Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика дошкольного образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Вохмякова, Ирина Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.07
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.07 - Теория и методика дошкольного образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Вохмякова, Ирина Николаевна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Сущность, структура и содержание эмоционально-творческой культуры личности

1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы воспитания эмоционально-творческой культуры дошкольников.

1.3.Педагогические условия воспитания эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.Роль музыкальной деятельности в воспитании эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста

2.2. Изучение эмоционально-творческой культуры старших дошкольников на начальном этапе опытно-экспериментальной работы.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности

Выводы по второй главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности"

Актуальность исследования. Ускорение темпа жизни, информационный взрыв, быстрое развитие технологий, влияние массовой культуры, психологическая напряженность среды диктуют необходимость воспитания подрастающего поколения, богатого духовной культурой, адекватно реагирующего на стремительные изменения в мире и соответствующего современным требованиям жизни. Человек, обладающий развитой эмоционально-творческой культурой, как механизмом успешной адаптации и самоактуализации личности, это человек-созидатель, стремящийся к действию, способный противостоять потребительскому отношению к жизни.

Воспитание личности духовно богатой, нестандартно мыслящей, обладающей высоким творческим потенциалом и эмоциональной культурой - одна из актуальных и сложных проблем современной педагогики. В педагогической теории и практике значимость воспитания эмоционально-творческой культуры подтверждается исследованиями эмоциональности и креативности детей. Изучение природы детского творчества показало, что развитие творческой активности идет в тесной взаимосвязи с развитием эмоциональной сферы (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Н.Н.Подцьяков, Н.А.Ветлугина, П.Торренс). Однако взаимозависимость этих процессов в развитии дошкольников изучена недостаточно.

Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность не сформировано у многих людей. Одни из первых культурно выработанных средств самовыражения, которыми овладевает ребенок, относятся к сфере чувств. Зарождаясь в раннем детстве, творческие способности и эстетические эмоции интенсивно развиваются в период от трех до пяти лет и проявляются в стремлении ребенка к духовному осмыслению окружающего мира. Как указывается в исследованиях Е.М.Торшиловой, Т.М.Морозовой после пяти лет при неправильной организации педагогического процесса отмечается спад в развитии эмоциональной сферы, что ведет к снижению познавательной и творческой активности детей.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Процесс воспитания эмоционально-творческой культуры, ее структура и содержание рассматриваются в связи со смежными проблемами: развитие эмоциональной культуры, культуры восприятия, сенсорной культуры, эстетической культуры, развитие креативности, творческой одаренности.

Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований свидетельствует о сложности проблемы развития творческих способностей и наличии различных факторов, которые определяют как саму природу, так и особенности творческих проявлений детей. Эти факторы, как считает Л .Б Ермолаева-Томина, можно объединить в три группы. В первую включаются природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский). Во вторую входят все виды влияний социальной среды на развитие и проявление творческих способностей (Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин,

B.Н.Дружинин). Третья группа факторов отражает зависимость творческих проявлений личности от характера и структуры деятельности (Н.А.Ветлугина, Л.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Значение эмоциональной культуры в формировании личности подчеркивали Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева,

A.Н.Лук, А.А.Мелик-Пашаев, Я.З.Неверович, А.Е.Ольшанникова,

C.Л.Рубинштейн, Л.П.Стрелкова, В.А.Сухомлинский, П.М.Якобсон. В исследованиях Д.Б.Богоявленской, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского,

B.В.Зеньковского, А.Г.Ковалева, А.Н.Леонтьева, А.Я.Пономарева, В.Г.Ражникова, Б.М.Теплова, А.Г.Маслоу выявлено, что эмоциональные корреляты креативности наиболее показательны и без эмоциональной активности собственно креативности не наблюдается.

Педагогическая наука в своем историческом развитии пришла к необходимости позитивных переживаний как условия эффективности воспитательного процесса в развитии творческого потенциала детей (Ш.А.Амонашвили,

A.С.Белкин, П.П.Блонский, В.Вундт, Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, Б.П.Юсов).

Сензитивным периодом для развития творческой активности большинство исследователей признает дошкольное детство. Л.С.Выготский утверждал, что вкус к творчеству формируется только в процессе активной эстетической деятельности. Именно эстетические эмоции, по мнению

B.В.Зеньковского, обусловливают творческое развитие ребенка. Б.М.Теплов также отмечал необходимость раннего вовлечения всех детей в творческую деятельность, что важно и для художественного, и для общего их развития.

Теоретически доказано и практически подтверждено, что музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной природе восприятия дошкольников и способствует эмоционально-творческому развитию детей. Истоки дошкольного музыкального воспитания разработаны Н.А.Метловым, Н.А.Ветлугиной, К.В.Тарасовой, Д.Б.Кабалевским, Э.Б.Абдулиным, Н.Л.Гродзенской. Музыкальному развитию детей и методам активизации детского творчества посвящены работы Г.Л.Струве, В.В.Емельянова, Д.Е.Огородникова, Г.П.Стуловой, Л.А.Баренбойма, Л.В.Школяра, В.В.Кирюшина, Л.Н.Комиссаровой, О.П.Радыновой. Разрабатывая теоретические вопросы, З.Кодай, К.Орф пришли к выводу об эмоциональном постижении мира музыки через развитие творческого потенциала обучающихся.

Проведенный анализ теоретических источников показывает значимость изучения эмоционально-творческого развития детей дошкольного возраста, однако механизм и педагогические условия воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в музыкальной деятельности исследованы недостаточно.

Таким образом, актуальность проблемы воспитания эмоционально-творческой культуры объясняется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной творческой деятельности, потребностью гуманизации процесса образования, задачами адаптации личности к изменяющимся социально-культурным условиям, недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогических исследованиях.

Анализ современной практики и личностного развития дошкольников позволил нам обнаружить противоречия

- между социальной востребованностью в людях, подготовленных к творческому самопроявлению, и недостаточной разработанностью педагогических условий воспитания эмоционально-творческой культуры личности;

- между приоритетной задачей эмоционально-творческого развития детей, выдвинутой современной педагогикой, и отсутствием разработанных технологий её решения;

- между потенциальными возможностями эмоционально-творческого развития детей и доминированием репродуктивных методов обучения.

Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы педагогические условия воспитания эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста.

Социальная значимость, актуальность, неразработанность данной проблемы и особая воспитательная роль музыкального искусства определили выбор темы исследования: «Воспитание эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности».

Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности.

Объект исследования: процесс музыкального воспитания старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в музыкальной деятельности.

Гипотеза исследования: воспитание эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в музыкальной деятельности будет наиболее успешным, если направлено:

- на развитие интеллектуальной активности, устремлений, переживаний среды, выражающихся у старших дошкольников в самостоятельности мышления, в мотивации творческой деятельности, в способах усвоения средств невербальной коммуникации, в избирательности предпочтений, в эмоциональной восприимчивости;

- на реализацию комплекса педагогических условий, включающего расширение эмоционального поля детей, создание системы креативных ситуаций и эстетизацию развивающей среды;

- на обучение детей творческим навыкам импровизации, варьирования, комбинаторики на основе активизации творческих проявлений детей и моделирования музыкально-выразительных средств.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ философской, культурологической, психологической и музыкально-педагогической литературы по проблеме воспитания эмоционально-творческой культуры личности.

2. Обосновать содержательные компоненты эмоционально-творческой культуры старшего дошкольника.

3. Выявить педагогический потенциал музыкальной деятельности в воспитании эмоционально-творческой культуры старших дошкольников.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку комплекса педагогических условий, способствующих воспитанию эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

5. Разработать методические рекомендации для педагогов по воспитанию эмоционально-творческой культуры старших дошкольников.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются культурно-историческая концепция JI.C. Выготского, теория деятельности С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, теория индивидуальных различий Б.М.Теплова, положения современной культурологии о системном подходе к развитию человека в культуре (М.С.Каган, А.С.Кармин, М.К.Мамардашвили), исследования природы детского творчества и его специфики (Я.А.Пономарёв, Д.Б.Богоявленская, Н.А.Ветлугина, А.В.Запорожец), учения об эмоциях и культуре чувств (П.В.Симонов, Б.И.Додонов, К.Изард, В.К.Вилюнас).

Для решения поставленных задач нами были использованы методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; наблюдение, беседа, анализ планов воспитательно-образовательной работы музыкальных руководителей; метод экспертной оценки и педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап (1995-1997), теоретико-организационный. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.

II этап (1998-2000), содержательно-технологический. Выявлены критерии и уровни воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников. Проведён педагогический эксперимент на основе авторской программы «Музыкальная азбука», реализующей комплекс педагогических условий воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников. Осуществлялась проверка гипотезы, проводилась обработка полученных результатов.

III этап (2001-2002), итогово-аналитический. Включал в себя систематизацию материала, обработку заключительных результатов, оформление диссертационной работы в целом, внедрение результатов в практику.

Базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения «Детский сад» № 67, 64, 49, 59, 37, 50, 52 г.Полевского Свердловской области. Испытуемыми были дети старшего дошкольного возраста в количестве 150 человек.

Научная новизна исследования состоит:

- в теоретическом обосновании содержательных компонентов эмоционально-творческой культуры старших дошкольников, включающей интеллектуальную активность, устремления, переживание среды и выражающейся в самостоятельности мышления, в мотивации творческой деятельности, в уровнях усвоения средств невербальной коммуникации, в избирательности предпочтений, в эмоциональной восприимчивости;

- в разработке комплекса педагогических условий воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в музыкальной деятельности, включающего расширение эмоционального поля детей, создание системы креативных ситуаций и эстетизацию развивающей среды;

- в разработке содержания музыкальной деятельности старших дошкольников на основе использования наглядно-пространственного моделирования и активизации творческих проявлений детей;

- в определении критериев и показателей развития эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании возможностей и необходимости воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности, в конкретизации понятия «эмоционально-творческая культура детей старшего дошкольного возраста», в теоретическом обосновании комплекса педагогических условий воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в выделении наиболее значимых педагогических условий воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности. Разработана и сертифицирована учебная программа «Музыкальная азбука» для детей 5 лет. Разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Представленный материал обладает высокой степенью универсальности, может использоваться на других занятиях художественно-эстетического цикла, при разработке лекционного курса по теории и методике дошкольного образования в системе повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений, для студентов педагогических училищ, колледжей и вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим подходом к решению поставленной проблемы; соответствием использованных методов достижениям современной психолого-педагогической науки; комплексом научных методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследования; комплексным осуществлением педагогического эксперимента, количественной и качественной обработкой его результатов.

Апробация исследования: основные положения исследования обсуждались на заседании кафедры гуманитарного и художественного образования Института развития регионального образования (г.Екатеринбург, 1998-2000), на областной конференции «Развитие гуманитарного образования, региональный аспект» (г.Екатеринбург, 1997), на научно-практической конференции Свердловского музыкально-эстетического педагогического колледжа «Музыкально-эстетическое воспитание: традиции и современность» (г.Екатеринбург, 1998), на межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г.Екатеринбург, 1999), на научно-практической конференции Института развития регионального образования «Традиции русской художественной культуры и развитие образования» (г.Екатеринбург, 1999), на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г.Екатеринбург, 2000), на городских (г.Полевской, 2000) и областных педагогических чтениях (г.Екатеринбург, 2000), на научно-методической конференции Института развития регионального образования «Модернизация гуманитарно-художественного образования в современной школе» (г.Екатеринбург, 2002).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения открытых занятий, на методических объединениях музыкальных руководителей, на семинарах-практикумах для воспитателей ДОУ г.Полевского. Основные положения работы включены в курс лекций в системе повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений и учителей музыки. Формой апробации явились также публикации автора по теме исследования. В настоящее время материалы исследования нашли применение в работе музыкальных руководителей г.Полевского.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Структура эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие содержательные компоненты:

- интеллектуальную активность как отражение познавательной и мотиваци-онной характеристики творческой личности в их единстве;

- устремления как проявление направленности в сфере познания, переживания, действий;

- переживание среды как проявление отношений к предметному миру, к событиям, к людям, к себе.

2. Успешное воспитание эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в музыкальной деятельности обеспечивается комплексом педагогических условий, в который входят:

• расширение эмоционального поля дошкольников, включающее обогащение эмоционального опыта детей, освоение многообразия чувственных переживаний, эмоциональную отзывчивость, воспитание эмпатийности;

• создание системы креативных ситуаций, способствующих творческому самовыражению ребенка в процессе сотворчества педагога и детей;

• эстетизация развивающей среды, моделирующей функциональное развитие творческой деятельности детей и способствующей формированию внутренней эстетической среды личности.

3. Педагогический потенциал музыкальной деятельности в воспитании эмоционально-творческой культуры старших дошкольников заключается в возможности обучения детей творческим навыкам комбинирования, варьирования, импровизирования на основе

- активизации творческих проявлений детей, предполагающей смещение педагогических акцентов с заучивания музыкального репертуара на творческое продуцирование музыкальных идей;

- моделирования элементов музыкального языка, включающего последовательное ознакомление с моделями различных видов: предметными, плоскостными, знаковыми, двигательными.

Структура и объём диссертации определены логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 170 наименований (1 на иностранном языке). Текст иллюстрируют 6 таблиц, 2 рисунка, диссертация включает 3 приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"

Настоящее исследование посвящено разработке проблемы воспитания эмощюнально-творческой культуры старших дошкольников в процессе му зыкальной деятельности. Данная проблема является насущной необходимо стью современной педагогической теории и практики, так как до сих пор по нятие «эмоционально-творческая культура» не имеет четкого теоретического обоснования. Особенно важно разработать механизм воспитания эмоцио нально-творческой культуры в дошкольном возрасте, когда закладывается базис личностной культуры ребенка.Теоретический анализ философской, культурологической, психологиче ской, музыкально-педагогической и педагогической литературы позволил сделать вывод, что главные содержательные характеристики формирования культуры личности - творческая активность и эмоциональная культура, не разрывно связанные со всеми формами мыслительной деятельности, образу ют сложное синтетическое единство «эмоционально-творческую культуру».Анализ изученной литературы позволил определить сущность, структуру и содержание эмоционально-творческой культуры.С философской точки зрения, эмоционально-творческая культура - это своего рода мера генетически и опытно-предопределенных возможностей че ловека адаптироваться к жизни. В эмоционально-творческой культуре долж но проявляться все целостно: общественные, природные и культурные меха низмы. С точки зрения культурологии, только человек, владеющий эмоцио нально-творческой культурой, способен стать творцом, влиять на культуру, жить в ней, а активный творческий импульс лежит внутри как стремление к идеалу. С психологической точки зрения, проявление эмоционально творческой культуры есть выражение своей неповторимости, уникальности, что непосредственно связано с переживанием своего соответствия жизни, с переживанием её осмысленности. Как системное образование личности, эмо ционально-творческая культура является координатором, регулятором, сти 148 мулятором творческой активности, становится фактором жизнеспособности, жизнестойкости человека.С педагогической точки зрения, воспитание эмоционально-творческой культуры рассматривается как целесообразный процесс создания условий и организации особых видов деятельности, в которых происходит самореали зация и самоактуализация личности.Дошкольное детство является первым звеном системы непрерывного воспитания эмоционально-творческой культуры личности. И более эффек тивно эмоционально-творческое развитие дошкольников протекает в процес се художественно-эстетической деятельности. Ребенок слушающий, воссоз дающий, переживающий и исполняюыщй в процессе продуктивной деятель ности становится творческой личностью, овладевая элементами эмоциональ но-творческой культуры.Анализ эволюции взглядов ученых на природу детского творчества и со временных концептуальных теорий творческой одаренности позволяет сде лать вывод, что изучение механизмов креативности, обучение творческим навыкам и развитие креативогенных черт характера с целью повышения творческого потенциала и развития эмоциональной сферы каждого ребенка -

наиболее актуальная задача современной педагогики.Основными функциями эмоционально-творческой культуры являются: • максимальное приспособление к миру, окружению, другим людям и к самому себе; • нахождение решений в любых непредвиденных ситуациях; • формирование предадаптационной способности, которая подготавли вает к стрессовым ситуациям в жизни, повышает потолок сопротив ляемости патологиям; • воспитание эмоционально-творческой культуры с детского возраста предполагает наличие конкретных возможностей высокоуспепшо ов ладеть любыми видами продуктивной деятельности.Под эмоционально-творческой культурой мы понимаем развивающийся в онтогенезе комплекс способностей, обеспечивающих человеку успешную самореализацию в различных видах созидательной деятельности. Структура эмоционально-творческой культуры включает в себя следующие содержа тельные компоненты: • рштеллектуальную активность как отражение познавательной и мотиваци онной характеристики творческой личности в их единстве; • устремления как проявление направленности в сфере познания, пережи вания, действий; • переживание среды как выражение отношений к предметному миру, к со бытиям, к людям, к себе, определяющие характер эмоционального пове дения.Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ком плекс педагогических условий воспитания эмоционально-творческой культу ры детей старшего дошкольного возраста, в который входят: • расширение эмоционального поля, которое включает обогащение эмоционального опыта детей, освоение многообразия чувственных переживаний, эмоциональной отзывчивости, воспитания эмпатий ности, формирования эмоционального поведения.• создание системы креативных ситуаций, при которых создается возможность развития креативогенных черт характера и потребно сти к исследовательским поискам в процессе сотворчества педагога и детей.• эстетизация развивающей среды, моделирующая функциональное развитие творческой деятельности детей и способствующая форми рованию внутренней эстетической среды личности.Среди основных требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми, способствующих воспитанию эмоционально-творческой культуры дошкольников, на первый план выходят:

а) эмоционально насыщенная, доверительная атмосфера занятия;

б) диалогическое взаимодействие преподавателя и ребенка, где регули рующая и коррегирующая функция принадлежит педагогу;

в) педагогическое мастерство и эмоциональная культура педагога, вы ражающаяся в широте и вариабельности спектра методических приемов, способствующих поддержанию интереса и активности детей;

г) оценка педагогом действий ребенка, выступающая как оценка-стимул.Искусство в контексте данных педагогических условий выступает не просто как источник знаний, но и как: 1) мопщое педагогическое средство организации духовной жизни, среды обучения детей и педагогов (посредст вом чувств, мыслей, выраженных словом); 2) оно выступает и само по себе как духовно-материальная среда, стимулирующая творчество детей, как эс тетический источник творчества, объект плодотворных устремлений ребен ка; 3) наконец, оно становится на этой основе средой общеличностного раз вития ребенка.Эмоционально-творческая культура наиболее ясно в данный возрастной период проецируется вовне через музыкальную деятельность. Критически осмысленный опыт зарубежных и отечественных исследований в области влияния музыки на развитие детей, позволяет сделать вывод, что педагогиче ский потенциал музыкальной деятельности в воспитании эмоционально творческой культуры дошкольников проявляется как потребность в самовы ражении, в самопознании, в самоутверждении и реализуется через формиро вание у детей творческих навыков на основе: • активизации творческих проявлений детей; • моделирования элементов музыкального языка.Таким образом, теоретическое изучение проблемы исследования и ре зультаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую нами ги потезу и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил нам определить эмоционально-творческую культуру как выражение духовного богатства личности. Структура эмоционально-творческой культу 151 ры старших дошкольников включает в себя следуюшие содержательные компоненты: • интеллектуальная активность как отражение познавательной и мотива ционной характеристики творческой личности в их единстве, выра жающуюся у старших дошкольников в степени самостоятельности творческого мышления и в уровне развития мотивационной структуры творческой деятельности: • устремления как проявление направленности в сфере познания, пере живания, действия, выражающиеся у старших дошкольников в овладе нии различными способами самовыражения и в избирательности пред почтений различных видов творческой деятельности; • переживание среды как выражение отношений к предметному миру, к событиям, к людям, к себе, определяющее характер эмощюнального поведения и формы эмощюнальной восприимчивости старших дошко льников.2. Ориентируясь на преобладание эмоциональности, на особенности проявления и развития детского творчества, на основе анализа подходов к развитию творческой одаренности и эмоциональной культуры, разработан комплекс педагогических условий воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности, в который входят: • расширение эмоционального поля дошкольников, включающее обогащение эмоционального опыта детей, освоение многообразия чувственных переживаний, эмоциональной отзывчивости, воспита ния эмпатийности; • создание системы креативных ситуаций, способствующих творче скому сомовыражению ребёнка в процессе сотворчества педагога и детей; • эстетизация развивающей среды, моделирующей ф)шкциональное развитие творческой деятельности детей и способствующей форми рованию внутренней эстетической среды личности.3. Педагогический потенциал музыкальной деятельности в воспитании эмоционально-творческой культуры дошкольников проявляется как потреб ность ребёнка в самовыражении, самопознании, самоутверждении и реализу ется через формирование у детей навыков комбинирования, варьирования, импровизирования на основе • активизации творческих проявлений детей, предполагающей смещение пе дагогических акцентов с заучивания музыкального репертуара на творческое продуцирование музыкальных идей; • моделирования элементов музыкального языка, способствующего форми рованию «словаря» слуховых представлений с использованием моделей раз личных видов: плоскостных, предметных, знаковых, двигательных.Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверди ли гипотезу о возможности использования музыкальной деятельности в каче стве средства воспитания эмоционально-творческой культуры старших до школьников при соблюдении комплекса педагогических условий: расшире ние эмоционального поля дошкольников, создание системы креативных си туаций, эстетизация развивающей среды.Проведенное исследование раскрыло возможности изучения особенно сти воспитания эмоционально-творческой культуры детей средствами и дру гих видов развивающей деятельности, влияния воспитания эмоционально творческой культуры на формирование личностных качеств ребенка.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Вохмякова, Ирина Николаевна, Екатеринбург

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

2. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978.

3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.

4. Изард Каролл Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.

5. Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя. М.: Эллис Лак, 1993.

6. Методика музыкального воспитания в детском саду./ под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989.

7. Мудрость народная. Вып.1./ под ред. В.П.Аникина. М.: Художественная литература, 1991.

8. Музыкальное воспитание в Венгрии./ под ред. Л.А.Боренбойма. М.: Советский композитор, 1983.

9. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. Ю.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика,1976.П.Рыцарева М.Г. Музыка и Я: популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994.

10. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа./ под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка, 1970.

11. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.Н.Тарасова К.В. Оногенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.

12. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.