автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников
- Автор научной работы
- Баубекова, Гульзахира Джураевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ташкент
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Баубекова, Гульзахира Джураевна, 1984 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТРАДИЦИИ УЗБЕКСКОГО НАРОДА И Ж РОЛЬ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
§ I. Педагогическая сущность прогрессивных традиций.
§ 2. Психолого-педагогические основы использования традиций в профессиональной ориентации.
§ 3. Анализ опыта использования трудовых традиций в трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся в школах республики.
ГЛАВА П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОФЕС-' СИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ.
§ I. Содержание, формы и методы работы по использованию трудовых традиций в профориентации в учебном процессе.
§ 2. Использование воспитательных возможностей трудовых традиций во внеурочной работе.
§ 3. Возможности педагогической практики в повышении эффективности использования трудовых традиций в профориентации старшеклассников.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников"
В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии перед советской школой поставлены весьма ответственные задачи: ". повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания . укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку учащихся к общественно полезному труду" /12; 60/ .
Результатом воспитания сегодня должна быть активная трудовая и общественно полезная деятельность человека, в ходе которой знания и идеи превращаются в убеждения и привычки, в мотивы поведения и труда.
Привить школьникам любовь к работе, в полной мере включить в воспитательный процесс силу производительного труда - это и есть одна из важнейших задач воспитания. Мы постоянно заботимся о том, чтобы готовить такую молодежь, которая не дрогнет, не согнется под грузом исторической ответственности за судьбы страны, за судьбы социализма и мира. Такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями" - отметил в своей речи К.У.Черненко/7/.
КПСС и советское государство прилагали и прилагают много усилий ,чтобы еще выше поднять уровень учебно-воспитательной работы в школе, чтобы наряду с высоким уровнем знаний, необходимых для продолжения учебы в вузе, школа в то же время ориентировала молодежь на общественно полезный труд в народном хозяйстве и готовила ее к труду. Этого требуют развивающаяся экономика и культура нашей страны, совершенствование социальных отношений, интересы самого человека. На осуществление этих грандиозных задач и направлена реформа общеобразовательной и профессиональной школы, намеченная в соответствии с программными установками июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС. Появилась еще одна комплексная целевая программа, осуществление которой, как сказано в постановлении апрельского (1984г.) Пленума ЦК КПСС, призвано поднять работу общеобразовательной и профессиональной школы на качественно новый уровень, устранить недостатки, имеющиеся в ее деятельности, обеспечить глубокое овладение учащимися основами наук, формирование у них прочных коммунистических убеждений, трудолюбия, нравственной чистоты, воспитание в духе любви к нашей социалистической многонациональной Родине и готовности к ее защите, в духе пролетарского интернационализма. Осуществить реформу - значит коренным образом улучшить трудовое воспитание и профессиональную ориентацию школьников на основе соединения обучения с производительным трудом и, что особенно существенно, дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным средним образованием.
Эти установки Пленума ЦК КПСС, на котором дана глубокая политическая оценка реформы, показаны пути ее осуществления, должны лечь в основу всей организаторской и массово-политической работы.
Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед к нашим великим целям, - сказал с трибуны Пленума Константин Устинович Черненко, - каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса.
Более высокий уровень! - это и настоятельное требование времени - социальный заказ общества развитого социализма, это и обращение к педагогам школ и училищ, призванным вносить больше творчества, душевного огня в учебно-воспитательный процесс, к самой маленькой ячейке государства - семье, в которой ребенок с малых лет впитывает и все хорошее, и все плохое, это призыв к трудовым коллективам неослабно держать в поле зрения воспитание детей работников, помогать родителям в столь слокном и тонком деле, это и задание*." ученым создавать учебники, соответствующие духу и букве реформы, архитекторам и строителям - проектировать и сооружать новые замечательные учебно-трудовые комплексы. Это конкретное указание руководителям базовых предприятий о том, что теперь и они наряду с директорами учебных заведений несут личную ответственность за трудовое обучение школьников.
Реформа рассчитана на две пятилетки. Самые крупные задачи школьного строительства рассчитаны на относительно далекий срок -вплоть до 1995 года. Но это не дает времени на раскачку. Многое необходимо сделать уже сейчас. К таким неотложным задачам следует отнести совершенствование методики преподавания всех дисциплин, создание новых комплексных планов и программ трудового обучения и коммунистического воспитания.
В современных условиях, когда в стране осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, - говорится в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду", - выпускники средней школы за период учебы должны овладеть глубокими знаниями основ наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве в соответствии с общественными потребностями и с учетом призвания, способностей и трудовой подготовки, вплотную подойти к овладению определенной профессией" /13 / .
Жизненная необходимость решения этой важнейшей общегосударственной проблемы законодательно закреплена новой Конституцией СССР. Б статье 40, в частности, говорится: "Граждане СССР имеют право на труд., включая право на выбор профессии, рода занятий и ра
- б боты в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей" / 16/ . Это право закреплено и новой Конституцией Узбекской ССР.
Воздействуя на природу, человек познает ее законы и использует их для совершенствования трудовых процессов. Побеждая в труде стихийные силы природы, он осознает и утверждает себя как хозяин, создает материальную и духовную культуру. Сознательный характер труда предполагает деятельность, требующую приложения умственных сил, фантазии, интуиции. Труд существенно влияет на развитие способностей человека, творческих задатков и дарований каждой личности, вызывает волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства невозможно воспитать убежденного человека. "Без человеческих эмоций, - писал В.И.Ленин, -никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины" / 5; 67-69/ .
Подчеркивая, как важно бережно хранить, накапливать лучшие традиции всех народов, человечества, В.И.Ленин отмечал, что эти традиции надо постоянно и систематически развивать, пропагандировать, превращать в норму повседневной жизни. В.И.Ленин вскрыл источники новых, социалистических традиций, их особенности и доказал, что без овладения лучшими традициями, выработанными человечеством, нельзя стать коммунистом. В.И.Ленин показал связь формирования новых традиций с повседневной борьбой трудящихся за социализм, с преобразованием жизни на самых передовых, коммунистических началах. Владимир Ильич отмечал, что именно воспитанием молодежи закрепляются достижения прошлых поколений. В этом важном деле велика роль наставников. Наставничество - явление, выросшее на народных традициях, и роль народных наставников в профориентации огромна.
Развитие наставничества - важный резерв повышения эффективности и качества воспитательной работы среди молодежи. Оно является характерной чертой социалистического типа преемственности поколений. Рожденное социальным творчеством советских людей, движение наставников с новой силой свидетельствует о созидательных возможностях человека, свободного от эксплуатации, работающего на себя, на социалистическое общество. Целенаправленная, систематическая деятельность наставников по воспитанию достойной смены трудящихся способствует дальнейшему укреплению преемственности поколений строителей коммунизма.
Постоянная забота партии о трудовом становлении и профессиональном самоопределении учащейся молодежи нашла свое новое яркое подтверждение в Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". Оно развертывает широкую программу усиления политической, нравственной и трудовой закалки юной смены /14-/ .
Советская школа должна научить подрастающее поколение строить новую жизнь, подготовить молодежь к творческому труду, сделать ее не только обладателем всех богатств, которые выработало человечество, но и продолжателем создания этих богатств. Школа, являясь одним из важнейших источников пополнения трудовых ресурсов страны, воспитание на трудовых традициях ставит существенной составной частью дела профессиональной ориентации, формирования у школьников трудолюбия, готовности трудиться после окончания школы на любых участках народнохозяйственного производства.
В 1974- г. ЦК КПСС принял постановление "О народных художественных промыслах". Этим постановлением предусмотрено дальнейшее развитие традиционных художественных промыслов. Министерству про
• - 8 свещения СССР было поручено осуществить необходимые меры по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ в центрах художественных промыслов» В связи с этим Министерством просвещения СССР было направлено в союзные республики письмо № 42-М от II июня 1975г., в котором предлагалось рассмотреть вопрос об улучшении и расширении профессиональной ориентации школьников в центрах народных художественных промыслов, разработать и осуществить соответствующие мероприятия.
Осуществление трудового обучения, воспитания и профориентации в школах Узбекистана происходит в специфических условиях. Это объясняется, во-первых, богатыми устойчивыми национальными трудовыми традициями, которые ярче проявляются на селе, во-вторых, большим потенциалом семьи в деле трудового воспитания детей.
Формирование у молодого поколения трудолюбия на традициях народа было всегда в центре внимания советской педагогики. К.Д. Ушинский говорил: "Воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитывать сильных характеров" /175; 388/ •
А.С.Макаренко, наиболее полно разработавший вопрос о педагогическом значении традиций, подчерквиал, что без традиции невозможно правильное советское воспитание.
Большое внимание использованию народного искусства, традиций в целях трудового и эстетического воспитания подростков уделял выдающийся педагог С.Т.Шацкий.
В колонии "Бодрая жизнь", руководимой С.Т.Шацким, работы, связанные с декоративно-прикладным искусством, рассматривались как средство осуществления единства трудового и эстетического воспитания, составляющее органическую часть формирования всесторонне развитой личности. "Между основными сторонами детской жизни - физическим трудом, игрой, искусством; умственным и социальным развитием, - писал С.Т.Шацкий, - существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и в конечном итоге те или другие изменения в одном направлении вызывают соответственные изменения в другой области" /195; 5/ .
Народное творчество всех 15 республик несет в себе богатую, выработанную столетиями, а подчас и тысячелетиями, художественную культуру. Орнаменты тканей, затейливые игрушки, резьба по дереву - все это восходит в своих прообразах к прошлым, часто древнейшим культурам. Отточенные поколениями трудовые традиции народных промыслов стали в наше время основой нового восприятия современности, основой творчества советских людей. Эта черта присуща работам народных умельцев из России, Украины, Белоруссии, Латвии, Киргизии, Эстонии, Узбекистана и т.д.
Литература и искусство наиболее ярко и эмоционально выражают духовный облик народов", - отмечает киргизский ученый А.Э. Измайлов/83,29/.
Наше время - свидетель бурного роста популярности декоративно-прикладного искусства, развития народных традиций. При современной тенденции к стандартизации и унификации подлинное произведение народного мастера ценно тем, что оно сделано в индивидуальной, неповторимой манере, ярко выражает лицо народного умельца. На современном этапе декоративно-прикладное искусство приобрело особое значение. Оно не доживающая тень прошлого, а живая национальная традиция, возможности развития которой беспредельны. Как не может иссякнуть родник, дающий начало великой реке, так никогда не иссякнет творчество. И сегодня оно живет и растет, питаясь от своих древних корней и црокладывает новые пути в постижении современности. Мудрое и прекрасное, оно учит ви
- 10 деть красоту в простом и малом.
На важность исследований, связанных с изучением культурных наследий прошлого в области народной педагогики, указывал В.И. Столетов, отмечавший, что преемственность - закон развития педагогики. Вот почему изучение и обобщение историко- педагогического материала, который принято называть народной педагогикой, представляет большой научный интерес. Изучение узбекской народной педагогики, наставничества, синтезирование прогрессивных традиций, воспитание молодежи вообще, профориентация в частности, выявление методов и средств использования лучших из традиций народной педагогики в практике современной педагогической деятельности имеют определенную научную ценность и практическую значимость.
Видные деятели советской педагогики М.И.Калинин, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлин-ский и другие особое значение придавали вопросам использования богатого педагогического наследия народа.
Этой проблеме посвящены многие работы современных исследователей. В частности, следует отметить исследования в этой области, проведенные Г.Н.Волковым, А.Э.Измайловым, Я.И.Ханбиковым, М.Ф.Шабаевой, А.Ф.Хинтибидзе, В.Х.Арутюняном, З.Ф.Миртурсуновым, А.Ш.Гашимовым, С.Т.Темуровой, М.Ширбаевым. Не вдаваясь в подробный анализ этих работ и не умаляя их достоинства, отметим, однако, что объектом их исследований является лишь совокупность или школьных, или народных традиций, а анализ педагогической сущности трудовых традиций не занял в них подобающего места. Особняком стоят работы ряда авторов, специально посвященные анализу духовного наследия некоторых народов СССР, накопленного именно в сфере трудового воспитания. Например, трудовые тради
- II f щш чувашского народа, народностей Сибири и Крайнего Севера стали объектом исследований Г.Н.Волкова / 53 / , Ю.Б.Стракача /16Я/ . В их работах*анализируется педагогическая сущность народных традиций, указываются некоторые пути использования их в процессе воспитания современной молодежи.
Вопросы традиций в республиках Средней Азии и Закавказья нашли отражение в трудах Г.Наджимова /125"/ , Н.С. Сарсенбаева /15%/ , АЛотонова/194/ , А.Алиева/24 / , Б.Х.Цавкилова и других. В их работах раскрыты сущность, механизм и закономерности возникновения и развития народных обычаев и традиций, выявляется роль прогрессивных обычаев и традиций в развитии общества. Авторы анализируют причины "живучести" реакционных, архаических обычаев и традиций, намечают пути преодоления их влияния на воспитание советских людей.
Вопрос о прогрессивных традициях узбекского народа в воспитании учащихся рассматривался в работах Л.М.Ходкаевой /185/ , Р.Мавляновой /12Г/ , С.Т.Темуровой/171/ , Б.Кадырова/101/ . В частности, Л.М.Ходжаева рассматривает влияние прогрессивных традиций узбекского народа на нравственное воспитание пионеров.
С.Т.Темурова исследует вопрос влияния прогрессивных традиций на нравственное воспитание старшеклассников и возможности их использования на уроках узбекской литературы.
Особо близки к нашей проблеме работы киргизского педагога Б.Апышева/27/ и узбекского Т.Миноварова/116/ .
Б.Апышев рассматривает влияние трудовых традиций киргизского народа на трудовое воспитание старшеклассников.
Т.Миноваров исследует особенности трудового воспитания в многодетной современной узбекской семье.
Несмотря на наличие ряда исследований и публикаций по вопросам этнопедагогики, многие аспекты влияния национальных обычаев и традиций на воспитание подрастающего поколения еще не исследованы.
Проблеме профориентации школьников посвящено значительное количество исследований. В трудах А.А.Шибанова, К.А.Ивановича, А.А.Йовайши не только определяются сущность и основные исходные элементы советской системы профессиональной ориентации, но и экспериментально обосновываются содержание и методика проведения этой работы. В исследованиях Ю.П.Аверичева, С.И.Архангельского, С.Н.Чистяковой, Л.В.Ботяковой, С.А.Черник раскрывается необходимость выявления и развития профессиональных интересов школьников, определяется исключительная важность специальной работы с учащимися по формированию профессиональной направленности личности. Но ни в одной из этих работ не ставилась задача раскрыть роль прогрессивных традиций в профориентации учащихся старших классов. И вместе с тем, исследование этого вопроса необходимо, так как и в наши дни народные традиции составляют живую ткань общественной и семейной жизни каждой нации, каждого народа. Едва ли можно добиться успехов в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников без использования многовекового опыта трудящихся масс по привитию трудолюбия молодежи. Использование прогрессивных традиций узбекского народа в профориентации учащихся поможет повышению эффективности практической подготовки выпускников к общественно полезной деятельности.
Актуальность проблемы определяется научным и практическим значением использования народных трудовых традиций в решении задач коммунистического воспитания.
Анализ научной литературы и изучение опыта воспитательной работы школ республики позволили предположить, что прогрессивные трудовые традиции узбекского народа будут одним из важнейших факторов профессиональной ориентации при: а/ наличии продуманной системы их использования, способствующей формированию мировоззрения труженика; б/ поддерживании в молодежи интереса и стремления к традиционным видам труда; в/ подготовке школьников к участию в той сфере производства, в которой наилучшим образом проявило себя старшее поколение (деды, родители, старшие братья и сестры и т.д.).
Исходя из практической и теоретической актуальности проблемы, мы избрали темой исследования: "Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников".
Цель исследования: раскрыть педагогическую сущность трудовых традиций узбекского народа и выявить пути использования их в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников, Трудовое воспитание при этом рассматривается в связи с профессиональной ориентацией.
В исследовании поставлены следующие задачи: а) раскрыть педагогическую сущность трудовых традиций узбекского народа; б) изучить влияние этих традиций на развитие трудолюбия и профессиональную ориентацию подрастающего поколения; в) выявить педагогические условия наиболее эффективного использования традиций узбекского народа в трудовом обучении и профессиональной ориентации старшеклассников; г) разработать на этой основе практические рекомендации с целью оказания помощи учителям и родителям в трудовом воспитании, обучении и профессиональной ориентации школьников«
Предмет исследования: влияние трудовых традиций на профессиональную ориентацию старшеклассников. При этом нами исследуются именно те прогрессивные традиции, которые могут служить современному воспитанию.
Объектом исследования являются учащиеся старших классов (УШ-Х классы). Этот возраст (15-17 лет), исходя из общепринятой возрастной периодизации, принятой в советской педагогике и психологии /133; 56/ , характеризуется отчетливой дифференциацией учебных интересов, устремленностью в будущее, желанием юношей и девушек определить свою профессию /132; 370/ .
Научная новизна исследования заключается прежде всего в обосновании наиболее эффективных форм и методов использования трудовых традиций в выборе профессии учащимися старших классов. На основе изучения и обобщения положительного опыта профориентаци-онной работы республики и проведенных экспериментов разработан комплексный подход к использованию трудовых традиций в выборе сферы деятельности старшеклассниками.
Практическая ценность диссертащонного исследования заключается в разработке определенной системы использования трудовых традиций, в определении их влияния и оптимальных возможностей формирования у учащихся готовности к сознательному выбору профессии.
Результаты исследования, касающиеся использования трудовых традиций в профориентации, внедрены в практику работы Ферганского пединститута имени Улугбека и школы-интерната № II города Ферганы.
Методы исследования:
1. Общий и сравнительный анализ педагогической, философской, психологической и социологической литературы.
2. Изучение трудовых традиций и обобщение передового опыта
- 15 школ Узбекистана в области использования трудовых традиций.
3. Наблюдения за работой преподавателей и учащихся как в процессе обучения, так и во внеклассных мероприятиях.
Посещение комсомольских собраний, тематических вечеров с участием знатных людей и т.д.
5. Личные беседы, встречи со старожилами, ветеранами труда, научными работниками, директорами, завучами школ, классными руководителями.
6. Устные и письменные опросы учащихся, анкетирование.
7. Изучение школьной документации (учебно-воспитательных планов школы, комитетов комсомола, стенгазет).
Методологической основой исследования данной проблемы являются положения классиков марксизма-ленинизма по вопросам трудового воспитания и подготовки молодежи к выбору профессии, материалы съездов, решения партии и правительства по вопросам коммунистического воспитания. В подходе к решению проблемы мы опирались на труды К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, М.И.Калинина, A.C. Макаренко, С.Т.Шацкого, Хамзы Хаким-заде Ниязи, Ч.Валиханова, Тоголок Молдо и других выдающихся педагогов и государственных деятелей.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (1976-1978гг.) - анализ состояния проблемы в философской, социологической, психолого-педагогической литературе, в диссертационных исследованиях, изучение традиций узбекского народа непосредственно в сельских местностях, в горном поселке Шахимардан, кишлаках, селах.
Второй этап (1978-1980 гг.) - интенсивная опытно-педагогическая работа (в школе-интернате № II г.Ферганы, в Ферганском пединституте, в школе № 14 Риштанского района), уточнение гипо
- 16 тезы и проверка ее отдельных положений.
Третий этап исследования (1980-1982 гг.) - проверка и осмысление результатов опытно-педагогической работы, а также уточнение выводов исследования и их оформление.
Апробация. Основные положения работы освещены в выступлениях на Республиканских педагогических чтениях, Самаркандской научно-теоретической конференции, в лекциях на курсах повышения квалификации директоров, завучей школ Андижанской, Наманганской, Ферганской областей; обсуждались на заседании сектора педагогики НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР, на Ученом Совете и заседании сектора трудового обучения и профориентации УзНИИПН им.Кары-Ниязова, на кафедре Ферганского пединститута, в Киргизском НИИ педагогики, а также изложены в публикациях (журналы "Школа и производство", "Совет мактаби", "Гулхан", газеты).
В- материалах ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС, постановлениях партии и правительства указана генеральная линия совершенствования коммунистического воспитания, которая требует комплексного подхода к постановке всего дела воспитания и обеспечивает тесное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Народный опыт, народные традиции призваны содействовать ускорению этого единства. Школа должна готовить молодежь к жизни, к полезному для Родины труду, растить разносторонне образованных, глубоко развитых юношей и девушек. В этом важную роль должно сыграть воспитание подрастающего поколения на славных трудовых традициях нашего народа.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты работы в интернате дали возможность сделать следующие выводы:
1. Учащиеся очень уважают, ценят опыт старших поколений, но^ к сожалению, мало знают о традициях узбекского народа.
2. С интересом относятся к традициям народно-прикладного искусства.
3. Необходимо шире, лучше пропагандировать передовые традиции.
В конце педагогической практики 15 студентов подготовили рефераты по данной проблеме (о трудовых традициях) и выступили перед товарищами, 6 из них приняли участие в студенческой науч-но-теоретическои конференции.
Влияние традиций на людей, особенно на молодежь, очень сильно. Еще А.С.Макаренко писал: "Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы" /IIЭ; 79/.
Широко применяются в практике беседы и встречи с передовиками производства, с представителями разных профессий, экскурсии на заводы и фабрики и другие формы работы. Они воспитывают учащихся в духе верности трудовым традициям народа. В последнее время традиционными стали встречи с людьми разных профессии. Расскажем об одной из таких встреч, которая прошла в школе-интернате № II города Ферганы.
На вечер были приглашены люди разных профессии: архитектор института Беляев Юрий Киреевич, мастер-модельер Ферганской обувной фабрики Эргашев Бахром Ибрагимович, будущий учитель - студент исторического факультета ФерГПИ, лауреат премии Ленинского комсомола Узбекистана, делегат Всесоюзного молодежного фестиваля в Гаване Алишер Умаралиев.
Они рассказали о своем любимом деле, о том, как работают, что привело их к своей.профессии, где можно ее приобрести, пригласи
- 142 ли к себе к.себе на производство после окончания школы. Красной г нитью через все выступления проходила мысль: если вы удачно выберете труд и вложите в него все свои силы, счастье само вас отыщет. Действительно, в мире нет хороших или плохих профессий. У каждого человека есть свое призвание, если он выберет профессию по призванию, то, конечно, получит радость от своего труда, принесет больше пользы людям, обществу. В любой области труда есть место для подвига. "Наделенный трудолюбием человек всегда находит почет и уважение в обществе", - говорил Алишер Навои.
После гостей слово взяла десятиклассница Камилова. Она поблагодарила их за интересный рассказ и от имени выпускников школы обещала продолжить славные трудовые традиции узбекского народа. Потом началась художественная самодеятельность. Были прочитаны стихи о труде, школьники мастерски исполнили песни и танцы. В конце вечера гостям вручили памятные подарки - цветы и книги.
Этот вечер запомнился ребятам. Они долго говорили о нем. Ребятам особенно понравился рассказ Алишера Умаралиева о том, как полученная в школе "двойка" вызвала в нем твердую решимость стать историком, и это помогло ему в достижении успехов в учебе.
После окончания института эти студенты, проходившие практику под нашим руководством, были направлены в сельские школы Ферганской области. В своей педагогической деятельности они успешно применяют приобретенные во время педпрактики умения и навыки работы по использованию народных трудовых традиций в профориентации школьников. Приводим для примера сообщение учительницы Алты--Арыкской школы № 12 Юлдашевой Хикмат о результатах работы, проводимой ею по предложенной нами методике.
Мне доверили классное руководство в 10 классе. Я всегда помнила, что ученики на пороге самостоятельной жизни, что они
- 143 скоро должны выбрать единственную для себя дорогу. Профориента-ционную работу я начала с анкетирования, результаты которого показали, что из 21 учащегося - шестеро не знали, чем будут заниматься, одна решила выйти замуж после школы, четверо написали, что.продолжат семейную династию: станут механизаторами, врачом, садоводом, учителем. Я вспомнила все, что мы проводили на педагогической практике, перечитала лекции о традициях, конспекты о воспитательных часах, вечерах. Стала применять в классной и внеклассной учебно-воспитательной работе усвоенные во время п|»ед-практики формы и методы трудового и профориентационного воспитания. На первом воспитательном часе я рассказала ребятам о замечательных прогрессивных традициях узбекского народа. В следующий раз попросила одного ученика рассказать о наших школьных традициях, другого - о махаллинских. Пригласили мы директора, комсорга и пионервожатого школы, старейшего жителя махалли Юсупова Нурул-лу-ота. Очень интересно рассказал он о вреде религиозных традиций: "С пяти лет в нашей семье заставляли соблюдать уразу. В начале шестого часа нас будила мама. Мы, сонные, быстро съедали лепешку, несколько сушеных урючин и снова бежали под сандал^". Затем целый день помогали отцу в поле и только поздно вечером ужинали, после захода солнца. Однажды, не вытерпев голода, я забрался на урючи-ну и наелся зеленых кислых ее плодов. С того дня каждый раз перекусывал урюком. Но дня через 3-4 я слег, поднялась температура, крутило живот, тошнило. С перепуга я все рассказал матери. "Это бог тебя наказал, что ты нарушил пост", - плакала мама. Вы, ребята, живете в счастливое время, когда из жизни изживаются эти вредные традиции, когда на смену им пришли новые, лучшие".
I. Сандал - стол, под который ставили таз с горячи:/,и углями и накрывали ватным одеялом - 144
На следующем воспитательном часе а поручила шестерым ученикам, не выбравшим профессии, рассказать о традиционных видах занятий узбекского народа: гончарстве, золотошитье, керамике. Работала, подбирала материал вместе с ними, консультировала. Ребята принесли картины, альбомы, книги, изделия из керамики, тюбетейки и т.д. Еще один воспитательный час был посвящен садоводству, механизаторству, хлопководству. Вскоре нас вывезли в колхоз на уборку хлопка, где я убедилась в том, что проведенные мною мероприятия по трудовому воспитанию, оказались результативными. Как-то Мирзакиров, ученик 10 класса, собрал меньше всех, 18 кг за день. Вечером, после работы было проведено комсомольское собрание класса, яа котором комсорг и другие учащиеся напомнили Мир-закаримову о тем, что все они являются продолжателями замечательных народных трудовых традиций. На следующий день Мирзакаримов собрал 120 кг и ниразу до конца страды не подводил класс. Прою-ориентационные мероприятия проводились мною и во время сбора хлопка. Так, была проведена встреча со знатными механизаторами колхоза, потом с доярками. Мавжуда-опа, знатная доярка, рассказала о своем трудовом жизненном пути.
После хлопкоуборочной кампании мы, начав занятия в школе, продолжили изучение традиций.
Одной из тем воспитательного часа было: "Новые традиции узбекского народа - в жизнь". Мы говорили о празднике труда, о Навруз, о праздновании дня Серпа и Молота и т.п. На новогодний вечер мой класс подготовили инсценировку "Новым традициям жить"! (Эту инсценировку, разработанную нами, получили при выпуске все студенты группы Юлдашевой). К 21 марта класс провел вечер "Здравствуй, Навруз!". Учащиеся сами испекли лепешки, сварили традиционный сумалак, зеленую самсу. В мае я вновь провела анкетирование.
- 145
В нем отразились результаты проведенной работы: каждый из шести учеников, не определивших в начале учебного года свой путь после окончания школы, решил какую профессию он изберет: двое останутся работать в родном колхозе, один будет поступать на исторический факультет ФГПИ, двое решили поехать в училище при керамическом заводе в Риштане, и одна ученица изъявила желание стать учительницей. Изменились планы и у некоторых других ребят. 8 учащихся, желающих поступить в вузы, решили остаться в колхозе и учиться на механизатора. Девушка, решившая выйти замуж, теперь захотела стать дояркой".
Подобную результативную профориентационную работу проводят и другие выпускники пединститута, проходившие педпрактику под нашим руководством.
Конечно, на процесс трудового саг/ о определения старшеклассников влияет не только деятельность педагогов, но и множество самых различных факторов и объективного, и субъективного характера. Влияет на этот процесс, несомненно, все, что окружает учащегося на протяжении его школьной жизни, с чем он встречается буквально на каждом шагу - дома, в классе, в махалле, при знакомстве с производственной деятельностью взрослых и т.д. Следует отметить отрицательное влияние порой еще встречающихся существенных недостатков в жизни села, воспринимаемых учащимися со все более обостренным чувством по мере приближения срока окончания школы. Все это не подлежит сомнению /185; 45/. Одной из важнейших задач педагога и является нормирование у школьников активной жизненной позиции, стремления вмешиваться в жизнь, вносить свой вклад в ее совершенствование.
Примером эффективного воздействия на личность учащегося является педагогическая деятельность однокурсника Юлдашевой X. Хо - 146 караимова Тожиали. Из беседы с ним мы узнали, что на одном из ' воспитательных часов он предложил ученикам рассказать о трудовых делах их родителей. Оказалось, что не все учащиеся знают как работают их отцы и матери - выполняют ли план, обязательства. Учитель предложил, чтобы на каждом уроке 10 минут ученики рассказывали о работе своих родителей. Это мероприятие значительно расширило представление учеников класса о различных профессиях. Так, Эркинов Т. рассказал о своем отце, секретаре райкома: "Многие считают, что это легкая работа. Но это не так. Быть секретарем райкома очень трудно и ответственно. Во время хлопкоуборочной страды я почти не вижу своего отца - он уходит рано утром-, когда я сплю, и приходит поздно ночью, когда я уже сплю. Мой папа много читает, приносит книги и нал', с мамой. Он всегда добрый, внимательный, трудолюбивый. Один раз я его видел сильно рассерженным, это когда мама заболела и бабушка привела в дом табиба. В это время вернулся из командировки мой отец. Он так рассердился, что выгнал из дому табиба и долго не разговаривал с бабушкой".
Меликузиева Махмуда рассказала, что ей не нравится профессия матери - продавщицы. Но на защиту этой профессии встала Ха-мидова Ирода, которая давно мечтала поступить в кооперативный техникум.
Итак, с помощью учителя ребята узнали о многих профессиях, об их достоинствах, недостатках, познакомились ближе с родителями одноклассников, с людьми своего села.
На одном из родительских собраний Хожарахимов выступил с со держательным докладом, в котором привел примеры семей, где дети эффективно воспитываются на примере старших, на народных трудо вых традициях. В частности, рассказал о трудовом воспитании в семье Захидова Назиртоша, колхозного механизатора, отца ученика 9 класса, отличника, комсорга класса. В семье Назиртош Захидова девять детей. Все,они отличаются исключительной честностью, правдивостью, ■ трудолюбием. Родители их не имеют даже среднего образования, но обладают поразительно развитым чувством ответственности за воспитание своих детей. Они употребляют систему воспитательных средств, представляющую умное сочетание народных обычаев с требованиями современной жизни. В семье презирается праздное безделье. Самым осуждающим и пренебрежительным словом в этой семье является " дангаса" - лодырь. Каждый ребенок имеет строго определенный перечень обязанностей по домашнему хозяйству. Об эффекте такой системы воспитания можно судить по тому, что старшая дочь - 22-летняя Зарифа - награждена за свой труд в колхозе медалью "За трудовую доблесть", следующий за ней сын Бахром - лучший механизатор района. Уктам тоже заканчивает курсы механизаторов, остальные учатся в школе, круглые отличники.
Думаем, что полезность и своевременность проделанной Хожа-рахимовым работы очевидна.
Прекрасной трудовой традицией является привлечение учащихся к работе по озеленению улиц и проспектов, благоустройству сел и городов и т.д.
Таким образом, трудовые традиции играют большую роль: а/ в практической и психологической подготовке школьников к труда; б) в приобретении навыков применения различных орудий труда; в) в более быстром, глубоком решении задач политехнического обучения; г) в практическом использовании достижения науки и техники в борьбе за высокую1производительность труда;
- 148 д) в укреплении материальной базы школ.
Трудовые традиции создают для педагогов и воспитателей широкие возможности для привлечения учащихся к сельскохозяйственным работам, имеющим всенародное значение.
Очень важно, чтобы учащиеся глубоко осознали общественное значение трудовых традиций. Учащийся с большим рвением будет работать, если в доступной форме ему будет разъяснен смысл его трудовых усилий, если он яснее представит себе значение озеленения улиц для здоровья и деятельности людей.
Итак, с помощью учителей, студентов и старшеклассников мы выявили следующие педагогические условия, имеющие особое значение для использования трудовых традиций узбекского народа в профориентации старшеклассников:
1. Сочетание общественно полезной деятельности старшеклассников с организацией на высоком уровне их учебной и внеклассной работы с использованием в них народных трудовых традиций.
2. Объединение усилий школы, сельской, городской общественности и семьи в трудовом воспитании старшеклассников. Значение этого условия общеизвестно. Но оно приобретает особый смысл при опоре в воспитании на народные традиции.
3. Создание школьным коллективом на основе прогрессивных народных традиций и собственного трудового опыта системы школьных трудовых традиций.
4. Подготовка учителей, нацеленная на воспитание подрастающего поколения в духе трудовых традиций народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ На первом месте в идеологической работе партии, как подчеркивалось на ХХУ1 съезде КПСС, стоит воспитание в советских людях нового, коммунистического отношения к труду. Цель этого воспитания - подготовка такого работника производства, для которого труд является первой жизненной потребностью и который способен дать высшую производительность труда.
Добросовестный и творческий труд В.И.Ленин рассматривал как важное условие, обеспечивающее единство убеждений и действий человека. Поэтому наше общество особо заинтересовано в формировании высокообразованных, идейно-нравственно стойких, подготовленных к любому социально необходимому созидательному труду, физически развитых молодых людей, - активных строителей коммунистического общества.
Социальный прогресс, динамично развивающаяся экономика и культура нашей страны, совершенствование общественных отношений, интересы самого человека требуют, чтобы школа давала своим воспитанникам не только глубокие знания, но и ориентировала на общественно-полезную созидательную деятельность, готовила их к труду прежде всего в сфере материального производства. На осуществление этих грандиозных задач и направлена реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Цель реформы - дальнейшее развитие ленинских принципов единой, трудовой, политехнической школы в свете современных задач; повышения качества образования и воспитания в школах и ПТУ, уровня идейно-политического, нравственного воспитания, эстетического и физического развития учащихся; коренное улучшение постановки трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации, усиление политехнической, практической направ - 151 те героику труда, грандиозность созидательной деятельности рабочего класса, свою неразрывную связь с поколениями тружеников, самоотверженно боровшихся и борщихся за лучшее будущее, за построение коммунистического общества.
Исследование вопроса использования прогрессивных трудовых традиций узбекского народа в профессиональной ориентации старшеклассников позволило сделать следующие выводы:
I. Главным средством передачи духовного богатства и жизненного опыта народа старшим поколением младшему служат народные трудовые традиции. Педагогическая сущность трудовых традиций -в преемственности поколений, в сохранении лучшего, что достигнуто народом, в передаче опыта, в развитии и совершенствовании его, в творческих поисках, в специальной системе воспитания и обучения.
Выявлено, что сущность влияния на профессиональную ориентацию старшеклассников состоит: а) в том, что в трудовых традициях узбеков заключены определенный нравственный идеал, нравственный образец, который оказывает большое влияние на формирование нравственных представлений,определяющих отношение к труду, взаимоотношения между людьми; б) в том, что эти нравственные образцы, традиционное отношение к труду, к людям труда, формы организации жизни воплощаются в живых примерах хранителей и носителей традиций; в) в том, что традиции предполагают влияние на чувства, они делают эти чувства действенными, превращают их в мотивы поведения; г) в том, что трудовые традиции оказывают влияние на способ поведения, на отношение к труду, к выбору профессии, определяют существенные, нравственные привычки, которые закрепляются в дет
- 150 ленноети преподавания на основе соединения обучения с производительным трудом, упрочения престижа и авторитета учителя. Как было указано в речи Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К.У.Черненко на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК партии, теперь надо думать о том, чтобы идеи реформы были полностью воплощены в жизнь, не остались на бумаге.
Воспитание коммунистического отношения к труду сочетается с воспитанием любви к своей профессии, к своему предприятию, к его трудовой славе. Этому способствует и сформировавшийся у нас комплекс трудовых обычаев народа, трудовых праздников и ритуалов.
Как драгоценное духовное наследие берегут советские люди все, что связано с утверждением нового, коммунистического отношения к труду. Традиционными стали массовые коммунистические субботники в ознаменование дня рождения В.И.Ленина, праздники рабочих профессий, ритуалы чествования передовиков, новаторов и ветеранов производства, торжественные акты, посвященные трудовым победам, посвящение в рабочие и колхозники, вручение трудовых книжек и первой зарплаты, чествование рабочих династий и многие другие обычаи, отражающие пафос и героизм труда миллионов трудящихся социалистического общества.
Лучшие традиции, рожденные в условиях социалистического строя, живут и развиваются в кипучей сознательной деятельности народа. Их приумножают участники всенародного соревнования за досрочное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки, инициаторы встречных планов, продолжающие дело энтузиастов первых пятилеток.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что главная задача использования трудовых традиций в трудовом воспитании и профориентации состоит в том1, чтобы каждый ученик ощутил во всей полностве.
2. Необходимо выбрать из узбекской народной педагогики все прогрессивные, положительные традиции и использовать их в процессе воспитания учащихся.
3. На основе критического освоения прогрессивных традиций узбеков необходимо развивать и углублять их на основе социалистической идеологии, закладывать ее основы в сознании учащихся школ.
4. Нарялу с изучением трудовых традиций узбекского народа, изучать и обобщать культуру других братских народов.
5. Профориентационная работа школы опирается на продуманную систему трудового воспитания. Труд лежит в основе нравственности и всей жизни человека, а трудовое воспитание играет ведущую роль в формировании личности. Внутренняя структура каждой личности в силу ее сложности и динамичноети позволяет успешно действовать в широком диапазоне различных видов деятельности, более или менее благоприятствующих этой структуре.
6. Активное и последовательное использование урока в качестве средства профориентации на трудовых традициях народа позволяет систематически, изо дня в день, на большом и разнообразном теоретическом материале формировать у учащихся необходимые для труда знания и навыки, интерес школьников к различным традиционный видам труда.
Формы и методы использования трудовых традиций в учебном процессе разнообразны. Это и беседа, и рассказ .учителя, сочинения учащихся, кинофильмы на уроках, лабораторные работы, экскурсии на предприятия и т.д.
7. Расцвет и возрождение традиционных ремесел Узбекистана, большая популярность их среди населения, создают условия повышейного внимания к ним у детей я подростков. Расширение внеклассной работы за счет мероприятий с использованием трудовых традиций народа позволяет усилить ее воспитательное воздействие, отбирать лучшие виды и формы, совершенствовать их и, наполняя глубоким идейно-политическим содержанием, придавать им традиционность.
В усилении воспитательной значимости славных традиций широко внедряются трудовые праздники - посвящение в профессии, чествование наставников. Глубокое осмысление учащимися массового трудового героизма, роли трудовых праздников способствуют воспитанию у них почета и уважения к людям родного края, глубокому пониманию той или иной специальности или профессии.
8. Большими возможностями в подготовке студентов к педагогической деятельности на трудовых традищях народа располагает педпрактика.
На основе сделанных выводов и в целях дальнейшего улучшения работы по использованию прогрессивных традиций в профориентации учащихся нами разработаны такие рекомендации:
- включить материалы о прогрессивных традициях узбекского народа в школьные программы по различным учебным дисциплинам;
- вовлекать старшеклассников в творческую поисковую работу по сбору, записи, систематизации прогрессивных традиций, а также раскрывать перед ними глубину и богатство внутреннего нравственного смысла традиций своего народа;
- при проведении традиционных мероприятий не обхода/, о вовлекать учащихся в активную коллективную деятельность. Ветераны, Герои Социалистического Труда, знатные механизаторы, рабочие, почетные аксакалы должны стать обязательными участниками мероприятий, посвященных труду, людям труда;
- 154
- необходимо в каждой школе иметь сведения о трудовой биографии лучших людей - тружеников района, села, области;
- для использования трудовых традиции в профориентации учащихся необходима компетентность педагогического коллектива школы в вопросах народных традиций и заинтересованность педагогов в профориентационной работе с использованием трудовых традиций как средства профессиональной ориентации.
Реализация этих рекомендаций в практической деятельности школ позволит использовать богатые воспитательные возможности трудовых традиций, будет способствовать формированию у них чувств любви, уважения, почитания тружеников, глубокому пониманию той или иной специальности, стремление перенять все лучшее, что присуще старшему поколению.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Баубекова, Гульзахира Джураевна, Ташкент
1. Маркс К., Энгельс ф. Манифест коммунистической партии. Соч.2.е изд., т.4, с.2.
2. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и обучении. М., Политиздат, 1957, с.4.
3. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.
4. Полн.собр.соч., т.24, с.129.
5. Ленин В.И. К вопросу о национальной политике. Полн.собр.соч., т.25, с.64-72.
6. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч., т.39, с.67-69.
7. Ленин В.И. Задачи Союзов Молодежи. Полн.собр.соч., т.41,с.301, 303.
8. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г., М., 1984, с.16.
9. Материалы Пленума ЦК КПСС, июнь, 1983 г., М., 1983, с.З.
10. Программа КПСС. М., Политиздат, 1972. - 144 с.
11. Материалы ХХ1У съезда КПСС, М., Политиздат, 1971. - 318 с.
12. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976. - 254 с.
13. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981. - с.60.
14. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977. Правда, 29 декабря.
15. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 мая 1979 г. Правда, 6 мая, 1979 г.
16. Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик о народном образовании от 19 июля 1973 г.
17. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистиче- 'ских республик. М., Правда, 1977 г., с.16.
18. Абдурахимова Х.Н. Интернациональное воспитание детей в советской узбекской семье (на материале Узбекской ССР). Дисс.канд.пед.наук. - Ашхабад, 1974. -168 с.
19. Абдуллаев Т.А. Ремесла Узбекистана Х1Х-ХХ в. Ташкент,1. Фан, 1976.'- 114 с.
20. Абдуллаев Т.А. Медночеканные изделия узбеков XIX-XX в. (поматериалам этнографических музеев Узбекистана). Автореферат, Ташкент, 1970. 23 с.
21. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения ивоспитания. (Тезисы докладов конференции. Минск, 1973 г.), Москва, 1973. с.19-20.
22. Алексеева В.Г. На пороге самостоятельной жизни. Москва,1979. 142 с.
23. Адъютов М.М., Левин Г.Д. Из опыта трудового воспитания ипрофессиональной ориентации. Рига, 1973. -82 с.
24. Алиев А.К. Дорогой отцов. (Некоторые вопросы преемственности поколений в совместном обществе). Махачкала, 1967. - 75 с.
25. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в коммунистическом воспитании учащихся. Дисс.канд.пед.наук. - Махачкала, 1967.
26. Амирян A.A. Идеи трудового воспитания в армянском фольклореи их применение в учебно-воспитательной работе школы. Дисс.канд.пед.наук. - Ереван, 1975. - 163 с.
27. Апышев Б. Народные традиции и их использование в трудовомвоспитании старшеклассников. (На материале сельских школ Киргизской ССР). Дисс.канд.пед.наук. Москва, 1974. - 175 с.
28. Арестова М. Некоторые вопросы из опыта работы в школе попрофориентации учащихся. Алма-Ата, 1968.
29. Арабов И. Нравственная подготовка старшеклассников к семейной жизни. Автореферат.дисс.канд.пед.наук. -Москва, 1979. 21 с.
30. Асельдеров М. Воспитание учащихся на передовых народныхтрадициях. Махачкала, 1976. - 80 с.
31. Асраров А. Трудовое воспитание в общеобразовательной школе
32. Таджикской ССР. (I9I7-I964 гг.) Автореферат. -Душанбе, 1970. - 23 с.
33. Афанасьева Т. Ранняя профориентация или поздний самоанализ?- Москва, 1972. 157 с.
34. Ахияров К.Ш. Подготовка учащихся в жизни и выбору профессии.- Пермь, 1974. 59 с.
35. Ахияров К.Ш., Гореславский С.Н., Сазонов А.Д. Организацияи деятельность ученических производственных бригад.- Москва, 1978. 151 с.
36. Брежнев Л.И. О коммунистическом воспитании трудящихся. М.,1. Политиздат, 1974. с.535.
37. Бешимов Д.Б. Народные традиции в нравственном воспитаниишкольников старших классов (на материале Киргизии)-. Москва, 1974. - 186 с.
38. Блинков И.А. О школьных традициях. Москва, 1961. - 104 с.
39. Бобылев В.М. Как выбирают профессию. Фрунзе, 1971. - 156 с.
40. Богатов M.И. Воспитание коммунистического отношения к трудуу старших подростков. Автореферат. - Москва, 1975. - 23 с.
41. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Ленинград,1968. с.21.
42. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
43. Психологическое исследование). Москва, 1968. - 370 с.
44. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К., Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Педагогика. Москва, Просвещение, 1963. - 532 с.
45. Болдырев Н.И. Основы подготовки студентов педагогическоговуза в школе. Минск: Б1У, 1973.
46. Большая Советская Энциклопедия. Москва: Советская Энциклопедия. 1977, т.26. -с.391
47. Боцвадзе Д.В. Профессиональная ориентация учащихся в процессе учебно-воспитательной работы средней общеобразовательной школы. Автореферат. - Тбилиси, 1975. - 23 с.
48. Бородин В.А. Ориентация школьников на рабочие профессии промышленности. Минск, 1977. - 95 с.
49. Ботякова Л.В. Работа классного руководителя по профориентации. Таллин, Валгус, 1976. - 20 с.
50. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Москва, 1983. 139 с.
51. Вербова К.В. Проблема формирования жизненных планов старшеклассников. Москва, 1971. - 24 с.
52. Ветераны труда рассказывают. Ташкент, 1973. - 298 с.
53. Водзинская В.В. Социалистический аспект проблемы выборапрофессий. В кн.: Человек и общество. - Ленинград, 1969. - с.14.
54. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Чабоксары, 1970. с.96.
55. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары,1966. с.86.
56. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары,1958. 264 с.
57. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.
58. Волков Г.Н., В.И.Ленин. Великий Октябрь и современный педагогический прогресс. Советская педагогика, 1979, ja.II, с.19.
59. Воробьев А.И. Педагогические основы трудового воспитанияшкольников. Ташкент, 1978. - 247 с.
60. Воспитание школьников на традициях советского народа.
61. Сб.: Воспитание труженика, Красноярск, 1968. -с.7.
62. Воспитание в труде. Москва, Педагогика, 1975. - 19 с.• 160
63. Гаибов Н. Социализм и национальные искусства. Некоторые особенности развития искусства в Узбекистане. Ташкент, 1974. - с.48.
64. Галеев З.Х. Татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практике учебно-воспитательной работы. Казань, 1973.
65. Галкиме Г.И. Основные проблемы профориентации учащихся 7-8классов в системе работы классного руководителя. Автореферат. - Москва, 1966. - 21 с.
66. Гарипов М.И. Совместная деятельность школы и общественностипо подготовке учащихся к сельскохозяйственному ТРУДУ. Челябинск, 1978. с.15-16.
67. Гашимов А.Ш. Азербайджан халг педагогикасынын бази масалалари. Баку, 1970. - 256 с.
68. Гашимов А.Ш. Идеи умственного и нравственного воспитания вазербайджанских народных сказках и пословицах. Автореферат. Баку, 1975.
69. Голомшток А.Е., Кондратьева Л.Л. О профессиональных намерениях учащихся выпускных классов. В кн.: Профориен-тационная работа в школе. Калуга, 1968. - с.10--15.
70. Голомшток А.Е., Черник О.А., Ботякова Л.В. Содержание и методы профориентационной работы в школе. Москва, 1972. - 22 с.
71. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. Москва, Просвещение,1965.
72. Гулихираман. эпос. Ташкент, 1965. - с.60-61.
73. Гроссу Е.П. Формирование профессиональных интересов старше-классников во внеклассной работе (на материалешкол Молдавии). Автореферат. - Москва, 1975. ,- 22 с.
74. Давлятов К.Д., Чичков В. Профессиональная ориентация учащихся. Ташкент, 1975, - 140 с.
75. Джантакова З.Л. Проблемы профессиональной ориентации на современном этапе. (На опыте работы школ республики). Фрунзе, 1975. - 96 с.
76. Дорогами новых традиций. Ташкент, 1968. - 18 с.
77. Дьяченко H.H. Профессиональное воспитание молодежи. Москва, 1978. 216 с.
78. Дроздов К.Ф. Традиции и их роль в коммунистическом воспитании. Москва, 1971. - 168 с.
79. Думава К.Н. Влияние новых традиций на формирование личности.
80. На материале Абхазской ССР). Москва, 1970.
81. Единство обучения и воспитания в процессе трудовой подготовки молодежи. Москва, 1975. - 314 с.
82. Зарипов Х.Т. К изучению узбекского народного зпоса. В сб.:
83. Вопросы изучения эпоса народов СССР. Москва, 1958. - 108 с.
84. Залялиев Ш.Ш. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных народных традициях в процессе внеклассной работы в условиях сельской татарской школы. -Дисс. канд.пед.наук. Казань, 1974. - 196 с.
85. Журавлев В.И. Педагогические проблемы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Автореферат.- Ленинград, 1973. 16 с.
86. Зыкова З.Н. Внеклассная работа как средство Боепитания уучащихся любви к профессии. (На материале проф,-техучилшц). Автореферат. Москва., 1974, - 23 с.• 162
87. Измайлов А.Э. Просвещение в республиках Среднего Востока. ,1. Москва, 1973. 368 с.
88. Измайлов А.Э. От сплошной неграмотности к вершинам просвещения. Фрунзе, Мектеп, 1978. - 92 с.
89. Измайлов А.Э. О выборе профессии. Фрунзе, 1960. - 217 с.
90. Исоев С. Народные традиции и опыт по трудовому воспитаниюдетей в семье. (На примере Таджикской ССР). -Автореферат. -.Душанбе, 1974. 24 с.
91. Калинин М.И. О литературе. Л.: Лениздат, 1949. - 195 с.
92. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. Москва, 1958.- 196 с.
93. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональнаяориентация учащихся. Москва, Просвещение, 1983. - 190 с.
94. Коменский Я.И. Избранные педагогические сочинения. Москва,1959. 3 тома.
95. Крупская Н.К. О профессионально-теоретической подготовкеквалифицированной рабочей силы. Москва, 1974.- 112 с.
96. Крупская Н.К. Об учителе. Избранные статьи и речи. - М.,•1959. 327 с.
97. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Москва, т.1.
98. Кан П.А. Производительный труд в советской школе. Москва,1919. 12 с.
99. Кекчеев К.Х. Психотехника и выбор профессии. Москва, 1922.
100. Климов Е.А. Школа. а дальше? Ленинград, 1971. - 21 с.
101. Кондратьева Л.А. Психологические вопросы профессиональнойориентации. Вопросы психологии, 1975. - № I.- 163
102. Кондратенков А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. Москва, 1979. - 170 с.
103. Корж И.Ю. Социалистический образ жизни и преемственность поколений. Киев, 1978.
104. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей.1. Ленинград, 1961. 48 с.
105. Крутецкий и Лукин Н.С. Психология подростка. Москва, 1956.-с42-44 ,
106. Кадыров Б. Прогрессивные педагогические традищи в узбекском народном эпосе и их роль в патриотическом воспитании учащихся. -Дисс. канд.пед.наук. -Ташкент, 1978. 120 с.
107. Левитов И.Д. Психотехника и профпригодность. Москва, 1928.-.54 е.
108. Лемзякова Е.Е. Школьные традиции как средство повышения эффективности воспитательной работы. Москва, 1977. - 212 с.
109. Луначарский A.B. Воспитательные задачи советской школы.
110. Народное образование, 1928. № 7.
111. Лихачев В.Т. Теория коммунистического воспитания. Москва,
112. Педагогика. 1974. - 270 с.
113. Лобачева Н.П. Формирование новой обрядности узбеков. Москва, 1975. 140 с.
114. Лында A.C. Методика трудового обучения. Москва, 1977.288 с.
115. Мадьёрова С.А. Вопросы нравственного воспитания в трудахузбекских писателей педагогов. Сб.: Воспитание и развитие школьников. — 1974. - 229 с.- 164
116. ПО. Мазуренко П.Ю. Профессиональная подготовка учащихся гуманитарных классов. В кн.: Связь обучения с трудом в средней школе с дифференциальным обучением. - Москва, 1962.
117. Макаренко A.C. Собрание сочинений. Москва, 1971. - 112,411 с.
118. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей. Москва, 1947.- 104 с.
119. Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения. Москва, 1946. -с79 \,
120. Макаренко A.C. Трудовое воспитание. Минск, 1977. - 256 с.
121. Малая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия.г.9, 438 с.
122. Миноваров А.К. Использование трудовых традиций и элементовнародной педагогики в трудовом воспитании подростков. Сб.: Вопросы истории педагогики. -Москва, 1972. - 181 с.
123. Муминов 0. Еш авлодни коммунистик рухда халк огзаки джодини роли. Ташкент, 1969. - 41-56 с.
124. Муляр Ф.Т., Бевза Ф.В. Воспитание учащихся на революционных боевых и трудовых традициях. Москва, 1975. - с.49.
125. Миртурсуяов З.Ф. Узбекская народная педагогика. Ташкент,1973, с.24.
126. Муминов И.М. Избранные труды. Ташкент, 1976. - 1-4 тома.
127. Мухамбаева А.Х. Национальные обычаи и традиции казахскогонарода и их влияние на воспитание детей и молодежи. Дисс. .канд.пед.наук. - Москва, 1974. - 160 с.
128. Наджимов Г. Отношение марксизма-ленинизма к народным традициям. Ташкент, 1965. - 155 с.
129. Наршахи Мухамад. История Бухары. Ташкент, 1897. - с.ЗО-31.
130. Ноткин И.И. Бухарская резьба по ганчу в работах усто Ширина Мурадова. Ташкент, 1961. - 96 с.
131. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, 1972. - 741 с.
132. Орпшбеков И. Идеи нравственного воспитания в казахском устном народном поэтическом творчестве. Дисс. канд.пед.наук. - Ташкент, 1973. - 160 с.
133. От интереса к выбору профессии. - Москва, 1978. - 16 с. 131/пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана. - Дисс. канд.пед.наук. - Москва, 1972. - 42 с.
134. Педагогический словарь. Москва, I960. - 490 с.133,134,135,136137138139140141142143144145146147-Д66
135. Педагогика школы. M.: Просвещение, 1977. - 124 с.
136. Педагогика школы. -М.: Просвещение, 1978. -с190 , 287 с.
137. Пелипенко Л.К. Взаимоотношение родителей и детей как фактор нравственного воспитания и развития личности в подростковом возрасте. Дисс.канд. пед.наук. - Москва, 1973.
138. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства. Дисс.канд. пед.наук. - Москва, 1978. - 56-58 с.
139. Пещерова ЕЛ. Гончарное производство Средней Азии. M.-JI., 1959. - 396 с.
140. Правда. 6 мая 1979, № 126.1. Правда. I сентября 1973.
141. Программы средней школы. Русский язык в узбекской школе. IX-X классы. Ташкент: Укитувчи, 1978.
142. Рашидов Ш.Р. Торжество ленинской национальной политики. -Ташкент, 1974. 59 с.
143. Раджабов O.P. Классическое учение о воспитании и обучении. Ташкент, Фан, 1971. - 12 с.
144. Раджабов С.Р. Педагогические исследования и пропаганда педагогических знаний в свете решений ХХЗГ съезда КПСС. Ташкент: Укитувчи, 1977., - 24 с.
145. Рам ус сен К. Великий санный путь. Москва, 1958. - 81 с.
146. Рахимов М.К. Художественная керамика Узбекистана. Ташкент, 1961. - 244 с.
147. Раушан Москва, 1959. -с28, 29 с.
148. Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной -школьной практике. Казань, 1978.148,149,150,151152153,154155156157158159160г- 167
149. Резьба и роспись по ганчу и дереву. Ташкент, 1962. -- 131 с.
150. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Москва, 1957. - 257 с.
151. Руднев В.А. Советские праздники, обряды, ритуалы. Л.: Лениздат, 1979. - 206 с.
152. Руднев В.А. Советские обычаи и обряды. Л.: Лениздат, 1974. - 151 с.ч
153. Русский язык и литература в узбекской школе. Ташкент, 1976. - ß 6, II-12 с.
154. Рыбников И. Психология и выбор прарессии. Москва, 1918, с.56.
155. Рыгзынов С.Б, Воспитание подростков в семье и школе на народных трудовых традициях. (На материале Агинского Бурятского национального округа Читинской области).
156. Рябоконь Г.Г, Влияние профессиональной работы на самовоспитание старших школьников. Иркутск, 1974., с.9--II.
157. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся в советской школе. Челябинск, 1974. - 332 с.
158. Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. Смоленск, 1961. - 75 с.
159. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата: Казахстан, 1974. - '227 с.
160. Сафин A.M. Совместная работа школы и семьи по профориентации учащихся (На материале сельских восьмилетних школ Башкирской АССР). Дисс.канд.пед.наук. / Москва, 1975.
161. Сдобнов С.И. Социалистический образ жизни. Москва: Экономика, 1973. 102 с.
162. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении (Материалы 11-13 мая). Москва, 1965.- 72 с.
163. Смирнов A.A. Вопросы психологии обучения труду в школе.
164. Сборник статей. Москва, 1968. - 264 с.
165. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- Москва, 1976. 215 с.у
166. Стракач Ю.В. Трудовое воспитание у малых народов Сибири всвязи с развитием промыслово-оленеводческого хозяйства. Дисс.канд.пед.наук. - Новосибирск, 1966.
167. Терский В.Н., Кело О.С. Творчество, жизнь. Москва, 1966.-г с.14-15.
168. Ушинский К.Д. Собр.соч. -М.: Просвещение, 1948. 149 е.,348.355 с.
169. Ушинскии К.Д. Избр.пед.соч. -М.: Просвещение, 1968. 72 с.
170. Ушинскии К.Д. Человек как предает воспитания. Москва,1950. 204 с.
171. Ушинский К.Д. Собр.соч. Москва, т.10, 388 о.177.^Узаков Т. Роль трудовых традиций в коммунистическом воспитании молодежи в условиях развитого социализма. (На материале Узбекской ССР). Дисс.канд. пед.наук. - Ташкент, 1976. - 161 с.
172. Узбекская литература. Х.Гор-Оглы. - Москва, 1976. - 113 с.
173. Узбек халклари маколлари. Ташкент, 1978. - с.7-22.
174. Фарфаровскяй В. Нравственное воспитание старшеклассников нареволюционных, боевых и трудовых традициях и примерах общественно-политической жизни советского народа. Дисс.канд.пед.наук. - Москва, 1966. - 39 с.
175. Ферганская правда. 25 августа, 1977.• 182. Фуркат 3. Избранные пед.произведения. Ташкент, 1951. 22 с.183. Хасанхан. Эпос. - 47 с.- 170 г
176. Царев А.И. Советский патриотизм и проблема патриотическоговоспитания масс в современных условиях. Москва, 1973. - 90 с.
177. Чарыев И.Т. Система работы по профессиональной ориентациив общеобразовательной школе. Ташкент, 1981. - 109 с.
178. Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. M., 1981.-191с.
179. Черник O.A. Ориентация молодежи на профессии сельскохозяйственного производства. M., 1972. - 40 с.
180. Чистякова С.Н. Профориентация школьников. M., 1983. - 95 с.
181. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. M., 1983. - 112 с.193.^Чарыев И.Т. Система трудового воспитания школьников. Ташкент, 1982. 109 с. 194 ' Чотонов A.C. 0 национальных традициях народов Средней Азии.-Фрунзе, 1964. с.45-60.
182. Шацкие С.Т. и В.П. Бодрая жизнь. Москва, 1923. - с.5.
183. РАБОЧИЙ ПЛАН СОВЕТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ (школа $ 18 Узбекистанского района Ферганской области). т " " Т
184. Содержание работы j Исполнительа) j срок выполнения ¡Примечаниеiiiiiiiiiïiiiiiiiciiii^iiiîiiiiiis:ziiici3iz1. ЭКСКУРСИИ
185. Кудашская ГЭС Отажонов У. Март
186. Молочная ферма Абдуллаев В. Апрель3. Центральная мастерскаясовхоза Дадажонов Т. Январь
187. Яйпанский хлопкоочистительный завод Юлдашева 0. Февраль1. П. ВСТШИ
188. Награжденный орденом Ленинахлопкороб М.Садыков Исомитдинов 15 январяврач Р.Каримов, инжейер " Ю.Мелибаев, токарь С.Хам-закулов
189. Кагалео оодена Ленина доярка РДхмедова, строитель
190. Х.Мамажонов и механизатор Н.Рашидов 20 марта1. О.Исламоваг
191. Ш. ОФОРМЛЕНИЕ АЛЬБОМОВ И СТЕНДОВ
192. Переоформление стенда и ' альбомов, отражающих работу выпускников школы на различных объектах республики
193. Оформление альбомов по традиционным профессиям узбекского народа: швея, золотошитье, хлопкороб, механизатор, мираб, гончар, резчик по дереву, ганчу2.--Т---3----Т ~ £1. Юлдашева 0. до мая
194. Члены Совета и педколлектив1. ПЛАН ЛЕКЦИЙ И БЕСЕД1. Лекции и беседыI1. Исполнительт1« Выпускники школы мастера различных профессий
195. Профессия моя гордость . моя .
196. Хлопкороб славная про-. фессдя4. Труд ведет к счастью
197. Достижения современной . науки и техники6. Слава труду колхозника!
198. Р.Ахмедова передовая . доярка республика
199. Славное обязательство механизатора колхоза О.Исламовои1. У.Ашурматов1. Ю.Мелибоев1. М .Содиков. Ж.Саримсаков1. У.Отаджанов А.Юлдашев1. Х.Тухтабаев
200. Срок выполнения ! ПримечаниеI1. Май1. Октябрь1. Апрель Март1. Январь