Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая

Автореферат по педагогике на тему «Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Цзян Сюхун
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая"

На правах рукописи УДК: 373.036

ЦЗЯН СЮХУН

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ И КИТАЯ

Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (гуманитарные и естественные науки, уровень начального образования)

(педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

12 [/¡др жа

Санкт-Петербург

2012

005015005

Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики Института детства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Гогоберлдзе Александра Гививна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета

Дыбина Ольга Витальевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена

Гребешок Елена Валерьевна

Ведущая организация: Ленинградский областной институт

развития образования

Зашита состоится «13» марта 2012 года в 1530 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.12 при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корпус 11, аудитория 19.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: наб.р. Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан февраля 2012 года

Ученый секретарь Совета С^Й/

кандидат психологических наук ' Е.А.Трифонова

о

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Для развития общества XXI века несомненно характерна тенденция глобальной интеграции и культурного плюрализма. Глобальная интеграция как естественная потребность человечества в прогрессивном развитии техники, экономики, а также информатизация общества приводят к объединению людей и постепенному сближению границ между странами. В связи с этим можно прогнозировать, что прогрессивное развитие человека, общества, любой науки, в том числе и педагогики, возможно только при условии интеграции, соединения разных культур и традиций.

Важной задачей, стоящей перед странами мира в начале XXI века, является интеграция систем образования в мировое образовательное пространство, при сохранении и развитии лучших национальных образовательных традиций.

Особым потенциалом для интеграции, объединения культур, для установления понимания и диалога между людьми разных стран обладает музыка.

Музыка является жемчужиной культурной сокровищницы человечества. Она играет важнейшую роль в истории человеческого развития, Музыка — сложное явление, которое принадлежит не только человеческому обществу, но и миру, жизни в целом. Музыка способна совершенствовать мир, нести красоту, что, по всей видимости, и является конечным предназначением музыки. Нравственное содержание в музыке — служение добру и осуждение зла — является её душой, смыслом её существования, основной силой её воздействия на человека, её преобразующим фактором в жизни общества.

Музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством (Б.М. Теплов).

Музыка помогает человеку понимать мысли и чувства других людей, образовывает человека, помогает общаться людям, говорящим на разных языках. Иными словами музыка — мощное средство, которое стирает границы между странами и людьми.

Современные тенденции развития музыкальной культуры связаны с тем, что происходит постепенное сближение традиций музыкального искусства Востока и Запада. Изначально и принципы создания, и отношение к музыке на Востоке и на Западе имели существенные различия. Если западная музыка — это передача эмоций и чувств через музыкальный звук, мелодическую и гармоническую интонацию, то музыка Востока — это в большей степени философия жизни, созерцание самой жизни, поскольку «самая лучшая музыка та, в которой мало звука» (Лао Цзы).

Интерес и взаимное общение между культурами разных народов в наше время приобретают важное значение. Неоценимую роль играет музыкальное и, шире, эстетическое воспитание детей и молодежи.

Анализ искусствоведческой, психологической и педагогической литературы убедительно доказывает, что процесс музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста имеет огромный развивающий потенциал.

Во-первых, музыкальное воспитание обеспечивает гармоничное развитие ребенка:

- музыка позволяет ребенку познавать как свои эмоции и чувства, так и эмоции и чувства других людей;

— музыка влияет на разные стороны развития ребенка. В процессе музыкального воспитания осуществляется целостное развитие дошкольника.

Во-вторых, использование музыки в педагогическом процессе детского сада гармонизирует этот процесс, обеспечивая эмоционально-комфортную атмосферу, содействующую детскому развитию.

Музыкальное воспитание — это, прежде всего, эмоциональное питание, основывающееся на высших социальных потребностях человека.

Становление российской системы музыкального воспитания связано с именами H.A. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова и других. В данной системе четко и полно определены целевой, содержательный, методический и результативный компоненты.

В теории и методике дошкольного образования России накоплен достаточный опыт развития детей в разных видах деятельности (Т.И. Бабаева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, М.М. Стрекаловская, и другие), в том числе музыкальной (H.A. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Е.А. Дубровская, А.Н. Зимина, Л.Н. Комисарова, H.A. Метлов, О.П. Радынова, и др.).

В настоящее время современная система дошкольного образования России переживает очередной этап модернизации: вступили в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации; реализуются в практике современные концепции российского дошкольного образования: концепция дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, H.A. Короткова, Н.Я. Михайленко, В.А. Петровский, и др.); концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова, и др.), концепция развития творчества дошкольников (H.A. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Л.Ю. Субботина, Е.Е. Туник и др.), концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (Л.М. Кларина,

В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.), которые актуализируют проблему разработки новых подходов к развитию системы дошкольного образования.

Проблемами развития дошкольного образования в Китае занимаются многие известные ученые, такие как Чжу Цзясюи, Чжао Цзнши, Сюй Чжоя, Фэн Сяося, Хуан Цзинь и другие.

С 80-ых годов прошлого века в Китае началась реформа дошкольного образования и воспитания. С тех пор созданы следующие современные концепции и национальные проекты: «Закон Китайской Народной Республики «Об образовании»», «Руководящая программа воспитания в детском саду», «Концепция целостного развития ребенка» (Вэн Хэ), «Концепция субъектного развития ребенка» (Чжао Цзнши), «Концепция индивидуально-дифференцированного развития ребенка» (Ли Цзимэй, Лю Янь), «Концепция деятельностного развития ребенка» (Вэн Хэ) и другие, актуализирующие проблему разработки концептуально новых подходов к педагогическому процессу.

В последние несколько лет в сфере дошкольного образования Китая появилось большое количество различных программно-методических разработок. Дошкольные учреждения активно используют открывшиеся перед ними возможности в изменении содержания образования, например, большинство детских садов заимствовало методику М. Монтессори, в области музыкального воспитания детей — методику К. Орффа. Однако при этом педагоги часто стремятся к использованию как можно большего количества образовательных программ и технологий, но при этом не всегда способны оценить их качество, особенно с точки зрения процессов взаимодействия взрослого и ребенка.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что в Китае 50-х годов XX века была построена система образования и воспитания во многом копирующая систему образования и воспитания СССР, в том числе и систему дошкольного воспитания. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях Китая активно перенимало опыт системы дошкольного воспитания Советского Союза. Теория советского дошкольного музыкального воспитания стала главной теорией музыкального воспитания в детских садах Китая, педагоги широко использовали методику дошкольного музыкального воспитания СССР в практике музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая.

В силу вышесказанного особый интерес представляет проблема сравнения и взаимодополнения систем музыкального воспитания Востока и Запада, в частности - России и Китая.

Сравнение систем дошкольного музыкального воспитания в России и Китае целесообразно осуществлять, выбрав за основу следующие направления анализа:

— сравнительный анализ ценностно-целевых ориентиров, лежащих в основе систем дошкольного музыкального воспитания России и Китая;

- сравнительный анализ особенностей содержания (образовательных програлш), использующихся в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая;

- сравнительный анализ особенностей организации музыкального воспитания в детских садах России и Китая.

Таким образом, актуальной становится задача осуществления сравнительного анализа систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Цель исследования — осуществить сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая и определить пути оптимизации системы музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая.

Объект исследования — процесс музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Предмет исследования — общее и особенное в системах музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Гипотеза исследования:

В дошкольных образовательных учреждениях России и Китая сложились устойчивые, традиционные системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Эти системы характеризуются определенной идеологией, целевой ориентацией, содержанием, способами и формами организации процесса музыкального воспитания ребенка в условиях детского сада.

В силу исторических и культурных особенностей в системах музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая можно выделить ряд общих и особенных черт, которые проявляются в ценностно-целевых ориентирах, содержании и организации этих систем.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

2. Определить ведущие линии анализа систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

3. Выявить общее и особенное в построении систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

4. Разработать рекомендации по оптимизации системы музыкального воспитания в детских садах Китая.

Теоретико-методологические основы исследования: - научные труды, раскрывающие сущность сравнительных исследований в сфере образования (Б.Л.Вульфсон, А.И.Джуринский, И.Л.Кузнецова, Н.Д.Никандров, А.М.Новиков, З.А. Малькова, Л.П.Рябов и

др-);

- работы, в которых раскрывается сущность культурологического подхода (М.М. Бахтин, B.C. Библер, JI.C. Выготский, И.Ф.Исаев, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, И.К.Шалаев, и др.);

- труды, в которых рассматриваются современные подходы к содержанию и организации дошкольного образования в России (А.Г. Асмолов, Т.И. Бабаева, О.В. Дыбина, С.А.Козлова, Н.Я. Михайленко, H.A. Короткова, Л С. Парамонова, Н.В. Федина, и др.);

- работы, в которых раскрываются основы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Т.С. Бабаджан,

A.И. Буренина, H.A. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Е.А. Дубровская, А.Н. Зимина, Л.Н. Комисарова, H.A. Метлов, О.П. Радынова, М.А. Румер, В.Н. Щацкая,и др.);

- исследования, посвященные проблемам развития музыкальных способностей и музыкальности ребенка (Б.В. Асафьев, H.A. Ветлугина, О.П. Радынова, К.В.Тарасова, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.);

- исследования ученых Китая, в которых раскрываются подходы к развитию и воспитанию ребенка дошкольного возраста (Вэн Хэ, Ли Цзимэй, Лю Янь, Чжао Цзнши и др.)

- труды, в которых рассматриваются подходы к развитию ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.В. Горшкова, М.В. Крулехт,

B.И. Логинова, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.);

- работы, посвященные проблемам педагогической диагностики музыкального воспитания дошкольников (Т.А. Барышева, Б.П. Битинас, H.A. Ветлугина, Н.К. Голубев, И.Ю. Гутник, В.А. Деркунская, В.Т. Кудрявцев, О.П. Радынова, Е.Г. Юдина и др.).

Использована комплексная методика исследования, включающая теоретический и сравнительный анализ философской, музыковедческой, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме исследования; педагогическая опытно-экспериментальная работа; анкетирование, беседы, наблюдения, качественный и количественный анализ экспериментально полученных данных.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2006-2008 г.г.) - поисково-теоретический. Изучение философской, музыковедческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка цели и задач, рабочая гипотезы. Изучены история становления и развитие, современное состояние теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста России и Китая, проведен сравнительный анализ; общего и особенного в системах музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Второй этап (2008-2009 г.г.) - опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего эксперимента, выявление особенностей организации процесса музыкального воспитания в дошкольных

образовательных учреждениях России и Китая, проведение сравнительного анализа и выявление общих и особенных черт организации процесса музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая, разработка рекомендаций для системы музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая.

Третий этап (2009-2010 г.г.) - обобщающий. Оформление рекомендаций для систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая.

Базы проведения исследования:

Эксперимент проводился в дошкольных образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга: ГДОУ «РАДУГА» Центрального района, ГДОУ ЦРР № 64 Калининского района, китайских детских садах: «Нинбо Шэнфэн детский сад», «Нинбо Баоюнь музыкальный детский сад», «Нинбо Чжуншань детский сад», «Нинбо Ли Хуйли детский сад» Хайшу района г. Нинбо; «Силоюанъ детский сад», «Фан чжуан детский сад», «Фан чжуан детский сад № 3» Чун Вэнь района г. Пекин. В исследовании приняли участие 80 детей старшего дошкольного возраста (40 старших дошкольников из России и 40 старших дошкольников из Китая), 80 педагогов (40 российских и 40 китайских педагогов).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, использованием комплекса методов и психолого-педагогического подхода к исследованию; результатами опытно-экспериментальной работы, широким охватом испытуемых; сравнением данных по России и Китаю; качественным и количественным анализом полученных экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методика проведения сравнительного исследования систем музыкального воспитания в двух странах предполагает:

- отбор источниковедческой базы, включающей работы, посвященные изучению опыта национальных систем дошкольного образования;

- определение ведущих методов исследования;

- выделение ведущих параметров исследования;

- выявление общего и особенного в состоянии и тенденциях развития систем музыкального воспитания детей по параметрам сравнения;

- оценку возможностей обогащения национальной системы музыкального воспитания дошкольников в Китае.

2. На современном этапе в системах дошкольного образования в России и Китае происходят сходные преобразования: утверждены новые концепции дошкольного воспитания, ориентированные на гуманизацию и деидеологизацию дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Общее в системах музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России и Китае проявляется в том, что в обеих странах:

— ценностно-целевые ориентиры процесса музыкального воспитания дошкольников связаны с рассмотрением музыкального воспитания в детском саду как педагогического процесса целостного развития детей дошкольного возраста, средства гармонического развития ребенка;

- процессы музыкального и эстетического воспитания ребенка рассматриваются в тесной взаимосвязи;

- музыкальное воспитание ориентировано на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста;

— ребенок как субъект детской музыкальной деятельности характеризуется положительным отношением к музыке, интересом к процессу слушания музыки и желанием участвовать в разных видах музыкальной деятельности;

- педагог дошкольного образования ориентирован на развитие ребенка дошкольного возраста средствами музыки;

— ведущими формами музыкального воспитания детей являются занятия и праздники.

3. Процесс музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях Китая имеет выраженные национальные особенности, которые сложились под влиянием идей зарубежных (западноевропейских и японской) и советской систем музыкального воспитания.

Особенности систем музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России и Китае проявляются:

- в разных программно-целевых ориентирах музыкального воспитания. В России этот процесс осуществляется в условиях вариативности образовательных программ, в Китае в ходе реализации единой программы дошкольного образования;

- в разной степени разработанности и методической обеспеченности функционирования системы музыкального воспитания детей. В России -это сложившаяся система, включающая методически обеспеченные подсистемы: диагностическую, содержательную (отбор и специальное создание репертуара для детей), технологическую (вариативные технологии развития разных видов детской музыкальной деятельности), организационную (разнообразные формы организации музыкального воспитания, специальный педагог (музыкальный руководитель), организующий процесс музыкального воспитания детей), средовую (наличие специальных помещений (музыкального зала) для занятий детей музыкой). В Китае - система музыкального воспитания детей включена в общий педагогический процесс и осуществляется непосредственно воспитателем, не имеющим специального музыкального образования, в силу чего отсутствует методическое обеспечение отбора репертуара для детской музыкальной деятельности, не используются специальные технологии музыкального воспитания детей, отсутствует специальная среда для музыкальных занятий.

- в разных уровнях музыкальной воспитанности детей. У российских старших дошкольников уровень развития музыкальной культуры, общих и специальных музыкально-исполнительских умений выше, чем у их китайских сверстников.

4. Возможности использования идей российской методики музыкального воспитания детей в системе дошкольного образования Китая связаны с разработкой следующих приоритетных направлений:

- организация педагогической диагностики процесса музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста;

- обновление содержания процесса музыкального воспитания в детских садах Китая;

- реализация современных педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста в китайских детских садах.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- определены научно-педагогические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений России и Китая;

- впервые в сравнительном плане изучены особенности организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста в российских и китайских детских садах,

- выделено общее и особенное в содержании и организации музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика обучения и воспитания обогащается:

- методикой проведения сравнительного исследования систем музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях двух стран;

- знаниями об общем и особенном в ценностно-целевых основах, в структуре, содержании и организации процессов музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России и Китае.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— разработана и апробирована методика педагогической диагностики музыкального развития старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения;

— разработаны рекомендации для системы музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях Китая, ориентированные на: заимствование педагогической диагностики в организации процесса музыкального воспитания; отбор репертуара для слушания музыки и детского исполнительства детьми старшего дошкольного возраста; использование современных педагогических технологий в организации процесса музыкального воспитания.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы исследования могут быть использованы для повышения квалификации воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений; при чтении курсов лекций и проведении практических занятий по методике музыкального воспитания в педагогических колледжах и вузах в Китае и России; при проектировании педагогического процесса в разных дошкольных образовательных учреждениях Китая; а также в процессе подготовки и повышения квалификации китайских педагогов дошкольного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (2006 — 2010 гг.); отражены в материалах международных научно-практических конференций: «Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике» (Санкт-Петербург, 2008 г.); «Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения» (Санкт-Петербург, 2009 г.); «Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога — традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 2010 г.). Материалы исследования отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 188 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 120 источников, приложений Текст иллюстрирован таблицами, гистограммами, отражающими положения и результаты исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретический анализ систем дошкольного музыкального воспитания России и Китая» проведен ретроспективный анализ становления и развития систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая, выделены характеристики современного дошкольного образования и музыкального воспитания детей в двух странах, осуществлен сравнительный анализ систем музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России и в Китае.

Исследование показало, что развитие систем музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России и в Китае происходило по-разному, в силу разных культурно-исторических, политических и экономических причин.

В диссертации с позиций логико-исторического подхода, на основе анализа научных трудов и документов сопоставляются содержание и характер обновления дошкольного музыкального воспитания в России и Китае.

В дошкольных учреждениях России и Китая сложились устойчивые, традиционные системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Эти системы характеризуются определенной идеологией, целевой ориентацией, содержанием, способами и формами организации процесса музыкального воспитания ребенка в условиях детского сада.

В результате сравнительного анализа в системах дошкольного музыкального воспитания России и Китая обнаружены ряд общих и особенных черт.

В диссертации выделены общие для педагогических систем двух стран ценностно-целевые ориентиры процесса музыкального воспитания дошкольников, к которым отнесены: рассмотрение музыкального воспитания в детском саду как педагогического процесса целостного развития детей дошкольного возраста; взаимосвязь музыкального и эстетического воспитания ребенка; признание музыкального воспитания средством гармонического целостного развития дошкольника; ориентация музыкального воспитания на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.

В работе подчеркивается, что на современном этапе в системах дошкольного образование в России и Китая происходят сходные преобразования: утверждены новые концепции дошкольного воспитания, ориентированные на гуманизацию и деидеологизацию дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Цель музыкального воспитания детей дошкольного возраста ориентируется на развитие музыкальной культуры у детей, накопление музыкального опыта, развитие творческих способностей у дошкольников, развитие умений музыкальной деятельности у детей, в которой они выражают себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания. Учебно-дисциплинарная модель образовательного процесса в дошкольных учреждениях сменяется личностно-ориентированной.

Далее в главе дается характеристика особенностей систем музыкального воспитания в дошкольных учреждениях России и Китая.

На основе результатов проведенного анализа определено, что становление российской системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста связано с именами Б.М. Теплова, H.A. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, О.П. Радыновой и других. В данной системе четко и полно определены целевой, содержательный, методический и результативный компоненты.

В теории и методике дошкольного музыкального воспитания России накоплен достаточной опыт развития детей в музыкальной деятельности

(H.A. Ветлугина, H.A. Метлов, О.П. Радынова, А.Н. Зимина, Е.А. Дубровская, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская и другие). Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России достаточно полно разработана содержательно и технологически.

В диссертации подробно раскрывается содержание концепции развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности, лежащей в основе проектирования и организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, рассматривается феномен ребенка как субъекта музыкальной деятельности (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская). В исследовании подчеркивается, что музыкальное воспитание — это процесс, направленный на помощь ребенку в освоении субъектной позиции: необходимо помочь дошкольнику научиться взаимодействовать с музыкой (слушать, исполнять, импровизировать).

Системный анализ научной литературы позволил определить, что современное образование России ориентировано на идеи гуманизации, гуманитаризации, личностной ориентации и предполагает создание условий успешности развития каждого человека, реализации его способностей, творческого самовыражения в различных видах деятельности (В.В. Давыдов, В.А. Петровский, JI.A. Венгер, A.B. Запорожец, О..М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, JI.M. Кларина, JI.A. Смывина, Л.П. Стрелкова и другие).

Современные концепции дошкольного образования России ориентированы на личностно-ориентированную модель образовательного процесса (В.В. Давыдов, В.А. Петровский, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, H.A. Короткова), на вариативность программного обеспечения образовательного процесса детского сада.

В главе подробно анализируется вариативная комплексная программа дошкольного образования «Детство» и отмечается, что музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал.

Обобщенными целями музыкального развития; и образования детей в каждой возрастной группе являются:

— развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

-развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании он мог доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

Система музыкального воспитания в детском саду России ориентирована на развитие у ребенка разных видов музыкальной

деятельности: слушание музыки, исполнительство (пение, танец, игра на детских музыкальных инструментах), творчество,

музыкально-образовательную деятельность.

Сложились методики обучения детей разным видам музыкальной деятельности. Разработаны формы организации музыкальной деятельности детей: занятия (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные); вечера досуга, праздничные утренники, самостоятельная музыкальная деятельность детей, использование музыки в повседневной жизни детского сада России. Определено, что работу по музыкальному воспитанию осуществляет музыкальный руководитель в сотрудничестве с воспитателями российского детского сада. Взаимодействие между воспитателями и детьми характеризуется субъект-субъектным отношением.

Анализ программных документов и методических материалов позволил зафиксировать, что музыкальное воспитание в детских садах Китая по сравнению с российскими детскими садами имеет свои особенности.

Становление китайской системы музыкального воспитания связано с именами Сяо Иомэй, Ли Шутун, Ли Цзинъхуй, У Мэнфэй, Лю Чжипин, Фэн Цзыкай, Сюй Чжоя, Хуан Цзинь и др.

В ходе исследования были выделены обобщенные цели музыкального воспитания в детских садах Китая:

- В музыкальной практической деятельности развивать у ребенка эстетическое, эмоциональное чувство к музыке и танцу, а также к окружающей среде, жизни, обществу.

- Организовывать синтетические художественные деятельности голосом, телом, музыкальными инструментами, а также изобразительным искусством, литературой, театром и другими средствами. Воспринимать и исполнять музыкальные произведения и танцы, обогащать музыкальный и художественный языки. Одновременно развивать у ребенка мышление, воображение, творческие умения в процессе музыкального восприятия и исполнительства.

- Стимулировать участие ребенка в общей музыкальной деятельности, в коллективной жизни группы, развивать у ребенка способность коммуникации, согласования, сотрудничества в пении, игре на музыкальных инструментах, исполнении ритмических движений. Переживать эмоционально-чувственное настроение в коллективной музыкальной деятельности.

Система музыкального воспитания в китайском детском саду ориентирована на развитие у ребенка разных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмическое движение, игра на детских музыкальных инструментах, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Сложились методики обучения детей разным видам музыкальной

деятельности. Разработаны формы организации музыкальной деятельности детей: занятия (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные), праздничные утренники, самостоятельная музыкальная деятельность детей, использование музыки в повседневной жизни детского сада. Работу по музыкальному воспитанию осуществляет не специальный педагог, а учитель группы. В педагогическом процессе взаимодействие между воспитателями и детьми можно охарактеризовать как субъект-объектное.

Вариативность программного обеспечения образовательного процесса детского сада отсутствует.

Среди особенностей музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая в диссертации выделены следующие:

Во-первых, становление музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая имеет свои национальные особенности.

Во-вторых, становление системы музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая осуществляется под влиянием идей зарубежных (западноевропейских и японской) систем музыкального воспитания, идеи этих систем активно заимствуются.

В-третьих, на становление и развитие музыкального воспитания Китая оказала влияние система образования и воспитания Советского Союза, в том числе система музыкального воспитания в детском саду.

В-четвертых, в формах организации музыкального воспитания преобладают фронтальные занятия и праздники. Субъект-объектное взаимодействие между воспитателями и детьми. Образовательная программа единственная.

В-пятых, современная теория и методика музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста в Китае требует дальнейшего совершенствования.

Таким образом, проблемой дошкольного образования Китая является обогащение теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Полученные в данной части исследования теоретические результаты позволили разработать подходы к исследованию процесса организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста в детских садах России и Китая.

Во второй главе «Особенности организации музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая» представлена логика построения, содержание и результаты опытно-экспериментальной работы, в ходе которой решались следующие задачи: 1) изучить особенности отношения педагога дошкольного образования к музыкальному искусству и к музыкальному воспитанию детей, особенности музыкального вкуса и эрудиции, профессиональной компетентности музыкальных руководителей и воспитателей; 2) выявить особенности эмоционально-ценностного отношения дошкольников к музыкальному искусству; 3) определить особенности владения общими и

специальными исполнительскими умениями детьми старшего дошкольного возраста; 4) изучить особенности организации музыкального воспитания в детском саду.

Сравнительный анализ результатов особенностей профессиональной направленности воспитателей в детском саду России и Китая приведен в Гистограмме 1.

100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

Гистограмма 1. Особенности профессиональной направленности воспитателей

Из гистограммы 1 видно, что для большинства российских (92,5%) и китайских (75%) педагогов характерна профессиональная направленность — «педагог-ребенок», — приоритетом в их деятельности является непосредственно дошкольник во всех своих проявлениях; большое значение имеет психолого-педагогическое знание, которое данный тип педагога старается максимально использовать в своей деятельности. Профессиональная направленность — «педагог-музыкант» свойственна 7,5% китайских педагогов. Цель деятельности такого типа педагога в первую очередь — это формирование музыкальных умений и знаний у детей. Малая часть российских (2,5%, 5%) и китайских (5%, 12,5%) педагогов определяют в качестве приоритетной направленность на самореализацию в педагогическом процессе, и направленность смешанного типа — развитие личности ребенка, развитие музыкальности ребенка, и совершенствование себя в педагогическом процессе имеют для них одинаковое значение.

Сравнительный анализ результатов, характеризующих особенности музыкальных вкусов и эрудиции воспитателей в детском саду России и Китая приведен в Гистограмме 2.

Я-Ч Дапггок й-7 йяппои меньше * баппок

Гистограмма 2 Особенности музыкальных вкусов и эрудиции воспитателей.

Определено, что уровень музыкальных вкусов и музыкальной эрудиции воспитателей России выше, чем воспитателей Китая. Высокий уровень музыкальных вкусов и эрудиции имеют 57,5% воспитателей российских и 27,5% педагогов китайских детских садов.

Сравнительный анализ особенностей профессиональной компетентности воспитателей в области детского музыкального воспитания, показал, что уровень профессиональной компетентности воспитателей России в области музыкального воспитания немного выше уровня профессиональной компетентности воспитателей Китая.

Анализ результатов индивидуальных бесед с детьми старшего дошкольного возраста позволил отметить, что дети старшего дошкольного возраста в детских садах России коммуникабельнее, чем дети старшего дошкольного возраста в детских садах Китая, они могут выразить свое эмоциональное отношение к музыке вербально, их запас слов и музыкальный опыт богаче, чем у сверстников из Китая.

Музыкальные певческие умения и навыки у российских и китайских детей одинаковы: они четко пропевают текст песен, выделяют слова, имеющие особую смысловую нагрузку; умеют правильно дышать между фразами, экономно расходуя воздух; извлекают голосом звуки определенного качества, отвечающего вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности; умеют чисто интонировать. Можно констатировать наличие элементов песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста обеих стран.

Были выявлены отличия в качестве музыкальной эрудиции детей. В ( России дети знают жанры музыки — вальс, польку, марш, хоровод, они могут определить изменение характера движений вслед за меняющимся характером звучащей музыки. У дошкольников хорошо сформированы

представления о балете. В этой области китайские дети старшего дошкольного возраста значительно отстают.

Получены данные о том, что 35% российских и 20% китайских детей относятся к высокому уровню развития специальных двигательных умений — они прочно владеют всеми техническими навыками и приемами, проявляют творческое отношение к исполнению плясок, хороводов, игр и упражнений; 65% и 75% детей соответственно относятся к среднему уровню — движения выполняют довольно точно и выразительно, но не проявляют творческой активности в создании музыкально-двигательных образов; 5% китайских детей относятся к низкому уровню — не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения.

Наблюдение музыкальных занятий в детских садах показало, что и российские, и китайские дети могут свободно играть на ударных музыкальных инструментах под знакомую мелодию. Они умеют правильно и ровно играть по размеру, темпу знакомой пьесы; сотрудничать со сверстниками.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы выявлены особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности и определено, что уровень музыкального развития российских детей в целом выше, чем у их китайских сверстников.

Далее в диссертации анализируются особенности организации процесса музыкального воспитания в детских садах России.

Организационными формами музыкального воспитания являются: музыкальные занятия, праздники и вечера досуга. Музыкальные занятия проводятся фронтально, по подгруппам и индивидуально.

Специальный музыкальный руководитель совместно с воспитателем проводят музыкальные занятия, вечера досуга и праздники в музыкальном зале. Музыкальные руководители используют в работе различные наглядно-слуховые, словесные, художественно-практические методы, а также игровые методы и приемы. В ходе музыкального воспитания осуществляется педагогическая диагностика, музыкальный руководитель может пользоваться большим количеством методических пособий. Музыкальные руководители в детских садах России имеют специальное музыкальное образование и высокие профессиональные качества, они реализуют задачи профессионального сотрудничества и сотворчества с воспитателями, в педагогическом процессе осуществляют преимущественно субъект-субъектное взаимодействие.

На вечерах досуга музыкальный руководитель предлагает детям участвовать в разных видах музыкальной деятельности, содержание и формы досугов более свободны. Главной формой является игра.

Праздники организуются в каждой группе детского сада, основой их содержания является детская музыкальная деятельность в сочетании с другими видами деятельности.

Репертуар для организации музыкального воспитания обычно включает классические, русские народные и современные музыкальные произведения. Отбор репертуара для детских музыкальных деятельностей систематизирован и разнообразен. В процессе организации музыкального воспитания в детском саду России особое место занимает хороводная игра. Хоровод — синкретический вид народного творчества, объединяющий в разных соотношениях музыку (песенную или инструментальную), танец и игровое действие. Хороводы распространены в России, отражают национальный колорит. Хороводная игра — коллективное действие. Каждые ребенок может в ходе ее разучивания найти себе место в соответствии со своими возможностями: стать зрителем этих игр, танцевать в хороводе, стать исполнителем главных ролей или сочинителем игровых сюжетов.

Музыкальная среда в российских детских садах располагается в двух помещениях - музыкальный зал и музыкальная зона в групповой комнате.

Далее в главе анализируются особенности организации музыкального воспитания в китайских детских садах.

Организационные формы музыкального воспитания в детском саду Китая включают музыкальные занятия и праздники. Музыкальные занятия проводятся во фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах, фронтальная форма занятия преобладает.

В ходе наблюдения на музыкальном занятии выявлено: обычно оно проводится в групповой комнате. Главной организационной формой музыкального занятия является фронтальная форма.

В Китае два учителя в групповой комнате проводят с детьми музыкальное занятие: один учитель играет на пианино, другой с детьми поет или танцует, показывает детям пример, картину или другие материалы, которые помогают детям воспринять образ и смысл музыкального произведения. Учителя используют наглядно-слуховой, словесный, художественно-практический методы, а также игровые методы и приемы, в педагогическом процессе дошкольного воспитания отсутствуют педагогические диагностики, методических пособий очень мало. В педагогическом процессе отношения педагогов и детей строятся как субъект-объектное взаимодействие.

В ходе исследования зафиксировано проведение двух типов музыкальных занятий. Один тип, традиционный, позволяет разделить занятие на три части — начальная или подготовительная часть, основная часть, заключительная. Содержание первой (начальной или подготовительной) и третьей частей включает в себя повторение песен, музыкально-ритмических движений, танец, игру на детских музыкальных инструментах и музыкальные игры, разученные на музыкальных занятиях

ранее. Содержанием второй части (основной) является разучивание новых песен или приобретение музыкальных умений и навыков, незнакомых детям. Особенно хотелось бы подчеркнуть, что в процессе песенной деятельности учитель организует творческую деятельности детей, предлагая дошкольникам сочинять свои слова под знакомую им мелодию. Другой тип занятия не имеет частей, обычно такое занятие включает только один вид музыкальной деятельности (монодеятельность), этот тип структуры направлен на обмен опытом и исследовательскую музыкальную деятельность.

В детском саду празднуют Новый год, Международный день защиты детей и другие праздники. На этих праздниках обычно организуют специальный смотр художественной самодеятельности, вде музыкальная деятельность является главной формой, дети исполняют на сцене песни, танцы, разыгрывают небольшие спектакли, которые заранее готовят. В то же время проходит выставка детских изобразительных работ. Родители могут участвовать в этих праздниках, чтобы узнать уровень развития художественной деятельности у детей.

Репертуар для организации процесса музыкального воспитания обычно включает классические, китайские народные и современные музыкальные произведения, однако зафиксировано, что репертуар детской музыкальной деятельности ограничен и однообразен.

В каждой групповой комнате стоит пианино, создана музыкальная зона с детскими музыкальными инструментами, книгами о музыке и другие музыкальные материалы, которые лежат в доступном для детей месте, дошкольники могут свободно ими пользоваться. В группе есть музыкальный центр и телевизор, которые используются для организации процесса слушания музыки.

В соответствии с выделенными критериями результаты наблюдения музыкального занятия показали, что китайский детский сад относится к среднему уровню организации музыкального занятия.

Полученные результаты позволили проанализировать в сравнении особенности организации музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая (Таблица 1).

Таблица 1.

Сравнительный анализ особенностей музыкального воспитания в дошкольных учреждениях России и Китая

Характеристики процесса музыкального воспитания Общее Особенное

Россия Китай

Особенности отношения педагога Педагог считает, что приоритетом в деятельности Специальный музыкальный руководитель имеет Педагог имеет средний уровень профессиональн

дошкольного образования к музыкальному искусству, к детской музыкальной деятельности, особенности профессиональной компетентности педагога в области музыкального воспитания детей. является непосредственно ребенок во всех своих проявлениях; большое значение имеет психолого-педагогич еское знание, которое педагог старается максимально использовать в своей деятельности. Развитие личности ребенка является целью музыкального воспитания. высокий уровень профессиональной компетентности, имеет высокую квалификацию, владеет технологиями в области музыкального воспитания, использует богатый педагогический опыт в практике музыкального воспитания детей. ой компетентности, имеет среднюю квалификацию в области дошкольного образования. Музыкальная эрудиция и владение специальными технологиями у педагогов слабые.

Особенности эмоционально-ценн остного отношения дошкольников к музыкальному искусству Всем детям дошкольного возраста нравится музыка, она является незаменимой частью детской жизни, приносит им радость, счастье и приятное настроение. Все дошкольники испытывают потребность в музыкальной деятельности. Российские дети очень коммуникабельны, они могут выразить свое эмоциональное отношение к музыке вербально, у них богатый запас слов, образов, богатый музыкальный опыт. Способность в области коммуникации у китайских детей низкая, у детей маленький запас слов, характеризующи X эмоционально-об разное содержание музыки.

Особенности владения общими и специальными исполнительскими умениями детей старшего дошкольного возраста Дошкольники любят все виды детской музыкальной деятельности. Старшие дошкольники имеют высокий уровень развития в области общих и специальных музыкально-исполни тельских умений. Уровень развития в области общих и специальных музыкально-испо лнительских умений у китайских детей ниже, чем у русских.

Особенности организации музыкального воспитания в детском саду Формой организации музыкальной деятельности являются музыкальное занятие и праздник. Взаимодействие педагогов и детей носит субъект-субъектный характер. Отбор репертуара для детских музыкальных деятельностей характеризуется В педагогическом процессе педагог воздействует на ребенка (субъект-объектн ое взаимодействие). Для детских

такими качествами как систематичность и разнообразность. музыкальных деятельностей используется однообразный репертуар.

Музыкальная среда Музыкальная зона в групповой комнате. Музыкальный зал.

Обнаружены довольно существенные различия в процессах организации музыкального воспитания в детских садах России и Китая. Различия касаются квалификации педагогов, содержания (музыкальный репертуар), форм и педагогических технологий музыкального воспитания, особенностей развивающей среды.

В процессе организации музыкального воспитания в детском саду Китая обнаружены некоторые проблемы: отсутствие педагогической диагностики в процессе музыкального воспитания; ограниченный и однообразный репертуар для организации музыкальной деятельности детей; низкая профессиональная компетентность педагогов, неумение использовать современные педагогические технологии; недостаточное материальное обеспечение для организации музыкальной деятельности в детском саду. Для решения перечисленных выше проблем требуется разработка рекомендаций для системы музыкального воспитания в детском саду Китая.

В третьей главе — «Рекомендации для системы музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях Китая» — представлены принципы и практические рекомендации по оптимизации системы музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая.

Принципы оптимизации музыкального воспитания в детских садах Китая:

1. Принцип стихийного самостоятельного открытия музыкального знания ребенком при поддержке педагога, которому необходимо создавать условия для разнообразной самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников детского сада. Постепенный уход от репродуктивной модели музыкального обучения и воспитания детей.

2. Принцип помогающего предназначения музыкального воспитания в детском саду, который заключается в становлении ребенка как субъекта музыкальной деятельности. Что означает развитие средствами музыкальной деятельности и музыкального воспитания таких субъектных начал, как ценностное отношение; интерес; избирательная направленность; инициативность; свобода выбора; самостоятельность; автономность; творчество.

3. Принцип обновленной организации процесса музыкального воспитания, позволяющей ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения) самостоятельно или совместно со

взрослым, открывая новый практический опыт, добывая его экспериментальным, поисковым путем, анализируя его и преобразовывая. Только так ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей музыкальной деятельности.

4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия детей и педагогов, отражающей равноправность равноинтересных партнеров по музыкальной деятельности и направленность на сотрудничество и совместный общий результат.

Практические рекомендации по направлениям организации музыкального воспитания детей в Китае:

- рекомендации по организации педагогической диагностики процесса музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста;

- рекомендации по обновлению содержания процесса музыкального воспитания в детских садах Китая;

- рекомендации по реализации современных педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста в китайских детских садах.

Первое направление рекомендаций в диссертационном исследовании связано с применением педагогической диагностики в процессе организации музыкального воспитания в китайских детских садах, которую широко используют в процессе организации музыкального воспитания в детских садах России. Педагогическая диагностика — один из важнейших инструментов профессиональной деятельности воспитателя детского сада, позволяющий ему проектировать и организовывать качественный педагогический процесс в детском саду. Только при условии познания и понимания ребенка как субъекта деятельности, может произойти улучшение педагогического процесса. С помощью педагогической диагностики мы можем выявить проблемы педагогического процесса, определить эффективность каждого звена в целостной педагогической структуре, определить соответствие цели, содержания, методов и форм работы с познавательными, возрастными особенностями детей, а также с индивидуальным опытом каждого ребенка. Изучая данный вопрос, мы рассмотрели определения, признаки, цели, задачи, функции педагогической диагностики. В качестве базовой была рекомендована диагностика музыкальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по А.И. Зиминой и диагностика детской музыкальной деятельности, разработанная А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской. Ввиду того, что в детских садах Китая нет специальных музыкальных руководителей, для воспитателей были рекомендованы несколько доступных вариантов диагностики музыкального воспитания, используемых в педагогическом процессе российского детского сада, которые воспитатели детского сада Китая могут использовать в своей работе.

Второе направление рекомендаций решает проблему отбора репертуара для организации музыкальной деятельности в китайском детском саду. Успех музыкального воспитания и развития детей зависит от методов и приемов воспитания и обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего — от качества используемого репертуара, то есть от содержания музыкального воспитания. Мы рекомендовали воспитателям китайских детских садов ознакомиться с требованиями, принципами и критериями отбора репертуара для организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, на которые ориентируются в музыкальном воспитании и развитии ребенка в российских детских садах.

Основными требованиями при отборе музыкальных произведений являются:

- выразительность, художественность произведений (яркие образы);

- разнообразная тематика и жанровая принадлежность;

- доступность и постепенное усложнение музыки (в зависимости от возраста, слушательского опыта, интересов детей), соответствие ее эмоционального содержания эмоциональному опыту ребенка.

Изменение идеологии музыкального воспитания в Китае и его ориентация на развитие ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности требует соблюдения следующих принципов при отборе музыкального репертуара:

- Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет начальное избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход, т.е разным детям предлагается разная музыка.

- Принцип учета деятельностной природы ребенка, который предполагает, что музыкальный репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия в рисунке, слове, игре. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребенка.

- Принцип учета эмоционального опыта ребенка выражается в подборе музыкальных произведений, соответствующих эмоциональному состоянию и переживанию ребенка.

- Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки ребенком.

- Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки. Данный принцип определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, с другой — многомерной природой музыки. Эти задачи связаны: с процессом социализации ребенка, обогащением его эмоционального опыта; с развитием психических процессов — мышления, воображения, креативных способностей

дошкольника; с развитием художественного восприятия музыки, со становлением умений ребенка осуществлять анализ музыкальных произведений; приобретением знаний о музыке, расширением музыкального кругозора.

На основании отобранных критериев и с учетом выделенных принципов был рекомендован примерный репертуар для организации музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста в Китае.

Третье направление рекомендаций связано с изучением современных педагогических технологий в процессе организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Педагогическая технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом из них, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Применение педагогических технологий делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, позволяя педагогу достичь запланированного результата.

Для устранения недостатков в организации слушания музыки и развитии ритмических движений, в исследовании рекомендовано несколько вариантных педагогических технологий, которые широко применяются в процессе организации музыкального воспитания детьми старшего дошкольного возраста в российских детских садах.

Для решения проблемы развития восприятия музыки в главе диссертации рекомендовано проведение интегративных занятий в рамках «Педагогической технологии ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского» и «Педагогической технологии развития у старших дошкольников восприятия музыкальных произведений с помощью цвета». Для развития интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости, образного мышления, творческого воображения у дошкольников было рекомендовано использовать метод контрастных сопоставлений (О.П. Радынова).

В разделе, посвященном музыкально-ритмическим движениям детей, мы рекомендовали использовать китайским воспитателям простейшие танцевальные движения, которые используются в музыкальном воспитании в детских садах России, а также педагогическую технологию развития танцевального творчества старших дошкольников в музыкальных играх-этюдах. Такое содержание может обогатить музыкальное воспитание детей в детских садах Китая, а именно в части задач, связанных с исполнительской музыкальной деятельностью детей, развитием у них специальных умений и навыков.

Рекомендуемые педагогические технологии представляют собой современный инструмент профессиональной деятельности учителя

китайского детского сада, отражают современные тенденции развития музыкального воспитания дошкольников, а именно: целостность музыкального воспитания и развития детей в детском саду; возможность сотрудничества для педагогов; вариативность форм, методов и приемов музыкального воспитания; интеграцию музыкально-художественной деятельности; использование полихудожественных игр в процессе слушания, исполнительства и сочинительства; организацию музыкально-развивающей среды в группе и в учреждении; возможность применения промежуточной и итоговой диагностики, показывающей качество музыкального развития каждого ребенка, качество освоения детьми содержания музыкального воспитания.

Применение учителями Китая педагогических технологий музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях побуждает к развитию профессиональной компетентности, активизирует процессы саморазвития и эрудиции, образованности.

Современные технологические подходы к работе учителя позволят обеспечить эффективность и успех дошкольному музыкальному воспитанию Китая, поскольку, прежде всего, они влияют на его качество.

В Заключении подведены итоги проведенного исследования, обобщены результаты исследования в логике сформированных во введении задач и сформулированы выводы:

1. На основе анализа научных трудов и документов в исследовании сопоставлены содержание и характер обновления дошкольного музыкального воспитания в России и Китае, определено, что в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая сложились устойчивые, традиционные системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Эти системы характеризуются определенной идеологией, целевой ориентацией, содержанием, способами и формами организации процесса музыкального воспитания ребенка в условиях детского сада. В результате сравнительного анализа систем дошкольного музыкального воспитания России и Китая обнаружены ряд общих и особенных черт.

2. В исследовании выявлены особенности организации музыкального воспитания старших дошкольников в условиях детского сада в России и Китае. В результате сравнительного анализ обнаружены довольно существенные различия в процессах организации музыкального воспитания в детских садах России и Китая. Различия касаются квалификации педагогов, содержания (музыкальный репертуар), форм и педагогических технологий музыкального воспитания, особенностей развивающей среды.

3. Разработанные в исследовании принципы и практические рекомендации по оптимизации системы музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая направлены на

совершенствование организации музыкального воспитания старших дошкольников.

4. Реализация данных рекомендаций применительно в условиях дошкольных образовательных учреждений Китая составляет задачу нашей дальнейшей исследовательской работы.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1. Цзян Сюхуи Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая // Педагогическое образование в России №1, Екатеринбург: 2011 (январь), с. 70 - 77. (0,4 пл.)

2. Цзян Сюхун Китайская традиционная культура и дошкольное воспитание // Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство» 18-20 апреля 2007 г., СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2007 (0,3 п.л.)

3. Цзян Сюхун Необходимость педагогической диагностики для дошкольного образования в Китае // Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике: Материалы Международной научно-практической конференции 9-11 апреля, 2008 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. с. 75 - 79 (0,3 п.л.)

4. Цзян Сюхун Характеристики современного музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. с. 490 - 495 (0,4 п.л.)

5. Цзян Сюхун Развитие идей петербургской научной школы в дошкольном образовании Китая // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. с. 31 - 36 (0,3 п.л.)

6. Цзян Сюхун Сравнительный анализ музыкального воспитания в дошкольных учреждениях России и Китая // Традиции и инновации в дошкольном образовании: исследования молодых ученых: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 26-28 мая 2010 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. с. 141 - 146 (0,3 п.л.)

Подписано в печать 07.02.2012г. Формат 60x84 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,3-Тираж 100 экз. Заказ № 101

Отпечатно в Типографии «Майер» 191186, Санкт-Петербург, нарвский пр., 25

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Цзян Сюхун, Санкт-Петербург

61 12-13/1874

МИНИСТЕРс 1Ьи ОБРА ЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.А.И.ГЕРЦЕНА

ЦЗЯН СЮХУН

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ И КИТАЯ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (гуманитарные и естественные науки, уровень начального

образования)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

На правах рукописи УДК 373.24

научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А.Г. Гогоберидзе

Санкт-Петербург 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

С.

Введение................................................................................ 3

Глава 1. Теоретический анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая............... 16

1.1. История становления и развития теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России........................... 16

1.2. История становления и развития теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста в Китае............................ 29

1.3. Характеристика современной системы дошкольного образования в России................................................................................. 39

1.4. Характеристика современной системы дошкольного образования в Китае....................................................................................... 60

1.5. Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в

дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.................. 74

Выводы по 1 главе..................................................................... 85

Глава 2. Особенности организации музыкального воспитания в

дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.................. 88

2.1 .Задачи и методика констатирующего эксперимента....................... 88

2.2. Особенности организации музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России............................................. 97

2.3. Особенности организации музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая............................................... 106

2.4.Сравнительный анализ организации музыкального воспитания в

дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.................. 116

Выводы по 2 главе...................................................................... 125

Глава 3. Рекомендации для системы музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая.............................. 126

3.1. Рекомендации по проведению педагогической диагностики в

процессе организации музыкального воспитания............................... 126

3.2. Рекомендуемый репертуар для организации музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях Китая............................................... 137

3.3. Рекомендации по реализации педагогической технологии в процессе организации музыкального воспитания в дошкольных образовательных

учреждениях Китая..................................................................... 147

Выводы по 3 главе...................................................................... 171

Заключение............................................................................... 175

Библиография............................................................................ 181

Приложения........................................................................... 189

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Для развития общества XXI века несомненно характерна тенденция глобальной интеграции и культурного плюрализма. Глобальная интеграция как естественная потребность человечества в прогрессивном развитии техники, экономики, а также информатизация общества приводят к объединению людей и постепенному сближению границ между странами. В связи с этим можно прогнозировать, что прогрессивное развитие человека, общества, любой науки, в том числе и педагогики, возможно только при условии интеграции, соединения разных культур и традиций.

Важной задачей, стоящей перед странами мира в начале XXI века, является интеграция систем образования в мировое образовательное пространство, при сохранении и развитии лучших национальных образовательных традиций.

Особым потенциалом для интеграции, объединения культур, для установления понимания и диалога между людьми разных стран обладает музыка.

Музыка является жемчужиной культурной сокровищницы человечества. Она играет важнейшую роль в истории человеческого развития. Музыка — сложное явление, которое принадлежит не только человеческому обществу, но и миру, жизни в целом. Музыка способна совершенствовать мир, нести красоту, что, по всей видимости, и является конечным предназначением музыки. Нравственное содержание в музыке — служение добру и осуждение зла — является её душой, смыслом её существования, основной силой её воздействия на человека, её преобразующим фактором в жизни общества.

Музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего

эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством (Б.М. Теплов).

Музыка помогает человеку понимать мысли и чувства других людей, образовывает человека, помогает общаться людям, говорящим на разных языках. Иными словами музыка — мощное средство, которое стирает границы между странами и людьми.

Современные тенденции развития музыкальной культуры связаны с тем, что происходит постепенное сближение традиций музыкального искусства Востока и Запада. Изначально и принципы создания, и отношение к музыке на Востоке и на Западе имели существенные различия. Если западная музыка — это передача эмоций и чувств через музыкальный звук, мелодическую и гармоническую интонацию, то музыка Востока — это в большей степени философия жизни, созерцание самой жизни, поскольку «самая лучшая музыка та, в которой мало звука» (Лао Цзы).

Интерес и взаимное общение между культурами разных народов в наше время приобретают важное значение. Неоценимую роль играет музыкальное и, шире, эстетическое воспитание детей и молодежи.

Анализ искусствоведческой, психологической и педагогической литературы убедительно доказывает, что процесс музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста имеет огромный развивающий потенциал.

Во-первых, музыкальное воспитание обеспечивает гармоничное развитие ребенка:

- музыка позволяет ребенку познавать как свои эмоции и чувства, так и эмоции и чувства других людей;

- музыка влияет на разные стороны развития ребенка. В процессе музыкального воспитания осуществляется целостное развитие дошкольника.

Во-вторых, использование музыки в педагогическом процессе детского сада гармонизирует этот процесс, обеспечивая эмоционально-комфортную атмосферу, содействующую детскому развитию.

Музыкальное воспитание — это, прежде всего, эмоциональное питание, основывающееся на высших социальных потребностях человека.

Становление российской системы музыкального воспитания связано с именами H.A. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова и других. В данной системе четко и полно определены целевой, содержательный, методический и результативный компоненты.

В теории и методике дошкольного образования России накоплен достаточный опыт развития детей в разных видах деятельности (Т.И. Бабаева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, М.М. Стрекаловская, и другие), в том числе музыкальной (H.A. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Е.А. Дубровская, А.Н. Зимина, Л.Н. Комисарова, H.A. Метлов, О.П. Радынова, и

др-)-

В настоящее время современная система дошкольного образования России переживает очередной этап модернизации: вступили в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации; реализуются в практике современные концепции российского дошкольного образования: концепция дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, H.A. Короткова, Н.Я. Михайленко, В.А. Петровский, и др.); концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова, и др.), концепция развития творчества дошкольников (H.A. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Л.Ю. Субботина, Е.Е. Туник и др.), концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.), которые актуализируют проблему разработки новых подходов к развитию системы дошкольного образования.

Проблемами развития дошкольного образования в Китае занимаются многие известные ученые, такие как Чжу Цзясюи, Чжао Цзнши, Сюй Чжоя, Фэн Сяося, Хуан Цзинь и другие.

С 80-ых годов прошлого века в Китае началась реформа дошкольного образования и воспитания. С тех пор созданы следующие современные концепции и национальные проекты: «Закон Китайской Народной Республики «Об образовании»», «Руководящая программа воспитания в детском саду», «Концепция целостного развития ребенка» (Вэн Хэ), «Концепция субъектного развития ребенка» (Чжао Цзнши), «Концепция индивидуально-дифференцированного развития ребенка» (Ли Цзимэй, Лю Янь), «Концепция деятельностного развития ребенка» (Вэн Хэ) и другие, актуализирующие проблему разработки концептуально новых подходов к педагогическому процессу.

В последние несколько лет в сфере дошкольного образования Китая появилось большое количество различных программно-методических разработок. Дошкольные учреждения активно используют открывшиеся перед ними возможности в изменении содержания образования, например, большинство детских садов заимствовало методику М. Монтессори, в области музыкального воспитания детей — методику К. Орффа. Однако при этом педагоги часто стремятся к использованию как можно большего количества образовательных программ и технологий, но при этом не всегда способны оценить их качество, особенно с точки зрения процессов взаимодействия взрослого и ребенка.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что в Китае 50-х годов XX века была построена система образования и воспитания во многом копирующая систему образования и воспитания СССР, в том числе и систему дошкольного воспитания. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях Китая активно перенимало опыт системы дошкольного воспитания Советского Союза. Теория советского дошкольного музыкального воспитания стала главной теорией музыкального воспитания

в детских садах Китая, педагоги широко использовали методику дошкольного музыкального воспитания СССР в практике музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая.

В силу вышесказанного особый интерес представляет проблема сравнения и взаимодополнения систем музыкального воспитания Востока и Запада, в частности - России и Китая.

Сравнение систем дошкольного музыкального воспитания в России и Китае целесообразно осуществлять, выбрав за основу следующие направления анализа:

- сравнительный анализ ценностно-целевых ориентиров, лежащих в основе систем дошкольного музыкального воспитания России и Китая;

- сравнительный анализ особенностей содержания (образовательных программ), использующихся в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая;

- сравнительный анализ особенностей организации музыкального воспитания в детских садах России и Китая.

Таким образом, актуальной становится задача осуществления сравнительного анализа систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Цель исследования — осуществить сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая и определить пути оптимизации системы музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая.

Объект исследования — процесс музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Предмет исследования — общее и особенное в системах музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Гипотеза исследования:

В дошкольных образовательных учреждениях России и Китая сложились устойчивые, традиционные системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Эти системы характеризуются определенной идеологией, целевой ориентацией, содержанием, способами и формами организации процесса музыкального воспитания ребенка в условиях детского сада.

В силу исторических и культурных особенностей в системах музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая можно выделить ряд общих и особенных черт, которые проявляются в ценностно-целевых ориентирах, содержании и организации этих систем.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

2. Определить ведущие линии анализа систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

3. Выявить общее и особенное в построении систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

4. Разработать рекомендации по оптимизации системы музыкального воспитания в детских садах Китая.

Теоретико-методологические основы исследования:

- научные труды, раскрывающие сущность сравнительных исследований в сфере образования (Б.Л.Вульфсон, А.И.Джуринский, И.Л.Кузнецова, Н.Д.Никандров, А.М.Новиков, З.А. Малькова, Л.П.Рябов и

др-);

- работы, в которых раскрывается сущность культурологического подхода (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Л.С. Выготский, И.Ф.Исаев, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, И.К.Шалаев, и др.);

- труды, в которых рассматриваются современные подходы к содержанию и организации дошкольного образования в России (А.Г.

Асмолов, Т.И. Бабаева, О.В. Дыбина, СА.Козлова, Н.Я. Михайленко, H.A. Короткова, JI С. Парамонова, Н.В. Федина, и др.);

- работы, в которых раскрываются основы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Т.С. Бабаджан, А.И. Буренина, H.A. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Е.А. Дубровская, А.Н. Зимина, Л.Н. Комисарова, H.A. Метлов, О.П. Радынова, М.А. Румер, В.Н. Щацкая,и др.);

- исследования, посвященные проблемам развития музыкальных способностей и музыкальности ребенка (Б.В. Асафьев, H.A. Ветлугина, О.П. Радынова, К.В.Тарасова, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.);

- исследования ученых Китая, в которых раскрываются подходы к развитию и воспитанию ребенка дошкольного возраста (Вэн Хэ, Ли Цзимэй, Лю Янь, Чжао Цзнши и др.)

- труды, в которых рассматриваются подходы к развитию ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.В. Горшкова, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.);

- работы, посвященные проблемам педагогической диагностики музыкального воспитания дошкольников (Т.А. Барышева, Б.П. Битинас, H.A. Ветлугина, Н.К. Голубев, И.Ю. Гутник, В.А. Деркунская, В.Т. Кудрявцев, О.П. Радынова, Е.Г. Юдина и др.).

Использована комплексная методика исследования, включающая теоретический и сравнительный анализ философской, музыковедческой, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме исследования; педагогическая опытно-экспериментальная работа; анкетирование, беседы, наблюдения, качественный и количественный анализ экспериментально полученных данных.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2006-2008 г.г.) - поисково-теоретический. Изучение философской, музыковедческой, психолого-педагогической литературы по

проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка цели и задач, рабочая гипотезы. Изучены история становления и развитие, современное состояние теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста России и Китая, проведен сравнительный анализ; общего и особенного в системах музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Второй этап (2008-2009 г.г.) - опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего эксперимента, выявление особенностей организации процесса музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая, проведение сравнительного анализа и выявление общих и особенных черт организации процесса музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая, разработка рекомендаций для системы музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая.

Третий этап (2009-2010 г.г.) - обобщающий. Оформление рекомендаций для систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая.

Базы проведения исследования:

Эксперимент проводился в дошкольных образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга: ГДОУ «РАДУГА» Центрального района, ГДОУ ЦРР № 64 Калининского района, китайских детских садах: «Нинбо Шэнфэн детский сад», «Нинбо Баоюнь музыкальный детский сад», «Нинбо Чжуншань детский сад», «Нинбо Ли Хуйли детский сад» Хайшу района г. Нинбо; «Силоюанъ детский сад», «Фан чжуан детский сад», «Фан чжуан детский сад № 3» Чун Вэнь района г. Пекин. В исследовании принял