Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ерков, Сергей Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ерков, Сергей Александрович, 2006 год

1. Введение

2. Глава

Психолого-педагогические основы формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5, 6 классах средней общеобразовательной школы.

1.1 Проблема развития основных качеств восприятия и формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства

1.2 Освоение выразительных особенностей элементов языка изобразительного искусства как средство развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства.

1.3 Методологические проблемы развития восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся 11-12 лет.

1.4 Определение критериев развития художественного восприятия на уроках ИЗО в 5,6 классах средней школы.

3. Глава

Экспериментальное исследование формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней школы.

2.1 Выявление уровня развития основных качеств восприятия и навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся 11-12 лет (Констатирующий этап эксперимента).

2.2 Описание экспериментального обучения, направленного на формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы (Формирующий этап эксперимента).

2.3 Итоговая оценка результатов опытно-экспериментальной работы и обоснование приемов развития основных качеств восприятия и формирования навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в школе

Контрольный этап эксперимента).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы"

Проблема исследования и его актуальность.

Развитие познавательных способностей человека, является общепризнанной ценностью, в современном мире. В последнее время, человечество всерьез озабочено формированием гармонической, творчески активной личности, способной решать постоянно возникающие в современном мире проблемы. Развитие познавательных процессов и способностей человека к творческой переработке полученных впечатлений окружающего мира, в современной художественной педагогике, понимается как формирование целостной системы творческих качеств восприятия, мышления и памяти. Творческие новообразования основных качеств / познавательных процессов, ведут человека «к возможности преобразования и совершенствования окружающей среды. Особое место в структуре познавательных процессов занимает способность художественного восприятия.

Обладающий художественным восприятием человек, воспринимает окружающий его мир во всем многообразии слагающих его проявлений, целостно и точно, устанавливает основные сущностные взаимосвязи, лежащие в основе требующих разрешения проблем.

Не случайно усилия исследователей художественного творчества и восприятия произведений искусства, сосредоточены на проблеме развития художественного восприятия. Особую актуальность развитие творческих качеств познавательных процессов приобретает у учащихся среднего школьного возраста. Это связано с тем, что у детей, в переходный период подросткового возраста, в связи с общей перестройкой изобразительной деятельности, за счет изменения целевой установки и отношения к своему творчеству в области изобразительного искусства, на качественно новом уровне закладываются начала эстетического освоения окружающей среды, познания мира, восприятия искусства. От того, как осуществится этот переход, во многом зависит характер всей последующей деятельности человека в сфере изобразительного искусства. Можно сказать, что именно в это время определяются дальнейшие способности человека к общению с сложным и богатым миром образного, много контекстного языка изобразительного искусства.

Проблемы развития познавательных способностей детей в процессе учебно - творческой деятельности, освещаются в исследованиях психологов: Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, А.Н.Леонтьева, Н.С.Лейтеса, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова. В своих работах, исследователи, обращают особое внимание на особенности развития познавательных способностей и творческой деятельности детей 11-12 летнего возраста. Особый интерес исследователей сосредоточен на проблеме эффективной организации процесса обучения изобразительной деятельности, учащихся среднего школьного возраста. Авторы (Е.И.Игнатьев, В.С.Мухина) отмечают, что у детей, в переходный период подросткового возраста, в связи с общей перестройкой изобразительной деятельности, за счет изменения целевой установки и отношения к своему творчеству в области изобразительного искусства, на качественно новом уровне закладываются начала эстетического освоения окружающей среды, познания мира, восприятия искусства. От того, как осуществится этот переход, во многом зависит характер всей последующей деятельности человека в сфере изобразительного искусства. Можно сказать, что именно в это время определяются дальнейшие способности человека к общению с сложным и богатым миром метафоричного, образного, много контекстного языка изобразительного искусства. Исследователями, изучающими творческие проявления учащихся этой возрастной группы в сфере изобразительной деятельности (A.A. Голуб, Е.И. Игнатьев, В.С.Кузин, Н.С. Боголюбов, И.С. Якиманская и др.) подчеркивается, что развитие творческого познания и восприятия, у детей на этом этапе играет исключительно важную роль в сохранении и развитии у человека умения отражать свое "я" средствами языка изобразительного искусства. Авторы отмечают, что активное общение с произведением искусства и изобразительная деятельность, являются благоприятными факторами, направляющими развитие основных компонентов творческих способностей - интеллектуальной инициативы, поисковой активности и направленности на самосовершенствование и совершенствование окружающего мира.

Рассмотрение трудов посвященных возрастной и педагогической психологии позволило нам прийти к выводу, что организация работы с учащимися данного возраста должна состоять в особом построении методики обучения, основанной на знании эстетических потребностей и психологических особенностей зрительного восприятия и познавательных процессов у детей среднего школьного возраста.

Главной потребностью подростка является потребность в самопознании, проверке своих способностей, осознании своей индивидуальной неповторимости. В возрасте 11-12 лет происходит коренная перестройка всех психологических механизмов, лежащих в основе индивидуальности человека. Переходя в новый возраст, когда нет ещё прочно усвоенных специальных способностей, подросток находится в поиске путей своего дальнейшего развития. Основная задача в этот период состоит в развитии интеллектуально-творческих функций познания. Возраст 11-12 лет, это период поиска, когда человек стремится найти своё место в обществе, познать многообразие проявлений существующего мира, утвердить своё я в системе ценностей окружающего мира. Этот период возрастного развития, • является решающим в формировании художественных потребностей и интересов личности. Ряд особенностей формирования восприятия произведений искусства, средствами изобразительного искусства с точки зрения развития художественных потребностей подростков рассмотрены в исследовании С.П. Ломова, опубликованном в 1986 году. Автор отмечает особую роль, которую занимает эстетическое восприятие художественных произведений, в комплексе с наблюдениями и практической деятельностью школьников в формировании потребности в художественно-эстетическом познании реальной действительности.

Нужно заметить, что в процессе естественного развития организма, в результате постоянного стремления организма человека к экономии энергии, происходит схематизация процесса восприятия. Исследователи развития художественного восприятия у детей среднего школьного возраста Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, в своей работе (1988 г.), указывают, что эти тенденции особенно ярко проявляются в подростковом возрасте, когда происходит стандартизация образов восприятия, упрощение воспринимаемой информации. Ориентированное на адаптацию к изменяющимся условиям среды, сознание, аккумулирует константные образы.

Анализ развития познавательных способностей учеников среднего школьного возраста при анализе натуры, в рисовании с натуры и в тематическом рисовании, обнаруживает утрату ими ряда ценных качеств, присущих изобразительному творчеству детей дошкольного и младшего школьного возраста, необходимых для художественного восприятия. Вместе с тем, без соответствующих усилий со стороны педагогов, дети не имеют существенных в художественном восприятии специальных знаний и навыков, формируемых при эстетическом развитии. Среди таких, важных для полноценного художественного восприятия произведения искусства, качеств, исследователи (B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Е.А. Флерина, Т.В. Шуртакова) отмечают такие как: Непосредственность чувственного - эмоционального восприятия (Е.А. Флерина,1956); Восприятие эмоций и мотивов поведения персонажей картины, типических черт персонажей и их окружения (Е.В. Шорохов, 1986), точность и адекватность восприятия оттенков цветов, нюансов форм предметов (B.C. Кузин,2005), способность обобщения характерных черт в целостный образ (Т.В. Шуртакова,1972). Так, наряду с ростом потребности в познании и одновременным стремлением к упрощению опознаваемых образов, связанным с схематизацией и «старением» общих качеств восприятия, ростом аналитических качеств восприятия - способностей к видению сюжета картины, у детей 11-12 летнего возраста, утрачивается способность к чувственному познанию эмоционального контекста произведения, играющего решающую роль в понимании замысла автора (A.A. Голуб, 1997). Происходит разрыв между удовлетворением растущих потребностей в целостном познании сущностей явлений и снижающимися способностями к нему, диктуемыми общим стремлением восприятия к «упрощенной, опознающей ориентировке».(В.С. Кузин, 1974, с. 103).

Как было указано выше, характеризуя особенности эстетического восприятия произведений искусства, большинство авторов указывают в качестве основных его особенностей эмоциональность, содержательность (понимание идеи, темы, сюжета). Следует отметить, что, оказавшись в ситуации конфликта между возрастающей потребностью в познании, и общей схематизацией познавательных процессов, связанной с утратой непосредственности и яркости восприятия конкретных образов -подросток не перестает стремиться к получению новых, содержательных, ярких впечатлений. Однако, в связи с уже упомянутыми особенностями восприятия, и недостаточным опытом понимания образного языка искусства, дети сталкиваются с определенными сложностями в познании произведений литературы и искусства. От этого особенно страдает целостность познания -способность к соотнесению отдельных предметов и качеств в единый образ, конкретность восприятия - способность использования выразительных особенностей элементов изобразительного языка для передачи эмоционального отношения к изображенному. Все они характеризуют эмоциональное, активное отношение к изображаемому, обычно свойственное творческим проявлениям в детском возрасте.

Сущность проблемы состоит в том, что в подростковом возрасте происходит осуществление перехода на новую, более упрощенную, с точки зрения познания художественного произведения -практическую, опознающую ступень развития познавательных процессов - и восприятия в частности (Лурия,1974). В результате, усиление аналитического подхода в восприятии, при изображении замысленного сюжета на уроке изобразительного искусства, переносит основное внимание учащихся на графическую, смысловую насыщенность художественного образа, ребенок не успевает полностью реализовать художественный замысел в цвете, что уже не отвечает требованиям ученика к своей работе. Это происходит в творческой изобразительной деятельности, однако ещё большие разногласия заметны в ходе восприятия детьми произведений изобразительного искусства. Присущая этому возрасту, ориентировка на способы действия, поступки, реакции, ведет к тому, что в целостном художественном произведении ребенок 11-12 лет воспринимает только некоторые эпизоды — яркие, хлесткие - те, где имеется активное действие. (Гуружапов,2000) Тогда как для восприятия образа художественного произведения необходимо целостное познание всей картины. Зритель должен испытать воздействие всех его частей, всех предложенных художником образов.

В настоящее время, наш ученик находится в ситуации, когда с одной стороны, кино и телевидение приучают его воспринимать буквальную, очень адаптированную для восприятия информацию, подаваемую в таком виде, который можно образно сравнить с легким для усвоения, но низкокалорийным «йогуртом». С другой стороны, он постоянно подкрепляет опыт восприятия яркой, но информационно обедненной визуальной среды рекламы и постеров. В силу физиологических причин, ориентированный на яркое, хлесткое, необычное, наши дети теряют способность видения сущностей не очень ярких, но информативных, духовно формирующих предметов, к которым относятся подлинные произведения искусства.

Подростком овладевает соблазн «пробежать взглядом» произведение искусства, приспособить его к современным нуждам, не утруждая себя дополнительной работой души. Однако, современное общество заинтересовано в пробуждении инициативной, творческой личности с развитым чувством нравственного самосознания, чуткой совестью и справедливости. Духовно формирующие возможности телесериалов и видео клипов давно требуют соответствующего диссертационного исследования, однако, не нужно теории чтобы ответить на вопрос, что имеет большую духовную, образную, художественную ценность, телесериал, рекламный плакат или картина, созданная гением и творческим напряжением художника. Будучи не востребованными, не подвергнутыми тому очищающему нравственному воздействию искусства, духовные потребности человека скудеют, что способствует формированию нетворческой, стандартно мыслящей, негармонично развитой личности.

В тоже время, анализ практики обучения учащихся 11-12 лет изобразительному искусству, и результатов исследований отношения подростков к искусству и его произведениям (исследования JI.B. Благонадежиной,1968, Т.В. Шуртаковой,1971, В.Е. Семенова, 1985, Ю.Н. Протопопова,1988, A.B. Щербакова, 1991г.), показывает что из-за недостаточно разработанной научно-обоснованной методики развития художественного восприятия у учащихся 11-12 лет, которая позволила бы приблизиться к максимально полному развитию художественно-творческого потенциала и познавательных способностей детей этого возраста, в дальнейшем, происходит снижение активности подростка в сфере изобразительной деятельности, падение интереса к произведениям изобразительного искусства.

Неспособность человека к целостному познанию сложной структуры художественного произведения часто проявляется даже в полном отказе от общения с произведениями искусства, несостоятельностью в выражении своих творческих замыслов средствами изобразительного искусства, а это в конечном итоге негативно сказывается как на качестве художественного образования и эстетического воспитания подростков, так и на их способностях к целостному познанию окружающего мира. Мы приходим к заключению, что организация изобразительной деятельности, сочетающая в себе, анализ художественного произведения, и практическую художественно-творческую деятельность учеников, создает благоприятные условия для развития познавательных процессов, в том числе восприятия и внимания. "Процесс реалистического изображения требует постоянного углубления видения предмета".(Е.И. Игнатьев,1988)

Искусство, интегрируя в себе большое количество организованной в образной форме информации - обладает особой силой воздействия на глубинные, «укромные» уголки человеческой психики и сознания, ни к чему не принуждая, оно одно способно всколыхнуть широкую гамму эмоциональных переживаний, доставить эстетическое наслаждение и при этом - провоцировать, вызывать размышления, ставить проблемы. Общение с искусством добровольно, но человек только тогда идёт в музей, галерею или покупает альбом репродукций, когда движим потребностью в познании. Потребностью в образном познании - познании искусством.

Таким образом, можно отметить существование, указывающих на актуальность проблемы исследования, значительных противоречий, между имеющимися потребностями ребенка 11-12 лет к продуктивной творческой деятельности, овладением необходимыми для понимания художественного произведения элементами языка изобразительного искусства, и, недостаточной разработанностью методики развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся среднего школьного возраста.

Наблюдаемые в школьной практике трудности и противоречия в развитии художественного восприятия произведений изобразительного искусства, обусловили выбор направления нашей работы послужившего основой для постановки проблемы исследования. Проблемой предлагаемого диссертационного исследования, является поиск путей развития художественного восприятия произведения искусства, совмещающего в себе его эмоционально-смысловое понимание и ориентировку на поиск существенного, характерного, лежащую в основе художественного восприятия не только произведения искусства, но и переходящую на восприятие окружающего мира.

Анализ состояния поставленной проблемы позволил сформулировать цель исследования - разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективные методы формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства, на уроках Изобразительного искусства в 5,6 классах средней общеобразовательной школы.

Объектом исследования является процесс формирования навыков художественного восприятия, произведений изобразительного искусства у учащихся 5,6 классов общеобразовательной школы на уроках Изобразительного искусства.

Предметом исследования являются пути и средства, методические приемы и условия развития основных качеств целостного процесса художественного восприятия, в процессе обучения учеников 5,6 классов изобразительному искусству.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что если в содержание обучения изобразительному искусству учащихся

5,6 классов, будут включены специальные задания и упражнения, направленные на формирование качеств целостного художественного восприятия, навыков анализа и понимания смысла, образа и сюжета художественного произведения, освоение выразительных особенностей отдельных элементов языка изобразительного искусства, то это позволит расширить и углубить способности к познанию сущностей и взаимоотношений, необходимые для восприятия произведений изобразительного искусства.

В соответствии с целью, гипотезой, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе изучения специальной литературы по теме исследования, выявить и определить сущность, структуру, специфику и условия функционирования процесса художественного восприятия.

2. Определить психолого - педагогические основы формирования навыков художественного восприятия и достижения понимания специфики языка изобразительного искусства детей 11-12 летнего возраста.

3. Выявить критерии оценки сформированности художественного восприятия произведений изобразительного искусства.

4. Выявить характерные особенности познавательных способностей и изобразительной деятельности детей 11-12 лет, на которые следует опираться в процессе формирования навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства.

5. Разработать и научно обосновать эффективные методы диагностики развития основных качеств восприятия и художественного восприятия произведений изобразительного искусства.

6. Разработать и научно обосновать принципы построения комплекса методических заданий, которые бы подводили ребенка 1112 лет к восприятию сюжета, образа и смысла художественного произведения и способствовали развитию художественно творческого познания.

7. Дать научное обоснование и экспериментально проверить пути и методы развития основных качеств восприятия и формирования навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства детьми 11-12 лет, а также разработать методические рекомендации по их применению, разработать техническую сторону формирующего эксперимента и исследовать эффективность предложенных методов.

При осуществлении поставленных задач важно помнить о том, что любое развитие происходит в сочетании дифференциации четкой работы каждого органа, психического процесса - и интеграции их в новом смысловом контексте. Из крохотного невзрачного зернышка, соединяющего в себе все необходимые для его развития элементы, только при должном уходе и заботе, вырастает прекрасный цветок.

Методологической и теоретической основой исследования стали: философские, эстетические и психологические положения исследований, посвященных изучению познавательных процессов, феномена художественного восприятия произведений изобразительного искусства; положения об особенностях развития и проявления основных качеств восприятия в детском художественном творчестве.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

Теоретический анализ психологической, педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме исследования.

Обобщение передового педагогического опыта России и зарубежных стран.

- Анализ существующих школьных программ по Изобразительному искусству.

Наблюдение за процессом восприятия художественных произведений на уроках беседах и выполнением практических заданий на уроках тематического рисования в школе.

- Моделирование методики развития основных качеств восприятия как познавательного процесса, и формирования навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся 5,6 классов средней школы.

Изучение анкет анализа художественного произведения, протоколов диагностики качеств восприятия и детских работ, полученных в процессе констатирующего и формирующего этапов эксперимента в ходе педагогического эксперимента.

- Опытно-экспериментальное обучение.

- Анализ, обобщение и обработка результатов экспериментального исследования.

Периоды исследования.

Исследование проводилось в 2002 по 2006 гг. включительно. Первый период (2002 - начало 2004 гг.) носил пробно-поисковый характер. На этом этапе осуществлялись наблюдения за характером изобразительной деятельности и анализа художественных произведений, детьми различных возрастов и изучалась специальная литература посвященная проблемам художественного восприятия, а также проводился анализ современного состояния обучения учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах. В этот же период уточнялась проблема исследования и была проведена серия поисковых экспериментов, направленных на разработку методов диагностики основных качеств восприятия.

Второй период (начало 2004 - конец 2004 гг.) включал в себя проведение констатирующего эксперимента с целью выявления тех особенностей восприятия произведений изобразительного искусства учащимися 11-12 лет, учет которых позволил бы в дальнейшем делать выводы о новообразованиях в структуре и механизмах художественного восприятия в результате формирующего эксперимента.

Третий период (конец 2004 - начало 2006 гг.) На этом этапе проводились формирующий и контрольный этапы эксперимента, включающие анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Определены наиболее благоприятные педагогические условия, стимулирующие сохранение активности и целостности восприятия изображений у учеников 5,6 классов на уроках изобразительного искусства в школе.

2. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика формирования художественного восприятия, развития основных качеств восприятия на уроках изобразительного искусства в 5,6 классах средней школы.

3. Разработаны специальные задания и упражнения, способствующие формированию навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость.

Значение полученных результатов для науки определяется тем, что расширены представления о динамике развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства у детей 11-12 лет, что является шагом в разработке общей проблемы, изучения развития художественного восприятия в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Практическая значимость.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования раскрывают эффективные способы организации обучения на уроках изобразительного искусства, обеспечивающие положительную динамику развития познавательной способности - восприятия, у детей 11-12 лет в процессе изобразительной деятельности.

Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования учебных программ, при разработке учебных и методических пособий по изобразительному искусству.

В результате исследования разработана методика диагностики основных качеств восприятия, востребованных при художественном восприятии произведений изобразительного искусства.

Практическая значимость исследования состоит также, в разработке методических рекомендаций для преподавателей изобразительного искусства по использованию в процессе обучения на уроках изобразительного искусства, анализа структуры и смысла художественных произведений в зависимости от конкретных педагогических условий.

Достоверность результатов исследования обеспечена методикой организации экспериментальной работы и подтверждена объективным анализом ее результатов.

Апробация работы

Результаты исследования обсуждались на заседаниях ученого совета ХГФ МПГУ, кафедры теории и методики преподавания Изобразительного искусства МПГУ.

Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие положения:

1. Применение выделенных теоретических и психолого-педагогических основ развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках изобразительного искусства у учащихся 11-12 лет, будет эффективно в том случае, если оно основывается на позициях последовательного теоретического и практического освоения элементов художественной грамоты, научной обоснованности, систематичности анализа взаимосвязей эмоционального, психического и материального контекстов произведения;

2. Основными педагогическими условиями, обеспечивающими наиболее эффективное развитие способности к восприятию произведений искусства у учащихся 5,6 классов средней школы, являются:

- учёт индивидуального художественного опыта учеников,

- анализ художественных произведений на уроке изобразительного искусства, направленный на выявление способов создания эмоционального, сюжетно-смыслового и композиционного строения картины,

- последовательное и систематическое освоение практических навыков создания художественного образа, передачи личного отношения и замысла в тематическом рисунке и рисунке с натуры;

3. Применение методики формирования навыков художественного восприятия и развития основных качеств художественного восприятия, разработанной с учетом психологических особенностей познавательных процессов детей 1112 летнего возраста, включающей в себя систему заданий и упражнений, обеспечивает эффективное восприятие сюжета и замысла произведений изобразительного искусства, ведет к выразительной реализации ребенком своего замысла в творческой работе.

Теоретическое и экспериментальное решение проблемы исследования определило структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложение вошли: экспериментальная программа, образцы детских рисунков, протоколов анализа художественных произведений. Диссертационная работа изложена на 198 страницах основного текста. Список литературы насчитывает 157 наименований научных трудов, из них 3 на иностранных языках (английский).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Основные результаты формирующего эксперимента в сравнении с данными констатирующего и контрольного исследования, представлены в сводной таблице.(см. Приложение) В таблице приведены числовые значения процентных показателей основных критериев оценки, навыков художественного восприятия произведений искусства и выраженности их на начало и конец обучения в контрольных и экспериментальных классах.

Проделанная нами исследовательская работа показала, что при использовании научно обоснованной методики обучения, обеспечивающей развитие основных качеств восприятия, формирование навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства, возможно эффективное обучение школьников основам изобразительного искусства.

В результате проведенного исследования, мы пришли к заключению, что методологической основой формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках изобразительного искусства в 5,6 классах средней общеобразовательной школы служит система, включающая следующие компоненты:

1. Система организации учебно-воспитательного процесса предусматривает осуществление комплексного планирования задач образования, воспитания и развития школьников с учетом специфики акта художественного восприятия произведения изобразительного искусства.

2. Система обучения предполагает конкретный отбор учебно-воспитательных задач на основе рассмотрения особенностей художественно - творческого развития учащихся младшего подросткового возраста, что помогает предотвратить нежелательные явления, связанные с спецификой возрастных преобразований в структуре познавательных способностей и восприятия у детей 11-12 летнего возраста.

3. Характер прелагаемых учебных заданий предусматривает возможность выделения в содержании художественных произведений главных, наиболее существенных элементов, которые имеют существенное значение в восприятии целостного образа художественного произведения.

4. Характер учебных заданий предусматривает активизацию самостоятельного анализа учащимися учебного материала -художественных произведений.

5. Система учебных заданий предусматривает обеспечение максимальной насыщенности урока, в целях достижения высоких результатов в развитии познавательных процессов учащихся данного возраста в рамках школьного курса ИЗО.

Рассмотрим вышеперечисленные компоненты методики более подробно.

1. Так как осуществление процесса создания художественного образа, согласно теме нашего исследования, осуществляется в условиях процесса обучения на уроках тематического рисования в школе мы рассматривали его оптимизацию с позиций учебно-воспитательного процесса. Согласно выводам, сделанным российскими исследователями (Ростовцев, 1980) основной формой достижения целей обучения на уроках изобразительного искусства является достижение триединства дидактических целей, слагающихся из трех основных категорий:

- образование - четкое определение объема и уровня знаний, уровня формирования умений и навыков, необходимых для успешного осуществления художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.

- воспитание - формирование основных мировоззренческих идей и качеств личности на основе чего формируется всесторонне развитая личность. развитие - развитие познавательных способностей, формирование способности овладевать основными способами мыслительной деятельности и мыслительными операциями (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, и т.д.)

Принимая во внимание постановку описанных целей обучения и опираясь на теоретические данные относительно структуры и особенностей развития восприятия, как познавательного процесса, в своей экспериментальной программе мы старались выстроить систему методических заданий так чтобы в ходе обучения последовательно решался целый комплекс задач. Объединения задач обучения, воспитания и развития учащихся 11-12 лет мы стремились достичь, опираясь на принцип целостного познания сущности художественного произведения как результат познания гармоничного единства его формы и содержания.

Мы исходим из того, что опыт, приобретаемый учеником при восприятии художественного произведения, во многом зависит от способа его взаимодействия с произведением искусства. Наше исследование показало, что большое значение для развития восприятия, играет как овладение выразительными особенностями художественного языка, так и понимание повествовательных возможностей произведения искусства.

Параллельно с этим в ходе обучения на уроках изобразительного искусства предполагалось решение задач касающихся усвоения основ композиционной грамоты, направленных на формирование знаний, умений и навыков, без хорошего развития которых трудно требовать от учащегося адекватной реализации творческого замысла.

Из всего вышесказанного следует, что комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития охватывает и духовный мир ребенка, и его практическую активность, формируя и эмоциональные, и интеллектуальные стороны психики ребенка. Следовательно, комплексный подход в планировании целей обучения является необходимым условием для формирования навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства.

2. Учитывая данные исследований полученных в отношении возрастных изменений, охватывающих познавательные способности и восприятие, в том числе, у учащихся подросткового возраста, при разработке модели своей методики мы стремились конкретизировать задачи обучения с учетом специфики проявлений учащихся данного возраста в сфере изобразительного искусства.

В связи с тем, что отход от абстрактно-логического способа рисования связан с усилением анализа, как формы, так и цвета изображаемых объектов, в ходе обучения мы стремились создать у детей установку на восприятие особенностей характера целостной формы и цветового строя натуры. Во многом этим обусловлено наличие в содержании нашей экспериментальной программы большого количества упражнений, связанных с анализом целостной формы, структуры натуры, и составлением колорита будущего произведения.

Через привлечение к изобразительным элементам эмоционально-образной структуры произведения искусства, в анализе работы художника учитель осуществляет работу, направленную на установление в сознании учащихся, понимания взаимосвязей между сложностью проявлений окружающего их мира и сложностью мыслей и чувств, которые передаются в искусстве с помощью линий, форм и цвета.

Результаты нашего исследования показывают, что работа, проведенная в этом направлении, находит прямое отражение в творческих работах учащихся. Систематическое обогащение эстетического восприятия детей, развитие наблюдательности, умения видеть, понимать содержание наблюдаемого, переживать его, а также умения увидеть форму, конструкцию, величину, цвет, пространственные отношения, т.е. изобразительные признаки видимого, являются той основой, на которой строится творческая деятельность ребенка.

3. Как показывает наше исследование, важнейшим элементом, приближающим зрителя к пониманию сюжета и смысла произведения искусства, как при организации восприятия художественного произведения, так и в творческой работе — при составлении выразительной композиции, является выделение главного в ней.

Так, если нами предполагалось рисование с натуры, основное внимание в объяснении задачи урока было направлено на анализ и изображение характерных черт именно этого предмета или человека. В анализе художественных произведений мы обращали внимание учащихся на наличие иносказательного контекста как основу содержания таких жанров как пейзаж и портрет и связанные с этим значение главенствующего в картине. При работе над тематической композицией, внимание учеников было направлено на определение главного персонажа, явления или события, вокруг которых развивался сюжет произведения.

Практическая работа с учащимися на уроках, показала, что успех всей деятельности на уроке во многом определяется тем, насколько четко в ходе предварительного анализа задания урока нами были подчеркнуты важнейшие объекты внимания - характерные особенности натуры, сюжета иллюстрируемого произведения, либо изображаемой темы.

В процессе воплощения собственного замысла в индивидуальной творческой работе учащихся, выделение главного также приобретает большое значение. Ученик должен ясно представлять, что является главным в его рисунке, как на этапе создания графического эскиза, так и в ходе цветового решения композиции.

Таким образом, наши наблюдения показали, что принцип выделения главного в процессе восприятия художественного произведения на различных его этапах имеет большое значение для развития целостности и дифференцированности восприятия, так как служит отправной точкой установления взаимосвязей элементов картины, в дальнейшем её восприятии.

4. Как показывают многочисленные исследования, результаты изобразительной деятельности детей, а также их способности к взаимодействию с произведением искусства и пониманию образного послания художественного произведения, определяются индивидуальными особенностями восприятия действительности, связаны с условиями воспитания и развития, обусловлены особенностями нервной системы. Все это отражается на отношении учащихся к изобразительному искусству и окружающему миру, влияет на способности видения смысла и сущности окружающих явлений.

В связи с темой нашего исследования, особое внимание в своей работе мы уделяли развитию основных качеств восприятия как познавательного процесса. Последовательное развитие дифференцированности, аналитичности, конкретности, прогностичности восприятия, осуществляемое нами в ходе уроков экспериментальной программы, позволяет достичь достаточно высокого уровня их развития, что является основным условием для преодоления, «старения» и схематизации восприятия.

5. В ходе поискового этапа педагогического эксперимента мы пришли к выводу, что решить проблему развития художественного восприятия в рамках уроков только изобразительного искусства невозможно. Необходимо организовать художественно-творческую и учебную деятельность учащихся таким образом, чтобы целенаправленный поиск, анализ характерных особенностей и взаимосвязей предметов и явлений, осуществлялись по возможности в ходе всех уроков курса средней школы.

Мы убеждены, что только наличие постоянной необходимости в поиске нестандартных - творческих решений, ежедневное внимание к сущностным чертам явлений, непрерывный тренинг в познании сущностей происходящего - способны преобразовать познавательные способности ребенка, сформировав живое, целостное, активное, нешаблонное, направленное на будущее - художественное восприятие.

В процессе продумывания заданий для учащихся мы старались выстраивать их последовательность таким образом, чтобы ребенок мог воплотить свой творческий замысел, опираясь на знания, умения и навыки, приобретенные ранее. В ходе уроков рисования с натуры, декоративного рисования, тематического рисования и бесед об изобразительном искусстве, особое внимание нами уделялось на преемственность изучаемых компонентов изобразительного языка в единой системе художественной грамоты.

Учитывая особенности восприятия художественного произведения, следует отметить ряд важных этапов работы в ходе каждого урока, посвященного освоению художественно-выразительных средств и жанровых особенностей изобразительного искусства.

В ходе предваряющей каждый урок вводной беседы, особенно важно мотивировать учеников на необходимость предлагаемого развития познавательных способностей, задать направление анализа художественного произведения, создать интерес к работе.

На втором этапе, когда учащиеся анализируют образы, композицию, взаимодействия главных и второстепенных персонажей картины, или комментируют сюжет иллюстрируемых произведений, учитель ведет их к постижению глубины авторского замысла, к пониманию как конкретного, так и обобщенного смысла событий, образов, а также специфики применения автором художественных материалов и средств.

Основной задачей третьего этапа работы на уроке является воссоздание целостности восприятия произведения искусства в соответствии с собственным замыслом и личностным пониманием сущности решаемого сюжета, а также активизация полученных на первом и втором этапах, и в предыдущих уроках, умений и навыков.

В соотнесенности этапов изучения картины с этапами восприятия — состоит реальный учет знаний психологии восприятия ученика. Учитель ведет ученика от первоначального восприятия к восприятию углубленному, в котором, вместе с тем, сохраняется эмоциональность непосредственного восприятия. И хотя на уроках ИЗО порой трудно бывает определить, где кончается Наблюдение натуры и начинается её анализ, где кончается один этап изучения произведения и начинается другой, принципиальное деление на три этапа чрезвычайно важно, ибо на первом создается установка на осознанное отношение к произведению, на втором анализируется само произведение - его сюжетный контекст, на третьем делаются выводы и обобщения, совершенствуются умения и навыки анализа взаимосвязи его смыслового и композиционного пластов.

Принципы практической отработки отдельных элементов языка изобразительного искусства, состоят в последовательном освоении важнейших выразительных качеств линии, формы и цвета, основных композиционных приемов и способов выделения главного в изображении. Вместе с освоением инструментария языка искусства, в ходе анализа художественных произведений, мы обращаем особое внимание учащихся на повествовательные возможности сюжетно -смыслового контекста произведений различных видов и жанров изобразительного искусства.

Заключение

В настоящем исследовании нами была предпринята попытка, определить основные педагогические условия возникновения, закономерности функционирования и методы развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы.

В результате проведенного исследования нами было установлено, что для формирования навыков целостного художественного восприятия произведений изобразительного искусства, в ходе практической работы на уроках изобразительного искусства в школе, учащимся необходимо решить ряд существенных задач:

- Научиться преобразовывать линии, формы, цвет рисунка, в соответствии с подчеркиваемыми с их помощью качествами натуры;

- Научиться видеть с новых, существенных сторон, знакомые, привычные предметы;

- Научиться видеть целостную картину - как изображенных в произведении искусства, так и наблюдаемых в реальности сущностных взаимосвязей и взаимовлияний предметов и людей.

Для осуществления поставленных учебных целей и развития способностей учащихся к разностороннему смысловому, интеллектуальному анализу явлений натуры и художественных произведений, на уроке Изобразительного искусства должна осуществляться работа, комбинирующая в себе овладение разными материалами, техниками, образно выразительными возможностями различных жанров изобразительного искусства. Такая широта охвата, и вместе с тем — осознанность и последовательность освоения новых знаний и умений, позволяет развивать у учеников нестандартность мышления, формирует навыки владения основными приемами и законами композиции, ориентирует подростков на активное познание мира.

Сущность воздействия Изобразительного искусства состоит во взаимодействии множества нюансов, входящих в его инструментарий элементов. Великая информативность его изобразительного языка, основана на том, что произведение искусства интегрирует в себе самые сущностные черты предметов и явлений, которые составляют в своей совокупности образ. Научившись видеть сущность замысла произведения искусства — специально созданной художником модели окружающего мира, во всех значимых взаимосвязях и взаимовлияниях его проявлений, человек оказывается способным к целостному восприятию окружающего мира - обретает художественное видение.

Проведенное нами исследование показало, что при внедрении в содержание обучения изобразительному искусству учащихся 5,6 классов, специальных заданий и упражнений, направленных на формирование качеств целостного художественного восприятия, развитие способностей анализа и понимания смысла, образа и сюжета художественного произведения, освоение выразительных особенностей отдельных элементов языка изобразительного искусства, позволяет расширить и углубить способности к познанию сущностей и взаимоотношений, необходимые для восприятия произведений изобразительного искусства.

В результате проведенного исследования мы установили, что для Формирования навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в средней общеобразовательной школе имеет большое значение, решение нескольких ключевых задач:

- Развитие различительной чувствительности к характерным особенностям людей, предметов, явлений, лежащим в основе индивидуальности всего существующего в природе;

- Развитие способностей к поиску средств выразительности примененных художником для воплощения сюжета и замысла произведения изобразительного искусства;

- Формирование навыков интеллектуального анализа сюжетно-смысловых взаимосвязей в контексте произведения.

- Формирование навыков целостного восприятия сущности явлений действительности, в сумме их взаимосвязей и проявлений;

- Развитие способностей к достижению сюжетной выразительности в собственных рисунках учащихся.

В ходе экспериментальной работы над темой исследования, апробированы эффективные методы диагностики основных качеств восприятия как познавательного процесса.

Разработана, экспериментально проверена и скорректирована программа формирования навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы.

Экспериментально подтверждена эффективность разработанной программы, и предложенных методов развития основных качеств художественного восприятия произведений изобразительного искусства и художественного познания, способствующих развитию способностей к целостному художественному познанию, как произведений искусства, так и явлений окружающего мира.

Сказанное позволяет считать исследование завершенным. Результаты экспериментального исследования могут использоваться как учителями общеобразовательных школ в практике учебной деятельности на уроках изобразительного искусства, так и преподавателями кружков и студий детского творчества, для развития познавательных способностей и навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства у детей 11-12 летнего возраста.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ерков, Сергей Александрович, Москва

1. Алпатов M.B. «Постижение искусства» в сб. «Немеркнущее наследие», М., 1990, 303 е., с.7-12

2. Аристотель «Сочинения»: в 4 т., М., 1976

3. Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие», Благовещенск, 2000, 392 с.

4. Бакушинский A.B. «Исследования и статьи», М., 1981, 351с.

5. Бахтин М.М. «Эстетика словесного творчества», М., 1979, 246с.

6. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты», JI., Учпедгиз, Ленингр. отделение, 1963, 158 с.

7. Блок В.Б. «Сопереживание и сотворчество», в сб. «Художественное творчество и психология», М., Наука, 1991, стр.31-55

8. Благонадежина JI.B. «Отношение детей к искусству и его возрастное развитие», Вопросы психологии, 1968, №4, с. 98-106

9. Блонский П.П. «Мышление и память», СПб., 2001, 286 с.

10. Блум Ф., Лейзерсон А., Хорсттедтер Л., «Мозг, разум и поведение», М., Мир, 1988, 248 с.

11. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. «Методика преподавания литературы», М., Академ А, 1999, 345 с.

12. Боголюбов Н.С. «Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода», Дис. д-ра пед. наук, М., 1993, 381 с.

13. Боголюбов Н.С. «Принципы индивидуального подхода к развитию творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах», М., 2004, 34 с.

14. Борев Ю.Б. «Основные эстетические категории», М., Высшая школа, 1960, 448 с.

15. Борев Ю.Б. «Эстетика», М., 1975, 393 с.

16. Бранский В.П. «Искусство и философия в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи», Калининград, Янтарный сказ, 1999, 704 с.

17. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся,Под ред. И.С.Якиманской, М., 1989, 224 с.

18. Волков H.H. «Восприятие предмета и рисунка» М., 1950, 507с.

19. Волков H.H. «Композиция в живописи», М., 1977, 263 с.

20. Волков H.H. «Цвет в живописи», М., 1995, 572с.

21. Волков H.H. «Восприятие картины», М., 1996, 32с.

22. Волкова, Е.В. «Произведение искусства в мире художественной культуры», М., Искусство, 1988

23. Восприятие и воображение (экспериментальные исследования), Под ред. Е.И. Игнатьева, Ученые записки. МГПИ им. В.И. Ленина, М., 1963, 368 с.

24. Восприятие изобразительного искусства школьниками: сб. науч. трудов/ред.сост. Ю.Н. Протопопов, М., НИИ художественного воспитания, 1988

25. Выготский JI.C. «Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя», М., 1990, 93с.

26. Выготский JI.C. «Избранные психологические исследования», М, Изд-во АН РСФСР, 1956, с. 379

27. Выготский JI.C. «Психология искусства», М., Педагогика, 1987, 344 с.

28. Гальперин П.Я. «Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления», Вопросы философии, 1977, №4, с. 56-83

29. Гальперин П.Я. «Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий», Исследования мышления в советской психологии, М., Наука, 1966, с.120-164

30. Герчук Ю.Я. «Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. Учебное пособие», М., 1998, 208с.

31. Гиберти Л. «Комментарии», М., Изогиз, 1938, с.17

32. Гончаров И.Ф. «Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности», М., Педагогика, 1986, 126 с.

33. Голуб A.A. «Развитие художественно-образного мышления учащихся 5-6 классов на уроках тематического рисования», Автореф. дис. канд. пед. наук., М., 1997, 16 с.

34. Губарев A.B. «Из опыта изучения восприятия живописи в музее», в сб. «Художественное восприятие» под ред. Б.С. Мейлаха, М, 1971, с. 298-306

35. Гульпа A.B. «Принципы эстетики», М., 1987, 65с.

36. Гуружапов В.А. «Развитие понимания младшими школьниками искусства в процессе обучения живописи», Автореф. дисс.канд. пед. наук., М., 1983, 18 с.

37. Гуружапов В.А. «Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми (на материале анализа детьми содержания произведений живописи)», Вопросы психологии, №3, 2000

38. Дридзе Т.М. «Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации», М., Наука, 1984, 240 с

39. Ермолаева-Томина Л.Б, Акопянц И.А., Воеводкина В.К. «Обучение через развитие познавательных процессов», М., Издат-Школа, 1998, 176 с.

40. Ермолаева-Томина JI.Б. «Развитие креативности на занятиях изобразительным искусством», в Сб. научно-методических трудов. Совершенствование методики преподавания художественно-творческих дисциплин.- М., Прометей, 2002

41. Запорожец A.B. «Избранные психологические труды», М., Педагогика, 1986, 320 с.

42. Запорожец A.B. «Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения.», Избранные психологические труды, М., Педагогика, 1986, 320 с.

43. Зинченко В.П., Вергилис Н.Ю. «Формирование зрительного образа», М.,1969, 106 с.

44. Иванченко Г.В. «Психология восприятия музыки», М., Смысл, 2001,250 с.

45. Игнатьев Е.И. "Психология изобразительной деятельности детей", М., Академия пед. наук РСФСР, 1959, 190 с.

46. Игнатьев С.Е. «Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы)», Автореф. дис. . канд. пед. наук, М., 1982, 16 с.

47. Игнатьев С.Е. «Процессы создания художественного образа в изобразительной деятельности детей», в Сб. научно-методических трудов. Совершенствование методики преподавания художественно-творческих дисциплин. М., Прометей, 2001

48. Игнатьев СЕ. «Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы)», Автореф. дис. . канд. пед. наук, М., 1982, 16 с.

49. Ильин И.А. «Одинокий художник», М. Искусство, 1993, 348 с.

50. Искусство реализма, Сб. статей и публикаций. /Сост. Г.В. Ельяшевская, М., Сов. художник, 1990, 368 с.

51. Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. «Изобразительное искусство -2 класс. 2 часть», Рабочая тетрадь, М., 2000, 56с.

52. Крупник Е.П. «Психологическое воздействие искусства», М., Институт Психологии РАН, 2001, 236 с.

53. Кубышкина Э.И. «Проблема цвета в изобразительном творчестве школьников 1-6 классов общеобразовательной школы (экспериментальное исследование)» Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1980, 16 с.

54. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев A.A. «Как развивать художественное восприятие у школьников», М., Просвещение, 1988, с.79

55. Кудрявцев В.Т. «Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: В 2 ч.», Дубна, 1997, 360 с.

56. Кудряшев Н. И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками // Искусство анализа художественного произведения. М., 1971.

57. Кузин B.C. «Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. Пособие для учителя изобразительного искусства», М., НИИ школ, 1969, 100 с.

58. Кузин B.C. «Вопросы изобразительного творчества», М., Просвещение, 1971, 142 с.

59. Кузин B.C. «Психология», М., Высшая школа, 1974, 279 с.

60. Кузин B.C. «Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: пособие для учителя», М., 1972, 207с.

61. Кузин B.C. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей», М., Просвещение, 1979, 192 с.

62. Кузин B.C. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей», М., Просвещение, 1979, 192 с.

63. Кузин B.C. «Психология живописи: Учебное пособие для вузов», М., ОНИКС-21 век, 2005, 304с.

64. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Т.С. «Развитие творческого мышления школьников», Л., 1968, 98с.

65. Лебедко, В. К. «Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога», Дис. . д-ра пед. наук, М., 1994

66. Лейтес Н.С. «Способности и одаренность в детские годы», М., 1984, 286с.

67. Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст», М., 1971, 279с.

68. Леонардо да Винчи «Книга о живописи», М., 1934, с.87

69. Леон Батиста Альберти «Десять книг о зодчестве»,т.2, М., 1937, с.25-26

70. Лернер Я.Я. «Дидактическая основа формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин», М., 1977, 64с.

71. Ломов С.П. «Формирование художественных потребностей учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства», Дис. канд. пед. наук, М., 1986, 210 с.

72. Лукьянов Б.Г. «По законам красоты», М., Современник, 1988,475 с.

73. Лурия А.Р. «Об историческом развитии познавательных процессов», М., Наука, 1974, 171 с.

74. Любарская Л.Н. «Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительнымискусством» (на материале школ УССР): Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1980,16 с.

75. Марков М.Е. «Искусство как процесс», М., 1970, 192с.

76. Мастера искусства об искусстве: В 7-ми т., М., Искусство, 1970, Т.7, 654 с.

77. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. «Методы развития памяти, образного мышления, воображения», Волгоград, 2000, 79с.

78. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет», Ярославль, 2002, 125с.

79. Мейлах Б.С. «Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы», М., Искусство, 1985, 318 с.

80. Мелик-Пашаев A.A. «Педагогика искусства и творческие способности», М., Знание, 1981, 96 с.

81. Мелик-Пашаев A.A. «Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников», Вопросы психологии. 1989. №1.

82. Мелик-Пашаев A.A. «Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности», Автореф. дис. . канд. пед. наук, М., 1976, 18 с.

83. Мигунов A.C. «Искусство и процесс познания», М., 1986, 154с.

84. Молева Н.М. «Выдающиеся русские художники-педагоги», М., Просвещение, 1991, 413 с. П.П.Чистяков, с.269

85. Мухина B.C. «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», М., Педагогика, 1981, 239 с.

86. Неменский Б.М. «Познание искусством», М.,2000, 186 с.

87. Никифорова О.И. "Психология восприятия художественной литературы", М., Книга, 1972, 152с.

88. Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев A.A., «Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье», М., Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г., 236с

89. Петрова Г.А. «Некоторые предпосылки эстетического воспитания», Казань, 1975, с.45-91, с.60

90. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства, Под ред. B.C. Кузина, М., 1975

91. Полунина В.Н. «Искусство и дети», М., 1982, 234с.

92. Полуянов Ю.А. «Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством, Вопросы психологии,1998, №5, с.94-100

93. Попов М.М. «Иллюстрированная история методики рисования», СПб., 1909, с.З

94. Программа «Изобразительное искусство 1-9 классы». М., 1996.-160с.

95. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». М., 1988.-142с.

96. Программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». М., 1994.-142с.

97. Программа «Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств 1-11 классы», М., 1991 .-204с.

98. Протопопов Ю.Н. «Восприятие изобразительного искусства школьниками», М., 1988, 320 с.

99. Психология развивающейся личности, Под ред. А.В.Петровского, М., 1987, 245с.

100. Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, исправленное и дополненное, Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова и М.Б. Михалевской. М.: ЧеРо, 1999, 610с.

101. Психолого-педагогические вопросы обучения и эстетического воспитания, под ред. Я.И. Ханбикова, КГУ, Казань, 1975, 132 с.

102. Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: сборник статей, Сост. Е.В.Шорохов, А.Е.Терентьев, А.И.Васильев, М., 1995.

103. Рауш де Траубенберг Н. К. «Тест Роршаха: Практическое руководство», М., 2005, 255 с.

104. Развитие творческой активности школьников, Под ред. A.M. Матюшкина, М., 1991, 88 с.

105. Раппопорт С.Х. «От художника к зрителю», М., 1977, 163с.

106. Рождественская Н.В. «Психология художественного творчества», СПб., 1995, 371с.

107. Розенвассер В.Б. «Беседы об искусстве», Пособие для учителей начальных классов, В.Б. Розенвассер, М., Просвещение, 1979, 183 с.

108. Ростовцев H.H. История методов обучения рисования: Зарубежная школа рисунка. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. N 2109 'Черчение, рисование и труд", М., Просвещение, 1981, 192 с.

109. Ростовцев H.H. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов», М., 1980, 239с.

110. Ростовцев H.H. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», М., 1974, 246с.

111. Ротенберг B.C. «Сновидения, гипноз и деятельность мозга», М., 2001, 256с.

112. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. «Поисковая активность и адаптация», М., 1984, 105с.

113. Рубинштейн С.JI. «О мышлении и путях его исследования», М., 1966, 147с.

114. Сатарова Л.А. «Основы теории изобразительной грамоты. Методические рекомендации», Астрахань, 1999, 55с.

115. Сафонов Б.П. «Методические вопросы формирования духовного мира личности», М., 1999, 68с.

116. Симонов П.В. «Созидающий мозг», М., Наука, 1993, 100 с.

117. Соколов Е. Измайлов Ч. «Цветовое зрение. (Для специалистов по психологии восприятия, искусствоведению, дизайну)», М., МГУ, 1984. 174 с.

118. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах», М., 2002, 368с.

119. Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста», М., 1994, 96с.

120. Столович А.И. «Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности», М., 1985, 251с.

121. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения детей», Ярославль, 1996, 240с.

122. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников», М., 1988, 128с.

123. Теплов Б.М. «Психологические вопросы художественного воспитания», Известия АПН РСФСР, Вып.11, М., 1947

124. Теплов Б.М. «Проблемы индивидуальных различий», М., Педагогика, 1985, 535 с.

125. Фаворский В. А. «Литературно-теоретическое наследие», М., Советский художник, 1988, 588 с.

126. Флерина Е.А. «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста», М., Учпедгиз, 1956

127. Фомина JI.В. «Сенсорное развитие: Программа для детей в возрасте 5-6 лет», М., ТЦ «Сфера», 2001, 80 с.

128. Фомина H.H. «Подросткам о художниках», М., 1994, 150 с.

129. Хуторской A.B. «Как обучать творчеству?» Дополнительное образование, 2001, №1, с.23-32.

130. Ченнино Ченнини «Трактат о живописи», М., Изогиз, 1933, с. 37-38

131. Чистяков П.П. «Письма, записные книжки, воспоминания», М., Искусство, 1953, 591 е.

132. Шадриков В.Д. «Способности человека». — М., 1997,345с.

133. Щербаков A.B. «Искусство и художественное творчество детей», М., 1991

134. Щербаков A.B. «Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобр. творчеством детей. М., Просвещение, 1969, 272 с.

135. Шорохов Е.В. «Композиция: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. Институтов», 2-е изд. Перераб., М., 1986, 207с.

136. Шорохов Е.В. "Композиция", М., Просвещение, 1986, 208с.

137. Шорохов Е.В. «Преподавание композиции на уроках изобразительного искусства в школе», М., Просвещение, 1974, 144 с.

138. Шорохов Е.В. «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей»,2-е изд., доп. и перераб. М., Просвещение, 1977, 112 с.

139. Шорохов Е.В. «Проблемы композиции в детском изобразительном творчестве и методические обоснования преподавания тематического рисования в школе (5-7 классы)»,Автореф.дис.канд. пед. наук, М., 1966, 18 с.

140. Шорохов Е.В. «Художественный образ и искусство. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства», Вып. 1, Сб. статей, М., Прометей, 1996, 172 с.

141. Шуртакова Т.В. «Эстетическое восприятие живописи учащимися», Казань, Изд-во Казанского Университета, 1971, 72с.

142. Шпикалова Т.М. «Изобразительное искусство в 3 классе», М., 1985, 191с.

143. Эдварде Бетти. «Откройте в себе художника», Минск, 2000, 240с.

144. Эко У. «Теория семиотики», М., Симпозиум, 2003, 310 с.

145. Эко У. «Отсутствующая структура», М.,Симпозиум, 2004, 622с.

146. Юон К.Ф. «Об искусстве», в 2-х томах, т.1, М., «Советский художник», 1959, 364 с.

147. Юсов Б.П. «Актуальные проблемы совершенствования методической подготовки учителей изобразительного искусства./ Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства», М., 1980, с. 126-136

148. Юсов Б.П. «Психология изобразительной деятельности и детское рисование», «Вопросы психологии», 1963, №2, с. 112-135

149. Якиманская И.С. «Развивающее обучение», Педагогика, 1979, 144с.

150. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985, 94с.

151. Якобсон П.М. «Психология художественного восприятия», М., 1964, 85 с.

152. Якобсон П.М. «Психология и художественное восприятие», материалы симпозиума «Проблемы художественного восприятия», Л., 1968

153. Якобсон П.М. «Психология и художественное восприятие», в сб. «Художественное восприятие», JI., 1971

154. Яковлев Б.Я. "Рисование как общеобразовательный предмет", М., 1896

155. С. R. Rogers, "Towards a Theory of Creativity," //ETC: A Review of General Semantics., 1954, №11, c. 249—260. (На пути к теории креативности)(англ.)

156. Dewey J. «Art as experience», By John Dewey, New York, 1958, 335 е., (Искусство как опыт)(англ.)

157. Feldman E.B. «Varieties of visual experience: Basic education», Edmund Burke Feldman, Prof. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, New York, Abrams, 1973, 355c., (Изменения визуального опыта. Искусство как представление)(англ.)