Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ломова, Наталия Федоровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ломова, Наталия Федоровна, 2002 год

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы подготовки учителя изобразительного искусства средствами музейной педагогики

§1.1. Исторические, философские и психолого-педагогические предпосылки становления музейного дела

§1.2. Основные этапы развития образовательновоспитательных концепций музея.

§1.3. Методологическое определение основного содержания музейной педагогики

Глава П. Опытно-экспериментальное исследование эффективности подготовки будущего учителя изобразительного искусства средствами музейной педагогики

§2.1. Организация занятий по спецкурсу «Музейное дело» на факультете изобразительного искусства в педвузе

§2.2. Эксперимент по музейно-педагогической подготовке ф студентов факультета изобразительного искусства в педвузе

§2.3. Специальная профессиональная подготовки студентов факультета изобразительного искусства по музейному делу и музейной педагогике

Глава Ш. Социокультурные и образовательные функции музея в педвузе

§3.1. Социокультурные функции музея и его роль в образовательных системах.

§3.2. Специфика организации экспозиции в художественном музее педагогического вуза.

§3.3. Музейная педагогика как составная часть дидактических положений общей педагогики.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе"

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный культурно-образовательный процесс имеет тенденцию развития широкого информационного поля. Технический процесс, новые информационные технологии в XXI веке, вероятно, будут играть определяющую роль в формировании культурного уровня молодого человека. И здесь важно, какое место займет историческая память в его интеллектуальном и нравственном развитии.

Известный французский художник Жан Луи Давид, обращаясь к членам Конвента по поводу воспитания, воскликнул: «Музей — это не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Музей — это школа большого значения». Так знаменитый Лувр наряду с задачами сбора и сохранения ценностей, стал решать и педагогические задачи, ибо в музее формируется образ исторической памяти.

Сегодня потребность в квалифицированные педагогических кадрах значительно возросла. Учитель как личность социально-значимая постоянно нуждается в повышении своего профессионального мастерства и личных качеств, в умении правильно инструментировать исторической памятью в учебно-воспитательном процессе. Учитель изобразительного искусства в школе вообще, а в старшей тем более, является ориентиром, проводником, музееведом, искусствоведом, экскурсоводом, и только после этого -художником в высоком смысле этого слова. Насколько высок уровень образованности в творческом и музейно-педагогическом плане, настолько его ученики будут художественно-образованы и эстетически развиты.

Всеобщая информатизация образования усиливает необходимость совершенствования систематизации знаний, а в этой связи и музейно-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Одним из важнейших направлений эффективной подготовки современного художника-педагога мы видим в организации музейного дела в системе новых информационных технологий педагогического вуза.

Одним из определяющих условий музейно-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства выступает дидактически организованный учебный процесс, при котором творческий потенциал специалиста в качественном отношении заметно повышается.

Идеи гуманизма и гармонии в образовании уходят вглубь профессиональной педагогики, которая считает ребенка основным участником учебно-воспитательного процесса, направленного на ценностно-интеллектуальное развитие личности. А где, как не в музее можно найти ценностные образы прошлого, настоящего и будущего?

Занятия музейной педагогикой необходимы не только художнику-педагогу, но и любому специалисту, занимающемуся процессом воспитания. Музейно-педагогическая направленность деятельности учителя облегчает усилия ребенка по самосовершенствованию и заключается в организации творческого процесса совместного поиска, в результате которого ребенок лично добывает знания, а учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

На сегодняшний день в России практически нет ни одного педвуза или образовательного учреждения, где не было бы какой-либо коллекции или собрания тех или иных педагогических ценностей и раритетов. А некоторые педвузы насчитывают более пяти музеев прикладного значения и имеют государственный статус. Качественная подготовка выпускников в этих вузах заметно высокая. И хотя музейное дело в педвузе внедряется в учебный процесс уже давно, принципиально концептуального решения на $ правах образовательного стандарта это направление пока еще не получило.

О необходимости музейной педагогики писали К.Д.Ушинский и П.Ф.Каптерев, П.П.Блонский и С.Т.Шацкий. По их мнению, именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования.

Следует отметить, что основы музейной педагогики были заложены немецкими учеными и деятелями культуры: А.Лихтварком, Г.Кершенштейнером, А.Рейхвеном.

Личность учителя, ее свойства, воспитание и деятельность рассматривали на страницах своих трудов О.А.Абдулина, А.А.Бодалев, А.А.Вербицкий, И.Д.Лушников, Т.В.Челышева. Заметный вклад в исследование творчества учителя, как важнейшего условия инновации в музейно-педагогическом процессе, внесен А.А.Андреевым, Ю.К.Бабанским, ^ Д.Б.Богоявленским, В.И.Загвязинским, В.С.Кузиным, Н.Д.Никандровым,

Я.А.Пономаревым, Л.С.Подымовой, В.А.Сластениным, В.И.Щеголем и др.

Заметный вклад в исследование профессиональной и музейно-педагогической подготовки специалистов внесли известные ученые, педагоги, художники-практики и музейные работники. Среди них Андреев A.A., Антонова И.А., Днепров Э.Д., Зязюн И.А., Круглов Ю.Г., Неменский Б.М., Сластенин В.А.

Теоретические вопросы формирования художественно-эстетических потребностей личности разрабатывались в рамках философии эстетики Асмусом В.Ф., Каганом М.С., Лосевым А.Ф., Лихачевым Д.С. и др.

При работе над диссертацией были проанализированы труды известных ученых в области дидактики (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.), вузовской педагогики (О.А.Абдулина, •СГ С.И.Архангельский, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков и др.), возрастной и педагогической психологии (Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, U Е.И.Игнатьев, А.Н.Леоньтьев, Б.Ф.Ломов и др.).

Влияние изобразительного искусства на формирование нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры школьников обстоятельно и широко освещены в специальной педагогической литературе (И.Я.Богусловская, А.Бородулин, Г.М.Блинова, В.М.Василенко,

B.В.Корешков, М.А.Некрасова, Т.М.Разина, Б.А.Рыбаков, Л.И.Ремпель, А.Б.Салтыков, А.К.Чекалов, А.С.Хворостов и др.).

В исследовании использовались работы, посвященные вопросам формирования духовной культуры в процессе эстетического воспитания учащихся (Игнатьев С.Е., Лихачев Б.Т., Ломов С.П., Ростовцев H.H., Унковский A.A., Шорохов Е.В., Шпикалова Т.А. и др.) Психологические основы формирования духовности личности раскрываются в работах Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Крутецкого В.А., Кузина B.C., Кубышкиной Э.И., Леонтьева А.Н., Лурия А.Р., Петровского A.B., Ф Рубинштейна С.Л., Сокольниковой Н.М., Тайчинова М.Г. и др.

Теоретические вопросы структуры и содержания общего образования разрабатывали Барташев A.B., Горецкий В.Г., Дмитриев Т.Д., Курдюмова Т.Ф., Кривошеев В.Ф., Леднев B.C., Семушина Л.Г., Тодоров Л.В. и др.

Вопросы методики преподавания основ музейного дела в педвузе исследовали: Ю.Г.Круглов Е.Н.Мастеница, Б.А.Столяров, И.Н.Уханова,

C.В.Фокин, Л.М.Шляхтина, и др.

Новые социально-экономические отношения способствовали открытию образовательных учреждений инновационного типа (лицеев искусств, школ эстетического развития и др.), что потребовало более универсальной и качественной подготовки художников-педагогов, где роль и место музейной педагогики выходят на приоритетное место.

Анализ современного состояния подготовки учителей изобразительного искусства, занимающихся музейной работой в школе, позволил выявить следующие недостатки:

- неразработанность системы подготовки студентов факультета изобразительного искусства по музееведению;

- отсутствие интегративного подхода в методической подготовке будущих учителей к преподаванию изобразительного искусства; отсутствие преемственности в преподавании методики изобразительного искусства в школе и других учреждениях образования и культуры;

- недостаточная методическая оснащенность музейно-педагогических технологий;

- несовершенство содержания образовательного процесса в области музееведения.

В последние годы в Российских педвузах и общеобразовательных школах интенсивно осваиваются инновационные технологии преподавания, в том числе и по музееведению, но именно в педвузе на начальном этапе подготовки художника педагога возникает ряд противоречий между: содержанием музейно-педагогического процесса в вузе, действующего на традиционной экскурсионно-репродуктивной основе, и необходимостью формирования творческого потенциала школьника на базе исторической памяти; необходимостью повышения эффективности формирования художественных способностей школьников на примере музейных ценностей и недостаточной подготовленностью педагога к этой деятельности;

- требованием учета эмоциональной сферы детей и неумением многих учителей использовать данный потенциал в музейно-выставочной деятельности;

- выявлением психолого-педагогических и дидактических условий реализации музейных технологий по художественному развитию школьников и недостаточным обеспечением материально-технической базы учебных заведений;

- стремлением общества выйти на качественно новый уровень духовного развития молодежи и недостаточной реализацией музейно-педагогических технологий при подготовке учителей изобразительного искусства к школе, где воспитаннику были бы предоставлены принципиально иные возможности накапливать и раскрывать личностный творческий потенциал.

Выявленные недостатки и сформулированные противоречия послужили основанием для постановки проблемы исследования: разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективных педагогических путей, методов и средств обучения музейному делу студентов художественно-графических факультетов в системе их профессиональной подготовки к творческой работе в школе.

Цель исследования: повысить эффективность музейной педагогики в системе вузовских дисциплин, как средства качественной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Объектом исследования выступает система профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в области изобразительного искусства и народных промыслов.

Предметом исследования является профессиональная подготовка студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел в области музееведения.

На основе изучения теории и практики развития музейной педагогики нами выдвинута гипотеза исследования, которая заключается в том, что процесс подготовки будущего учителя изобразительного искусства и народных промыслов будет эффективен и качественно высок, если:

1) педагогическому процессу придается практико-ориентированная и # индивидуально-творческая направленность, предусматривающая вооружение студентов современной музейной педагогикой;

2) реализована система взаимодействия учителя и ученика в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства и народных ремесел;

3) технология подготовки будущего учителя основывается на музейно-педагогической модели, учитывающей организационные психолого-педагогические и дидактические аспекты;

4) в содержании технологии подготовки будущего учителя основывается на музейно-педагогической модели, учитывающей организационные, психолого-педагогические и дидактические аспекты;

5) в содержании технологии подготовки будущего специалиста используются разнообразные формы, методы и средства музейной работы в учреждениях образования и культуры;

6) изучение теоретических и практических основ музейного дела осуществляется студентами в тесной взаимосвязи с собственной творческой деятельностью как в музее, так и в творческой мастерской, что повышает профессиональное мастерство будущего художника-педагога.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач исследования:

-изучить современное состояние музейной педагогики в системе педагогических учебных заведений (констатирующий эксперимент в вузах);

-разработать модель музейно-педагогической технологии для факультетов изобразительного искусства и проверить эффективность в процессе ее внедрения в учебно-воспитательный процесс вузовской подготовки будущего специалиста (формирующий эксперимент); О

-провести сравнительный анализ качественной подготовки специалиста в период его прохождения педагогической и музейной практики (контрольный эксперимент).

Методологическую основу исследования составляют: теория познания как основа научной педагогики; положения философии об искусстве как специальной форме общественного сознания; теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы музейной педагогики и развития художественной культуры и искусства; классические и современные труды известных философов, искусствоведов, педагогов, психологов, художников; положения теории эстетического воспитания, художественного образования средствами музейной деятельности.

Для проверки гипотезы исследования были применены следующие методы исследования:

- анализ литературных источников по различным областям наук (психолого-педагогической, философской, искусствоведческой, методической, исторической), показывающий состояние изученности проблемы, ее теорию и историю;

- изучение и обобщение опыта музейной работы в педвузах России и ближнего зарубежья;

- тестирование и анкетирование студентов и выпускников, беседы, интервьюирование и другие социометрические методы исследования;

- педагогические наблюдения за творчеством и музейной деятельностью выпускников педвузов;

- изучение и анализ музейно-педагогической деятельности выпускников факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета;

- проведение психолого-педагогического развивающего эксперимента;

- статистическая обработка экспериментальных данных.

Исследование проходило в период с 1997 по 2002 год. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Государственной Третьяковской галереи, Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства, Московской государственной картинной галереи Народного художника СССР А.Шилова, в лаборатории художественного образования и эстетического воспитания НИИ общего образования Минобразования РФ и на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.

В эксперименте участвовали учителя общеобразовательных школ г.Москвы и Московской области в количестве 47 человек и студенты факультета изобразительного искусства и народных ремесел (далее ИЗО и НР) в количестве 382 человек, в том числе: на 1 этапе - 1997 г.- 47 чел.; 1998 г.- 47 чел.; 1999 г.- 47 чел. на 2 этапе - 2000 г.- 43 чел.; 2001 г.- 51 чел.; 2002 г. - 53 чел. на 3 этапе - 2001 г.- 43 чел.; 2002 г. - 51 чел. Основные этапы исследования:

Первый этап (1997-1999 гг.) - поисково-аналитический. Он состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, определении цели и задачи исследования, в проведении констатирующего эксперимента по определению музейно-профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ. Поисковый эксперимент проводился с одной стороны на базе Третьяковской галереи и Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства, с другой стороны, на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, школ №№1188, 548, 1048, 764, 248 г.Москвы; школ №№ 3 и 5 г.Видное; школ №№ 5, 10,17 и гимназии №1 г.Мытищи; второй этап (2000-2001 гг.) - опытпо-эксперимеитальный. За этот период был проведен формирующий эксперимент на четырех курсах факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. Уточнялись условия совершенствования процесса подготовки будущего учителя в области музейной педагогики. Работа по формирующему эксперименту проводилась поэтапно: вначале осуществлялось наблюдение за студентами в период прохождения ими музейной практики (1 неделя в зимнюю сессию 7 семестра); затем анализировалась музейно-выставочная деятельность будущего специалиста в период его педагогической практики (6 недель в 8 семестре); на завершающем этапе во время итоговой педпрактики студентами 5 курса проводилась целая серия пробных занятий со школьниками в музеях, галереях и выставочных залах (в 9 семестре); третий этап (2001-2002 гг.) заключительно-обобщающий. В этот ^ период был проведен контрольный эксперимент в Третьяковской галерее и школе № 548 г. Москвы, где проходили педпрактику выпускники факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. В задачу данного этапа входило подтверждение уровней подготовки будущих учителей изобразительного искусства и народных промыслов в области музееведения. Осуществлялась апробация и внедрение методических рекомендаций в школьную практику, оформлялась работа.

Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях на научно-практических конференциях в Московском педагогическом университете (1998-2002 гг.), при проведении семинарских занятий и чтении лекций по спецкурсу «Музейное дело» и со студентами 4-5 курсов факультета изобразительного искусства и народных ^ ремесел (2001-2002 гг.), материалы исследования доложены, обсуждены и получили одобрение на заседаниях в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования РФ (2001 г.), на объединенном заседании кафедр факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета (2002 г.), на Всероссийской научной конференции в Третьяковской галерее по музейной педагогике (2002 г.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной академии наук педагогического образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- создана модель музейно-педагогической технологии подготовки будущего учителя изобразительного искусства;

- теоретически обоснованы условия реализации технологии музейной подготовки будущего учителя к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников;

- разработаны программы и содержание спецкурса «Музейное дело» для студентов факультетов изобразительного искусства;

- разработана и внедрена в учебный процесс программа по музейной практике; дано теоретическое обоснование музейной педагогике, систематизирующей качественную подготовку будущего учителя изобразительного искусства.

Теоретическая значимость исследования состоит: в использовании музееведения в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя изобразительного искусства; в получении результата опытно-экспериментального исследования, новых данных, характеризующих уровень сформированности профессионально-педагогической подготовки специалиста в области музееведения; в выявлении зависимости между технологически организованным процессом музееведческой подготовки обучения и эффективным качественным уровнем специальной подготовки & художника-педагога.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: исследована образовательная область вузовских музеев и определена их междисциплинарная и профилированная функциональность; сформулированы требования к умениям студентов в области музейной деятельности; созданы программы по музейному делу и музейной практике для факультетов изобразительного искусства, художественно-графических факультетов и отделений искусств педвузов; применен метод тезаврирования в оценке творческих работ студентов; выполнены наглядные пособия по экспозиционным разделам музейной педагогики; разработаны методические рекомендации по музейной педагогике, которые могут быть использованы для совершенствования подготовки учителей изобразительного искусства; составлены перечни-справочники основных музеев мира; подготовлены учебные пособия для учителя по циклу бесед об ^ искусстве, а также составлены экспозиционные блоки произведений искусств для школьных музеев и галерей.

Достоверность результатов и обоснованность теоретических обобщений обусловлены:

- обоснованностью теоретических положений;

- опорой на системный и комплексный подход;

- репрезентативностью выборки от генеральной совокупности состава исследуемых, достаточной для количественного и качественного анализа; комплексом методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования;

- статистической обработкой и экстраполяцией полученных данных опытно-экспериментального исследования в других условиях;

- личным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы;

- внедрением результатов исследования в учебный процесс школы № 548 г.Москвы, факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, а также в практическую работу Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1 .Модель технологии подготовки будущих учителей изобразительного искусства в условиях константного освоения музейной педагогики, позволяющая объективно представить учебно-воспитательный процесс как систему, отражающую единство ее элементов, находящихся во взаимосвязи.

2.Комплекс организационных, психолого-педагогических и дидактических условий, позволяющих внедрить музейную педагогику как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства.

3.Содержание спецкурсов по музейной педагогике, основанных на интегрированном и многоуровневом обучении студентов факультета ИЗО и НР методике преподавания изобразительного искусства и музейного дела.

Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в следующих публикациях:

1. Ломова Н.Ф. Музейная педагогика в системе профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства. Методическое пособие. М.: ИОО МО РФ, 2002. - 2,0 п.л.

2. Ломова Н.Ф. Методические указания по проведению спецкурсов «Музейное дело» и «Музейная практика». М: «Народный учитель», 2001. -0,75 п.л.

3. Ломова Н.Ф. Программа «Художественная вышивка» для художественных кружков в 1-4 классах / Статья в сб. Современные проблемы воспитания и образования. М: ИОО МО РФ, 2000 (в соавт.). - 0,5 п.л.

4. Ломова Н.Ф. Программа «Художественное вязание» для художественных кружков в 1-4 классах / Статья в сб. Современные проблемы воспитания и образования. М: ИОО МО РФ, 2000 (в соавт.).- 0,5 п.л.

5. Ломова Н.Ф. Русские живописцы XIX в. Учебное пособие для школьников. М.: «Агар», 2002 (в соавт.). — 7 п.л.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Проведенное диссертационное исследование по теме «Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе» позволяет сделать вывод о том, что образовательная деятельность музея стала одним из определяющих факторов возникновения, развития и совершенствования социокультурной функции музея и научно-исследовательской деятельности вуза.

Подготовка студентов по спецкурсу "Музейное дело" в связи с задачами эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педагогических образовательных учреждениях призвано обогатить развивающийся научно-теоретический, познавательно-практический и художественно-эстетический потенциал личности и освоить основные уровни и требования подготовки будущего художника-педагога.

Специфика обучения студентов на факультете изобразительного искусства педагогического университета позволило провести наше исследование в контексте с образовательной деятельностью музеев, что подтвердило ранее выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ современного состояния профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в области музейной педагоги показал, что долгое время педагогическая наука и музейное дело не уделяли должного внимания данной проблеме. Работа в музее не включалась в вузовские программы. Причина виделась в отсутствии необходимых условий для внедрения новых программ, а также в слабой материальной обеспеченности учебного процесса.

2. Полученные теоретических положений о применении 0 инновационных методов обучения студентов послужили основанием для разработки интегративного спецкурса «Музейное дело» и проведению музейной практики, которые прошли апробацию на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и рекомендован для внедрения на факультете дополнительных профессий того же университета и базовых школ.

3. В процессе опытно-экспериментального исследования, проведенного студентами на базе Третьяковской галереи и Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства было доказано, что внедрение музейно-педагогических технологий в форме спецкурсов, тренинга, анализа работы с детьми, способствует развитию профессионально-педагогических умений студентов факультета изобразительного искусства.

О 4. Представляется целесообразным включение теоретических основ музейно-педагогической технологии подготовки будущего учителя в содержание учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства в школе».

5. Эффективность музейной педагогики и высокий уровень конечного результата зависят от многих факторов:

- создания организационных условия, включающих оборудование музея (галереи) и наличие помещений для хранения фондовых музейных экспонатов;

- правильной организации музейного дела в педвузе;

- мотивизации студентов к собирательству и систематизации образцов художественных произведений;

- наличия наглядных пособий по музейной работе в школе. О

6. Развитие творческих способностей связано с применением комплекса методов: экскурсионных упражнений, ролевых игр, с? направленных на получение знаний, интегрированных занятий, сочетающих восприятие художественного произведения, музыки и художественного слова, художественно-творческих заданий на ассоциативно-образное восприятие окружающего мира.

7. Теоретически и экспериментально доказано, что музейно-педагогические технологии играют важную роль в подготовке будущего учителя изобразительного искусства, основанной на тесной взаимосвязи процессов восприятия подлинных произведений искусства и воспроизведения того или иного художественного образа в своих творческих работах.

Полученные в ходе нашего диссертационного исследования результаты могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по предметам образовательной области "Искусство" для О образовательных учреждений разного типа, включая негосударственные учебные заведения, а также в музейной деятельности. При создании новых поколений учебно-методических пособий для студентов, в курсах лекций по педагогике в педагогических институтах и университетах, педагогических училищах и колледжах, в институтах усовершенствования учителей. О

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ломова, Наталия Федоровна, Москва

1. Аверина И.С. Возрастная динамика генотипа и среды в индивидуальных особенностях памяти школьников: Автореф. дис. канд. психол. Наук. - М., 1983.- 20 с.

2. Актуальные проблемы музейной педагогики // Ориентиры личности в условиях изменяющейся социальной среды/ под. Ред. Н.В.Соловьевой. — Воронеж, 1996.-85 с.

3. Алехин А. Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Диссертация в виде научного доклада на соискание уч. степени доктора пед. наук: М., 1993. 32 с.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

5. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. — М., 1955. Т.З

6. Андреева H.H. Индивидуальные творческие работы учащихся в обучении: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1967. - 20 с.

7. Ардаширова Г. Т. Формирование эстетического вкуса в культуре поведения учащихся ПТУ: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1984. — 18 с.

8. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. - 210 с.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. — 96 с.

10. Бакушинский A.B. Исследования и статьи: Изб.искусствовед.тр. — М.: Сов.художник, 1981.-351 е.: ил.

11. Бартке А.О. О своеобразии восприятия действительности: Автореф. дис. . канд. искусств, наук. М., 1958. - 20 с.

12. М.Бейрюмова Л. Г. Взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище: Автореф. дис. Канд. пед. наук. М., 1998,-27 с.

13. Бегак Б.А. Воспитание искусством. — М.: Просвещение, 1981. — 94 с.

14. Белявский И.Г. Эстетическое восприятие живописи старшими школьникам: Автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии). М., 1965. - 19 с.

15. Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов. // Вопросы психологии. 1968. № 4, с.51 -66.

16. Бойко А.Г., Столяров Б.А. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования / Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

17. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. — СПб., 1983.

18. Будницкая И.И. Соотношение между рассказом и рисунком учащихся младших классов. (Сравнительное исследование нормальных и умственно отсталых школьников): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1958. - 19 с.

19. Букина Е.Е. Формирование представлений у школьников 4-го класса: Автореф. дис. . канд. пед. наук, (по психологии). Л., 1963. — 18 с.

20. Бурлина Е.Я. Путь длиною в века. Беседы о преподавании художественной культуры. — М.: Просвещение, 1994. 246 с.

21. Васильева И.А. Теоретические и экспериментальные исследования интеллектуальных эмоций: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. -24 с.

22. Вергилес Н.Ю. Исследование деятельности и функциональное моделирование сенсорного звена зрительной системы: Автореф. дис. . канд. пед. наук (по психологии). М., 1967. - 27 с.

23. Веселовская И.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1981.- 183 с.

24. Виды изобразительного искусства. Уроки для начальной школы. Вып.1. / Авт.-сост. Н.Д.Рева. СПб., 1995

25. Викторов Ю. В. Д.А.Щербиновский. Художник. Педагог: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1974. - 24 с.

26. Виноградова Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1997. 18 с.

27. Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Липецк, 1999.-20 с.

28. Вишина Г.В. и др. Проведение урока-экскурсии в музее (методические рекомендации учителям и студентам университета педагогических факультетов всех форм обучения).- Воронеж, 1994. 10 с.

29. Волков H.H. Восприятие картины. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976. — 32 с.

30. Волков И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 1995. — 168 с.

31. Вопросы воспитания: Системный подход/ Под.ред.Л.И.Новиковой. — М.: Прогресс, 1981.- 136 с.

32. Ворожейкина О. И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 21 с.

33. Вроблявичюс Ю. Р. Принципы организации выставок (методика преподавания основ художественного конструирования (проектирования) для художественно-графических факультетов педагогических институтов): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981. - 16 с.

34. Всеобщая история искусств. В 6 т. М., 1980.Д

35. Выготский J1.C. Воображение и творчество в школьном возрасте. — М.; Л; Госиздат, 1930. 79 с.

36. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

37. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под.ред.В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

38. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации / Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1988.

39. Голубев Н. К. Художественно-эстетическая деятельность как средство формирования общественной активности старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. - 15 с.

40. Грегорова А. Музей и музееведение (сер.: Музейное дело и охрана памятников. — Вып. 1)-М., 1986.- 150 с.

41. Грицаенко Ю.В. Школьный музей. Методические рекомендации. Воронеж, 1995. 65 с.

42. Гончарук А.Ю. Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе изучения основ эстетики и искусствознания на материале факультативных занятий: Автореф. дис. . канд. пед наук.- М., 1982. 17 с.

43. Гордеева A.B. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного общения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1990. - 19 с.

44. Гордеева A.B. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1990. - 19 с.

45. Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-эстетической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. .доктора пед. наук. М., 1981. - 30 с.

46. Гринева A.B. Педагогические основы формирования и становления творческой личности младшего школьника: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995.- 19 с.

47. Давыдова Л. С. Формирование эстетического восприятия у детей 5-7 лет в процессе изображения окружающего мира (крайний северо-восток России): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 20 с.

48. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство, 1968. - 124 с.

49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989.-96 с.

50. Дедок В.Р. Художественная самодеятельность как одна из форм эстетического воспитания (изобразительное искусство): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 25 с.

51. Демчев П. Г. Содержание и организация подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов по художественному оформлению школы средствами наглядной агитации: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

52. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. - 160 с.

53. Дукельский В.Ю. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности /Памятниковедение. Сб.науч.тр. М., 1986.

54. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда / Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. — М.,1989.- 127 с.

55. Журина Л.А. Формирование интереса учащихся к художественно-оформительской деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1984. -24 с.

56. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика,1990.- 164 с.

57. Журавлев В.И. Методы педагогического исследования. Лекции (для педагогических институтов). М.: Просвещение, 1972. — 159 с.

58. Золотарева Л.Р. Взаимосвязь искусств в процессе специальной подготовки студентов художественно-графических факультетовпедагогических институтов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1990. -18 с.

59. Иванов П.В. Краеведение в системе учебно-воспитательной работы в средней общеобразовательной школе: Автореф. дис. . доктора пед. наук. Петрозаводск, 1967. - 21 с.

60. Иванова Н.С. Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся 1 -7 классов в процессе обучения изобразительному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993. - 19 с.

61. Иванова Т.Н. Педагогическое руководство формированием эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения интегрированному курсу искусств (изобразительному искусству, литературе, музыке): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 23 с.

62. Изучение и научное описание памятников материальной культуры / Сост. и науч.ред. А.М.Разгон, Н.П.Финягина. 1972. - 185 с.

63. ИКОМ (ICOM): Устав Международного совета музеев. М., 1974.

64. Ильенко Л.П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1-9 классы) средствами интегрированного курса предметов искусств: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 20 с.

65. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, хранящихся в государственных музеях СССР. Министерство культуры СССР. — М., 1984.- 152 с.

66. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств: Введение в историю художественного мышления. — Л.: Искусство, 1933. — 156 с.71 .Ионина H.A. Сто великих музеев мира. М.: Вече, 1999. — 508 с.

67. Искусство в системе культуры. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 256 с.

68. Искусство как фактор комплексного подхода к воспитанию. — Свердловск, 1978. 94 с.

69. Исследование художественных интересов школьников/ Под общ.ред. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина. — М.: Педагогика, 1974. — 160 с.

70. Кабкова Е.П. Формирование обобщенных представлений у младших школьников в процессе восприятия произведений разных видов искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. - 17 с.

71. Калантарова С.И. Эмоционально-эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства (на материале художественной иллюстрации и картины): Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1986,- 19 с.

72. Камерон Д. Музей современному человеку / Курьер ЮНЕСКО - М.: Прогресс, - 1970. №10.

73. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: изд-во Ваклер - 1996. -230 с.

74. Коваленко П. Ю. Теоретические основы и методика проведения бесед об изобразительном искусстве в 1-8 классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 30 с.

75. Колесникова И. А. О феномене музейной педагогики/ Художественный музей в образовательном пространстве. СПб., 1998,- 156 с.

76. Козлова Т.А. Педагогические основы формирования системы знаний по культуре при изучении курса истории в 5-7 классах современной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.

77. Комарова Т.С. Дети в мире творчества М.: Мнемозина, 1995- 158 с.

78. Конышева Н.М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовки в педагогическом институте: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -M., 1979.- 15 с.

79. Конухова E.H. Из истории работы русских и советских музеев с детьми / Музей-7: Художественные собрания СССР / Сост. А.С.Логинова. М., 1987.

80. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.

81. Конухова E.H. Из истории работы русских и советских музеев с детьми / Музеи-7 Художественные собрания СССР/ Сост.А.С.Логинова. М., 1987.

82. Корешков В.В. Эстетическая среда школы и личность учащегося. Учеб.пособие. М.: Изд-во Прометей; МПГУ им.В.И.Ленина, 1994. - 75 е.: ил.

83. Коробова Н. И. Проблема обогащения изобразительно-выразительных средств искусства в советской эстетике (опыт русской "формальнойшколы" 20-х годов): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Свердловск, 1988. -18с.

84. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

85. Коссова И.М. О значении термина музейная педагогика в теории и практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. / (ИПРИКТ МК РФ). М., 1999. с. 14-21

86. Кравчунас Б.К. Изобразительное творчество ребенка как явление художественной культуры: специфика, проблемы развития : Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПБ., 1995. - 23 с.

87. Краткий словарь музейных терминов: Проект. М., 1974. - 310 с.

88. Краткий словарь музейного дела. // Под.ред.Р.Кнау, В.Энненбаха. М., 1975.-265 с.

89. Краткий словарь музейных терминов / Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе. — М., 1983. 140 с.

90. Криницын Л.Ф. Комплексная организация учебных помещений в средней общеобразовательной школе (на примере кабинета искусств): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 24 с.

91. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 149 с.

92. Крупное А.И. Психологические проблемы исследования активности человека//Вопросы психологии. 1984. - №3. - 97 с.

93. Крюкова H.H. Формирование эстетических суждений старшеклассников в процессе внеклассных занятий по искусству: Автореф. дис. . канд. пед наук. М., - 16 с.

94. Ктурецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.

95. Кузина Е.В. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе изучения произведений искусств: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991. - 18 с.

96. Кузин В. С. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе: Автореф. дис. . доктора пед. наук. М., 1974. - 60 с.

97. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — М.: Просвещение, 1977. — 207 е.: ил.1103. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания вшколе. Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. М., Агар, 1998. 336 с.

98. Кульчанская H.JI. Развитие художественного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях художественного музея: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. - 22 с.

99. Кучина Т.И. Развитие художественного мышления подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1992.- 15 с.

100. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971.-286 с.

101. Леонтьеов А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.-40 с.

102. Лернер И .Я., Скаткин М.Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. -38 с.

103. Лихачев Б.Т. Законы воспитания и их обусловленность законами развития.//Советская педагогика. — 1981. №3,- С.86-93.

104. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов и слушателей ФПК. М., 1996. - 462 с.

105. Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения Древней Руси.

106. Ломов С.П. "Русские живописцы ХУШ-Х1Х вв". Учебное пособие для р школьников. Изд-во "Агар", М., 1997. 79 с.

107. Макаренко A.C. О воспитании. M., 1990. - 414 с.

108. Маслова С.Г., Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного / Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». М., СПб, 2000. 158 с.

109. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. 1982. - №4. - С.5-17.

110. Медведева Е.Б. Становление музейной педагогики в Германии и России. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1999. - 16 с.

111. Медведева Е.Б. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Ориентиры культурной политики / М., 1977. С. 18-28

112. Методические проблемы развития педагогической науки / Под.ред.П.Р.Атутова и др. М.: Педагогика, 1985. - 236 с.

113. Методы педагогических исследований. /Подред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 255 с.

114. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. — М.: Просвещение, 1991. 187 с.

115. Мосина В.Р. Эстетическое восприятие старшеклассников на факультативных занятиях по изобразительному искусству (на материале русской живописи начала XX века) Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995.-22 с.

116. Мосина В. Р. Методика изучения древнерусской живописи на факультативных занятиях в 10 классе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993.-17 с.

117. Музееведение. Музеи мира: Сб.науч.тр. /Отв.ред.Е.Е.Кузьмина М., 1991.

118. Музей и школа: Пособие для учителя. М., 1985. 248 с.

119. Мухина 3.3., Шитова В.Н. Архитектура, скульптура, живопись. М.: Знание, 1994.-40 с.

120. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

121. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания//Педагогика. 1998. - №3.

122. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — М., Гелиос АРВ, 2000. 229 с.

123. Новое педагогическое мышление (Сб.ст). /Под ред. А.В.Петровского. — М.: Педагогика, 1989. 278 с.

124. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя /Под.ред.Н.А.Кушаева. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.

125. Педагогическая энциклопедия. — М.: Сов.энциклопедия, 1965. — Т.2 — 912 с. 1966.-Т.3-841 с.

126. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981, т. 1. - 336 с.

127. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПЭТО, 1997. 137 с.

128. Петрунина Л.Я. Музей изобразительных искусств как социальный институт // Музейное дело. Музей культура - общество: Сб.науч.тр. — Вып. 21.-М., 1992.

129. Попелюхина А.И. Система художественно-педагогической подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. -16 с.

130. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Факультативные курсы: Изобразительное творчество. Скульптура.

131. История изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1992. - 62 с.программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы/ Науч.рук.В.С.Кузин. - М.: Просвещение, 1994. -160 с.

132. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы /Науч.рук. Б.М.Неменский.- М.: Просвещение, 1994. 173 с.

133. Программы общеобразовательных учреждений. Основы эстетической культуры / Науч.ред.Л.П.Печко. М.: Просвещение, 1995. - 46 с.

134. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-1У кл. / Науч.рук.Т.Я.Шпикапова.- М.: Просвещение, 1992. 78 с.

135. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. У-УШ классы / Науч.рук. Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение, 1995. - 87 с.

136. Программа "Основы живописи". 5-9 кл. Сб.прогр. для шк., гимн., лицеев. /Ломов С.П. и др. -М.: Дрофа, 1999. С. 15-25.

137. Программа "Живопись". 1-11 кл. Сб.прогр. для шк., гимн., лицеев. /Ломов С.П. и др. М.: Дрофа, 1999. - С. 23-31.

138. Программа "Живопись". Для фак-ов ДНИ и народных промыслов./ Ломов С.П. и др. М.: Сигнал; МПУ, 1999. - 27 с.

139. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Искусство / Эксперимент: новое содержание общего образования /Е.С.Медкова, В.С.Кузин, С.П.Ломов и др. — М., Просвещение, 2002. — 31 с.

140. Профессиональное становление музейного педагога. // Профориентология: теория и практика, /под ред. Л.А.Колосовой. -Воронеж, 1997. 150 с.

141. Психология исследования творческой деятельности / Под ред. ç О.К.Тихомирова. М.: Наука, 1975. - 252 с.

142. Психология развивающейся личности/А.В.Петровский и др. М.: Педагогика, 1987. - 245 с.Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1972. - 246 с.

143. Разгон А.М. Музейный предмет как исторический источник. -М., 1984.-256 с.

144. Рерих С.Н. Свет искусства. М.: межд.центр Рерихов, 1994. - 90 с.

145. Ростова С.И. Формирование художественной культуры студентов педагогических институтов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Новосибирск, 1977. 19 с.

146. Ростовцев H.H. О педагогической деятельности и методах преподавания. Омск: 2002. - 247 с.

147. Романова В.А. Методические основы преподавания истории изобразительного искусства учащимся старших классов во взаимосвязи с

148. Q изобразительной деятельностью: Автореф. дис. . канд. пед. Наук. — М.,1997.- 16 с.

149. Романычева И.Г. Музейное дело: Уч.пособие для студентов. Л., 1983. - 295 с.

150. Рыбникова О.Н. Развитие восприятия произведений живописи у младших подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1977. - 16 с.

151. Савина H.H. Формирование эстетической культуры младшего школьника в процессе совместной работы школы и семьи: Автореф. дис. . канд. пед. наук. M., 1983 .-21 с.

152. Сатарова Л.А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.О

153. Столяров Б.А. Основы музейной педагогики. Учебный курс. СПб., 1996.-249 с.

154. Столяров Б.А. Теория и практика экскурсионной работы. Учебныйкурс. СПб., 1996.-173 с.

155. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до , современности / Учебное пособие для гуманитарных и художественныхфакультетов. СПб., 1999. - 237 с.

156. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: От истоков до современности. СПб., 1999. 173 с.

157. Странский 3. Музей, искусство и перспектива развития человечества / Музейное дело. Музей культура — общество: Сб.науч.тр. - Вып.21. -М., 1992.о

158. Сухомлинский В.А. О воспитании. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. — 270 с.

159. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990. -288 с.

160. Типовое положение о музее, работающем на общественных началах, утвержденное Министерством культуры СССР 12 апр.1978 г. М., 1978.

161. Устенко Л.Н. Формирование творчества студента педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. — 20 с.

162. Ушинский К.Д. Собр.соч. в 10 т. т.1, 2, 3. М.: Наука и искусство воспитания , 1994.

163. Фомина H.H. Педагогические вопросы популяризации изобразительного искусства среди подростков: Автореф дис. . канд. пед. наук. -М., 1977. 16 с.

164. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. — М.: Наука, 1982.- 143 с.

165. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986. - 124 с.

166. Фролов А.И. Основатели российских музеев: Учебное пособие. М., 1991.-254 с.

167. Фуртаева Т. В. Теоретические и практические предпосылки комплексного преподавания искусства в средней школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 23 с.

168. Хроменков П.А. Технологии усвоения общепедагогического стандарта в условиях дистанционного обучения / Учебное пособие. М., 2001. 134 с.

169. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1973.-76 с.

170. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 150 с.

171. Чернявский Р.Х. Социально-педагогические аспекты воспитательного воздействия искусства на личность школьника (по материалам обследования московских старшеклассников): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983.- 17 с.

172. Шедевры живописи. Из собрания лучших художественных галерей Европы. СПб., 1995. -325 е.: ил.

173. Шляхтина Л.М. Музей в современном мире: новые подходы к музейной работе / Музей в современной культуре: Сб.науч.тр. СПб., 1997.

174. Шмит Ф.И. Музейное дело: Вопросы экспозиции. Л., 1929. - 158 с.

175. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Автореф. дис. . доктора пед. наук. М., 1988. - 32 с.

176. Шостак Л.Я. Взаимодействие музея и школы в процессе эстетического воспитания детей с задержкой психического развития / Здравствуй, музей! Международный музейно-педагогический семинар. СПб., 1995. 95 с.

177. Шрайнер К. Словарь к «Введению в музееведение». М., 1982. — 120 с.

178. Эстетическое воспитание в школе : Вопр.системного подхода / Под ред.Б.Т.Лихачева. -М.: Педагогика, 1980. 136 с.

179. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. -303 с.

180. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1984. 85

181. Яшухин А.П. Наглядность в обучении живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 20 с.

182. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись. Учебник для студентов ХГФ педвузов. Изд-во "Агар", М., 1999. 210 с.

183. Alexander Е.Р. Museums in Motion: An Introduction to the History and Function of Museums. Nashville, Tenn.: American Association &r State and Local History, 1979. p

184. Hudson K. A Social History of Museums. What the Visitors Thought. — London and Besingtone: The Macmillan Press LTD. 1975. p.