Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования

Автореферат по педагогике на тему «Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Василевич, Ольга Евгеньевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Витебск
Год защиты
 2008
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования"

На правах рукописи

ООЗ172573

Василевич Ольга Евгеньевна

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 13 00 02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразите тьное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 э (¡юн гт

Москва, 2008

003172573

Работа выполнена на кафедре изобразительного искусства художественно-графического факультета Учреждения образования «Витебский государственный университет имени П М Машерова»

Научный руководитель-

доктор педагогических наук, профессор ЛЕБЕДКО Вачерий Константинович

Официальные оппонепты'

доктор педагогических наук, доцент КОВАЛЕВ Александр Анатольевич

кандидат педагогических наук, доцент РОЩИН Сергей Павлович

Ведущая организация

Белорусский университет культуры

^ июля 2008 г

Защита состоится 7 июля 2008 г в часов на заседании диссертационного совета Д212 154 03 при Московском педагогическом государственном университете (117571, Москва, проспект Вернадского, д 88, ауд 529)

С диссертацией можно ознакомиться в бибтиотске Московского педагогического государственного университета по адресу 1199992, Москва, у л Малая Пироговская, д 1

Автореферат разослан «

Г

2008 г

Ученый секретарь диссертационного совета

Агошкова А Н

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и ее актуальность. Подготовка художника-педагога в России и странах СНГ осуществляется в рамках академической школы Сегодня эта шкоча в своем развитии в условиях отрицательного воздействия многих современных течений в искусстве на методику обучения рисунку испытывает определенные трудности

Под академической художественной школой мы понимаем строгую научно обоснованную систему образования и воспитания молодых художников-педагогов В истории становления и развития академической художественной системы образования доступность и непрерывность всегда являлись важными факторами успешной подготовки специалистов

Изучение истории развития методов обучения рисунку показывает, что любая академическая система художественного образования предполагает соблюдение таких важных дидактических принципов, как доступность, последовательность, непрерывность, которые являются необходимой составной частью этой системы

Сегодня совершенствование любой деятельности, в первую очередь, связано с научной организацией процесса передачи знаний, умений и навыков В этом процессе большая доля успеха принадлежит умелому использованию вышеназванных дидактических принципов

Многие ученые, известные специалисты в области дидактики, такие, как В Г Афанасьев, М Н. Берулава, Ю С Тюнников, Л А Светловская, С В Щенникова и другие, расширили границы использования принципов, дали им более емкое по содержанию и сферам использования понятие - интеграция

Как показывает анализ современной научной, справочной и специальной литературы по исследованному нами вопросу, интеграция - это процесс уплотнения, унификации знаний через взаимодействие ранее разрозненных понятий, приводящий к появлению качественно новых знаний, объединению, обобщению и применению их на разных этапах обучения

В подготовке специалиста, художника-педагога организация учебного процесса по такому принципу связывает первоначальную ступень обучения с последующими ступенями, при расширенном их взаимодействии, что позволяет обучение изобразительному искусству выстраивать в единую, строгую систему непрерывного художественного образования

Вот почему решение вопроса об интеграции знаний по основам изобразитечыюй грамоты при изучении специальных художественных дисциплин на разных ступенях художественного образования и воспитания направлено, в первую очередь, на укрепление академической школы И только через решение проблемы непрерывного, планомерного, доступного обучения с опорой на лучшие традиции классической академической школы можно прийти к совершенствованию системы художественного образования Применительно к академической системе обучения и воспитания непрерывность, постепенность, поэтапность изучения материала по многим разделам изобразительного искусства, основополагающим его понятиям, раскрывающим различные закономерности, например, от «простого» к «сложному», взаимосвязь знаний, умений и навыков, полученных на разных

возрастных этапах обучения, является основополагающим принципом этого процесса

В нашем исследовании мы рассматриваем непрерывность академического художественного образования только по одному параметру - по основам изобразительном грамоты Изучаем возможные пути, формы и методы совершенствования знаний, умений и навыков по основам изобразительного искусства для каждой ступени обучения

Мы считаем, что система художественного развития должна включать художественное образование во всех типах и видах образовательных учреждений детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских художественных школах и школах искусств

Изучение проблемы «изобразительной грамоты» как совокупности знаний по основополагающим вопросам теории и практики изобразительного искусства, способов наиболее эффективной передачи этих знаний показало всю ее сложность и малоизученность, особенно в системе непрерывное художественного образования Различные аспекты по развитию основ изобразительной грамоты представлены в работах Н.Н Ростовцева, В С Кузина, Г В Беды, Е В Шорохова, С П Ломова, А Е Терентьева, В К Лебедко, В.П Зинченко, Н К Шабанова, В Е Нестеренко и других Но исследований, касающихся развития знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, до настоящего времени не проводилось

Возможно, это обусловлено тем, что развитие знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты - процесс трудоемкий как для дошкольников и школьников, так и взрослых В каждой возрастной группе имеются свои сложности, особенности и своя специфика обучения Это усугубляется моментом, когда надо учитывать многие особенности и связи с непрерывностью и последовательностью изучения, начиная от дошкольного возраста и заканчивая зрелым

В связи с этим в работе педагогов возникает немало затруднений, преодоление которых возможно при условии специальной подготовки художника-педагога,

На основании вышеизложенного актуальность темы определяется необходимостью освещения вопросов, связанных с основами изобразительной грамоты как важнейшего средства обучения и воспитания ученика в условиях его непрерывного академического художественного образования Нужны разработки комплексной системы, включающей содержание, формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возрастов, со студентами по совершенствованию основ изобразительной I рамоты и подготовки кадров к руководству творческой деятельностью в различных учреждениях

Опираясь на результаты современной практики преподавания изобразительного искусства можно утверждать, что совершенствование методики обучения изобразительному искусству успешно совершается при комплексном изучении основ изобразительной грамоты на каждой отдельно взятой ступени художественного образования в системе непрерывной подготовки учащихся

Широкое применение методов интегрированного обучения изобразительному искусству позволит более эффективно строить систему непрерывного художественного образования и воспитания у нас в стране, по-иному исследовать завоевания академической классической школы художественного образования в России и за рубежом

Все вышесказанное позволило нам заняться данной проблемой и обусловило выбор темы исследования «Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования»

Проблемой исследования являются разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса методических и дидактических принципов интегрирования методов обучения основам изобразительной грамоты на различных ступенях непрерывного художественного

обраЗОЗаКИЯ

Степень разработанности темы. Сущность понятия «интеграция» рассмотрена в трудах Б В Ахлибининского, Т Г Браже, М С Кагана, Э С Маркарян, А Д Урсул, М Г Чепикова, В Г Левина и других ученых

Вопросы интегрирования процесса обучения исследовались С И Архангельским, В Г Афанасьевым, М Н Берулавой, Ю С Тюнниковым, Л И Еременко, И Д Зверевым, Л А Светловской, С В Ивахновой, С В Щенниковой, Л П Ильенко, Ю М Колягиным, В С Ледневым, В Н Садовским, В С Тюхтииым, 3 П Шабалиной, И П Яковлевым

Проблемы обучения основам изобразительной грамоты подробно рассматривались в трудах известных специалистов Е В Шорохова, Н Н Волкова, Г В Беды, Е И Игнатьева, В И Киреенко, В С Кузина, Е Е Рожковой, Н Н. Ростовцева, В С Щербакова, Б.М Йеменского, В К Лебедко, А П Яшухина, Л Г Медведева, А А Ковалева, В И Зинченко, Н К Шабанова, Б А Караева и других

Идея интеграции художественного образования исследована авторами Т С Комаровой, М Б Зацспиной, Л В Неритиной, С В Арановой, Н В Квач, О И Медведевой, ТЯ Шпикаловой, Л А Йеменской, БП Юсовым, Н М Сокольниковой, И И Иванцом, 3 А Бобровой, Е И Буяновой, Г Г Григорьевой, А С Талановой, С И Корниловой, С Л Куликовой

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований, посвященных вопросам обучения дошкольников, школьников, студентов изобразительной грамоте, проблема интегрированного обучения в системе непрерывного художественного образования еще не была исследована

Связь работы с научными программами и темами. Исследование отражает основные принципы, идеи и положения программных документов по художественному образованию «Концепция художественного образования в Беларуси», «Концепция художественного образования в Российской Федерации», Стандарт образовательной области «Искусство»

Целью исследования является разработка методов построения интегрированного обучения при изучении специальных дисциплин на разных ступенях художественного образования

Объектом исследования является процесс обучения рисованию в системе непрерывного художественного образования

Предмет исследования - методическая система обучения, направленная на интеграцию знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой интеграция знаний в процессе последовательного и системного обучения рисованию возможна при условии точного определения и учета уровня знаний учащихся по основам изобразительной грамоты для каждой ступени художественного образования, на основе постоянного, активного и целенаправленного решения конкретных задач, посильных для изучения основ изобразительной грамоты учащимися в конкретной возрастной группе При этом используются специальные упражнения, задания, методы и целевые установки

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить след^гои^ие зидяыа

1. Изучить и проанализировать искусствоведческую, философскую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования

2. Раскрыть следующие понятия «интеграция», «основы изобразительной грамоты»

3 Разработать критерии оценки знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты на различных ступенях художественного образования

4. Исследовать подходы к интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, существующие в психолого-педагогической и методической литературе

5. Научно обосновать наиболее эффективные формы и методы обучения изобразительному искусству, раскрыть взаимодействие между ними, их влияние на интеграцию знаний по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования

6. Определить особенности организации изобразительной деятельности на каждой ступени художественного образования с позиций интегративного подхода к проблеме обучения основам изобразительной грамоты

7. Определить базовые психолого-педагогические и важнейшие методические аспекты процесса интеграции обучения изобразительной грамоге на каждой ступени непрерывного художественного образования

8. Разработать модель методической системы непрерывной художественной подготовки, охватывающую разные возрастные ступени обучения изобразительному искусству

9. Экспериментально проверить содержание и методику интегрированного обучения изобразительному искусству в реальном процессе на каждой ступени художественного образования

Методологической основой нашего исследования явились труды ученых в области философии, педагогики, психологии, истории по проблемам интеграции знаний в изобразительной деятельности, методики развития изобразительной грамоты в непрерывном художественном образовании

При решении поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:

• изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования,

• анализ и изучение педагогического процесса,

• теоретический поиск и аналитическая деятельность,

• метод педагогического эксперимента,

• метод тестов в комплексе с концептуальным анализом данных,

• статистический, системный, структурный, графический и классификационный методы обработки и систематизации результатов эксперимента,

• анализ и обобщение опыта по активизации изобразительной деятельности учащихся,

• педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе на каждой ступени художественного образования,

• изучение специфики художественной деятельности учащихся, анализ художественных работ на каждой ступени художественного образования,

• анкетирование и тестирование учащихся на каждой ступени художественного образования,

• обучающий педагогический эксперимент,

• математические методы обработки результатов исследования

Этапы исследования. I этап (2002-2003 п ) изучение и обработка материалов по проблеме исследования, определение цели, объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы, определение содержания теоретической части

II этап (2003-2005 гг) теоретическое исследование и экспериментальная проверка уровня сформированное™ знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты у испытуемых различных вочрастных ступеней обучения, разработка наиболее эффективных методов, специальных упражнений и заданий для совершенствования основ изобразительной грамоты при переходе из одной ступени обучения в другую на всем непрерывном цикле художественного образования,

III этап (2005-2007 гг) апробация и внедрение экспериментальной методики интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, анализ результатов исследований, корректировка текста диссертации

Научная новизна исследования состоит в следующем

1. Полученные автором данные расширяют имеющиеся представления о сущности, структуре и месте основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования

2. Педагогический процесс обучения основам изобразительной грамоты рассмотрен как целостная непрерывная система художественного развития личности художника-педагога Система включает дошкольное, школьное, дополнительное, вузовское и послевузовское образование

3. Нами установлено, что

• методы обучения изобразительному искусству, в основе которых лежит интегративный подход, могут выступать одним из условий эффективности обучения в системе непрерывного художественного образования и воспитания,

• применение интегративного подхода к обучению основам изобразительной грамогы значительно стимулирует интерес к обучению, повышает качество знаний,

• интегративное построение обучения основам изобразительной грамоты на различных ступенях художественного образования расширяет возможности решения основных задач подготовки художника-педагога при условии содержательных, организационных и структурных связей с учебными программами общетеоретических и специальныл дисциплин

4. Определен уровень содержания знаний, умений и навыков для каждой ступени художественной подготовки, интеграция которых способствует целостному изучению основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, синтезируя их в совокупность компонентов, необходимых для успешного их интегрирования из одной ступени обучения в другую

5. Разработаны базовые методы интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования

6. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель методической системы интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная нами методическая система интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования в значительной степени способствует повышению качества подготовки молодого человека и успешно решает проблему интеграции знаний основ изобразительной грамоты на каждой ступени непрерывного художественного образования

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные в ней методы интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования могут быть внедрены в процесс обучения рисованию учащихся различных образовательных учреждений (детский сад, общеобразовательные и художественные школы, школы искусств, лицеи, колледжи, училища, художественные и художественно-педагогические высшие учебные заведения), материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по изобразительному искусству в различных образовательных учреждениях, а также учтены при подготовке методических пособий по изобразительному искусству для учащихся различных возрастных групп

На защиту выносятся следующие положения-

1 Основные принципы содержания интегрированного обучения основам изобразительной грамоты на различных этапах непрерывного

художественного образования 2. Личностный подход к обучаемым, учет их индивидуальных и возрастных

особенностей в системе непрерывного художественного образования Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и научной обоснованностью основных положений, воспроизведением результатов экспериментальной работы в аналогичных условиях обучения дошкольников, младших, средних и старших школьников, студентов, объективным анализом результатов проведенной работы, личным участием автора в экспериментальной работе, а также соответствием научного аппарата и методики исследования его исходным параметрам

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе школы искусств № 3 центра эстетического воспитания «Маладзж» г Витебска, на *удо'1кестве"ио-грзф"1'ескоч фяхутьтете Витебского госуларственного университета имени П М Машерова, на кафедре дизайна Витебского государственного технологического университета

По материалам исследования были сделаны доклады на международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» (г Гродно, 2006), международной научно-практической конференции «Изобразительное искусство в системе образования» (г Витебск, 2006), региональной научно-практической конференции «II Машеровские чтения» (г Витебск, 2007)

Этапы проведения исследования и его основные положения обсуждались на ученом совете художественно-графического факультета, на заседаниях кафедры изобразительного искусства ВГУ им П М Машерова (2003-2007 гг)

Внедрение результатов исследования осуществлено с помощью тезисов докладов, посвященных проблемам интеграции знаний основ изобразительной грамоты в непрерывном художественном образовании

По проблеме диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ общим объемом 2,3 п л

Структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 311 страницах Библиографический список содержит 198 источников

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ В разделе «Введение» обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность, определяется объект, предмет, цель, задачи исследования, формулируется гипотеза, характеризуется методологическая основа, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы

В первой главе «Научно-теоретические основы интеграции знаний в изобразительной деятельности» содержится теоретическое обоснование темы исследования В ней раскрывается сущность фундаментального понятия «интеграция», позволяющего объективнее подойти к изучению возможностей обучения основам изобразительной грамоты на различных ступенях художественного образования, рассматриваются функциональные и методические основы организации такого обучения, его модель Кроме того, прослеживаются

основные важнейшие принципы исторического развития изобразительных знаний, умений и навыков рисующих, изучаются основные «научные подходы» к изображению действительности художниками различных времен и народов, преемственность как важнейшая установка в методах обучения основам изобразительного искусства у опытных мастеров, научно-теоретическое осмысление процесса интегрирования методов обучения рисованию на различных ступенях в системе непрерывного художественного образования

В русле решаемой проблемы нами конструируется определение понятия «интеграция»

«Интеграция» - это процесс уплотнения, унификации знания через взаимодействие ранее разрозненных знаний, приводящий к появлению качественно новых знаний».

Изучение функциональных возможностей интеграции позвонило конкретнее и логичнее представить процесс организации интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, в котором нами были выделены важнейшие факторы

- умение находить консенсус между различными точками зрения в методике обучения изобразительному искусству (Б II Юсов, Б М Неменский / В С Кузин, Н Н Ростовцев),

- умение планировать содержание обучения по основам изобразительной грамоты для каждой ступени непрерывного художественного образования,

- адаптированное использование методики традиционного обучения изобразительному искусству в практике интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования,

- подготовка специалиста, способного к целостному видению явлений окружающей действительности и умеющего творчески использовать эти качества в решении тех или иных художественных задач в системе непрерывного художественного образования,

- активизация межпредметных связей

• уплотнение информации во времени,

• устранение дублирования учебного материала в различных учебных дисциплинах,

• преемственность в развитии мышления обучающихся,

• систематизация фактов, понятий

В этой главе нами рассмотрен комплекс существующих на данный момент педагогических подходов, что позволило содержание обучения основам изобразительной грамоты направить на эффективное решение задач непрерывного художественного образования

К важнейшим педагогическим подходам были отнесены следующие

1 Системный

2 Комплексный

3 Системно-структурный

Системный подход к обучению рисованию в непрерывном художественном образовании - это внутренняя взаимосвязь знаний как в рамках одною предмета, гак и в пределах цикла предметов дошкольного, школьного, дополни тельного, вузовского и послевузовского образования

Комплексный подход к обучению рисованию в системе непрерывного художественного образования предполагает активное взаимодействие всех видов изобразительной деятельности во взаимосвязи

Системно-структурный подход построения теории умственного развития (Н И Чуприкова1) в данном исследовании представляется наиболее созвучным с процессом интеграции знаний

Таким образом, можно констатировать следующее

1. Современный уровень развития науки и общества обуславливает необходимость использования интегрированного подхода для повышения эффективности обучения основам изобразительной грамоты на всем непрерывном цикле художественного образования.

2. Исторические эпохи представляли собой достаточно замкнутую систему методов обучения рисованию и в этой системе по-разному рассматривалась непрерывная система художественного образования

3. Каждая отдельная эпоха вносит свои важные знания по основам изобразительной грамоты в практику непрерывного художественного образования.

Во второй главе «Исследование возможностей успешного интегрирования знаний по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования» содержатся материалы экспериментального исследования по выявлению уровня сформированности знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты у испытуемых следующих групп детские сады, общеобразовательные и художественные школы, школы искусств, лицеи, колледжи, училища, художественные и художественно-педагогические высшие учебные заведения

В самом начале главы дано описание методики проведения констатирующего и поискового экспериментов С помощью констатирующего эксперимента был установлен уровень сформированности знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты у детей детского сада, учащихся общеобразовательных и художественных школ, школ искусств, студентов первых-четвертых курсов художественного отделения училища искусств, студентов первого-второго курса художественно-графического факультета Витебского государственного университета имени ПМ Машерова и Витебского государственного технологического университета, обучавшихся по традиционным программам и методам В целях получения более объективных данных мы вели наблюдения за созданием изображения, тщательно изучали поэтапность его выполнения, исследовали как готовые рисунки и зарисовки, так и их срезы, учебные ответы, анкеты, подвергался тщательному анализу вспомогательный экспериментаторский

1 Чупрнюва, Н И Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения) -М 1995 -192 с

материал Мы всесторонне изучали уровень сформированности теоретических знаний по основам изобразительной грамоты, анализировали, как учащиеся различных категорий могли применять эти знания в своих изображениях

Методика проведения констатирующего эксперимента строилась следующим образом испытуемым разных ступеней обучения предлагалось письменно ответить на вопросы анкет В первом вопросе необходимо было выделить из нескольких предложенных ответов один, наиболее «точно» характеризующий, на их взгляд, понятие «основы изобразительной грамоты» Во второй серии анкетирования предстояло выстроить в определенной последовательности слова-понятия, наиболее полно характеризующие содержание основ изобразительной грамоты

Анализ результатов анкетирования позволил установить исходный уровень сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков по основам изобразительной грамоты на каждой ступени непрерывного художественного образования, проследить особенности накопления этих знаний на каждой ступени; определить базовые знания по основам изобразительной грамоты для каждой ступени обучения и выделить качественные изменения этих знаний в процессе перехода из одной ступени обучения к другой

После проведения анкетирования испытуемым экспериментальной и контрольной групп предлагалось выполнить рисунок с натуры керамического кувшина простой формы Необходимым условием для всех испытуемых является точное и грамотное использование таких изобразительных средств, как линия, тон, пространство По качеству выполненных рисунков выразительность контура, грамотная передача объемной формы предмета с помощью различных графических средств, а также готовность испытуемых к дальнейшему накоплению теоретических знаний основ изобразительной грамоты и умению использовать эти знания на практике в рисунке

Для более объективного определения уровня сформированности знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты значительное внимание было уделено разработке показателей и критериев. Эти показатели и критерии были определены на основании анализа научной и методической литературы, исследований в области развития интегрированного подхода к процессу обучения

Показателями уровня сформированности знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты у испытуемых всех ступеней художественного образования являются

1. Выразительное решение рисунка

2. Композиция рисунка

Критериями уровня сформированности изобразительных знаний, умений и навыков у испытуемых всех ступеней художественного образования служат важнейшие факторы, составляющие основу изобразительной грамоты Мы остановились на следующих

1. Форма

2. Пространство

3. Пропорция

4. Линия

Рисунки испытуемых каждой ступени непрерывного обучения изобразительному искусству оценивались по пятибалльной системе. Затем определялся средний балл за каждый отдельный рисунок. На основании среднего балла, который для большей наглядности переводился в проценты, определялся средний уровень сформированности теоретических знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты в рисунках каждого испытуемого всех ступеней непрерывного обучения. Нами было выделено три уровня сформированности знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты: высокий, средний и низкий.

Анкетирование, экспериментальная оценка рисунков, опрос испытуемых и ведущих педагогов, дневники и наблюдения - все это дало большой материал ; для того, чтобы сделать определенные выводы по результатам исследования и

) представить их в схемах, графиках и таблицах.

|

Испытуемые различных категорий

Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты оказался низким у подавляющей части испытуемых. Это объясняется тем, что I в традиционной методике обучения основам изобразительной грамоты, применяемой в данных группах испытуемых, уделяется недостаточное внимание I получению качественных и достаточных знаний, необходимых для успешного перехода на следующую ступень обучения рисованию.

Поисковый эксперимент проводился в течение трех лет (2003-2005 гг.). В эксперименте участвовали испытуемые детских садов, общеобразовательных и художественных школ, школ искусств, лицеев, колледжей, училищ, художественных и художественно-педагогических высших учебных заведений. Всего экспериментом было охвачено 160 человек. В ходе поискового эксперимента проводились групповые и индивидуальные исследования.

?

>£ а о

га Ж 1 а

I

г

О о. £

> О

?

I низкий

Динамика формирования и развития знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты в разных возрастных группах (констатирующий ___ эксперимент)

йШё средний

Ги~.'.У< высокий

5 ступень

Основная задача поискового эксперимента состояла в определении следующей зависимости как сформированность теоретических знаний основ изобразительной грамоты влияет на развитие умений и навыков передавать эти знания в своих рисунках, начиная от первой ступени обучения (детский сад) и заканчивая высшей ступенью (вузом) Другим важным этапом данного эксперимента было определение объема знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты для испытуемых каждой ступени художественного образования

В этом эксперименте были осуществлены поиск, отбор и обоснование специальных упражнений, наиболее эффективных для совершенствования основ изобразительной грамоты при переходе из одной ступени обучения в другую на всем непрерывном цикле художественного образования

В обучающем эксперименте нами приведены результаты проверки эффективности методики обучения рисованию с использованием системы развития интеграции знаний во время всего непрерывного цикла художественного образования В части исследования дана краткая характеристика предлагаемых методов интегрированного обучения основам изобразительной грамоты

Обучающий эксперимент проводился с 2005 по 2007 год Всего в эксперименте участвовало 126 испытуемых

Этот эксперимент, его методика проведения были построены на использовании специальных упражнений, описанных и апробированных в поисковом эксперименте

Разрабатывая задания для нашего эксперимента, мы учитывали три важнейших условия формирования и развития знаний, умений и навыков но основам изобразительной грамоты у испытуемых всех ступеней в процессе обучения

1. Содержание занятий должно стимулировать накопление учащимися опыта оперирования (знания, умения, навыки) важнейшими свойствами и отношениями предметов (формы, строения, пропорций, положения в пространстве)

2. Теоретические знания учащихся об этих свойствах предметов должны приобретаться в единстве с практикой изучения этих свойств

3. Необходимо учить испытуемых пользоваться основами изобразительной грамоты в мыслительной деятельности для решения различного рода учебных задач по рисованию

Обязательным условием проводимого нами обучения являлось основательное изучение основ изобразительной грамоты по рисунку на каждой ступени непрерывного художественного образования в процессе выполнения различных заданий, дополнительных упражнений, при решении многих специальных задач, поставленных педагогом

В процессе непрерывного экспериментального обучения на всех его ступенях с целью сохранения последовательного совершенствования знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты мы планировали весь теоретический и практический материал, опираясь на дидактические принципы его изучения

В обучающем эксперименте систематизированы определенные знания, умения и навыки, способствующие планомерному, качественному, целенаправленному

обучению основам изобразительной грамоты на различных ступенях в системе непрерывного художественного образования.

Динамика формировании и развития знаний, умений и

навыков по основам изобразительной грамоты в разных возрастных группах (обучающий эксперимент)

Испытуемые различных категорий

В результате проведенного эксперимента «наши» испытуемые разных возрастных групп к концу обучения обладали довольно высоким «средним» уровнем знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты (на 19 % выше уровня испытуемых, обучавшихся по традиционной методике). Испытуемые экспериментальных групп обладали суммой знаний, умений и навыков основ изобразительной грамоты, необходимой для каждой ступени обучения. Они качественно отличались высокой работоспособностью и большой самостоятельностью, сознательно и грамотно использовали в своих рисунках теоретические знания по основам изобразительной грамоты. У испытуемых экспериментальных групп оказалось возможным дальнейшее успешное развитие этих знаний в процессе обучения рисованию.

Проведенное экспериментальное обучение подтвердило свою эффективность.

В разделе «Заключение» подведены основные итоги проведенного исследования, отмечена необходимость дальнейшей научной разработки решаемой проблемы. Проведен анализ имеющихся знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты у учащихся в системе непрерывного художественного образования.

Экспериментальная проверка подтвердила наши предположения о том, что интеграция знаний в процессе последовательного и системного обучения рисованию возможна при условии точного определения и учета уровня знаний по основам изобразительной грамоты для каждой ступени художественного образования, на основе постоянного, активного и целенаправленного решения конкретных задач, посильных для изучения основ изобразительной грамоты

I низкий

"среднии показатель

3 ступень

4 ступень

5 ступень

высокий

учащимися в конкретной возрастной группе При этом мы использовали специальные упражнения, задания, методы и целевые установки

Испытуемые разных ступеней обучения в системе непрерывного художественного образования, которые прошли экспериментальное обучение, в целом успешнее справлялись с учебными заданиями, в их рисунках можно было наблюдать грамотное использование теоретических знаний, точнее были переданы форма, конструкция, пропорции и т д, улучшилась выразительность, композиция рисунков

Все это свидетельствует о целесообразности использования апробированных нами методов интеграции обучения, направленных на ускорение и углубление процесса развития знаний по основам изобразительной грамогы испытуемых разных ступеней обучения в системе непрерывного художественного образования

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ СОИСКАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ Статьи в рецензируемых периодических изданиях:

1. Василевич, О Е. Научно-теоретические основы интеграции знаний в изобразительной деятельности / O.E. Василевич // Вестник Московского государственного областного университета. - М.: Изд-во МГОУ, 2008. - № 3 -С. 135-138. (1,13 п.л.)

Материалы научных конференций:

2. Василевич, О Е К вопросу об интеграционных возможностях изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования / O.E. Василевич // Научные труды МПГУ Серия Гуманитарные науки сборник статей - М «Прометей», 2004 - С 576-577 (0,03 п л )

3. Василевич, О Е Интеграция в различных системах обучения изобразительному искусству / ОЕ Василевич II Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства Сборник статей Выпуск 6 -М МПГУ, 2005 - С 231-234 (0,16 п л)

4. Василевич, О.Е Некоторые аспекты интегрированного подхода к обучению предмета изобразительного цикла / О Е Василевич II Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сборник статей Выпуск 6 -М МПГУ, 2005 - С 259-263 (0,25 п л )

5. Василевич, О Е «Основы изобразительной грамоты» и культурное развитие современного молодого человека / О Е Василевич // Актуальные проблемы мировой художественной культуры материалы междунар. науч конф , Гродно, 23-24 марта 2006 г в 2 ч / Гроднен гос. ун-т, В А Мистюк (отв ред) [и др.] - Гродно ГрГУ, 2006 - Ч 1 - С. 18-20. (0,10 п л )

6 Василевич, О Е Философский аспект проблемы интеграции в системе непрерывного художественного образования / О.Е Василевич // Изобразительное искусство в системе образования материалы междунар. науч -практ. конф, Витебск, 7-8 декабря 2006 г / под ред. ВП Климовича - Витебск Изд-во УО «ВГУ им П М Машерова», 2006 - С 47-50 (0,13 п л )

7. Василевич, О Е К вопросу об определении понятия «основы изобразительной грамоты» / О Е Василевич // II Машеровские чтения материалы региональной науч -практ конф , студентов, магистрантов и аспирантов, Витебск, 24-25 апреля 2007 г в 3 т / Педагогические науки Т 3 - Витебск, 2007 -С 270 (0,07 п л) ¿j^

Подп к печ 26 05 2008 Объем 1 п л Заказ № 107 Тираж 100 экз

Типография МПГУ

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Василевич, Ольга Евгеньевна, 2008 год

Введение. Общая характеристика работы.

Глава 1. Научно-теоретические основы интеграции знаний в изобразительной деятельности

1.1. Научно-теоретические особенности процесса интеграции знаний основ изобразительной грамоты в непрерывном художественном образовании

1.2. Интеграция знаний основ изобразительной грамоты в процессе непрерывного художественного образования (исторический экскурс).

Выводы по первой главе

Глава 2. Исследование возможностей успешного интегрирования знаний по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.

2.1. Методика проведения экспериментального исследования.

2.2. Экспериментальная проверка уровня знаний по основам изобразительной грамоты у испытуемых различных возрастных групп (констатирующий эксперимент).

Выводы по констатирующему эксперименту

2.3. Поиск наиболее эффективных методов интеграции основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования (поисковый эксперимент).

2.4. Методы интеграции знаний основ изобразительной грамоты 238 в системе непрерывного художественного образования обучающий эксперимент).

Выводы по экспериментальной части исследования.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования"

Общая характеристика работы

Подготовка художника-педагога в России и странах СНГ осуществляется в рамках академической школы. Сегодня эта школа в своем развитии в условиях отрицательного воздействия многих современных течений в искусстве на методику обучения рисунку испытывает определенные трудности.

Под академической художественной школой мы понимаем строгую научно обоснованную систему образования и воспитания молодых художников-педагогов. В истории становления и развития академической художественной системы образования доступность и непрерывность всегда являлись важными, факторами успешной подготовки специалистов.

Изучение истории развития методов обучения рисунку показывает, что любая академическая система художественного образования предполагает соблюдение таких важных дидактических принципов, как доступность, последовательность, непрерывность, которые являются необходимой составной частью этой системы.

Сегодня совершенствование любой деятельности, в первую очередь, связано с научной организацией процесса передачи знаний, умений и навыков. В этом процессе большая доля успеха принадлежит умелому использованию вышеназванных дидактических принципов.

Многие ученые, известные специалисты в области дидактики, такие, как

B.Г. Афанасьев, М.Н. Берулава, Ю.С. Тюнников, JT.A. Светловская,

C.В. Щенникова и другие, расширили границы использования принципов, дали им более емкое по содержанию и сферам использования понятие - интеграция.

Как показывает анализ современной научной, справочной и специальной литературы по исследованному нами вопросу, интеграция - это процесс уплотнения, унификации знаний через взаимодействие ранее разрозненных понятий, приводящий к появлению качественно новых знаний, объединению, обобщению и применению их на разных этапах обучения.

В подготовке специалиста, художника-педагога организация учебного процесса по такому принципу связывает первоначальную ступень, обучения с последующими ступенями, при расширенном их взаимодействии, что позволяет обучение изобразительному искусству выстраивать в единую, строгую систему непрерывного художественного образования.

Вот почему решение вопроса об интеграции знаний по основам изобразительной грамоты при изучении^ специальных „ художественных дисциплин на разных ступенях художественного образования и воспитания направлено, в первую очередь, на укрепление академической школы. И только через решение проблемы непрерывного, планомерного, доступного обучения с опорой на лучшие традиции классической академической школы можно прийти к совершенствованию системы художественного образования. Применительно к академической системе обучения и воспитания непрерывность, постепенность, поэтапность изучения материала по многим разделам изобразительного искусства, основополагающим его понятиям, раскрывающим различные закономерности, например, от «простого» к «сложному», взаимосвязь знаний, умений и навыков, полученных на разных возрастных этапах обучения, является основополагающим принципом этого процесса.

В нашем исследовании мы рассматриваем непрерывность академического художественного образования только по одному параметру - по основам изобразительной грамоты. Изучаем возможные пути, формы и методы совершенствования знаний, умений и навыков по основам изобразительного искусства для каждой ступени обучения.

Мы считаем, что система художественного развития должна включать художественное образование во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских художественных школах и школах искусств.

Изучение проблемы «изобразительной грамоты» как совокупности знаний по основополагающим вопросам теории и практики изобразительного искусства, способов наиболее эффективной передачи этих знаний показало всю ее сложность и малоизученность, особенно в системе непрерывного художественного образования.

Различные аспекты по развитию основ изобразительной грамоты представлены в работах Н.Н. Ростовцева, B.C. Кузина, Г.В. Беды, Е.В. Шорохова, С.П. Ломова, А.Е. Терентьева, В.К. Лебедко, В.П. Зинченко, Н.К. Шабанова, В.Е. Нестеренко и других. Но исследований, касающихся развития знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, до настоящего времени не проводилось.

Возможно, это обусловлено тем, что развитие знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты - процесс трудоемкий как для дошкольников и школьников, так и взрослых. В каждой возрастной группе имеются свои сложности, особенности и своя специфика обучения. Это усугубляется моментом, когда надо учитывать многие особенности и связи с непрерывностью и последовательностью изучения, начиная от дошкольного возраста и заканчивая зрелым.

В связи с этим в работе педагогов возникает немало затруднений, преодоление которых возможно при условии специальной подготовки художника-педагога.

На основании вышеизложенного актуальность темы определяется необходимостью освещения вопросов, связанных с основами изобразительной грамоты как важнейшего средства обучения и воспитания ученика в условиях его непрерывного академического художественного образования. Нужны разработки комплексной системы, включающей содержание, формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возрастов, со студентами по совершенствованию основ изобразительной грамоты и подготовки кадров к руководству творческой деятельностью в различных учреждениях.

Опираясь на результаты современной практики преподавания изобразительного искусства можно утверждать, что совершенствование методики обучения изобразительному искусству успешно совершается при комплексном изучении основ изобразительной грамоты на каждой отдельно взятой ступени художественного образования в системе непрерывной подготовки учащихся. Широкое применение методов интегрированного обучения изобразительному искусству позволит более эффективно строить систему непрерывного художественного образования и воспитания у нас в стране, по-иному исследовать завоевания академической классической школы художественного образования в России и за рубежом.

Все вышесказанное позволило нам заняться данной проблемой и обусловило выбор темы исследования: «Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования».

Проблемой исследования являются разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса методических и дидактических принципов интегрирования методов обучения основам изобразительной грамоты на различных ступенях непрерывного художественного образования.

Степень разработанности темы. Сущность понятия «интеграция» рассмотрена в трудах Б.В. Ахлибининского, Т.Г. Браже, М.С. Кагана, Э.С. Маркарян, А.Д. Урсул, М.Г. Чепикова, В.Г. Левина и других ученых.

Вопросы интегрирования процесса обучения исследовались С.И. Архангельским, В.Г. Афанасьевым, М.Н. Берулавой, Ю.С. Тюнниковым, Л.И. Еременко, И.Д. Зверевым, Л.А. Светловской, С.В. Ивахновой, С.В. Щенниковой, Л.П. Ильенко, Ю.М. Колягиным, B.C. Ледневым, В.Н. Садовским, B.C. Тюхтиным, З.П. Шабалиной, И.П. Яковлевым.

Проблемы обучения основам: изобразительной грамоты подробно рассматривались в трудах известных специалистов: ЕВ. Шорохова, Н.Н. Волкова, Г.В. Беды, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, В;С. Кузина, Е.Е. Рожковой, Н.Н. Ростовцева, B.G. Щербакова; Б.М. Неменского, В.К. Лебедко, А.П. Яшухина, JI.F. Медведева, А.А. Ковалева, В .П. Зинченко, Н.К. Шабанова, Б.А. Караева и других.

Идея интеграции художественного образования исследована авторами Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной, JI.B1 Неритиной, С.В. Арановой, Н.В. Квач, О. Г1. Медведевой; Т.Я. Шпикаловой; JI.A. Неменской, Б.П1 Юсовым, Н.М. Сокольниковой; И.И. Иванцом, З.А. Бобровой;, Е.И. Буяновой; Г.Г. Григорьевой, А С. Галановой, С.Н. Корниловой; С.JI. Куликовой.

Вместе с тем; несмотря на большое количество» исследований, посвященных: вопросам, обучения дошкольников, школьников, студентов изобразительной грамоте, проблема интегрированного обучения в системе непрерывного художественного образования еще не была исследована.

Связь работы с научными программами и темами. Исследование отражает основные принципы, идеи и положения программных документов по художественному образованию: «Концепция художественного образования в Беларуси», «Концепция художественного образования в Российской Федерации», Стандарт образовательношобласти «Искусство».

Целью исследования является* разработка методов построения интегрированного обучения при изучении специальных дисциплин на разных ступенях художественного образования;

Объектом исследования является процесс обучения рисованию в системе непрерывного художественного образования.

Предмет исследования — методическая система обучения, направленная на интеграцию знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой интеграция знаний в процессе последовательного и системного обучения рисованию возможна при условии точного определения и учета уровня знаний учащихся по основам изобразительной грамоты для каждой ступени художественного образования, на основе постоянного, активного и целенаправленного решения конкретных задач, посильных для изучения основ изобразительной грамоты учащимися в конкретной возрастной группе. При этом . используются специальные упражнения, задания, методы и целевые установки.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать искусствоведческую, философскую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть следующие понятия: «интеграция», «основы изобразительной грамоты».

3. Разработать критерии оценки знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты на различных ступенях художественного образования.

4. Исследовать подходы к интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, существующие в психолого-педагогической и методической литературе.

5. Научно обосновать наиболее эффективные формы и методы обучения изобразительному искусству, раскрыть взаимодействие между ними, их влияние на интеграцию знаний по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.

6. Определить особенности организации изобразительной деятельности на каждой ступени художественного образования с позиций интегративного подхода к проблеме обучения основам изобразительной грамоты.

7. Определить базовые психолого-педагогические и важнейшие методические аспекты процесса интеграции обучения изобразительной грамоте на каждой ступени непрерывного художественного образования.

8. Разработать модель методической системы непрерывной художественной подготовки, охватывающую разные возрастные ступени обучения изобразительному искусству.

9. Экспериментально проверить содержание и методику интегрированного обучения изобразительному искусству в реальном процессе на каждой ступени художественного образования.

Методологической основой нашего исследования явились труды ученых в области философии, педагогики, психологии, истории по проблемам интеграции знаний в изобразительной деятельности, методики развития изобразительной грамоты в непрерывном художественном образовании.

При решении поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:

• изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

• анализ и изучение педагогического процесса;

• теоретический поиск и аналитическая деятельность;

• метод педагогического эксперимента;

• метод тестов в комплексе с концептуальным анализом данных;

• статистический, системный, структурный, графический и классификационный методы обработки и систематизации результатов эксперимента;

• анализ и обобщение опыта по активизации изобразительной деятельности учащихся;

• педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе на каждой ступени художественного образования;

• изучение специфики художественной деятельности учащихся, анализ художественных работ на каждой ступени художественного образования;

• анкетирование и тестирование учащихся на каждой ступени художественного образования;

• обучающий педагогический эксперимент;

• математические методы обработки результатов исследования.

Этапы исследования. I этап, (2002-2003 гг.): изучение и обработка материалов по проблеме исследования; определение цели, объекта, предмета исследования; формулировка гипотезы, определение содержания теоретической части.

II этап (2003-2005 гг.): теоретическое исследование и экспериментальная проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты у испытуемых различных возрастных ступеней обучения; разработка наиболее эффективных методов, специальных упражнений и заданий для совершенствования основ изобразительной грамоты при переходе из одной ступени обучения в другую на всем непрерывном цикле художественного образования;

III этап (2005-2007 гг.): апробация и внедрение экспериментальной методики интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования; анализ результатов исследований, корректировка текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Полученные автором данные расширяют имеющиеся представления о сущности, структуре и месте основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.

2. Педагогический процесс обучения основам изобразительной грамоты рассмотрен как целостная непрерывная система художественного развития личности художника-педагога. Система включает дошкольное, школьное, дополнительное, вузовское и послевузовское образование.

3. Нами установлено, что

• методы обучения изобразительному искусству, в основе которых лежит интегративный подход, могут выступать одним из условий эффективности обучения в системе непрерывного художественного образования и воспитания;

• применение интегративного подхода к обучению основам изобразительной грамоты значительно стимулирует интерес к обучению, повышает качество знаний;

• интегративное построение обучения основам изобразительной грамоты на различных ступенях художественного образования расширяет возможности решения основных задач- подготовки художника-педагога при- условии. содержательных, организационных и структурных связей с учебными программами общетеоретических и специальных дисциплин.

4. Определен уровень содержания знаний, умений и навыков для» каждой ступени художественной подготовки, интеграция которых способствует целостному изучению основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, синтезируя их в совокупность компонентов, необходимых для успешного их интегрирования из одной ступени обучения в другую.

5. Разработаны базовые методы интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.

6. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель методической системы интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная нами методическая система интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования в значительной степени способствует повышению качества подготовки молодого человека и успешно решает проблему интеграции знаний основ изобразительной грамоты на каждой ступени непрерывного художественного образования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные в ней методы интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования могут быть внедрены в процесс обучения рисованию учащихся различных образовательных учреждений (детский сад, общеобразовательные и художественные школы, школы искусств, лицеи, колледжи, училища, художественные и художественно-педагогические высшие учебные заведения); материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по изобразительному искусству в различных образовательных учреждениях, а также учтены при подготовке методических пособий по изобразительному искусству для учащихся различных возрастных групп.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основные принципы содержания интегрированного обучения основам изобразительной грамоты на различных этапах непрерывного художественного образования.

2. Личностный подход к обучаемым, учет их индивидуальных и возрастных особенностей в системе непрерывного художественного образования.

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и научной обоснованностью основных положений, воспроизведением результатов экспериментальной работы в аналогичных условиях обучения дошкольников, младших, средних и старших школьников, студентов, объективным анализом результатов проведенной работы, личным участием автора в экспериментальной работе, а также соответствием научного аппарата и методики исследования его исходным параметрам.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе школы искусств № 3 центра эстетического воспитания «Маладзж» г. Витебска, на художественно-графическом факультете Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, на кафедре дизайна Витебского государственного технологического университета.

По материалам исследования были сделаны доклады на международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» (г. Гродно, 2006); международной научно-практической конференции «Изобразительное искусство в системе образования» (г. Витебск, 2006); региональной научно-практической конференции «II Машеровские чтения» (г. Витебск, 2007).

Этапы проведения исследования и его основные положения обсуждались на ученом совете художественно-графического факультета, на заседаниях кафедры изобразительного искусства ВГУ им. П.М. Машерова (2003-2007 гг.)

Внедрение результатов исследования осуществлено с помощью тезисов докладов, посвященных проблемам интеграции знаний основ изобразительной грамоты в непрерывном художественном образовании.

По проблеме диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ общим объемом 2,3 п.л.

Структура и объем диссертации:

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения. Библиографический список содержит 198 источников.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по экспериментальной части исследования

Экспериментальное исследование показало, что

1) в традиционной методике непрерывного художественного обучения основам изобразительной грамоты, применяемой в этих системах, уделяется недостаточное внимание качественным знаниям, умениям и навыкам учащихся, необходимым для успешного перехода на последующую ступень образования;

2) в целях успешного овладения основами изобразительной грамоты- и достижения выразительности рисунков на каждой ступени обучения отдельно необходимо знания, умения и навыки-для каждой ступени группировать таким образом, чтобы обеспечить качественный' переход этих знаний'из одного звена обучения в другое; „

3) применительно к академической системе обучения и. воспитания непрерывность, постепенность, поэтапность изучения материала по многим разделам изобразительного4 искусства, основополагающим его понятиям, раскрывающим различные закономерности, например, от «простого» к «сложному», взаимосвязь знаний, умений и навыков, полученных на разных возрастных этапах обучения, являются основополагающими принципами этого процесса;

4) развитие знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты.- процесс трудоемкий как для дошкольников и школьников, так и взрослых. В каждой возрастной группе имеются свои сложности, особенности и своя специфика обучения. Это усугубляется моментом, когда надо учитывать многие особенности и связи с непрерывностью и последовательностью изучения, начиная от дошкольного возраста и заканчивая зрелым;

5) на основании результатов, полученных при проведении эксперимента, было выяснено, что дети дошкольных учреждений, учащиеся школ, гимназий, лицеев, училищ, колледжей, слушатели подготовительных отделений и студенты художественных вузов не располагали необходимым запасом ; знаний, умений и . навыков по .основам изобразительной грамоты. У подавляющей массы вышеуказанных испытуемых была недостаточно развита зрительная память, мал запас пространственных представлений; почти отсутствовали; навыки, необходимые для? успешной , работы над рисунком? по памяти, по представлению и воображению;, в рисунках многих испытуемых на всех ступенях обучения было отмечено слабое владение своими знаниями, не в должной мере, были развиты; их умения и навыки в изображении объектов действительности: Эти недостатки усугублялись неточностями в передаче пространства^ формы, пропорций; Испытуемые слабо использовали возможности линейного . рисования в* совершенствовании собственных знаний по основам; изобразительной грамоты. В процессе выполнения изображений большинство испытуемых контрольных, групп ограничивалось констатацией самых простых фронтальных положений изображаемых предметов. Во многом это; объясняется;, наличием ' неудачного' прошлого опыта в.рисовании; на уровень, развития знаний, умений и навыков испытуемых всех ступеней оказывали положительное влияние: и специально организованные постановки, упражнения и задания. Использование, специально подобранной наглядности в процессе рисования позволяло активнее формировать четкие, полные представления об объекте изображения. Сопровождение, демонстрации наглядного материала эмоционально-выразительной речью еще в большей степени активизировали формирование представлений о форме, пропорциях. Учащиеся лучше понимали, какие возможности заложены для развития их творческих способностей в линейно-конструктивном рисовании;

8) метод параллельного ведения рисунка и лепки позволял рисующим систематически пополнять свои представления о конструкции, объеме, пластике и пропорциях модели, ее пространственной характеристике, тем самым создавались условия для грамотного изображения модели не только с натуры, но и по представлению. Задания с использованием этого метода целесообразно выполнять на самостоятельных, домашних и контрольных занятиях;

9) выполнение дополнительных упражнений и заданий по овладению учащимися формой, пространством, пропорциями, по освоению изобразительных средств не только активизировало и делало более эффективным процесс овладения основами изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, но содействовало развитию образного мышления учащихся, повышало качество обучения в целом;

10) дошкольники, учащиеся, студенты экспериментальных групп v в большей степени, чем в контрольной, осваивали изобразительную грамоту, убедительно раскрывали ее при выполнении самых разнообразных по содержанию заданий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование позволило составить достаточно ясное представление о практическом положении дел по изучению основ изобразительной грамоты в различных системах художественного образования: детских садах, общеобразовательных, художественных и школах искусств, лицеях, колледжах, училищах, художественных и художественно-педагогических высших учебных заведениях. Выяснилось недостаточно последовательное, систематическое и осмысленное изучение основ изобразительной; грамоты на каждом этапе художественного образования и воспитания (детский сад - школа — вузы — послевузовская деятельность).

На наш взгляд, проблема интеграции знаний* основ- изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования актуальна для всей системы художественного образования и воспитания современного человека. Однако, сегодня этот вопрос мало исследован * и- недостаточно изучен. Мы в своем исследовании попытались разработать и экспериментально проверить модель методической системы интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.

Перед нами стояли следующие задачи:

- раскрыть понятия: «интеграция» и «основы изобразительной грамоты»;

- разработать критерии оценки знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты на различных ступенях художественного образования;

- исследовать подходы к интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, существующие в психолого-педагогической и методической литературе;

- научно обосновать наиболее эффективные формы и методы обучения изобразительному искусству, раскрыть взаимодействие между ними, их влияние на интеграцию знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования;

- определить особенности организации изобразительной деятельности на каждой ступени художественного образования с позиций интегративного подхода к проблеме обучения основам изобразительной грамоты;

- определить базовые психолого-педагогические и важнейшие методические аспекты процесса интеграции обучения изобразительной грамоте на каждой ступени непрерывного художественного образования;

- разработать модель методической системы непрерывной 1 художественной подготовки, охватывающую разные возрастные ступени обучения изобразительному искусству;

- экспериментально проверить содержание и методику интегрированного обучения изобразительному искусству в. реальном процессе на каждой ступени художественного образования.

Анализ специальной литературы позволил нам установить, что изобразительная грамота является целостной системой знаний, умений и навыков реалистического изображения. Владение необходимым уровнем изобразительной грамоты является качественным показателем художественного развития личности художника-педагога.

Методика обучения основам изобразительной грамоты рассматривается нами как целостная непрерывная система художественного развития личности, которая включает дошкольное, школьное, дополнительное, вузовское и послевузовское образование. В такой подготовке связывается первоначальная ступень обучения с последующими. Обучение изобразительному искусству выстраивается в единую, строгую систему непрерывного художественного образования.

Нами было тщательно исследовано художественное наследие великих мастеров прошлого, их методический опыт обучения рисованию. Мы ' проследили основные принципы исторического развития изобразительных знаний, умений и навыков рисующих; проанализировали «научные подходы» к изображению действительности художниками различных времен и народов; рассмотрели преемственность как важнейшую установку в методах обучения основам изобразительного, искусства у опытных мастеров; попытались научно-теоретически осмыслить процесс интегрирования методов обучения рисованию' на различных ступенях в системе непрерывного художественного образования:

Проведенное экспериментальное исследование позволило:

- выявить объем знаний; умений и навыков по основам, изобразительной грамоты для; каждой ступени непрерывного художественного образования;

- определить качественную сторону знаний, необходимых для. успешного их интегрирования из одной ступени обучения в другую;

- систематизировать в особые группы определенные знания, умения и навыки, способствующие планомерным, качественным, целенаправленным изменениям форм и методов обучения основам изобразительной грамоты на различных ступенях в системе непрерывного художественного образования:

В исследовании нами были учтены некоторые применявшиеся ранее методы обучения рисованию;, виды упражнений, наиболее эффективно способствующие интеграции знаний основ изобразительной грамоты на различных ступенях в системе непрерывного художественного образования: Кроме того, используя современные данные методики обучения рисованию,, а также опираясь на материалы предпринятого нами исследования данной проблемы, мы отобрали и систематизировали наиболее эффективные методы, задания, разработали ряд специальных упражнений; направленных; на совершенствование основ изобразительной грамоты при переходе из одной; ступени обучения в другую на всем непрерывном цикле художественного-образования.

Для оптимизации учебного процесса- были выделены главные факторы и учебные мероприятия для каждой возрастной группы учащихся, важные для успешного осуществления интеграции основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования. К этим факторам* мы отнесли следующие:

- активное изучение теоретических знаний по основам изобразительной грамоты;

- научно обоснованная организация восприятия рисующих;

- использование точных целевых установок преподавателей; направленных на активное освоение основ изобразительной, грамоты;

- активное применение наглядности, лепки, рисования по памяти, представлению;

- употребление правильных научно обоснованных терминов;

- строгое соблюдение последовательного ведения рисунка;

- активное использование на занятиях специальных натурных постановок;

- сохранение устойчивого интереса к изобразительной деятельности;

- наличие сознательного . отношения испытуемых . к работе над рисунками.

С помощью- найденных и апробированных учебных мероприятий была дополнена существующая методика обучения изобразительному искусству на различных ступенях непрерывного художественного образования (главным» образом в интересах совершенствования знаний-по основам изобразительной^ грамоты на каждой ступени непрерывного художественного образования).

В результате экспериментального обучения средний уровень сформированности знаний, умений и навыков по основам' изобразительной' грамоты испытуемых экспериментальных групп разных ступеней обучения^ стал значительно выше, чем у испытуемых контрольных групп. Рисунки испытуемых экспериментальных групп были более правдивы, убедительны, они отличались большей выразительностью, грамотным решением.

Это свидетельствует как о практической пользе названных упражнений, заданий и методов в совершенствовании знаний основ изобразительной грамоты рисующих каждой ступени обучения, так и необходимости активного применения их в процессе непрерывной художественной подготовки молодого человека.

Результаты теоретического исследования решаемой проблемы, и экспериментального обучения испытуемых различных ступеней обучения подтвердили- наши предположения о том, что интеграция знаний в, процессе последовательного и системного обучения'рисованию возможна при условии точного определения и учета уровня знаний по. основам изобразительной грамоты для каждой ступени художественного* образования, на основе постоянного, активного и. целенаправленного решения конкретных задач, посильных для изучения основ изобразительной' грамоты- учащимися* в конкретной возрастной группе. При этом используются специальные упражнения, задания, методы и целевые установки.

Необходимо и в дальнейшем решать разнообразные задачи, связанные с проблемой интеграции знаний» основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования в процессе подготовки учащихся-по рисунку.

Материалы данного исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по изобразительному искусству в различных образовательных учреждениях (детских садах, общеобразовательных, художественных и школах искусств, лицеях, колледжах, училищах, художественных высших учебных заведениях различного профиля), а также учтены при подготовке методических пособий по изобразительному искусству для учащихся различных возрастных групп.

Разработанная нами методическая система интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования в значительной степени способствует повышению качества подготовки молодого человека и успешно решает проблему интеграции знанийоснов изобразительной грамоты на каждой' ступени непрерывного художественного образования.

Качественно- нового уровня художественного развития личности и соответствующей подготовки художника-педагога, способного к целостному видению явлений1 окружающей действительности и умеющего творчески использовать эти качества в решении тех или иных художественных задач в системе непрерывного художественного образования, можно достигнуть, если:

- на занятиях по рисунку по изучению основ изобразительной грамоты будет введен системный подход (внутренняя взаимосвязь знаний^ как в: рамках одного предмета, так и. в пределах цикла предметов-дошкольного, школьного, дополнительного, вузовского и послевузовского образования);

- будет последовательно осуществляться принцип межпредметных связей (уплотнение информации: во времени; устранение дублирования учебного материала . в различных учебных дисциплинах; преемственность в развитии мышления обучающихся;; систематизация фактов и понятий);

- изучение основ изобразительной грамоты будет рассматриваться как единый исторически развивающийся процесс;

- будет учитываться специфика творческой личности, способность художественного , восприятия'и отражения реальной действительности в изобразительной деятельности: индивидуальность подхода,, позволяющая избежать нивелировки, штампов, отсутствие интереса в процессе обучения.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Василевич, Ольга Евгеньевна, Витебск

1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.

2. Алпатов, М.В. Всеобщая история искусств. М.-Л., 1948. - Т. I. - С. 342.

3. Альберти Леон Батиста. Десять книг о зодчестве: в 2 т. / под общ. ред. А.Г. Габричевского. — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1937. -Т. 2. 790 с.

4. Альберти Леон Батиста. Мастера искусств об искусстве. М., 1965. -Т. 1.-С. 77.

5. Ананьев, Б.Г. Пространственное различие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. - 186 с.

6. Ананьев; Б.Г., Дворяшина, М.О., Кудрявцева, Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. -334 с.

7. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие, Благовещенск, 2000. -376 с.

8. Афанасьев, В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1990. - 338 с.

9. Ахлибининский, Б.В. Категориальный аспект понятия интеграции // Корольков, А.А. Диалектика как основа интеграции полученных знаний. -Л., 1984.

10. Беда, Г.В. Живопись: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство и труд». М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

11. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение,рисование и труд». 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. -239 с.

12. Беляев, Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений. -Л., 1962.

13. Берулава, М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах (теоретико-методологический аспект). -Томск, 1988.-228 с.

14. Бехтерев, В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., 1910. - С. 30.

15. Блонский, П.П. Возрастные особенности детей // В кн.: Избр. пед. произведения. М., 1961.

16. Богатырь, Б.Н. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе / Б.Н. Богатырь, М.А. Гуриев, А. Д. Иванников, М.Б. Игнатьев, B.C. Лобанов, Н.В. Макарова, Л.Г. Осовецкий, Б.Я. Советов, С.А. Чижов. М.: РосНИИСИ, 1993.

17. Болдуин, Д.М. Духовное развитие ребенка. М., 1911. - С. 96-98. )|

18. Бондарева, А.И. Проблема объемно-конструкторского анализа объектов в учебном рисунке: дис. . канд. пед. наук. -М., 1989. — 223 с.

19. Брагина, Д.В. Развитие образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией (на материале натюрморт): автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 2006. 16 с.

20. Вавилов, С.И. Глаз и Солнце (о свете, солнце и зрении). 7-е изд. -М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. - 138 с.

21. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 3 т. М.: Искусство, 1956. - Т. 1. - 634 с.

22. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 3 т. М.: Искусство, 1963. - Т. 2. - 891 с.

23. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и-зодчих: в 3 т. — М.: Искусство, 1970. Т. 3. - 827 с.

24. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М., 1963.-91 с.

25. Варнеке, Б. Плиний об искусстве. Одесса, 1918.

26. Венгер, JI.A. Проблемы восприятия в дошкольном детстве // В сб.: Формирование восприятия дошкольника / под ред. А.В. Запорожца и Л.А. Венгера. — М., 1968.

27. Веросотская, К.И. Зрительное восприятие изображений предметов // В сб.: Восприятие и воображение (экспериментальные исследования): сб; науч. трудов/ под ред. Е.И; Игнатьева. —М;: МГПИ; 1963. G. 93-123.

28. Виноградова; Г.Г. Обучение детей младшего школьного- возраста рисованию предмета с натуры с одной (фиксированной); точки: зрения // Учен. зап. МГПИ им. В :И. Ленина. 1967. — № 295.

29. Виппер; Б.В: Статьи об искусстве.-М.: Искусство, 1970;— 591 с.

30. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. -М., 1973.

31. Волков, Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 508 с.

32. Волков, Н.Н. Композиция живописи. — М.: Искусство, 1977. 263 с.

33. Восприятие и действие / под ред. А.В. Запорожца.- М., 1966.-324 с. .

34. Всеобщая история искусств. М., 1956. - Т. I.

35. Выготский, Л.С. Педагогическая психология.-М., 1987.

36. Галкина, О.И. Начальное обучение и- формирование у детей пространственных представлений // В: сб.: Проблемы обучения и. воспитания в начальной школе / под ред. Б.Г. Ананьева и А.И. Сорокиной.-М., 1960.

37. Галкина, О.И. Обучение рисованию в начальной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.

38. Галкина, О.И. Развитие пространственных представлений у детей; в начальной школе.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-99 с.

39. Генике, Е.А., Чапко, Е.Е. Как построить интегрированный курс (в школе) // География в школе. 1994.- №3.- С. 40-43. .

40. Горощенко, Г.Т. Основные законы композиции в изобразительномискусстве. -М., 1961.-С. 10.

41. Грегори, P.JI. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия: пер. с англ. М.: Прогресс, 1970. - 291 с.

42. Грегори, P.JL Разумный глаз: пер. с англ. М.: Мир, 1972. - 209 с.

43. Дворжак, М. Очерки по искусству средневековья. Д.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934. - 270 с.

44. Делакруа, Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. -М.: АХ СССР, 1960. 279 е.: ил.

45. Детская психология: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др. Мн.: Университетское, 1988. - 399 с.

46. Доронова, Т.Н., Якобсон, С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая возрастная группа): кн. для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1992. 143 с.

47. Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты. JI.-M., 1957. - Т. 1. - 226 с.

48. Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты. — JI.-M., 1957. — Т. 2. — 253 с.

49. Елинек, Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. -Прага: Артия, 1982. 719 с.

50. Жаксыбергенов, А.К. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения рисунку головы человека: дис. . канд. пед. наук. -М., 1985.-164 с.

51. Жемчужников, JI.M. Мои воспоминания из прошлого. 1828-1852. М., 1926.- 168 с.

52. Загвязинский, В.И. Внутрипредметная интеграция педагогического знания // Советская педагогика. 1984. - № 12. - С. 45-50.

53. Заззо, Р. Стадии психического развития ребенка // В кн.: Развитие ребенка. М., 1968.

54. Запорожец, А.В., Венгер, JI.A., Зинченко, В.П., Рузская, А.Г., Ломов, Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков. М., 1959.

55. Заречный, А.В. Подготовка учителя к интегративному обучению. — Липецк, 2002.

56. Зинченко, В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: дис. . канд. пед. наук. М., 1980.- 188 с.

57. Зинченко, В.П., Стасевич, В.Н. Творчество в учебном рисунке: учеб. пособие. Ростов на / Д, 1989. - 53 с.

58. Ивахнова, Л.А. Методические основы конструирования содержания учебного предмета. Алматы: Изд-во АТУ им. Абая, 1998. - 90 с.

59. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. -208 с.

60. Игнатьев, Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // В кн.: Психологические исследования представления и воображения. -М.: Известия АПН РСФСР, 1956.-Вып. 76.

61. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М., 1959.-180 с.

62. Игнатьев, Е.И. Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению // В кн.: Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образов: сб. науч. тр. М.: Ин-т психологии АПН РСФСР, 1954. - С. 105-116.

63. Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми / под ред. Г.В. Лабунской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 88 с.

64. Иконников, А.И. Обучение объемно-конструктивному академическому рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов: дис. канд. пед. наук. -М., 1990. 175 с.

65. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. трудов // под ред. Н.К. Чапаева. Свердловск, 1991. - 183 с.

66. Интеграция современных научных знаний.—Киев, 1984.

67. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование пространственных представлений в процессе усвоения учащимися проекционного черчения. М.: Известия АПН РСФСР, 1956.- Вып. 65.

68. Кабанова-Меллер, Е.Н; Психология формирования знания и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- 376 с.

69. Казакова, T.F. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. - 112 с.

70. Кардовский, Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М-., 1960. - С. 269.

71. Киреенко, В .И. Наблюдение над использованием горизонтами, и вертикали // сб.: «Психология рисунка и живописи». М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. ;;

72. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

73. Кнёбель, М.О. О том, что мне кажется особенно важным. Статьи. Очерки. Портреты. М.: Искусство, 1971. - 95 с.

74. Козляков, А.Я. Проблема объемной формы в учебном рисунке: дис. . канд. иед. наук. М., 1985. - 225 с.

75. Комарова, Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: автореф. дис. . д-ра пед. наук. — М., 1979. -35 с. / '

76. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: кн. для воспитателя детского сада. 3-е изд:, перераб. и; доп. - М.: Просвещение,. 1991. - 176 с.81.