Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Пути совершенствования профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузах

Автореферат по педагогике на тему «Пути совершенствования профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузах», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Гусейнов, Акиф Алирза оглы
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Баку
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Пути совершенствования профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузах"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. ТУСИ

На правах рукописи

ГУСЕЙНОВ АКИФ АЛИРЗА оглы

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЕДВУЗАХ

13.00.01—Теория и история педагогики

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ПАКУ— 19(32

Работа выполнена в Азербайджанском научно-исследовательском институте педагогических наук.

Научный руководитель:

—кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник 3. И. Каралов.

Официальные оппоненты:

—доктор педагогических наук, профессор X. Г. Фаталиев, —кандидат педагогических наук, доцент Ч. А. Рустамов.

Ведущая организация—Бакинский государственный университет им. М. А. Расул-заде.

К .03 но защите диссертаций на соискание ученой сте-

пени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01—«Теория и история педагогики» при АГПУ им. Н. Туси.

Адрес: Баку—370000, ул. Уз. Гаджнбекова, 34.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АГПУ им. Н. Туси.

Защ^а состоится „ в . "" часов на заседая

ии 'Специсшш

с}^ 1992 г. циализиоованного совета

Автореферат разослан " <.А /- - •- - г-

Ученый секретарь' Специализированного совета кандидат педагогических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЦ

Актуальность исследования. Высокая обцая и профессиональная культура.глубокая педагогическая подютовка - важнейшие факторы,обеспечивающие успешную деятельность современного учителя.Учитель должен бить личностью,овладевший основами педагогического мастерства.работать также уверенно,как и художник, уметь доводить до своих питомцев все тонкости и характерные особенности искусства,в убедительной и завлекательной ферме проводить практические работы по своему предмету.Имет^ такие учителя способны развивать эстетическое воспитание и культуру учащихся.

Изучение современного состояния преподавания предмета изобразительного искусства в общеобразовательных школах-показало,что в ряде школ работает немало творческих учителей.Они способны привить учащимся глубокие знания о тонкостях изобразительного искусства.своевременно выявлять их способности в этой области,успешно развивать знания и умения школьников.

К сожалению,пока таких учителей мало.Во многих цколах организация,оснадение,содержание уроков изобразительного искусства не отвечают современным требованиям,знания и умения учащихся,целиком представления об изобразительной искусстве поверхностны.Такое положение в значительной «ере связано с тем, что большинство учителей изобразительного искусства не обладают необходимой профессиональной подготовкой.Не дает педагогического эффекта работа учителей,с дилетантской теоретической подготовкой,овладевшими лишь некоторыми методами практической работы.Большинство из них затрудняются в решении проб-

- <* -

лемы "чго,чему и как обучать".Эта проблема,как известно,постоянно беспокоит педагогическую общественность.

Выявленные характерные недостатки в работе учителе» изобразительного искусства побудил и нэс исследовать вопросы профессиональной подготовки студентов факультетов художественной графики педвузов,

Анализ знаний я умений студентов но изобразительному искусству показал,что среди них есть есть и такие,которые любят свою специальность,стремятся глубоко овладеть ее тонкостями, способные к творческой работе.Наряду с этим .имеются студенты не имекцие стабильного интереса к изобразительному искусству и к профессии учиге;,л.У таких студентов знания по специальности поверхностны,недостаточны,в больыинстве случаев ко могут внедрять знания в практические умения.

Далее с позиции проблемы исследования просматривается ли тература как педагогическая,так и искусствоведческая.На формирование у молодого поколения эстетического мировоззрения, на подготовку кадров художников особое внимание в своих работах и педагогической деятельности уделяли I!.Абдуллое в,Г.Беда,

»

Н.Бенуа,Й.Бродский,А.Лзим-заде,Р.Эфекдиев,Д.Кордовский,Т.На-ри1ганбе..ов,М.Надкафов,)С.Г1реобракенский,Т.Салахов, И.Зейколов и другие.

Полезные мысли и соображения об эстетической воспитании учещгхся средних школ в связи с изобразительным искусством,о проблеме повышения их эстетической культуры имеются в работа Н.Болдырева,А.Бурова,С.Гулиева,Б.Ахмедова,Б.Лиха чова,И.Ма рь-енко,Я.Найдо,А.Галгамова,Н,Ростовцева.Ю.Талыбовэ.А.Теренткева

Х.Фэталиева,И.Харламова,В.Халиловз,Г.Щгакиной и др.

Б данной области первой кандидатской диссертацией является исследование С.Алиева,посвященное эстетическому воспитанию учащихся посредством произведений изобразительного искусства в школах республики.В диссертации Ч.Руствмова' исследованы специфические особенности преподавания предмета изобразительное искусство в средней школе и пр:;зитие учациася эстетических чувств.Исследование И.Мамедовэ,посвященное раскрытию значимости»места,организации и проведению внеклассных работ по изобразительному искусству в эстетическом воспитании учащихся общеобразовательных школ является логическим продолжением предшествующей работы.Однако в отмеченной диссертации не исследуется проблема профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.

Учитызая состояние проблеиы.недоствток научно-методической литературы и необходимость усовершенствования профессиональную подготовку учителей изобразительного искусства, мы нижесдедуюцим образом определили теиу исслед вания: Пути во-вершенствован'ля профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства „ педвузах.

Цель исследования заключалась в комплексном исследовании дидактических основ путей совершенствования профессиональной подготовки студентов художест-шно-грвфического факультета педагогических вузов по предметам изобразительного искусства. А также в определении дидактических основ,зэдач данного предмета, дидактических принципов,специфических учебных средств,. форм индивидуальных и коллективных работ и методов,позволя--

юцих органически увязывать эти вопросы.

Объектом исследования является процесс преподавания предметов изобразительного искусства (рисование,живопись,композиция и история искусства).

Проднетом исследования яплястся выявление методов,средств .приемов и материалов,полонительно сказывающихся на знаниях,умениях и профессиональной интересе студентов факультетов художественной графики,т.е.на помменке подготовки учителей изобразительного искусства.

В качестве гипотезы исслотттания выдвинуто следующее: соблюдение психолого-ледэгогическмх и методических требований в процессе преподавании предметов изобразительного искусства, усиление национально-исторического аспекта учебных материалов парное планирование различных видов занятий,их оптимальная организация и целенаправленное построение повысит эффективность учебного процесса и на этой почвз осуществится процссс совершенствования профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.В итоге у студентов повысятся знания по умения и навыки по предметам .рисование,кивопись,композиция и история искусства,сформируется интерес к данный предметам.

Метрологическую основу исследования составляет обиечело-веческие и национальные культурные и нравственные устои,работы художников-классиков мира и особенно Азербайджана,наставн! ческие художественные образы древне тюркской мифологии,постановления о школе,народноа образовании,эстетическом воспитани! молодого поколения,документы и материалы,положительный опыт в данной сфере общеобразовательных пкол и вузов.

- ? -

Соответственно поставленной цели и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования: ' .

1.Раскрыть суцность и содержание профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства,

2.Анализ современного состояния проблемы профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.

З.Определитъ пути усовершенствования профессиональной подготовки учителей и отбор учебных материалов,способов я средств ее осуцествления и их систематизация.

4.Проверка посредством педагогического эксперимента предлагаемых материалов,методических средств и птшыов, обобщение результатов исследования и подготовка рекомендаций по их внедрению.

Для решения поставленных задач и доказательства достоверности выдвинутой рабочей гипотезы,соответственно цели,объекту и предмету исследования были использованы следуюцие методы исследования:

- изучение научно-педагогической л искусствоведческой литературы,постановлений о народном образовании и эстетической воспитании учзцихсл.эналиэ документации в связи с учебный процессом;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта по предметам изобразительного искусства факультетов художественной графики вузов;

- проведение педагогического эксперимента (наблюдение.бесэ-^ дэ,анкетирование.контрольная работа и др.) и статистическая обработка его результатов.

Исследование условно проводилось в три этапа: ;

На первом этапч (1985-1989 гг.) исследовалась в связи с проблемой педагогическая,методическая и по изобразительному искусству литература и изучался опыт работы вузов и обцзобрэ-зовательных школ республики.

ы втором этапе (1589-1990 гг.) проводился констатирующий эксперимент,проверялось современное состояние профессиональной ПОДГОЮВК1. учителе:! изобразительного искусства и определялись пути усовершенствования.

На третьем этапе (1990-1992 гг.) проводился формирующий эксперимент ,исследовательские материалы в системной форме подвергали«^ апробации,результаты анализировались, делались общие выводы и методические рекомендации.

Научная новизна исследования заключалась в том,что в диссертации впервые пути усовершенствования профессиональной подготовки учителей иаобразигельного искусства подыскивались в диалектическом единстве национальных и общечеловеческих достижений и комплексном подход: к дидактическим факторам процесса обучения.Предлагаемая в диссертации нвучно-педагогичес-кап система даэг возможность учителям изобразительного искусства повысить свое педагогическое мастерство.А также дает учителю возможность, подойти к себе как к художнику,повысить свое мастерство.

Практическая значимость исследования. Накопленные материалы по проведенному исследованию,способы их внедрения в учебном процессе помогают усовершенствовать преподавание дисциплин изобразительного искусства в педагогических вузах,Методические рекомендации,основывающиеся на результатах научной работы,в тоже время окпжут практическую помощь учителям средних общеобразовательных школ.

В нихеследукцей формы проводилась апробации результатов исследования:

- на заседаниях и семинарах кафедры изобразительного искусства и методики ее преподавания ГПИ ин.Г.Зардоби (19891992 гг.);

- на заседаниях отдела музыкального обучения и изобразительного искусства Лзерб.НИИПН (1989-199Н 1 .);

- на научно-практических конференциях города Гянджи (1991 г.).

Выносимые на задиту положения:

- научно-педагогическое обоснование необходимости усовершенствования профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства;

- пути усовершенствования профессиональной подготовки учителей и основные условия их- осуществления;

- система занятий 1.о предметам изобразительного искусства в которых использованы материалы,сродства и способы,предлагаемых автором относительно содеряаиия,структури и организации этих занятий.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ Диссертация состоит из введения,двух глав,выводов и рекомендаций,списка использованной литературы и иллюстративного альбома.

Во введении обосновывается актуальность темы определяются объект и предмет,цели и задачи исследования,выдвигается рабочая гипотеза,показаны использованные матоды,научная новизна иссле-. дования,теоретическая и практическая значииость.выдвигаеиыа на защиту полокения и апробация работы.

Первая глава /шзывоется - "Постановка проблемы профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства" - состоит из двух параграфов.

В первом параграфе главы с различных аспектов анализируется :роблема профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства и раскрываются теоретические основы этой работы. Дается обзор истории подготовки специалистов с высшим образованно« по пс юдуемыы проблемам,дается кретклй вивянз положительным и отрицательным сторонам современного состояния профессионально]] подготовки студентов факультетов художественной графики вуз от

В диссертации определяется современный уровень профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства,работающих в обцеобрззовательных школах,всесторонне анализируются знания и умения учащихся в данной области.Е результате внииа-тольпого изучения и обобщения состояния вопроса можно отметить следующее;

а) в незначительной насей наших школ имеются творческие учителя,глубоко овладевшие тонкостями изобразительного искусства »способные выявлять.наклонности учэцихся в этой области и развивать чх дальше;

б) наряду с определенными положительными сторонами было установлено,что большинство' учацихся со'це обра зова тельных школ

не «огут верно отбирать и рааличать в своих не рисунках еле-иеиты рисования,живописи и композиции;

в) наблюдаемые в знаниях и умениях эти характерные недостатки присущи и ряду учителей изобразительного искусства;

г) такое положения выдвигает ввжную задачу по совершен-

сизовангео профессиональной полготовки учителей изобра' отельного искусствам том числе по развитии у суудентов данных (факультетов интереса к искусству и педагогической работ о,4 по совершенствованию их знаний и умений.

Автор в рс-аелии проблемы считает необходимым осуществлять, комплоКС121Й подход как в аспекте содержания, так и в процеоу-альном плане.С ягой точки зрения соискаталт разработал педагогическую систему совершенствования профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.Эга система базируется на известных принципах дидактики и искусствоведения,предусматривает увязку разлп-тнх возможностей форм занятий,основывается на комплексном внедрении учебных средств и осуществляется комплексными методами,Наряду со сказанным, в качества важных путей совершенствования профессиональной подготовки ' учителей изобразительного искусства более подробно рассмотрены п нижеследующих направлениях: • . '1

1.'Системное использование в процессе преподавания национального, исторического и индивидуального подхода.

2.Раэвиткз интереса студентов к изобразительному искусству.

3.Более теснам селзь дисциплин рисование »живопись,композиция и история искусства.

4.Усиление индивидуальных самостоятельных работ в целях развития у студентов умений г~ изобразительному искусству.

Во втором параграфе глвн пнгроко .анализируется литература дореволюционного периода и прошлого советского периода.Так,' А.Н.Ацдреев,А.С.Алеипта,И.И.Беккер|(Л.Н.Бенуа,И.А,Бротск1£Й, П.Н.Горина,С.К.Исакова,М.М.Ракова «.другие осветили оснойшв

этапы становление к истории развития русского изобразительного искусства,

В Азербайджане вопросы становления,проявления,развития изобразительного искусства,а также мастерские особенности от-"ельких художников-азврбайдал щев исследованы А.Азим-заде, Р.&$евдг:сзш,Б.Кек»еря11,Ш.1Йираоввой,И.Надзса'&ов®1,И.Рвгкмли, П.Гаджи,огъм,Н,;&бибом,Г.Халыгсвым и другими.

Вопросы развития у учацкхсн эстетических чувств, oujya.e-ния красок,а также связанных с правильным восприятием и оценкой искусства нашли свое отражение в работах Г.В.Беда,Р.Р. Елонско! о, А.Васнецова, А.Бойцховского, Л.СсБыготского,Ю.И.Иг-ватьева,В.П.Зинченко,З.ЗО.Нэстеренко и других.

Значительное вникание вопросам квалификационной подготонки учителей изобразительного искусства уделено в работах Г.В.Беда, И.Е. Грабар,Ф.В.Ковалева,К.Г.Козлова,Д.Н.Кордоаского,Д.Н. ' Осunon&Jj. И. Преображенсного,Н.Н. Ростовцева,А.Я. Терентьева и других.

На основе анализа широкой литературы m-.но прийти к такому выводу,что в произведениях изобразительного искусства отражаются все виды человеческой деятельности.Поэтому изучение иэо( разительного искусства помогает во всестороннем раз-, витии человека.На занятиях по изобразительному искусству создается творческая атмосфера,способствующая развитию индивидуальных специфических особенностей студентов.стимулируется их интерес к склонность к искусству.Однако нельзя забывать,что в учебных планах факультетов художественной графики не уделяется достаточное место непосредственно вопросил искусства.

Сказанное говорит о необходимости основное витание в троцес-са овладения знаниями и умениями по специальным дисциплинам уделять1.синхронному воспитанию у студентов эстетических вкусов взглядов и отношений.

Во время учзбннх занятий студенты наряду с конкретными знаниями овладевают также необходимыми умениями и навыками. Любой вид деятельности,в том числе изобразит"льноз искусство, требует овладения определенной системой знаний,умений и навыков.В психологии и дидактике установлено,что обучение бывает эффективным лишь при опоре на теорию.Повышение тучного уровня преподавания требуог совершенствования дела формирования в области изобразительного искуоства понятий,закономерностей и преобразования их ь знания и убеладения.

Вторая глава диссертации называется "Возможности и пути работы по совершенствованию профессиональной подготовки студентов в проподаваиии предметов нзобгчзителъного искусства".

В данной главе отмечается,что знания и умения учителя по изобразительному искусству представляют собг-1 ваздп;Л' компонент в ого высокой профессиональной подготовке.Студенты наряду со знанием общих о о №..5 искусства должны глубоко владеть особенностями работы над картиной,которая и характерна для преподавателя^ второй главе с опорой на содержаниэ,цели и рла-нообразие организации учебныг занятий по теме, определяются характерные особенности системы,направленной на совершенствование профессиональной подготовки студентов и,выдвигаются необходимые педагогические требования.Сейчас,когда согласно новым закона?.! проводятся соответствующие изменения в обществен-

'анепомической хизни,на занятиях по изобразительному искусству необходимо уделять должное шимаше этим вопросам.

На основе анализа научно-педагогической и искусствовед-ческо!1 литературы,« также опыта, работы преподавателей факультетов художественной графим вузов и учителей изобразительного искусства средних школ предлагается в деле совершенствования профессиональной подготовки студентов соблюдать"следующие необходимый требования:

Г.Цель и содержание занятий но изобразительному искусству должнн опираться та история,культуру,искусство нашей суверенной республики,на работы мастеров-классиков. ч

2.Во время загяг.с учетом диалектического единства между национальным и общечелопесескиы слезет преимущество давать созданию произведений по разньм жанрам,отображающим историю, сегодняшний день,образ жизни,убеждения нашего народа.

З.Зо время занятий следует использовать выразительные средства. обучения,которые воехгаиль бы студентов,побуждали бы ху-дожестзенное чувство, пер-~киваш1е.

4.В теоретических и практических занятиях при формирова- . нии знаний и умений по различным видам изобразительного искусства необходимо брать за основу кедшидуальный.комплек-сшй и системней подход.

" . Создание необходимой художественной средн и остетико-эмоциональных уелогшЯ для цели более полного формирования у . студентов художественных образов,увязка изобразительного искусства с другими видами искусства к литературой.

6,Правильное формирование непосредственно относящихся к изобразительному конусстзу правил,нсобходкых понятий,увязка

специальных предметов и другаш предметами /биологией,анатомией, геометрией,рисованном и др./.

7,Организация инлквидуальннх свободных и сямостоятелыв»х работ студентов в разлкчцчх условиях,стимулирование прбиесса формировали)! в них профессиональных элементов.

8.проведение конкурсов, выставок работ студентов-худохни-ков по изобразительному искусству, побуздение их к участи,г. в худолесявенно-творческих объединениях и работах, проводим;« в художественных мастерских..

Оплаченные вопросы обеспечивают целенаправленность занятий по изобразительному искусству,активность у студентов.знаний и умений как педагога-художншса.В результате у студентов формируются необходимее для учителя качества,как ясно видеть цель проводимой работы, осолнанно работать над каддым этапов ь написании произведения,уметь пользоваться графическими материалами и технологией и др.

В данной глве широкое место уделяется раскрытию особенностей внедрения таких методов и приемов изобразительного искус тва, кап схематизация,урозка форы, конструктивно-пространственный анализ,сравнение,образтга анализ,образное обобщение.

Наряду с графической грамотой,знаниями по яизопкеи больное внимание уделяется -оппозиционному шпленда студентов. -Динамика формирования у студентов композиционного кчгиения показывается на конкретных примерах.Каздое изображение но является лишь отображением действительности,а прзгде всего оно связано с личностью создатели,его знаниями и мировоззрением.

В диссертации даны тематика,краткое содержание и структу-

- 1С. -

ра теоретических и практических занятий,дающих возможное-^ развивать у студентов интерес к изобразительному искусству, тесно увязывать предметы рисов&нйе,живопись,композиция,история кскуссгва.Во врзмя этих занятий внимание студентов целе-иаправлиеается к нижеследующим вопросам: а/ в формировании мировоззрения студентов,развитии познавательной деятельности и взглядов на жизнь следует влияние мирового искусства,место ее ч системе среднего и высшего образования преподносить наравне с национальным искусством; б/ им должны быть ясны задачи,стоящие перед педагогами-художниками и конкретные пути решения этих задач; в/ выявление специфики усвоения студентами материалов теоретических и практических занятий и проведение необходимых корректировок; г/ удаление внимания эффективности ¡.•е тодов и средств обучения, используемых во время занятий; д/ повышение творческой активности студентов во вр-шя занятий,в оаос' шюг.ти практических занятий.

В третьем параграфе второй главы.изяохены задачи педагогического эксперимента,вопросы организации,проведения и основный результата.

Перед педагогическим экспериментом стояли следующие задали: изучение соврекенного состояния профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства; определенна воз-.действия связанного преподавания близких предметов на развитие у студентов знаний,умений и интересов по изобразительному искусству; выявление возможностей комплексного внедрения в обучении национального,исторического и индивидуального подхода; проверка на факультетах художественной графики вузов выявленных педагогических путей,составленных учебных ка-

териалов,предложенных методических приемов и рско;/ецп,аччй.

Педагогический эксперимент проводился в несколько этапов: на первом этапе /1988-199 гг./ проводился констатирутаций эксперимент, посредством которого <<tm установлена знания и yve-ния учащихся средних школ по изобразительному искусству,современное состояние профессиональной подготовки самих уиит^лей. Ка данном этапе гнявлялся так^е уровень знаний и ут/еит!^. студенте! факультетов лудохествекной графики по изобразительному искус-сгву.На втором этапа /1989-1990 гг./ подвергались апробации выявленные пути усовершенствования профессиональной подготовки студентов,подготовленные для этой цели учебные материалы, средства и методические приемы. На третьей этапе /1990-1992 г./ проводился формирующий эксперимент,исследовательские материалы подверглись системному апробированию,определялась динамика формирования у студентов соответствующих знаний и умений по изобразительному искусству.делались обобщения.

В ходе педагогического эксперимента в комплексе использовались следующие методы; устный и письменный опрос,беседа, наблюдение,анализ ручных работ сгудьнтов,контрольные работа и их анализ.

Для выявления уровня сформированноети У студентов знаний и умений по предметам рисование,живопись,композиция и история искусства проводилась проверти по определенным заданиям.Ответы- студентов оценивались в три категории: полный прав ильный ответ/ППО/,правильный,однако неполный ответ/ГШО/,неправильный ответ/НО/.Динамика формирования знаний и' умений, студентов по предметам изобразительного искусства отражены в таблице. /См. таблицу Р I/.

Таблица 1Р'1

Динамика развития знаний и умений студентов по изобразительному искусству /в

я с а ■ -К,,— Л о чв 0 О 10 о) о. а, 1 14 И Ж X а ш ч о 1 « « « >» о Стаеты студентов на контрольные задания

я, (-. о о я М К Я'. Н Еч О ППО пно НО

" Ч~" о Я « к гг . п. к Ич с; « о 10 са 1 2 3 48 46 44 37,5 31,5 27; 4 45, ч 43,5 38,5 16,7 24.0 34.1

I л П! I . , 45 35,6 51,1 13,3

О) 4! ы 2 46 39,1 47,8 ■ 13,1

О . 3 4?. 34,0 51,0 15,0

Как видно из тьблицы.в экспериментальных группах висок гтцент верных ответов,однако в контрольных группах такое продвижение незаметно.При этом число ошибочно ответивших в эк-спаримсзнтальных группах снизилось.

Результаты эксперимента подводят к такому выводу,что пред-, лагаемые пути усовершенствования профессиональной подготовки студентов эффективны.Елагодаря комплексному использованию составленных материалов,национальному,историческому,индивидуаль-' ному подходу и внедряемым методам студенты в должной мере усвоили учебные материалы.

Изучена также динамика формирования у студентов познавательных интересов в предметам рисование,живопись,композиция и история; искусства.При этом "поянательные интересы студентов с названным предметам условно оценивались на четырех уровнях: низкий,средний,высокий,наиболее высокий/.В данном случае я качества основы взята критерии Г Л!. Щукиной. /См. таблицу Р 2/.

- 1Э -

Таблица fe 2

Динамика форыирозанир у студентов интереса к предметам изобразительного искусства (ч проц.)

£ 1 >0 0 ¡4 о 1 О, R О 1 0 Е: W 05 1 FCR Уровень О'?)ормисовэ"ностй интересов*

о £ч И О .Низкий Средней Высокий Наибелее высокий ' К

i § 1 4°' • 47,9 27,1 16,7 86,3 0,39 - 0,03

О.Ч ■о я с е 2 ¿6 37,0 26,1 21,7 15,2 0,45 - 0,04

tí о га s 3 44 29,6 22,7 27,3 20,4 0,49 - 0,04

1 I 45 4В,9 26,7 15,5 8,9 0,39 - 0,04

Л Р: о 2 46 44,6 21,7 23,9 10,8 0,38 .- 0,03

Н еэ 3 4? 44,7 25,5 21,3 8,5 0,39 - 0,04

Как видно ия таблицы,в экспериментальных группах возро .яо число студентов с высокими ответами.Однако процент среднего уровня интереса можно сказать не изменяется.При этом средний знаменатель /К/, показывающий степень сформированности^интере-са студентов возрастает.В контрольных классах эти показатели, можно сказать,не изменяются.Все это доказывает достаточную Э'^фективность и рациональных предложенных путей совершенство- ■ вчния профессиональной подготовки студентов.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили достоверность вцдгшнутой рабочей гипотезы.

ОСНОВНЫЕ вывода И РЕКОМЕНДАЦИИ

- 1.Для наией республики,восстанавливаюи^й своб государствен-ность,необходимо повысить внимание совершенствованию подготовки педагогических кадров,в том числе учителей изобразительного искусства.Своевременное выявление у учащихся способностей и склонностей к изобразительному искусству,развитие в них интереса к искусству и формирование эстетических взглядов,раскрытии перод ними тонкостей изобразительного искусства и ее роли в нашей жизни - все ото находится в прямой зависимости от подготовки учителя.

• 2.Важность усовершенствования педагогической подготовки учителей изобразительного искусства вызывает необходимость коренного улучшения преподавания предметов рисование,живопись, композиция и история искусства на факультетах художественной графики в педагогических вузах,что повысит степень подготовленности учителей до современного уровня.

3.Изучение,анализ и обобщение научно-педагогической,искус-

ствоведмсской литературы,опита пуэоп !» ср^дт-х пкол показывают, что имеются определенные дклякткчееки*» возможности для развития рнэнкгЦуксниЯ и мастерских особоиност>;>1 студентов по изобрагзитолыюпу искусству.В осуществлении птнх возможностей и совер:2Снотпозании профессионально? подготовки учителей изобразительного 1;ст(усства считаются целееооб; «аяггми следующее пути: "оиплоксное внедрение в процессе преподавания национального, исторического,систе'.тлго я туа'вппумчюго подхода; развитие у студентов интересов и склонностей :< изобразительному искусству; связанное преподавание дисциплин рисование,живопись, композиция и история искусства; усиление практического характера индивидуальных самостоятельных работ студентов.

4.Пути усовершенствовании профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства,с одной стороны проходит через аспект содержания обучения,с другой - из его процессуального аспекта,требует пристального подхода к организации и содержите учебных занятий,внедрению методов обучения и приемов искусства,отбору и систематизации учебных средств.

5.Учат по время учебных занятиГ национальных,культурных, нравственных ценностей,использование материалов исторического характера об экономической,политической,культурной *ияни Лзэрбайджана,а также о литературе и искусство,усилгаая мотивацию процрсса обучения становятся важным средством в развитии интереса студентов,их художественно-эстетического мировоззрения.

в.Осуществление связи между предметами рисование,живопись, композиция и история; иск/сотая ,уоилн^'Ч1 усиливая их дидактическую и воспитательную направленность,дяет тлкжэ воз-

можность едиными критериями подходить как к психолого-педагогическим проблемам,так и вопросам мастерства,препятствует излишнему повторению в преподавании -каздого предмета.

7.В формировании у студентов качеств,присущих учителю изобразительного искусства широкие возможности заложены в организации различного содержания,тематики и практической направленности индивидуальных самостоятельных работ.Такие работы вносят в педагогическую подготовку студентов индивидуальность, творческую наклонность,чувство новизны и др.

в.Результаты педагогического эксперимента показали,что для усовершенствования профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства эффективны предлагаемые пути,которые 'можно внедрять в ходе лекций,практических занятий и индивидуальных работ,при которых повысится анания и умения студентом .углубятся их интересы к специальным дисциплина..;.

Основываясь на вышеизложенное,можно выдвинуть следующие рекомендации:

а/ Является важным с опорой на Закон об образовании суверенного Азербайджанского государства поднять уровень подготовки педагогических кадров,в том числе учителей изобразительного искусства,до современного состояния.

б/Важно пересмотреть содержание и идейную направленость программ,учебников,методической литературы и учебные средства по предметам изобразительного искусства,в большей мере отра-■ эить в них национальные,исторические и нравственности спэди-> фические особенности нашего народа.

в/ В формировании у студентов знаний и умений по своей специальности наряду с соблюдение всех дидактических прин-

ципов,следует преимущество давать на принципы национального,.

дивидуальнын подход,спстомность и гуманизм.

г/ Следует усилить внимание участки студентов я педагогической практике,привлечению к работе в художественных мастерских, кружках, клубах и студиях по изобразительному искусству.

д/ Целесообразно организовать постоянные делопке связи факультетом худог-мстленной графики вузов и другими соответствующими организациями,проведя совместные мероприятия.

По теме диссертации опубликованы следующие материалы:

1.Специфика работы по подготовке учителей рисования. Брошюра. Гянджа,1991,- 1,5 п.л.

2.Пути преподавания живописи и \'омпознции.Врогтара. Гянджа, 1992, - Г,5 п.л.

3.Организация занятий по теме "Натюрморт" с акварелью. Брошюра. Гянджа,1992, - 2,0 п.л.

исторического, краеводческого,мелпр>едметл^. о, характер», т

/