автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Принцип природосообразности в экологическом воспитании
- Автор научной работы
- Лебедев, Сергей Владимирович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лебедев, Сергей Владимирович, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Принцип природосообразности в истории философии и педагогической мысли западной цивилизации.
1.1. Возникновение принципа природосообразности в философско-педагогической мысли античности.
1.2. Христианские и гуманистические принципы педагогики средневековья и эпохи Возрождения.
1.3. Принцип природосообразности в философско-педагогической мысли Нового времени
1.4. Идеи философии «космизма» и их отражение в педагогике.
ГЛАВА 2. Принцип природосообразности в учебно-воспитательной практике общеобразовательных и природоохранных учреждений России конца XIX - начала XX 86 века.
2.1. Учебно-воспитательные задачи классической гимназии России второй половины XIX - начале XX века.
2.2. Принцип природосообразности и гуманистическое воспитание в частных общеобразовательных учреждениях России конца X1X - начала XX века.
2.3. Воспитание у детей любви к природе во внеучебной деятельности образовательных учреждений начала XX века.
2.4. Нравственно-эстетическое воспитание детей в природоохранных организациях России начала XX века.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Принцип природосообразности в экологическом воспитании"
ф Актуальность проблемы Современный этап развития общества, перестройка всей системы общественных отношений, острота современной экологической ситуации требуют утверждения в общественном сознании новой парадигмы, в соответствии с которой педагогическая деятельность корректировалась бы ч*) критериями экологической целесообразности и принципом природосообразности воспитания.
Обращение к опыту исторического прошлого включает в себя приобщение к ф этическим принципам умозрительных построений древности, национальных и мировых религий, подающих пример ограничений социальных потребностей индивида, возможности отказа от «потребления ради потребления», доминирующего в современном обществе.
В к» с и и этой связи большой научный и практический интерес представляет генезис принципа природосообразности в философско-педагогической мысли, являющегося основополагающим в теории педагогики, а также в мировоззрении, которое согласуется со всем сущим во Вселенной, объясняет и раскрывает положения об эквивалентности Человека и Природы.
Объективный анализ и адекватная оценка прошлого в воспитании детей имеют особое значение для современной школы и, в частности, для экологического воспитания современных подростков. Как отмечает академик Б.С. Гершунский: «Речь идет о поиске природосообразных, а следовательно, единственно возможных и допустимых компонентах мировоззренческой ^ убежденности человека, убежденности, без которой немыслимы его полноценное самосозидание, полноценная самореализация и жизнетворчество».
Анализ возникновения принципа природосообразности и его * последующее развитие, от античности по Новое время позволяет с позиций сегодняшнего дня раскрыть его сущность, поскольку этот принцип по-прежнему сохраняет свое ведущее значение в воспитании подрастающего поколения. ф Возникнув в античный период в философии воспитания Демокрита,
Аристотеля, Платона, принцип природосообразности являлся основополагающим в педагогических теориях Я. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, К.Н. .«I Вентцеля и других педагогов.
На всех этапах исторического развития общества философская трактовка природосообразности являлась отражением существующих ф отношений между человеком и природой. В педагогике же принцип природосообразности часто понимался только как учет внутренней природы ребенка и создание условий соответствующих этой природе в учебно-воспитательном процессе.
На современном этапе педагогика, наряду с другими науками, вступает в стадию преодоления традиционного понимания человека, природы и ^ принципа природосообразности в воспитании. Новое, экологическое понимание взаимоотношений Человек-Природа позволяет определять ^ человека, как проявление Природы, и в соответствии с этим исследовать воспитательный процесс. Экологические проблемы воспитания и образования стали актуальными в философско-педагогических исследованиях современности.
В настоящее время достаточно глубоко исследуются проблемы, раскрывающие различные отношений Человека и Природы с философско-^ экологических позиций. Эти проблемы рассматриваются в работах: Д.И.
Ханбикова, А.Ф. Хинтебидзе, В.Т. Афанасьева, И.А. Шорова, Ш.А. Мирзоева, Ф.И. Гиренка, И.В. Круть, И.М. Забелина, О.В. Куриса.
Важное значение для рассмотрения экологического воспитания в качестве фактора нравственного развития личности имеют исследования экологической культуры, они представлены в работах Г.З. Апресяна, JI.H. Когана, Э.С. Маркиросяна, А.Г. Маслеева, В.М. Межуева, Е.А. Плеханова, Н.Ф. Тарасенко, В.П. Тугаринова, H.H. Храменкова, Е.А. Когай, Е.В. Орлова, В.И. Мангасаряна.
Вопросы формирования экологической культуры у будущих учителей рассматриваются в работах С.Н. Глазачева, JI.B. Романенко, Н.С. Дежниковой, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина, И.П. Сафронова, И.Т. Исаева, JI.B. Легостаева, В.В. Серикова .
Изучению различных проблем экологического воспитания и образования на современном этапе посвящены исследования Л.А. Зятевой -теория и практика экологического воспитания в школах России 70-80-хг.г.; А.Н. Захлебного - содержание экологического образования в средней школе; Т.А. Бабаковой - теория и практика школьного экологического краеведения; Е.М. Алексахиной - экологическое воспитание в подготовке будущих учителей; Т.Г. Калленниковой - межпредметные связи как фактор экологической культуры; O.E. Аяевой - формирование мировоззренческих позиций учащихся при изучении экологических проблем и др. В этих работах представлен общий анализ школьного экологического воспитания и образования, однако принцип природосообразности в них не затрагивается.
В аспекте нашего исследования особый интерес представляет исследование Н.Д. Виноградовой, в котором сущность принципа природосообразности раскрывается в его классически - традиционном понимании. Прямое отношение к теме нашего исследования имеет работа П. П. Козловой, рассматривающая значение принципа природосообразности в духовном воспитании детей и его непреходящую ценность во все эпохи.
Важные аспекты принципа природосообразности в отечественной педагогической мысли конца Х1Х-начала XX века раскрыты в работах В.В. Зеньковского и С.И. Гессена. Характеристика развития воспитания и образования указанного периода представлена в работах: Б.М. Бим-Бада, 6
M.B. Богуславского, М.И. Демкова, С.Ф. Егорова, П.Ф. Каптерева, Ф.Ф. Королева, E.H. Медынского, З.И. Равкина и др.
Теоретическому обоснованию гуманистических принципов русской ф педагогики, в том числе и принципу природосообразности, и их практической реализации в школах России посвящены исследования: Г.Ф. Карповой, H.JI. Клячкиной, О.Д. Мукаевой, М.В. Михайловой, Н.П. Юдиной, И.В. Литаровой, Н.Б. Ромаевой, О.В. Пимановой, О.Н. Арининой, # Н.В. Кеберле, C.B. Куликовой и др.
Однако, несмотря на достаточно частое обращение исследователей к принципу природосообразности, до сих пор не вскрыта связь ф смыслообразующего содержания принципа с ценностными установками во взаимоотношениях «Человек-Природа», что не позволяет выявить значимость принципа природосообразности в экологическом воспитании подрастающего поколения в современных условиях. Без историко-педагогического анализа содержательного наполнения принципа природосообразности на разных этапах развития европейской цивилизации Ф решение проблемы не представляется возможным.
Это и определило выбор темы исследования: «Принцип природосообразности в экологическом воспитании /историко-педагогический аспект/ ».
Объект исследования принцип природосообразности и его отражение в теории и истории педагогики.
Предмет исследования эволюция взглядов на экологическую сущность принципа природосообразности от античности по Новое время и его реализация в учебно - воспитательном процессе школы России конца XIX -начала XX века.
Цель исследования на основе историко - теоретического анализа принципа природосообразности раскрыть его экологическую составляющую и показать пути его использования в процессе воспитания в России конца XIX - начала XX века.
Задачи исследования
1. Охарактеризовать философско-педагогические идеи, обусловившие возникновение принципа природосообразности.
2. Показать зависимость содержания принципа природосообразности от доминирующих ценностей в системе отношений «человек - природа» в различные исторические периоды.
3. Рассмотреть реализацию принципа природосообразности в средних общеобразовательных учреждениях и природоохранных организациях России конца XIX - начала XX века.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На 1 этапе (1995- 1996г.г) осуществлялся анализ философской, педагогической и исторической литературы, изучались архивные материалы, разрабатывалась программа исследования, систематизировались взгляды философов и педагогов на изучаемую проблему.
На 2 этапе (1996 - 1998г.г) определялась теоретическая концепция исследования, конкретизировалась цель и задачи исследования, проводился сбор, анализ и систематизация полученных результатов.
На 3 этапе (1998-1999г. г) обобщение, изложение завершение результатов исследования диссертации.
Методологическую основу исследования составляют философско-педагогические положения о связи исторического и логического, о приоритете общечеловеческих ценностей в воспитании подрастающего поколения, об эффективности педагогического процесса, построенного с учетом принципа природосообразности. В данном исследовании мы опирались на труды философов и педагогов: М.А. Барга, В.Ф. Асмуса, A.G. Богомолова, В.А. Колеватова, А.Л. Никифорова, Н.К. Гончарова, H.A. Константинова. Ф.Ф. Королева, М.Ф. Шабаевой, Б.М. Бим-Бада, Б.Т. Лихачева, А.И. Пискунов а, З.И. Равкина, В.В. Краевского, Ф.А. Фрадкина, и др. о
Источниковедческую базу исследования составили научно-теоретические труды педагогов, философов, педагогические журналы и газеты, педагогические и философские энциклопедии и словари, монографии, диссертационные исследования по педагогическим, философским проблемам, материалы архивов и фондов: Российской академии образования (РАО), Российского Государственного исторического Архива (РГИА), Центрального городского архива Москвы ( ЦГА), Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ).
В исследовании использовались следующие методы: логико-исторический анализ теории воспитания, изучение философской к педагогической литературы, исторический периодики, анализ и с систематизация архивных материалов и метод экстраполяции аналитических данных применяемым к современным условиям.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем охарактеризован процесс возникновения и развития сущностного наполнений принципа природосообразности в истории философско-педагогической мысли от античного периода по Новое время; выявлена тесная зависимость смыслообразующего содержания принципа природосообразности от доминирующих в конкретно-исторический период ценностных установок во взаимоотношениях человека и природы; выделен экологический компонент в сущностном^ содержании принципа природосообразности; раскрыты пути наиболее эффективной реализации принципа природосообразности в контексте природоохранного воспитания в России конца XIX - начала XX века.
Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты и материалы могут быть использованы в преподавании курса «Философия и история образования» в педагогических институтах и училищах; разработке на его основе спецкурсов и методических рекомендаций, направленных на овладение будущими учителями техникой использования принципа природосообразности в экологическом воспитании современных подростков.
Достоверность научных результатов обеспечена целостным подходом к исследованию проблемы, методологическим и теоретическим обоснованием исходных позиций, разнообразием используемых документальных и архивных источников и адекватностью методов исследования, его целям и задачам, историко-педагогическим анализом различных позиций по существу проблемы.
На защиту выносятся следующие положения
1 .Динамическая концепция о генезисе сущностного содержания принципа природосообразности в истории философско-педагогической мысли от античности по Новое время.
2. Положение о зависимости смыслообразующего содержания принципа природосообразности от действенности преобладающих ценностных детерминант в системе отношений человека с природой.
3. Значение экологического компонента в приращении знаний о феномене «природосообразность».
Ф 10
4. Технологии реализации принципа природосообразности в общеобразовательных учреждениях и природоохранных организациях России конца XIX- начала XX века.
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры педагогики Нижне - Тагильского государственного педагогического института, в выступлениях перед педагогическими коллективами школ # города Нижнего Тагила, на городской конференции учителей Нижнего
Тагила ( 1997) и VII конференции молодых ученых (Москва, 1999).
Структура диссертации обусловлена логикой исследования исостоит а из введения, двух глав, заключения и библиографии. Ф щ 11
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование процесса возникновения и развития идей в воспитании детей и подростков, связанных с принципом природосообразности показало, что возникнув еще в первобытном обществе природосообразность мыслилась как единство жизни, природы и воспитания и связывалось с осознанием человека как части природы. В выдвинутых впоследствии в философско-педагогических теориях это единство составило сущность понимания идеи природосообразности.
Античная философия дала толчок осмыслению роли человека в природе, его влиянию на нее и об обратном влиянии природы на человека. Впервые теоретическое обоснование природосообразности как феномена в истории западной философии пытались дать древнегреческие философы. В античный период основной смысл понятия «природосообразность» заключался в осознании зависимости человека от природы и поэтому в воспитании подрастающего человека много внимания уделялось его общению с природой как средству гармонизации отношения между ним и природой. Так, Демокрит исходя из природосообразности предлагал строить воспитание детей с учетом законов внешней природы окружающей ребенка. Свое дальнейшее развитие идея природосообразности получила в трудах древнегреческих философов: Сократа, Платона, Аристотеля, считавших природосообразность ключевым принципом в воспитании детей.
В средние века в эпоху раннего феодализма принцип природосообразности получает исключительно религиозное наполнение, - в соответствии с которым всякое воспитание вне религиозности воспринималось как не соответствующее внутренней природе ребенка. Природе отводилась роль посредника между Богом и Человеком. Раскрытие внутренних духовных сил человека, следование его религиозным канонам составляло особенность религиозного природосообразного воспитания в средневековых школах.
В период позднего средневековья Я.А.Коменский - основоположник педагогики как науки, выдвинул принцип природосообразности в качестве ведущего как в обучении, так и в воспитании детей. Он утверждал, что Природа - макрокосм развивается по законам независящим от людей. Ребенок-микрокосм как часть Природы подчинен ее законам, а значит, и воспитание должно строиться с учетом внутренней его природы, склонностей и способностей данных ему самой Природой.
Эпоха Возрождения или Ренессанса характеризуется высоким подъемом во всех областях общественной жизни, идеи гуманистической философии эпохи Возрождения по существу заложили основы антропоцентризма в философско-педагогических взглядах. Идеология антропоцентризма применительно к принципу природосообразности нашла свое отражение в том, что мыслители - педагоги ( Ф.Рабле, Н. Кузанский,В. да Фелтре, М. Монтень, В. Веджо) того времени подходили к его рассмотрению с натуралистической позиции как следование главным образом внутренней природе ребенка, его свободному развитию, воспитанию души и тела одновременно. Принцип природосообразности призван был учитывать разнообразие характеров детей, их природные способности. Внешней природе отводилась роль некого фона, подчеркивающего красоту и величие человека.
Рационалистическая философия Нового времени (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Б. Спиноза) окончательно утвердила картину механистического мира. Природа все более понималась как огромный механизм, полностью подчиненный разуму человека. Взаимосвязь между человеком и природой характеризуется полной противопоставленностью друг другу. Направленность на научные знания в учебно-воспитательном процессе школы приводило к формированию сугубо материалистического мировоззрения и разрушению восприятия ребенком себя как части природы.
Однако, как показал историко-педагогический анализ эволюции взглядов на сущностное раскрытие принципа природосообразности единое толкование его отсутствовало. Так, например Ж.Ж.Руссо считал природу ребенка самим совершенством. Песталоцци И.Г. же понимал природу ребенка лишь как основу для воспитания, развития его личности. Д. Локк также утверждал, что в ребенке от природы заложены дарования, которые необходимо развивать. А. Дистервег придавая большое значение принципу природосообразности в воспитании ребенка, не умолял роли творческого начала как механизма усвоения культурных ценностей. Тем самым А. Дистервег обогатил принцип природосообразности понятием культуросообразности. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, один из основоположников детской и педагогической психологиц, в своем главном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.» принцип природосообразности возводит в ранг основополагающего в воспитании детей, обеспечивающим его связь физического и духовного развития человека с его природными задатками.
Середина XIX века характеризуется бурным развитием науки и техники, промышленной революцией и началом экологического кризиса. Именно в эти годы господствующие представления о природе как бездонной кладовой, из которой без ограничения можно черпать богатства, подверглись серьезному пересмотру. Этот же период знаменует собой появление научных открытий, которые явились мощным толчком для использования методов естествознания в изучении человеческого общества. К этому времени относится и возникновение нового направления научного знания-«экологии» (термин введен Э. Геккелем в 1866г). Все это не могло не отразиться на сложившихся к тому времени взглядах относительно принципа природосообразности. Как показало исследование, значительно расширило представления о принципе природосообразности философское учение «космизма», возникшее в конце Х1Х-начале XX века в России. Русские философы - космисты - H.A. Бердяев, И.В. Киреевский, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, -исходили из того, что и человек, и все, что его окружает - едино и неразрывно; более того они вместе и порознь есть часть Вселенной. Хотя человек, по мнению философов ,- существо далеко несовершенное, но благодаря сознательно-творческому началу, заложенному в нем, он может при определенных условиях преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Таким образом, космисты попытались соединить заботу о Земле, биосфере, космосе не только с разумом, но и с нравственным чувством.
Логико-исторический анализ развития принципа природосообразности в педагогике показал, что наполнение этого принципа в различные исторические эпохи было неоднозначным, на это влияли ценностные установки существующие отношения между человеком и природой .
Под влиянием научных открытий школьная система в России подверглась реформированию во второй половине XIX века. Открытия в области естествознания, географии поднимали значимость экологических проблем для воспитания подрастающего поколения и подводили к необходимости расширения числа изучаемых предметов природоведческого цикла в образовательных учреждениях. Это расширяло возможности использования принципа природосообразности в образовательном процессе, как средства экологического воспитания учащихся.
Широкое привлечение архивных материалов в исследование показало, что реформирование школьной системы осуществлялось в сторону большей ее гуманитаризации, как в государственных общеобразовательных учреждениях, так и в частных. Поскольку гуманитаризация образования влекла за собой и его гуманизацию, то и принцип природосообразности обретал большую гуманистическую направленность в учебновоспитательном процессе. В исследовании на примере работы гимназий и так называемых «новых школ» показано, что в них реализация принципа природосообразности преследовала главную цель - помочь ребенку правильно оценить явления внешнего мира, расширить круг его духовных потребностей, овладеть нравственными ценностями в отношениях с Природой.
Во многих гимназиях и особенно «новых школах» созданных в России в период реформ конца XIX века общественной и частной инициативой, в основе лежали гуманистические идеи передовых педагогов: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова и др. Педагоги образовательных учреждений старались приблизить школьный курс к ребенку, используя при этом с наибольшей эффективностью принцип природосообразного воспитания, которое строилось на знании биологической и социальной природы детей, учете их возрастных и индивидуальных особенностей, следовании законам развития природы и человека. На примере изучения учебно-воспитательного процесса в школе Е.А. Левицкой в Царском Селе, в исследовании показано, как идеи гуманистического воспитания реализовывались с максимальным эффектом. Реализация принципа природосообразности позволяла через учебно-воспитательный процесс вникнуть в природу воспитанника и создать наилучшие условия для его физического, трудового и нравственного развития детей.
Анализ теоретической и практической деятельности общеобразовательных учреждений России показывает, что одним из важных средств реализации принципа природосообразности в учебно-воспитательном процессе являлись экскурсии, как наиболее эффективный метод воспитания, противостоящий вербальному методу изучения природы. Использование экскурсий как метода воспитания и образования осуществлялось на основе наглядности, предметности, локальности. Многообразие целевого назначения экскурсий позволяли изучать окружающий мир не только близлежащей местности, но и отдаленных территорий. При этом ученические экскурсии превращались в метод разностороннего воспитания личности, поскольку они органически сочетали в себе закрепление полученных знаний с родиноведением, краеведением, а также благотворительной деятельностью.
Исследование показало, что зарождению экологического воспитания в
России содействовали и возникшие в 60-х годах XIX века детские организации - «майские союзы» под эгидой Российского Общества
Покровительства Животным. Созданные исключительно для охраны живой природы от хищнического истребления, для пробуждения в подростках чувств гуманности к животным, для рационального и бережного использования флоры и фауны. «Майские союзы» явились по существу предтечей зарождающего природоохранного воспитания, первыми практическими шагами в реализации идей экологического воспитания.
Проведенное исследование показывает, что принцип природосообразности присутствовал в воспитательном процессе всегда и являлся зеркальным отражением взаимоотношений между человеком и природой. На каждом историческом этапе развития его сущность имела конкретно-историческое наполнение, зависящее от преобладавших ценностных детерминант в области отношений человека с природой, что отражалось на понимании и реализации принципа природосообразности в учебно-воспитательном процессе.
На современном этапе актуальной задачей воспитания является формирование экологического миропонимания. Обращение к истории возникновения и развития принципа природосообразности в учебно-воспитательном процессе позволяет оценить его значение в воспитании подростков, использовать весь его потенциал в учебно-воспитательном процессе современной школы в целях формирования нового воззрения, основанного на цельном восприятии человека и природы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лебедев, Сергей Владимирович, Москва
1. Агулина С.В Становление и развитие воспитательно благотворительных учреждений для детей в середине XIX- начале XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.1995. - 28с
2. Акт гимназии М.Н. Стоюниной. С-Пб. 1913 г. 28 с.
3. Александрова В. Старейшие гимназии Москвы. / / Народное образование, 1991 .№2.- С. 176-179.//.
4. Алешинцев Н. История гимназического образования в России. Спб. 1912.-123 с.
5. Алтапов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. ( Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М. 1958.-320.
6. Ан С.А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русской философско-педагогической мысли ( конец XIX начало XX века). Барнаул, 1993. -134 с.
7. Ан С.А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX начала XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 1994 . 21 с.
8. Антисери Д, Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней в трех частях. Спб. 1994.
9. Андреев. Наши общие и специальные школы. Спб. 1882 131с.
10. Андриевский Н.С. Классическое и реальное образование. Глухов, 1900.1.. Антология мировой философии. В 4-х томах. Составители : В. В. Соколов, И.С. Нарский, В.В. Богатое, Ш.Ф. Мамедов. М. 1969 1972.
11. Аржаков С. Естествознание, эстетика и этика. Педагогический сборник 1916 г. №12. С. 339-550.
12. Арепьев Н.Ф. Образовательные экскурсии в средней школе./ / Русская школа. 1900, № 5-6 С. 43 56//.
13. Арепьев Н.Ф География в средней школе и школьные экскурсии. Спб. 1914. -12 с.
14. Аринина О.Н. Основополагающие принципы отечественной теории свободного воспитания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Владимир. 1996. 17 с.
15. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М. 1975 1981. Под редакцией В.Ф. Асмуса, З.Н. Микеладзе.
16. Аристотель. О частях животных. М. 1937. 219 с.
17. Арсеньев B.C. Мысли о желательных началах воспитания. М. 1904. 22с.
18. Архангельский Н.М Желательная постановка религиозно-нравственного воспитания в средних учебных заведениях. Нижний Новгород, 1909. -11с.
19. Асмус В.Ф. Античная философия. М. 1976. 543 с.
20. Ахутин А.В. Понятие природа в античности и в Новое время. М. 1988. -205с.
21. Бердяев НА. О назначении человека. М. 1993. 382с.
22. Берг А А. Образовательные экскурсии как метод воспитания в России во второй половине XIX- начала XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М. 1990. 18с.
23. Библия: Книги Священного писания. Ветхого и Нового Завета. М: Московская патриархия, 1989. 1372с.
24. Бильдерлинг А. Задача средней школы. Спб. 1896. 6 с.
25. Бим-Бад Б.М. педагогические течения в России в конце XIX -начале XX века. / Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазных революций. М.1984 . С. 126-148/
26. Биология и христианство, педагогика в их взаимных отношениях. Ревель,к,1888.-41с. 1
27. Бликштейн A.C. Материалы к изучению педагогического наследия выдающихся мыслителей раннего и развитого средневековья. М. 1989.237с.
28. Бобровский. Курс практической педагогики для учительских семинарий, народных учителей и вообще лиц занимающихся первоначальным воспитанием и обучением детей в школе и дома. 5 -е издание. М. 1896. -288с.
29. Богданов A.A. Основные элементы исторического взгляда на природу. Спб. 1899. 387с.
30. Боголепов В. Естественно-исторические основы общеобразовательной школы. М. 1910. 92с.
31. Богомолов A.C. Античная философия. М. 1985. 367 с.
32. Богуславский М.В. Слово о Вентцеле. / Свободное воспитание. Владимир. 1992. Вып. 1. С.15-16/.
33. Богуславский М.В. Творческий поиск российских школ начала XX века. /Свободное воспитание. Владимир. 1993. Вып.2. С.50-61/.
34. Борисовский П. Чего надо желать для нашего общественного воспитания. К вопросу о современном состоянии и улучшению нашего школьно-учебного и воспитательного дела. Могилев 1895. 81 с.
35. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. 1953. 412с.
36. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. Составитель A.A. Субботин. М. 1971 -1972. Tl. 590с.
37. Бэкон Ф. Новый Органон. М. 1936. 382 с.
38. Вайсфельд М.И. Идеалы воспитания. Киев, 1910. 51с.
39. Василий Преображенский. Притчи господа нашего Иисуса Христа. Спб. 1897.- 319с.
40. Васильков П. Ученические организации. / /Русская школа. 1917. № 2-4. С.52-72//.
41. Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. М. 1896. 372с.
42. Вахтеров В.П. Заметки о народной школе. Казань, 51с.
43. Вахтеров В.П. Нравственное воспитание и народная школа. М. 1901. -241с.
44. Вейсман В.А Амос Коменский и его дидактика. Журнал М.Н.ПР. 1892. Август.
45. Вейкшан В.А. Л.Н.Толстой о воспитании и обучении. М.1953. 144с.
46. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сборник избранных трудов. /Составитель Л.Д. Филоненко./ М. 1993. 171с.
47. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т 1-2. 1911 -1912.
48. Вентцель К.Н. Теория и практика свободного воспитания в детском саду. М. 1923.- 102с.
49. Вернадский В.И Живое вещество М. 1978.- 452с.
50. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера . М. Наука. 1989. 258с.
51. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М. 1988. 520с.
52. Вессель Н.Х. Учебный курс гимназии. Спб. 1866. 138с.
53. Вессель Н.Х Очерки об общем образовании в системе народного образования в России. М. 1959. 202 с.
54. Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в истории и теории образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М. 1995. 17с.
55. Висковатов. К оздоровлению средней школы. 1914. 57с.
56. Вихров А. Дети и природа . / /Свободное воспитание 1907-1908. № 8.//
57. Водовозов В.И. Предметы обучения в народной школе. Спб. 1875. 277с.
58. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М. 1956. 630с.
59. Воротынцев Н.И. Постоянный сборник правил приема и программ высших, средних и низших общеобразовательных, специальных и профессиональных учебных заведений России, мужских и женских, правительственных и частных. Спб. 1911.- 790с.
60. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. М. 1954. 304с.
61. Гартвиг А.Ф. Школьные реформы снизу. М.1908. 201с.
62. Геюсель Э. Учение об органических формах, основанное на теории превращения видов. Спб. 1869. 175с.
63. Гексли Г. Гуманистическое образование и путь к нему. Спб. 1868. 131с.
64. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М. Изд-во ИнтерДиалект. 1997. 605с.
65. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. 1993.-447с.
66. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. М. 1953. 208с.
67. Герд А.Я. Родителям и педагогам. Спб. 1906. 56с.
68. ГиренокФ.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М. 1987.- 180с.
69. Гирусов Э.В. Система «общество -природа». М. 1976. 167с.
70. Гольцев В.А. Воспитание, нравственность, право. /Сборник статей/ 2 изд. М. 1897. 163с.
71. Горбов В.А. Задачи русской народной школы. 1887. 115с
72. Горбунов-Посадов И.И. Новое воспитание и образование. М.1912. 334с.
73. Горбунов-Посадов И.И. Сострадание к животным и воспитание наших детей. М. 1910.-65с.
74. Горфункель А.Х. Гуманизм натурфилософии итальянского Возрождения. М. 1977.-359с.1. Ь .156
75. Гриб П.Я. Проблема связи человека и природы в творчестве Л.Н. Толстого раннего периода. Диссертация кандидата филологических наук. М. 1966.-239с.ф 78. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М. 1900. 587с.
76. Гринмут. Наш классицизм. М. 1890.- 55с.
77. Гришаков Н.Л. Опыт « новой школы» в дореволюционной России. Орел, 1923.- 15с.р 81. Грот Я.И. По вопросу о предметах общего образования. Спб. 1871. -12с.
78. Гурлит Л. О творческом воспитании. Спб. 1911. 56 с .
79. Даведьянова Н.С. Становление и развитие естественно-научной теории ф семейного воспитания в России конца XIX -Начала XX века. Авторефератдиссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Владимир. 1995. 14с.
80. Дежникова Н.С. Экологическая культура как предмет педагогического исследования. // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. Т.1.С. 151-161. М. 1999.
81. Декарг Р. Избранное. М. 1950.- 712с.
82. Демков М.И. История русской педагогики. М.Ч.1-3. 1909-1913.
83. Демков М.И. Курс педагогики. 4.1. М- Пг. 1917. 354с. 4.2 Изд 4 М-Пг. 1916,- 366с.
84. Демков М.И. О задачах русской педагогики./ / Русская школа. 1892. № 3, с 39-54, № 5-6. С 78-106, № 7-8 с 108-118//.
85. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М. 1956. 374с.
86. Диттес История воспитания и обучения для учащихся и воспитателей. Спб. 1875.-286с.
87. Доватор P.A. Огородникова И.И. Основные теории нравственного воспитания // Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX начале XX века. М. 1980. С. 96-138.//
88. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX -начала XX века. М. 1994. 140с.
89. Доклады С.И. Созонова, Л.Д. Синицкого и Г.А Попперэна на II съезде деятелей средней школы. Спб. Июнь 1906.
90. Докучаев Т. Учебник педагогики. М.1887. 378с.
91. Дружинин Н.П. Какая нужна нам средняя школа? Ярославль, 1903. -43с. 103. Евстафиев П.В. Начальные основания педагогики, методики идидактики. Учебник для институтов, гимназий и учительских семинарий. Спб. 1880. 543с.
92. Ельницкий К.В. Общая педагогика. Спб. 1885. 211с.
93. Ельницкий К.В. Русские педагоги второй половины XIX столетия. Пг. 1915.-130с.
94. Естественный метод воспитания. / /Семья и школа. Апрель 1871г. 28с//.
95. Женская гимназия М.Д. Могилянской 1912/1913 и 1913/ 1914 г. Пг 1914.-28с.
96. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М. 1963. -510с.
97. Забелина H.H. Антропологические основы образования в культуре России XIX -1/3 XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Спб. 1995. 17с.
98. Заборский А. Природа и дети. / Деятельность Комиссии преподавателей естественной истории при учебных отделах общества распространения технических знаний. /Естествовзнание и география. 1899. №1/.
99. Звездина M.JI. Становление и развитие естествознания как учебного предмета в дореволюционный период. Калинин, 1990. 48с.
100. Звинский Н. Чему и зачем учиться в гимназии. Речь сказанная на годичном акте Черкасской мужской гимназии. Черкассы. 1913.
101. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж, 1960. 55с.
102. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М. 1995. 222с.
103. Зубарев А.Е. Природа как фактор нравственного воспитания в педагогическом наследии Л.Н.Толстого. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Калуга 1995. -17с.
104. Иванов А.П. Материалы для минералогических и геологических экскурсий в окрестностях Москвы. М.1907. 34с.
105. Иванов К. Естествознание, как объединяющее звено общеобразовательного курса. Педагогический сборник. Январь 1901. С 2648.
106. Извлечение из отчета женской гимназии М.Н. Стоюниной за 1901/02 г. Спб. 1903. 5с.
107. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902. Составитель C.B. Рождественский. Спб. 1902. -40с.
108. Кайгородов Д. На разные темы, преимущественно педагогические. Спб. 1907. 149с.
109. Кантария Р.Г. Методологические проблемы экологического воспитания. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М. 1984. -17с.
110. Капнист П.П. Классицизм как необходимая основа гимназического образования. М. 1900. 203с.
111. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. 1982
112. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Выпуск 1. Спб. 1899.
113. Каптерев П.Ф. Основные задачи семейного обучения. Выпуск 1, Спб. 1912.-68с.
114. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Пг. 1915. 746с.
115. Кеберле Н.В. Развитие идей свободного воспитания в России. (Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Спб 1995. 17с.
116. Кибардин Н. «Новая школа» блаженного Августина. Б.м.г. 46с.
117. Клячкина H.JI. Теория и практика «новых школ» в Западной Европе и России в конце XIX- начале XX века, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.1996. 17с.
118. Когай Е.А. Очерки социальной экологии. Человек и природа в социокультурном измерении. Курск, 1997. 151с.
119. Козлов B.C. Записки о реорганизации Российского общества покровительства животным. Спб. 1877. 13с.
120. Козлова Г.Н. Русская классическая гимназия как воспитательная система второй половины XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород. 1996. 21с.
121. Козлова П.П. Природосообразность как основной принцип в истории школы и педагогики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Казань 1998. 34с.
122. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.1956. 651с.
123. Кондратьева М.А. Развитие отечественной гимназии в системе классического образования ( во второй половине XIX начале XX века). М.1997. - 198с.
124. Константинов H.A. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца 14 века до февральской революции 1917года. М. 1956.-247с.
125. Корнетов Г.Б. Воспитание для юношества. Педагогическое наследие Демокрита. //Свободное воспитание. Выпуск 3. М. 1992. С. 11-17//.
126. Корнетов Г.Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики. //Свободное воспитание. Владимир. 1993. Вып.2. С. 20-24//.
127. Косарева Л.М. Ценностные ориентиры и развитие научных знаний. //Вопросы философии 1987. №8. С. 43-74. //.
128. Коханова Л. Истоки принципа природосообразности. // Вестник Высшей Школы. 1987. №2, с 78-85.//
129. Коханова Л. Согласно с природой. // Вестник Высшей школы. 1992. №2, с 29-36.//
130. Краткий очерк деятельности за 1894 -1909г женской гимназии В.А Субботиной. Спб. 1910.- 15с.
131. Круть И.В. Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношениях природы и общества. М. 1988. 414с.
132. Кузанский Н. Избранные философские сочинения. М. 1937. 687с.
133. Куликова C.B. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конца XIX -начала XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград. 1996. 21с.
134. Кулешова И.В. Идеи свободного воспитания в России начала XX века и их использование в современной школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М. 1995. 18с.
135. Культурология и экскурсоведение. / Составитель К.В. Кулаев/. М. 1998. -112с.
136. Кумарин В.В. О принципе природосообразности в обучении. // Советская Педагогика. 1988. № 8,с 94-101.//.
137. Кумарин В.В. Виноградова Н.А. Принцип природосообразности и возрождение школы. //Педагогика 1995 №2, с 14-20//
138. Куплетский М.А. Заметки по теории религиозного воспитания. Спб. 1904. 83с.
139. Курис О.В. Философский анализ становления экологического сознания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М. 1992. 16с.
140. Лаурсон А.М. Справочная книга для учебных заведений и учреждений Министерства Народного Просвещения. Пг. 1916. 825с,
141. Лебедев П. Школа Левицкой в Царском Селе. // Народное образование. 1992. №9-10//.
142. Лестгафт П.Ф. К вопросу о преподавании естественных наук в специальных учебных заведениях. //Русская школа. 1891. №1,С 95II.
143. Литарова Н.В. Частные средние учебные заведения в системе образования России конца Х1Х-начала XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М. 1994. -18с.
144. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М. 1993. 193с.
145. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М. 1995. 179с.
146. Лихачев Б.Т. Воспитание космизм. М. 1999. 136с.
147. Лихачев Б.Т. Социология воспитания образования. Рязань,1999. -286с.
148. Лихачев Д.С. Школа на Васильевском. Л. 1968. 348с.
149. Лихачев Д.С. Книга беспокойств: Воспоминания и беседы. М. 1991.-526с.
150. Локк Дж. Мысли о воспитании и о воспитании разума. Спб. 1913. -324с.
151. Лордкипанидзе Д. Я.А.Коменский. Тбилиси. 1969.- 440с.
152. Лосский Н.О. Мир как органическое целое. М. 1977. 324с.
153. Лубенец Т.Г. Закон о частных учебных заведениях и курсах Министерства народного просвещения. Киев. 1915,- 31с.
154. Луцкевич A.A. Свод законоположений и распоряжений о частных учебных заведениях и домашнем образовании. Киев. 1891.- 350с.
155. Май К.И. Петербургская гимназия. Права учеников в Санкт-Петербургской гимназии. Спб. 1887.- 8с.
156. Май К.И. Экскурсии учеников Ченстоховской гимназии в Киеве, Одессе, Крыму летом 1904. Ченстохов. 1906. 12с.
157. Май К.И. Гимназия. Петербург. Учебно-вспомогательные учреждения. Гимназия и реальное училище К.И.Мая. Спб. 1913. 76с.
158. Мамардашвили М.И. Соловьев Э.Ю. Швырев B.C. Классика и современность. Две эпохи в развитии буржуазной философии. // Философия в современном мире. Философия и наука. М.1997//.
159. Мангасарян В.Н. Традиции в развитии экологической культуры общества. Спб. 1992. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Спб. 1992. 19с.
160. Марков Е. Теория и практика Яснополянской школы. Педагогические заметки тульского учителя. //Русский вестник. 1862. Май. Т.39, с 149-189.
161. Маркс К. Энгельс Ф. П.С.С. M. 1948.Т. 20.- 827с; T.42. 535с.
162. Материалы по коммерческому образованию. Съезд директоров и председателей попечительских советов в июне 1901 года. Спб. 1902.- 695с.
163. Медынский E.H. Принцип природосообразности воспитания в истории педагогики. //Советская педагогика. 1956. №2,с 52-67//.
164. Миропольский С.И. Школа и государство. Обязательность обучения в России. Исторические этюды. 1910. 25с.
165. Миропольский С.И. Школа и общество. Частный характер женских гимназий. Спб. 1891. 107с.
166. Миропольский С.И. Коменский и его значение в педагогике. Спб. 1872. 14с.
167. Михайлова М.В. Передовые школы нового типа созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века.
168. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М. 1966. 18с.
169. Михайлова М.В Общественные педагогические и просветительские ф организации дореволюционной России. М.1993. 163с.
170. Модзалевский JI.H. Очерк истории воспитания и обучения до наших времен. Спб. 1866. -949с.
171. Монтень М. Опыты. В трех книгах. Составитель М.П. Баскин, Ф.А. Ф Коган-Берштейн. M-JI. 1958 -1960.
172. Московская гимназия имениИ. И А. Медведниковых. Основы учебно-воспитательной организации и первые годы жизни ( 1901 -1904). Составительф В.П. Недачин. М.1904. -246с.
173. Московская гимназия имени И. и А. Медведниковых . Краткий очерк внешнего устройства и постановки учебно-воспитательной части. М. 1912.-189с.
174. Московская женская гимназия З.Д. Перепелкиной. М. 1884. 121с.
175. Московская женская гимназия Хвостовой. Права гимназии, задачи, < условия приема. М. 1914. 48с.
176. Московские мужские гимназии. Сведения о частных гимназиях в ® Москве. М. 1873. -76с.
177. Московская частная гимназия АЕ. Флерова. Условия приема и программы. М. 1911. 36с.
178. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М. 1991. -463с.
179. Мурманцев B.C. Мишевцева Э.П. Распалась цепь времен. // Вестник ^ высшей школы. 1989.№6, с 31-34.//
180. Недачин В.П. Краткий очерк внешнего устройства и постановки учебно-воспитательной части московской гимназии имени Медведниковых. М. 1912.- 167с.t* 164
181. Некрасов H. Основы общественных и естественных наук в средней школе. Спб. 1906. -47с.
182. Никитин А. Из прошлого наших гимназий / Заметки классика 70-х гг/ // ф Русский вестник 1890. Апрель т.207. с 44-74.//
183. Никонов Л.Н. Практические занятия по начальному курсу природоведения. Спб. 1907.- 17с.
184. Об естественно-исторических экскурсиях. //Учитель. 1866. №7,с.251-t 255//.
185. Об обязанностях в отношении к животным. (Для бесед с детьми). /Воспитание 1861. №9 С.245-250/.ф 196. О жестоком обращении с животными //Учитель 1866. №8, с 297-300//.
186. Образовательные прогулки по России 1894-1902. Воронеж, 1901. -130с.
187. Образовательные поездки в средней школе. Спб. Тенишевское училище. 1912.-847с.
188. Общество и природа. Исторические этапы взаимодействия. М. 1981.-344с.
189. О воспитании детей у древних христиан. М.1850.- 131с.
190. Олесницкий М.М. Курс педагогики. Киев, 1887.- 211с.
191. Ольхин П.М. Ознакомление детей с природой. Спб. 15с.
192. Орлов Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М. 1997. 17с.
193. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX- начале XX века. М. 1980. 164с.
194. Острогорский АН. Как устроить нашу среднюю общеобразовательную школу. Спб. 1903. -25с.
195. Отчет о состоянии Санкт-Петербургской частной гимназии и реального училища Л.Д. Леонтовской. февраль 1908. 12с.
196. Очерки истории школы и педагогики народов СССР,2 половины XIX века. М. 1978. 600с.
197. Пальникова Г.П. «Теория свободного воспитания» в России в период с 1907-1917. //Ученые записки. М.1968. Т.24,с 67-141.//.
198. Памятная книжка Тенишевского училища в Санкт-Петербурге 1901-02 и 1902-03 гг. Спб 1915. 123с.
199. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. Пг. 1916.-103с.
200. Первое десятилетие Российского общества покровительства животным в 1865-1875. Спб. 212с.
201. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Под редакцией М.Ф. Шабаевой. 1961-1965.
202. Петрищев А.Ф. История русской школы. Спб. 1905. 32с.
203. Петербургский «майский союз». Отчет за 1911- 1912гг. Спб. 1912. -32с.
204. Пиманова О.В. Развитие идей ненасилия в отечественной педагогике второй половины XIX- начала XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Владимир. 1996. 16с.
205. Полякова J1.B Развитие лицейского образования в России в конце XIX -Начала XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ярославль. 1997. 17с.
206. Психологический словарь. Под редакцией Авдеева H.H. М. 1996. 438с.218. 50 лет школе К.И. Мая. 1856-1906г. Сборник материалов. Спб. 1907.-137с.
207. Пясковский Н. Естествознание и этика. //Педагогический листок. 1901. №4, с 484-494.//
208. Райков Б.Е. Школьные экскурсии их значение и организация. /Сборник статей под редакцией Б.Е Райкова/ Спб. 1910. 333с.
209. Раумер К. История педагогики от возрождения классических знаний до нашего времени. Спб 1873. Часть 2. 132 с.
210. Ревякина. И.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины 14- первой половины 15 века. Новосибирск. 1993. 256с.
211. Редкин П.Г. Первое знакомство детей с природой. /Журнал для воспитания. 1857. №11. С 395-510.
212. Редкин П.Г. На чем должна основываться наука воспитания. Избранные педагогические сочинения. М. 1958. 314с.
213. Робер А.Н. Организация учебной части в гимназиях./ /Русский вестник. Т.29. М. 1860. С. 132-178.//
214. Розанов В. Статьи и заметки о школе Левицкой. Спб. 1912 28с.
215. Розанов В. Сумерки просвещения. М. 1990. 620с.
216. Романюк Л.В. Проблема гуманизма в русской педагогике второй половины XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М. 1997.- 16с.
217. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. T.l М. 1993. 607с; Т.2. М. 1999. 669с.
218. Российское общество покровительства животным. Исторический очерк деятельности Российского общества покровительства животным со дня его основания 4 октября 1865года по 1891 год, или за 25 лет его существования. Спб. 1890. 416с.
219. Рукавишников Г. Самообразование среди природы для детей. Спб. 1902. 16с.232. Русская школа 1900. №5-6.
220. Русский космизм. Антология философской мысли. М. 1993. 365с.
221. Русский турист. 1902. Май.
222. Русский экскурсант 1916. № 1-3.
223. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. Спб. 1911. 491с.
224. Сборник постановлений по гимназиям и прогимназиям. Учебные планы и программы. Спб. 1871.1. W 167
225. Сент-Илер К.К. Развитие в детях любви к природе./ /Воспитание и обучение. 1899. №5, с 177-216//.
226. Сеченов И. Научная деятельность русских университетов поф естествознанию за последние 25 лет./ /Вестник Европы. 1863. №11, с 330342//.
227. Скворцов И.В. О воспитании и нравственности. Спб. 1903. 46с.
228. Смирнов А.И. Современные идеалы воспитания. Казань, 1896.- 41с.
229. Современный дарвинизм и диалектика познания жизни. Л. 1985.- 67с.
230. Соколов Б.С. Биосфера: понятие, структура, эволюция. /В.И. Вернадский и современность. М. 1986. С. 97-135./ф 244. Соловьев B.C. История и будущность теократии. Сборник сочинений
231. B.C. Соловьева. Спб. Б.г. Т.4. (1883-1887).
232. Соловьев И. Об участии духовенства в деле народного образования. М. 1882.&4с.
233. Соловьев М.М. Естественно-исторические экскурсии в средней школе. Спб. 1910,- 16с.
234. Соображения о распределении предметов преподавания в гимназиях. Спб. 1864.-38с.
235. Спиноза Б. Собрание Сочинений. Под редакцией В.В. Соколова. Т2. М.1957.-727с.
236. Справка к смете Министерства Народного Просвещения на 1909. Спб. 1910. -53с.
237. Справка о существующих отличиях курса общеобразовательной школы князя Тенишева от курса реального училища. Спб. 1909. 88с.
238. Средние учебные заведение Е.П Залесской. Учебные планы ипрограммы. М.1908. -29с.
239. Степанов А.В. Две формы чувственности в генезисе городской среды. //Культура и искусство западноевропейцев средневековья//. М. 1981.- 422с.1. 168
240. Стоюнин В.Я. Педагогические сочинения. Спб. 1911. 488с.
241. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М. 1991. 357с.
242. Страхов H.H. О методике естественных наук и значение их в общем Ф образовании. Спб. 1865.- 117с.
243. Страхов Н. Естественные науки, как предмет общего образования. //Отечественные записки февраль 1861. Отд 1, с 301-324.//
244. Страхов H.H. Мир как целое. Черты из науки о природе. Спб. 1870.* 187с.
245. Страхов H.H. Об основных понятиях психологии и физиологии. Спб. 1890.-96с.ф 259. Страхов H.H. Философские очерки. Киев. 1906.- 488с.
246. Съезд учителей и деятелей в Петербурге. Июнь 1900.- 20с.
247. Тимошенко П.Д. Очерки науки о воспитании. Харьков. 1866.- 254с.
248. Тихомиров В.В. Курс педагогики, дидактики и методики. Вильна, 1904. -368с.
249. Толль Ф.Г. Одна из причин чувства жестокости в детях. /Журнал для воспитания. 1860. Т.7. кн4, с 112-118.
250. Толстой Л.Н. П.С.С. Т8. 1936.- 655с.
251. Толстой JI.H. Избранные педагогические сочинения. М. 1989. 542с.
252. Труды педагогического общества состоящего при Императорском Московском университете. М. 1900. Т. 1.- 188с.
253. Труды 1 Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Т1. Спб. 1914. 847с.
254. Уссинг Ж. Воспитание и обучение у греков и римлян. Спб. 1899.- 160с.
255. Устав первого русского детского майского союза для охраны птиц и покровительства животным. М Спб. 1903.- 6с.
256. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Под редакцией В.Я. Струминского. М. 1948. Т. 1-11.169
257. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Спб. 1916. 584с.
258. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Новосибирск. 1993.- 211с.
259. Философский энциклопедический словарь. Под редакцией A.A. ф Грекулова. М. 1989. 814с.
260. Флоренский П.А. Собрание сочинений. Под редакцией H.A. Струве. Париж, 1905. 398с.
261. Шагинян М.С. Человек и время: история человеческого становления. М. ^ 1982. -717с.
262. Шулейкин В.В. Дни прожитые. М. 1972. 603с.
263. Чекала С. Наши гимназии как общеобразовательные школы. /Вестник ф Европы. 1882. №3, с306-328, №4, с 776-796./.
264. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М. 1995. 766с.
265. Хрестоматия по истории педагогики. Для высших педагогических учебных заведений. М. 1938. Т. 1.-438с.
266. Цветков H.A. Недачин В.П. Проект организации учебно-воспитательной части гимназии имени И. и А. Медведниковых в Москве. М.1900,- 30с.
267. Цебель Э. О необходимости и средствах распространения в народе ^ гуманных чувств к животным. Учитель. 1862. №10, с 985-993.
268. Цертелев Д. Цель Общеобразовательной школы. //Русский вестник 1900. Апрель, с 665-672.//.
269. Циркуляр господина Министра Народного Просвещения попечителям учебных округов от 02. 08. 1900.№20165.
270. Экологические интуиции в русской культуре. М. 1992. -116с.
271. Экология и религия . Ч. 1. М.1994.- 206с.
272. Экскурсии в начальной школе: Руководство для ведения экскурсий поприродоведению. Казань 1917.-191с.
273. Экскурсионный вестник. 1914. №1.
274. Энциклопедический словарь. Под редакцией профессора И.А. Андреевского. Спб. 1891.1. Ц 170
275. Этическая мысль. М. 1991-1992.- 445с.
276. Южаков С. Дневник журналиста. /О гимназических учебниках/. Русское богатство 1897 №6, с 127-152./ф 291. Юркевич П.Д. Чтения о воспитании. М. 1865. 272с.
277. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики. М. 1869. 404с.
278. Юркевич П.Д. Философские произведения. М. 1890.- 669с.
279. Ягодовский К. Значение естествознания в общей системе обучения * ребенка. /Русская школа 1913. №5-6, с 95-104./.
280. Яновский К.П. Мысли о воспитании и обучении. Спб. 1900. -299с.
281. Ярош К.Н. Современные задачи нравственного воспитания. Харьков, ф Б.г. 168с.
282. Архивные источники и материалы.
283. Научный архив РАО ф18, ед. хр. 1, оп 281.
284. Научный архив РАО ф.18, оп 1, ед. хр.22.
285. Научный архив РАО ф18. Оп 1, ед. хр.205.
286. Научный архив РАО ф23, оп 1, ед. хр. 1, с. 476.
287. Научный архив РАО ф23, оп.7, ед. хр. 621. ^ 302. ЦГА Москвы Ф.459.оп.4. №2319.
288. ЦГА Москвы Ф.459. оп.4. №2313.
289. ЦГА Москвы Ф. 459. Оп.4, №3156, л. 164.
290. ЦИАМ Фонд 459, оп 3, ед. хр. 5366, л. 18, оп 4, ед. хр. 3883, л39.
291. ЦИАМ ф.459. оп.З, ед. хр.5072. л.27.
292. ЦИАМ ф143. Оп 1, №115. Л. 193-195.