автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Понимание музыкального текста как фактор повышения эффективности эстетического воспитания младших школьников (на материале произведений композиторов Кыргызстана)
- Автор научной работы
- Сахарова, Алина Евгеньевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Алма-Ата
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Понимание музыкального текста как фактор повышения эффективности эстетического воспитания младших школьников (на материале произведений композиторов Кыргызстана)"
КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБЛЯ
На правах рукописи
САХАРОВА Алина Евгеньевна
ПОНИМАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
[на материале произведений композиторов Кыргызстана)
13.00.01 — теория и история педагогики
А в т о p е ф е р ат диссертации на соискание учен?Я степени кандидата педагогических наук.
Алма-Ата — 1991
Работа выполнена в Киргизском научно-исследовательском инсти-
туте педагогики.
Научный руководитель
Научный консультант Официальные оппоненты
. Ведущая организация
- член-корреспондент АН Киргизской СОР, доктор философских наук, профессор БРУДНЫЙ A.A.
- кандидат педагогических наук, доцент УЗАКБАЕВА С.А,
- доктор педагогических наук, профессор РАХИМОВА Н.Р.
, кандидат педагогических наук, доцент КАЛИЕЗА С.И.
- Киргизский государственный университет
Защита диссертации состоится " " _ 1991 г.
в -15 часов на заседании специализированного с<^вета К 113.03.02 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Казахском государственном педагогическом университете имени Абая (460100, г.Алыа-Ата, ул.Ленина, 13).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.
Автореферат разослан " 1Ъ " ioaj г.
Ученый секретарь специализированного совета
CjitffjUiJ-
НУРГЛЛИЕВЛ Г.К.
| ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИК ДИССЕРТАЦИИ.
Актуальность исследования. Процесс преобразования в нолем обществе направлен на повышение культурного и духовного потенциала советского челозеко. Решение этой важной проблемы в полной мере охватывает область эстетического Боепитания подрастающего поколения. В числе мер, направленных на рэгк'-'-пе эстетических качеств человека, существенное место занимают вощ.опч введения в процесс современного воспитания изучения многонационального искусства советского народа.
На современно)« этапе разработка эффективных путей и методов использования кыргызской музыки г школах с русским языком обучения Республики Кыргызстан приобретает первостепенное значена.
Существенное значение для научного обоснования стих вопросов имеют рабе ты: Б.Е.Асафьева, 0.А.Апраксиной, Н.л.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, А.В,Луначарского, А.Н.Сохора, В.Н.Шацкой, С.Т.Шацкого, Б.Л.Яворского. С особым вниманием мы обратились к изучению исследований учЛых республик Сродней Азии, Казахстане, Азербайджана, отражающих проблемы музыкального воспитания детей с учетом особенностей национальных республик (З.М.Гребенников, Х.Алма-ханова, Л.А.Мастряникая, Х.Нурмятова, Л.Н.Нугманова, И.М.Нобитов, С.Ф.Спзикова, С.А.Узакбаева, И.Хплитова и др.).
Проведенный анализ исследований позволил нам сделать вывод, что в работах Б.З.Асафьева, О.А.Апраксиной, В.Н.Шапкой, Б.Л.Яворского вопросу слушания музыки на уроках и обсутвденик музыкального произведения уделялось определенное внимание, Однако, следует отметить, что в исследуемой нами литературе не затрагивалась .тема понимания музыкального произведения на уровне текста. Слушание й обсуждение музы-гального произведения рассматривалось как его музыкальный анализ: ганр, структура, средства музыкальной выразительности. Среди робот, юевященных проблемам музыкального воспитания, особого, ня нал взгляд внимания заслуживает исследование состояния музыкального воспитания ) России и Западной Европе (1882), проведенное С.Ниропольеким, чья щея об обучении детей "чтению музыки как книги", к сожалению развития на получило.
Кроме того, нами было проведено исследование состояния му ы-гяльного воспитания в школа: республики вообще и в школах с русским гзнком общения в частности. Даже самый краткий обзор литератур» и 'Нрлиз состоянгл музыкального воспитания в республике показывает,
что в методической и педагогической литературе специального исследования, посвященного разработке проблемы понимания музыки кок текста, фактически нет, вопросы музыкьльного воспитания нуждаются в дальнейшей разработке с учетом исторического развития нашего общества и новых задач общеобразовательной школы национальных республик на современном этапе. Становится очевидным противоречие между потребностями педагогической практики и недостаточной разработанности данной проблемы в педагогической неуке, которое должно решаться путем разработки системы дидактических средств и педагогических условий, благодаря которым процесс эстетического воспитания будет осуществляться более эффективно. В решении комплекса вопросов, имеющи? первостепенное значение для исследования данной проблемы мы видим путь к разрешению денного противоречия. Отсюда возникла проблема -как повысить эффективность эстетического воспитания младших школьников русскоязычных школ Кыргызстана.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования у учащихся навыка понимания музыки как текста.
Цель исследовании - теоретическая и практическая разработка ме тодики формирования навыка понимания музыки кыргызского народа учащимися русскоязычных школ Кыргызстана на основе поэтапного развития навыка "чтения" музыкального произведения как специфического тексте
В соответствии с поставленной целью были намечены следующие задачи исследования:
- выявить современное состояние теории и практики эстетического воспитания средствами музыки;
- проанализировать содержание музыкглъно-эстетического воспитания с учетом специфики национальной республики;
- раскрыть сущность понимания музыки как специфического текст.: и не основе анализа философской, психолого-педаюти^еской, музыковедческой литературы и сложившейся практики дать определение понятия "музыкальный текст";
- дать психолого-педагогическое обоснование необходимости обучения детей русскоязычных школ понимании музыки кыргызского народа;
- разработать и внедрить усовершенствованные программы по пго: моту "музыка" для 1-1У классов общеобразовательной школы Кыргь'пстм
с русским языком обучения;
- разработать и внедрить научно-обоснованные методические рекомендации для учителей музыки начальных классов по использованию музыки кыргызского народа в процессе музыкально-эстетического воспитания.
Цель и задачи исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу: понимание музыки к ' зского парода -младшими школьниками русскоязычных школ Кыргызстана :.о'*ет способствовать повышению эффективности музыкально-эстетического воспитания, если:
- будет применена комплексная методика, опирающаяся на взаимодействие слухового, двигательного и зрительного анализаторов;
- процесс формирования навыка понимания музыки как текста будет проходить поэтапно - от слухового до визуального анализирования музыкального текста;
- формирование я развитие навыка восприятия кыргызской музыки будет осущесткляться в процессе работы, над инструментальными и вокальными произведениями, через содержание которых будут раскрываться духовное богатство народа, его идеалы и чаяния.
Методологической основой исследования явились положения классиков марксизма-ленинизма по гопросэм формирования всесторонне развитой личности, эстетического воспитания подрастающего поколения, народного образования и искусства. В качестве руководящих материалов использованы постановления Верховного Совета СССР и Верховного Совета Республики Кыргызстан, нормативные документы правительства, касающиеся вопросов средней школы и затрагиваю^ проблемы эстетического воспитания. '
Разрешение поставленной проблем.' осуществлялось следующими методами исследования: теоретический анализ работ по исследуемой проблеме; анализ методической литературы, действующих учебников и учебных программ по предмету; изучение и обобщение педагогического опыта работы школ, учителей по музыкальному воспитанию (посещение занятий, бесе"ч, анкетирование, анализ устных и письменных работ учащихся); методы математической обработки статистической инфорыпии; постановка и проведение опытно-педагогической работы.
Этапы исследования:
Первый этап (19"8-1982) - поисковый, посвящен теоретическому изучению проб^мы, накопление наблюдений о состоянии вопроса эстети-
ческого воспитания в практике школ национальных республик, разрабоч ке плане и программы исследования, -определение цели, гипотезы, задач и методики исследования.
Второй этап (196? -1984) - констатирующий, характеризовался построением модели совершенствования эстетического воспитания учащихся младших классов русскоязычных школ Кыргызстана.
Третий этап (1983-1987) - заключительный, составила опытно-педагогическая работе, заключавшаяся в экспериментальной проверке ги-потически выдгчнутых положений, обработке полученного материала, ' анализе и обобщении выявленных результатов, оформлении выводов и педагогических рекомендаций, проверке их достоверности путем внедрения полученных результатов в практику учителей музыки общеобразовательных школ с русским языком обучения.
Научная новизна исследования:
- раскрыта педагогическая сущность понятия "понимание музыки как специфического текста", проанализированы его структурные компоненты, обоснованы критерии и методика их выявления;
- определены дидактические и воспитательные возможности испол! эования произведений музыкального искусства кыргызского народа в школах с русским языком обучения;
- обоснована и разработана система поэтапного формирования навыка понимания музыки кок текста.
Практическая значимость.
Разработанные в процессе (экспериментальной работы Программы по мущыке для 1-1У классов общеобразовательных школ с русским языком. обучения, "Хрестоматия по кыргызской музыке" для учителей музыки общеобразовательных школ, е также "Методические рекомендации" п< использованию музыки кыргызского народа в 1-1У классах общеобразовательной школы с русским языком обучения показали при апробации вффективность денных материалов и возможность использования их в учебно-воспитательном процессе средних и высших учебных заведений, занимающихся подготовкой учителей музыки для общеобразовательных школ Республики Кыргызстан.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена реализацией комплексной методики исследования; определена статисти ческой значимостью эмпирического материала, сочетающего качественный и количественный анализ воспитательного процесса; подтвержден опытнш путем.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные результаты исследования доложены на республиканской научно-практической конференции "Понимание и общение в учебно-воспитательном процессе" (Фрунзе, 1983); республиканской научно-практической конференции "Творческое начало в деятельности высшей школы: проблемы активизации" (Фрунзе, 1987); Всесоюзных педагогических чтениях (Ташкент, 1988); Всесоюзном ьгт^-.альном педагогическом совете (Гродно, 1988); Всесовзном совещании по вопросам музыкального и художественного образования школьников (Алма-Ате, 1989); Всесовзной научно-практической конференции "Педагоги за национальное возрождение: вопросы истории, теории и практики" (Бишкек, 1991).
Диссертация обсулщена и рекомендована к защите на заседании кафедры педагогики Казахского государственного педагогического университета имени Абая.
На защиту выносятся следующие положения:
-псиуолого-пецагогичс^кое содержание понятия "понимание музыки как специфического текста";
- характеристика дидактических и воспитательных возможностей использования произведений музыкального искусства кыргызского народа в школах в русским языком обучения;
- содержание эстетического воспитания младших школьникое на уроках музыки, активизирующее эстетическую направленность личности учащегося. ^
Структура диссертации определяется логикой исследования и его задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. • 9
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, освежается степень ее изученности, формулируется цель, задачи, объект л предмет исследования, гипотеза, методы исследования, научная новизна, практическая значимость и основные полоаения, выносимые на защиту. ,
В первой главе - "Психолого-педагогические основы музыхально-эстьлгееского воспитания младших школьников" дается оценка современного состояния проблемы музыкально-эатетического воспитай"«* й геории и практике советскг" педагогики, анализируется литерАТ^Ьй то проблеме исследования и рассматриваются вопросы воаимЬсВйзи й )лияния знэнг? "языка" музыки на эффективность музыййЛЬНЬ-ясТетии^с-
кого воспитания детей младшего школьного возраста; рассматривавтел музыка >ное произведение с точки зрения структуры текста; понимание музыкального текста рассматривается с нескольких позиций: философской, лингвистической, музыковедческой; дается психолого-педагогическое обоснование необходимости обучения детей, посещающих русскоязычную школу, пониманию кыргызской музыки.
Во второй главе - "Поэтапное формирование навыка понимания музыки квк текста - один из путей повышения уровня музыквльной воспитанности школьников" на основе анализа содержания музыкально-эстет1 ческого воспитания и опытно-педагогической работы определяются педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса, рассматриваются формы и методы формирования кавыка понимани: музыки как специфического текста. Определены особенности процесса музыкально-эстетического воспитания в условиях русскоязычной школы национальной республики (Республика Кыргызстан).
В заключении формулируются основные выводы, научно-практкчес-кие рекомендации и возможные перспективы дальнейшей работы.
Текст изложен на 140 страницах. Список литературы включает 166 наименований истсников и литературы (5 из них но иностранном языке - немецком).
ОСНОВНОЕ,СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Эстетическое воспитание является органической частью формирования всесторонне развитой личности. Проблема эстетического воспитания рассматривается в трудах советских ученых как составная част всеобщего воспитания в школе.
В разработку теоретических, методических и практических вопрс сов эстетического воспитания огромный вклад внесли А.В.ЛунзчарскиР Н.К.Крупская, А.С.Ыакаренко, В.А.Сухомлинский, В.Н.Шацкая, С.Т.Шаг кий, П.П.Блонский, Л.С.Выготский и другие. В их трудах было научж обосновано значение .естетического воспитания и просвещения в форм! 'ровании эстетического вкусе и естетического идеала школьников, пр! чем ведущим средством естетического воспитания называлось кскусст!
В отличие от других форм общественного сознания искусство характеризует прежде всего конкретно-чувственная природа художестве! кого мышления, которая является основой развития способности чэлр-века чувствовать красоту окружающих его предметов, различать в по-
ведении лгдей и з произведениях искусства прекрасное и безобразное. Искусство рескрыьает для человека ммр реально существующей красоты,' которая оказывает сильное влияние на формирование убсэдений, выработку высоконравственного поведения, доставляет эстетическое наслаждение. Одним из ведущих видов искусства, оказывающего воэд-зйствиэ на подрастающее поколение выступает музыка.
Будучи одним из вкцоз искусства, музыка обладает всеми коренными свойствами искусства к* формы общественного сознания. Она является художественно образным отражением общественно-исторического бытия людей, процессе их яиэнч.
Известно, что вербальный язык универсален по своем., применений, он применяется не только в области литератур», но и во всех областях человеческий деятельности. Сфера применения музыкального языка неср^зненис ¡'Же - он обслуживает только музыкаиьное искусство и вне его фактически не существует.
Семантически музыка л; »'ые тексты близки словесным. Однако существуют различия. Б словесных текстах, если не считать случаев звукоподражательности, значение слов не связано с гас звуковой, фонической формой. Оно лишь закрепляется за ней речевой практикой, языковыми традициями. В музыкальном языке роль зв.укорой формы "зипков" неизмеримо возрастает, и их семантическое содержание оказывается своего рода специфической надстройкой, опирающейся на естественные предпосылки, в том числе, и на элементарные пространственно-временные свойства текстов. Особенностью музыкольногс искусств?»- является еще и то, что оно пользуется не одной, а двумя семиотическими системами (художественной и нехудожественной). ВгеменноеЧкжуестнб требует закрепления своих образов в каком-то определенном статичном материале - в нехудожественной семиотической системе содержания композиторского замысла.
Так, если -художник, скульптор имеют перед собой неподвижный материал и могут в течение долгого времени трудиться над ним, добиваясь точного воспроизведения своих вдей, то композитор находится- со-вера.яно й ином положении. Ведь музыкальные звуки текучи, преходящи.
Их нельзя переделать, их можно лишь создать вновь. Именно это и дает возможность закрепления 'художественного содержания произведения музыкального искусства во множестве вариантов,. Но существу, каждое • музыкальное произведение образует субвариант текста. Я:спь фиксацмг
в статичном материале знаковых систем позволяет перерабатывать музыкальны*4 материал.
В музыке эта фиксация представляет собой нотную запись.
В нотной записи в наиболее яркой форме выражена материальная сторона произведения» В звуковом воплощении - его идеальная сторона. Иными словами, в нотной записи господствует форма, а в слушательском восприятии - содержание. Материальная сторона достаточно легко поддается анализу, но не дает возможности глубокого понимани» смысла произведения. Идеальная ке сторона музыкального произведения сообщая нам эстетическую информацию, фактически не доступна для прямого наблюдения.
Если-схему чтения вербального текста мы обозначим Т=Ч, где восприятия текста происходит едеквэтно (по концепции А.А.Ерудного читатель в достаточной мере .бвяадел знаками письменной речи, имеет навык чтения тексто, знает язык, на котором написан текст), тогда для адекватного восприятия музыкального произведения, при тех ке условиях схема, на наш взгляд, будет выглядеть так: Т=И=С, где Т - музыкальное произведение, И - исполнитель, С - слушатель.
Таким образом, если при чтении вербального текста читатель монет сам осуществить перевод нехудожественной системы литературного произведения в художественную,■иное дело в музыкальном искусстве. Известно, что лексика музыкального языка (интонации, точнее типы интонаций) создается не всеми членами общества и используется только в музыкальной деятельности. Да га человеку, обладающему хорошим внутренним слухом, нотные знаки не могут дать возможность получить такое ко богатство художественных образов, какое могут сообщить ему слова естественного языка. Конечно, занимаясь повседневно музыкальной деятельностью, музыкант-профессионал вырабатывает в своем сознании устойчивые связи ыейду нотными знаками и их звуковым воплощением, что позволяет "услышать" и понять читаемый текст. Ко и ому для полного глубокого понимания произведения музыкального искусства необходим "перевод" нотного текста в художественную семиотическую систему, то есть услышать реальное звучонио музыкального произведения. Это еще один-веский довод в пользу того, что текст музыкального произведения, как объект понимания представляет собой единство нотной записи и ее реального звучании: комплекс материального и идеального. Под материальным мы понимаем нотную запись и ее звуковое воплощение| а под идеальным - отражение в сознании индивида воспри-
нимаемого произведения и его представление о данном произведении музыкального искусства. Ибо зв чувствами, переживаниями и мыслями человека-стоит его жизнь, общественные отношения, практическая и духовная деятельность.
Для создания музыкальных образов композитор пользуется особой системой звуков, музыкальным языком: совокупностью музыкальных средств, которые рассматриваются как общее достояние некоторой музыкальной культуры (Мазоль)
Основными средствами му;->;.- -\'!ьнол выразительности, используемыми для создания музыкальных оС>зоп, являются мелодия, ''ртонвция, динамика, темп, -х'смбр, регистр, ритм, лад, гармония. Ьк-лзннй элемент музыкального произведения - мелодия, одноголосное выражение м, звкальной мысли, йленно пои сочинении или восприятии мелодии наиболее наглядно и полно проявляется* процесс музыкального мышления.
Понять содержание муэнкалйнЗДй- произведения, условить информацию, заключенную в нем, - значит ггбСТИЧь музыкальный замысел композитора.
Понимание музыкального произведший'" rió-улез установившейся традиции является одной из состайяНс чЬйТей' цтЗедмета' психологии музыкального восприятия, ксслеДЫгНйя которого берут' свое' Начало с середины XIX века. Поэтому мы позволим сэбе огтановгггйб^'1 на ксслэпо-ваниях некоторых ученыз:, так как анализ поможет обосновать №шу гипотезу о том, что подход к пониманию музыки с точки зрения' fetttfTn вполне возможен и имеет практический, выход.
Рассматривая понимание как постижение предмета познания из него самого, герменевтика трактует познание пак диалектику "части -целого", когда целое познается через его части и наоборот. Йро'блз-ма понимания текстов относится п одному из важных и слойТйх вопросов научного познания, в частности, культурно-историчесМй, гуманитарных дисциплин. Исследователи уделяют огромное внимаяйё проблеме пбнимания текстов, обращение к пониманию текстов, его суйцто'сти и проявлениям "выступает в непосредственной связи с изучением общественного бытия на уровне индивида и группы. Иными словами, ггропесс понимания рассматривается в единстве с исследованием $oj¡m 'и < хздств общения мезаду людьми, семи :ики текстов, их истор'УкФ-таЖол'огачзс-кого значения" (А.А.БрудншП.
Пониманц • текста исследуется в связи с onfMcírvftecVcft!.::i фикция-
1С
ми слов8 (Б.А.ПэрахонскиЯ), как•внутриязыковая интерпретация (В.М. Мейзер^кий), делается попыткг г.ыяяить обший теоретико-позневктель-ный статус понимания (С.С.1>сев, Г.Л.ТУлъчинский). дается филссофс-кг-гносеологический анализ специфики понимании (С.Е.Крымский, М. Брэм).
В результате исследований, предпринятых учеными, были опрепе-ленк 2/ровни !1сч;;млн(,я текста (А.А.Брудный, С.С.Г^сев, Г.Л.Тульчинс-кий). Идею уреънзвой организации смысла и порогов его понимания высказал В.Н.Комиссаров.
Психологи понимание рассматриваю'! как процесс мышления, направленный не разрешение стоящих перед личностью задач (А.Г.Костюк, А.А.Смирнов, А.Н.Соколов); исследуют стадии понимания (Ю.Н.Каранда-шев). Особенно ценной в трудах Г.Гельмгольца, А.Лай, С.К.Беляевой-Экземплярской, Э.Курта, А.Веллека была идея целостности музыкального восприятия.
В целом раде работ (А.Г.Костюк, Г.А.Ильина, Б.К.БелобородоЕа, Н.А.Ветлугина, В.Б.Медупевский, Д.А.Ошанин, Л.Р.Шебеч, Э.И.Конрад), посвященных исследованию музыкальной деятельности, ставится проблема большого жизненного контекста - установке, уанавание, влияние кизненного опыта.
Более всего нас заинтересовала работа известного педагога XIX века С.И.Миропольского» которьй отмечал, что музыке может служить и для выражения идей ума; различал в процесса развития музыки два момента: на первой степени - это мир звуков, отражающий не ясно и не раздельно наши душевные настроения, на второй - музыка - это язык уже не одного чувства, а всего сознательного сущестра человека, она орудие его возвышения морального и интеллектуального, просветительская сила, которая стоит наравне с предметами научного познания (подчеркнуто нами - A.C.). Миропольский, подчеркивея педагогическое значение музыки, йыделкл элементы, которое, по его мнению, обладают образовательным значением: а) первичные и общие - чувствование, слово и музыкальный звук; б) специфические музыкальные оле-менты - мелодический, ритмический, динамический, гармонический. Автором высказана очень важная, на нал взгляд, идея возможности обучения учащихся "читать всякую музыку, как грамстнкй человек читает всякую книгу"; кроме того, автор проводит прямую ьнелогию кеяоту нот кой записью и книгами "гражданской печати" и "славянского алфавита"
Ммснно это вгскаянзание педагога С.И.Миропольского привело нас : мчсли о том. что мдпдпме школьники более глубоко и осмысленно бу-1ут воспринимать кпасоту удивительного мире музыки, если мы подвезем их к пониманию того, что, "перелистывая" страницы музыкальных грс из ведений кыргызского нарпдэ, они лучше узнают его историю, быт, >бычаи, чаяния.
Подход к "чтении" текстов мы осуществляли постепенно: сначала -:екст на уровне слухового восприятия, затем -постепенно, выписывая 1е доске простсйпше мелодии, обучали умению ориентироваться в текс-'е. Однако самым главным было - лзбое музыкальное произведение -(то запечатленная в звуках гизНь~человека, общества, его мысли и гувства, о которых мы узнаем, "прочитав" музыкальное произведение . гли услышав его.
В решении задачи нашего исследования мы руководстяовались сле-[ующимя полог.енияш: необходимой предпосылкой понимания текстов яз-глется знание знаков письменной речи; наличке навыка чтения; зна-гае соответствующего языка; наличие определенной совокупности сведений относительно содержания, текста (А.А.Брудный/.
Данную концепцию мы представили в такой виде - для понимания 'скста музыкального произведения необходимо: знание знаков нотного л»сьма; наличие навыка ориентации в тексте (первая ступень - слухо-юй, вторая - визуальнгй);- знание элементов музыкальной речи; подите сведений о композиторе и времени создания произведения, я в срл-1И с э'П9.1 намечены этапы формирования навыка понимания музыкт* как 'екста.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, который позво-гил выделить три этап? нененаправленного формирования нявтаа тсни-1эния младшими школьниками музыкального произведении как текста, нечего определенную янфорлаиио: I - накопление 5"чгщимися определениях 1:узыкально-слухоьых представлен:« в процессе слушания гнстдошн-гэльных и зскальных произведений кыргызского народа; 2 - нуз'икзль-ю-слуховые представления приобретают форму знания, то есть начине -ут высыпать - логической связи (понимание выразительной, изобразительной, стгыслочо? роли того лля иного элемента "угьлта.тънсго .тзг-*па ) соззвп::и музькальноги сбряэ;?); 3 - параллельно с наксп.тгкпсм !*у-«ксгяьно-слухсвогс стжто идет рабств по наяозлгяяэ сктгптогс ууяр-гпгьнсго словаря я оптта чтения нотного текста (от }. .гг-гт-скоГ лгу.т-
ТИ'.^фЫ до записи мелодии).
Кроме того, нами было проведено анкетирование; направленное на выявление знаний ребят о музыке кыргызского народа, о музыкальных инструментах, сказках, героях. Результаты были следующими: умеют петь кыргызские песни - 3,Б% (среди них 3 русских девочки и 7 кыргызок), слушают дома кыргызскую музыку - 21,7?, знают с к г-эк и кыргызского керодо - 46,12, узнгют голоса кыргызских народных инструментов - 23,45?.
Изучение содержания музыкально-эстетического воспитания в русскоязычных школгх Кыргыастгна позволило оделять следующие выводы: кмендг.рные и поурочные планы учителей музыки городский и ттрилекгщих к горос,. школ с русским языком обучениг составлялись иг основе программу го музыке для школ Р^ГР; учителя механически переносили в условия няционслькой республга;и музыкальный материг-л, ..реднаэначенный для школ другого региона, нисколько не заботясь о том, как это может отразиться на общей культуре школьников. Вследствие этого учащиеся знакомились с музыкальным искусством народов Средней Азии и Казахстана в четвертом классе, где данной теме уделено 2 урока, то есть 0,8$ от общего числа учебного времени. В учебнике "Музыка1" для четвертого класса (1977) изучению музыкального искусства народов Средней Азии и Казахстана уделено 4 (четыре) страницы (71-74). Программный же материал, предлагаемый коллективом авторов под руководством Д.Б.Кабалевского, знакомит учащихся лишь с одним музыкальным примером - ; бекским танцем-песней "МаВриги".
Анализ образцов музыкального искусства кыргызского народа показывает, что в них всегда т видим отражение забот и трейог, его политических и нравственных идеалов, проблем труда, в них ставятся и р 'аются вопросы морально-психологического плана. Каждая музыкальная страница - страница истории кис .и кыргызского народа, пути его становления, развития, прогресса. Главная мысль, которая должна присутствовать на кавдом уроке искусства - познавая искусство другого народе (м--зыку), мы таким образом знакомимся с его жизнью, бытш, истерией, ибо музыка, о особенно народная, не существует ше кйЗйа .человек . Приобщая детей к музыкальному искусству, мы всспптывам ь них, прежпе сего интерес и любовь к жизни в ее многообразных проявлениях.
С психологической точки зрения уроки музыки с их постоянны!.™ размышлениями об услышанном можно назвать уроками перевода восприятия музыкального произведения в мышление и речь. Б основе рассказывания и размышления об услышанном лежит соответствующее восприятие. Систематическое планомерное восприятие, служащее решению определенного вопроса, понимание зашсла произведения есть наблюдение. У Б.В. Асафьева термин "наблюдение над музыкальным произведением" есть не что иное кок стремление понять, что хотел сказать композитор в своем произведении. Что хотел сказать, высказать в своей музыке киргизский народ? Вот вопрос, который должен постоянно звучать на уроках, посвящ.нных изучению музыки кыргызского народа.
П.П.Блонский говорил: "Понимание предполагает узнавание: я не знаю воспринимаемого мной явления, если у меня нет никаких соответствующих знаний о нем, я не могу его понять. Совершенно не- . известное есть всегда непонятное".;Зти слова ученого - яркое свидетельство того, насколько необходимо познание .духовной и художественной культуры народа. Ибо познание дает возможность понять сам народ, носитель данной культуры.
В настоящее время, которое богато конфликтами на национальной почве, школа как никогда долгио активно выступать в роли воспитателя истинных интернационалистов, людей обладающих важнейшим качеством - толерантностью, могущих найти правильный выход из маргинальной ситуации. А такие ситуации, к сожаления, возникают в не- время весьма часто, и, если человек с малых лет обогащен знаниями, да-юшими представление о 1Р\чни и быте других народов, о богатства культура, традиций, знаниями того, что культура и искусство кагдсго народа есть часть мировой художественной культуры, у него никогда не поднимется рука на представителя другого народа, сн не поспешит объявить его изгоем.
Первую главу завершают выводы:
- понимание музыки кыргызского народа детьми, обучающимися ь Русскоязычных школах, призвано выполнить задг.чу повышения уровня музыкальной воспитанности школьников. Осуществление этой .задача чингется в школе,'где каацкЯ школьник должен получить необходимые знания и навыки общения с музыкой;
- уроки музыки являются основном источником приобретения сис-тематизироввкпых знаний, формирования и развития навыков лсч:к№нич
музыки как текста, способного сообщить опрепелемьую информация, и принципе, доступную пониманию;
- успешность и эффективность формирования нсвыка понимания музыки как текста зависит от ряде причин, наиболее сугузстяеннчми из которых в условия?: Кыргызстана являются влияние специфической национальной музыкальной культуры, содержание'и метода общения, ьсгтол: зование установки на осмысленное я со.приятие музыки;
- содержание процесса формирования навыка понимания музыки кг] текста на примере произведений кыргызских композиторов должно спо-собс-човать активизации воспитательного процесса в направлении повышения уровня музыкальной воспитанности младших школьников. Этому во многом.способствует репертуар произведений, основанный на музыке, доступный восприятию и. пониманию учащимися мледшх классов школ с русским языком обу зния.
Во второй главе - "Поэтапное формирование навыка понимания музыки как текста - один из путей повышения музыкальной воспитанности младших школьников" окспериментально обосновывается необходимость поэтапного формирования навыка понимания музыки как текста как одного из путей повышения эффективности музыкального воспитали младших школьников, характеризуются основные результаты каждого эт па и всей опытно-экспериментальной работы в целом.
Из литературных источников (0.А.Апраксина, "А.А.Брудный, П.Я. Гальперин, Н.Л.Гроцзенская, В.В.Давыдоз, Л.П.Доблаев, Д.Б.Кабалевс кий, Е.В.НёзейкинскнЙ, Б.Н.Шацкая и др) известно, что формирование навыков Vумений проходит ряд этапов. Поэтому, учитывая спеодфичес кие особенности восприятия кыргызской музыки учащимися русскоязычных школ, мы выделили следующие этапы формирования навыка понимания музыки как текста:
- подготовительный ¡этап формирования навыков осмысленного вое приятия музыкального произведения (инструментального и вокального)
- обучающий этап, способствующий формированию навыка пониманн музыки как некоторого текста, способного нести определенную информацию, принципе доступную пониманию;
- развивающий этап, направленный на закрепление и расширение полученных знаний-л навыков, способствующих пониманию музыш как текста в cб^ .х его формах - звуковой л графической.
В полях повданкия эффектийности воспитательного процесса паял
была использована комплексная методика ргботы над музыкальным произведением, включающая вступительную беседу (Н.Л.Гродзенская), размышления о газике (Д.Б.Кабалевский), наблюдение над музыкальным произведением (Б.В.Асафьев),показ и определение движения мелодии (Н.А.Ветлугина), использование наглядности для активизации мышления, работа над словарем, направленная на обогащение словарного запаса учащихся и т.д. Теоретическая модель экспериментальной комплексной методики разрабатывалась на констатируют.: отапе эксперимента, э практическая ее апробация и корректировка осуществлялась в процессе обучающего эксперимента.
Структура и содержание эксперимента были логически обусловлены последовательностью поставленных задач. Экспериментальная работа проводилась в три этапа. В ходе констатирующего - определилось содержание и последовательность методики обучения; обучающего -проверялась эффективность опытного музыкально-педвгогпческогб материала и предложенной методики; контрольный этап позволил определять степень эффективности опытного содераания и методов воспята-няя мледсих школьников на уроках музыки.
Основные экспериментальные данные были получены при сравнении результатов музыкального воспитания в экспериментальном и контрольном классах. В качестве экспериментального был взят 1а класс, в го-тором уроки музыки вела автор исследования, в контрольном - 16 классе - уроки вела учитель Л.А.Копорева. Весь эксперимент проводи-ся на базе СШ 28 города Бишкека, школы с русским языком обучения.
В ходе констатирующего этапа эксперимента предлагалось установить исходный уровень рбовитпя интереса к музыке народа конкретной национальной республики - Кыргызстан - и степень сформирсвгкпос-тк нарыка восприятия музыки в экспериментальном ч контрольном классах. С этой цель» неми были разработаны критерии оценки уровня развития навыка осмысленного восприятия музыки и уровня интереса к музыке кыргызского народа:
- наличие интереса к слушания и исполнению музыки кыргызского народа определялось по следующим признакам; насколько велико желание петь кыргызские песни, активность на уроке во время бесед о музыке, эмоциональность восприятия; принималось во внимание желание изучать кыргызский язык;
'"- уровни интереса к слупению и исполнению музыки кыргызского
народа определялись как: I) высокий - когда ученик внимательно слушает музыку, эмоционально поет песни, активно участвует в размышлениях о музыке; 2) средний - когда ученик только после побуждения со стороны учителя активизирует свое внимание, поет вместе со всеми, но без особого желания; 3) низкий - когда ученик поет песни без желания, не любит слушать музыку, отказывается участвовать в беседах о ней.
В результате анкетирования и бесед, наблюдений за учащимися во время уроков с целью фиксации их поведения, активности и эмоцио-наль 5сти, был получен исходный уроЕень интереса к кыргызской музыке: в 1а - 0,28, в 16 - 0,3, то есть сравнительно одинаковый в обог" классах.
Для разработки критериев оценок определения уровня осмысленности восприятия музыки Нями были использованы К1.. исходные программные требования для выпускных групп детских садов по разделу слушание музыки. По окончаний эксперимента критериями высокого уровня осмысленного восприятия соответствуют следуюпие знания, умения и навыки: восприятие музыки как вида искусства, присущего всем народам и объединяющего все народы; знание наиболее характерных особенностей народной музыки и умение отличить ее от профессиональной; умение воспринимать сходство и различие между киргизской музыкой и музыкой других народов нашей строны и народов мира; умение определять на слух и визуальнр формы построения музыкальных произведений; умение ориентироваться в хоровой партитуре на слух и визуально; знание характерных черт музыки кыргызского народа (вариационность, программность, полиметрия и др); умение исполнять песни кыргызского народа и произведения современных композиторов; знание песенных и инструментальных народных жанров кыргызов; умение распознать Тембры кыргызских народных музыкальн : инструментов (комуз, темр 003 комуз, джыгач ооз комуз, чоор, суркай, кыл кыях).
Формирование ндвыка осмысленного восприятия проводилось поэтапно: подготовительный - был направлен на реализацию образовательных и воспитательных задач; привитие- интереса к слушанию и исполнению произг->дений кыргызских авторов, развитие восприятия, активизации познавательного интереса на уроках, воспитание чувства бережного отношения к культурному наследию народов нашей страны; формирующий-н;.пр;:влен на развитие навыка осмысленного восприятия музыки, углуб-
ление интереса к слушанию музыки кыргызского народа и профессиональных композиторов, воспитание большей эмоциональной отзывчивости на разнохарактерные произведения, умения осмысленно исполнять музыкальнее произведение, умение ориентироваться в определении згмысла композитора.
Поэтапное формирование навыка понимания музыки как текста начинается с первых шагов детей в мир музыки. Первый этап - умение понимать произведение в его звуковом воплощении - имеет главную задачу: научить учаикхся размышлениям о музыке, и как итог, умение осмысленно воспринимать эмоциональное содержание произведения, суметь объяснить, почему для сопровождения колыбельной он выбрал треугольник, а для сопровождения мараа - барабан.
Вот момент урока: исполнение в ансамбле с.учителем "Колыбельной" Владимира Янковского. Эта пьеса кыргызского композитора, написана на материале народной мелодии "Бешик ыры" ("Колыбельная"). Сначала ребята ее слушают в исполнении учителя, отмечают характер звучания (спокойный, ласковый, добрый, неянкй). Как всегда, сообщение о том,что это произведение можно сыграть на различных музыкальных инструментах, вызывает оживление в классе. Ребята любят играть в ансамбле. Однако классу задается вопрос, на каких музыкальных инструментах можно аккомпанировать исполнения "Колыбельной". И сейчас же посыпались предложения - нэ ксилофоне,металлофоне, треугольнике. (Следует обратить внимание на то, что ребята не назвали ни одного, с их точки зрения, "грубого" инструмента). Треугольники а классе имеются разной высоты звука (12 штук), и ребятэ сами подбирают нужный для аккомпанемента; с металлофоном несколько сложнее - звуков много, а нулен один. Но ребята довольно бистро справляются и с этой задачей. А вот ксилофон был отвергнут - у него не такие сказочные (!) звуки.
На этом уроке очень ярко проявилась заинтересованность учащихся в наиболее точном исполнении "Колыбельной". Ребята с самого нач^ ла, с самого первого исполнения почувствовали, ео сказочность и постарались как можно полнее воплотить замысел композитора, Мояно утверждать, что в данном случае музыкальное произведение отразилось ь сознании школьников ядекрзтно: было понято слушателями.
Решение задачи формирования навыка понимания смыслс музыкального текста связано с развитием у учащихся художественного мяплеикп. С этой мелью мы стремились научить школьников понимать произведение
»•узыкального искусства как текст, развернутый по стреле времени, единый, связный, гармоничный, несущий смысловое содержание, быть может, не всегда полностью выразимое словами, но, тем не менее, обладающее смысловой определенностью и конкретными эстетическими дос-' тоинствамн. С'орлирование навыка понимания музыки как текста осуществлялось поэтапно: от эмоционального отклика на музыкальное произведение к умению осмысленно воспринимать эмоциональное содержание, к размышлению о музыке.
В результате обучающего эксперимента и использования в работе спеша, ¿ного музыкального материала, который позволил учитывать и стимулировать интерес к кыргызской музыке, нем удалось значительно повыс ъ низкий и средний уровни инте эса к слушанию и исполнению кыргызской музыки (ценны" в процентах):
; уровень сформированыости
класс ¡начало эксперимента | конец эксперимента
! В 1 С 1 1 Н ! 1 В ! С ! Н
экспериментальный 20,0 26,6 53,4 87,0 23,0
контрольный 13,0 36,6 50,4 16,6. 43,4 40,0
Эти данные наглядно показывают, что вначале оба класса (экспериментальный и контрольный) имели сравнительно одинаковые уровни развития к музыке, и наша экспериментальная работа подтвердила правильность отбора музыкального материала.
Специальный музыкальный материал способствовал значительному повышению интереса школьников к общению с кыргызской музыкой, а обучение пониманию музыки кыргызского народа как некоторого специфического текста значительно повысило у овень музыкальной воспитанности школьников, о чем свидетельствуют проведенное нами анкетирование в конце эксперимента, письменные работы учащихся. Наблюдения и беседы с детьми о музыкальном искусстве еще раз подтвердили ношу гипоте-' •: инте}..сный, доступный пониманию музыкальный материал, учитывающий установку младших школьников ни восприятие музыки как текста и 'специфику национальной музыки, способствует формированию усто>. 1иво-го интереса к общению с кыргызской музыкой, развивает навыки восприятия и пгнимьния музыки крк специфического текста, повышает эс[фек-
тивнооть музыкального воспитания, что в свою очередь значительно облегчило работу над содержанием произведения, определения замысла композитора, определению целостного музыкального образа, позволило привести детей к убеждению, что кыргызское музыкальное' искусство есть часть мировой художественной культуры, что музыкальное наследие кыргызского народа - это еще и его история.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие эн-
воды:
1. Понимание музыкального произведения как-текста, несущего определенную информацию слушателю, есть действенный фактор в достижении целей, поставленных эстетическим воспитанием.
2. Б процессе экспериментального обучения была подтвержден правильность поэтапного формирования навыка понимания музыки как некоторого текста.
3. Формирование и развитие навыка восприятия кыргызской музыка осуществлялось в процессе работы нзд инструментальными и вокальными произведениями. Применяемая комплексная методика, опирающаяся на взаимодействие слухового, двигательного и зрительного анализаторов попеолилй активизировать денную работу.
4.Комплексная методика работы над определением содержания произведения, музыкального образа, с использованием карточек со слогами, терминами показала достаточно эффективно в развитии навыка "перевода" музыкального произведения на вербальный язык, о чем 1 ипе-тельстсуют данные контрольных срезов.
5. Специальный музыкальный материал, подобранный нами, способствовал осуществлению музыкально-воспитательных задач уроков музыки. Музыкальное воспитание младших школьников проходило целенаправленно и систематически, из урока в урок, что позволило добиться значительного повышения эффективности эстетического воспитания в экспериментальном классе.
6. Результаты контрольных срезов знаний учащихся показали возросший интерес младших пкольников к общению с кыргызской музыкой, желание слушать и уметь рассказывать об услышанном на уроке своим товарищам, понимать замысел композитора, воплощенный т» произведения, в желании посетить спектакли Кыргызского государственного театре'. отгори и балета имени А.Малдыбаепв, созданные "ч чотнпы произведений кмргнаскьх авторов, ярлпнир обучаться игре на ккргкзег'их
музыкальных инструментах (комузе, ооз комузе).
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. К проблеме понимания музыки как сцзиифичеекого текста// Проблемы психологии интеллекта. -Фрунзе, 1984, - с.88-95
2. Восприятие и методика анализа музыкального текста в национальной аудитории.// Принципы анализа художественного произведения в киргизской аудитории.-Фрунзе, 1984, - с.58-64
3. К вопросу о подготовке школьников к осмысленному восприятию музыка* чого текста // Экспериментальный анализ смысла. -Фрунзе, -
4 Подготовка младших школьников осмысленному восприятию музыкального текста // 0 согериенствовании воспитательной работы во внеурочное время. Сб.статей. В.'З. -Фрунзе, Мсктеп, Ы37, -с..71-77
5. Дополнение к программе |по музыке для трехлетней и четырехлетней начальной школы (русский язык обучения), в соавторстве с А.Арзыкуловой - Фрунзе, 1988, - 40 с
6. Использование киргизской музыки в школах с русским языком обучения. Методические рекомендации для учителей начальной школы. - Фрунзе, 1989. - 60 с.
7. Хрестоматия по киргизской музыке для школ с русским языком обучения. - Фрунзе, 1989. - 76 с.
8. Мектепке кыргыз музыкасынын колдонулушу (усудук кардам баш-талгыч класс^ардын мугалицдери учун). - Фрунзе, 1990 ж. - 50 б
9. Понимание музыки - понимание народа. /Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции "Педагоги оа национальное возрождение вопросы истории, теории и практики". - Бишкек, 1991. - с.76-78
с.83-90