Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в.

Автореферат по педагогике на тему «Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в.», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Пашков, Владимир Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в.», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в."

На правах рукописи

Пашков Владимир Иванович

Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в.

Специальность: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и

образования

Москва - 2013

005535292

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии высшей школы Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Московский гуманитарный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Сенченков Николай Петрович,

первый проректор ФГБОУВПО «Смоленский государственный университет»

кандидат педагогических наук, профессор Латышина Дэйлара Исмагиловна, профессор кафедры педагогики начального обучения ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский

государственный областной гуманитарный институт»

Защита диссертации состоится 24 сентября 2013 г. в 16.00 час. на заседании диссертационного совета Д 521.004.05 при AHO ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корпус № 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке AHO ВПО «Московский гуманитарный университет».

Автореферат разослан « 3 » августа 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Е.В. Гурова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Реформирование и модернизация российской армии, усиление ее боеготовности и боеспособности в современных условиях требует качественной перестройки работы с личным составом. Укрепление морально-нравственных основ воспитательной работы, повышение роли патриотической и духовной мотивации воинской службы выступает ведущей задачей подготовки современного военнослужащего, для которого такие категории, как воинский долг, честь, отвага, любовь к Родине, достоинство, самопожертвование, выдержка, ответственность, исполнительность, надежность становятся ключевыми внутренними эталонами службы. Сегодня очевидно, что ведущей линией строительства боеспособных подразделений выступает соединение профессионализма и духовно-нравственной культуры военнослужащих. В поиске путей и способов такого соединения современная российская армия обращается к лучшим традициям религиозного и светского воспитания, восстанавливает утраченные связи между деятельностью армии и церковью.

Во все времена педагогическая наука и практика стремилась построить такой опыт и воспитательный процесс, в котором человек смог бы достичь вершин нравственного роста и духовного самосознания. Именно в этом видели свою миссию выдающиеся умы цивилизации, педагоги, мыслители разных эпох и народов. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Ф. Аквинский, Ф. Петрарка, А. Данте, Леонардо да Винчи, Э. Роттердамский, Т. Мор, Я.А. Коменский, И. Кант, Г. Гегель, Л.Н. Толстой, А. Швейцер, Э. Гуссерль, С. Кьеркегор и др. стремились вывести человека на путь Истины, Красоты, Совести, Любви, Добра и Правды.

Большое значение духовно-нравственному состоянию российского общества придавали отечественные мыслители. В трудах H.A. Бердяева, B.C. Библера, С.Н. Булгакова, Л.Н. Гумилева, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого, E.H. Трубецкого, С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, С.Л. Франка,

A.C. Хомякова и др. показаны этические горизонты развития личности и народа в согласии с нравственным законом и духовным миром. Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания были заложены в работах П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, Л.С. Выготского,

B.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.Н. Острогорского, Н.И. Пирогова, М.М. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.

Пониманию духовной составляющей нравственного воспитания служат творения таких выдающихся православных мыслителей, как свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник, свт. Иоанн Златоуст, св. прав. Иоанн Кронштадтский и др., а также труды многих православных учёных (В.В. Зеньковский, С.С. Куломзина, Б.А. Ничипоров, П.А. Флоренский и др.).

Развитие традиций духовно-нравственного воспитания становится особенно важной педагогической задачей в эпоху девальвации моральных

норм и нравственных ценностей. Массовое общество и культура потребления нивелируют сознание уникальности и ценности личности, разрушают этические нормы общежития. Особо опасны действия этих деструкций в армейской среде, которая всегда должна быть способна эффективно выполнять свой воинский долг перед лицом опасности.

Проблемам педагогической аксиологии и ценностных ориентаций личности в последнее время были посвящены работы Е.И. Артамоновой, Е.В. Бондаревской, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина и др. Различные аспекты воспитания детей и молодежи в традициях религиозной духовно-нравственной культуры с опорой на отечественное и культурное наследие разработаны в трудах отечественных педагогов: С.Ю. Дивногорцевой, С.И. Маслова, В.М. Меньшикова, И.В. Метлика, Т.В. Скляровой, Е.В. Шестуна, O.JI. Янушкявичене и др. Теоретические основы и практические аспекты формирования духовно-нравственной культуры российского воина рассмотрены в работах H.H. Голозяковой, Е.В. Дубограя, Е.Е. Дьяченко, О.И. Ераносова, С.Н. Ермоченко, М.Н. Кокоева, Е.В. Кучерова, С.И. Музякова, A.M. Панченко, H.A. Печень, В.А. Сидорчука, А.К. Тажиева, A.A. Тихомирова, О.В. Шевченко, М.С. Фомина, И.Ф. Хохлова, A.A. Яблонских, Т.Ю. Языниной, М.Н. Яковлева и др.

Феномен традиции и ее формирующая и культурообразующая роль находятся в центре развития педагогической теории и практики. Известно, что успех и жизнеспособность любой педагогической системы (равно как и социальной формации в целом) состоит в том, в какой мере ей удается сформировать устойчивый и непрерывный опыт передачи нравственных ценностей и образцов поведения, отвечающих менталитету, запросам общества и личности. Кристаллизацией такого опыта в традицию занимается педагогическая наука. Для военной педагогики этот опыт имеет первостепенное значение, поскольку он служит делу поддержания боевого духа и боеспособности военнослужащих и целых подразделений (А.Г. Базанов, A.B. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов, А.Д. Глоточкин, В.П. Давыдов, В.Г. Демин, Г.Д. Луков, В.Я. Слепов, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзов и др.). Со времен Куликовской битвы и Бородинского сражения сила русской армии заключалась в ее нравственном превосходстве над противником, в моральной стойкости русского воинства (М.И. Драгомиров, JI.H. Толстой и др.).

Между тем, обращение к теории и практике воспитательной работы в современных Вооруженных Силах свидетельствует о том, что до сих пор не выявлены в комплексе традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии. Необходимость их исследования связана с поиском адекватных средств и способов формирования духовно-нравственной культуры современного российского воина, соответствующих национальным традициям и менталитету. Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями между:

- нарастающим уровнем напряженности, сложности, интенсивности служебно-боевых задач в современных Вооруженных Силах и снижением нравственной устойчивости военнослужащих и призывников;

- курсом на восстановление воспитательных институтов в современной российской армии и наличием духовно-идеологического вакуума в обществе, доминированием меркантильно-потребительских ценностей;

- необходимостью повышения морально-боевой подготовки военнослужащих и слабым использованием традиций духовно-нравственного воспитания защитника Отечества, сложившихся в русской армии;

- необходимостью возобновления, поддержания преемственности воспитательной работы в армии и недостаточной востребованностью исторического наследия по воспитанию русского воина в дореволюционной России;

- высоким духовно-нравственным потенциалом воспитательных традиций в русской армии и невысокой степенью его отражения в научно-педагогических исследованиях.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих, сформировавшихся в конце XIX - начале XX в. в русской армии?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание воинов в русской армии.

Предмет исследования: традиции духовно-нравственного воспитания в русской армии конца XIX - начала XX в.

Задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики феномена «духовно-нравственное воспитание».

2. Определить особенности духовно-нравственного воспитания русского воина.

3. Выявить специфику духовно-нравственного воспитания русского воина конца XIX - начала XX в. в контексте православной культуры.

4. Охарактеризовать традиции духовно-нравственного воспитания русского воина конца XIX - начала XX в.

Хронологические рамки исследования: в исследовании раскрывается духовно-нравственное воспитание воинов в русской армии. Выделенный в диссертации период - конец XIX - начало XX в. характеризуется особой содержательностью и богатым накопленным опытом духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Верхняя граница рассматриваемого периода связана с изменением идеологии в сознании граждан России, отказом от традиционных религиозных ценностей и закреплением материалистических воззрений, что явилось причиной изменения духовно-нравственного воспитания воинов.

В исследовании дается краткая характеристика духовно-нравственного воспитания военнослужащих в княжеском (древнерусском), царском (московском) и императорском этапах.

1) Княжеский (древнерусский) (X - первая половина XVI в.) - этап формирования и развития древнерусского государства и княжеского войска, состоящего из дружинников.

2) Царский (вторая половина XVI - начало XVIII в.) - этап образования и укрепления русского централизованного государства, сохранения русского этноса, зарождения постоянной армии и укрепления государственных границ. «Москва - третий Рим» становится основной идеей этого этапа.

3) Императорский (первая половина XVIII - начало XX в.) - этап укрепления могущества Российской империи, расширения и упрочения ее границ. Данный этап характеризуется созданием армии и флота, утверждением офицерского корпуса, открытием учебно-военных заведений, музеев, библиотек, а также активным участием военного духовенства в духовно-нравственном воспитании военнослужащих русской армии.

В источниковедческую базу исследования входят труды по истории России, сочинения отечественных философов и богословов, опубликованные монографии, диссертации, авторефераты, сборники статей, материалы научных конференций по проблеме духовно-нравственного воспитания личности, научные труды по вопросам военной педагогики и психологии, а также уставы, своды законов Российской империи, инструкции и архивные документы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурологический подход, раскрывающий связь человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством (Н.Я. Данилевский, В.Г. Кинелев, Г.Б. Корнетов, Д.С. Лихачев, В.Б. Миронов, В.А. Мясников^

B.А. Ситаров, А.Д. Тойнби и др.); религиозно-антропологический подход, позволяющей рассматривать традиции духовно-нравственного воспитания в России на фундаменте православного богословия и исходить из соответствующего ему антропологического учения (H.A. Бердяев,

C.Н. Булгаков, Н.Я. Данилевский, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин,' И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой! П.А. Флоренский, Г.В. Флоровский, A.C. Хомяков и др.); идеи об аксиологической обусловленности духовно-нравственной культуры личности (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, В.Н. Додонов, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.); идеи о структурно-логическом построении историко-педагогического материала, об отборе педагогических явлений и фактов, о периодизации историко-педагогического процесса, об адекватном использовании историко-педагогического аппарата (Б.М. Бим-Бад, С.Ф. Егоров, М.А. Лукацкий, И.В. Чувашев и др.). Особое значение придавалось применению в единстве принципов достоверности и объективности научных фактов, изучения историко-педагогических явлений в их историческом развитии и

4

взаимосвязи, связи истории с современностью, теории с практикой; идеи о духовно-нравственном становлении и развитии личности военнослужащего (H.H. Голозяковой, Е.В. Дубограя, Е.Е. Дьяченко, О.И. Ераносова, С.Н. Ермоченко, М.Н. Кокоева, Е.В. Кучерова, С.И. Музякова, A.M. Панченко, H.A.. Печень, В.А. Сидорчука, А.К. Тажиева, A.A. Тихомирова, О.В. Шевченко, М.С. Фомина, И.Ф. Хохлова, A.A. Яблонских, Т.Ю. Языниной и др.); идеи педагогически целесообразной организации взаимоотношений педагогов и воспитанников, в том числе духовно-нравственного воспитания личности в контексте православной педагогической культуры (С.Ю. Дивногорцевой, И.Ф. Исаева,

A.И. Мищенко, J1.B. Романюк, Т.В. Скляровой, В.А. Ситарова,

B.А. Сластенина, E.H. Шиянова и др.).

Методы исследования: сравнительно-исторический,

сопоставительный анализ философской, педагогической, богословской, социологической и психологической литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания личности, ретроспективный и структурно-частотный анализы источников, изучение и обобщение историко-педагогического опыта, систематизация, категориальный синтез, проблемно-генетический анализ историко-педагогического процесса.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

- определено содержание феномена «духовно-нравственное воспитание», существенными характеристиками которого являются стремление человека к идеалу; ориентация на высшие ценности; характер взаимоотношений между людьми;

- в контексте историко-педагогической ретроспективы выделены и описаны этапы духовно-нравственного воспитания русских воинов и их особенности, отражающие религиозность русского народа, национальный менталитет и воинских дух (за Веру, Царя и Отечество), детерминирующие традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIX -начала XX в.;

- уточнено педагогическое значение понятия традиции как многоуровневой категории, отражающей воспитательно-образовательные формы и способы передачи цивилизационного опыта и представляющей гуманитарную миссию и социокультурное назначение педагогики как науки о воспитании личности и социальных групп;

- впервые проведена классификация традиций духовно-нравственного воспитания в русской армии на рубеже XIX-XX вв., состав которой сложился из четырех основных групп традиций: 1) религиозно-православные традиции; 2) народно-патриотические традиции; 3) уставно-отношенческие традиции; 4) ратно-боевые традиции.

Теоретическая значимость исследования:

- аппелируя к современным трактовкам понятия «духовно-нравственное воспитание», раскрыты сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания русских воинов, позволяющие выявить и раскрыть

5

традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIX -начала XX в.;

- представлены аксиологические основания, детерминирующие традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIX — начала XX в. (религиозность русского парода, национальный менталитет, воинский дух).

— на историческом материале показана ведущая роль православной веры в формировании традиций духовно-нравственного воспитания в русской армии на рубеже Х1Х-ХХ вв., выступающей духовным источником и стержнем нравственного самосознания русского воинства, задающей универсальную ценностную матрицу и шкалу общих идеалов воинской службы и быта;

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о духовно-нравственном воспитании военнослужащих, которые могут быть положены в основу разработки новых подходов в развитии российского военного образования, а также в воспитательном процессе военных кадров в условиях реформирования современной армии.

Выявленный и обобщенный в работе опыт духовно-нравственного воспитания в русской армии может существенно обогатить и расширить практику военно-политической подготовки командного и воспитательного состава для Вооруженных Сил РФ. Материалы работы могут войти в учебные пособия гуманитарных курсов подготовки в военных училищах и университетах.

Этапы исследования: объективно существующая теоретико-методологическая основа исследования и проблема, определяющая цель и задачи работы, обусловили ход исследования, проводившегося в несколько этапов с 2007г. по 2013 г.

На первом этапе (2007 - 2008 гг.) - осуществлялся сбор материалов, изучались педагогическая, психологическая, философская и историческая литература с целью определения теоретико-методологической базы и определения круга исторических источников, анализировался опыт духовно-нравственного воспитания русского воина. На данном этапе были сформированы цель и задачи работы, определен ее понятийно-категориальный аппарат и круг исторических источников.

На втором этапе (2009 — 2010 гг.) — проводились анализ и систематизация накопленного материала, соотнесение их с целью и задачами исследования; изучались и анализировались документы по выбранной теме; происходила апробация исследования на различных конференциях.

На третьем этапе (2010 - 2013 гг.) - происходило обобщение результатов исследования, уточнение методологии и структуры, конкретизация выводов, литературное оформление диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «традиция» имеет многоуровневую репрезентацию в научном знании. На биологическом уровне оно отражает механизм

б

сигнальной наследственности, на психологическом — передачу образцов мировоззрения и поведения, в культурологическом смысле представляет форму стереотипизации социально значимого опыта, в философском плане -передачу всего комплекса обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения. Для педагогики термин «традиция» как передача социокультурного опыта играет роль целевой категории, поскольку, выстраивая свой научно-методический аппарат, педагогика нацелена, в конечном счете, на формирование определенных традиций в обществе.

2. Духовно-нравственное воспитание представляет собой педагогический феномен, интегрирующий содержание понятий «духовность» и «нравственность», существенными характеристиками которого являются стремление человека к идеалу, ориентация на высшие ценности и характер взаимоотношений между людьми. Проведенный структурно-частотный анализ выявленных характеристик показал, что доминирующим признаком характеристики «стремление человека к идеалу» является стремление к Богу, поскольку Его слово, запечатленное в Евангелии, показывает идеал человеческой жизни; доминирующим признаком характеристики «ориентация на высшие ценности» является любовь и преданность Отечеству, поскольку нравственность определяет общественно-позитивное поведение человека; доминирующим признаком характеристики «характер взаимоотношений между людьми» является товарищеские взаимоотношения и помощь, поскольку нравственность соединяет людей для достижения гражданских целей.

3. Традиции духовно-нравственного воспитания являются высшими ориентирами для педагогической науки и отражают область приложения главных усилий для педагогической практики. Обеспечивая связь времен, преемственность поколений, единство общества и социокультурную идентичность, эти традиции служат надежным источником и средством самовоспроизводства общества, этноса, культуры, создают питательную почву духовного роста и самоопределения личности. В этой связи, формирование, поддержание и развитие данных традиций составляет важнейшую историческую задачу, гуманитарную миссию и социокультурное предназначение педагогики как науки о воспитании личности и социальных групп.

4. Традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIX - начала XX в. зародились в X - первой половине XVI в. (княжеский этап создания дружинных и стрелецких войск), развивались во второй половине XVI - начале XVIII в. (царский этап создания русской армии) и окончательно оформились в первой половине XVIII - начале XX в. (императорский этап развития русской армии). Эти традиции обязаны своим происхождением укоренению в российском обществе православной веры и, в частности, большой работе в армии и на флоте Русской Православной Церкви. Духовно-нравственное воспитание русского воина конца XIX -начала XX в. осуществлялось полковыми и корабельными священниками.

7

Важная роль в воспитании русских воинов отводилась также военно-учебным заведениям, музеям и библиотекам.

5. На рубеже XIX-XX вв. в российской армии сложился целый комплекс традиций духовно-нравственного воспитания, охватывающий важнейшие сферы армейской жизни (религиозную, служебную, боевую, бытовую) и структурирующий сознание и поведение военнослужащих как защитников Веры, Царя и Отечества. По источнику происхождения и содержанию условно выделяются четыре основные группы традиций:

- религиозно-православные традиции отражают отношения с Богом и призваны наполнять души военнослужащих истинной верой и высшими идеалами бытия (посещение богослужений, крещение, освящение, участие в исповеди и причастии, личная и коллективная молитва воинов; участие в крестных ходах и в паломничестве по святым местам; возведение религиозных сооружений);

- народно-патриотические традиции направлены на воспитание любви к Родине и своему народу (традиция проведения парадов и полковых смотров, народных праздников и обычаев, создание и посещение воинами музеев, библиотек и т.д.);

- уставно-отношенческие традиции призваны обеспечивать кодекс чести и морально-этические нормы в межличностных отношениях военнослужащих, атмосферу войскового товарищества в повседневной воинской жизни и быту (уважение к старшим и забота о подчиненных, терпимость, традиция проведения офицерских собраний и т.д.);

- ратно-боевые традиции направлены на воспитание высоких морально-боевых качеств, необходимых в боевых условиях (взаимопомощь в бою и учебе, передача передового опыта, защита знамени и командира в бою и др.).

Апробация результатов исследования: основные положения диссертационного исследования были отражены в публикациях, выступлениях на международных, всероссийских, межрегиональных, межвузовских научно-практических конференциях: «Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета» (Москва, 2007, 2008); «Сельская школа в контексте интегральных процессов в образовании» (Арзамас, 2008); «Актуальные проблемы науки в контексте православных традиций» (Армавир, 2008); «Международные Покровские образовательные чтения» (Рязань, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012), а также выступлениях на аспирантских методологических семинарах AHO ВПО «Московский гуманитарный университет».

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Во введении раскрыта актуальность темы исследования, степень ее научной разработанности, определены объект, предмет, цель, задачи исследования, научная новизна, теоретическое значение и практическая

значимость работы, этапы и методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе — «Теоретические основы исследования проблемы духовно-нравственного воспитания» - проведен ретроспективный анализ понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», определены их сущностные характеристики. Представлены особенности духовно-нравственного воспитания русского воина.

Во второй главе — «Духовно-нравственное воспитание воинов в русской армии на основе традиций конца XIX — начала XX в.» — проведен ретроспективный анализ понятия «традиции духовно-нравственного воспитания воинов» и охарактеризованы традиции духовно-нравственного воспитании русского воина конца XIX - начала XX в.

В заключения обобщены и систематизированы основные результаты исследования.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Разработка проблемы духовно-нравственного воспитания личности всегда находилась в сфере повышенного внимания философов, психологов, социологов, богословов и педагогов. Поиск разрешения этой проблемы связан, в первую очередь, с неопределенностью сущностного статуса таких понятий как «духовность» и «нравственность», расплывчатостью их содержания.

Поскольку понятие «духовность» охватывает различные стороны личности человека, его деятельности, то для конкретизации этого понятия в исследовании был проведен структурно-частотный анализ, который позволил выявить наиболее существенные признаки изучаемого феномена.

Так, например, Ю.Г. Носков определяет духовность как философскую категорию, служащую для обозначения системы идеалов и ценностей, сформировавшихся в сознании субъекта в процессе его жизни. В.И. Мурашов рассматривает духовность как всеобщую категорию, как идеал и высокий уровень развития личности. Духовность выражается в идеале, идеях, к которым стремится человек и общество (В.А. Беляева), обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу (O.JI. Янушкявичене). Апелляция к приведенным в качестве примера и к другим многим источникам позволяет назвать одним из существенных признаков понятия духовности - «стремление человека к идеалу».

При этом следует отметить, что у разных ученых, занимавшихся исследованием понятия духовности, существуют различные представления об идеале. Так у А.И. Осипова идеалом является Бог - Иисус Христос. Его Слово, запечатленное в Евангелии, и является выражением той духовности, которую христианство утверждает как норму, как идеал человеческой жизни.

При обращении к идеалу, в смысле построения общества, духовность является базисом, основой общества и человека (A.A. Добросельский) и заключается в том, что в сознании присутствует определенное представление

9

об идеале личности, отношении человека к человеку, человека к власти, об идеальной модели современного общества (Ю.А. Левченко).

С позиции мировоззрения человека «стремление человека к идеалу» выражается глубинностью и устойчивостью его жизненной позиции (Н.П. Шабалкина), в стремлении к общечеловеческим идеалам добра, справедливости, чуткости, честности, терпимости, уважении индивидуальности каждого человека (М.С. Тарасиков).

М.С. Боброва, С.Ю. Дивногорцева, В.Ю. Троицкий определяют духовность как высший уровень развития человека, строящего свои отношения на гуманизации и стремящегося к высшим, абсолютным ценностям: добро, истина, красота, мудрость. О.Н. Лушникова, Н.С. Катунина духовность характеризуют как обращенность человека к высшим ценностям и их освоению. В.А. Сластенин рассматривал духовность как принцип самостроительства человека, как выход к высшим ценностным инстанциям конструирования личности и ее менталитета.

Приведенные примеры позволяют определить второй значимый признак духовности как «ориентация на высшие ценности». Рассматривая данный признак с позиции основного ориентира и базиса духовности, авторами отмечается, что духовность есть идеальное и ценностное начало, которое служит мотивационным ориентиром для человека и согласуется с общественно-признанными идеалами нравственности (О.В. Шевченко). В.М. Чугунов понимает духовность как высшую форму социального отражения действительности, в которой создаются и формируются смысложизненные знания и ценности.

Ценность - это то, что ценят, что является значимым. Понятие «ценность» содержит в себе совокупность общечеловеческих значимых нравственных категорий, выступающих в виде эталонов. Под ценностями понимаются специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные и отрицательные значения для человека и общества (В.А. Беляева).

Рассматривая ориентацию человека на высшие ценности с точки зрения человеческих качеств, духовность характеризуется как сложное, устойчивое, психическое образование, проявляющееся в жизнеощущении человека через такие трудно выражаемые качества, как тонкость, объемность, глубина, противоречивое стремление к свободе и гармонии с окружающим миром и их осознание (В.Л. Обухов). Одно из высших проявлений духовности является любовь (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров).

Духовность в ориентации человека на высшие ценности с позиции поведения играет особую роль в нравственной регуляции человеческих отношений и ориентирует личность на интересы другого человека и коллектива, в преодолении эгоистических мотивов поведения (В.Г. Горецкий); духовность всегда направляет поведение человека и воплощается в плодах его поведения (М.С. Каган); духовность всегда отражает отношения людей друг с другом, затрагивает проблемы добра и зла, (В .Д. Шадриков); духовность есть деятельность сознания, направленная на

ю

поиск смысла жизни и своего места в ней, на определение критериев добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию (А.И. Вялков, И.А. Гундаров); духовность определяет направленность на ценностное взаимодействие с окружающим миром (Н.М. Борытко); духовность направляет волю человека к бескорыстным поступкам (Ю.Н. Штретер).

Другие авторы рассматривают ориентацию человека на высшие ценности как результат развития духа, способ его существования и проявления в человеке, его поступках. Так И.А. Ильин пишет, что духовность устремляет человека к непрерывному совершенству и творчеству; духовность - как статистическое и динамическое свойство человека, обеспечивающее одновременно устойчивость его смысложизненной позиции и возможность его развития (И.А. Соловцова).

Таким образом, проведенный в исследовании анализ понятия «духовность» в философской, богословской, педагогической, социологической и психологической литературе позволил выявить, что общим является представление о духовности как о высшем начале, как творческой силе и источнике созидания ценностей совместной жизни людей и самосозидания в стремлении к духовному идеалу. Духовность можно рассматривать как высшее, абсолютное состояние, которое проявляется в стремлении личности к идеалу, к высшим ценностям, связи с Богом, что способствует развитию и совершенству человеческих качеств, пониманию смысла жизни и устойчивой жизненной позиции.

Далее в исследовании проанализировано соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Отмечается, что ряд авторов пишут о неразрывном, целостном и гармоничном их единстве. Так В.В. Игнатова отмечает, что духовность личности связана с системой нравственных ценностей, набором нравственных качеств. Смысл задает духовность, правила и способы действия - нравственность. И.В. Киреевский утверждает, что каждая сила духовная, создавшаяся внутри одного человека, невидимо влечет к себе и подвигает силы всего нравственного мира. В.В. Соловьев подчеркивал, что духовность характеризует «вертикальные» устремления человека, а нравственность — горизонтальные, то есть отношения с людьми и обществом.

Другие авторы отмечают, что духовность является основой нравственности, например, М.С. Боброва считает, что нравственность - это норма духовности, содержанием которой выступают этические ценности, составляющие основу сознания. И.А. Соловцова характеризует нравственность как механизм реализации духовности в отношениях с внешним миром и другими людьми. Потому она может служить показателем направленности и уровня духовного становления человека. В свою очередь, «нравственные упражнения», дела добродетели необходимы для позитивного духовного становления человека и для поддержания достигнутого уровня духовного развития.

Доминирующим признаком нравственности признается авторами, прежде всего, «характер взаимоотношений между людьми». Так

и

B.C. Соловьев отмечал, что нравственность характеризуют отношения с людьми и обществом; нравственность представляет собой совокупность ценностей и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, которые ориентируют людей поступать в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о добре и зле, являясь одним из самых важных и существенных факторов общественной жизни (М.С. Тарасиков). O.A. Платонов пишет, что ценность нравственности определяется степенью доброго усилия. Нравственно то, что согласуется с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина своего Отечества.

В исследовании отмечается, что нравственность в сочетании с духовностью составляет основу нравственной личности, у которой сформированы нравственные чувства, убеждения, нравственное сознание, поведение и нравственная культура. Нравственность как духовное состояние человека, которое, основываясь на ценностях, принципах, нормах и правилах поведения, ориентирует его поступать с другими людьми с чистым сердцем согласно совести, с любовью, добротой и уважением личного достоинства.

Таким образом, в исследовании делается вывод о том, что духовность и нравственность, во-первых, присущи личности, характеризующейся стремлением к идеалу, поиском смысла жизни, во-вторых, данные понятия глубоко взаимосвязаны, поскольку, с одной стороны, не может быть нравственности самой по себе, без опоры на высшие ценности, а с другой очевидно, что нельзя прийти к духовному, минуя нравственность как практический ориентир отношений с людьми в жизни человека.

Далее в исследовании феномен «духовно-нравственное воспитание» рассматривается с позиции главных признаков духовности и нравственности «стремление человека к идеалу», «ориентация на высшие ценности» и «характер взаимоотношений между людьми».

Духовно-нравственное воспитание направлено на обращенность человека к самому себе, а путь восхождения человека к ценностям понимается, как самореализация в рамках индивидуальной системы ценностей. Поэтому духовно-нравственное воспитание необходимо строить в соответствии с ценностями самой личности, общечеловеческими и национальными ценностями (В.А. Сластенин, Е.П. Белозерцев, E.H. Шиянов, И.Ф. Исаев). «Обретение внутренних ценностей» как признак духовно-нравственного воспитания отражается во внутренней обращенности, в приверженности и, наконец, в любви к истине (Л.В. Сурова). Одну из важных ценностей духовно-нравственного воспитания Ю.Н. Штретер видит в том, что всякому юноше, нужно ясно показать правый путь к будущему его существованию. И.А. Ильин, затрагивая вопрос любви личностей друг к другу утверждал, что духовно-нравственное воспитание в духе любви и веры пробуждает их к истинной, внутренней свободе, делает их самостоятельными и свободными людьми. При этом ряд авторов духовно-нравственное воспитание рассматривают как целенаправленный, организованный, комплексный процесс, направленный на усвоение воспитанниками

12

нравственных норм и правил, развитие духовных, эстетических и нравственных качеств, формирование высоконравственного сознания и убеждения, чувства нравственного и умственного превосходства, чистоты, выработку навыков, привычек и умений нравственного поведения (С.А. Ефименкова, О.Н. Лушникова, Т.Ю. Язынина). Духовно-нравственное воспитание, по мнению С.Ю. Дивногорцевой, есть процесс организованного целенаправленного, управляемого, контролируемого взращивания, поддержки ребенка и взаимодействия с ним, направленный на раскрытие, освящение, преобразование, становление личности, ее обожение, освобождение от пороков.

Проведенный анализ сущности и содержания понятия «духовно-нравственное воспитание» позволил определить данный феномен как основу всего воспитания, затрагивающие духовные и нравственные характеристики личности.

В исследовании делается вывод, что духовно-нравственное воспитание - это организованный и целенаправленный педагогический процесс, который, основываясь на стремлении личности к высшим ценностям и идеалу, способствует развитию и совершенству у нее духовных и нравственных качеств, вырабатыванию правильного понимания смысла жизни, умению сохранять свое личное достоинство, с любовью и уважением относится к другим.

Духовно-нравственное воспитание личности в качестве особого феномена, оказывает огромное влияние на человека, проявляясь во всей его деятельности, направляет его по определенному пути, открывает смысл и предназначение человеческой жизни. И здесь важнейшую роль играют традиции, обеспечивающие преемственность и непрерывность развития личности и общества.

Далее в работе анализируется понятие традиция. Данный феномен (от лат. traditio — передача, предание) трактуется в науке в общем виде как способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия. Теоретический смысл понятия «традиция» раскрыт в трудах классиков философии (Р. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Г. Гельвеций, И. Гердер, Г. Гегель, К. Маркс и др.). Изучению различных аспектов традиций, определению их противоречивой природы и сущности посвящены работы многих современных ученых (С.С. Аверинцев, А.Н. Антонов, Э.А. Баллер, И.А. Барсегян, Ю.В. Бромлей, Л.П. Буева, В.Б. Власова, В.Е. Давидович, О.И. Джиоев, Б.С. Ерасов, Ю.А. Жданов, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, И.В. Суханов, А.К. Уледов и др.). Традиции обеспечивают связь времен, преемственность поколений, поддерживают социальное единство и социокультурную идентичность общества.

Духовно-нравственные традиции, выступая трансляторами высших ценностей и образцов сознания и поведения, служат источником и средством самовоспроизводства общества, этноса, культуры, создают питательную почву духовного роста и самоопределения личности. В этой связи, формирование, поддержание и развитие духовно-нравственных традиций

13

составляет важнейшую задачу педагогики и в особенности военной педагогики (A.B. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, А.Д. Глоточкин, В.П. Давыдов, В.Г. Демин, В.Я. Слепов, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзов и др.).

В исследовании показано, что ведущая роль в формировании

mfi»/\nftA_tt«nn/vrTiamirTV ТМО тттттш рл^питошдо t» W^i»VAti ommtl TTWIUOTITTPWiT Дудуопи nUftOVlD^niiOlA L риДПЦПП euwiiuiuxili/* U vvnun Upiuitll liL/IlllU^lW/lMl i.

православной вере. Именно Православие на протяжении нескольких веков выступала неиссякаемым духовным ресурсом и стержнем нравственного самосознания русского воинства, задавало общие высшие идеалы воинской службы и быта. Религиозный характер воспитания в армии непосредственно способствовал формированию высоких духовных и нравственных качеств воинов. Большое внимание уделялось поддержанию у воинов высокой воинской дисциплины, исполнительности, сознательного отношения к своему долгу, веры и любви к Богу, Царю и Отечеству.

Анализируя историческую, социологическую, богословскую и психолого-педагогическую литературу, касающуюся проблемы традиций воинов русской армии, связанных с духовно-нравственным воспитанием военнослужащих, выявлено, что многие авторы выделяют традиции: 1) в основе которых лежит идея «преданности Родине»; 2) отражающие «взаимоотношения с Богом» и 3) характеризующие «взаимоотношения с товарищами».

Рассматривая традицию, в основе которой лежит идея преданности Родине, A.A. Яблонских пишет, что духовная традиция «служения Отечеству российского воина» - это исторически сформировавшийся и сохраняющийся в сознании российского общества структурный элемент духовного мира личности, обусловленный российским культурно-историческим типом и характеризующийся смысложизненными ценностями российской государственности, и проявляющийся через общесоциальные и военно-профессиональные качества воина, направленные на защиту интересов российского общества.

Многочисленные сражения, которые велись воинами по защите своего Отечества, во многом обеспечивали закрепление, преемственность и передачу традиций воинов русской армии.

О.В. Шевченко рассматривает традиции, связанные с воспитанием у воинов высоких морально-боевых качеств: «добросовестное отношение к изучению военного дела»; «воспитание сознательной, воинской дисциплины и исполнительности»; «патриотизм»; «сохранение полковых реликвий и исторических предметов»; «верность отечественному оружию»; «отдание почестей местам сражений и захоронений воинов».

В.В. Дудулин выделяет, такие традиции воинов в русской армии, как: «любовь и преданность Родине»; «верность военной присяге»; «верность воинскому долгу»; «верность боевому знамени и защита его в бою»; «храбрость и героизм в бою»; «гуманное отношение к поверженному противнику»; «защита командира в бою».

М.Н. Кокоев считает одной из базовых и старейших духовных традиций «воинская честь», представляющей собой совокупность этических

14

норм поведения военнослужащего, регламентирующих его повседневную жизнь, воинскую деятельность и отношение к окружающим. A.B. Тихомиров основной традицией русских воинов называет «верность воинскому долгу».

К традициям, характеризующим повседневную воинскую жизнь воинов, О.В. Шевченко относит: «уважение к старшему по чину»; «неукоснительное соблюдение уставных правил, требований воинского этикета»; «умение стойко переносить тяготы и лишения воинской службы»; «соблюдение правил ношения военной формы одежды»; «поддержание правил воинского приветствия»; «благородное отношение к женщине».

Понятие чести и этикета формировались в семьях офицеров. Так Т.Ю. Язынина пишет, что в воспитании этики офицера огромную роль играли семейные традиции военных династий.

У В.В. Дудулина выделяется такая традиция воинов в русской армии, как «запрет обижать мирного жителя».

В.М. Москвина пишет о значимости традиции «проведение парадов» воинами русской армии, отмечая при этом, что самым яркими и запоминающимися событиями гарнизонной жизни были, бесспорно, парады гвардейских и пехотных полков. Зимние парады проводились в Санкт-Петербурге. В них участвовали войска гарнизона и военно-учебные заведения. Так, в 1897 г. в «День Богоявления» принимали участие первые полуроты Павловского военного училища, Морского корпуса, полков 1-й и 2-й гвардейских дивизий, лейб-гвардии стрелкового батальона, 145-го Новочеркасского полка и музыкальные хоры этих частей.

Необходимо отметить, что парады и смотры полков проходили в особые торжественные праздники. В.Е. Морихин видит в этом символичность полковых и церковных праздников. Он поясняет, что на традициях ежегодно повторяющихся патриотических праздниках, органично связанных с церковным, народным календарем, воспитывался российский воин. Так первым в нашем перечне стоит имя народного героя — преподобного Ильи Муромца, память которого Церковь чтит память 1 января. 16 февраля, в день «всех Святых преподобных в подвиге просиявших и памяти Анны Праведной, отмечался Кавалерский праздник ордена Святой Анны. Самым почитаемым праздником у русских воинов был Юрьев день, отмечавшийся 6 мая. Это день памяти великомученника Георгия Победоносца — покровителя российского воинства.

Ю.Л. Ждодиков пишет, что в 1882 году император Александр III присутствовал на церковном параде в манеже Инженерного замка. После молебна полк, одетый в мундиры нового образца, прошел церемониальным маршем.

Е.Е. Дьяченко традициями религиозной работы с военнослужащими в русской армии называет проведение торжественных религиозных церемоний при победах, в праздники, при закладке храмов, кораблей, спуска их на воду и т.п.

В.А. Сидорчук выделяет традиции, связанные с поощрением воинов русской армии, сложившиеся к концу XVIII века такие, как: коллективное

15

стимулирование и поощрение полков; прохождение парадом с развернутым Боевым знаменем и барабанным боем по столице или губернскому городу; награждение музыкальной команды Георгиевскими серебряными рожками и серебряными трубами; награждение Георгиевским знаменем; производство в молодую гвардию с превосходством в один чин; производство в старую гвардию с превосходством в два чина; образование на базе отличившегося в бою батальона нового полка; массовое награждение медалями, введенными для всех чинов, за конкретный бой.

М.Н. Кокоев отмечает, что во второй половине XIX в. появилась традиция «создание музеев». В полковых музеях сосредотачивалась вся информация о боевом пути и личном составе полка: полковая летопись, поименные списки всего личного состава со дня его формирования. В полковой летописи излагалось все, с чем встречался полк на протяжении его существования: сражении, в которых он участвовал, юбилеи, убитые и раненые поименно передислокация учения; награды и многие другие сведения. Е.Е. Дьяченко пишет, что традициями религиозной работы с военнослужащими в русской армии стали создание в храмах музеев воинских реликвий, установка мраморных досок в память о погибших в бою.

О.И. Барковец отмечает о создании в 1864 году Педагогического музея, который стал распространителем передовых педагогических идей в армейской среде. В нем размещались коллекции учебных пособий, книг, содержалась информация об издании учебных пособий в России и за границей, музей был первым и долгое время единственным заведением подобного рода в Европе в области как военного, так и гражданского образования. Исключительно важной была работа музея с педагогами кадетских корпусов не только Санкт-Петербурга и Москвы, но и всей страны.

О зарождении традиции «создание и посещение библиотек» A.M. Панченко пишет, что первое упоминание о небольшом фонде книг лейб-гвардии Семеновского полка можно обнаружить в эпоху Елизаветы Петровны, который в 1810 г. стал основой полковой библиотеки.

В.М. Москвина отмечает, что при некоторых крупных библиотеках организовывались попечительские советы. Их участники на заседаниях делились впечатлениями о новых произведениях, встречались с авторами книг, организовывали экскурсии по заповедным литературным местам, беседы о творчестве писателей, литературные вечера и т.п.

Существенный признак традиций воинов русской армии «взаимоотношение с Богом» рассматривался с позиции православной педагогической культуры, в виде посещения богослужений, крещения, освящения, личной и коллективной молитв воинов.

Так в Уставе Воинском о должности генералов - фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов 1808 г. говорится, что все офицеры, так и солдаты должны были в воскресные дни и в великие праздники вечерни, а в господские праздники вечерни и утрени посещать.

В Уставе внутренней службы 1910 г. говорится о мерах применяемых командирами в процессе служебной деятельности в отношении

16

подчиненных: а) развитие и утверждение религиозности, для чего обратить внимание на улучшение церковных певчих, служение в двунадесятые праздники обедниц для нижних чинов, не бывших в храме, в помещении казарм, служение в тех же помещениях в табельные дни молебнов для всех

imwuiiv ttt**joi> лтгм'вимв о rrnvAnune pnonfo п^аттои ттапап Лплитл»ж ттлтпго рп 1ШЛ\Г111Л nililULI) wij SiVV<llJlV и ilWAV^iiW Dpviti/4 wv^vii iivpÜÜUlllX/lM llO.'J.lvCi Du

все праздники... в) организация воскресных чтений и школ грамоты для желающих при участии священника.

Эти установленные правила сохранялись вплоть до 1917 г.

Крестные ходы стали проводиться в установленные праздники, так Ю.Л. Ждодиков пишет, что в 1743 году императрица Елизавета учредила крестный ход из собора Рождества Богородицы (Казанского) в Александро -Невский монастырь. С тех пор 30 августа ежегодно вплоть до 1917 года совершалось церемониальное шествие по Невскому проспекту.

В.Е. Морихин отмечает, что традиция «возведение религиозного сооружения» является древней традицией. На протяжении веков русской истории она имела свое подтверждение. Так на' Куликовом поле был построен Покровский монастырь; в ознаменовании взятия Казани -Покровский собор (Храм Василия Блаженного); в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года — Храм Христа Спасителя; в память воинов, погибших в русско-турецкой войне — Часовня Александра Невского на Моисеевской площади в Москве.

Рассматривая традиции «взаимоотношения с товарищами» воинов русской армии в процессе духовно-нравственного воспитания, касающихся военно-профессиональной деятельности, М.Н. Кокоев выделяет такие традиции, как «взаимопомощь в боевой учебе», «передача передового опыта», «забота о подчиненных». В.В. Дудулин отмечает такие традиции воинов русской армии, как «войсковое товарищество» и «защита командира в бою», A.B. Тихомиров характеризует традицию «войсковое товарищество, как одну из важных традиций». Традицией религиозной работы с военнослужащими в русской армии стала «уважительное отношение к представителям других конфессий» (Е.Е. Дьяченко).

В.М. Москвина пишет, что традиция «проведение офицерских собраний» осуществлялась в штабах военных округов. Зарождение офицерских собраний произошло в конце XVIII в. Основная работа офицерских собраний в XIX — в начале XX в. была направлена на объединение офицерского корпуса и организацию досуга и быта офицеров. Деятельность офицерских собраний русской армии и флота регламентировалась нормами правил документов военно-морского ведомства до отмены офицерских организаций в декабре 1917 г.

Роль традиций воинов русской армии в духовно-нравственном воспитании военнослужащих способствовало эффективному формированию нравственных личностей, подготовленных к преодолению трудностей и готовности в любую минуту встать на защиту Отечества.

Основные группы традиций, которые были выделены в ходе проведенного исследования, представлены в таблице 1.

17

Таблица 1.

Традиции духовно-нравственного воспитания в русской армии конца XIX - начала XX в.

№ п/п Виды традиций Источник происхождения применения Основ""" задачи

1. Религиозно-православные Православная вера и Церковь Богослужебная деятельность, просветительская работа Формирование высших духовных ценностей

2. Народно-патриотические Этнические традиции, история отечества Досуговая деятельность, образовательная работа Воспитание любви к Родине

3. Уставно-отношенческие Нормативно- уставные институты Бытовые, межличностные отношения Культивирование духа товарищества

4. Ратно-боевые Опыт ведения боевых действий Боевые действия, поведение в атаке, обороне, плену и ДР. Формирование морально-боевых качеств

Религиозно-православные традиции отражают отношения с Богом и призваны наполнять души военнослужащих истинной верой и высшими идеалами бытия («посещение богослужений»; «крещение»; «освящение»; «участие в исповеди и причастии»; «проведение молебнов и панихид»; «личная и коллективная молитва воинов»; «соблюдение постов»; «участие в крестных ходах и в паломничестве по святым местам»; «возведение религиозных сооружений»; «организация воскресных чтений»; «участие в религиозных церемониях при победах, в праздники, при закладке храмов, кораблей, спуска их на воду»; «религиозная терпимость»);

Народно-патриотические традиции направлены на воспитание любви к Родине и к своему народу («проведение парадов и полковых смотров», «проведение народных праздников и обычаев»; «служение Отечеству»; «патриотизм»; «традиция Победы»; «единоборства» (показные бои); «создание и посещение воинами музеев и библиотек»; «сохранение полковых реликвий и исторических предметов»; «отдание почестей местам сражений и захоронений воинов»; «любовь к своему делу»; «семейные династии»; «написание полковой истории»).

Уставно-отношенческие традиции призваны обеспечивать кодекс чести и морально-этические нормы в межличностных отношениях военнослужащих, атмосферу войскового товарищества в повседневной воинской жизни и быту («уважение к старшим и забота о подчиненных», «воспитание сознательной воинской дисциплины, исполнительности и

терпимости»; «добросовестное отношение к изучению военного дела»; «награждение орденами, медалями, ценными подарками»; «соблюдение требований воинского этикета»; «соблюдение правил военной формы одежды»; «поддержание правил воинского приветствия»; «благородное отношение к женщинам»; «проведение офицерских собраний»).

Ратно-боевые традиции направлены на воспитание высоких морально-боевых качеств, необходимых в боевых условиях («взаимопомощь в бою и учебе»; «передача передового опыта»; «воинская честь»; «воинский долг»; «профессионализм»; «верность отечественному оружию»; «верность военной присяге»; «защита знамени и командира в бою»; «воинская доблесть»; «храбрость и героизм в бою»; «умение переносить тяготы и лишения воинской службы»).

Традиции духовно-нравственного воспитания русского воина конца XIX - начала XX в. дихотомически выстраивались на основе выявленных признаков понятий «духовность» и «нравственность»: «стремление человека к идеалу» отражается в традициях, касающихся «религиозно-православных традиций»; «ориентация на высшие ценности» отражаются в «народно-патриотических традициях»; «характер взаимоотношений между людьми» положено в основу «уставно-отношенческих» и «ратно-боевых традиций».

В целом, в проделанной исследовательской работе удалось установить следующее.

Понятие «традиция» играет для педагогики роль целевой категории, поскольку она нацелена на формирование определенных традиций в обществе. Традиции духовно-нравственного воспитания являются высшими ориентирами для педагогической науки и практики. Они обеспечивают единство общества и его социокультурную идентичность, служат главным источником и средством самовоспроизводства общества, этноса, культуры, а также духовного роста и самоопределения личности.

Традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов зародились в X — первой половине XVI в. (княжеский этап создания дружинных и стрелецких войск), развивались во второй половине XVI — начале XVIII в. (царский этап создания русской армии) и окончательно оформились в первой половине XVIII - начале XX в. (императорский этап развития русской армии).

Эти традиции обязаны своим происхождением укоренению в российском обществе православной веры.

На рубеже ХЕХ-ХХ вв. в российской армии сложился целый комплекс традиций духовно-нравственного воспитания, охватывающий важнейшие сферы армейской жизни (религиозную, служебную, боевую, бытовую) и структурирующий сознание и поведение военнослужащих как защитников Веры, Царя и Отечества. По источнику происхождения и содержанию условно выделяются четыре основные группы традиций: религиозно-православные, народно-патриотические, уставно-отношенческие и ратно-боевые.

1П. Основное содержание диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях по перечню ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Пашков, В.И. Духовность как основа патриотического воспитания военнослужащих / В.И. Пашков // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 6. - С. 107-108. (0,2 пл.).

2. Пашков, В.И. Принципы в духовном воспитании военнослужащих / В.И. Пашков // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. -№ 3. - С. 80-81.(0,2 пл.).

3. Пашков, В.И. Особенности освоения современными военнослужащими духовно-нравственных ценностей / В.И. Пашков // Вестник Московского университета МВД России. — 2008. — № 11. -С. 15-18. (0,3 пл.).

4. Пашков, В.И. Принцип Христоцентричности - как основной принцип духовно-нравственного воспитания военнослужащих / В.И. Пашков // Вестник Московского университета МВД России. — 2009. — № 2. - С. 22-24. (0,3 пл.).

5. Пашков, В.И. К проблеме освоения современными военнослужащими духовно-нравственных ценностей /В.И. Пашков // Вестник Московского университета МВД России. — 2009. - № 3. - С. 53-59. (0,73 пл.).

6. Пашков, В.И. Личность офицера - воспитателя и его нравственные качества / В.И. Пашков // Вестник Московского университета МВД России. -2009. - № 4. - С. 20-21. (0,2 пл.).

7. Пашков, В.И. Принцип воцерковления в системе принципов воспитательного процесса православной педагогики / В.И. Пашков // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 7. - С. 36-37. (0,2 пл.).

8. Пашков, В.И. Историко-теоретический анализ понятий «духовности» и «нравственности» / В.И. Пашков // Знание. Понимание. Умение. 2013. -№ 2. - С 298-302. (0,3 пл.).

Монографии по теме диссертации:

9. Пашков В.И. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития / В.И. Пашков, О.И. Кириков, К.А. Алпатова, A.B. Абрамов, Т.В. Арямова // Ценностные ориентации как приоритетный элемент духовной структуры личности военнослужащего. Воронеж: ВГПУ. 2009.-310 с. 26,95/0,8 пл.

Публикации в научных изданиях:

10. Пашков, В.И. Духовно-нравственное воспитание как основной фактор становления личности военнослужащего / В.И. Пашков // XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. Т. 2. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. - С. 244-246. (0,18 пл.).

И. Пашков, В.И. Значение духовности в воспитании личности / В.И. Пашков // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: сборник материалов Пятых Покровских образовательных чтений / Под редакцией В.А. Беляевой, Ю.В. Орловой. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2007. - С. 236-238. (0,18 п.л.).

12. Пашков, В.И. Особенности духовного воспитания современных военнослужащих / В.И. Пашков // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: сборник материалов Пятых Покровских образовательных чтений / Под редакцией В.А. Беляевой, Ю.В. Орловой. — Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2007. - С. 239-240. (0,12 п.л.).

13. Пашков, В.И. Духовность как основа воспитания военнослужащих / В.И. Пашков // Актуальные проблемы науки в контексте православных традиций: сборник материалов международной научно-практической конференции — Армавир: Армавирский Православно-Социальный институт, 2008. - С. 226 - 229. (0,25 п.л.).

14. Пашков, В.И. Индивидуальный подход в духовном воспитании военнослужащих / В.И. Пашков // XVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. Т. 2. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. - С. 167-169. (0,18 п.л.).

15. Пашков, В.И. Основы духовного воспитания военнослужащих / В.И. Пашков // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: сборник материалов Шестых Международных Покровских образовательных чтений / Под редакцией В.А. Беляевой, Ю.В. Орловой. — Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2008. - С. 245-247. (0,18 п.л.).

16. Пашков, В.И. Патриотическое воспитание сельских школьников / В.И. Пашков // Сельская школа в контексте интеграционных процессов в образовании: сборник статей и практических материалов участников Международной научной конференции // Под редакцией М.И. Зайкина. — Арзамас: Арзамасский государственный педагогический институт, 2008. — С. 62-64. (0,18 пл.).

17. Пашков, В.И. Необходимые условия для духовного воспитания личности военнослужащего / В.И. Пашков // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: сборник материалов Седьмых Международных Покровских образовательных чтений / Под редакцией A.A. Добросельской. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2009. - С. 237-239. (0,18 п.л.).

18. Пашков, В.И. Формирование ценностных ориентаций у военнослужащих / В.И. Пашков // Образование. Наука. Научные кадры -2009. -№ 2. - С. 71-73. (0,26 пл.).

19. Пашков, В.И. Святитель Феофан Затворник о духовности и нравственности / В.И. Пашков // Образование. Наука. Научные кадры - 2009 - № 3. - С. 39-40. (0,23 пл.).

20. Пашков, В.И. Принцип иерархического развития личности военнослужащего в системе принципов воспитательного процесса православной педагогики / В.И. Пашков // Образование. Наука. Научные кадры. -2010. -№ 4. - С. 188-190. (0,18 пл.).

21. Пашков, В.И. Формирование духовно-нравственной позиции современных военнослужащих / В.И. Пашков // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: сборник материалов Восьмых Международных Покровских образовательных чтений / Под редакцией A.A. Добросельской. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2010. - С. 142-144 (0,18 пл.).

22. Пашков, В.И. Опора на антропологическое представление о человеке как образе и подобии Божием в системе воспитательного процесса православной педагогики / В.И. Пашков // Образование. Наука. Научные кадры,-2011.-№ 1.-С. 164-165. (0,12 пл.).

23. Пашков, В.И. Принцип приоритета воспитания над обучением современных военнослужащих. / В.И. Пашков // Философско-педагогические и религиозные основания образования: история и современность: сборник материалов Девятых Международных Покровских образовательных чтений / Под редакцией A.A. Добросельской. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2011. - С. 188-193. (0,37 пл.).

24. Пашков, В.И. Роль военного духовенства в духовно-нравственном воспитании военнослужащих русской армии. / В.И. Пашков // Философско-педагогические и религиозные основания образования: история и современность: сборник материалов Десятых Международных Покровских образовательных чтений / Под редакцией A.A. Добросельской. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2012 -С. 156-160. (0,31 пл.).

Подписано в печать 23.07.2013 г. Заказ №569. Формат 60x84.1/16. Объем 1,3 п.л. Тираж 100 экз. Издательство AHO ВПО «Московский гуманитарный университет» 111395, г. Москва, ул. Юности, 5

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пашков, Владимир Иванович, Москва

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Московский гуманитарный университет»

На правах рукописи

04201360972

ПАШКОВ Владимир Иванович

Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в.

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, доцент С.Ю. Дивногорцева

Москва - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы духовно-нравственного воспитания.............................................16

1.1. Феномен духовно-нравственного воспитания как философско -педагогическая проблема..................................................16

1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания русского воина...................................................................................................39

Выводы по первой главе.................................................................68

Глава 2. Духовно-нравственное воспитание воинов в русской армии на основе традиций конца XIX - начала XX в........................74

2.1. Специфика духовно-нравственного воспитания русского воина конца XIX - начала XX в. в контексте православной культуры...............................................................................74

2.2. Характеристика традиций духовно-нравственного воспитания русского воина конца XIX - начала XX в.............................109

Выводы по второй главе...............................................................140

Заключение...............................................................................145

Библиография...........................................................................150

Приложение..............................................................................169

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Реформирование и модернизация российской армии, усиление ее боеготовности и боеспособности в современных условиях требует качественной перестройки работы с личным составом. Укрепление морально-нравственных основ воспитательной работы, повышение роли патриотической и духовной мотивации воинской службы выступает ведущей задачей подготовки современного военнослужащего, для которого такие категории, как воинский долг, честь, отвага, любовь к Родине, достоинство, самопожертвование, выдержка, ответственность, исполнительность, надежность становятся ключевыми внутренними эталонами службы. Сегодня очевидно, что ведущей линией строительства боеспособных подразделений выступает соединение профессионализма и духовно-нравственной культуры военнослужащих. В поиске путей и способов такого соединения современная российская армия обращается к лучшим традициям религиозного и светского воспитания, восстанавливает утраченные связи между деятельностью армии и церковью.

Во все времена педагогическая наука и практика стремилась построить такой опыт и воспитательный процесс, в котором человек смог бы достичь вершин нравственного роста и духовного самосознания. Именно в этом видели свою миссию выдающиеся умы цивилизации, педагоги, мыслители разных эпох и народов. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Ф. Аквинский, Ф. Петрарка, А. Данте, Леонардо да Винчи, Э. Роттердамский, Т. Мор, Я.А. Коменский, И. Кант, Г. Гегель, JI.H. Толстой, А. Швейцер, Э. Гуссерль, С. Кьеркегор и др. стремились вывести человека на путь Истины, Красоты, Совести, Любви, Добра и Правды.

Большое значение духовно-нравственному состоянию российского общества придавали отечественные мыслители. В трудах H.A. Бердяева, B.C. Библера, С.Н. Булгакова, Л.Н. Гумилева, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого,

E.H. Трубецкого, C.H. Трубецкого, П.А. Флоренского, C.JI. Франка,

A.C. Хомякова и др. показаны этические горизонты развития личности и народа в согласии с нравственным законом и духовным миром. Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания были заложены в работах П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, JI.C. Выготского,

B.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.Н. Острогорского, Н.И. Пирогова, М.М. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и

др.

Пониманию духовной составляющей нравственного воспитания служат творения таких выдающихся православных мыслителей, таких как: свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник, свт. Иоанн Златоуст, св. прав. Иоанн Кронштадтский и др., а также труды многих православных учёных (В.В. Зеньковский, С.С. Куломзина, Б.А. Ничипоров, П.А. Флоренский и др.).

Развитие традиций духовно-нравственного воспитания становится особенно важной педагогической задачей в эпоху девальвации моральных норм и нравственных ценностей. Массовое общество и культура потребления нивелируют сознание уникальности и ценности личности, разрушают этические нормы общежития. Особо опасны действия этих деструкций в армейской среде, которая всегда должна быть способна эффективно выполнять свой воинский долг перед лицом опасности.

Проблемам педагогической аксиологии и ценностных ориентаций личности в последнее время были посвящены работы Е.И. Артамоновой, Е.В. Бондаревской, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина и др. Различные аспекты воспитания детей и молодежи в традициях религиозной духовно-нравственной культуры с опорой на отечественное и культурное наследие разработаны в трудах отечественных педагогов: С.Ю. Дивногорцевой,

C.И. Маслова, В.М. Меньшикова, И.В. Метлика, Т.В. Скляровой, Е.В. Шестуна, O.JI. Янушкявичене и др. Теоретические основы и практические аспекты формирования духовно-нравственной культуры российского воина рассмотрены в работах H.H. Голозяковой, Е.В. Дубограя,

Е.Е. Дьяченко, О.И. Ераносова, С.Н. Ермоченко, М.Н. Кокоева, Е.В. Кучерова, С.И. Музякова, A.M. Панченко, H.A. Печень, В.А. Сидорчука, А.К. Тажиева, A.A. Тихомирова, О.В. Шевченко, М.С. Фомина, И.Ф. Хохлова, A.A. Яблонских, Т.Ю. Языниной, М.Н. Яковлева и др.

Феномен традиции и ее формирующая и культурообразующая роль находятся в центре развития педагогической теории и практики. Известно, что успех и жизнеспособность любой педагогической системы (равно как и социальной формации в целом) состоит в том, в какой мере ей удается сформировать устойчивый и непрерывный опыт передачи нравственных ценностей и образцов поведения, отвечающих менталитету, запросам общества и личности. Кристаллизацией такого опыта в традицию занимается педагогическая наука. Для военной педагогики этот опыт имеет первостепенное значение, поскольку он служит делу поддержания боевого духа и боеспособности военнослужащих и целых подразделений (А.Г. Базанов, A.B. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов, А.Д. Глоточкин, В.П. Давыдов, В.Г. Демин, Г.Д. Луков, В.Я. Слепов, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзов и др.). Со времен Куликовской битвы и Бородинского сражения сила русской армии заключалась в ее нравственном превосходстве над противником, в моральной стойкости русского воинства (М.И. Драгомиров, JI.H. Толстой и др.).

Между тем, обращение к теории и практике воспитательной работы в современных Вооруженных Силах свидетельствует о том, что до сих пор не выявлены в комплексе традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии. Необходимость их исследования связана с поиском адекватных средств и способов формирования духовно-нравственной культуры современного российского воина, соответствующих национальным традициям и менталитету. Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями между:

- нарастающим уровнем напряженности, сложности, интенсивности служебно-боевых задач в современных Вооруженных Силах и снижением нравственной устойчивости военнослужащих и призывников;

- курсом на восстановление воспитательных институтов в современной российской армии и наличием духовно-идеологического вакуума в обществе, доминированием меркантильно-потребительских ценностей;

- необходимостью повышения морально-боевой подготовки военнослужащих и слабым использованием традиций духовно-нравственного воспитания защитника Отечества, сложившихся в русской армии;

- необходимостью возобновления, поддержания преемственности воспитательной работы в армии и недостаточной востребованностью исторического наследия по воспитанию русского воина в дореволюционной России;

- высоким духовно-нравственным потенциалом воспитательных традиций в русской армии и невысокой степенью его отражения в научно-педагогических исследованиях.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих, сформировавшихся в конце XIX - начале XX в. в русской армии?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание воинов в русской армии.

Предмет исследования: традиции духовно-нравственного воспитания в русской армии конца XIX - начала XX в.

Задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики феномена «духовно-нравственное воспитание».

2. Определить особенности духовно-нравственного воспитания русского воина.

3. Выявить специфику духовно-нравственного воспитания русского воина конца XIX - начала XX в. в контексте православной культуры.

4. Охарактеризовать традиции духовно-нравственного воспитания русского воина конца XIX - начала XX в.

Хронологические рамки исследования: в исследовании раскрывается духовно-нравственное воспитание воинов в русской армии. Выделенный в диссертации период - конец XIX - начало XX в. характеризуется особой содержательностью и богатым накопленным опытом духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Верхняя граница рассматриваемого периода связана с изменением идеологии в сознании граждан России, отказом от традиционных религиозных ценностей и закреплением материалистических воззрений, что явилось причиной изменения духовно-нравственного воспитания воинов.

В исследовании дается краткая характеристика духовно-нравственного воспитания военнослужащих в княжеском (древнерусском), царском (московском) и императорском этапах.

1) Княжеский (древнерусский) (X - первая половина XVI в.) - этап формирования и развития древнерусского государства и княжеского войска, состоящего из дружинников.

2) Царский (вторая половина XVI - начало XVIII в.) - этап образования и укрепления русского централизованного государства, сохранения русского этноса, зарождения постоянной армии и укрепления государственных границ. «Москва - третий Рим» становится основной идеей этого этапа.

3) Императорский (первая половина XVIII - начало XX в.) - этап укрепления могущества Российской империи, расширения и упрочения ее границ. Данный этап характеризуется созданием армии и флота, утверждением офицерского корпуса, открытием учебно-военных заведений,

музеев, библиотек, а также активным участием военного духовенства в духовно-нравственном воспитании военнослужащих русской армии.

В источниковедческую базу исследования входят труды по истории России, сочинения отечественных философов и богословов, опубликованные монографии, диссертации, авторефераты, сборники статей, материалы научных конференций по проблеме духовно-нравственного воспитания личности, научные труды по вопросам военной педагогики и психологии, а также уставы, своды законов Российской империи, инструкции и архивные документы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурологический подход, раскрывающий связь человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством (Н.Я. Данилевский, В.Г. Кинелев, Г.Б. Корнетов, Д.С. Лихачев, В.Б. Миронов, В.А. Мясников,

B.А. Ситаров, А.Д. Тойнби и др.); религиозно-антропологический подход, позволивший рассматривать традиции духовно-нравственного воспитания в России на фундаменте православного богословия и исходить из соответствующего ему антропологического учения (H.A. Бердяев,

C.Н. Булгаков, Н.Я. Данилевский, В.В. Зеньковский, И. А. Ильин, И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой, П.А. Флоренский, Г.В. Флоровский, A.C. Хомяков и др.); идеи об аксиологической обусловленности духовно-нравственной культуры личности (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, В.Н. Додонов, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.); идеи о структурно-логическом построении историко-педагогического материала, об отборе педагогических явлений и фактов, о периодизации историко-педагогического процесса, об адекватном использовании историко-педагогического аппарата (Б.М. Бим-Бад, С.Ф. Егоров, М.А. Лукацкий, И.В. Чувашев и др.). Особое значение придавалось применению в единстве принципов достоверности и объективности научных фактов, изучения историко-педагогических явлений в их историческом развитии и

взаимосвязи, связи истории с современностью, теории с практикой; идеи о духовно-нравственном становлении и развитии личности военнослужащего (H.H. Голозяковой, Е.В. Дубограя, Е.Е. Дьяченко, О.И. Ераносова, С.Н. Ермоченко, М.Н. Кокоева, Е.В. Кучерова, С.И. Музякова, A.M. Панченко, H.A. Печень, В. А. Сидорчука, А.К. Тажиева, A.A. Тихомирова, О.В. Шевченко, М.С. Фомина, И.Ф. Хохлова, A.A. Яблонских, Т.Ю. Языниной и др.); идеи педагогически целесообразной организации взаимоотношений педагогов и воспитанников, в том числе духовно-нравственного воспитания личности в контексте православной педагогической культуры (С.Ю. Дивногорцевой, И.Ф. Исаева,

A.И. Мищенко, JI.B. Романюк, Т.В. Скляровой, В. А. Ситарова,

B.А. Сластенина, E.H. Шиянова и др.).

Методы исследования: сравнительно-исторический,

сопоставительный анализ философской, педагогической, богословской, социологической и психологической литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания личности, ретроспективный и структурно-частотный анализы источников, изучение и обобщение историко-педагогического опыта, систематизация, категориальный синтез, проблемно-генетический анализ историко-педагогического процесса.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

- определено содержание феномена «духовно-нравственное воспитание», существенными характеристиками которого являются стремление человека к идеалу; ориентация на высшие ценности; характер взаимоотношений между людьми;

- в контексте историко-педагогической ретроспективы выделены и описаны этапы духовно-нравственного воспитания русских воинов и их особенности, отражающие религиозность русского народа, национальный менталитет и воинских дух (за Веру, Царя и Отечество), детерминирующие

традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIX -начала XX в.;

- уточнено педагогическое значение понятия традиции как многоуровневой категории, отражающей воспитательно-образовательные формы и способы передачи цивилизационного опыта и представляющей гуманитарную миссию и социокультурное назначение педагогики как науки о воспитании личности и социальных групп;

- впервые проведена классификация традиций духовно-нравственного воспитания в русской армии на рубеже Х1Х-ХХ вв., состав которой сложился из четырех основных групп традиций: 1) религиозно-православные традиции; 2) народно-патриотические традиции; 3) уставно-отношенческие традиции; 4) ратно-боевые традиции.

Теоретическая значимость исследования:

- аппелируя к современным трактовкам понятия «духовно-нравственное воспитание», раскрыты сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания русских воинов, позволяющие выявить и раскрыть традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIX -начала XX в.;

- представлены аксиологические основания, детерминирующие традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIX -начала XX в. (религиозность русского народа, национальный менталитет, воинский дух);

- на историческом материале показана ведущая роль православной веры в формировании традиций духовно-нравственного воспитания в русской армии на рубеже Х1Х-ХХ вв., выступающей духовным источником и стержнем нравственного самосознания русского воинства, задающей универсальную ценностную матрицу и шкалу общих идеалов воинской службы и быта.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о духовно-

и

нравственном воспитании военнослужащих, которые могут быть положены в основу разработки новых подходов в развитии российского военного образования, а также в воспитательном процессе военных кадров в условиях реформирования современной армии.

Выявленный и обобщенный в работе опыт духовно-нравственного воспитания в русской армии может существенно обогатить и расширить практику военно-политической подготовки командного и воспитательного состава для Вооруженных Сил РФ. Материалы работы могут войти в учебные пособия гуманитарных курсов подгот