автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методические основы преподавания истории изобразительного искусства учащимся старших классов во взаимосвязи с изобразительной деятельностью
- Автор научной работы
- Романова, Вера Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Методические основы преподавания истории изобразительного искусства учащимся старших классов во взаимосвязи с изобразительной деятельностью"
РГ6 од
О У Ол^ На правах рукописи
РОМАНОВА Вера Анатольевна
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УЧАЩИМСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения изобразительному искусству
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1997
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, профессор АНИСИМОВ Н.Н.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор ЛУКЬЯНОВ Б.Г.,
кандидат искусствоведения, доцент КОНСТАНТИНОВА В.Н.
Ведущая организация - Московский государственный открытый педагогический университет.
на заседании диссертационного Совета К 053.01.12 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 526.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан года.
Защита состоится «
часов
Ученый секретарь диссертационного Совета
ИГНАТЬЕВ С.Е.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Актуальность исследования. В условиях углубления процессов демократизации и гуманизации общественной жизни возрастает необходимость в Формировании и целенаправленном развитии личности подростка, способного понимать, эстетически оценивать и творчески преобразовывать окружающий мир в своей практической деятельности. Формирование творческой, духовно зрелой личности человека в школьные годы определяется в большей степени уровнем его художественного образования и худояественного развития.
В разрешении проблемы перехода от массового однопрограм-много обучения к индивидеально-диФФеренцированному, предполагающему использование развивающих методов обучения и основанному на междисциплинарном взаимодействии научных, учебных и художес-твенно-зстетических знаний, а также их практической реализации уже в процессе школьного обучения, значительная роль отводится эстетическому развитию средствами изобразительного искусства.
Эта проблемная ситуация вычленяется из общей проблемы преподавания изобразительного искусства в школе, причем весьма актуальная в свете процессов, происходящих в образовании на современном этапе.
Особенно остро эта проблема стоит для старшего школьного возраста. Исследований, затрагивающих вопросы обучения школьников старшего возраста изобразительному искусству очень мало, творческие успехи старшеклассников в области изобразительного искусства оцениваются значительно ниве успехов школьников младшего возраста, причем эти оценки отражают объективную ситуацию. Школа испытывает острую потребность в рекомендациях, способных помочь преподавателям искусства при Формировании личности учащихся на пороге гражданской зрелости.
Психологические и психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста многократно раскрывали в различные периоды в своих трудах многие крупнейшие психологи: Л.С.Выготский, Н.Ф.Добрынин, В.И.Киреенко, В.Д.Колесов, Н.С.Кон,
B.А.Крутецкий, А.К.Маркова. A.B.Ыудрик, Е.И.Рыбалко, А.Салиев, П.М.Якобсон.
Психологические аспекты проблемы астатического воспитания и художественного образования школьников, эстетического восприятия и художественного творчества, активизации познавательно-творческих интересов и способностей рассматриваются в работах Б.Г.Ананьева, Б.Т.Теплова, H.H.Волкова, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Б.С.Мейлаха. Л.С.Рубинштейна, П.Т.Якобсона, Г.И.Щукиной.
Многие вопросы и проблемы теории и практики преподавания художественных дисциплин в общеобразовательной школе раскрываются в трудах, исследованиях специалистов в области эстетического воспитания и художественного образования: Г.В.Беда,
C.Е.Игнатьева, Б.С.Кузина, Т.С.Комаровой, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, Н.П.Сакулиной. А.С.Хворостова. Е.В.Шорохова. Т.Я.Шпикаловой и др.
Для учителя изобразительного искусства одной из самых актуальных задач является воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства. Это создает возмокность влияния изобразительного искусства на личность школьника.
Зритель, его деятельность, психология, роль в его кизни изобразительного искусства изучается учеными ряда гуманитарных наук - психологии, эстетики, искусствознания, методики преподавания изобразительного искусства.
Воспитание зрителя - сложный процесс, включающий работу мысли, активность эмоций, творческое воображение. Проблема вое-
- э -
питания и развития квалифицированного зрителя исследуется современной наукой широко и многогранно. Основной вклад в развитие теории художественного восприятия содержится в трудах В.В.Влу-довой, Е.И.Игнатьева, М.С.Кагана. Т.С.Комаровой. В.С.Кузина. С.Х.Раппопорта, П.М.Якобсона и др.
Вопросы Формирования представлений о художественном образе произведений живописи нашли свое отражение в исследованиях Н.Н.Волкова. Г.В.Лабунской. В.П.Юсова и др.
Одна из этих проблем - изучение произведений, созданных в предшествующие периоды. Особое значение художественного наследия для Формирования духовно-развитой личности отмечают известные специалист:; 2 области эстетического воспитания подраста-ящего поколения: В.Г.Брюсова. Е.И.Игнатьев, Э.и.Кубышкина, Н.Н.Ростовцев, А.С.Хворостов и др.
Они ставят проблему приобщения школьников к художественному наследию, считая его одной из самых сложных, трудных и вместе с тем ответственных.
Изучение предмета "История изобразительного искусства" в старших классах общеобразовательной школы является необходимым условием для воспитания высококультурного и образованного человека .
Однако, Формирование восприятия является не единственной задачей художественного обучения в школе. Необходимость совершенствования подготовки подрастающего поколения к продуктивной и созидательной деятельности в условиях экономического преобразования общества поставило проблему обеспечить возможность осуществления старшеклассниками общественно-полезной деятельности как высшую Форму проявления интеллектуальной активности.
В области изобразительного искусства этим является собственная изобразительная деятельность школьников.
Творческие способности развиваются в постоянной и разнообразном учении при активном использовании имеющихся знаний и умений в конкретной учебной деятельности.
На современном этапе развития среди других искусств именно визуальные искусства приобретают особое значение. Тому способствует и визуализация современной культуры, и совершенство визуальных коммуникаций, и огромная емкость Форм визуальной информации в сравнении с вербальной. Вот почему именно вышеизложенные проблемы важно рассмотреть на материале художественного творчества старших школьников.
Таким образом, две составные части художественной деятельности школьников, художественное восприятие произведений искусства и художественное творчество являются двумя сторонами единого процесса занятия искусством. Среди них невозможно выделить главную, они важны и необходимы для полноценного развития человека . Но при попытке реализовать каждую из них в отдельности возникают огромные трудности. Поэтому наиболее оптимальной Формой построения учебного процесса является такой, при котором оба эти вида деятельности входили равноправными частями, дополняя и обогащая друг друга.
Все выше сказанное позволяет определить проблему данного исследования: разработка и экспериментальная проверка путей и средств приобщения старшеклассников к мировому художественному наследию путем организации обучения, объединяющего теоретическое изучение истории изобразительного искусства и практической изобразительной деятельности учащихся.
Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования .
Обьектом исследования является процесс изучения истории изобразительного искусства учащимися 8-11 классов общеобраэова-
тельной школы.
Предметом исследования является выяснение влияния практической изобразительной деятельности и нетрадиционных методов, применяемых в процессе обучения на эффективность изучения истории изобразительного искусства.
Гипотеза исследования:
- если объединить теоретическое изучение основ истории изобразительного искусства в 8-11 классах общеобразовательной школы с их планомерной и систематической практической изобразительной деятельностью, то эффективность и глубина изучения курса "История изобразительного искусства для старшеклассников
- Их художественно-творческая практическая изобразительная деятельность, являющаяся крайне важным Фактором в процессе общего развития личночти, приобретет более высокий интеллектуальный и культурный уровень.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогические условия, позволяющие эффективно объединять изобразительную деятельность и изучение истории искусств.
2. Проанализировать и отобрать исторический материал для построения школьного курса по истории искусств и разработать его содержание.
3. Разработать экспериментальный курс "История изобразительного искусства" для 8-11 классов.
4. Выявить значение практической изобразительной деятельности старшеклассников и их успехив в процессе изучения курса "История изобразительного искусства".
5. Определить и экспериментально проверить эффективность
- б -
методики преподавания курса.
б. Разработать программу, научно-методические рекомендации, а также дидактический материал для обеспечения учебного процесса (хрестоматия для учащихся, тесты, вопросы для самостоятельной работы, пособия и наглядный материал, слайды).
Теоретической основой исследования явились труды известных педагогов, психологов, видных деятелей искусств и культуры, а также работы, исследования по общей педагогике, дидактике, художественному образованию и эстетическому воспитанию, методике преподавания художественных дисциплин, эстетике и искусствоведения .
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования
- изучение и анализ психолого-педагогичесой, искусствоведческой, эстетической и методической литературы по проблеме исследования .
- изучение и анализ ранних и действующих программ школьного цикла, кружков и Факультативов по истории изобразительного искусства,
- прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом в школах и во время проведения экскурсий,
- практическая работа в школе в качестве учителя изобразительного искусства и истории изобразительного искусства в 8-11 классах,
- анкетирование с целью выявления отношения учителей изобразительного искусства к программе курса и методическим рекомендациям,
- педагогических эксперимент, - анализ результатов учебной и творческой деятельности учащихся (рефератов, письменных работ, тестов, художественных работ).
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы N9 г. Москвы. В опытно-экспериментальном исследовании приняло участие более 700 учащихся.
Этапы исследования: Исследование проводилось в течение 1990-1995 гг. и состояло из трех этапов.
I. Подготовительный этап, 1990-1991 гг.
К концу этого этапа были определены исходные позиции исследования, его предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы. Параллельно апробировалась методика поискового эксперимента.
II. Основной этап, 1991-1994 гг.
На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент с целью исследования состояния искусствоведческой подготовки учащихся. В течение четырех лет (1991-95) проводился Формирующий эксперимент, показывающий эффективность разработанной методики преподавания, результативность применяемых методов.
III. Заключительный этап, 1994-1995 гг.
В этот период была проведена обработка результатов экспериментальной работы и уточнение полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в:
1. изучении истории проблемы преподавания истории искусств в средней общеобразовательной школе,
2. предложенном новом подходе в обучении учащихся 8-11 классов изобразительному искусству.
3. разработанной методике обучения старшеклассников предмету "История изобразительного искусства", основанной на использовании двух видов деятельности - теоретической по изучению истории искусств и практической изобразительной деятельности.
Практическая значимость данного исследования состоит в
ТОМ, ЧТО:
X. Разработана и экспериментально проверена эффективная , методика изучения истории изобразительного искусства в 8-11 классах общеобразовательной школы;
2. Создана программа курса "История изобразительного искусства" для 8-11 классов:
3. Предложены конкретные методические рекомендации по реализации для преподавание данного предмета,-
4. Разработан полный комплекс дидактического материала для обеспечения учебного процесса;
5. Опробовано применение тестов для определения усвоения учебного материала учащимися.
Результаты исследования, программа и все дидактические материалы могут быть использованы непосредственно для организации в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях курса "история изобразительного искусства" в четырех старших классах, а также для художественных школ, изостудий и т.д.
Данные разработки могут оказать практическую помощь учителям в организации обучения учащихся средней школы на уроках изо в качестве методических рекомендаций, наглядных пособий и т.д., а такке при организации Факультативов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы: научной методолоией, использованием современных достижений педагогической науки, психологии изобразительного искусства, искусствоведения, эстетики, методики преподавания изобразительного искусства и, наконец, результатами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы по исследованию проверялись и корректировались в процессе прак-
тической работы над темой, обсуждадиоь на заседаниях Совета художественно-графического Факультета МПГУ им. В.И.Ленина (1993, 1995), заседаниях каФедр рисунка и методики преподавания изобразительного искусства МПГУим. В.И.Ленина (1993-95), на семинарах методического объединения учителей изобразительного искусства Юго-западного округа г.Москвы (1993-94). на Круглом столе Международной выставки-конференции "Детское изобразительное творчество и педагогика" (март 1996), являлись частью российско-голландского проекта "МЕТРОПОЛИС" (1991-1996), излагались в публикациях автора.
Результаты исследования внедрены в практику работы средней общеобразовательной школы с гимназическими классами N9 г. Москвы.
Объем и структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и трех приложений, общий обьеи составляет 197 стр., из них печатного текста - 142 стр. Приложения содержат Фрагменты программы курса "История изобразительного искусства", тесты для проверки знаний учащихся, темы рефератов, примеры наглядных пособий и творческие работы учащихся. Для иллюстрирования материалов исследования в тексте диссертации используются 4 таблицы, 1 схема, 4 диаграммы и 19 рисунков.
Основное содержание диссертации: Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его проблема, объект и предмет. Формируется гипотеза, выдвигаются цели и задачи. раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ" рассматриваются некоторые аспекты исследуемой темы,
такие как психолого-педагогические особенности изобразительной дейтельности старшеклассников, пути повышения эффективности обучения истории изобразительного искусства путем обьединения изобразительной деятельности и изучения истории изобразительного искусства.
Изучив развитие методов преподавания истории изобразительного искусства на протяжении Х1Х-ХХ веков в России и Западной Европе, был сделан вывод о том, что данному предмету уделялось достаточно большое внимание в системе гимназического образования и в России в Западной Европе начиная с середины XIX века. Эти традиции были прерваны в 20-х годах XX века и возрождаются в школьной системе большинства европейский стран.
В нашей стране также проходили попытки преподавания искусства в старших классах, но по различным причинам такие курсы не получили широкого распространения. До сих пор там, где преподавание истории искусств детям происходит достаточно широко, можно увидеть два существенных недостатка.
Первый - предмет читается очень скучно, т.к. не каждый педагог обладает нужным темпераментом, чтобы вдохнуть жизнь в строгую академическую манеру изложения материала, унаследованную еще от прошлого столетия.
Другой недостаток - полное пренебрежение возможностью воспитания в детях способности художественной оценки.
В связи с этим возник, вопрос о необходимости "оживить" процесс преподавания истории искусства собственной изобразительной деятельностью старшеклассников.
Включению изобразительной деятельности в процесс обучения старшеклассников искусству способствуют и прихологические особенности данного возраста.
1. Школьники старшего возраста обладают специфической эмо-
циональностыо, которая занимает в их жизни важнейшее место.
2. Старшеклассники склонны к восприятию всего нового, но обладают наиболее "консервативным мышлением".
3. Школьники старшего возраста глубоко заинтересованы самопознанием.
4. Школьники старшего возраста стремятся к. самостоятельности и независимости, к тому, чтобы была признана их индивидуальность.
5. Созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Значительное развитие получает теоретическое мышление. Однако широта умственных интересов у старшеклассников часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода.
Все эти особенности несут в себе положительный заряд и при удачно построенном процессе воспитания и образования могут дать духовно богатую личность.
Способность к абстрактному мышлению, формирующаяся в этом возрасте, является одной из наиболее важных интеллектуальных способностей человека. И этому в огромной степени способствует изобразительная деятельность, в процессе которой ученику необходимо заниматься абстрагированием обьемных Форм при их изображении на проскости.
Таким образом, в самих психо-Физиологических особенностях старшеклассников объективно заложена возможность серьезно заниматься творческой изобразительной деятельностью.
Изобразительная деятельность прежде всего тесно связана с развитием восприятия. Развитое художественное восприятие является одним из Факторов эстетического освоения и преобразования действительности человеком. При помощи систематического воздействия искусства мы Формируем мировоззрение учащихся, их нрав-
ственный облик, воспитываем культуру чувств.
Осваивая язык и законы художественного мышления, ученик приобретает свободу и высокое совершенство в оперировании этим языком, получает средство для осознанного проникновения в мир искусства.
На современном этапе развития науки и техники неизменно вырастает роль оперативного пространственного мышления.
Большой проблемой в настоящее время является и обшение с цветом. Чудовищная колористическая безграмотность свойственна абсолютному большинству. Часто непреодолимым препятствием становится элементарная слепота к цвету, тону, оттенку, насыщенности - во многих случаях это является серьезным барьером во многих отраслях и на ряде производств.
Кроме того, интеллектуальная работа с цветом имеет огромное значение опять-таки для Формирования абстрактного мышления.
Таким образом, в области визуальных (изобразительных) искусств личное творчество и владение культурой своего народа, культурой человечества - две стороны единого процесса занятия искусством. Собственно, это рабочие процессы современного художественного воспитания.
Глава 2. "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СТАРШИХ КЛАССАХ"
В данной главе проводится сравнительный анализ и результаты экспериментального исследования по обучению старшеклассников истории изобразительного искусства. Рассматривается методика организации занятий, обосновываются Формы и методы обучения на уроках теоретической и практической части курса.
Курс рассчитан на четыре года (8-11 классы) и охватывает историю русского и западноевропейского искусства с первобытного общества до наших дней в объеме 3-х часов в неделю (1 час - те-
оретический, 2 часа - практические).
Особое значение приобретает проблема активизации процесса обучения старшеклассников основам истории изобразительного искусства .
Активизация процесса обучения предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, видоизменения привычных деяствий, инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи творческого характера, а также практические задачи, в которых учащиеся на основе реальных действий должны сами определить, а затем реализовать пути решения.
При изложении материала активизация процесса обучения может быть достигнута постановкой учебных задач, в том числе и проблемного характера. Когда это возмонно, учащиеся сами участвуют в постановке гипотез, их проверке. Это касается как теоретической работы, так и практической.
Полученные знания учащиеся должны реализовать в собственной художественной деятельности. Работа может быть направлена как на создание композиции, воссоздающей стилистические особенности изобразительного искусства изучаемого периода, так и на создание композиции, постороенной на принципах реалистического изображения. В таком случае перед учащимся стоят задачи в верном подборе материала и создания "иллюстрации" эпохи. Последовательность заданий практической части строится последовательно от более простых - к более сложным,- от проскостных древних росписей (Лр. Египет, Др. Греция), через изучение приемов изображения объема и пространства (Средние века. Возрождение) - к современным живописным приемам в искусстве конца XIX - начала XX века. Помимо непосредственно рисования в качестве видов изобразительной деятельности может включаться объемное констру-
ирование (бумажная пластика), коллаж, батик и т.п.
В процессе обучения школьники должны освоить различные художественные техники и материалы: акварель, гуашь, карандаш, тушь, перо, уголь, пастель и т.д.
Несмотря на разнообразие в видах и Формах творческих работ, общими критериями для всех заданий можно определить следующие :
1. Грамотное использование исторического материала,
2. Грамотное построение композиции,
3. Умение работать с материалом, использовать его выра зи тельные возможности.
4. Самостоятельность в работе.
Таким образом, пропущенные через личный опыт, образные знания и впечатления от эпохи дают более глубокое восприятие материала, способствуют более прочному его усвоению. Кроме того. данный курс является единственным предметом в старших классах, на котором учащиеся обращаются к изобразительной деятельности. Огромное значение изобразительной деятельности в этом возрасте, когда Формируются и развиваются способности к абстрактному мышлению и пространственному воображению, отмечали многие ученые, психологи и педагоги.
Кроме того, создание собственного художественного произведения на достаточно высоком уровне играет огромную роль в Формировании самооценки, позволяет старшеклассникам в этот сложный переходный возраст поверить в свои силы, увидеть первый вещественный результат своей деятельности.
В результате проведенного многолетнего (1990-1996 гг.) педагогического эксперимента было установлено:
1. Проблема приобщения школьников к мировому художественному наследию стоит очень остро особенно в последнее время, в
связи с резким ухудшением морального, эстетического и культурного уровня молодежи.
2. Существующий в педагогической практике подход к приобщению старшеклассников к изобразительному искусству не отвечает требованиям времени. Занятия по МХК являются случайными, ведутся не на профессиональном уровне, недостаточна их методическая разработанность, а Факультативные занятия по истории изобразительного искусства посящает минимальное количества учащихся.
Неразработанность методики изучения мирового искусства в школе позволяет говорить об элементах приобщения к нему, но не о процессе в целом.
3. На основе проведенного изучения исторической литературы по методике изучения истории изобразительного искусства можно с уверенностью сказать, что данному предмету отводилось очень важное место в системе общего образования как, в Европе, так и в России.
На основе этого материала, современный научных исследований, а также экспериментальной работы удалось разработать содержание курса по истории изобразительного искусства для старших классов общеобразовательной школы.
4. В ходе исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза.
. 5. Дано теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, дающих возможность эффективного исследования изобразительной деятельности старшеклассников в процессе изучения истории изобразительного искусства.
6. Психолого-возрастные особенности старшеклассников дают возможность привлечения школьников к созидательной творческой деятельности, опирающейся на историческое изучение искусства.
7. Предложенная экспериментальная программа ориентирует
учителей изобразительного искусства на обеспечение усвоения учащимися определенной суммы искусствоведческих знаний, умений использовать эти знания при выполнении ряда иных творческих задач, навыков практической изобразительной деятельности, основанной на приобретенных ранее знаниях.
8. Для обеспечения этого процесса в ходе исследования и экспериментальной работы были созданы основные учебные материалы, необходимые для полноценного ведения учебного процесса.
9. По результатам проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод, что систематическое ознакомление учащихся с эстетическими и художественными ценностями, заключенными в произведениях мирового изобразительного искусства, влияет на устойчивость выбора ими обьектов художественных предпочтений (как один из показателей культурного уровня личности), усиливает интерес к архитектуре, средневековой религиозной живописи, импрессионистической и постимпрессионистической живописи. что говорит о возросшем художественном и культурном уровне учащихся.
Тем самым устанавливается непосредственная связь между эстетическим воспитанием и Формированием мировоззренческой позиции личности.
По теме исследования опубликованы следующие работы:
1. Не быть равнодушным// Народное образование.- М,- 1995,-N2,- С.39-45
2. Некоторые вопросы методики преподавания истории изобразительного искусства в старших классах (8-11-е) общеобразовательной школы.// Учитель-учению: проблемы, поиски, находки.-М.- 1995.- N4.- С. 182
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Романова, Вера Анатольевна, 1997 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Краткий исторический обзор развития методики преподавания истории изобразительного искусства в средних общеобразовательных учебных заведениях.
1.2. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности старшеклассников.
1.3. Эффективность изучения истории изобразительного искусства в старших классах общеобразовательной школы при объединении его с изобразительной деятельностью
Выводы по 1-й главе
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ* ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СТАРШИХ КЛАССАХ
2.1. Организация и методика эксперимента.
2.2. Экспериментальный курс "История изобразительного искусства" для старшеклассников.
2.3. Результаты проведенного эксперимента.
Выводы по 2-й главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Методические основы преподавания истории изобразительного искусства учащимся старших классов во взаимосвязи с изобразительной деятельностью"
Актуальность исследования. Целостное развитие личности ребенка является ведущей задачей, стоящей перед школой. Разрыв между человеком и культурой, отразившийся в кризисе образования, выразился в противоречиях между содержанием учебных предметов и структурой школьной организации, между потребностями личности и Формами и возможностью реализации этих потребностей в школе. Разрыв между образованием и культурой выразился в дегуманизации учебного процесса. Две альтернативные модели истолкования действительности, интеллектуальная и гуманитарно-эстетическая, сформировали два полярных направления в образовании. Первое было направлено на информационный подход, который предполагал дать учащимся научно организованную информацию об окружающем мире. Это направление и теперь превалирует в нашем образовании. Второе направлено на Формирование "внутреннего мира" ученика, на чувственно-эмоциональное образование. Оба направления односто-ронни, следовательно не способствовали как развитию целостного педагогического процесса, так и целостного развития личности и вели к кризису образования. Поиски новой образовательной системы ведут к осознанию необходимости культуро-логизации образования, то есть возвращения человека к культуре , к искусству.
Поиски путей выхода из кризиса осуществляется на протяжении нескольких десятков лет и реализуется в обновлении образовательных структур, создании новых учебных программ и в возникновении качественно новых учебных предметов.
Формирование творческой, духовно зрелой личности человека в школьные годы определяется в большей степени уровнем его художественного образования и художественного развития. Эта проблемная ситуация вычленяется из общей проблемы преподавания изобразительного искусства в школе, причем весьма актуальная в свете процессов, происходящих в образовании на современном этапе.
Особенно остро эта проблема стоит для старшего школьного возраста. Исследований, затрагивающих вопросы обучения школьников старшего возраста изобразительному искусству очень мало, творческие успехи старшеклассников в области изобразительного искусства оцениваются значительно ниже успехов школьников младшего возраста, причем эти оценки отражают объективную ситуацию. Школа испытывает острую потребность в рекомендациях, способных помочь преподавателям искусства при Формировании личности учащихся на пороге гражданской зрелости.
Психологические и психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста многократно раскрывали в различные периоды в своих трудах многие крупнейшие психологи.-Л.С.Выготский, Н. Ф.Добрынин, В.И.Киреенко, В.Д.Колесов, Н.С.Кон, В.А.Крутецкий, А.К.Маркова, А.В.Мудрик, Е.И.Рыбалко, А.Салиев, П.М.Якобсон.
Психологические аспекты проблемы эстатического воспитания и художественного образования школьников, эстетического восприятия и художественного творчества, активизации позно-вательно-творческих интересов и способностей рассматриваются в работах Б.Г.Ананьева, Б.Т.Теплова, Н.Н.Волкова, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Б.С.Мейлаха, Л.С.Рубинштейна, П.Т.Якобсона, Г.И.Щукиной.
Многие вопросы и проблемы теории и практики преподавания художественных дисциплин в общеобразовательной школе раскрываются в трудах, исследованиях специалистов в области эстетического воспитания и художественного образования: Г.В.Беда, С.Е.Игнатьева, В.С.Кузина, Т.С.Комаровой, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, Н.П.Сакулиной, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и др.
Для учителя изобразительного искусства одной из самых актуальных задач является воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства. Это создает возможность влияния изобразительного искусства на личность школьника.
Зритель, его деятельность, психология, роль в его жизни изобразительного искусства изучается учеными ряда гуманитарных наук - психологии, эстетики, искусствознания, методики преподавания изобразительного искусства.
Воспитание зрителя - сложный процесс, включающий работу мысли, активность эмоций, творческое воображение. Проблема воспитания и развития квалифицированного зрителя исследуется современной наукой широко и многогранно. Основательный вклад в развитие теории художественного восприятия содержится в трудах В.В.Блудовой, Е.И.Игнатьева. М.С.Кагана, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, С.Х.Раппопорта, П.М.Якобсона и др.
Вопросы Формирования представлений о художественном образе произведений живописи нашли свое отражение в исследованиях Н.Н.Волкова, Г.В.Лабунской, Б.П.Юсова и др.
Одна из этих проблем изучение произведений, созданных далекой культурой. Особое значение художественного наследия для Формирования духовно-развитой личности отмечают известные специалисты в области эстетического воспитания подрастаящего поколения: В.Г.Брюсова. Е.И.Игнатьев, Э.И.Кубышкина, Н.Н.Ростовцев. А.С.Хворостов и др.
Они ставят проблему приобщения школьников к художественному наследию, считая его одной из самых сложных, трудных и вместе с тем ответственных.
Однако, Формирование восприятия является не единственной задачей художественного обучения в школе. Необходимость совершенствования подготовки подрастающего поколения к продуктивной и созидательной деятельности в условиях экономического преобразования общества поставило проблему обеспечить возможность осуществления старшеклассниками общественно-полезной деятельности как высшую Форму проявления интеллектуальной активности.
В области изобразительного искусства этим является собственная изобразительная деятельность школьников.
Творческие способности развиваются в постоянном и разнообразном учении при активном использовании имеющихся знаний и умений в конкретной учебной деятельности.
Все выше сказанное позволяет определить проблему данного исследования: разработка и экспериментальная проверка путей и методов активизации изучения основ истории изобразительного искусства в старших классах при использовании обучения, объединяющего теоретическое изучение истории изобразительного искусства и практической изобразительной деятельности учащихся.
Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования .
Объектом исследования является процессе изучения истории изобразительного искусства учащимися 8-11 классов общеобразовательной школы.
Предметом исследования является влияние практической изобразительной деятельности и нетрадиционных методов, применяемых в процессе обучения на эффективность изучения истории изобразительного искусства.
Гипотеза исследования:
- если объединить теоретическое изучение основ истории изобразительного искусства в 8-11 классах общеобразовательной школы с их планомерной и систематической практической изобразительной деятельностью, то эффективность и глубина изучения курса "История изобразительного искусства для старшеклассников возрастет.
- Их художественно-творческая практическая изобразительная деятельность, являющаяся крайне важным Фактором в процессе общего развития личночти, приобретет более высокий интеллектуальный и культурный уровень.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогические условия, позволяющие эффективно объединять изобразительную деятельность и изучение истории искусств.
2. Проанализировать и отобрать исторический материал для построения школьного курса по истории искусств и разработать его содержание.
3. Разработать экспериментальный курс "История изобразительного искусства" для 8-11 классов.
4. Выявить значение практической изобразительной деятельности старшеклассников и их успехив в процессе изучения курса "История изобразительного искусства".
5. Определить и экспериментально проверить эффективность методики преподавания курса. б. Разработать программу, научно-методические рекомендации, а также дидактический материал для обеспечения учебного процесса (хрестоматия для учащихся, тесты, вопросы для самостоятельной работы, пособия и наглядный материал, слайды)
Теоретической основой исследования явились труды известных педагогов, психологов, видных деятелей искусств и культуры, а также работы, исследования по общей педагогике, дидактике, художественному образованию и эстетическому воспитанию, методике преподавания художественных дисциплин, эстетике и искусствоведения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогичесой, искусствоведческой, эстетической и методической литературы по проблеме исследования,
- изучение и анализ ранних и действующих программ школьного цикла, кружков и Факультативов по истории изобразительного искусства,
- прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом в школах и во время проведения экскурсий,
- практическая работа в школе в качестве учителя изобразительного искусства и истории изобразительного искусства в 8-11 классах,
- анкетирование с целью выявления отношения учителей изобразительного искусства к программе курса и методическим рекомендациям,
- педагогических эксперимент,
- анализ результатов учебной и творческой деятельности уча щихся (рефератов, письменных работ, тестов, художес твенных работ).
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы N9 г. Москвы. В опытно-экспериментальном исследовании приняло участие более 700 учащихся.
Периоды исследования: Исследование проводилось в течение 1990-1995 гг. и состояло из трех этапов.
I. Разведовательный эксперимент, 1990-1991 гг.
К концу этого этапа были определены исходные позиции иссле дования, "его предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы. Параллельно апробировалась методика поискового эксперимента.
II. Основной эксперимент. 1991-1994 гг.
В этот период осуществлялся констатирующий эксперимент с целью исследования состояния искусствоведческой подготовки учащихся. В течение четырех лет (1991-95) проводился Формирующий эксперимент, показывающий эффективность разработанной методики преподавания, результативность применяемых методов.
III. Заключительный эксперимент, 1994-1995 гг.
В этот период были проведены обработка результатов экспериментальной работы и уточнение полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в:
1. изучении истории проблемы преподавания истории искусств в средней общеобразовательной школе,
2предложенном новом подходе в обучении учащихся 8-11 классов изобразительному искусству,
3. разработанной методике обучения старшеклассников предмету "История изобразительного искусства", основанной на использовании двух видов деятельности - теоретической по изучению истории искусств и практической изобразительной деятельности.
Практическая значимость данного исследования состоит в
ТОМ, ЧТО:
1. Разработана и экспериментально проверена эффективная методика изучения истории изобразительного искусства в 8-11 классах общеобразовательной школы;
2. Создана программа курса "История изобразительного искусства" для 8-11 классов;
3. Предложены конкретные методические рекомендации по реализации для преподавание данного предмета;
4. Разработан полный комплекс дидактического материала для обеспечения учебного процесса,
5. Опробовано применение тестов для определения усвоения учебного материала учащимися.
Результаты исследования, программа и все дидактические материалы могут быть использованы непосредственно для организации в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях курса "История изобразительного искусства" в четырех старших классах, а также для художественных школ, изостудий и т.д.
Данные разработки могут оказать практическую помощь учителям в организации обучения учащихся средней школы на уроках изо в качестве методических рекомендаций, наглядных пособий и т.д., а также при организации Факультативов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы: научной методологией, использованием современных достижений педагогической науки, психологии изобразительного творчества, искусствоведения, эстетики, методики преподавания изобразительного искусства и, наконец, результатами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы по исследованию проверялись и корректировались в процессе практической работы над темой, обсуждадись на заседаниях Совета Художественно-графического Факультета МПГУ им. В.И.Ленина (1993, 1995), заседаниях кафедр рисунка и методики преподавания изобразительного искусства МПГУ им. В.И.Ленина (1993-95), на семинарах методического объединения учителей изобразительного искусства Юго-западного округа г.Москвы (1993-94), на Круглом столе Международной выставки-конференции "Детское изобразительное творчество и педагогика" (март 1996). являлись частью российско-голландского проекта "МЕТРОПОЛИС", излагались в публикациях автора.
Результаты исследования внедрены в практику работы средней общеобразовательной школы с гимназическими классами N9 г. Москвы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования объединения теоретического изучения основ истории изобразительного искусства с планомерной и систематической практической изобразительной деятельностью школьников свидетельствуют о повышении эффективности и глубины изучения курса "История изобразительного искусства" учащимися 8-11-х классов.
Художественно-творческая изобразительная деятельность старшеклассников, являющаяся крайне важным Фактором в процессе общего развития личности, действительно содействует приобретению более высокого интеллектуального и культурного уровня личности.
7. В ходе экспериментального исследования решены поставленные задачи:
- Определены психолого-педагогические условия, позволяющие эффективно объединять изобразительную деятельность и изучение истории искусств.
- В процессе проведенного исследования был проанализирован и отобран исторический материал для построения школьного курса по истории изобразительного искусства, который отражен в программе "История изобразительного искусства для 8-11 классов".
- В течение пяти лет апробирован и внедрен экспериментальный курс "История изобразительного искусства для 8-11 классов.
Предложенная экспериментальная программа ориентирует учителей изобразительного искусства на обеспечение усвоения учащимися определенной суммы искусствоведческих знаний, умений использовать эти знания при выполнении ряда иных творческих задач, навыков практической изобразительной деятельности, основанной на приобретенных ранее знаниях.
- Выявлено значение практической изобразительной деятельности старшеклассников и динамика усвоения материала в процессе изучения курса "История изобразительного искусства" .
- Определена и экспериментально проверена эффективность методики преподавания курса "История изобразительного искусства" .
- Для обеспечения учебного процесса в ходе исследования были разработаны программа, научно-методические рекомендации, дидактический материал (хрестоматия для учащихся, тесты для проверки знаний учащихся,вопросы для самостоятельной работы, пособия и наглядный материал, слайды).
8. Данное исследование позволило решить поставленные задачи пока самым общим, образом, поскольку сама проблема Фундаментальна и еще неизучена. В дальнейшем возможно проведение ряда исследований по данной теме.
Исследование проблемы приобщения учащихся старших классов общеобразовательной школы к изучению истории изобразительного искусства может быть продолжено по следующим направлениям : а. Изучение зависимости художественного и эстетического воспитания старшеклассников от индивидуальных особенностей личности. б. Решение проблемы возрастных границ для систематического приобщения школьников к произведениям мирового изобразительного искусства. в. Исследование влияния изобразительной деятельности на Формирование и развитие интеллектуальных качеств личности. г. Определение эффективности проведения контрольных мероприятий при изучении изобразительного искусства. д. Взаимодействие с другими предметами гуманитарного цикла, исторической направленности: историей, литературой, историей музыки и т.д.
11J I b i
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования было установлено :
Проблема приобщения школьников к мировому художественному наследию стоит очень остро особенно в последнее время, в связи с резким ухудшением морального, эстетического и культурного уровня молодежи.
1. Поведено исследование материалов, содержащихся в трудах по педагогике, психологии, искусствоведению, эстетике и методике преподавания изобразительного искусства.
2. Выявлено, что существующий в педагогической практике подход к приобщению старшеклассников к изобразительному искусству не отвечает требованиям времени. Занятия по МХК являются случайными, ведутся не на профессиональном уровне, недостаточна их методическая разработанность, а Факультативные занятия по истории изобразительного искусства посящает минимальное количества учащихся.
Неразработанность методики изучения мирового искусства в школе позволяет говорить об элементах приобщения к нему, но не о процессе в целом.
3. На основе проведенного изучения исторической литературы по методике изучения истории изобразительного искусства можно с уверенностью сказать, что данному предмету отводилось очень важное место в системе общего образования как в Европе, так и в России.
На основе исторического материала, современный научных исследований, а также экспериментальной работы создан курс по истории изобразительного искусства для старших классов общеобразовательной школы, дающий возможность систематического изучения истории изобразительного искусства в средней школе от древности до современности. Курс показал свою эффективность в процессе преподавания в средней общеобразовательной школе N9 гимназическими классами г.Москвы.
4. Определено теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, дающих возможность эффективного исследования изобразительной деятельности старшеклассников в процессе изучения истории изобразительного искусства.
Практика реализации данного курса показала, что художественный интерес к изучению истории и теории изобразительного искусства приобретает у школьников сознательную Форму лишь к 14-15 годам, т.е. к 8-9 классам. Этому способствуют психолого-возрастные особенности раннего юношеского возраста, когда возникают и утверждаются сознательное отношение к освоению знаний и потребность в самовыражении. Изобразительное искусство в этом возрасте является одним из важнейших Факторов Формирования художественного отношения к действительности и эстетической культуры школьников.
5. По результатам проведенного экспериментального исследования можно сделать выводы:
- Систематическое ознакомление учащихся с эстетическими и художественными ценностями, заключенными в произведениях мирового изобразительного искусства, влияет на устойчивость выбора ими объектов художественных предпочтений (как один из показателей культурного уровня личности), усиливает интерес к архитектуре, средневековой религиозной живописи, импрессионистической и постимпрессионистической живописи, что свидетельствует о возросшем художественном и культурном уровне учащихся.
- Достичь такого результата возможно только при совмещении теории с практической изобразительной деятельностью школьников. Проявились более высокие результаты всей Фактической работы у изучающих этот курс в полном объеме, показателем чего являются результаты анкетирования и анализ письменных работ учащихся, продукты творческой изобразительной деятельности.
- В процессе приобщения к мировому художественному наследию. старшеклассники научаются самостоятельно анализировать произведения искусства, читать мысли того или иного автора, овладевают языком изобразительного искусства.
Тем самым устанавливается непосредственная связь между эстетическим воспитанием и Формированием мировоззренческой позиции личности.
6. В ходе исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза .
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Романова, Вера Анатольевна, Москва
1. Аавиксоо В. Факультатив по истории изобразительного искусства // Преподавание истории в школе.- 1971.- N5.-С.36
2. Академия художеств и состоящее при ней Высшее художественное училище в 1896-97 гг.- Спб., 1896.- 124 с.
3. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание.- М. , 1967.- 19 с.
4. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа.- М. , 1968.- 286 с.
5. Алексеева В.В. Что такое искусство?- М. 1979.- 334 с.
6. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства.- М. , 1973,- 46 С.
7. Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М., 1993.- 160 с.
8. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М.: Просвещение, 1964.- 304 с.
9. Андреев А.Н. Живопись и живописцы главнейших европейских школ,- СПб., 1857.- 280 с.
10. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе.- М. АПС РСФСР,- 1956.224 с.
11. Апухтин O.K. Материалы для бесед по изобразительному искусству в школе.- Ташкент. I960,- 138 с.
12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., Прогресс, 1974.- 224 с.
13. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики,- М., Искусство, 1968.- 656 с.
14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения-, общедидактический аспект,- М., Педагогика, 1977,- 251 с.
15. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников.- м., Педагогика, 1985.- 256 с.
16. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание,- М., 1925.- 240 с.
17. Бакушинский А.В. Изобразительное искусство в школе.- М., Просвещение, 1968.- 368 с.
18. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избр. искусствоведческие труды.- М., 1981.- 351 с.19