Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Лёхина, Лариса Никифоровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности"

На правах рукописи

Лёхина Лариса Никифоровна

Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности

Специальность 13. 00. 01 - общая педагогика,

история педагогики и образования

I I

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

I

I

Москва - 2003

Работа выполнена на кафедре эстетического и трудового воспитания младших школьников факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета

Научный руководитель:

Доктор педагогических наук, профессор БЕЗБОРОДОВА Людмила Александровна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор АЛИЕВ Юлий Багирович

кандидат педагогических наук МОРОЗОВА Зинаида Павловна

Ведущая организация: Московский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится «_»_2003 г. в_ часов на заседании

диссертационного Совета К 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 413).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119905, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1-а.

Автореферат разослан «_»_2003 г.

Ученый секретарь диссертационного Совета

Е.Н.Землянская

2ооз^ 5Ы

1.0БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Возрождение общечеловеческих ценностей, широкое обращение к духовно-личностной сфере человека характеризуют современные педагогические поиски и решения. Активизируется процесс глубокого осмысления роли искусства в воспитании личности. Это находит отражение в ряде публикаций последних лет, в современных концепциях образования, в решении задач духовного обновления общества, при создании реальных условий для творческого развития человека. Среди этих условий важная роль принадлежит музыке.

Музыкальное искусство как явление художественное ребенок осмысливает на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений как своеобразие средств музыкальной выразительности и духовного содержания произведений, выявляя при этом личную позицию и собственное отношение.

Музыкально-эстетическое воспитание в условиях сюжетно-игрового урока помогает развитию необходимых возможностей для занятий любым видом художественного творчества - эмоциональной отзывчивости, ассоциативно-образного мышления, интонационного слуха, чувства метроритма, импровизационное™, самостоятельности суждений и осмысленности оценок - закладывает основы становления человека, способного во взрослой жизни ощущать себя как часть целого мира.

Содержание и формы организации сюжетно-игровой деятельности в музыкальном воспитании в начальной школе в наибольшей мере способствует формированию позитивного отношения к музыкальному искусству и целостному художественному постижению окружающего мира. Такой подход для ребенка младшего школьного возраста не только удобен, но и органичен: художественные способности в -этом возрасте синтетичны, музыкальные образы тесно переплетаются с образами литературы, пластики, театра, изобразительным искусством.

Эти вопросы нашли отражение в трудах крупнейших деятелей мировой и отечественной науки - Аристотеля, Платона, Я.А.Коменского, Л.Н.Толстого, ПП-Блонского, Н.Я.Брюсовой, А.В.Луначарского, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского и др. Ими сформированы теоретические основы эстетического воспитания искусством, в том числе и музыкальным, художественно-эстетического образования, представлены воспитательные системы, связанные с установкой на развитие и раскрытие всех индивидуальных способностей учащихся.

Теоретические основы музыкально-эстетического и художественного воспитания воплотились в целом ряде научных работ Б.В.Асафьева, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.А.Мелик-Пашаева, Б.М.Теплова, Б.В.Яворского и др., гдг .рпгнгргнппгтнт—актуальность проблемы в школьном воспитании. Внимаж^й^^Ш^^^'восттитанию

!

как к комплексному воздействию на развитие ребенка было связано с поисками эффективных методов развития творческих способностей подрастающего поколения. Отношение к музыкальному искусству и искусству в целом как «методологии человекознания» отразилось в трудах выдающихся психологов Л.В.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, П.М.Якобсона. Большой вклад в рассмотрение проблемы внесли теоретические исследования в области эстетики и искусствознания М.Г.Арановского, И.Ф.Бэлзы, В.В.Ванслова, Ю.В.Келдыша, Л.А.Мазеля, В.В.Медушевского, В.А.Разумного, Р.Роллана, С.С.Скребкова, К.С.Станиславского и др.

В исследовании заложен подход от сюжетности как явления к применению его на уровне музыкально-эстетического воспитания, что способствует широкому охвату объектов изучения и творчества, разнообразит художественно-эстетическое значение музыкального искусства, а также особую художественную атмосферу свободы, раскрепощенной фантазии, заинтересованности, чувство изумления перед собственным открытием. Сюжетно-игровые формы музыкальной деятельности помогают воспитать личность, желающую и способную творить, что В.А.Сухомлинский называл «эмоциональным пробуждением разума».

Наличие разработок по отдельным вопросам сюжетности в музыкальном воспитании не снимает необходимости поиска в данном направлении, т.к. сюжетно-игровые действия на уровне структуры урока и цикла уроков не рассматривались, не затрагивался вопрос о возможности такого подхода, не учитывался вариант подобной деятельности как процесс музыкально-воспитательный. Таким образом, проблема заключается в устранении противоречия между современными требованиями к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников и способом его решения в условиях сюжетно-игровой деятельности.

Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - теория и практика эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования - процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников в условиях сюжетно-игровой деятельности.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что сюжетно-игровая деятельность является эффективным средством успешного и качественного усвоения музыкального материала младшими школьниками

и их музыкально-творческого самовыражения при выполнении следующих педагогических условий:

• ориентация на комплексное взаимодействие различных видов искусств, в частности, различных видов и жанров музыкально-художественного творчества;

• опора на, проблемные ситуации, предполагающие решение детьми музыкально-творческих задач;

• моделирование драматургии музыкального занятия.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены его задачи:

1. Охарактеризовать методологические подходы к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников.

2. Определить особенности музыкально-творческого развития ребенка в условиях сюжетно-игровой деятельности.

3. Выявить педагогические условия эффективности музыкально -эстетического воспитания детей в процессе сюжетно-игровой деятельности.

4. В ходе опытно-экспериментальной работы апробировать авторское содержание сюжетно-игровых уроков и проанализировать полученные результаты исследования. Методологической основой исследования явились: философская

теория эстетической выразительности (М.М.Бахтин, А.В.Лосев), идеи отечественных философов, утверждающих гуманистический подход к личности, её духовность и творческую самореализацию (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, B.C. Соловьев), психологическая теория развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теория эстетического воспитания (В.А.Разумный, В.А.Сухомлинский,

С.Т.Шацкий), теория музыкальной педагогики (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.А.Безбородова, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, О.П.Радынова).

В ходе работы применялись следующие методы: изучение философской, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ действующих и экспериментальных программ по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников; исследования результатов тестирования, выполнения заданий учащимися, интервью и беседы с учащимися и педагогами; анализ личного педагогического опыта; экспериментальное обучение на основе разработанного сюжетно-игрового принципа в процессе музыкально-эстетического воспитания.

Экспериментальная база проводимого исследования - школы № 5, 21, 42, школа искусств, группы эстетического развития Дома Знаний г. Череповца.

Исследование проведено в четыре этапа.

На начальном этапе (1992 - 1994 гг.), который носил поисковый характер, был собран практический материал, послуживший основой для определения теоретических исходных позиций общей гипотезы исследования, а также круга исследовательских вопросов, изучалась философская и психолого-педагогическая литература. На этой основе начались разработки по формированию сюжетно-игрового принципа деятельности на уроках в подготовительном и первом классе общеобразовательной школы и школы искусств на основе взаимодействия всех форм работы на уроке.

На втором этапе (1995 - 1996 гг.) на базе методического объединения исследователем были прочитаны лекции для педагогов общеобразовательных школ и групп общеэстетического развития, раскрывающие особенности проведения уроков в начальной школе с опорой на сюжетно-игровой принцип. Был проведен опрос учителей, работающих по традиционным и экспериментальным планам. Наблюдения и сравнения отмечались в рабочих дневниках и заметках исследователя.

Третий этап (1997 - 1988 гг.) был связан с разработкой тематической основы сюжетных уроков на первые годы обучения и уточнена содержательная насыщенность каждого урока. Проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление и апробацию педагогических условий эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в условиях сюжетно-игровой деятельности.

Четвертый этап (1999 - 2001 гг.) был отведен на сопоставление и обобщение результатов экспериментальной работы, изучалась ее эффективность, анализировались и статистически обрабатывались материалы исследований, были подведены общие итоги исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что: - получены новые данные о ведущей роли сюжетно-игровой деятельности в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников;

раскрыта сущность, значение, содержание и структура сюжетно-игрового урока как модели организации музыкально-эстетического воспитания в начальной школе;

определены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности;

разработана научно обоснованная методика, соединяющая различные виды музыкально-художественного творчества (музыка, пластическое интонирование, театрализация, творческие задания, литература, изобразительное искусство).

Теоретическая значимость исследования:

- расширены имеющиеся теоретические представления о значимости сюжетно-игровой деятельности для успешности музыкально-эстетического воспитания в начальной школе;

- разработаны уровни, критерии и показатели музыкально-творческого развития младших школьников в условиях сюжетно-игровой деятельности;

- определены специфические особенности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности;

обоснованы положения о педаго! ической целесообразности использования сюжетно-игровой деятельности на уроках музыки.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:

- содержащиеся в нем теоретические положения и выводы отражены в научно-методических рекомендациях, применение которых позволяет существенно повысить эффективность музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

- исследование сопровождалось разработкой и апробацией нового учебно-игрового пособия для детей «Путешествие в страну интервалов», методических материалов, опубликованных в журнале «Музыка в школе», в которых нашли отражение теоретические положения диссертации; результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, в практике работы гуманитарных гимназий и студий музыкально-эстетического развития младших школьников, в системе дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены:

- методологическим подходом, опирающимся на философские положения о духовности и творческой самореализации личности, на теорию эстетической выразительности;

- анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки;

- применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его целям, задачам и логике;

-сочетанием количественного и качественного материала и данных передового педагогического опыта;

- опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций.

Апробация результатов. Материалы исследования были доложены на научно-практической конференции МГУКИ 2001г. «Хореографическое и музыкальное образование: тенденции и развитие», при проведении открытых уроков, семинаров с преподавателями музыки общеобразовательных школ, школ искусств, руководителями групп

общеэстетического развития г. Череповца и Вологодской области, на заседании городского научно-методического объединения. Положения и выводы исследования апробировались в ходе опытно-экспериментальной работы в школах № 5, 21, 42 г. Череповца, групп общеэстетического развития городского Дома Знаний, школы при училище искусств. Основные положения и главы диссертации обсуждались на заседании кафедры эстетического и трудового воспитания младших школьников Московского педагогического государственного университета. По результатам исследования были опубликованы четыре статьи и выпущено 4

учебно-игровое пособие для детей «Путешествие в страну интервалов».

На защиту вынесены следующие положения:

1. Сюжетно-игровой урок является моделью организации *

музыкально-эстетического воспитания в начальной школе, где 1

осуществляется эмоциональное воздействие на личность младшего школьника средствами музыкального искусства.

2. Педагогическими условиями достижения высокого уровня сюжетно-игровой деятельности младших школьников являются: ориентация на комплексное взаимодействие различных видов искусства, опора на проблемные ситуации, требующие музыкального творчества учащихся; моделирование драматургии музыкального занятия.

3. Сюжетно-игровой урок побуждает учащегося моделировать деятельность композитора, актера, хореографа, писателя и т.д., что приводит к осознанию музыкальной деятельности как художественного познания мира, нахождению общего языка между различными видами искусства и ощущению себя в роли маленького творца.

4. Сюжетно-игровая деятельность реализует актуальную потребность ребенка в воплощении художественно-творческих навыков в процессе музыкально-эстетического воспитания, что позволяет I сформировать у детей эстетическое отношение к -миру и самостоятельную ' творческую позицию.

Структура диссертации. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы (207 наименований), в основном тексте имеются сравнительные таблицы и четыре диаграммы. Общий объем диссертации 197 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяется объект, предмет и цель исследования, раскрываются задачи и методы исследования, формулируется теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе - « Психолого-педагогические основы музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-

игровой деятельности» - рассматривается историко-методологический аспект музыкально-эстетического воспитания младших школьников, особенности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в контексте идей значимости игровой деятельности, а также музыкально-творческое развитие младших школьников в условиях сюжетно-игровой деятельности.

Цели и содержание музыкального воспитания в XX веке в России определялись социальным заказом и опирались на основные методологические функции. К ним относятся: познавательно-ориентационная, содействующая накоплению знаний из разных областей искусства, а на основе этих знаний возможность творческого преобразования их каждым ребенком; эвристическая, развивающая творческое мышление детей; аксиологическая, воздействующая на нравственно-ценностный аспект музыкального воспитания и являющаяся основой личностно-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Далее суммированы идеи введения игровой деятельности как составляющего и необходимого элемента урока в начальной школе.

Сюжет урока позволяет органично включить в него и игру, столь важную для ребенка младшего школьного возраста. Игра - один из самых действенных методов обучения, и пренебрегать, или искусственно сокращать объем и продолжительность игровой деятельности нельзя. Об этом говорили видные педагоги прошлого - Д.Локк, Ж-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой. Специфика происхождения и развития детской игры рассмотрены в работах Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.В.Менджерицкой, Д.Б.Эльконина. Последний неоднократно использует по отношению к детской игре такие определения как «форма жизни», «форма деятельности», «форма познания». Из всего многообразия рассматриваемых видов игр (развивающие, обучающие, закрепляющие определенные умения и навыки, и др.) наиболее важными для данного исследования являются игры сюжетно-ролевые. Сюжетный принцип урока позволяет продлить игровой подход в процессе музыкального воспитания. Таким образом, сюжет и роль выступают как раскрытие общей целостности замысла в активный процесс познания музыки, позволяет моделировать любые ситуации и изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект, воспитывает и заставляет думагь. По словам В.А.Сухомлинского, «игра начинается там, где есть красота».Основа построения сюжета урока или нескольких сюжетно-объединенных уроков часто является сказочной. Сказка, сказочные образы и ее символика близки и понятны детям. Сказка - это своеобразное зерно, из которого вырастает эмоциональная оценка ребенком явлений жизни. В музыкальной сказке все и вся может говорить, петь, думать, двигаться, чувствовать, слышать. Она

дает осмысление сути нравственных идей эмоциональной глубиной, развивает эстетическое чувство, помогает познать окружающий мир.

Процесс музыкального воспитания сопровождается чувством свободного выбора: ребенок как бы сам выбирает игровую ситуацию, модифицирует и направляет ее, свободно в нее включается и свободно выходит. Педагогический и воспитательный процесс становится личностно-значимым, так как ребенок осознает предложенную для выполнения задачу, как свободно выбранную.

Сюжетно-игровой процесс урока позволяет ребенку свободно выбрать игровую ситуацию, принимая ее условия как бы само собой, обогащаясь при этом знаниями и опытом. Сюжет и игра - это те рычаги, которые позволяют ученику осознанно и свободно принять учебно-воспитательный процесс. Такой урок дает возможность учиться с охотой и увлечением, самостоятельно добывая знания, наблюдая, исследуя, творя. Атмосфера подобного сюжетно-игрового урока отличается радостью, сопереживанием, сочувствием, сотворчеством.

Таким образом: анализ теоретического наследия по музыкальному воспитанию в начальных классах общеобразовательной школы ставит проблему большей эффективности и отдачи от уроков музыки. Значение данного урока понимается не только как способ музыкального воспитания, но гораздо шире, как возможность воспитания культурного человека; данное исследование продолжает эти поиски, рассматривая как один из путей решения назревшей проблемы - новый подход к музыкальной деятельности, а именно - использование сюжетно-игрового принципа.

В следующем разделе работы отражены вопросы музыкально-творческого развития младших школьников. Правильно организованная сюжетно-игровая деятельность создает благоприятные предпосылки для развития общего и специального мышления детей. В основе музыкального воспитания лежит музыкальное восприятие. На функциональном уровне музыкальное восприятие понимается как функция познавательная, эмоциональная, гедонистическая. На уровне индивидуального слушателя музыкальное восприятие представлено как художественное общение с композитором, диалог с героем художественного мира музыкального произведения. Здесь происходит развитие личности, ребенка, формирование его установок и ценностных ориентаций.

Тесно с проблемой музыкального восприятия переплетается развитие чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости. Отсутствие привычного словесного подтекста, а порой и программного названия все внимание обращает на внутренние процессы музыкального произведения. В основе восприятия лежит интонация, но интонация в широком смысле слова. Ассоциативный механизм музыки весьма

обширен, и необходимо заставить работать его на уровне отлаженных навыков. Когда это происходит, то возникает ощущение спонтанности в осознании процесса восприятия и мышления, что способствует пониманию интонационности, как общего явления для разных видов искусств.

Развитие образного мышления ребенка позволяет осознать общность всех видов искусств, наличие единой корневой системы, и общую модель строения мирового пространства. В таком случае, образ - это единая структурная единица, основной метод для конструирования эмоций, усвоения общих законов восприятия и их вариантов.

Таким образом: психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста позволяют сказать, что именно этот возраст наиболее благоприятен для использования сюжетно-игрового принципа в музыкально-эстетическом воспитании; развитие общей музыкальности, как одной из важнейших сторон для формирования полноценной личности будущего взрослого человека, наиболее благоприятно развивается при опоре на сюжетно-игровой способ подачи материала; интегративность подхода и индивидуализация воспитательного процесса наиболее тесно переплетается на основе применения сюжетно-игровой деятельности.

Во второй главе «Педагогические условия эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности» определены конкретные условия, которые позволяют сделать сюжетно-игровую деятельность эффективным средством воспитания.

Ориентация на комплексное взаимодействие различных видов искусств рассматривается как первое педагогическое условие. Синкретизм различных видов и жанров музыкально-художественного творчества позволяет варьировать в ходе урока различные виды искусств, не нарушая его целостности. Для оценки явлений искусства ребенку младшего школьного возраста ближе не объективная, в виде логических рассуждений, форма, а субъективная, в виде эмоций, имеющих личностный смысл. Вследствие этого в человеке рождается соответствующий произведению комплекс переживаний и мыслей. Логический анализ не может способствовать услышать в музыке что-то «живое».

Одной из важнейших особенностей сюжетно-игрового урока является воспитание через сопереживание музыкальному развитию. Оно требует не только внимательного вслушивания в музыкальное произведение, но и, что более важно, проникновение внутрь его через метод пластического интонирования.

В основе традиционного подхода к пластической интонационности лежит метод «свободного дирижирования». Это передача в жестах пульсации сильных долей и ритмического рисунка, что способствует более основательному погружению в структуру музыкальной ткани, выражение

через моторику процесса восприятия музыки, осознанию ее жанровой основы и логики мелодико-ритмического развития. Ребенку предоставляется право выбора пластики как свобода творчества, право естественной организации движений, идущих отличных ощущений.

Экспериментальные сюжетно-игровые уроки показали активное отношение детей к музыкальному материалу, через которое выявлялись личностные качества каждого ребенка. Задача учителя - спрятать от ученика механизм воспитания и обучения, а это значит создание такой ,

творческой ситуации, которая постоянно активизирует стремление детей к совершенствованию.

Каждый сюжетно-игровой урок имеет в той или иной стеиени элементы театрализации. Наличие на уроке скрытого режиссера (в облике »

учителя) и маленьких актеров (в облике детей), превращает обычный урок в маленький спектакль. Музыка и пластика неуловимо меняют отношение ребенка к миру, к себе. Но именно музыка помогает понять тайны превращения кого-то во что-то. Ощутить комфортность в роли музыкального героя, «проинтонировать» музыкальное произведение снимает психологическую зажатость ребенка, неуверенность в себе. Раскрепощаясь, дети приобретают свой естественный облик, учатся слышать и понимать свои эмоции, облекать их в логически тройную форму выражения. Ученики имеют право быть кем угодно, исполнять много ролей, что и приходится делать на сюжетно-игровом уроке, но при этом выбирать наиболее для самого себя удобную форму воплощения замысла.

Театрализация на уроках музыки учитывает такие особенности младших школьников, как стремление к творческому самопроявлению, подвижность, конкретность мышления, подражательность, впечатлительность.

Музыкальный образ имеет не только звуковысотную тональность, но тональность как цветовой колорит. Цветовая гамма перекликается с тембрами музыкальных инструментов. Графическая линия находит свою аналогию в линии звуковысотной. Яркое, образное слово перекликается с к

понятиями «живопись» слова и дальнейшее его переинтонирование в музыкальное воплощение.

Таким образом, ориентация на комплексное взаимодействие различных видов искусств означает: использование на музыкальных занятиях ассоциаций с образами изобразительного искусства, театра, пластики, литературы; показ взаимосвязи этих искусств при постижении одного образа; при таком подходе учитывается сюжстно-тематическое родство художественных произведений; эмоционально-образная сущность изучаемых музыкальных произведений является главной установкой, а другие виды искусств играют подкрепляющую роль.

Опора на проблемные ситуации, требующие музыкального творчества учащихся рассматривается как второе педагогическое условие успешности сюжетно-игровой деятельности.

Характерными особенностями проблемного обучения (М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин) являются следующие: самостоятельность решения поставленных задач, высокая эмоциональная активность ребенка, взаимосвязь знаний и практики, динамичная связь ситуаций и явлений. Умение ребенком выделить наиболее актуальные и 1 значимые знания по отношению к конкретной проблеме, умение

интерпретировать то или иное понятие, умение поставить и решить проблемно-поисковые задачи - все это может быть осуществлено на ( сюжетно-игровом уроке.

Важным моментом организации общения ребенка с искусством является понимание 1010, что произведение искусства раскрывается человеку в своем существе, говорит ему с наибольшей полнотой, когда он воспринимает его без предвзятых мыслей и оценок, проживая его про себя. Из двух форм оценки искусства ребенку ближе не объективная оценка, в виде логических рассуждений , а субъективная, в виде эмоций, имеющих личностный смысл. В ребенке раньше развивается эстетическая восприимчивость в виде умения живо откликаться на впечатления эстетического характера, способность непосредственно и эмоционально относиться к искусству.

Эмоционально-положительная атмосфера урока способствует созданию проблемных ситуаций, ориентирует на поиск необходимых для решения проблемы средств и способов деятельности, стимулирует личностно-ценностное, творческое отношение к самой задаче и процессу I ее решения.

',"> Особенности подачи материала на сюжетно-игровом уроке позволяют

соединить эмоционально-чувственное восприятие музыки с мышлением ребенка, «прочитать» авторский замысел произведения, исходя из единства формы и содержания. Это дает возможность ученикам выразить свое мнение по поводу прослушанных музыкальных произведений, определить характерные выразительные средства и отобрать наиболее яркие для воплощения собственного замысла. Подобная организация подачи материала направлена на установление контакта с ребенком, удовлетворяет его познавательные, деловые и личностные потребности. Эмоционально-положительная обстановка и тон общения позволяют решать достаточно сложные воспитательные задачи на уроке музыки.

Материал, поданный в таком виде, способствует наличию устойчивого активного интереса к уроку музыки и служит стимулом для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности. Ребенок легко адаптируется к условиям поставленной задачи, находит пути ее решения, ' пытается изменить привычный ход своей деятельности. А это -

I

актуализация имеющегося опыта для создания чего-то своего, комбинирование идей в одном сюжетном развитии. Увеличивается степень сосредоточенности детей на экспонируемом произведении (во время слушания, исполнения, воспроизведения в той или иной форе), активизируется процесс обсуждения, возрастает степень увлеченности изучаемым предметом и желание выразить себя в элементарном музицировании. В процессе подобных уроков у детей накапливается опыт творческой деятельности, налаживаются партнерские отношения с педагогом, используются возможности воспитательного руководства, при •

которых активизируются и стимулируются творческие проявления детской фантазии.

Таким образом: сюжетно-игровая деятельность позволяет моделировать проблемно-поисковые задачи; проблемные ситуации, которые раскрывают произведение искусства перед ребенком с наибольшей полнотой; эмоционально-положительная атмосфера урока способствует поиску необходимых решений и способов деятельности, стимулирующих личностно-ценностное, творческое отношение к самой задаче и процессу ее решения.

Моделирование драматургии музыкального занятия рассматривается как третье педагогическое условие. Дана новая структура материала на сюжетном уроке, а именно:

1) единый сюжетный стержень урока.

2) подчиненность нового материала общему ходу развития сюжета.

3)«омузыкаленность» каждого героя и его действия.

4) повтор материала с обязательным вариативным решением.

5) принцип серийного развития.

6) начало урока - варьированный вариант предшествующего.

7) окончание урока имеет не утвердительную интонацию, а е вопросительную. \

Исследование позволило сделать вывод о новом подходе к планированию урока музыки. Традиционное составление плана урока, с точным указанием формы работы, вне связи с общим ходом сюжета, в данном случае не соответствовало поставленным задачам. Каждый урок имеет собственную, индивидуальную структуру, корректирующуюся в зависимости от этапа освоения музыкального материала и тематического развития.

Структура урока опирается на ключевые, опорные моменты сюжетно-игрового развития, своеобразные музыкальные символы, дающие сигнал для воссоздания в памяти того или иного музыкального материала (и для начального этапа работы, и для последующего - отработки или вспоминания).

Вышеизложенные педагогические условия были апробированы в опытно-экспериментальной работе. Исходный и достигнутый уровень

музыкально-творческого развития детей определялся по следующим показателям: эстетическое восприятие художественного образа, творческие навыки, узнавание произведений по памяти, особенности исполнения песен, чувство ритма.

Результаты контрольных срезов зафиксированы в следующих таблицах.

)

>

I

Музыкально-творческое развитие детей Таблица N22

I

Формирующий эксперимент преследовал цель апробации сюжетно-игровой деятельности в процессе урока музыки в начальных классах. Он дал положительные результаты. Организация и проведение эксперимента позволила наглядно доказать необходимость замены традиционной структуры урока. Увеличение процентных показателей убедительно доказывают, что внедрение принципа сюжетно-игрового построения урока меняет уровень качества выполнения аналогичных заданий в контрольной и экспериментальной группах.

Музыкально-творческое развитие детей Таблица №1

60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Высокий

Средний

в Контрольная группа ■ Экспериментальная группа

Низкий

70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

Результаты формирующего эксперимента

■ Контрольная группа

■ Экспериментальная группа

Высокий

Средний

Низкий

Общие выводы исследования выражаются в следующих основных положениях, изложенных в ЗАКЛЮЧЕНИИ:

1 .Сюжетно-игровая деятельность в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников отвечает современным требованиям к процессу воспитания в общеобразовательной школе и учитывает индивидуально-личностные свойства ребенка. Они представляют собой систему общих и специальных способностей (ритмический, мелодико-линеарный, темброво-гармонический слух, творческое воображение, интонационное мышление, слуховая наблюдательность, эмоциональность, чувство гармонии, чувство прекрасного), которые развиваются органично и естественно в процессе сюжетно-игрового урока.

2. Сюжетно-игровая деятельность как модель музыкального воспитания наиболее эффективно действует в младшем школьном возрасте - возрасте наибольшей эмоциональной открытости, образной восприимчивости, контактности, когда легко развивается положительное отношение к искусству.

3. Синкретизм различных видов и жанров музыкально-художественного творчества обуславливает единство развития структурных компонентов музыкального воспитания. Это: интонационное, метроритмическое, аналитическое развитие, действие детей внутри музыки и вместе с музыкой, пластическое интонирование, элементы театрализации, выполнение творческих заданий. Подобное убеждает в том, что детям доступно выразить настроение, чувство, мысль звуками, жестами, словами. Музыкальность оживает во всех проявлениях, через нее пробуждается интерес к познанию все новых свойств и возможностей музыкального искусства.

4.Экспериментальное исследование подтвердило эффективность методики работы на основе сюжетно-игровой деятельности и показало ('

один из подходов к решению проблемы музыкального воспитания в современных условиях общеобразовательной школы.

5.Процесс музыкального воспитания в условиях сюжетно-игрового урока будет успешным при следующих педагогических условиях:

-ориентации на комплексное взаимодействие различных видов художественного творчества и вовлечение всех элементов музыкального воспитания в единое развитие сюжетной линии;

-опоре на проблемные ситуации, предполагающие творческую изобретательность, самостоятельность мышления детей посредством: а)постановки проблемных вопросов, ситуаций, стимулирующих музыкальное воображение; б)стремления «действовать» в музыке, выражать свои переживания в действии; в)максимального использования игрового элемента в формах, предполагающих творческое выполнение задания; г)установки на познание музыкального произведения через

нахождение собственного варианта отношения к услышанному, осознанию и утверждению собственных попыток творчес1ва;

-продуманности драматургии музыкального занятия, основанного на вовлечении всех элементов музыкального воспитания в единое развитие сюжетной линии.

6. Сюжетно-игровой урок станет более эффективным при тщательном отборе музыкального материала, предлагаемого детям.

» Высокие художественные достоинства урока определяют: педагогическая

целесообразность, наличие элемента проблемности, «недосказанности», позволяющее варьировать формулировку задания; интонационная и ритмическая яркость, усложнение творческих задач в постижении творческого замысла, усложнение круга изучаемых выразительных средств.

7. Результаты эксперимента подтвердили более высокий уровень выполнения заданий и общий уровень музыкальности младших школьников при применении сюжетно-игрового метода в музыкальной деятельности на уроке, чем при использовании традиционного подхода в решении поставленных задач. Это подтверждено сравнительным анализом результатов воспитательного процесса в экспериментальной и контрольной группе. Тем самым определяется перспективность применения сюжетно-игрового принципа деятельности в музыкальном воспитании младших школьников.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Лехина Л.Н. Я сочинил (из опыта работы класса композиции в г. Череповце) // Музыка в школе. - № 2. - 2000г. С. 73-76 (0,2п.л.).

2. Лехина Л.Н. Музыкальные сказки для детей и взрослых //Музыка в ^ школе. - № 3. - 2000г. С. 60-67 (0,4 п.л.).

' 3.Лехина Л.Н Сюжетность как принцип построения урока музыки //

Музыка в школе. -№5. - 2001г. С. 3-12 (0,5 п.л.).

4.Лехина Л.Н. Танец в общеобразовательной школе: вопросы и возможные решения // Хореографическое образование: тенденции развития : Сборник тезисов научно-практической конференции к 35-летию хореографического факультета (Москва, 28-30 апреля 2001г.).- МГУКиИ, 2001. С. 113-116 (0,2

П.Л.).

5. Лехина Л.Н. Путешествие в страну интервалов // Учебно-методическое пособие. - М., «Классика - XXI», 2002г. - 22 с. (1 п.л.).

1

I

1

%

I

I

/

I

»

Подл, к печ. 26.03.2003 Объем 1.0 п.л. Заказ № 128 Тир. 100 Типография МПГУ

- 5 4 2 К S42.¿f

i

í

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лёхина, Лариса Никифоровна, 2002 год

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности.

1.1.Историко-методологический аспект музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

1.2. Особенности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в контексте идей значимости 46 игровой деятельности.

1.3. Музыкально-творческое развитие младших школьников в условиях сюжетно-игровой деятельности.

Глава 2. Педагогические условия эффективности музыкально-эстетического воспитания младших 95 школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности.

2.1. Ориентация на комплексное взаимодействие различных видов искусств.

2.2. Опора на проблемные ситуации, требующие музыкального творчества учащихся.

2.3. Моделирование драматургии музыкального занятия.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности"

Актуальностьтемыисследования. Возрождение общечеловеческих ценностей, широкое обращение к духовно -личностной сфере человека характеризуют современные педагогические поиски и решения. Активизируется процесс глубокого осмысления роли искусства в воспитании личности. Это находит отражение в ряде публикаций последних лет, в современных концепциях образования, в решении задач духовного обновления общества, при создании реальных условий для творческого развития человека. Среди этих условий важная роль принадлежит музыке.

Музыкальное искусство как явление художественное, ребенок осмысливает на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений как своеобразие средств музыкальной выразительности и духовного содержания произведений, выявляя при этом личную позицию и отношение.

Музыкально-эстетическое воспитание в условиях сюжетно-игрового урока помогает развитию необходимых возможностей для занятий любым видом художественного творчества эмоциональной отзывчивости, ассоциативно-образного мышления, интонационного слуха, чувства метроритма, импровизационности, самостоятельности суждений и осмысленности оценок - закладывает основы становления человека, способного во взрослой жизни ощущать себя как часть целого мира.

Содержание и формы организации сюжетно-игровой деятельности в музыкальном воспитании в начальной школе в наибольшей мере способствуют формированию позитивного отношения к музыкальному искусству и целостному художественному постижению окружающего мира. Такой подход для ребенка младшего школьного возраста не только удобен, но и органичен: художественные способности в этом возрасте синтетичны, музыкальные образы тесно переплетаются с образами литературы, пластики, театра, изобразительности.

Эти вопросы нашли отражение в трудах крупнейших деятелей мировой и отечественной науки - Аристотеля, Платона, Я.А.Коменского, Л.Н.Толстого, П.П.Блонского, Н.Я.Брюсовой ,

A.В.Луначарского, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского и др. Ими сформированы теоретические основы эстетического и нравственного воспитания искусством, в том числе и музыкальным, художественно-эстетического образования, представлены воспитательные системы, связанные с установкой на развитие и раскрытие всех индивидуальных способностей учащихся.

Теоретические основы музыкально-эстетического и художественного воспитания воплотились в целом ряде научных работ Б.В.Асафьева, Н.А.Ветлугиной, А.А.Мелик-Пашаева,

B.А.Разумного, Б.М.Теплова, Б.В.Яворского и др., где подчеркивается актуальность проблемы в школьном воспитании. Внимание к музыкальному воспитанию как к комплексному воздействию на развитие ребенка было связано с поисками эффективных методов развития творческих способностей подрастающего поколения. Отношение к музыкальному искусству и искусству в целом как «методологии человекознания» отразилось в трудах выдающихся психологов Л.В.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, П.М.Якобсона. Большой вклад в рассмотрение темы внесли теоретические исследования в области эстетики и искусствознания

М.Г.Арановский,И.Ф.Бэлза,В.В.Ванслов,Ю.В.Келдыш,Л.А.Мазель, В.В.Медушевский, Р.Роллан, С.С.Скребков, К.С.Станиславский).

В исследовании заложен подход от сюжетности как явления к применению его на уровне музыкально-эстетического воспитания, что способствует широкому охвату объектов изучения и творчества, разнообразит художественно-эстетическое значение музыкального искусства, а также особую художественную атмосферу свободы, раскрепощенной фантазии, заинтересованности, чувство изумления перед маленьким, но открытием. Сюжетно-игровые формы музыкальной деятельности помогают воспитать личность, желающую и способную творить, что В.А.Сухомлинский называл «эмоциональным пробуждением разума».Наличие разработок по отдельным вопросам сюжетности в музыкальном воспитании не снимает необходимости поиска в данном направлении, т.к. сюжетно-игровые действия на уровне структуры урока и цикла уроков не рассматривались, не вставал вопрос о возможности такого подхода, не учитывался вариант подобной деятельности как процесс музыкально-воспитательный. Таким образом, проблема заключается в устранении противоречия между современными требованиями к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников и способом его решения в условиях сюжетно-игровой деятельности.

Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников? Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: теория и практика эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников в условиях сюжетно-игровой деятельности.

Гипотеза исследования: предположение о том, что сюжетно-игровая деятельность является эффективным средством успешного и качественного усвоения музыкального материала младшими школьниками и их музыкально-творческого самовыражения при выполнении следующих педагогических условий: ориентация на комплексное взаимодействие различных видов искусств, в частности, различных видов и жанров музыкально-художественного творчества; опора на проблемные ситуации, предполагающие решение детьми музыкально-творческих задач; моделирование драматургии музыкального занятия. Задачи исследования:

- охарактеризовать методологические подходы к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников;

- определить особенности музыкально-творческого развития ребенка в условиях сюжетно-игровой деятельности;

- выявить педагогические условия эффективности музыкально-эстетического воспитания детей в процессе сюжетно-игровой деятельности;

- в ходе опытно-экспериментальной работы апробировать авторское содержание сюжетно-игровых уроков и проанализировать полученные результаты исследования.

Методологической основой исследования явились: философская теория эстетической выразительности (М.М.Бахтин, А.В.Лосев), идеи отечественных философов, утверждающих гуманистический подход к личностит её духовность и творческую самореализацию (Н.А.Бердяев,И.А.Ильин, В.С.Соловьев); психологическая теория развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский,

A.Н.Леонтьев), теория эстетического воспитания (В.А.Разумный,

B.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий); теория музыкальной педагогики

Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.А.Безбородова, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, О.П.Радынова.

Методы исследования: изучение философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; анализ действующих и экспериментальных программ по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников; исследования результатов тестирования, выполнения заданий учащимися, интервью и беседы с учащимися и педагогами; анализ личного педагогического опыта; экспериментальное обучение на основе разработанного сюжетно-игрового принципа в процессе музыкально-эстетического воспитания.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- получены новые данные о ведущей роли сюжетно-игровой деятельности в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников;

- раскрыта сущность, значение, содержание и структура сюжетно-игрового урока как модели организации музыкально-эстетического воспитания в начальной школе;

- определены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности;

- разработана научно обоснованная методика, соединяющая различные виды музыкально-художественного творчества (музыка, изобразительное искусство, литература, пластическое интонирование, театрализация, творческие задания).

Теоретическая значимость исследования:

- расширены имеющиеся теоретические представления о значимости сюжетно-игровой деятельности для успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников; разработаны уровни, критерии и показатели музыкально-творческого развития младших школьников в условиях сюжетно-игровой деятельности; определены специфические особенности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности;

- обоснованы положения о педагогической целесообразности использования сюжетно-игровой деятельности на уроках музыки. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:

- содержащиеся в нем теоретические положения и выводы отражены в научно-методических рекомендациях, применение которых позволяет существенно повысить эффективность музыкально-эстетического воспитания в начальной школе;

- исследование сопровождалось разработкой и апробацией нового учебно-игрового пособия для детей «Путешествие в страну интервалов», методических материалов, опубликованных в журнале «Музыка в школе», в которых нашли отражение теоретические положения диссертации;

- результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, в практике работы гуманитарных гимназий, студий музыкально-эстетического развития младших школьников, в системе дополнительного образования.

Этапы исследования. На начальном этапе (1992-1994 годы), который носил поисковый характер, был собран практический материал, послуживший основой для определения теоретических исходных позиций общей гипотезы исследования, а также круга исследовательских вопросов. Изучалась философская и психолого-педагогическая литература. На этой основе начались разработки по формированию сюжетно-игрового принципа деятельности на уроках музыки в подготовительном и первом классе общеобразовательной школы и школы искусств на основе взаимодействия всех форм работы на уроке.

На втором этапе ( 1995-1996 годы) на базе городского методического объединения исследователем были прочитаны лекции для педагогов общеобразовательных школ и групп общеэстетического развития, раскрывающие особенности проведения уроков музыки с опорой на сюжетно-игровой принцип. Был проведен опрос учителей, работающих по традиционным и экспериментальным планам. Наблюдения и сравнения отмечались в рабочих дневниках и заметках исследователя.

На третьем этапе (1997-1998 годы) была разработана тематическая основа сюжетных уроков на первые годы обучения и уточнена содержательная насыщенность каждого урока. Проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление и апробацию педагогических условий эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в условиях сюжетно-игровой деятельности.

На четвертом этапе (1999 - 2001 годы) сопоставлялись и обобщались результаты экспериментальной работы, изучалась ееэффективность, анализировались и статистически обрабатывались материалы исследований, были подведены общие итоги исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены:

- методологическим подходом, опирающимся на философские положения о гуманистическом подходе к личности, её духовности и творческой самореализации, на теорию эстетической выразительности; анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки; применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его целям, задачам и логике; сочетанием количественного и качественного материала и данных передового педагогического опыта; - опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были доложены и получили одобрение на научно-практической конференции МГУКИ 2001г. «Хореографическое и музыкальное образование: тенденции и развитие», при проведении открытых уроков, семинаров с преподавателями музыки в общеобразовательных школах, школах искусств, руководителями групп эстетического развития г. Череповца и Вологодской области, на заседании городского научно-методического объединения. Положения и выводы исследования апробировались в ходе опытно-экспериментальной работы автора в школах № 5, 21, 42, г.Череповца, групп общеэстетического развития городского Дома знаний, школы искусств при училище искусств в процессе многолетней работы. Основные положения и главы диссертации обсуждались на заседании кафедры эстетического и трудового воспитания младших школьников Московского педагогического государственного университета. По результатам исследования были опубликованы три статьи в журнале «Музыка в школе», в сборнике тезисов научно-практической конференции Московского государственного университета культуры - материал «Танец в общеобразовательной школе: вопросы и возможные решения», в московском издательстве «Классика - XXI» в марте 2002г. выпущено учебно-игровое пособие для детей «Путешествие в страну интервалов».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сюжетно-игровой урок является моделью организации музыкально-эстетического воспитания в начальной школе, где осуществляется эмоциональное воздействие на личность младшего школьника средствами музыкального искусства.

2.Педагогическими условиями достижения высокого уровня сюжетно-игровой деятельности младших школьников являются: эмоционально-положительная реакция детей на музыкальное творчество; использование музыкально-творческих задач, стимулирующих самостоятельность их решения; реализация вариативных форм сюжетно-игровой деятельности.

3.Сюжетно-игровой урок побуждает учащегося моделировать деятельность композитора, актера, хореографа, писателя и т.д., что приводит к осознанию музыкальной деятельности как художественного познания мира, нахождению общего языка между различными видами искусства и ощущению себя в роли маленького творца.

4.Сюжетно-игровая деятельность реализует актуальную потребность ребенка в воплощении художественно-творческих навыков в процессе музыкально-эстетического воспитания, что позволяет сформировать у детей эстетическое отношение к миру и самостоятельную творческую позицию.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные представления науки о сущности музыкально-воспитательного процесса как сложного сенсорно-интеллектуального и эмоционального процесса познания и оценки музыкального и художественного произведения в целом, позволяют по-новому увидеть значение урока музыки в общеобразовательной школе. С первых шагов общения с музыкой, она должна стать для ребенка частью духовной культуры человека, соединенной нитями с литературой, пластикой, живописью. Понятие художественного образа целостно так же, как целостно восприятие ребенком окружающего мира, того мира, где все одушевлено и имеет свой язык, обращенный к чувствам, разуму, душе. Но смысл уроков музыки не только в овладении культурой, а, вернее, искусством восприятия и эмоционально-смыслового анализа музыкального произведения, его выразительного личностного прочтения и исполнения. Основой приобщения детей к искусству музыки является пробуждение в них эстетических и нравственных чувств, «слышание» и «видение» его образов и понимание их жизненной основы, развитие постоянной потребности общения с музыкальным искусством в повседневной жизни, формирование творческих навыков и умений по раскрытию художественной ценности того или иного произведения.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволяет сделать следующие выводы: 1.Сюжетно-игровая деятельность в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников отвечает современным требованиям к процессу воспитания в общеобразовательной школе и учитывает индивидуально-личностные свойства ребенка. Они представляют собой систему общих и специальных способностей (ритмический, мелодико-линеарный, темброво-гармонический слух, творческое воображение, интонационное % мышление, слуховая наблюдательность, эмоциональность, чувство гармонии, чувство прекрасного), которые развиваются органично и естественно в процессе сюжетно-игрового урока.

2. Сюжетно-игровая деятельность как модель музыкального воспитания наиболее эффективно действует в младшем школьном возрасте - возрасте наибольшей эмоциональной открытости, образной восприимчивости, контактности, когда легко развивается положительное отношение к искусству.

3. Синкретизм различных видов и жанров музыкально-художественного творчества обуславливает единство развития g структурных компонентов музыкального воспитания. Это: интонационное, метроритмическое, аналитическое развитие, действие детей внутри музыки и вместе с музыкой, пластическое интонирование, элементы театрализации, выполнение творческих заданий. Подобное убеждает в том, что детям доступно выразить настроение, чувство, мысль звуками, жестами, словами. Музыкальность оживает во всех проявлениях, через нее пробуждается интерес к познанию все новых свойств и возможностей музыкального искусства.

4.Экспериментальное исследование подтвердило эффективность ф методики работы на основе сюжетно-игровой деятельности на уроке музыки, показало один из подходов к решению проблемы музыкального воспитания в современных условиях общеобразовательной школы.

5.Процесс музыкального воспитания в условиях сюжетноигрового урока будет успешным при следующих педагогических условиях:

-ориентации на комплексное взаимодействие различных видов художественного творчества и вовлечение всех элементов музыкального воспитания в единое развитие сюжетной линии; -опоре на проблемные ситуации, предполагающие творческую изобретательность, самостоятельность мышления детей посредством:

• постановки проблемных вопросов, ситуаций, стимулирующих музыкальное воображение;

• стремления «действовать» в музыке, выражать свои переживания в действии;

• максимального использования игрового элемента в формах, предполагающих творческое выполнение задания;

• установки на познание музыкального произведения через нахождение собственного варианта отношения к услышанному, осознанию и утверждению собственных попыток творчества; -продуманности драматургии музыкального занятия, основанного на вовлечение всех элементов музыкального воспитания в единое развитие сюжетной линии.

6. Сюжетно-игровой урок станет более эффективным при тщательном отборе музыкального материала, предлагаемого детям. Высокие художественные достоинства урока музыки определяет педагогическая целесообразность, наличие элемента проблемности, «недосказанности», позволяющее варьировать формулировку задания, интонационная и ритмическая яркость, усложнение творческих задач в постижении творческого замысла, усложнение круга изучаемых выразительных средств.

7. Результаты эксперимента подтвердили более высокий уровень выполнения заданий и общий уровень музыкальности младших школьников при применении сюжетно-игрового метода в музыкальной деятельности на уроке, чем при использовании традиционного подхода в решении поставленных задач. Это подтверждено сравнительным анализом результатов воспитательного процесса в экспериментальной и контрольной группе. Тем самым определяется перспективность применения сюжетно-игрового принципа деятельности в музыкальном воспитании младших школьников.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лёхина, Лариса Никифоровна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основымузыкального обучения в общеобразовательной школе / Учебное пособие. М.: Министерство просвещения РСФСР, МГПИ им. Ленина, 1982. -С. 123132.

2. Абдуллин Э.Б. Содержание методологической подготовкиучителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореферат дисс. на соис.учен. степени д-ра пед. наук. -М.,1991 .-24с.

3. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе/ Очерки (Д. Кабалевский, Л. Горюнова, Т.Вендрова). М.; 1991.-93 с.

4. Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников /Сб. статейпод ред. М.А.Румер ). М.: Педагогика, 1975.-160с.

5. Алиев Ю.Б. Формирование и развитие гармонического слухашкольников подростков в процессе восприятия музыки / Музыкальное восприятие школьников. - М.:Педагогика. - 1975. - С. 124159.

6. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников- подростков. Автореферат дисс. на соиск. учен, степени д-ра пед. наук. М.:1987. -32с.

7. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителямузыканта. М.: Владос, 2000. - 335с.

8. Александрова Е.А. Развитие восприятия музыкальногообраза у первоклассников ( в процессе постановки детской оперы). Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -М.: 1991. -206с.

9. Александрова Е.А. Художественное образование в России ( историко-культурологический анализ). Автореферат на соиск. учен, степени д-ра культурологических наук. М.: 1997. -43с.

10. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.:1. Просвещение,1983. -280с.

11. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. Педагогическийпоиск /Сб. статей. М.: Педагогика. -1987. -С.9-59.

12. Амонашвили Ш.А. Психологические основыпедагогического сотрудничества. -Киев;Освита, 1991. 110с.

13. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей иодаренности. Проблемы способностей / Сб.статей. Под ред. В.Н.Мясищева). М,: АПН РСФСР. - 1962. - С. 15-32.

14. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2т.

15. М.: Просвещение. 1980. - Т.1. - 230с.

16. Ананьев Б.Г. Задачи современной психологии искусства:

17. Художественно творчество Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. - 1982. -251с.

18. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания:

19. Избр. психологические труды. Под ред. А.А.Бодалева: Академия пед. и социологических наук. М.: Институт практической психологии: Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.-382с.

20. Андреев Д. Роза мира: Метафилософия истории,- М.:1. Прометей. 1991. - 276с.

21. Аникин В.А. Русская народная сказка: Пособие дляучителя. М.: Просвещение, 1977. - 136с.

22. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зренияфизиологии: Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Под ред. Б.С.Мейлаха, Н.А.Хренова. Л.: 1983. Наука. - С.259-262.

23. Античные поэты об искусстве . Л.: Изогиз, 1938. - 194с.

24. Анцыферова Л И. Личность в динамике: некоторые итогиисследования // Психологический журнал. -1992. -№5.

25. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русскойобщеобразовательной школе. М.-Л. АПН РСФСР, 1948. - 147с.

26. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческойличности: Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1975. - Вып.10, С. 2026.

27. Апраксина О.А. Восприятие музыки и анализ ее детьми:

28. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 222с.

29. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика: Проблемымузыкального мышления. Сост. и ред. М.Г.Арановский. М.: Музыка, 1974. -247с.

30. Арановский М.Г. Опыт построения модели творческогопроцесса композитора: Методологические проблемы современного искусствознания. -Л.: 1975.-Вып.1.-С. 127-141.

31. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемыспособностей. М.: Наука, 1977. - 184с.

32. Архангельский Л.Г. Некоторые аспекты соотношениянаучного и художественного: Вопросы социологии и общественной психологии. М.: 1971. - вып. 2. -| 124с.

33. Арчажникова Л.Г. Проблемы взаимосвязи музыкальнослуховых представлений и музыкально-двигательных навыков: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. -М.:1971. -21с.

34. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.:1. Просвещение, 1965. 111с.

35. Арчажникова Л.Г. Проблемы музыкального воспитания на ^ современном этапе реорганизацииобщеобразовательной школы: Материалы Всероссийского совещания «Теория и практика художественного и эстетического воспитания школьников». М.: Школа, 1992. - 156с.32.