Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста

Автореферат по педагогике на тему «Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Громакова, Светлана Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста"

он

л О МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА

7 \\0п 13 И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. 11. ЛЕНИ][А

Диссертационный сонет К 0Г)3.01.13

На прапах рукописи

Ч'ОМАКОВА Сиетлапа Вш.торошш

подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детеп дошкольного возраста

Специальность 13.00.01 — Теория н история педагогики

А I) I о V I. Ф V; V А г

диссертации па соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1994

Работа выполнена в Московском ордена Ленина п ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, профессор В. И. ЯДЭШКО

Официальные оппоненты:

доктор педагогических паук,

профессор В. Л. РАЗУМНЫЙ,

кандидат педагогических наук, доцент В. В. БАБАЕВА

Ведущая организация: Ульяновский педагогический университет им. И. II. Ульянова.

Защита состоится «............»........................1994 г. в............часов на

заседании диссертационного совета К 053.01.13 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. II. Ленина по адресу: Москва, 117571, пр-т Вернадского, д. 88).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина (119435, Москва, Малая Пироговская, Д. 1).

Автореферат разослан «............»........................1994 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Н. Е. КОЖАНОВА

Актуальность исследования. В современных концепциях образования, в педагогических поисках педагогов-новаторов отмечается, что в процессе эстетического развития личности особая роль принадлежит искусству. Оно занимает ведущее положение в процессе формирования эстетической культуры общества, так как по своей природе аккумулирует эмоциональное отношение человека й миру, выраженное в художественных образах. В общении о искусством формируются такие особенности человеческой личности, которые не могут быть воспитаны с помощью другах-форм человеческой деятельности. ,

Положительное воздействие различных видов искусства на личность в их взаимосвязи способствует целостности и гармоничности ее развития. М.В.Алпатов, О.В.Ванслов, М.А.Дмитриева, А.С.Канарский, Т.Н.Лихачев аргументируют это тем, что в силу художественно-образной природы и полифункциональности, взаимосвязь искусств обеспечивает "комплексность" духовного формирования личности, развивает эстетическую культуру, творческую активность. Использование педагогикой комплексного воздействия искусства основано на психофизиологической особенности ассоциации разноименных ощущений, которая проявляется в их взаимодействии.

Как и .всякая целостная система, комплекс искусств преобразует каждый, вступающий во взаимосвязь о другим, вид искусства и образует качественно новый синтетический художественный образ, оказывающий на личность такое педагогическое воздействие, которое неподвластно отдельному виду. Индивидуальное своеобразие и уникальная художественная специфичность каждого вида искусства, культурно-эстетическая выраженность одного через другое является основанием для их взаимосвязи. Имея общее' происхождение, виды искусства выступают во взаимодействии, так как в самой их природе заложены основы художественного синтеза.

В философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературе проблема комплексности искусств нашла достаточное отра-яенае в работах Ю.Б.Борева, В.В.Ванслова,- А.Я.Зися, М.С.Когана, В.С.1фзнна, Б.Т.Лихачева, В.А.Разумного и др. Искусство во всем многообразии видов представляет собой своеобразную модель комплексного подхода к воспитанию личности, способствует художественному мировосприятию.

Поиск уоловий организации процесса художественного воспитания подрастающего поколения идет как в общей, так и в дошкольной педагогике. Как показали исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского,

A.B.Запорожца и др., взаимодействие искусств способствует развитию, познавательной и эмоциональной сферы дошкольников, его творческих способностей.. В целом ряде исследований,посвященных эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста (В.В.Бабаева, Н.А.Ветлуги-на, И.Л.Дзержинская и др.) также подчеркивается мысль о том, что • в системе искусств важное место занимают литература, музыка и изобразительное искусство. Этот комплекс искусств используется . как наиболее доступный детям дошкольного возраста.

Группой-ученых под руководством Н.А.Ветлулшой разработала идея комплексности, помогающая установить взаимосвязь изобразительного искусства, музыки, художественного слова с целью нахождения разнообразных выразительных средств для отображения, жизненных яв-' „■ лений. Однако,, несмотря на имеющиеся теоретические разработки, сложившаяся система подготовки специалистов в педагогических вузах, не получила надлежащего освещения.

Анализ практики по исоледуемому вопросу свидетельствует о труд- . ностях в работе дошкольных учреждений. Основная причина, порождающая эту ситуацию, - недостаточный уровень профессиональной готов' ности педагогов к этой работе, в том числе аотетико-искусствовед-ческой и общей художественно-эстетической; информированное те. Воспитатели затрудняются выделять и обобщать эстетические особенности произведений искусства, испытывают затруднения в организации . комплексных занятий, в методике использования выразительных средств . комплексируемыи видов искусств, в то время как недостаточно эффективное в стихийное использование в практике комплекса искусств . приводит к деформациям духовного потенциала дошкольника. Это положение подчеркивает практическую значимость рассматриваемой нами проблемы. В связи с этим предстояло определить, как строить про- ■ цесс формирования готовности студентов к использованию комплекса искусств в целостном педагогическом процессе. Встает необходимость вычленения условий формирования этей готовности. На основе вышеизложенного актуальность темы обусловливается необходимостью-теоретической и практической разработки названной проблемы. Ее решение составляет цель исследования.

Объектом исследования является профессиональная подготовка-. студентов к художественному воспитанию детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является процесс формирования готовности к художественному воспитанию дошкольников через комплекс искусств.

Гипотеза исследования. Готовность студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании дошкольников может быть более эффективна, если будут созданы и реализованы следующие условия:

- актуализация междисциплинарных связей предметов эстетического цикла;* ✓

- понимание студентами эстетико-педагогических принципов подбора и.объединения различных видов искусств в комплекс и на этой основе выработка у них умений и первоначального опыта научно-методического использования комплекса искусств в художественном воспитании детей.

Задачи исследования:

1) выявить наличие и определить значение взаимосвязи искусств в профессиональной подготовке студентов;

2) разработать критерии и определить педагогические условия Готовности студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей;

3) разработать научно-практические рекомендации при подготовке студентов к использованию комплекса искусств.

Методологической основой диссертации являются философские положения о взаимосвязи общего, особенного и единичного, о всестороннем развитии личности, о ведущей роли деятельности и общения в формировании личности, современные концепции развития высшей школы и дошкольного воспитания, об искусстве как специфической форме общественного.и индивидуального сознания, о.гуманизации учебного процесса.

При разработке методологии исследования мы опирались на фундаментальные труда по общей теории деятельности и общения; про-фесоиографическому подходу к изучению педагогической деятельности; теории эстетического развития личности учителя, формированию его астетико-педагогической подготовленности; теории воздействия различных видов искусств на личность.

В работе, использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литерату-

ры, изучение и обобщение педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа, наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, изучение продуктов деятельности дошкольников.

Организация'исследования. Исследование проходило на базе Бэлцкого и Кишиневского государственных педагогических универси- -тетов, в процессе которого было охвачено 228 студентов, 150 воспитателей дошкольных учреждений города Бэлць. В качестве компетентных лиц выступали методисты, работники дошкольных отделов управлений по народному образованию (84 чел.). .

■ Исследование выполнялось с 1990 по'1993 гг.

На первом этапе (1990-1991 гг.) изучено состояние названной проблемы в теории и практике педагогического образования. Осу- . ществлен теоретический анализ литературы, объединен опыт подготовки специалистов дошкольного воспитания в направлении использования комплекса искусств в дошкольных, учреждениях. Разработан научный аппарат исследования и методика опытно-экспериментальной работы, начато проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1991-1992 щ.) продолжены проведение и обработка констатирующего эксперимента. Осуществлена опытно-экспериментальная работа. Это позволило уточнить и обогатить гипотезу исследования и приступить к ее более широкой экспериментальной проверке.

На третьем этапе (1992-1993 гг.) продолжено проведение опытно-экспериментальной программы,, направленной на выявление педагогических условий эффективности подготовки студентов к использова-шю комплекса искусств. Осуществлено систематизирование и обобщение результатов исследования, оформление диссертационной работы в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в постановке и разработке малоизученной проблемы в тео- , рии и практике подготовки специалистов дошкольного воспитания; в выявлении и проверке следующих педагогических условий: формирование у студентов общей эстетической культур!; углубление .• • взаимосвязей предметов общеобразовательного и эстетического циклов; осознание студентами комплексности искусств и его использо- • вшшя в художественном воспитании детей, в определении критериев уровней подготовки специалистов дошкольного профиля к использованию комплекса искусств;.в разработке методики использования ком-

плекса искусств в художественном воспитании дошкольников, суть которой в определении принципа доминанты, типов, иерархии объединения произведений исходя из специфики создания синтетического художественного образа.

• Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций, повышающих качество:подготовки студентов к осуществлению художественного воспитания детей через комплекс искусств. Материалы исследования легли в основу спецсеминара'по проблеме исследования, могут х5ыть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров в высших и среднеспе-циадьных заведениях, а также научно-методических пособий для детоких садов; при совершенствовании учебных пособий эстетического цикла дисциплин на факультетах дошкольного воспитаишь

Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на научную методологию, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогиче'ской науки, применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных поставленным исследовательским задачам, личным участием исследователя в самостоятельном изучении проблемы, анализе и обобщении своего опыта работы в качестве куратора по эстетическому воспитанию студентов факультетов дошкольного воспитания БГПУ им. А.Руссо.

Апробация и внедрение результатов работы были обсуждены-и подучили одобрение на ежегодных научно-практических конференциях БГПУ им. А.Руссо (1989-1993 гг.), сообщались •на Ленинских чтениях в МШУ им. В.И.Ленина (1990, 1992 гг.), научных'конференциях в Ровно (1992 г.), Тирасполе (1990 г.), Кишиневе (1990 г.), обсуж-далиоь и были одобрены на заседаниях кафедры дошкольной педагогики ШПУ им. В.И.Ленина в 1992, 1994 гг.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация соотоит из введения, двух глав,'.выводов, списка' литературы, приложения.

В главе - "Теоретические основы формирования профессиональной подготовки студентов факультетов дошкольного'воспитания к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей" - раскрывается значение комплекса искусств в их художественном воопитании, освещаются проблемы профессиональной подготовки огудентов к этой деятельности.

Анализ философско-искусствоведческой литературы показал, что взаимодействие искусств - явление социально-историческое. Генезис взаимодействия различных видов искусств уходит своими корнями к ранним этапам развития общества и возникновения искусства. Взаимодействие искусств обогащало и поднимало на качественно новый художественный уровень произведения искусства, увеличивало их возможности идейно-нравственного и эстетического воздействия на личность, объединяло усилия всех искусств в борьбе за утверждение идеалов добра и красоты.

Эстетическая, искусствоведческая и педагогическая литература оперирует понятиями "взаимодействие", "синтез", "комплекс" искусств. Каздая из этих дефиниций имеет нетождественный смысл. Понятие "взаимодействие" является общим по отношению к двум другим, которые часто употребляют как синонимы. "Взаимодействие" искусств предполагает такое сочетание видов искусств, при котором каждый вид может быть легко заменим другим, а на соотношение видов искусств могут влиять самые различные факторы. Категория "комплекс" органично связана с проблемой целостности, образутацей-ся из отдельных частей (в данном случае искусства), которые в системе целостности утрачивают свою относительную самостоятельность. Она достигается внутренней, объективной органической связью. Эта связь является более глубокой, чем "взаимодействие". Здесь каждый вид искусства вступает во взаимодействие, подчиняется целому , общему художественному замыслу. Качественно новая композиционно-образная целостность объединяет различные виды искусства в художественный "синтез". Эта интегративная связь является более глубокой, чем "взаимосвязь" и "комплекс" (Г.В.Степанов, О.Б. Швидковский и др.).

Исходя из этого, под комплексным понимается такое воздействие искусств, когда его виды используются с логической выотроенно-стыэ и определенной эстетико-воспитательной целью. В любом случае подбор используемых произведений искусства должен быть педагогически и художественно обоснованным. В нашем исследовании бы-, ла принята точка зрения Л.М.Баженовой, которая понимает под комплексом искусств определенное сочетание видов искусства, выбранное для решения тех или иных задач формирования эстетической культуры личности. По ее мнению, комплекс искусств нельзя понимать как одновременное использование всех, видов искусства, так

как создается эмоциональная перегрузка их воспринимающих. Наиболее эффективным является использование из них двух-трех видов при наиличии четкой, заранее определенной цели и предлагаемой эмоциональной реакции.

Значимыми в исследуемом аспекте являются выводы, сделанные Д.Б.Кабалевским, В.С.Кузиным, Б.М.Неменским, Г.П.Шевченко, Б.И. Юсовым и др., о необходимости осуществлять процесс художественного образования средствами искусства на основе обязательного учета художественно-образной природы искусства, его,, эстетической сущности и специфических законов. В нашем исследовании используется комплекс искусств, включающий литературу, музыку и изобразительное искусство. Эти виды искусств лежат в основе синтетических искусств, о них началось деление на виды. Б.М.Неменский считает, что все сложные искусства в основе своей строятся на слиянии 'разных элементов трех основных искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства. Ойи,.как и три основных цвета, являются основой для создания всего многообразия спектра искусств. Концептуальная' идея, взятая за основу исследования, состоит во влиянии комплекса искусств на своеобразие эстетического развития личности, которое осуществляет связь со всеми формами ее сознания и видами деятельности и таким образом влияет на общекультурное развитие .

В главе в историческом аспекте исследуется проблема комплексного использования искусств в работе с дошкольника?,га в связи с профессиональной подготовкой студентов. Еще в двадцатые годы по инициативе Н.А.Метлова организовывались комплексные занятия с детьми, где воспитателям рекомендовалось использовать разные виды искусств.

Теоретическое осмысление рассматриваемой проблемы нашло отражение в работах Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.С.Карпинской, И.Л.Дзержинской и др. Существенный вклад в разработку исследуемой проблемы внесла Н.А.Ветлугина, развившая в своих работах идею комплексных занятий, которые, по ее мнению, дают возможность осуществлять "межпредметные связи", помогают установить взаимосвязь рисования, музыки, художественного слова о целью нахождения наиболее выразительных средств для изображения жизненных явлений. По ее мнению, принципы построения комплексных занятий определяются темой, отбором ведущих художественных средств,

которые,объединяют все виды искусств. В педагогическом процессе комплексные занятия занимают ведущее место, так как опираются на полученный детьми художественный опыт в процессе обучения на занятиях. Использованию комплекса искусств посвящен ряд работ Т.Г.Казаковой. По ее мнению, в практике эстетического воспитания детей дошкольного возраста комплексный подход должен быть ведущим, системно и целостно решающим проблемы развития личности ребенка. Этой проблеме также посвящены исследования Н.В.Гро-сул, С.П.Козыревой, 0.11.Рыдановой, Р.М.Чумичевой и др.

В соответствии с концепцией развития дошкольного воспитания, конечной целью использования комплекса искусств в педагогическом процессе детского сада является формирование художественно-твор- . ческой активности дошкольника. Она должна найти проявление в их. творческой деятельности по созданию нового синтетического художественного образа.

Важной для определения исходных позиций исследования является общепринятая установка на рассмотрение профессиональной подготовки студентов как целостного системно организованного процесса. Это определило подход к предмету исследования, как к комплексу соотнесенных и взаимосвязанных компонентов, исходящих в своем строении и функционировании заданной программы. В этом несомненный интерес представляют работы в области профессиональной подготовки специалистов дошкольного профиля (В.В.Бабаева, У.Ш.Ибрагимов, О.П.Рыданова, В.И.Ядэшко и др.), а также исследования, рассматривающие пути формирования художественной культуры учителя, ее основных компонентов (С.А.Аничкшц М.А.Верб, Г.С.Суо-лова. и др.).

Анализ вышеуказанных исследований, научно-практической лиге-: ратуры,' изучение практики работы детских садов, характеристика, процесса комплексного использования искусств, в работе с дотколь- 1 никами позволили нами создать модель профессиональной готовности . | специалистов дошкольного воспитания к исследуемому аспекту дея- 1 тельности. Профессиональная готовность студентов к использованию-комплекса искусств в работе с дошкольниками - сложное целостное ' образование, ядром которого является высокий уровень эстетиче- . ской культуры, сформированное« профессионально-значимых лично- , стных качеств», совокупность искусствоведческих и профессиональ-. но-педагогаческих знаний и умений, опыт их применения на практи- ■

ке. В исследовании было определено два направления профессиональной готовности студентов к этой деятельности: эстетико-искусст-воведческая, психолого-педагогическая. Первое направление включает общую художественно-эстетическую информированность, эрудицию и опыт, используемые в познавательной деятельности и йрав-ственно-эстетичеоком поведении специалиста; знания принципов, типов, иерархии и особенностей (Объединения произведений различных видов искусств в комплекс; опыт творческой деятельности в сфере взаимодействия искусств; умения выделять и обобщать худо--жественно-эстетические особенности произведений искусства; чи- ' тать художественный образ различных видов и жанров искусств, умение "видеть", изобразительность музыки, "слышать" музыкаль-.-ность живописи, литературы; использовать язык одного искусства при-раскрытии образа другого; сравнивать и сопоставлять различ--ные виды искусства, видеть их общее и специфическое.

Содержанием второго направления являются: знания сущности комплексного воздействия как систематического целенаправленного' процесса влияния совокупности произведений различных видов и жанров искусств» их воздействия на дошкольников; влияния комплекса искусств на чувственную и логическую сферы детской личности; методики осуществления Взаимосвязи музыки, изобразительного искусства, литературы в различных комбинациях; организации комплексных занятий с использованием различных видов художест- . венной деятельности детей. А также умения: отбора произведений искусства для.комплексного использования; разработки плана комплексного использования искусств на занятиях; использования в процессе комплексного воздействия искусств на дошкольника игровых приемов, творческих заданий; создания эмоционального настроя, атмосферы сопереживания, глубокого проникновения в художественные образы искусств; анализа продуктов детской деятель--ности, учитывая передачу образа одного вида искусства художественно-выразительными средствами другого; создания условий к проявлению у детей интереса к искусству.

Сконструированный нами перечень, основных профессионально-значимых знаний и умений не претендует на исчерпывающее раскрытие объема деятельности педагога и может быть.уточнен и дополнен. Система профессиональной подготовки студентов к использова-

нию комплекса искусств в художественном воспитании дошкольников должна быть .'единым гармоничным процессом, где специалист рассматривается не только с позиции квалифицированного педагога, вла--девдего достаточным базисом личностной культуры, научно-обосно-•ванными знаниями и умениями, но и с позиции раскрытия внутренних сил человека, способности продуцировать новые идеи.

Глава вторая "Формирование профессиональной готовности студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании дошкольников" посвящена исследованию педагогических условий совершенствования работы факультетов дошкольного воспитания педагогических вузов по подготовке студентов к использованию комплекса искусств в работе с детьми, а также апробации выявленных педагогических условий.

В работе определены критерии профессиональной готовности : студентов к использованию комплекса искусств в работе с детьми: степень художественно-эстетической информированности -и опыта; понимание принципов и признаков взаимосвязей искусств; глубина' знаний и сформированное умений в использовании комплекса ис- ' кусств в работе с детьми; творческий подход к методике и организации их художественной 'деятельности.

Чтобы изучить изменчивость готовности студентов к использо- . ванию комплекса искусств и более точных замеров в каждом из на-. званных критериев, выявлены и описаны уровни готовности - высо-. кий, средний и низкий. Необходимо было получить сведения о пер- ., воначальном уровне готовности студентов. С этой целью были проведены .три анкетных диагностических среза среди студентов четвертых курсов Бэлцкого и Кишиневского вузов и воспитателей дошкольных учреждений. Помимо анкет, для получения более точных ';. качественных данных были использованы диагностические задания, '; оценка экспертов, беседы, посещение занятий в детском саду, ана4: лиз художественно-творческой деятельности детей. Результаты анализа полученных данных показали, что на современном этапе в педагогических вузах в целом наблюдается неблагоприятная картина в области профессиональной подготовки к использованию комплекса искусств в работе о детьми. Данные диагностических заданий, бесед оо "студентами, практическими работниками позволили выявить трудности, связанные со знаниями и умениями в области объединения произведений искусств в комплекс и его методическим исполь-. зовакием в работе с детьми. В целом, результаты констатирующего

эксперимента показали недостаточные искусствоведческие знания у студентов и воспитателей; формальное объединение ими произведений искусств для комплексного использования; преобладание "словесного" метода при ознакомлении с различными видами искусств;■ неадекватное использование методов эмоциональной отзывчивости детей; низкий уровень владения методикой формирования художественного образа через комплекс ибкусств; ориентация не на художественно-творческое развитие детей, а на расширение их -художественных представлений и т.д. Лучшую методическую подготовленность 'обнаружили воспитатели и студенты, имеющие специальное художественное образование. Это помогло нам утвердиться .в.необходимости осуществления художественной и методической направленности в .■подготовке специалистов, их взаимообусловленности, внутренних связах.

Исходные положения методики .формирующего эксперимента сво-.дятся к следующему: расчленение профессиональной готовности студентов в исследуемом аспекте на общую эстетико-искусствоведчес-кую и профессионально-педагогическую; последовательное формирование необходимых знаний и умений, определение конкретных видов • их деятельности на каждом этапе; приобщение студентов к художественно-эстетической деятельности; обеспечение их постоянного перехода от одного вида деятельности к другому, с опорой на йолучен-ные знания и накопленный опыт; учет в процессе профессиональной подготовки специалиста уровня эстетической культуры, художественных интересов. Моделируемый нами процесс профессиональной -подготовки отличался целостностью, поэтапностью, а также упорядоченностью составляющих его элементов.

В эксперименте участвовали студенты факультета дошкольного воспитания БГПУ им. А.Руссо. Работа на первом и втором курсах но-.сила подготовительный характер и была направлена на формирование эстетической культуры в целом и эстетико-искусствоведческую подготовку, предусмотренную учебным .планом, а также знаниями, полученными в общеобразовательной школе.:Непосредственное проведение эксперимента осуществлялось во втором семестре второго и в течение третьего курсов. Были выделены экспериментальная и контрольная группы". Подготовка студентов контрольной группы шла по общепринятой вузовской методике. В экспериментальной группе велась целенаправленная работа по проблеме исследования.

На первом этапе осуществлялась эстегико-искусствоведческае подготовка посредством проведения "Школы художественных знаний".. При этом решались следующие задачи: углубить знания студентов о взаимосвязи различных видов искусств; формировать у них эмоциональное отношение к произведениям искусства, умения их са- . мостоятельно оценивать с точки зрения воопитательно-эстетиче-ской значимости; развивать умения анализировать'произведения с учётом комплексности, составлять их эстетические характеристики, обосновывать свою точку зрения; воспитывать восприимчивость к языку искусства, 'вызывать интерес и желание изучать эту область, знаний. •

. Прохождение студентами "Школы художественных знаний" осуществлялось в следующей последовательности: накопление художественной информации, формирование у студентов представлений о широком контексте искусства во всем многообразии его видов и жанров, а также их взаимосвязи;'приобретение умения, анализировать художественные произведения; формирование у студентов пред' ставлений об особенностях создания синтетического художественного образа. Занятия осуществлялись с опорой на принцип комплексности, призванный обеспечить наиболее благоприятные условия для осуществления составленных задач, проявляющихся во внешних и внутренних связях,, заключенных в художественно-образной природе искусства, формируя в конечном итоге, готовность к комплексному использованию искусств в профессиональной деятельности. При этом использовались: лекция-демонстрация, диспуты, тематические, вечера, вечера-викторины, вечера-встречи и др.; Применение экранно-звуковых средств создавало уоловия для более качественного анализа изучаемых произведений, позволило проолежи-вать синтезирование различных элементов в единый художественный образ. Через сравнительно-сопоставительные характеристики многообразных художественных явлений студенты постигали смысловую общность, тематико-смысловую близость различных произведений и их специфическую разнородность. Выбор используемых произведений определялся педагогическими задачами, особенностями типов,- принципов, временных связей объединения различных видов.. искусств в комплекс, национально-культурными и художественными интересами студентов. В ходе занятий испольаовались обучающие задания, предуоматриваюцие постепенный переход от реяродуктив-

ной деятельности к творческой. При выполнении этих заданий студенты приобретали опыт объединения произведений различных видов, учитывая их художественно-образную природу, а также- принципы, типы, по которым возможно объединение в комплекс.

Следутоняй этап работы проходил в течение непрерывной педа- " гогическоЙ практики с целевой установкой на усвоение студентами методов и приемов применения "комплекса искусств в работе с дошкольниками, а также на организацию опыта их творческой педагогической деятельности* Содержание этой работы включало: просмотр и анализ комплексных занятий, проводимых воспитателем; самостоятельная творчеокая разработка и проведение занятий по заданной теме; взаимное посещение открытых занятий о доследую^ щим обсуждением. При просмотре открытых занятий воспитатёлей студенты были ознакомлены с тремя видами занятий, в кавдом из • которых доминирует один из видов искусства. Перед занятием студентам была дана установка; обратить внимание на типы взаимодействия искусств с соблюдением принципа доминанты; методы и приемы, используемые воспитателем с целью эмоционального воздействия на дошкольников средствами комплекса искусств; анализ дет-' . сгапс работ о точки зрения отраженных, в них синтетических художественных образов. При анализе занятий воспитателей'студенты ■ экспериментальной группы актуализировали знания, полученные при прохождении курса "Школы художественных знаний", больше внимания обращали на искусствоведческие аспекты, пытались устанавливать внутренние связи между использованным комплексом искусств И его методическим использованием. В контрольной же группе, анализ носил формальный, описательный характер.

В ходе проведения работы ка данном этапе намй был использован проблемно-поисковый метод, суть которого заключалась в проведении и сопоставлении каждым ртудентом контрольной и экспериментальной групп двух серий занятий на одну и ту же тему. В первом случае занятий проводилось на заданную тему с необязательный использование« произведений искусства, во втором -с обязательным применением комплекса искусств с учетом принципа доминанты. Затем результаты занятий сравнивались. При этом главшйд показателем результативности служили работы детей (рисунки), в какой мере в них нашли отражение полученные на занятии впечатления от использованных произведений. В экспериментальной группе занятия обеих серий,существенно отличались друг

от друга, в работах детей на занятиях второй серии прослеживался эффект использования комплекса искусств. Этому способствовали полученные искусствоведческие знания, которые в свою очередь ..помогали выбору соответствующих методов и приемов в работе о ■ детьми, У студентов контрольной группы занятия обеих серий существенно друг от друга не отличались. Недостаточный уровень искусствоведческих знаний сказывался на выборе методов и прие-мов'.'а это в свою очередь, - на работах детей, которые были однотипны и невыразительны. Анализируя занятия, обсуждая работы детей, студенты экспериментальной группы высказывалим мнение о необходимости искусствоведческих и методических знаний, об их взаимообусловленности, о важности использования комплекса искусств в художественном воспитании дошкольников. Таким образом, •выполнение проблемно-творческого задания способствовало формированию у студентов умений подбирать, в комплекс произведения, ■ предназначенные для дошкольников и использовать при этом соответствующие методы и приемы.-

Заключительный этап предполагал углубить знания и умения в . области использования искусств в художественном воспитании до-• школьников. В работе семинара решались следующие задачи: изучение специфики проведения специальных занятий с дошкольниками, объединяющих комплекс искусств, развитие художественного видение, ассоциативных представлений студентов, их художественно-творческих способностей в составлении методических моделей за-ня:ий с использованием комплекса искусств, знакомство студентов с методами и приемами применения различных видов искусства в практической деятельности. В семинарах просматривалась связь таких самостоятельных дисциплин как "Теория и методика изобрази-те;зной деятельности в детском саду", "Методика развития речи детей дошкольного возраста" и "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста". В процессе обсуждения вопросов семинарных занятий студенты определяли - сущнооть комплексного воздействий искусств, исходя из эстетических и педа- • гогиЧеских предпосылок. В семинаре подчеркивалась необходимость установления междисциплинарных связей предметов эстетического . цикла, усваивалась потребность их взаимопроникновения с целью углубления эстетической информированности. •

Данные контрольного "среза", показали, что сопоставляя и . анализируя результаты работы контрольной в экспериментальной

групп," можно заметить динамику формирования у студертов готовности осуществлять работу по комплексному использованию искусств в художественном воспитании дошкольников. Результаты-отражены в таблице.

. : , Таблица "

Распределение студентов по уровням готовности к использованию комплекса ибкусств . .

Критерии

Уровни Кон^у.гр. • Экс^.гр.

Степень художественно-эстетической информированности ■ и эрудиции

Понимание принципов и признаков взаимосвязей искусств

Глубина знаний и сформи- -рованность умений в использовании комплекса искусств в работе о детьми

Творческий подход к методике организации художественной деятельности детей■

высокий II . \ ' -67

средний 37 , - 33

низкий ' 52 " - -

высокий - 44

средний 30 48

низкий 70 а

высокий - 37

средний 26 52

низкий 74 II'

высокий 14 ' 40

средний 37 ■ 60

низкий 49 . -

. Данныё, определенные в таблице, позволяют увидеть рост уровня подготовленности студентов к работе с детьми о использо- • .. ванием комплекса искусств. Как видно из таблицы, наилучшие результаты получены при формировании понимания студентами принцй-' пов комплексирования разных видов искусств.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие вывод»: "Выдвинутая в начале исследований гипотеза в основном подтвердилась. Рассмотрение состояния-вопроса подготовленности выпускников дошкольных факультетов к использованию комплекса искусств- в работе с детьми показало недостаточность знаний и умений, их несоответствие требованиям, предъявляемым практикой.

В процессе исследования разработана и реализована программа подготовки студентов, основанная на последовательном переходе

от понимания ими искусствоведческих компонентов к творческому использованию художественных знаний и совершенствованию методических умений. Это способствовало повышению художественных знаний студентов и овладению ими формами и Методами эмоционального ■воздействия на детей.

Установлено, что изучаемый процесс становится в известной . мере успешным, если будут реализованы следующие педагогические , условия: формирование у студентов общей эстетической кулмурн; углубление взаимосвязей предметов общеобразовательного и эстетического циклов; осознание студентами комплексности искусств и его использования в художественном воспитании детей,

В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждена опреде- ., ляодая идея исследования о том, что введение комплекса искусств ■в процессе подготовки специалистов способствует их общекультурному развитию, формированию искусствоведческой и педагогической направленности к осуществлению художественного воспитания детей.

Исследование показало педагогическую эффективность комплексного использования искусств для анализа и понимания произведений доминирующего вида искусства и комплексируемых с ним вспомога- . •тельных видов; формирования понимания взаимосвязи искусствоведческих аспектов в педагогической реализации комплекса искусств; создания "эмоционального резонанса" при ознакомлении детей с произведениями с целью углубления процесса восприятия художественных ,образов и организации условий их реализации в деятельности.

В процессе проведения работы выделены и охарактеризованы критерии и уровни подготовленности студентов к изучаемой деятельности. _ . <■

Результаты исследования показали целесообразность включения ■ отуденточ в различные виды художеотвенно-творческой деятельности. В ее основе - включение студентов в совместное планирование,. организацию учебного процесса и подведение его итогов и т.д. •

Проведенное исследование не,исчерпывает всех аопектов проблемы подготовки студентов к художественному воспитанию дошкольников через комплекс искусств. В перспективе необходима разработка поисков путей повышения художественно-эстетической готовности студентЬв через нормативные и факультативные, предметы , углубление в процеосе осуществления межпредметных связей дисциплин эстетического цикла, дальнейшая конкретизация.методики использования комплекса искусств в художественном воспитании.детей дошколь-

ного возраста.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы :

1. Подготовка студентоп к комплексному использованию искусств в работе с дошкольниками // Материалы юбилейной научно-методической конференции в ТГПИ. Кшиииэу: Тпмпул, 1990. — С. 11—12 (в соавтворстве).

2. Проблемы гуманизации воспитания в детском саду средствами народного искусства // Гуманизация воспитания и обучения детой дошкольного возраста: Сб. материалов межгосударственной научно-практической конференции. — Ровно, 14 — 16 сентября 1992 г. — Т. 2. — Ровно, 1992. — С. 20—21.

3. Формирование общей культуры специалиста дошкольного воспитания 1! педвузе // Тезисы Ленинских чтений. — М.,

4. Формирование педагогического мастерства в области эстетического воспитания дошкольников // Формирование основ педагогического мастерства: Тезисы докладов и выступлений на республиканской научно-практической конференции.—

Кишинев, 13—14 октября 1989 г. — Кишинев, 1989. — С. 15—

5. Формирование эстетического вкуса дошкольников — основа эстетического воспитания человека // Некоторые вопросы воспитания и обучения детей шестилетнего возраста: Сборник статей. — Кишинев: 1ПШП, 1986. — С. 90—90.

6. Формирование эстетической культуры дошкольных работников средствами изобразительного искусства // Проблемы совершенствования обучения в Молдове. — Кишинев, 1992.— С. 6-7.

1991. - Ч. I. — С. 27.

16.

Подп. к поч. 4.07.94 Объем 1.25 гг. л. Зак. 270. Тир. 100

Типография Д1ПГУ имени В. И. Ленина