автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста
- Автор научной работы
- Фадеева, Светлана Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Фадеева, Светлана Александровна, 2001 год
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы
1.1.Оценочное отношение к музыке как объект философских и психолого-педагогических исследований
1.2.Сущность и структура понятия «оценочное отношение к музыке» у детей старшего дошкольного возраста
1.3.Педагогические условия развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста
2.1 .Задачи и организация экспериментального исследования
2.2.Особенности первоначального уровня проявления оценочного отношения к музыке у детей 6-го и 7-го года жизни (констатирующий этап эксперимента)
2.3.Методика развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста (формирующий этап эксперимента)
2.4.Динамика развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников (контрольный этап эксперимента)
Выводы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста"
Становлению музыкальной культуры личности придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. Приобщение детей к миру музыки с первых лет жизни оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.
Через музыку ребёнок познаёт различные направления ценностных ориентации, у него формируются начала сознания, поэтому музыка обладает широким спектром воспитательного воздействия на детскую личность.
В научных работах подчеркивается, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Учёные- исследователи утверждают, что воплощённые в музыке художественные эмоции отличаются богатством и концентрированностю, они «опосредованы художественным идеалом», представлениями об общезначимых ценностях (Л.С.Выготский, Н А.Ветлугина, В.В.Медушевский, Б.М.Теплов и др.).
Музыка развивает способность ребёнка самому испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия. Тем самым она оказывает влияние на развитие эмоциональной отзывчивости в реальной жизни.
Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития дошкольника. Музыкальную речь известный учёный Р.А.Тельчарова рассматривает как образно-познавательную деятельность сознания, связанную с выражением звукообразов (198). По словам музыковеда-исследователя Л.А.Мазеля, музыка «образно моделирует мысли, чувства, явления, процессы» (122,25).
Музыка способна предать развитие образа. А.Ф.Лосев, наряду с другими авторами, считает музыкальным феноменом процессуальность жизни. Поскольку музыка представляет собой временное искусство, музыкальный образ «непосредственно возникает, развивается, меняется, исчезает» (114, 326).
Музыкальная культура формируется в процессе накопления опыта культурного наследия. Ценностные ориентации личность создаёт с учётом собственного жизненного опыта. Многие авторы (Т.С.Комарова, О.П.Радынова, В.Н.Шацкая, Р.М.Чумичёва и др.) подчёркивают в своих исследованиях, что в дошкольный период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребёнка. На формирование отношения к музыке оказывает влияние музыкальный опыт ребёнка, представления о музыке, «музыкально-интонационный словарь» (Б.В.Асафьев). Как считает О.П.Радынова, интонационный словарь эпох способствует постижению лучших образцов мировой музыкальной культуры. Их восприятие способствует развитию оценочного отношения к шедеврам музыкального искусства, влияет на становление эстетических оценочных суждений.
Деятельность учёных и практиков была посвящена многим вопросам, рассматривающим теоретические и методические основы музыкального развития ребёнка-дошкольника. Исследовались проблемы:
• развития музыкальных способностей в разных видах музыкальной деятельности (Н.А.Ветлугина, А.И.Катинене, А.В.Кенеман, К.А.Линкявичус, М.Л.Палавандишвили, О.П.Радынова);
• творческого развития детей (С.В.Акишев, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, В.В.Домогацких, А.И.Хотькова);
• музыкального воспитания детей раннего возраста (Т.С.Бабаджан, И.Л.Дзержинская, Э.П.Костина, Р.В.Оганджанян);
• развития эмоциональной отзывчивости на музыку (В.К.Белобородова, И.В.Груздова, О.Ю.Лобанова, О.П.Радынова);
• развития основ музыкального вкуса (В.Н.Шацкая, Н.А.Чичерина);
• развития основ музыкальной культуры (А.И.Катинене, О.П.Радынова);
• влияния наглядных средств и методов на музыкальное воспитание дошкольников (Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина);
• развития творческих способностей в детских праздниках и развлечениях (М.Б.Зацепина);
• воспитания интереса к музыке (Е.В.Боякова).
О важности развития оценочных процессов при восприятии, переживании и осмыслении музыкального языка детьми дошкольного возраста говорится в работах известных музыкантов-исследователей: Н.А.Ветлугиной, В.Н.Шацкой, О.П.Радыновой и др. Оценочное отношение к музыке, на их взгляд, выступает показателем художественного развития личности, поэтому его формирование следует начинать с периода дошкольного детства.
Как утверждают учёные, музыка не сможет воздействовать на слушателя как художественный феномен, если при восприятии не возникает момент анализа и момент синтеза (108,48). Иначе она будет восприниматься как физиологический раздражитель, который вызывает лишь ощущения, без осознания её художественной сущности. Б.М.Теплов, подчёркивая роль мышления при художественном восприятии, пишет, что чувством оно не ограничивается: «Понять художественное произведение - значит . эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним» (201). Б.В.Асафьеву принадлежит тезис о том, что музыкальная культура нуждается в слушателе, «способном критически разбираться» в музыке. Адекватное образно-смысловому содержанию музыки, оценочное отношение является необходимой предпосылкой формирования музыкальной культуры личности, закладывает основы ценностных ориентации человека.
В дошкольные годы развития ребёнка устанавливаются первые связи и отношения, которые ведут к образованию «единства личности» (А.И.Леонтьев), поэтому проблему формирования отношений к действительности и искусству учёные выделяют как наиболее значимую в воспитании (М.С.Каган, И.Я.Лернер, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.).
Работы педагогов и психологов показывают, что старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для формирования осознанных процессов при постижении окружающего мира (Е.А.Аркин, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, И.М.Гордеева, О.М.Дьяченко, A.B.Запорожец, А.Д.Кошелева, Т.С.Комарова, А.Е.Ольшанникова и др.). Мы опираемся на данное положение при формировании осознанного отношения дошкольников к своим музыкальным запросам и предпочтениям.
Процесс становления оценочного отношения к музыке начинается с раннего возраста и проходит различные этапы развития. У детей младшего дошкольного возраста оценки музыки в большей степени интуитивны и эмоциональны. Старшие дошкольники способны сознательно подходить к оценке своих музыкальных впечатлений, предпочтений, переживаний; адекватно выражать их на доступном уровне. Осознанное положительное оценочное отношение к музыкальной классике в старшем дошкольном возрасте формируется как предпосылка развития музыкально-эстетического сознания (эмоций, чувств, интересов, оценок, мышления, воображения, памяти), что является немаловажным в контексте исследования новых подходов к эстетически-ценностному и культуросообразному развитию личности.
Однако, в настоящее время не определены условия развития оценочного отношения к музыке, не найдены соответствующие формы и методы педагогического руководства этим процессом. Поэтому исследование проблемы развития оценочного отношения к музыке старших дошкольников является актуальным и своевременным.
Исходя из вышеизложенного, мы наблюдаем противоречие между значимостью проблемы развития оценочного отношения к музыке детей старшего дошкольного возраста и отсутствием теоретических и методических разработок, способствующих этому развитию.
На основании противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия и методика развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста?
Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в выявлении, обосновании, экспериментальной проверке педагогических условий и эффективности разработанной методики развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников.
Объект исследования: педагогический процесс, ориентированный на развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: выявление педагогических условий и разработка методики развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы предположили, что оценочное отношение к музыке у старших дошкольников является формируемым личностным качеством, основанным на проявлении эмоциональной отзывчивости на музыку; на единстве эмоциональных и интеллектуальных процессов, способствующих адекватному восприятию и оцениванию музыкальных произведений. Содержанием оценочного отношения к музыке выступает результат ценностного процесса «присвоения» доступных ребёнку образцов музыкальной культуры. Педагогическими условиями развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников являются:
• накопление музыкально-интонационного опыта восприятия, музыкально-эстетических знаний в различных формах организации музыкальной деятельности;
• насыщение содержания детской жизнедеятельности высокохудожественными образцами музыкальной культуры путём непроизвольного пополнения запаса музыкальных впечатлений;
• поэтапное применение методов и приёмов, активизирующих оценочную деятельность старших дошкольников и побуждающих к проявлению музыкально-творческой и художественно-эстетической активности.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1.Определить сущность понятия «оценочное отношение к музыке». 2.Выявить педагогические условия развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
3.Определить критерии развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников.
4. Разработать и апробировать методику развития оценочного отношения к лучшим образцам музыкальной культуры.
5. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий и методики развития оценочного отношения к музыке детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования явились теоретические положения философии, эстетики, психологии и педагогики о личности как высшей ценности развития общества, о сущности искусства как духовной ценности и его гуманистической направленности, о роли искусства и его оценки в формировании ценностных ориентаций личности, о значении эмоций в восприятии и осмыслении содержания произведений музыкального искусства (Б.В.Асафьев, Л.И.Божович, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, М.С.Каган, Т.С.Комарова, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, О.П.Радынова, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин, и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач планировалось использование следующих методов исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, обследование, тестирование, анкетирование; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы). трольный этапы).
Организация и база исследования:
Исследование проводилось с 1997 по 2001г. и заключалось в теоретическом обосновании проблемы и разработке путей её реализации на практике. Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №№ 2 и 79 г. Нижнего Новгорода. В эксперименте участвовало 115 детей: 55 - в экспериментальных группах, 60 - в контрольных. Исследованием были охвачены педагоги дошкольных учреждений и родители детей, участвующих в эксперименте.
Этапы исследования:
Первый этап (1997-1999гг.) — поисково-теоретический. Он включал теоретический анализ философской, эстетической, психолого-педагогической и музыковедческой литературы по проблеме исследования. Был определён научный аппарат исследования, сущность исследуемого понятия и методика опытно-экспериментальной работы. Подготовлен и проведён констатирующий эксперимент, в процессе которого выявлен первоначальный уровень оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста, обработаны результаты анкетирования и бесед с педагогами и родителями.
Второй этап (1999-2000гг.) — опытно-экспериментальный. Подготовлен и проведён формирующий эксперимент. Определены критерии развития оценочного отношения к музыке. Разработаны комплексные музыкальные занятия для старших групп детского сада на основе авторской программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры». Апробирована методика развития оценочного отношения к музыке у детей старшей и подготовительной к школе групп.
Третий этап (2000-2001гг.) - заключительно-обобщающий. Проведён контрольный эксперимент, обработаны его результаты. Обобщены и систематизированы экспериментальные данные исследования, сформулированы основные выводы, результаты внедрены в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что раскрыта сущность понятия «оценочное отношение к музыке» у старших дошкольников; выявлены особенности развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста; обоснованы и разработаны критерии развития оценочного отношения к музыке детей 6-го и 7-го года жизни; теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность педагогических условий, необходимых для развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников; предложена методика решения данной проблемы в условиях различных форм организации музыкальной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и методические рекомендации по развитию оценочного отношения к музыке у старших дошкольников способствуют совершенствованию педагогического процесса, направленного на формирование основ музыкальной культуры, повышают эффективность руководства музыкальным воспитанием и развитием детей в дошкольных учреждениях, позволяют целенаправленно влиять на становление оценочных процессов в различных видах музыкальной деятельности.
Разработаны комплексные музыкальные занятия, направленные на активизацию оценочной деятельности при восприятии музыкальных произведений. Они не только способствуют решению исследуемой проблемы, но и оказывают воздействие на формирование и развитие эстетического отношения к искусству в целом. Результаты исследования нашли отражение в содержании курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» в Нижегородском институте развития образования. Также они могут быть использованы в преподавании этого курса в педагогических училищах, колледжах, на факультетах дошкольной педагогики и психологии педагогических вузов.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям педагогики, психологии, эстетики и музыкознания; применением методов, адекватных цели и задачам исследования; положительными результатами экспериментального исследования и их воспроизводимостью в других дошкольных учреждениях.
Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы исследования были представлены на региональных научно-практических конференциях в БГУ (г. Белгород 1999г.), в НИРО (г. Нижний Новгород 2000г.), на педагогической конференции УДУ ОАО «ГАЗ» (г. Нижний Новгород, 1999г.), на методических объединениях дошкольных работников Автозаводского района г. Нижнего Новгорода (1997,1998гг.), на педагогических советах в ДОУ № 79 (1998,1999гг.). Основные положения диссертационного исследования были использованы в программе курса «Теоретические и методические основы музыкального развития ребёнка в образовательном процессе ДОУ» на факультете дошкольного воспитания и образования в Нижегородском институте развития образования. Результаты исследования внедрены в практику работы дошкольных учреждений Автозаводского района г.Нижнего Новгорода.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Оценочное отношение к музыке детей старшего дошкольного возраста представляет собой формируемое личностное качество, которое основывается на проявлении эмоциональной отзывчивости на музыку и взаимосвязи эмоционально-эстетического и интеллектуально-оценочного процессов при активном положительном восприятии музыкальных произведений. Оно выражается в желании слушать музыкальную классику и в наличии адекватных, в различной степени аргументированных суждений о ней.
2. Содержанием оценочного отношения к музыке является ценностный процесс «присвоения» лучших образцов музыкального искусства, выступающий предпосылкой развития основ музыкальной культуры личности.
3. Развитие оценочного отношения к музыке детей старшего дошкольного возраста возможно при наличии следующих педагогических условий:
• накопление музыкально-интонационного опыта восприятия, музыкально-эстетических знаний в различных формах музыкальной деятельности;
• насыщение содержания детской жизнедеятельности высокохудожественными образцами музыкальной культуры путём непроизвольного пополнения запаса музыкальных впечатлений;
• поэтапное применение методов и приёмов, активизирующих оценочную деятельность старших дошкольников и побуждающих к проявлению музыкально-творческой и художественно-эстетической активности.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"
Выводы
Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
1. Оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста к музыке представляет собой формируемое личностное качество, которое основано на проявлении эмоциональной отзывчивости на музыку и единстве эмоционально-интеллектуальных оценочных процессов при активном «присвоении» лучших образцов музыкального искусства. Данное отношение выражается в желании детей слушать классическую музыку, высказывать в различной степени аргументированные суждения о ней и оценивать её в адекватных творческих действиях. Содержанием оценочного отношения является ценностное отношение к музыке, которое, развиваясь в старшем дошкольном возрасте как проявление музыкально-эстетического сознания, не только выступает предпосылкой становления основ музыкальной культуры человека, но влияет на формирование ценностных приоритетов личности.
2. Исследование подтвердило эффективность выявленных педагогических условий, необходимых для развития оценочного отношения к музыкальной классике детей старшего дошкольного возраста. Активное положительное отношение к музыке не представляется возможным без накопления интонационного опыта восприятия музыки разных эпох и стилей, музыкально-эстетических знаний, которыми старшие дошкольники способны овладеть через разнообразные формы музыкальной деятельности. Путём непроизвольного накопления музыкальных впечатлений осуществляется постепенное расширение зоны неопределённых, неясных представлений о музыке, которое ведёт за собой развитие ясных, устойчивых музыкальных представлений. Поэтапное применение методов и приёмов стимулирует оценочную деятельность старших дошкольников и побуждает их к проявлению музыкально-творческой и художественно-эстетической активности.
3. В ходе исследования были определены критерии оценочного отношения к музыке детей старшего дошкольного возраста, которыми являются: эмоциональная отзывчивость на музыку, желание слушать произведения музыкальной классики, степень аргументированности суждений о музыке на основе активного использования музыкально-эстетических знаний, наличие творческих оценочных действий и их адекватность эмоционально-образному содержанию музыки.
4. Полученные экспериментальные данные показали, что дети старшей и подготовительной к школе групп не владели опытом восприятия высокохудожественных образцов музыкальной культуры, не имели необходимого запаса знаний о музыке и не могли выразить отношение к ней. Разработанная в ходе экспериментального исследования методика дала возможность заинтересовать каждого ребёнка произведениями музыкальной классики; помогла в осознании и выражении личностного отношения к воспринимаемой музыке; позволила развить у детей избирательные музыкальные предпочтения. Комплексные занятия способствовали активному проявлению музыкально- творческих способностей детей.
Система методов, построенная с учётом усложнения музыкального репертуара и нарастания самостоятельности и инициативы при осознании музыкальных впечатлений, повлияла на становление оценочной лексики, необходимой для выражения отношения к музыке.
Наиболее ярко позитивные изменения выразились в развитии детских суждений о произведениях музыкальной классики: от немотивированных интуитивно-эмоциональных высказываний через оценку-констатацию к оценке-рассуждению и оценке-обобщению.
В ходе исследования была также определена роль семьи в развитии оценочного отношения к музыке детей старшего дошкольного возраста.
5. Дети экспериментальных групп показали не только качественно новый уровень отношения к музыкальной культуре, они стали проявлять восприимчивость к произведениям других видов искусств и к прекрасному в окружающей жизни. От сверстников они отличались степенью развития умственных способностей. Это выражалось в логичности мышления, точности построения фраз в связной речи, большей сосредоточенностью внимания и познавательной активностью, что проявлялось на других занятиях и в свободной деятельности.
Данная работа не исчерпывает возможности решения проблемы развития оценочного отношения к музыке у дошкольников. Перспективы исследования мы видим в изучении влияния музыкально-оценочной деятельности на развитие мышления детей дошкольного возраста.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Фадеева, Светлана Александровна, Москва
1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Тоникая, 1994г.-608с.
2. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста. М.: Пед.общ-во, 1983г.- 163с.
3. Александрова Н.С. Формирование эстетического отношения к дымке: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1995г. 15с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977г.-390с.
5. Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984г., 92с.-103с.
6. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.:Музыка, 1974г., 49с-71с.
7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании:2-е изд. Л.: Музыка, 1973г.-142с.
8. Ахмадеева P.A. Формирование ценностного отношения к искусству: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1996г.- 22с.
9. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1982г. 56с.
10. Бакушинский A.B. Художественное восприятие // Исследования и статьи. М.: Сов.художник, 1981г.- 351с.
11. Батурин H.A. Проблема оценивания и оценки в общей психологии.// Вопр. психол. 1982г. № 2.
12. Безбородова Л.А. Дирижирование. М.Флинта, 2000г.- 214с.
13. Благонадежина Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. // Вопр. психол. 1968. № 4.- с.96-104г.
14. Бодалёв A.A. О взаимосвязи общения и отношения.//Вопр.псих. 1994г. №1
15. Божович Л.И. Личность и её формирование в дошкольном возрасте. М.: Просвещение. 1966г.-460с.
16. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972г.-С.45-76.
17. Божович Л.И. Избранные психологические труды // Проблемы формирования личности. М.: Междунар.пед.академия, 1995г.-209с.
18. Борев Ю.Б. Эстетика: 4-е изд. М.: Политиздат, 1988г.- 495с.
19. Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982г.-261с.
20. Брядов К. Формирование эстетического вкуса в старшей группе детского сада // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991г. с. 25- 33.
21. Буров А.И. Эмоции, чувства, отношения. // Вопр. психол. 1966г. № 1- 14с-21с.
22. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975г.-274с.
23. Буткевич O.A. Красота. Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 2-е изд., 1983г. 438с.
24. Бутник А.Г. Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству во внеурочной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991г. 18с.
25. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 2-е изд., 1983г. 233с.
26. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980г.- 192с.
27. Вартанова Ж.А. Эстетический вкус как специфическая способность ценностного отношения к действительности: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Киев.,1978г.- 17с.
28. Вахнянская И.Л. Психологические условия эмоционально-эстетического отношения к музыке: Автореф. дис. .канд псих, наук. М., 1980г.-15с.
29. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988г.-336с.
30. Верникова И.И., Володин Э.Ф., Киященко Н.И. Роль духовной культуры и искусства в формировании мировоззрения личности. М.: Знание, 1986г.- 63с.
31. ЗКВетлугина H.A. Художественное творчество и ребёнок. М.: Педагогика, 1972г. 287с.
32. Ветлугина H.A. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение, 1984г.- 207с.
33. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Межвузовский сборник науч. трудов. Л.: ЛГПИ, 1989г.-156с.
34. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Мат-лы Межд. н.-прак. конференции. Астрахань, 1997г.- 240с.
35. Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978г. 269с.
36. Видгоф В.М. Целостность эстетического сознания: деятельностный подход. Томск, изд-во Т-го ун-та, 1992г. 151с.
37. Витковская Н.С., Щербо А.Б., Джола Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. 2-е изд-е доп., Киев: Раденьска школа, 1985г. 134с.
38. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976г.-142с.
39. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. М.:Изд-воМГУ, 1984г.-287с.
40. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990г.-283с.
41. Вишневская О.Б. Роль эстетического мышления в формировании личности: Автореф.дис. .канд.филос.наук. С.-Петербург, 1991г. 17с.
42. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. Сб. ст. под ред. А.И.Лентьева, А.В.Запорожца. М.: Педагогика, 1995г. 144с.
43. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980г.- 256с.
44. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987г.-344с.
45. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: 3-е изд. М.: Просвещение, 1991г.-93с.
46. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.-.Педагогика, 1999г. 533с.
47. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1991г.-20с.
48. Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982г.- 63с.
49. Гальперин П.Л. Методы обучения и умственного развития ребёнка. М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1985г.-85с.
50. Гальперин П.Л. Введение в психологию. М. Ун-т: 2000г. 329с.
51. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1982г.-223с.
52. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. Изд-е 2-е, М.: Изд-во МГУ 1977г. -246с.
53. Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. М.: Высшая школа, 1974г.- 101с.
54. Горский Д.П. Отношения, их логические свойства и их значения в логике. Учёные записки МГУ, 1954г.
55. Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореф. дис. .д-ра псих. наук. М., 1989г.- 45с.
56. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.:МИП «Ы В Магистр», 1993г.- 191с.
57. Гордеева И. Развитие языка эмоций у детей.// Вопр.псих. 1995г.№2.
58. Григорьянц К.С. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры личности: Автореф. канд. .фил. наук. М., 1991г.-22с.
59. Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. М.: Наука, 1980г.- 181с.
60. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд.пед. наук. М., 1998г.- 17с.
61. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987г.-285с.
62. Гусарова И.Л. Эстетическое воспитание в детском саду. Л.: ЛГПИ, 1974г.-71с.
63. Гусаковская JI.A. Эстетический вкус как средство формирования всесторонне и гармонически развитой личности: Автореф. дис. .канд. философ, наук. М., 1982г.- 15с.
64. Давыдова С.Д. Формирование эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1991г. 17с.
65. Джола Д.Н. Эстетическое отношение и приобщение личности к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. научных трудов. М.: АПН СССР, 1991г.-С. 19-24.
66. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 1985г.- 160с.
67. Дилигенский Г.Г. Проблема теории человеческих потребностей // Вопр. философии, 1976г. №9, 1977г. №2.
68. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978г.-220с.
69. Додонов Б.И. В мире эмоций. К.: Политиздат, 1987г. 139с.
70. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984г. 127с.
71. Егорова P.A. Воспитание эмоционально-оценочного отношения к музыке у учащихся дошкольных отделений педагогических училищ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1986г.- 25с.
72. Житная И.В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Р.-на- Дону, 1997г. 17с.
73. Запорожец A.B., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967г.- 322с.
74. Запорожец A.B. Избр. психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986г.- 526с.
75. Запорожец A.B. Развитие восприятия и деятельность// Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.:Изд-во МГУ, 1975г.-400с.
76. Зацепина М.Б., Лысова В.Я. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. М., 1999г.
77. Зырянова О.Ю. Изобразительная деятельность детей 6-8 лет как средство формирования эстетического отношения к природе: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М.,2000г. -18с.
78. Ивин A.A. Основания логики оценок. М.: Изд. МГУ, 1970г.- 310с.
79. Ивин A.A. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986г.-233с.
80. Ивин A.A. Основы теории аргументации. М.: Владос, 1997г. -351с.
81. Иванченко Г.В. Опосредование в восприятии музыки: Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1995г. 20 с.
82. Искусство в системе культур. Под ред. М.С.Кагана, Л.: Наука, 1987г.- 272с.
83. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. научных трудов. М.: АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1978г.-290с.
84. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971г.-766с.
85. Каган М.С. Морфология искусства. М.: Искусство, 1972г.- 426с.
86. Каган М.С. Системный подход к комплексному изучению искусства // Методологические проблемы современного искусства. В.З. Л., 1980г.-138с.
87. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Межвуз. сб. науч. тр. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989г.- 156с.
88. Каган М.С. Музыка в мире искусств. С.-Петербург, 1995г.
89. Каган М.С. Философия культуры. С.-Петербург: Петрополис, 1996г.-414с.
90. Каган М.С. Философская теория ценности. С.- Петербург: Изд-во С.-П-го ун-та, 1997г.- 204с.
91. Каган М.С. Эстетика как философская наука // Университетский курс лекций. С.-Петербург, 1997г.-544с.
92. Катинене А.И. Музыкальная культура детей // Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Просвещение: Владос, 1994.- с.39-48.
93. Кенеман A.B. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: Автореф.дис. .канд.пед. наук,-М.,1955г.-21с.
94. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994г.-365с.
95. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. -224с.
96. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Пути и средства эстетического воспитания. М.: Наука, 1989г.- 190с.
97. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979г.- 63с.
98. Комарова Т.С. Занятия по изо-деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1978г.- 191с.
99. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагоговдошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995г.- 160с.
100. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства и методы музыкальноговоспитания детей 6-7 лет: Автореф.дис. .канд.пед.наук.- М., 1980.18с.
101. Корегин К. И. Отношение человека к познаваемому им миру как псих, проблема. Челябинск: изд-во ЧПИ, 1974г.- 50с.
102. Кормин H.A. Онтология эстетического. М.: Наука, 1992г.-113с.
103. Кремлёв Ю. А. О роли разума в восприятии произведений искусства. М: Музыка, 1970г.- 71с.
104. Крылова Н.Б. Эстетические отношения: содержание и функции. М.: Знание, 1980г.- 75с.
105. Кэролл Э. Изард. Психология эмоций. С.-Петербург: Питер, 1999г.-450с.
106. Леквендишвили Г.Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности. Тбилиси: Изд-во Тб.ун-та, 1987г.- 167с.
107. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность //Вопр.философ. 1974г.№5.
108. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.: 2-е изд. М.: Политиздат, 1977г.-302с.
109. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избран.психологические произведения: В 2 т. Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского. -М.: Педагогика, 1983г. Т2.- С.232-239.
110. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981г.-186с.
111. Личность какм предмет психологического исследования. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1988г.- 77с.
112. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991 г
113. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин: Александра, 1992г. Т.З. 494с.
114. Локарева Г.В. Формирование эстетического идеала старшеклассников: Автореф.дис. .канд.пед. наук. Киев, 1986г. -16с.
115. Лукьянов Б.Г. Эстетическая оценка искусства: сущность критерия. М.: Знание, 1977г. 43с.
116. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука,1978г. 125с.
117. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание , 1982г. 175с.
118. Лыкова И.А. Формирование эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству у старших дошкольников: Автореф дис. .канд.пед. наук. М., 1994г.- 17с.
119. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. 2-е изд., М.: Музыка, 1979г.- 534с.
120. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1983г. -72с.
121. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки М.; Сов. комп-р, 1991г.-375с.
122. Малышев И.В. Эстетическое в системе ценностей. Р.- на Д-ну: Изд. Р-го ун-та, 1983г.- 151с.
123. Малышев И.В. Социодинамика художественного сознания. Ростов-на- Дону, Из-во РГПИ, 1992г. 167с.
124. Малышев И.В. Музыкальное произведение: эстетический анализ. М., 1999г. 91с.
125. Медушевский В.В. К проблеме семантического синтаксиса (о художественном моделировании эмоций)//Сов. музыка, 1973 г. №8.
126. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976г.-250с.
127. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981г. -96с.
128. Мелик-Пашаев A.A. Способность младших школьников к эстетическому обобщению // Новые исследования в психологии. М., 1990г. №2.
129. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Искусство в школе, 1995г.- 142с.
130. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству//Вопр. псих. 1998г. №1.
131. Михайловская Н.М. Музыка и дети М.: Советский композитор, 1977г.-260с.
132. Москвичёва J1.H. Эстетическое развитие личности и её творческий потенциал. М.: Знание, 1985г.- 64с.
133. Молчанова A.C. На вкус, на цвет. М.: Искусство, 1966г. -199с.
134. Музыка начинается там, где кончается слово// Под ред. Л.П.Казанцевой. Астрахань: Центр Консерватория, 1995г.- 458с.
135. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб. ст. сост. А.Г.Костюк, К.: Муз.Украина, 1986г.-124с.
136. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956г.
137. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии.// Вопр.псих. 1957г.№5.
138. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960г.- 426с.
139. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972г. 383с.
140. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность и восприятие музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980г.- с.195-228.
141. Назайкинский E.B. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988г. -254с.
142. Непомнящяя Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992г. 160с.
143. Николаев Ю.П. Эстетическое сознание как элемент культуры общества. М., 1994г. 20с.
144. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.:Педагогика, 1989г.-278с.
145. Овчинникова А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школ: Дис. .докт. пед. наук. Елец, 1998г.
146. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983 г.-80с.
147. Основы дошкольной педагогики / Под ред. A.B.Запорожца, Т.А.Марковой. М.: Педагогика, 1980г.- 271с.
148. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. К.: Муз. Украина, 1975г.- 179с.
149. Остроменский В.Д.Формирование музыкального познания. Кишенёв: Штиинца, 1988г. 154с.
150. Пеня Т.Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед наук. М., 1984г. 19с.
151. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997г.-384с.
152. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия М.: Владос, 2000г.-175с.
153. Платонов K.K. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982г.-309с.
154. Поддьяков H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1994г. 48с.
155. Познавательные процессы: ощущение, восприятие./ Под ред. А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова, В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1982г.- 336с.
156. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. научн.трудов. М.: АПН СССР НИИ худ. воспитания, 1991г. 109с.
157. Проблемы личности/ М-лы симпозиума. М.: Инс-т философии АН СССР, 1970г.Т2.- 422с.
158. Понукалин A.A. Психическая функция оценивания // Проблемы психологии субъективных суждений и оценок: Науч.-тем. сб-к„ Саратов, 1984г. 161с.
159. Понукалин A.A. Психологические механизмы формирования оценочного суждения: Межвуз. сб. н-х трудов. Саратов: Изд-во С-го ун-та, 1989г.- 135с.
160. Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974г.-336с.
161. Проблемы формирования эстетической ценности и эстетическая оценка: Под ред. А.А.Иконникова. М., 1983г.- 93с.
162. Психология личности и деятельности дошкольника: Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 1965г.- 295с.
163. Психология эмоций: Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993г.- 304с.
164. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 т. М.: Владос, 1997г.-608с.
165. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили M.JI. Музыкальное воспитание дошкольников. М.:Владос, 1998г.-223с.
166. Радынова О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников: Автореф. дис. .докт.пед. наук. М., 1999г.- 52с.
167. Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры», М.: Гном 2000г.- 16с.
168. Радугин В.М. Эстетический идеал и музыкальное искусство. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994г.-78с.
169. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: Сущность, Формы, Методы. М.: Мысль, 1969г.-188с.
170. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности. М.: ВИМУМК СССР, 1985г.- 71с.
171. Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. Томск: ТГУ, 1977г. 243с.
172. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972г.-168с.
173. Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. М.: Знание, 1987г.- 63с.
174. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1988г.
175. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии М.,1973г.-423с.
176. Рубинштейн C.JI. Эмоции // Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989г.-т.2- с.140-181.
177. Рытникова JI.A. Эстетическое сознание: сущность и специфика. М.: Знание, 1985г.- 64с.
178. Салеев В.А. О художественном вкусе. Минск: Правл-е общ-ва «Знание» БССР, 1975г.-23с
179. Салеев В.А. Искусство и его оценка. Минск, 1977г.-158с.
180. Самсонидзе JI.C. Особенности развития музыкального восприятия. Тбилиси: Меиниереба, 1987г. -65с.
181. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981 г.-215с.
182. Система эстетического воспитания в детском саду: Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: АПН РСФСР, 1962г.-370с.
183. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М.:Музыка, 1990г.-318с.
184. Смирнов М.И. Психология деятельности и отношений. Киров: КГПУ., 1994г.- 45с.
185. Соломенникова O.A. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1997г.- 16с.
186. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. JL: Музыка, 1975г.-61с.
187. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов.композитор, 1983г.- 304с.
188. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972г. 271с.
189. Столович Л.Н. Место эстетической ценности в системе ценностей. М.: Знание, 1978г.- 118с.
190. Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность. М.: Знание, 1983г.- 64с.
191. Сусанина И.В. Социально-психологический анализ эстетических предпочтений: Автореф. дис. .канд. псих. наук. М, 1997г.- 24с.
192. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М.: Наука, 1979г.- 191с.
193. Тарасов Г.Н. Музыкальные потребности, музыкальные способности, музыкальное восприятие // Музыкальноевосприятие как предмет комплексного исследования. К.: Муз. Украина, 1986г.
194. Тельчарова P.A. Музыка и культура. М.: Знание, 1986г.-62с.
195. Тельчарова P.A. Теория музыкально-эстетической культуры личности: проблемы и перспективы. Владимир: ВГПИ, 1990г.
196. Тельчарова P.A. Уроки музыкальной культуры. М.: Просвещение, 1991г.- 156с.
197. Тельчарова P.A. Феноменология художественного сознания. Владимир: Изд-во ВГПУ, 1996г.- 170с.
198. Теилов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985г., т.1,- с.42-222
199. Ткемаладзе A.A. Проблема эстетического суждения: Автореф.дис. .канд.философ, наук. Тбилиси, 1969г. 17с.
200. Торшилова Е.М., Морозова Т.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (Теория и диагностика) М.: Искусство, 1993 г.
201. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме Л.: Изд-во Л.Ун-та, 1968г. 124с.
202. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во Л.ун-та, 1988г.- 343с.
203. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГССР,1961г.- 210с.
204. Уёмов А.И. Вещи, свойства и отношения. М.: Изд-во Академии наук, 1963г.- 184с.
205. Философский энциклопедический словарь: 2-е изд-е. М., 1989г. 559с.
206. Хризман Т.П., Еремеева.В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребёнка. М.: Педагогика, 1991г.- 232с.
207. Художественное восприятие: Под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1971г.-386с.
208. Художественная культура и развитие личности. М.: Наука, 1987г.- 222с.
209. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф.дис. . .докт.пед.наук, М., 1978г- 28с.
210. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Меиниереба, 1984г.- 171с.
211. Чередниченко Т.В. Методологические проблемы музыкальной эстетики: Автореф дис. .докт.иск. наук. М., 1989г.- 42с.
212. Чичерина H.A. Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5-6 лет: Автореф. дис. .канд.пед. наук. М., 1987г.-16с.
213. Чумичёва P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника: Дисс. .докт. пед наук. Ростов-на-Дону, 1995г.
214. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975г.-200с.
215. Шестаков В.П. Эстетические категории. Л.: Искусство, 1983г.-358с.
216. Шестаков В.П. Искусство и мир в «мире искусства». М.: Славян, диалог, 1998г. 150с.
217. Шивиц П. Оценка музыки и её роль в качестве средства воспитания. М.: Межд. об-во по муз.восп. детей и юношества // 9 Конференция, доклады; 1970г.- Юс.
218. Шоломович С.M., Руденко И.Н., Зинич Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. 3-е изд-е, К.: Муз. Украина, 1985г.- 144с.
219. Шумакова A.B. Педагогические условия развития музыкально-эстетического сопереживания детей старшего дошкольного возраста: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Р.-на-Дону, 1998г.- 19с.
220. Шувалова Е.Е. Педагогические особенности развития восприятия музыкального образа у младших школьников в условиях взаимодействия искусств: Автореф.дис. .канд.пед наук. М., 1995г.- 18с.
221. Шушарджан C.B. Здоровье по нотам. М.: Перспектива, 1994г.-170с.
222. Шушарджан C.B. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: Антидор, 1998г.- 362с.
223. Экман Г., Кюннапас Г. Шкалирование эстетических оценок «прямыми» и косвенными методами // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972г.- 364с.
224. Эмоциональное развитие дошкольника: Под ред. А.В.Запорожца, Л.З.Неверович, А.Д. Кошелевой и др. М.: Просвещение, 1985г.-176с.
225. Эстетическое воспитание в детском саду: Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1985г.- 207с.
226. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства / Уч-е пос-е/ Шадринск:ШГПИ, 1999г.- 102с.
227. Эстетическая культура. М.: РАН Ин-т ф-ии, 1996г.- 200с.
228. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М. Просвещение, 1983г.- 303с.
229. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности/ Сб-к науч.трудов под ред.Е.М.Торшиловой. М.,1983г. 117с.
230. Эстетическое сознание и процесс его формирования: Под ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова. М.: Искусство, 1981г.-256с.
231. Эстетическое сознание и художественная культура общества: под ред. С.Л. Завадовского, М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981г.- 78с.
232. Южанин Н. О некоторых закономерностях формирования художественных оценок (Критика и музыкознание): Сб. статей. Л.: Музыка, 1975г. с.27-42.
233. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964г.- 86с.
234. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971г.- 46с.
235. Яковлев С.М. Развитие эстетических суждений у дошкольников: Автореф.дис. .канд.псих.наук. М., 1990г.-17с.
236. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М.: Знание, 1986г.- 62с.