автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки
- Автор научной работы
- Чугунова, Лидия Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Саратов
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чугунова, Лидия Александровна, 2003 год
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты развития духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки.
1.1. Определение сущности понятия «духовные ценности».
1.2. Духовная музыка как средство развития духовных ценностей.
1.3. Технология развития духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки.
Глава 2. Анализ хода и результатов эксперимента по внедрению технологии развития духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки.
2.1. Анализ и результаты констатирующего этапа эксперимента.
2.2. Формирующий этап эксперимента, анализ его результатов.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки"
Постсоветское общество переживает переходный период. Он характеризуется противоречивостью и сложностью социально-экономических, политических, культурных процессов. В этих условиях развитие духовных ценностей молодого поколения становится важным практическим условием решения проблем в системе педагогической подготовки будущего специалиста.
Признавая реальные трудности российской действительности, многие ученые и политики видят выход в изменении духовной культуры и нравственной жизни нашего общества. Духовная ситуация характеризуется нестабильностью общих установок, противоречивостью мнений, эклектичностью оценок. В настоящее время, когда разрушаются, утрачиваются ценности, которые раньше казались незыблемыми, происходит трансформация ценностных ориентаций индивидов, истинные ценности подменяются ложными.
Исторический опыт свидетельствует, что государство слабеет и разрушается, если жизнедеятельность его граждан не скрепляется единой, вдохновляющей их идеей, устойчивыми духовными ценностями. С.Б.Крымский подчеркивал, что «Кризисные процессы в духовно-идеологической сфере, подрыв нравственно-этических норм и идеалов и, как следствие - тяжелая ситуация в области экономики и экологии - все это заставляет людей обратиться к подтвержденным многовековой историей нетленным ценностям национальной культуры, самосознания, национальной психологии России». [126] Приблизить человечество к мировой гармонии -гармонии Духа, Человека и Природы возможно лишь при активном использовании духовных и культурных сил народа; признать наряду с материальной, полноценность идеальной субстанции духовного мира и души человека, личностного принятия высшего смысла человеческого бытия, как бытия духовного.
Путь в будущее лежит через духовное образование нашего общества, воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей, часть из которых была утрачена в годы коммунистических идеалов и норм. Как писал известный философ И.А. Ильин: "Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, вооружает противодуховные силы, развивает и поощряет в человеке "волка". [97] Поэтому истинную ценность мы должны видеть в воспитании духовно богатой и нравственной личности.
Приоритетной задачей современного высшего образования в демократических условиях становится подготовка учителя, владеющего не только определённым багажом знаний, умений и навыков, но и педагога, обладающего духовными ценностями, способного нестандартно мыслить, творчески работать.
Национальная доктрина образования в РФ указывает, что стратегические цели образования должны быть "тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая преодоления социально-экономического и духовного кризиса". [90] В создавшихся условиях проблема подготовки высококвалифицированных кадров через развитие у них истинных духовных ценностей, являющихся основой творческой личности будущего учителя приобретает особую актуальность. В связи с этим значительно возросла потребность в разработке специальных технологий, ориентирующих развитие студентов педагогического вуза духовных ценностей, служащих реальной основой социального общества, так как ход и направление его дальнейшего прогресса во многом детерминируется ими. Иными словами духовные ценности не только являются индикаторами характера общества, но и важнейшими факторами его развития, которое предполагает разностороннюю профессиональную подготовку, базу потенциального творчества в последующей, профессиональной деятельности.
Избранная тема исследования выражает внутреннюю тенденцию развития современной педагогической и философской мысли к возрождению и развитию тех тем образования, которым ранее не уделялось должного внимания. Первые философские работы по ценностной проблематике появились в начале 60-х годов. После выхода в свет книги В.П. Тугаринова "О ценностях жизни и культуры" [237] к этой проблеме было привлечено внимание многих ученых: А.В.Медведев, П.В.Симонов, Л.Н. Столович, В.Н. Щерда-ков. [173,212,223,270]
Проблема развития духовных ценностей у молодежи принадлежит к числу вечных проблем, интерес к которой проявляли философы, психологи, учёные, представители педагогической теории и практики (Б.В. Асафьев, А. Дистервег, Б.М. Теплов, П. Флоренский, В.Н. Шацкая). [15, 76, 232, 248, 266] В современных условиях общим вопросам воспитания и развития человека культуры, реализации потенциала личности, творчества посвящены работы В.И.Андреева, Л.Г.Вяткина, О.С.Гребнюка, Н.Б.Крыловой, Е.В.Квятковского, Л.А.Левштна, В.И.Писаренко. [6, 57, 67, 110, 124, 125, 133, 180]
Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы психологов Л.С. Выгодского, Е.А. Климова, Л.Н. Леонтьева, С.Д.Смирнова, И.В.Страхова, Б.М. Теплова, и других. [56, 114, 134,217, 224,232]
В своей работе мы обращались к трудам русских философов, где творческий потенциал постановки и решения вопросов философских проблем решён через аксиологическую интерпретацию. Это труды Н.А. Бердяева, С.Н.Булгакова, А.Ф.Лосева, Вл.С. Соловьёва, С.Л. Франка.[25, 38, 138, 221, 250, 251] Связь аксиологии с философией, несомненно, обнаруживается в идеях Х-Г. Гадамера, Э. Фромма, Ц.Франка, которые с различных методических позиций занимались разработкой теории ценностей.[60, 253, 252]
Важное место в развитии духовных ценностей студентов занимает искусство. Искусство позволяет человеку реализовать свои возможности, всесторонне развивает его, приобщает к накопленному человеческому опыту, устремлениям, идеалам, ценностям.
Наиболее интенсивные разработки проблемы развития личности средствами искусства начали вестись с конца 70-х годов, когда появились диссертационные исследования И.Г. Реверс, Г.А. Поличко, Л.В. Котенко, В.П. Анисимова, В.И. Кулова, М.О. Батиашвили и других.
В современной психолого-педагогической литературе вопросы системного изучения и развития духовных качеств личности рассматриваются в работах, А.В.Панкратова, Ю.В.Петрова, Л.А.Попова, О.П.Рудницкой, И.А.Терентьевой.[175, 178, 187, 208, 234] Ими раскрываются педагогические условия, обеспечивающие взаимосвязь духовно-нравственных и эстетических аспектов развития и воспитания.
Серьезный идейный пласт, питывающий наше исследование составляют труды Л.Ю.Василевской, Л.Т. Вяткина, Г.И. Железовской, В.А.Караковский.[48, 58, 59, 87, 108, 109] В их работах рассматриваются разнообразные пути и средства развития творческой личности. К вопросам "духовности" в разные годы обращались психологи: Л.С. Выгодский, Л.Н. Леонтьев, И.В. Страхов, Б.М. Теплов.
Изучению всестороннего развития личности будущего учителя музыки, его духовных устремлений в процессе профессиональной подготовки посвящены исследования отечественных учёных - Л.Г. Арчажниковой, Л.В.Овчинникова, Л.А. Рапацкой, Н.А. Терентьева, И.Н. Немыкиной.[11, 170, 198, 234]
В ряде научных работ, посвященных духовной культуре личности, рассматриваются особенности музыкально-ценностного развития будущих учителей. В исследованиях А.В.Елисеевой, Л.П.Илларионовой, М.С.Толмашовой [82, 95, 236], и других выявляются характерные черты социокультурной ситуации, ее влияние на развитие духовных ценностей; Т.В. Лазорева, В.П. Матонис, В.В.Медушевский изучают формирование и развитие духовных ценностей в определённой музыкальной среде.[130, 141, 143]
В многочисленных работах Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Т.Е.Вендрова и И.В.Пигарьевой, Д.Б. Кабалевского и других, рассматривается проблема развития духовных ценностей через призму музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, композиция)^,^ 10,55, 103]
Изучению духовной деятельности в контексте развития духовных ценностей личности посвящены исследования Б.В. Асафьева, В.Кандинского, А.Д.Косичева, Г.В.Платонова, В.Ц.Розанова, Н.З.Чавчавадзе, Н.Е.Щурковой, Т.П.Шевченко.[ 14, 106, 181, 203, 262, 275, 268]
Анализ проведённых в последние годы исследований по выявлению эффективных путей развития духовных ценностей студентов (В.В. Алеева и И.В. Кошмина, Н.А. Терентьева) показывает что, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных методик, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном связанные с разработкой конкретных средств обучения.[120, 234] Поэтому, как справедливо отмечают В.Г. Ражников, Н.И. Киященко, А.И. Конников, несмотря на широкий спектр методических разработок, педагогические вузы по-прежнему ориентируются на развитие отдельных компонентов духовной культуры студента (в основном внимание уделяется научному аспекту).
Н.А.Терентьева, М.С.Толмашова [236] считают, что одна из причин этого кроется в отсутствии теоретически разработанной и научно обоснованной технологии обеспечения развития духовных ценностей студентов и, прежде всего, средствами духовной музыки. Духовная музыка - сочинения «на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы и в быту» [155], несущие в себе ценностно-этические характеристики, в которых зафиксированы критерии социально-признанных ценностей.
При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований следует подчеркнуть, что в научных поисках ещё не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы развития духовных ценностей, тем более средства, применяемые нами (введение изучения духовной музыки в учебный материал) лишь в последнее десятилетие рекомендованы официально для изучения, как часть учебного репертуара.
При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований следует подчеркнуть, что в них еще не накоплен достаточный материал, необходимый для решения проблемы развития духовных ценностей.
Таким образом, имеются противоречия между: потребностями школы в опытных педагогах, обладающих сформированными духовными ценностями и недостаточным вниманием педагогических вузов к этой проблеме; потребностями в методологическом обосновании процесса развития духовных ценностей личности и слабой теоретической разработанностью исследуемой проблемы; отсутствием соответствующих технологий и важностью технологического обеспечения процесса развития духовных ценностей студентов.
Актуальность исследования определяется рядом факторов, среди которых: социальный заказ современного общества на педагога-профессионала, обладающего целым комплексом духовных ценностей, способного в своей педагогической деятельности формировать и развивать их (ценности) у учеников; потребность в разработке и внедрении технологии, обеспечивающей достижения высокого уровня ценностных ориентаций студентов в период обучения в институте.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему настоящего исследования: научное обоснование теории и практики развития духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки.
Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Развитие духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки».
Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе.
Предметом исследования является процесс развития духовных ценностей студентов педагогических вузов посредством духовной музыки.
Цель исследования — разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности технологии развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки.
Гипотеза — развитие духовных ценностей студентов педагогического вуза будет более успешным, если: они, являясь одним из приоритетных направлений высшего педагогического образования, интерпретируются с аксиологических позиций и задействуют духовную музыку как одно из основных средств выработки значимых правил профессионального поведения; обоснована специфика духовных ценностей студентов в контексте личностно-ориентированного образования, уровень развития которых достигается в результате объединения умений профессионально-направленного характера (приобретать знания, самостоятельно применять их на практике, вносить элементы новизны в свою педагогическую деятельность); разработанная технология направлена на гармонизацию учебно-воспитательного процесса в решении общих и частных задач профессионального становления студента, главной из которых является духовное обогащение будущего учителя; обоснованы уровни развития духовных ценностей студента и методика их диагностики в соответствии с его иерархией ценностных ориен-таций в образовательной и будущей профессиональной деятельности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать сущность и содержание духовных ценностей, определить понятие «развитие духовных ценностей студентов»; определить возможности духовной музыки, ее роль в формировании духовных ценностей молодежи; обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии развития духовных ценностей посредством духовной музыки; определить критерии и уровни развития духовных ценностей студентов педагогического вуза;
Теоретико-методологической основой исследования являются: положения отечественной философии о сущности духовности (Н.А.Бердяев, Н.А.Лосский, Вл. Соловьев, И.А.Ильин, П.В.Симонов, П.М.Ершов, Ю.П.Вяземский, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, В.Г.Федотова, В.В.Селиванов); концептуальные идеи духовно-ценностных отношений (В.П.Тугаринов, Л.Н.Столович, В.Н.Щердаков, Б.И.Додонов,
A.Г.Здравомыслов, Г.В.Платонов, А.Д.Косичев); теория высшего педагогического образования (О.А.Абдулина, Ю.К.Бабанский, В.И.Андреев, Б.С.Гершунский, Л.Г.Вяткин, В.В.Краевский,
B.А.Сластенин); концепция развития духовных ценностей (Е.Барабаш, В.В.Боброва, В.В.Весолова, Л.П.Илларионова, Т.Г.Исламшена, Ц.А.Караковский, Е.В.Квятковский, В.А.Захарчук, Е.В.Есликова); теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б.Абдул-лин, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Г.М.Цы-пин, В.Н.Шацкая); концептуальные идеи христианского подхода к педагогическому процессу (Н.Н.Баркова, И.А.Гарднер, В.В.Зеньковский, Т.П.Гурина); теория разработки педагогических систем и технологий (В.П.Беспалько, В.И.Загвязинский, М.В.Кларин, Г.К.Селевко).
В процессе исследования был использован комплекс методов для проверки гипотезы и решения поставленных задач. В теоретической части исследования применялись методы: теоретического анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической, религиозной литературы по проблеме развития духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки и обобщения собственного педагогического опыта; системно-структурный анализ фундаментальных понятий; анализ учебных программ, рабочих планов, методических пособий; формирование выводов. Опытно-экспериментальная работа включала: опросы, анкетирования, тестирование; педагогическое моделирование технологии развития духовных ценностей; статистическую обработку материалов эксперимента.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, опорой на научный терминологический аппарат, использованием теоретических и экспериментальных методов соответствующих целям, задачам, предмету исследования; логически выдержанной структурой эксперимента исследования; всесторонним качественным и количественным анализом полученных данных; опорой на двадцатилетний опыт работы в качестве преподавателя дирижер-ско-хоровых дисциплин в вузе; результатами внедрения исследования в практику работы образовательных учреждений Саратовского региона.
Экспериментальной базой исследования явился музыкальный факультет педагогического института СГУ имени Н.Г.Чернышевского. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа с 1994 по 2002 годы.
На первом этапе (1994-1998) определялось состояние разработанности проблемы в науке и практике, осуществлялось изучение, анализ и обобщение теоретического материала по теме исследования. На основе полученной информации создавался банк данных, что позволило определить проблему исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу, обосновать теоретическую модель технологии развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки. При этом использовались методы, как теоретического анализа, так и эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседы со студентами и преподавателями ВУЗов.
На втором этапе (1999-2001) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по апробации и внедрению авторской технологии развития духовных ценностей студентов. Были выявлены уровни развития духовных ценностей.
На третьем этапе (2001-2002) проанализированы и обобщены итоги опытно-экспериментальной работы, сделаны выводы, подготовлены и внедрены в практику научно-методические рекомендации по результатам диссертационного исследования, выполнено оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Теоретически углублены представления о сущности исследуемого понятия, уточнен и дополнен понятийно-терминологический аппарат, характеризующий развитие духовных ценностей студентов посредством духовной музыки как процесс, ведущий к накопления личностных достижений на основе принятия системы общечеловеческих ценностей.
2. Панорамно представлен исторический аспект проблемы становления духовной музыки, которая в силу особенностей социокультурной ситуации приобретает особое значение сегодня в развитии духовных ценностей студентов.
3. Научно обоснована и разработана технология развития духовных ценностей студентов средствами духовной музыки (на материале учебных дисциплин стандарта образования на музыкально-педагогическом факультете).
4. Обоснован критериально-диагностический аппарат определения уровней развития духовных ценностей студентов.
5. Экспериментально исследован процесс включения студентов в последовательные этапы работы, развивающие их духовные ценности на основе системы обобщенных знаний о духовной музыке, ее использования в педагогической деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку теории формирования ценностных ориентаций студентов, проблемы профессионально-личностного становления будущих специалистов, методов и средств развития их духовных ценностей. Совокупность полученных в исследовании результатов содержит решение научной проблемы -развитие духовных ценностей посредством духовной музыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: апробирована технология развития духовных ценностей студентов средствами духовной музыки, комплекс методик по определению уровней развития духовных ценностей; представлена авторская программа «Развитие духовных ценностей студентов средствами духовной музыки», которая включена как специальный курс в программу музыкально-педагогического факультета; материалы исследования используются преподавателями вузов, школ г.Саратова, в практике работы Саратовского институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; разработанная технология позволяет не только эффективно развивать духовные ценности студентов, но и способствует повышению профессионально-педагогической направленности будущих учителей; результаты предлагаемого исследования имеют практическую значимость при разработке учебных программ, учебных планов, учебников, методических пособий и рекомендаций для учителей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Авторское определение сущности развития духовных ценностей студентов предполагает устойчивую, духовно-волевую готовность к оптимальной саморегуляции поведения, необратимые качественные и структурные преобразования, способность личности к накапливанию изменений, самосозидание на основе высших гуманистических ценностей. Содержательная сторона процесса развития духовных ценностей заключается в единстве и взаимосвязи информационно-репродуктивного, мотивационного, моделирующего, действенно-практического, творческого периодов.
2. Технология развития духовных ценностей студентов, в основе которой лежит идея целенаправленного порождения в их внутреннем мире новых ценностных образований, представлена совокупностью способов и приемов, охватывающих исследуемый процесс от постановки цели до анализа его результатов.
3. Критериально-диагностический аппарат определения уровней развития духовных ценностей студентов, позволяющий проследить динамику их духовного роста на различных этапах становления будущего учителя, включает научно-обоснованные показатели и многообразные методы диагностики.
Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходило на базе музыкально-педагогического факультета педагогического института СГУ имени Н.Г.Чернышевского, Саратовского и Вольского педагогических колледжей, Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, теории и методики музыкального образования педагогического института СГУ, на межрегиональной научной конференции «Проблемы девальвации ценностей общества и системы образования» (Волгоград, 1995), межвузовской научно-практической конференции «Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества» (Саратов, 1999) всероссийских научных конференциях по музейной педагогики (Саратов, 1996, 1997, 1999), областной научно-практической конференции «Христианство и образование» (Саратов, 2000).
На основе результатов исследования подготовлены методические рекомендации, разработан спецкурс «Развитие духовных ценностей студентов средствами духовной музыки». Материалы исследования использованы при чтении лекций, проведении практических занятий и семинаров, в ходе руководства педагогической практикой студентов и дипломными работами. Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значения, содержатся в авторских публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по второй главе
Проведение опытно-экспериментальной работы по проверке технологии развития духовных ценностей студентов педвузов посредством духовной музыки позволило сделать следующие выводы:
1. Одной из центральных задач высшего педагогического заведения должно стать целенаправленное развитие духовных ценностей студентов.
2. Ведущим средством развития предложенной технологии явилась духовная музыка, выявление духовных ценностей заложенных в ней, составила основную часть проведенного эксперимента.
3. Для того, чтобы проследить динамику развития духовных ценностей, необходимо было выявить его качественные уровни. В основу их определения нами был положен компонентный состав исследуемой технологии, в соответствии с чем были выделены следующие уровни развития духовных ценностей: нормативный, внедейственный, технологический, творческий.
4. Опытно-экспериментальная работа состояла из трех основных этапов:
- констатирующего, который был связан с изучением исходного уровня развития духовных ценностей студентов, а также определение коэффициента наличия аксиологических устремлений студентов в педагогической практике;
- формирующего, в ходе которого осуществлялись основные направления экспериментальной работы, составляющей технологию развития духовных ценностей; коррекция на индивидаульно-личностном уровне; инструктирование преподавателей, методистов;
- заключительного, на котором было проведено исследование корреляции развития духовных ценностей студентов и позитивного их отношения к предстоящей профессионально-педагогической деятельности.
5. Так как развитие духовных ценностей входит в учебно-воспитательный процесс педагогического института, следовательно, предложенная технология основных структурных компонентов соответствует технологии обучения в высшей школе.
153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренная проблема развития духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки позволяет подвести некоторые итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.
Приоритетным направлением в образовании является развитие человека высоких моральных, духовных и эстетических ценностей, где духовные ценности мы понимаем как нравственный императив социального поведения человека, как определенные, устойчиво усвоенные и ярко выраженные в поведении по отношению к людям и природе моральных и нравственных качеств, вырабатываемых в процессе исторического развития человечества.
Следует отметить, что на развитие духовных ценностей студентов в современных условиях в значительной степени влияет изменившаяся социокультурная ситуация. Это диктует необходимость учета ее особенностей в процессе развития духовных ценностей студентов в учебном процессе на музыкально-педагогическом факультете.
В исследовании доказано, что духовная музыка является частью общенациональной культуры, имеющей глубокие корни в истории развития нашей страны. На протяжении веков она являлась носительницей главных духовных ценностей всего населения России и лишь в течение XX столетия ее ориентиры были утеряны. Проводя курс на возвращение истинных ценностей мы тем самым приобщаем студенчество к истокам духовности.
Результаты проведенного исследования не дают окончательных ответов на вопросы развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки. Мы сделали попытку доказать, что важнейшее значение в разработки технологии развития духовных ценностей имеет поиск условий, путей, средств, обеспечивающих успешное функционирование разрабатываемой модели.
Необходимо отметить, что по отношению к духовным ценностям студентов правильным было использование термина «развитие», предполагающее устойчивую духовно-волевую готовность к оптимальной саморегуляции поведения, необратимые качественные и структурные преобразования личности и способности ее к «накапливанию» изменений.
На основе исследований, посвященных разработке концептуальных основ развития высшей школы нами была теоретически разработана и практически апробирована технология, приоритетной целью которой явилась достижение собственно творческого уровня развития, включающий обеспечение осознанного целеполагания развития потребностей духовных ценностей; приобретение психолого-педагогических музыкальных знаний по духовной культуре, формирование рефлексии обеспечивающей адекватную оценку развития духовных ценностей посредством духовной музыки.
Содержательный компонент технологии включал пять основных стадий духовных ценностей: информационно-репродуктивную, предполагающую включение в учебно-познавательную деятельность, выбор и осмысление основных духовных ценностей; мотивационную, включающую осознание значимости духовной музыки в развитии духовных ценностей; репро-дуктивно-моделирующую, анализирующей духовное сочинение с точки зрения выявления в них духовных ценностей; действенно-практическая, означающая осознание духовных ценностей в окружающей действительности; творческая, предполагающая осознание самими студентами себя - главными носителями духовных ценностей.
Формы, разрабатываемой технологии представляли традиционные и не традиционные лекции (лекции-беседы, лекции-дискуссии), семинарские занятия, которые были превращены в музыкальные ринги, где студенты имели возможность на практике отстаивать свою точку зрения. Хоровой практикум и педагогическая практика ставили задачи среди которых главной явилась передача знаний о духовных ценностях участникам хора и школьникам.
К методам предложенной технологии мы отнесли педагогическое наблюдение, стимулирование, педагогическое моделирование, художественный анализ, эмоциональное воздействие. Нами были обозначены средства, обеспечивающие развитие духовных ценностей студентов педвуза: вербальные и не вербальные, жанры духовной куль туры, учебно-вспомогательные и ауди-визуальные средства.
Результативный компонент предполагал достижения определенных уровней в развитии духовных ценностей, которые дали возможность оценить и скорректировать динамику развития как отдельного компонента, так и всего личностного образования в целом.
Предложенная система качественных показателей развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки не исчерпывает всего многообразия критериальных характеристик личности, но в контексте проблематики нашего исследования является наиболее значительным.
Мы выделили следующие уровни: внедейственный, нормативный, технологический и творческий. За основу выделение данных уровней нами были взяты две группы критериев:
- изменение в характере деятельности и профессиональном поведении будущего учителя;
- характер вносимых студентом преобразований в учебно-воспитательный процесс в период педагогической практики.
Полученные количественные результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что в традиционной системе развития духовных ценностей студентов педвузов не придавалось должного значения, что подтвердило необходимость внедрения разрабатываемой технологии, позволяющей обеспечить процесс развития духовных ценностей.
На втором этапе — формирующем, на основании принятых исходных положений была осуществлена реализация технологии развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки.
Задачей завершающего периода формирующего эксперимента явилась расширение и углубление достигнутых знаний на предшествующих этапах технологии. На завершающих уроках педагогической практики осуществлялось педагогическое стимулирование интереса, показ личной и социальной значимости духовных ценностей, осознание целей и задач по духовному воспитанию и образованию детей, доминирование самостоятельной творческой деятельности по освоению музыкально духовного наследства.
Сравнительный анализ экспериментального исследования динамики развития духовных ценностей студентов позволяет говорить об установлении прочных взаимосвязей и взаимодействия между основными компонентами технологии развития духовных ценностей экспериментальной группы. Опираясь на осознанную мотивацию, студенты получили глубокие теоретические знания о методах, формах и средствах развития духовных ценностей, реализовали их на хоровом практикуме, семинарских занятиях спецкурса, педагогической практике, обогатили собственный педагогический опыт комплексом музыкальных, организаторских, коммуникативных умений.
Проведенные исследования, направленные на развитие духовных ценностей студентов посредством духовной музыки может иметь общедидактическое значение и применяться не только в рамках учебно-воспитательной деятельности студентов старших курсов музыкально-педагогического факультета, но и на факультативных занятиях гуманитарных факультетов педагогического института. В ходе работы возникли новые направления, нуждающиеся в дальнейшей разработке: создание многоуровневой учебной программы по духовному наследию православной культуры (архитектура, иконопись, мозаика, скульптура и так далее), нацеленной на развитие духовных ценностей студентов; разработка направлений совместной деятельности педагогических вузов, организаций культуры (музеев, театров, концертных организаций), направленных на комплексное развитие духовных ценностей педагогического вуза.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чугунова, Лидия Александровна, Саратов
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983 — 112 с.
2. Абдуллина О.А., Зарядкина Н.Н. Педагогическая практика студентов — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989 — 176 с.
3. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1984 - 190 с.
4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Изд-во Казанского унив-та, 1988 - 239 с.
5. Андреев В.И. Подготовка творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1 Изд-во Казанского ун-та, 1996 - 568 с.
6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. Учеб. пособие М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1984 111 с.
7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. "Музыка и пение" М.: Просвещение, 1983 - 222 с.
8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983.-224с.
9. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 111с.
10. Арнаутов П.Р. Технология и современное образование //Педагогика — 1996-N 2-С. 11-14.
11. Артюхова И.С. Ценности и воспитание //Педагогика — 1999. N 4 -С.117-121.
12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании- JL, 1973. 144с.
13. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Сборник статей. Составил и комментировал А.Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. 216с.
14. Атутов П.Р. Технология и современное образование. //Педагогика. 1996. N2.-С.11-14.
15. Афанасьева И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентиры личности. М.: Из-во МГУ, 1986. 57с.
16. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192с.
17. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков:Изд-во Харьковского ун-та, 1989. - 149с.
18. Баранова Е.Ю. От творчества преподавателя к творчеству студента. //Специалист. 1999. - N6. - С.22-24.
19. Баркова Н.Н. Духовное становление студентов в российских университетах XVIII- начале XX веков. //Школа духовности. 2000. — N6. — С.38-44.
20. Барабаш Е. Истоки духовности. II Правда. 1987. - 3 января.
21. Башарин В.Ф. Педагогическая технология. Что это такое? //Специалист. 1993. - N3. - С.25-27.
22. Бердяев Н.А. Русская идея. //Вопросы философии. 1990. - N1. - С.87-154.
23. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. -318с.
24. Берштейн С.М. О природе научного творчества (зарубежный опыт). //Вопросы философии. 1966. - N3. - С. 131-142.
25. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 190с.
26. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Просвещение, 1990. — 271с.
27. Библия детская. Волгоградское отделение Советского фонда культуры.- Малое предприятие Ведо, 1990. 271с.
28. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское библейское общество. — М., 1999. 1217с.
29. Блонский П.П. Современная философия. М.: Русский книжник, 1922.-52с.
30. Бобров В.В. Инновации в технологии высшего образования (социально-философский аспект): Дис. канд. филос. наук.- Новосибирск, 1994.-190с.
31. Боголюбов В.И. Педагогическая технология. Эволюция познания. -//Педагогика. 1991. - N9. - С. 123-128.
32. Боголюбов В.И. Педагогическая технология подготовки учителя. -//Учительская газета. 1993. - N5. - С.2.
33. Борк А. История педагогической технологии: Сб. науч. тр. М., 1990.-21с.
34. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. - 214с.
35. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. //Психологический журнал. 1999. - Т.20, N5. -С.38-44.
36. Булгаков С.Н. Свет вечерний. М., 1994. - 414с/
37. Буева Л.П. Духовность и проблема нравственной культуры. //Вопросы философии. 1996. - N2. - С.3-9.
38. Булучевский Ю.С., Фомин B.C. Краткий музыкальный словарь для учащихся. М.: Музыка, 1998. - 461с.
39. Буров В., Дулимова Ю., Куликовская А. Психологическая культура иобразование в XXI веке. //Высшее образование в России. 2000. - N2. -С.8-14.
40. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 96с.
41. Бычков В.В. Эстетика в России XVII века. М.: Знание, 1989. - 46с.
42. Бычков В.В. Эстетический лик бытия. Умозрения П. Флоренского. — М.: Знание, 1990.-63с.
43. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М.: Знание, 1988.-61с.
44. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Р. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.-255с.
45. Василевская Л.Ю. Бытовые отношения в социалистическом образе жизни и формирование нового человека (социально-философский аспект). Саратов, 1980. - 20с.
46. Василевская Л.Ю. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток. М.: Аз, 1997. - 352с.
47. Вениамин Архиепископ Нижегородский и Архангельский. Новая Скрижаль. М.: Русский архивный центр, 1992. -Т.1. - 504с.
48. Веселова В.В. Традиции и новые ценности в системе образования США. //Педагогика. 1996.- N3.- С.102-108.
49. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. ст. /Сост. Ю. Усов. М.: Музыка. - 1997.-Вып. 10.- 176с.
50. Вопросы полового воспитания. Научное издание. Саратов.: Изд-во Саратовского пед. ин-та. - 1996. — Т.2. - 58с.
51. Вопросы психологии личности и деятельности студентов. Иркутск, 1976.- 112с.
52. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект- пособие для студентов, педагогов и учителей. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 192с.
53. Воспитание музыкой. Из опыта работы /Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарьева. М.: Просвещение, 1991. - 205с.
54. Выготский JI.C. Психология искусства: Анализ эстетической реакции.-М.: Лабиринт, 1997. 413с.
55. Вяткин Л.Г. Общие основы педагогики. Саратов, 1990. — 155с.
56. Вяткин Л.Г., Корнюшкин Н.П. Основы педагогики. Саратов: Изд-во "Колледж", 1994.- 155с.
57. Вяткин Л.Г. Современное высшее образование. Проблемы и перспективы развития. (Концептуальные основы). Саратов, 1993.-49с.
58. Гадамер Х.-Г. Актуаьлность прекрасного М., 1991. - 302с.
59. Гарднер И.А. Богословное пение русской православной церкви. -Издания Свято Троицкого монастыря. Джорданвиль. HI С.А.С.Ш. -Т.1.- 651с.
60. Герасимова Персидская Н.А. Русская музыка XVII века встреча двух эпох. - М.: Музыка, 1994. - 126с.
61. Гершунский Б. С., Никандров Н.Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Знание, 1986. -33с.
62. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика, методология, теория, практика. Киев: Высшая школа, 1986. -79с.
63. Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия, гармония знания и веры. М.: Педагогическое общество России, 2001.— 128с.
64. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированной образовательной концепции)-М.: Совершенство, 1998.- 60с.
65. Гребнюк О.С. Общая педагогика: курс лекций. Изд-во Калинингр. унта, 1996.- 107с.
66. Григорьева Н.Г. Исследования творческой деятельности педагогов и учащихся. //Специалист. -1999. N2. - С. 18-19.
67. Григорьева Н.Г. Творческая деятельность педагога и студента. //Специалист. 1998. -N12. - С. 14-15.
68. Горленко В.П. Педагогическая практика студентов. Новые научные подходы. //Педагогика. 1996. - N5. - С.63-69.
69. Громыко Ю. и др. Изменения в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий (очередной этап). /Ю. Громыко, Ц. Давыдов, В. Зинченко, Н. Никандров, И Поляков, В.Шадриков. // Вестник Высшей школы. 1998. — N3. — С. 17-21.
70. Гурина Т.П. Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологичеакий аспект. //M3giste. — 1996. N2. — С.58-67.
71. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2000. - 382с.
72. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. М.: Русский язык, 1989. - 699с.
73. Демченко А.И. Отечественная музыка начала XX века к проблеме создания художественной картины мира. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990.- 109с.
74. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. -374с.
75. Духовная сфера деятельности человека. Саратов: Изд-во Сарат. пед. инта, 1996. 108с.
76. Духовная сфера деятельности человека. Межвуз. СПб. научн. трудов аспирантов. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1997. - Вып. 2. - 108с.
77. Духовность как реализация личностного смысла бытия. Интервью с зам. министра образования Российской Федерации Шадриковым В.Д. //Школа духовности. — 2000. N2. - С.9-13.
78. Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников. Саратов, 1996. -178с.
79. Елисеева В. Обучение хормейстеров в дореволюционной России. Вопросы русской и советской хоровой культуры. Труды ГМПИ им Гнесиных. -М., 1975.- Вып. 13.-255с.
80. Еременко К.А. Музыка от ледникового периода до века электроники. В 2 кн. М.: Советский композитор, 1991.- Кн. 1 - 320с.; Кн.2 -280с.
81. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х ч.- М.: АО Аспект-Пресс, 1994,4.1 - 384с.; 4.2- 240с.
82. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. Теоретические очерки. М.: Молодая гвардия, 1970. -272с.
83. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности. Саратов.: Изд-во Лицей, 1997. 140с.88.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160с.
84. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями /Сост. Проитерей Серафим Слободский. Издание Владимирской епархии,1998.-724с.
85. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. /Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207с.
86. Илларионова Л.П. Формирование духовно-нравственной культурысредствами народной музыке. //Школы духовности. 2001. - N3. - С.36-39.
87. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. М.: Советский композитор, 1985. - 4.1. - 228с.
88. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. В 10-ти т. — М.: Русская книга, 1993. -Т.1 -400с.
89. Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура /Сост. Е.С. Троцкий. М., 1992. - 228с.
90. Ильин И.А. Спасение в цельности. //Школа духовности. 2001. — N2.— С.2-7.
91. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза: Сб. науч. статей. Волгоград: Перемена, 1993. - 196с.
92. Исскуство в мире духовной культуры. Киев.: Наукова думка, 1988. -239с.
93. Исламшина Т.Г. и др. Дифференциация ценностных ориентации студентов. //СоцИс: Социол.исслед. - 1999. - N6. - С. 132-136.
94. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 206с.
95. Кагерманьян B.C. Технология обучения в системе научно-технического образования. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзор информации. /B.C. Кагерманьян, М.Г, Тарунов, Н.А. Маркова. НИИВО. - М., 1995. - Вып.З. - 52с.
96. Казачков С. Символ веры. //Советская музыка. 1989. -N11. -С.54.
97. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. —107с.
98. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса. //Воспитание школьников. - 1993. -N2. - С.5.
99. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности— основа ценностного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. —80с.
100. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. М.:Терра, 1992.-Т.1 - 686с.; Т.2-568с.
101. Квятковский Е.В. Духовное развитие школьников. //Советская педагогика. - 1991.- N1.-C.21-26.
102. Ш.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике. //Педагогика. — 1994. -N5. -С. 11-17.
103. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М.: Знание, 1989.-67с.
104. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1991. - 77с.
105. Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж: Модек, 1996.-400с.
106. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. /Под. ред. Е.С. Кузьмина Д.: Лениздат, 1987. - 144с.
107. Концепция программы «Инновации высшей школы и их реализация в 2001 -2002 годах». //Поиск. -2000. - N - С. 12-13.
108. Косичев А., Платонов Г. Духовность и проблема воспитания. //Высш. образование в России. - 1988. -N1. - С. 124-128.
109. Костина А.К., Тарасов В.В. Критерии и методика оценки профессионального уровня учителя. — Пенза: Изд-во ИПК и ПРО, 1993. — 54с.
110. Кошмина И. О курсе по духовной музыке в начальной школе. -//Искусство в школе. — 1995. -N1. 59-65.
111. Кошмина И. Духовная музыка: Россия и Запад. /И. Кошмина, В.Алеев М.: Просвещение, 1994. - 61с.
112. Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград: Перемена, 1994. -31с.
113. Краснов Н.Г. Создание социокультурных условий для развития образования и духовности. //Школа духовности. —2000. N2. - С.23-27.
114. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. — 479с.
115. Крылова Н.Б. В ожидании неодоктринерской доктрины: Размышления культуролога. //Народное образование. 2000. - N2. - С.267-274.
116. Крылова Н.Б. Образовательные цели продуктивных школ. //Школьные технологии. 2000. - N4. -С.68-72.
117. Крымский С.Б. Контуры духовности. - Вопросы философии. —1992. — N12. -С.21-28.
118. Кудрявцева Н.Я. Ценности образования. //Школа духовности. — 1998. — N3.-C. 47-48.
119. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. -113с.
120. Кумарин В.В. Технология А.С. Макаренко и перестройка школы. — М.: Просвещение, 1994. 61с.
121. Лазарева Т.В. Красота спасет мир. Программа. Музыка и пение. 1-8 классы. М.: «СОБА», 1998. - 36с.
122. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века. //Психологический журнал. 2000. - Т.21, N3. - С.73-87.
123. Левин В.А. Воспитание творчества. -М.: Знание, 1977. 61с.
124. Левшин Л.А. Педагогика и современность. М.: Педагогика, 1964. -290с.
125. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства. Избранные психологические произведения в 2 т. М., 1983. - Т.1 -337с.
126. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 68с.
127. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. //Педагогика. 1996. - N2. - С.7-11.
128. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. - 528с.
129. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки. Философия, мифология, культура. — М.: Политиздат, 1991. -119с.
130. Майкапар А.Е. Музыкальный мир библейского человека. //Человек. — 1991.-N5.-С.128-140.
131. Матвеев Н.В. Хоровое пение. Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. 287с.
132. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. — Л.: Музыка, 1988.-87с.
133. Методические записки по вопросам музыкального образования. /Ред.-сост. Н. Фишман. М., 1979. - Вып. 2. - 224с.
134. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследования. —М.: Композитор, 1993.-262с.
135. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста. //Высшее образование в России. -2000. N5. - С. 19-26.
136. Методы системного педагогического исследования. Уч. пособие. /Н.В. Кузьмина, Е.А. Григорьева, Ц.А. Якунин и др. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980 — 162с.
137. Миронова Р.Е. Методологические вопросы ценностного подхода и проблема формирования личности. Автореферат. Саратов, 1986. —19с.
138. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994.-216с.
139. Михайлов А.В. Музыка в истории культуры. М.: Изд-во Моск. кон., 1998.-262с.
140. Монахов Ц.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. -151с.
141. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986-200с.
142. Музейная педагогика: Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 1997. - Вып. 2. - 136с.
143. Музейная педагогика: Музей в системе непрерывного образования. — Межвуз. сб. науч. тр. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001. — Вып. 4. 152с.
144. Музыка — детям: Сб. ст. J1.: Музыка, 1975. - Вып. 1. - 157с.
145. Музыка — детям Вопросы музыкально-эстетического воспитания. — Д.: Музыка, 1976. Вып. 3. - 160с.
146. Музыкальный энциклопедический словарь. /Гл. ред. Г.Ц. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672с.
147. Мурашов В.И. Кризис духа и его преодоление. //Школа духовности. -2000. -N2. - С.68-85.
148. Мягченков С. Педагогика духовного обустройства. //Воспитание школьников. - 2000. - N9. - С.2-7.
149. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Изд. группа «Прогресс»,1993.-280с.
150. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. -//Педагогика. 1998. - N4. -С. 3-9.
151. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. — М.,1994.- 147с.
152. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. //Педагогика. 1998. - N3. - С. 3-11.
153. Никитин Е.П. Духовный мир: организованный космос или разбегающаяся вселенная. //Вопросы философии. - 1998. - N8. - С.3-12.
154. Никитина Л.Д. История русской музыки. М.: Академия, 2000. - 272с.
155. Никитин Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя. //Педагогика.- 2000. N6. - С.65-70.
156. Николаева Е.П. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины XVII столетия. М.: Прометей, 1998. — 136с.
157. Новейший философский словарь /Сост. А.А. Грицанов. Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998. - 896с.
158. Новые технологии воспитательного процесса. — М., МП «Новая школа». 1994. - 11 Ос.
159. Новые ценности образования: культурные модели школ. — М., 1997. — Вып. 6. 248с.
160. О вере и нравственности по учению православной церкви. Издание Московской патриархии, 1991. - 368с.
161. Овчинникова J1.B. Спецкурс «Христианская культура».- // Специалист.- 1998.-С.20.
162. Осеннева М.С., Безбородова J1.A. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001. — 368с.
163. Осеннева М.С. и др. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.: Академия, 1999. - 224с.
164. Осмысление духовной ценности: Сб. ст. Вып.З. - /Отв. ред. А.В. Медведев. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. - 304с.
165. Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Сб. науч. тр. -Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1995. Вып. 2. - 106с.
166. Панкратов А.В. Духовное воспитание в свете современного естествознания. //Педагогика. - 2000. — N7. — С.23-29.
167. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое об-во Росссии, 1998. 640с.
168. Пейкова 3. Молодежь, церковь, будущее. //Высшее образование в России. - 2000. - N4. - С.80-91.
169. Петров Ю.В. Духовные ценности социализма и художественная активность масс: в аспекте теории культуры. — Киев: Наукова думка, 1985.-198с.
170. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания: Первая книга учителя. /П.И. Пидкасистый, М.Ц. Портнов. М.: Рос.пед.агенство, 1998. - 184с.
171. Писаренко В.И. Педагогическая этика. М., 1973. - 192с.
172. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Духовность и наша жизнь. М.: Моск. Обществ. Науч. фонд, Издательский центр научн. и учебн. программ, 1999.- 160с.
173. Плюхин Ю. Главное — творчество: из опыта подготовки преподавателей изобразительного искусства. //Искусство в школе. -1998. -N3. -С.3-7.
174. Подласый И.П. Педагогика. — М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432с.
175. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. — Кн 1: Общие основы: Процесс обучения. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. -573с.
176. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. Кн.: Процесс воспитания. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. -255с.
177. Полный церковно-славянский словарь Протоирей Дьяченко. — М.:Изд-во «Отчий дом», 2001. 1120с.
178. Попов Л.А. Динамика изменения нравственных оценок студентов. //Педагогика. 1998. - N7. - С.66-69.
179. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе.- М.: Просвещение. —1980. 144с.
180. Проблемы девальвации духовных ценностей общества и системы образования: тезисы доклада научной конференции 17-19 октября 1995. -Волгоград: Перемена, 1995. 168с.
181. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. научн. трудов /Под ред. B.C. Мухиной. — М.: Изд-во Моск. Гос. пед. ин-та им. В.И. Ленина, 1981. 150с.
182. Программа и словарь педагогических понятий по проблемам воспитания. Петербургская концепция: Сп-б, 1994. 54с.
183. Программа курса Е.А.Куликович. Искусство и религия. //Искусство в школе. N4. - С.58-64.
184. Программы авторских курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для высшей школы. М.: Гос. Ком. Рос. Федерации по высшему образованию, 1996. - 464с.
185. Протоирей Борис Николаев. По закону осмогласия. (К вопросу о знаменном распеве). //Журнал Московской патриархии. 1993. -N11.-С.104-112.
186. Протоирей Василий Металлов. Очерки истории православного церковного пения в России. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995. 150с.
187. Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе: Меж. вуз.сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сар. пед. ин-та, 1982. — 129с.
188. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Педагогика, 1982. - 178с.
189. Рапацкая Л.А. Художественная культура Древней Руси. М.: Изд-во Рождество, 1995.- 107с.
190. Рерих Н.К. Пути благословения. Сибирское отделение издательства «Детская литература» МП «АЛГИМ», 1991. -96с.
191. Ринкявичус 3. Музыка в школе: поворот к ценностям. О новациях подготовки учителей музыки на Каунасском факультете Литовской музыкальной академии. //Искусство в школе. 2000. - N4. - С. 11-14.
192. Рождественская елка. /Сост. Г.Е. Левкодимова. М.: АОЗТ РИФМЭ, 1996.-96с.
193. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. М.: ЧнРо, 1996. -288с.
194. Розанов В.Ц. Цель человеческой жизни. Смысл жизни: Антология. /Ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Изд. группа «Пресс-Культура», 1994. - 529с.
195. Розин В.М. Обучение, образование, культура. //Воспитание школьников. 1987. - N2. - С.20-27.
196. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993. -193с.
197. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Л.: Музыка, 1980. - 144с.
198. Рубинштейн М.М. Эстетическое воспитание детей. М.: Практические знания, 1918.- 155с.
199. Рудницкая О.П. Нравственное эстетическое воспитание студентов. //Советская педагогика. — 1991. N9. — С.85-89.
200. Рукавишников В.О. Мораль в сравнительном измерении. / В.О. Рукавишников., Л. Халман, П. Эстер. //СоцИс: Социол. Исслед. — 1998. -N6. -С.88-101.
201. Савельев А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. //Высшее обр-ние в России. 1994. - N 2. - С. 29-38.
202. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 256с.
203. Симонов П.В. Происхождение духовности. М.: Наука,1981. — 350с.
204. Система образования для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России. //Воспитание в школе. - 2000. -N1. - С.3-15.
205. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) М.: Педагогика, 1986. - N2. -С.152.
206. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа. //Человек. 1994. -N5. - С.21-38.
207. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: исследование. -М.: Музыка, 1990.-320с.
208. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования, от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995. - 154с.
209. Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества: материалы межвузовской научно-практической конференции. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999. - 80с.
210. Современное образование: проблемы психологии, педагогики и тволрчества. Сб науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. -Вып. 1.- 181с.
211. Соколов В Г. Работа с хором. М.: Музыка, 1983. - 191с.
212. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал. Соч. в 2-х т. М., 1988., Т.1.- 744 с.
213. Сохор А. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975. - 202с.
214. Столович J1.H. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464с.
215. Страхов И.В. Психология творчества. Саратов. - 1968. - 78с.
216. Судас Л., Юрасова М. Современный российский кризис глазами студентов-старшекурсников. //ALMA MATER. - 1998. - Т.9. - С.7-13.
217. Сурова Л. Плоть, душа, дух. //Воспитание школьников. - 2000. — N5 — С.48-52.
218. Суслова Э. Растим гражданина: Подготовка студентов к воспитанию у детей патриотических национальных и интернациональных чувств, правовой культуры. //Дошкольное воспитание. — 1999. — N1. С.82-91.
219. Сухомлинский В.А. Избран, пед. соч. в 3-х т. М., 1979, Т.1 560с.
220. Таинственнее, чем мир. /Сост. В.М. Кларин. М.: Знания, 1991. — 80с.
221. Тайчинов М.Г., Хамматова С.А. Духовная культура основа воспитания. //Школа духовности. - 2000. -N3. - С.41-45.
222. Тарасова Л.А. Реализация творческого потенциала преподавателей. //Специалист. 1998. - N6. - С. 10-12.
223. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. — 334с.
224. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. /Л.В. Шкляр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская М.: Флинта, 1999. - 336с.
225. Терентьева Н.А. Ценностный подход к музыкальному образованию и воспитанию. //Педагогика. — 1992. N1-2. - С.55-60.
226. Тихомандрицкая О. Ценности современного подростка. //Школьный психолог: Прилож.к газ. «Первое сент». 1999. - N13. - С. 10.
227. Толмашова М.С. Духовное возрождение через музыку. //Школа духовности. 2001. - N1. - С.47-48.
228. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. — JL: Ленингр. ун-т, 1960.- 156с.
229. Тужилкин В., Траубенберг С. Воспитание личности будущего педагога. //Высшее образование в России. 1995. - N4. - С.21-27.
230. Тукмачева М. От творчества учителя к творчеству ученика. //Искусство в школе. - 2000. - N1. - С. 11 -12.
231. Успенский Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. — Л.: Музыка, 1971.-355с.
232. Усова И. Хоровая литература. -М., 1998. 207с.
233. Ушакова М. На пути к обучающему обществу (задачи и технологии). //Вестник высшей школы. 2000. - N4. - С.9-16.
234. Федоров В.А. Духовное образование в русской православной церкви в XIX веке. //Педагогика. 2000. - N5. - С.25-83.
235. Федотова В. Практическое и духовное освоение действительности. — М.: Наука, 1991.-132с.
236. Филиппов В. Росийсская система образования на рубеже тысячилетий:обретение духовности. //Воспитание школьников. — 2000. — N4. С.5-8.
237. Философский словарь. /Под. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980.-444с.
238. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. М.: Русская книга, 1993. — 300с.
239. Флоренский П.А. Столп и утверждения истины. — М., 1990. — Т. 1. -490с.
240. Фомина З.В. Проблемы человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты: Дис. д-р. филос. наук. Саратов, 1997. - 319с.
241. Франк C.J1. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -510с.
242. Франк СЛ. Смысл жизни. — Брюсель: Жизнь с богом, 1992. — 132с.
243. Франкл Ц. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366с.
244. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. - 430с.
245. Халабузарь П.В. и др. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1990.- 175с.
246. Халабузарь П.В. Новые формы интегративных процессов в педагогике искусства. //Искусство в школе. 1999. - N5. - С.3-7.
247. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа. - 1990. - 575с.
248. Хоружая J1.JI. Педагогическая этика учителя и основные пути ее формирования вузе. //Начальная школа. — 1992. N3. - С.69-73.
249. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-в по спец. N2119 «Музыка». /Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. - 272с.
250. Христианство и образование: Материалы областной научно-практической конференции. — Саратов: ЗАО Сигма-плюс, 2000. — 36с.
251. Художественное образование: проблемы педагогики и методики: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. - Вып. 1.- 106с.
252. Художественное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества. Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. — Вып. 2. - 268с.
253. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. - 177с.
254. Человек и духовно-культурные основы возрождения. С-П.: Изд-во СП. ун-та, 1996.-288с.
255. Шариков А.В., Баранова Э.А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций. //Психологический журнал. 1999. - Т. 20, N3.-C. 28-47.
256. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. — Минск: Университетское, 1990. — 223с.
257. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М., 1950. - 1 73с.
258. Швейцер А. Культура и эстетика. М.: Прогресс, 1973. - 343с.
259. Шевченко Т.П. Духовное развитие учащихся. //Советская педагогика-1989. -N8. С.26-30.
260. Шилов В. Нравственным воспитанием должны заниматься все. //Народное образование. 2000. - N2. - С.28-79.
261. Шердаков З.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении к действительности. //Вопросы философии. 1996. - N2. — С.27-38.
262. Штейнер Р. Мистерии древности и христианство. - М.: СП. «Интербург», 1990. - 123с.
263. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. SelecteWorks. М.: Шк. культ, политика, 1995.-759с.
264. Щенникова J1.C. Духовные ориентиры псковских студентов. //СоцИс: Социол.исслед. 1999. - N8. - С.98-100.
265. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. //Педагогика. 1993. - N2. - С.66-70.
266. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения: классному руководителю. //Воспитание школьников. 1999. -N3. - С. 17-22.
267. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978. - 367с.
268. Юрлов А.А. Сб. статей, материалов, воспоминаний /Сост. И. Марисова. -М.: Советский композитор, 1983. — 200с.
269. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: система искусств в структуре мировых религий. М.: Высшая школа, 1977. - 224с.
270. Encyclopedia of tbe Bible by Lion Publishing, Oxford, England. 1989. -352c.177