Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Живописные этюды и наброски как средство формирования художественных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Землякова, Галина Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Живописные этюды и наброски как средство формирования художественных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Землякова, Галина Михайловна, 2001 год

Введение. 4

Глава 1. Живописно-пластические формы решения этюда в изобразительном искусстве (на примерах мастеров живописи).

1.1. Исследование развития живописно-пластических решений полотен старых мастеров. j 5.

1.2. Представители этюдной живописи в России. 25

1.3. Краткосрочный этюд в системе обучения живописи. 36

Глава 2. Психолого-педагогическде основы формирования профессиональных способностей "Мучителя изобразительного искусства.

2.1. Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных способностей учителя изобразительного искусства.

2.2. Модель методической системы формирования художественно-педагогических способностей студентов в процессе работы над живописными этюдами и набросками 65

2.3. Критерии оценки художественных и педагогических способностей студентов. 80

Глава 3. Методы исследования и пути совершенствования художественных и педагогических способностей студентов 3-его курса на занятиях по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства в школе.

3.1. Изучение художественно-педагогических знаний, умений и навыка студентов 3-его курса художественно-графического факультета в педвуз» 93, Ю1 (констатирующий эксперимент).

3.2. Пути формирования художественно-педагогических способностей студентов 3 курса на занятиях по живописи и методике преподавания изобразительного искусства (ход формирующего эксперимента).

3.3. Результаты методов, применяемых в процессе формирования художественно-педагогических способностей студентов 3 курса (контрольный эксперимент).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Живописные этюды и наброски как средство формирования художественных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов"

Проблема исследования и ее актуальность. Изменения в социально-общественной жизни влекут за собой изменения требований в области образования и воспитания подрастающего поколения. Но художественно-эстетическое воспитание и обучение всегда остается важной задачей государства.

Основной целью художественного образования в учебном процессе является формирование духовной культуры личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям, к художественно-культурным национальным традициям. В этом процессе многое зависит от духовной и художественной культуры учителя изобразительно искусства. Осуществляющий художественно-эстетическую подготовку детей, он должен формировать и развивать их художественное восприятие, через практическую творческую деятельность совершенствовать изобразительные умения и навыки. Умелое приобщение школьников к изобразительному искусству раскрывает широкие возможности формирования и развития их творческих способностей, способствует формированию общей художественной культуры.

Предмет «изобразительное искусство» в школе включает в себя различные виды художественной деятельности, развивающие изобразительные способности ребят, значительное место среди которых занимает работа детей цветом - живопись. Процесс овладения детьми живописным материалом является творческим. Грамотное владение детьми техникой живописи в значительной мере способствует развитию художественно-творческих способностей.

Существенно необходимым в этом вопросе является качественная подготовка учителей изобразительного искусства, владеющих всеми методами и приемами живописной деятельности и эффективными формами обучения живописи, которая является эмоциональным импульсом развития творческого воображения детей. Поэтому, кроме теоретических основ цветообразования, и их практического применения в творческих работах, ему необходимо уметь передать свои знания по живописи в доступной школьникам форме. Только один метод -словесное объяснение - в этом случае не приемлем. Необходимо воздействие на эстетическую природу зрительного восприятия детей, способствующее эмоциональному настрою и возрастанию потребности в осуществлении изобразительной деятельности.

Эффективным методом такого воздействия является наблюдение школьников за созданием на листе бумаги изображения. Наглядный показ процесса получения живописного изображения является одним из приемов работы учителя изобразительного искусства, активизирующим живописно-творческую деятельность детей и под держивающим интерес к предмету «изобразительное искусство» и развивающих художественно-творческие способности. Для успешного осуществления этого вида деятельности необходимо обладать художественно-педагогическими способностями, средством формирования которых может стать этюд.

Анализируя современные существующие программы по живописи для художественно-графических факультетов педагогических вузов, мы выяснили, что задания на выполнение краткосрочных этюдов различного характера и в различном материале отводится около 10-15 часов учебного времени. В программах указываются различные цели и задачи выполнения краткосрочных этюдов, но не определяется их педагогическая направленность, так как необходимость этюдной практики диктуется, как правило, возможностью глубже изучить предметы и явления действительности с точки зрения определения живописных отношений в натуре: определения и передачи различий тона предметов, передачи освещения и объема предметов изображения, решение тепло-холодных цветовых отношений между предметами, расположенными в пространстве.

Выполнение этюдов и набросков студентами художественно-графических факультетов педвузов также имеет ценное значение в формировании и развитии у будущих учителей изобразительного искусства, знаний, умений и навыков показа приемов и последовательности выполнения живописных работ. В этом случае методически осмысленная и обоснованная этюдная деятельность является средством формирования художественно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Анализ практики обучения студентов на художественно-графических факультетах педвуз в показал, что вопрос формирования и развития художественно-педагогических способностей, включающего в себя знания, умения и навыки педагогического рисования живописными материалами, недостаточно разработан. Теоретический анализ существующих исследований, посвященных вопросами художественно-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства также не освещает данной проблемы. Так, например, профессиональной и художественной подготовке студентов педагогических вузов художественно-графических факультетов посвящены научные труды видных деятелей образования: Беда Г.В., Зинченко В.П., Кузин B.C., Медведева Л.Г., Масленников А.А. Ростовцев Н.Н. Смирнов Г.Б., Терентьев А.Е., Триселев А.В., Унковский А.А., Шабанов Н.К., Шорохов Е.В., Яшухин А.П.

Исследований художественно-педагогических способностей, объединяющих специальные дисциплины и методику их преподавания, в настоящее время недостаточно. В основном, труды в данном направлении, посвящены проблемам в преподавании по рисунку. Таковы научные разработки Терентьева А.Е. и Шабанова Н.К. Педагогический аспект формирования способностей на примере выполнения орнаментальных композиций рассматривала Михаленко Л.Б.

Вопросами педагогического рисования много занимался художник-педагог Терентьев А.Е. В своем исследовании он определил существенные особенности подготовки учителя рисования для работы у классной доски. Ученый разработал систему формирования способностей педагогического рисования графическими материалами. Потребность в подготовке специалистов по изобразительной деятельности, владеющих методикой показа техник живописного исполнения также существует. Но в аспекте разработки системы подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов к педагогическому рисованию живописными материалами и формирования художественно-педагогических способностей посредством этого вида деятельности исследований не проводилось.

Вышеизложенное определило проблему исследования.

Актуальность проблемы состоит в нерешенности проблемы формирования художественно-педагогических способностей студентов художественно-графического факультета, от чего в значительной степени страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства.

Исходя из вышесказанного, мы определили цель диссертационного исследования, которая заключается в выявлении особенностей подготовки студентов педагогических вузов художественно-графических факультетов к педагогической практике, в частности, к педагогическому рисованию у классной доски живописными материалами и разработке методической системы формирования художественных и педагогических способностей в процессе занятий по живописи и методике преподавания изобразительного искусства (практические занятия).

Объект исследования определяется нами как учебно-творческая, живописная и методическая деятельность студентов 3-его курса по формированию художественных и педагогических способностей в процессе работы по выполнению этюдов на различные темы с целью показа приемов работы живописными материалами и в процессе выполнения методических разработок последовательности выполнения живописи этюда и объяснения приемов работы.

Предметом исследования мы считаем методику формирования художественно-педагогических способностей студентов, поиск эффективных форм, методических приемов и методов обучения, организацию живописно-методической деятельности студентов в процессе показа методов и приемов работы живописными материалами на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства в школе, а также в учебно-творческом процессе по живописи.

Гипотезой исследования является следующее предположение о том, что: если в учебный процесс ввести методическую систему, направленную на формирование художественно-педагогических способностей студентов, включающую в себя:

-цели, задачи и содержание обучения живописи и методики ее преподавания, соответствующие требованиям стандартных образовательных программ по живописи и методике преподавания изобразительного искусства;

-отобранные нами известные в педагогике дидактические принципы, формы, методы и методические приемы организации занятий по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства практические занятия), которые как мы считаем, в их взаимодействии наилучшим образом могут решать данную проблему;

-дидактические средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов (методические таблицы, раскрывающие основные свойства и закономерности взаимодействия цветов, репродукции с этюдов художников, этюды, выполненные студентами в ходе педагогической практики, средства ТСО видеофильмы, слайды, способствующие накоплению зрительного живописного опыта), то это будет способствовать значительному развитию художественно-педагогических способностей студентов, потому что данная методическая система обладает такими ценными качествами как единство целей и задач, взаимодействующих принципов, единство и взаимосвязь художественного и педагогического, теоретического и практического.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать искусствоведческую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить особенности подготовки студентов художественно-графических педагогических вузов к педагогическому рисованию живописными материалами у классной доски.

3. Определить совокупность педагогических условий эффективного формирования художественных и педагогических способностей студентов в процессе занятий живописью и методикой преподавания изобразительного искусства.

4. Разработать задания: по живописи этюда, по методике их выполнения, по объяснению живописных техник выполнения этюдов совместно с демонстрацией выполнения живописной работы.

5. Разработать критерии оценки художественных и педагогических способностей студентов по определению уровней их развития.

6. Экспериментально проверить модель разработанной методической системы формирования художественно-педагогических способностей студентов на занятиях по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства, включающую в себя цель и задачи обучения, содержание обучения, дидактические принципы, формы и методы обучения, обеспеченные необходимыми средствами, повышающими эффективность ее использования.

Методологической основой исследования являются психолого-педагогические труды ученых по вопросам подготовки педагогических кадров по эстетическому и художественному образованию, раскрывающие суть процесса формирования способностей; по теории деятельности; по вопросам цветоведения; по истории и теории живописи. В нашей работе использован комплекс методов: -теоретический анализ литературы по педагогической психологии и методике по проблеме исследования;

-теоретический анализ искусствоведческой, исследовательской и специальной литературы;

-анализ школьных и вузовских программ по предметам «живопись» и «изобразительное искусство»;

-анализ продуктов деятельности студентов (этюды и методические разработки), созданных в процессе экспериментальной работы;

-метод наблюдения за работой студентов во время демонстрации последовательности выполнения этюдов и способов работы красками; -метод моделирования педагогических ситуаций, -опытно-экспериментальное обучение; -анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой стал факультет изобразительного искусства ТФ СГПУ. В общей сложности опытно-экспериментальным исследование было охвачено около 200 студентов.

Исследование проходило в 4 этапа:

Первый период (1994-1995г.г.) носил наблюдательно-аналитический характер. Осуществлялась работа по наблюдению за проведением педагогического рисунка живописными материалами в период прохождения студентами педагогической практики; изучались специальная литература по проведению быстрого рисования; изучались психологические основы быстрого восприятия и специальная искусствоведческая литература, включающая сведения о живописи этюда. На данном этапе также определялась цель и задачи исследования, а также сформировалась его гипотеза.

Второй период (1996-1997г. г.) включал в себя теоретическую разработку и проведение констатирующего эксперимента; внедрение элементов поискового эксперимента с целью определения исходного уровня способностей студентов, выявления и отбора наиболее эффективных разработанных нами заданий.

Третий период (1997-1999г. г.) заключал в себе опытно-экспериментальную работу — формирующий и контрольный эксперименты. Были проведены обучающий эксперимент, включающий содержание экспериментальных заданий по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства, и сравнительный эксперимент, в ходе которого анализировались работы студентов.

Четвертый этап (1999-2001г. г.) - это период обобщения систематизации полученных данных, подведения итогов проведенного исследования и подготовка соответствующих выводов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определены особенности подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов к педагогическому рисованию у классной доски живописными материалами, которые выражаются в системном подходе проведения курса этюдной живописи и практических занятий по методике изобразительного искусства (единство художественного и педагогического, единство целей и задач, целенаправленных на формирование способностей выполнения педагогических этюдов цветом).

2. Определена совокупность педагогических условий эффективного формирования профессиональных способностей студентов на занятиях живописью и методикой преподавания изобразительного искусства в школе: осознанность, целенаправленность, систематичность, поэтапность: -в изучении живописи этюда; -в овладении педагогическим опытом в области демонстрации приемов работы живописными материалами; -в организации занятий по системе субъект-субъектных отношений, при которых реализуется возможность проявления педагогических способностей студентов.

3. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель методической системы формирования художественных и педагогических способностей студентов в процессе работы над этюдами и набросками на занятиях по живописи и на практических занятиях по методике преподавания изобразительного искусства, в которой:

-определены цели, задачи и содержание обучения живописи и методики ее преподавания, соответствующие требованиям стандартных образовательных программ по живописи и методике преподавания изобразительного искусства;

-дидактические принципы, формы, методические приемы выполнения быстрых живописных этюдов, методических разработок к ним, а также методы объяснения и демонстрации живописных техник исполнения: (целенаправленная постановка задач параллельно по живописи и по методике изобразительного искусства; теоретическая подготовка студентов и проведение бесед по теории живописи студентами в аудитории с группой сокурсников; формирование навыка быстрого письма посредством многократного выполнения упражнений на решение различных живописных задач; разработка приемов работы цветными акварельными карандашами в целях демонстрации; совмещение метода объяснения и практического выполнения этюда студентами; отработка поэтапности выполнения живописных этюдов);

-средства обеспечения всех учебно-воспитательных и образовательных процессов (методические таблицы, раскрывающие основные свойства и закономерности взаимодействия цветов, репродукции с этюдных работ художников, этюды, выполненные студентами в ходе педагогической практики, способствующие накоплению зрительного живописного опыта, средства ТСО видеофильмы, слайды), существенно развиваются художественные и педагогические способности студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами методическая система формирования художественно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов в значительной мере способствует развитию живописно-творческих и живописно-методических, являющихся частью художественно-педагогических, способностей.

Данные исследования могут служить материалом для дальнейших теоретических разработок и практических исследований по отдельным вопросам теории и методики преподавания в педвузах, а также в художественных училищах и в школах.

Практическая значимость исследования:

-материалы исследования, показывающие эффективность данного процесса, раскрывающие методы по проблеме исследования, могут быть использованы преподавателями и студентами в их подготовке к практической деятельности учителя изобразительного искусства.

-методические рекомендации выполнения этюдов и методических разработок могут быть использованы при организации занятий по живописи акварелью и гуашью и на практических занятиях по методике преподавания изобразительного искусства со студентами художественно-графических факультетов;

-методические разработки и выполненные этюды могут быть использованы в качестве наглядного материала на занятиях живописью в системе художественно-изобразительного образования.

Степень достоверности и обоснованности полученных результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической, психологической наук, достижениями искусствознания и основывается на материалах исследований, подтвержденных опытно-экспериментальным путем. Выводы и результаты исследования обсуждались на кафедре методики преподавания изобразительного искусства МПГУ, подвергались проверке и корректировались при проведении опытно-экспериментальной работы. На защиту выносятся следующие положения: 1. Теоретически обоснованное и экспериментально проверенное положение о том, что профессиональные способности студентов, составляющие единство художественных и методических способностей, развиваются во взаимосвязи в процессе целенаправленной учебно-творческой живописной подготовки.

2. Методика проведения занятий по этюдной живописи и методике преподавания изобразительного искусства с учетом направленности на формирование художественно-педагогических способностей будушдх учителей изобразительного искусства в области демонстрации последовательности выполнения этюдов, способов и приемов работы живописными материалами.

3. Модель методической системы формирования художественных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы исследования и ход поискового и формирующего экспериментов обсуждались на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения МПГУ;

Апробация результатов эксперимента были внедрены на факультете изобразительного искусства филиала СФ ТГПУ, в общеобразовательных школах города Тольятти №№77 и 64, художественных школах №№ 2 и 3.

Основные идеи и результаты исследования отражены в 9 публикациях. Они были изложены на конференциях в г.г. Уфе, Магнитогорске, Самаре и Тольятти.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трех приложений. Объем диссертации 141 страницы основного текста, список литературы насчитывает 188 наименований; в приложение вошло, методические рекомендации - 42 страницы, около 90 рисунков, схемы и таблицы,

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

10. Результаты исследования подтвердили исходную гипотезу: по мере приобретения методических и художественных знаний и умений выполнения этюдов студентами в рамках целенаправленной методической системы наблюдается повышение их творческой активности, методической грамотности, существенно развиваются художественно-педагогические способности.

Полученные научные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования методики преподавания живописи и методики преподавания изобразительного искусства.

Практические результаты проведенного диссертационного исследования могут быть использованы в системе художественного образования в школьной и вузовской практике.

В будущих исследованиях необходимо дальнейшее осуществление поиска путей организации занятий по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства в целях профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов.

Заключение.

В ходе исследования и проведения эксперимента по формированию художественно-педагогических способностей студентов факультета изобразительного искусства на занятиях по живописи и на практических занятиях по методике преподавания изобразительного искусства были решены следующие задачи:

1. Изучен, систематизирован и обобщен теоретический материал по технике этюдной живописи.

2. изучен и теоретически обоснован процесс формирования художественных и педагогических способностей студентов с психолого-педагогических позиций.

3. Определены особенности подготовки учителей изобразительного искусства к педагогическому рисованию живописными материалами у классной доски в процессе формирования художественно-педагогических способностей.

4. Определена совокупность психолого-педагогических условий эффективного формирования художественных и педагогических способностей студентов в процессе занятий живописью и методикой преподавания изобразительного искусства

5. Определены принципы осуществления взаимосвязи задач по предметам «живопись» и «методика преподавания изобразительного искусства»

6. Определено содержание художественных и педагогических знаний и умений учителя рисования в школе, необходимых для демонстрации способов и приемов работы живописными материалами, которые являются основной базой для дальнейшего развития художественно-педагогических способностей.

7. Определено содержание художественных задач в ракурсе выполнения педагогического этюда и способы их решения на занятиях живописи в соответствии с требованиями программ для художественно-графических факультетов педагогических вузов.

8. Разработаны критерии оценки художественных и педагогических способностей студентов по определению уровня их развития.

9. Разработана и экспериментально проверена методическая система формирования художественно-педагогических способностей студентов на занятиях по живописи и по методике преподавания изобразительного искусства

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Землякова, Галина Михайловна, Москва

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве. М.: Мир, 1982. - 181 с.

2. Абдулина OA. О формировании педагогических умений. Сов. педагогика. 1972, №11, с.93 103.

3. Аксенов Ю. Г. Левидова М. Н. Цвет и линия. М. 1976. Вып.1 301 с.

4. Алексеев С. С. Некоторые сведения о колорите. /Художник. №11. 1960. №2. 1971. с.60-61.

5. Алексеев С. С. О колорите. М.: Иобраз искусство, 1974.- 176 с.

6. Алексеев С. С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1964. 53 с. 19 л. илл.

7. Аман Л. М. Упражнения как средство повышения эффективности уроков изобразительного искусства. В кн.: Совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства. М. 1972.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М„ Прогресс. 1974.- 392 с.

9. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977,- 184 с.

10. Артемьева Т.И. Способности и условия их развития. Автореферат на соискание уч. степ, канд пед. наук. М.: АН СССР, ин-т философии. 1969. П.Басманов В. Цветовой контраст. /7 Юный художник. 1980, № 7, с. 28-30.

11. Бакшеев В. Н. Воспоминания. М.: Академия Художеств СССР. 1961 138 с.

12. БедаГ.В. Живопись. М., Просвещение. 1986,- 192 с.

13. Беда Г. В. Тоновые и цветовые отношения основа живописной грамоты. В кн. Вопросы теории и методики преподавания изобразительной грамоты. Вып.34. Краснодар. 1963. С. 5-27.

14. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. В помощь начинающему художнику. ч.2. Живопись, композиция. М. 1957.

15. Блонский П.П. Память и мышление. М-Л.: Соцэкгиз, 1935. 214 с.

16. Боголюбов Н. С. Принцип индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар, 1992. 27 с.

17. Бродский И. А. Репин педагог. М.: Изд-во АХ СССР, 1960. - 128 с.

18. Бродский И.И. 1884 1939. (Статьи, письма, воспоминания). Под ред. Цыганова. Л.-М.: Искусство. 1941. -32 с. с ил.

19. Брэгг У. Мир света. Мир звука. М.: Наука. 1967. 336 с.

20. Вавилов С.И. Глаз и солнце. О «теплом» и «холодном» свете. М.: Изд. АН СССР. 1961. 160 с.

21. Валентайн К. Психология красоты. Результаты экспериментальных исследований. Перевод с англ. Л.-М.,: Пучина. 1926. 136 с.

22. Валентин Серов. Автор вст. статьи Д.В. Сарабьянов Л.: Аврора. 1987. 272с.

23. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа. 1991. 204 с.

24. Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности. Киев. 1985 178с.

25. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Академия пед. наук. 1950.-508 с.

26. Волков Н. Н. О живописной культуре. /Искусство, №5, 1963.

27. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. научных трудов под ред. Н.Н. Ростовцева. М.: МГПИ им. В.И. Ленина. 1980. 192 с.

28. Восприятие и изображение. Сб. статей под ред. Игнатьева Е. И. М.: МГПИ им В.И.Ленина. Ученые записки № 194, 1963. 368 с.

29. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. -533 с.

30. Выготский Л. С. Психология искусства. С-Пб.: Азбука, 2000 416 с.

31. Гагарин Б. Г. Активизация самостоятельной и творческой деятельности студентов при обучении их живописи. В кн.: Вопросы преподаванияизобразительного искусства. Вып. 2. Челябинск: Мин.просвещ. РСФСР. Челяб. Госпед. ин-т. 1975. 90 с.

32. Гинсбург. И.В. П.П. Чистяков и его педагогическая система. J1.-M.: Искусство, 1940. 240 с. с ил.

33. Гете В. Статьи и мысли об искусстве. JI.-M.: Искусство, 1936. 410 с.

34. Грабарь И. Э. Репин. Монография в 2-ух томах. М.: Академии Наук СССР. т1. 1963. 332 е. т.2. 1964. - 331 с.

35. Грабарь И.В. В.А. Серов. Жизнь и творчество. 1865 1911. М.: Искусство, 1965. -.491 с. с ил.

36. Грановский Илья. С.В. Иванов. Образы жизни и борьбы народной. Искусство. 1964. №6.

37. Грановский Илья. Сергей Васильевич Иванов. JL: Художник РСФСР, 1962.-47 с. с ил.

38. Гюстав Курбе. Герстл Мак. М.: Иску сство. 1986,- 271 е., 16 л. ил.

39. Даниэль С. Язык педагога. Художник. 1981. №10, с. 61 -62.

40. Дерибере Морис. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат. 1964,- 184с

41. Домогатский Д. Н. Цветовые отношения. Художник №3. 1964.

42. Ефимов А. В. Об изучении цвета в Японии. // Техническая эстетика, № 8, 1976, с. 26-32.

43. Завадская Евгения. В. В. Верещагин. М.: Искусство. 1986. 109 с.

44. Зазюн И. А. Основы педагогического мастерства. Киев. 1987.

45. Занков Л. В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962. 148 с. с ил.

46. Зинченко В.П., Величковский Б.М. Вучетич Г.Г. Психология восприятия. Функциональная структура зрительной памяти. М. 1980 -282 с.

47. Жегин Я.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство. 1970. 123 с.

48. Журавлев. О картине. Юный художник № 2. 1940.

49. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. М.: Мир. 1964. 442 с.

50. Игнатьев С.Е. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. Сб. Психология рисунка и живописи. М.: Академия пед. наук, 1954. 224 с. с ил.

51. Игнатьев Е.И. Формирование сложного образа, пригодного для рисования по представлению. Сб. Психология рисунка и живописи. Сб статей. М.: Академия пед наук, 1954. 224 с.

52. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. М., 1963. 224.

53. Игнатьев Е.И. Живопись в изобразительной деятельности учащихся. // Начальная школа, 1882, №1, с. 51-53.

54. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Изв. АПН РСФСР. 1956, №76. с.З 17

55. Иогансон Б. В. О живописи. М.: Искусство, 1960 31 с.

56. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М.: Академия Художеств СССР,. 1952. -224 с.

57. История русского искусства. Под ред. Раковой М.М. Том 1. М. -Изобразительное искусство, 1978. -320 е. ил.

58. История русского искусства. Искусство второй половины XIX века. Под ред. Неклюдовой М.Г. Т.2. кн. 1. М,- Изобразительное искусство. 1980. 163 е., ил.

59. История русского искусства. Искусство конца XIX начала XX века. Под ред. Милотворской М.Б. Т.2, кн.2. М.- Изобразительное искусство, 1981. -175 е., ил.

60. История искусства зарубежных стран XVII XVIII веков. Под редакцией Раздольской. М.- Изобразительное искусство, 1988,- 120 е. ил.

61. Календа В. К., Кальнинг А.К. Указания по акварельной живописи. В кн.: Пособие по рисованию. Под общ. ред. Кардовского Д.Н. М.-Л.: Госстройиздат. 1938. 164 е., С. 154.

62. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство. М.: Искусство. 1968. 76 с. ил.

63. Каменский М.Ф. Учитель рисования. Художественно-педагогический журнал. М. 1902., с 4.

64. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед. 1992. 107 с.

65. Кардовский Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М. Изд. АХ СССР. I960,-338 с.

66. Каталог произведений Н. И. Фешина до 1923. Вступительная статья Е.П. Ключевской. Казань: Гос. музей изобр. исскусства респ. Татарстан. 1992. -50 с. 27 л. ил.

67. Кац P.O. О чувствительности глаза к одновременному и последовательному контрасту. СПб., 1893. 66 с

68. Киплик Д. И. Техника живописи. M.-JI.: Искусство. 1950 504 с.

69. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: АПН РСФСР. 1959. 304 с.

70. Киреенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности. / Вопросы психологии 1965. № 5, с. 67.

71. Киселев М.Ф. К.А. Коровин. 1861 1939. М.

72. Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М. 1992. 174 с.

73. Ключевская Е. Фешин рисовальщик. /Художник. 1984, №8. С. 7 - 9.

74. Ковалев А. Г. О структуре способностей к изобразительной деятельности. В кн.: Проблемы способностей. М., 1962. С. 86 110.

75. Д. Корин об искусстве. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Сост. Н.Н. Банковский. М.: Сов. художник. 1988. 320. е., ил.

76. Коровин К.А. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания. Сост. и автор моногр. очерка Н.М. Молева. М.: Академия Художеств СССР, 1963. 563 с. с ил.

77. Коровин К.А. Автор-сост. Турчин B.C. М.: Изобразительное искусство, 1991. -15 с.

78. Коровин К. А. Альбом репродукций. Автор-сост. И. А. Гутт. М.: Изобразительное искусство, 1977. 3 с. 12 л. ил.

79. Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР. 1951.-151 с.

80. Кравков С. В. Руководство к практическим занятиям по цветоведению. М. JL: Госуд. Технико-теоретическое изд-во. 1932. - 52 с. с ил.

81. Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: Изд. АН СССР. 1951. 176 с.

82. Крамской об искусстве. Автор-сост. Ковалевская Т. М. , 2-ое изд. Доп. М.: Изобраз искусство. 1988. 176 е., ил.

83. Крамской И.Н. Переписка И.Н. Крамского, т. 2. М.: Искусство, 1954. -668 с. 10 л. ил.

84. Крутецкий В. А. Проблема способностей в психологии. М., 1971. 60 с.

85. Крымов Н.П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания. М. .Советский художник. 1989.-224 е., ил.

86. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве /Франция и Бельгия 1870 1900/. М.: Изобразительное искусство. 1994. -272 е., ил.

87. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.- 144 с. с ил.

88. Кузин B.C. Набросок с натуры. /В помощь учителю рисования/. //Начальная школа. 1964, № 10.

89. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. М.: Мин. Просвещения РСФСР, 1969 100 с.

90. Кузин В. С. Психология. М.: Агар. 1997 304 е., ил.

91. Кузин B.C. Психологический анализ наброска с натуры. /Экспериментальный анализ быстрых зарисовок и подвижных предметов/ Автореферат диссертации на соискание степ, канд пед наук. М.: Моск. гос.пед. институт 1966.

92. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1970. -256 с. с ил.

93. Левитан. Альбом. Л.: Аврора. 1987,- 18 е., ил.

94. Левитан. Рисунок. Акварель. Текст Федорова-Давыдова А.А. М. 1963.

95. Леняшин. Портретная живопись В.А. Серова. Л.: Художник РСФСР. 1986.-260 е., ил.

96. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М. -Л. АХ СССР. 1935. т.2. 490 с.

97. Леонкина Л.С. О формировании у школьников первоначальных навыков рисования с натуры. В кн.: Вопросы художественно-педагогического образования. Смоленск, 1976,- С. 72.

98. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. /Вопросы психологии. 1960, №1. с. 7-18.

99. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Серия «Педагогика и психология». М.: Знание, 1981. -186 с.

100. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание. 1976. №3.-64 с.

101. Лернер И. Я. О построении логики дидактического исследования. Сов. педагогика, 1970, №5.

102. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978 127 с.

103. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., т.11. 1975. 64 с.

104. Лясковская О. А. П. П. Чистяков. М.: наука и искусство, 1953, 64 с. 9 ил.

105. Майзель С. О. Цвета и краски. Петроград, 1923. 80 с.

106. Малая история искусств. Западноевропейское искусство. XVII век. И.Е. Прусс. Под общей ред. А.М. Кантора. М.- Искусство. 1974 -383 е., ил.

107. Малая история искусств. Искусство XVIII века. Под общей ред. A.M. Кантора. М.- Искусство. 1977. -373 е., ил. .

108. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993 190 с.

109. Маркова В.Э. Итальянская живопись XII XVIII веков. М.: Изобразительное искусство. 1992. - 382 с. с ил.

110. Мастера искусств об искусстве. Т.4. под ред Федорова-Давыдова А.А. М.: Изогиз. 1937. -569 с. с ил. т. 4.

111. Мастера искусств об искусстве. Т.2. под ред. Д. Аркова. M.-JI.: Изогиз. 1936. -490 с.

112. Милюков А.А. Проблемы методико-педагогической подготовки студентов хгф на современном этапе. В кн.: Художественно-графический факультет и школа. Л. 1980 c.l 11 -117.

113. Минарт М. Свет и цвет в природе. М., 1958. 424 с.

114. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.

115. Михайлов А.А. Акварель. Искусство акварели: Учебное пособие. М. Изобразительное искусство. 1995. 200 е., ил.

116. Михаленко Л.Б. Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах. М. 1984. Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук.

117. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Просвещение, 1991. -416 с.

118. Молева Н. М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М.: Искусство. 1956. 519 с.

119. Молева Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Госиздат. 1963.- 403 с.

120. Молева Н. М., Белютин Э. М. П. П.Чистяков теоретик и педагог. М.: Изд-во Академии Художеств СССР. 1953. - 227 с.

121. Молева Н М. Белютин Э.М. Школа Антона Ашбе. М.: Искусство. 1958. -110с.

122. Недошивин Г. А. Из истории зарубежного и отечественного искусства. М.: Советский Художник, 1990. 301 с. с ил.

123. Немилова И. С. Французская живопись. XVIII век. Л.: Искусство, 1985.492 с. с ил.

124. Ненарокомова И. Константин Коровин. М., 1997. 95 с.

125. Новое о Репине. Статьи письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Л.: Художник РСФСР. 1969. 435 е. 40 л. ил.

126. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа. /Некоторые размышления о профессии/. М.: Просвещение, 1972. 80 с.

127. Осмоловский Ю.Э. Юон К.Ф. О нем. М.: Советский художник. 1982. -248 с. с ил.

128. Оствальд В. Письма о живописи. М.: Изд-во Россман и Кнебель. 1905. 157

129. Пикулев. Русское изобразительное искусство. М.: Просвещение. 1977. -288 е., ил.

130. Поварова В. П. Бороздюля И. А. Экспериментальный курс «Цветоведения» в ЛВХПУ им. Мухиной. / Техническая эстетика. 1978, №12, с. 12-14.

131. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. М. 1982. 96 с.

132. Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. Киев, 1983.

133. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.сил.

134. Пособие по рисованию. Под общ. ред. Кардовского Д.Н. М.-Л.: Госстройиздат, 1938. 164 с. с ил.

135. Потоцкий М.В. Преподавание высшей математики в пединституте. М. 1975 -208 с.

136. Преображенский Ю.И. К вопросу о целостности восприятия натуры. В кн.: Проблемы художественной подготовки учителя изо искусства. Смоленск, 1979,-с. 3-20.

137. Психология: Учебное пособие для учащихся педучилищ. Под ред. Крутецкого В.А. М.: Просвещение. 1974. 303 с. с ил.

138. Психологические исследования интеллектуальной деятельности, под ред. O.K. Тихомирова. М., 1979. 232 с.

139. Пэдхем Ч„ Сандерс Дж. Восприятие света и цвета. Пер. с англ. М„ 1978. -256 с.

140. Радлов Н. Э. Рисование с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1978. с. 320.

141. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. Учеб. пособие для арх. Вузов и фак-тов. М.: Госстройиздат, 1959. 223 с. с ил.

142. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. /Вопросы психологии №1, 1990., с. 164.

143. Рожкова Е. В помощь учителю. / Начальная школа. 1972. №10.

144. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобраз. искусство. 1983.-288 с.193 ил.

145. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946 704 ил.

146. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. :Педагогика„ 1976. -416 с.

147. Русское искусство Петровской эпохи. Н.В. Калязина, К.Н. Комелова. Л.-Художник РСФСР. 1990. 272 е., ил.

148. Рындин А. С. Исследование методов обучения передачи световоздушной и среды в живописи. Автореферат дисер. на соиск. ученой степ. Канд пед.наук. М. 1973.

149. Рындин А. С. Некоторые вопросы восприятия цвета. В кн.: Вопросы теории, истории и методики преподавания из искусства. Карачаевск, 1971, с. 81-93.

150. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. 294 е., ил.

151. Скаткин М. На пути к единой системе. / Творчество. №7, 1982. с. 15-17

152. Сластенин В. А. Требования к психолого-педагогической подготовке учителя. В кн.: Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976, с. 160.

153. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. Автореферат на соиск. степени докт. пед. наук. М. 1977.

154. Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Акварель. Учебное пособие для студентов-заочников худ-граф. Факультетов пединститутов. Изд. 3-е, перераб. М. Просвещение, 1976. -39 с.

155. Старк Э. Колыбель русского искусства. Императорская Академия Художеств. Пбг, 1914.

156. Степакова В.В. Теория и практика становления методического мастерства будущего учителя черчения. Автореферат на соискание степ, доктора пед. наук. М. 1997.

157. Столяров И. М. Акварель. Материалы и способы письма. Минск. 1980. -112 с., ил.

158. Суздалев Г1. К. Основы понимания живописи. М.: Искусство. 1964. 87 с. с ил.

159. Тарабукин Н. М. Опыт теории живописи. М.: Пролеткульт. 1923. 69 с.

160. Теоретические проблемы психологии личности. Сб. статей под ред. Шорохова Е. В. М.: Наука, 1974. 317 с.

161. Теплов Б. М. Проблема цветоведения в психологии. Психология, вып. 2, М., 1930.

162. Теплов Б. М. Пороги различения светлоты при разном окружении. /Психология. 1930, №3.

163. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. Изд. Второе, перераб и доп. М.: Просвещение. 1980. -48 с.

164. Терентьев А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. Автореферат на соискание уч. степ. канд. пед наук. М. 1978.

165. Турчин. Теодор Жерико: Монография,- М.: Изобр. Иск-во, 1982.- 208 е., ил.

166. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилисси. 1961. 211 с.

167. Унковский А.А. Живопись: вопросы колорита. Учебное пособие для студентов. М., 1980.- 128 с.

168. Унковский А. П. Живопись темперой и гуашью. М. 1980 26 с.

169. Фешин. Документы, письма, воспоминания о художнике. Л., 1975.

170. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. Сборник научных трудов. /Под ред Сластенина В. Л./ М., 1979 -145 с.

171. Французская живопись XVIII века в собрании государственного эрмитажа: Альбом / Авт.-сост. И.С. Немилова. -М.: Изобраз. Искусство. 1985. 268 е., ил.

172. Ходжаева 3. И. Проблема навыка в психологии. Тбилиси, I960,- 296 с.

173. Хогарт В. Анализ красоты. Л. М., 1958. - 218 с.

174. Цойгнер Г. Учение о цвете (популярный очерк) М.: Стройиздат. 1971 .-159 с.

175. Чистяков П. П. Переписка. Ред. и комментарии Бродского И.А. М.: Искусство, 1939. 328 с. с ил.

176. Шаронов В. В. Свет и цвет. М.: Физмат. 1961. 331.

177. Шабанов Н.К. Формирование педагогической направленности по рисунку. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. М. 1987.

178. Шабанов Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. М. 1995.

179. Шмит Ф. И. О психологии рисования. Харьков, 1919. 16 с.

180. Щегалъ Г. Колорит в живописи. М., 1957. 76 с.

181. Щербаков А.И. Психологическое формирование личности советского учителя. М. 1967.

182. Чесноков В. Акварели Остроумовой-Лебедевой. М., 1985, вст. статья без страниц.

183. Юон К. О живописи. М.: Изогиз, 1937,- 282 с.

184. Юон К. Ф. Об искусстве. В 2-х томах. T.l. М.: Художник. 1959. 384 с.

185. Яшухин А.П. Живопись. Учебное пособие для педучилищ. М.: Просвещение, 1985. 288 с. 8 л. ил.

186. Яшухин А.П. Ломов С.П. Живопись. Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЛГАР, 1999. - 232 е., ил.