автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики
- Автор научной работы
- Иванова, Наталия Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Стерлитамак
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики"
На правах рукописи
ИВАНОВА НАТАЛИЯ ИВАНОВНА
ПРИРОДОСООБРАЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
(на материале чувашских школ Республики Башкортостан)
13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
№
Стерлитамак-2004
Работа выполнена на кафедре педагогики Стерлитамакского государственного педагогического института
Научный руководитель
доктор педагогических наук, профессор
Планета Павловна Козлова
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Татьяна Николаевна Петрова
кандидат педагогических наук, доцент
Инна Михайловна Максимова
Ведущая организация Оренбургский государственный
педагогический университет
Защита состоится 15 июня 2004 года вХ£^0часов на заседании диссертационного совета Д 212.300.01 в ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» по адресу: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО
«Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».
Автореферат разослан <</Ь> ь^'С^^Л 2004г.
Ученый секретарь диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Актуальность исследования. В центре воспитательного процесса стоит человек как космо-био-социальное уникальное образование, питаемое историко-генетической основой, имеющее природно-социальный опыт родовых, национальных, культурных традиций, направленное на развитие своих сущностных сил. Такое понимание сущности человека предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса.
В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосооб-разности. Становление традиций народного воспитания было ориентировано на отношение к детям, природе, окружающему не по модели господства и подчинения, а на нравственную ответственность перед собой и миром. В народной педагогике человек воспринимался и воспитывался как органическая часть природы. Это обеспечивалось тесной неразрывной связью жизни народа с законами природы. Таким образом, еще до теоретического осмысления принципа природосообразно-сти философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в средствах воспитания, т.е. принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицинтном состоянии. Именно это позволило выявить данный принцип из опыта народного воспитания и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания.
Опыт, мудрость народов занимали умы таких выдающихся педагогов-классиков, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В.Ф. Дистер-вег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев и др. Так, впервые обоснованный Я.А. Коменским принцип природосообразности воспитания, проникнутый духом гуманизма, народности, патриотизма, является величайшим вкладом в развитие подлинно научного учения о воспитании. Природосообразность как основной принцип этнопедаго-гики выделяет исследователь народной педагогики Г.Н. Волков. Труды этого ученого выходят далеко за пределы региональной чувашской народной педагогики. Они сыграли большую роль в становлении и разви-
РОС. 1!Л !1 !'0|1 \41М!ЛЯ
с.^.гчтхл
3
тии этнопедагогики как науки, в определении предмета, педагогических основ, методологии, методов, средств и принципов данной науки, в создании концепции этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Природосообразное воспитание невозможно без этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в целом. Пути решения проблемы совершенствования воспитательного процесса лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий. Проблемы функционирования принципа природосообразности освещаются в работах В.В. Кумарина, А. Кушнира, Н.Д.Виноградовой и др. Природосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых рассматривается З.И. Тюмасевой. Принцип природосообразности в этнопедагогике нашел отражение в исследованиях П. П. Козловой. Проблемам методологии изучения народной педагогики посвящены исследования Ю.А. Рудь, Е.Л. Христовой и др. Вопросы исторической этнопедагогики изучает Т.Н. Петрова, над проблемой функционирования афоризмов в народной педагогике работает З.Б. Цаллагова, изучением семейной этнопедагогики занимается Э.И. Сокольникова, этнопедагогики среды - Л.В. Кузнецова. Гуманистические проблемы педагогики находят отражение в исследованиях З.Н. Нигматова, Р.Х. Шаймарданова, Я.И. Ханбикова, К.Ш. Ахиярова. Проблемы связи народной педагогики с современной практикой воспитания рассматриваются в работах Р. И. Байчоровой, В.И. Элашвили, С. Танхасаевой, И.Г. Швецовой, Н.А. Матвеевой, Р. Сулейманова, У.Ш. Атангулова, С.А. Мухамедьянова, , З.Ф. Исламо-вой, А.М.Сулейманова, Л. Канбековой, В.И. Баймурзиной, Х.Х. Бай-мурзина, A.M. Сафина и др. Разные аспекты привлечения данных народной педагогики в учебно-воспитательный процесс освещены в исследованиях Л.М. Кашаповой, P.M. Салимовой, В.А. Афанасьева, А.Я. Бугаевой, В.А. Иванова, М.Г. Харитонова, И.А. Шарова и др.
Вместе с тем, вопрос воспитания детей невозможно рассматривать вне реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социально-экономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие как средств воспитания, так и особенности организации процесса воспитания учащихся. Однако недостаточно исследованы особенности, возможности использования традиций природосообразного воспитания чувашского народа в условиях полиэтничности. Так, эта ситуация характерна для чувашской диаспоры, проживающей в Башкортостане и других регионах страны. Качественно иные условия (другая природа, разнообразное этническое окружение, многообразие культур, иной уклад жизни и др.) предъявляют
новые требования к природосообразному воспитанию чувашских детей в семье и школе, так как вхождение в новую среду социального существования всегда связывается с изменением привычного образа жизнедеятельности и требует адаптации к данным условиям.
Следует также отметить, что в педагогической теории и практике нет специальных работ по природосообразному воспитанию средствами народной педагогики, что актуализирует данное направление в исследованиях.
Проблема заключается в противоречии между необходимостью природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики и недостаточной разработанностью педагогических условий организации этого процесса как в учебной, так и внеклассной и внешкольной формах в чувашских школах Республики Башкортостан.
Таким образом, актуальность избранной проблемы обусловлена социальными запросами совершенствования воспитания подрастающего поколения.
В поисках возможности преодоления данного противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы условия природосообразного воспитания учащихся в чувашских школах Республики Башкортостан?
Острота проблемы, недостаточная ее разработанность, поиск способов и путей разрешения существующих противоречий и значимость их для теории и практики воспитания послужили основанием для определения темы исследования: «Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (на материале чувашских школ Республики Башкортостан»).
Объектом исследования является природосообразность в учебно-воспитательном процессе.
В качестве предмета исследования выступает природосообраз-ное воспитание учащихся средствами народной педагогики в чуваш -ских школах Республики Башкортостан.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить условия природосообразного воспитания средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан.
Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть гипотезу: природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан будет протекать эффективно, если:
-учитываются сущность и специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики;
-учитывается процесс адаптации в полиэтническом пространстве как особенность природосообразного воспитания;
-осуществляется сотрудничество семьи и школы как целостного института природосообразного воспитания;
-организуется целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1 .Осуществить историко-теоретический анализ принципа приро-досообразности.
2.Раскрыть сущность, специфику и природосообразную значимость средств чувашской народной педагогики.
3.Выявить особенности адаптации учащихся в чувашских школах Республики Башкортостан.
4.Разработать модель природосообразного воспитания, содержащую этнопедагогизацию процесса в чувашской семье и школе.
5.Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия природосообразного воспитания.
Методологическую основу исследования составляют концепция освоения и творческой переработки историко-педагогического наследия (Г.Н. Волков, К.Ш.Ахияров, Т.Н. Петрова и др.); концепция о при-родосообразном подходе к обучению и воспитанию (В.В.Кумарин, А. Кушнир, П.П.Козлова, З.И.Тюмасева и др.); концепция об этносоциальном подходе к образованию (С.Ю.Курганов, З.Г.Нигматов, А.М.Анохин); культурологический подход (Э-Г.Т.Ардаширова, ВЛ.Бенин); аксеологический подход (А.В. Кирьякова, А.Т.Михайлов); деятельностный подход (В.А.Сластенин, Р.М.Асадуллин); работы по методологии и теории педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Г.В. Воробьев, В.И. Загвязинский, А.Я. Наин и др.); по основам моделирования (В.В. Краевский, А.И. Уемов, А.Т. Шумилин).
Теоретическую основу исследования составили философские, культурологические и этнографические работы А.Ф. Лосева, Л.Н. Гумилева, Д.С. Лихачева, Б.Т. Лихачева, М.М. Бахтина, Г.Д. Гачева, М.С. Кагана, А.И. Арнольдова, Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнова и др.; работы по психологии, этнопсихологии, этносоциологии, педагогике и этнопе-дагогике И.А. Зимней, B.C. Мухиной, Т.Г. Стефаненко, В.Г. Крысько, Э.А. Саракуева, М.О. Мнацаканян, Р.С. Немова, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова, Г.Н. Волкова, В.В. Кумарина, П.П. Козловой, Т.Н. Петровой, В.Г. Рындак, М.Г. Тайчинова, Я.И. Ханбико-ва, М.Г. Харитонова, К.Ш. Ахиярова и др.
Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались разнообразные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение философской и психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, опрос, наблюдение, рефлексивный анализ наблюдаемых явлений, изучение школьной документации, изучение опыта народного воспитания, ретроспективный анализ опыта собственной воспитательной деятельности, учителей и родителей, моделирование, педагогический эксперимент, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.
В качестве экспериментальной базы исследования были задействованы 8 чувашских школ Аургазинского, Кармаскалинского, Стерли-тамакского, Миякинского районов Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 284 учащихся, 55 учителей и руководителей образовательных учреждений.
Исследование осуществлялось в период с 2001 по 2004 гг. и включало несколько этапов.
На первом, поисково-теоретическом этапе (2001 - 2002 гг.) изучались и анализировались философские, культурологические, этнографические, психолого-педагогические источники, опыт народного воспитания, школьная документация, использование народной педагогической культуры в школах; раскрывались сущность, специфика приро-досообразных средств чувашской народной педагогики; были определены исходные позиции исследования и проведен констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась методика формирующего этапа эксперимента, разрабатывалась и апробировалась модель природосооб-разного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики.
На втором этапе, опытно-экспериментальном (2002 - 2003 гг.), осуществлялась работа по организации и проведению формирующего этапа эксперимента, проводились срезы по формирующему этапу эксперимента, анализировались результаты контрольного этапа эксперимента.
Третий, заключительно-оценочный этап (2003 - 2004гг.), был посвящен систематизации полученных данных, формированию выводов, оформлению диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
-определено сущностное значение природосообразного воспитания в народной педагогике;
-выделена специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики;
-выявлены особенности процесса адаптации учащихся чувашских школ в полиэтническом пространстве Республики Башкортостан, что составляет специфику природосообразного воспитания учащихся;
-разработана модель природосообразного воспитания, содержащая этнопедагогизацию процесса в чувашской семье и школе.
Теоретическое значение выполненной работы состоит в том, что она обогащает сущностное значение природосообразного воспитания в народной педагогике, раскрывает возможности природосообраз-ного воспитания в условиях полиэтничности, разработки концептуальных основ природосообразного воспитания средствами народной педагогики, что создает возможности этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования и разработанные автором программа факультативного курса и методические рекомендации могут быть использованы преподавателями, учителями и руководителями школ в качестве методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса работы по педагогическому просвещению родителей; а также для разработки учебных программ и методических пособий, по изучению проблемы природосообразного воспитания; студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и дипломных работ; родителям в воспитании детей в семье.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных автором, обеспечиваются выбором методологической основы и комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, количественным и качественным анализом фактов, материалов и результатов опытно-экспериментальной работы, реально отражающих теоретическую и практическую сторону исследуемой проблемы.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Природосообразное воспитание учащихся эффективно с учетом специфики средств, включающих в себя народные идеи, факторы, формы воспитания.
2. В условиях Республики Башкортостан в чувашских школах происходит адаптация учащихся к условиям полиэтнического пространства. Учитывая, что феномен адаптации имеет место в самой природе, данный процесс помогает природосообразному воспитанию.
3. Семья и школа составляют целостный институт природосооб-разного воспитания.
4. Модель природосообразного воспитания включает целенаправленную этнопедагогизацию учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся в чувашских школах Республики Башкортостан.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных (г. Москва, 2001; г. Чебоксары, 2003; г.Пермь, 2003; г. Казань, 2004; г. Белово, 2004; г. Новосибирск, 2004), всероссийских (г. Челябинск, 2002; г. Бирск, 2002; г. Стерлитамак, 2002; г. Нижнекамск, 2003; г.Пермь, 2003; г.Казань, 2003), региональных. (г.Уфа, 2003; г.Новосибирск, 2004) научно-практических конференциях, на кафедре педагогики СГПИ (2001, 2002, 2003, 2004). Результаты исследования внедрены в практику работы Меселинской и других СОШ Аургазин-ского, Кармаскалинского, Стерлитамакского, Миякинского районов Республики Башкортостан.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность исследования, показывается состояние изученности проблемы, определяется цель, объект, предмет, формулируется гипотеза и задачи исследования, раскрываются теоретико-методологические основы, этапы, методы исследования, положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации.
Содержанием первой главы «Историко-теоретический анализ принципа природосообразности» является исследование сущности принципа природосообразности в педагогике и опыте народного воспитания.
В первом параграфе рассматривается понятие принципа приро-досообразности в педагогике.
Принцип природосообразности в различные периоды, этапы своего существования в педагогической теории являет разные грани раскрытия своей сущности. В классической педагогической теории ЯЛ. Коменского - через живую и неживую природу; в учении И.Г. Песта-лоцци - через первоэлементы, природно данные от бога; в теории Ж.-Ж. Руссо - через природу самого ребенка; в дидактике А. Дистервега -через социальную природу, культуру; в педагогическом наследии К.Д Ушинского - как антропологическое явление.
В годы советской власти это принцип менялся несколько раз. Официальная педагогика сначала заменила принцип природосообраз-ности на более узкий принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Но в 70-е годы 20 века, обнаружив его ограниченность, заменила на другой, чуть шире трактующий подход к воспитанию - принцип индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 90-х годов 20 века происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности.
Одним из ученых-педагогов, выступавших за возрождение принципа природосообразности, за построение новой системы образования, новой педагогики на основе данного принципа, являлся В.В. Кумарин, утверждавший, что обучение и воспитание лишь тогда будут впрок, когда их законы начнут выводиться из неизменяемой природы человека.
А.Кушнир в своих статьях ставит вопрос о создании природосо-образных технологий обучения и воспитания в противовес развивающему и другим искусственным технологиям. По его мнению, в этой области пока еще больше теоретизирования, нежели практических достижений, но отдельные частные технологии могут быть созданы в ближайшее время путем активного обращения к народной педагогике.
Также следует выделить научные исследования Н. Д. Виноградовой и П.П. Козловой, направленные на изучение проблем функционирования принципа природосообразности. Так, П.П. Козлова в диссертации «Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики» (1998) фундаментально обосновывает сущность данного принципа, доказывает целесообразность рассмотрения принципа природосообразности как методологического принципа философии образования.
З.И. Тюмасева изучает природосообразность с точки зрения ва-леологии и рассматривает природосообразное образование в качестве фактора оздоровления обучаемых. Мы придерживаемся определения природосообразного образования, данного З.И. Тюмасевой и параметры, которые туда вошли, вложили в основу нашего понимания приро-досообразного воспитания.
Таким образом, под природосообразным воспитанием мы понимаем такое воспитание, которое во всех своих основных характеристических свойствах соответствует природе субъектов воспитания, а также природе этноса и законам Природы в целом.
Основная цель природосообразного воспитания состоит в реализации принципа природосообразности, соответствующего сущности человека как космо-био-социального существа.
Природосообразное воспитание предполагает природосообраз-ную воспитанность человека, которая понимается нами как наличие качеств, соответствующих его природе (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своего этноса), законам Природы и Космоса в целом.
Второй параграф исследования посвящен рассмотрению сущности природосообразности в опыте народного воспитания.
Народное воспитание имеет ряд своих сущностных признаков и специфических особенностей. Анализ их с точки зрения научной педагогики подтверждает целостный характер воспитания человека, возможность целостного формирования и развития личности, целостного её обновления как субъекта и стратега собственной жизни. Особую ценность в анализе сущности природосообразности в опыте народного воспитания, отвечающего цели данного параграфа, представляют социальный, психологический, философский и естественно-биологический его аспекты.
Для того, чтобы яснее представить сущность социального аспекта народного воспитания, нужно обратиться к вопросу возникновения самого общества - социума, т.к. на первый взгляд может показаться, что сами понятия «природосообразный» и «социальный» противопоставлены друг другу по значению «естественный» и «искусственный». Если известно, что человек является частью природы и живет по ее законам, а социум - рукотворная среда обитания человека, - то созданный человеком социум должен был воплотить законы бытия природы. Вместе с тем, рукотворная среда (социум) не устраняла значение первозданной среды (природы) для человека, не ликвидировала его отношения к ней, а сама выступала как специфическая для человека форма его связи с природой, его единства с ней.
Следует отметить и о собственно этнической стороне народной педагогики. Как утверждал А. Дистервег, каждая нация имеет свои особенности, обусловленные природой и историей, свой национальный дух, находящие выражение как в бытии народа, так в культуре и в опыте народного воспитания. Являясь проявлением этничности, народная педагогика выступает в роли своеобразного «хранителя» единого языка, общих черт и стабильных особенностей культуры, быта, традиций взаимоотношений с окружающим миром, обычаев. Иначе, по-мнению Г.Н.Волкова, народная педагогика является олицетворением специфи-
чсского естественного микроклимата, удерживающего и закрепляющего особенности психики данного народа, стереотипы поведения и черты характера.
Следующим аспектом рассмотрения сущности природосообраз-ности в опыте народного воспитания является психологический. Как утверждает К.Ш. Ахияров, воспитательные установки народной педагогики полностью соответствуют данным психологической науки: для ребенка реальность разделена на две сферы - «мир природы и вещей» и «мир людей». Овладение вещью невозможно путем адаптации: необходим особый процесс усвоения ребенком способов действий с каждой вещью, взаимодействий с природой, который ненавязчиво организовывается в повседневной жизни.
В целом, философия народа, его религиозно-мифологическое мировоззрение и воспитательный опыт построены на совокупности представлений человека о Добре и Зле, о Любви и Бесконечности жизни, о нравственной ответственности человека перед собой и миром, о Матери и Дитяти и т.д.
В анализе естественного аспекта народного воспитания обнаруживается такая характеристика воспитания, которая отличается от предыдущих непосредственной связью с органическим миром, выражаемым прежде всего физиологическими возможностями и потребностями объектов и субъектов народного воспитания, специфическими особенностями самого воспитательного процесса в народной среде (его гене-тичностью, целенаправленностью и целесообразностью; инстинктивностью, непрерывностью и ритмичностью; органичностью, жизнесооб-разностью и природосообразностью).
Бесспорно, каждый народ имеет свою оригинальную «систему» воспитания, основанную на его этнофилософии, этнопсихологии и эт-нокультуре. Но в то же время мы вправе говорить и о некоторых общих принципах воспитания всех народов, среди которых К.Ш. Ахияров выделяет следующие:
- педагогическая культура каждого народа зиждется на его языке, без родного языка нет народной педагогики;
- основы личности закладываются в самом раннем детстве;
- в основе педагогической культуры лежат идеалы добра, истины и красоты (гармоничное развитие, духовных, умственных и физических сил человека);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- разумная любовь к детям, подготовка их к жизни и упорному
труду;
-многообразие методов воздействия, комплексный подход;
-учет регионально-этнической особенности;
-и, наконец, пронизывающая все эти принципы, природосообраз-ность в широком смысле слова, начиная с рассмотрения человека как части природы и заканчивая глубоко психологически обоснованным формированием главных черт личности в самом раннем детстве.
В решении проблемы природосообразного воспитания учащихся огромную пользу может оказать использование средств народной педагогики. Здесь следует отметить, что понятие «средство» мы используем в общелингвистическом значении этого слова, которое в «Толковом словаре русского языка» СИ. Ожегова определяется как «то, что способствует достижению какой-либо цели», в нашем же случае—то, что способствует природосообразному воспитанию.
На протяжении веков чувашским народом были разработаны методы, формы, средства формирования народного идеала совершенного человека. И если в идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться, гармонично развивая все стороны, своей личности, то содержательным элементом данного процесса выступают имеющиеся у всех народов заповеди как программа воспитания совершенного человека. Например, у чувашского народа известны семь заповедей воспитания, ключевыми словами которых являются: трудолюбие, здоровье, ум, дружба, целомудрие, доброта, честность. Их реализация являлась обязательной целью народного воспитания.
Вопрос воспитания детей невозможно рассматривать вне реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социально-экономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие как средств воспитания, так и особенности организации процесса воспитания детей, живущих в условиях полиэтнич-ности.
Качественно иные условия (иная природа, полиэтническое окружение, другая культура, иной уклад жизни и др.) предъявляют новые требования к этносу и его представителям. Так или иначе переход в новую среду социального существования всегда связан с изменением привычного образа жизнедеятельности и требует адаптации к данным условиям.
Так, чуваши в условиях Республики Башкортостан стали более гибкими, мягкими, выживаемыми, коммуникабельными, они знают много языков (многоязычны), понимают и ценностно относятся к культуре других народов. Возникшие в процессе адаптации новые традиции
чуваши передают своим детям, воспитывают в них необходимые качества. Как в природе гибкое растение приспосабливается и продолжает расти, так и в полиэтническом пространстве народ адаптируется и продолжает развиваться. Таким образом реализуется природосообразность в жизнедеятельности и в воспитании чувашей Башкортостана.
Проведенный анализ ключевых понятий исследования, рассмотрение механизма, факторов, отличительных черт природосообразного воспитания, выявление сущности природосообразности в опыте народного воспитания обусловили необходимость осуществления моделирования процесса природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан (рисунок I).
Рисунок 1
Модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики
Во второй главе «Педагогические условия природосообразно-го воспитания средствами народной педагогики в чувашской семье и школе» дается описание проведенной экспериментальной работы по апробации разработанной модели природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики.
Результаты среза констатирующего этапа эксперимента показали зависимость природосообразного воспитания учащихся от наличия обоснованных педагогических условий. Анализ деятельности по при-родосообразному воспитанию позволил определить педагогические условия, способствующие повышению эффективности природосооб-разного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан:
-сущность и специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики;
-процесс адаптации в полиэтническом пространстве как особенность природосообразного воспитания;
-сотрудничество семьи и школы как целостного института при-родосообразного воспитания;
-целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.
В рамках формирующего этапа эксперимента разработана программа факультативного курса «Родной край как фактор природосооб-разного воспитания человека», организован процесс природосообраз-ного воспитания учащихся в учебном процессе, а также разработаны внеклассные, внешкольные и семейные формы природосообразного воспитания, организовано обучение руководителей, учителей, воспитателей и родителей по вопросам природосообразного воспитания детей, предусмотрен пересмотр содержания деятельности досуговых центров.
В качестве показателей природосообразной воспитанности учащихся нами взяты следующие критерии: мотивационный; информационный; деятельностный; результативный.
Эти критерии были положены в основу определения уровней природосообразной воспитанности при апробировании модели приро-досообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан. Таким образом, опытно-экспериментальная работа предполагает диагностику уровня приро-досообразной воспитанности учащихся по нескольким показателям, вошедшим в критерии. В работе используются три уровня показателей природосообразной воспитанности учащихся: высокий, средний, низкий.
Применение взаимозаменяемых методов диагностики позволило повысить объективность полученных результатов.
Коэффициент выраженности диагностируемых показателей вычислялся по каждому учащемуся в контрольных и экспериментальных группах в рамках констатирующего и формирующего этапов эксперимента по следующей формуле:
К=(£/Ртах) 100%, где, Ртах-прогнозируемый показатель;
абсолютный показатель. При распределении уровней диагностируемых показателей относительно коэффициента выраженности были учтены результаты анализа статистических данных констатирующего этапа эксперимента (см. таблицу 1).
Таблица 1
Распределение уровней диагностируемых показателей относи_тельно коэффициента выраженности ( % )._
№ п/п уровень коэффициент
1. низкий от 0 до 30
2. средний от 40 до 60
3. высокий от 70 до 100
В процессе экспериментальной работы проведено три среза: в 2002, 2003 и 2004 годах. Проведение срезов осуществлялось на основе критериев и показателей природосообразной воспитанности учащихся. Изменения, произошедшие в процессе природосообразного воспитания учащихся экспериментальной группы, показаны в таблице 2.
Таблица 2
Распределение учащихся экспериментальной группы
по уровням природосообразной воспитанности (%)
№ п/п Критерии Уровни 2002г. 2003 г. 2004 г.
1. Мотивационный В 35,0 48,0,0 65,0
С 37,0 38,0 33,0
н 28,0 14,0 2,0
2. Информационный в 9,0 20,0 51,0
с 55,0 65,0 49,0
Н 36,0 15,0 0,0
3. Деятельностный В 8,0 33,0 60,0
С 52,0 43,0 40,0
Н 40,0 24,0 0,0
4. Результативный В 13,0 58,0 78,0
С 53,0 36,0 18,0
Н 34,0 6,0 4,0
Указанные в таблице сравнительные показатели нагляднее представляются на рисунке 2.
Рисунок 2
Динамика природосообразной воспитанности учащихся средствами народной педагогики
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что методически правильная организация работы по природосообраз-ному воспитанию учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан позволила совершенствовать все компоненты данного воспитания. Это выразилось в том, что уровень природосообразной воспитанности в начале эксперимента у учащихся контрольных и экспериментальных классов не имел различий. После формирующего этапа эксперимента произошли положительные изменения, то есть возникла заметная разница для выделения высокого, среднего и низкого уровней природосообразной воспитанности учащихся. К концу эксперимента сопоставление результатов уровней природосообразной воспитанности учащихся контрольных и экспериментальных групп позволило выявить в них значительное отличие. Полученные данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика природосообразной воспитанности учащихся
Группы Уровни
Высокий Средний Низкий
ДО после до после до после
Экспермен- тальные(151 учащийся) 16,4 63,5 49,6 3,5 34,0 3,0
Контрольные (133 учащихся) 16,0 16,6 46,0 46,4 38,0 37,0
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность предложенной модели природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан.
В заключении сделаны общие выводы по всему исследуемому материалу..
Понимание сущности человека как органической части природы предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса. Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.
Историко-теоретический анализ принципа природосообразности выявил необходимость изучения и использования средств народной педагогики в современном воспитательном процессе. Природосообраз-ность предполагает, что воспитание основывается на научном понимании взаимосвязи природы и социокультурных процессов, тем самым выявляя тесную связь с принципом культуросообразности, предполо-гающим построение воспитательного процесса на основе культуры того или иного этноса, а также культуры, соответствующей данной эпохе.
В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (если даже находится в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности. Это обеспечивалось тесной неразрывной свя-
зью жизни с законами природы, следовательно, природосообразным воспитанием подрастающего поколения.
Вместе с тем, вопрос воспитания учащихся невозможно рассматривать вне реальных процессов и условий жизни, определяющих особенности организации процесса воспитания. Так, в чувашских школах Республики Башкортостан происходит адаптация учащихся к условиям полиэтнического пространства, Учитывая, что феномен адаптации имеет место в самой природе, данное явление способствует природосооб-разному воспитанию.
Следует отметиь, что природосообразное воспитание предполагает природосообразную воспитанность человека, которая понимается нами как наличие качеств, соответствующих его природе (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своего этноса), законам Природы и Космоса в целом. В качестве показателей природосообразной воспитанности учащихся нами взяты следующие критерии: мотивационный; информационный; деятельно-стный; результативный. Эти критерии были положены в основу определения уровней природосообразной воспитанности, которые выявили процессе работы положительную динамику.
Результаты опытно-экспериментальной работы по природосооб-разному воспитанию учащихся средствами народной педагогики подтвердили выдвинутую гипотезу. Природосообразное воспитание находится в зависимости от следующих условий:
-сущность и специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики;
-процесс адаптации в полиэтническом пространстве как особенность природосообразного воспитания;
-сотрудничество семьи и школы как целостного института при-родосообразного воспитания;
-целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.
Таким образом, проделанная исследовательская работа позволяет определить теоретическую сущность и процессуальную специфику природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан, выявить и обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность указанного процесса.
Материалы данного исследования и разработанные автором программа факультативного курса и методические рекомендации «Родной край как фактор природосообразного воспитания человека» могут быть
использованы преподавателями, учителями и руководителями школ в качестве методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса и для педагогического просвещения родителей, а также для разработки учебных программ и методических пособий по изучению проблемы природосообразного воспитания; студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и дипломных работ; родителями в воспитании детей в семье.
Результаты данного исследования свидетельствуют, что оно не исчерпывает всей проблемы природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики. Исследования и изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены. В частности, требуют специального изучения влияние условий полиэтничности на развитие педагогической культуры башкирских чувашей, вопросы этнопедагогизации процесса природосообразного воспитания, создание системы контроля, позволяющей получать объективную оценку уровней природосообразной воспитанности, разработка системы методов, форм и средств природосообразного воспитания учащихся, интеграции идей, традиций, форм и методов, средств народной педагогики с при-родосообразными технологиями воспитания.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Родной край как фактор природосообразного воспитания детей: Программа и методические рекомендации для спецкурса по этно-педагогике. - Стерлитамак: СГПИ, 2003. - 22с.
2. Природосообразность как альтернативное мнение, касающееся модернизации профессионального образования// Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф.: В 2-х ч. -Ч.Н. - Челябинск: Образование, 2002. - 290с. - С.237-239.
3. Использование чувашских народных песенных традиций как средство природосообразного воспитания учащихся в подготовке будущих учителей. // Система управления качеством образования в вузе и школе: Сб. материалов: В 2-х ч. - 4.1. - Стерлитамак: СГПИ, 2002. -200с.-С. 28-29.
4. Природосообразная сущность чувашской народной педагогики и ее традиции в СЧУШ ИЛ. Яковлева (к вопросу о природосообразном воспитании учащихся на основе идей и традиций чувашской народной педагогики)// Реализация идей и наследия И.Я. Яковлева в современной
многонациональной школе: Сборник научных трудов. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. - 274с. - С. 173-175.
5. Этнопедагогический аспект принципа природосообразности: опыт природосообразного воспитания на основе народной педагогики.// Этнодидактика народов России: практико-ориентированный подход к обучению: Материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. 13-14 мая 2003г. - Нижнекамск: Чишмэ, 2003. - 228с. - С. 100-102.
6. Природособразное воспитание учащихся на основе традиций народной педагогики как приоритетное направление воспитательной работы школы.// Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. 27 мая 2003г.: В 6т. - Т.2. - Пермь: ПГТУ, 2003. - 293с. -С. 239-241.
7. Традиционная культура и этнокультурные процессы с позиции природосообразности.// Культура народов Башкортостана: история и современность: Материалы региональной научной конференции «Культурное наследие народов Башкортостана», посвященной Д.Ж. Валеева 18 апреля 2003г. - Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 282с. - С.75-76.
8. Воспитательный потенциал спецкурса «этнопедагогика» в природосообразном воспитании будущего учителя.// Воспитание будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Сб. научных трудов и материалов Всероссийской науч.-практ. конф. «Воспитательный потенциал учебных дисциплин общепрофессионального цикла в формировании личности будущего учителя». - Казань: КГПУ, 2003. -376С.-С.131-133.
9. Природосообразность как гуманистический принцип в педагогике.// Гуманистические традиции и инновации в педагогике. Научные труды и материалы X Международной науч.-практ. конф., посвященной 60-летию Российской Академии Образования /Под ред. З.Г. Нигма-това, Р.Ш Маликова. - Казань: КГПУ, 2003.-262с.-С. 172-173.
10. Этнопедагогическая культура как средство реализации принципа природосообразности в современном воспитательном процессе школы (на примере чувашских школ Республики Башкортостан)// Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России: Материалы Международной науч.-практ. конф.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. - 859с. - С. 247-251.
Автореферат разрешен к печати диссертационным советом Д 212.300.01 при ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» 27 апреля 2004г.
И211§
Подписано в печать Гарнитура «Times» Бумага ксероксная. Формат 60х84 Печать оперативная. Усл.-печ. л. 1,4. Заказ № 84/04. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии Стерлитамакского государственного
педагогического института: 453103, Стерлитамак, пр. Ленина, 49.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Иванова, Наталия Ивановна, 2004 год
Введение.
Глава I. Историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности.
1.1.Понятие принципа природосообразности в педагогике.
1.2.Сущность принципа природосообразности в опыте народного воспитания.
1.3.Модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики.
Выводы по первой главе.
Глава II. Педагогические условия природосообразного воспитания средствами народной педагогики в чувашской семье и школе.
2.1. Организация природосообразного воспитания в учебном процессе.
2.2. Внеклассные, внешкольные и семейные формы природосообразного воспитания.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по природосообразному воспитанию учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики
Башкортостан.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики"
В центре воспитательного процесса стоит человек как космо-био-социальное уникальное образование, питаемое историко-генетической основой, имеющее природно-социальный опыт родовых, национальных, культурных традиций, направленное на развитие своих сущностных сил. Такое понимание сущности человека предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса. Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.
В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности. Становление традиций народного воспитания было ориентировано на отношение к детям, природе, окружающему не по модели господства и подчинения, а на нравственную ответственность перед собой и миром. Это обеспечивалось тесной неразрывной связью жизни с законами природы, следовательно, природосообразным воспитанием подрастающего поколения. В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития. Еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания, т.е. принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицинтном состоянии. Именно это позволило выявить данный принцип из опыта народного воспитания и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания.
Опыт, мудрость народов занимали умы таких выдающихся педагогов-классиков, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев и др. Так, впервые обоснованный Я.А. Коменским принцип природосообразности воспитания, проникнутый духом гуманизма, народности, патриотизма, является величайшим вкладом в развитие подлинно научного учения о воспитании. Природосообразность как основной принцип этнопедагогики выделяет исследователь народной педагогики Г.Н. Волков. Труды этого ученого выходят далеко за пределы региональной чувашской народной педагогики. Они сыграли большую роль в становлении и развитии этнопедагогики как науки, в определении предмета, педагогических основ, методологии, методов, средств и принципов данной науки, в создании концепции этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Природосообразное воспитание невозможно без этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в целом. Пути решения проблемы совершенствования воспитательного процесса лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий. Проблемы функционирования принципа природосообразности освещаются в работах В.В. Кумарина, А. Кушнира, Н.Д.Виноградовой и др. Природосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых рассматривается З.И. Тюмасевой. Принцип природосообразности в этнопедагогике нашел отражение в исследованиях П.П. Козловой. Проблемам методологии изучения народной педагогики посвящены исследования Ю.А. Рудь, E.JT. Христовой и др. Вопросы исторической этнопедагогики изучает Т.Н. Петрова, над проблемой функционирования афоризмов в народной педагогике работает З.Б. Цаллагова, изучением семейной этнопедагогики занимается Э.И. Сокольникова, этнопедагогики среды - JT.B. Кузнецова. Гуманистические проблемы педагогики находят отражение в исследованиях З.Н. Нигматова, Р.Х. Шаймарданова, Я.И. Ханбикова, К.Ш. Ахиярова. Проблемы связи народной педагогики с современной практикой воспитания рассматриваются в работах Р.И. Байчоровой, В.И. Элашвили, С. Танхасаевой, И.Г. Швецовой, Н.А. Матвеевой, Р. Сулейманова, У.Ш. Атангулова, С.А. Мухамедьянова, З.Ф. Исламовой, А.М.Сулейманова, Л. Канбековой, В.И. Баймурзиной, Х.Х. Баймурзина, A.M. Сафина и др. Разные аспекты привлечения данных народной педагогики в учебно-воспитательный процесс освещены в исследованиях Л.М. Кашаповой, P.M. Салимовой, К.Х. Гизатуллиной, В.А. Афанасьева, А.Я. Бугаевой, В.А. Иванова, М.И. Стельмахович, М.Г. Харитонова, И.А. Шарова и др.
Вопрос воспитания детей невозможно рассматривать вне реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социально-экономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие как средств воспитания, так и особенности организации процесса воспитания учащихся. Однако недостаточно исследованы особенности, возможности использования традиций природосообразного воспитания чувашского народа в условиях полиэтничности. Так, эта ситуация характерна для чувашской диаспоры, проживающей в Башкортостане и других регионах страны. Качественно иные условия (другая природа, разнообразное этническое окружение, многообразие культур, иной уклад жизни и др.) предъявляют новые требования к природосообразному воспитанию чувашских детей в семье и школе. Вхождение в новую среду социального существования всегда связывается с изменением привычного образа жизнедеятельности и требует адаптации к данным условиям.
Следует также отметить, что в педагогической теории и практике нет специальных работ по природосообразному воспитанию средствами народной педагогики, что актуализирует данное направление в исследованиях.
Проблема заключается в противоречии между необходимостью в природосообразном воспитании учащихся средствами народной педагогики и недостаточной разработанностью педагогических условий организации этого процесса как в учебной, так и внеклассной и внешкольной формах в чувашских школах Республики Башкортостан.
Таким образом, актуальность избранной проблемы обусловлена социальными запросами совершенствования воспитания подрастающего поколения.
В поисках возможности преодоления данного противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы условия природосообразного воспитания учащихся в чувашских школах Республики Башкортостан?
Целью исследования является решение данной проблемы. Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в чувашских школах Республики Башкортостан.
В качестве предмета исследования выступает процесс природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан.
Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть гипотезу: природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан будет протекать эффективно, если:
- учитываются сущность и специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики;
- учитывается процесс адаптации в полиэтническом пространстве как особенность природосообразного воспитания;
- осуществляется сотрудничество семьи и школы как целостного института природосообразного воспитания; организуется целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Осуществить историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности.
2. Раскрыть сущность, специфику и природосообразную значимость средств чувашской народной педагогики.
3. Разработать модель природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан.
4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия природосообразного воспитания учащихся чувашских школ Республики Башкортостан.
Методологическую основу исследования составляют произведения классической педагогической литературы (Я. А Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), концепция освоения и творческой переработки историко-педагогического наследия (Г.Н. Волков, К.Ш.Ахияров, Т.Н. Петрова и др.); концепция о природосообразном подходе к обучению и воспитанию (В.В.Кумарин, А. Кушнир, П.П.Козлова, З.И.Тюмасева и др.); концепция об этносоциальном подходе к образованию (С.Ю.Курганов, З.Г.Нигматов, А.М.Анохин); культурологический подход (М.М. Бахтин, Э-Г.Т.Ардаширова, В.Л.Бенин); аксеологический подход (А.В. Кирьякова, А.Т.Михайлов); деятельностный подход (В.А.Сластенин, Р.М.Асадуллин, В.Г. Рындак); работы по философии культуры (М.С. Каган, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин), философии образования (Б.Т. Лихачев, Б.С. Гершунский), методологии и теории педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, А .Я. Найн и др.); по основам моделирования (В.В. Краевский, А.И. Уемов, А.Т. Шумилин).
Теоретическую основу составили философские, культурологические и этнографические работы Л.Н. Гумилева, Д.С. Лихачева, Г.Д. Гачева, А.И. Арнольдова, Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнова и др.; работы по психологии, этнопсихологии, этносоциологии, педагогике и этнопедагогике И.А. Зимней, B.C. Мухиной, Т.Г. Стефаненко, В.Г. Крысько, Э.А. Саракуева, М.О. Мнацаканян, Р.С. Немова, Ю.П. Азарова, Г.Н. Волкова, Н.Д. Виноградовой, П.П. Козловой, Т.Н. Петровой, М.Г. Тайчинова, E.JI. Христовой, A.JL Бугаевой, Я.И. Ханбикова, М.Г. Харитонова, К.Ш. Ахиярова и др.
Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались разнообразные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение философской и психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, опрос, наблюдение, рефлексивный анализ наблюдаемых явлений, изучение школьной документации, изучение опыта народного воспитания, ретроспективный анализ опыта собственной воспитательной деятельности, учителей и родителей, моделирование, педагогический эксперимент, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.
В качестве экспериментальной базы исследования было задействовано 8 чувашских школ Аургазинского, Кармаскалинского, Стерлитамакского, Миякинского районов Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 284 учащихся, 55 учителей и руководителей образовательных учреждений.
Исследование осуществлялось в период с 2001 по 2004 гг. и включало несколько этапов.
На первом, поисково-теоретическом этапе (2001 - 2002 гг.) изучались и анализировались философские, культурологические, этнографические, психолого-педагогические источники, опыт народного воспитания, школьная документация, использование народной педагогической культуры в школах; раскрывались сущность, специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики; были определены исходные позиции исследования и проведен констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась методика формирующего этапа эксперимента, разрабатывалась и апробировалась модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики.
На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2002 - 2003 гг.), осуществлялась работа по организации и проведению формирующего этапа эксперимента, проводились срезы по формирующему этапу эксперимента, анализировались результаты контрольного этапа эксперимента.
Третий, заключительно-оценочный, этап (2003 - 2004гг.), был посвящен систематизации полученных данных, формированию выводов, оформлению диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что: раскрыты возможности средств народной педагогики в природосообразном воспитании учащихся чувашских школ Республики Башкортостан;
- разработана модель природосообразного воспитания учащихся чувашских школ средствами народной педагогики;
- выявлены и обоснованы педагогические условия природосообразного воспитания учащихся чувашских школ Республики Башкортостан.
Теоретическое значение выполненной работы состоит в том, оно является определенным вкладом в воспитание школьников. В нем осуществлен историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности и определены критерии и уровни природосообразной воспитанности учащихся чувашских школ Республики Башкортостан.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также методические рекомендации по организации природосообразного воспитания способствуют совершенствованию воспитательного процесса национальной школы; материалы данного исследования и разработанная автором программа факультативного курса "Родной край как фактор природосообразного воспитания детей» могут быть использованы учителями и руководителями общеобразовательных школ при организации учебно-воспитательного процесса; преподавателями педвузов для разработки учебных программ и учебно-методических пособий по проблемам природосообразного воспитания; студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и дипломных работ.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций; разнообразием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам; последовательным проведением педагогического эксперимента, объективностью и репрезентативностью его данных; практическим подтверждением и качественным анализом результатов исследования, анализом работы чувашских школ Ульяновской и Самарской областей, Республики Башкортостан, Республики Татарстан и Чувашской Республики и известных педагогов Российской Федерации.
На защиту выносятся:
1. Модель природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики, включающая в себя цель, задачи, принципы, основные направления работы, формы, методы и средства.
2. Педагогические условия природосообразного воспитания учащихся чувашских школ Республики Башкортостан: учет специфики природосообразных средств чувашской народной педагогики;
- учет процесса адаптации в полиэтническом пространстве как особенности природосообразного воспитания; сотрудничество семьи и школы как целостного института природосообразного воспитания; целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных (г. Москва, 2001; г. Чебоксары, 2003; г.Пермь, 2003; г.Казань, 2004; г. Белово, 2004; г.Новосибирск, 2004), всероссийских (г.Челябинск, 2002; г. Бирск, 2002; г. Стерлитамак, 2002; г. Нижнекамск, 2003; г.Пермь, 2003; г.Казань, 2003), региональных (г.Уфа, 2003; г.Новосибирск, 2004) научно-практических конференциях, на кафедре педагогики СГПИ (2001, 2002, 2003, 2004). Результаты исследования внедрены в практику работы Меселинской и других чувашских школ Аургазинского, Кармаскалинского, Стерлитамакского, Миякинского, районов Республики Башкортостан.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по первой главе
Изучение историко-этнографической, культурологической, социально-философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволяет нам сделать ряд обобщений и выводов:
1. До теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, что позволило выявить данный принцип из опыта народной педагогики и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания.
Принцип природосообразности в различные периоды, этапы своего существования в педагогической теории являет разные грани раскрытия своей сущности. В классической педагогической теории Я.А. Коменского - через живую и неживую природу; в учении И.Г. Песталоцци - через первоэлементы, природно данные от бога; в теории Ж.-Ж. Руссо — через природу самого ребенка; в дидактике А. Дистервега - через социальную природу, культуру; в педагогическом наследии К.Д Ушинского - как антропологическое явление.
В годы советской власти это принцип менялся несколько раз. Официальная педагогика сначала заменила принцип природосообразности на более узкий принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а затем, обнаружив его ограниченность, - на другой, чуть шире трактующий подход к воспитанию - принцип индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 90-х годов 20 века происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности.
Среди ученых, занимающихся изучением разных аспектов принципа природосообразности, следует отметить В.В. Кумарина, Н.Д. Виноградову, П.П. Козлову, А.Кушнира, О.Н. Козлову, З.И. Тюмасеву и др.
Бесспорно, педагогическая культура того или иного народа, являясь феноменом мировой цивилизации, основывается на общечеловеческих ценностях и идеях. Но в то же время каждый народ имеет свою оригинальную «систему» воспитания, основанную на его этнофилософии, этнопсихологии, этнокультуре. Так, своеобразие чувашской народной педагогики определяют, прежде всего, так называемые заповеди как программа воспитания гармоничного, совершенного человека (трудолюбие, здоровье, ум, дружба, целомудрие, доброта, честность), которые выступают содержательным элементом народного воспитания и характеризуются природосообразностью. В качестве специфики чувашской народной педагогики можно выделить также наличие возрастной периодизации детей, отличающейся тонкостью градации, так называемого «ребячьего пастуха» в деревнях, основного нравственного качества «камал», вбирающего в себя все стороны личности и др.
2. Рассмотрение понятия принципа природосообразности в педагогике и его сущности в опыте народного воспитания раскрыло возможности разработки концептуальных основ природосообразного воспитания средствами народной педагогики, этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, приодосообразного воспитания в условиях полиэтничности.
Под природосообразным воспитанием мы понимаем такое воспитание, которое во всех своих основных характеристических свойствах соответствует природе субъектов воспитания, а также природе этноса и законам Природы в целом. Основная цель природосообразного воспитания состоит в реализации принципа природосообразности, соответствующего сущности человека как космо-био-социального существа.
Природосообразное воспитание направлено на реализацию задач, связанных с формированием природосообразной воспитанности учащихся, которая понимается нами как наличие качеств, соответствующих его природе (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своего этноса (семь качеств народного идеала чувашей: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие), законам Природы и Космоса в целом (любви, гармонии и т.д.).
3. Природосообразность воспитания предполагает учет реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социальноэкономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие как организации процесса, так и средств воспитания. В частности, новая среда социального существования предполагает изменение привычного образа жизнедеятельности этноса и адаптацию к данным условиям. Так, эта ситуация характерна для чувашской диаспоры, проживающей в республике Башкортостан и других регионах страны. В связи с этим, в чувашских школах Республики Башкортостан происходит адаптация учащихся к качественно иным условиям полиэтнического пространства региона. Учитывая, что феномен адаптации имеет место в самой природе, данное явление способствует природосообразному воспитанию.
4. Однако недостаточно исследованы особенности, возможности использования в учебно-воспитательном процессе школ традиций природосообразного воспитания чувашского народа в условиях полиэтничности. Следует также отметить, что в педагогической теории и практике нет специальных работ по природосообразному воспитанию средствами народной педагогики, что актуализирует данное направление исследования.
5. Исходя из вышеизложенного:
-обоснована необходимость разработки педагогических условий природосообразного воспитания учащихся в чувашских школах Республики Башкортостан;
-составлена модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики;
-спланирована разработка учебно-методического обеспечения процесса природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики (программы спецкурса по этнопедагогике и методических рекомендаций по природосообразному воспитанию учащихся).
Глава II. Педагогические условия природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашской семье и школе 2.1 Организация природосообразного воспитания учащихся в учебном процессе
И природа, и деятельность людей, а, следовательно, и воспитание, подчинены определенным законам. Поэтому, утверждает Я. А. Коменский, детей нужно обучать и воспитывать, следуя этим законам природы в широком понимании этого слова, поскольку закономерность природосообразности обучения и воспитания соответствует самой сути человека. Это представляется особенно важным сейчас, когда, по утверждению П.П. Козловой, «сегодняшнее внимание к личностно-ориентированному воспитанию и обучению, развитию индивидуальных способностей, формирование духовного мира учащихся означает этап эволюции принципа природосообразности, его трансформацию в категорию еще более высокого уровня - в принцип философии образования» [101;319]. Однако, в психолого-педагогической литературе не в полной мере отражены особенности, педагогические условия природосообразного воспитания учащихся. Следует отметить, что под педагогическими условиями мы понимаем «целенаправленно созданную обстановку, в которой в тесном взаимодействии представлена наилучшая совокупность психологических, педагогических и других факторов, средств, обеспечивающая педагогу возможность эффективно осуществлять учебную или воспитательную ра-боту»[174;30].
Во второй главе дается описание проведенной экспериментальной работы по апробации разработанной модели природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан. Цель, этапы эксперимента, основные задачи, содержание, методы исследования, формы работы отражены в технологической карте эксперимента (таблица 1).
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Иванова, Наталия Ивановна, Стерлитамак
1. Так, отметим сказку М. Трубиной «Шешке» («Орешник»), стилизованную под народную. Главная идея, которую учащиеся выделяют вместе с учителем это «будем беречь дары природы, станем ее друзьями».
2. Следует отметить, что в программу курса «Родная литература» младшего звена включены и художественные произведения известного педагога — академика Г.Н. Волкова. Это рассказы и притчи из книги «Дуб и солнце».
3. Далее учащиеся изучают поэму «Нарспи» «энциклопедию жизни чувашского народа в прошлых веках». При анализе поэмы ими выясняется главная идея произведения - единство природы и человека.
4. В 6 классе учащиеся изучают былинное творчество русского народа, знакомятся с богатырем Ильей Муромцем любимым героем русских былин.
5. До этого учащиеся были знакомы с Г.Н. Волковым как автором рассказов в курсе родной литературы младшего звена.
6. Семерт сески суралсассан килет варман илеме, Херсем вайа тухсассан - килет вайа илеме. Зацветет черемуха - станет красивым лес, Девушки придут на гулянье - станет гулянье «красивым».
7. В программу дисциплины включено не только обучение спортивным играм, но и знакомство с народными играми.
8. Таким образом, можно сделать вывод, что при обучении пчеловодству с успехом можно решать задачи нравственного, экологического, трудового и других аспектов природосообразного воспитания учащихся.
9. Внеклассные, внешкольные и семейные формы природосообразного воспитания.
10. Работа над природосообразным воспитанием учащихся нами велась на следующих уровнях: 1) с учениками; 2) с общественными организациями (СДК); 3) с родителями.
11. Таким образом, взаимодействие школы, семьи и общественных организаций (СДК и др.) на основе использования средств народной педагогики позволит успешно решать задачи природосообразного воспитания учащихся.
12. Результаты опытно-эксперименатльной работы по природосообразному воспитанию учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан