Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственная ориентация молодежи в философии образования России во второй половине XIX века

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Руднев, Владимир Николаевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Духовно-нравственная ориентация молодежи в философии образования России во второй половине XIX века», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Руднев, Владимир Николаевич, 2002 год

Введение.С.3

Раздел I. Полифонизм педагогических концепций в России во второй половине XIX века

1.1. Социально-экономическая и политическая ситуация в России во второй половине XIX века.С.11

1.2. Типология педагогических концепций в России во второй половине XIX века.С. 18

1.3. Реформы в образовании во второй половине XIX века в России в контексте формирования духовно-нравственной ориентации молодежи.С.41

Раздел II. Консервативные традиции в образовании и воспитании молодежи во второй половине XIX века как целостная педагогическая система

2.1. Консерватизм как философское, социально-политическое и педагогическое направление русской мысли.С. 55

2.2. Идеи духовно-нравственного воспитания молодежи в деятельности К.П. Победоносцева, С.А. Рачинского,

В.В. Розанова, М.Н. Каткова, К.Д. Ушинского.С. 67

2.3. Духовно-нравственная ориентация молодежи в конце XX -начале XXI века.С. 11^

Введение диссертации по педагогике, на тему "Духовно-нравственная ориентация молодежи в философии образования России во второй половине XIX века"

Актуальность исследования

Рассмотрение проблемы духовно-нравственной ориентации молодежи в контексте реформ в образовании актуально по нескольким причинам:

1. Духовность и нравственность есть базовый фактор формирования личности.

2. Изучение прошлого перспективно с точки зрения сегодняшнего дня.

3. Любая педагогическая инновация, в конечном итоге, имеет аналог в прошлом.

Духовная жизнь общества - это способ жизнедеятельности человека и общества, их реального бытия. Одновременно с этим духовная жизнь есть относительно самостоятельная сфера, связанная с конкретной исторической эпохой. Идеи, взгляды, представления и другие духовные образования, взятые в их динамике, составляют одну из сторон духовной жизни. Конкретное историческое рассмотрение педагогических взглядов и концепций позволит судить о человеке, авторе этих воззрений, как о субъекте социальной реальности. Анализ духовно-нравственной ориентации молодежи и рассмотрение реформ в образовании будут способствовать осмыслению феноменов образования и воспитания. Продолжает оставаться актуальным раскрытие содержания духовного прогресса через исследование взаимосвязей, взаимозависимостей между конкретными явлениями в духовной жизни общества. Это ведет к пониманию качественной характеристики духовной жизни общества, различных духовных традиций в нем. Обращение к вопросам истории педагогики и образования, как и обращение к истории вообще, связано с желанием понять через это современное состояние общества и его насущные духовные потребности и запросы. Обращение к традициям духовно-нравственной ориентации молодежи и реформированию отечественного образования обусловлено стремлением понять внутренние противоречия человеческой личности в процессе политического и социально-экономического развития.

Анализ философии образования и духовно-нравственных основ жизни общества имеет непосредственное отношение к возрождению России, поскольку осознание ценностных начал связано всегда с самосознанием человека1.

Степень научной разработанности проблемы

В данном исследовании этот вопрос следует рассматривать в двух аспектах. Первый из них затрагивает определение содержания, сущности духовно-нравственной жизни русского общества в контексте образовательных и воспитательных процессов. Второй аспект связан с изучением реформ в российском образовании в конкретный исторический период жизни общества. Аксиологические основы понимания необходимости духовно-нравственной ориентации молодежи заложены в трудах великих русских педагогов К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.И Пирогова, С.А. Рачинского, философов А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, в сочинениях классиков литературы Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, общественных и государственных деятелей В.В. Розанова, К.П. Победоносцева, М.Н. Каткова, C.JI. Франка и др.

1 По этому вопросу см.: Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988; Ермакова Е Е. Свободомыслие в контексте духовной жизни общества. Диссертация на соискание ученой степени канд. философских наук. М , 1997; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М, 1980. 4

Теоретическому исследованию и обоснованию духовной и нравственной жизни общества посвящены работы: J1.M. Архангельского, О.Г Дробницкого., Н.Н. Барковой, Е.Е. Ермаковой Е.А. Карунина, Ю.Г. Круг-лова, Т.Н. Любан, С. Р. Нашхоевой, А.И. Николаевой, Т.Б. Сергеевой, Г Г. Сорокиной, М.Г. Тайчинова, А.А. Шаталова, Г.Н. Филонова и др.1

К исследованию реформ в российском образовании и связанных с ними особенностей развития образовательного и воспитательного процессов в России во второй половине XIX в. обращены работы С.В. Агулиной, Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, В.З. Смирнова, E.JI. Стаферовой, Ф.Г. Пана-чина, А.В. Ососкова, Б.К. Тебиева, А.Н. Шевелева, Б.А. Франкфурта и др.2 Баркова Н.Н. Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1996; Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания). Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 2000; Любан Т.Н. Хрисгианско-педагогическая антропология В В. Зеньковского в современном контексте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1999; Нашхоева С.Р. Нравственно-эстетическое развитие воспитанниц женских учебно-воспитательных заведений закрытого типа в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1997; Николаева А.И Русская национальная школа XIX-XX вв. История. Современность. Опыт. М., 2000; Сергеева Т.Б. Педагогический смысл гуманистического учения П.А. Сорокина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. Ставрополь, 1998; Сорокина Г Г. Ценности и идеалы российского губернского образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Пенза, 1998;Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М., 1999; Шадри-ков В.Д. К проблеме духовных способностей // Магистр. №5. 1996.

2 Агулина С В. Становление и развитие воспитательно-образовательных учреждений в России (середина Х1Х-начало X X в). Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1996; Днепров Э. Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации. Диссертация на соискание степени доктора пед. наук. М., 1994; его же. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994; Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» М., 1996; Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. в России. М., 1954; Стаферова Е Л. Министерство народного просвещения при А.В. Головнине (1861-1866). Диссертация на соискание научной степени канд. исторических наук. М., 1998, Паначин Ф.Г. Учительство и революционное движение в России (XIX-начало XX в.). Историко-педагогические очерки. М., 1986; Ососков А.В. Вопросы истории начального образования в России (вторая половина XIX -начало XX в.) 4.1. М., 1974. 4.2, 1975; его же: Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). М., 1982; Теби-ев Б.К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России в конце xix-начале хх вв. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 1991; Шевелев А Н. Общественно-педагогическое движение как фактор формирования государственной образовательной политики России 60-80-х годов XIX в. (на материалах начального и среднего образования). Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. СПб., 1996; Франкфурт Б.А. Модели образовательных учреждений в дореволюционной России. М., 1997.

В современной педагогической литературе заметен интерес к практическому осознанию важности и нужности исследования духовно-нравственных основ жизни общества1. Духовность общества понимается «как исторически сформировавшийся тип культурной ориентации, при котором неутилитарные («постматериальные», человеческие) ценности занимают высокое место в ценностной ориентации общества и человека»2. Категории духовности и нравственности есть базовые категории любой нации. Они обеспечивают ее стабильность в течение времени. Школа в России как социальный институт, формирующий и образующий будущих граждан, корнями связана с духовными и нравственными основами русского общества. Традиции народа должны стать основанием школы. Исследователь отмечает: «У истоков школы - ее духовный багаж, давно и наз дежно уложившимся в традицию» .

Предмет и объект исследования: духовно-нравственная ориентация молодежи и консервативная традиция в образовании и воспитании в России во второй половине XIX века; педагогическая традиция в контексте духовной жизни России второй половине XIX века.

Цели исследования: □ проследить процесс становления духовно-нравственной ориентации молодежи в российском обществе во второй половине XIX века;

Гершунский Б С Философия образования. М , 1998; Мурашов В.И. Духовность отечественного образования как интегральный ресурс российских реформ // Школа духовности. 1998 № 4; Мягченков С. Педагогика духовного обустройства // Воспитание школьников. 2000. № 9; Смолин О Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией // Педагогика. 1999. № 7.

Смолин О Н. Российская доктрина национального образования: размышления над концепцией // Педагогика. 1999. № 7.

Мягченков С Педагогика духовного обустройства // Воспитание школьников 2000 N«9 С 4 6 выявить особенности педагогической мысли и практики в период реформ и их преемственность в системе образования и воспитания.

Задачи исследования духовно-нравственной ориентации молодежи России во второй половине XIX века: показать место образования и воспитания в жизни российского общества, их роль в духовной жизни народа; проанализировать специфику духовно-нравственной ориентации молодежи России; исследовать роль духовных оснований образования и воспитания России и опыт внедрения идей русской этнопедагогики на примере земских и церковноприходских школ в России; показать место и роль консервативной традиции в образовании и воспитании молодого поколения, в стабилизации и развитии общества посредством сохранения его культурных традиций, духовных и нравственных ориентиров. наметить возможности интеграции прогрессивных традиций в воспитании и образовании молодежи в современной России.

Научная новизна диссертационного исследования:

Данное диссертационное исследование - одна из первых работ, содержащая комплексный подход при изучении педагогических взглядов по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В работе выявлена преемственность традиций духовно-нравственного воспитания молодежи в российской истории и культуре, а также в диссертации анализируются различные концепции и течения в деятельности педагогов и общественных деятелей второй половины XIX века в России, определяются основные пути осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся в различных типах учебных заведений (вариативные формы образования). В работе предлагаются модели духовно-нравственной ориентации учащихся на примере передовых традиций отечественного просвещения и определяются ведущие тенденции духовно-нравственного воспитания учащихся в учебных заведениях России. В работе впервые обращено внимание на генезис русской философской мысли, применительно к образовательно-воспитательным концепциям России.

Практическая значимость работы

Полученные нами результаты исследования могут быть использованы при чтении общих лекционных курсов и спецкурсов по педагогике, при составлении учебных пособий: «История педагогики», «Философия образования»; при подготовке спецсеминаров, посвященных отдельным представителям отечественной педагогической мысли второй половины XIX-начала XX века.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные положения о развитии общества в конкретно-исторических условиях и основные диалектические постулаты: об исторической оценке развития и взаимосвязи общества и социальных явлений в нем, о соотношении общественного и индивидуального, о единстве человека и общества и социальных явлений, философская концепция о роли личности в историческом процессе, о самоактуализации личности как задаче общественного развития, принцип культурологического полифонизма; принцип исторического и логического; методы конкретных социологических исследований.

Методологическая основа работы обуславливает обращение в ходе исследования к материалам нескольких гуманитарных дисциплин: общей педагогики, философии и истории образования, отечественной истории, психологии, литературы, социологии, а также к памятникам эстетической мысли.

Нам очень близки в этом плане мысли русского философа и педагога С.Л. Франка. Он предлагал оценивать духовную и нравственную сторону деятельности, исходя из посылки, что «чем более конкретна нравственная деятельность человека, чем больше она считается с конкретными нуждами живых людей и сосредоточена на сегодняшнем дне, . тем ближе человек к подчинению внешней деятельности духовной задаче своей жизни»1.

Итак, Франк предлагает к такой совершенно абстрактной, на первый взгляд, сфере как духовность и нравственность совершенно конкретный критерий: жизнедеятельность человека, будучи производной «от основного, духовного делания и им только и осмысляясь, должно стоять в нашей общей духовной жизни на надлежащем ему месте; чтобы не было опрокинуто нормальное духовное равновесие».

Апробация исследования

Основные положения диссертации были доложены автором на методологических семинарах и научно-практических конференциях Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохов, Российской академии правосудия, Российской государственной академии труда и занятости, а также отражены в одиннадцати пуб

1 Франк С Л. Смысл жизни // Смысл жизни. Сб. ст. М., 1994. С. 582. 9 ликациях автора, в том числе учебных пособиях и методических указаниях для студентов высших учебных заведений.

Хронологические рамки исследования определены периодом второй половины XIX в., т.е. временем глобальных социально-экономических и политических изменений в российском обществе. Изменениям, которые по своим масштабам и значимости для судеб будущих поколений страны можно соотнести с настоящим моментом, переживаемым Россией.

Структура работы включает введение, два раздела, заключение, библиографию и приложение.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Ведущие тенденции формирования и развития ценностной ориентации российской молодежи во второй половине XIX века.

2. Основные подходы в решении актуальных задач национальной философии образования в России во второй половине XIX века.

3. Факторы, обуславливающие перспективность дальнейшего изучения проблем духовно-нравственной ориентации молодежи в условиях современного положения в образовании и воспитании, и их преемственность в российской педагогической традиции.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Проанализировав духовно-нравственную ориентацию молодежи в философии образования в России во второй половине XIX века, мы выступаем с идеей формирования подрастающего поколения на основе нравственного его воспитания, самосовершенствования человека через постижение основ национальной цивилизации. Такая задача ставится теперь и на самом высоком уровне, поскольку признается, что «духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества»1. В связи с этим огромное значение приобретают такие факторы в формировании молодого поколения россиян: изучение прошлого своей страны, изучение прошлого своего родного края, бережное отношение к родному языку и памятникам отечественной культуры, добротворчество и созидательная деятельность. Все эти позитивные моменты заложены в воззрениях представителей консервативного направления отечественной педагогике второй половины XIX в. К.Д. Кавелин, современник реформ Александра Второго, настойчиво подчеркивал роль личной нравственности человека в личной его судьбе и в судьбе страны. «Юридический закон, политическая форма, как бы они ни были совершенны, не могут держаться ни минуты, если люди, посреди которых они действуют, не имеют нравственных убеждений», - справедливо писал К.Д. Кавелин2. Будем помнить, что педагогические концепции второй половины XIX в. создавались в ситуации, когда Россия постепенно начинала терять политическую и социальную устойчивость. Вторая поло

1 Программа развития воспитания в системе образования в России на 1999-2001 годы // Воспитание школьников. 2000. № 1. С.6.

2 Кавелин К.Д. Наш умственный строй // Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. С. 34. вина XIX в. в России ознаменовалась усилением разрушительных, центробежных сил. Идея представителей консервативного направления, наоборот, содержали в себе созидающее, центростремительное начало. Педагогические концепции представителей русского консерватизма создавались в тот момент, когда «нигилистический поход в народ» (С.А. Рачинский) закончился провалом.

Нигилистический пафос молодого поколения нашел выражение и публицистике XIX века. Д.И. Писарев обращался к молодежи с призывом: «Что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то годится; что разлетится вдребезги; то хлам; во всяком случае, бей налево и направо, от этого вреда не будет и не может быть»1.

Как во второй половине XIX в., так и в конце XX -начале XXI века система образования и воспитания в России находится в глубочайшем кризисе. Многим путь выхода из этого кризиса видится в привнесении в отечественное образование западноевропейских и американских образовательных моделей. В Москве и других крупных городах России активно действуют иностранные школы и учебные центры, дети состоятельных родителей получают среднее и высшее образование в колледжах и университетах Англии, Америки, Франции, Испании. В связи с этим и в наше время не потеряли своей актуальности слова В.В. Розанова о том, что «незаметно и неуклонно мы переделываем самую структуру русской душу «на манер иностранного». Современные средства массовой информации постоянно предлагают зрителям, слушателям и читателям зарубежные фильмы, сериалы, теле- и радиопередачи. В них зачастую превозносятся интеллекту

1 Писарев Д.И. Схоластика XIX века // Писарев Д.И. Сочинения в 4 т. М., 1955-1956. С. 135.

121 ально-поведенческие качества людей западного мира (суперполицейских, суперагентов и т.п.). Молодые россияне конца ХХ-начала XXI в. зачастую не знают своей истории, не читают произведений русской классической литературы. А ведь именно от знания своих национальных корней зависит такая неотъемлемая черта каждого гражданина как патриотизм. К сожалению, патриотизму мы часто учимся «на образцах французской «чести». на исторических рассказах о швейцарцах и средневековых германцах»1. Чтобы изменить картину современного образования и воспитания в России, необходимо обратиться к национальным традициям, к лучшим памятникам национальной литературы и культуры, к воззрениям представителей российской консервативной традиции в образовании и воспитании. Духовно-нравственная ориентация молодежи во все времена представлялась важной составляющей социализации человека.

Во второй половине XIX века в России складываются земская и церковноприходская системы образования. Обе эти системы в России поистине уникальны. Земская система выполняла различную социальную работу: призрение инвалидов, бродяг, детей-сирот, образовательная и воспитательная деятельность. С этой целью земства создавали учебные заведения, в которых осуществлялось просвещение, воспитание, общее и профессиональное образование российских граждан. Духовно-нравственные основы земского образования и воспитания строились на принципах: широкое привлечение общественности к учебному делу за счет сельских сообществ, земских общин, их участии в открытии и функционировании школ; связь обучения с жизнью с помощью профессиональной ориентации молодежи

1 Розанов В.В. Сумерки просвещения. M., 1990. С.237.

122 к 14-15 годам подростки получали первоначальную профессиональную подготовку); принцип индивидуальности, что выражалось в поддержке одаренных детей. Земство в стране уделяло большое внимание внешкольному образованию, в том числе и взрослых; профессиональной подготовке и переподготовке населения. Следовательно, в земской просветительской деятельности нашли выражение идеалы целеустремленности, пользы обществу. Именно благодаря земствам появилась доступная населению школа, получившая название земской народной школы. Возрос образовательный уровень населения в России. Главное внимание уделялось развитию школьного образования. Земским учреждениям принадлежит заслуга создания основ начального образования в России. Церковноприходские школы создавались в России с целью «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведения».1 Ведущая роль в этих школах принадлежала священнику. Если в земской школе в качестве приоритета выдвигалась образовательная компонента (овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, т.е. получение реальных знаний), то в церковноприходской школе базовой была именно воспитательная (духовно-нравственная) составляющая2. Поэтому в учебных программах церковноприходских школ ведущее место занимали религиозно-нравственные дисциплины: Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение, овладение русской грамотой не только с целью правописания, но, в первую очередь, для осмысления духовного и культурного значения родного языка в судьбе нации, в форми

1 Собрание правил, законоположений и распоряжений Священного Синода о церковноприходских школах и школах грамотности СПб., 1899. С. 152.

2 Егоров П.А., Руднев В Н. Философия и история образования. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001. С. 32.

123 ровании духовного мира русского человека. Заметим, что идея церковноприходской школы имеет глубинные основания в традициях русской культуры. Основоположником такой школы явился великий русский подвижник и святой XIV в. Сергий Радонежский. Церковноприходская школа второй половины XIX в. стремилась реализовать важнейшие заветы С. Радонежского: научить детей жить в соответствии с христианскими заповедями, воспитать в них чувство любви к Отечеству, почтительное отношение к родителям, к предкам1. Если идеологом церковноприходской школы в России второй половины XIX в. был обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, то ее организатором и педагогом-практиком стал С.А. Рачинский. В сельской школе, организованной С.А. Рачинским в селе Та-тево Смоленской губернии, изучались предметы: арифметика, цветоводство, церковнославянский язык, русская словесность, русский язык. Воспитанники С.А. Рачинского трудились на пришкольном участке земли. Уроки татевской школы и сам образ ее организатора и учителя изображен художником Н.П. Богдановым-Бельским, учеником С.А. Рачинского, на картине «Устный счет». Писатель и публицист второй половины XIX в., автор сборника «Сумерки просвещения», В.В. Розанов писал о С.А. Рачинском: «Он, в сущности, основал, и вековечно обосновал, - русское «Сельское училище», натуральную «сельскую учебу», вытекающую «из всего»»2. Под последнем («из всего») В.В. Розанов понимал программу народную, церковную, историческую, т.е. традиции русской народной педагогики, народную культуру и религию. Как справедливо считал Ф.М. Достоевский,

1 См. Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания). Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 2000.

2 Розанов В.В. Мимолетное (1914) \\ Розанов В.В. Когда начальство ушло . М., 1997. С. 303.

124 общественная, или, говоря нашим языком, общенациональная, идея должна вырасти из идеи нравственной1. Вследствие этого на первый план во взглядах представителей консервативного направления в образовании и воспитании молодежи в России во второй половине XIX в. выходила идея нравственного самосовершенствования человека. Нам представляются верными слова современного исследователя: «Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку»2.

Проблематика настоящего диссертационного исследования перспективна с точки зрения выработки концепции национального образования и воспитания. Умственное, духовное и нравственное «брожение» в среде современной молодежи заставляет педагогов искать образовательную и воспитательную модель, ориентируясь на которую можно было бы сформировать менталитет будущих граждан России. Большинство исследователей такую модель видят в сохранении и развитии российских национальных традиций. В свете глобальных социально-политических, экономических, социокультурных и мировоззренческих перемен в современном обществе проблема духовно-нравственной ориентации молодежи приобретает особую значимость: «Стремление к возрождению национального и этнического сознания, развитие национальных движений требует не только анализа их истоков и причин, но и запросов национального сознания в повседнев

1 Достоевский Ф.М. Дневник писателя на 1880 год // Полное собрание сочинений. В 30-ти т. М., 1986. Т. 26. С. 225.

2 См.: Шубарт В. Европа и душа Востока. Пер. с нем. M., 1997. ной жизни, в частности, в образовании, что поможет своевременно снять накапливающееся напряжение»1.

Духовно-нравственная ориентация молодежи привлекает внимание самого широкого круга специалистов: педагогов, философов, этнологов, социологов, историков. Поэтому остается актуальной задача - наметить возможности интеграции прогрессивных традиций в воспитании и образовании молодежи. Для этого в работе применен междисциплинарный подход. Можно выделить три пласта исследования: философский, педагогический, социологический. С точки зрения философии в дальнейшем можно считать перспективным исследование факторов и особенностей формирования общественного идеала. Такое исследование, конечно, невозможно без учета педагогических потребностей общества. В условиях развивающейся аномии в современной России целесообразно предпринять исследование духовно-нравственных ориентиров различных социальных групп актуально и значимо как с позиции педагогики, так и с позиции социологии духовной жизни, исследования социальных процессов, формирования социальных институтов в обществе.

Тайчинов М.Г. , Солдатенков А.Д. Духовные ценности традиционной культуры народов в системе поликультурного образования. М.,1999. С. 24.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Руднев, Владимир Николаевич, Москва

1. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8.

2. Агулина С. В. Становление и развитие воспитательно-образовательных учреждений в России (середина XIX-начало XX вв.). Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1996.

3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М„ 1988.

4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX века. Сост. Лебедев П.А. М., 1990.

5. Артемов В.Н. Нравственные основы свободы в анархизме Л.Н. Толстого// Социально-гуманитарные знания. 2001. №1.

6. Архангельский Л.М. Нравственное воспитание. Проблемы теории и практики. М., 1979.

7. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978.

8. Архипова А.Н. Значение земской школы в развитии начального образования в России (на материалах московской губернии середины XIX-начала XX вв.). Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. М„ 2000.

9. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманным? // Вопросы философии. 2000. № 7.

10. Бакунин М.А. Государственность и анархия // Утопический социализм в России. Хрестоматия. М.,1985.

11. Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.,1987.

12. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М., 1989.

13. Баркова Н.П. Нравственный идеал в русской педагогике // Педагогика. 1998. № 2.

14. Баркова Н.Н. Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.,1996.

15. Барменкова В.В. Новая парадигма образования и воспитания в обществе // Человек и общество: тенденции социальных изменений. Вып. 2. Спб-Минск-Ростов-на-Д, 1997.

16. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. М., 1984.

17. Безигер В. Духовность и традиция // Покров. Альманах российских католиков. Вып. 4. М., 1999.

18. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Берлин, 1923.

19. Беленчук JI.H. Концепции национального воспитания на рубеже XIX -XX веков // Педагогика. 1999. №5.

20. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений в 13-ти т. М., 1953-1959. т. 12.

21. Берулова М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования//Педагогика. 1996. № 1.

22. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский. М.,1995.

23. Богуславский М. Вместо завещания, или Философия образования для свободной России // Учительская газета. 16.06.1998.

24. Бодана Е.А. Традиционализм воспитания как одна из основ обновления школы // Образование молодежи в современном обществе. Сб. научн. трудов. М.,1997.

25. Борисова Е.В. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России (1861-1917). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1997.

26. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 16.СП6., 1893. Т. 14. СПб., 1895. Т. 17. СПб., 1896.

27. Валуев П. А. О внутреннем состоянии России // Хрестоматия по истории СССР 1861-1917. Под ред. Тюкавкина В.Г.М., 1990.

28. Вернадский В.И. Дневники \\ Новый мир. 1988. №3.

29. Верф Д., Ронге Ф. Мониторинг в России. М., 1998.

30. Водовозов В.И. Наука и нравственность (педагогические заметки) // Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.,1986.

31. Водовозов В.И. Новый план устройства народной школы. По поводу книги «Записки о сельских школах» С.А. Рачинского // Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.,1986.

32. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в духовном мире человека. Диссертация на соискание ученой степени доктора философск. наук. М., 1997.

33. Вульфов Б.З. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 1999.

34. Галкин В.Я., Иванов Н.С. Опыт самоуправления Московского губернского земства (к 70-летию Московской области) // Социально-гуманитарные знания. 1999. №4.

35. Ганелин Ш.И. Очерки истории среднего образования во второй половине XIX в. в России. Гимназия и учебный процесс в ней. Автореферат на соискание звания доктора пед. наук. М., 1947.

36. Георгиева Т.С. Русской культура: история и современность. М., 2000.

37. Герцен А.И. Собрание соч. в 30-ти т. Т.9. М., 1954-1960.

38. Гершунский Б.С. Философия образования. М.,1998.

39. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.,1974.

40. Гоголь Н.В. Духовная проза. М.,1992.

41. Головнин А.В. Записки для немногих // Вопросы исто-рии.1997. № 3, 4, 6, 8, 11.

42. Головнин А.В. О главных положениях для народных школ. СПб., 1863.

43. Горбов Н.М. С.А. Рачинский. СПб., 1903.

44. Грановский Т.Н. Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены. М., 1860.

45. Гросул В.Я., Итенберг Г.С., Твардовская В.А., Шацилло К.Ф., Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М.,2000.

46. Гусинский Э.Н., Турчанинов Ю.И. Введение в философию. М.,2000.

47. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.М., 1981.

48. Данилов Н.А. Будущее России: «идолопоклонство» или духовность? // Человек и общество: тенденции социальных изменений. Выпуск 1. М.,1997.

49. Дедловский М.Ю. О деятельности В.И. Чернолуского в Петербургском комитете грамотности // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения. Сб. научн. ст. М., 1998.

50. Днепров Э.Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации. Диссертация на соискание степени доктора пед. наук. М.,1994.

51. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.

52. Днепров Э.Д. Школа в России во второй половине XIX века // Советская педагогика. 1975. № 9.

53. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М.,1996.

54. Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве // Добролюбов Н.А. Сочинения в 3 т. Т.З. М., 1987.

55. Достоевский Ф.М. Два лагеря теоретиков // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.20. М., 1980.

56. Достоевский Ф.М. Дневник писателя на 1880 год // Полное собрание сочинений. В 30-ти т. Т.26. М., 1986.

57. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М., 1974.

58. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. М„ 1977.

59. Ермакова Е.Е. Свободомыслие в контексте духовной жизни общества. Диссертация на соискание ученой степени канд. философск. наук. М., 1997.

60. Ермакова Е.Е. Философия. Учебн. пос. М., 1999.

61. Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001.

62. Захарова Л.Г. Александр Второй // Вопросы истории. 1992. №6.7.

63. Зеньковский В.В. К.Д. Ушинский // Педагогика. 2001 .№ 6.

64. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж, 1960.

65. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки истории воспитания и педагогической мысли. Л., 1978.

66. Змеев В.А. Высшая школа России на рубеже XIX-XX веков // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.

67. Змеев В.А. Высшая школа России: от реформ 60-х к реформе 80-х гг. XIX века // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). 1998. №5.

68. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX-XX века: социально-историческая судьба. М., 1999.

69. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.,1993.

70. Кабанов П.И. История СССР (1861 -1917). М., 1984

71. Кавелин К.Д. Записка об освобождении крестьян в России // Кавелин К.Д. Сочинения. М.,1987.

72. Кавелин К.Д. Наш умственный строй // Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.,1989.

73. Каптерев П.Ф. История русской педагогии // Педагогика. 1996. №5; № 6; 1997. №2; № 6.

74. Каптерев П.Ф. Педагогика и политика // Свободная мысль. 1992. №8.

75. Карпухин О.И. О социокультурных ценностях нового поколения // Человек и общество: тенденции социальных изменений. Вып. 1. СПб. Минск - Ростов - на - ДД997.

76. Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания). Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.,2000.

77. Катков М.Н. Наша учебная реформа. М., 1890.

78. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.,1979.

79. Ключевский В.О. Два воспитания // Ключевский В.О. Собр. соч. в 9 т. Т.9.М.Д990.

80. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М.,1983.

81. Ковалевский П. Россия к началу XX века // Москва. 1990. №11.

82. Козлова О.Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1.

83. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. (Гимназия и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 г). М„ 1947.

84. Корепанова М.В. Современные тенденции воспитания // Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 8.

85. Корф Н.А. Наши педагогические вопросы. М.,1886.

86. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1988.

87. Круглов Ю.Г. Патриотизм в воспитании (размышления над книгой) // Педагогика. 2001. № 6.

88. Кудрявая Н.В. Л. Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого. М., 1993.

89. Кузьменко И.А. Профессионально-педагогическая направленность обучению будущих учителей в дореволюционной учительской семинарии. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.,2001.

90. Кузьмина С.Л. XIX век: наука и религия в искусстве воспитания// Педагогика. 1999. № 2. С. 76-81.

91. Культурология. Отв. ред. Добрынина В.И. М., 1993.

92. Кунин В.З., Казанцева Н.А. Яснополянская школа-лаборатория имени Л.Н. Толстого: вчера, сегодня, завтра. Ясная поляна, 1988.

93. Латышина Д.И. История педагогики: воспитание и образование в России (X начало XX века) Учебн. пос. М., 1998.

94. Леонтьев К.Н. Грамотность и народность // Страницы истории отечественной педагогики. Вып . 1. М ., 1996.

95. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.

96. Лихачев Б.Н. Философия педагогики. М., 1996.

97. Ломоносов М.В. Избранные произведения. Архангельск, 1980.

98. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991.

99. Любан Т.Н. Христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского в современном контексте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1999.

100. Маркович Е.В. Традиции семейного воспитания в Древней Руси XI-XIII веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1997.

101. Мальцева В.М. Проблема развития личности в трудах В.В. Зеньковского // Российское зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е гг. XX в. Саранск, 1998.

102. Материалы к изучению истории СССР (Россия в начале 20 в.). М„ 1991.

103. Материалы педагогического фестиваля «Образование-96». Сочи, 1996.

104. Медынский Е.Н. История русской педагогики. М., 1938.

105. Мельников Т.Н. Подготовка учителя к оптимизации взаимодействия с верующими учащимися. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1997.

106. Меньшикова Е.А. Идеи и проблемы земской и городской начальной школы России в свете актуальных задач современного образования. М.,1995.

107. Мижеряков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999.

108. Милюкова С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогики второй половины XIX- XX века // Педагогика. 1999. № 7.

109. Михайлова JI.П. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Н.А. Корфа. Автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1956.

110. Михайлова М.В. Критика К.Д. Ушинским современной ему школы // Вопросы истории педагогики. Сб. научн. трудов. М.,1972.

111. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI-века? Материалы Российской ювенологической научно- практической конференции. СПб., 1998.

112. Мурашов В.И. Духовность отечественного образования как интегральный ресурс российских реформ // Школа духовности. 1998.№ 4.

113. Мустаева В.И. Основы социальной педагогики. Учебник для студентов. М., 2001.

114. Мягченков С. Педагогика духовного обустройства // Воспитание школьников.2000.№ 9.

115. Нашхоева С.Р. Нравственно-эстетическое развитие воспитанниц женских учебно-воспитательных заведений закрытого типа в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.,1997.

116. Николаева А.И. Русская национальная школа XIX-XX вв. История. Современность. Опыт. М.,2000.

117. Никольская А.А. Пирогов // Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. Т.2.М.,1999.

118. Никольская А.А. Н.И. Пирогов: нравственный человек цель воспитания // Педагогика. 1999. №11.

119. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Л., 1972.

120. Овчинникова А.В. Развитие российского законодательства о народном образовании на рубеже XIX -XX вв. // Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX -XX вв. Сб. ст. М., 2000.

121. Ожегов С .И. Словарь русского языка. М., 1991.

122. Освальт Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861 — 1865 //Вопросы истории. 1993. № 11-12.

123. Ососков А.В. Вопросы истории начального образования в России (вторая половина XIX-начало XX вв.) Ч.1.М.,1974. 4.2. М., 1975.

124. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). М.,1982.

125. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. Под ред. Волынкина Н.М. М., 1976.

126. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX -начало XX века. Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1991.

127. Очерки по истории педагогики. Под ред. Анастасиева А.И. Вып. З.Казань, 1903.

128. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М., 1979.

129. Паначин Ф.Г. Учительство и революционное движение в России (XIX-начало XX вв.). Историко-педагогические очерки. М.,1986.

130. Педагогика. Программа для вузов культуры и искусств. Московский государственный университет культуры, 1994.

131. Педагогика. Учебн. пос. Под ред. Бабанского Ю.К. М., 1993.

132. Педагогическая энциклопедия в 4 т. Т.1, 1964. Т.2, 1965. Т.З, 1966. Т.4, 1968.

133. Педагогические идеи К.Д. Ушинского. М., 1971.

134. Педагогическое наследие русского зарубежья. Сост. Алексеев П.В.М., 1993.

135. Петрова Н А. Н.Ф. Федоров: педагогические воззрения, историко-философские концепции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.,2001.

136. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

137. Пирогов Н.И. Сочинения. 2-е изд. т.1.Киев, 1914.

138. Писарев Д.И. Схоластика XIX века // Писарев Д.И. Сочинения в 4 т. М.,1955 1956.

139. Письма Толстого и к Толстому. M.-JL, 1928.

140. Платонов О.А. Русская цивилизация. М., 1997.

141. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. В 2-х ч. М.,1992.

142. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

143. Победоносцев К.П. Духовная жизнь // Победоносцев К. П. Сочинения. М.,1996.

144. Победоносцев К.П. Знание и дело // Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996.

145. Победоносцев К.П. Народное просвещение // Победоносцев К.П. Сочинения. М.,1996.

146. Победоносцев К.П. Приветствие старого воспитателя великому князю в день его совершеннолетия // Победоносцев К.П. Сочинения. М.,1996.

147. Победоносцев К.П. pro et contra. СПб., 1996.

148. Победоносцев К.П. Плоды демократии в начальной школе // Победоносцев К.П. Сочинения. М.,1996.

149. Победоносцев К.П. Теория и практика // Сочинения. М., 1996.

150. Победоносцев К.П. Ученье и учитель // Победоносцев К.П. Сочинения. М., 1996. с.484.

151. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебн. ля студентов. Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. М., 1999.

152. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебн. для студентов. Кн.2.Процесс воспитания. М., 1999.

153. Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев человек и политик // Отечественная история. 1998. № 1.

154. Программа развития воспитания в системе образования в России на 1999-2001 годы // Воспитание школьников. 2000. № 1.

155. Путь в XIX век. Рук. авт. колл. Львов Д.С. М., 1999.

156. Пушкин А.С. Два чувства дивно близки нам.// Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти т.Т.З. М., 1963.

157. Пушкин А.С. О народном просвещении И Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти т.Т.7. М.,1964.

158. Рачинский С.А. Сельская школа. Сб. ст. М.,1991.

159. Рачинский С.А. Absit omen (По поводу преобразования средней школы). М., 1901.

160. Розанов В.В. Афоризмы и наблюдения // Русское обозрение. 1894. № 10-12.

161. Розанов В.В. Важная комиссия // Новое время 1900. 7 января.139

162. Розанов В.В. Интеллигентские кооперации // Новое время. 1900. 21 марта.

163. Розанов В.В. К 100-летию Пушкинского лицея // Река времен. Кн. 3. М., 1995.

164. Розанов В.В. Мимолетное (1914) // Розанов В.В. Когда начальство ушло. М., 1997.

165. Розанов В.В. О национальной школе // Новое время. 1900. 28января.

166. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

167. Розанов В.В. Труд и художество // Новое время. 1900. 18 марта.

168. Розанов В.В. Цель жизни // Смысл жизни. Антология. Вып. 2. М.,1994.

169. Российская педагогическая энциклопедия. Гл. ред. Давыдов В.В. Т.1., 1993. Т.2., 1999.

170. Русская философия. Словарь. Под общ. ред. Маслина М.А. М.,1995.

171. Русская идея. Сост. Маслин М.А. М, 1992.

172. Салтыков-Щедрин М. Е. Один из деятелей русской мысли // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание соч. в 20-ти томах. Т. 9. М. , 1970.

173. Сатина С. Образование женщин в России. Нью-Йорк, 1966.

174. Сергеева Т.Б. Педагогический смысл гуманистического учения П.А. Сорокина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. Ставрополь, 1998.

175. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. К.П. Победоносцев: школа и общество//Педагогика. 1999.№3. С. 80- 85.140

176. Сиземская И.Н. Еще раз о записке А.С. Пушкина «О народном воспитании» //Педагогика. 1999.№4. С. 81- 86.

177. Словарь синонимов русского языка. Под ред. А.П. Евгеньевой.1. М., 2001.

178. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. в России. М.,1954.

179. Смолин О Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией // Педагогика. 1999.№7.

180. Собрание правил, законоположений и распоряжений Священного Синода о церковноприходских школах и школах грамотности. СПб, 1899.

181. Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно-нравственные ценности. М.,1994.

182. Соловьева И.А. Педагогическая деятельность С.А. Рачинского и классовый подход в ее оценке // Советская педагогика. 1981. № 9.

183. Сорокина Г.Г. Ценности и идеалы российского губернского образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. философск. наук. Пенза, 1998.

184. Социальная история России. Век XIX. Курс лекций. Под общ. ред. Жукова В.И. М., 1998.

185. Сохраняева Т В. Образование как фактор культурной динамики (опыт прочтения П. Сорокина) // Вестник МГУ. Серия 7 «Философия». 1998. №6.

186. Стаферова E.JI. Министерство народного просвещения при А.В. Головнине (1861- 1866).Диссертация на соискание научной степениканд. ист. наук. М.,1998.

187. Стаферова E.JI. Министерство народного просвещения и печати при А.В. Головнине (60-е гг. XIX в.) // Отечественная история. 1995. №5.

188. Степанов А.С. Очерк истории мировой культуры. М., 2000.

189. Сучков И.В. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX-XX вв.// Отечественная история.№ 1.1995.

190. Суворин А.С. Дневник. М.,1992.

191. Суворин А.С. (Незнакомец). Совсем не Бисмарк (Недельные очерки и картинки) // Новое время. 1879. 9 декабря.

192. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. 1999. №2. С. 3035.

193. Тайчинов М.Г. Формирования личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М., 1999.

194. Тайчинов М.Г. , Солдатенков А.Д. Духовные ценности традиционной культуры народов в системе поликультурного образования. М.,1999.

195. Тебиев Б.К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России в конце Х1Х-начале XX вв. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. М.,1991.

196. Толстой. Л.Н. Верьте себе (Обращение к юношеству) // Слово. 1990. № 9.

197. Толстой Л.Н. Об истинной науке // Новое слово. 1910. № 10. С.4-5.

198. Толстой Л.Н. О народном образовании // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974.

199. Толстой. Л.Н. О сознании духовного начала // Слово. 1990.№9. С.2.

200. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. М.,1928 -1958.Т.25, 70, 72.

201. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20 т. М.,1965. Т. 17.

202. Л.Н. Толстой. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы (1862г.) // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974.

203. Топчиева И.В. Церковноприходские школы на рубеже XIX-XX вв. // Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX-начала XX вв. Сб. ст. М.,2000.

204. Ткачев П.Н. «Набат» (Программа журнала) // Хрестоматия по истории СССР 1861-1917.Под ред. Тюкавкина В.Г. М., 1990.

205. Ткачев П.Н. Сочинения в 2 т. М., 1971. Т.1.

206. Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Собрание сочинений в 6 т.М., 1968. Т.2.

207. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.,1980.

208. Утопический социализм в России. Хрестоматия. М., 1985.

209. Ушинский К.Д. Необходимость ремесленных школ в столицах // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.2.М.,1988.

210. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т.2.М., 1988.

211. К.Д. Ушинский: наука и искусство воспитания. Сост. С.Ф. Егоров. М.,1994.

212. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.2.М., 1988.

213. Фаермарк Д. Задача пришла с картинки. М.,1974.

214. Франк C.JI. Смысл жизни // Смысл жизни. Сб. ст. М.,1994.

215. Филиппов В. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Воспитание школьников. 1999. № 3.

216. Филиппов В. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высшее образование в России. 1996. № 3. С. 13-16.

217. Франкфурт Б.А. Модели образовательных учреждений в дореволюционной России. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.,1997.

218. Фунтикова С. Библиотеки церковноприходских школ: создание и деятельность // Народное образование в России. 2000. № 10.

219. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебн. М., 2000.

220. Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1869 1917). Иваново, 1994.

221. Христофоров И.А. «Аристократическая оппозиция» реформам Александра Второго и проблема организации местного управления в России в 50-70-е гг. XIX века // Отечественная история.№ 1.2000.

222. Цирульников A.M. Вариативная организация и развитие сельской школы. М.,1994.

223. Шадриков В.Д. К проблеме духовных способностей // Магистр. №5. 1996.

224. Шаталов А.А. Л.Н. Толстой о воспитании человека. М.; Воронеж, 1999.

225. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения // Педагогика. 1999.№3. С. 3-36.

226. Шубарт В. Европа и душа Востока. Пер. с нем. М., 1997.

227. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящий Н. Педагогика и логика. М., 1993.

228. Щегорцов А.А. Молодежь и общество: опыт социологического анализа. М.,1997.

229. Эвенчик С.Л. Победоносцев и дворянско-крепостническая линия самодержавия в пореформенной России // Ученые записки Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. 1969. № 309.

230. Эрдман О.Э. Реализация педагогических идей М.К. Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1999.