под ред. Бон-даревской Е.В. Ростов н/Д: РАО РГПУ, 1995. - 170 с.
26. Возрастная психология взрослых: Тез. докл. к науч. конф. / Под ред. Ананьева Б.Г. Л.: ЛГПИ, 1971. - Вып. 1.-144 с.
27. Возрастная психология взрослых: Тез. докл. к науч. конф. / Под ред. Ананьева Б.Г. Л.: ЛГПИ, 1971. - Вып. 2. -127 с.
28. Возрастная психология взрослых: Тез. докл. к науч. конф. / Под ред. Ананьева Б.Г. Л.: ЛГПИ, 1971. - Вып. 3. -115 с.
29. Возрастная психология взрослых: Тез. докл. к науч. конф. / Под ред. Ананьева Б.Г. Л.: ЛГПИ, 1971. - Вып. 4. -107 с.
30. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 507 с.
31. Восприятие и воображение: Ученые записки / Под ред. Игнатьева Е.И. М.: МГПИ, 1963. - 366 с.
32. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960.-484 с.
33. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-468 с.
34. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.:
35. Изд-во МГУ, 1981. С.97-101.
36. Гальперин П.Я., Решетова З.А., Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. -М.: Изд-во МГУ, 1966.-39 с.
37. Гессен С.И. Основы педагогики: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
38. Гинзбург И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. Д.; М.: Искусство, 1940. - 186 с.
39. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.-314 с.
40. Гольдштейн Я.В. Групповое взаимодействие как фактор успешности овладения иностранным языком // Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности / Под ред. Петровского А.В., Китайгородской Г.А. М.: Изд-во МГУ, 1983. - С.41-49.
41. Грабарь И. Валентин Александрович Серов: Жизнь и творчество. -М.: Искусство, 1965. 485 е., илл.
42. Греков А.А., Левчук Л.В. Концепция многоуровневой системы высшего педагогического образования. Ростов н/Д: РГПУ, 1994. - 110 с.
43. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологическое построение учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. - 423с.
44. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
45. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: Изд-во АПН, 1957.516 с.
46. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976.190 с.
47. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. уч.пед. изд-во Минпроса РСФСР, 1956. 370 с.
48. Дмитриева Н. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 с.
49. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей детей // Вопр. психологии. 1975. - № 5. - С. 166-175.
50. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. - 176 с.
51. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Минпроса РСФСР, 1960. - 309 с.
52. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. М.: Педагогика, 1986. - Т.2: Развитие произвольных движений. - 264 с.
53. Зинченко В.П., Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1989. 50 с.
54. Зорин С.М. Интегральное искусство и обучение // Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности / Под ред. Петровского А.В., Китайгородской Г.А. М.: Изд-во МГУ, 1983. - С. 77-90.
55. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. М.: Знание, 1968. - 29 с.
56. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования // Изв. АПН РСФСР. 1950. - Вып.25: Вопросы труда и искусства. -236 с.
57. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. прос. РСФСР, 1961.-221 с.
58. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288 с.
59. Д.Н.Кардовский, О.Л.Делла-Вос Кардовская. М.: Искусство, 1939. - 38 е., илл.
60. Картавцева О.Д. Эстетическая и художественная подготовка учителей-предметников для работы в сельской малокомплектной школе // Профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов н/Д: РГПИ, 1988. - С.84-91.
61. Картавцева О.Д. Моменты психологической адаптации приступающих к изобразительной деятельности // Тез. докл. 5 годичного собрания Южного отделения РАО и 17 региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ростов н/Д: РГПУ, 1998. - Ч. 1. - С.26.
62. Картавцева О.Д. Педагогическое рисование как аспект педагогической культуры // Сб. науч. работ аспирантов и молодых преподавателей. -Ростов н/Д: РГПУ, 1996. 4.1: Общественные науки. Изобразительное искусство. - С. 100-105.
63. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 303 с.
64. Киреенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности // Вопр. психологии. 1956. - № 5. - С.67-77.
65. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. М.: Высш. шк, 1992. - 270 е., илл.
66. Китайгородская Г.А. Метод активизации и пути его психологического обоснования // Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности / Под ред. Петровского А.В., Китайгородской Г.А. -М.: Изд-во МГУ, 1983. С.5-14.
67. Китайгородская Г.А., Гольдштейн Я.В. Предметное содержание интенсивного обучения // Активизация учебной деятельности / Под ред. Китайгородской Г.А. Куйбышев: Изд-во Куйбышев, ун-та, 1986. - С. 14-24.
68. Клинберг Л. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984.256 с.
69. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности // Проблемы способностей / Под ред. Мясищева В.Н. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С.153-164.
70. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-Т.1-2.- 575 с.
71. Концепция реформирования и развития системы образования в г.Ростове-на-Дону в изменяющихся социально-экономических условиях. -Ростов н/Д: РГПИ, 1993. 61 с.
72. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1965. - 191 с.
73. Крючкова В.А. Проблема изображения в трудах Эрнста Гомбриха // Проблема наследия в теории искусства. М.: Искусство, 1984. - С.235-267.
74. Кудрявцев В.А. Творческая природа психики человека // Вопр. психологии. 1990. -№3,-С.113-120.
75. Кузин B.C. Психология. М.: Высш. шк., 1982. - 126 с.
76. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М.: Просвещение, 1983. - 191 с.
77. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Высш. шк., 1986.365 с.
78. Лебедев В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. - № 6. - С.25-30.
79. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика: 1971.-280 с.
80. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.-39 с.
81. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
82. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. - Т.2. - 299 с.
83. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. Педагогика, 1981. - 184 с.
84. Летние дополнительные курсы 1907 года для учителей и учительниц рисования // Вестник учителя рисования (Петроград). 1906. - № 4. -С.41-45.
85. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 269 с.
86. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 126 с.
87. Мамигонова Т.А. Дидактические основы и технологии интенсивного обучения. Самара: Изд-во Самар. архит.-строит. ин-та, 1993. - 215 с.
88. Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство, 1965-1970.
89. Матюшкин A.M. Исследование психологических закономерностей процесса анализа // Вопр. психологии. 1960. - № 3. - С.46-55.
90. Матюшкин А. М. Основные направления мышления и творчества. // Психол. журнал. 1984. - № 1. - Т.5. - С.9-17.
91. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. - 219 с.
92. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины 19 начала 20 века. М.: Искусство, 1967. - 390 с.
93. Молева Н., Белютин Э.П. П.Чистяков теоретик и педагог. - М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1953. - 227 с.
94. Молева Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М.: Искусство, 1958. -116 е., илл.
95. Найда Ю.И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах художественно-графических факультетов: Дис. . канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1978. - 182 с.
96. Нелисова И.Е. Социальная перцепция в интенсивном обучении // Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности / Под ред. Петровского А.В., Китайгородской Г.А. М.: Изд-во МГУ, 1983. -120 с.
97. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Бондарев-ской Е.В. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. - 216 с.
98. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз, 1986. - 381 с.
99. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
100. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высш. шк., 1990.381 с.
101. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1951. - Т.З. -Кн. 2. - 438 с.
102. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.В. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. - 158 с.
103. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю.К. М.: Просвещение, 1983.608 с.
104. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 310 с.
105. Подобедова О. Д.Н.Кардовский. М.: Сов. художник, 1957.160 с.
106. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 274 с.
107. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы. М.: Агар, 1996. - 160 с.
108. Программы педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988. - Сб. 14: Рисунок. Живопись. Композиция. Пленер. Скульптура и пластическая анатомия. История искусств. - 150 с.
109. Психологические исследования представлений и воображения / Отв. ред. Игнатьев Е. И. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 247 с.
110. Психология и методика интенсивного обучения иностранным языкам / Под ред. Леонтьева А.А. М.: Изд-во АПН СССР, 1978. - 78 с.
111. Психология: Словарь. М: Политиздат, 1990. - 494 с.
112. Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности / Под ред. Петровского А.В., Китайгородской Г.А. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 120 с.
113. Психология личности: Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 285 с.
114. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. Тихомиров O.K. М.: Наука, 1975. - 245 с.
115. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1989. 207 с.
116. Рогов Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: Дис. . д-ра пед. наук. Ростов н/Д: РГПУ, 1999. -337 с.
117. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980 - 239 с.
118. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1976.-284 с.
119. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. - Т. 2.-321 с.
120. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопр. психологии. 1960. - № 3. - С.3-15.
121. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. - № 4. - С.88-95.
122. Рындина Л.И. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога: Дис. . канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1982.- 172 с.
123. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. образ., 1998.-225 с.
124. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотиваци-онно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. - 173 с.
125. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970. - 140 с.
126. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. - 92 с.
127. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. - 96 с.
128. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995. - 271 с.
129. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-1632 с.
130. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении / Под ред. Занкова Л.В. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 389 с.
131. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых: Учеб. пособие. Л.: ЛГПИ, 1981. - 82 с.
132. Степанов В.Г. Аналитико-синтетическая деятельность в процессе зрительного узнавания // Восприятие и воображение: Ученые записки / Под ред. Игнатьева Е.И. М.: МГПИ, 1963. - С.125-178.
133. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Мол. гвардия, 1978.175 с.
134. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983. - 94 с.
135. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1983.-340 с.
136. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 62 с.
137. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 534 с.
138. Терентьев А.Е. Существенные аспекты специальной подготовки художников-педагогов по рисунку: Дис. . канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1977.-254 с.
139. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1981. - 173 с.
140. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ, 1969. - 297 с.
141. Трофимов А.К. Педагогические курсы при Академии художеств во второй половине девятнадцатого и в начале двадцатого века // Уч. зап. по кафедрам художественно-графического факультета МГПИ. 1968. - № 18. -С.78-147.
142. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.
143. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР. 1961. 207 с.
144. Ушакова Л.Г. Активизирующее воздействие занятий рисованием пейзажа на процесс развития творческих способностей: Дис. канд. пед. наук. -М.МГПИ, 1991.-226 с.
145. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 7 т. М.: Изд-во АПН, 1949. - Т.6.445 с.
146. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика: В 2 т. Т. 2. - 392 е., илл.
147. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981.-304 с.
148. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: Дис. . д-ра пед. наук. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. -442 с.
149. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985. -198 с.
150. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
151. Шешко И.Б. Построение и перспектива рисунка: Учеб. пособие. -Минск: Высш. шк., 1981 136 с.
152. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов художеств,Iграф. фак-тов пед. ин-тов. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 207 е., илл.
153. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М: Педагогика, 1971.-352 с.
154. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.144 с.
155. Яшухин А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985. - 288 е., илл.
156. Bammes G. Sehen und Verstehen. Berlin: Volk und Wissen, 1985.372 S.