автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности
- Автор научной работы
- Самодурова, Татьяна Вячеславовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Комсомольск-на-Амуре
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Самодурова, Татьяна Вячеславовна, 2000 год
Введение.
Глава I. Теоретические вопросы развития творчества студентов в процессе их включенности в научно-исследовательскую деятельность.
1.1 Взаимосвязь творчества и исследовательской деятельности личности как философско-психологическая проблема.
1.2. Педагогические вопросы развития творчества студентов в научноисследовательской деятельности.
1.3 Состояние педагогического обеспечения развития творчества студентов в современной системе вуза.
Глава 2. Создание педагогических условий развития творчества студентов в научно-исследовательской деятельности.
2.1. Усиление когнитивного и личностного компонентов в принципах организации научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза.
2.2. Наполнение содержания педагогической практики студентов исследовательскими формами работы.
2.3. Гуманистически ориентированное взаимодействие между преподавателем и студентами в процессе совместной деятельности.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности"
Обновление образования на всех ступенях и уровнях тесно связано с появлением в обществе новой философии, утверждающей приоритет свободной, самостоятельной, саморазвивающейся личности, устремленной к творческому миро-и самопреобразованию. Это привело к возникновению естественной необходимости подготовки учителя качественно иного типа: учителя-автора, учителя-творца, учителя-исследователя, способного «через попытки, испытания, испробования, выбор среди альтернатив, способов, стилей, образов» (Г.С.Баттцев) осуществлять профессиональное и человеческое предназначение. Изучение работ А.Г.Алейникова,
A.Г.Асмолова, А.П.Валицкой, Ю.В.Громыко, Ю.С.Давыдова, Г.А.Ягодина,
B.А.Якунина и др. позволило нам не только установить, что существующая система организации работы со студентами педагогического вуза не соответствует требованиям современного общества к подготовке учителя в силу используемых методов и форм обучения, отчуждающих будущих учителей от возможности влияния на содержание, темп, качество своего образования, но и выделить еще одно противоречие - научно-исследовательская работа, призванная по своей внутренней природе способствовать развитию творчества будущих учителей, максимально формализована и не осуществляет своего назначения. Следовательно, высшая педагогическая школа при изначально имеющемся потенциале актуально не готова к выполнению поставленной обществом задачи -обучения и воспитания учителя инновационного типа. Для решения выделенной проблемы необходимы инновационные модели развития творчества будущих учителей и педагогические условия, обеспечивающие воплощения данных моделей, что в свою очередь требует теоретической и практической разработки.
Научными предпосылками анализа намеченной нами проблемы стало обращение к философской и психолого-педагогической литературе и обнаружение идей, направлений, подходов, способных помочь выстроить целостную концепцию проводимого исследования.
В общефилософском плане изучения проблемы большое значение для нас представляли размышления философов Г.С.Батищева, Н.А.Бердяева, М.М.Бахтина, М.Бубера, Б.П.Вышеславцева, В.Дильтея, Э.В.Ильенкова, ЛН.Когана, Н.О.Лосского, М.К.Мамардашвили, Э.Нойманна, Х.Ортега-и-Гассета, ПТейяр де Шардена, С.Л.Франка П.Ф.Флоренского, М.Шелера, П.Д.Юркевича и др. о занимаемом месте творчества в основных смыслообразующих для личности жизненных категориях. Восхождению к новому пониманию процесса творчества, отличному от устоявшихся классических позиций философии (А.М.Коршунов, Н.Б.Шулевский, Г.Г.Кириленко, С.С.Гольдентрихт, Е.В.Шевцов и др.), способствовала философия экзистенциализма, рассматривающая творчество как основополагающую составляющую внутреннего духовного существования человека (М.С.Бернштейн, О.Больнов, Б.П.Вышеславцев, А.Камю, Ф.Ницше, Ж.-П.Сартр, В.С.Соловьев, М.Фокс, Л.И.Шестов, А.Шопенгауэр, К.Ясперс и др.). Современное осознание сущности и особенностей процесса творчества невозможно без принятия следующих соотношений: творчество и свобода (Н.Аббаньяно, Г.С.Батшцев, Н.А.Бердяев, ЕАФерсман, МК.Мамардашвшш, Э.Фромм, СА.Левицкий, Ю.АШрейдер, В.В.Шаронов), творчество и ответственность (Ж.-П.Сартр, В.Франкл, Н.А.Бердяев), творчество и интуиция (Н.О.Лосский, Э.Гуссерль, АШопенгауэр, Ф.Шеллинг,
B.С.Соловьев, А.Бергсон). В исследовании осуществлялось рассмотрение позиций синергетического (В.И.Аршинов, Я.И-Свирский, Е.Н.Князева,
C.П.Курдюмов) подхода по вопросу творчества.
Философские работы, утверждающие определяющее значение творчества для построения личностной и профессиональной траектории жизни (В.В.Зеньковский, В.Франкл, М.К.Мамардашвили, М.С.Каган) и прослеживающие взаимосвязь творчества с исследовательской деятельностью (ВВ.Розанов, И.М.Коган, Ю.А.Урманцев, Г.Г.Панкова, В.Энгельгардг, К.Эберга и др.), послужили основаниями нашего исследования.
Понимание внешних и внутренних механизмов творчества и научно-исследовательской деятельности, необходимое для выстраивания работы со студентами, связано с работами К. А. Абульхановой-С л авской, Л.С.Выготского, Д.Б.Богоявленской, А.Маслоу, В.П.Зинченко, Ю.Б.Гатанова,
B.Н.Дружинина, А.Ю.Козыревой, И.С.Кона, А.К.Марковой,
A.М.Матюшкина, Е.Л.Яковлевой, Г.Д.Чистяковой, Я.А.Пономарева,
C.Д.Смирнова, М.К.Тутушкиной и др., раскрывающих процессы через понятия активности, способностей, мышления, рефлексии, познавательного интереса как движущей силы, переживаний («предельных», «высших», «пограничных»), воображения, вдохновения.
Теоретико-методологической базой нашего исследования стали работы освещавшие процесс вхождения личности в общество (А.Адлер,
B.И.Слободчиков, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский, А.Менегетти, В.Франкл) и культуру (В.Т.Кудрявцев, Л.Хьелл, Д.Зиглер, Д.Фелдман, В.П.Зинченко, Е.В.Моргунов, Н.Б.Крылова, М.Коул), присвоения их ценностей и созидание новых (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, А.Д.Александров, Н.Н.Вересов), что отвечает главным потребностям личности и лежит в основе процессов исследования и творчества. Идея творчества, определяемая как достижение людьми чего-либо значимого и нового изменяющего мир, является ведущей в концепциях зарубежных психологов Р.Стернберга, Т.Тардифа, Дж.Гилфорда, П.Торранса, Ф.Баррона, Х.Грубера, С.Дэвиса, Б.Хеннеси, Д.Фелдмана, К.Тейлора, постулирующих единство креативного процесса, продукта, личности и среды.
В периодизациях, представленных в психологических теориях, возраст юности как сензитивный период для самосозидания и, прежде всего, для развития творческого начала, заложенного в каждом без исключения, рассматривали С.Д.Смирнов, В.И.Слободчиков, И.С.Кон, А.Ю.Козырева, Э.Эриксон, Г.П. Давидюк и др.
В педагогической науке сложились общее понимание процесса творчества в деятельности учителя, рассматриваемое через категории педагогическое мастерство и педагогическое творчество (В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Ю.Н.Кулюткин, Л.М.Лузина, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Никандров, О.А.Казанский, ИЛ.Зязюн и мн.др.). Педагогические идеи К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля, П.Ф.Капгерева, Н.И.Пирогова, В.П.Вахтерова, С.И.Гессена, ЕКагарова, С.Полякова, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, В.С.Шубинского о том, что творчество учителя заключается не только в «удобопонятном изложении предмета», но и в «самостоятельных научных изысканиях», подходы Б.В.Всесвятского, Б.Е.Райкова, А.Крыжановского, В.В.Половцева, В.Ю.Ульянинского, К.П.Ягодовского, Д.Дьюи, С.Френе, признаваших и использовавших исследовательский метод в работе как приоритетный, составили основу педагогической концепции. Расширению понимания процесса научно-исследовательского творчества учителя и адаптации его к системе организации научно-исследовательской работы со студентами помогли работы В.Л.Горбашова, А.Я.Данилюка, И.Загвязинского,
A.Ф.Закировой, В.В.Краевского, Х.И.Лейбович,. А.С.Майданова, А.Я.Найн,
B.М.Полонского, П.А.Романова, А.С.Сиденко, Я.Скалковой, Ф.Шенгра,
A.Ф.Шикуна. Решающим для нашего исследования было изучение концепций совершенствования сущностных основ и организации процесса высшего педагогического образования, не отвечающих сегодня требованиям общества (Р.Бернс, В.А.Болотов, Е.И.Исаев, И.Ф.Исаев, Л.Н.Куликова, Е.ПМорозов, А.А.Орлов, П.И.Пидкасистый, П.Е.Решетников, Н.К.Сергеев,
B.И.Слободчиков, СДСмирнов, Н.А.Шайденко, Т.Ф.Яркина). Теоретический и практический вклад в обновление принципов организации научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе и развитие в этом процессе их творчества внесли
М.А.Байдан, Г.Г.Горелова, С.Ю.Гуревич, Г.П.Давидюк, Л.Г.Квиткина, Г.С.Климова, К.М.Кощанов, Е.В.Кудинова, А.М.Новиков, Н.И.Пилюгина. Попытки использования инновационных внеаудиторных форм работы со студентами, явившиеся прообразом разработанной нами практической модели, осуществляли Г.И.Бережная, В.П.Горленко, В.Н.Мараш, М.Г.Сачек, В.И.Стрельский, И.Ф.Харламов.
Ценным было обращение к вопросам, связанным с поиском гуманных, эффективных методов, средств и форм обучения и взаимодействия, развивающих творчество и создающих для этого необходимые условия, отраженные в работах А.Адлера, Ш.А.Амонашвили, Д.А.Белухина, Р.Бернса, Е.В.Бондаревской, К.Н.Вентцеля, О.А.Казанского, А.Маслоу, А.Менегетти, К.Роджерса, Н.А.Савотиной, В.В.Серикова, Л.А.Степашко, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, Ю.Л.Ханина, И.С.Якиманской и др.
Базовыми для нас являются идеи Л.Н.Куликовой, рассматривающей задачу вуза как развитие и воспитание целостной личности, способной творчески, самодостраиваясь, осуществлять свое человеческое предназначение.
Проблема исследования состоит в поиске путей преодоления разрыва между возрастанием потребности общества в творческих учителях и преобладанием формального подхода к развитию творчества студентов в системе профессиональной подготовки. Современная практика высшей педагогической школы пока еще не сориентирована на эффективное использование имеющихся у нее в полном объеме условий (в том числе в научно-исследовательской деятельности), способствующих развитию творчества будущих учителей. Одной из причин является отсутствие соответствующей целостной педагогической теории и эффективной модели ее реализации в практике образования.
Актуальность проблемы, ее научная и практической значимость, а также теоретическая и методическая неразработанность обусловили выбор темы нашего исследования - "Педагогические условия развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности".
Объектом исследования является научно-исследовательская деятельность в целостной системе профессиональной подготовки будущих учителей.
Предметом исследования является совокупность педагогических условий, способствующих развитию творчества студентов педагогического вуза в научно-исследовательской деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить совокупность педагогических условий развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности.
Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1) исследовать философско-психологическую проблему взаимосвязи творчества и исследовательской деятельности и теоретически обосновать комплекс педагогических условий эффективного развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности;
2) выделить критерии развития творчества на различных этапах научно-исследовательской деятельности студентов;
3) разработать инновационную модель практики развития будущих учителей в научно-исследовательской деятельности.
В ходе исследования предстояла проверка гипотезы.
Творчество как сложное, многоаспектное образование, имманентно присущее каждой личности, основанное на взаимодействии внутри-личностных и внешне-социальных детерминант развития, является одной из основных профессиональных характеристик будущего учителя, активизирующих его внутренний потенциал, расширяющих сферы самореализации, формирующих исследовательскую позицию по отношению к миру и себе. Полное развитие творчества студентов может получить в такой форме работы как научно-исследовательская деятельность и будет зависеть от содержания, процесса организации научно-исследовательской деятельности и взаимодействия студента и преподавателя в данном виде деятельности.
Процесс развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности будет протекать успешно, если:
- усилить когнитивный и личностный компоненты в принципах организации научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза;
- наполнить содержание педагогической практики исследовательскими формами работы;
- осуществлять в процессе совместной деятельности гуманистически-ориентированное взаимодействие преподавателя и студентов, создающее доброжелательную атмосферу творческого развития. Методологическую основу исследования составляют теоретические положения мировой гуманистической философии, психологии и педагогики, раскрывающие категории «творчество», «познание», «развитие», «научно-исследовательская деятельность», «созидательность», «взаимодействие»; экзистенциальные идеи о трансцендентной сущности человека, его потенциальных возможностях к беспредельному творческому и духовному развитию; идеи об имманентной общечеловеческой потребности в познании и созидании; о взаимосвязи творчества и исследовательской деятельности человека и их значении для познания бытия, смысла жизни, самопознания и на основе этого личностного саморазвития, самовыражения, профессионального самоопределения.
Опорными для нас стали общие положения: о личности как субъекте деятельности; о сущности и организации научного исследования, о его значении для педагогической науки и практики и глубокой профессионализации учителя; психолого-педагогическая концепция обновления принципов организации работы высшей школы Л.Н.Куликовой; концепции гуманизации и гуманитаризации образования на основе целостного, личностно-ориентированного и диалогического подходов к организации педагогического процесса в вузе.
В работе применялся комплекс методов« адекватных целям и задачам исследования: теоретическое изучение и анализ философско-психологической, педагогической литературы и диссертационных исследований по проблеме, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, включающий целенаправленное наблюдение, опросы и беседы со студентами, преподавателями, учителями школ, анкетирование студентов, изучение продуктов их научного творчества, изучение научной документации кафедры, ретроспективный анализ собственного опыта диссертанта.
Научит новизна исследования состоит в том, что изучена взаимосвязь творчества и исследовательской деятельности личности; обосновано влияние процесса творчества на профессиональное самостановление будущих учителей; раскрыт комплекс эффективных условий стимулирования развития творчества через исследовательскую деятельность. В работе определены уровни развития творчества студентов в научно-исследовательской деятельности, выявлены предпосылки, факторы, критерии, закономерности, принципы, а также разработан комплекс продуктивных путей и средств развития творчества в процессе научно-исследовательской деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении теоретических основ развития творчества студентов в процессе их научно-исследовательской деятельности, в описании особенностей данного процесса в юношеском возрасте, конкретизации понятия творчества в научно-исследовательской деятельности и раскрытии его влияния на получение глубокого перспективного образования студентами и их личностно-профессиональное выстраивание, выявлении и теоретическом обосновании оптимальных условий для развития творчества студента в процессе научно-исследовательской деятельности, выделении критериев развития творчества студентов на различных этапах научно-исследовательской деятельности.
Практическая значимость видится в том, что нами выявлены педагогические условия развития творчества студентов в научно-исследовательской деятельности; определены критерии изучения состояния развития творчества студентов; доказана эффективность введения педагогических условий в практику высшей школы; составлена и апробирована программа для педагогической практики студентов, на основе исследовательских заданий; разработан и апробирован спецкурс по развитию творчества студентов в процессе научно-исследовательской деятельности. Разработанные материалы могут быть использованы в практике подготовки будущих учителей в высшей школе. Создана теоретическая и эмпирическая основа для дальнейших исследований по смежным проблемам.
Достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью и результатами опытно-экспериментальной работы, многообразием применяемых методов исследования и их адекватностью целям и задачам. Результаты работы собирались в течение четырех лет.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Научно-исследовательская деятельность, являясь составной частью образовательного педагогического процесса и опираясь на когнитивную подготовленность, личностное отношение студента к исследованию, наличие и полноту выполнения авторской исследовательской программы, собственную исследовательскую активность, действительную проблемность и эвристический потенциал выполняемой работы, выделенных нами в качестве критериев развития творчества в процессе научно-исследовательской деятельности, обладает значительными возможностями, способными оказывать действенное влияние на развитие творчества будущих учителей. В зависимости от степени проявления выделенных критериев, у студентов обнаруживаются разные уровни развития творчества. Совокупность данных критериев является не только инструментом экспериментального исследования, но и одновременно может служить ориентиром в вопросах организации работы со студентами в научно-исследовательской деятельности.
2. Успешность развития творчества будущих учителей в научно-исследовательской деятельности определяется как действием общепедагогических факторов: ориентация образовательного процесса вуза на индивидуальность студента с учетом его внутренней потребности в самоопределении, самовыражении и самоутверждении во всех видах и формах работы; подготовленность самого преподавателя к организации творческой деятельности студентов; планирование процесса работы как когнитивной, процессуальной и психологической подготовки к научно-исследовательской деятельности и творчеству; отбор средств и методов взаимодействия, адекватных процессу развития творчества и др., так и действием специфически-педагогических факторов: атмосферы нововведений, в которой обучаются студенты; востребованности их личного и творческого потенциалов; обращения к субъектному исследовательскому опыту и особенностям личностного развития; акцентирования на самообразовании и саморазвитии; эмоционально-ценностного отношения к исследованию и др.
3. Развитие творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности возможно при выполнении следующих условий: усиления когнитивного и личностного компонентов в принципах организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе, наполнения содержания педагогической практики исследовательскими формами работы, осуществления в процессе совместной научно-исследовательской деятельности гуманистически-ориентированного взаимодействия преподавателя и студента. Предпосылками развития творчества в процессе научно-исследовательской деятельности будут внутренняя потребность в исследовательской деятельности, личностный интерес к выполняемому исследованию, наличие исследовательского опыта у студента, наличие специфических способностей.
4. Эффективность влияния специально организованной научно-исследовательской деятельности на развитие творчества студентов обусловлена учетом основных закономерностей: непосредственной зависимости успеха развития творчества будущих учителей в научно-исследовательской деятельности от степени личностного интереса к работе; от основы взаимодействия с преподавателем; степени когнитивной подготовленности, инициативности, самостоятельности; умения «проблемно видеть», «дивергентно мыслить», доверять «надсознательным» компонентам; - и соблюдением, в связи с этим, руководящих педагогических принципов: диалогической позицией преподавателя; проблемностью в отборе содержания материала; стимулированием самостоятельности, независимости суждений, инициативы исследования; коллективной рефлексией; максимальной свободой выбора; постановкой личностно-значимых целей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Создание педагогических условий для развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности проходило с 1994 по 1999 годы на историческом факультете и кафедре общей педагогики КГПУ; основные результаты и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики, научно-практических конференциях, в том числе на международной, всероссийских, российской, межвузовских: "Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовки учителя", г.Тула (1996), "Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология", г.Белгород (1996), "Интеграция педагогической науки и практики в развитии творческого потенциала учителя и ученика" г.Комсомольск-на-Амуре (1996), "Наука в образовательном процессе вуза", г.Уссурийск (1997), "Личность в меняющемся обществе", г.Комсомольск-на-Амуре (1998), "Саморазвитие личности в воспитательной системе образовательного учреждения", г.Комсомольск-на-Амуре (1999).
Основные результаты и выводы работы были сформулированы в тезисах и статье автора по проблеме, в материалах спецкурса "Введение в научно-исследовательское творчество учителя", проводимого на 5 курсе исторического факультета. По материалам спецкурса издана программа (1999).
Организация исследования: исследование проводилось в три этапа (1994-1999гг.)
I этап (1995-1996) - изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования, а также опыта работы ЮПИ по педагогическому обеспечению процесса развития творчества в научно-исследовательской деятельности. Полученный материал помог выработать функциональное представление об объекте и предмете исследования, определить его цель и задачи, сформулировать основную рабочую гипотезу, наметить программу опытно-экспериментальной работы.
II этап (1996-1998) - проведение констатирующего и преобразующего эксперимента, уточнение концепции исследования, углубление теоретических и методологических положений, оценка эффективности вводимых педагогических действий.
Ш этап (1998-1999) - анализ и обобщение результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента, подведение его итогов, уточнение теоретических и практических выводов, оформление и редакция текста диссертации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты теоретического анализа выбранной проблемы и экспериментальной работы нашего исследования позволяют подвести некоторые итоги и сформулировать ряд выводов.
1) Взаимосвязь творчества и исследовательской деятельности в философско-психологической литературе прослеживается в интерпретации их как "особых форм постижения окружающего мира" (В.В.Розанов, А.Ю.Урманцев), в направленности творчества на "преодоление традиций и непрерывное исследование пределов созидательной деятельности" (В.А.Петровский), в "поиске - как творческом процессе приобретения и приобщения к смыслу жизни" (С.Л.Франк). Изучение трудов Н.А.Бердяева, М.С.Бернштейна, М.К.Мамардашвили, С.Л.Рубинштейна, М.К.Тутушкиной, Я.А.Пономарева и др. позволяет утверждать, что движущую силу творчества и исследовательской деятельности составляет стремление личности удовлетворить познавательную и созидательную потребности, через механизмы познавательной активности, направленной на изучение и изменение окружающего мира и себя. Исследовательская деятельность и творчество, опираются на богатый социальный и культурный опыт, соответствуют "собственной внутренней природе человека" (В.Энгельгардт, К.Эберг), обуславливаются субъектным опытом личности (А.К.Осницкий) и "надсознательным" компонентом (Ф.Шеллинг, Э.Гартман, Н.О.Лосский и др.), направлены на глубокое "присвоение" (Л.С.Выготский, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.) окружающего мира и самопознание, позволяют личности "преодолевать пассивную животную природу" (Э.Фромм), "совпадать со своей жизнедеятельностью" (В.И.Слободчиков), двигаться к "устремленному способу быть" (Г.С.Батшцев), "субьектно отражаться" в других (В.АЛетровский, Г.Г.Панкова), совершать "усилие саморазвития" (М.К.Мамардашвили). Научно-исследовательская деятельность и творчество органично объединяют в себе познавательные (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) и эмоционально-ценностные (определение внутренних потребностей, личных мотивов, значимых целей) процессы. Развитие творчества в научно-исследовательской деятельности зависит от наличия у личности внешней, связанной с социальными отношениями, (А.Адлер, А.Менегетти и др.) и внутренней, связанной с потребностью выходить за пределы, с достижением внутренней свободы, (К.Роджерс, В.П.Зинченко) готовности, востребованности творческого потенциала (А.Маслоу), сочетания ряда способностей (В.Н.Дружинин и др.). С учетом выделенных нами предпосылок, общепедагогических и специфически-педагогических факторов, на основе определенных психолого-педагогических закономерностей и принципов был выделен комплекс педагогических условий, способствующий развитию творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности: усиление когнитивного и личностного компонентов в принципах организации научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, наполнение содержания педагогической практики исследовательскими формами работы, осуществление в процессе совместной деятельности гуманистически-ориентированного взаимодействия преподавателя и студентов. Все три условия являются взаимодополняющими.
2) Когнитивная подготовленность, личностное отношение студентов к выполняемой работе, наличие и полнота выполнения авторской исследовательской программы, собственная исследовательская активность, действительная проблемность и эвристический потенциал студенческого исследования, атмосфера взаимодействия преподавателя и студентов были определены нами в качестве критериев развития творчества в научно-исследовательской деятельности. Параметрами критериев развития творчества студентов, на которые мы ориентировались, выступали степень владения теоретическими основами НИД, степень владения практическими навыками и умениями НИД, степень направленности на получение нового знания, степень самостоятельности (полная, частичная или преобладающая помощь преподавателя) в вычленении научных проблем и их решении, степень нестандартности выдвигаемых решений, оценивание собственных исследовательских умений, независимость суждений и отстаивание своей позиции, степень интереса к выполняемой работе, степень психологической комфортности и удовлетворенности своей работой. От уровня и степени представленности названных критериев и критериальных параметров с одновременной педагогической организацией научно-исследовательской деятельности зависит эффективность процесса развития творчества будущих учителей.
3) В качестве модели развития творчества будущих учителей в научно-исследовательской деятельности мы использовали разработанный и внедренный нами в учебный процесс спецкурс "Введение в научно-исследовательское творчество учителя". Инновационность спецкурса заключалась, во-первых, в его целях и принципах отбора содержания и, во-вторых, в методах и формах его проведения, особенностях взаимодействия со студентами Глубокое изучение теоретических и практических основ научно-исследовательской работы, активизация внутреннего творческого потенциала каждого студента, определение собственной «исследовательской ниши» выступали целями, проблемность, концентричность, индивидуализация, преемственность, качественное развитие и усложнение, применяемых форм -принципами отбора содержания и методов проведения занятий. Обеспечение развития творчества достигалось в следующих формах взаимодействия: бинарная, проблемная лекции, "лекция-полемическое общение", "лекция-научный семинар", обсуждение вопросов в проблемных группах, выполнения исследований в малых группах (научных микроколлективах), выполнение индивидуально-творческих заданий и монографических самоисследований, работа в "творческих диадах", совместная с нами разработка исследовательских проектов, индивидуальное консультирование, активное участие студентов в проектировании занятий, органичный синтез игровой атрибутики ("научная школа", "научный руководитель", "оппонент", "научная общественность") с теоретическим содержанием занятий. Особое значение придавалось педагогической практике, предоставлявшей реальную возможность самостоятельно составить программу педагогического эксперимента, осуществить ее, отрефлексировать и осмыслить результаты.
В результате, если уровень выполнения индивидуально-творческих заданий, служивших «индикатором» личностного продвижения студентов в научно-исследовательском творчестве, на начальном этапе представлял собой 4,3% - высокий, 17,7% - средний, 52,9% - низкий, то на завершающем этапе высокий уровень составлял 29,1%, средний - 42,5%, низкий - 28,4%.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития творчества в процессе научно-исследовательской деятельности. Это лишь первоначальный этап исследования преобразования принципов организации работы со студентами педагогического вуза, ориентированных на развитие их творчества. Открытыми остались вопросы мотивационной системы, определяющей развитие творчества студента, изучение особенностей развития творчества в процессе научно-исследовательской деятельности студентов гуманитарного и технического профиля обучения и др. В дальнейшем перспективными нам представляется изучение условий перехода обучения педагогическим дисциплинам на исследовательскую основу, разработка многоуровневой модели организации работы со студентами в научно-исследовательской системе "институт-факультет-научный руководитель-студент".
Выявленные подходы к подготовке будущих учителей имеют сегодня большое значение, поскольку это не только педагогический, но и социальный уровень. Осознание и применение новых принципов и подходов к подготовке учителей-"авторов" имеет возможность разрешения насущной проблемы обновления школьной практики, ее выхода к новым горизонтам развития.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Самодурова, Татьяна Вячеславовна, Комсомольск-на-Амуре
1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода. // Вопросы философии. № 8,1992.
2. Абульханова-Славская К.А. Проблема саморазвития субъекта деятельности. //Психологический журнал т. 14,1993.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М. 1991.
4. Аверина Т.А., Аверин H.A. Педагогическая практика: опыт и перспективы. //Педагогика № 10,1994.
5. Адлер А. Понять природу человека. СПб 1997.
6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1995.
7. Алейников А.Г. О креативной педагогике. // Вестник высшей школы. № 12,1989.
8. Александров А.Д. Творческая сущность человека. // Человек в зеркале наук. СПб, 1993.
9. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-В. 1996.
10. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.
11. П.Аршинов В.И. Синергитическое познание в контексте проблемы единствадвух культур. // Высшее образование в России, № 4,1994.
12. Аршинов В.И., СвирскийЯ.И. Философия самоорганизации. Новые горизонты. // Общественные науки и современность: ОНС, № 3,1993.
13. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития). // Вопросы психологии № 1-2,1992.
14. Батшцев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения. // Вопросы философии № 3,1995.
15. Батищев Г.С. Творчество в исследовании и творчество в духовном искании. / Сб. Научное творчество как многомерный процесс. М 1987.
16. Батшцев Г.С. Педагогическое экспериментирование. \\ Педагогика, № 1, 1990.
17. П.Батшцев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л.Рубинштейна. // Вопросы философии № 4,1989.
18. Бахтин М.М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники. М, 1986.
19. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.1996.
20. Бердяев H.A. Самопознание. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.
21. Бердяев H.A. О назначении человека. М.1998.
22. Бердяев H.A. Проблема человека. (К построению христианской антропологии) // Ступени. Философский журнал.№ 1,1991. Ленинград.
23. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986.
24. Бернштейн М. С. О природе научного творчества. // Вопросы философии № 6, 1966.
25. Бернштейн М. С. Психология научного творчества. // Вопросы психологии, № 3, 1965.
26. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
27. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание. // Педагогика № 3, 1998.
28. Бодалев A.A. Личность и общение. М. 1995.
29. Бодалев A.A., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека. // Педагогика № 3,1995.
30. Бодалев A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения. // Советская педагогика, 1990. № 12.
31. Болотов В. А., Исаев Е.И., Сободчиков В.И., Шайденко H.A. Поектирование профессионально-педагогического образования. // Педагогика № 4, 1997.
32. Бондаревская Е.В., Сериков В.В., Махненко С.Г. и др. Теория и практика личностно-ориентированного образования. // Педагогика, 1996. № 5.
33. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние. / Западная философия. Итоги тысячелетия. (Сост. Жамиашвили В.М.), Екатеринбург-Бишкек, 1997.
34. Бубер М. Два образа веры. М 1995.
35. Бубер М. Проблема человека: К XX Всемирному философскому конгрессу. М. 1992.
36. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика № 3, 1997.
37. Вебер М. Наука как призвание и профессия. / Избранные произведения. М. 1990.
38. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М., 1912. Т.2.
39. Вересов H.H. Культура и творчество как педагогические идеи. // Вопросы психологии, № 1-2, 1992.
40. Вернадский В.И. О науке. Дубна. 1997.
41. Возможные миры или создание практики творческого мышления. Пособие для преподавателей по педагогике. М.:Интерфакс,1994.
42. Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи. // Вопросы психологии, 1995. № 2.
43. Вопросы просвещения. Ростов-на-Дону, 1926. № 6-7.
44. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. 1997.
45. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова, М.:Педагогика-Пресс, 1996.
46. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., Педагогика, 1984. Т. 4.
47. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М. 1994.
48. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М. 1988.
49. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. // Психологическая наука и образование. № 1, 1998.
50. Гершензон М.О. Творческое самосознание. // Вехи: Сб.статей о русской интеллигенции. Свердловск, 1991.
51. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.Школа-Пресс, 1995.
52. Горбашов В.Л., Романов П.А. Научное познание (методы, формы, подходы). / Учебное пособие. Тверь, 1995.
53. Горленко В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы. // Педагогика № 5,19965 4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М. 1995.
54. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования. // Педагогика № 6,1994
55. Гуманитарная среда Вуза как фактор духовного становления личности будущего специалиста. Сборник статей. Тамбов. ТГУ. 1996.
56. Гуревич С.Ю. Ориентация студентов педвузов на творчество в процессе изучения педагогики. / Автореферат диссертации на соискание степени кандидата наук, СПб., 1994.
57. Гуревич П.С. Вселенная по имени человек. // Свободная мысль № 14, 1991.
58. Гуревич П.С. Философская антропология. М. 1997.
59. Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. М. .Интерфакс, 1994.
60. Давыдов Ю.С. Высшее образование: состояние, проблемы, решения. // Педагогика № 2,1997.
61. Данилов М.А. Дидактика средней школы. М. 1975.
62. Данилюк А.Я. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной педагогике. // Педагогика № 5,1997.
63. Дильтей В. Категория жизни. // Вопросы философии № 10,1995.
64. Динглер Г. Эксперимент. Его сущность и история. // Вопросы философии № 12,1997.
65. Добрович А. Общение: наука и искусство. М. 1996.
66. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М. 1995.
67. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М. 1996.
68. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы круглого стола). // Вопросы философии № 2,1996.
69. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М.Никольской. М. Совершенство. 1997.
70. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М. Тривола, 1995.77.3инченко В.П. Живое знание: Материалы к курсу лекций "Психологическая педагогика". Самара, 1997.
71. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О.Мандельштама). // Вопросы психологии № 4-6,1991; № 3-6 1992.79.3инченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М. 1994.
72. Зобов Р. и др. Социальные детерминанты формирования творческой личности студента. // Вестник высшей школы № 9,1991.
73. Ильенков Э.В. Философия и культура М. 1991.
74. Ильин И.А. Путь к очевидности. М. 1993.
75. Ильин И.А. Философия и жизнь. / Сб. На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М. 1990.
76. Индивидуальность и способности. Сб. научных трудов. М. ИПАН, 1994.
77. Исаев Е.И. Университетское педагогическое образование: новая подготовка в парадигме педагогов. // Тульская школа, № 4,1994.
78. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. Учебное пособие. М. 1992.
79. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Учебное пособие. Челябинск. 1996.
80. Исследовательские творческие задания по педагогике. Методическое пособие. Саратов. 1992.
81. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1997.
82. Казанский O.A. Педагогика как любовь. М. 1996.
83. Как построить свое "Я". / Под ред. В.П.Зинченко. М. Педагогика, 1991.
84. Сачков Ю.В. Полифункциональность науки. // Вопросы философии № 11,1995.
85. Касьян A.A. Контексты образования: наука и мировоззрение. Н.Новгород,1996.
86. Квятковский Е.В. Самопроявление личности как педагогическая проблема. // Педагогика № 2,1993.
87. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М. 1992.
88. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ 'Эксперимент", 1995.
89. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
90. Князева E.H. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного процесса. М. 1995.
91. Князева E.H., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике. // Вопросы философии. № 3,1997.
92. Князева E.H., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание. // Вопросы философии. № 2,1994.
93. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования. // Высшее образование в России. № 4,1994.
94. Коган И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект. // Вопросы психологии, № 1-2,1992.
95. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М. 1984.
96. Когнитивная эволюция и творчество. Сб. Статей. М.:ИФРАН, 1995.
97. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза. 1994.
98. Коломинский Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия. // Советская педагогика № 10,1991.
99. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. 1984.
100. Коротов В.Г. Государство чувств: Ориентирование во внутреннем мире. М. 1997.
101. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов -на-Дону, 1994.
102. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск 1996.
103. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М 1997.
104. Кощанов K.M. Введение в научно-исследовательскую работу. Курсовые и дипломные работы. Нукус, Издательство "Булим", 1992.
105. Кравчук П. Творчески развитая личность и высшее образование. // Вестник высшей школы № 4-6,1992.
106. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. / Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994.
107. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией. // Педагогика № 6, 1994.
108. Краткий философский словарь. / Под ред. Алексеева А.П. М., 1997.
109. Крыжановский А. Технические приемы ведения рефератов. // Родной язык в школе, № 5,1916-1917.
110. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека. // Вопросы психологии. № 3, 1990.
111. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 1996.
112. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.
113. Кутьев В.О., Орлов А.А. Стандарты высшего образования и подготовка учителя. // Педагогика № 6, 1997.
114. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М. 1996.
115. Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия. М. 1994.
116. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., "Знание", 1974.
117. Лихачев Б. Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики. // Педагогика № 6, 1997.
118. Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие. Хабаровск, 1995.
119. Личность: определение и описание. // Вопросы психологии № 3-4, 1992.
120. Майданов А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. М. 1993.
121. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М. 1992.
122. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. / Лекции. Статьи. Философские заметки./ Под общей редакцией Ю.П.Сенокосова, Издательство "Лабиринт", М. 1996.
123. Мараш Я.Н. Студенческий научно-исследовательский кружок./ 2-ое изд. испр. и доп. Минск: Университетское, 1989.
124. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. // Педагогика № 6,1995.
125. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М. Просвещение, 1993.
126. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997.
127. Маслоу А.Г. Психология бытия. Пер с англ. М. Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.
128. Мапошкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии № 6,1989.
129. Менделеев Д.И. Заветные мысли. М. 1995.
130. Менегетти А. Система и личность. М. 1996.
131. Михайловский В.А. Педагогика высшей школы. Харьков, 1991.
132. Морозов Е.П., ПидкасистыЙ П.И. Подготовка учителя к инновационной деятельности. // Советская педагогика, № 10,1991.
133. Найн А.Я. Общенаучные понятия в педагогике. // Советская педагогика №7-8,1992.
134. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент. // Педагогика № 5,1996.
135. Наука, образование и технология в России: Сб. аналитических обзоров. М. 1996.
136. Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа. Сб. научных трудов, Л. Изд-во:ЛГПИ. 1990.
137. Ницще Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.:ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс; Харьков: издательство "Фолио", 1997.
138. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Деловые советы. Изд-е второе дополнительное. М.,1998.
139. Нойманн Э. Творческий человек и трансформация. / Психоанализ и искусство. К. Ваклер 1996.
140. Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Международный конгресс. Новосибирск, 1995.
141. Орлов А.А. Формирование педагогического мышления. // Советская педагогика, №1, 1990.
142. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека. // Вопросы психологии. № 2,1995.
143. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М., "Знание", 1981.
144. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М. 1991.
145. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности. // Вопросы психологии № 1, 1996.
146. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностика. М. 1996.
147. Панкова Г.Г. Творчество как способ бытия. / Творчество и личность. Тезисы международного симпозиума 16-18 мая 1995, Курск, 1995.
148. Педагогическая практика студентов Волгоградского государственного педагогического университета. Материалы и методические рекомендации. Волгоград, "Перемена". 1998.
149. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В.Бориковой. М. Академия, 1998.
150. Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании. // Психологическая наука и образование. № 3, 1996.
151. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, Издательство "Феникс", 1996.
152. Пилюгина Н.И. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе. / Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук, СПб., 1994.
153. Пирогов Н.И. Избранные педагогические произведения. М. 1953.
154. Платонова Н.М. Педагогика высшей школы: Технологии обучения. Учебное пособие. СПб. 1995.
155. Понятийно-терминологический словарь. Оренбург. 1996.
156. Полонский В.М. Методы исследования проблем образования. // Педагогика № 2 , 1994.
157. Полонский В.М. Структура результата научно-педагогического исследования. // Педагогика № 7, 1998.
158. Полонский В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики. //Педагогика № 1,1997
159. Поляков С. Научное творчество и школьное обучение. // Русская школа, 1912. № 7-8, июль-август, отд. 1.
160. Пономарев Я.А. Психологический механизм творчества. \\ В кн.I
161. Человек в системе наук". М., 1989.
162. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М. 1976.
163. Попов JI.M. Психология самодеятельного творчества студентов. Издательство Казанского университета, 1990.
164. Практическая психология для преподавателей. / Под ред. М.К.Тутушкиной. М. 1997.
165. Практическая психология. Учебник. / Под ред. Докт.псих.наук, проф. М.К.Тутушкиной. Санкт-Петербург, Дидактика Плюс, 1998.
166. Пригожин А.И. Организации: системы и люди. М., 1983.
167. Психология и психоанализ характера. / Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара, 1997.
168. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. / Ред. Я.А.Пономарев, М. 1990.
169. Реан A.A., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб. :"ПитерКом", 1999.
170. Решетников П.Е. Педагогическая практика в комплексе "педколледж-пединститут". // Педагогика № 4, 1994.
171. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. Теория личности. / Пер с англ. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.
172. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М 1994.
173. Роджерс Нат. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии № 1,1990.
174. Розанов В.В. О понимании. СПб. 1994.
175. Розанова Е.Г. Игровые сценарии в педагогической практике. // Социс № 10,1995.
176. Рубинштейн СЛ. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики. // Вопросы философии, 1989, №4.
177. Рубинштейн СЛ. Самосознание личности и ее жизненный путь. / Основы общей психологии. СПб.: "ПитерКом", 1999.
178. Рубинштейн СЛ. Человек и мир. / Проблемы общей психологии. М. Педагогика, 1973.
179. Савотина H.A. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика № 1,1997.
180. Самостоятельная работа студентов: поиски, решения, проблемы. Ростов-на-Дону. 1991.
181. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. // Сумерки богов. М. 1989.
182. Сергеев Н.К. Учебно-научно-педагогический комплекс: проблемы и перспективы. // Педагогика № 2,1997.
183. Сиденко A.C. Нужен ли эксперимент практику? // Школьные технологии № 1,1997.
184. Симонов П.В. Мозг и творчество. // Вопросы философии № 11,1992.
185. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии № 6, 1986.
186. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа. // Человек № 5, 1994.
187. Слободчиков В.И., Исаева H.A. Психологические условия введения студентов в профессию педагога. // Вопросы психологии № 4,1996.
188. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М. Школа-Пресс, 1995.
189. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М. 1995.
190. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чеш. М. Педагогика, 1989.
191. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, Феникс, 1995.
192. Степашко JI.A. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.Московский психолого-социальный институт.Флинта, 1999.
193. Сулима И.И. Философская герменевтика и образование.// Педагогика, 1999, №1.
194. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М. 1973.
195. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. 1987
196. Творчество и педагогика: креативные исследования и педагогика. М.: ИТПИМНО, т. 1-2, 1993.
197. Творческая личность: реальность и идеальные перспективы. Изд-во: Иркутского университета, 1993.
198. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. // Вопросы психологии № 4,1998.
199. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия. // Вопросы философии № 4, 1993.
200. Филиппов Л.И. Проведение научных исследований и педагогический процесс. Учебное пособие. М. 1987.
201. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: Управляемый потенциал и прикладные функции. М. 1995.
202. Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В.В.Давыдова, РАО, М. ИНТОР, 1994.
203. Фортунатов А. Ф. По вопросам научной школы. (Сб.статей А.Ф.Фортунатова). Издание
204. Франк С.Л. Духовные основы общества. М. 1992.
205. Франк С.Л. Смысл жизни. // Вопросы философии № 6,1990.
206. Франкл В. Доктор и душа. Человек в поисках смысла. СПб., 1997.
207. Фромм Э. Бегство от свободы. 1998.
208. Фромм Э. Иметь или быть. Киев. 1998.
209. Фромм Э. Человеческая ситуация. М. Смысл 1995.
210. Ханин Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности. // Вопросы психологии, № 5,1991.
211. Харламов И.Ф., Горленко В.П. О концептуальных основах педагогической практики. // Педагогика № 1,1994.
212. Харламов И.Ф., Горленко В.П. Педагогическая практика: старые и новые подходы. // Педагогика № 5,1996; № 4,1997.
213. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. М.: КСП+, 1997.
214. Хьелл Л., Зиглер Л. Теории личности. СПб, 1997.
215. Цветков Э. Мастер самопознания или погружения в "Я" (психономика). СПб: "Лань", 1997.
216. Цветкова А.Г. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей. //Педагогика № 1,1997.
217. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва-Рига. 1995.
218. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопросы психологии № 6,1991.
219. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., Издательство "Лань", 1997.
220. Щацкий С.Т. Избранные педагогические произведения. В 2-х тт. Т. 1. М., 1980.
221. Шелер М. Положение человека в Космосе. / Проблема человека в западной философии. М. 1988
222. Шенгра Ф. Теория и смысл исследований. // Социс № 11, 1995.
223. Шикун А.Ф., Лейбович Х.И. Методология, методы и психология научного исследования. Учебное пособие. Тверь, 1995.
224. Шиян O.A. Послеуниверситетский тренинг учителей в США: новые ориентиры. //Педагогика, 1996. № 1.
225. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. / Автор предисловия Ю.В.Перов. Л., Издательство Ленинградского университета, 1990.
226. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире. // Вопросы философии. № 1,1994.
227. Шубинский B.C. Педагогика творчества. М. Сер.:3нание
228. Шубинский B.C. Развиваются ли методы исследования? // Советская педагогика № 7, 1991.
229. Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории. // Советская педагогика №12, 1990.
230. Щедровицкий Т.П. Система педагогических исследований (Методологический анализ). / В сб-ке "Педагогика и логика", М., Касталь, 1993.
231. Щербаков Р.Н. Научная деятельность и преподавание. // Педагогика № 2, 1996.
232. Эберг К. Цель творчества М., Русская мысль, 1913.
233. Энгельгардт В. Движущие силы научного творчества. // Наука и жизнь, №3,1965.
234. Энгельмейер К. Теория творчества. СПб. 1910
235. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1996.
236. Эриксон Э. Детство и общество.СПб 1998
237. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии. № 4,1997.
238. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие/Европ. Инт экспертов. СПб.:Изд-во Михайлова В.А.:Изд-во "Полиус", 1998.
239. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. 1996.
240. Якиманская И.С., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения. // Директор школы, 1998. № 3.
241. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи. // Педагогика № 2,1996.
242. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994.