автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Просветительско-педагогические взгляды Мунаввара Кары Абдурашидханова
- Автор научной работы
- Иргашева, Нурхон Абдуллаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ташкент
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Просветительско-педагогические взгляды Мунаввара Кары Абдурашидханова"
V . о
Министерство народного образования Республики Узбекистан
Узбекский научно-исследовательский институт педагогических паук им. Т.Н. Кары-Нпязн
На правах рукописи УДК 370.1
ИРГАШЕВА Нурхоп Абдуллаевна
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МУНАВВАРА КАРЫ АБДУРАШИДХАНОВА
13.00.01 - теория и история педагогики
АВТО РЕФ ЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических паук
Ташкент -1997
Работа выполнена на кафедре общей педагошки Ташкентского Государственного педагогического института.
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Мавлинова P.A.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук
Мусуриаиова О.
доктор филологических наук, профессор Каримов Н.Ф.
Ведущая организация - Бухарский Государственный
Университет
Защита состоится в/??.час
на заседании Объединенного специализированного совета ДК.113.20.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в Научно-исследовательском институте педагогических наук имени Т.Н. Кары-Ниязи (700003, г. Ташкент, ул. Алмазар,174).
С диссертацией можно ознакомиться в Научно-педагогической библиотеке Республики Узбекистан.
'j*
Автореферат разослан tfr&'.^.fc/lki. 199.
Ученый секретарь Объединенного специализированного совета .кандидат физико-математических наук Д.Ф.ПУЛАТОВА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Президент Ислам Кэртюэ и С1'0»м 'выступления на IX сессии Олай Мвклиоа отметил, что независимость дорога нем тем, что создала условия для того, ,чтобы взяли свою судьбу в свои руки, сполна и рационально использовали созидательную силу нашего народа, богатейший потенциал прекрасной и щедрой земли, что носит имя Узбекистан, смогли целиком посвятить свою жизнь интересам и» благу Родины, чтоб!/ наша нация и государство заняли достойное место в мировом сообществе.
Вместе с тем мы постигаем еше одну истину. Только по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальное самосознание, самоотвертенчо бороться для того, чтобы жить в свободном.обцестзе, чтобы (-э-ше независимое государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе.
Не оекрет, что каждое государство, каждая нация сильны не только своими природными реоуреями, военной мошью и производственным потенциалом, но в первую очередь - своей высокой культурой и духовностью. Чтобы понять истинную цену этого богатства, достаточно вспомнить высказывание генерала М.Скобелеве, завоевателя Туркестана: "Чтобы уничтожить нацию, необязательно ее потреблять, достаточно лишить ее своей культуры, искусства в родного языка, и она будет обречена на самоуничтожение".
Сегодня, о приобретением нашим государством независимости, появилаоь возможность по-настоящему изучать и оценить все то, что было создано учеными-просветителями узбекского народа з конце XIX и начале XX века. И.Каримов дает высокую оценку творчеству. джадидов-просветителей: "фундамент нэшей независимости основан еще Тысячами настоящими сыновьями отечества, которые были репрессированы в те тяжелые дни, выпавшие на долга нашего народа. Поэтому сейчао постепенно восстанавливаются добрые имена тех добрых людей, которые специально вычеркнуты из памяти поколений. Великое духовное наследие Абдуллы Кядыри, Абдулхэ-мида Чулпани, АОдурауфа Фитрэта, Усмана Нясырв и других, кото-
pue отдали свою кизнь зв свободу Родины и нации, оегодня возвращаются истинному хозяину - народу",
Ведь вопрос о национальной независимости был поднят именно джэдщшми-лросветителями. По мнении джадидов, для ее достижения были необходимы непрерывная просветительская деятельность, создание новометодных школ, национального театра, передозой печати и литературы, о помощью которых можно было коренным образом изменить самосознание народа, привить в нем высокие чувства патриотизма и свободолюбия.
Совместно с просветителями стран Ближнего Востока (в частности Турции, Азербайджана, Татарстана), в Туркестане были открыты широкие сети школ - усули жадида, формировалась национальная печать, рождался театр, были организованы литературные чтения, благодаря чему родилась новая по своей сути национальная литература.
Своей просветительской и культурной направленностью джа-дидское движение внесло огромный вклад в развитие просвещения в Туркестане, и это обстоятельство стало темой ряда исследований. В своих диссертациях и научных статьях З.Миртурсунов, У.Долимов, М.Махеумов, Б.Касымов, Н.Авазов и другие ученые исследовали просветительско-педагогические взгляды таких представителей джадидского движения, как С.Сиддики, А.Авлони, И.Ибрат, Х.Х.Ниязи, М.Бехбуди. А докторская диссертация З.Аблаева'посвя-ашна исследованию педагогического наследия основателя джадидского движения Ксмэила Гаспринокого (Гаспрали),
Американские ученые Э.Оллворт и М.Довоон дали глубокий научный анализ просветительско-кулътурной деятельности джадидов Туркестана.
Литературная и общественная деятельность джадидов стала предметом исследования ученых И.Туроунова, Б.Квсымова, Н.Каримова, о.Каримова, У.Долимова, С.Холбаева, Ш.Ризаева и других. В исследованиях вышеназванных авторов охвачены различные стороны деятельности ряда представителей джадидов Туркестана. Однако просветительско-педагогичеокая деятельность Мунаввара Кары Абдурашидханова, одного из крупных представителей узбекского джадидского движения, освещена эпизодично, в лучшем случав ей посвящены лишь отдельные стэтьи.
Мунавввра Кары считали отцом ташкентских лгагилов. О» поставил перед собой цель - просвещение своего народа, келая видеть его культурным во всех отношениях. По этому поводу он писал: "Я сожалею, что джадидским школам не дается статус подготовки политических и культурных борцов. Неужели мы в этих школах будем готовить торговцев на лавках, которые будут считать доходы и убытки..." Сеол надежды он связал с дччдпдскич явлением и внес свою лепту в это движение.
Гя всего внлескзззнного можно сделать вывод о том, что кро-снетительско-педагогическэя деятельность крупного представителя ташкентских джэдидов Мунаввара Кары недостаточно освеяенэ и изучена в педагогической науке Узбекистана. Этот и другие факторы делают актуальной выбранную нами тему исследования.
• Объект исследования - просветительско-педагогические взгляды Мунаввара Кары.
Предмет исследования - процесс изучения просветительско-пе-дагогических взглядов Мунаввара Кары и использование его передовых идей в развитии современной национальной педагогики.
Цель исследования - изучение просветительско-педагогичес-кой деятельности Мунаввара Кары.
Задачи исследования:
- обосновать оригинальность содержания, системы созданной им школы;
- определить его место в распространении просвещения в Туркестане;
- выявить вклад Мунаввара Кары в джадидское движение и его место в истории общественной, политической и педагогической мысли; ^
- определить значение деятельности Мунаввара Кары в реформировании начального образования в Туркестане посредством анализа его педагогических произведений;
- раскрыть содержание образовательно-воспитательной системы школы, организованной Мунавваром Кары, и показать направления данной школы;
- изучить и проанализировать научно-педагогические, методические произведения Мунавввра Кары;
- проанализировать учебники, брошюры и доклады Мунаввара Кары к сделать обобщение;
- ьыяаить вилчо *',у'«зьара Кары в развитие идеи национальной независимости.
Методологической ооновой исследования явились материалы IX сессии Олий Мажлиса, законы Республики Узбекистан об образовании и воспитании, труды великих педагогов Туркестана, посвященные воспитанию высококультурной во всех отношениях личности, исторические, общественные, философские произведения ученых конца XIX и начала XX века, прогрессивная народная педагогика о совершенстве личности и богатый воспитательный опыт нашего народа.
■'.'етодн исследования оонованы не историко-теоретическом, критическом анализе и синтезе проблемы исследования, а также изучении историко-архивного материала, научно-методической литературы по педагогике и психологии, социологии, философии, монографий, диссертаций, статей как в научных сборниках, так и в периодической печати. Использованы материалы научного архива, труды ученых Узбекистана, посвященные просветительско-педаго-гической деятельности.
Проведены беседы о учеными А.Зуннуновым, И.Турсуновым, Н.Каримовым, Ю.Абдуллаевым, У.Долимовым, С.Холбаевым, О.Хасан-баевой, С.Нишановой, Н.Авезовым, о родственниками Мунаввара Кары: племянником Мухаммадхоном Абдурашидхановым, дочерью Абдул-лы Авлони - Р.Авлони.
Изучены рукописи Мунаввара Кары (с переводом на кирилицу).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем . сделана попытка в монографическом плане изучить просветительско-педагогические взгляды Мунаввара Кары. Обобщается его творчество и педагогическая деятельность, определяется значение его вклада в духовном воспитании зрелой личности в Туркестане. Показывается стремление оохранить национальное содержание образования и воспитания в Туркестане. Сопоставляется нынешнее состояние обучения и воспитания с состоянием, существовавшим в начале
века, когда джэдиды стремились воспитать всесторонне развитую личность. Все это дало возможность через конкретные наблюдения и анализ выйти на некоторые общие проблемы истории и теории педагогики.
Практическое значение исследования. Результаты научного исследования о просветительском и педагогическом взгляде Мунввва-ра Кары могут быть полезными в изучении курса истории педагогики в педагогических институтах. Научно-теоретическое наследие Мунаввврв Кары дает новый импульс в совершенствовании системы народного образования, его содержания, методов и форм обучения, в разработке рекомендаций для совершенства школ Узбекистан? и развития культуры народа на современном этапе. Сведения о литературной и общественной деятельности Мунаввара Кары могут быть полезными ученым-литературоведам, обществоведам в создании учебников и учебных пособий, отдельные положения и выводы диссертации можно использовать в преподавании студентам, изучающим историю узбекской литературы начала XX века.
Достоверность исследования - диосертант в изучении просве-тительско-педагогических взглядов Мунаввара Кары и его педагогического наследия опирался как на научные труды, посвяшенные социально-философским и просветительским взглядам вндакет-'хся мыслителей Востока, так я не архивные материалы, а такта на работы самого Мунаввара Кары.
На задиту выносятся следующие положения:
1) исторически сложившиеся условия, которые служили предпосылкой возникновения нового обшественного гуманистического джадидского движения в конце XIX и начале XX веков в Туркестане, и становление этого движения, ознаменовавшего новую веху в истории, педагогики;
2) система обучения и воспитания, созданная Цунаввзром Кары, его дидактические правила и новые методы, обогащающие содержание начального.образования при творческом подходе к ним; значение богатого просветительско-педагогического наследия Му-нвввара Кары в развитии современной узбекской народной педагогики.
Апробация. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедр общей педагогики и педагогики начального обучения (протокол Я 5 от 4.12.1936 г.). Содержание работы отражено в методических пособиях, статьях, докладах, сделанных на конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глаз, заключения и списка использованной литературы,
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОШ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его объект и предмет, сформулированы цель и задачи, определена методологическая основа, методика, охарактеризована научная новизна и практическая значимость, изложены основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава - "Джадидизм в общественно-педагогическом движении Туркестана конца XIX и начала XX веков" - состоит из двух параграфов.
В первом параграфе раскрываются исторические и просветительские предпосылки возникновения джадидского движения в Туркестане, освещается панорама общественно-педагогического движения Туркестана конца XIX и начала XX веков.
Социальные, политические перемены в общественной жизни во второй половине XIX века внесли свои коррективы в идеологию просветителей. Политические цели господствующей в то время власти требовали подготовки почвы для определенных культурных изменений и нововведений.
В 50-е годы XIX века выдвигается на первый план идеология просветительства. По своей сути она тесно переплелась с идеей освобождения. В результате эта идея ознаменовала начало второго этапе просветительского движения Туркестана. Второй этап узбекского просветительского движения, который охватывает период с 1900 по 1916 годы, называется "джадидским движением". Этот этап характеризуется резкими изменениями в прооветительском дьижении. Эти изменения объясняются тем, что возникает стремление познать суть русоких политических и культурных агитаций,
следовать тюркским, татарским и азербайджанским просветительским и,пеям, выйти через них нэ западно-европейских просветителей и перенять у них все то, что служит прогрессу -общества. В различных регионах Туркестана появились представители дуэ-дидского движения, в чгсле которых были Махмудходжн Евхбудий (Самарканд), Фитрат, Садриддин Айн и (Бухара), Мунаввар Кары и Абдуллэ Авлони (Ташкент), Ашурали Зохири (Зерганэ) и другие. Творчеству каждого из этих личностей можно посвятить отдельные исследования. В отличие от своей деятельности в первоначальный период просветительство Туркестана не только боролось о феодальными пережитками с помощью знания, науки и просвещения, но и стремилось осуществить коренные преобразования в общественных отношениях.
В начале XX века, особенно после революции 1905 года, оо 'всех окраинах Туркестана в небывалом масштабе расширилось джя-дидокое движение. 3 Туркестана возникли просветительские центры, школы, издания, связанные с джадидским движением. Выпускались такие издания, как "Тараккий", "Шухрат", "Самарканд", "Хуршид", "Тужжор", "Осиё", "Садойи Туркистон", "Ойна", "Турон" и другие. Эти печатные органы служили трибуной для представителей джздидского движения в пропаганде овоих идей и взглядов. Джадиды высказывали важные мыоли, связанные с воспитанием, наукой я просвещением. Представители джадидского движения особое внимание уделяли открытию школ нового типа, тем самым открыв путь к просвещению своего народа. Таким образом, еще до революции были открыты школы "усули калим", "усули кадил", "русско-туземные", влияние которых все более возрастало. В книга Ш.Рахимова "Прошлое и нынешнее состояние узбекского просвещения" сообщаются следующие оведения о шкодах "усули жадид".
¡\ • - V, , Таблица I
Города Первый этап обучения Второй этап обучения
I 2 3 4
1. Ташкент, старый город
2. Ташкент, новый город
3. Самарканд
1 девичья шк. I
2 кроме татарской
3 I
I : 2 ; з : : 4
•
4. Коканд
5. Андижан
6. Наманган
7. Асака
8. Ош
9. Хужанд
10. Каттакурган
11. Фергана
Всего: 30 5
Таблица 2
1910-1917 гг., число "новометодных школ" по Туркестану (по архивным материалам)'
. ; 1911-1912 ! 1910-1915 | 1917
Бухарское ханство 57
Семиречье 7 18
Самарканд 5 5
Сырдарья 40 39 *
Фергана - 28 30
5 девичья шк. I
7
4
1 ' -
2 2 2 I
Открывшиеся в Туркестане новометодные школы стали воплощением идей предводителя джадидов К.Гаспрали.
Кемоил Гаспрали был организатором и предводителем джадид-ского движения. "Он хотел видеть тюркский народ в единстве, развитым, проовешеняш, как другие европейские народы, своими школами "усули жадид" или "усули еэвтия" он совершил.,настоящую революцию".
В начале XX в. в Туркестане был актуален вопрос обучения грамоте и культуре народной массы. За короткий период была подготовлена армия узбекских педагогов, которые внесли огромный вклад в просветительское дело в Туркестане. Однако в годы
страшной репрессии лучшие представители интеллигенции узбекского народа били уничтожены, чем был нанесен невосполнимый урон культурному развитию нерола.
Второй параграф первой главы называется "Представители джадидского движения и ведущая роль МунэЕвара Кары Абдурчкшдха-нова в их творческо-просветительской деятельности".
Мунаввар Кары был педагогом, просветителе:.:, геогрч^ом, поэтом и политиком, словом, всесторонне рззвгтыч человеком. Как отмечает исследователь С.Ахмедов, в 1901-1904 годы он с помочит своего крымского друга Ресима Кишодэ открывает в Ташкенте ш:о-лу нового метода, вначале в своем дворе, а затем при помощи своих родственников и в других местах города. Вышеупомянутым исследователем подчеркивается, что местные жители с благодарностью отзывались о школах, открытых Мунавваром Кары.
Помимо педагогической деятельности, Мунаввар Кары активно занимался агитацией и пропагандой взглядов джэдидов. Плодами его агитационно-пропагандистской деятельности являются статьи в различных газетах и журналах. Он сем был активным организатором газеты "Тараккий", выпускавшейся с 1906 года. 3 первом номере данной газеты была опубликована статья Мунаввара Кары "Наше невежество". Эта статья явилась программной для будущей деятельности джадидов.
Педагогическая деятельность Мунаввара Кары может быть темой не одного исследования, по мере нашей возможности она раскрывается в следующей главе.
"Устоди аввал" Саидрасуль Азизи (1502), "Муаллими сониП" Алиэскар ибн=Байрамэли Калинен (1503) и другие книги также стали повседневными учебниками в новометодных школах.
Обучение в новой школе в корне отличалось от обучения в старых «колах. В джэдидских школах вместе с естественными предметами глубоко изучалась религия. Книга Мунаввара Кары "Хавойи-жи диния" использовалаоь как учебник.
В 1911 году Мунаввар Кары наметил шестилетнюю программу обучения детей и начал сам осуществлять ее. Школа для него была местом пропаганды идей национального освобождения. Мунаввар Кары утверждал, что без коренного преобразования старых школ нельзя изменить мировоззрение людей. В света статьях и учебни-
ках он подчеркивал значение образования и воспитания в формировании всесторонне развитой личности.
Одноко для новометодных школ в Туркестане отсутствовали единые учебные планы, программы и учебники, учителя оами создавали учебники и по ним обучали детей грамоте. Например, Руотам-бек Юсуфбек оглн (1880-1250), живший в мохалле Лангар г. Ташкента и преподававший в школе, написал книги "Таълими аввал", "Таълими соний". Абдулла Авлоний (1878-1934) обучал детей по своим книгам "Биринчи муаллим", "Иккинчи муэллим" в школе, расположенной по улице Сапёрной г. Ташкента. Хамза Хакимзаде Ниязи (1889-15^9) в ташкентской махалле Кашгара, а впоследствии в Мар-гелане и Коканде учил детей, используя книгу "Муаллими авввл" на татарском языке и учебники, созданные им овмим. Абдукодир Абдушукур оглы Накури (1875-1938) обучал детей дехкан кишлака Радкаб Амин вблизи Самарканда также по овоим учебникам на таджикском языке.
В качестве примера приведем фрагмент учебного плана пятого года обучения из "Программы еженедельных уроков, преподаваемых в Ташкентской новометодной школа" на 1911 г., составленной для шестигодичной школы Мунаввара Кары Абдурашидханова. Указание часов дано не на каждый учабныЛ предает, а на каждый учебник (в . атом сказалась традиция старомвтодной школы). II часов, или 44% времени, отведено на учебники чисто религиозного содержания: мусульманский катехизис "Хавойижи диния" с вопросно-ответным изложением догматов веры - 3 часа; чтение Корана - 4 часа; чтение священной истории (преданий о жизни пророка) по книге "Та-рихи мукаддас", правил выразительного чтения Корана по книге "Тажвид", переведенной на узбекский язык, - 2 часа. 3 часов отведено на чтение и списывание правил мусульманской морали по отдельным книгам: 2 часа - на книгу "Насаих уль=атфэль" А.Х.Му-минходжаеаа, в которой изложены правила вежливооти и благопристойности (для детей каздого пола); 2 часа - на книгу "Обад-и-дин" ("Религиозная мораль"); 4 часа - на "Алиби сани"; I чао -на изучение сборника произведений поэта ХУП в. Суфи Аллвярэ.
Таким образом, из 25 недельных часов 40? времени отведено на изучение религии, на чтение, списывание, заучте?ние стихотворений и другие упражнения на материале, теоно связанном с
религией. Только 5 часов используется на изучение лрепметов -арифметики (2 часа), географии (2 часа) и естествознания (I час), причем по естествознанию учебника не было.
Мунаввар Кары, начавший свою деятельность открытием школы "усули жадид" в Ташкенте (1501), сам преподавал уроки б I классе. На основе своих опытов он написал азбуку "Алиби аввал", книгу для чтения "Адиби соний" для 2 класса, учебник "Ер юз и" ("География"), составил хрестоматию "Сабзазор" для 3-4 классов из произведений Ками, Хислата, Суфизаде, Хамзы и других поэтов, перевел с татарского языка "Тажвид", где указано правильное чтение священного Корана, написал на узбекском языке и опубликовал "Хэвойижи линия", в котором объясняются религиозные правила. Мунаввар Кары также является одним из авторов "Узбек тили са-боклиги" - учебника узбекского языка для 2-5 классов.
•Первый параграф второй главы посвящен исследованию системы И содержания новометодных школ Мунаввара Кары и его педагоги- 1 ческой деятельности.
Среди вышеназванных учебников особое значение имеет книга Мунаввара Кары "Адиби аввал" ("Первый учитель"), которая до сих пор не была предметом детального изучения исследователей. Напечатана она была в типографии Срифжанова в Старом городе и до революции была переиздана несколько раз. Учебник рассчитан на первый класс школы "усули жадид". Мунаввар Кары создал его, опираясь на книгу Саидрасула Азизи "Устоди аввал".
"Адиби аввал" Мунаввара Кары состоит из 4 частей. В 1-ой части предеч;илет из-Зукз. Автор располагает арабские буквы не в алфавитном порядке, а по легкости произношения и написания.
Каждая,буква и текст в учебнике пронумерованы. Всего - 105 номеров. Под номерами с 75 по 88 перечисляются названия вещей, необходимых в повседневной жизни, о 88 по.97 приводятся тексты морального и этического направления. Если часть учебника ло номера 88 служила развитию речи, то последующая вбирает в себя тексты, которые расширяют для учащихся различные понятия. Книга примечательна еще тем, что в ней автор объясняет содержание воспитания, образования и направление созданной им школы, называет орок учебы и преподявяемые предметы.
"Адиби соний" ("Второй учитель") отличается от "Устоди ав-
вал" Азизи, где Есе рассказы написаны одним автором. 3 этом учебнике работа, школа, воспитание, мораль и другие понятия объясняются в тесной связи с шариэтом. Книга Мунаввара Кары "Алиби соний" является логическим продолжением его первой книги. Оно напечатана в концерне Гуломия в 1911 году. В ней дается 33 текста различной тематики. В книге использованы материалы из фольклора.
Азбука Мунаввара Кары "Адиби соний" отличается своей совершенностью от аналогичных учебников, созданных в товремя. Достоинство учебника заключается в том, что, во-первых, автор дает методические указания на кавдый урок; во-вторых, азбука "Агиби аввэл" оформлена рисунками по тематике. Та к игл образом, автор впервые применил на практике метод наглядности.' Этот учебник основывается на "усули счвтиян тадрпжия" (методе звукового этапа). Он составлен в строгом соответствии с основными дидактическими принципами: наглядность, учет умственных и возрастных особенностей учвшихся, переход от простого к сложному и др.
Учебник "Адиби соний" Гупаряара Кары внес заметный вклад в совершенствование новомегодной школы.
Гунаввар КарУ одним из первых среди джэдидов издал учебник "Ер юзи" ("География") (1908), предназначенный для учащихся 3-4 классов. Учебник использовался во всех школах как основной до 1929 годэ. "Ер юзи" не потерял своего значения и в наши дни, когда действует "Закон о государственном языке", потому что многие используемые ныне европизированные термины в этой книге предотавлены в узбекском варианте, сейчао более предпочтительном.
Следующая книга Мунвввара Кары называется "Хавойижи линия". Она написана в 1908 году. Основное назначение учебника -обучение учащихоя 3 и 4 классов религиозным правилам. Книга, в которой использован арабский алфавит, написана на понятном и доступном языке. Она состоит из двух частей (89 страниц). Вторая часть книги называется "Шариати исломия", в ней изложены многие правила шариата.
Все Зти книги Мунаввара Кары имели важное значение не только ео время джадидского движения, они актуальны и в наши дни*
Второй параграф второй главы диссертации называется "Педагогическое решение проблем духовного воспитания личности в учебниках, созданных Мунавваром Кары".
Труды Махмудходжи Бехбуди, Мунэввара Кары, Абдурауфа 1итра-та, Абдуллы Авлони, Ашурали Зохири и других имели большое значение в реформировании образования Туркестана в начала XX века. Педагогическое наследие Мунэввара Кары является ценным источником изучения деятельности вышеуказанных представителей джадидского движения. Его произведения "Адибп аввал" и "Алиби соний" сыграли важную роль в воспитании морально полноценного человека. В них отражены педагогические и просветительские взгляды Мунаввэрэ Кары,' который в целях нравственного воспитания молодежи широко и плодотворно использовал восточные рассказы, высказывания восточных ученых о воспитании и образовании.
Во всех произведениях Мунэввара Кары процесс образования теснейшим образом переплетается с процессом воспитания. Все 1 тексты для чтения в его учебниках носят воспитательный характер.
' Мунаввар Кары отмечает, что в моральном воспитании велика роль семьи. Поэтому он выдвигает идею о взаимном сотрудничестве школы и семьи.
Мунаввар Кары был ученым-исламоведом, знатоком обычаев и Обрядов узбекского народа. Своими произведениями он нанес сокрушительный удар некоторым "знатокам ислама", которые старэ-лись направить некоторые национальные обряды в нужное игл русло. Он создал благотворительное общество "ХаГфия жамиятлари" и внес огромный вклад в воспитание детей нуждающихся мусульман.
В третьем параграфе второй главы - "Значение просветитель-ско-педагогического наследия Мунаввэра Кары Абдурашипханова в научном развитии современной узбекской национальной педагогики" - на основе проведенного исследования фактов и материалов о жизни и творчестве великого узбекского просветителя ними сделаны следующие основные выводи.
Царское правительство, проводя исключительно захватническую политику в Средней Азии, организовало во многих городах
Туркестана русско-туземные школы для детей местных жителей, где должны были готовиться специалисты, которые с преданностью служили бы русскому правительству на местах. Джадиды поставили перед собой цель сделать грамотным свой народ, тем самым освободить его от ига пришельцев.
Узбекская интеллигенция в лице джапидов организовала ново-методнне школы, которые впоследствии стали началом национальных школ. Для учашихся этих школ. Для учйшихся этих школ были написаны специальные учебники, среди которых особое место занимали книг» "Адиби аввал" и "Алиби соний" Мунаввара Кары, сыгравшие важную роль в истории культуры нашего народа. Мунаввар Кары, всю жизнь посвятивший развитию образования и воспитания в Туркестане, искренне желал видеть свой народ образованным, воспитанным, духовно зрелым. Он прожил всего 53 года, из них 30 лет отдал делу просвещения и светлого будущего узбекского народа. Его творчество и деятельность стали примером для последующих просветителей, оказав на них благотворное влияние. Чу л-пан, Хамзэ, Абдулла Кадыри, Убайдулла Ходжаев были близкими друзьями, единомышленниками и соратниками Мунаввара Кары.
Мунаввар Кары Абдурашидханов, понимая причины отсталости нашего народа, указал пути ее преодоления о помощью образования и воспитания, и сам же создал о этой целью учебники, учебные пособия, написал ряд публицистических статей. Таким образом, про-светительско-педагогическая деятельность Мунаввара Кары стала важной вехой в развитии национальной педагогики Узбекистана*
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3 заключении диссертации на основе анализа многочисленных документов, материалов и литературы изложены обобщения исследования, а также сформулированы следующие предложения и рекомендации научного и практического характера:
1. При изучении учебников "Адиби аввал" и "Адиби соний" учителя должны обратить внимание на их отличие от аналогичных пособий, созданных в начале XX века, и определить вклад Мунаввара Кары в формировании современной национальной педагогики.
2. На основе анализа вышеназванных учебников необходимо по-
яонить учашимся сущность новометодной школы "усули жалил" и раскрыть новаторство джадидов, в честности Мунаввара Кари, как зачинателей современной узбекской народной педагогики.
3. При изучении учебника "География" необходимо обратить внимание на то, что этот предает впервые был введен Нунавваром Кары в новометодные школы и что существовавшие до него арабские, персидские и русские термины, обозначающие названия стран, городов, рек и океанов, а также времен года, были км запечены узбекскими, в чем проявился лингвистический дар его автораI
4. -Особо следует обратить внимание учащихся но то, что Му-наввар Кары в своем учебнике "География" не только дал важные для того времени сведения о воде, фауне и флоре, а также других богатствах природы, но и расширил экологические знания, способствующие развитию-у детей бережного отношения к природе.
5. В просветительских взглядах МунавЕара Кары имеется ряд положений, до сих пор не потерявших сбою актуальность, в частности то, что он требовал от учащихся не только старания в учебе, но и умения мыслить, стремления развивать свои способности и т.д., что как квинтэссенция его педагогической системы мсжвг служить и в дальнейшем.
6. 3 учебнике "Хавойижи диния", посвященном законам шариата, МунзЕЕэром Кары дан своеобразный моральный кодекс для подрастающего поколения, главные требования которого не только не утратили свое значение, но благодаря реабилитации исламских ценностей приобрели еще большую значимость, что дает право учителям широко привлечь материалы данного учебника в процессе воспитания учащихся.
Основное содерж^ие диссертации отражено в публикациях:
1. Жадидчилик ^аракати еэ Мунаввар 1\ори.// "Халц таълиьш". - 1396. - ц 5=Сон, 67-71=6.
2. Мунаввар ^ори - маърифатпарвар. Методик цулланмо. -"Узавтотехника", 1996. 1,5 б.т.
3. Буюк твравдийпарвар.// "Гшлик". - 1900. - 4-сон-, 23^6.
4. Мукаввэр Корининг Туркистонда жадидчилик х,аракатвдаги урн».// "Урта ва олий мактаблврда таълим-тарбия жарээнини та-ко'лшгаштириш"./ Мацолэлар туплами. Низомий номли ТДПИ. -
5. Муневвар Цори ва IlcxorçxoH Ибрат теълим-тарбия хэнидэ,// "Мйллий г/яктаб вэ торбиянинг тэрэвдиёт истадболлзри". Клмий тушгам./ Тошкент. Низомий номли ТДПИ ва Гулистон ДУ. - IS93, 36-37=6.
6, К'аърц{)9тпэрварларнинг педагогик царашлари ва жадидчилик Харакати/мзезусидаги республика илмий=назарий вэ амалий конференция тезислари./ Тошкент, 1994, 51-53=6.
7, Хали, маънавиятини ривожлантиришда халц педагогикасининг в^амяяги.// "Лимий-техник ривожланиш" мэвзусидэги область ил- . миП-амалий конференциям тезислари./- Жиззах, 1994, 146-147=6.
8. Мэьрифатгв фидойи умр.// "Фан ва турмуш", 1997. - 5=сон.
IS95, 70-76=6.
Иргашева Нурхон Абдуллаевна
"Мунаввар Кори Абдурашидхоновнинг маьрифий-педагогик царашлари" 13.00.01 - педагогика назарияси ва тарихи.
Диссертация ши Низомий ноши Тошкент Давлат педагогика институтида педагогика фанлари доктори,профессор Р.А.¡.1аало-нова ра^барлигвда бажарилган.
Диссертация иши Туркистонда XX аср бошларида пайдо бул-ган яэдидчилик ^аракати натижасида халц маорпфи со^асида олиб борилган исло^отлар ва шу жараёндаги атовди маьрифатпарвар Мунаввар Коршшнг маьрифий-педагогик фаолиятига каратилган.
Ишнинг долзарблиги - республикамиэ уз мустациллигини кул-га киритгачдозирги кунда Ватанимиз тарихи,миллий ^адриятлар, щунингдек маьнавий меросни урганиш вазифаси кун тартибига ку-йилганлиги билан белгиланади.Педагогикамиз тарихида учмас из цолдирган жадид тарбиящунослигвда Мунаввар Корининг маьрифий-педагогик царашшрини чуцур Урганиш максадга мувофивдур.
Илмий янгилиги - Мунаввар Доршшнг ижоди ва педагога« фаолиятини урганиш орнали Туркистонда баркамол инсонни маьнавий рузда тарбиялащца тутган урнини асослаш,ундаги миллий мяк-таб учун кураш мазмуни ва ундаги асосий тамойиллар квй даражпда аканлигаш ^озирги давр таьлим мазмунига таадослаш ва ундан пжодий фойцаланиш йулларини курсатиш.
Ма^сад - Мунаввар Корининг ижоди ва педагогик фаолиятини урганиш,Мунаввар ¡^ори асос солган миллий мактабдаги уцув-укитуч ыазмуни ва ундаги асосий тамойилларни.шуиингдек хозирги вактдя умумтаьлим мактабларипинг уцитувчилари учун Мунаввар Корипинг педагогик тажрибасига асосшанган холда муайян илмий-педагогик тавсиялар берии.
Амалий а^амияти - Мунаввар Корининг маьрифий-педагогик вдрашига дойр ялмий-тадцицот натижаси укитувчиларго педагогика тарихи курсини урганищда кул келади.Мунаввар Корттнг илмий-назарий меросидан бошлавгич синфлардаги одоб сабочлари.укиш вя табиатшунослик дарслари шукингдек уцувчиларни иолом мчданипти цадриятлари асосида тарбиялащца фойдаланиш мумган.
Диссертация ним кириш,2 боб,хулося ва фпйдалштлгпн опя-биётлар руйхатвдан иборат.
IRGASHEVA HURKHAH ABDULLAEVflA
"IffUUAWAR KARY ABDURASH1DKH0H0V'3 ENLIGHTENING AND PEDAGOGICAL VIEWS". 13.00.01 - Theory and ■ History of Pedagogics.
SUMMARY
Ths thesis is prepared in the Tashkent State Teachers' Training Institute nound after flizami under the guidance of Doctor of Pedagogical Sciences prof. Mavlanova R.A.
The thesis is devoted to the reform in the field of public education by tha jadid movement at the beginning of the XX century in Turkistan and to the study of the educational and pa-degogical activity of the fanous enlightener Munavvar Kary.
The urgency of the investigation is to study the history of our Uothetland after proclamation of the independence of our republic, to study the national dignities snd the moral heritage of our people. It is important to investigate deeply Huh navvar Knry's enlightening and pedagogical views who had greatly influenced on Jadid eduaation.
The ocientific novelty of tha investigation is the first attempt to study Munavvar Kary'e enlightening and pedagogical views in the Republic of Uzbekistan» studying his pedagogioal aotivity to ground his place in the upbringing of the advanoed person in the spirit of morality in Turkistanj to study the contents of the struggle for the national school in the social conditions under the influence of Russia; to compare the level of its nain principles with ths oontents of present day's education and to show the ways of scientific usage of the en-lightener's pedagogical activity.
The aim of the thesis is to study .Munavvar Kary's creative work and hia pedagogical activity, to investigate the contents of teaching at the national schools founded by the enlightener and their main principles and to give scientific and pedagogical recommendations based on his pedagogioal experience to the teachers of the general educational schools.
The significance of the research work*» The results of the investigation may be used while delivery the course of History of the Uzbek pedagogics, at the lessons of morality, lessons of reading and nature study.
The thesis consists of introduction, two chapters, conclusion and the list of literature used.