Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Профессиональная ориентация старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства

Автореферат по педагогике на тему «Профессиональная ориентация старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Рсмаханбетова, Шахризада Еркинкызы
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Шымкент
Год защиты
 2011
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Профессиональная ориентация старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Профессиональная ориентация старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства"



На правах рукописи

005046285

РСМАХАНБЕТОВА ШАХРИЗАДА ЕРКИНКЫЗЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Душанбе - 2012

005046285

Работа выполнена в Южно-Казахстанском государственном университете им. М.О. Ауезова

Научный руководитель: Научный консультант:

доктор психологических наук, доцент Лежнина Лариса Викторовна

доктор педагогических наук, профессор Нурлыбекова Алима Болтабаевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Миралиев Абдусалом Мустафоевич

Ведущая организация:

кандидат педагогических наук Заробекова Насима Миргарифоновна

Курган-Тюбинский государственный

университет

им. Носира Хусрава

Защита состоится 25 февраля 2012 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д.047.016.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук в Академии образования Таджикистана по адресу: 734024, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект С. Айни, 45.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана и на сайте Академии (www.aot.tj).

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ www.referatvak@mon.gov.ru_января 2012 г.

Автореферат разослан «_

2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук,

профессор Негматов С.Э.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования и постановка проблемы.

Профессиональная ориентация школьников, всегда находившаяся в центре внимания педагогов и психологов, в последние годы стала приоритетным направлением реформирования единого образовательного пространства СНГ. Это связано с присоединением многих стран Содружества к Болонскому соглашению, в рамках которого придается большое значение вариативности и личностной ориентации образовательного процесса за счет его профилизации. Не случайно законодательная база, регулирующая функционирование систем образования в России и Казахстане, была пополнена соответствующими концепциями профильного обучения. В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» одной из приоритетных задач среднего образования определено создание системы профильного и профессионально ориентированного обучения учащихся старшей ступени на основе обеспечения принципа ранней профессиональной ориентации В соответствии с индивидуальными способностями и потребностями обучающихся.

Профессиональное самоопределение выпускника, адекватное его возможностям и запросам общества, рассматривается как важнейший продукт развития личности и критерий качества образовательной деятельности современной школы. Только в результате специально организованного обучающего и воспитательного воздействия школы и учителя обеспечивается самостоятельность и осознанность в выборе и освоении учащимися предстоящей профессиональной деятельности, овладение системой научных знаний, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности будущего профессионала, развитие ее творческих сил и способностей.

В ответ на существующий социальный запрос вопросы организации предпрофильного и профильного обучения получили детальное изучение в работах ведущих российских ученых: JI.K. Артемовой, С.Н Беловой, Г.А. Ворониной, С.А. Воронковой, О.В. Дубровиной, Д.П. Дугаровой, ИВ. Ильиной, C.B. Кондратьева, ПС. Лернера, Н.В. Немовой, Т.Г. Новиковой, Г.Н Подчалимовой, Т.И. Шамовой, А.Н. Худина, а также в трудах казахстанских исследователей - Г.Ж. Кусеповой, А.Н. Сыздыковой, Г.А. Усербаевой и др.

Вопросам профессиональной ориентации школьников посвящены работы известных российских педагогов и психологов: Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, НС. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, а также Г.А. Буяновой, Н.Э. Касаткиной, С.С. Мартыновой, А.Д. Сазонова, Н.Н Чистякова, Л. Шеховцовой и др. В Казахстане проблема профессиональной ориентации и самоопределения молодежи исследовалась Ж.Ш. Досбенбетовой, А.П Сейтешевым, Н.Р. Шаметовым и другими учеными. Проблемам трудового воспитания и профориентации подрастающего поколения посвящены труды многих таджикистанских ученых: М.Т. Атаханов, М.С. Ахмедова, А А. Дододжанов, А. Еаффоров, O.A. Отажонов, A.M. Миралиев, Г.Г. Музсгарова, Б.А. Хусейнов, М.М. Шарипов и др.

Несмотря на накопленный опыт в области теории и практики профориентации, эта работа в современных условиях всё ещё не достигает своей цели - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности и отвечающего запросам общества в кадрах. Существенной преградой для развития профориентации является то, что, как правило, профориентационная работа рассчитана на усредненного ученика, что означает отсутствие индивидуального, дифференцированного подхода к личности, выбирающей конкретную, а не какую-то одну из многих профессию. Так, согласно нашим наблюдениям, почти каждый пятый школьник проявляет интерес и (или) склонности к профессиям художественно-эстетического профиля. Однако профориентационная работа по данному направлению в общеобразовательных школах практически отсутствует, поскольку педагоги считают его прерогативой учреждений дополнительного образования. Очевидно, что в современные направления профессиональной ориентации должны быть внесены существенные коррективы для учета творческих интересов достаточно большой группы учащихся.

Актуальное состояние и возможности художественного образования детально проанализированы в исследованиях A.A. Мелик-Пашаева, Б.Е. Оспанова, Т.В. Селивановой, Т.В. Челышевой и др. Вопросы организации образования, в т.ч. художественного, рассматривались в работах Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, С.Д. Левина и др. Содержательные основы непрерывного художественного образования нашли отражение в трудах Я.А. Каменского и К.Д. Ушинского, а также Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, O.A. Апраксиной и др.

Различные аспекты проблемы художественно-эстетического образования исследовались учеными Таджикистана (Р.Х. Абдуллаева, Д.Н. Латыпов, Б. Маджидова, М. Набиева, С.Ф.Сизикова, Б. Хайруллоев и др.) и Казахстана (Б.А. Айдарбек, М.Ж, Козыбахов, С.А. Жолдасбекова, Т. Мусалимов, М.Ж Танирбергенов, С.А. Узакбаева и др.). В Казахстане проблемами и перспективами развития изобразительного искусства как специфической деятельности занимались Е.С. Асылханов, А.Т. Еримбетова, И.В. Ермагэбетова, Ж.С. Кошенов. Значительный интерес в контексте нашего исследования представляют труды М.Х. Балтабаева, К.Ш. Нурлановой, Е.С. Асылханова, A.A. Калыбековой, К.Е. Ералина и других ученых, исследовавших различные аспекты художественной культуры казахского народа, а также вопросы совершенствования художественно-профессиональной подготовки педагогов.

Изучение названных работ способствовало методологическому, обще- и художественно-педагогическому, психологическому, методическому и дидактическому осмыслению необходимости профориентации учащихся на художественное образование. Однако при всей несомненной значимости рассмотренных исследований, очевидно, что проблема профориентации старшеклассников на художественное образование как целостной системы формирования самостоятельного и ответственного профессионального определения остается открытой для научного поиска. Наблюдается противоречие между необходимостью профориентационной работы по

художественно-эстетическому направлению и отсутствием эффективной системы профориентации учащихся на художественное образование. Таким образом, профессиональная ориентация современных школьников на художественное образование с использованием различных средств представляет собой актуальную н значимую проблему, заключающуюся в необходимости научного обоснования педагогических особенностей ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства на основе инновационных подходов и с учетом современных социально-экономических условий.

Цель исследования: разработка педагогических основ профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства

Объект исследования: профессиональная ориентация учащихся старшей ступени общеобразовательной школы.

Предмет исследования: содержание, методы, формы и условия профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональная ориентация школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства будет эффективной, если:

- осуществить моделирование процесса профориентации старшеклассников как системы непрерывного художественного образования на предпрофильной и профильной ступенях школьного обучения;

- спроектировать комплексное содержание профориентационной работы, включающей знакомство с особенностями профессий художественного типа, рефлексивный самоанализ личности старшеклассника и изучение художественно-искусствоведческого материала во взаимосвязи с общеобразовательными предметами гуманитарно-эстетического цикла;

- сочетать использование традиционных методов с активными практико-ориентированными методами профориентации по типу самостоятельных профессиональных проб учащегося;

- применять наряду с обучающими формами развивающие формы профориентации, наращивающие личностный ресурс и портфолио учащегося;

- обеспечить личностно-ориентированную направленность данной работы на основе учета индивидуально-возрастных особенностей учащихся и их соотнесения с конкретными профессиями художественной направленности в ходе профессионально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, их родителей и педагогов.

Задачи исследования:

1. Выявить педагогическую сущность, состояние и особенности художественно-ориентированного образования учащихся на старшей ступени современной общеобразовательной школы.

2. Изучить психолого-педагогические основы профессиональной ориентации школьников и определить возможности их ориентации на художественное образование в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

3. Разработать педагогическую модель профориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства.

4. Провести эмпирическую проверку результативности педагогической технологии профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства в условиях современной общеобразовательной практики.

Методологическую основу исследования составили научные концепции и положения современной педагогики и психологии, отвечающие проблеме данного исследования, фундаментальные общенаучные принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, системности, развития, активности личности и субъекта деятельности, а также законодательные акты, программные документы, приказы и постановления правительств Российской Федерации и Республики Казахстан, затрагивающие вопросы общего и художественного образования, профессиональной ориентации учащихся.

Методы исследования определялись в соответствии с поставленными задачами:

1. Метод организации исследования - формирующий педагогический эксперимент;

2. Методы сбора информации:

- Теоретические - теоретический анализ специальных психолого-педагогических источников и исследований, изучение программ по изоискусству и обобщение опыта профориентации при преподавании изобразительного искусства в школах и классах различных типов;

- Эмпирические - методы включенного наблюдения, активного обучения и моделирования процессов профориентации на художественное образование, анализа результатов деятельности, а также психодиагностические методики, выбор которых определялся этапами и задачами педагогического эксперимента, а так же возрастом учащихся: «Дифференциально-диагностический опросник (ДЦО)» (Е.А. Климов), «Опросник профессиональной готовности (ОПТ)», «Мыслитель или художник» (Г. Резапкина), «Профиль» (Г.В. Резапкина), опросник профессиональных склонностей (JI Йовайши), школьный тест умственного развития, методика определения типа мышления, «Опросник профессиональных установок» (И.М. Кондаков), опросник терминальных ценностей «ОТеЦ» (И.Г. Сенин), опросник приспособленности Х.Белла (в адаптации A.A. Рукавишникова и М.В. Соколова), опросник «Мой профессиональный выбор», творческое задание на выявление художественных умений и навыков (Ш.Е. Рсмаханбетова), анализ портфолио учащегося.

3. Методы обработки данных: качественные (общелогические методы анализа, сравнения, обобщения); количественные (математическая обработка, графическое и табличное представление данных).

Базу исследования составили: славянская гуманитарно-эстетическая школа-гимназия №20 им. Г.С. Титова, гуманитарно-эстетическая школа-гимназия №65 им. Ы. Алтынсарина и средняя школа №28 г.Шымкента Республики Казахстан.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2004-2006 г.г.) - поисково-теоретический. В ходе изучения передового педагогического опыта, анализа психолого-педагогической литературы, отслеживания жизненных траекторий школьников, определялась актуальность и необходимость профориентации школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства, формулировалась исследовательская концепция (методология и научный аппарат исследования), проводились пилотажные пробы методов педагогического эксперимента.

Второй этап (2006-2009 г.г.) - опытно-экспериментальный. Разрабатывалась педагогическая модель и технология профориентации средствами изобразительного искусства, проводился формирующий эксперимент с целью апробации модели профориентационной работы старшеклассников на художественное образование в школах различного профиля, оценивалась ее эффективность на этапах предпрофильного и профильного обучения.

Третий этап (2009-2011 г.г.) - обобщающий. Осуществлены систематизация научных положений и накопленного опыта, внедрение разработанной модели с последующей организационно-содержательной оптимизацией системы и условий профориентации на старшей ступени общего образования. Продолжилась работа по апробации результатов исследования, подготовке научных публикаций, завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- разработана педагогическая модель профориентации на художественное образование средствами изобразительного искусства, представленная совокупностью взаимосвязанных этапов, содержания и способов формирования самоопределения старшеклассников на профессии художественного типа;

- спроектирована и апробирована педагогическая технология профориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства, отражающая содержательные, методические, эмоционально-ценностные аспекты самоопределения на предпрофильной и профильной ступенях школы на профессии художественного типа;

- установлены качественные различия профессионального самоопределения выпускников школ, обучавшихся по стандартной программе и в условиях разработанной модели профориентации, свидетельствующие об обучающем, развивающем и воспитательном воздействии системы профориентации старшеклассников на художественное образование.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в решение актуальных задач разработки концепции художественного образования в Республике Казахстан, в конкретизацию дидактических основ общего образования и дополнение теории профильного обучения в современном общеобразовательном пространстве с учетом следующих его результатов:

- научно описан процесс профориентации учащихся старших классов на художественное образование как педагогическое явление;

- определены направления и условия эффективной профориентации старшеклассников на профессии художественного типа;

- обоснована методика педагогического мониторинга профессионально-ориентированного обучения художественно-эстетической направленности;

- уточнены содержание и особенности профессионального определения выпускников современной общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования определяется следующими результатами многолетнего научно-педагогического поиска, способствующими модернизации школьного обучения, разработке государственных программ и стандартов общего и художественно-эстетического образования:

- составлена программа формирования самоопределения учащихся на художественное образование в процессе профориентационной работы в области «Изобразительное искусство», которая может быть использована при проведении профориентации средствами школьных предметов гуманитарного цикла (литература, история, музыка и др.);

- разработаны учебно-методические материалы (учебный план, программы элективных и факультативных курсов, конспекты лекций для студентов, занятий для старшеклассников, рекомендации для педагогов дисциплин ИЗО), необходимые для ориентации учащихся 9-11 кл. на профессии художественного типа;

- описана методика изучения художественно-изобразительных умений, позволяющая проводить отбор в классы художественно-эстетического профиля.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Разработанная педагогическая модель профессиональной ориентации на художественное образование средствами изобразительного искусства обеспечивает непрерывность, последовательность и устойчивость профессионально-художественного самоопределения старшеклассников.

2. Основным направлением профилизации художественного образования учащихся современной школы является предпрофильная подготовка и профильное обучение, требующие комплексной психолого-педагогической и специальной работы по двухэтапному алгоритму ранней профессиональной (художественно-эстетической) ориентации в 9-11-х классах.

3. Профориентация на художественное образование средствами изобразительного искусства в ходе предпрофильной подготовки состоит в обучающей и сопровождающей работе с учащимися и их родителями (профориентационные курсы, информирование, консультирование), а также в методической работе с педагогами художественно-эстетических дисциплин,

4. Профессиональная ориентация на художественное образование в ходе профильного обучения старшеклассников заключается в организации системного приобретения знаний и навыков по изобразительному искусству, знакомства с художественными профессиями и направлениями художественного образования, а также с самостоятельными профессиональными пробами учащихся,

5. Поэтапная реализация модели профориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства с соблюдением условий и способов, воплощенных в педагогической технологии, обеспечивает не только успешное формирование определения на профессии художественного типа, но развитие их личности, включая активизацию ценностно-смыслового уровня регуляции поведения, оптимизацию жизненных ценностей и повышение социально-психологической адаптированности.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена: исходными теоретико-методологическими позициями и логикой построения исследования с сочетанием теоретических и экспериментальных методов; комплексным анализом хода и результатов проведенной работы с использованием методов качественного и количественного анализа; длительностью и воспроизводимостью результатов педагогического эксперимента; эффективностью внедрения результатов в практику профориентации учащихся в ходе предпрофильного и профильного обучения.

Апробация и внедрение результатов проводились в различных формах:

- в образовательном процессе учебных заведений г. Шымкента Республики Казахстан с учащимися школ-гимназий №20 им. Г.С.Титова, №65 им, Ы,Алтынсарина, средней школы №28, со студентами Южно-Казахстанского государственного университета им. М.О, Ауезова, с руководителями названных школ и Педагогами дисциплин художественно-эстетического профиля;

- в докладах на научно-практических конференциях различных уровней: международных (Орск, 2008; Шымкент, 2003, 2006, 2008, 2009, 2010, 2011) и республиканских (Шымкенг, 2007, 2008);

- в ходе обсуждений на заседаниях профильных кафедр ЮКГУ;

- в 20-ти публикациях, в т.ч. в изданиях, рекомендованных ВАК России.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,

заключения, списка использованных источников (166 названий) и семи приложений. Основной текст иллюстрирован 40 рисунками и таблицами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы, показаны научная новизна и значимость проведенного исследования, приведены данные об апробации результатов, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, характеризуются этапы исследования и структура диссертации.

В первой главе «Научные и теоретические основы профессиональной ориентации школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства» основное внимание уделено изучению художественного образования как педагогического явления современной образовательной практики, анализу профориентации учащихся и ее реализации в рамках профильной школы, а также обоснованию авторской модели профессиональной ориентации школьников на художественное образование.

Научно-теоретический анализ показал, что педагоги и психологи выражают единое мнение о необходимости всеобщего художественного просвещения, отмечая воспитательные, образовательные, эстетические и социально-нравственные функции искусства. Богатый художественный опыт личности рассмотрен как незаменимая ценность, выступающая в качестве противовеса доминирующему «левополушарному» характеру современного образования, и сохраняющая целостность психического развития ребенка (Л.С. Выготский, A.A. Медик-Пащаев, Б.М. Неменский и др.). Соприкасаясь с искусством как средством приобщения субъекта к духовным ценностям, ребенок развивает свои творческие способности и индивидуальность. Этим и определяются особые возможности дисциплин художественно-эстетического цикла (ХЭЦ), направленного на художественное образование учащихся.

Художественное образование рассмотрено в работе, во-первых, как процесс усвоения знаний и навыков в области искусства в определенной системе, во-вторых, как результат подготовки обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством.

Историко-педагогический анализ теории и практики художественного образования в России ХХ-го столетия позволил заключить об уникальности сложившейся в СССР системы художественного образования, до настоящего времени рассматривающейся развитыми странами в качестве образца. Теория и практика художественного образования пост-советского периода характеризуется схожестью решаемых в образовательном пространстве стран СНГ проблем. Одной из них, как показано в работе на примере Казахстана и России, является то, что в современной школе дисциплинам ХЭЦ отводится второстепенная роль: профильное обучение по этому направлению практически отсутствует, изучение отдельных курсов из области «искусство» не направлено на решение задач профориентации на профессии художественного типа и не обеспечивает их готовности к обучению в средне-специальных и высших учебных заведениях данной направленности.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию и педагогическая по методам, сложная и многогранная деятельность, представляющая собой научно обоснованную систему подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии с учетом как индивидуальных особенностей каждой личности, так и необходимости полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Целью и результатом профориентации является профессиональное самоопределение личности, ключевой момент которого - осознанный и обоснованный выбор професии (В.А. Бодров, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, Ю.П. Сокольников, AT. Ростунов и др.). Поэтому углубленная допрофессиональная подготовка старшеклассников составляет важнейшую задачу функционирования современной школы, решаемую в рамках концепции профильного обучения.

Профилизация старшей школы является приоритетным направлением модернизации образования и России, и Казахстана. Учитывая инновационный характер этого явления, проанализированы организационные, содержательные и

управленческие аспекты профильной школы, основанной на дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования и включающей этапы предпрофильной подготовки (8-9кл.) и профильного обучения (10-11 кл.).

На основе научно-теоретического анализа был составлен алгоритм профориентации старшеклассников на художественное образование (Рис. 1).

Рис. 1. Алгоритм профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование

Предпрофильная подготовка учащихся имеет три составляющих: профориентацнонное информирование, профориентационные курсы по выбору, психологическое сопровождение (C.B. Кондратьев, О.В. Дубровина и др.).

Мы выделили три этапа профориентационного информирования в ходе предпрофильной подготовки по художественно-эстетическому направлению, включающие: информирование родителей на родительских собраниях о системе предпрофильной подготовки; выявление образовательных запросов учащихся; знакомство с образовательной картой города и структурой портфолио; организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики учащихся по направлениям профильного обучения; индивидуальное консультирование; проведение проб на соответствие возможностей ученика требованиям избираемого профиля с последующей рефлексией аргументов «за» и «против» и т.п.

Профориентационная подготовка реализуется через организацию ориентационных, предметных и межпредметных элективных курсов, обеспечивающих «восхождение к профессии».

Психолого-педагогическое сопровождение оптантов реализуется через: создание службы профессиональной информации, стимулирующей школьников к сознательному выбору профиля; знакомство с профессиограммой «художник»; профессиональное консультирование с целью содействия в познании особенностей своей личности, развитию интересов и способностей школьников.

Результатом подобной организации предпрофильной подготовки должен стать осознанный и уверенный выбор учеником художественно-эстетического направления обучения на старшей ступени школы или выбор профессии, которой он может овладеть в системе среднего профессионального образования.

Профильное обучение представляет систему специализированной подготовки в старших классах школы, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с максимальным учетом их интересов, способностей и профессиональных намерений, а т.ж. потребностей рынка труда.

В результате анализа теоретических основ профильного обучения, основанного на трудах российских и казахстанских ученых (C.B. Кондратьев, П.С. Лернер, АН. Сыздыкова, Г.А. Усербаева, Г,Ж. Кусепова и др.), были определены центральные векторы профильного обучения по художественному направлению на старшей ступени общего образования: получение знаний и навыков по изоискусству; знакомство с художественными профессиями, с направлениями художественного образования; профессиональные пробы.

В качестве активных форм педагогической работы в триаде «учитель -ученик - родитель» обоснованы следующие: профконсультационные услуги в форме групповых и индивидуальных консультаций; тренинги, профессиональные пробы по профессиям типа «Человек - художественный образ»; экскурсии на выставки изобразительного и декоративного искусства; встречи с представителями художественных профессий: художниками, педагогами изобразительного искусства, дизайнерами, оформителями; ярмарки образовательных услуг и дни открытых дверей в ВУЗах города, и др.

Кроме того, используются дополнительные внеурочные формы в виде кружков, секций и клубов различной направленности в ОУ (школы, гимназии, училища и т.п.), а также в учреждениях ДО (дома культуры, клубы). В целях совершенствования знаний, приобретения навыков научно-исследовательской деятельности старшеклассники готовят научные доклады и объединяются в научные общества (НОУ).

Составленный алгоритм явился основанием для разработки программы формирования профессионального самоопределения старшеклассников на художественное образование в процессе профориентационной работы по направлению «Изобразительное искусство» (Рис. 2).______

Профильное образование

Г

Предметы «Изобразительное искусство» VIII- IX классы «Искусство» Х-Х1 классы

Предпрофильная подготовка

ЗЕ

Элективные курсы

Курсы по выбору

Факультативные занятия

Базовое образовать

Изучение предмета «Изобразительное искусство» 1-УН классы

V

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

Внеурочная деятельность

Учреждения дополнительного художественного образования

Кружковая работа по предмету

Внеклассная работа по предмету

Рис. 2. Программа формировании профессионального самоопределения старшеклассников па художественное образование средствами изобразительного искусства

Разработанные алгоритм и программа представляют собой педагогическую модель профессиональной ориентации учащихся на художественное образование, которая направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает развитие мотивации на художественные' профессии, усвоение знаний и навыков в области изобразительного искусства, овладение доступными средствами планирования, корректировки и реализации личных профессиональных перспектив.

Базовым инструментом реализации предложенной педагогической модели профессиональной ориентации учащихся на художественное образование является учебный план. В разработанном нами плане профильного общественно-гуманитарного класса с художественным направлением подготовки из 1326 часов годовой нагрузки дисциплинам художественно-эстетического цикла выделено 360 часов. Эта часть учебного плана представлена системой специализированных и элективных курсов. В диссертации описаны содержание и особенности реализации разработанной модели профориентации на художественное образование средствами изобразительного искусства в учебных заведениях различного типа.

Во второй главе «Экспериментальная апробация педагогической модели профессиональной ориентации школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства» изложены ход и результаты эмпирической проверки выдвинутых научных положений, обоснованных методов, средств и форм организации самоопределения на художественное образование, позволившие оценить эффективность разработанной модели, Проведенное диссертантом эмпирическое исследование имеет двухэтапный сложноорганизованный характер (Табл. 1).

Табл.1. Структура н содержание эмпирического исследования эффективности ра1работаин()й педагогической модели

Этап иссл-я Этап, год эксп-та, выборка Задачи эксперимента Основные методы и методики

I этап Констатирую ший (сентябрь 2006 г.) 519уч-ся (9 класс) Изучение профессионально- художественной ориентированности учащихся - «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов) - «Опросник профессиональной готовности (ОПТ)» - «Мыслитель или художник» (Г. Резапюша) - Творческое задание на художественные умения и навыки (Ш.Е. Рсмаханбетова) - «Трудовой модифицюиный профиль» (Л. Шеховцова, О. Шеховцов)

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Формирующий (октябрь 2006 г. -апрель 2007 г.) 53 уч-ся (9 класс) Формирование профессионального определения учащихся на художественный профиль обучения - Предпрофильная подготовка учащихся (элективные курсы) - Методическая работа с учителями ИЗО - Информационная работа с родителями учащихся

Контрольный (май 2007 г.) 181 уч-ся (9 класс) Отбор профессионально-ориентированных учащихся в профильный класс с худож. направлением обучения - «Профиль» (Г. Резапкина) - Опросник профессиональных склонностей (Л. Йовайши) - Школьный тест умственного развитая - Методика определения типа мышления - Анализ портфолио учащегося

П этап Формирующий Формирование профессионального самоопределения старшеклассников на художественное образование в условиях профильного обучения различной направленности - Элективные курсы и курсы по выбору в профильном классе с художественным направлением - Факультативы и кружки по ИЗО в профильных классах с нехудожественным направлением

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (сентябрь 2007 г. - март 2009 г.) 421/ч-ся (10-и классы)

Контрольный (апрель -май 2009г.) 328 уч-ся (11 класс) Оценка эффективности модели профессиональной ориентации школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства - Опрос оптантов «Мой профессиональный выбор» - Творческое задание на художественные умения и навыки (Ш.Е. Рсмаханбетова) - Опросник профессиональных установок (И.М. Кондаков) - Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) (И.Г. Сенин) - Опросник приспособленности Х.Белла (в адаптации A.A. Рукавишникова и М.В. Соколова)

Изучение профессиональных склонностей показало, что наибольший интерес у учащихся предпрофильной ступени вызывают профессии типа «Человек-Человек» (каждый третий респондент) и «Человек-Техника» (каждый четвертый). Устойчивый интерес к профессиям типа «Человек-художественный образ» имеют от 8 до 16% (в зависимости от школы) девятиклассников (Рис.5).

II fcf

- 1 1 -

□ мет-ка ДДО

□ мет-ка ОПГ

Ообл. совпадения

шк. 20

шк.28

шк.вв

Рис.5. Соотношение учащихся 9-х кл. с устойчивым интересом к профессиям типа «Человек-художественный образ» по методикам ДДО и ОПГ (в %)

Изучение изобразительных умений и навыков учащихся с устойчивым интересом к профессиям типа «Человек-художественный образ» и смежным с

ними («Техника-художественный образ», «Природа-художественный образ») показало, что почти половина (47%) имеют высокий уровень практических умений по изобразительному искусству (Рис.6). Большинство их них получает специальную подготовку (углубленное изучение ИЗО, школы искусств).

□ оч-низкнй

□ низкий

□ средний

□ высокий

Рис.6. Соотношение учащихся 9-х кл. по уровням развития изобразительных умений и навыков

Изучение особенностей профессионального самоопределения учащихся 9 кл. позволило выделить группы с разными уровнями его развития (Рис.7). Шесть из десяти учащихся предпрофильной ступени имеют низкий уровень самоопределения, проявляющийся в отсутствии устойчивого интереса к определенному типу профессии, слабой ориентированности в своих индивидуальных особенностях, не сформированной саморефлексией.

Рис.7. Соотношение учащихся 9-х кл. по уровням развития профессионального самоопределении

Таким образом, констатирующий эксперимент на I этапе исследования показал необходимость профориентации на предпрофильной ступени.

В формирующем эксперименте, целью которого была апробация модели профессиональной ориентации учащихся 9 кл. на художественное образование, приняли участие 53 школьника, проявивших интерес к профессиям «Человек-художественный образ» и способности к изодеятельности, из которых были составлены экспериментальная и контрольная группы (ЭГ и КГ). В течение учебного года с ЭГ проводилась работа по обоснованным в главе 1 векторам предпрофильной подготовки художественно-изобразительного направления.

Контрольный эксперимент с целью оценки эффективности формирующей работы проводился в ходе решения задачи отбора учащихся в профильные 10-е классы. В психолого-педагогической диагностике приняли участие решившие

продолжить обучение в 10-м классе 181 учащийся двух школ (в третьей школе по решению администрации отбор не проводился). Был использован блок методик, адаптированных Г.В. Резапкиной (см. Табл.1), помогающих выбрать профиль на основе рефлексивного самоопределения старшеклассников.

Полученные данные (Рис,8) позволяют сделать вывод о том, что отсутствует прямая связь между направлением полученной предпрофильной подготовки и выбором направления дальнейшего профильного обучения. Так, в школе-гимназии №20 более 60% учащихся проявили интерес и склонности к естественно-научному направлению профиля обучения (физико-математический, биолого-химический, информационно-технологический), а в школе №28 распределение интересов учащихся более пропорционально по всем направлениям, но с преобладанием художественно-эстетического профиля (22%). Однако такая связь между направлением предпрофильной подготовки и профильными интересами установлена в ЭГ, все учащиеся которой проявили желание и способности обучаться в профильном классе с художественно-эстетическим направлением.

*

1-

\ ^т^Т^ТУт^г тП-

□ шк. 20

□ шк. 28

10 11

1. Физико-математический профиль

2. Естественнонаучный профиль (фтика и химия)

3. Естественно-научный профиль (биология и география)

4. Социально-экономический профиль

5. Гуманитарный профиль

6. Филологический профиль

7. Информационно-технологический профиль

8. Агро-технологический профиль

9. Индустриально - технологический профиль

10. Художественно-эстетический профиль

11. Оборонно-спортивный профиль

Рис.8. Соотношение учащихся по профилям обучения (в абс.числах)

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность формирующей работы, проведенной в соответствии с разработанной моделью профориентации учащихся предпрофильной ступени.

На II этапе исследования проводилась апробация и оценка модели профориентации на художественное образование в ходе профильного обучения (10-11 кл.). Был продолжен формирующий эксперимент с экспериментальной группой (выборка исследования сократилась после профотбора до 42 человек). Формирующая работа была в значительной мере осложнена тем, что модель профориентации старшеклассников на художественное образование на старшей ступени школы апробировалась в классах различного профиля:

- в школе-гимназии №20 в классе общественно-гуманитарного профиля обучения разработанная модель реализовывалась в рамках элективных курсов художественно-эстетической направленности;

- в школе №28 в классе естественно-научного профиля для учащихся ЭГ модель апробировалась в рамках факультативных курсов;

- в школе-гимназии № 65 в классе естественно-математического профиля для учащихся ЭГ была организована внеклассная работа с организацией серии кружков: «Производство керамических изделий», «Художественная обработка кожи», «Искусство плетения циновок», «Искусство гобелена» и др.

Формирующая работа проводилась с ЭГ в течение двух учебных лет (10-11 кл.) в соответствии с алгоритмом (Рис. 1) и программой (Рис.2) профориентации на художественное образование на этапе профильного обучения. Основной акцент заключался в саморефлексии учащимся ЭГ того, что он ХОЧЕТ и что МОЖЕТ: изучение своих склонностей, усвоение специальных знаний и развитие творческих способностей с анализом психограмм популярных профессий (учитель изо, ландшафтный дизайнер, ГГ-дизайнер и др.) стимулирует процесс соотнесения себя с конкретной профессией художественного направления.

Результаты формирующей работы оценивались в ходе контрольного эксперимента, направленного на оценку эффективности апробированной модели профориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства. Наряду с ЭГ в тестировании приняли участие все выпускники профильных классов, с которыми профориентационная работа проводилась по традиционной схеме (всего 328 чел )

Изучение профессиональных намерений выпускников показало, что выбор в основном сделан в пользу гуманитарных профессий (Рис.9). Установлено, что на последнем месяце обучения в общеобразовательной школе 3% выпускников не определилось с выбором профессии.

10 11 12 13

Инженерные

Художественные

Естественно-научные

Экономические

Социальные

Гуманитарные

7. Медицинские

8. Правовые

9. Военные

10. Управленческие (менеджмент)

11. Информационные (программирование)

12. Рабочие

13. Не определились с выбором

Рис.9. Соотношение выпускников 11-х классов по направлениям выбранных специальностей и профессий (в %)

Изучение профессионального выбора учащимися ЭГ показало, что 93% выбрали художественные специальности. Только 3 участника ЭГ выбрали профессии иных направлений (экономист, парикмахер, ландшафтный дизайнер).

Изучение изобразительных способностей выпускников показало их спад в КГ: усвоенные в средней школе базовые навыки не получили своего развития на старшей ступени школьного обучения (Рис. 10). У учащихся ЭГ, напротив, сформированные в средней школе изобразительные умения послужили основой формирования в ходе профильного обучения не только художественно-практических навыков, но эстетической компетентности старшеклассников. Контент-анализ выполненных учащимися ЭГ творческих работ свидетельствует о формировании у большинства из них собственного стиля и сложившихся приоритетах в своем художественном творчестве независимо от профессиональной или любительской направленности.

1 - умение вести работу последовательно и по этапам;

2 - умение находить в пространстве лучшее место для изображения (компоновка);

3 - умение строить форму на плоскости на основе линейной перспективы;

4 - умение выявлять объемную форму, пользуясь средствами светотени;

5 - умение передавать характер и движение формы, ее связь с окружающим пространством;

6 - владение материалами и техникой рисунка;

7 - композиционное решение;

8 - умение видеть и передавать цветовые отношения.

Рис.10. Профили изобразительны* способностей учащихся ЭГ и КГ (макс, оценка 40 баллов)

Предпринятый в первой главе теоретический анализ проблемы исследования позволил в качестве важнейших критериев эффективности профориентации рассматривать адекватные личности оптанта профессиональные установки, ценности, психологическую адаптивность и т.п.

Сравнительное изучение особенностей профессиональных установок выпускников выявило значимые различия только по двум факторам: участники ЭГ в сравнении с КГ демонстрируют большую уверенность и решительность, а также самостоятельность и независимость профессионального выбора.

Изучение жизненных целей выпускников показало, что для учащихся ЭГ такие ценности, как материальное положение, сохранение индивидуальности, развитие себя, имеют большую личностную значимость, чем в КГ (Табл.2). Анализ ценностной насыщенности сферы профессиональной жизни позволяет констатировать кардинальные различия ценностно-смысловых проекций на область профессиональной деятельности в двух сопоставляемых группах: для учащихся ЭГ характерно смысловое связывание всех рассматриваемых терминальных ценностей с профессиональной деятельностью.

Терминальные ценности Собственный престиж Высокое материальное положение Креативность Активные социальные контакты Развитие себя Достижения Духовное удовлетворение V в 11 11 || и я

Экспериментальная группа 6,2 8,4 5,5 6,5 7,2 8,5 5,7 7,6

Контрольная группа 6,0 7,2 5,1 6,7 6,5 8,0 5,4 6.7

Изучение социально-психологической адаптивности свидетельствует, что учащиеся ЭГ и КГ имеют один уровень баланса тенденций враждебности -доброжелательности по отношению к другим людям, у них схожее отношение к существующим в обществе полоролевым стандартам - отмечается своеобразная идентификационная инверсия (у юношей интерес к традиционно феминным обязанностям, у девушек чувствительность к маскулинным образцам поведения, мышления и эмоционального реагирования (Рис.11).

a. семья с1. эмоциональность

b. здоровье е. враждебность

о. зависимость £ мужественность

Рис.11. Показатели личностной и социальной приспособленности учащихся ЭГ и КГ (в баллах)

Таким образом, в результате эмпирического исследования разработанной модели профориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства установлена ее эффективность. Использование описанных в работе методов, средств и форм профориентации учащихся на предпрофильной и профильной ступени обучения обеспечило не только самоопределение старшеклассников на профессии художественной направленности, но и развитие их личности. Выпускники ЭГ увереннее чувствуют себя в социальных контактах, занимая самостоятельную и более активную позицию; позитивнее воспринимают отношения со сверстниками и членами семьи; отличаются положительным эмоциональным фоном жизнедеятельности, лучше контролируют свои субъективные переживания; чувствуют себя более здоровыми и в меньшей степени переживают по поводу каких-либо недомоганий (действительных или мнимых).

В заключении приводятся основные результаты исследования:

1. Профессиональная ориентация старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства представляет собой системную сложноорганизованную педагогическую деятельность, направленную на последовательное формирование профессионального самоопределения учащихся в виде устойчивого намерения и компетентности, позволяющих продолжить дальнейшее образование в учебных заведениях художественно-эстетического цикла, что отвечает потребностям и соответствует возможностям личности, а также социальным запросам общества. Основу реализованного в исследовании подхода к профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование составило объединение учебного процесса, построенного на гуманистическом подходе к личности, с задачами адаптации школьника к современным условиям.

2. Механизмом реализации разработанной педагогической модели профориентации учащихся на художественное образование явилась целостная система разновекторной деятельности, включающей: организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения по художественно -эстетическому направлению, предоставление старшеклассникам возможностей для профессионально-изобразительных проб; оказание квалифицированного психолого-педагогического сопровождения учащихся, родителей и педагогов по проблемам профессиональной ориентации и определения.

Интегральным результатом эффективной профориентации учащихся является их самоопределение на профессии художественного типа с последующим самостоятельным и обоснованным выбором продолжения художественного образования в учебных заведениях на этапе профподготовки.

3. Проблема профессиональной ориентации на художественное образование решена в работе через создание специальных педагогических условий организации профессионально-ориентированного образовательного процесса на основе преемственности и непрерывности предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников. Разработанная модель профориентации на художественное образование средствами изобразительного искусства, представленная совокупностью взаимосвязанных целей, этапов, содержания и способов, обеспечивает системное описание предмета исследования, логичную последовательность и ясность условий, необходимых для профессионального самоопределения выпускников на художественное образование. Апробация модели в многолетней педагогической практике подтвердила, что она является действующей моделью обеспечения качественной профориентации старшеклассников, соответствующей изменяющимся требованиям социального заказа и образовательным условиям современной школы.

4. Реализация модели профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства обеспечена соответствующей педагогической технологией, описанной в работе в виде комплекса мероприятий, необходимых и достаточных для профессионального самоопределения старшеклассников на основе познания себя, избираемой художественной профессии и соотнесения их друг с другом.

Разработанная технология, включающая указание на содержание обучения, формы организации и методы проведения урочной и внеурочной деятельности, направленной на ориентацию старшеклассников на художественные профессии средствами изобразительного искусства, имеет практическое значение для современного этапа модернизации образования, переживающего недостаток апробированных психолого-педагогических технологий, позволяющих реализовывать идеи профилизации общего образования.

5. Эмпирическая проверка смоделированной в исследовании системы профориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства подтвердила ее эффективность. Выпускники школ, обучавшиеся в экспериментальных условиях, отличаются от своих сверстников, обучавшихся в традиционных условиях: устойчивой мотивацией к выбору будущей профессии художественного направления, адекватной личностным особенностям оптантов; способностью к ответственному и осознанному профессиональному выбору; эстетической компетентностью, включающей специальные (художественно-изобразительные) знания, художественно-практические навыки и творческие способности; связанностью жизненных ценностей выпускников с будущей профессиональной деятельностью; социально-психологической адаптивностью к современным условиям.

Это свидетельствует, что обоснованные в работе содержание, методы и формы профориентации старшеклассников на художественное образование активизируют роль профессионально-определяющегося субъекта в планировании своих профессиональных перспектив, формируя ответственность за принятые решения и их реализацию, обеспечивают обогащение психики учащихся профессионально-ориентированным содержанием.

6. Результаты исследования позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций по профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование: придать профориентационной работе непрерывный комплексный характер с многовекторным психолого-педагогическим сопровождением профессионально определяющегося ученика, его родителей и педагогов; при организации профильного обучения определять предлагаемые профили не из возможностей школы, а из желания школьников; реализовать систему разноплановых мероприятий, включающих организацию допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки учащихся; предоставлять им возможность профессиональных проб; всесторонне способствовать развитию у старшеклассников адекватной самооценки своих возможностей и способностей; особое внимание уделить подготовке педагогов к решению задач профессиональной ориентации старших школьников, в том числе и на художественное образование.

Таким образом, полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, задачи которого решены, цель достигнута. Однако проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы. Перспективным направлением дальнейших исследований представляется разработка системы профориентации учащихся на художественное образование средствами других видов искусств.

Основные результаты отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в гаданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации;

1. Рсмаханбетова Ш.Е. Методы изучения практических умений и навыков учащихся по изобразительному искусству в целях профориентации // Инновации в образовании. - 2010. - №б. - С. 24-31.

2. Рсмаханбетова Ш.Е., Шодиев М.С. Профессиональная ориентация как способ развития творческой конкурентоспособной личности // Наука и школа. -2011. -№6. -С.103-105. (авт. вклад - 50 %).

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Республики Казахстан:

3. Рсмаханбетова Ш.Е., Нурлыбекова А.Б. Профессиональная ориентация школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства в период предпрофильной подготовки // Высшая школа Казахстана. -2010. - №3. - С.109-112. (авт. вклад - 50 %).

4. Рсмаханбетова Ш.Е. Пути профилизации старшей школы в образовательной области «Изобразительное искусство» // Достояние нации. - 2009. - №3. - С. 102-105. " ' '

Учебно-методические работы:

5. Рсмаханбетова Ш.Е., Нурмухамбетова Т.Р. Практическая психология: Учебно-методическое пособие. - Шымкент: Издательство ЮКГУ, 2004. - 160с. (авт. вклад - 50 %).

Статьи и тезисы докладов в сборниках научных трудов:

6. Рсмаханбетова Ш.Е. Профилизация старшей школы в области изобразительное искусство // Проблемы подготовки специалистов высшего профессионального образования в XXI веке: прошлое, настоящее и будущее: Материалы Международной научно-практической конференции. - Шымкент, 2009.-С. 119-126.

7. Рсмаханбетова Ш.Е., Нурмухамбетова Т.Р. Профессииональная ориентация школьников средствами изобразительного искусства // Проблемы инновационного развития науки и образования; Материалы Международной научно-практической конференции, 4 том. - Шымкент, 2010. - С. 176-180. (авт. вклад - 50 %).

8. Рсмаханбетова Ш.Е. Психолого-педагогические технологии современной профориентации К Социально-экономические проблемы развития интеграционных процессов в условиях либерализации национальной экономики: Сборник научных трудов. - Москва, 2008. - С. 342-345.

9. Рсмаханбетова Ш.Е. Психолого-педагогические технологии формирования готовности учащихся к выбору профессии // М.Ауезов и актуальные проблемы казаховедения: Труды Международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-7». - Шымкент, 2008. - С. 211-213.

10. Рсмаханбетова Ш.Е., Сиротина Л.В. Методы изучения личности в целях профориентации И М. Ауезов и актуальные проблемы казаховедения: Труды

Международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-7». -Шымкент, 2008. - С. 214-216. (авт. вклад - 50 %).

11. Рсмаханбетова Ш.Е., Нурлыбекова А.Б. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Казахстан в гуманитарном измерении: тенденции, поиск, перспективы развития: Труды Международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-5», посвященной 15-летию независимости РК. - Шымкент, 2006. - С. 194-197. (авт. вклад - 50 %).

12. Рсмаханбетова Ш.Е. Ценностные ориентации и их взаимосвязь с мотивацией профессионального выбора // Казахстан в гуманитарном измерении: тенденции, поиск, перспективы развития: Труды Международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-5», посвященной 15-летию независимости РК. - Шымкент, 2006. - С. 197-199.

13. Рсмаханбетова Ш.Е. Развитие личности студента и преподавателя в инновационной образовательной среде // Реализация развивающей функции обучения в школе и ВУЗе: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Орск, 2008. - С. 45-49.

14. Рсмаханбетова IILE. Арттерапия как эффективное средство саморазвития личности и её коррекции // Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮКГУ им. М.О. Ауезова. -Шымкент: Издательство ЮКГУ, 2003. - С. 41-43,

15. Рсмаханбетова Ш.Е. Принципы педагогики сотрудничества в личностно ориентированной модели образования и воспитания // Сборник трудов Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной Дню независимости Республики Казахстан. - Шымкент, 2003.

С 68-72.

16. Рсмаханбетова Ш.Е., Матаева С.Р., Игнатенко JLB. Технологическая культура учителя // Материалы Республиканской научно-практической конференции ОИПК и ППК. - Шымкент, 2007. - С. 121-134. (авт. вклад - 50 %).

17. Рсмаханбетова Ш.Е. Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка (на казахском языке) // Пути воспитания творческой личности на основе формирования компетентности учителя: Материалы Республиканской научно-методической конференции. - Шымкент, 2008. - С. 308-310.

18. Рсмаханбетова Ш.Е., Нурмухамбетова Т.Р. Развитие интеллектуальных способностей детей (на казахском языке) // М.Ауезов и актуальные проблемы казаховедения: Труды Международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-7». - Шымкент, 2008. - С. 316-319. (авт. вклад - 50 %).

19. Рсмаханбетова ULE., Наурызбаева Н. О роли уроков изобразительного искусства в воспитании школьников (на казахском языке) // Труды международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-9». -Шымкент, 2011. - С.193-196. (авт. вклад - 50 %).

20. Рсмаханбетова Ш.Е., Нурмухамбетова Т.Р. Оказание психологической помощи (на казахском языке) // Труды Международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-9. - Шымкент, 2011. - С. 306-309. (авт. вклад - 50 %).

Сдано в печать 19.01.2012 Подписано в печать 20.01.2012 Печать офсетная, тираж 100 экз. Отпечатано в типографии «Сифат» г. Душанбе, ул. Айни 45.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Рсмаханбетова, Шахризада Еркинкызы, Шымкент

61 12-13/1225

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АУЕЗОВА

УДК 373 : 347.782 На правах рукописи

Рсмаханбетова Шахризада Еркинкызы

СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и ооразования

(педагогические науки)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор психологических наук, доцент Лежнина Л.В.

Научный консультант;

доктор педагогических наук, профессор Нурлыбекова А.Б.

? е с п у б л и к а К а з а х с та н г. Шымкент, 2011

»Г-Л

ОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................-........... 3

ГЛАВА 1. Научные и теоретические основы профессиональной ориентации школьников па художественное образование средствами

Л **

изобразительного искусства ..............................................•«••....... 1э

1.1 Профессиональная ориентация школьников на художественное образование как педагогическая проблема.............................................. Ь

1.2 Профильное обучение как инновация в профессиональной ориентации старшеклассников................................................................ 56

1.3 Педагогическая модель профориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства ...................................................................................................................... 72

Выводы по первой главе............................................................... Ю!

ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация педагогической модели профессиональной ориентации школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства .............................. 103

2.1 Профессиональная ориентация школьников на художественное образование на ступени предпрофильной подготовки.......................... 106

2.2 Профессиональная ориентация старшеклассников на художественное образование на этапе профильного обучения......................................... 137

2.3 Эффективность педагогической модели профориентации учащихся на художественное образование средствами изобразительного искусства................................................................................................... '49

Выводы по второй главе............................................................... '65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 167

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................171

ПРИЛОЖЕН1117 ......................................................-........... 1Г

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования и постановка проблемы.

Профессиональная ориентация школьников, всегда находившаяся в центре внимания педагогов и психологов, в последние годы стала приоритетным направлением реформирования единого образовательного пространства СНГ. Это связано с присоединением многих стран Содружества к Болонскому соглашению, в рамках которого придается большое значение вариативности и личностной ориентации образовательного процесса за счет его профилизации. Не случайно законодательная база, регулирующая функционирование систем образования в России и Казахстане, была пополнена соответствующими концепциями профильного обучения. В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» одной из приоритетных задач среднего образования определено создание системы профильного и профессионально ориентированного обучения учащихся старшей ступени на основе обеспечения принципа ранней профессиональной ориентации в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями обучающихся.

Профессиональное самоопределение выпускника, адекватное его возможностям и запросам общества, рассматривается как важнейший продукт развития личности и критерий качества образовательной деятельности современной школы. Только в результате специально организованного обучающего и воспитательного воздействия школы и учителя обеспечивается самостоятельность и осознанность в выборе и освоении учащимися предстоящей профессиональной деятельности, овладение системой научных знаний, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности будущего профессионала, развитие ее творческих сил и способностей.

В ответ на существующий социальный запрос вопросы организации предпрофильного и профильного обучения получили детальное изучение в

работах ведущих российских ученых: Л.К. Артемовой, С.Н.Беловой, Г.А. Ворониной, С.А. Воронковой, О.В. Дубровиной, Д.П. Дугаровой, И.В.Ильиной, С.В.Кондратьева, П.С. Лернера, Н.В. Немовой, Т.Г. Новиковой, Г.Н. Подчалимовой, Т.И. Шамовой, А.Н. Xудина, а также в трудах казахстанских исследователей - Г.Ж. Кусеповой, А.Н. Сыздыковой, Г.А. Усербаевой и др.

Вопросам профессиональной ориентации школьников посвящены работы известных российских педагогов и психологов: Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, НС. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, а также Г.А. Буяновой, Н.Э.Касаткиной, С.С. Мартыновой, А.Д.Сазонова, Н.Н.Чистякова, Л. Шеховцовой и др. В Казахстане проблема профессиональной ориентации и самоопределения молодежи исследовалась Ж.III. Досбенбетовой, А.П. Сейтешевым, HP. Шаметовым и другими учеными. Проблемам трудового воспитания и профориентации подрастающего поколения посвящены труды многих таджикистанских ученых: М.Т. Атаханов, М.С. Ахмедова, A.A. Дододжанов, А. Еаффоров, O.A. Отажонов, A.M. Миралиев, Г.Г. Мухтарова, Б.А. Хусейнов, М.М. Шарипов и др.

Несмотря на накопленный опыт в области теории и практики профориентации, эта работа в современных условиях всё ещё не достигает своей цели - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности и отвечающего запросам общества в кадрах. Существенной преградой для развития профориентации является то, что, как правило, профориентационная работа рассчитана на некоего усредненного ученика, что означает отсутствие индивидуального, дифференцированного подхода к личности, выбирающей конкретную, а не какую-то одну из многих, профессию. Так, согласно нашим наблюдениям, почти каждый пятый школьник проявляет интерес и (или) склонности к профессиям художественно-эстетического профиля. Однако профориентационная работа по данному направлению в общеобразовательных школах практически отсутствует, поскольку педагоги

считают его прерогативой учреждений дополнительного образования. Очевидно, что в современные направления профессиональной ориентации должны быть внесены существенные коррективы для учета творческих интересов достаточно большой группы учащихся.

Актуальное состояние и возможности художественного образования детально проанализированы в исследованиях A.A. Мелик-Пашаева, Б.Е. Оспанова, Т.В. Селивановой, Т.В. Челышевой и др. Вопросы организации художественного образования с детьми разного возраста представлены в работах Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, С.Д. Левина и др. В ряде работ нашли отражение содержательные основы непрерывного художественного образования, наиболее важные из которых мы развили в настоящем исследовании. Например, положения о подготовке педагогических кадров (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.); о наиболее оптимальных путях профессионально-педагогической подготовки педагога искусства (O.A. Апраксина, Т.С. Комарова, B.C. Кузин и др.).

Различные аспекты проблемы художественно-эстетического образования исследовались учеными Таджикистана (Р.Х. Абдуллаева, Д.Н. Латы по в, Б. Маджидова, М. Набиева, С.Ф. Сизикова, Б. Хайруллоев и др.) и Казахстана (Б.А. Айдарбек, М.Ж. Козыбахов, С.А. Жолдасбекова, Т. Мусалимов, М.Ж. Танирбергенов, С.А. Узакбаева и др.). В Казахстане проблемами и перспективами развития изобразительного искусства как специфической деятельности занимались Е.С. Асылханов, А.Т. Еримбетова, И.В. Ермагабетова, Ж.С. Кошенов. Значительный интерес в контексте нашего исследования имеют труды М.Х. Балтабаева по педагогической культурологии и современной художественной культуре Казахстана, К.Ш. Нурлановой по эстетике художественной культуры казахского народа, Е.С. Асылханова об изучении декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах; A.A. Калыбековой о роли психолого-педагогических дисциплин в формировании

профессиональной готовности будущего учителя музыки, К.Е. Ералина об изобразительном искусстве Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и художественного труда в педагогических институтах, и другие.

Изучение названных работ способствовало методологическому, обще- и художественно-педагогическому, психологическому, методическому и дидактическому осмыслению необходимости профориентации учащихся на художественное образование. Однако при всей несомненной значимости рассмотренных исследований, очевидно, что проблема профориентации старшеклассников на художественное образование как целостной системы формирования самостоятельного и ответственного профессионального определения остается открытой для научного поиска. Наблюдается противоречие между необходимостью профориентационной работы по художественно-эстетическому направлению и отсутствием эффективной системы профориентации учащихся на художественное образование. Таким образом, профессиональная ориентация современных школьников на художественное образование с использованием различных средств представляет собой актуальную н значимую проблему, заключающуюся в необходимости научного обоснования педагогических особенностей ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства на основе инновационных подходов и с учетом современных социально-экономических условий.

Цель исследования: разработка педагогических основ профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства.

Объект исследования: процесс профессиональной ориентации учащихся старшей ступени общеобразовательной школы.

Предмет исследования: содержание, методы, формы и условия профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональная ориентация школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства будет эффективной, если:

- осуществить моделирование процесса профориентации старшеклассников как системы непрерывного художественного образования на предпрофильной и профильной ступенях школьного обучения;

-спроектировать комплексное содержание профориентационной работы, включающей знакомство с особенностями профессий художественного типа, рефлексивный самоанализ личности старшеклассника и изучение художественно-искусствоведческого материала во взаимосвязи с общеобразовательными предметами гуманитарно-эстетического цикла;

-сочетать использование традиционных методов с активными практико-ориентированными методами профориентации по типу самостоятельных профессиональных проб учащегося;

-применять наряду с обучающими формами развивающие формы профориентации, позволяющие наращивать личностный ресурс и портфолио учащегося;

-обеспечить личностно-ориентированную направленность

профориентационной работы на основе учета индивидуально-возрастных особенностей учащихся и их соотнесения с конкретными профессиями художественной направленности в ходе профессионально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, их родителей и педагогов.

Задачи исследования:

1. Выявить педагогическую сущность, состояние и особенности художественно-ориентированного образования учащихся на старшей ступени современной общеобразовательной школы.

2. Изучить психолого-педагогические основы профессиональной ориентации школьников и определить возможности их ориентации на художественное образование в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

3. Разработать педагогическую модель профориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства.

4. Провести эмпирическую проверку результативности педагогической технологии профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства в условиях современной общеобразовательной практики.

Методологическую основу исследования составили научные концепции и положения современной педагогики и психологии, отвечающие проблеме данного исследования, фундаментальные общенаучные принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, системности, развития, активности личности и субъекта деятельности, а также законодательные акты, программные документы, приказы и постановления правительств Российской Федерации и Республики Казахстан, затрагивающие вопросы общего и художественного образования, профессиональной ориентации учащихся.

Методы исследования определялись в соответствии с поставленными задачами:

1. Метод организации исследования - формирующий педагогический эксперимент:

2. Методы сбора информации:

-Теоретические - теоретический анализ специальных психолого-педагогических источников и исследований, изучение программ средних школ по изобразительному искусству и обобщение опыта профориентации учащихся при преподавании изобразительного искусства в школах и классах различных типов;

-Эмпирические - методы включенного наблюдения, активного обучения и моделирования процессов профессиональной ориентации на художественное образование, анализа результатов деятельности, а также психодиагностические методики, выбор которых определялся этапами и задачами педагогического эксперимента, а так же возрастом учащихся: «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов), «Опросник профессиональной готовности (ОПГ)», «Мыслитель или художник» (Г. Резапкина), «Профиль» (Г. Резапкина), опросник профессиональных склонностей (JT. Йовайши), школьный тест умственного развития, методика определения типа мышления, «Опросник профессиональных установок» (И.М. Кондаков), опросник терминальных ценностей «ОТеЦ» (И.Г. Сенин), опросник приспособленности Х.Белла (в адаптации A.A. Рукавишникова и М.В. Соколова), опросник «Мой профессиональный выбор», творческое задание на художественные умения и навыки (Ш.Е. Рсмаханбетова), анализ портфолио учащегося.

3. Методы обработки данных: качественные (общелогические методы анализа, сравнения, обобщения); количественные (математическая обработка, графическое и табличное представление данных).

Базу исследования составили: славянская гуманитарно-эстетическая школа-гимназия № 20 им. Г.С.Титова, гуманитарно-эстетическая школа-гимназия № 65 им. Ы.Алтынсарина и средняя школа № 28 г.Шымкента Республики Казахстан.

Этапы исследования. Проведенное исследование включало три основных этапа:

Первый этап (2004-2006 г.г.) - поисково-теоретический. На основе изучения передового педагогического опыта школ города, анализа психолого-педагогической литературы, отслеживания жизненных траекторий школьников, определялась актуальность и необходимость профориентации школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства, формулировалась исходная исследовательская концепция

(методология и научный аппарат исследования), проводились пилотажные пробы методов педагогического эксперимента.

Второй этап (2006-2009 г.г.) - опытно-экспериментальный. Разрабатывалась педагогическая модель и технология профориентации средствами изобразительного искусства, проводился формирующий эксперимент с целью апробации модели профориентационной работы старшеклассников на художественное образование в школах различного профиля, качественно и количественно оценивались результаты проверки ее эффективности на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Третий этап (2009-2011 г.г.) - обобщающий. Осуществлены систематизация научных положений и накопленного опыта, внедрение разработанной педагогической модели с последующей организационно-содержательной оптимизацией экспериментальной системы и условий профориентации на старшей ступени общего образования. Продолжилась работа по апробации результатов исследования, подготовке научных докладов и публикаций, завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- разработана педагогическая модель профессиональной ориентации на художественное образование средствами изобразительного искусства, представленная совокупностью взаимосвязанных этапов, содержания и способов формирования самоопределения старшеклассников на профессии художественного типа;

- спроектирована и апробирована педагогическая технология профессиональной ориентации ста