автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое руководство формированием способности у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений
- Автор научной работы
- Солдатова, Татьяна Юрьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Солдатова, Татьяна Юрьевна, 2000 год
Введение.
ГЛАВА I. Формирование способности к иллюстрированию литературных произведений как составная часть эстетического воспитания и художественного образования и развития младших школьников
1.1. Из истории проблемы формирования способностей у школьников.
1.2. Структура способности к иллюстрированию литературных произведений.
1.3. Место и роль иллюстрирования литературных произведений в художественно-литературном творчестве и эстетическом воспитании младших школьников.
Глава П. Экспериментальная методика формирования способностей у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений
2.1. Содержание и педагогическое обоснование экспериментальной программы иллюстрировашя литературных произведений в начальных классах на уроках и в художественных кружках и на факультативах).,.
2.2. Индивидуальные и возрастные особенности в способности к иллюстрированию литературных произведений у младших школьников.
2.3.Педагогические пути, методы и средства эффективного формирования способности у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогическое руководство формированием способности у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений"
Актуальность темы. В современной общеобразовательной школе предполагается значительное усиление роли предметов гуманитарного и эстетического цикла. Это определяется тем, что в условиях коренной перестройки всего нашего общества требуются люди творчески мыслящие, активные, с развитым комплексом эмоционально-чувственного и ценностного отношения к явлениям и событиям окружающего мира, с сформированными способностями, позволяющими осуществить социально-экономические преобразования.
Изучение различных видов искусств, занятия искусством, художественной деятельностью во многом способствуют решению общего психического, творческого развития личности школьника, развитию его способностей и индивидуальности, и, конечно, формированию эмоционально-эстетического отношения к действительности. Особенно это важно на начальном этапе обучения школьников основам искусств, наук в начальной школе.
Художественное образование и эстетическое воспитание современных школьников предполагают развитие у них чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусств, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Это становится необходимым в условиях возрождения национальной культуры народов России и, прежде всего, русской культуры, ее связи с культурой других народов мира. В решении этих задач особую роль играют такие учебные предметы, как литература, изобразительное искусство, музыка, несущие в себе неисчерпаемые возможности художественно-образного и эмоционально-эстетического постижения и отображения действительности.
Как известно, основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Становится понятным, что достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство». Сказанное объясняется тем, что важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравствен но-эстета ч е с ко м воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности в нравственно-эстетическом воспитании на этапе начальной школы уже нельзя будет компенсировать в основной школе.
И убедительно подчеркивается в решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (24 мая 1995 г.) о том, что ситуация переходного развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования школьников в Российской Федерации.
Тем более, что в последние годы различные типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным обучением искусству, профильные художественные классы, эстетические центры и т.д.) создают благоприятные условия для обучения искусству, более эффективного эстетического воспитания и художественного образования школьников.
Об этом же говорится и в материалах совместного заседания Коллегий Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации «О состоянии и развитии художественного образования в России» (16 ноября 1999 г.).
А в проекте «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» указывается, что «художественное образование и воспитание направлены на формирование у учащихся представлений о культуре народов России и мировой культуре, на приобретение опыта непосредственного эмоционально-художественного переживания (восприятия) и практической художественной деятельности в различных сферах искусства».
Содержание художественно-эстетического образования школьников, преподавание литературы, искусств должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, каршн родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре - вот верный путь познания национальных и мировых культурных ценностей.
То есть, художественно-эстетическое образование должно помочь школьнику освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные.
Сказанным объясняется, как правильно отмечается в решениях Коллегий Министерств образования и культуры Российской Федерации возрастание ценности эстетического образования подрастающих поколений, постепенное перемещение эстетического образования с периферии массового сознания учителей в фокус школьной жизни.
В отечественной педагогической науке и школьной практике накоплен довольно большой опыт эстетического воспитания и 6 художественного образования школьников. В частности, в современную теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования школьников внесли свой вклад педагоги-новаторы: С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский.
Научная разработка этой проблемы находит свое место в трудах таких ученых, как А.Д-Алехин, С.А.Аничкин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, А.А.Балян, Л.С.Выготский, В.Г.Горецкий,
Е.И.Игнатьев, С.Е.Игнатьев, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Т.С.Комарова, В.В.Корешков, Т Ф.Курдюмова, Э.И.Кубышкина,
B.С.Кузин, В.КЛебедко, Б.Т.Лихачев, Н.Н.Ростовцев, А.А.Унковский,
A.С.Хворостов, В.Н.Шацкая, Т.Я.Шпиклова, Е.В.Шорохов и др.
Общие проблемы способностей довольно широко освещены в трудах известных отечественных психологов - Л.С.Выготского,
C.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, А.Н,Леонтьева, А.В. Петровского, К.К.Платонова, Ю.А.Самарина, В.С.Мерлина, В.А.Крутецкого, Н.С.Лейтеса, Я.А.Пономарева, В.Д.Небылицына, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, В.ИЛанова, Ю.Д.Бабаевой. Однако проблема творческих, художественных способностей раскрыта недостаточно. В основном это немногочисленные диссертационные исследования, посвященные анализу и рассмотрению изобразительных, художественно-творческих способностей школьников - работы
B.И.Киреенко, С.Е.Игнатьева, Н.С.Боголюбова, С.А.Федорова, Н.А.Дудиной, Г.А.Горбуновой.
Общая характеристика изобразительных способностей представлена в трудах В.И.Киреенко и В.С.Кузина.
Ряд исследователей уделяют особую роль в эстетическом воспитании школьников, в развитии их творческих способностей такому виду изобразительной деятельности, как тематическое рисование и иллюстрирование литературных произведений (Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов, А.Д.Алехин, Н.М.Сокольникова, А.И.Васильев и др.).
Но, к сожалению, до последнего времени не рассмотрена проблема формирования способности (особенности, структура, содержание) к иллюстрированию литературных произведений у школьников, включая и младших школьников.
Все сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить указанный круг проблем в современной педагогической науке, в теории и практике эстетического воспитания, литературно-художественного образования младших школьников.
Проблема исследования: раскрытие специфики структуры способности к илшострированию литературных произведений и на этой основе разработка и экспериментальная проверка эффективной методики формирования способности у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений.
Цель исследования: повышение эффективности эстетического воспитания и литературно-художественного образования и развития младших школьников.
Объект исследования: процесс развития способности к илшострированию литературных произведений у младших школьников на уроках изобразительного искусства и литературного чтения.
Предмет исследования: педагогическое руководство (психолого-педагогические основы, методика) формированием способности у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что успешное педагогическое руководство формированием способностей у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений и на этой основе повышение эффективности их эстетического образования и развития возможны при условиях: раскрытия структуры способности к иллюстрированию литературных произведений; выявления и обоснования места и роли иллюстрирования литературных произведений в художественно-литературном творчестве и эстетическом воспитании младших школьников; раскрытия индивидуальных и возрастных особенностей в формировании способности к иллюстрированию литературных произведений у младших школьников; разработки экспериментальной программы иллюстрирования "литературных произведений в начальных классах (на уроках и в художественных кружках и на факультатитвах); разработки и экспериментальной проверки педагогических путей, методов и средств эффективного формирования способности у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений.
В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть процесс формирования способности к иллюстрированию литературных произведений как составной части эстетического воспитания и художественно-литературного образования и развития младших школьников.
2. Определить структуру способности к иллюстрированию литературных произведений.
3. Рассмотреть и обосновать место и роль иллюстрирования литературных произведений в художественно-литературном творчестве и эстетическом воспитании младших школьников.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективную методику (программа иллюстрирования литературных произведений на уроках и в художественных кружках, на факультативах, педагогические пути, методы и средства) формирования способности у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений. 5, Раскрыть индивидуальные и возрастные особенности в формировании способности к иллюстрированию литературных произведений у младших школьников. М его до л о ги чес ко й основой исследования явились научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики эстетического воспитания и художественного образования и развития школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
-теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы;
-изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки изобразительного искусства и литературного чтения;
-наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;
-беседы, анкетирование и интервьюирование; -психолого-педагогический развивающий эксперимент; -изучение продуктов деятельности школьников (рисунков-иллюстраций, сочинений, рассказов по картинкам и т.п.).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в школе №1188 Северо-Восточного административного округа г.Москвы.
Исследование проводилось в два этапа с 1994 по 2000 гг. На первом этапе (1994-1995 гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения истории проблемы исследования, с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, адаптированных к конкретным условиям опытно-экспериментальной работы в школе №1188. Анализ литературных источников, включая диссертационные исследования, инструктивных материалов продолжился и на втором этапе (1996-2000 гг.), логически завершившись разработкой экспериментальной методики формирования способности у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений, разработкой методики эксперимента и педагогических методов, приемов и средств эффективного развития и формирования способности к иллюстрированию у учащихся 1-4 классов.
Второй этап работы включал в себя также опытную проверку содержания экспериментальной программы иллюстрирования литературных произведений младшими школьниками, разработанной автором экспериментальной методики (педагогических методов, путей и средств) формирования у младших школьников способности к иллюстрированию литературных произведений.
Методика эксперимента заключалась в проведении уроков и сравнительном анализе результатов обучения иллюстрированию в экспериментальных классах и в контрольных классах - уровней сформированности способности к иллюстрированию, уровней художественно-эстетического развития учащихся 1-4 классов, эффективности содержания экспериментального курса иллюстрирования литературных произведений, разработанных диссертантом педагогических методов, путей и средств формирования способности к иллюстрированию. В экспериментальных классах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций и специальной системы учебно-методических пособий с применением проблемных и игровых ситуаций и заданий, музыки.
В контрольных классах не применялась экспериментальная методика, не использовались экспериментальные методические разработки учебных занятий, не демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий, отсутствовали проблемные ситуации, задания и вопросы, отрывочно, бессистемно использовались технические средства. Другими словами, методика обучения и воспитания в контрольных классах, в отличие от методики в экспериментальных классах, была обычной, наблюдаемой в широкой педагогической практике.
В конце эксперимента проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.
На протяжении всего периода проведения исследования изучался накопленный общеобразовательной школой положительный опыт, относящийся к объекту исследования, анализировались и негативные стороны эстетического воспитания и художественного образования учащихся, формирования у них индивидуальных способностей и творческого отношения к учебным заданиям.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Исходя из задач и требований учебных государственных программ для общеобразовательных учебных заведений, государственных образовательных стандартов образовательных областей «Искусство» и «Филология» эффективное формирование способности у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений является одной из важнейших приоритетных задач в условиях гуманизации и деморализации образования, возрождения культуры и искусства народов России.
2. Успешное формирование способности у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений, их эстетическое, художественно-литературное образование и развитие может наиболее успешно осуществляться посредством комплексного воздействия искусств (литературы, изобразительного искусства, музыки), позволяющего наиболее реально обеспечить разносторонний и вместе с тем дифференцированный, личностный подход школьника к эстетическому освоению действительности, к тому или иному явлению искусства, культуры, художественно-творческой деятельности, к развитию своих творческих задатков.
3. Формирование художественных способностей школьников и на этой основе их художественно-эстетическое развитие предполагает усвоение ряда как общих художественно-эстетических понятий, знаний, представлений, умений и навыков, так и конкретных, в частности в области иллюстрирования литературных произведений и тематических композиций.
4. Наряду с усвоением знаний, понятий, представлений и навыков, формирование способности к иллюстрированию предполагает одновременное использование полученных знаний, умений и навыков как в процессе анализа литературных произведений, произведений изобразительного искусства, так и в собственном творчестве, в повседневной жизни.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: раскрыт процесс формирования способности к иллюстрированию литературных произведений как составная часть эстетического воспитания и художественно-литературного образования и развития младших школьников; определена структура способности к иллюстрированию литературных произведений как разновидности художественно-творческих способностей; раскрыты индивидуальные и возрастные особенности в формировании способности к иллюстрированию литературных произведений,
Практическая значимость исследования заключается: в разработке и экспериментальной проверке эффективной методики (программа иллюстрирования литературных произведений на уроках и в художественных кружках, на факультативах, педагогические пути, методы и средства) формирования способности у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений; в педагогическом обосновании места и роли иллюстрирования литературных произведений в художественно-литературном творчестве и эстетическом воспитании младших школьнриков; в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий - таблиц к экспериментальной программе,
Результата исследования могут быть использованы при составлении и корректировке учебных планов и программ по предметам искусства и литературы для начальной школы, при создании новых поколений учебно-методических пособий для школьников, в курсах лекций по педагогике и методикам в педагогических институтах и университетах, в институтах усовершенствования учителей.
Степень' достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в школе №1188 г.Москвы.
Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на Тульской областной научно-практической конференции «Искусство и образование в современных условиях» (1996 г.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1997-2000 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации (1996-2000 гг.).
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
В заключение можно подвести итоги проведенного исследования и сформулировать следующие основные выводы:
1. В современных условиях перестройки и становления новой системы народного образования важнейшее значение -приобретает поиск новых моделей обучения и воспитания школьников, разработка новых курсов, содержания учебных предметов, альтернативных и вариативных подходов к уже известным, традиционным методам и приемам обучения, воспитания и развития личности школьников.
2. Гуманизация и демократизация школы выдвигают на первый план, как одну из приоритетных, проблему педагогического руководства эффективного формирования способности у младших школьников к иллюстрированию литературных произведений. Решение этой проблемы во многом обеспечит успешное решение задач художественно-эстетического развития школьников.
3. В процессе анализа и обобщения результатов проведенного исследования гипотеза подтвердилась, а поставленные задачи выполнены.
4. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов «Изобразительное искусство», «Чтение» на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие перед данными учебными предметами педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования - развития личности ребенка.
Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе целостен, И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению еще одной важной задачи, стоящей перед начальным образованием - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для решения этой задачи элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства.
5. В начальной школе у младших школьников формируется художественная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные, литературные и музыкальные знания, умения и навыки являются основными средствами формирования культуры. Композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. 1руппируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка литературы, изобразительных искусств и музыки. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, также решающие задачу формирования целостной картины мира. Разработанная нами экспериментальная программа иллюстрирования литературных произведений в начальных классах по существу является одним из вариантов такого интегрированного курса.
6. Проблема формирования и развития художественно-творческой способности к иллюстрированию у учащихся начальных классов является комплексной проблемой, в которую составными частями, компонентами входят психологический, общепедагогический, дидактический и искусствоведческий аспекты. Это потребовало рассмотрения данной проблемы во всех указанных аспектах. При этом глубина и обстоятельность раскрытия психологических процессов, явлений, связанных с формированием творческой способности и выражающих, как правило, те или иные факторы, свойства и качества способностей, во многом определяет и глубину, обстоятельность разработки дидактических приемов, путей и средств (выраженных в конкретных методических рекомендациях) развития способности школьников к иллюстрированию в Процессе их обучения изобразительному искусству. То же самое относится и к общепедагогическому и искусствоведческому аспектам.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Солдатова, Татьяна Юрьевна, Москва
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». //Вестник образования. 1992, №11.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
3. Актуальные вопросы формирования и интересы в обучении. Под ред. Г.И.Щукиной. М: Просвещение, 1984. - 175 с.
4. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М., Просвещение, 1993.
5. Алиев Ю.Б. и др. Основы эстетического воспитания. М., 1986.
6. Алпатов МБ. Этюды по всеобщей истории искусства. М., 1979.
7. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М,, 1964.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 1977.
9. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. 278 с.13,Балян А.А. Теория эстетического воспитания. Ереван, 1980. 252 с. М.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
11. Велик А. Эстетика и современность. М.: Политиздат, 1963, - 191 с.
12. Белинский В.Г. Полн.собр.соч., т,19. М., 1956.
13. Белов В.Л, Очерки о народной эстетике. М,, 1989.
14. Бродский И.И. Статьи, письма, документы. М., 1956.
15. Бродский И.Л. Репин педагог. М.:Изд-во Академии художеств СССР, 1960. - 127 с.
16. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1975.
17. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Автореф. дисс. .докт.пед.наук. М., 1993.-30 с.
18. Буров А.И., Печко Л.П., Петрова Ю.Н. и др. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода. М., 1980.
19. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М, 1975.
20. Бучкин П.Д. О том, что в памяти. Записки художника. Д., 1962.
21. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. Вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 440 с.
22. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами культуры малых форм (индивидуальный подход): Автореф. дисс. .канд.пед.наук, -М., 1998. 16 с.
23. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. JI., 1981. - 35 с,
24. Воловик А.Ф. Искусство убеждать показом. М: Советская Россия, 1972. -136 с.
25. Вокова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.
26. Волков Н.Н. Восприятие картины: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. - 32 с.
27. Вопросы социального функционирования художественной культуры. —М.: Наука, 1984.
28. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -Санкт-Петербург, Союз, 1997. 93 с.
29. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. - 487 с.
30. Ганкина Э.А, Художники в современной детской книге. М.: Советский художник, 1977.
31. Гинзбург И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. M.-JI., 1940.
32. Голубева Э.И. Способности и индивидуальность. М., 1983.
33. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
34. Гобрунова Г.А. Индивидуальный подход в развитии творческих способностей младших школьников на занятиях рисованием с натуры: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1995. - 16 с.
35. ДО.Горецкий В.Г. Особенности рисования младших школьников на уроках чтения. В кн. «Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников. /Под ред. В.С.Кузина, М.: Просвещение, 1974 143 с.
36. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1993.
37. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. -542 с.
38. Даль В. Месяцеслов, суеверия, причуда, стихии. Пословицам русского народа. Д., 1992.
39. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. - 191 с.
40. Дестервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. 311 с.
41. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1-ГО. - М., 1988. -1993.
42. Дудина Н.А. Развитие творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. М., 1995. 16 с.
43. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.
44. Изобразительное искусство. Начальная школа. Программно-методические материалы. М: Дрофа, 1999. - 224 с.
45. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
46. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство. М„1993.
47. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. М.,1994.
48. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. /Под ред. В.Г.Кисунько, М., 1981. - 193 с.
49. Искусство и научно-технический щюгресс, М., 1973. - 253 с.
50. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М, 1991.
51. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. -396 с.
52. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -283 с.
53. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1980.
54. Каптерев П.Ф. О свойствах учителя. //Избр.пед.соч. М., 1982. - 698 с.
55. Карташов П.И. Внедрение педагогических рекомендаций в практику как управляемый процесс. // Внедрение достижений педагогики в практику школы. М,, 1981.
56. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Дисс, . канд.пед.наук. Минск, 1994.
57. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительнойдеятельности. М., 1959.
58. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Д., Каган М.С. Эстетическая культура иэстетическое воспитание. М., 1983. - 192 с.
59. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия,1977. -192 с.
60. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежныхпедагогических поисках. М., 1994.
61. Книга для чтения по истории русского искусства /Сост.
62. Н.Г.Машковцев. М.-Л., 1949.
63. Крамской об искусстве. М.: Изобразительное искусство. 1988.176 с.
64. Крутецкий В.А. Психология математических способностейшкольников. М., 1968. —389 с.
65. Крутецкий В.А. К типологии малоспособных к математике. В сб. «Вопросы психологии способностей школьников». М.:1. Просвещение, 1964. 260 с.
66. Крутецкий В.А. О природе относительной неспособности школьников к математике и некоторых путях ее преодоления. В сб. «Вопросы психологии способностей школьников». М.:1. Просвещение, 1964 260 с.
67. Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. М., Учпедгиз,1959.
68. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. -159 с.
69. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. Избранн.пед.сочин, В 2 т., т.2. М.: Педагогика, 1982. - 576 с.
70. Коменский Я.А. О развитии природных дарований. Избранн. Пед.сочин. В 2 т., т.2, М.: Педагогика, 1982. - 576 с.
71. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги. М.: Академия, 1998. -206 с.
72. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986. - 302 с.81 .Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд. М.: Агар, 1998. - 301 с.
73. Кузин B.C. Особенности эстетического воспитания школьников в условиях возрождения традиций российской культуры и нравственности. //Школа. 1997., №1, С. 2-3.
74. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. 3 изд. М: Агар, 1998. - 335 с.
75. Лармин О.В. Теория эстетического воспитания. М.: 1979. - 256 с.8 5. Л армии О.В. Теория эстетического воспитания. М.: 1979. - 256 с.
76. Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Искусство, 1956.-336 с.
77. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М,, 1971.
78. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. - 346 с.
79. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
80. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.-Л., 1935.
81. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
82. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1993.
83. Лилов А. Природа художественно творчества. (Пер. с болг.) Л.: Искусство, 1981. - 479 с.
84. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. М.: Просвещение, 1988.
85. Ломов С.П. Русские живописцы XVIXI-XIX веков . М.: Агар, 1999. -80 с.
86. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М., 1959.
87. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
88. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 1994.
89. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. М., 1965.
90. Макаренко А.С. Избр. пед. соч. В 2-х т. /Сост. Л.Ю.Гордин. М.: Педагогика, 1978. - Т. 1. - 397 с. - Т.2. - 320 с.
91. Манизер М.Г. Об основах композиции (сочинения). В кн.: О композиции. М., 1959. - 151 с.
92. Мастера советского изобразительного искусства. М., 1951.
93. Мастера искусства об искусстве. М.-Л., 1937. 1939.
94. Мастера искусства об искусстве. Т.6. М.-Л., 1936.
95. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г.С.Сухобской. М., 1990.
96. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.
97. Некрасов М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
98. Неменский Б.М. Распахни окно. М.: Просвещение, 1983.
99. Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. Уфа, 1986. - 560 с.
100. Николай Петрович Крымов художник и педагог. Статьи, воспоминания. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 224 с.
101. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. М., Учпедгиз, 1959.
102. Новицкий А.П. Опыт полной биографии А.А.Иванова. М., 1927.
103. Овсянников М.Ф. диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии: Сб. научных трудов. -ИФАН.-М., 1985.-138 с.
104. Овсянников М.Ф: Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. -М.: Просвещение, 1988.
105. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М.: Дрофа, 2000. - 128 с.
106. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. -М.: Наука, 1972.-122 с.
107. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.
108. Петров В.Н. Арий Алексеевич Васнецов. М.-Л.:Искусство, 1961.
109. Платонов К.К. Проблема способностей. М.: Наука, - 312 с.
110. Примерные программы начального общего образования. Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 1998. - 63 с.
111. Проблемы народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1982. - 136 с.
112. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. Казань: Изд-во Казанского университета, 1976. - 200 с.
113. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. Л.: Знание, 1977. - 39 с.
114. Проблемы взаимодействия самодеятельного и профессионального художественного творчества. НИИ культуры. -М., 1982.-163 с.
115. Психология процесса художественного творчества. Л.: Наука, 1980.
116. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. - 187 с.
117. Разина Т.М. Русское народное творчество: проблемы декоративного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1970. -255 с.
118. Раппопорт С.Х. Искусство и его роль в формировании личности. В кн.: Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М., 1983. -С.163-256.
119. Репин И.Е. Далекое близкое. 7-е изд. М.: Искусство, 1964. - 572 с.
120. Репин И.Е. Избранные письма. М., 1969.
121. Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» 24 мая 1995 г. с. 14.
122. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 1998. -185 с.
123. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995.-216 с.
124. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. -176 с.
125. Российская педагогическая энциклопедия. И.1. М., 1993.
126. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. - 530 с.
127. Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, пословицы. М.: Художественная литература, 1986.-367 с.
128. Салаева Т.В. Развитие творческих способностей школьников (511 кл.) на занятиях художественной керамикой. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. М., 1998. - 16 с.
129. Серова О.В. Воспоминания о моем отце Валентине Александровиче Серове. Л.: Искусство, 1986. - 200 с.
130. Сластенин В,А. Формирование профессиональной культуры учителя. —М,, 1993.
131. Смольянинов И.Ф. Сущность человека и гуманизм искусства. -Л.: Художник РСФСР, 1983. 368 с.
132. Содержание образования в двенадцатилетней школе. М.: МО РФ, 2000.-263 с.
133. Сохор А. Воспитательная роль музыки. Л., 1975. ~ 224 с.
134. Средний Д.Д. Основные эстетические категории. М.: Знание, 1974.- 112 с.
135. Страхов В.И. К вопросу о психологии творческого процесса И.А.Гончарова. «Ученые записки Саратовского пединститута». Вып.25,1956.
136. Старкова З.С. Литература и живопись. М,: Просвещение, 1985. - 112 с.
137. Столович Л.Н. Жизнь Творчество - Человек. Фушсщш художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1986. - 415 с.
138. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -Минск, 1978. -287 с.
139. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. - 287 с.
140. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971.
141. Теория эстетического воспитания. М.: Искусство, 1979.
142. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. М., 1961.
143. Тимофеева Т.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования: Автореф. дисс. . .канд.пед.наук. М., 2000. -11 с.
144. Унковский А.А. Цвет в живописи. М.: Просвещение, 1983. - 63 с.
145. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М., 1980.
146. Управление развитием школы. /Под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева.- М.:Новая школа. 1995. 462 с.
147. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 10 т. Т. 10- М.: АПН СССР, 1950.-665 с.
148. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти т. Т.4. -М. .'Педагогика, 1989. 526 с.
149. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти т. Т.З. М.: Педагогика, 1989. - 511 с.
150. Фешина Г.Я. Эстетическое образование и воспитание будущего учителя в педагогическом вузе: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. -Казань, 1975. -27 с.
151. Филиппова В.А. Эстетический и познавательный интерес в обучении. В учебн, пособии «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении». М.: Просвещение, 1982.
152. Филиппова В.А. Сигналы эстетической информации. М., 1971. -173 с.
153. Фокина С.Л. Взаимовлияние познавательных умений и интересов учащихся. В сб. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. ЖНИ, 1981.
154. Фомичева З.Й. И.А.Венецианов педагог. - М.: Академия художеств СССР, 1952. - 142 с.
155. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А.Ветлугиной. М., 1972. 450 с.
156. Черникова Н.А. Психология литературного творчества подростков. «Известия АПН РСФСР». Вып. 25.1950.
157. Черникова Н.А. Психологическая характеристика особенностей литературного творчества младшего школьника. Сб. «Психология младшего школьника». М,, Изд-во АПН РСФСР, 1960.
158. Чернышевский Н.Г. Об искусстве. М.: Академия художеств СССР, 1950. - 298 с.
159. Чистяков ПЛ. Письма, записные книжки, воспоминания. М.-Л: Искусство, 1953. - 592 с.
160. Чуковский К.И. Илья Репин. М.: Искусство, 1969. - 141 с.
161. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1996.
162. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностичеловека. М.: Логос, 1996. - 319 с.
163. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. -103 с.
164. Шестаков В Л. Проблемы эстетического -воспитания. Очерки истории. М,: Высшая школа, 1962. - 120 с.
165. Шорохов Е.В. Основы композиции. М,: Просвещение, 1979. -363 с.
166. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М,: Просвещение, 1974. -144 с.
167. Шпикалова Т.Я. народное искусство на уроках декоративного рсиования, М.: Просвещение, 1979. - 191 с.
168. Эксперимент в школе: организация и управление. /Под ред. М.М.Поташника. М., 1991.
169. Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
170. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. 303 с.
171. Эстетическое развитие и воспитание молодежи /Под ред. Лармина О.В. М.: МГУ им. М.В Ломоносова, 1978. - 325 с.
172. Эстетическое воспитание школьников /Под общ. Ред. А.И.Бурова, Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 304 с.
173. Юлдашев Л .Г, Искусство: философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.-247 с.
174. Ягункова В.П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству. В сб. «Вопросы психологии способностей школьников. М.: Просвещение, 1964. - 260 с.
175. Ягункова В.П. Сочинение по картине как одна из методик изучения литературных способностей. Сб. «Способности и интересы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
176. Якобсон П.М. Психология художественного воспитания. М.: Искусство, 1964. - 86 с.
177. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., 1971.