автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психолого-педагогические основы формирования готовности педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей
- Автор научной работы
- Демкина, Елена Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Майкоп
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Демкина, Елена Владимировна, 2000 год
Введение
Глава I. Психолого-педагогические предпосылки исследования педагогического взаимодействия с учетом этнической направленности.
1.1. Проблема учета регионально-этнических особенностей как одного из принципов гуманизации образования.
1.2. Методологическая сущность понятия «педагогическое взаимодействие» с учетом этнической направленности.
Выводы.
Глава II. Этнические особенности детей - выходцев из казачьих семей.
II. 1. Особенности воспитания в казачьих семьях в различные исторические периоды. . .,. .i.
11.2. Анализ общественных' и ♦ личностных ценностных ориентиров в казачьих семьях на современном этапе.
11.3. Возможности использования методов и средств этнопедагогики казачества в условиях современной школы.
Выводы.
Глава III. Педагогические условия организации взаимодействия педагога с детьми с учетом этнических особенностей.
III. 1. Формирование готовности педагога к взаимодействию с детьми из различных этнических групп.
111.2. Методы и организация исследования.
111.3. Содержание опытно-экспериментальной программы.
И 1.4. Экспериментальное обоснование технологии подготовки социальных педагогов к взаимодействию с детьми из казачьих семей.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Психолого-педагогические основы формирования готовности педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей"
Актуальность темы. Процессы, происходящие в современном мире в отношении развития этносов и межнациональных отношений, требуют специального внимания к проблеме формирования культуры межнационального общения у подрастающего поколения. Значение этой проблемы звучит сегодня острее вследствие возрастания роли такого фактора в повседневной жизни общества, как национальное самосознание. К сожалению, этот процесс нередко сопровождается такими негативными явлениями общественной жизни как возникновение очагов межнациональных конфликтов, проявление в явной форме националистических тенденций у представителей разных этнических групп. И погасить такие очаги далеко не просто. Гораздо перспективнее не допускать явлений такого рода. И профилактикой здесь может и должна стать специальная работа по формированию культуры межнациональных отношений и, в частности, культуры межнационального общения.
Опыт предшествующего периода свидетельствует: абстрактный интернационализм и формальная работа по интернациональному воспитанию как раз и послужили одной из предпосылок для наблюдающихся сегодня негативных явлений в жизни нашей страны, отмеченных выше. В этой связи важно от деклараций перейти к реальной работе, основанной на изучении реальных процессов развития и становления национального самосознания в конкретных регионах РФ и на этой базе отслеживать и прогнозировать развитие ситуации.
Общественная практика показывает: абсолютизация интернационального в ущерб национальному длительное время вела к сужению, а иногда к игнорированию национального фактора, национальных ценностей. Акцентированное внимание в условиях тоталитарной идеологии к экономической стороне дела при игнорировании во многих случаях этнических, исторических и социально-психологических моментов, связанных с национальными традициями, национальной культурой и национальной психологией, предопределило односторонность трактовки собственно понятия «нация» и национальной проблематики в целом [97]. Но если в тоталитарном обществе замалчивались и практически не исследовались аспекты межнациональных отношений, то на сегодняшний день они приобрели первостепенное значение.
Становлению национального самосознания в условиях полиэтнической системы сопутствуют определенные противоречия в национальных отношениях независимо от конкретно-исторической формы общественно-политического строя [72].
В еще большей степени такие явления сопутствуют распаду многонационального государства, что, как свидетельствует мировой и российский опыт, таит в себе возможность межнациональных конфликтов. Как избежать этого? Что можно и нужно сделать по их предотвращению? Эти вопросы, несомненно, не могут не волновать не только политиков, но и педагогов.
Однако, чтобы педагог мог квалифицированно и позитивно влиять на стабилизацию обстановки в обществе и вести работу с детьми из различных этнических групп, необходимо знать сегодняшнюю реальную ситуацию, оценивать ближайшие и отдаленные тенденции ее развития.
Каждый из нас является человеком определенной культуры, культурной эпохи. Но осознать это можно лишь в ходе общения с людьми различных -прошлых, настоящих и будущих - культур. Результатом такого общения-диалога является свободный выбор индивидом духовных ценностей, образа жизни, мышления, то есть его самодетерминации в горизонте личности, обретение личностного образа, в становлении которого центральное место занимает процесс культурной идентификации.
Возрождение утерянного за многие годы является способом отклика на ряд проблем, существующих сегодня в обществе. Переходный период, социально-экономические проблемы страны отражаются в первую очередь на процессах воспитания и образования.
На современном этапе развития общества образование и воспитание выдвигает на первый план человека с его интересами, способностями, готовностью к решению сложных созидательных задач. Возрождающийся подход к человеку как абсолютной ценности, источнику социального прогресса, творцу самого себя и обстоятельств своей жизнедеятельности заставляет по-новому взглянуть на сущность педагогического процесса и функции педагога в его организации. Задачи гуманизации педагогического процесса, связанные с развитием, социально-педагогической защитой, поддержкой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для самореализации, основываются на идее ценности саморазвития ребенка как личности, на учете его ментальных особенностей.
Главными непреходящими ценностями являются веротерпимость, межэтническая дипломатия и культура межэтнического общения. Многослой-ность и многогранность культур, опыт межэтнических отношений, уважение к культуре других народов являются предпосылками для формирования личности учащихся как субъектов возрождения этнокультуры.
В большинстве учебных заведений только начинается преподавание таких предметов как этнопедагогика и этнопсихология. В результате выпускники зачастую совершают различные педагогические ошибки, порой неосознанно, наносят обиду представителям других национальностей.
Усилившиеся межнациональные конфликты, все более разгорающиеся национальные страсти, борьба за защиту «национальных ценностей», распространение форм этнической и расовой дискриминации свидетельствуют о том, что проблема национальных противоречий и этнических особенностей начинают занимать одно из центральных мест в области образования.
Таким образом, система образования должна представлять консолидацию и взаимопроникновение федеральных, региональных, поликультурных и национальных образовательных программ. Школа должна формировать характер и культуру, питающуюся национальными корнями и отечественными традициями. Этому, на наш взгляд, может служить поликультурное образование. А связующим звеном между всем этим должен быть квалифицированный педагог, разбирающийся во всех вопросах, затрагивающих тему ментальности народа.
В рамках традиционного образовательного процесса в вузе подготовка педагога к работе с семьей зачастую растворяется в общем процессе профессионал ьно-педагоги ческой подготовки, а акцент на специфику организации взаимодействия с детьми разных национальностей, тем более, не делается.
Вместе с тем, проблема взаимодействия педагога с детьми из различных этнических групп не достаточно разработана в теоретическом и прикладном аспектах.
Исследователи, как правило, в большинстве случаев ограничиваются постановкой вопросов об особенностях обучения того или иного контингента в инонациональном окружении, оснащении школы теми или иными, пусть даже рациональными, программами, способствующими становлению национального самосознания подростка, вне контекста оснащения педагогов и управленцев, причем не только в сфере образования, реальными данными об особенностях реализации этого процесса на современном этапе.
Сегодня назрели все более явные противоречия: между требованиями общества к формированию целостной, свободной, гуманной личности и регламентацией деятельности официализированных структур воспитания; между объективной потребностью в подготовке будущих педагогов к взаимодействию с детьми с учетом их ментальных особенностей и недостаточной разработанностью содержания и технологии формирования готовности педагогов к такому взаимодействию.
В этой связи решение проблемы формирования готовности педагога (социального педагога, классного руководителя, учителя начальных классов) к взаимодействию с детьми из различных этнических групп является актуальным и имеет важное педагогическое значение.
С учетом вышесказанного и в русле решения этих противоречий проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной готовности будущего педагога (социального педагога, классного руководителя, учителя начальных классов) к взаимодействию с детьми из казачьих семей.
При разработке исследуемой проблемы, мы опирались на работы, в которых изложены: общие закономерности становления личности учителя и формирования его профессионально-педагогической культуры (С.И. Архангельский, М.Я. Виленский, Ф.Н. Гоноболин и др.); содержание, структура и технология профессиональной подготовки будущего специалиста (O.A. Абдулина, Е.П. Белозерцев, В.П. Беспалько и др.); теоретические основы подготовки будущего учителя к воспитательной работе с семьей (Н.И. Болдырева, Т.В. Валикова, О.С. Газман и др.).
Исходными для исследования являются анализы научных трудов, раскрывающих социологические (А.И. Антонов, Э.К.Васильева, А.Г. Вишневский и др.), педагогические и психологические (Т.М. Афанасьева, И.В. Бестужев-Лада, И.С. Кон и др.) закономерности развития семьи и семейных отношений.
Особое значение в контексте нашего исследования имеют положения о том, что семья является отражением социальных противоречий в обществе, что она выступает фактором социокультурного наследования и главным фактором развития, воспитания и социализации личности.
Объект исследования - педагогическое взаимодействие педагогов и детей с учетом их этнической принадлежности.
Предмет исследования - технология формирования готовности социального педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей.
Цель исследования - обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности будущего педагога (социального педагога, классного руководителя, учителя начальных классов) к взаимодействию с детьми из казачьих семей.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что возможность формирования готовности педагога к взаимодействию с учетом особенностей мироощущения и мировосприятия детей из казачьих семей возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- гуманистической направленности взаимодействия с детьми из казачьих семей;
- актуализации у будущих социальных педагогов личностного смысла к усвоению способов взаимодействия с детьми из казачьих семей;
- отбора содержания подготовки будущих педагогов;
- овладения современными технологиями воспитания и развития.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Определить методологические аспекты понятия «педагогическое взаимодействие » с учетом этнической направленности.
2. Выявить особенности воспитания и уклада жизни в казачьих семьях в различные исторические периоды.
3. Раскрыть содержание подготовки педагогов (социальных педагогов, классных руководителей, учителей начальных классов) к взаимодействию с детьми с учетом их этнической принадлежности.
4. Обосновать критерии и показатели готовности к взаимодействию с детьми из казачьих семей.
5. Экспериментально обосновать эффективную технологию формирования готовности будущего педагога (социального педагога, классного руководителя, учителя начальных классов) к взаимодействию с детьми из казачьих семей.
Методологическую основу исследования составляют аксиологический и гуманистический подходы к личности как высшей социальной ценности общества ( Котова И.Б., Шиянов E.H., Буева Л.П., Леонтьев А.Н.); о творческой и деятельностной природе личности (Кон И.С., Петровский A.B.); о закономерностях развития личности в процессе обучения и воспитания как процесса трансляции и реализации культуры (Волков Г.Н., Божович Л.И.). Особое значение в контексте нашего исследования имеют положения о том, что национальное обезличие является опасностью в жизни каждого человека и народа и бороться с этим необходимо в детстве (Ильин И.А., Абдулатипов Р.Г., Гершунский Б.С.); об этнопедагогических идеях воспитания (Шоров И.А., Волков Г.Н.).
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, интервьюирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методы математической статистики, анализ документальных материалов.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали Адыгейский государственный университет (АГУ), Московский открытый социальный университет (МОСУ). В исследовании принимало участие 150 студентов.
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.
Первый этап (1996-1997 гг.). Изучение и анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ исследования; разработка первого этапа эксперимента; установление исходного уровня готовности студентов, 5удущих педагогов, к взаимодействию с детьми из казачьих семей.
Второй этап (1997-1999 гг.). Разработка содержания и методики эксперимента; изучение особенностей формирования готовности студентов, будущих педагогов, к взаимодействию с детьми из казачьих семей; опытно-экспериментальная работа по разработке технологии подготовки студентов, будущих педагогов, к взаимодействию с детьми из казачьих семей, с последующей коррекцией полученных результатов; создание экспериментальной группы; разработка и апробация содержания и методики преподавания спецкурса «Взаимодействие социального педагога с детьми из казачьих семей».
Третий этап (1999-2000 гг.). Анализ, состояние и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; оформление результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые:
1. Определена методологическая сущность понятия «педагогическое взаимодействие» с учетом этнической направленности.
2. Выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности студентов к взаимодействию с детьми из казачьих семей.
3. Раскрыта сущность готовности будущего педагога (социального педагога, классного руководителя, учителя начальных классов) к взаимодействию с детьми из казачьих семей.
4. Определены критерии и показатели оценки уровня сформированно-сти готовности к взаимодействию с детьми из казачьих семей.
5. Разработана технология подготовки будущего педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей.
Практическая значимость исследования. С учетом выявленных педагогических условий разработана и внедрена в учебный процесс технология формирования профессиональной готовности будущего педагога (социального педагога, классного руководителя, учителя начальных классов) к взаимодействию с детьми из казачьих семей. Материалы исследования, а также учебная программа и методические рекомендации к спецкурсу «Взаимодействие социального педаг ога с детьми из казачьих семей» могут быть использованы в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности и в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (классных руководителей, учителей начальных классов, социальных педагогов).
Выявленные критерии и показатели оценки уровня сформированности готовности к взаимодействию с детьми из казачьих семей помогут преподавателям высших учебных заведений качественно определять уровень подготовки педагогов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. ГотоЕшость будущего педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей можс представлять собой качественную характеристику профессио-нально-педагог оческой культуры будущего социального педагога, так как позволяет эффективно влиять на мотивированно-ценностный, технологический, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты взаимодействия.
2. Взаимодействие педагога с детьми из казачьих семей - процесс творческий, но сама возможность творчества существует постольку, поскольку будущий педагог овладел теорией и технологией этого взаимодействия, а также способами оценки своей деятельности, составляющими основу этой работы. Социальный запрос на педагога, обладающего готовностью к взаимодействию с детьми из казачьих семей, существует, и подготовка педагога к такого рода взаимодействию призвана способствовать эффективности его практической педагогической деятельности в целом.
3. Объективная оценка сформированности уровня готовности будущего педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей возможна на основе следующих критериев и показателей:
- стремление к достижению цели взаимодействия; отношение к работе с казачьей семьей;
- практическая готовность к работе с казачьей семьей;
- оценка собственной деятельности и самого себя как ее субъекта.
4. Эффективность формирования готовности обеспечивается посредством следующих педагогических условий: а) гуманистической направленности взаимодействия с детьми из казачьих семей; б) актуализации у студентов личностного смысла к усвоению способов взаимодействия с казачьей семьей; в) инициирования рефлексии студентов по поводу своих способов действий, обеспечивающей освоение ими субъектной позиции в процессе решения задач взаимодействия с детьми из казачьих семей; г) отбора содержания подготовки будущих педагогов; д) овладения современными технологиями воспитания и развития.
По структуре диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (222 источника) и 11 приложений. Общий объем текста составляет 180 страниц машинописи.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы:
Рассмотрение современного состояния разработанности теоретических, методологических аспектов проблемы, проблематики формирования готовности социального педагога в системе базового педагогического образования позволило подойти к обоснованию концептуальных положений, позволяющих представить процесс формирования готовности социального педагога к взаимодействию с детьми из различных этнических групп в теоретическом аспекте и в аспекте эффективности практической реализации разных подходов.
При этом важно рассмотреть содержательные аспекты формирования готовности.
В контексте пародигм развития исключительное значение имеет проблема универсализации культуры, реализация его своей роли как основополагающего элемента жизни каждого общества и человека. Игнорирование основного принципа гуманизации - учета регионально-этнических особенностей ставит общество перед угрозой гибели важных ресурсов, утраты духовных ориентиров.
Чтобы этого не произошло, необходимо, на наш взгляд: во-первых, систематически уделять внимание формированию культуры межнационального общения как регулятора содружества и гуманистических отношений между гражданами разных национальностей; во-вторых, развивать культурную инфраструктуру взаимосогласия (национальные культурные общества, двуязычие, фестивали народного творчества И т. д.); в-третьих, формировать у сегодняшней молодежи чувство патриотизма и интернационализма, опираясь при этом на социальное начало в структуре национального; и, наконец, в-четвертых, бережно относиться к гуманистическому наследию народов, их духовным ценностям.
А все это возможно только при учете ментальных особенностей народа, его традиций и образа жизни.
Сохранность традиций народной культуры, этнопедагогики, взаимопроникновение их, определяющим образом влияют на содержание работы со студентами, будущими социальными педагогами, создают условия для социального воспитания учащихся. В формах и приемах народного воспитания (народной педагогики) наиболее прочно сохранены национальные традиции и обычаи. Именно в этнопедагогике явственно и зримо величие духовных ценностей и нравственных идеалов народа. Их усвоение подрастающим поколением позволяет детям испытывать живое влияние национальной духовной среды - национальных традиций, национальных форм деятельности, своеобразие бытовой эстетики, жизненного уклада.
К числу специфических особенностей Республики Адыгея следует, прежде всего, отнести многонациональный состав населения. Из чего следует, что подготовка социальных педагогов для взаимодействия с детьми из различных этнических групп составляет важную проблему и региональную особенность работы педагогических вузов Адыгеи.
Анализ состояния подготовленности студентов, будущих социальных педагогов, а также потребностей школ Республики Адыгея в специалистах, позволил сделать вывод о необходимости радикальных изменений в области подготовки последних для работы с детьми из различных этнических групп. В содержательном плане это, в первую очередь, касается организации перспективных направлений подготовки кадров.
В педагогических вузах на основе многоуровневой подготовки, когда будущий педагог сам избирает для себя образовательную траекторию, встает вопрос о необходимости обучать педагогов взаимодействию с детьми с учетом их ментальных особенностей. На основе разработки региональной компоненты государственных стандартов педагогического образования рационально вводить интегрированные курсы, учитывающие национальную специфику и местные особенности.
Одним из таких курсов и является спецкурс «Взаимодействие социального педагога с детьми из казачьих семей», который построен на основе следующих принципов: принцип обучения учету ментальных особенностей при взаимодействии с детьми из казачьих семей; принцип обучения учету специфики воспитания в современной казачьей семье; принцип гуманистической направленности взаимодействия с детьми из казачьих семей.
Разработка и апробация спецкурса «Взаимодействие с детьми из казачьих семей» была основным показателем экспериментальной работы по формированию исследуемой готовности. В ходе нее было выявлено, что сформиро-ванность рефлексивного компонента готовности определяет развитие остальных компонентов - мотивационно-ценностного, технологического. и эмоционально-волевого.
Заключение:
Анализ уровня сформированности готовности социального педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей как определяющего компонента становления профессиональной педагогической пригодности студентов, необходимость специального и постоянного исследования данной проблемы, определяются тем, что каждое новое поколение студентов - будущих социальных педагогов заставляет по-новому подходить к ее решению. Особенно важен этот процесс сегодня, в условиях реформирования среднего и высшего образования.
Многие недостатки в сфере высшего педагогического образования во многом связаны с «родимыми пятнами» предшествующего периода, с тем, что на протяжении многих лет на первый план выдвигались задачи «насыщения» будущих специалистов знаниями, умениями и навыками соответственно программам избранного факультета, а упор на учет регионально-этнических особенностей не делался.
Подводя итоги общетеоретического анализа и практической реализации программы по формированию готовности социального педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей, мы можем констатировать, что задачи, поставленные в нашей работе, полностью решены:
1. Определены методологические аспекты понятия «педагогическое взаимодействие» с учетом этнической направленности, т.е., педагогическое взаимодействие - это систематический и длительный процесс взаимного воздействия педагогов, классных руководителей и родителей, имеющий целью координацию воспитательной деятельности семьи и школы, направленный на обеспечение полноценной социализации личности ребенка с учетом этнических особенностей.
2. Выявлены особенности воспитания и уклада жизни в казачьих семьях в различные исторические периоды. Таковыми являются: а) казачья семья до 1917 года была в основе своей патриархальной, ее главой был старший в семье мужчина, который единолично распоряжался доходами семьи, решал вопросы об отделении сыновей и дочерей от родительское крова в случае их вступления в брак, вел хозяйство, мог вмешиваться в личную жизнь членов семьи. Характерной чертой современной казачьей семьи является равноправие в ней мужчины и женщины, возникновение новых нравственных отношений между супругами, родителями и детьми; б) отношение к детям дифференцированное, учитывающее их здоровье, способности, интересы; в) в казачьей среде принято хорошо работать и интересно отдыхать; г) народная педагогика казачества учит жалеть человека, сострадать ближнему, самоутверждаться в добрых делах, соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.
3. Раскрыто содержание подготовки педагогов (социальных педагогов, классных руководителей, учителей начальных классов) к взаимодействию с детьми с учетом их этнической принадлежности.
4. В нашем исследовании определены и научно обоснованы структура и содержание готовности социального педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей как базового компонента становления профессионализма будущего социального педагога, его педагогических способностей.
Содержание подготовки будущего социального педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей является сложным, целостным образованием, включающем в себя пять последовательных этапов:
1. Создание проблемных ситуаций для возникновения у студентов внутренней мотивации на участие в деятельности по овладению способами взаимодействия с детьми из казачьих семей.
2. Обеспечение самоопределения студентами способов достижения цели обучения - взаимодействия с учетом их этнических особенностей.
3. Формирование установки на теоретическое осмысление педагогической действительности.
4. Включение студентов в проектно-исследовательскую деятельность по решению проблем взаимодействия с детьми с учетом их ментальности.
5. Формирование профессиональной самостоятельности в процессе взаимодействия с детьми из казачьих семей.
Составляя содержание спецкурса, мы выделили основную стержневую идею, объединяющую весь изучаемый материал и раскрывающуюся специфическими средствами учебного материала.
6. Обоснованы критерии и показатели готовности к взаимодействию с детьми из различных этнических групп. Они определены, исходя из системного понимания готовности будущего педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей, выделения из структурных и функциональных компонентов, понимания готовности, как состояния, как процесса и как результата творческого освоения и создания педагогических ценностей, технологий, эмоционально-волевых и рефлексивных качеств в процессе учебно-профессиональной деятельности. Эти критерии и показатели следующие:
- отношение к работе с учетом их этнических особенностей (личностный смысл и интерес к деятельности);
- практическая готовность к работе с учетом их этнической направленности;
- стремление к достижению цели взаимодействия (удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью, настойчивость и активность в деятельности);
- оценка собственной деятельности и самого себя как ее субъекта (мощность и адекватность рефлексии).
7. Будучи следствием «вхождения» индивида в социум, способности отражают итоги индивидуальной деятельности становящегося человека, выработки им способов деятельности, в том числе и педагогики. Это положение позволяет нам зафиксировать:
Ill
- во-первых, тот факт, что готовность возможно формировать, но формировать только в условиях освоения педагогической деятельности как определенного вида общечеловеческой деятельности; во-вторых, формирование готовности - это не освоение конкретной педагогической технологии или системы таких технологий, а индивидуально выстраданный творческий процесс вхождения субъекта образовательного процесса в мир педагогики, выработка им своего рода индивидуального «алгоритма» взаимодействия, диалога педагога с обучаемыми.
8. Готовность к взаимодействию с детьми из различных этнических групп не следует рассматривать как результат следования ранее выработанным «педагогическим технологиям» - она является итогом самостоятельной активной работы по поиску способов организации педагогической ситуации на базе творческого освоения предшествующего опыта, зафиксированного в виде «алгоритма» педагогической техники.
9. В общем плане готовность к взаимодействию с детьми из различных этнических групп следует рассматривать как сложную социальную характеристику личности социального педагога, отражающую его социально-нравственную позицию, как показатель сбалансированности его профессионально значимых личностных качеств и информационного обеспечения знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно и творчески использовать накопленный опыт в форме определенных педагогических технологий применительно к решению конкретных педагогических задач в реальных педагогических ситуациях.
10.Данные экспериментального этапа исследования подтвердили, что формирование готовности педагога к взаимодействию с детьми из различных этнических групп - сложный и длительный процесс, который предполагает вузовский этап совместной деятельности преподавателя вуза и будущего социального педагога, и послевузовский, на котором особую приобретает саморефлексия в процессе педагогической деятельности и нацеленность социального педагога на систематическую работу по самосовершенствованию. В процессе формирования готовности у студентов, будущих социальных педагогов, важно создать установку на такую важную рефлексию.
11 .Формирование готовности будущего социального педагога к взаимодействию с детьми из различных этнических групп требует реализации лично-стно-деятельностного подхода к студентам.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Демкина, Елена Владимировна, Майкоп
1. Абаза К.К. Казаки: донцы, уральцы, кубанцы, терцы. СП б, 1890.180 с.
2. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность / Научная мысль Кавказа. 1995, № 1. с. 55-58.
3. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
4. Аверин И. Казаки: этнос или сословие? / «Независимая газета, 1992. 19 мая. - с.5.
5. Аверьянов Ю., Воронов А. Счастье быть казаком // «Наш современник», 1992, №3. с. 137-150.
6. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.- с. 134
7. Амонашвили Ш.А. Личностно гуманная основа педагогического процесса. Минск: университетское, 1990. - 559с.
8. Афанасьева Т.М. Вы и младенец. У истоков общения. М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. 150 с.
10. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996.304 с.
11. Арнольдов А.И. Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987.-350с.
12. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.- 76 с.
13. Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы культуры жизнеобеспечения этноса / Советская этнография. №2, 1983. с. 1315.
14. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. Краснодар, 1966, Вып. 33.
15. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
16. Асмолов А.Г. Психология личности. М: МГУ, 1990. - 367с.
17. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.,1988. с.313.
18. Афанасьев А.Н. Народ художник. М., 1986. - с.45.
19. Афанасьева Т.М. Душа и тело: О самовоспитании личности, М., 1990.- 240с.
20. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
21. Бермизов А., Щеголев В. Здравствуйте, братья! (О возрождении кубанского казачества) // «Советская Кубань», 1990.-10 окт.
22. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные структуры. -Советская этнография. №2,1981.- с.6-9.
23. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. - 141 с.
24. Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации // «Философские науки», №1. 1988. - с.25-36.
25. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. -М: Педагогика, 1988. 254 с.
26. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991.-413 с.
27. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цыргина Т.В. Нравственное воспитание: Философско-этические основы. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990. - 144с.
28. Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Междун. педагогии, академия, 1995. 132 с.
29. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. - 352
30. Бондаревская E.B. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Опыт разработки концепции воспитания. Часть I, Ростов-на-Дону, 1993. - с. 11-43.
31. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы / Учеб. пособие для студентов пед. инс-тов. М.:Просвещение, 1974. 223с.
32. Бондарь И. Три были про казаков. Нравы предков / «Советская Кубань», 1988.-26 нояб.
33. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / Программа: обновление гуманитарного образования в России. М., 1994. - с.9-10, 13-15.
34. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 138 с.
35. Бромлей Ю.В. Современные этносоциальные процессы у восточнославянских народов СССР / Советская этнография. № 4. - 1985. - 150 с.
36. Бромлей Ю.В. Этнические аспекты современных национальных процессов / История СССР. №3. - 1977. - с. 8-10.
37. Бромлей Ю.В. Этнография. М.: «Высшая школа», 1982. 320с.
38. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. 280 с.
39. Бромлей Ю.В., Козлов И.И. Этнические процессы в СССР / Вестн. АН СССР. -№11.- 1972.- с. 13-18.
40. Бромлей Ю.В., Козлов В.И., Чистов К.В. К вопросу об этнических процессах в художественной культуре народов СССР / Культура развитого социализма: Некоторые вопросы теории и истории. М., 1978. 43 с.
41. Бубер М. Речи о воспитании. М., 1953. 283 с.
42. Буева Л.П. Психология детей и подростков: Учеб. пособие: 2-изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
43. Бунакова О.В., Каменецкая Р.В. Библиография трудов Института этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. 1900-1962. Л., 1967. 180 с.
44. Бурмистрова Т.Ю. Некоторые вопросы теории нации. ВИ. - №2. -1968. - с. 23-26.
45. Валикова Т.В. Адаптация учителя сельской школы: Сборник научных трудов. Барнаул: 1981. - 104 с.
46. Васильева Э.К. Семья и ее функции.: Демограф.-стат. анализ / Э.К. Васильева. М.: «Статистика» 1975. - 181 с.
47. Виленский М.Я., Беляева В.А. Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя: Учебное пособие / Под общ. ред. Сластенина В.А. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - 60 с.
48. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений: Иркутск, 1925. 140 с.
49. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Отрывки и наброски. Иркутск, 1926. 86 с.
50. Вишневский А.Г. Такие простые сложные истины: Заметки журналиста о становлении личности подростка. М.: Педагогика, 1984. - 159 с.
51. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 173 с.
52. Вопросы этнографии и фольклористики. М., 1956. 161 с.
53. Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956* 430 с.
54. Вундт В. Миф и религия / Пер. с нем., СП б, 1913. 217 с.
55. Вундт В. Проблемы психологии народов / Пер. с нем., М., 1912.
56. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
57. Вырелкин В.П. Философские проблемы возрождения казачества / «Социально-политический журнал», №6.- 1994. с.210-214.
58. Гавря А.Б., Корнеева Т.В. Лето, «Казачок», Каникулы / Опыт работы историко-патриотического лагеря «Казачок». М., 1997. 192 с.
59. Газета «Кубанские областные ведомости». 1, 20 февр., 1898, 2-4 дек.,6, 14-16 дек. - 1911.
60. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы всерос. пионер, лагеря «Орленок». М.: Педагогика, 1982. - 96
61. Гоноболин Ф.Н. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. - 255 с.
62. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. M.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
63. Государственный Архив Краснодарского края, форма 353, опись 1, дело 944, листы 80-81.
64. Государственный Архив Краснодарского края, форма 670, опись 1, дело 25,лист 129.
65. Государственный Архив Краснодарского края, форм. 315, опись 1, дела 405-412.
66. Государственный Архив Краснодарского края, форма Р-5, опись1,2.
67. Государственный Архив Краснодарского края, форма Р-581, опись1.
68. Государственный Архив Краснодарского края, форма Р-587, опись1.
69. Государственный Архив Краснодарского края, форма 315, опись 1, дела 375-389.
70. Государственный Архив Краснодарского края, форма 495, опись 1, дело 300.
71. Государственный Архив Краснодарского края, форма 495, опись 1, дело 357.
72. Государственный Архив Краснодарского края, форма Р-699, опись1.
73. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1996. 80 с.
74. Гильтебрандт П.А., Штейнтгаль и Лацарус. Мысль о народной психологии, Воронеж, 1865. 171 с.
75. Гилязитдинов Д.М., Галиев Г.Т., Толстых A.A. Национальные и межнациональные проблемы на современном этапе. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - 125 с.
76. Гордеев A.A. История казаков. Со времени царствования Петра Великого до начала войны 1914 г. М., 1992. 319 с.
77. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация личности / «Советская педагогика», №2. 1991. - с.38-43.
78. Горячева А.Б. Проблемы общественной психологии. М., 1965. 50с.
79. Громов В. Возрождению казачества новый импульс / «Кубань», №1. - 1992. - с.45-50.
80. Гулыга А. Хроника казачьего рода / «Кубань», №6. 1991. - с.4362.
81. Гумилев J1.H. От Руси к России: Очерки этнической истории. М., 1992.- 100 с.
82. Гуров И. Казачество и Чечня: Исторический очерк. / Молодая гвардия. №3. - 1993. - с.204-217.
83. Гусев В.Е. Фольклор в системе современной культуры славянских народов / История, культура, этнография и фольклор славянских народов: Ш Международный съезд славистов. Загреб-Любляна, 1978. Доклад Советской делегации. М., 1978. 150 с.
84. Гусев В.Е. Фольклоризм как фактор становления национальных культур славянских народов / Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1977. 200 с.
85. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. 250 с.
86. Гущина Т.Ю. Формирование готовности будущего учителя к взаимодействию с неполной семьей школьника / Авт. на ., Белгород, 1997. -22 с.
87. Дашдамиров А.Р. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности. Советская этнография. №3. - 1977. -с.9.
88. Детские игры и забавы в некоторых станицах Кубанской и Терской областей / Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 5, Тифлис, 1886. 250 с.
89. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971.- 300 с.
90. Дмитриенко И.Н. Сборник материалов по истории Кубанского казачьего войска. Т. И, 1787-1795гг., СП б, 1896. 350 с.
91. Дмитриенко И.Н. Сборник материалов по истории Кубанского казачьего войска. T.IV, 1795-1799, СП б, 1898. 350 с.
92. Дневники этнографической экспедиции в Динской район, 1980 / Материалы КГИАМЗ. с.8.
93. Дневники этнографической экспедиции в Тимашевский район, 1990 / Материалы ГКИАМЗ. с.7.
94. Дробижева Л.М. Духовная общинность народов СССР: Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981. 51с.
95. Дробижева Л.М. Об изучении социально-психологических аспектов национальных отношений: (Некоторые вопросы методологии) / СЭ.-№4.-1974. 101 с.
96. Егоров В.Г. Кубанская область. Краткое изложение курса «Родиноведение» / Для учеников начальной одноклассной школы, Екатеринодар, 1899. 151 с.
97. Заслужный A.C. Казачество перед лицом истории. М., 1999. 257 с.
98. Здравомыслов А.Г. Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ: Ежегодник. М., 1994. - 201 с.
99. Зубков В. Казачество перед лицом истории / «Известия», 1992.-22 мая. с. 3.
100. Иваненко Н.И. Семья двор и семейное имущество казаков вообще и в частности, по положению 10-го мая 1862 г., Екатеринодар, 1904.- с. 11-13.
101. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. 201 с.
102. Иванов Д. Станица Отрадная Кубанской области Баталпаши некого уезда / Сборник материалов для описания материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып.6, Тифлис, 1888. 251 с.
103. Иванов И.П. Методика коллективного творческого воспитания. -М.: Просвещение, 1989. 52 с.
104. Ильин И.А. Национальное воспитание путь духовного обновления. М., 1996. - с. 317-325.
105. Каган М.С. О философском понимании ценностей / Вестник Ленинградского университета. Серия 6, 1987 - Вып. 3.- с.44-50.
106. Казацкому роду нема переводу: Первое интервью атамана Кубанской Рады В.П. Громова / «Советская Кубань», 1990.-27 окт. с.З.
107. Казаченко А.И. Древнерусская народность общая этническая база русского, украинского и белорусского народов / Советская этнография. - №3.1954. - с. 18-23.
108. Казачья воля: выпуск посвящен истории возникновения кубанского казачества и его сегодняшним дням. / «Кубанские новости», 1992.26 мая. с. 17-19.
109. Калтахчян С.Т. К вопросу о понятии «нация». ВИ.-№6. 1966. - с.17.19.
110. Карпухин О.И. Культурная политика государства: региональный аспект / Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1997, № 4. с. 69-70.
111. Кислицын С.А. Проблемы формирования государственной политики по отношению к казачеству на Юге России / Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1997, №4. с. 67-69.
112. Кобычев В.П. В поисках прародины славян / АН СССР. М.: Наука, 1973.- 70 с.
113. Ковалев А.Г. Предмет и проблемы социальной психологии. JL, 1962,- 75 с.
114. Коваль М.Б. Этническая общность казаков. М, 1998. 324 с.
115. Козлов В.И. О понятии этнической общности. Советская этнография. -№2.-1967. с. 107-111.
116. Козлова О.Н. Мысли современников о прошлом и настоящем казачества. М., 1997. 367 с.
117. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисов Л.Г. Эффективность воспитания. М., 1991. 270 с.
118. Комарова Г.А. О понятии «этнопедагогика», М.: «Просвещение», 1983.- 271 с.
119. Комарова Г.А. Этнография детства рец. на:. Советская этнография, №2. - 1985. - с. 15-20.
120. Кон И.С. К проблеме национального характера. М., 1971. 107 с.
121. Кон И.С. Проблема иплицитной теории личности в этнокультурных исследованиях: Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, 1978. - 272 с.
122. Кон И.С. Ребенок и общество. М., «Наука», 1988. 269 с.
123. Кон И.С. К проблеме национального характера. История и психология. М., 1991. - 273 с.
124. Косвен М.О. Семейная общинность и патронимия. М., 1963. с.30,86.87.
125. Коссаковски JL, Ломминер И., Отто К. и др. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М.: Педагогика, 1981.-224 с.
126. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI XVII столетиях. СП б, 1887. - 274 с.
127. Котикова E.B. Социально-философские проблемы возрождения казачества авт. на:., Ставрополь, 1998. с.3,21.
128. Котова И.Б., Шиянов E.H. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1997. 111 с.
129. Котова И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997. с. 10
130. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-на-Дону, 1997. с.8.
131. Краснянская Т.М. Формирование психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютера авт. на:., Ставрополь, 1998.-24с.
132. Круговая О. На приеме у атамана. Казачество: дела, традиции, нравы / Советская Адыгея.-1991.-20 авг., с. 3-4.
133. Кубанская школа. -№5.-1915. с. 321.
134. Кубанские станицы: Культурно-бытовые и этнические процессы на Кубани. М., 1967. 138 с.
135. Кубанский сборник. Т.1, Екатеринодар, 1883. с.737.
136. Кубарев Г.В. Книга о казаках: Казачество: в прошлом, настоящем и будущем / «Военно-исторический журнал», №2.-1992. с.80-88.
137. Кузнецова А.И. Мы и наши дети. М.: «Педагогика», 1975. 48 с.
138. Куракеева М.Ф. Казаки Верхней Кубани и Зеленчуков: (Материальная и духовная культура), Черкесск, 1994. - с. 17,26,28,89.
139. Куракеева А.И. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996. 64с.
140. Куценко Б. Так было и есть. Казак адыгу кунак / «Советская Адыгея», 1991.-17 янв. - с.З.
141. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., «Наука»,-1982. 223 с.
142. Леонтьев A.A. Личность как историко-этническая категория. -Советская этнография. №3.-1981. - с. 20-21.
143. Леонтьев А.Н. О социальной природе психике человека. ВФ.-№1.-1961. с. 17-24.
144. Липинекий. Станица Троицкая. Статистическое описание / Кубанский сборник. Т.1 ,Екатеринодар, 1883. с.78.
145. Лисенков М.М. Национальный вопрос в России. М., 1996. 321 с.
146. Лихачев Д.С. О национальном характере русских / «Вопросы философии», №4.- 1990. с.3-6.
147. Лукичев П., Скорик А. Социально-психологический феномен казачества / «Свободная мысль», №8.-1995. с.42-52.
148. Магомедов P.M., Магомедов A.C. Сохранить многонациональное единство наших народов / Научная мысль Кавказа, 1995, №1. с. 58-59.
149. Марков Г.Е. Этнос, этнические процессы и проблемы образа жизни//Расы и народы. М., 1977, Вып. 7. 87 с.
150. Мартынов А. «Казак это состояние духа!» (атаман союза казаков А. Мартынов) / «Комсомолец Кубани», 1991 .-9 авг. - с. 3.
151. Матвеев В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар / «Советская Кубань», 1995 с. 3.
152. Материалы Международной научной конференции «Казачество в истории России», М., 1994. 118 с.
153. Материалы 111 Большого круга Союза казаков. Оренбург, 1993.145 с.
154. Мелешко A.A. Современные гражданские обряды и традиции. Минск, «Полымя», 1985. 140 с.
155. Мельник А. Откуда пошел род казачий / «Советская Адыгея», 1996.-3 апр. с. 3.
156. Миронов. Станица Северская, Екатеринодар, 1914. с. 15,23.
157. Михайлов Н. По дорогам памяти: казачество в книгах А. Знаменского / «Советская Кубань», 1991.-9 июля. с. 3.
158. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику, Пенза, 1994.138 с.
159. Обзор деятельности Кубанского Александровского реального училища за 1913-1914 учебный год. Екатеринодар, 1915. с.17-23.
160. Ожев Д. Истинное (этимологическое) значение слова «казак»: мнение ученого. Шапсугия, 1913.-3 сент. 17 с.
161. Орлов П. Сборник материалов для казачьей хрестоматии Кубанского казачьего войска. T.II, Екатеринодар, 1916. с. 1217-1217.
162. Орлова А.Б. Закономерности развития семьи. М., 1997. -241 с.
163. Основные проблемы эпоса восточных славян. М., 1958. 203с.
164. Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.- 186 с.
165. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований. Советская этнография,-1983.-№3. - с. 1719.
166. Павлов И.В. Колхозный двор и его правовое положение. М., 1954. -с. 19-20.
167. Панфилов Т.В. О содержании понятия «гуманизм» / «Философские науки», 1990.-№9. с. 112-117.
168. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. 200 с.
169. Петровский A.B. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. - 110 с.
170. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. 230 с.
171. Полевые материалы 1-й Кубанской интернациональной фольклорно-этнографической экспедиции (КИФЭЭ). Станица Николаевская, Краснодар, 1989. с. 47-53.
172. Попка И.Д. Черноморские казаки. Краснодар / «Советская Кубань», 1998.- 320 с.
173. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. М., 1964.- 193 с.
174. Пропп В .Я. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. 270 с.
175. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Нации = народ человечество. Л., 1967.- 138 с.
176. Розов В.Н. О некоторых элементах национальной психологии. -Вестник МГУ. Серия философии. №2.-1967. - с.72.
177. Розин В.М. Образование в конце XX века. «Вопросы философии».-№9.-1992.-с.Ю.
178. Рубинштейн С.Л. О воспитании привычек у детей: Учеб. пособие для студентов. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. - 41 с.
179. Сажина Н.М. Методология и технология профессиональной подготовки социальных педагогов в ВУЗе. М., 1999. с.22.
180. Салов Е. Калиновый цвет: Заметки о казачьей народной культуре // «Советская Адыгея».-1992.-18 июля с. 3.
181. Сахно В. Растет казачья смена / «Советская Адыгея».-1996.-24 июля- с.2.
182. Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. с. 94-96.
183. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Наука, 1979, (Институт археологии). 240 с.
184. Семенова Л.Н. Очерки теории быта и культурной жизни России, М., 1986.- 187 с.
185. Серов С. Кубанские казаки: Из истории казачества. / «Наука и жизнь». №5.- 1990.-с. 110-111.
186. Сикевич З.В. Национальное самопознание русских. М., «Механик», 1996.-с.94-97.
187. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в советской школе в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. М.: «Просвещение», 1976. - 160 с.
188. Социально-психологические исследования / «Вестник Московского университета». -№3.-1994. с. 28-32.
189. Стандарт и квалификационная характеристика специальности «социальная педагогика». М., 1996. 9с.
190. Сторчевой А. Судьбы связующая нить Из истории адыгов и казачества. / «Кубань».-№ 1.-1992. с.91-95.
191. Субботский В.Е. Детство в условиях разных культур / «Вопросы психологии».-№6.-1979. с. 12-15.
192. Сусокалов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984. 87 с.
193. Тарасенко М. Что хотят возродить организаторы казачьего круга? / «Советская Кубань», 1990.-10 окт.
194. Терехина Е.А. Педагогические концепции становления личности. М., 1996. -265 с.
195. Терещенко А. Быт русского народа. Т. 1-2, Советская этнография. -№2.- 1954.-с. 18-26.
196. Тикиджьян Р.Г. «Казачество России: история и современность» / «Социально-политический журнал».-№№3-6.-1994. с.214-217.
197. Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования / Советская этнография. -№3.-1980. с. 17-19.
198. Токарев С.А. О культурной общности восточнославянских народов / Советская этнография. №2.-1954. - с 28-30.
199. Токарев С.А. Этнография народов СССР: Исторические основы быта и культуры. М., 1958. 140 с.
200. Толстой Н.И. Фрагмент славянского язычества: архаический ритуал диалог / Славянский и балканский фольклор. Этническая общность и типологические параллели. М, 1984. - 43 с.201. «Традиции и новаторство». М., «Наука», 1975, Вып. 80. 36 с.
201. Традиция в истории культуры, М., «Наука», 1978. 46 с.
202. Традиции в современном обществе. М., «Наука», 1990. 54 с.
203. Традиции и современность в фольклоре. М., «Наука», 1988. 47 с.
204. Угринович Д.М. Обряды: за и против. М., «Политиздат», 1975.174с.
205. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 9. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т.2. М., Изд. Акад. Пед. Наук РСФСР, 1950.-626 с.
206. Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. М., «Московский Университет», 1983. 124 с.
207. Харламов В.А. Казачья доля. Ростов-на-Дону, 1990. 25 с.
208. Харузин М. Сведения о казацких общинах на Дону / Материалы для обычного права, Вып. I, М., 1885. с.228-231.
209. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс / Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1994. 61 с.
210. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986. 94 с.
211. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры / Советская этнография. №3. - 1972. -с. 16-25.
212. Шипунов С. Казаки Кубани: Кто они и чего хотят в сегодняшней жизни / «Советская Россия», 1991.-13 апр. с. 3.
213. Шиянов E.H. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М., Ставрополь.-1991. 206 с.
214. Шиянов E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: дис. докт. пед. наук. М., 1991. 400 с.
215. Шкала Марлоу-Крауна для исследования мотивации одобрения: Методическое письмо. Л., 1976.
216. Щербина Ф.А. История кубанского войска, 1910, Т.1. с.594-595, Т.2. - с.746.
217. Щетнева В.И., Щетнев В.Е. Язык казачества как исторический источник / Тезисы докладов Международной научной конференции «Казачество в истории России». Краснодар, 1993. 101 с.
218. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / Под ред. Ю.В. Бромлея. М., «Наука», 1987. 556 с.
219. Якаев С. Одиссея казачьих религий / «Советская Кубань.-1991.-13,15,20 авг. с. 5-7.
220. Якаев С., Черный В. История кубанского казачества в датах, лицах, фактах и событиях / «Вольная Кубань».-1993.-7,21,28 апр., 6-7 мая. с. 3-4.
221. Янотовская Ю.В. Педагогическое взаимодействие. М., 1997. 351 с.1. ВЛЗЛЧЬЯГО поискЛ1. ПО
222. ВОЙСКОВОМУ ПРЛВЛБ1Ш0 Исполнптельпая Экспедиция Столь ^1. То^гЯрствЕнь'ьт1. А РХ'И Е VсбСегшоттг&х/ -¿¿¿¿¿я&гиг (*/"<✓ -.•«- . уг-»-»с/ьЩШ/у у/4/ „ .слщ/м /иг/пса*// 4 то с--- ^ УС- 'го/Л -^еотггл/гжг