автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов
- Автор научной работы
- Жуков, Денис Александрович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов"
На правах рукописи
ЖУКОВ Денис Александрович
ЭТЮД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство).
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва -2005
Работа выполнена на кафедре живописи художественно-графического факультета " Московского педагогического государственного университета
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор ШОРОХОВ Евгений Васильевич
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор КОЗЛОВ Валерий Иванович
кандидат педагогических наук, профессор УНКОВСКИЙ Андрей Алексеевич
Ведущая организация: Московский государственный областной университет
Защита диссертации состоится 19 сентября 2005 г, в 15.00 часов на заведении диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (1 17571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. №551).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан «_»_2005 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Игнатьев С.Е.
2: Ч£ 0006
$Я31
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Проблема исследования и ее актуальность.
Социальные процессы и изменения, происходящие в обществе и в системе образования, требуют качественного повышения профессиональной и специальной подготовки будущих учителей.
Вопросы определения профессионализма в деятельности учителя, оценка его профессиональных способностей, давно стали объектом изучения ученых. Нельзя подготовить хорошего специалиста в вузе, не развивая у него профессиональных способностей. Нужна обоснованная и четко продуманная методическая система развития личности учителя, вооруженного специальными знаниями, умениями и навыками в области профессиональной деятельности.
Остро стоит проблема развития профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов. Это многоаспектная, целостная проблема. Теоретическое осмысление процесса развития художественно-педагогических способностей и путей его реализации должно качественно повысить профессиональную подготовку будущего учителя и заложить основы его педагогического мастерства.
Наиважнейшим полем деятельности для развития художественно-педагогических способностей студентов являются занятия этюдами на пленэре. Именно этот вид деятельности студентов позволяет не только развиваться, но и взаимообогащаться как художественным, так и педагогическим способностям будущих учителей.
Проблемой развития способностей занимались такие крупные отечественные и зарубежные психологи: Б.Г.Ананьев, А.Анастази, Ю.Б.Гиппенрейтер, Л.Д.Венгер, В.А.Крутецкий, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев, Г.Мелхорн, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков и другие.
Психолого-педагогические исследования, посвященные педагогическим способностям принадлежат авторам: Е.Г.Балбасовой, В.П.Битуеву, Ф.Н.Гоноболину, Э.А.Гришину, Л.Д.Ершовой, Л.Н.Захаровой,
B.А.Крутецкому, Н.В.Кузьминой, Н.Д.Левитову, А.К.Марковой,
C.В.Недбаевой, В.А.Сластенину, А.И.Щербакову и др.; структура художественных и творческих способностей представлена в работах Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева Е.В.Шорохова и др.
При изучении истории методов обучения рисунку и живописи, в том числе и этюдам на пленэре в отечественной художественной школе, мы опирались на работы И.В.Гинзбурга, Н.А.Дмитриевой, Н.Я.Маслова, Н.М.Молевой и Б.Э.Белютина, Н.Н.Ростовцева и др..
Большую ценность для нашего исследования представляют труды художников-педагогов: Г.В.Беда, В.П.Зинченко, В.К.Лебедко, Н~Я.Маслова, Н.Н.Ростовцева, Г.Б.Смирнова, А.Е.Терентьева, А.А.Унковского, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова, А.П.Яшухина и др.
В настоящее время имеется значительное количество исследований, касающихся отдельных сторон процесса развития художественно-педагогических способностей на пленэрных занятиях этюдами. Так например, А.Е.Терентьев и Н.К.Шабанов исследовали процесс развития профессиональных способностей и умений, но они это делали в рамках академических занятий. А.Е.Терентьев разработал последовательность заданий и упражнений, направленных на создание профессиональных основ для работы по педагогическому рисованию, дал научно-методическое обоснование программы. Некоторые пути в решении им этой сложной проблемы послужили отправной точкой для нашего исследования. Н.Я.Маслов, С.Е.Токарев, В.М.Соколинский, Л.Г.Ушакова, исследовали процесс развития творческих способностей во время пленэрной практики, но не акцентировали внимания на развитии художественно-педагогических умений и способностей.
Анализ научных исследований и методической литературы показал, что специального исследования по развитию художественно-педагогических способностей в процессе выполнения этюдов на пленэре не проводилось. Необходимость серьезного внимания к этой проблеме на художественно-графическом факультете пока не находит отражения в педагогической практике.
Этюды обладают своими специфическими особенностями, неповторимыми возможностями в достижении профессионального мастерства учителя изобразительного искусства. Они создают обширный запас зрительных впечатлений, необходимых для выполнения композиций и педагогических рисунков, развивают наблюдательность, зрительную память, образное мышление, целостное восприятие. На занятиях этюдами можно развивать художественные и педагогические способности студентов, они дают большой заряд положительных эмоций от общения с природой, способствуют формированию эстетического вкуса обучаемых. Исходя из этого, возникает необходимость глубже вникнуть в сущность теории и методики обучения этюдам на пленэре.
Определилась проблема исследования: повышение специальной и профессиональной подготовки студентов на занятиях этюдами на пленэре.
Проблема является актуальной в связи с тем, что слабое внимание профессиональной и специальной подготовке в процессе проведения учебной практики по пленэру отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства. Недостаточная изученность вопросов развития художественно-педагогических способностей студентов на пленэре, недостаточная научная обоснованность роли и места этюдов на пленэре в развитии этих способностей подтверждают актуальность и необходимость решения данной проблемы.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс обучения студентов этюдам на пленэре в системе художественно-педагогического образования.
Предмет исследования - содержание и методика обучения этюдам на пленэре, способствующая развитию у студентов художественно-педагогических способностей.
В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой предполагается, что развитие художественно-педагогических способностей студентов педвуза в процессе выполнения этюдов на пленэре будет более эффективней, если:
-будет разработана и апробирована методическая система развития
художественно-педагогических способностей, позволяющая
формировать основы профессионального мастерства;
-в учебный процесс будет введена система заданий, учитывающая
индивидуально-психологические особенности студентов;
-введению методики, предопределяющей развитие художественно-
педагогических способностей, будет предшествовать их диагностика.
Проблема, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Провести исторический анализ развития методов обучения этюдам на пленэре в художественной педагогике в России.
2. Исследовать и доказать преимущество единства художественной и педагогической подготовки, их взаимообогащающего значения.
3. Разработать систему заданий эподов для пленэрных практик, направленную на развитие художественно-педагогических способностей студентов.
4. Разработать и экспериментально проверить методическую систему, основанную на единстве художественной и педагогической подготов-
4
ки и позволяющую формировать у студентов хгф основы педагогического мастерства.
Методологической основой исследования являются основные положения в области философии, психологии, физиологии, педагогики, эстетики, методики обучения изобразительному искусству. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
(■ ' анализ литературы по эстетике, философии, психологии, педагогике,
теории и методике обучения изобразительному искусству, труды художников:
»
• анализ школьных и вузовских планов и программ по пленэру и рисунку;
• метод наблюдения (за работой студентов и преподавателей);
• опрос, анкетирование, беседы с преподавателями и студентами;
• анализ работ студентов;
' педагогический эксперимент;
• метод изучения педагогического опыта.
Первый этап исследования включал оценку современного состояния проблемы исследования, степень разработанности ее различными авторами.
* Был проведен анализ учебных программ и учебных пособий по пленэру, изу-
чался опыт работы отдельных преподавателей. Так определились цели и задачи опытно-экспериментальной работы, разработаны методы проведения педагогического эксперимента. Определились исходные позиции исследования, рабочая гипотеза, предмет, задачи исследования.
Второй этап был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Были выделены уровни развития художественно-педагогических способностей, разработаны критерии оценки этюдов студентов, которые по-
зволили бы проследить развитие этих способностей. Осуществлялась проверка гипотезы исследования на пленэрных занятиях этюдами.
Третий этап - это обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы. Уточнялись отдельные положения исследования, формулировались выводы. Осуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественно-педагогического образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система, направленная на развитие художественно-педагогических способностей студентов в процессе выполнения этюдов на пленэре;
• представлена и апробирована методика диагностики уровня развития художественно-педагогических способностей студентов;
• полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что единство художественной и педагогической подготовки в процессе выполнения этюдов на пленэре ведет к развитию у студентов художественно-творческих способностей и формированию у них основ педагогического мастерства.
Теоретическая значимость результатов исследования. Научно-теоретическое значение исследования состоит в том, что разработанная нами эффективная методическая система развития художественно-педагогических способностей студентов в значительной мере способствует совершенствованию качества подготовки специалистов. Результаты данного исследования могут использоваться при дальнейшей разработке смежных проблем.
Практическая значимость результатов исследования. Использование результатов исследования возможно в практической работе преподавателей на художественно-графических факультетах педагогических институтов, училищ, школ и лицеев, а также при составлении ими учебных программ и пособий для занятий на пленэре.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием современных научных данных по педагогике, психологии, изобразительному искусству, опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования.
На защиту выносятся:
-методическая система развития художественно-педагогических способностей, позволяющая формировать у студентов основы профессионального и специального мастерства;
-критерии диагностики уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов при выполнении этюдов;
-система заданий по этюдам во время пленэрной практики, базу которых составляют единство художественных и педагогических задач;
-научно обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вывод о преимуществе единства художественно-педагогической подготовки в процессе выполнения этюдов студентами хгф на пленэре.
Объем и структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Диссертационная работа изложена на 130 страницах. Список литературы насчитывает 203 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается актуальность темы, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрыта новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе диссертации «Теоретические основы развития специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе выполнения этюдов на пленэре» анализируется и обобщается опыт работы художников, педагогов, психологов по исследуемой проблеме.
Теоретический анализ развития методов обучения этюдам на пленэре в отечественном художественном образовании показал, что хотя в этом отношении русской художественной школой накоплен значительный опыт, однако, что касается развития художественных и педагогических способностей в их единстве на пленэрных занятиях этюдами, то эта задача оставалась также нерешенной. С появлением сети художественно-графических факультетов в нашей стране занятия этюдами на пленэре все еще осуществлялись без должной педагогической направленности. Не было разработано специальной системы занятий этюдами, направленной на приобретение необходимых умений и навыков для работы по педагогическому рисованию, а также для работы по композиции.
На основе теоретического анализа трудов, посвященных проблеме исследования, мы пришли к убеждению, что развитие специальных и профессиональных способностей должно проходить в тесном их единстве. Наиболее благоприятные условия их развития в процессе выполнения студентами этюдов па пленэре создаются при:
■ использовании индивидуально-дифференцированного подхода обучения;
■ обеспечении творческого характера деятельности;
» обеспечении позитивной мотивации, положительного эмоционального настроения в ходе и по окончании творческой деятельности учащихся.
Особое значение для творческой деятельности имеют следующие способности: художественное восприятие, зрительная память, пространственное и композиционное мышление, воображение, способность к анализу и оценке продуктов художественной деятельности.
В данной главе также раскрывается понятие «этюд», анализируются фундаментальные труды видных ученых, посвященные исследованию роли этюдов в деятельности художника-педагога, выявляется отличие этюдов, выполненных на пленэре, от этюдов, исполненных в помещении.
Изучая посредством этюда натуру, вырабатывая при этом определенные живописные навыки, развивая как художественные, так и педагогические способности, студент осваивает основы профессионального мастерства.
Анализируются методы развития специальных и профессиональных способностей в процессе занятий этюдами, из которых в качестве главного избирается метод оценки и анализа своих работ, что способствует развитию не только педагогических способностей, но и художественных. Развивающий эффект этого метода заключается в интенсивном развитии аналитического мышления и экспрессивно-речевых способностей обучаемых. Этот метод имеет также диагностическое значение, так как помогает выявить уровень вышеназванных способностей.
Далее в главе рассматриваются творческие способности как высшее проявление специальных и профессиональных способностей, анализируются условия их развития, раскрывается процесс формирования у студентов творческого подхода к выполнению этюдов. Творческий подход к процессу выполнения этюдов на пленэре означает художественную интерпретацию изображаемого, поиск новых, оригинальных решений.
Обобщая основные идеи нашего теоретического исследования, следует отметить, что развитие специальных и профессиональных способностей будет проходить более эффективно, если процессу выполнения этюдов на пленэре придать творческий характер, побуждая студентов к разрешению проблемных задач. Роль преподавателя заключается в умении определять уровень художественно-педагогических способностей каждого студента, на основании чего дифференцировать задания.
Все перечисленные выше положения, выводы подводят теоретическую базу для решения проблемы развития специальных и профессиональных способностей студентов на пленэрных занятиях этюдами.
Во второй главе «Экспериментальное исследование путей развития специальных и профессиональных способностей студентов в процессе выполнения этюдов на пленэре» раскрываются особенности педагогического эксие-
римента, дается анализ экспериментальной работы. Исследование осуществлялось на художественно-1рафическом факультете Московского педагогического государственного университета и Обнинского института искусств. Результаты исследования подробно освещались на межвузовских конференциях.
В задачи констатирующего эксперимента входило:
1. Определить исходный уровень развития специальных и профессиональных способностей студентов к моменту педагогической практики.
2. Выявить характерные недостатки в подготовке студентов при выполнении этюдов на пленэре.
В ходе констатирующего эксперимента были разработаны критерии оценки этюдов на пленэре. Они были призваны показать уровень развития художественно-педагогических способностей студентов в соответствии с уровнем развития знаний, умений и навыков. Сюда вошли следующие показатели:
1) передача состояния и колорита;
2) композиционное решение;
3) лаконичность изображения;
4) выразительность;
5) уровень владения различными материалами и техниками;
6) освоение программы по пленэру.
Качество аналитического разбора работ определялось следующими показателями:
• ясность и доступность изложения;
• знание и владение специальной терминологией;
• умение определить ошибки в работе и пояснить их происхождение;
• умение объективно оценить работу.
В результате наблюдения за процессом работы студентов 1,2,3 курсов над этюдами на пленэре, а также анализа их работ, нами были выделены три уровня развития художественно-педагогических способностей: высокий (1012% от общего состава), средний (55-56%) и низкий (34-36%). Данные кон-
статируюшего эксперимента позволили сделать следующие выводы. Основная часть студентов слабо владеет материалами и техниками живописи, плохо видит наиболее существенное и характерное в натуре, не умеет анализировать и оценивать как свои, так и работы своих товарищей, не владеет специальной терминологией, что создает ряд трудностей во время прохождения педагогической практики.
В результате проведения констатирующего эксперимента было также установлено, что занятия на пленэре не обеспечивают должной направленности развития у студентов способностей, навыков и умений, необходимых для работы в школе. Нерегулярность занятий этюдами отражается на развитии художественно-педагогических способностей студентов, которое проходит медленно и не достигает должного уровня.
Поэтому задача дальнейшего совершенствования методики обучения этюдам на пленэре на художественно-графических факультетах педвузов является весьма актуальной.
Анализ полученных данных позволил определить задачу следующего, поискового, эксперимента: разработать модель методической системы, направленной на развитие художественного восприятия, зрительной памяти, пространственного и композиционного мышления, оценочных и аналитико-конструктивных способностей. Структурно экспериментальное обучение представляет собой системное распределение теоретического и практического материала. Теоретический курс содержит основные вопросы, связанные с выполнением этюдов на пленэре, включает основы анализа продуктов учебной деятельности и т. д. Информация о наиболее важных сведениях по живописи, композиции, перспективе положительно повлияла на качество этюдов. Усвоение теоретических знаний органично сочеталось с овладением художественных и педагогических умений и навыков посредством специальной системы заданий, направленной на развитие зрительной памяти, художественного восприятия и других способностей. Управление процессом обучения базировалось на основных дидактических принципах: научности, дос-
тупности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, наглядности и других.
Мы использовали различные методы в их сочетании и взаимосвязи: информационно-репродуктивные и творческие; наглядные средства обучения: репродукции, студенческие работы, натурный материал и т.д. С целью максимального раскрытия способностей обучаемых был использован индивидуально-дифференцированный подход. Изменение методики обучения в экспериментальной группе заключалось во введении дополнительных заданий по живописи при сохранении одинакового количества времени в группах, а также в разработке специальной системы заданий для пленэрных практик, педагогических установок, которые апробировались на данном этапе эксперимента. Каждое задание, в соответствии с полученными данными диагностики, составлялось по степени трудности его выполнения в зависимости от количества и сложности решаемых задач.
В ходе эксперимента мы применяли следующие методы и методические приемы:
• постановка проблемно-творческих задач;
• активизация восприятия и наблюдательности при выполнении этюдов с натуры;
• использование наглядных пособий и образцов пленэрных работ с показом и анализом конкретных решаемых задач;
о регулярная постановка проблемных вопросов в изучении природы с целью активизации пространственного и композиционного мышления;
о организация систематической работы по развитию зрительной памяти в процессе выполнения этюдов;
о анализ результатов учебной деятельности.
В процессе поискового исследования в экспериментальной группе апробировались разные задания, которые были направлены на изучение цветовых отношений, освещения, фактуры поверхности элементов пейзажа, пространственных характеристик, состояний природы в пейзаже, на изучение город-
ского пейзажа, животных, птиц, человека в движении, а также композиционно-тематические этюды по памяти предварительно изученного ранее мотива.
Экспериментальная методика предусматривала одновременное решение художественных и педагогических задач. К ним относятся:
• Введение в учебный процесс обязательного курса изучения специальной терминологии, что способствует развитию коммуникативных способностей;
• Обоснование тех затруднении, которые могут испытывать школьники при выполнении различных типов этюдов, что способствует развитию коммуникативных, гностических способностей;
• Аналитический разбор и оценка студентами своих работ и работ учащихся школы, что способствует развитию аналитических, коммуникативных, гностических способностей; который имел несколько форм проведения:
1. Индивидуальный разбор работ каждым студентом;
2. Коллективный разбор студентами своих работ;
3. Совместный разбор работ с преподавателем.
Итоговый анализ студенческих работ показал, что по всем показателям критерии развития специальных и профессиональных способностей в экспериментальных группах превысили аналогичные показатели контрольных групп. Однако не у всех студентов экспериментальной группы необходимые качества приобрели устойчивый характер.
Для экспериментальной проверки разработанной нами методической системы был проведен формирующий и сравнительный эксперименты с участием студентов 1,2 и 3 курсов художественно-графических факультетов МПГУ и ОИИ. Данный этап исследования был направлен на решение следующих задач:
• Окончательно апробировать и практически подтвердить эффективность предлагаемой методической системы обучения этюдам на гшенэре, направленной на развитие специальных и профессиональных способностей;
о Проверить результативность отдельных задач, методов и средств обучения, способствующих решению исследуемой проблемы.
С учетом результатов поискового эксперимента, были более четко продуманы содержание и последовательность выполнения предлагаемых упражнений, сочетание задач в каждом задании. Студенты экспериментальных групп выполняли задания, не предусмотренные действующей программой: этюды на заданную тему, устное «описание» студентами пейзажа; анализ и оценка работ товарищей; этюды по памяти на основе этюда с натуры; этюды по памяти с интервалом в несколько дней, задания по компоновке изображения на разных форматах, с изменением точки зрения, с разным положением композиционного центра; выявление и обоснование тех затруднений, которые могут испытывать студенты и школьники при выполнении этюдов на пленэре. Итоги контрольного задания показали, что в среднем результаты экспериментальных групп после прохождения пленэрной практики превышают результаты контрольных групп на 0,4-0,5 балла, что является убедительным свидетельством эффективности обучения разработанной методической системы.
Результаты констатирующего, поискового и формирующего экспериментов отражены в следующем графике:
А
5 ОЦЕНКА__Контрольная группа ч
Экспериментальная группа ьчинвидн
" " ■ -.....
2000 2001 2002 год
В целом итоги экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности разработанной нами методики, позволяющей развивать специальные и профессиональные способности студентов хгф в процессе выполнения этюдов на пленэре. Подтвердилась верность выдвинутой нами гипотезы.
В заключении диссертации подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы:
1. Проведен исторический анализ развития методов обучения этюдам на пленэре в отечественной художественной педагогикев, который позволяет рекомендовать краткосрочные этюды в целях развития специальных и профессиональных способностей.
2. Теоретически обосновано и подтверждено преимущество принципа единства художественной и педагогической подготовки, их взаимообогащающе-го значения, что отразилось на результатах исследования:
•достигнуто повышение уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов экспериментальных групп, что доказывает ценность методического приема сочетания художественных и педагогических задач;
•подтверждено, что в процессе формирования и развития основы педагогического мастерства, повышается качество этюдов.
3. Теоретически разработана, обоснована, и экспериментально проверена методическая система развития специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов, сочетающая усвоение студентами предметных знаний с одновременным осознанием их значимости в будущей профессиональной деятельности.
4. Разработана и апробирована диагностика уровня развития специальных и профессиональных способностей при выполнении этюдов на пленэре для студентов 1-3 курсов, на основе которой дифференцированы задания экспериментальной методики.
5. Доказана результативность системы заданий этюдов для пленэрных практик, которая позволила студентам экспериментальных групп развить такие профессионально значимые способности, как: зрительная память, художественное восприятие, пространственное и композиционное мышление, оценочные, коммуникативные, аналитико-конструктивные способности.
Разумеется, что за время обучения на художественно-графическом факультете студентам невозможно овладеть профессионально-педагогическим
мастерством в полной мере. Но нашей задачей являлась выработка таких его
основ, которые в процессе дальнейшего обучения студентов и в их будущей трудовой деятельности разовьются и помогут достичь необходимого уровня профессионализма.
Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1 .Жуков Д.А. Основные формы работы со студентами при выполнении этюдов на пленэре.// Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства, сборник статей, вып.б. Москва, МПГУ.2005, С. 171-172 (0,15п.л.)
2.Жуков Д.А. Некоторые упражнения для развития зрительной памяти у студентов на занятиях этюдами на пленэре..// Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства, сборник статей, вып.б. Москва , МПГУ, 2005, С. 172-173 (0,15п.л.)
3.Жуков Д.А. Некоторые трудности, возникающие при работе студентов над этюдами на пленэре и возможные пути их преодоления. .// Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства, сборник статей, вып.б. Москва, МПГУ, 2005, С. .173-174 (0,15п.л.)
Участие Жукова Д.А. в художественных выставках:
1. Региональная выставка посвященная 200-летию церкви Бориса и Глеба, Обнинск, 1998: «Дорога к храму», х.,м., 60x50,1998.
2. Региональная выставка произведений обнинских художников «Рубеж тысячелетий», Обнинск, 2000: «Юдифь», х., м., 80х 40, 1998; «Офелия на Протве», х., м., 95x60, 2000.
3. Персональная выставка на художественно-графическом факультете МПГУ, Москва, 2000:37 работ.
4. Выставка произведений молодых художников «Музыка в живописи и графике», Москва, 2001: «Скала Спасения», х., м., 67x85, 1998; «Ноктюрн», к., м., 28x40, 1998.
5. Выставка произведений молодых художников «300 лет Санкт-Петербургу», Москва, 2002: «Невский ветер», х., м., 75x55, 2002; «Шлиссельбург», к., м., 12x28,2002.
6. Юбилейная выставка работ преподавателей, студентов ХГФ «ХГФ МПГУ 50 лет», МПГУ, Москва, 2002: «Левитановский разлив на Оке», х., м., 45x90, 2002; «Август на Волге», к., м., 28x40,2002.
7. Весенняя молодежная выставка Московского отделения РОСХ, Москва, 2003: «Пепел Арконы», о., м., 60x45, 1998.
8. Региональная выставка произведений обнинских художников «50 лет атомной энергетики», Обнинск, 2003: «Весенняя песня», х., м., 145х 100,2003.
9. Выставка произведений художников Центрального региона «650 лет Боровску», Москва, Новый Манеж, 2003: «Боровск в 1913г.», х., м., 160х 55, 2003; «Монастырь», к., м., 25x30,2002.
10. Региональная фотовыставка «Фотовер-2003», Обнинск, 2003: «Северное солнце», фото: 25х 40,2003.
11. Всероссийская выставка преподавателей и студентов художественно-графических факультетов, Чебоксары, 2004: «Церковь из села Спас-Вежи», офорт, акватинта, 5/9,2004.
12. Выставка произведений молодых художников «Народные традиции», Москва, 2004: «Сказка», х., м., 50x70, 2003; «Гадание», х., м., 60x50, 2004; «Лунная ночь», х.,м., 80x40, 1998.
Подп. к печати 07.07.05. Объем 1,00 п.л. Заказ № 210 Тир. 100 экз.
Типография МПГУ
РНБ Русский фонд
2007-4 8891
-»«о- - I
15 (¡ЮЛ 2005 1 < ,
V ^«VSíVf?/
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Жуков, Денис Александрович, 2005 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДОВ НА ПЛЕНЭРЕ
1.1. Исторический аспект развития методов обучения этюдам на пленэре в отечественной художественной педагогике
1.2 Психолого-педагогическое обоснование проблемы развития специальных и профессиональных способностей студентов ХГФ при выполнении этюдов
1.3 Творческий процесс выполнения этюдов на пленэре - важный этап становления профессионального мастерства будущего учителя
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДОВ НА ПЛЕНЭРЕ
2.1. Диагностика исходного уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов ХГФ
2.2. Модель методической системы развития специальных и профессиональных способностей студентов в процессе выполнения этюдов на пленэре
2.3. Экспериментальная проверка предлагаемой методической системы ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение диссертации по педагогике, на тему "Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов"
Проблема исследования и ее актуальность.
Социальные процессы и изменения, происходящие в обществе и в системе образования, требуют качественного повышения профессиональной и специальной подготовки будущих учителей.
Вопросы определения профессионализма в деятельности учителя, оценка его профессиональных способностей, давно стали объектом изучения ученых. Нельзя подготовить хорошего специалиста в вузе, не развивая у него профессиональных способностей. Нужна обоснованная и четко продуманная методическая система развития личности учителя, вооруженного специальными знаниями, умениями и навыками в области профессиональной деятельности.
Остро стоит проблема развития профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов. Это многоаспектная, целостная проблема. Теоретическое осмысление процесса развития художественно-педагогических способностей и путей его реализации должно качественно повысить профессиональную подготовку будущего учителя и заложить основы его педагогического мастерства.
Наиважнейшим полем деятельности для развития художественно-педагогических способностей студентов являются занятия этюдами на пленэре. Именно этот вид деятельности студентов позволяет не только развиваться, но и взаимообогащаться как художественным, так и педагогическим способностям будущих учителей.
Проблемой развития способностей занимались такие крупные отечественные и зарубежные психологи: Б.Г.Ананьев, А.Анастази, Ю.Б.Гиппенрейтер, Л.Д.Венгер, В.А.Крутецкий, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев, Г.Мелхорн, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков и другие.
Психолого-педагогические исследования, посвященные педагогическим способностям принадлежат авторам: Е.Г.Балбасовой, В.П.Битуеву, Ф.Н.Гоноболину, Э.А.Гришину, Л.Д.Ершовой, Л.Н.Захаровой,
B.А.Крутецкому, Н.В.Кузьминой, Н.Д.Левитову, А.К.Марковой,
C.В.Недбаевой, В.А.Сластенину, А.И.Щербакову и др.; структура художественных и творческих способностей представлена в работах Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева Е.В.Шорохова и др.
При изучении истории методов обучения рисунку и живописи, в том числе и этюдам на пленэре в отечественной художественной школе, мы опирались на работы И.В.Гинзбурга, Н.А.Дмитриевой, Н.Я.Маслова, Н.М.Молевой и Б.Э.Белютина, Н.Н.Ростовцева и др.
Большую ценность для нашего исследования представляют труды художников-педагогов: Г.В.Беда, В.П.Зинченко, В.К.Лебедко, Н.Я.Маслова, Н.Н.Ростовцева, Г.Б.Смирнова, А.Е.Терентьева, А.А.Унковского, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова, А.П.Яшухина и др.
В настоящее время имеется значительное количество исследований, касающихся отдельных сторон процесса развития художественно-педагогических способностей на пленэрных занятиях этюдами. Так например, А.Е.Терентьев и Н.К.Шабанов исследовали процесс развития профессиональных способностей и умений, но они это делали в рамках академических занятий. А.Е.Терентьев разработал последовательность заданий и упражнений, направленных на создание профессиональных основ для работы по педагогическому рисованию, дал научно-методическое обоснование программы. Некоторые пути в решении им этой сложной проблемы послужили отправной точкой для нашего исследования. Н.Я.Маслов, С.Е.Токарев, В.М.Соколинский, Л.Г.Ушакова, исследовали процесс развития творческих способностей во время пленэрной практики, но не акцентировали внимания на развитии художественно-педагогических умений и способностей.
Анализ научных исследований и методической литературы показал, что специального исследования по развитию художественно-педагогических способностей в процессе выполнения этюдов на пленэре не проводилось. Необходимость серьезного внимания к этой проблеме на художественно-графическом факультете пока не находит отражения в педагогической практике.
Этюды обладают своими специфическими особенностями, неповторимыми возможностями в достижении профессионального мастерства учителя изобразительного искусства. Они создают обширный запас зрительных впечатлений, необходимых для выполнения композиций и педагогических рисунков, развивают наблюдательность, зрительную память, образное мышление, целостное восприятие. На занятиях этюдами и можно развивать художественные и педагогические способности студентов, так как этот вид рисунка способствует формированию навыков и умений в быстром рисовании, необходимых и для художника и особенно для педагога.
Занятия этюдами на пленэре дают большой заряд положительных эмоций от общения с природой, способствуют формированию эстетического вкуса обучаемых. Природа открывает широкий простор для учебно-творческой деятельности студентов, обогащает духовную сферу личности, воспитывает эстетически. Исходя из этого, возникает необходимость глубже вникнуть в сущность теории и методики обучения этюдам на пленэре.
Определилась проблема исследования: повышение специальной и профессиональной подготовки студентов на занятиях этюдами на пленэре.
Проблема является актуальной в связи с тем, что слабое внимание профессиональной и специальной подготовке в процессе проведения учебной практики по пленэру отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов — учителей изобразительного искусства. Недостаточная изученность вопросов развития художественно-педагогических способностей студентов на пленэре, недостаточная научная обоснованность роли и места этюдов на пленэре в развитии этих способностей подтверждают актуальность и необходимость решения данной проблемы.
Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - процесс обучения студентов этюдам на пленэре в системе художественно-педагогического образования.
Предмет исследования - содержание и методика обучения этюдам на пленэре, способствующая развитию у студентов художественно-педагогических способностей.
В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой предполагается, что развитие художественно-педагогических способностей студентов педвуза в процессе выполнения этюдов на пленэре будет более эффективней, если:
-будет разработана и апробирована методическая система развития художественно-педагогических способностей, позволяющая формировать основы профессионального мастерства; -в учебный процесс будет введена система заданий, учитывающая индивидуально-психологические особенности студентов; -введению методики, предопределяющей развитие художественно-педагогических способностей, будет предшествовать их диагностика. Проблема, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Провести исторический анализ развития методов обучения этюдам на пленэре в художественной педагогике в России.
2. Исследовать и доказать преимущество единства художественной и педагогической подготовки, их взаимообогащающего значения.
3. Разработать систему заданий этюдов для пленэрных практик, направленную на развитие художественно-педагогических способностей студентов.
4. Разработать и экспериментально проверить методическую систему, основанную на единстве художественной и педагогической подготовки и позволяющую формировать у студентов хгф основы педагогического мастерства.
Методологической основой исследования являются основные положения в области философии, психологии, физиологии, педагогики, эстетики, методики обучения изобразительному искусству. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• анализ литературы по эстетике, философии, психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству, труды художников;
• анализ школьных и вузовских планов и программ по пленэру и рисунку;
• метод наблюдения (за работой студентов и преподавателей);
• опрос, анкетирование, беседы с преподавателями и студентами;
• анализ работ студентов;
• педагогический эксперимент;
• метод изучения педагогического опыта.
Первый этап исследования включал оценку современного состояния проблемы исследования, степень разработанности ее различными авторами. Был проведен анализ учебных программ и учебных пособий по пленэру, изучался опыт работы отдельных преподавателей. Так определились цели и задачи опытно - экспериментальной работы, разработаны методы проведения педагогического эксперимента. Определились исходные позиции исследования, рабочая гипотеза, предмет, задачи исследования.
Второй этап был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Были выделены уровни развития художественно-педагогических способностей, разработаны критерии оценки этюдов студентов, которые позволили бы проследить развитие этих способностей. Осуществлялась проверка гипотезы исследования на пленэрных занятиях этюдами.
Третий этап - это обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы. Уточнялись отдельные положения исследования, формулировались выводы. Осуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественно-педагогического образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система, направленная на развитие художественно-педагогических способностей студентов в процессе выполнения этюдов на пленэре;
• представлена и апробирована методика диагностики уровня развития художественно-педагогических способностей студентов;
• полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что единство художественной и педагогической подготовки в процессе выполнения этюдов на пленэре ведет к развитию у студентов художественно-творческих способностей и формированию у них основ педагогического мастерства.
Теоретическая значимость результатов исследования. Научно-теоретическое значение исследования состоит в том, что разработанная нами эффективная методическая система развития художественно-педагогических способностей студентов в значительной мере способствует совершенствованию качества подготовки специалистов. Результаты данного исследования могут использоваться при дальнейшей разработке смежных проблем.
Практическая значимость результатов исследования. Использование результатов исследования возможно в практической работе преподавателей на художественно-графических факультетах педагогических институтов, училищ, школ и лицеев, а также при составлении ими учебных программ и пособий для занятий на пленэре.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием современных научных данных по педагогике, психологии, изобразительному искусству, опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования.
На защиту выносятся:
-методическая система развития художественно-педагогических способностей, позволяющая формировать у студентов основы профессионального и специального мастерства;
-критерии диагностики уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов при выполнении этюдов;
-система заданий по этюдам во время пленэрной практики, базу которых составляют единство художественных и педагогических задач;
-научно обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вывод о преимуществе единства художественно-педагогической подготовки в процессе выполнения этюдов студентами хгф на пленэре.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Для успешной педагогической и изобразительной деятельности будущих учителей изобразительного искусства следует максимально развивать их профессиональные способности.
Уровень развития художественно-педагогических способностей зависит от ряда причин, в том числе и от организации и проведения занятий этюдами на пленэре, существенно дополняющих академическую программу.
Изучение сложившейся практики преподавания живописи в условиях пленэра показало, что возможности данного вида живописи не используются в полной мере. Студенты на практике в школе часто оказываются неспособными выполнить быстрый и лаконичный этюд, продемонстрировать учащимся свои исполнительские умения, проанализировать и оценить работы школьников из-за отсутствия необходимого опыта.
В связи с тем, что между пленэрными практиками большой перерыв, основная часть студентов испытывает значительные трудности при выполнении этюдов на пейзажную и другую пленэрную тематику. Нерегулярность занятий этюдами отражается в целом и на развитии профессиональных способностей студентов, оно проходит медленно и не достигает должного уровня.
Проведенное исследование позволяет составить ясное представление об организации проведения работы над этюдами в условиях пленэра. Самостоятельная работа студентов над этюдами в течение учебного года не проводится, просмотры этюдов проходят нерегулярно. В период летних практик, на которые приходится основной объем работы на пленэре, преобладающая роль отводится количеству выполняемых этюдов, а не их качественному разнообразию. В период между практиками этюды выполняются эпизодически, что снижает профессиональную подготовку обучаемых.
Перечисленные недостатки не позволяют в полной мере раскрыть способности каждого студента. Поэтому задача дальнейшего совершенствования содержания и методики обучения этюдам на пленэре на художественно-графических факультетах педвузов является весьма актуальной.
Проведенное нами экспериментальное исследование подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы.
В ходе исследования удалось решить следующие задачи:
1. Проведен исторический анализ развития методов обучения этюдам на пленэре в художественной педагогике в России, который позволяет рекомендовать живописные эттюды в целях развития художественно-педагогических способностей.
2. Теоретически обосновано и подтверждено преимущество единства художественной и педагогической подготовки, их взаимообогащающего значения, что отразилось на результатах исследования:
• установлено повышение уровня развития художественно-педагогических способностей студентов экспериментальных групп, что доказывает ценность сочетания художественных и педагогических задач;
• подтверждено, что, закладывая основы педагогического мастерства, повышается качество этюдов.
3. Теоретически обоснована, разработана и экспериментально подтверждена и проверена методическая система развития художественно-педагогических способностей студентов педагогического вуза, сочетающая усвоение студентами предметных знаний с одновременным осознанием их значимости в будущей профессиональной деятельности.
4. Разработана и апробирована диагностика уровня развития художественно-педагогических способностей при выполнении этюдов на пленэре для студентов 1-3 курсов, на основе которой дифференцированы задания экспериментальной методики.
5. Доказана результативность системы заданий этюдов для пленэрных практик, которая позволила студентам экспериментальных групп развить такие профессионально значимые способности, как: зрительная память, художественное восприятие, пространственное и композиционное мышление, оценочные, аналитико-конструктивные способности.
Разумеется, что во время обучения на художественно-графическом факультете студенты не могут овладеть профессионально-педагогическим мастерством в полной мере. Но нашей задачей являлась выработка таких его основ, которые в процессе дальнейшего обучения и в будущей трудовой деятельности, разовьются и помогут достичь необходимого уровня профессионализма.
Теоретические и методические материалы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей и студентов, при разработке методических вопросов преподавания живописи на хгф педвузов.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Жуков, Денис Александрович, Москва
1. Авсиян О.А, Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. -М.: Изобраз. искусство, 1985. 152 е.: ил.
2. Акимова М.К., Гуревич К.М., Зархин В.Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопросы психологии. -1984.-№6.-с. 71-78.
3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 е.: ил,
4. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств.- М. Л., Искусство,286 с.
5. Антонов A.M. Оценка выразительности учебного рисунка с натуры. -В сб. Вопросы истории, теории и методики преподавания худ.-граф. дисциплин / Под ред. А.Н.Терентьева. М. 1967,с.134-143.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращ. пер. с англ. В.Н.Самохина; Общ. ред. и вступит, статья В.П.Шестак. М.: Прогресс, 1974.-392 е.: ил,
7. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.М., 1977
8. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.:Высшая школа, 1974. - 384 с.
9. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГ ПУ, 1979.-152с.
10. Астахов И.Б. Эстетика, М.: Московский рабочий, 1971. - 440 с.
11. АХ СССР Научная конференция. 1-я. Москва, 1974. Тридцать лет советскому изобразительному искусству. М.: Изд-во АХ СССР, 1948
12. АХ СССР. Научная конференция. 3-я. 1950. Современное состояние и задачи советской графики (Материалы конференции). М.,1951.
13. АХ СССР, Пятая сессия 1953 г. Апрель. Отчетный доклад о работе Академии художеств СССР за 1950-1952. Прения и постановления. М.: искусство. 1953.
14. АХ СССР. Сессия 1947 г. Ноябрь. Первая и вторая сессии. Доклад, прения и постановления, 22-24 ноября 1947 г., 20-27 мая 1948 г. М.: изд-воАХСССР. 1949.
15. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-46 е.: ил.
16. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
17. Баммес Г. Изображение фигуры человека. Берлин.: Изд-во Фольк унд внесен, 1984.-337 с.
18. Барщ А.О. Этюды. М.: изд-во Искусство., 1970.
19. Беда Г.-В. К вопросу о дарованиях и талантах // Развитие творческих способностей на занятиях изо. искусством. М., МГПИ, 1983.
20. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция: Пособие для худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1969.-239 е.: ил.
21. Бейер В.И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. -Петроград: изд-во Петр, журн. Внешкольное образование, 1919. 15 с.
22. Белютин Э.М. Начальные сведения о рисунке и живописи. М.: Искусство, 1957. 78 е.: 15 л.: ил.
23. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. -112с.:
24. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. М. - JL: Искусство, 1940.-158с.
25. Беспалов Б.И. Действие (Психологические механизмы визуального мышления). М.; Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 192 с.
26. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я. Изображение растительных мотивов: Конспект лекций. М.: Изд. МТИ, 1982. - 46с.
27. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-188с.
28. Боос В.В. Автореферат. Самостоятельная работа по живописи как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов. МГПУ, 1991.
29. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. -М.:3нание, 1991. 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 11),
30. Бродский И.А. Репин-педагог. М.: изд-во АХ СССР. 1960. - 128с.:ил.
31. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. Т. I/ Пер. и коммент. А.И.Бенедиктова; Редакция пер. А.Г.Габричевского. М.: ТЕРРА, 1996. - 608 е.: ил.; 32 л. ил.
32. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории v истории. М.: Изобраз. искусство, 1983. - 437 с.
33. Васильев А.А. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога. Дис. . канд.пед.наук-М., 1983.- 134с.
34. Вебер Э. Техника рисования на классной доске белым и цветным мелом. Спб.: изд-во Художественно-Педагогического журн., 1912. - 27 с,
35. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология.- М.: Просвещение, 1988.336с.
36. Венгер А.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. - 96 с.
37. Венецианов А. Г. Статьи. Письма. Современники о художнике. -Л.:Искусство, 1980.-391 с.
38. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Изобраз. искусство, 1985. - 288 с.
39. Волков В.Г. Организация восприятия действительности в обучений школьников изобразительному искусству. // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа. 1984 с. 88-95.
40. Выготский JT.C, Психология искусства. М.: Искусство, 1965.379 с.
41. Гагарин Б.Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи: В системе подготовки учителя изо. искусства. -Дисс., канд. пед. наук. М., 1974. - 158 с.
42. Гальперин П.Я. Введение в психологию,- М.: изд-во МГУ, 1976.147 с.
43. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Д.: ЛГУ, 1974.152 с.
44. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М.: РИО Мособлупрпоиграфиздата, 1994. - 176 с.
45. Гинзбург И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. Л. -М.:Искусство, 1940. -203 е.: ил.
46. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1988. 320 с.
47. Гиппиус Г.А. Очерки теории рисования как общего учебного предмета: с присовокуплением практического руководства для обучающихся сему искусству. СПб.: тип. Военно-учебных заведений, 1844.-368 с.
48. Голубева Э.А. Способности и склонности: Комплексные исследования;Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 200 е.: ил.
49. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. -М: Просвещение, 1965.259с.
50. Громов Е.С. Художественное творчество: Опыт эстет. Характеристики некоторых проблем. М.: Политиздат, 1970. - 262 с.
51. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство. 1990.-223 с.
52. Дейнека А.А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. -М: изд-во АХ СССР, 1961. 222 с.
53. Дмитриева Н. Московское училище живописи ваяния и зодчества. М.:Изд-во Искусство, 1951.
54. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. Учебное пособие. Ленинград, 1991. 78 с.
55. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.,1996.
56. Журавлев В.В. Учебный рисунок. М., 1947.
57. Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.
58. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. - 323 с.
59. Зинченко В.П., Вергилис Ю.Ю. Формирование зрительного образа:Исследование деятельности зрительной системы. М.: изд-во МГУ, 1969.- 106с.
60. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов хгф на начальных этапах обучения живописи. Дис. канд. пед. наук.- М.: 1980. -*188л.
61. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.:Просвещение, 1961,-222 с.
62. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи // Вопросы психологии исследования формирования образа. М.: Просвещение, 1954. - 224 с.
63. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М,: изд-во АХ СССР, 1960. 340 е.: ил.
64. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1976, - 192 с,
65. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графических факультетов в графической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1994. 477 с.
66. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. - 303 с.
67. Кирилле А.А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971. 32 е.; 7 л. ил.
68. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1969.-391 с.
69. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во "Институт психологии", 1996. - 224 с.
70. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., перераб., доп. - М.: Просвещение, 1976. - 158 е.: ил.
71. Коменский Я. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. - М: Педагогика, 1982. - с. 242-476.
72. Коробка Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета: Дис. . канд.пед.наук. -М.,1997.- 127с.
73. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учебн. пособие. М.: Прометей, 1991. 112 с,
74. Крымов Н.М. Художник и педагог: Статьи, воспоминания. М.: изд-во АХСССР, 1960.-212 с.
75. Кузин B.C. Наброски: Пособие для учителей. 2-е изд. Перераб. -М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
76. Кузин B.C. Психологический анализ быстрых набросков с подвижных предметов: Дисс. . канд. психол. наук. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1969.-390 с.
77. Кузин B.C. Психолого-педагогические основы формирования способности к изобразительной деятельности. // Ученые записки № 150 Свердловского гос. пед. ин-та. Свердловск, 1971.-е. 52-66.
78. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997.-304 е., ил.
79. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: изд-во ЛГУ, 1967.-182 с.
80. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Ленинград.: Знание, 1985. 32 с.
81. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. - № 2. - с. 21-30.
82. Лаптев А. Рисунок пером.-М. : Изд-во АХ СССР, 1962.-165 с.
83. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога.- Дис. .док. пед. наук. М., 1994.-427 с.
84. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280с.
85. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт: Биогр. очерки / Авт. вступ. ст: Л.А. Аннинский. М.: Республика, 1993. - 320 е.: ил.
86. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т, -М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-391 е.; Т. 2. 316 с.
87. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.- 1960.-№ 1.-е. 7-17.
88. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
89. Лернер И.Я. Методы обучения. М.: Педагогика, 1982. - с. 49.
90. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
91. Летняя учебная практика: Программа для художественных училищ. М.:МКСССР, 1986.-22 с.
92. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М.: Мир, 1974. - 550 с.
93. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.-528с.
94. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984.-444 с.
95. Мальцева Ф.С. Алексей Кондратьевич Саврасов. Жизнь и творчество. -М.: Искусство, 1977. 108 с.
96. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с. - (психол. наука - школе).
97. Маслов Н.Я. Пленэр. Практика по изобразительному искусству: М: Просвещение, 1984.- 112с.:ил.
98. Мастера советского искусства о пейзаже. М.: Изд-во АХ СССР, 1963.-151с.
99. Материалы и техники живописи / под ред. В.А. Королева уч. пособие для худож. вузов. М., Изобраз. искусство, 1987. - 93 с.
100. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. - 159 е.: ил.
101. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Знание, 1981.-96 с.
102. Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека; Кн. для учителя / Пер. с нем. Г.В. Яцковской. -М. Просвещение, 1989. 159, (1) с.
103. Михайлова О.В. Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века.- М.: Искусство, 1951. с. 27.
104. Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII в. М.: Искусство, 1956. - 519 с.
105. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX в. М.: Искусство, 1963. - 408 е.: ил.
106. Молева Н., Белютин Э. П.П. Чистяков теоретик и педагог. - М.: изд-116с.
107. Молева Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М.: Искусство, 1958.
108. Морозова В.В. Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе выполнения этюдов на плензре. — Дисс. .канд.пед.наук. -М.,2000- 123с.
109. Найда Ю.И. Исследование методов обучения технике живописи на младших курсах художественно-графических факультетов. Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1978. - 182с.
110. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
111. Немов Р.С. Психология-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997688 с.
112. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ. 1972. - 155 с.
113. Никулина О.Р. Природа глазами художника: Проблемы развития современной пейзажной живописи. М.: Советский художник, 1982.-175с.
114. Нукало В.А. Общие теоретические и методические вопросы учебного рисунка. Дисс. канд. пед. наук. - Краснодар, 1968. - 201 л.
115. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В.Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.
116. Омаров Х.Г. Этюды как средство активизации творческих способностей учащихся 1-4 кл. на уроках изобразительного искусства в школе: Дисс. канд. пед. наук. М., 1993. - 191 л.
117. Основы педагогического мастерства : Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А.Зязюн, И.Ф.Кривонос, Н.И.Тарасович и др.; Под ред. И.А.Зязюна.- М.: Просвещение, 1989.-302 с.
118. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И.Пискунов.- М.: Педагогика, 1976.-599с.
119. Павлинов П. Как работать на воздухе. Советы мастеров. -Художник, 1969, №5, с. 59-60.
120. Павлов П.П. Полн. собр. трудов: В 5-ти т. М. - Л., 1949.-Т. 3. -607 е.: ил., 8 л. ил.
121. Платонов К.К. Проблемы способностей.-М.:Изд-во Наука, 1972.-312 с.
122. Подымов Н.А., Подымова Л.С. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя. Курск:Изд-во КГПУ,1996 -194 с.
123. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.- 96 с. / Новое в жизни, науке и технике. Сер. 4. Педагогика и психология, № II/.
124. Постоногова Л.П. Подготовка студентов хгф к анализу и оценке детских рисунков. // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа. 1984. С. 28-39.
125. Программы педагогических институтов. Пленэр, М.: Просвещение, 1988.-С6. 14.-е. 71-79.
126. Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей: сб. науч. тр./ Под ред. В.А.Крутецкого. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982, - 109 с.
127. Психология младшего школьника / Под ред. Е.И.Игнатьева. -М: изд-во АПН РСФСР, 1960. 333 с.
128. Психология управления: Курс лекций / Отв. ред. М. В. Удальцова. Новосибирск: Изд-во НГАЭ и У; М.: ИНФРА М, 1997. - 150 с.
129. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. 3-е изд. - Л.: Художник РСФСР,1978.-120 с.
130. Развитие художественных способностей / Под ред. Н.П.Сакулиной // Известия АПН РСФСР. Вып. 100. - М., 1959. - 367 с.
131. Ракитин В.И. Искусство видеть. М.: Знание, 1972. - 128 с.
132. Ракутин Ю.М. Живопись на летней учебной практике // Состояние и задачи преподавания живописи в художественных вузах и средних художественных школах Академии Художеств СССР по учеб. -метод, вопросам.-Л., 1987.-е. 66-70.
133. Раушенбах Б.В. Пейзажи: Перспектива и зрительное восприятие // Природа. 1986. - № 3. - с. 76-82.
134. Регуш Л. А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута. // Вопросы психологии.- 1985. -№ 1.-е. 94-102.
135. Рисунок / Под ред. П.П.Белоусова, В.А.Горб, М.С.Копейкина:Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: АХ СССР, 1963. - 21 е.: ил.
136. Рисунок / Под ред. С.В.Тихонова, В.Г.Демьянова, В.Б.Подрезкова. -М.: Стройиздат, 1983. 262 с.
137. Рождественская Н.В. Восприятие природы и формирование творческого потенциала личности // Человек природа - искусство: Сб. статей.Л.: Наука. 1986.-е. 101-108.
138. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К.Чухман. М.: Педагогика, 1985. - 144 с.
139. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1984.-240 е.; ил.
140. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школа рисунка: Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак, пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982. - 240 е.: ил,
141. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания живописи: Учеб, пособие. М.: Изобраз. искусство, 1983. - 288 е.: 193 ил.
142. Ростовцев Н.П., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож. граф, фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - 176 е.: ил,
143. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Спб.: Питер Ком, 1998.-688с.
144. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.424с.
145. Сапожников А.И. Воспитание творческой целеустремленности в учебном процессе (вуза) // Психологический журнал. 1985. - т. 6. - №2.-с. 54-58.
146. Сапожников А.П. Курс рисования. СПб., 1875. - 107 с.
147. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения / Под редм со вступит, статьей и примеч. В.М.Каганова. М.: Госполитизда!1, 1947. - 647 е.: со схем.
148. Сеченов И.М. Элементы мысли. Физиология нервной системы. -М.: Медгиз, 1952.-352 с.
149. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.-М.:Просвещение, 1976.159 с.
150. Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Рисунок и живопись пейзажа: Пособие для студентов заочников. - М. - Л.: Просвещение, 1975. - 33 с.
151. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
152. Соколинский В. М. Композиция этюда пейзажа как одно из средств развития творческих способностей студентов на начальных этапах обучения пленэрной живописи : Дис. .канд. пед. наук.- М., 1994,-146с. Библиогр. : с. 132-146.
153. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4-х ч. Ч. 4 Краткий словарь художественных терминов. -Обнинск: Титул, 1996. 80 е.: цв. ил.
154. Соловьев А. М. Живопись в высшей художественной школе. -М.: Искусство, 1957. 45 с.
155. Соловьев A.M., Смирнов Г.Б., Алексеева Е.С. Учебный живопись. -М.: Искусство, 1953. 238 с.
156. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. - 368 с.
157. Стасевич В.Н. Пейзаж, картина и действительность: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1978. 176 с.
158. Сухомлинский В.А. Сердце отдано детям. Киев: Радяньска школа, 1973.-288 с.
159. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во МГУ, 1975.-343 с.
160. Тамбиева Б.Н. Индивидуальный подход к студентам в вопросе обучения живописи. Дисс. канд. пед. наук. -М., МПГУ, 1990. - 225 с.
161. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. -Т. 1.-360 е.: ил.
162. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.
163. Терентьев А.Е. Вопросы композиции пейзажа // Вопросы теории, истории и методики преподавания худож. графических дисциплин: Ученые записки. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1964. - с. 202222.
164. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.-175 е., ил.
165. Терентьев А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1977.254 л. с прил., ил.
166. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.-М.: Наука, 1966.450 с.
167. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: изд-во АН Груз. ССР, 1961. 210 с. 170-Унковский А.А. Работа на пленэре. -Художник, 1982, № 4, с. 61-63.
168. Унковский А.А. Рисунки-этюды. -Л, 1963.
169. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519 / Пер. с англ. М.Карасевой. М.:ТЕРРА, 1997.-192 е.: ил.
170. Ушакова Л.Г. Активизирующее воздействие занятий живописью пейзажа на процесс развития творческих способностей студентов: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1991. -211 л.
171. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.И.Пискунова: В 2-х т. Т. 1. - с. 229-547.
172. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции / Вступ. статья
173. A.Н.Михалева. Фрунзе: Кыргыстан, 1966. -77 с. с ил.
174. Федоров-Давыдов А.А, Русский пейзаж XVIII начала XX века: Исследования, Очерки. История. Проблемы. Художники / Сост. Г.В.Моисеева. - М.: Сов. художник, 1986. - 300 с.
175. Федоров-Давыдов А.А. Советский пейзаж.-М.:Искусство,1958,-!16 с.
176. Флекель М.И. Великие мастера живописи Рембрандт, Гойя, Домье. -М.: Искусство, 1974. - 271 е.: ил.
177. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред.
178. B.Я.Ляудис, М.: изд-во МГУ. 1989, - 240 с.
179. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. -М.:Просвещение, 1985. - 224 с.
180. Хацкевич Д.Х. Природа как эстетическая ценность: Учеб. пособие. -М.:Высш.шк., 1987.- 120с.
181. ХГФ и школа. Сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1978,- 110с.
182. Холмовская В.В. Генезис способности к зрительной оценки пропорций // Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера.М,, 1978.-е. 135-161,
183. Хрусталев В.А. К истории высшего педагогического образования в РСФСР. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. - 166 с.
184. Худяков A.JT. Методическое обоснование заданий по живописи на летней практике: 1-2 курс / Методика преподавания специальных дисциплин в художественных вузах (рисунок, живопись): Сб. по учеб. метод, вопросам. Л., 1988. - с. 64-67.
185. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.:Искусство. 1953. 187. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике.сер. "Педагогика и психология"; № 8).
186. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. -М.: Знание, 1990. 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер"Педагогика и психология"; № 12).
187. Шабанов Н.К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе. Курск, изд-во КГПИ, 1994.- 166 с.
188. Шабанов Н.К. Формирование профессиональной-направленности у студентов в процессе преподдавания художественных дисциплин в педвузе. Дисс. докт, пед. наук. -М., 1995. 337 л. с прил.
189. Шабанова О.П. Активизация учения студентов педвузов в процессе подготовки по черчению. Дисс. . докт. пед. наук. М. , 1997.459 л. с прил., ил.
190. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорация "Логос", 1994.320с.
191. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. - 176 с.
192. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985.80с.
193. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. Для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 е.: ил.
194. Щербаков А. Выбор пейзажного мотива // Художник. 1973. -№ 11.-с. 57-59.
195. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.:Просвещение, 1967.-266с.
196. Эсаулов А.Ф. Активизация познавательной деятельности студентов. -М.: Высшая школа, 1982. 221 с.
197. Юон К.Ф. Об искусстве: В 2-х т. М.: Сов. художник, 1959. - T.I. -284с.;т.2.-285 с.
198. Ягодовская А.Т. О пейзаже. М.: Сов. художник, 1963. - 63 с.
199. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.:Искусство, 1964. 86 с.
200. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -46с.
201. Этюд городского пейзажа, 3 курс, КГ
202. Этюд городского пейзажа, 3 курс, ЭГ