Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогический анализ теории и практики национального воспитания в семье

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Бусыгина, Светлана Семеновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогический анализ теории и практики национального воспитания в семье», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Бусыгина, Светлана Семеновна, 2001 год

Введение

Глава 1. Современная педагогика и психология о национальном воспитании детей в семье

§ 1. Национальное воспитание в контексте формирования личности ребенка

§ 2. Национальное воспитание как основа народной педагогики

§ 3. Методы и формы национального воспитания детей в семье

Глава 2. Содержание форм и методов национального воспитания детей в семье

§ 1. Историко-педагогический анализ национального воспитания детей в семье

§ 2. Социально-педагогический анализ практики национального воспитания в семье

§ 3. Мир жизненных ценностей национального воспитания детей в семье

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогический анализ теории и практики национального воспитания в семье"

Бурный процесс перемен, который происходит в межнациональных отношениях во всем мире, ставит на повестку дня необходимость тщательного исследования теоретических основ и практического опыта национального воспитания. Рост национального самосознания, выражающийся в массовой активности национальных движений, способствует пробуждению различных взглядов на природу межнациональных отношений, на их место в ряду других общественных явлений, на тенденции и факторы их развития, на способы и пути решения национальных и межнациональных проблем. Существенную помощь обществу может и должна оказать педагогика, активно участвуя в национальном воспитании подрастающего поколения в духе толерантного отношения к различным национальным культурам при безусловном приоритетном, глубоком знании своей собственной национальной культуры. Решающее место здесь может и должна занять семья, которая фактически есть первая социальная институция, формирующая этническую идентичность будущего гражданина России, прививающая любовь и уважение к своей национальной культуре, воспитывающая его в духе взаимного уважения к другим национальным культурам.

Возрождение своих национальных культур, своих национальных истоков важно для титульных наций. В не меньшей мере это также важно и для представителей малых народов. Проблема формирования этнической идентичности представляет интерес в условиях всякого многонационального государства, где этнические меньшинства ставят перед собой задачу социальной и культурной интеграции. Исторический опыт государств, включающих в себя множество этнических групп, показал, что все они первым шагом общественной и культурной интеграции ставят максимальное сохранение и поддержание своей этнической культуры. Тем более эти проблемы значимы для России, на территории которой при безусловном преобладании титульной нации проживает более 130 национальных меньшинств.

Актуальность темы исследования, таким образом, заключается в том, что в ответ на процесс обновления идеалов и приоритетов национальных отношений, на потребность в возрождении своих национальных культур, своих истоков всеми этническими группами многонациональной России сейчас необходимо интенсифицировать работу по совершенствованию педагогической деятельности по национальному воспитанию. Эта работа должна проводиться не только в школе, но и в семье, поскольку именно там закладываются основы национальной самоидентификации ребенка.

Семья является одним из основных источников знаний о национальной культуре, традиции и истории. Национальные обычаи и традиции занимают особое место в числе факторов, постоянно и систематически воздействующих на формирование личности ребенка. Они аккумулируют в себе богатейший национальный опыт народа, осуществляют преемственность его духовной культуры. Семейная педагогика нуждается в развитой методологической базе, раскрывающей содержание и механизмы национального воспитания.

Современная педагогическая мысль долгое время обходила стороной проблему национального воспитания детей в семье. Между тем, в обществе, в семьях, в близком семейном окружении национальное воспитание реально существует и постоянно реализуется в различных формах. Именно там ребенок получает первые впечатления и представления о национальной культуре, которые затем трансформируются в его собственное национальное самоопределение, в национальную самоидентификацию.

Последнее десятилетие, в связи с массовым развитием национальных школ, проблема национального воспитания получила педагогическую направленность. Национальное воспитание сегодня широко практикуется в общественной и политической жизни, в деятельности различных культурно-просветительских учреждений. Между тем, методологическая база этой важной формы национальной жизни разработана недостаточно, ее теоретическое обоснование отстает от потребности практики. Особенно это заметно в семейной педагогике.

Семья и школа, как две основные социальные ячейки, ответственные за воспитание ребенка, могут эффективно взаимодействовать в деле национального воспитания, дополняя и обогащая друг друга. Чтобы избежать возможных ошибок, необходимо иметь ясное представление о содержании национального воспитания, путях, формах, методах его реализации и других педагогических характеристиках.

Своей работой мы хотели обобщить и развить представления о национальном воспитании в семье, которые сложились в современной педагогике, описать и проанализировать педагогическую практику национального воспитания в современной семье. Мы рассматривали в качестве примера еврейскую семью, поскольку именно в еврейской культуре задачи национального воспитания закреплены национальной традицией.

Материалы для исследования мы черпали, анализируя отечественные и зарубежные работы по педагогике национального воспитания, наблюдая этот процесс в семьях учеников национальных еврейских школ и слушателей (посетителей) еврейских культурно-просветительских учреждений, в собственной педагогической практике.

Методологическую базу исследования составили следующие исходные идеи и положения:

- современные психолого-педагогические концепции формирования и развития личности как процесса трансляции и реализации культурных ценностей;

- современные представления о роли национального компонента в структуре личности и ее социальной идентификации;

- концепция личностно-деятельностного подхода к проблеме национальной самоидентификации личности, сложившаяся в отечественной педагогике;

- современные представления о семье как факторе социокультурного наследования, развития, воспитания и социализации личности.

В своем исследовании мы опирались на работы, рассматривающие: психолого-педагогические и культурологические проблемы воспитания детей (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили, А.В. Петровский, Б.Т. Лихачев, Д.С. Лихачев, А.Г. Асмолов, Т.А. Стефановская, В. Франкл, Т. Шибутани, Э. Эриксон, Ж. Пиаже);

- педагогику семейного воспитания (А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, Д.И. Писарев, Н.П. Костомаров, А.Н. Острогорский, П.Н. Лесгафт, К.Н. Вентцель, Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, ТТТ.А. Амонашвили, В.Я. Титаренко, И.Ф. Харламов);

- педагогику национального воспитания в семье (Н.А. Бердяев, Г.Н. Волков, И.С. Кон, Э.К. Васильев, А.Д. Солдатенков, Д. Арнов);

- особенности еврейского национального воспитания (Й. Флавий, М. Бубер, В. Жаботинский, А. Мими, М. Аренд, Э. Фромм, Р.В Рывкина, B.C. Собкин, М.А. Членов, С.И. Августевич).

Теоретической базой исследования явились труды педагогов, психологов, социологов, анализирующих проблемы национального и семейного воспитания в зависимости от потребности современного общества, - В.Д. Шадрикова, А.Д. Солдатенкова, В.Т. Лисовского, В.А. Тишкова, Б.Т. Лихачева.

Для достижения целей и задач диссертационного исследования применялись следующие методы: анализ проблемы на основе изучения философской, социологической, педагогической, психолого-педагогической и методической литературы; метод наблюдения и анализа практики национального воспитания в семье; метод беседы; метод социологического опроса и педагогической интерпретации его результатов; статистические методы обработки информации.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась широтой и комплексностью методического обеспечения; использованием адекватных методов статистической обработки данных; соответствием общих теоретических положений и практических результатов; совокупностью используемых методов научно-педагогического исследования.

Объектом исследования выступал процесс национального воспитания в однонациональных и многонациональных семьях.

Предмет исследования составили содержание, пути, формы и методы педагогической деятельности по национальному воспитанию детей школьного возраста в семье.

Цель исследования заключалась в критическом анализе и оценке эффективности содержания, путей, форм и методов национального воспитания; в определении его значения для педагогической практики и развития педагогики на современном этапе.

Гипотеза исследования состояла в предположениях, что

А. Национальная самоидентификация ребенка, которая является следствием и результатом национального воспитания, определяется: естественным усвоением ребенком системы отношений родителей и близкого семейного окружения к той или иной национальной культуре, и, в более широком смысле, к их национальной самоидентификации; специальными педагогическими воздействиями родителей и близкого семейного окружения ребенка, направленными на его приобщение к основам национальной культуры, национальной традиции, формирование стойкого интереса к ней; интересом ребенка к национальной культуре, и, под влиянием этого, сознательным усвоением культурного наследия; усвоением опыта родителей, близкого семейного окружения в сочетании с собственными представлениями и собственным отношением к национальной культуре, а, следовательно, формированием собственной национальной самоидентификации.

Б. В практике современной семьи, вероятно, существуют определенные формы и методы национального воспитания, которые делают его наиболее успешным.

Задачами исследования были определены:

1. Проведение теоретического психолого-педагогического анализа феномена национального воспитания и раскрытие его психолого-педагогического механизма;

2. Определение характеристики национального воспитания как системы педагогического воздействия;

3. Оценка места в национальном воспитании семейных традиций, национальной самоидентификации родителей и семейного окружения;

4. Определение комплекса педагогических условий, способствующих формированию национальной самоидентификации ребенка в условиях семейной педагогической практики;

5. Оценка эффективности форм и методов национального воспитания, применяемых современной семьей;

6. Разработка для семейной практики методических рекомендаций по формированию интереса школьников к национальной культуре.

Исследование проводилось в семьях учеников Саратовской воскресной еврейской школы, членов еврейских культурно-просветительных обществ «Тшува» и «Еврейский мир», слушателей учебного центра Открытого университета Израиля, учащихся специализированной средней школы с углубленным изучением иврита и еврейской культуры №170 г. Харькова, а также в семьях учеников более 80 еврейских воскресных и общеобразовательных школ России, Украины и других стран СНГ. Основные этапы проведения исследования:

На первом этапе (1994-1995) велась работа по изучению трудов выдающихся педагогов и психологов о семейном и национальном воспитании, специальной литературы по педагогике и психологии, а также по еврейской национальной культуре. Проводился экспериментальный и теоретический поиск эффективных средств и возможностей влияния семейного национального воспитания на формирование национальной самоидентификации. Обобщался педагогический опыт самого автора и других преподавателей еврейских национальных школ. На этом же этапе были выдвинуты и разработаны общая гипотеза и структура исследования.

На втором этапе (1996-1998) была разработана и уточнена общая методика исследования с целью проверки выдвинутой нами гипотезы. Кроме того, была организована опытно-экспериментальная работа по определению степени влияния семейного воспитания на формирование интереса к национальной культуре как одного из факторов, способствующих национальной самоидентификации ребенка.

На третьем этапе (1997-1999) была обогащена и скорректирована научная гипотеза исследования, осуществлена экспериментальная работа, которая способствовала определению конкретных путей и педагогических условий использования опыта национальных культурно-просветительских учреждений и еврейских школ в семейном национальном воспитании.

На четвертом этапе (1999-2001) проводилось оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Апробация материалов исследования проводилась в выступлениях на международных конференциях по иудайке (Саратов-1997, Москва-1998, Иерусалим-1998), на 19-ой Международной конференции по открытому обучению и дистанционному образованию (Вена-1999), на Конференции педагогических вузов России по проблемам дистанционного образования (Москва-1999), на международных конференциях Ассоциации Народных университетов еврейской культуры (Донецк-1998, Москва-1999); на региональных ежегодных семинарах преподавателей истории и традиции еврейских национальных школ (1996, 1997, 1998, 1999 гг.), а также в 11 публикациях.

Научная новизна исследования заключается в том, что широко известное в педагогической и общественно-политической практике понятие «национальное воспитание» получило системное педагогическое описание его содержания, форм и методов.

Содержанием процесса национального воспитания определена передача ребенку родителями и близким семейным окружением эмоционально-ценностного опыта усвоения, репродуцирования, воспроизводства и развития национальной культуры, завершающаяся национальной самоидентификацией.

Определены основные факторы, обеспечивающие успех семейного национального воспитания, заключающиеся: в четком национальном самоопределении родителей и их положительном отношении к национальной культуре;

- в формировании и поддержании интереса ребенка к национальной культуре, к национальному самопознанию и самоопределению;

- во включении ребенка в реализацию обычаев, обрядов, ритуалов, которые рассматриваются в педагогическом аспекте как важнейшие категории, неразрывно связанные с процессом самоопределения и саморазвития личности.

Определено, что формирование национального самоопределения и самоидентификации происходит в соответствии с воспитательными возможностями семьи, семейного окружения и установками родителей на поддержание и сохранение национальной культуры в семье.

Теоретическая значимость работы состоит:

- в раскрытии содержания национального воспитания в семье;

- в объективизации форм и методов национального воспитания в семье;

- в обосновании приоритетного направления национального воспитания, выражающегося во включении ребенка в соответствующую его возрасту национальную жизнь, прежде всего через национальные ритуалы, обычаи и обряды, а также изучение истории своего народа.

Практическая значимость исследования состоит в оценке наиболее эффективных форм и методов национального воспитания, а также в разработке научно обоснованных рекомендаций по национальному воспитанию в семье, ориентированных на формирование положительно окрашенного интереса ребенка к национальной культуре; в возможности применения в практической семейной и школьной педагогике описанных в исследовании конкретных педагогических средств и методических приемов национального воспитания.

Выводы и конкретные данные, приводимые в работе, могут быть успешно применимы: для педагогического просвещения родителей; в практической педагогической деятельности работников национальных общинных центров, организаторов национальных семейных лагерей; в практической работе педагогов и психологов национальных школ, вожатых молодежных национальных лагерей, культорганизаторов культурно-просветительских национальных организаций и объединений, специалистов по культурно-досуговой педагогике дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность национального семейного воспитания состоит в трансляции детям и усвоении ими национальных ценностей и установок, сохраненных и развивающихся в семье.

2. Освоение национально-культурных ценностей происходит в процессе усвоения национальных обычаев, обрядов, ритуалов, участия в праздниках, изучения национальной литературы, языка, истории и других элементов национальной культуры.

3. Активное участие ребенка в соответствующей его возрасту национальной жизни является важнейшим социально-педагогическим фактором, способствующим национальному воспитанию ребенка в системе семейного воспитания.

4. Процесс формирования гражданских качеств, познания мира и культуры народов совместного проживания происходит в ходе изучения культуры собственного народа.

5. Важнейшее условие эффективности национального воспитания в семье заключается в передаче ребенку, в первую очередь, отношения родителей к своей национальной культуре, традиции и религии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Эти выводы могут быть использованы как основные рекомендации для педагогического просвещения родителей, для работников общинных центров, организаторов национальных семейных лагерей, педагогов и психологов национальных школ, вожатых молодежных национальных лагерей, культорганизаторов, культурно-просветительских национальных организаций и объединений, специалистов по педагогике дополнительного образования. Они также могут быть применимы в практической школьной и семейной педагогике и методических приемах национального воспитания.

Конкретные рекомендации для родителей заключаются в следующем:

- как можно в более раннем возрасте привлекать детей к участию в национальных праздниках, обрядах, ритуалах; поручать им посильные роли, стимулировать их творческое участие, эмоциональный подъем. Национальный праздник должен стать для ребенка эстетической ценностью, его личной, игровой по форме, жизнедеятельностью;

- как можно в более раннем возрасте знакомить, сообразно развитию ребенка, с основными культурными обычаями своей национальной культуры, основами национальной традиции, истории народа, его национальными героями;

- использовать педагогические возможности национальных ритуалов, связанных с личностью ребенка (например, дни рождения, праздники, где ребенок является центральной фигурой события, обрезание братьев, выкуп первенцев, окончание кормления грудью, первую стрижку, обряд совершеннолетия), для знакомства его с культурно-историческим наследием народа;

- знакомить ребенка с историческим смыслом личных имен, фамилий, рассказывать о его предках, носящих эти имена, об их выдающихся качествах, как можно далее прослеживая родословные;

- отмечать личные успехи ребенка в освоении им национального наследия, знания истории и культуры народа.

Национальным воспитанием можно и нужно заниматься, и подходить к нему с той же долей ответственности, с которой мы подходим к воспитанию поведенческому. Национальное воспитание, как и национальное образование, позволяет человеку вести нормальное, социально полноценное существование в окружающей среде и, в то же время, делает его способным гармонично вписаться в национальное общество, чувствовать себя в вполне комфортно определенной национальной среде.

Национальное воспитание позволяет увидеть историю своего народа не как последовательность объективных событий, а как последовательность основных национальных позиций по отношению к этим событиям, как коллективную национальную память. Этим обеспечивается формирование личностного восприятия национальной истории своего народа, личной сопричастности ей.

Обучение национальным традициям, обрядам и ритуалам ставит своей целью не сентиментальную тягу к прошлому, не мечту о его возврате, а фактически осуществляет связь поколений. Эта связь будет возрождаться каждый раз, когда ребенок будет сам становиться родителем, и будет учить своих детей тому, чему учила его семья в прошлом. Но если семья не сделала этого, не важно, по каким причинам, то задача самих детей изучать свое культурно-историческое наследие.

Очевидно, что дальнейшие исследования должны быть ориентированы на выработку педагогически обоснованной многовариативной модели национального воспитания.

Заключение

Полученные результаты позволяют нам говорить о том, что семья в целом обладает высоким воспитательным потенциалом и возможностью влиять на ценностные ориентации детей. Эффективность этого влияния обусловлена благоприятной психологической атмосферой, признанием детьми авторитета родителей, осознанием подростками необходимости согласования своих взглядов и поступков с позициями и представлениями других людей. Расширение областей взаимодействия детей и родителей, в том числе через национальное просвещение на фоне их растущего интереса к национальным традициям, позволит не только сделать более интенсивным общение детей и родителей, но и эффективнее выполнять воспитательные задачи семьи.

Наблюдая процесс воспитания, мы отмечаем, что, к сожалению, современная семья не полностью реализует свои возможности в национальном воспитании; часто основным источником знаний по истории, культуре своего народа для подростков в настоящее время оказывается не семья, а школа. Ведь исторически и традиционно все культурные, религиозные, исторические знания, связанные с его этносом, ребенок получал именно в семье. Механизм такого этнопедагогического процесса понятен: чем больше родители значат для ребенка, чем выше он ценит их мнение, тем больше шансов, что советы будут не только выслушаны, но им еще и последуют. В современном обществе источником этнических знаний и национальных традиций постепенно становится школа вообще и национальная школа в особенности. Дети, получая знания по национальной культуре в такой школе, часто оказываются более образованными в этих вопросах, чем их родители.

Но то, что подростки изучают историю, традицию и получают другие знания о своей этнической культуре больше в школе, чем в семье, не является педагогической ошибкой. Ведь овладение ребенком своей этнической культурой происходит многими путями: в ходе семейного воспитания, совместной со взрослыми и сверстниками деятельностью в национальной жизни, в ходе специального обучения и т.д. Важно только, чтобы семья лидировала в процессе национальной идентификации ребенка, чтобы новые знания о своем этносе, получаемые ребенком вне семьи, не вступали в противоречия с семейными ценностями и установками.

Поскольку задача самопознания является для ребенка ведущей, национальное воспитание, собственный опыт национальной жизни и самообучение приобретают для ребенка большую ценность. Все это развивает его национальное самосознание и помогает самоидентифицироваться. Потребность в самоидентификации, в свою очередь, порождает интерес к национальному знанию и формирует мотивацию изучения национальной культуры, делает возможным восприятие и внутреннее принятие ребенком новой информации о мире своего этноса. При таком подходе собственный опыт становится значимым для личностного развития ребенка и его эмоциональной сферы. У него развивается чувство собственной адекватности, которое позволяет ему быть восприимчивым к окружающему его миру, формируется внимание как к собственным убеждениям и переживаниям, так и к убеждениям и переживаниям людей, с которыми он сталкивается. Личный опыт становится для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он выступает, в конечном счете, как единственный критерий оценки жизненных событий. Если главной целью воспитателя, педагога, осуществляющих национальное образование, является оказание помощи ребенку в достижении им полноты своего самоощущения, в том числе и в плане национального самоопределения, то главной проблемой для них будет поиск и создание различных методов, способных поддержать у детей здоровую любознательность к национальной культуре и жажду учения. Нужно высвободить любопытство детей, позволить им свободный выбор направления учения, продиктованный их собственными интересами, стимулировать дух открытий в мире своей национальной культуры.

Стремление к изучению мира своего этноса - естественная потребность личности в самоутверждении, в поиске достойного места среди других людей. Эта потребность формируется в раннем детстве, и семья должна под держать ее реализацию.

Диссертационное исследование позволило дать системное педагогическое описание содержанию национального воспитания, определило его компоненты, формы и методы. Оно было определено как передача ребенку родителями и близким семейным окружением эмоционально-ценностного опыта усвоения, репродуцирования, воспроизводства, взаимодействия и развития национальной культуры, завершающееся национальной самоидентификацией.

Цель национального воспитания заключается в формировании личности, интегрирующей элементы национального в свою повседневную жизнь. Были раскрыты педагогические основы национального и семейного воспитания, обоснованы приоритетные направления воспитания, выражающиеся во включении ребенка в национальные ритуалы, обычаи и обряды.

Определено, что формирование национального самоопределения и самоидентификации происходит в соответствии с воспитательными возможностями семьи, семейного окружения и установками родителей на поддержание и сохранение национальной культуры в семье. В основе национального воспитания всегда должна стоять работа по формированию положительно окрашенного интереса ребенка к национальной культуре.

Сущностью семейного воспитания является усвоение ребенком семейных ценностей и установок. Содержание национального семейного воспитания выражается в усвоении ребенком национальных ценностей, сохраненных, поддерживающихся и развивающихся в семье. Освоение национально-культурных ценностей ребенком происходит через усвоение им национальных обычаев, обрядов, ритуалов, праздников, через изучение литературы, языка и других элементов культуры. Таким образом, процесс формирования гражданских качеств, познание мира и культуры народов совместного проживания становится возможным в ходе изучения культуры собственного народа.

Эффективность национального воспитания в семье, в первую очередь, обеспечивается путем передачи ребенку отношений родителей к своей национальной культуре, традиции и религии.

Идеалом национального воспитания представляется человек, знающий свои национальные культуру, историю, традицию и язык и при этом не отрицающий исторического значения других народов и, в частности, того, среди которого он живет.

Мы считаем, что основные факторы, обеспечивающие успех семейного национального воспитания, заключаются:

- в четком национальном самоопределении родителей и их положительно окрашенном эмоциональном отношении к национальной культуре;

- в поддержании интереса ребенка к национальной культуре и национальному самопознанию и самоопределению;

- во включении ребенка в реализацию обычаев, обрядов, ритуалов, которые рассматриваются в педагогическом аспекте как важнейшие категории, неразрывно связанные с процессом самоопределения и саморазвития личности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бусыгина, Светлана Семеновна, Москва

1. Аббасов A.M. Семейный родословник. Воронеж, 1994.

2. Августевич С. Психология национальной самоидентификации. // Вестник народного университета еврейской культуры Корни, № 13, Саратов Н. Новгород, 2000.

3. Августевич С. Психология формирования национальной самоидентификации. // Проблемы существования в диаспоре. М., 2001.

4. Августевич С., Рыбаков А., Внукова J1. История еврейского народа в контексте мировой истории. События. Имена. Культурные достижения. М., 2000.

5. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

6. Агеева Р.А. Страны и народы: Происхождение названий. М., 1990.

7. Азарова Л.Н. Развитие творческой индивидуальности младшего школьника в условиях семейного и общественного воспитания. М., 1997.

8. Айер Альфред Джулс. Человек как предмет научного исследования // Феномен человека: антология. М., 1993.

9. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов // Духовная культура и этническое самосознание наций. Под ред. Л.М. Дробижевой. М., 1990.

10. Александер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1995

11. П.Алова Г.Н. Православная педагогика в средневековой Руси: уроки для современности // Магистр № 4, 1997.

12. Альбедиль М.Ф. Что такое этнография и зачем она нужна? // Мир человека № 1,1994.

13. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Ч. 1-3. Екатеринбург, 1992.

14. Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т. 1-2. М., 1994.

15. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995.

16. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990

17. Аренд М. Философия еврейского образования // Еврейская школа №2. СПб. 1993.

18. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-Воронеж, 1996.

19. Барочин Б. К вопросу о еврейской самоидентификации. // Проблемы существования в диаспоре. М., 2001.

20. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

21. Бердяев Н.А. Русская идея и судьба России. М., 1997.

22. Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы. Избранные педагогические и психологические сочинения. T.l, М., 1979.

23. Богославская Е.А. Диагностика и развитие любознательности у учащихся. Автореферат. М., 2000.

24. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. пед. труды. М.Воронеж. 1995.

25. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. труды. М., 1995.

26. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб, 1994.

27. Браун Д.Р., Файерстоун Ч.М., Мицкевич Э. Теле- и радионовости и меньшинства. М., 1994.

28. Броер М. Начало Гаскалы // Новая Еврейская школа № 1. М., 1998.

29. Бубер М. Еврейство и евреи. // Избранные произведения. Иерусалим, 1979. С.37.

30. Бусыгина С. Проблемы национального воспитания в многонациональной российской семье. // «Молодые голоса». Выпуск №2. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей работ МГОПУ / Отв. ред. Ю.Г.Круглов. М., 1998.

31. Бусыгина С. Национальное воспитание и семейные конфликты. // Вестник Народного университета еврейской культуры «Истоки» №3, Харьков, 1998.

32. Бусыгина С. Семья или школа? (к проблеме национального воспитания) // Вестник Народного университета еврейской культуры «Корни» №9, Саратов-Н.Новгород, 1998.

33. Бусыгина С. Круглый стол «Национальное воспитание в семье» // Вестник Народного университета еврейской культуры «Корни» №10, Саратов-Н.Новгород, 1998.

34. Бусыгина С. Круглый стол «Национальное воспитание в семье» // Вестник Народного университета еврейской культуры «Корни» №11, Саратов-Н.Новгород, 1999.

35. Бусыгина С. Семья в национальной самоидентификации ребенка. // Вестник Народного университета еврейской культуры «Корни» №12, Саратов-Н.Новгород, 1999.

36. Бусыгина С. Воспитательные аспекты дистанционного обучения. // Педагогическое образование без отрыва от основной деятельности. Ежегодник № 7. М„ 1999.

37. Васильев Э.К. Семья и ее функции. М., 1993.

38. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения // Пунаков Н.Ф. и др. Учителю начальной школы. М., 1964.

39. Вендровская Р.Б. Сорока-Российский: проблемы русской национальной школы // Педагогика, №3. 1996.

40. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: В сб. избр. трудов. М., 1993.

41. Вимнер Б.Е. Межпоколенная передача этнической идентичности у этнодисперсных меньшинств (на примере современного Петербурга). Дисс. канд. ист. наук. СПб., 1998 (рукопись).

42. Внукова Л.Ю. Методические рекомендации по проведению праздника Бар-мицва.// В сб. "Традиции Бар-мицвы". М., 2001.

43. Волков А.Г., Мацковский М.С. Семья // Демографический энциклопедический словарь. М., 1991.

44. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары. 1989.

45. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1974.

46. Воспитание в национальной школе. Сост. Перфильева Д.И. М., 1984.

47. Воспитание культуры поведения у школьников совместными усилиями школы и семьи. Под ред. Селько В.Г., Люц И.Ф. Минск, 1990.

48. Воспитание с любовью и логикой. Под общ. Ред. М.С. Мацковского, М., 1995.

49. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

50. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: обезьяна, примитив, ребенок. М., 1993.

51. Гальперин А. Еврейское образование и эмиграционные процессы: связи, проблемы, противоречия // Еврейская школа. М., 1996.

52. Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия, М., 1996.

53. Гейне Г. К истории религии и философии в Германии, рус. пер. М., 1994.

54. Гензбитгель М. На стороне ученика: Обучение мирному разрешению конфликтов в дошкольном учреждении, в семье, школе, вузе. СПб, 1998.

55. Гензелева Р. Пути еврейского самосознания. М., 1999.

56. Герцен А.И. О воспитании и образовании.// Избр. соч. М., 1990.

57. Гительман Ц., Червяков В., Шапиро В. Национальное самосознание российских евреев. Материалы социологического исследования 1997-1998 гг. // Диаспоры, № 3, М„ 2000.

58. Гительтман Ц. (Анн-Арбор, США), Червяков В., Шапиро В. Иудаизм в национальном сознании российских евреев // Вестник Еврейского университета в Москве № 3. М., 1994.

59. Гнатенко П.И. Национальный характер. Киев. 1984.

60. Голубовский А., Сорин А. Пихтинские голендеры // «Итоги», № 39 (124), 1998.

61. Гончаров И.Ф. Вопросы со стороны к самому себе // Народное образование, №6.1996.

62. Гончаров И.Ф. Школа отживающая и школа восходящая // Народное образование, №5 1993.

63. Грачева A.M. Национальный вопрос как предмет исследования социологии образования // Социология образования. Труды по социологии образования, Т.1, Вып. 1. М., 1993.

64. Грачева A.M. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков (на материале исследования старшеклассников русской и еврейской национальностей). Автореферат дисс. канд. психол. наук. -М., 1996.

65. Гребенников И.П. Основы семейной жизни М., 1991.

66. Гумилев J1.H. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1994.

67. Гуткина И.М. Проблема ассимиляции и реассимиляции евреев в России // Вестник Народного университета еврейской культуры «Корни», № 1. Саратов-Н. Новгород, 1994.

68. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб, 1995.

69. Дарский J1., Андреев Е. Воспроизводство населения отдельных национальностей в СССР. // Вестник статистики. 1991. № 6. С.8-9.

70. Джарылгасимова Р.Ш. Этническое самосознание наций: Дисс. канд. филос. наук. М., 1985 (Рукопись).

71. Джеймс Уильям. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

72. Дик Н. Семейные праздники в воспитании. Ростов-на-Дону, 1993.

73. Днепров Э.Д. Современная образовательная реформа и развитие российского образования. М., 1997

74. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.

75. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4.

76. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991, № 1.

77. Дробижева JI.M., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в российских республиках в 90-е годы. М., 1996.

78. Дружинин В. Психология семьи. М., 1996.

79. Дубровина И.В., Круглое Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентации и интересов учащихся. Ценностные ориентации и интересы школьников / Сборник научных трудов / - М., Изд-во АПН СССР, 1983.

80. Жаботинский В. Избранное. Биб-ка Алия, Иерусалим. 1989.

81. Жикина Т. Семейная политика и формы помощи семье: Западный опыт // Мировая экономика и международные отношения 1994, № 1.

82. Жилина А.В. Актуальные проблемы педагогики и народного образования. Библ. указатель. М., 1990.

83. Жилина А.В. Воспитание детей в семье. М„ 1990.

84. Занков JI.B. Избр. педагог, труды. М., 1996.

85. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. 1996. № 12.

86. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

87. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.89.3инченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

88. Интеллигенция Северного Кавказа в истории России. Материалы межрегион, науч. конф. (10-11 апр. 1998). 4.2. Ставрополь, 1998.

89. Ионин Л.Г. Социология и культура. М., 1996.

90. Кадава И. Вехи жизни. М., 1991.

91. Каппелер А. Россия многонациональная империя. М„ 1996.

92. Каранашвили А. Этническое самосознание и традиции. М., 1999.

93. Касьянова К.К. К вопросу о русском национальном характере. В сб. Социальная идентификация личности (ред. Ядов В.А.), кн. 1 и 2, М., 1993.

94. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

95. Климчук Ф.Д. Этнос и перепись: парадоксы статистики // Ожог родного очага. Под ред. Г. Гусейнова, Д. Драгунского. М., 1990.

96. Ковалев А.Г. Психология подростка. М., 1991.

97. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

98. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах. МГОПУ. М., 1993.

99. Козлова О .Н. В ведение в теорию воспитания. М., 1994.

100. Коменский Я. А. Материнская школа. Избранные педагогические произведения. Т.1 М., Педагогика, 1982.

101. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

102. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

103. Конституция Российской Федерации. М., 1996.

104. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Российская газета. 10 июля 1996.

105. Корвин Д. Воспитание детей в семье: выбор принципов. ИОРН № 1, М., 1997.

106. Королева К.Л. Семейное воспитание и школа в России. М„ 1994.

107. КорчакЯ. Как любить ребенка. Минск, 1994.

108. Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград, 1996.

109. Краткая Еврейская Энциклопедия. Иерусалим, 1994.

110. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.

111. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. Уч. пос. М., 1997.

112. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1997.

113. Куртасов А.П. Здесь наши корни: Очерки по истории Духовницкого р-на Сарат. обл., Саратов, 1998.

114. Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. СПб, 1997.

115. Лебедева Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. Под ред. Н.М. Лебедевой, М., 1997.

116. Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество. М., 1997.

117. Левкович В.П. Методика изучения супружеских отношений в смешанных семьях. М., 1993.

118. Левкович В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6.

119. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

120. Лесная Л.В. Менталитет Россиян: история и современность // Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология № 1, 1996.

121. Либин-Левав В. А. Теория и практика дистанционного образования (Открытый университет Израиля). Дисс. канд. пед. наук. М., 1998 (рукопись).

122. Линец Ю. Заочная школа для детей среднего и старшего возраста // Новая Еврейская школа № 1. Санкт-Петербург, 1998.

123. Линиченко В., Бусыгина С. Семья и жизненные ценности подростка //Истоки №4, Харьков, 1999.

124. Линко Н.А. Национальные особенности характера. М„ 2001.

125. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб., 1996.

126. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1999.

127. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб, 1996.

128. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991.

129. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч. в 8 т. Т.4.

130. Малкин Г.А. Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М., 1993.

131. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

132. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании. Казань. 1990.

133. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. Под ред. Н.М. Лебедевой. М., 1997.

134. Национальная школа: социально-педагогические проблемы. Под ред. Вершловского С.Г. СПб, 1997.

135. Национальный состав населения России. Информационный издательский центр. М., 1994.

136. Носенко Е. Факторы формирования еврейской идентичности у потомков смешанных браков. // Диаспоры, № 3, М., 2000.

137. Острогорский А.Н. Образование и воспитание // Избр. педагог, соч. М., 1975.

138. Отечественная история: Люди. События. Мысль: Сб. науч. тр. каф. отечеств, истории / Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина; Отв. ред. Севастьянова А.А., Рязань, 1998.

139. Очерк истории еврейского народа. Под ред. проф. LH. Эттингера. 1990.

140. Панарин С. Национализм в СНГ: мировоззренческие истоки // Свободная мысль. 1997.

141. Паульсен Ф. Педагогика и логика. М., 1993.

142. Педагогическая антропология. Учебное пособие. Автор-составитель Б.М. Бим-Бад. М., 1998.

143. Перфильевская Д.И. Воспитание в национальной школе. М„ 1984.

144. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // Избранные педагогические сочинения. Т.1, М., 1981.

145. Песталоцци И.Г. Письма другу о пребывании в Станце. // Избранные педагогические сочинения. Т.2. М., Педагогика, 1981.

146. Писарев Д.И. Значение матери в юношеском воспитании. // Избранные педагогические сочинения. М., 1984.

147. Проняева Т.Ф. Традиция как социально-психологическое явление. -Проблемы философии и социологии. Ленинград, Изд-во Ленинградского унта, 1968.

148. Ременник Л. Между старой и новой родиной. Русская алия 90-х в Израиле. // Диаспоры, № 3, М., 2000.

149. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности в этнически смешанной среде // Процессы психического развития: В поисках новых подходов. М., 1995.

150. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Изд-во АПН СССР, М., 1957.

151. Рывкина Р. Евреи в постсоветской России кто они? М., 1996.

152. Рывкина Р. Перемены в национальной самоидентификации евреев в 90-е гг. // Проблемы существования в диаспоре. М., 2001.

153. Салимова К.И. Восхождение к успеху (Воспитание в Японии: история и современность). М., 1993.

154. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.

155. Семейное воспитание. Словарь. Составитель Гребенников И.В. М., 1990.

156. Семенов К.Б. Проблема семейного воспитания в народной педагогике Карачая и Черкесии. Автореферат дисс. канд. наук, Майкоп, 1996.

157. Семья. Дети. Общество. Саратов, 1994.

158. Серз Уильям и Марта. Воспитание ребенка от рождения до 10 лет. М„ 1998.

159. Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск, 1986.

160. Сидоркин А. Диалог в воспитании // Народное образование № 8-9. М., 1995.

161. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.

162. Синельников А. Некоторые демографические последствия ассимиляции евреев в СССР. // Вестн. Евр. ун-та в Москве, 1994, № 1(5), с.95.

163. Синельников А. Почему исчезает российское еврейство? // Вестн. Евр. ун-та в Москве, 1996, № 2(12), с.51-67.

164. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1998.

165. Смирнова Е.О. Воспитание детей раннего возраста. М., 1996.

166. Собкин В. Еврейские школы в Москве // Вестник Еврейского университета в Москве №З.М., 1993.

167. Собкин В. Еврейский подросток о семье: Опыт социологического исследования // Вестник Еврейского университета в Москве № 2. М., 1996.

168. Собкин В. Изучение национальной идентичности: возрастной аспект. // Проблемы существования в диаспоре. М., 2001.

169. Собкин B.C., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ. М.-Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. М., 1994.

170. Собкин В. Семья и брак глазами учащихся еврейских и нееврейских школ // Еврейская школа № 1-2. Санкт-Петербург, 1996.

171. Собкин B.C. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и еврейских подростков // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Под ред. П.С. Писарского, B.C. Собкина. М„ 1995.

172. Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. -М„ 1997.

173. Собкин B.C., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М., 1992.

174. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1997

175. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX ХХвв). Автореферат дисс. доктор, пед. наук., М„ 1998.

176. Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников. М., 2000.

177. Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности. М., 1994.

178. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

179. Социальная психология. Учебное пособие для студентов пединститутов. Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1987.

180. Социология молодежи // Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996.

181. Стельмакович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа. Киев, 1989.

182. Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993.

183. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос, идентичность, образование. Сб. статей под ред. B.C. Собкина. М., 1998.

184. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

185. Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М., 1996.

186. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно нравственных ценностях народа. М., 1999.

187. Танах: Тора, Невиим, Ктувим. Изд. «Масад арав Кук», Иерусалим, 1978.

188. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.

189. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Этнографическое обозрение № 5. М., 1998.

190. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997. № 3.

191. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

192. Товуу И.О. Социально-педагогическая работа с семьей в межэтнической семье. На материалах Республики Тыва: автореферат дисс. канд. пед. наук., М., 1996.

193. Традиции в современном обществе. Исследование этнокультурных процессов. М., 1990.

194. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., Просвещение. 1968.

195. Филин И.В. Проблема семейного воспитания в педагогике наследия А.С. Макаренко. М., 1990.

196. Философия образования /Отв. ред. Кочергин А.Н. М., 1996.

197. Фирсов Е.Ф. Национальное и общечеловеческое у Я.А. Коменского. М., 1990.

198. Флейк-Хобсон, Кэрол и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993.

199. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

200. Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. СПб. 1995.

201. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998.

202. Флавий Й. О древности еврейского народа. М., 1998.

203. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

204. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие, 2-е издание, М., 1990.

205. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 1998.

206. Членов М. Между Сциллой деиудаизации и Харибдой сионизма: горские евреи в XX в. // Диаспоры, № 3, М., 2000.

207. Членов М. Типология еврейских самоидентификаций в современном мире. // Проблемы существования в диаспоре. М., 2001.

208. Шамаева А.П. Педагогические основы социальной работы с семьей в якутском туолбэ: автореферат канд. пед. наук, М., 1997.

209. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

210. Шуляпова О.В. Нравственное воспитание младших школьников в современных условиях. Автореферат. М., 2000.

211. Щекина С.С. Воспитание в поморской семье XVIII-XIX вв. Петрозаводск, 1995.

212. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

213. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

214. Этнология. Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М., 1994.

215. Этнос. Идентичность. Образование. Под редакцией B.C. Собкина. М„ 1998.

216. Arnow D. Toward a psychology of Jewish Identity. A Multidimensional Approach. Journal of Communal Service. Vol. 71, N0.1, NJ, 1994.

217. Chante J.E. et al, Categorical Race versus Individuatiny Belief as Determinants of Discrimination., Journal of experimental social psychology, v. 32(3), 1996.

218. Fitzpatrick K.G. Something more: Nurturing your child's spiritual growth. N.Y. 1991.

219. Gellner E. Ethnicity and Faith in Easter Europe // Daedalus. V. 119. №> 1. 1990.

220. Habermas J. Moral Consciousness and Communicative Action. Massachusetts, 1990.

221. Held D. Democracy: From City States to a Cosmopolitan Order?//Held D. (ed.). Prospects for Democracy. Cambridge, 1993.

222. Joseph, Soanne M. The resilient child: Preparing today' youth for tomorrow's world. N.Y.; London, 1994.

223. Klein E. Lost Jew. The Struggle for Identity Today. L.-N.Y., 1996.

224. Liebkind K., "Acculturation and stress". Journal of cross-cultural psychology, v. 27(2), 1996.

225. Linklater A. What is a Good International Citizen? // Keal P. (ed.). Ethics and Foreign Policy. Sydney, 1992.

226. London P. and Chazan B. Psychology and Jewish identity education. N.Y., 1990

227. Lorenzi-Ciold F. "The Self in collection and aggregate group" In: Trends and issues in theoretical psychology. N.Y. 1995.

228. Mann M. The Sources of Social Power. Vol.2: The Rise of Classes and Nation-States. Cambridge,!993. P. 250 251, 354.

229. Meyer M. Jewish identity in the modern world. Seattle: University of Washington Press. - 1990.

230. Putnam H. Judaism and Jewish identity. / Jewish identity., Eds. by David Theo Goldberg & Michael Krausz. Philadelphia, 1993.

231. Tolts M. Jews in the Russian Republic before the Second World War: the dynamics of demographic erosion // International Population Conference. Montreal. 1993. Vol.3. P.17-110.

232. Tolts M. Jews in the Russian Republic after the Second World War: the dynamics of demographic erosion // International Population Conference. Montreal. 1994. Vol.4. P .48-103

233. Tolts M. The Balance of Birth and Deaths among Soviet Jewry. // Jews and Jewish Topics in the Soviet Union and Eastern Europe. Jerusalem, 1992. №> 2(18). P.l 1-17.

234. Walker R. B. J. Inside/Outside: International Relations as Political Theory. Cambridge, 1993. № 4 C.92.

235. Wise M. Gibb R. Single Market to Social Europe: the European Community in the 1990s. Essex, 1993. P. 309-310.

236. Zeemach E.M. Custodians./ Jewish identity., Eds. by David Theo Goldberg & Michael Krausz. Philadelphia, 1993.

237. Zinchenko V. Internalisation and externalisation in L. Vygotsky's tradition // Magister № 4. Moscow, 1997.