автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Предметно-пространственная среда как педагогическое условие развития творческих способностей у старших дошкольников
- Автор научной работы
- Замураева, Марина Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Нижний Новгород
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Замураева, Марина Анатольевна, 2006 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
1.1. Сущноетно-содержательные характеристики понятия предметно-пространственная среда.
1.2. Возрастные особенности старших дошкольников как основание для организации предметно-пространственной среды.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
2.1. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Формирование творческих способностей у старших дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды на занятиях по изобразительной деятельности.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
3.1. Организация и этапы экспериментального исследования.
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Предметно-пространственная среда как педагогическое условие развития творческих способностей у старших дошкольников"
Проблема развития предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях неоднократно выступала предметом исследования специалистов из многих областей знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладая большим потенциалом амплифицирует сознание ребенка, создавая благоприятные условия для его творческого развития.
В современной науке все большее значение придается изучению предметно-пространственной среды, творчества и их влияния на развитие познавательных процессов личности в работах зарубежных и отечественных педагогов (В.И.Андреев, В.И.Гинецинский, Г.Г.Григорьева, Э.Н.Гусинский, П.Ф.Каптерев, Е.А.Лазарь, Ю.С.Мануйлов, М.Монтессори, А.В.Мудрик, В.М.Межуев, Л.И.Новикова, С.Л.Новоселова, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, Л.К.Шепетис и другие) и психологов (Р.Баркер, Дж.Гилфорд, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, К.Левин, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Ю.С.Мануйлов, В.С.Мухина, Х.Мюррей, Р.Парк, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Р.Соммер, Г.Сирлс, Е.Торранс, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин, Э.Холл, К.Юнг, П.М.Якобсон, В.А.Ясвин и другие). Включенность живых организмов, системы процессов их органов, их мозга в предметный, предметно-дискретный мир приводит к тому, что система этих процессов наделяется содержанием, отличным от их собственного содержания, содержанием, принадлежащим самому предметному миру (А.Н.Леонтьев).
Проблема изучения предметно-пространственной среды, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет три подхода. С одной стороны, она служит основной детерминантой психического развития ребенка (Р.Баркер, Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.Я.Ляудис, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн,
П.М.Якобсон и другие), с другой стороны, рассматривается в связи с развитием эстетических чувств (А.А.Бодалев, Т.П.Гаврилова, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, Я.З.Неверович и другие), и с третьей как одна из аспектов человеческих отношений (Л.И.Божович, В.К.Котырло, А.Д.Кошелева, В.Й.Мясшцев, Р.Соммер, Г.Сирлс, Е.Ф.Субботский, Д.И.Фельдштейн и другие).
Дошкольная педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о конкретных воздействиях предметно-пространственной среды при учете и использовании ее в организации детской деятельности (С.Л.Новоселова, Л.И.Новикова, Л.Ф.Обухова, Л.А.Парамонова, Н.П.Сакулина, К.В.Тарасова Е.А.Флерина и другие). Развивающая предметная среда детства должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка. Она предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия. В настоящее время нельзя допустить депривации деятельности из-за нехватки развивающих предметных сред. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия, а желание занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности. Ее элементы сомасштабны и соотносимы с макро и микро пространством деятельности детей и взрослых (Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Ю.С.Мануйлов, В.С.Мухина, Л.И.Новикова, Е.Торранс, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и другие).
Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и т.д. (С.Л.Новоселова, Л.И.Новикова, Л.Ф.Обухова, Л.А.Парамонова, К.В.Тарасова и другие).
Определение базового содержания компонентов развивающей предметной среды современного детского сада опирается на деятельностно-возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становления его способностей. Речь идет не об акселерации в сфере способностей, а об их амплификации на основе предметной базы развития в конкретных видах деятельности. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечиваются в программе системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада.
В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать особый, неповторимый колорит. С учетом всех приведенных требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях.
Особое место занимают исследования, посвященные построению развивающей среды в дошкольных учреждениях (Л.М.Кларина, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Ю.С.Мануйлов,
B.С.Мухина, В.А.Петровский, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и другие), накоплен значительный материал, свидетельствующий о возможностях внедрения архитектурных моделей на основе принципов развивающей среды в специально созданных педагогических условиях (Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Л.И.Новикова,
C.Д.Охлябинин, Л.А.Смывина и другие).
Признавая роль предметно-пространственной среды и ее влияние на различные стороны развития личности дошкольника, исследователи часто не выделяют ее целостного аудиовизуального воздействия в качестве самостоятельного предмета исследования, поэтому вопрос о механизмах ее влияния остается открытым.
При анализе предметно-пространственной среды выявляются лишь ее объективные характеристики, нередко не учитываются возрастные возможности ребенка, его субъективная активность при взаимодействии с ней (Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Ю.С.Мануйлов, В.С.Мухина, Л.И.Новикова, В.А.Петровский, Н.П.Сакулина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова, Д.Б.Эльконин, Е.А.Флерина и другие).
Вопросы продуктивной, творческой деятельности дошкольников, с учетом влияния предметно-пространственной среды, факторы ее, определяющие как в теоретическом, так и в практическом плане остаются малоизученными, что затрудняет разработку эффективных воздействий для ее дальнейшего развития. Апробированные в исследованиях программы развития, рекомендации не объединены единой методологической базой, а Поэтому оценки их эффективности, результативности представляются проблематичными. Что же касается проблемы реальной картины влияния предметно-пространственной среды на развитие творческих способностей ребенка на разных этапах онтогенеза, то она изучена недостаточно. Недооценка ее влияния на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения в процессе обучения в начальной школе.
Цель исследования: определить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей у старших дошкольников.
Объект исследования: формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация предметно-пространственной среды, как педагогическое условие, способствующее развитию творческих способностей у старших дошкольников.
Гипотеза исследования:
1. Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе организованной совместной продуктивной деятельности на занятиях в условиях предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если:
- в специально организованном обучении старших дошкольников создана зона ближайшего развития их творческого потенциала;
- предметно-пространственная среда является необходимым компонентом целостного педагогического процесса;
- соблюдается субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой ставились и решались следующие задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к пониманию сущности предметно-пространственной среды, имеющиеся в философской и психолого-педагогической литературе для определения основных составляющих понятия.
2. Разработать концептуальную модель развития творческих способностей у старших дошкольников в условиях организации предметно-пространственной среды.
3. Изучить особенности сформированное™ творческих способностей у детей на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
4. Разработать и апробировать педагогическую программу «Развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».
5. Определить и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей у старших дошкольников на основе организации предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Методологические основы исследования представлены современными положениями в области педагогического творчества с его ориентированностью на гармоничное развитие личности (В.И.Андреев, В.И.Гинецинский, Ф.И.Гоноболин, Э.Н.Гусинский, И.А.Зязюн, Е.И.Игнатьев, П.Ф.Каптерев, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, В.С.Кузин, А.А.Леонтьев, Е.А.Лазарь, М.Монтессори, А.В.Мудрик, В.М.Межуев, Л.И.Новикова, Н.Д.Никандров, С.Л.Новоселова, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулина,
B.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, А.И.Щербаков, Е.А.Флерина и др.); фундаментальные положения культурно-исторического развития высших психических функций, теории деятельности, системного подхода к развитию личности (П.К.Анохин, Л.И.Анциферова, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.В.Рубцов,
C.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков, Д.И.Фельдштейн и др.);
Концептуальную основу исследования составила теория общих и специальных способностей (Н.П.Анисимова, В.И.Кириенко, А.Г.Ковалев, Э.Мейман, В.Д.Шадриков и др.); концепция личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, М.А.Викулина, Е.Н.Дмитриева, С.Б.Елканов, В.А.Сластенин, В.В.Сериков и др.).
Методы исследования: изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области дошкольной педагогики, возрастной, педагогической психологии, философских источников; теоретико-прикладное моделирование программы экспериментального изучения влияния предметно-пространственной среды на "развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; педагогический эксперимент; количественный и качественный прямой и сравнительный анализ полученных фактических данных экспериментального исследования.
В качестве эмпирических методов применялись статистическое и динамическое наблюдение; опрос, психодиагностические методики, экспертные оценки, анализ продуктов деятельности детей, методы математической статистики.
Достоверность исследования обеспечивалась применением апробированного инструментария, вариативностью констатирующего эксперимента, адекватного предмету, цели и задачам исследования, качественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетами, значительной количественной выборкой испытуемых детей старшего дошкольного возраста.
Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода (№3, №6, №20, №38, №87, №129, №322, №404, №473). На этапе проведения экспериментальной части исследования в качестве испытуемых были привлечены старшие дошкольники старших и подготовительных групп в количестве 332 человека.
Развитие творческих способностей у дошкольников в рамках формирующего эксперимента являлось частью воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Для формирующей работы были привлечены 169 дошкольников в экспериментальной группе и 163 испытуемых в контрольной группе. Для экспериментальной работы были привлечены родители этих детей, давшие согласие на участие в эксперименте в количестве 169 человек. В качестве экспертов и участников опроса выступали педагоги дошкольных образовательных учреждений, где проводилось исследование. Таким образом, в экспериментальной работе было задействовано 537 испытуемых.
Первый этап (1998-2000) - изучение педагогической деятельности в традиционных условиях воспитательно-образовательного процесса дошкольников в ДОУ. Анализ научной литературы, исследований, тематически близких к нашему, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект и цель исследования, сформулировать гипотезы и задачи. Результатом этого этапа явилась формулировка гипотез, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы, построение теоретической модели развития творческих способностей у дошкольников.
На втором этапе (2001-2003) в ходе экспериментальной работы, сочетающейся с анализом и осмыслением качественного изменения возрастных изменений дошкольников, уточнялась и проверялась гипотеза исследования, конкретизировались условия реализации аудиовизуальной модели развития творческих способностей у старших дошкольников. Результатом этапа явилась разработка и внедрение курса «Развитие творческих способностей у дошкольников» для студентов вуза психолого-педагогических специальностей. Были разработаны и опубликованы учебно-методическое пособие для студентов вуза психолого-педагогических специальностей и практических психологов: «Технология развития творческих способностей у дошкольников».
Третий этап (2004-2006) - теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы. Это послужило основой для определения психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей у дошкольников. Эмпирические знания, полученные в результате сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергались теоретическому анализу и отражены в отчетах, монографиях, пособиях, статьях, обсуждались на конференциях и семинарах.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
1. Впервые в качестве предмета исследования выступает организация предметно-пространственной среды, способствующая развитию творческих способностей у старших дошкольников.
2.Выделены критерии проявления творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста: принятие и сотрудничество - ребенок проявляет интерес к заданию, эмоционально и поведенчески реагирует на процесс его выполнения и полученный результат, вступает в общение и содействует достижению общей цели, это проявляется в умении поставить себя на место другого, оказать ему реальную помощь; проблемность - поиск необычных способов выполнения задания, его видение ситуации нестандартно, анализирует предъявленные эталоны и предлагает новые решения; экспериментирование - изучает новые предметы, манипулирует с ними, ищет способы их применения, генерирует идеи, ставит перед собой сложные задачи; продуктивность - создает множество вариантов выполнения задания, вербализирует результаты деятельности, переносит функции одного объекта на другой, вариативное использование ранее освоенных шаблонов и детализация - усложняет предъявленное задание и развивает сюжет; дополняет работы, выполненные другими, или исправляет их; активно использует выразительные средства; отказывается от сторонней помощи.
3.Определены уровни проявления творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Исследованы проявления творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния предметнопространственной среды.
5. Разработана психолого-педагогическая программа для детей, направленная на формирование творческих способностей у старших дошкольников.
6. Определены и экспериментально проверены условия, способствующие эффективному формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку теоретических основ предметно-пространственной среды как педагогического условия развития творческих способностей у старших дошкольников.
Уточнена сущность понятия «предметно-пространственная среда» для ребенка дошкольного возраста и раскрыто его содержание.
Результаты исследования расширяют научные представления о роли и значении предметно-пространственной среды в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, позволяют осуществлять широкий подход к решению проблем гуманизации образования.
Разработан спецкурс «Развитие творческих способностей у дошкольников», «Технология развития творческих способностей у дошкольников».
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты будут способствовать развитию творческих способностей у дошкольников в предметно-пространственной среде образовательных учреждений, а также и повышению теоретического уровня специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях;
-в практике семейного воспитания, так как результаты исследования способствуют углублению знаний родителей о способах организации предметно-пространственной среды в домашних условиях; в процессе обучения студентов педагогических вузов факультетов дошкольной педагогики и психологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Организация предметно-пространственной среды является ведущим педагогическим условием развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, так как она амплифицирует ближайшее и перспективное творческое развитие ребенка.
2. Диагностический комплекс, направленный на выявление индивидуальных и потенциальных способностей творческого развития старшего дошкольника в диапазоне от реализованного возрастного оптимума до нижних границ его проявления, позволяет развивать творческие способности у детей в процессе организованной совместной продуктивной деятельности на занятиях в условиях предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
3. В целях реализации возрастного потенциала детей в развитии творческих способностей теоретически и организационно была разработана программа, которая позволила в процессе организованной совместной продуктивной деятельности на занятиях в дошкольном образовательном учреждении развить творческие способности старших дошкольников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования и ее результаты освещены в докладах, сделанных на заседаниях кафедры профессионального обучения (дизайн), педагогики и психологии Гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета; кафедры общей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета; кафедры дошкольной педагогики Нижегородского института развития образования; кафедры педагогики и управления образовательными системами Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского.
Результаты исследования используются в курсе лекций и семинарских занятий по педагогике и психологии со студентами Гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета при подготовке педагогов-психологов. Основные положения диссертации нашли отражение в 12 публикациях автора.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 150 наименований (из них 6 на иностранном языке). Диссертация содержит 4 таблицы, 5 диаграмм и 5 приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования расширяют научные представления о роли и значении предметно-пространственной среды в развитии творческих способностей у дошкольников, что позволяет осуществлять широкий подход к решению проблем гуманизации образования. Они будут способствовать разработке вопросов личностно-ориентированного содержания психолого-педагогической подготовки старших дошкольников и повышению теоретического уровня педагогов, которые относятся к способам развития креативного потенциала личности ребенка.
Нами использован новый подход в разработке концептуальной модели развития творческих способностей у старших дошкольников в условиях специально разработанной предметно-пространственной среды.
В ходе реализации экспериментальной программы обеспечено достоверно-значимое изменение показателей творческих способностей и креативных детерминант у детей и идентификация и оценка родителей и педагогов о наиболее важных факторах, связанных с творческими способностями, которые обнаруживаются у старших дошкольников.
Данное исследование позволило определить и экспериментально проверить условия, необходимые для развития творческих способностей у старших дошкольников в специально организованном обучении, где создана зона ближайшего развития их творческого потенциала, и предметно-пространственная среда является необходимым компонентом целостного педагогического процесса, при этом соблюдается субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Результаты экспериментальной работы подтвердили нашу исходную гипотезу о развитии творческих способностей у старших дошкольников в процессе организованной совместной продуктивной деятельности на занятиях в условиях предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Сконструированная и использованная система диагностических методик, способствующая выявлению творческого потенциала у старших дошкольников, развивающая программа изучаемой сферы оказались достаточно информативными, чтобы рекомендовать их в практику работы в ДОУ, Центров детского развития при подготовке детей к школьному обучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленное диссертационное исследование посвящено проблеме предметно-пространственной среды, как педагогического условия развития творческих способностей у старших дошкольников.
Осуществленный нами теоретический анализ научной литературы по означенной проблематике позволил обобщить и уточнить характеристики основных подходов к определению понятия «предметно - пространственная среда», а также составить целостное представление о роли и значении предметно- пространственной среды для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа основных методологических положений было сформулировано рабочее определение предметно - пространственной среды в дошкольном возрасте, сущностной характеристикой которой является адресность предъявления предметно- образной информации применительно к этапности процесса творческой деятельности старших дошкольников на занятиях ИЗО.
Изучение историко - педагогического аспекта развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста выявило необходимость конкретизации возрастных возможностей детей при восприятии предъявляемой предметно- пространственной среды, которая должна обеспечить условие для реализации каждого отдельно взятого свойства восприятия.
Такой подход позволил нам представить предметно- пространственную среду как многокомпонентное образование, обеспечивающее целостность и наглядность ее восприятия.
Это дает возможность разработать содержание педагогических условий, позволяющих использовать в конкретном педагогическом процессе схему единства характера среды.
Анализ точек зрения исследователей проблемы развития творческих способностей позволил установить взаимозависимость и взаимообусловленность развития, как психофизиологического потенциала ребенка, так и его креативности. При этом психофизиологические возможности ребенка обуславливают развитие технических умений и навыков, в то время как креативность выступает как предпосылка развития творческости.
Это позволяет представить предмет как полифункциональное средство, эффективно способствующее решению такой важной методологической задачи как обеспечение качества предметно-пространственной среды, что позволит достичь более высокого уровня ее освоения. Это дает возможность представить будущую среду в виде совокупности образов ситуаций в сюжете замысла, обеспечивающих зону ближайшего развития ребенка.
В исследовании уточнено содержание понятия «предметно-пространственная среда», применительно к дошкольному возрасту.
Представлен подход, позволяющий снять многозначность термина, закрепив его в контексте категориального поля педагогики, как понятие, обладающее объяснительной силой в области содержания образования и требований к уровню его усвоения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Замураева, Марина Анатольевна, Нижний Новгород
1. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей -Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - С.22.
2. Алиева Т. Ребенок в мире образа //Дошкольное воспитание 1996. -№2. -С. 68-73.
3. Алтыптуллер А.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества //Вопросы психологии. 1956. - №6. - С.37-49.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г.Ананьев.- Л.: ЛГУ. 1968.- С.339.
5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994. - С.144.
6. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука, Смысл, 1999.
7. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Современный когнитивный подход к категории «образ мира»//Вопросы философии. 2002. №8. С. 52 69.
8. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание /А.В.Бакушинский. -М.:3нание. 1925.
9. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. Ю.Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. Москва:
10. Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.11 .Басина Н. С кисточкой и музыкой в ладошке /Н.Басина, О.Суслова. -М.: Линка-Пресс. 1997.
11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. M.: Искусство, 1979.
12. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: Пер Сэ, 2001.
13. Н.Библер B.C. Мышление как творчество М.: Политиздат, 1975. - С.399. 15.Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) //Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - С. 17-19.
14. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности //Вопросы психологии. №1. -1971. - С. 144-146.
15. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. - С. 176.
16. Богоявленская Д.Б. О модели проблемной ситуации //Научное творчество. М.: Наука, 1969.
17. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С.320.
18. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества. Творчество искусства искусство творчества /Д.Б.Богоявленская //Под ред. Л.Дорфмана, К.Мартиндейла и др. - М.; 2000.
19. Боумен У. Графическое представление информации. М., 1971. -С.225.
20. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1974.
21. Брупшинский А.В. Воображение и познание //Вопросы философии. -1967.-№11.
22. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Изд-во ИП РАН, 1994.
23. Васильева Л.Г. Влияние игр-драматизаций на развитие изобразительного творчества /Л.Г.Васильева. М.: Знание. 1987.
24. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл; Пер Сэ, 2000.
25. Величковский Б.М., Блинникова И.В., Лапин Е.А. Представление реального и идеального воображаемого пространства //Вопросы психологии. 1986. №3. С. 103-113.
26. Венда В. Т. Средства отображеия информации. М.: Энергия, 1969. -304 с.
27. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок /Н.А.Ветлугина. М.: Педагогика. 1972.
28. Вилюнас. В.К. Психология эмоциональных явлений /В.К.Вилюнас. -М.; МГУ.- 1976.31 .Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып. l./Под ред. Бурлаковой Н.С. М.: УЦ «Перспектива», 1998. С.88.
29. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1980. -С.507.
30. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии. 1990. - №4. - С.5-9.
31. Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки /Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. /Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеев Т.Н. и др. //Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1989. — С.79.
32. Выготский JI.C. Эстетическое воспитание. Педагогическая психология /Л.С.Выготский М.: Педагогика. 1996. - 536 с.
33. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте /ЛС.Выготский СПб.: Союз. 1997. - С.92.
34. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления. //Вопросы психологии. 1982. - №4. - С.80-84.
35. Гибсон Дж. Экологический подход к восприятию. М.: Прогресс, 1988.-С.461.
36. Горальски А. Об изучении творчества//Вопросы психологии. -1988. -№3. С. 153-154.
37. Грожан Диана Справочник начинающего дизайнера/Серия «Стильные штучки». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - С.320.
38. Де Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М: Прогресс, 1976.-С. 142.
39. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Питер, 1999.
40. Дубровинская. Н.В. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для стул. высш. учеб. заведений /Н.В.Дубровипская. Д.А.Фарбер. М.У1.Безруких. М: Владос. 2000.-С. 144.
41. Дудецкий И.Я. Теоретические проблемы воображения и творчества. -Смоленск: Смоленский гос. пед. ин-т, 1974. С. 154.
42. Дышлевый П.С, Яценко JI.B. Регуляция творческой деятельности. Философско-методологические проблемы Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986.-С.212
43. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольника //Вопросы психологии. 1987. -№1. -С.44-51.
44. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника//Вопросы психологии. 1988. - №6. - С.52-59.
45. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста //Вопросы психологии. -1980. -№2. С.107-114.
46. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника /О.М.Дьяченко. М.: Международный Образовательный и Психологический колледж. 1996. - С. 197. ной деятельности детей.1. М. 1959.- С.187.
47. Игра дошкольника. /Под ред. С.Л.Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.-С.286
48. Игровое моделирование: методология и практика. — Новосибирск: Наука, 1987.
49. Игры обучение, тренинг, досуг./Под ред. В.В.Петрусинского // В четырех книгах. - М.: Новая школа, 1994.
50. Изард. К.Е. Эмоции человека /К.Е.Изард. М.: Изд. МГУ. 1980.
51. Ильенков Э.В. О воображении // Народное образование. 1968. - №3. -С.3-42.
52. Исследование проблем психологии творчества /Сост. Я.А.Пономарев, Н.Н.Семенов, В.К.Зарецкий и др. М.: Наука, 1983. -С.336.
53. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный ин-т, Флинта, 1998.-С.192.
54. Каган. М.С. Морфология искусства/М.С.Каган. JL. 1972
55. Квач Н.В., Филиппова J1.B. Рисование линейная графика. Подготовка шестилетнего ребенка к освоению грамоты. Уч. пособ. М.,-Н.Новгород: РАО, 2001.- С.527.
56. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. Уч.пособ.- М.: Владос, 2001.-С.160.
57. Киршенштепнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М, 1914.
58. Козлова. С.А. Дошкольная педагогика /С.А.Козлова, Т.А. Куликова. -2-е изд. перераб. и доп. М.: Академия. 2000. - С.416
59. Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей? Методические рекомендации. Н.Новгород, 1992.
60. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина. 1995 - С.160
61. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005.-С. 128.
62. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. 1989. - № 5. - С. 10-23; №9.-С. 48-60.
63. Коршунова JI.C. Воображение и его роль в познании. М.: МГУ, 1979.-С.144.
64. Кошелева. А.Д. Эмоциональное развитие детей в игре. Игра дошкольника /А.Д.Кошелева, Л.П.Стрелкова //Под ред. С.Л.Новоселовой. М.: Просвещение. 1989. -С.286.
65. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. -1992.-№7-8. С.11-20.
66. Кэдыосон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. (Серия «Практикум по психологии») Спб.: Питер, - С.416.
67. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.
68. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. Спб., 2000.
69. Леонтьев А.Н. Психология образа//Вестник МГУ. Сер.14, Психология. 1979,-№2.
70. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
71. Лилов А. Природа художественного творчества /А.Лилов. -М. 1981
72. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.
73. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: институт практической психологии, 1998. - С.368.
74. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. С. 160.
75. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1991. С. 31.
76. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики /А.Г.Маслоу. СПб: Евразия. 1997. - С.430.
77. Матюшкии А.П. Раннее выявление талантов и их развитие // Вопросы психологии. 1984. - №3. - С. 166.
78. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей. (Серия «Воскресный лицей») М.: Звонница-МГ, Роман-газета, 1994. - С.269.
79. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - С.432.
80. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье /А.А.Мелик-Пашаев. З.Н.Новолянская. VI.: Редакция журнала «Искусство в школе». 1995. - С. 144.
81. Миллер С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999. -С.320.
82. Михайленко Н.Я., Короткова И.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя. М.: Гном, 2000. - С.96.
83. Мухина. B.C. Психология детства и отрочества /В.С.Мухина. -VI.: Инстилуг практической психологии. 1998. С.488.
84. Недоспасова В.А. Растем играя: Сред, и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей. М.: Просвещение, 2002. - С.94.
85. Неменский. Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания Б.М.Неменский. М.: Просвещение. 1987. - С.255.
86. Никифорова О.И. К вопросу о воображении //Вопросы психологии. 1972. -№2. -С.23-27.
87. Никольская Ю. Эволюционный подход к проблеме обучения и развития ребенка в педагогической теории России конца XIX первой трет XX века. Авторсф Дисс. канд. пед. наук. М. 2003. - С. 17.
88. Новоселова C.JI. Развитие мышления в раннем творчестве. М. 1978. -С.155.
89. Ожегов. СИ. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /С .И.Ожегов /Российская АН.: Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. - VI.: АЗЪ. 1995. -С.928.
90. Орехов А. //Формирование приемов эффективного решения творческих задач. Дис. канд. психол. н. - М.: МГУ, 1985.
91. Осорина М.В. Роль рисования в развитии мышления ребенка. //Психология производству и воспитанию. JL, 1977. - С.250-256.
92. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999.
93. Палагина. Н.Н. Воображение у самого истока /Н.Н.Палагина. -М.: МПСИ.1997.
94. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Ч. 1. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
95. Панюкова Ю.Г. Психология среды: человек и его пространственно-предметное окружение. Красноярск, Сиб ЮИ МВД, 2000.
96. Пахомов И.А., Арестова О.Н. Роль пространственного фактора в формировании коллективного смысла//Вестник МГУ. Сер. 14.,2001.-№3. С. 15-24.
97. Петренко В. Ф. О семантике образа // Психологические исследования. Проблемы психологии восприятия. Вып. 6. М.: МГУ, 1976. С. 72 — 75.
98. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988
99. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.103 .Пиаже Ж. О природе креативности // Вестник Московского университета. Психология. 1996. №3. Серия 14. - С. 8 -16.
100. Пономарев. Я.А. Проблемы психологии творчества: Автореф. дис. д. психол. н. /Я.А.Пономарев. 1972.
101. Ю5.Просецкий П.А., Семиченко В.А. Психология творчества. Учебное пособие. / Науч. ред. М.И.Дьяченко. М.: Прометей, 1989. - С.82.
102. Юб.Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, принципы и гипотезы. М., 1994.
103. Реуцкая. Н.А. Театрализованные игры дошкольников. Игра дошкольника /И.А.Реуцкая //Под ред. С.Л.Новоселовой. М.: Просвещение. 1989. - С.286.
104. Ю8.Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб. - 1901. - С.232 .
105. Роджерс К. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. 1990.-№1.- С.164-168.
106. Розов А.И. Фантазия и творчество. К постановке вопроса //Вопросы философии. 1966. - №9. - С. 112-116.
107. Ш.Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. Дизайн и реклама. Компьютерные технологии: Справочное и практическое руководство. М.; ДМК, 2000. - С.432.
108. Рубинштейн C.JI. О восприятии времени и пространства // Мир психологии. 1999. № 4. - С. 16-25.
109. ПЗ.Салмина. Н.Г. Знак и символ в обучении /Н.Г.Салмина. М.; 1988.
110. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа, 1995. С.144.
111. Симановекий А.Э. Развитие творческого мышления у детей /А.Э.Симановский. Ярославль: Академия развития. 1997.
112. Синельников, В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии /В.Синельников //Дошкольное воспитание. 1992. - № 2. - С. 57-60.
113. Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для /В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. VI: Школьная Пресса. 2000. - С.416.
114. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985.
115. Советский энциклопедический словарь. М., 1979. С. 1271.
116. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология /Г.А.Урунтаева. М.: Академия. 1997.-С.336.
117. Филимоненко Ю.И. Отношение к пространству как функция подсознания//Психология социальных ситуаций. СПб.; Питер, 2001. -С.385-403.
118. Филиппова JI.B. и коллектив авторов. Психофизиологическое развитие детей 6 лет при подготовке их к школе (программные материалы). Уч.пособие.- М.,- Н.Новгород: РАО, 2001.- С.164.
119. Философский энциклопедический словарь /Гл. ред.: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. С.М.Ковалев. В.Г.Панов. VI.: Советская Энциклопедия. 1983. - С.840.
120. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек — цвет — пространство / Прикладная цветопсихология.—М, 1973.
121. Фромм Э. Человеческая ситуация /Э.Фромм. М.: Смысл. 1994.
122. Хейдметс М., Вальсинер Я. Контроль над микросредой: некоторые психологические проблемы //Человек. Среда. Пространство. Исследования по психологическим проблемам пространственно-предметной среды. Тарту, ТГУ, 1979. С. 29-42.
123. Хейдметс М., Вальсинер Я. Контроль над микросредой: некоторые психологические проблемы//Человек. Среда. Пространство. Исследования по психологическим проблемам пространственно-предметной среды. Тарту, ТГУ, 1979. С.29-42.
124. Хейдметс М.Э. Социально-психологические факторы формирования пространственной структуры жилой среды //Автореф. дис. канд. психол. наук. Таллинн, 1989. С.21.
125. Чумичева P.M., Редько Л.Л. Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка / Ребенок в мире культуры. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. -С.558.
126. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Гос. пед. ун-та, 1995.- С.22.
127. Шангина И.И. Русские дети и их игры. Спб.: Искусство- СПб., 2000. - С.296.
128. Шацкий СТ. Педагогические сочинения. М., издательство Академии педагогических наук РСФСР, и 4 т 1964 т 3 С.492.
129. Шацкий СТ., Шлегер JI.K. Среда воспитатель и проблема детского сада. М., 1925.-С. 65.
130. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. М.: Новая школа, 1993. - С.80.
131. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.-С.240.
132. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-воМГУ, 1983.
133. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М., Знание, 1988.-С.80.
134. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. — 2-е изд., перераб. — М.: Новая школа, 1994. — С.96.
135. Эльконин. Д.Б. Психология игры /Д.Б.Эльконин. 2-е изд. - М.: Владос. 1999.-С.360.
136. Якиманская. И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /И.С.Якиманская //Под ред. И.С.Якиманской. М.: Педагогика. 1989. - С.224.
137. Яковлева. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности /Е.ЛЯковлева. М.: Флинта. 1997. - С.224.
138. Яковлева E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития //Вопросы психологии. 1997. №4. - С.20-27.
139. Ярошевский. М.Г. История психологии /М.Г.Ярошевекий. М.; 1996.
140. Ackoff L., Vergara Е. Creativity in problem solving and planning: a review. Europian Journal of operational research, 1981, 7(1), p. 1-13.
141. Busse. T.V. Theories of the creative process: A rev. a perspektive. -Buffalo (N.Y.), 1980. vol. 14, № 2. p. 91 - 103.
142. Hufstede G. Culture's consequences. California: Sage Publications, 1980.
143. May R. The courage to create. N.Y., 1975.
144. Mednich S.A. The associative basis of the creative process //Psycho Rewiew. 1969. № 2. P. 220 232.
145. Torrance E.P. Guiding Creative Talent. Englewood Cliffs, 1962. №7.