Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.

Автореферат по педагогике на тему «Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Артёмов, Сергей Викторович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Рязань
Год защиты
 2010
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв."

На правах рукописи

АРТЁМОВ Сергей Викторович

ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ СЕРЕДИНЫ XIX -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ.

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

»' 8 СЕН 2011

Рязань - 2011

4852739

Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина

Научный руководитель: доктор педагогический наук, профессор БЕЛЯЕВА Валентина Александровна

Официальные оппоненты: доктор педагогический наук, профессор ЕРМОЛАЕВА Светлана Анатольевна, ГОУВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

кандидат педагогических наук

МАСЛЮК Ольга Николаевна,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51»

г. Рязани

Ведущая организация: ГОУВПО «Липецкий государственный педагогический университет»

Защита диссертации состоится "27" сентября 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.212.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при ФГБОУВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» по адресу: 390000, Рязань, ул. Свободы, д. 46.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» по адресу: 390000, Рязань, ул. Свободы, д. 46.

Автореферат размещен на сайте университета: www.rsu.edu.ru Автореферат разослан ¿Р&^с-ггс 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Кирьяков Б. С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В педагогической теории одним из основополагающих принципов является принцип целостности педагогического процесса, в ходе которого неразрывно реализуются цели обучения, воспитания и развития личности. Вместе с тем, современная педагогическая практика переживает глубокий идеологический кризис, выражающийся в отсутствии единой, четко сформулированной концепции воспитания личности. «Проблемы воспитания школьников не просто отошли на второй план, а катастрофически стали выпадать из целостной системы образования. Это объясняется отсутствием общегосударственной доктрины идеологических ориентиров, общенационального согласия по базовым ценностям, влияющим на духовное и морально-нравственное воспитание» (П.И. Третьяков). Деидеологизация современной российской системы образования ставит под вопрос возможность целенаправленного формирования мировоззрения человека, воспитания духовно развитой личности. Вместе с тем, в условиях интеграции в европейское образовательное пространство в российской системе образования происходит переориентация на ценности западной культуры с попыткой построения национальной образовательной системы на их основе. Данные процессы девальвируют русские национальные ценности, подменяют национальное самосознание духом космополитизма, внося неразрешимые противоречия в проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Современная образовательная практика столкнулась с рядом проблем, которые коренятся в теоретико-методологических основаниях образования и не могут быть разрешены на технологическом уровне. Прежде всего, это кризис мировоззрения, цели и смысла жизни у молодежи, недостаточный уровень духовно-нравственного развития самих педагогов, отсутствие целостной научной картины духовной реальности и согласия научного сообщества по ключевым вопросам духовно-нравственного воспитания, неспособность преодолеть полосу отчуждения между религией и культурой, примат прагматических целей в образовании. Данные явления обусловили разнонаправленное движение в среде российского общества, характеризующееся различными идеологическими установками и ценностными ориентирами, разнообразием целей и мотивов различных человеческих общностей, в том числе и в образовании.

В то же время государство стремится найти пути духовно-нравственного оздоровления российского общества и в этих целях активизировать воспитывающую функцию образования. Первостепенную значимость при этом обретает осмысление философско-педагогического наследия отечественных ученых, хранящего в себе отголоски духовной и нравственной культуры человека и общества XIX века.

Конец XX и первое десятилетие XXI вв. характеризуются повышенным интересом как зрелых, так и молодых ученых к проблеме духовно-нравственного воспитания, что свидетельствует о ее насущности в современном российском образовании. Данная проблема обусловила преобладающий интерес и направление научного поиска таких замечательных ученых современной России как В.И. Слободчиков, Н.Д. Никандров, А.Ф. Киселев, В.А. Беляева, Н.Е. Щуркова, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Е.А. Ямбург и других. Исследователи свящ. Е. Шестун, Т.И. Зверева, И.М. Коняева, H.H. Гатилова, C.B. Видов, Ю.В. Головина и другие посвятили свои научные труды изучению персоналий и педагогических систем выдающихся русских ученых, рассматривавших проблему воспитания духовности и нравственности личности в период XVIII-XX вв. В работах H.A. Зелевской и Л.О. Володиной процесс формирования у детей духовно-нравственных ценностей представлен на уровне института семьи, что определяет специфику научного поиска и преобладающий интерес к семейным ценностям воспитания. Г.В. Лисовенко, Т.В. Емельянова, A.C. Куликов, С.Б. Рябчикова предпринимают попытку раскрыть значение традиционных ценностей отечественной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников без рассмотрения истории решения данной задачи в педагогике.

Глубина и полнота осмысления значения, истории, причин и определяющих факторов проблемы духовно-нравственного воспитания в России во второй половине XIX - начале XX вв. отличает работы Н.В. Рады «Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX века (1861-1917 гг.)» и М.В. Головушкиной «Духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях Российской губернии во второй половине XIX - начале XX веков (на материалах Пензенской губернии)». Вместе с тем, преобладающий интерес в рассматриваемых трудах к историческому контексту, условиям и факторам развития идеи духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогике оставил за пределами внимания авторов раскрытие сущности и главных ценностей духовного и нравственного становления и развития личности.

Сложившаяся в данном отношении ситуация вскрывает противоречия между:

• необходимостью целенаправленного воспитания духовных и нравственных ценностей отечественной культуры и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории педагогической науки;

• богатством философско-педагогического наследия православных отечественных ученых, освещающего проблемы духовного и нравственного воспитания личности, и недостаточной представленностью их идей в теории и практике воспитания.

Анализ существующих противоречий определил проблему исследования: каковы философско-педагогические идеи и концептуальные положения духовно-нравственного воспитания личности в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.

Объект исследования - философско-педагогическое наследие отечественных ученых.

Предмет исследования - философско-педагогические идеи и концептуальные положения духовно-нравственного воспитания личности.

Цель исследования — Выявить философско-педагогические идеи и концептуальные положения духовно-нравственного воспитания личности в трудах ведущих отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.

Гипотеза исследования основана на предположении, что исследование философско-педагогического наследия отечественных ученых позволит выявить в их трудах философско-педагогические идеи и концептуальные положения о духовном и нравственном становлении и развитии личности, которые могут обогатить современную педагогику и послужить значимым фактором в решении современных проблем воспитания.

Задачи исследования:

1. Проанализировать педагогический инструментарий исследования проблемы духовно-нравственного воспитания личности в философско-педагогическом наследии отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.

2. Систематизировать философско-педагогические идеи отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания личности.

3. Представить концептуальные положения духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых.

4. Определить соотношение духовной и эмпирической сфер человека в логике концептуальных идей отечественных ученых о становлении и развитии личности.

5. Рассмотреть процесс становления духовности и нравственности личности в опыте духовной жизни.

Источники исследования: философско-педагогическая, религиозная, психологическая, историческая, историко-педагогическая литература, энциклопедические издания и словарные статьи, материалы, опубликованные в сети Интернет, современные научные исследования.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: основные принципы научной методологии (О.С. Анисимов, B.C. Библер, Г.П. Щедровицкий, М.М. Поташник и другие), философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира; положения философской, педагогической и православной антропологии о биологической, психической, духовной и социальной сущности человека;

концепция культуросообразного образования (П.И. Ковалевский, Е.Е Бондаревская, О.С. Газман, В.П. Зинченко, Е.А. Ямбург и другие); религиознс философская феноменология духа (Свв. Писание и Предание, В. Дильтей, II./ Бердяев, И.А. Ильин и другие) и духовно-нравственого воспитания (Е.Г Белозерцев, В.А. Беляева, И.А. Соловцова и другие), положения возрастно психологии и педагогики (В.В. Зеньковский, Л.С. Выготский, Т.В. Склярова, 0.1 Янушкявичене и другие) а также идеи отечественных ученых о становлении развитии личности в опыте самовыражения, самоопределения самосовершенствования.

Основными методами исследования являются: изучение, сравнительнс исторический и ретроспективный анализ историко-педагогических и религиознс философских источников, обобщение и проецирование на современное! основных выводов отечественной педагогической мысли по исследуемо проблеме.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапоЕ

Первый этап: 2006-2007 гг. - определение проблемы и гипотез исследования, ознакомление с периодическими изданиями, где данная проблем поднималась.

Второй этап: 2007-2008 гг. - изучение и анализ источников, наработка осмысление материала по теме исследования.

Третий этап: 2008-2010 гг. - системное изложение переработанног материала, структурирование и оформление текста диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В исследовании проблемы духовно-нравственного воспитания личност оптимальной является такая трактовка понятий и категорий, в которой духовнг сфера бытия представлена с позиций аксиологического подхода и выступает качестве главной и определяющей бытие человека и общества. Следователь!! воспитание можно рассматривать как процесс целенаправленного воздействия I личность, осуществляемый в русле определенных традиций, в соответствии идеалом воспитания и пониманием природы человека, имеющий главной конечной целью его духовное совершенство.

Под категорией духовности следует понимать устремленность личности идеальной норме бытия, когда человек живет своими главными ценностям дорожит ими как самым важным и священным в жизни, приобщается к ни] руководствуется ими в целеполагании и решении жизненных задач, находит в ш смысл своей жизни. Духовность - это область самосознания и свободно! самоопределения личности, составляющая центр ее внутреннего мира.

Духовные ценности - это сущность человеческой личности, имеющ; иерархическую структуру. Они составляют начальные основания и конечнь цели любой деятельности человека, имеют для него жизненно-важно смыслообразующее значение, определяют достоинство, потенциал развита

устремленность и ориентации личности. Их неразрывная связь с нравственностью человека, его образом мыслей и поведением послужила основанием для выделения интегрированной категории духовно-нравственных ценностей, -побуждающих сил души, посредством которых личность приобщается к высшим ценностям бытия и реализует их в своей жизни.

Духовно-нравственное воспитание личности есть педагогически-организованный опыт творческого обращения личности к высшим ценностям бытия и свободного самоопределения в них. В этом опыте формируется духовный мир человека, его нравственность, вкус и неизменное стремление к совершенству.

2. Философско-педагогическое наследие отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв. формирует системное видение человека и духовно-нравственных ценностей его бытия. Дух, душа и тело составляют иерархическую структуру личности и задача воспитания и жизни человека заключается в том, чтобы все его бытие было проникнуто духом, характеризовалось целостностью и устремленностью на обретение и реализацию высших духовных ценностей. К последним следует отнести абсолютный идеал Творца, самоценность человеческой личности, заключающей в себе Его образ и подобие, семью и родину как духовный организм, в котором человек рождается и получает первоначальный вектор своего духовного и психофизического развития.

3. Концептуальные положения отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания личности могут быть представлены следующими принципами образования:

• традиционности и национально-патриотической направленности;

• приоритета духовного над материальным с соответствующей методологией, выбором цели и задач образования;

• идеалосообразности. Целенаправленное взращивание человека возможно лишь при наличии конкретного и неизменного идеала;

• природосообразности. Воспитание должно осуществляться в соответствии с интересами и потребностями, индивидуальными и возрастными особенностями личности, с учетом ее национальности и воспитанности.

4. В различные периоды жизни происходят изменения в соотношении духовной и эмпирической сфер человека, и воспитание лишь тогда будет успешным, когда внешние воздействия будут согласованы с внутренними ритмами и закономерностями духовного и психофизического развития личности. В младенчестве необходимо наполнять память ребенка духовно-содержательными впечатлениями, второе детство представляется благоприятной порой для нравственного воспитания личности, отрочество - наиболее сложный и вместе с тем благоприятный период для приобщения подростка к духовной жизни, а религиозное вдохновение юности необходимо подчинить высокому авторитету и направить на достойное служение.

5. Духовность и нравственность личности формируется в опыте духовной жизни, который может быть представлен как общение и взаимодействие личности с высшими ценностями бытия, ее самоопределение в них. Приобретаемый в духовной жизни опыт и духовно-нравственные ценности служат основой для утверждения духовности личности, нравственности ее мыслей, желаний и поступков.

Научная новизна исследования:

• систематизированы философско-религиозные и психолого-педагогические подходы русских мыслителей к пониманию сущности и предназначения человека, что позволяет обозначить данную отрасль знания как философско-педагогическую антропологию;

• раскрыты и систематизированы духовные ценности, выступающие в качестве определяющих факторов духовно-нравственного становления личности, - это высший духовный идеал, сама человеческая личность, семья и родина;

• обоснована уникальность и необходимость наличия высшего духовного идеала традиционной отечественной культуры в духовно-нравственном воспитании личности;

• становление и развитие личности представлено в аспекте соотношения ее духовной и эмпирической сфер;

• духовный опыт человека рассматривается как процесс постепенного восхождения личности к своему идеалу через общение и взаимодействие с духовными ценностями, и самоопределение в них.

Теоретическая значимость исследования:

• проанализирован и уточнен педагогический инструментарий исследования проблемы духовно-нравственного воспитания личности;

• систематизированы философско-педагогические идеи отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания личности в контексте антропологического и аксиологического подходов;

• раскрыты и охарактеризованы концептуальные положения отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания;

• рассмотрено соотношение духовной и эмпирической сфер человека в логике концептуальных идей отечественных ученых о его становлении и развитии;

• представлен процесс взаимодействия человека с высшими ценностями бытия, в ходе которого происходит становление духовности и нравственности личности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что заключающиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы в общеобразовательных, среднеспециальных и высших учебных заведениях в учебном курсе «История педагогики и образования» и курсах по

выбору: «Основы православной культуры», «Философско-педагогическая антропология» и др., а также в православном краеведении.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической базой, комплексностью методов научного поиска, адекватных цели и задачам исследования, междисциплинарным подходом к решению поставленных задач.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования и основные идеи работы обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность» (Международные Покровские образовательные чтения, Рязань, 2006-2009), на Всероссийской олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам (г. Санкт-Петербург, 2007). Результаты исследовательской работы отражены в публикациях автора в сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций, а также используются в лекционных курсах «Истории педагогики и образования», «Культурологии» и др. факультета русской филологии и национальной культуры «Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина» и на занятиях по предмету «Основы православной культуры» в 5 и 6 классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69 «Центр развития образования» г. Рязани.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 205 наименований и приложения. Основное содержание изложено на 145 страницах текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении раскрывается актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования. Представлены источники, методология и методы исследовательской работы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Педагогический инструментарий исследования проблемы духовно-нравственного воспитания личности в философско-педагогическом наследии отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.» посвящена рассмотрению основных понятий исследуемой проблемы, раскрытию ключевых философско-педагогических идей отечественных ученых указанного периода, определяющих концептуальные подходы к ее решению.

Потребность духовно-нравственного возрождения российского общества в настоящее время стала общепризнанной в стране. Но такое возрождение невозможно без обращения к традиционным ценностям отечественной культуры, веками составлявшим прочные основы российского общества и государства. В данном отношении философско-педагогическое наследие российских мыслителей представляет настоящую сокровищницу. Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский, свт.

Феофан Затворник и свт. Игнатий (Брянчанинов), П.А. Флоренский и H.A. Бердяев, И.А. Ильин и В.В. Зеньковский и другие создали великую русскую философию личности, духа, любви, веры, совести, свободы, творчества, воспитания, культуры, религии, государства. Вместе с тем, многие из основополагающих ценностей духовно-нравственного бытия человека в мире в современной педагогике утратили свой приоритет и продолжают вытесняться за пределы высокотехнологичного процесса образования.

Как известно, решение научных задач и проблем не может быть успешным без однозначного, выверенного и уточненного относительно предмета исследования категориального аппарата, который служит действенным научным инструментарием, позволяющим оперировать понятиями и терминами научного тезауруса, решать теоретико-методологические задачи, производить научный анализ, формулировать философско-педагогические идеи, концептуальные положения и гипотезы. Рассмотрение определений воспитания, духовности, нравственности и ценностей, представленных в современных и советских словарных и энциклопедических изданиях, и соотнесение данных определений с концептуальными идеями отечественных ученых о сущности и хараю-ерных особенностях рассматриваемых понятий позволило выявить общее и особенное в их понимании и трактовке. В результате сравнительно-сопоставительного анализа были сформулированы определения воспитания, духовности, духовно-нравственных ценностей и духовно-нравственного воспитания, уточненные относительно проблемы исследования.

В решении проблем образования невозможно обойти вопросы антропологии, которая выполняет системообразующую функцию в образовательном процессе. Необходимость междисциплинарного подхода к раскрытию сущности и составляющих личностного бытия обусловила появление в трудах отечественных мыслителей отдельного направления научного и философского знания о человеке, которое можно обозначить как философско-педагогическая антропология. Антропологические взгляды русских ученых середины XIX - первой половины XX вв. интегрируют философские, религиозные, педагогические и психологические подходы к рассмотрению бытия и сущности личности, формируя системное видение человека во всех его измерениях (духовном, социальном, психофизическом, материальном). Узкий взгляд на человека, вызванный натуралистическими или прагматическими посылами, обедняет педагогику и психологию, вводит воспитателя в заблуждение, и его воздействия на личность не достигают цели. Как отмечает В.В. Зеньковский, забота только о развитии разума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний. Заботой педагога прежде всего является воспитание души в целом. Признание целостности человека, простоты его души как единства разума, чувств и воли, и воспитание их в комплексе представляется ценной идеей для современной науки.

Антропологические представления отечественных ученых, основанные на прекрасном знании внутреннего мира личности, соотношения ее эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер, взаимосвязи духовной, душевной и телесной природ человека, представляют большую ценность для педагогики. Основной отличительной чертой отечественной антропологии исследуемого периода является представление о человеке как о существе духовном, образе Божием, не сводимом к узким границам материализма, признание особого достоинства и самоценности человеческой личности, которые возвышают ее над всем остальным миром. «Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею (душою - прим. С.А.), столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одухотворенной, а выше еще - то, что свойственно собственно духу» (свт. Феофан Затворник).

В антропологии отечественных ученых XIX - первой половины XX вв. ключевыми являются категории добра и зла, естественного и неестественного (извращенного) состояния природы, категории духа, души и материи (или тела). Человек изначально имеет в себе духовное бытие. Первым и главным условием существования свободной, разумной, самобытной личности является ее духовность. Именно духовное достоинство личности «позволяет человеку быть над природой (над землей), не подчиняться никакому природному явлению в плане своего метафизического выбора между добром и злом, между нравственным поведением и безнравственным» (свящ. Сергий Рыбаков). Тело и душа человека подчинены строгим физическим и психическим законам, и личность свободна именно потому, что причастна духовности, ведь свобода духовна по существу.

Дух проникает всю человеческую природу и осуществляет духовные состояния личности, формирует и направляет душу и тело человека на служение тем идеалам, которые он избрал для себя определяющими. Проникаясь духом, человек одухотворяется, вдохновляется на значимые поступки, выходит из статичного состояния самотождества и устремляется на реализацию духовно-нравственных ценностей. «Только этот внутренний духовный опыт делает человекообразное существо - воистину человеком, т.е. духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство» -утверждает И.А. Ильин.

Дух, составляя высшую иррациональную природу человека, связан с его материальной природой (телом) и душой. Последняя по мнению ученых не может быть приравнена к физиологическим процессам поддержания жизнедеятельности организма, так как душевное - не пространственно, не протяженно, не материально, хотя оно и длится во времени и потому нередко описывается как

психический процесс. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) считал душу самостоятельным субъектом высшей психической деятельности, а все внешние факторы-раздражители и вызываемые ими внутренние физиологические процессы - лишь «пищей для души».

Отечественные философы и богословы проводили разграничение между различными действиями души, выделяя мысли, желания и чувства. Данное разделение довольно условно, так как душа в представлении ученых характеризуется целостностью и простотой, а все стороны и действия взаимосвязаны и взаимообусловлены. При участии духа все стороны и характерные черты человеческой личности раскрываются, душа преображается и достигает высших своих способностей. Итак, в отечественной философско-педагогической антропологии под категорией души понимается «совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям» (свт. Лука (Войно-Ясенецкий).

Внутренний мир человека постоянно взаимодействует с внешним миром посредством органов чувств, действий, слов, жестов и прочего. В физической природе человека, его внешней деятельности и общении дух и душа человека реализуют свой потенциал. Тело также имеет огромное влияние на душу человека и его личность: нечистота (грех, страсти, невоздержание) тела оскверняет душу, искажает весь ее состав, направляет все ее силы на удовлетворение своих мелких и низменных желаний. Вся жизнь человека тогда бывает направлена на удовлетворение материальных и бездуховных потребностей души и тела. В богословской терминологии человека, живущего таким образом, лишают духовного достоинства и называют «плотяным».

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), рассматривая связь духа и тела, писал, что все процессы, происходящие в душе человека в течение его жизни, имеют значение и необходимы только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, берущие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено, или вполне определилось его направление. Из этого с очевидностью следует вывод о главенствующей, смыслообразующей и определяющей роли духовности в жизни человека, а дух по праву можно называть высшей силой человеческого естества.

Вместе с тем, человеку даны душевная и телесная природа в их нераздельном единстве, которыми обусловлено его существование в мире. Соотношение этих природ описывается в отечественной антропологии как последовательное соподчинение, иерархия, где главенствует дух, душа является жизненной силой и

посредником между духом и телом, а тело - обладающая мудростью инстинкта ипостась человека. Единство и согласованность данных составляющих обеспечивают внутреннюю гармонию личности, служат основой достойного, приличного человеку существования, правильного развития и воспитания личности. Таким образом, концептуальные положения отечественной философско-педагогической антропологии о целостности и иерархическом строении человека, о духовной, психической и физической сферах его бьгтия, служат теоретической основой для реализации принципа природосообразности в образовании.

Понимание человека как духовного существа, которому «дано быть духом» и который «призван быть духом» (И.А. Ильин), непосредственно связанного в своей сущности со сферой духовных ценностей и высшим духовным идеалом, значительно углубляет перспективу воспитания личности и предоставляет педагогу возможность организации адекватного, духовного воспитания личности. Философско-педагогическое наследие русских ученых раскрывает характерные особенности и значение духовных ценностей в духовно-нравственном становлении личности. Для традиционной педагогической мысли характерно видение в духовной сфере бытия цель и смысл существования мира и человека; в одухотворении, воспитании духовной культуры личности, в формировании ее направленности на познание и осуществление высших ценностей бытия, неизменного стремления к совершенству (прежде всего через самосовершенствование), русские мыслители видели главную задачу воспитания.

Для традиционной русской культуры свойственно религиозное восприятие действительности, и ученые, воспитанные в христианской вере, в качестве главной ценности - идеала признавали Бога-Творца. И если достоинство личности определяется теми духовно-нравственными ценностями, которые она исповедует, то единственной неотъемлемой ценностью личности, обусловливающей ее самоценность, является образ Божий, заложенный в человеке при творении и подобие Богу, к которому человек призван и в котором он может бесконечно совершенствоваться. Религиозное восприятие идеала, абсолютного и вневременного, священник Павел Флоренский считал единственно верным. Ученый писал о необходимости присутствия в сознании (или душе) человека понятий бесконечности и идеала, которые создают объем и интенциональность сознания. Только в перспективе бесконечного и в сравнении с идеалом можно верно оценить значение событий и явлений действительности, определить истинную цену поступков и мыслей, возможны верное самоопределение и достойная жить.

По мысли отечественных ученых, человек, обращаясь к божественному внутри себя, обретая идеал в своей собственной душе, начинает ценностно относиться как к собственной личности, так и к окружающим его людям. Такое духовное видение себя и близких открывает доступ к истинной добродетельной

жизни и выдвигает в качестве главной жизненной задачи человека заботу о собственной душе, неразрывно связанную с заботой о ближнем. Если идеал, избранный личностью - это Бог-Творец, а следующая за Ним в иерархии ценность - созданная по Его образу и подобию человеческая личность, то смирение перед ними озолотит повседневную жизнь человека, всегда предоставляя ему возможность послужить этим святыням.

Другим важным фактором становления и развития личности является семья, поскольку основания личности закладываются в самом раннем детстве. Семья является естественной, благоприятной и питательной средой для ребенка, и потому вся его будущая жизнь, успешность его образования и будущей самостоятельной деятельности зависит от того, что он вынесет из родного дома, какие душевные силы или травмы получит в общении с родными людьми. «Семья есть первичная, исходная ячейка духовности; - как в том смысле, что именно в семье человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом; так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения!), полученные от семьи, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь» (И.А. Ильин).

Не каждая семья способна осуществлять духовное воспитание детей. Для того чтобы зажечь в детях огонь духовности, чтобы пробудить духовность их инстинкта, семья сама должна являться очагом духовности и культуры, ибо, как отмечает святитель Феофан Затворник, первым условием утверждения благодатной жизни в детях является духовная и благочестивая жизнь родителей. Для духовно здоровой семьи характерны целомудренная, духовная любовь, искренность и доверие, достойная дисциплина и чувство авторитета, общая духовная жизнь и внутреннее единство членов семьи, семейные традиции и помощь ближним, национальное и патриотическое чувство. В лоне семьи человек рождается и становится личностью, учится быть личным духом и чувствовать принадлежность своему роду, учится жертвенно любить, осмысленно верить и достойно служить Богу, ближним, родной земле и родному народу. Нет более значимого фактора воспитания людей и граяадан, и никакой другой институт не может заменить семью в этом.

Духовность и нравственность ребенка пробуждается и крепнет в семье; в ней же он впервые встречается с национальным своеобразием своего народа. Воспринимая из семьи способность и радость духовного единения, ощущая себя как неотъемлемую его часть, человек становится способен к восприятию идеи родины, к истинному патриотизму и здоровому национализму. «Так, из духа семьи и рода, из духовного и религиозно осмысленного приятия своих родителей и предков - родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутреннего духовного достоинства, эта первая основа внутренней свободы, духовного характера и здоровой гражданственности» (И.А. Ильин).

Личность не в состоянии изменить своих подсознательных, природных глубин, где запечатлелись национальное своеобразие и духовная культура родного народа, семейный быт и традиции религиозной жизни, родная природа и атмосфера отчего дома. Вот почему народность выступает в качестве незаменимого и непоколебимого основания всякого истинного воспитания. Именно народность, национальное чувство, естественную любовь ко всему родному К.Д. Ушинский считал главными константами, от которых должно идти воспитание и образование. И.А. Ильин пишет, что родина пробуждает в человеке духовность, которая может быть и должна быть оформлена как национальная духовность, развертывающаяся в актах национальной структуры. Как утверждает ученый, именно дух человеческий воспринимает идею родины; именно он способен вправить, вживить отдельное человеческое существование в целостный организм национального бытия. Соответственно, человек, лишенный духовного опыта, будет лишен и патриотизма.

Таким образом, хранящая родовую память и традиции семья, а с ней и вся национальная духовная культура народа являются тем горнилом, в котором выплавляется поистине драгоценный материал индивидуального духа. Получив это сокровище даром, по праву рождения, человек призван раскрыть его в себе, познать его национальное своеобразие и реализовать, так же бескорыстно сделав свой вклад в национальную духовную сокровищницу. В данном взаимообогащении заключена сама суть национальной духовной традиции, главными ценностями которой являются: национальный духовный идеал, вера, цель и смысл жизни народа, определяющие все его бытие; личность человека, признающаяся богоподобной в христианстве и высшей ценностью в гуманистической парадигме; семья как первичное лоно человеческого материального и духовного бытия; родина, открывающаяся человеку в национальной духовной культуре, в повседневном быту и народных традициях, в родной природе и специфическом национальном мироощущении. В обретении этих ценностей, общении с ними и служении им человек составляет свое духовное достоинство, находит верный путь к познанию собственной личности и творит национальную духовную культуру, реализуя в своей жизни духовно-нравственные ценности бытия.

Во второй главе «Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания в наследии отечественных ученых середины XIX -первой половины XX вв.» предпринята попытка обозначить основные ориентиры решения проблем духовно-нравственного воспитания на основе философско-педагогического наследия российских мыслителей прошлого. Важную роль при этом играет определение ключевых проблем и противоречий системы образования в России в исследуемый период.

В дореволюционной России душепопечительство, духовное питание и развитие православных подданных, проповедь христианства и распространение

христианской миссии входили в ведение Русской православной церкви. Вместе с тем современники отмечали привыкание и безразличие верующих к службе, пренебрежение заповедями и формальное, бездушное отношение к духовной жизни. В ведении церкви находились также вопросы духовного и нравственного воспитания и просвещения учащихся в большинстве образовательных учреждений дореволюционной России, где Закон Божий был обязательной дисциплиной. При этом преподавание важнейших истин христианской веры осуществлялось на низком методическом уровне, без учета индивидуальных, возрастных особенностей, потребностей и интересов учащихся. Естественно, что наибольшее воздействие данные негативные факторы оказали на воспитанников духовных учебных заведений, где богословские дисциплины были профилирующими.

В этой обстановке государство определяло заказ на образование и влияло на внутреннюю политику образовательных учреждений, вследствие чего образование отличалось казенщиной, засилием государственных интересов. Об общем образовании граждан, о воспитании человека в то время не заботились -пишет П.Ф. Каптерев. - Государству нужны были профессионалы, а не люди вообще. И с целью обеспечения их идеологической благонадежности государство, используя все имеющиеся рычаги влияния (и в первую очередь Церковь), насаждало моноидеологию. Так моноидеология, утилитаризм и прагматические цели в образовании привели к появлению целого поколения умелых людей, чье мировоззрение сформировалось в духе протеста против официальной церковной и светской власти и навязываемого ими «единственно верного учения». Потеряв духовную связь с высшими духовными ценностями, не приобщаясь к ним и не питаясь ими, люди охладели к религиозным глубинам бытия и направили свои силы на познание и подчинение материальной, чувственно ощутимой природы. Иррациональный кризис захватил подсознательные корни веры, нравственности, науки, искусства и правосознания, - тех сфер бытия, на которых зиждется вся человеческая культура.

Отказавшись от возделывания духовной культуры Православия, русская цивилизация предоставила сформироваться в своих недрах двум противоположным по своей ценностной и идеологической направленности, но сходно разрушительно действующим течениям, которые И.А. Ильин характеризует как варварство — это материализм и оккультизм. Все это явилось трагическим следствием увлеченности русских людей материальным миром и пренебрежения к миру духовному, охлаждения к церкви и ее благодатным средствам и таинствам, слепого заимствования европейских моделей образования, сухого и схоластического преподавания вероучительных истин, забвения законных потребностей и интересов личности, прагматизма и моноидеологии в образовании, отказа от духовного идеала и высших ценностей бытия ради материального благополучия.

В анализе национальных проблем образования отечественные ученые обращались прежде всего к сокровенной, духовной стороне жизни русского народа, которая по их мнению вышла из традиционного питающего русла, и, подвергшись сильному влиянию Запада, принимала все более интеллектуальный, рассудочно-философствующий характер. В своих концепциях воспитания русские мыслители обращались к прошлому, к традиционной отечественной культуре, пытаясь средствами педагогической науки аккумулировать ту мистическую, живую и таинственную традицию, благодаря которой на Руси из поколения в поколение веками передавались каноны веры и нравственности.

Вся жизнь русских людей была освящена церковными таинствами и обрядами, вся история и культура России до XX века исполнена православными мотивами, и потому духовно-нравственное и национально-патриотическое воспитание невозможно в отрыве от этой питательной почвы. Истинная, добросовестная наука, каковы бы даже ни были верования самого ученого, не только найдет возможность построить народное образование на прочной основе нашей народной религии, но как величайшим сокровищем, как неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития, будет дорожить этою историческою основою, столько же христианскою, человечественною и художественною, сколько и народною - писал Константин Дмитриевич Ушинский. По мнению русских ученых, именно вера определяет религиозные и нравственные основы жизни народа, отражает его представления о добре и зле, обозначает ведущие ценностные ориентиры бытия.

Ключевым вопросом педагогики является вопрос об идеале, в соответствии с которым выстраивается теория и практика воспитания. Различные образовательные парадигмы предлагают свое видение идеала и цели образования. Сопоставляя абстрактный философский, конкретный человеческий и религиозный идеалы, о. Павел Флоренский делает заключение, что эти идеалы различны, по-разному понимаются и воспринимаются личностью. В своих логических построениях философ приходит к выводу о необходимости идеала непреложного и безусловного. Такой образ заключает в себе высший идеал христианства - Бог-Творец, являющий собой совершенство и вместе с тем оставляющий личности ее свободу и право на самоопределение. Воспринятый и исповедуемый всем сердцем, этот идеал бесконечно обогащает и возвышает человека.

Русские люди, воспитанные в христианской вере, признавали достоинство идеала лишь за Богом-Творцом, - единственным и непреложным идеалом традиционной культуры России. В аспекте такого понимания идеала отчетливо вырисовывается цель образования и жизни, которую отечественные ученые выражали в словах «ищи быть и будь человеком»: это значит иметь цель в жизни и высший духовный идеал, любить ближнего, почитать родителей, служить родине верой и правдой, стремясь к достоинству и совершенству во всем, словом, быть достойным преемником предков, истории и традиций своего народа.

В построении логики образования русские ученые определяющее значение придавали философско-педагогической антропологии, рисующей картону внутреннего мира человека и устанавливающей верное соотношение материальной и духовной сфер его бытия. Так, в решении вопроса о гармонизации образования именно антропология выдвигает духовную сферу личности в качестве источника целостности ее внутреннего мира. Основываясь на выводах антропологии, В.В. Зеньковский называет неправомерным стремление школы к воспитанию всесторонне развитой гармонической личности. По словам ученого, личность построена не гармонически, но иерархически. Не все в человеке равноценно, и надо знать, что важнее, для того чтобы не устремлять излишнее внимание на второстепенное, мелкое. Именно представление об иерархическом строении внутреннего мира личности с определяющим значением духовности служит основанием для приоритетного развития именно духовной сферы личности, хотя и в сочетании с ее эмпирическим развитием. Важно в стремлении к наиболее успешной социализации ребенка не упустить из вида главной цели образования, - раскрытия его личности, воспитания его души.

В данном отношении первостепенную значимость приобретает вопрос о характере и соотношении духовной и эмпирической сфер человека в различные периоды его жизни, чтобы выстраивать соответствующую систему образования. Внутренняя логика человеческого бытия, его духовные, психические и физические особенности служат исходными основаниями в определении приоритетных задач и методов образования в том или ином возрасте. Русские ученые, основываясь на данных психологии и физиологии, а также многовековом опыте традиционного воспитания, выявили довольно четкую периодизацию развития личности. Это периоды раннего детства (0-6 лет), второго детства (6/712/13 лет), отрочества (13-17/18 лет) и юности (17/18-25/27 лет).

Проф. Зеньковский дает следующее описание характерных особенностей духовной жизни личности на различных жизненных этапах. Младенчеству свойственна открытость, чуткость и восприимчивость, простота и целостность внутреннего мира ребенка. Второе детство характеризуется выдвижением эмпирической сферы бытия на передний план жизни личности, и обусловленные этим увлечение чувственным опытом и интеллектуальным познанием действительности, ослабление творческой активности ребенка. В период отрочества подростку свойственно усиление духовной жизни и нравственных исканий, обращение к собственному внутреннему миру, разрыв и противопоставление духовной и эмпирической сфер. Целостность и творческое вдохновение характеризуют юность, синтетически соединяющую духовную и эмпирическую сферы личности с выдвижением духовности на передний план бытия. Для юноши свойственны духовная и нравственная сила, творческое самовыражение и свободное самоопределение, сочетающиеся с недостаточным жизненным опытом, социальной слепотой, юношеским максимализмом и

ригоризмом. Прошедший долгий путь личностного и социального становления человек приближается к поре зрелости, которую можно обозначить как время гармоничного и иерархичного сочетания духовной и эмпирической сфер личности.

На всех этапах жизненного пути личности важнейшей задачей воспитания является поддержание и питание ее духовной сферы. Как любая другая сфера или способность человека развивается в обращении к ней, в ее осознании и реализации, так духовность и нравственность личности пробуждается и крепнет в опыте общения и взаимодействия с духовными ценностями бытия, переживания, усвоения и воплощения в жизнь этих ценностей. Данный процесс рассматривается в отечественной философско-педагогической традиции как постепенное восхождение личности к своему идеалу. Приобретаемый в духовной жизни опыт и духовно-нравственные ценности служат основой для утверждения духовности и нравственности личности; они выступают в качестве условия и фактора свободного самоопределения, духовного творчества и достойного служения человека высшим ценностям бытия.

Обобщая концептуальные воззрения русских мыслителей на духовный опыт, можно выделить следующие этапы духовно-нравственного становления и развития личности. Духовная жизнь человека начинается с духовного рождения, совершающегося от соприкосновения с субъектом, предметом или явлением духовного мира. Пробудившаяся духовность вызывает в человеке чувство духовной жажды, нищеты духа, определяющее невозможность полного удовлетворения духовных потребностей личности. Встреча и общение с высокодуховной ценностью является важнейшим событием духовной жизни личности, которое русские мыслители описывают как таинство духовной любви. Переживаемые счастье, осмысленность и полнота бытия дарят человеку стимул и силы для преодоления препятствий на пути познания, общения и воплощения избранных духовных ценностей. Человек, приобщившийся к ценности высокого духовного достоинства, обретает верный критерий духовности, который дает ему силы преодолеть притяжение материальных благ и удовольствий, собственных слабостей и пороков.

Как замечает святитель Игнатий (Брянчанинов), в начале подвига ученик любви должен выдержать жестокую борьбу с самим собою, с глубоко поврежденным естеством своим: зло, природнившееся грехопадением естеству, сделалось для него законом, воюющим и возмущающимся против закона Божия, против закона святой любви. Без внутренней борьбы, изменения и самовозвышения невозможно утвердиться в светлой духовности. В преодолении порочных наклонностей и стремлений, в постоянном и неотступном следовании своему духовному идеалу вырабатывается духовный характер личности, в котором коренится ее духовная сила и свобода.

Важным ориентиром человека в духовной жизни служит совесть, а верно и целостно пережитый совестный акт по утверждению И.А. Ильина является главным актом самоосвобождения личности. Свободный человек произвольно выбирает высший духовный идеал и главные ценности, которым посвящает свою жизнь. В познании, общении и воплощении этих ценностей в жизнь заключается смысл духовного творчества личности, которое становится ведущим фактором возвышения личности, ее духовного роста и самопознания. Свободный и творчески активный человек обнаруживает пределы своих возможностей, удостоверяется в собственной ограниченности, что вселяет в его душу смирение. Такой человек способен к критическому самоанализу и рефлексии собственной деятельности, что является условием его духовного роста и самосовершенствования. Прошедшая долгий и трудный путь духовно-нравственного становления личность обретает способность к достойному служению высшим ценностям бытия, реализуя в своей жизни духовно-нравственные ценности национальной духовной культуры. Такого человека можно характеризовать как зрелую, состоявшуюся личность, воспитание которой и составляет цель образования.

Таким образом, анализ философско-педагогического наследия отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв. позволяет сделать вывод о том, что образование, ориентированное на духовно-нравственное становление и развитие личности, должно соответствовать традициям веры и культуры народа, сохранять приоритет духовного над материальным, исходить в своей логике от идеала воспитания и природы человека, характеризоваться целостностью и постепенностью. В организации процесса воспитания необходимо учитывать внутренние интересы, потребности и стремления личности, соотношение ее духовной и эмпирической сфер в различные периоды жизни. При этом важнейшим фактором становления духовности и нравственности человека выступает опыт духовной жизни. Данные положения могут служить важными ориентирами в организации духовно-нравственного воспитания личности в современном российском образовании.

В заключении сформулированы и обобщены основные результаты научной работы, которые позволяют сделать важные выводы и наметить концептуальные подходы к решению поставленной в исследовании проблемы. К основным выводам проведенного исследования необходимо отнести следующие умозаключения:

1. Для традиционной отечественной мысли характерно представление о духовности как о высшей ценности воспитания и человеческой жизни.

2. Целостное видение человека во всех сферах бытия дает философско-педагогическая антропология отечественных ученых, интегрирующая философский, религиозный, психологический и педагогический подходы к пониманию сущности и предназначения человека.

3. Высший духовный идеал, человеческая личность, семья и родина являются важнейшими ценностями духовного и нравственного становления личности.

4. Образование, ориентированное на духовно-нравственное становление личности, должно сохранять приоритет духовного над материальным, исходить в своей логике от природы человека, характеризоваться традиционностью, целостностью и постепенностью.

5. В организации процесса воспитания необходимо учитывать соотношение духовной и эмпирической сфер личности, ее внутренние потребности, интересы и стремления в различные периоды жизни.

6. Важнейшим условием и фактором становления духовности и нравственности человека является опыт духовной жизни, - опыт общения и взаимодействия личности с высшими ценностями бытия и ее самоопределения в них.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 7 публикациях общим объемом 1,82 п. л. (2 - в журнале из списка ВАК).

1. Артемов C.B. Духовность как ключевая категория воспитания личности в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв. // Российский научный журнал 2(9) 2009. - С. 146-152. (0,52 п.л.)

2. Артемов C.B. Педагогические ориентиры духовно-нравственного воспитания личности в философско-педагогическом наследии отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв. // Российский научный журнал 4 (17) 2010. - С. 206-210. (0,34 п.л.)

3. Артемов C.B. «Живу не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20) (Особенности употребления библейского текста в письмах Феофана Затворника) // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: Четвертые Международные Покровские образовательные чтения / Отв. ред. В.А. Беляева; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2006. - С.233-235. (0,15 п.л.)

4. Плешакова В.В., Артемов C.B. Смирение в слове: духовное наследие святителя Феофана Затворника // Духовно-нравственное воспитание и образование на основе национальных традиций: Материалы III Задонских Свято-Тихоновских образовательных чтений. - Липецк, 2008. - С. 188-192. (0.28 п.л., авторских 0.14 п.л.)

5. Артемов C.B. Педагогические особенности экзегезы свт. Феофана Затворника // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: Шестые Международные Покровские образовательные чтения / под ред. В.А. Беляевой, Ю.В. Орловой: РГУ им. С.А. Есенина. - Рязань, 2008. - С. 176-179. (0,25 п.л.)

6. Артемов C.B. Проблемы духовно-нравственного воспитания в середине XIX - начале XX вв. // Философско-педагогические и религиозные основания

образования в России: история и современность: Восьмые Международные Покровские образовательные чтения / под ред. A.A. Добросельской: РГУ им. С.А. Есенина. - Рязань, 2010. - С. 101-103. (0,22 пл.)

7. К вопросу о философско-педагогической антропологии: отечественные ученые середины XIX - первой половины XX вв. // Подготовка специалистов в сфере культуры и искусства: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. / Ряз. заоч. ин-т (фил.) Моск. гос. ун-та культуры и искусств; сост. и науч. ред: Е.В. Литовкин, И.Г. Хомякова, O.A. Самородова. -Рязань: Изд-во РИНФО, 2011. -С. 312-315. (0,2 пл.)

Подписано в печать 15.08.11. Бумага офсетная. Формат 60x84'/ц. Гарнитура Times New Roman. Печзгь трафаретная. Усл. печ. л. 1,16. Уч.-изд. л. I. Тираж 100 экз. Заказ № <3.7 8

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.Л. Есенина» 390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46

Редакционпо-издагсльский центр РГУ 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, 22

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Артёмов, Сергей Викторович, Рязань

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

04.2.0 1 1 64 046 "

Артёмов Сергей Викторович

Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор В.А. Беляева

Рязань-2010

Содержание

Введение...................................................................................3

Глава I. Педагогический инструментарий исследования проблемы духовно-нравственного воспитания личности в философско-педагогическом наследии отечественных ученых середины XIX -первой половины XX вв...............................................................14

1.1. Анализ и характеристика основных понятий и категорий проблемы духовно-нравственного воспитания..................................14

1.2. Философско-педагогическая антропология в трудах отечественных ученых....................................................................31

1.3. Духовные ценности как фактор становления и развития личности ...51

Глава И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания в наследии отечественных ученых середины XIX — первой

половины XX вв..........................................................................82

2.1. Характеристика проблем духовно-нравственного воспитания

в России в середине XIX - начале XX вв...........................................82

2.2. Соотношение духовной и эмпирической сфер в методологии духовно-нравственного воспитания личности....................................93

2.3. Становление духовности и нравственности личности в опыте

духовной жизни.......................................................................110

Заключение.............................................................................139

Библиография..........................................................................146

Приложение............................................................................164

Введение

В педагогической теории одним из основополагающих дидактических принципов является принцип целостности педагогического процесса, в ходе которого неразрывно осуществляются цели обучения, воспитания и развития личности. Вместе с тем, современная педагогическая практика переживает глубокий идеологический кризис, выражающийся в отсутствии единой, четко сформулированной концепции воспитания личности. «Проблемы воспитания школьников не просто отошли на второй план, а катастрофически стали выпадать из целостной системы образования. Это объясняется отсутствием общегосударственной доктрины идеологических ориентиров, общенационального согласия по базовым ценностям, влияющим на духовное и морально-нравственное воспитание»1. Деидеологизация современной российской системы образования ставит под вопрос возможность целенаправленного формирования мировоззрения человека, воспитания духовно развитой личности.

На смену жестким идеологическим установкам советского времени пришел плюрализм мнений, философско-педагогических парадигм. «В основе парадигм лежат различные доминирующие концептуальные представления об основах и характере педагогической деятельности, о ребенке, логике обучения, воспитания и развития,- в целом о логике его образования» . В условиях интеграции в европейское образовательное пространство в российской системе образования происходит переориентация на ценности западной культуры с попыткой построения национальной образовательной системы на их основе. Данные процессы девальвируют русские национальные ценности, подменяют национальное самосознание духом космополитизма, внося неразрешимые противоречия в проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания.

1 Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под редакцией П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - С. 92.

2 Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 144.

Современная образовательная практика столкнулась с рядом проблем, которые коренятся в теоретико-методологических основаниях образования и не могут быть разрешены на технологическом уровне. Прежде всего, это кризис мировоззрения, цели и смысла жизни у молодежи, недостаточный уровень духовно-нравственного развития самих педагогов, отсутствие целостной научной картины духовной реальности и согласия научного сообщества по ключевым вопросам духовно-нравственного воспитания, неспособность преодолеть полосу отчуждения между религией и культурой, примат прагматических целей в образовании. Данные явления обусловили разнонаправленное движение в среде российского общества, характеризующееся различными идеологическими установками и ценностными ориентирами, разнообразием целей и мотивов различных человеческих общностей.

Как известно, консолидация людей происходит на основе национальных, политических, религиозных и прочих принципов. Данные принципы отражаются на всех сферах жизнедеятельности этих общностей людей, и система образования не составляет исключения. Различные представители общества и государства формулируют собственные цели и принципы воспитания, которые часто разнятся между собой, а иногда находятся в прямом противоречии с декларируемыми в нормативных документах ценностями воспитания. Так, культивируемый в современной педагогике компетентностный подход к образованию вытесняет на периферию цель воспитания духовно-нравственной личности. Федеральные законы и положения в области образования определяют сферу педагогических воздействий на человека, не давая четких ориентаций для построения единой общегосударственной концепции воспитания личности. Такая концепция должна строиться на общих для всех граждан России парадигмальных основаниях, отсутствие которых приводит ко множественности и разобщенности идеологических и мировоззренческих установок различных членов общества. Принципы*

светскости, многоконфессиональности и многонациональное™, постулируемые в современной российской государственности, определяют плюрализм подходов к пониманию целей и задач государства, общества, семьи и каждой конкретной личности. Соответственно, не может быть сформирован единый и общепризнанный идеал воспитания.

В педагогических коллективах, состоящих из людей разного уровня культуры, воспитанности, различной конфессиональной принадлежности, система ценностей и мировоззрение педагогов нередко различаются, что приводит к неоднозначности в постановке целей и способов организации и оценки собственной деятельности педагогов по формированию личности учащегося. Особую тревогу вызывает проблема духовно-нравственного воспитания молодого1 поколения, неопределенность понятия самого феномена, средств и методов духовно-нравственного воспитания и другое. В то же время государство стремится найти пути духовно-нравственного оздоровления российского общества и в этих целях активизировать воспитывающую функцию образования. Первостепенную значимость при этом обретает осмысление философско-педагогического наследия отечественных ученых, хранящего в себе отголоски духовной и нравственной культуры человека и общества XIX века.

Конец XX и первое десятилетие XXI вв. характеризуются повышенным интересом как зрелых, так и молодых ученых к проблеме духовно-нравственного воспитания, что свидетельствует о ее насущности в современном российском образовании. Целый ряд исследователей (священник Е. Шестун, Т.И. Зверева, И.М. Коняева, H.H. Гатилова, C.B. Видов, Ю.В. Головина и другие) посвятили свои научные труды изучению персоналий и педагогических систем выдающихся русских педагогов, рассматривавших проблему воспитания духовности и нравственности личности. В работах JI.A. Зелевской и JI.O. Володиной процесс формирования у детей духовно-нравственных ценностей представлен на уровне института семьи, что определяет специфику научного поиска и

преобладающий интерес к семейным ценностям воспитания. Г.В. Лисовенко, Т.В. Емельянова, A.C. Куликов, С.Б. Рябчикова предпринимают попытку раскрыть значение традиционных ценностей отечественной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников без рассмотрения истории решения данной задачи в отечественной педагогике. Глубина и полнота осмысления значения, истории, причин и определяющих факторов проблемы духовно-нравственного воспитания в России во второй половине XIX - начале XX вв. отличает работы Н.В. Рады и М.В. Головушкиной. Вместе с тем, преобладающий интерес к историческому контексту, условиям и факторам развития идеи духовно-нравственного воспитания в отечественной мысли не позволил этим ученым в полной мере раскрыть сущность и главные ценности духовного и нравственного становления личности.

Сложившаяся в данном отношении ситуация вскрывает противоречия между:

• необходимостью целенаправленного воспитания духовных и нравственных ценностей отечественной культуры и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории педагогической науки;

• богатством философско-педагогического наследия православных отечественных ученых, освещающего проблемы духовного и нравственного воспитания личности, и недостаточной представленностью их идей в теории и практике воспитания.

Анализ существующих противоречий определил проблему исследования: каковы философско-педагогические идеи и концептуальные положения духовно-нравственного воспитания личности в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.

Объект исследования - философско-педагогическое наследие отечественных ученых.

Предмет исследования - философско-педагогические идеи и концептуальные положения духовно-нравственного воспитания личности.

Цель исследования — Выявить философско-педагогические идеи и концептуальные положения духовно-нравственного воспитания личности в трудах ведущих отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.

Гипотеза исследования основана на предположении, что исследование философско-педагогического наследия отечественных ученых в аспекте проблем духовно-нравственного воспитания позволит выявить философско-педагогические идеи и концептуальные положения русских ученых о духовном и нравственном становлении и развитии личности, которые могут обогатить современную педагогику и послужить значимым фактором в решении современных проблем воспитания.

Задачи исследования:

1. Проанализировать педагогический инструментарий исследования проблемы духовно-нравственного воспитания личности в философско-педагогическом наследии отечественных ученых середины XIX — первой половины XX вв.

2. Систематизировать философско-педагогические идеи отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания личности.

3. Представить концептуальные положения духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых.

4. Определить соотношение духовной и эмпирической сфер человека в логике концептуальных идей отечественных ученых о становлении и развитии личности.

5. Рассмотреть процесс становления духовности и нравственности личности в опыте духовной жизни.

Источники исследования: философско-педагогическая, религиозная, психологическая, историческая, историко-педагогическая литература, энциклопедические издания и словарные статьи, материалы, опубликованные в сети Интернет, современные научные исследования.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: основные принципы научной методологии (О.С. Анисимов, B.C. Библер, Г.П. Щедровицкий, М.М. Поташник и другие), философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира; положения философской, педагогической и православной антропологии о биологической, психической, духовной и социальной сущности человека; концепция культуросообразного образования (П.И. Ковалевский, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.П. Зинченко, Е.А. Ямбург и другие); религиозно-философская феноменология духа (Свв. Писание и Предание, В. Дильтей, H.A. Бердяев, И. А. Ильин и другие) и духовно-нравственого воспитания (Е.П. Белозерцев, В. А. Беляева, И. А. Соловцова и другие), положения возрастной психологии и педагогики (В.В. Зеньковский, JI.C. Выготский, Т.В. Склярова, O.JI. Янушкявичене и другие) а также идеи отечественных ученых о становлении и развитии личности в опыте самовыражения, самоопределения и самосовершенствования.

Основными методами исследования являются: изучение, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ историко-педагогических и религиозно-философских источников, обобщение и проецирование на современность основных выводов отечественной педагогической мысли по исследуемой проблеме.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

• систематизированы философско-религиозные и психолого-педагогические подходы русских мыслителей к пониманию сущности и предназначения человека, что позволяет обозначить данную отрасль знания как философско-педагогическую антропологию;

• раскрыты и систематизированы духовные ценности, выступающие в качестве определяющих факторов духовно-нравственного становления личности, - это высший духовный идеал, сама человеческая личность, семья и родина;

• обоснована уникальность и необходимость наличия высшего духовного идеала традиционной отечественной культуры в духовно-нравственном воспитании личности;

• становление и развитие личности представлено в аспекте соотношения ее духовной и эмпирической сфер;

• духовный опыт человека рассматривается как процесс постепенного восхождения личности к своему идеалу через общение и взаимодействие с духовными ценностями, и самоопределение в них.

Теоретическая значимость исследования:

• проанализирован и уточнен педагогический инструментарий исследования проблемы духовно-нравственного воспитания личности;

• систематизированы философско-педагогические идеи отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания личности в контексте антропологического и аксиологического подходов;

• раскрыты и охарактеризованы концептуальные положения отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания;

• рассмотрено соотношение духовной и эмпирической сфер человека в логике концептуальных идей отечественных ученых о его становлении и развитии;

• представлен процесс взаимодействия человека с высшими ценностями бытия, в ходе которого происходит становление духовности и нравственности личности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что заключающиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы в общеобразовательных, среднеспециальных и высших учебных заведениях в учебном курсе «История педагогики и образования» и курсах по выбору: «Основы православной культуры», «Философско-педагогическая антропология» и др., а также в православном краеведении.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечивается методологической базой, комплексностью методов научного поиска, адекватных цели и задачам исследования, междисциплинарным подходом к решению поставленных задач.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы исследования и основные идеи работы обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность» (Международные Покровские образовательные чтения, Рязань, 2006-2009), на Всероссийской олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам (г. Санкт-Петербург, 2007). Результаты исследовательской работы отражены в публикациях автора в сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций. Результаты исследовательской работы отражены в публикациях автора в сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций, а также используются в лекционных курсах «Истории педагогики и образования», «Культурологии» и др. факультета русской филологии и национальной культуры «Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина» и на занятиях по предмету «Основы православной культуры» в 5 и 6 классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69 «Центр развития образования» г. Рязани.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В исследовании проблемы духовно-нравственного воспитания личности оптимальной является такая трактовка понятий и категорий, в которой духовная сфера бытия представлена с позиций аксиологического подхода и выступает в качестве главной и определяющей бытие человека и общества. Следовательно, воспитание можно рассматривать как процесс целенаправленн�