Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка учителя начальных классов к музыкально-педагогической деятельности

Автореферат по педагогике на тему «Подготовка учителя начальных классов к музыкально-педагогической деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Эргашев, Рустам Наджимович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Подготовка учителя начальных классов к музыкально-педагогической деятельности"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕШША И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имели В. И. ЛЕШША

Специализированный совет Д 053.01.03

На правах рукописи

>

ЭРГАШЕВ Рустам Наджпмопнч

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.01 — теория п история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученой степени кандидата педагогпчсскнх наук

Москва — 1992

Работа выпал,иена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина.

действительный член АПК СССР, доктор педагогических наук, профессор Б. Т. ЛИХАЧЕВ

доктор философских иаук, профессор В. А. РАЗУМНЫЙ кандидат педагогических наук, доцент Н. И. ФАТЕЕВА

Ведущее учреждение — Рязанский государственный педагогический институт юг. С. А. Есошгна.

в 1Ь часов иа заседании опецпалнзировашюго совета Д 053.01.03 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамении педагогическом университете имени В. И. Ленина (103051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, дом С).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института (119435, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1).

Автореферат разослан «..«£$....» ............. 1992 г.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ученый секретарь опецпалнзпрова,шюго совета

В. А. СИТАРОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

■ Актуальность и постановка проблемы. Процесс демократизации, гуманизации и духовного обновления нашего многонационального обще* , отва о объективной необходимость» требует искать, находить и приводить в движение средства, обеопечиващие формирование социально и творчески активной личности учителя как носителя и проводника общей и педагогической культуры. В этом широком контексте во весь рост встает проблема подготовки учителя начальных классов школы к музы-кально-педагогичеокой деятельности.

К настоящему времени выполнен рад исследований, обращенных к .. подготовке учителя музыки (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Н.Л.Белая, Ж.М.Дзбелая, Е.Ф.Карпова, А.К.Мазур, И.Н.Нешнская, Л.А.Рахикбаэва, З.В.Румянцева, Т.Д.Суслова, Г.М.Цупин и др.). Между тем процеос общего и профессионального развития личности учителя начальных классов как субъекта ыузыкально-педагогичеокой деятелыюоти изучен совершенно не достаточно, хотя уже появились относящиеся к этой проблематике диссертационные работы (Т.Ф.Рязанова, Г.И.Шевченко).

Спираясь на многолетний опыт реопублики, новые программы по музыке для общеобразовательной школу, созданные как под руководством Д.Б.Кабалевокого и учеными НИИ художественного воспитания АПН СССР, узбекские педагоги-музыканты (Д.Амануллпев, Ф.Дкураов и др.) разработали нову» программу для национальной школы, которая ориентирована на формирование музыкальной культуры учащихся. Реализация этой > программы в решаицей степени завиоит от личности и профессиональной компетентности учителя, прежде всего учителя начальных классов, готовность которого к музыкальному воспитанию и обучению младших школьников вое более отстает от современных требований.

С учетом »того противоречия был сделан выбор теш диссертацион-: ного исследования» проблема которого сформулирована оледущим образом« каковы педагогические условия, обеспечивающие подготовку учителя начальных классов к . музыкально-педагогической деятельности? '

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования, Г Объектом исследования является профессиональная подготовка . учителя начальных кладоов. а его прв,пметш - процесс подготовки оту-

■ дентов факультетов педагогики' и методе&и начального обучения к му-зьосально-педагогичеокоЯ деятельности. ' ' ' ! В диссертации рошаптся сикдущио задачи;

1, Раокуьть содержание, структуру и показатели готовности

, учителя начальных классов школы к цузыкально-педагогической деятельности.

2, Ьлтить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие подготовку студентов факультетов педагогики и методики начального обучения к музыкально-педагогической деятельности.

3, (Хшраяаь на результаты исследования, разработать и внедрить методические рекомендации по совершенствованию подготовки

! будущих учителей начальных классов к цузыкально-педагогической деятельности.

В качестве гипотезы . было выдвинуто предположение, о том, что подготовка будущего учителя начальной школы к иузыкально-педаго-гичоокой деятельности может быть существенно улучшена, если:

- обучение студентов веоти.через их отношение, потребности и интересы к музыкальному искусству и к педагогической профессии;

- музыкальна-педагогическая подготовка студентов осуществляется как системно и вариативно организованный процесс, на конкретно-содержательной основе школьной программ по «узыке } -

- организовать учебную деятельность студентов как цузыкаль-. но-педагогическую деятельность.

Методологическую оонову исследования составляют вакнейшие положения материалистической диалектики о. всеобщей связи, язашо-обуоловленнооти и целостности явлений реального мира, о социаль-; ной »деятельной и творческой. сущности человека и шогофакторном • характере развития его, личности, об эстетическом отношении к действительности.

' . Теоретическими , источниками исследования является общая , теория деятельности (Б.Р.Ананьев, А,Н.Лаонтьев, М.С.Каган, В, Н. Зайцев, С.Л.Рубинштейн), теория педагогической деятельности и формирования личности учителя (Е.П.Бедозерцев, Н,В,%зьиина, С.Н.^липжн, "Н.Д.Никанцров, В.А.Сласт&шн, Л.Ф.Спирин, А.Й.Е^рбаков и др.),; . теория и методика астатического воспитания. (А.Я.Зись, Н.И«Киящен-ко, .В.Т.Лихачев, В,.А,Ра^унный, В.Н,Шацкая), теория музыкальной педагогики (Э.В.Абдуллин, Б.В.Асафьев, Ю.Б.Аяизв, Д.Амануллаев, 0;А.Апраксша, А.Г, Арчаяникова, Л.А.Баренбойн, Т.Л,Беркиан,--Н.Л.Гродзетокая, Д.Б.Кабалевский ,Х.Нурматов,М. А.Румер, Б.Л.Яворский и др.). , ; .,'. > '.. ' - - - Для-решения поставленных задач попользовались следущие методы' исследования: теоретический анализ философской," психолого-педаго-

гической литературы ; обобщение педагогического опыта ; анализ учебных планов и программ; длительные, в той числе включешще, наблюдения за учебно-воспитательным процессом педвуза и музыкально-педагогической деятельностью учителей начальных классов j оценивание рейтинг ; самооценка; анкетирование и интервьюирование ; педагогический эксперимент ; качественно-количественный анализ опытных • данных,........

Опытно-эко п етста: ент ал ьной базой исследования был факультет подготовки учителя начальных классов Сырдаръдаокого педагогического института им. Г. Гуляма. На всех этапах формирующего эксперимента исследованием было охвачено более 150 студентов и 30 ' компетентных лиц из числа преподавателей названного факультета и учителей начальных классов г.Сырдарьи, Гулистана и ух сельских районов.

йгследование выполнялось в несколько этапов'. На первом этапе (1963-1985 гг.) было выявлено современное оостояние проблемы, определены предает, задачи, гипотеза и методы исследования, собирался фактический материал, анализировались литературные источники, учебные планы и программы, опыт подготовки учителей начальных классов в педвузах РСФСР и Увбе-•кистане, выявлены ооновше содеркательные компоненты музыкально-педагогической деятельности учителя начальной школы и показатели -готовности к-ней".

На' втором'этапе (IS8&-I990 гг.) было разработано содерта.-■ние подготовки учителя начальных классов к музыкально-педагоп;-чеокой деятельности, построена и эмпирически проворена модель формирования готовности н ее выполнению у огудептсв факультетов педагогики и методики начального обучения»

На третьем этапе (I990-I99I гг.) бшш проанализированы, систематизированы и обобщены результата, исследования,, сформулированы общие выводе, апробированы научно-псакзизчэсгае рекомендации".

Научная новизна и теоретическое 'значение исследования определяются тем, что в нем с позиций оисхемко-де.таельнооиюго подхода раскрыты оущкооть, содержание. 'ж вяу^кгура музыкалъно-педа- : гогичеокой деятельности ; определеш. уровни й показатели готсвгю-: ста к ней учителя начально»' тлж жас интегрально© динамическое образование, его личности теоршнега» и окспершёнтсльно обоекооа-ны педагогические условия^ о б ьодечгх wy/j зф&ект/вкость подгй~ . товки отудентов к муэшапьда-подгогической деятельности в начальной школе.

Практическая значимость диссертации обусловлена тем, что содержащееся в ней теоретические положения и выводы содействуют целостному процессу подготовки будущих учителей начальных классов к музыкально-педагогической деятельности. Методические рекомендации по исследуемой проблеме могут найти аффективное применение в преподавании специальных таких учебных дисциплин, как "%зыкальный инструмент (рубаб)", " Методика музыкального воспитания с основами теории музыки", в условиях педагогической практики и внеучебной музыкально-художественной деятельности студентов факультетов подготовки учителей начальных классов, а также в системе, повышения квалификации учителей национальной начальной школы. - - - ---------------..........

.Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью и исходными теоретическими позициями, использованием комплекса методов, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследования, подтверждена данными, свидетельствующими о позитивных изменениях в уровне подготовленности студентов к музыкально-педагогической деятельности в начальной школе; —....... . . .... . ..■..' .. ; •:

На защиту выносятся следующие положения;

- музыкально-педагогическая деятельность учителя начальных классов включает в себя ценностно-ориентационный, познавательный и практически-преобразовательный компоненты} ..

- профессиональная готовность к музыкально-педагогической деятельности представляет собой интегральное динамическое образование личности учителя и проявляется в психологической (ценно-стно-ориентационной), теоретической (познавательной) и практической (практически-преобразовательной) готовности}

г процесс подготовки учителя начальных класоов к музыкально -педагогичеокой деятельности строится на основе личностно-дея-тельностного подхода, реализация которого обеспечивает формиро- * вание-у студентов исследуемой готовности во всей ее целостности;

Апробация и внедрение результатов исследования; Основные результаты исследования 'доложены, обоуждены и получили одобрение • на Ленинских чтениях педагогического, факультета МПГУ им;В.И.Ленина (1989-1990 гг.), на межреспубликанской научно-практической конференции "Язихолого-педагогические проблемы подготовки студентов к воспитательной работе в условиях перестройки системы вузовского образования" (Лешшабад", 1990), на I Республиканской научно-прак-

тической конференции "Формирование личности у^штеля в систем« высшего педагогического образования" (Чарджоу, 1901 г.), на аспирантском семинаре кафедры педагогики высшей школы КПГУ им. В.И.Легаша (1990,1991), на научно-практических конференциях в йгрдарьинском государственном педагогическом институте км. Г. Гуляма (1990,1991).

Разработанные методичоские рексмендации по подготовке студентов к музыкально-педагогической деятельности в начальной школе используются в учео'ш-восплтательцои процессе Олрцарьинско-го педагогического института им. Г. Гулда.к.

Работа выполнена в соответствии с целевой исследовательской программой "Учитель", осуществляемой кафедрой педагогики выссей школы МПГУ им.В.И.Леника (номер государственной регистрации 01880003627). , ..........

■Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений .

Во введении обоснованы актуальность избранной теш, определены объект, предает, задачи, гипотеза, методологические основ1.: и метода исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе - "Теоретические основа-подготовки учителя начальных классов к лузикально-яедагогическоП деятельности" -дается оценка современного состояния проблемы в теории и практике высшего педагогического образования, рас/сршзашся основше содержательные компонента »¿узьиьально-педагогшеской деятельности, а также отруктура к ней готовнооти учителя начальных гаао-сов. —................., , '

Во второй главе - "Педагогические условия и пути подготовки студентов факультета педагогшгл и методики начального обучения к музыкально-педагогической деятельности" - характеризуются, анализируются и интерпретируются результаты опытно-экспериментальной работы, возмоиюсти, организационные форда и ьготодп музыкально-педагогической подготовки студентов в процоссе излети специальных методических дисциплин, цузшеалько-подагоготе-ской практкки и во виеучебное время.

В заключении формулируется основшз пыбоды всследованид, подводятся его обилие итоги, намечается перспожтщы дальнейшей разработки проблемы, указываются нерзиешые вопроси.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Существенный раздел первой главы посвящен анализу современ-

■ ного состояния проблемы подготовки учителя начальной школы к му. зыкально-педагогической:деятельности в теории и практике выошего

педагогического образования. Как показал анализ, в педагогиче-; ских исследованиях данная проблема почти не находит своего отра- -

■ яения. В немногочисленных диссертационных исследованиях рассматриваются лишь отдельные аспекты этой проблемы: это формирование

музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в период обучения в педвузе (Г.Ф.Рязанова) ; развитие творческой активности студентов факультетов начальных классов в процессе музыкальной подготовки (Г.И.Шевченко). Что же касается подготовки учителя национальной, в частности узбекской начальной школы, • к музыкально-педагогической деятельности, то вто одна из не за- . тронутых в теории, и не разрешенных в практике педагогического образования проблем.

Полноценное внедрение новой программы по музыке для узбекской общеобразовательной школы, разработанной педагогами-музы- • . кантами республики в ходе перестройки массового музыкально-эсте- • тического воспитания в стране, возможно при условии обеспечения школ подготовленными учительскими кадрами, способными и готовыми к решению задач формирования музыкальной культуры школьников как части всей их духовной культуры. . . .

В результате анализа практики музыкальной подготовки студен- . 1 тов факультета педагогики и методики начального обучения были выявлены два ведущих противоречия. Первое - между, сложившимся

низким уровнем музыкальной воспитанности выпускников средней школы и требованиями, предъявляемыми к'абитуриентам в связи с их музыкально-педагогической подготовкой. Другое - между существу- , ющим содержанием и процессом музыкальной подготовки учителя начальных класоов в вузе и требованиями новой (национальной) школьной программы .по музыке.. .:

Анализ действующих учебных программ ■ по музыкальной лодго-товке.студентов.педфака (для специальности. Р 2121)-показал', .что . построение музыкально-учебных занятий по этим - программам не способствует должной подготовке студентов к музыкально-педагогической деятельности в начальной школе. Поэтому возникла необходим мость перестройки как содержания, так и всего процесса музыкаль-

но-педагогической подготовки учителя начальной школы в период обучения в педвузе. '

Разрабатывая проблему исследования, мы походили из предположения, что подготовка студентов к музыкально-подагогической деятельности в начальной школе будет успешной б том случае, если она осуществляется на конкретно-содержательной основе ¡дкольной программы по музыке. Это обусловливается специфическими особен- ; ностями музыкальной подготовки учителя начальных классов, кото- " рая существенно отличается от системы профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. Выдвинутый нами подход позволяет, с одной стороны, быстрее освоить студентами педфака содержание и механизм процесоа музыкально-педагогической работы.в начальной школе, с другой, организовать их учебную- деятельность как музыкально-педагогическую. В связи с этим следующий раздел первой главы нашей диссертации посвящен раскрытию сущности, содержания и структуры музыкально-педагогической деятельности, а также определению структуры готовности к ней учителя начальных классов.

Понятие "подготовка" учителя, в том числе к музыкально-педагогической деятельности, мы рассматриваем как единство профессионального обучения и воспитания личности, осуществляемое в содержании, различных формах и методах учебно-воспитательного процесса,, а "готовность" - как результат данного процесса, как сложное динамическое интегральное образование личности учителя, в которой отражается задачная структура педагогической деятельности.

. Музыкально-педагогическую деятельность учителя начальных классов можно охарактеризовать как имеющую свои структуру, определяемую спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. В отой связи иетодоло- ■ гическим ориентиром для нас выступало учение о деятельности как целостной сиотеме проявления личностных свойств, отношений и действий человека'.* "

. „ Вслед за М.С.Каганом ш вычленяем в деятельности, три взаимо-овязанных элемента: субъект, надеявнрий активностью и направляющий ее.на объекты или на другие субъекты; объект - то, не. что или на кого направлена активкооть субъекта | активность суб-оеета, выражающаяся в том или ином способе овладения объекта -оус'ьектм "или в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими. > •

Субъектом педагогической деятельности, включая музыкально-педагогическую, могут выступать как педагог, так и студенты (или студент), как учитель, так и учащиеся в школе ; а объектом - студенты для педагога в вузе, учащиеся для учителя, содержание учеб-ик л научных материалов как для студентов, так и для учителя и учащихся, а также сгил субъект этой деятельности, когда он направляет свою активность на самого себя (например, самообразование, самосовершенствование, самооценка и т.п.).

В итоге теоретического анализа был сделан вывод, что музыкально-педагогическая деятельность учителя начальных классов гижет в себя цешостно-ориентациокньй, познавательный, практически-преобразовательный и коммуникативный компоненты*.

Пенностио-ошентм.тоннк'й компонент музыкально-педагогической деятельности учителя характеризуют эмоциональное, мотивационно-ценностноо отношение его к педагогической профессии и к музыкальному искусству, глубокое понимание значения музыки как одного из важейших средств формирования духовного мира подрастающего поколения, наличие достаточного уровня музыкально-эстетического вкуса и вдеала, которые позволяют.учителю ориентировать учащихся в • ценностях- музыкальной культуры.

Познавательный кошонент музыкально-педагогической деятельности связан с действиями учителя, направленными на приобретение, "присвоение" специальных, психолого-педагогических, методических знаний, умений и навыков, необходимых для учебно-воспитательной . работы с детьми. Этот кошонент предполагает также изучение учащихся, их уровня музыкальной воспитанности, подготовленности,' возможностей и способностей, наличие аналитико-обобщаящих умений, основу.которых составляет его.рефлексивная.деятельность.

Практически-преобразовательный кошонент музыкально-педагогической деятельности определяется действиями учителя, направленная! на решение задач музыкального воспитания, обучения и разви- ' тия учащихся, которые проявляются в его проектировочно-конструк-тизных,. мобилизационных, _ организаторских, развивающих, коммуникативных и специальных умениях.

В результате исследования нами определена целостная структура' готовности"к'цузыкально-педагогической- деятельности в начальной

Коммуникативный компонент музыкально-педагогической, деят тельности учителя в нашем исследовании не рассматривается.

школе. Она представляет собой сложное динамическое интегрхтыгое образовшше личности учителя и проявляется в единстве психологической, теоретической и практической готовности.

Психологическая готовность характеризуется сформировашсстьк ценностно-ориснтационного компонента музикально-пед&гогкческай деятельности учителя, формирование которого является основополагающим фактором самоопределения личности студента в музыкально-педагогической культуре.

Теоретическая готовность характеризуется сформированностью познавательного компонента музыкально-педагогической деятельно-■ см учителя, необходимым объемом знаний теории к методик! музи-кально-педагогической работы в начальной школе, закономерностей всестороннего развития личности средствами музыки, целей, задач, содержания, форм и.методов музыкального воспитания и обучения младших школьников. ■

Практическая готовность,характеризуется сфорпфовашость» практически-преобразовательного компонента музыкально-педагоги-• ческой деятельности учителя и обусловлена наличием у него специальных, диагностических, проектироз ошо-конструктизных, мобилизационных^ организаторских, кокауникативных и аналитико-обоб-щакщих умений. ' ■ .

Показателями готовности учителя начальной школы к музмналь-но-педагогической деятельности являкггоя; \к>тезациошо-ценностное отношение к педагогической.профессии и :: ¡музыкальному качеству, • наличие необходимых и достаточных для этой деятельности спецкаль-ных и музыкально-педагогических знаний, умений и навыков.'

• . Отражая лнчнсстно-деятельностный подход, разработанный з ■ концепции педагогического образования (В.А.Сластенш, Н.Д.Никанд-ров, Е.П.Белозерцев и др.), готовность"учителя начальных классов школы к музыкально-педагогической деятельности позволяет моделировать процесс.ее формирования у студентов;• Ориентация этого про, цесса на формирование психологической, теоретической и практической готовности учителей начальных классов к .музыкально-педагогической деятельности дает возможность привести профессиональное обучение и воспитание студентов в соответствие с ее структурными ' компонентами.. • '•'.'■:-.'

•■. . Процесс формирования у студентов-положительного отношения к . 'музыке, согласно трактовке:Э.Б.Абдуллина,.предусматривает змо-. ционально-чувстзейкое восприятие музыки, художественно-образное

ее осмысление и практическое овладение произведениями музыкального искусства. Иначе говоря, отношение к музыке -.это.отношение эмоциональное, .осознанное и деятельностно-практическое'. Изходным моментом приобщения личности студента к музыкальной культуре является первоначальное положительное отношение в ввде позитивной установки, которая ведет к возникновений интереса и приобретает более глубокое содержание на уровне сознательности. Овладение музыкальной культурой сопровождается формированием у студентов профессионально-ценностных ориентации, готовности к передаче муэих&чьного опыта младом школьникам.

При освоении художественно-музыкальных ценностей в необходимом и достаточном для учителя начальных классов объеме студенты приобретают музыкальные.знания, умения и навыки, что составляет содержание их музыкально-познавательной деятельности. В качестве отправного.момента здесь берется школьная программа по музыке для 1-И классов. При этом учитываются принципы систематичности, последовательности и преемственности в обучении, требование оперожшцего художественного разэития студентов.

Практически-преобразовательный компонент музыкально-педагогической деятельности, пронизывая все звенья учебно-воспитатель-кого процесса, предполагает формирование у студентов специальных, конструктивных, мобилизационных, организаторских и коммуникативных умений. Особое значение имеет обучение студентов аналитико- . обобщающим умениям, благодаря которым они должны научиться анализировать собственную деятельность, осмысливать и осознавать на рефлективном уровне накапливаемый опыт.

В констатирующем варианте эксперимента' были выявлены уровни готовности студентов-выпускников Сырдарьинского педагогического, института к музыкально-педагогической деятельности в начальной школе, которые затруднялись.вести уроки музыки по новой (национальной) школьной программе'. - Как доказал анализ, причиной этого были противоречия между существующим содержанием музыкально-педагогической подготовки студентов в .педвузе и требованиями, лредъ-являешми к ним школьной программой,

• С учетом современного состояния проблемы была задумана и осуществлена эмпирическая часть исследования. *

Согласно учебным плалам в процессе ыуздкально-педагогической подготовки учь.^елей начальных' классов ведущими учебными дисциплинами являются курс методики музыкального воспитания о основами .'.

теории музыки и индивидуальные занятия по игре на музыкальном инструменте.

В соответствии с выдвинутой гипотезой музыкальное обучение, воспитание и развитие студентов мы организовали таким образом, чтобы их учебная деятельность с первых же дней пребывания в вузе представляла собою музыкально-педагогическую деятельность. С этой целью было организовано опытно-экспериментальное обучение игре на музыкальном инструменте (рубаб).

. Главным содержательным звеном в процессе подготовки студентов к музыкально-педагогической деятельности в начальной школе является курс, методики музыкального воспитания с основами теории музыки. .Преподавание этого курса в нашем исследовании мы тэяже начали с конкретизации и распределения содержания музыкального обучения по семестрам на основе комплексного построения практических занятий. В основу содержания курса методики положили тема-

■ тическое содержание национальной ■ (узбекской) школьной програшы по музыке для - 1-Ш классов. Каждая тема изучалась условно на двух

■ уровнях: а) ценностно-ориёнтационном и познавательном; б) практи-. чески-првобразовательном (методическом);

.. . На первом уровне.каядая тема изучалась поэтапно. Первый этап -возбуждение у студентов .эмоционального отношения, интереса к музыкальному произведению с позиций, музыкальной закономерности, лежащей в основе изучаемой'теш. В этом процессе у студентов сформировалось целостное представление о. конкретном музыкальном образе, йа второй этапе- услышанное в музыке студенты осознавали с позиций изучаемой; теш, в результате они усваивали музыкальные законсмер-. ности, явления, прбцёссы, понятия, лежащие в основе каждой теки. Это, в свою очередь, обеспечивало формирование осознанного отношения н. музыкальному искусству. На третьем этапе была организова-. на, собственная Музыкальная деятельность студентов в форме пения, ' игры на музыкальных инструментах,.музыкально-ритшческих движений; Этот этап,был направлен.на формирование у студентов деятель-ностно-гграктического отношения к музыке^ на овладение ими специаль-'- ными умениями.'и навыками.,'. •'-,.

-На.втором уровне вавдое произведение- изучалось с позиций его .освоения, младшими школьниками, с учетом возрастных и индивидуальных ■ возможностей; Щ этом уровне студенты.осваивали методику препода- вания музыки по каллой теме, получали ответы-на следующие вопросы: .. кого' учить",'"зачем-учить, чему учить, как учить, как'учащиеся будут учить'ся. В ответах, на эти вопросы у студентов формировались соот-

встстпулщпе качества учителя начальной школы: они нацеливались на изучение учащихся с тем, чтобы точно выявить имеющийся музы-кгшай опыт учащихся, па который момпо опираться при изучении данной теи;; понимание роли музыки -в формировавши личности уча-щжся и значение темы в целостной процессе обучения музыке { умение ыщелять те музыкальные закономерности., явления, процессы, ьузг-ггшлыые понятия* которые доступны учащимся на данном уровне музыкального обучения ; представление о механизме процесса музыкального воспитания и обучения в целом, потребность в музыкаль-нэ-педссгогжескзй деятельности, специальные организационные и глалнтнкс-обобщающке умения.

В целях закрепления полученного в процессе аудиторных занятий наш била разработана и проверена система заданий доя-самостоятельной деятельности студентов..В нее входили задания, направленные на формрование цешостко-ориентацшнного отношешш к музыке ; гсдания, направленные на приобретение теоретических музыкальны:-: знаний ; задшш операционального характера ; задания с элементами муьыкально-творчсской деятельности.

Ванную рель в процессе подготовки студентов к музыкально-педггогкчоской деятельности играет педагогическая практика, ибо она имеет своей целью подготовку будущих учителей к самостоятельна^ ведения уроков музыки в начальной школе. Музыкально-педагогическая практика дает возможность проверить уровень готовности ■ студентоз к музыкально-педагогической деятельности. В диссертации изложено содержание и методическое обеспечение музыкально-педаго-. гичесяой практики на третьем (1У семестр) и четвертом (УП семестр) курсах.

¿налкз опытно-экспериментальных материалов показал значительны;! реет уровня сформированности готовности студентов к музыкаль-но-педагогичеокой деятельности в -начальной школе. Ёзли в конце третьего курса высокий урбзень готовности к лрактически-преобразо-вательной деятельности был отмечен у 16$ студентов, достаточно высокий - у средний - -у 48^ и низкий - у 25', то на четвертом -курсе высокого уровня готовности достигли 28^ студентов, достаточно высокого-'- 52^, среднего - а низкого уровня не оглзалооь ни у кого. Основная масса студентов оценивала свой уровень готовности на "4" "3", что говорило о понимании ими необходимости самообразования и самосовершенствования в професоионально-педаго-гической деятельности.

Большой вклад в музыкально-педагогическую подготовку отуден-тов внооит активное их участие во внеучебной музыкальной деятельности. Действующая в Оодарьиноком педагогическом институте (более 15 лет) система- организационных форм и видов художественно-эстетической и музыкальной деятельности отудентов во внеучебное время Создает условия для проявления и развития соответствуют^ способностей^ интересов, потребностей, умения и навыков будущих учителей, оообенно тех, чья предстоящая педагогическая деятельность овязана о искусством1, .

Среди разнообразных форы музыкально-эстетичеокой работы наибольшими возможностями в процессе формирования готовнооти отудентов к музыкально-педагогической деятельности обладали хоровая студия, ансамбли (такие,- как ансамбль исполнителей на народных музыкальных шотрументах^'солистов и'вокалистов, макомистов, "Ду-торчи кизлар" и Др.), клуб любителей музыки-. В ходе исследования было установлено, что повышению эффективности этой работы способствует тесная связь учебных и внеучебных форт музыкальной дея- • тельностй отудентов'. ' ' ' _

Результаты сравнительного анализа самооценок, которые студенты давали дважды (в начале и в. конце эксперимента^ свидетельствуют, что у них. существенно изменилось ценностно-ориентацион-но9 отношений к музыкальному искусству. -

.' Результаты исследования; в целом дата основание сделать следующие вывода.. •'■ . ' ' . ....... В основном- подтвердилась первоначально-выдвинутая гипотеза

исолэдованш, согласно которой эффективность подготовки студентов к музшсально-педагогичеокой деятельности в начальной школе . зашоит от реализации" следующий условий? -. - обучение отудентов необходимо нести через их отношение,' потребности и интересы к музыкальному искусству и к педагогиче-' окой профессии; ..' ••■

- музыкально-педагогическая подготовка студентов осущеоявляется как оиотемно и вариативно организованный-процесс,; на конкрет-но-оодеряательной основе школьной программ по музыке ;

- учебную деятельность отудентовследует организовать как _ • .музыкально-педагогическую деятельность.-'. •

. Эффективность процесса музыкально-педагогпгческой подготовки , • отудентов факультета педагогики и методики начального обучения . .. достигается целенаправленной организацией его на основе двдакти-

ческих принципов преемственности, последовательности, системности и систематичности обучения, а также межпредметной интеграционной связью музыкальных и педагогических дисциплин. Единство теорети- ' ческой и практической подготовки учителя в непрерывном учебно-воспитательном процессе привело к выводу о том, что заложенные на первом щ'-рсе основы крыяально-педагогической деятельности,, со . . всеми ео содоржз.телыщми ко.зтонента'.зд и педагогизация всего процесса учебной деятельности студентов ускоряют их профессиональное становление как учителя. К выпуску из института студенты обладают еодертаяс^ыюй и методической основой своей професоионально-педа-гогической деятельности. . •

Значительное влияние на формирование готовности к музыкаль-но-педагогкчсской деятельности оказывает целостность учебно-воспитательного процесса, которая проявляется в тесной взаимосвязи всех этапов музыкально-педагогической подготовки студентов с первого по. четвертый курсы: кал-дый этап обучения служит' 'безусловной базой для последующего, а кавдый последующий невозможен без прохождения предыдущего. - •

Необходимым условием процесса подготовки студентов к музыкаль-но-педэгогкческой деятельности' в начальной школе является опора на содержание школьной (национальной) программы по музыке, которая обеспечивает комплексное решение ценностно-ориентационных, познавательных, развивающих и практически-преобразовательных задач.

Активное формирование. готовности студентов происходит в процессе музыкально-педагогической деятельности, которая является, с одной стороны, их собственной учебной деятельностью, а с другой, их профессионально-педагогической деятельностью, направленной на организацию музыкальной деятельности учащихся. Успешное осущест-. . вленче последней зависит от наличия у студентов четкого представ-, ления об ее образце. Именно таким-образам становится теоретически обоснованная собственная музыкальная деятельность студентов в процессе музыкально-педагогической подготовки. Поэтому, чем оовер-. шоннее организована с первого курса собственная музыкальная деятельность студентов, тем качественнее их музыкально-педагогическая деятельность'й выше уровень , готовности к ней', - . ? ;

Формирование качественного уровня готовности к музыкально-педагогической Деятельности будущих учителей , начальных классов, в период обучения в педвузе- зависит от использования в этом процес- . се всех возможных форм: учебных занятий по музыкальным дисциплинам,

педагогической практики и внеучебной музыкальной деятельности. При этом важным условием является организация этих ведов деятельности на основе внутреннего единства, преемственности, взаимосвязи, единой профеосионально-педагогической направленности.

.....Основное содержание диссертации отражено в следущих

публикациях: .

Г; Цути совершенствования музыкально-эстетической подготовки учителя начальных клаооов // ГЬихолого-педагогические проблеш подготовки отудентов к воспитательной работе в условиях перестройки оистемы вузовского образования: Тезисы докладов и выступлений на межреспубликанской научно-практической конференции (26-30 но-, ября 1990.г.) - Ленинабад: ЛГПИ им.О,М.Кирова, 1990. - С. 153-15-1.

- 2,. Основы.музыкально-эстетической деятельности в процессе профессиональной .подготовки.учителя.начальных классов // Формирование личнооти учителя в оистеме высшего педагогического образования: Материалы Г Республиканской научно-практической.конференции профессорско-преподавательского ооотава, - %рджоу,. НИ лабора-тория.проблем педагогики, высшей школы. Туркменок.гос.пэд.института им. В. И. Ленина, 1991; ,-С.208-21Г. , •