Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Филин, Иван Владимирович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 М
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Филин, Иван Владимирович, 1990 год

Введение .3

Глава I. Теоретико-Методологические основы семейного воспитания в трудах A.C. Макаренко .17

§ I. Основные этапы развития взглядов А.С„ Макаренко на проблему воспитания детей в семье. 17

§ 2. Семья как воспитательный коллектив .» 42-

§ 3. Связь школы с семьёй в процессе воспитания детей и подростков .«. 62

Глава П. A.C. Макаренко о содержании, формах и методах семейного воспитания .84

§ I. Взаимосвязь социальных и воспитательных функций семьи в содержании её жизни . 84-

§ 2. Взаимоотношения в семье как средство воспитания и развития качеств личности ребёнка.107

§ 3. Специфика методов и приёмов воспитания детей в семье.126

§ 4. Применение идей A.C.1 Макаренко в современной теории и практике семейного воспитания .154

Введение диссертации по педагогике, на тему "Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко"

Актуальность проблемы исследования. Обусловленные перестройкой тенденции гармонизации отношений между обществом и личностью, развития различных форм собственности, возрастания роли общечеловеческих ценностей в регулировании всех сфер жизни людей, деморализации и гуманизации системы образования реализуются медленно, через множество противоречий, объективных и субъективных трудностей. Одна, из фундаментальных причин этих трудностей - в социальной неустроенности и нравственной непрочности значительной части семей, утрате ими многих ценных традиций, ослабления влияния семьи на формирующуюся личность ребенка, неоправданных претензиях институтов общественного воспитания (детского сада, школы и др.) на диктат в отношении семьи, её воспитательных функций.

Типичной стала ситуация, когда веками накопленные традиции семейного воспитания, во многом отражающие мудроеть и нравственные устои людей труда, оказались утраченными и забытыми, а то новое, прогрессивное, что рождалось в практике воспитания в семье в последние десятилетия, оказалось зачастую деформированным негативными социальными процессами, не получило широкого распространения. Поэтому весьма актуальными современными задачами теории и практики семейного воспитания являются возрождение в нем лучших традиций народной педагогики и более широкое, последовательно© использование передового опыта, родившегося в условиях советского периода, результатов проведенных в данной области исследований.

В решении указанных задач значительная роль принадлежит общественным и антропологическим наукам, в том числе - педагогике. При организации комплексных научных исследований современных проблем семьи в условиях перестройки 1 обновления всех сфер общественной жизни следует использовать и те достижения, которые были накоплены в процессе социальной практики и теоретического поиска в течение предшествующих десятилетий истории Советского общества. Созфаняющими значительную актуальность и ценность источниками остаются и в наши дни взгляды на социальные, этические и педагогические проблемы семьи таких видных деятелей первых десятилетий нашей истории, как Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, A.C. Макаренко, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.П.Шнкевич и др. Вместе с тем, ка,к свидетельствуют современные данные в области социологии семьи и семейного воспитания (Т.М.Афанасьева, И.В.Бестужев-Лада, Р.Г.Гурова, А.Г.Харчев и др.), наибольшей популярностью сегодня пользуются взгляды в этой области и труды А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского.

Взгляды А.С.Макаренко на проблемы семьи и семейного воспитания в той или иной степени явились объектом научного интереса авторов многих диссертационных исследований по теории и истории педагогики: ка.к собственно ма,каренковедческих, так и посвященных различным аспектам воспитания детей и молодежи в семье. В частности, в макаренковедческих диссертациях А.Г.Григорьевой "Воспитание сознательной дисциплины у подростков в семье на основе принципов A.C.Макаренко" (М. ,1953); Н.М.Катериночкина, "Организа,-ция детского коллектива в педагогическом опыте А.С.Макаренко" (М.,1946); И.Ф.Козлова. "Педагогический опыт А.С.Ма.каренко и основные положения его педагогического учения" (М.,1941); Г.В.Ман-веляна "Вопросы воспитания коммунистической морали в педагогической теории и практике А.С.Макаренко" (М.,1955); Л.И.Позденко-вой "Социалистический гуманизм и социалистический оптимизм педагогической системы А.С.Макаренко" (М. ,1950-1951); П.И.Ула.севич "А.С.Макаренко о воспитании дисциплины" (М.,1948) были освещены воцросы родительского авторитета, единства требований к детям со стороны шкоды и семьи как условия воспитания у них сознательной дисциплины, проблемы ответственности родителей за воспитание детей, формирования и функционирования семейного коллектива и др. В докторской диссертации А.А.Фролова "Становление педагогической системы А.С.Макаренко в процессе развития теории коммунистического воспитания" (М.,1986), взгляды А.С.Макаренко на воспитание детей в семье рассмотрены как органический компонент его педагогической системы в сложных диалектических взаимосвязях с другими ее компонентами. В большинстве же макаренковедческих работ общее и специфическое во взглядах на проблему семейного воспитания не анализируется, а сами его взгляды на эту проблему рассматриваются по преимуществу на аннотационно-йллюстративном уровне. Последнее замечание в значительной мере относится к научно-популярной макаренковедческой литературе.

В диссертациях по историко-теоретическим и теоретико-методологическим проблемам воспитания детей и молодежи в семье (В.А. Бойко, А.Г.Видченко, А.И.Довгалевская, А.И.Исмаилов, З.С.Курбы-ко, Е.И.Наседкина, Р.В.Овчарова, Н.Д.Павлова, Л.К.Пелипенко, Н.Е.Резникова, М.С.Савина, А.П.Степенянц, Н.С.Сытина и др.) чаще всего используются отдельные высказывания А.С.Макаренко, которыми авторы подтверждают или иллюстрируют те или иные положения своих исследований. Естественно, результатом такого подхода, к наследию педагога не могли стать ни сколько-нибудь целостное представление о его взглядах на проблему воспитания детей в семье, ни характеристика условий и возможностей эффективного использования этих взглядов в современной практике семейного воспитания.

Диссертация Фам Хак Чыонг "Влияние идей А.С.Макаренко на становление и развитие семейного воспитания во Вьетнаме" (Минск, 1986) интересна с точки зрения осмысления и практического применения наследия педагога в странах Юго-Восточной Азии с социалистической ориентацией, однако эта работа не претендует на целостное рассмотрение системы его взглядов по проблеме воспитания детей в семье. Основное внимание автора, естественно, сосредоточено на анализе состояния семейного воспитания во Вьетнаме в предшествующие десятилетия и в настоящее время.

С точки зрения проблемы нашего исследования заслуживают внимания диссертации Л.В.Вазовского "Развитие взаимодействия школы и семьи в воспитании учащихся" (1917-1945 гг.)" (М.,1987); И.В. Гребенникова "Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников" (М., 1971); Т.В.Лодкиной "Воспитание самостоятельности у подростков в семье" (М.,1983). В этих работах рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи в воспитании учащихся, педагогической культуры родителей, трудового воспитания в семье, самостоятельности подростков в семье, в основу которых положены педагогические идеи А.С.Макаренко о воспитании детей в семье, его взгляды на семью как основную структурную единицу воспитательного процесса. Вместе с тем и для названных работ характерно, что их авторы не рассматривали идеи А.С.Макаренко о воспитании детей в семье целостно, а тем более в органическом единстве с другими компонентами его педагогической системы; в этих диссертациях не учтены с необходимой полнотой и глубиной качественные изменения в социальной структуре общества и функциях различных его институтов, в том числе семьи, во взаимосвязях этих институтов и их функций, которые произошли за последние десятилетия и особенно в условиях происходящей в обществе перестройки.

Между тем, как мы полагаем, эти изменения диктуют необходимость принципиально новых подходов к проблеме изучения взглядов А.С.Макаренко в области семейного воспитания и их творческого применения в современной практике воспитания детей и молодежи в семье.

Значительный интерес представляет раздел по проблеме семейного воспитания в монографии "Развитие идей А.С.Макаренко в теории и методике воспитания" (273,с.143-155). Однако ограниченный объем этого концептуально важного материала не позволил автору (И.В.Гребенников) исследовать многочисленные неизвестные и малоизвестные источники наследия педагога.

Для характеристики особенностей современной социальной ситуации, имеющих непосредственное отношение к проблемам семьи и семейного воспитания, значимы, по нашему мнению, следующие принципиальные положения.

Преодоление административно-командной системы, поиск реальных путей демократизации и гуманизации всех сфер жизни общества объективно вызвали снижение престижа школы в общественном мнении учащихся, их родителей и части учителей. Одним из объектов критики традиционно сложившихся отношений между школой и семьей стали утверждения многих педагогов, практиков и исследователей о необходимости подчинения воспитательной деятельности семьи жесткому руководству со стороны школы. Воспитание детей в семье, согласно этой точки зрения, есть своего рода, придаток, простое продолжение школьного воспитания. Характерно, что такие взгляды нередко подкреплялись ссылками на отдельные высказывания A.C. Макаренко, выхватываемые из контекста его работ и упрощенно истолковываемые .

Вместе с тем анализ реальной практики воспитания детей и подростков в семье показывает, что личный пример родителей, образ жизни семьи, взаимоотношения в ней старших и младших поколений имеют глубокое качественное своеобразие, которое не может быть заменено никакой школой и другими институтами общественного воспитания даже при самом высоком уровне педагогического мае терства. Растущие масштабы трагедии детей, брошенных родителями свидетельствуют об этом достаточно красноречиво.

Передовой опыт характеризуется, в частности, отношениями равноправного сотрудничества и партнерства, заинтересованного диалога и взаимовлияния школы и семьи. В демократизации и гуманизации жизни школьных коллктивов заметную положительную роль играет умение педагогов приблизить обстановку в классе, группе продленного дня, объединения детей по интересам и т.п. к семейной, свободной от формализма и авторитаризма. В то же время влияние организованного школьного коллектива вносит в атмосферу семьи общественно ценные стимулы и мотивы, интернационализм, другие духовно-нравственные ценности социализма.

Особенно острым показателем критического характера ситуации переживаемой школой и семьей, является отчуждение растущего чис ла, детей и, особенно, подростков как от школы с ее формализмом и бездушием, характерными еще для значительной части школьных коллективов, так и от семьи, нередко лишенной элементарных уело вий для удовлетворения многообразных потребностей ребенка и той внутренней культуры, без которой не может быть духовной близости между родителями и детьми.

В условиях, когда традиционные взаимоотношения между школой и семьей нарушены, а новый характер этих взаимоотношений, отвечающий принципам демонетизации и гуманизации учебно-воспита-тельного процесса, еще не сложился, когда в обществе происходят противоречивые, во многом стихийные процессы, затрагивающие жизненные интересы различных групп населения (социальных, национальных, профессиональных и т.д.), возрастает конфликтность отношений школы и семьи, создающая дополнительные трудности в обучении и воспитании детей. Это также свидетельствует об остроте актуальности предлагаемой нами проблемы исследования. В необходимости разрешения возникающих в сфере семейного воспитания противоречий состоит объективная социально-педагогическая сущность проблемы воспитания. Опора на педагогическое наследие А.С.Ма,ка,-ренко и, в частности, его идеи о воспитании детей в семье может, по нашему мнению, способствовать позитивному разрешению этих противоречий.

Объектом исследования является теория и практика советского семейного воспитания в их историческом становлении и современном состоянии.

Предмет исследования - формирование и развитие взглядов А.С.Макаренко на проблему семейного воспитания ка.к составной части его педагогического наследия.

Цель исследования - выявить в трудах А.С.Макаренко теоретико-методологические основы, содержание, формы и методы семейного воспитания и охарактеризовать пути эффективного использования его взглядов на эту проблему в современных условиях.

Задачи исследования:

1. Выявить общее и особенное в идеях А.С.Макаренко в области семейного воспитания и взглядах других видных советских педагогов 20-30-х годов на данную проблему.

2. Выявить и охарактеризовать основные идеи А.С.Макаренко в области семейного воспитания, рассмотреть их генезис и развитие в его теоретическом наследии.

3. Охарактеризовать методику воспитания детей в семье в педагогическом наследии А.С.Макаренко.

4. Определить основные условия эффективности и пути использования положений А.С.Макаренко в области семейного воспитания на современном этапе развития теории и практики воспитания детей в семье.

Положения исследования, выносимые на защиту, основываются на тенденциях развития проблемы семейного воспитания в наследии А.С.Макаренко и условиях эффективного применения его идей о семейном воспитании. Для характеристики становления и развития взглядов А.С.Макаренко на проблему воспитания детей в семье наиболее существенными моментами нам представляются следующие: а) опыт воспитания детей в семье, где вырос и сформировался как личность сам Антон Семенович, отражение в этом опыте прогрессивных традиций народной педагогики; б) опыт воспитания детей (приемного сына и племянницы) в семье А.С.Макаренко; в) взгляды предшественников А.С.Макаренко - передовых педагогов конца XIX - начала XX века на проблему воспитания детей в семье (Е.И.Конрада, А.Ф.Лазурский, П.Ф.Лесгафт и др.); г) изменения социальной ситуации в соотношении общественного и семейного воспитания в стране в 20-30-х годах, вызвавшие сложную эволюцию взглядов А.С.Макаренко на данную проблему; д) значительный рост в конце 20-х годов и в 30-е годы в коммуне Ф.Э.Дзержинского числа детей из обычных семей; е) актуализация проблемы в широких общественных масштабах в 30-е годы в условиях, с одной стороны, развития всеобщего образования, а с другой - усиливающихся деформаций как школы, так и семьи под влиянием происходивших в стране негативных социальных процессов. Идеи А.С.Макаренко о воспитании детей в семье приносят наиболее ощутимый эффект в

- II современных условиях семейного воспитания, если: а) осуществляется целостный подход к данному аспекту педагогического наследия А.С.Макаренко; б) это наследив рассматривается как своеобразный синтез научной и народной педагогики; в)учитывается общее и специфическое в этом наследии; г) последовательно реализуется дифференциация и индивидуализация применения идей А.С.Макаренко в современных условиях с учетом особенностей (социальных, национальных, возрастных, демографических, психологических и т.п.) различных типов семей; д) достигается единство многообразных форм пропаганды идей А.С.Макаренко среди родителей, с организацией на этой основе педагогического всеобуча и реальной практики воспитания детей в семье.

Методологической основой исследования являются диалектико-материалистические положения о сущности человека как совокупности всех общественных отношений; о природной сущности задатков человеческой индивидуальности; о социально-педагогических функциях семьи в обществе; о формировании в коллективе всесторонне и гармонически развитой личности; важное методологическое значение для исследования имеют положения Программного заявления КПСС, принятого на ХШ1 съезде Коммунистической партии, в которых нашли отражение проблемы демократизации и гуманизации всех сторон жизни современного общества, в том числе - воспитания и образования детей и молодежи.

Для решения пославленных задач использованы следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ документов КПСС, Советского государства; изучение трудов советских философов, социологов, психологов, педагогов, а таете архивных источников;

- сравнительный анализ и обобщение собранных исторических фактов и на этой основе установление ведущих тенденций в теории и практике; теоретическое моделирование;

- сбор и изучение воспоминаний современников и воспитанников А.С.Макаренко;

- изучение и обобщение опыта семейного воспитания;

- педагогическое наблюдение; опытно-педагогическая работа.

Наряду с изучением научной литературы, периодики, практического опыта воспитания детей в семье использованы архивные источники по фондам: а) Центрального государственного архива, литературы и искусства. (ЦГАЛИ СССР) - фонд А.С.Макаренко; б) Центрального государственного архива Октябрьской революции (ЦГАОР СССР) - отчеты школ и учебно-воспитательных учреждений, в том числе и для несовершеннолетних правонарушителей; в) Центрального государственного архива, имени А.М.Горького при институте Мировой литературы АН СССР - архив А.М.Горького, переписка, с А.С.Макаренко; г) Центрального государственного архива Октябрьской революции Украинской ССР (ЦГАОР УССР) - документы и материалы колонии им. М.Горького и коммуны им. Ф.З.Дзержинского; д) Полтавского областного государственного архива, (ПОГА УССР) - архив А.С.Макаренко.

Всего около 1000 ед. Зфанения.

Наряду с указанными архивными источниками в работе использованы также материалы, собранные за время работы в различных учебно-воспитательных учреждениях: педагогических училищах, школах, детских садах, семейных клубах.

Использованы также материалы бесед с сотрудниками и воспитанниками А.С.Макаренко (О.В.Макаренко, Г.К.Калабалиной, Л.В. Конисевичем, Н.Т.Пенкиным, В.В.Постниковым и др.). Всего 15 человек.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлены основные йенденции развития опыта и идей А.С.Макаренко о семейном воспитании, раскрыты связи семейного воспитания с другими компонентами его воспитательной системы; охарактеризовано значение опыта и идей А.С.Макаренко о семейном воспитании для современной педагогики и школы; показаны преемственность разработанных А.С.Макаренко положений о семейном воспитании с теорией и практикой современного семейного воспитания, основные пути реализации его положений в современной семье.

Теоретическая значимость исследования в том, что на материале проблемы воспитания детей в семье в работе раскрыта диалек-тичность педагогической системы А.С.Макаренко, ее постоянное развитие и совершенствование в зависимости от изменения конкретно-исторических условий, что способствует преодолению догматизма по отношению к наследию педагога-писателя; обосновано положение о синтезе народной и научной педагогики как основе взглядов А.С.Макаренко на проблему воспитания детей в семье, которое может явиться, как мы полагаем, одной из фундаментальных предпосылок дальнейшего развития теории и практики семейного воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что совокупность идей А.С.Макаренко о семейном воспитании, будучи систематизированной и осмысленной в единстве со всем его педагогическим наследием, может быть более эффективно использова,-на. в современной практике воспитания детей в семье; выводы и рекомендации исследования позволят улучшить педагогическое изучение семей, оказания им методической помощи, выявить уровни педагогической культуры родителей, совершенствовать их педагогический всеобуч. Разработанные рекомендации позволят также совершенствовать подготовку студентов педагогических вузов и учителей для работы с родителями. Исследование поможет в более полном использовании методов и приемов семейного воспитания.

Апробация основных положений и выводов исследования проводилась на заседаниях лаборатории методологических и теоретических проблем воспитания НИИ теории и методов воспитания АПН СССР; ход и результаты исследования отражены в научных докладах и сообщениях (1984-1990 гг.): на заседаниях секции по изучению и пропаганде наследия А.С.Макаренко Центрального совета Педагогического общества РСФСР; научных конференциях и семинарах в педагогических институтах (Киев, Минск, Полтава, Кировоград, Кишинев) ; в ежегодных конференциях молодых ученых в НИИ ОПВ АПН СССР на Всесоюзной научно-практической конференции "Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современные проблемы воспитания молодежи", посвященной 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко (Москва) ; на заседаниях макаренковских сред при Московском музее А.С.Макаренко; в педагогических училищах I 4, 6, 15 и ряде средних школ Москвы; в опубликованных работах автора.

Диссертация включает в себя анализ следующих основных проблем семейного воспитания в наследии А.С.Макаренко: генезис и развитие идей педагога в данной области как составная часть его педагогических воззрений; общее и особенное в семейном и школьном воспитании в их единстве и взаимодействии; содержание и методика воспитания детей в семье; возможности и пути эффективного использования и развития идей А.С.Макаренко о семейном воепитании в современных условиях. Диссертация состоит из двух глав.

В первой главе "Теоретико-методологические основы семейного воспитания в трудах А.С.Макаренко" охарактеризованы основные этапы и тенденции развития взглядов А.С.Макаренко на проблему воспитания детей в семье; систематизированы его взгляды на семью как воспитательный коллектив; выявлены наиболее важные преемственные связи между концепцией семейного воспитания, предложенной А.С.Макаренко, и современными концепциями воспитания детей в семье.

Во второй главе "А.С.Макаренко о содержании, формах и методах семейного воспитания" раскрыты особенности взаимосвязи различных сторон воспитания детей в семье; взаимоотношений в семье как средства воспитания личности ребенка; методов и приемов воспитания детей в семье; путей эффективного использования идей педагога о семейном воспитании в условиях современной семьи, учреждений общественного воспитания и в педагогических исследованиях.

Современная наука призвана отражать новые, соответствующие духу времени подходы к семейному воспитанию, развивая и существенно обогащая его теоретические основы. К сожалению, подобного научного "приращения" в последние десятилетия наблюдается весьма мало, что не может не вызвать серьезных раздумий. Возникает вопрос не праздный, а существенный: почему в педагогике семейного воспитания отмечается топтание на месте, нет существенного продвижения после Н.К.Крупской и А.С.Макаренко? Это случилось, на наш взгляд, по тому, что мы, ученые, недостаточно исследовали каким путем шли Н.К.Крупская и А.С.Макаренко в разработке вопросов семейного воспитания, в развитии его теоретических основ и выдвижении новых педагогических идей "(318,с.19).

- 16

В современных условиях многие из взглядов А.С.Макаренко на воспитание детей в семье (о семье как воспитательном колллекти-ве, роли личного примера родителей в воспитании детей и др.) сохранили свою актуальность, нуждаются в широкой пропаганде и эффективном использовании. Вместе с тем необходимо творческое, учитывающее современные тенденции общественного и семейного воспитания, использование этого наследия, и только в этом случае оно может принести необходимую отдачу. В частности, следует принимать во внимание возросшие материальные и культурные возможности многих семей, установление между школой и семьей отношений равноправных партнеров в воспитании детей, необходимость более полного учета национальных традиций в семейном воспитании и т.п. актуальные для современной ситуации тенденции, которые не могли получить отражения в наследии А.С.Макаренко.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование включало в себя анализ следующих основных проблем семейного воспитания в наследии A.C. Макаренко: генезис и развитие идей педагога в данной области как составная часть его педагогических воззрений; общее и особенное в семейном и школьном воспитаний в их единстве и взаимодействии; содержание и методика воспитания детей в семье; возможности и пути эффективного использования и развития идей A.C. Макаренко о семейном воспитании в современных условиях.

Анализ разнообразных источников даёт возможность утверждать, что взгляды A.C. Макаренко на проблему воспитания детей в семье, являясь органической составной частью его педагогической системы, на протяжении трех десятилетий работы в дореволюционной и советской школе (в том числе в колонии, коммуне) претерпели значительную эволюцию; для правильного понимания и оценки этих взглядов необходимо учитывать как их преемственность с прогрессивной отечественной и зарубежной педагогической мыслью конца ИХ- начала XI вв., так и многообразные связи с концепциями воспитания, развивавшимися на Украине и в России в советский период(20-30-е гг.).

Исследование взглядов A.C. Макаренко на проблему семейного воспитания показало, что между ними и взглядами других педагогов - как предшественников, так и современников - имеется преемственность. Эта цреемственность взглядов не простое повторение знаний, накопленных прогрессивной мыслью прошлого, а имеет диалектический характер. Отмечая позитивные стороны изучавшихся им педагогических воззрений, педагог критически их переосмысливал, перерабатывал, исходя из марксистско-ленинской концепции социального воспитания ("ооцвоса"), созданной передовыми

-178 советскими педагогами в 20-е годы и активно разделявшейся A.C. Макаренко, принимавшим определённое участие в её разработке и практическом воплощении в жизнь.

Концепция воспитания детей в семье, разработанная A.C. Макаренко, в своём становлении и развитии последовательно прошла четыре этапа: а) этап, связанный с дореволюционным опытом педагога, когда его взгляды на проблемы воспитания складывались под влиянием родительской семьи, семей ближайшего социального окружения, классического педагогического наследия; б) этап, связанный с работой в колонии им. М. Горького, когда под влиянием идей соцвоса A.C. Макаренко видел будущее воспитания детей в создании сети интернатных учреждений, в коллективах которых будут использоваться лучшие семейные традиции, а собственно семья приобретёт второстепенное, подчиненное значение дополнительного фактора, влияющего на ребёнка; в) этап работы в коммуне им, Ф.Э. Дзержинского, в коллективе которой было много детей из обычных семей, ставших объектом пристального практического и научного интереса A.C. Макаренко, когда он приходит к идее органической связи школы с семьёй в воспитании детей при руководящей роли школы; г) этап последующего полного переключения на научно-пе-дагогическута и литературно-художественную деятельность, когда A.C. Макаренко много внимания уделяет воспитанию в собственной семье приёмного сына (сын Г.С. Макаренко от первого брака -Л.М. Салько) и племянницы (дочь младшего брата B.C. Макаренко -0.*В. Макаренко), много общается с семьями близких ему людей в Киеве и Москве, в том числе - бывших своих воспитанников, с читателями своих произведений, учителями, родителями. На этом этапе педагогом разрабатываются основные положения теории и методики воспитания детей в семье, создаются такие крупные произведения, посвященные данной проблеме, как "Книга для родителей" и лекции о воспитании»

Сущность педагогической системы A.C. Макаренко наиболее сжато и интегративно выражалась им в формуле: человек не воспитывается по'частям, он формируется целостно, во взаимодействии с влияниями всех социальных институтов, в числе которых особенно важная роль принадлежит школе и семье.

В нашем обществе, где семья основывается на чувстве любви, идейной близости, взаимном доверии и находится под защитой государства, заботящегося о ней путём развития широкой сети детских учреждений, выплаты различных видов пособий и другой помощи, существуют все условия для создания крепкой семьи и усиления её роли в воспитании подрастающего поколения. Каждая семья отличается "своеобразием жизни и жизненных условий" и, по твёрдому убеждению А|С. Макаренко, должна самостоятельно решать вопросы воспитания; тем не менее он выделил пять типов семей, характерных для нашего общества (202, т. 5, с. 237-240). Главным критерием, определяющим тип семьи, педагог избрал потребности, считая, что они и способы их удовлетворения формируют деятельность человека, побуждают его к общению, являются регуляторами поведения личности и важными факторами духовного, нравственно-психологического климата в семье.

Цели и задачи целостного процесса воспитания личности решаются через педагогически целесообразную организацию многообразной деятельности детей как в школе, так и в семье, в широкой социальной среде и микросоциальных объединениях, поэтому общественное и семейное воспитание представляют собой диалекти

-180 ческое единство, основанное на следующих принципах: связь воспитания с жизнью; воспитание в коллективе; единство требования и уважения к личности ребёнка; единство моральных норм его жизни в школе и семье; максимум самостоятельности; соединение обучения и воспитания с производительным трудом; учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Центральным звеном концепции семейного воспитания A.C. Макаренко явилось выдвижение им положения о семье как трудовом воспитательном коллективе. Значительным вкладом в теорию воспитания детей в семье следует считать, как мы полагаем, вычленение им основных воспитательных функций семьи (во взаимодействии с воспитательными функциями школы) и характеристику факторов (внешних и внутренних), влияющих на эффективность семейного воспитания,

A.C. Макаренко в руководимых им детских учреждениях сумел на деле использовать многие сильные стороны еемейного воспитания, что проявилось в организаций быта, в развитии межличностных отношений, заботы воспитанников друг о друге, взаимной любви взрослых и детей. Немало усилий педагог приложил к тому, чтобы уклад жизни в его воспитательных учреждениях походил на дружный семейный. Он старался как можно больше использовать элементы семейного воспитания, полагая при этом, что коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым эффективным в воспитательном отношений.

Школа, учителя являются представителями государства; вместе с тем педагоги и воспитанники - члены единого воспитательного коллектива, следовательно, они могут при направляющей роли школы вносить в жизнь семьи новые современные веяния, культуру, знания. В помощь семье A.C. Макаренко предлагал организо

• 181 ** вать выпуск специальной литературы для родителей и открыть краткосрочные обязательные курсы для них» создавая по месту жительства родительские коллективы, направлять их деятельность, привлекать к постоянной работе в школе. Важную функцию школы во взаимодействии с семьёй он видел в организации постоянного наблюдения учителей за ходом семейного воспитания, целенаправленном педагогическом изучении воспитательного опыта родителей учащихся. A.C. Макаренко считал, что сотрудничество с родителями учащихся - это профессиональная обязанность учителя. Воспитывая детей, отмечал он, школа всегда прямо или косвенно оказывает влияние на воспитательный процесс в семье. Взаимоное влияние воспитывающих сил является важным условием совершенствования воспитательного процесса. Подход A.C. Макаренко к проблеме связи школы с семьёй с позиций безусловного подчинения семьи школе во многом обусловлен не только его убежденностью в примате государства как субъекта воспитания личности ребёнка, но и трезвой оценкой весьма ограниченных общекультурных и собственно педагогических возможностей значительной части семей в тех конкретных условиях.

Внимательное изучение высказанных A.C. Макаренко идей и положений по проблеме связи школы с семьёй позволяет предостеречь и учителей, и родителей от буквального, "один к одному", их наложения на основательно изменившиеся за более чем полвека условия. Безусловно, и в наши дни возможности семьи как воспитательного коллектива зависят от общественной и нравственной направленности семейных отношений, от педагогической грамотности и уровня воспитательной деятельности самих родителей.

Таким образом, основными направлениями осуществления связи школы с семьёй A.C. Макаренко считал реализацию принципа единых морально^пе дагогических требований в целостном учебно-воспитательном процессе, помощь школы семье в воспитании детей, организацию педагогического всеобуча родителей. Вместе с тем есть основания полагать, что он стремился к демократизаций отношений школы и семьи в духе равноцравного партнерства и более широкому привлечению родителей к управлению школьными делами, о чём свидетельствуют выдвигавшиеся им проекты общеобразовательной школы £См.*: 202, т. 8, с. 41).

В современных условиях многие из взглядов A.C. Макаренко на воспитание детей в семье сохранили свою актуальность , нуждаются в широкой пропаганде и эффективном использовании в системе педагогического всеобуча.* Вместе с тем необходимо творческое, учитывающее современные тенденции общественного:^ семейного воспитания, использование этого наследия, и только в этом случае оно может принести необходимую отдачу. Следует принимать во внимание возросшие материальные и культурные возможности многих семей, установление между школой и семьёй отношений равноправных партнеров в воспитании детей, необходимость более полного учёта национальных традиций в семейном воспитании и т.п. актуальные, особенно в современной ситуации, тенденции, которые не могли получить развёрнутого отражения в концепции A.C. Макаренко. Результаты проведенного исследования показали, что педагог уделял постоянное внимание широкому кругу актуальных проблем воспитания детей в семье: моральному облику родителей,1 родительскому авторитету, дисциплине и режиму, трудовому воспитанию^ изучению родителями интересов ребёнка, единым требованиям к детям в семье и школе.' Диалектичность этого подхода к проблемам семейного воспитания на протяжении всех выделенных

-183 наш этапов состояла в том, что, с одной стороны, создавая и развивая коллектив воспитательного учреждения, он использовал традиции семейного воспитания,' а с другой - видел перспективу совершенствования воспитания детей в семье через влияние школы на семью, в организации которого участвуют учащиеся.

Актуальность идей A.C. Макаренко о семейном воспитании для наших дней хорошо видна, например, из написанной им и опубликованной в программах Всесоюзного радио от 2 сентября 1937 года заметки "Беседы по педагогике". .В каждой семье, - говорилось в заметке, - есть свои особенности, свои удачи и затруднения. Поэтому невозможно дать какие бы то ни было общие рецепты и советы. Точно так же нельзя и советовать родителям пользоваться такими рецептами. Правильное воспитание в семье возможно только в том случае, если родители знают особенности своей семьи и размышляют о них,5 а уже благодаря этому находят и правильные методы воспитания детей в семье.

Беседы тов. Макаренко имеют целью помочь родителям научиться размышлять над своими семейными делами, научиться видеть особенности своей семьи, научиться делать из своих наблюдений правильные выводы.

Правильным воспитанием может быть только сознательное воспитание. Как и всякое серьёзное дело, воспитание невозможно без некоторых педагогических познаний. Беседы тов. Макаренко имеют целью дать начатки таких познаний. Это поможет родителям проверить свой опыт, свою практику, поможет найти в воспитательной работе возможные ошибки.

Кроме того, эти беседы должны направить родителей на более правильный путь воспитательной работы. Может быть эта работа

-184 будет проходить не совсем удачно, но дальнейшее обдумывание, дальнейшая работа мысли и самокритика цри помощи бесед по педагогике направят эту работу на более верный путь.

Таким образом, к этим беседам, чтобы они принесли пользу, требуется ещё добавление широкой активности родителей, мысли и желания наладить дело воспитания в своей семье." (196, т. 2, с. 280-281).

Однако идеи A.C. Макаренко о семейном воспитании не могут быть применены в современных условиях без учёта изменений, происшедших за это время в политической и экономической областях в нашей стране. С учётом же этих перемен основные положения его педагогической системы, относящиеся к проблеме семейного воспитания, жизненно необходимо не только использовать, но и творчески развивать.

Проведенное исследование позволило сделать следующие теоретические и методические выводы:

- идеи A.C. Макаренко о семейном воспитании, являющиеся органической составной частью его педагогической системы, нельзя рассматривать без учёта их преемственных связей и значительной эволюции, которую в силу ряда социальных и педагогических условий перетерпели эти идеи на протяжении трех десятилетий творческой деятельности педагога;

- исследование показало, что изучение наследия A.C. Макаренко по проблемам семейного воспитания в контексте его педагогической системы как органической целостности даёт возможность вычленить в этом наследии как общее, сохраняющее непреходящее значение и в современных условиях, так и специфическое, связанное с социально-педагогическими условиями той конкретно-исторической эпохи, в которую он жил и работал;

-185

- для характеристики общего и особенного в рассмотрении A.C. Макаренко проблем школьного и семейного воспитания детей и молодёжи ключевое значение имеют положения разработанных им теории воспитательного коллектива и методики педагогического воздействия. Диалектичность его подхода к этой проблеме состояла в том, что, с одной стороны, создавая и развивая коллектив воспитательного учреждения, он во многом использовал лучшие традиции семейного воспитания (народной педагогики), а с другой - видел эффективный путь влияния школы на семью через детский коллектив, самих детей;

- попытка отдельных исследователей рекомендовать для использования в условиях современной семьи соответствующие идеи A.C. Макаренко "один к одному", равно как и попытки объявлять его концепцию семейного воспитания изжившей себя, представляющей лишь научно-исторический интерес, на наш взгляд, неправомерны. Вместе с тем, многие принципиальные положения этой концепций могут с успехом использоваться сегодня как педагогами, так и непосредственно родителями.' Это, в первую очередь, организация педагогического всеобуча родителей с использованием наследия и самого A.C. Макаренко; развитие отношений между школой и семьёй, построенных на взаимопонимании и доверии, соединенных с взаимной требовательностью; опора на влияние школы на семью через детский коллектив, создание разновозрастных отрядов, семейных клубов, МЖК, других форм целостной организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей. Особенно актуально сегодня одно из главных его положений о рож личного примера в воспитании и активной жизненной позиции родителей, о необходимости превращения семьи из придатка школы в её равноправного партнера.

-186