Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Историко-педагогические предпосылки современных направлений эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Сенновская, Ирина Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Б. м.
Год защиты
 0
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Историко-педагогические предпосылки современных направлений эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сенновская, Ирина Борисовна, 0 год

Введение.

Глава 1. Приоритетные идеи и направления эстетического воспитания детей в дошкольных учреждениях России 19 - 20 вв.

1.1. Теоретическая и практическая актуальность исторического опыта дошкольных учреждений России /19-20 вв./.

1.2. Направления и формы деятельности дошкольных учреждений в области эстетического

0 воспитания /конец 19 - начало 20 вв./.

1.3. Формирование научных основ эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

1.4. Деятельность дошкольных учреждений в условиях обновления образования в России

Глава 2. Методологическое и практическое значение историко-педагогического опыта для современной работы по эстетическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении.

2.1. Актуальные педагогические направления эстетического воспитания детей дошкольного возраста

2.1.1. Проблема взаимодействия разных видов искусств в практике работы современных дошкольных учреждений

2.1.2. Художественная организация предметно-пространственной среды в развитии работы дошкольных учреждений.

2.1.3. Региональный компонент - важное условие современного дошкольного воспитания.

2.2. Приоритетные направления эстетического воспитания в структуре современных дошкольных учреждений эстетического профиля.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Историко-педагогические предпосылки современных направлений эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях"

Актуальность исследования

На современном этапе дошкольное воспитание является важной составной частью всей системы народного образования РФ и главной своей целью определяет создание наиболее благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, создание которых должно основываться на знании и глубоком анализе отечественного и мирового опыта организации региональных типов дошкольных учреждений, особенностей их функционирования, содержания, форм и методов воспитательной работы.

В настоящее время организация работы в дошкольных учреждениях регламентируется такими документами, как «Концепция дошкольного воспитания» (1989 г.), Закон РФ «Об образовании» (1991 г.) и «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995 г.). Данные документы раскрывают основные принципы современного дошкольного образования, новые направления в содержании и организации учебно-воспитательного процесса, а также видовое разнообразие дошкольных учреждений.

Основой современной «Концепции дошкольного воспитания» является идея гуманизации и идеологизации таких ценностей, как добро, красота, истина, самоценность дошкольного воспитания в стране. Важное значение в ней придается обогащению содержания и форм детской деятельности. Стержнем всей работы должно быть обогащение духовного мира ребенка, насыщение его жизни яркими, необычными, интересными событиями, делами, встречами, играми, приключениями, большая роль в данном направлении принадлежит искусству. «Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его многообразии и богатстве. Ничто не может сравниться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность к художественной деятельности». [74. 22-23]. Важным условием эстетического и нравственного развития определено приобщение детей к отечественной и мировой художественной культуре, в частности, к сокровищам музеев архитектурных, изобразительных и декоративно-прикладных искусств. При этом отмечается, что главной задачей практики работы дошкольных учреждений является организация всей системы деятельности таким образом, чтобы насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца, включать искусство в повседневную жизнь детей, создавать условия для детского творчества. В «Концепции» отмечается, что дети в дошкольных учреждениях недостаточно соприкасаются с искусством, эстетическое развитие осуществляется, в основном, только в рамках специальных занятий (на занятиях изобразительной деятельностью, музыкой, развитием речи). Причем в комплексе отсутствует единая тематика занятий. Главное направление связано с развитием навыков, мало внимания уделяется развитию чувств, преобладает работа с образцами, не развивается воображение, занятия не носят творческого характера. Следует отметить, что в современную «Концепцию дошкольного воспитания» заложены идеи выдающихся ученых-педагогов конца 19 —начала 20 вв.

Исследование этого исторического опыта работы с детьми дошкольного возраста в области эстетического воспитания, находящегося в архивах центральных и провинциальных городов, его переосмысление с точки зрения современности, представляет для нас огромную ценность.

При этом необходимо отметить, что система организации форм работы по художественному и эстетическому воспитанию в различных типах дошкольных учреждений в педагогической науке исследована недостаточно.

В истории русской дошкольной педагогики и детской психологии проблема художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста была исследована такими известными педагогами и учеными, как А.В.Бакушинским, Б.ПБрюсовым, Н.А.Ветлугиной, Г.В.Лабунской, Л.Г.Оршанским, Н.Е.Румянцевой, Н.П.Сакулиной, А.С.Симонович,

А.В.Чичериным, Ф.И.Шмитом, С.Т и В.Н.Шацкими и др.; психологами Б.Т.Ананьевым, П.П.Блонским, Л.А.Венгером, Л.С.Выготским, А.В.Запорожцем, В.С.Мухиной, Н.Н.Подъяковым, С.Л.Рубинштейном, Б.М.Тепловым, Д.Б.Элькониным и др. Ими были раскрыты и обоснованы формы и методы приобщения ребенка дошкольного возраста к художественной деятельности.

Направления русской дошкольной педагогики до 1917 г. были подробно рассмотрены в исследованиях Е.К.Сухенко, И.В.Чувашева. Развитие советской системы дошкольного воспитания в России в 1917-1940 гг. обобщено в диссертации Л.Н.Литвина; опыт современных дошкольных учреждений исследован Л.И.Чайчиц; история развития детских садов Москвы раскрыта в исследовании Л.М.Волобуевой; диссертации Е.Н.Зуйковой и И.Н.Клюевой посвящены обобщению широкого анализа основных методологических, теоретических и методических подходов к проблеме взаимодействия искусств в истории дошкольной педагогики России.

В последние десятилетия большую роль в разработке проблемы художественного воспитания детей сыграли программы и исследования ученых: Э.А.Богатеевой, Т.Н.Дороновой, Е.Н.Зуйковой, Т.Г.Казаковой, Д.Б.Кабалевского, Квятковского, Т.С .Комаровой, Н.Л.Курочкиной, Б.Т.Лихачева, Б.М.Неменского, Г.Н.Пантелеева, Л.В.Пантелеевой, Л.Г.Савенковой, К.В.Тарасовой, Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова и др. Главной особенностью их исследований является обогащение доминирующего вида искусства другими видами художественной деятельности.

Каждый ребенок творец по своей природе и потому воспринимает мир в художественных образах - он и художник, и актер, и музыкант одновременно. Основная и естественная форма проявления его в жизни - это игра - личное действие в игре, соучастие с выдуманными героями, игрушками, другими детьми. Поэтому введение детей в мир искусства также должно быть устроено взрослыми естественно через игру слов, действий, движений, цвета, через их эмоционально-чувственную сферу. «Значит, дети, вводимые в искусство, - по словам В.Г.Ражникова, - могут и должны начинать с озвучивания, проговари-вания, рисования своих ощущений. И только потом, когда будет получен и закреплен опыт художественного переживания, когда оформятся соответствующие мозговые структуры и сформируются адекватные психологические «органы» и механизмы, дети смогут опираться на понятия и понимание. Так определено природой и это естественно. Традиционное обучение дошкольников, как это происходит в основной массе дошкольных учреждений, выглядит противоестественно, потому что их основной принцип - «освоение художественной культуры через грамотность, язык и технологию» отдельных видов искусств и подход к ним как к понятийным учебным предметам. Этот путь и есть движение наоборот, поскольку природа художественного сознания и его история требуют следовать от переживания к знаку» [125].

Поэтому, на наш взгляд, одним изприоритетных, актуальных направлений является проблема организации эстетического воспитания ребенка в дошкольных учреждениях в условиях взаимодействия искусств.

Поиск оптимальных условий организации процесса приобщения ребенка к различным видам искусства, рассмотрение педагогического аспекта взаимодействия различных видов искусств в системе работы дошкольных учреждений является актуальной задачей дошкольной педагогики. Эту задачу, по мнению ученых, можно решить только с помощью комплексного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Основываясь на "изначальной полихудожественности ребенка" /термин Б.П.Юсова/; комплексный подход предполагает организацию художественного воспитания в единстве с умственным, нравственным, трудовым и физическим развитием детской личности и рассматривается как система, включающая сочетание каких-либо искусств. Она должна быть подчинена внутренней художественной логике, гармонии, основанной на единстве сходного и различного в выразительно-изобразительных средствах. Как и всякая целостная система, комплекс искусств преобразует каждый вступающий во взаимодействие с другим видом искусств и образует качественно новый синтетический художественный образ, оказывающий на личность комплексное педагогическое воздействие, способствующее ее полифоническому развитию.

В своей работе мы опирались на исследования и научную концепцию лаборатории комплексного взаимодействия искусств под руководством Б.П.Юсова Института художественного образования РАО и исследования сотрудников центра "Дошкольное детство им. Запорожца" Л.В.Пантелеевой и Г.Н.Пантелеева.

Следующее важное направление, которое необходимо учитывать при организации эстетического воспитания в дошкольном учреждении, заключается в создании соответствующей среды, окружающей ребенка - дошкольника. Исследования ученых начала века и современности показали большое влияние среды на весь воспитательный процесс и организацию деятельности детей.

Последние программы и исследования в области эстетического воспитания важным моментом определяют широкий экологический подход к художественно-творческому развитию детей. Данный подход позволяет решать проблему художественного, духовного развития детей на совершенно ином уровне. Выделяя экологическое направление исследования, мы исходили из понятия "экология", которое объединяет в себе типы взаимодействия человека с окружающим миром: с природой, социумом, искусством, а значит - с историей, этносом.

Еще в начале века А.В.Бакушинский в своих исследованиях отразил основу экологического подхода в русской художественной педагогике. В своих исследованиях он доказывает, что каждое место на Земле имеет свои особенности, оказывающие своеобразное качественное влияние на чувства, внутренний духовный мир и формирующие художественное восприятие и деятельность человека.

Эта позиция отражается также в работах В.И.Вернадского, Г.Н.Волкова, Г.Д.Гачева, Л.И.Гумилева, А.ФЛосева, П.А.Флоренского, Т. де Шардена. Так, Г.Д.Гачев исследовал зависимость развития каждого народа от особенностей климата, пейзажа, этнического типа, языка, питающих и воспроизводящих «национальные образы мира»; Д.С.Лихачев обосновал понятие экологии культуры, т.е. культурной среды, в которой живет и развивается ребенок. Если экология культуры разрушается, исчезает нация, этнос, так как вне культурных особенностей нельзя искусственно наращивать ни хозяйственную, ни культурную жизнь страны.

В связи с этим эстетическое воспитание детей должно строиться с обязательным учетом региональных, этнокультурных традиций.

Изменения в жизни нашего государства привели к качественно новым взглядам на решение проблем в сфере системы и структуры дошкольных учреждений. Одно из решений проблемы лежит в демократизации самой системы дошкольного образования и позволяет предусмотреть многообразие и вариативность типов дошкольных учреждений в зависимости от региональных и национально-культурных условий, а также признание права педагогов дошкольного учреждения на творческий поиск, на существование «авторских программ».

В настоящее время уже наметилась тенденция к появлению разных видов дошкольных учреждений: центры творчества, дошкольные учреждения с углубленным преподаванием ряда предметов. Но, к сожалению, надо отметить, что в массовой практике часто отсутствует какая-либо система эстетического воспитания, чаще всего оно осуществляется эпизодически и, как правило, не имеет достаточной результативности, не учитываются возможности и особенности искусства в организации учебно-воспитательного процесса. Также, с нашей точки зрения, в Положении о дошкольном учреждении еще не в полной мере определена ведущая роль воспитателя и роль педагогического коллектива в общей системе эстетического воспитания дошкольников, как правило, почти не учитываются социокультурные особенности региона. Поэтому, анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, важно обратиться к опыту истории, ознакомиться и изучить теоретические основы и направления исследований ученых-педагогов в этой области на заре зарождающейся массовой дошкольной работы в России с тем, чтобы выделить актуальное положение из наследия прошлого для развития их в современных дошкольных учреждениях.

Объект исследования: приоритетные направления и формы работы по эстетическому воспитанию детей в истории дошкольного воспитания.

Предмет исследования: историко-педагогические предпосылки современных актуальных направлений в совершенствовании деятельности дошкольных образовательных учреждений по эстетическому воспитанию детей.

Цель исследования: раскрыть современные актуальные направления организации работы по эстетическому воспитанию в структуре детских дошкольных учреждений на основе изучения приоритетных направлений в истории педагогического опыта.

Гипотеза исследования:

Поиск и реализация новых приоритетных направлений эстетического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях могут бьггь успешнее, если будет использован историко-педагогический опыт выдающихся представителей педагогической науки и практики России 19-20веков в совершенствовании всестороннего, в том числе эстетического воспитания ребенка, которые первостепенной задачей формирования детской личности выдвигали тесную взаимосвязь духовных традиций, культурной среды, родного языка и других факторов, отражавших национальные и региональные особенности российской государственности и культуры.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современные методологические и практические задачи организации деятельности дошкольных образовательных учреждений России с учетом новых общественных условий.

2. Выявить приоритетные направления в современной и исторической практике дошкольных учреждений в области эстетического воспитания.

3. Обобщить опыт работы по эстетическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях России.

4. Показать теоретическую и практическую значимость историко-педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольников для организации деятельности современного дошкольного образовательного учреждения с приоритетным направлением - эстетическое воспитание.

Методологической основой исследования являются труды ученых в области общей и дошкольной педагогики и детской психологии, философии и социологии, эстетики и искусствознания, культурологии, позволивших обосновать необходимость комплексного подхода к оптимизации эстетического развития ребенка в дошкольных учреждениях; рассмотрение исторических явлений в диалектике развития и взаимосвязях, позволяющих полнее раскрыть закономерности становления и специфику функционирования общественного дошкольного воспитания в современных условиях зарождающейся России.

Для решения поставленных задач использовались методы поэтапного теоретико-эмпирического исследования:

- теоретический анализ мировоззренческой научной и научно-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

- анализ программно-методических материалов и литературы передового педагогического опыта с изучением архивных источников;

- обобщение современного опыта практики детских дошкольных учреждений;

- педагогическое наблюдение за детьми в естественных условиях;

- опытно-экспериментальную работу с детьми на этапах констатирующего и формирующего эксперимента;

- техническая фиксация самостоятельной многолетней практической работы автора диссертации в детском образовательном учреждении (протоколы, аудио- и видео-записи).

Использовались диагностические методы интервьюирования и собеседования, тестирования и анкетирования детей и родителей.

База исследования. Опытно-педагогическая работа осуществлялась непосредственно в процессе исследовательской работы в виде создания нового вида дошкольного образовательного учреждения с приоритетным направлением -эстетическое воспитание дошкольников, который стал лауреатом республиканского конкурса «Детский сад года - 95, 96,97,98 гг.», лауреатом Премии мэрии Москвы. Идеи и выводы исследования были представлены в выступлениях автора с сообщениями по темам исследования на научно-практических конференциях: «Региональные стандарты и основные направления обновления содержания образования в учреждениях округа», «Учитель - созидатель культуры и здоровья общества», на заседаниях круглого стола в Центре «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, посвященногоо проблеме музейной педагогики. Работа дошкольного учреждения легла в основу подготовки раздела «Дети и музей» базисной программы столичного образования «Истоки».

Исследование проводилось в 3 этапа.

1 этап с 1990 по 1996 гг. - определение (разработка) научного аппарата исследования, опытно-экспериментальной работы на базе дошкольного образовательного учреждения № 867 по организации педагогических условий эстетического воспитания детей, изучение и анализ историко-архивных документов и материалов.

2 этап с 1996 по 1998 г. - изучение современных направлений систем комплексной организации работы с освоением опыта истории в этой области эстетического воспитания детей.

3 этап с 1998 по 1999 г. - обобщение опыта истории с определением педагогических предпосылок современных направлений содержания и форм организации деятельности дошкольных учреждений России в области эстетического воспитания (через призму организации работы с авторским коллективом по эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении № 867).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на материалах дошкольной педагогики России 19 - начала 20 веков проведен целенаправленный историко-педагогический анализ проблемы организации работы дошкольных учреждений по эстетическому воспитанию с учетом комплексного взаимодействия искусств; выявлены актуальные направления и идеи в области эстетического воспитания в педагогической практике дошкольных учреждений и научных исследованиях России 19 - 20 вв. и их значение для организации современной системы эстетического воспитания в различных типах дошкольных учреждений; определены организационные, педагогические, инструктивно-методические условия организации работы по эстетическому воспитанию средствами разных видов искусств, возможные и необходимые для внедрения в современных дошкольных учреждениях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы исследования по организации эстетического воспитания дошкольников на основе взаимодействия искусств в истории дошкольного воспитания в России, а также анализ современных приоритетных направлений в области эстетического воспитания, могут быть использованы в организации работы новых типов современных дошкольных учреждений, на лекциях, семинарских занятиях со студентами дошкольных факультетов педагогических институтов и слушателями курсов повышения квалификации работников образования.

Достоверность результатов обеспечивалась применением комплекса методов исследования в соответствии с задачами исследования; теоретическим анализом многочисленной литературы, научных разработок, исторического и архивного материала, реальной практики детских дошкольных учреждений России разных периодов; анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, проводившейся более Юлет в дошкольном образовательном учреждении № 867 г.Москвы, успешным внедрением результатов исследования в практику работы учреждения.

Апробация. Проверка материалов и выводов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении № 867 Москвы, результаты которой были представлены и одобрены на заседаниях лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования РАО. Материалы исследования нашли отражение в выступлениях на Научно-практической конференции Международной организации дошкольного воспитания, проходившей в г. Афины; на Педагогических чтениях при Центре «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца по теме: «Музей и дети», а также посредством публикаций автором основных положений и выводов, полученных в ходе исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

• предпосылками современных направлений в области эстетического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях являются теоретические и практические исследования выдающихся ученых и деятелей культуры России периода конца 19- начала 20веков, положившие начало теории творческого развития ребёнка средствами искусства;

• эстетическое развитие детей в дошкольных учреждениях осуществляется эффективно при условии соблюдения комплексного подхода к процессу воспитания на основе взаимодействия искусств и общего экологического подхода к процессу освоения искусства, соответственно естественной природе ребёнка; художественной организации окружающей среды (предметной, художественной, среды общения и сотворчества), освоение художественного и историко-культурного своеобразия региона; перенесение акцента с деятельности восприятия и подражания на активное художественное творчество самих детей в реальной среде;

• результативность воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях зависит от уровня развития системы эстетического воспитания в конкретном дошкольном учреждении.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования уровня тревожности детей экспериментальной группы

Группа (количество детей по 15 человек в каждой И.Т. (индекс тревожности) Р.Тэммла, М.Дорки

Высокий (выше 50 %) Средний (от 20 до 50 %) Низкий (от 0 до 20 %)

Экспериментальная — 4 11

Контрольная 6 5 4

Важным критерием эффективности данной системы являются показатели нравственного развития детей, предполагающие наличие качеств, благодаря которым дети могли бы общаться с другими детьми, педагогами. Детям необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Использовалась социометрическая методика Д.Морено, выявляющая межличностные отношения в группе.

Анализ ответов испытуемых показал наличие лидеров (3) - эмоциональные лидеры. Отсутствие отрицательных лидеров, что свидетельствует о высокой степени сплоченности: положительные лидеры: 3 - эмоциональные, 1 -альтруистический лидер. В экспериментальной группе - ситуации открытого нормального общения, свободного самовыражения эмоций социально приемлемым путем (из наблюдения).

В контрольной группе анализ ответов испытуемых показал наличие в группе эгоистического лидера (1), дезорганизатора дел (1), «нытики» (2) - высокая степень противоречивости отношений в группе.

Исследования показали, что дети подготовительной группы, при систематической работе с педагогами способны ассоциативно соотносить предметы и явления окружающего мира, создавать посредством воображения их новые связи.

Детям экспериментальной группы предлагался тест Торренса. Оценивались параметры креативности: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.

Подобные задания получили дети в контрольной группе. Сравнительный анализ показал, что в экспериментальной группе у детей выражена способность к порождению большого числа разнообразных идей. Идеи отличались оригинальностью, отличием от очевидных, банальных.

В контрольной группе наблюдалась ригидность мышления, низкая информированность детей. Идеи были банальны.

Средние значения показателей КТТМ (краткий тест творческого мышления) экспериментальной и контрольной групп резко отличались. Значение показателей в экспериментальной группе оказались значительно выше.

С детьми экспериментальной группы среднего возраста предлагалась методика поиска ассоциаций. Ребята рисовали «вечные категории», любовь-ненависть, грусть-веселье и т.д. Отвечали на вопросы: «Как это может звучать?», «Кто или что может быть такого цвета?», «Какого запаха грусть?». Это вопросы-«провокаторы», с помощью которых мы «разыгрываем» фантазию ребенка. Многие ответы 5-леток были оригинальными. Интересны метафоры, придуманные ими: острый звук, солнечный вкус и т.д. Дети выражали эмоциональное состояние «категории» обладая достаточным словарным запасом для адекватного вербального выражения. В процессе деятельности дети были открыты, непосредственны. Нами было отмечено, что в данной группе дети чувствуют принадлежность к «Мы». С одной стороны, ребята идентифицируются с группой, с другой стороны, яркое проявление индивидуальности, стремление к автономности (особенно у девочек).

Эта же методика проводилась с детьми контрольной группы. Дети не умеют открыто проявлять эмоции. Ответы шаблонны, банальны. Словарный запас недостаточен для возраста.

Анализ всей деятельности дошкольного образовательного учреждения эстетического профиля № 867, сравнение результатов работы с деятельностью других дошкольных учреждений, раскрывает закономерную связь: результат всего учебно-воспитательного процесса в детском саду зависит от уровня постановки системы эстетического воспитания в дошкольном учреждении.

На основе анализа опытно-экспериментальной работа дошкольного образовательного учреждения нами определена последовательность действий педагогического коллектива, которую необходимо предпринять для успешного претворения в жизнь модели дошкольного учреждения с приоритетным направлением эстетического воспитания:

1. Изучить все законодательные документы по организации новых видов дошкольных образовательных учреждений.

2. Изучить и проанализировать социально-культурную проблематику региона.

3. Провести анализ и учет работы по эстетическому воспитанию в своем дошкольном учреждении. Выявить возможности педагогического коллектива.

4. Изучить уже имеющийся опыт работы по эстетическому воспитанию и художественному развитию детей. Определить перспективу развития учреждения, учитывая его особенности.

5. Сформулировать цели и задачи педагогического процесса. Выделить основные направления деятельности своего ДОУ. Проанализировать формы и методы работы с детьми по эстетическому воспитанию. Спланировать работу по изменению и совершенствованию содержания воспитания.

6. Пробуждать интерес к опытно-экспериментальной работе у большинства педагогов.

7. Постепенно улучшать и обновлять психологический климат в дошкольном учреждении, активизировать формы общения педагога и детей.

8. Проанализировать желания родителей по воспитанию и обучению детей. Поощрять единство во взглядах на эстетическое воспитание детей между педагогами и родителями.

9. Разработать систему переподготовки и повышения квалификации педагогов для работы в данном направлении.

10. Установить взаимосвязи в работе дошкольного учреждения с учреждениями культуры для совместной работы по повышению культурного уровня детей, педагогов, родителей.

11. Определить структуру дошкольного образовательного учреждения с приоритетным направлением эстетического воспитания. Обеспечить его работу соответствующим штатным расписанием. Определить функциональные обязанности каждого члена коллектива.

12. Перейти на новый хозяйственно-экономический механизм работы учреждения. Обеспечить высокий уровень материально-технической базы учреждения.

13. Обеспечить при планировании учебно-воспитательного процесса взаимосвязь разделов умственного, нравственного, трудового и физического воспитания, задачами эстетического направления. Разработать программу проникновения эстетического воспитания во все сферы деятельности детского сада с учетом интегрированного полихудожественного освоения разных видов искусств.

14. Создать художественную организацию предметно-пространственной среды, окружающей ребенка.

Однако необходимо отметить, что нельзя просто перенести опыт работы дошкольного образовательного учреждения № 867 в совершенно иные, измененные условия, не учитывая возможностей других дошкольных учреждений, региональные особенности окружения учреждения образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осмысление понятия «самоценности» дошкольного детства, как первого этапа становления личности, на основе изучения и анализа историко-архивных документов, требует пересмотра педагогических задач и приоритетных направлений работы с детьми.

Научно-педагогическое обобщение отечественного и зарубежного реального опыта дошкольной педагогики, педагогических исследований ученых, анализ различных организационных структур периода 19-20 вв. дает возможность выделить современные актуальные направления работы дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания на основе комплексного полихудожественного развития.

Идеи дошкольного воспитания в России получили свое начало еще в 17 веке, в их основе лежали идеи зарубежной педагогики (Ж.-Ж.Руссо, Дж. Локк, Песталоцци и др.). позднее, в конце 19 - начале 20 вв. на развитие дошкольных учреждений оказала влияние система воспитания Ф.Фребеля. Затем появляются детские сады, которые в своей работе реализовали педагогические идеи отечественных просветителей (Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, А.С.Симонович и др.), - принцип народности в воспитании и обучении.

Изучение первоисточников и научно-методической литературы показало, что в период становления системы организации работы дошкольных учреждений эстетическому воспитанию уделялось большое внимание, и необходимо отметить, что оно занимало ведущую роль в организации всей деятельности детей. Программно-методическое содержание этих дошкольных учреждений явилось основой построения последующих детских садов. Наиболее интересные типы дошкольных учреждений и программы воспитания детей в них были разработаны в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Организация работы дошкольных учреждений строилась с учетом реальных условий окружающей среды, что приводило к разнообразию их типов, систем и методов воспитания детей дошкольного возраста.

В исследованиях Е.Н.Зуйковой, И.Н.Юпоевой, Т.Ю.Купач, В.Г.Ражникова выделены наиболее интересные направления в художественном воспитании детей дошкольного возраста в России: развитие сознания через разные виды художественной деятельности, развитие сенсорики, влияние бессознательного, синкрети чность детского творчества, художественно-речевая деятельность ребенка, развитие фантазии и образного мышления у детей. Большое значение придавалось изучению творческой деятельности дошкольника. Практическая работа с детьми дошкольного возраста в области художественного воспитания показала педагогическую необходимость взаимодействия искусств. Комплексный принцип развития детей средствами искусства впервые стал использоваться в работе А.В.Бакушевским, О.П.Кельиной, А.С.Симонович, М.Х.Свентицкой и др.

С.Т.Шацким было разработано специальное положение о необходимости взаимосвязи различных видов искусств в работе с детьми, так как ребенок, по его мнению, выражает свои внутренние переживания с помощью самых разнообразных средств: движения, звука, ритма, танца, музыки, слова.

В рассматриваемый период наряду с традиционными формами работы в данном направлении шло интенсивное внедрение новых методов и форм работы по эстетическому воспитанию дошкольников. Большое значение придавалось эстетическим экскурсиям. Педагоги использовали их в целях формирования чувственной стороны восприятия, ее эмоционального тона, с помощью которого углублялся интерес ребенка к природе родного края, красоте человеческого труда и т.д. Наглядность связывалась с воздействиями на чувства. Эстетическое воспитание, по мнению Е.Тихеевой и А.Бакушинского, никогда не должно превращаться в упражнения в технике искусства, оно призвано углублять чувство прекрасного, исключать всякое теоретическое преподавание.

Важными положениями в работе с детьми данного периода являются учет возрастных особенностей детей и раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. Учеными-практиками было доказано, что пробуждение в душе детей эмоций эстетического свойства возможно только при радостной, творческой атмосфере, окружающей ребенка, тесным взаимодействием разных видов деятельности и насыщения среды образцами подлинного искусства (Л.Азаревич, А.Богданов, Л.Выготский, С.Моложавый, Е.Тихеева, В. и С.Шацкие, Л.Шлегер, Ф.Шмит и др.).

В исследуемый нами период ученые выделяют как важный фактор эстетического развития окружающую ребенка среду (социальную, бытовую). А.Богданов, Л.Выготский, С.Моложавый, С.Шацкий, Ф.Шмит и др. указывали на прямую зависимость влияния среды на эстетическое развитие ребенка и настоятельно рекомендовали эстетизировать как окружающую среду и быт, социальные отношения. Практика работы детских садов строилась с учетом того, что материальная среда, природная и социальная должны выступать как средство эстетического воспитания. Учитывалась важная педагогическая идея: среда семьи влияет на ребенка, среда детского сада через ребенка влияет на семью, т.е. таким образом, педагоги «окультуривали» среду.

В настоящее время «Концепция дошкольного воспитания» (1989 г.) положила начало новому направлению в организации всех сфер деятельности детских садов. Отход от единой жестко регламентированной программы, соответствующих ей форм и методов воспитания дошкольника, позволили прийти к видовому разнообразию дошкольных учреждений; созданию гибкой системы воспитания и обучения ребенка на основе многообразия вариативных программ. Большая роль в данном процессе отведена эстетическому воспитанию, формированию культуры чувств, гуманизации процесса обучения, приобщению к общим, непреходящим человеческим ценностям, ознакомлению с мировой культурой. При этом большое значение уделяется тем условиям, тому окружению, в котором живет и развивается дошкольник. Накопленный практический опыт подтверждает, что современная система образования должна строиться с учетом специфики местных культурно-исторических традиций. В требованиях и подходах к организации среды в дошкольных учреждениях настоящего времени прослеживается определенная преемственность исторических идей.

Анализ современных требований к организации системы эстетического воспитания в дошкольном учреждении и научных исследований в этой области в истории России позволил нам сделать попытку раскрыть приоритетные направления эстетического и художественного воспитания в структуре современного дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей культурной жизни Москвы в непосредственном общении с «живыми» произведениями искусства.

Деятельность дошкольного образовательного учреждения № 867, на базе которого проводилась опытно-экспериментальная работа, строилась с учетом данных направлений.

Своеобразие культурной жизни Москвы (памятники архитектуры, музеи, концертные залы, театры, библиотеки, выставочные залы), неповторимость общего ландшафта - позволяют знакомить детей с историей культуры города и государства в непосредственном общении с «живыми» произведениями искусства. Все это определяет и особенности работы дошкольных учреждений в ней. Москва - мегаполис, город, насыщенный духовными и культурно-историческими ценностями, и жизнь в ней по своей интенсивности и культурной наполненности должна быть сопоставима и соотнесена с другими столицами мира. В результате реализации программы «Столичное образование» в Москве создана гибкая многофункциональная система дошкольного образования, обеспечивающая благоприятные условия для обучения, воспитания и развития детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Одним из выводов исследования является то, что формирование любви к родному городу проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесную связь с музеем. Причем, исследования показали, что работа с дошкольниками по ознакомлению с мировым искусством будет успешна только в том случае, если она основывается на интеграции разных видов искусств в общей системе эстетического воспитания как основополагающего направления в структуре учебно-воспитательного учреждения.

В ходе исследования диссертантом проанализирован и обобщен опыт работы дошкольного образовательного учреждения № 867 Москвы, проверена эффективность авторской педагогической модели.

Опираясь на теорию полихудожественного и эстетического воспитания лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования РАО под руководством Б.П.Юсова, теоретические выводы из анализа истории дошкольного образования, нами разработаны необходимые условия успешного функционирования ДОУ с приоритетным направлением эстетического профиля:

• взаимодействие искусств: отношение к каждому ребёнку как к творческой индивидуальности (прирожденному художнику, музыканту, поэту.); учет возрастных, физических, психических, социокультурных и др. индивидуальных возможностей; экологический подход к освоению искусства детьми - организация обучения соответственно естественной природе ребёнка: начиная с «озвучивания, проговаривания, с рисования своих ощущений», совершенствовать его слух, осязание, обоняние, движение, действия - всю эмоционально-эстетическую сферу, постепенно переходя к процессу освоения искусства; внедрение принципов взаимосвязи различных предметов с искусствами, взаимодействия и интеграции между искусствами и интеграция между учебными предметами; последовательность сочетания учебной и свободной деятельности детей, объединённых общими принципами и задачами;

• художественная организация предметно-пространственной среды: создание художественно-эстетической среды для детей и персонала; среды общения и сотворчества между детьми, педагогами и родителями; создание благоприятного творческого микроклимата в коллективах детей и взрослых; освоение художественной среды в искусстве;

• региональный компонент: учет региональных и местных особенностей детского учреждения; освоение художественных, исторических, культурных, традиционных особенностей региона;

• перенос акцента с восприятия искусства и подражания взрослому на творческое активное проявление каждого ребёнка в разных видах самостоятельного творчества (изобразительном искусстве, сочинении музыки, художественном слове, образной хореографии, художественном движении, действии, театре и др.).

Перечисленные условия предполагают:

-постоянное совершенствование педагогического мастерства с повышением культурного уровня педагогического коллектива;

-систематическое ознакомление с передовыми педагогическими технологиями, новыми направлениями, методиками работы с детьми, изучение учебников, хрестоматий, учебно-методических пособий, применение их в практике работы;

-использование новых и усовершенствованных программ, форм и методов в работе с детьми в области искусства, создание авторских программ, методических разработок, курсов, семинаров сотрудниками дошкольного учреждения;

- взаимодействие и обратную связь структурных элементов системы эстетического воспитания в дошкольном учреждении;

- доброжелательное отношение к ребёнку;

- активное привлечение к эстетическому воспитанию детей и родителей.

Нами выделен ряд основных направлений художественной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении, направленных на системную организацию работ по эстетическому воспитанию: взаимодействие занятий эстетического и общеобразовательного блока; массовые мероприятия (выставки работы детей, концерты для родителей, недели - проживания одной общей темы); индивидуальная творческая деятельность детей (кружки по интересам, занятия в свободное время); сотворчество детей в коллективе, содружество педагогов в коллективе, сотворчество детей и педагогов в подготовке художественных мероприятий, художественных событий. Исследование показало, что все структурные звенья дошкольного образовательного учреждения эстетического профиля должны быть связаны между собой единой эстетической задачей.

В исследовании также выделены и направления работы педагогических коллективов при построении структуры дошкольного образовательного учреждения эстетического профиля с учетом регионального компонента:

- изучение региональных особенностей и социокультурных проблем учреждения;

- проведение анализа социокультурных запросов родителей;

- изучение состояния учебно-воспитательной работы педагогического коллектива в аспекте выявленных проблем;

- обогащение материалов по проблеме в «банке инновационных идей»;

- проведение анализа архивных документов по предполагаемым направлениям работы; изучение современной зарубежной педагогики, анализа возможных недочетов и избежания их в своей деятельности;

- определение перспектив развития культурно-образовательной среды своего учреждения, родителей, детей;

- уделение первостепенного внимания управлению системой эстетического воспитания дошкольников;

- установление налаженной связи с учреждениями культуры (театрами, музеями, выставочными комплексами);

- создание соответствующей эстетически продуманной среды;

- выстраивание деятельности по эстетическому воспитанию на комплексном взаимодействии искусств.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сенновская, Ирина Борисовна, Б. м.

1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с Москвой/Дошкольное и начальное образование в Москве: прошлое, настоящее, будущее. Тезисы выступлений. М., 1998. 228 с.

2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.

3. Андреева A.A. Система непрерывного образования в регионе народного промысла/Юбразование средство развития региона/ под ред. Егорова В.М. - М.: Изд-во ИГЖ и ПРНО МО, 1994. 144 с.

4. Арватов Б.И. Искусство и классы. М.-П.: Госиздат. 1922

5. Аргутинская-Долгорукова С.В. Грамота детского сада. Для детей 6-8 лет. Давайте дети, рисовать, вырезывать, сгибать, лепить, писать и читать. Сост. С.В.Аргутинская-Долгорукова. Тифлис. 1916. 91 с. с иллюстрациями.

6. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., 1948.

7. Арнхейм М. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.

8. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности //Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 37.

9. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование, как расширение возможностей развития личности //Дошкольное образование в России. М.: ACT, 1996. 336 с. (С. 48).

10. Ю.Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Дидактические игры в эстетическом воспитании дошкольников //Эстетическое воспитание дошкольников. Мурманск. 1993. С.33-39.

11. Ашиков В.Н. и Ашикова С.Г., Семицветик. М., 1999

12. Бакушинский A.B. Музейно-эстетические экскурсии. М., 1919.13 .Бакушинский A.B. О задачах и методах художественного воспитания //Искусство в трудовой школе. М.: Нов. Москва, 1926.

13. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Культура и просвещение. 1922. 68 с.

14. Бакушинский A.B. Экскурсии систематического типа//Казанский музейный вестник. 1921, № 3-6.

15. Басина Н.Э. , Суслова O.A. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Линка-Пресс. 1977.144 с.

16. Белая К.Ю., Волобуева Л.М. Листая страницы истории. М., 1997. 130 с.

17. Белоус Л.А. Художественное освоение культурно-природной среды учащимися 5-9 классов в условиях национальной сельской школы /Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1992.

18. Богданов A.A. Культурные задачи нашего времени. М.: Изд-во Доротовско-го и Чарушенко, 1911.

19. Богданов A.A. Новый мир. М.: Изд-во Коммуна.

20. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. М.: «Академия», 1997. 240 с.

21. Брауншвиг М. Искусство и дитя. Очерки эстетического воспитания / пер. с фр. Е.М.Чернолуской. С.-Пб.: 1908. 206 с.

22. Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М.: Знание. 1971.

23. Буссе Е. Художественное воспитание в раннем возрасте /книжка педагогического листка «Задушевные слова». СПб.- М.: М.О.Вольф, 1904. 14 с.

24. Вагинова Л.С. Региональные особенности в художественном воспитании младших дошкольников в процессе освоения художественной культуры Саами /Автореф. Канд. педаг. наук. М.: ИЦЭВ РАО, 1993.17 с.

25. Венгер Л.А. Восприятие и обучение: дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1980.

26. Вентцель К. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М., 1918.

27. Вернадский В. Биосфера и ноосфера /Отв. Ред. Б.С.Соколов, М.Л.Ярошевский. М.: Наука. 1989. 258 с.

28. Вернадский В. Открытия и судьбы. М.: Современник, 1993.

29. Ветлугина H.A. Методы эстетического отношения и художественного обучения //Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика. 1980.

30. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. /Под ред. Г.Г.Шевченко, Б.П.Юсова. Луганск. 1990.

31. Внешняя среда и психическое развитие ребенка /Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской и др. М.: Медицина, 1984. 207 с. ил.

32. Водовозова E.H. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. М., 1913. 239 с.

33. Волков H.H. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969.

34. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. СПб.-М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1955. 144 с.

35. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет /Под ред. Л.В.Венгера. М.: Просвещение, 1988.144 с.

36. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991. 93 с.

37. Выготский Л.С. Психология искусства/ Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1987.

38. Гайказова Р.Т., Кострикина Т.Д. Оформление детских дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1974. 64 с.

39. Гастев А.К. Восстание культуры. М.: Молодой рабочий. 1923.

40. Герцен А.И. Избранные философские произведения. В 2 т. М.: Мысль. 1985. Т.2.

41. Гумилев Л.К. Этносфера, история людей и история природы. М.: Прогресс, 1993.

42. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л.: Наука, 1974.199 с. с иллюстр.

43. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Просвещение, 1992.

44. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве. Дис. д-ра псих. наук. М., 1990.

45. Езикеева В.А. Картина, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста //Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М., 1960.

46. Живой мир искусства /Программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. М.: ИХО РАО, 40 с.

47. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика. 1986. Т.1.

48. Запорожец A.B. Психологические проблемы эстетического воспитания //Дошкольное воспитание. 1969. №11.

49. Зись А.Я. Современный синтез искусств //Виды искусств в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984.

50. Зуйкова E.H. Взаимодействие искусств в истории дошкольной педагогики в России (конец 19-20 вв.)/Автореф. канд. пед. наук. М., 1996. 42 с.

51. Ибука М. После трех уже поздно. М.: Русслит, 1992.

52. Иваницкая JIM. Программа «В пространстве игры» //Комплект общеобразовательных интегрированных программ по искусству. М.: МИПКРО, 1996. 88 с.

53. Израилит И. Какие учреждения нужно организовывать для детей от 3 до 8 лет. M.-JL: Главсоцвос, 1930. 47 с. С.5.

54. Иорданская Е.М. Народные детские сады. М.: Народный учитель, 1913.

55. Истоки. Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника. М., 1995, 35 с. С.22.

56. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника/Т.И.Алиева, Т.В.Антонова и др., М.: Карапуз, 1997. 228 с.

57. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе //Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. науч. тр. Л.: Наука, 1989.

58. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.

59. Казакова Т.Г. Развиваем у дошкольников творчество. М.: Просвещение. 1985.

60. Канаев И.И. Близнецы. М.: изд-во АН СССР, 1959.

61. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.

62. Кезина Л. Образование дело общественное: выход за границы образовательной отрасли //Россия - 2010, 1994. № 4.

63. Кершенпггейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М.: изд. Сытина, 1914.

64. Киевское общество народных детских садов. Отчет о деятельности Киевского общества народных детских садов. Киев. 1907, 15 с.

65. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959.

66. Клюева И.А. Предметно-пространственная деятельность на занятиях изобразительным искусством с дошкольниками. Диссертация канд.пед.наук. М., 2000.

67. Князева Л.П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду: Учебное пособие к спецкурсу. Пермь, 1984. 70 с.

68. Князева О.Л., Маханева М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. М.: Линка-Пресс, 1998. 72 с, ил.

69. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Пособие для воспитателя детского сада. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1985. 112 с.

70. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.

71. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990.

72. Комарова Т.С., Брыкина Е. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей //Дошкольное воспитание. 1995. № 5. С. 47-53.

73. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Аст, 1996.

74. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. Книга для воспитателей детсада и родителей. М.: Просвещение. Учебная литература. 1996. 160 с.

75. Крупская Н.К. Педагогические сочинения /Под ред. Н.К.Гончарова, в 11 т. Т.6. М., 1959.

76. Кузин В.С. Психология. М.: АГАР, 1997. 304 с.

77. Кулаев К.В. Становление теории и практики эстетического воспитания в отечественной культуре 20-х годов/ Автореф. дис. д-ра философ, наук. М.:, 1991.39 с.

78. Кулаев К.В. Эстетика России 20-х годов и современность /Учебное пособие. М., 1994. 63 с. (С.4).

79. Куликова Ю.С. Возможности музейной педагогики в профессиональной подготовке студентов// Дошкольное и начальное образование в Москве: прошлое, настоящее, будущее. Тезисы выступлений. М., 1998. 228 с.

80. Культурология и экскурсоведение. Конспекты лекций. /Сост. К.В.Кулаев. М.: Российская международная академия туризма. 1998. 112 с.

81. Купач Т.Ю. Идеи художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в русской педагогике середины 19 начала 20 веков. /Автореф. дис. канд. педаг. наук М.: ИХО РАО. 1995. 18 с.

82. Куревина О.А., Васильева Л.С. Программа «Синтез искусств в эстетическом воспитании». М., 1993. 57 с.

83. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок» //Комплект общеобразовательных интегрированных программ по искусству. М.: МИПКРО, 1996. 88 с.

84. Лабунская Г.В. В помощь маленьким художникам. /Сборник занятий по рисованию. 4.1. М.-Л.: Искусство, 1938.

85. Лебедев В. Детский сад и школа ОЛХКаменевой. Тамбов, 1910.

86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 51 с.

87. ЛесгафтП.Ф. Собрание педагогических сочинений. В 5 т. М., 1956.

88. Литвин Л.Н. Развитие содержания воспитательной работы советских дошкольных учреждений /Учеб. пособие. Л., 1991. 90 с. (С.5).

89. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1985.

90. Лихачев Д.С. Раздумья. /Сост. И общая редакция Г.А.Дубровской. М.: Детская литература, 1991.

91. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993.

92. Лыкова И.Н. Формирование эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста (на материале народной аппликации). Автореф. канд. педаг. наук. М., 1994.

93. Максимов Ю.В. Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет. М., 1969.

94. Мелик-Пашаев А.А. Психология искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.

95. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Е. Ступеньки к творчеству. М., 1987.

96. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания //Дошкольное воспитание. № 5. 1992.

97. Моложавый С.С. Педология художественного воспитания. //Искусство в школе. 1929. № 6-7. С. 1-12.

98. Монтессори М. Руководство к моему методу. М., 1916.

99. Морозова М.Я., Тихеева Е.И. Современный детский сад. Его значение и оборудование. СПб., 1914. 110 с.

100. Московская городская управа. Доклад № 398 по вопросу об учреждении в г. Москве Городского Универсального детского сада на жертвуемые В.Ф.Кельиным средства. М., 1908. 19 с.

101. Московская С. Звук и цвет. /Педагогика будущего синтез искусств. СПб., 1995.

102. Мотивированный учебный план и примерные программы детского училища Е.П.Залесской, состоящего из детского сада и элементарной школы. М., 1907.45 с.

103. НА РАО. Ф.1. ОП.1 ед.хр. 78, л.44.

104. НА РАО.Ф.1. оп.1, ед.хр. 47, л. 51.

105. НА РАО.Ф.1.Оп.1, ед.хр. 4, л. 52.

106. НА РАО.Ф. 1 .On. 1, ед.хр. 45, л. 44.

107. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение. 1987.

108. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М.: Центр инноваций в педагогике. 1995. 64 с.

109. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлугиной, М.: Просвещение, 1989.

110. Об образовании: Закон РФ- М., 1997.

111. Одерий Л.Е. Формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к предметной среде средствами художественно-оформительской деятельности. М., 1989.

112. Пантелеев Г.Н. Декоративно-оформительское искусство в эстетическом воспитании старших дошкольников /Автореф. дис. канд. наук. М., 1969.

113. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений: пособие для воспитателя и зав. детским садом. М.: Просвещение, 1982. 143 с.

114. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. М.: Просвещение, 1988. 110 с.

115. Пантелеев Г.Н., Пантелеева Л.В., Максимов Ю.В. Декоративное искусство и дети. М.: Просвещение, 1976, 143 с.

116. Пантелеева Л.В., Каменев Е., Станоевич-Кастори М. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ. М.: Просвещение, 1987.287 с.

117. Паппенгейм Г. Дитя и мир. Киев, 1911.

118. Педагогика искусства в творческих поисках / Материалы Всероссийского совещания-семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях». ИЦЭВ РАО. М.: Самара, 1996.

119. Пеня Т.Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1991.

120. Петровской В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.

121. Петроградское общество содействия дошкольному воспитанию детей. Деятельность Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1914 г. Пг., 1915. 71 с.

122. Поддъяков H.H. Новый подход к развитию творчества у дошкольников //Вопросы психологии. 1990, № 1.

123. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1978.

124. Программа: «Маленький Эмо и Большой настройщик» — рукопись. В.Г.Ражников.

125. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства //Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. науч. трудов /под ред. О.С.Ушаковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

126. Революция искусство - дети. Материалы и документы: Из истории эстетического воспитания в советской школе: Книга для учителя. В 2 ч. М.: Просвещение, 1987,240 с.

127. Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991.

128. Риччи К. Дети-художники. М.: изд-во Саблина, 1911.

129. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.

130. Руссо Ж.-Ж. Пед. сочинения в 2-х т. /Под ред. Джибладзе. М.: Педагогика, 1981.

131. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда (природа пространство - архитектура): Интегративная полихудожественная программа для 111 классов. М., 1995.

132. Сакулина Н.П. Роль слова и наглядных приемов обучения рисованию и лепке в детском саду //Изв. АПН РСФСР, 1955. Вып. 69.

133. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. 208 с.

134. Сараева В.В. Организация, формы и методы работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста в деятельности С.Т.Шацкого и его сотрудников (1905-1932 гг.) //Учеб. Пособие по курсу дошкольной педагогики. М., 1994. 21с.

135. Свентицкая М.Х. Наш детский сад, М., 1913.30с.

136. Священник П.Флоренский /Избранные труды по искусству. Сост. А.С.Трубачев, П.В.Флоренский и др. М.: Изобразительное искусство, 1996, 334 с.

137. Сентюрина Н.И. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи (теория и практика). СПб., 1913. 292 с.

138. Симонович A.C. Детский сад. Практическое руководство для детских садовниц. Изд. 3-е, перераб. М.: изд-во Сытина, 1907. 303 с.

139. Скиопу У. Некоторые психологические проблемы эстетического воспитания //Дошкольное воспитание. М., 1970, № 12.

140. Среда — воспитатель и проблема детских садов. Из опыта работы 1-й опытной станции народного образования Наркомпроса/ Под ред. С.Т.Шацкого. М.: «Работник просвещения». М., 1918.

141. Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное образование. № 6. 1996. С. 2.

142. Стрельцова JI.E. Литература и фантазия. М.: Просвещение, 1992. 256 с.

143. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.

144. Схиртладзе А.Г. Программа «Мир искусства» М.: МИРОС.

145. Тарасова К.В. Программа «Синтез». М., 1998.

146. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика. 1985. Т. 1.

147. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1984.

148. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении /Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методического материала. М.: Аст, 1996. С. 148-155.

149. Тихеева Е.И. Родная речь и пути к ее развитию. СПб., 1913.

150. Тихеева Е.И. Родной язык в семье и школе. /Труды 1-го Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Т.2. М.-СПб., 1914.

151. Торшилова Е.М. «Шалун или Мир дому твоему»: программа и методика эстетического развития дошкольников. М., 1998,220 с.

152. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М.: Искусство, 1989.

153. Торшилова Е.М., Морозова Т.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (Теория и диагностика). М.: Искусство, 1993.

154. Тру сова E.JI. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. М., 1986.

155. Управление развитием школы: Пособие для руководителя образовательных учреждений /Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. М.: Новая школа, 1995. 464 с. С. 230.

156. Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре /Психология и педагогика игры дошкольников. М., 1996.

157. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 11 т. Т.1. М., 1952, С. 163.

158. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948, Т.2.

159. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Собрание сочинений. Т.2.

160. Ушинский К.Д. Родное слово, Т.2. С. 554-574.

161. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. М.-Л., 1948-1952. 526 с.

162. Филиппов А.Н. Идеальное устройство детского сада и яслей. М., 1912, 16с.

163. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. 26-я Гос. Типография, 1922.

164. Щетинина Н. Детский сад будущего //Дошкольное воспитание. 1989. № 1. С.71.

165. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960. С. 326.

166. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д.Кошелевой, М.: Просвещение, 1985.

167. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Ворошиловград. 1990, 38 с.

168. Юсов Б.П., Кабкова Г., Савенкова Л., Сухова Т. Живой мир искусства //Дошкольное воспитание. № 6. 1993.

169. Юсов Б.П., Минц Н.Д. Изобразительное искусство в начальных классах. Минск: Народная асвета, 1986. 167 с.

170. Юсов Б.П., Сухова Т.И., Савенкова Л.Г. Когда все искусства вместе. /Пособие для учителей. Под ред. Юсова Б.П. 4.1 Мурманск, Мурманский гос. Пединститут, 1995.

171. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1968.

172. Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. М.: АПП ЦИТП, 1992.

173. Entretiens de Goethe et d'Eckermann. Paris, Hetzel. 1905.