Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика дошкольного образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Боякова, Екатерина Вячеславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.07
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста», специальность ВАК РФ 13.00.07 - Теория и методика дошкольного образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Боякова, Екатерина Вячеславовна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Проблема интереса в психолого-педагогических исследованиях.

1.2. Структура интереса к музыке у старшего дошкольника.

1.3. Педагогические условия воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2. Изучение возможностей воспитания интереса к музыке в старшем дошкольном возрасте.

2.1. Задачи, организация, содержание экспериментального исследования.

2.2. Исследование состояния проблемы воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Воспитание интереса к музыке у старших дошкольников в условиях экспериментального обучения.

2.4. Выявление динамики интереса к музыке на заключительном этапе исследования.

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу важнейших. Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с дошкольного возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, А.В.Кенеман, Т.С.Комаровой, А.Н.Леонтьева, Н.А.Метлова, В.И.Петрушина, О.П.Радыновой, Б.М.Теплова, Р.М.Чумичевой, В.Н.Шацкой и других. Современные концепции дошкольного образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности (А.И.Катинене, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева, Л.В.Школяр).

Интерес к музыке дошкольников рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности (И.А.Джидарьян, А.И.Катинене, Т.С.Комарова, О.П.Радынова, Р.А.Тельчарова, Н.М.Черноиваненко, Р.М.Чумичева и другие). Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г.З.Апресян, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров). Интерес служит своеобразным "компасом", направляющим эстетическую деятельность ребенка на "присвоение" личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.

Исследования специалистов в области музыкальной педагогики доказывают необходимость более серьезного подхода к проблеме воспитания интереса к музыке, однако музыкальные интересы старших дошкольников не были предметом специального научного исследования. В работах, имеющих непосредственное отношение к детям старшего дошкольного возраста, проблема воспитания интереса к музыке остается не достаточно разработанной: не раскрыто содержание данного понятия, не определены педагогические условия его воспитания, формы и методы педагогического руководства.

Результаты ознакомления с практикой музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в условиях семьи показали, что педагоги и родители не уделяют достаточного внимания воспитанию у детей интереса к музыке. Родители редко предлагают детям слушать классику. Ориентиром ценности в семье является развлекательная музыка. Представления родителей о музыкальном развитии ребенка ограничиваются обучением практическим навыкам и умениям. Педагоги-практики имеют неточные представления о содержании понятия музыкального интереса дошкольников и методах его воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью воспитания интереса к классической музыке у старших дошкольников в процессе приобщения детей к наследию музыкальной культуры и недостаточной исследованностью данной проблемы.

В связи с этим сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия преодоления указанного противоречия в теории и практике музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста?

Цель исследования состоит в изучении сущности понятия "интерес к музыке" и нахождении эффективных педагогических условий его воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, ориентированное на формирование основ музыкальной культуры.

Предмет исследования: процесс воспитания интереса к музыке у старших дошкольников.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: интерес к музыке у старших дошкольников рассматривается нами как формирующееся личностное качество, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желании слушать, а также первоначальных оценках. Успешность воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста предполагает: накопление музыкально-интонационного опыта восприятия произведений классической музыки, как ценностных эталонов, в различных видах музыкальной деятельности; применение системы игр, способствующих проявлению эмоциональной отзывчивости, ценностно-ориентационной, творческой и интеллектуальной активности детей; использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: изучить сущность понятия "интерес к музыке" у детей старшего дошкольного возраста; исследовать особенности структуры музыкального интереса старших дошкольников; выявить педагогические условия, способствующие воспитанию интереса к музыке; разработать и экспериментально проверить методику воспитания интереса к музыке в старшем дошкольном возрасте.

Методологической основой исследования явились положения эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в развитии личности ребенка (Э.Б.Абдуллин, Б.В.Асафьев, Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Т.С.Комарова, Н.Л.Лейзеров, В.В.Медушевский, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Р.М.Чумичева и другие); о закономерностях развития интереса в деятельности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); о личности как выразителе отношений к окружающей действительности (К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и другие); о роли присвоения опыта в процессе становления личности (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, Т.С.Комарова, А.Н.Леонтьев, Е.В.Назайкинский, О.П.Радынова и другие).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы; психолого-педагогические методы (наблюдение, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы с родителями и воспитателями); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и конрольный этапы), математическая обработка результатов исследования.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений № 876, 1897 города Москвы. В эксперименте участвовало 65 детей старших групп. 33 ребенка в экспериментальных группах и 32 — в контрольных. Исследованием было охвачено 88 музыкальных руководителей дошкольных учреждений города Москвы и 105 родителей.

Работа над диссертацией проводилась в три этапа:

Первый этап (1996-1998 г.г.) включал изучение и теоретический анализ эстетической, психологической, педагогической и музыковедческой литературы по исследуемой проблеме. Были сформулированы предмет, цель, гипотеза, определены методология и методика экспериментальной работы. Подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, обработаны результаты анкетирования педагогов и родителей.

Второй этап (1998-1999 г.г.). Разработана методика воспитания интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста. Проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (1999-2000 г.г.). Проведен контрольный эксперимент. Обобщены и оформлены результаты исследования, сформулированы его основные выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что: разработано определение понятия "интерес к музыке" старшего дошкольника"; раскрыта структура музыкального интереса детей старшего дошкольного возраста, состоящая из эмоционального и интеллектуального компонентов; теоретически обоснована, экспериментально проверена и подтверждена эффективность педагогических условий, необходимых для воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста (накопление музыкально-интонационного опыта восприятия классических музыкальных произведений как эталонов красоты; использование системы игр, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости, активизирующих интеллектуальные и творческие проявления и побуждающих к выражению ценностного отношения; использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности); определены критерии оценки и уровни развития интереса к музыке в старшем дошкольном возрасте на основе динамики развития его компонентов;

Практическая значимость исследования заключается в том, что создана система игр, способствующих воспитанию интереса к музыке у старших дошкольников и показана возможность их эффективного применения в различных формах детской музыкальной деятельности. Разработана методика воспитания интереса к классической музыке и рекомендации по ее использованию в работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста" в педагогических училищах, колледжах, на факультетах дошкольной педагогики и психологии педагогических институтов и университетов, а также в институтах повышения квалификации работников дошкольного образования. Разработано методическое пособие "Играем в музыку" для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям педагогики, психологии, эстетики и музыкознания; применением адекватных цели, задачам и логике диссертационной работы методов исследования; проверкой основных теоретических положений диссертации в ходе опытно-экспериментальной работы; воспроизводимостью полученных результатов в других дошкольных учреждениях; качественным и количественным анализом результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования представлялись в докладах на научно-практических конференциях.

Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте". Международная научно-практическая конференция. Тема: "Формирование интереса к музыке в игре у детей старшего дошкольного возраста",- Москва, МПГУ, 11-14 апреля 1995 года;

Проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте". Научно-практическая конференция. Тема: "О структуре музыкального интереса старших дошкольников",- Ярославль, ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1998 год;

Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты". Научно-практическая конференция. Тема: "Педагогические условия развития интереса к музыке у старших дошкольников".- Москва, МПГУ, 12 марта 1998 года;

Воспитание и образование детей в современных условиях". Российская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию А.П.Усовой. Тема: "Диагностика интереса к музыке у старших дошкольников",- Москва, МГОГТУ, 16 апреля 1998 года.

Результаты исследования использовались при чтении курса лекций студентам Московского филиала ЛГОУ, на методических объединениях для музыкальных руководителей г. Москвы, в "Школе начинающего музыкального руководителя" и на проблемных курсах по игре при Научно-методическом центре Восточного окружного управления образования г. Москвы (1999 г.).

Результаты исследования внедрены в практику работы дошкольных образовательных учреждений № 813, № 876, № 1528 и "Начальной школы - детского сада" № 1882 г. Москвы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интерес детей старшего дошкольного возраста к музыке выступает формирующимся личностным качеством, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желании слушать и первоначальных оценках. Воспитание интереса выступает предпосылкой формирования основ музыкальной культуры дошкольников.

2. В структуру музыкального интереса дошкольника входят два взаимообуславливающих компонента: эмоциональный и интеллекгуальный. Ведущая роль в дошкольном возрасте принадлежит эмоциональному компоненту.

3. Воспитание интереса к классической музыке обеспечивается использованием в работе с дошкольниками специальной методики и созданием оптимальных педагогических условий: накопление музыкально-интонационного опыта восприятия шедевров музыкального искусства; применение методики, включающей систему игр и вариативные формы организации музыкальной деятельности, обеспечивающих развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, проявление ценностно-ориентационной, творческой и интеллектуальной активности.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"

выводы

Изучение проблемы воспитания интереса к музыке позволило выявить сущность понятия "интерес к музыке" у детей старшего дошкольного возраста. Показано, что интерес — формирующееся личностное качество, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыкальным шедеврам, проявляющееся в признании их красоты, желании слушать, в первоначальных оценках. Интерес к музыке развивается на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и проявляется у дошкольника, если музыкальное звучание приобретает для ребенка субъективное значение (личностный смысл). Музыкальный интерес обращен к ценностной сфере личности ребенка-дошкольника. Он является регулятором музыкальной деятельности. Развиваясь в дошкольном возрасте, интерес выступает предпосылкой становления таких элементов музыкально-эстетического сознания как эстетическая потребность, вкус, представления о красоте (идеал) и способствует формированию основ музыкальной культуры ребенка старшего дошкольного возраста.

Критериями оценки уровня развития интереса дошкольников к музыке являются: наличие эмоционального отклика на музыку, сосредоточение внимания, длительность восприятия, умение характеризовать содержание музыкальных произведений, наличие знаний о музыке и мотивированность музыкальных предпочтений.

Изучение особенностей интереса к музыке у старших дошкольников позволило определить его структуру, которую образуют два компонента: эмоциональный и интеллектуальный. Установлено, что эмоциональный компонент в музыкальных интересах дошкольников является ведущим и при определенных педагогических условиях стимулирует развитие интеллектуального компонента.

Исследование выявило и подтвердило эффективность следующих педагогических условий, необходимых для воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: накопление музыкально-интонационного и эмоционального опыта восприятия классических музыкальных произведений разных эпох и стилей как ценностных эталонов при условии доступности музыкального репертуара эмоциональному опыту ребенка; использование системы игр, направленной на активизацию эмоционального и интеллектуального компонентов структуры интереса, стимулирующей творческие проявления и выражение ценностного отношения; организация музыкального воспитания с учетом вариативных форм детской музыкальной деятельности, а также педагогических методов и приемов, исключающих возникновение стереотипов.

Проведенное анкетирование педагогов и родителей с целью констатации состояния проблемы воспитания интереса в условиях семьи и в педагогической практике, дает основание утверждать о недостаточной подготовленности дошкольных педагогических кадров к решению названной проблемы и отсутствии условий для ее решения в семье. Дети не имеют возможности накапливать полноценный опыт восприятия произведений разных эпох и стилей, а ценностные отношения и представления об эталонах красоты формируются на основе музыки, не имеющей художественной ценности.

Исследованием доказана эффективность экспериментальной методики воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ уровня развития интереса к музыке у детей экспериментальных и контрольных групп по окончании специального обучения показал, что интерес к музыке развивается только в условиях целенаправленного педагогического воздействия. На контрольном этапе эксперимента отмечено увеличение эмоциональной отзывчивости на музыку детей экспериментальных групп, выявлено устойчивое предпочтение музыкальных произведений высокого художественного уровня и расширение знаний детей о музыке.

Эффективным средством воспитания интереса к музыке является разработанная система игр, содержание которых предполагает использование метода уподобления характеру звучания музыки. Показано, что подобранные (проблемные по содержанию и увлекательные по форме) игры влияют на глубину эмоциональных переживаний, способствуют повышению умственной активности и осознанности восприятия музыки, стимулируют возникновение ценностного отношения. Система игр строится с учетом усложнения игровых задач, нарастания проблемности, стимулирования самостоятельности детей и проявлений творчества.

Гибкая система игр предоставляет возможность учитывать сложившиеся предпочтения детей, что проявляется в самостоятельном выборе детьми музыкальных образов для творческого воплощения. Выявлено, что часть детей (преимущественно девочки) предпочитают произведения созерцательного характера, а другая часть (преимущественно мальчики) — музыку активного моторного характера.

Организация процесса воспитания интереса к музыке предусматривает проведение развлечений познавательной направленности и развлечений, стимулирующих возникновение и выявляющих сформировавшиеся предпочтения детей. Вариативность игр, включеных в различные формы детской музыкальной деятельности, позволяет привносить в процесс восприятия музыки элементы новизны, избегать стереотипов.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в изучении взаимосвязи воспитания интереса к музыке с развитием музыкальных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Научно-практический интерес представляет создание системы совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания интереса к музыке.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Боякова, Екатерина Вячеславовна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. - 213 с.

2. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1976.-228 с.

3. Айзикович А. Важная психологическая проблема // Вопросы психологии. 1965. - № П. - С. 163-172.

4. Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1988. - 201 с.

5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе). Воронеж: НПО "МОДЕК", 1998.-352с.

6. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Серия филос. наук. 1959. -№ 265. - Вып. 16. -С. 41-60.

7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А.Бодалева. М.: Изд-во "Институт практической психологии" -Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 384 с.

8. Андросова В.Н. Развитие интереса к поэзии у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Алма-Ата, 1969. - 16 с.

9. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

10. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. - 61 с.

11. Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 328 с.

12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга 2 "Интонация". М.-Л.: Музгиз, 1942.- 164 с.

13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. M.-JT.: Музыка, 1965. - 152 с.

14. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981.-351 с.

15. Баренбойм Л. Выдающиеся советские музыканты просветители // Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974, - С. 290-302.

16. Беляев М.Ф. Основные положения психологии интереса // Ученые записки Иркутского пединститута. 1940. - Вып. V. - С. 212-257.

17. Блащук Л.А. Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей 5-7 лет на занятиях в детском саду: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1985. - 24 с.

18. Бойченко Н.А. Педагогические условия формирования игровых интересов у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Л., 1974. - 23 с.

19. Божович Л.И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. М.: Известия АПН, 1955. - Вып. 73. - С. 314.

20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

21. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

22. Бочкарева О.В. Принцип активно-личностного постижения музыкальных произведений в художественно-педагогическом диалоге // Интеграция образования. 1997. - № 1-2. - С. 75-78.

23. Бурлина Е Я. О понятии "музыкальный интерес" // Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей / Сост. А.А.Фарбштейн. Л.: Музыка, 1975. - Вып. 2. - С. 63-73.

24. Бурлина Е.Я. Проблемы исследования музыкальных интересов учащейся молодежи: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Л., 1976. -18 с.1. Ф*

25. Венгер Л.А. Проблемы развития восприятия в дошкольном детстве // Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Л.А.Венгера. М.: Просвещение, 1968. 278 с.

26. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: АПН РСФСР, 1958. - 247 с.

27. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967,415 с.

28. Ветлугина Н.А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях // Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. - С. 5-16.

29. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред. сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, 1980. - С. 229-244.

30. Ветлугина Н.А. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. Сб. тезисов. М., 1982. - С. 15-19.

31. Власова И.Д. Воспитание в игре интереса к труду взрослых у детей 5-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1969. - 26 с.

32. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Под ред. проф. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1973. - С. 83-94.

33. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: Учебн.-мет. пособие. Свердловск. Уральск, гос. ун-т им.А.М.Горького, 1971. -13 с.

34. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.

35. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. - №6. - С. 62-76.

36. Выготский JT.C. Развитие интересов в переходном возрасте. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под. ред. Д.Б.Эльконина. -М.: Педагогика, 1984, - С. 6-40.

37. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В.В.Иванова. -М.: Искусство, 1986. 573 с.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

39. Выготский Л.С. Воспитание эмоционального поведения // Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. С. 94-107.

40. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. - 152 с.

41. Галеев Б.М. Проблемы синестезии в искусстве (философско-эстети-ческий анализ): Автореф. дисс. . докт. филос. наук. Казань, 1995. -33 с.

42. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о формировании умственных действий // Психология как объективная наука / Под ред. А.И.Подольского. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - С. 272 - 317.