автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: История христианской музыки как компонент целостной музыкально-исторической подготовки студентов педагогического вуза
- Автор научной работы
- Куликова, Ирина Яковлевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Куликова, Ирина Яковлевна, 2004 год
Введение.
Глава 1. Научные предпосылки изучения проблемы целостной музыкально-исторической подготовки студентов-музыкантов.
1.1 Музыкально-историческое образование в России: история и современное состояние.
1.2 Духовное начало музыкального искусства в контексте проблем педагогической науки.
1.3 «История христианской музыки» в свете задач. духовно-нравственного воспитания.
Глава 2. Теоретико-экспериментальное исследование педагогических условий и методов освоения истории христианской музыки студентами-музыкантами.
2.1. Педагогические условия освоения курса «История христианской музыки».
2.2. Методы целостной музыкально-исторической подготовки студентов педвузов.
2.3. Задачи, содержание и результаты опытно-экспериментальной работы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "История христианской музыки как компонент целостной музыкально-исторической подготовки студентов педагогического вуза"
Актуальность. Современный этап развития российского общества способствует актуализации педагогических проблем, связанных с формированием духовно- нравственной культуры личности. Глубокие преобразования, произошедшие в России за последнее десятилетие, вызвали к жизни возрождение христианских традиций не только в плане открытия новых религиозных учебных заведений, но и в обращённости светского образования к тому наследию, что родилось в тесной взаимосвязи с христианским вероучением. Кризис прежних атеистических устоев общества, экономические трудности перехода к рыночной экономике, рост преступности среди молодёжи и подростков-всё это усилило интерес педагогической общественности к тем ценностям, что были выработаны религиозной христианской мыслью. В результате этих процессов произошли существенные сдвиги в традиционных педагогических установках; педагогическая наука всё смелее стала вводить в обиход понятия и термины, связанные с духовным воспитанием молодёжи. В наибольшей мере это коснулось теории воспитания, в контексте с которой состоялось плодотворное внедрение христианских идей в педагогический процесс в доступном для светских учебных заведений содержательном наполнении. Не случайно министр общего и профессионального образования России В.М. Филиппов со страниц журнала «Педагогика» (1, 1999 год) признал, что «поиск реальных путей повышения воспитательного потенциала школы не мог не побудить нас к активизации диалога с представителями наших главнейших религиозных конфессий». В их числе можно назвать христианские конфессии православного, католического, протестантского вероисповедания, учебные заведения которых функционируют в России.
Развитие христианских учебных заведений и введение в светскую практику преподавания различных курсов, связанных с богословской проблематикой, есть двуединый, взаимосвязанный процесс, характеризующий современную культурную жизнь России, который затронул содержание обучения в высших светских музыкально-педагогических учебных заведениях, готовящих специалистов, как для общеобразовательной школы, так и для регентской работы в христианских храмах и христианских духовных учебных заведениях. В настоящее время «диалог культур» при освоении религиозного музыкального наследия педагогикой музыкального образования ещё только начинается. Вместе с тем, очевидно, что современный учитель музыки в своей профессиональной деятельности не может игнорировать ценности христианской культуры (как и других мировых религий); он должен знать истоки возникновения и развития религиозного музыкального искусства, представлять его духовные основы и особенности мировосприятия композиторов, творящих в русле форм и жанров христианской музыки; он не может обойти стороной те религиозные ценности, которые в течение веков обрели статус общечеловеческих и запечатлелись в великих творениях гениев зарубежной и отечественной музыки. Педагог-музыкант должен быть готов в своей профессиональной деятельности использовать богатейший музыкальный опыт ушедших поколений с целью духовно-нравственного воспитания школьников.
Христианское наследие, в том числе музыкальное, несёт в себе ярко выраженное общечеловеческое начало, и христианская музыка воплощает уникальные проявления духовного опыта всего человечества, не случайно значение музыкального искусства в духовно-нравственном становлении личности подчёркивается в работах многих выдающихся отечественных мыслителей (В.Ф. Одоевский, Н.В. Гоголь, С.П. Шевырёв, И.А. Киреевский,
A.С. Хомяков, К.Д. Ушинский, B.C. Соловьёв, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин,
B.В. Зеньковский, А.Ф.Лосев и др.) Проблемы духовно-нравственного воспитания затронуты в трудах педагогов-музыкантов (Э.Б. Абдуллина, А.Н. Малюкова, Л.Г. Арчажниковой, JI.JT. Надировой, Е.В. Николаевой, J1.A. Рапатской, Г.П. Стуловой, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина, Б.Д. Критского, Г.Г. Тенюковой и др.) За последние годы богослужебная музыка как «прямой язык души» (В.Ф. Одоевский) всё чаще стала привлекать внимание исследователей. Среди работ последних лет: диссертация Е.Е. Володиной, раскрывшая особенности преподавания музыкально-теоретических дисциплин в православных учебных заведениях, диссертация С.П. Барковской, показавшая возможности включения русской православной музыки в содержание подготовки студентов средних специальных учебных заведений и др.
Обучению духовной музыке как русской, так и зарубежной в общеобразовательных школах посвящены работы И.В. Кошминой, О.А. Якуниной, В.В. Алеева и др.
Известно, что русской православной музыкой не исчерпывается всё богатство христианского музыкального наследия. Возникнув в начале XI в., профессиональное русское храмовое искусство впитало в себя и традицию византийской культуры, и основы музыкального искусства ветхозаветного периода. Позднее, русская музыка находилась в диалогическом взаимодействии с искусством других стран и христианских народов, образовав вместе с зарубежными культурами великое древо мировой христианской музыки, представленной именами Палестрины, Генделя и Баха, Моцарта и Глинки, Чайковского и Стравинского, Верди и Рахманинова и др.
Вопросам профессионального освоения этого наследия студентами вузов посвящены программы, методические разработки и исследования таких авторов, как В.В. Богатов, Е.П. Кулинкович, И.Е. Лозовая, К.Н. Никитин, Е.Д. Светозарова и др. Вместе с тем, анализ реальной педагогической действительности показал, что до настоящего времени в содержание профессионального обучения студентов - музыкантов не вошёл курс, обобщающий всю историю христианской музыки в её мировом общечеловеческом значении. Отсюда вытекает проблема исследования: обосновать с теоретической и практической точек зрения введение курса «История христианской музыки» в содержание целостной музыкально -исторической подготовки студентов для постижения общности истоков духовного музыкального наследия, созданного народами мира. Под целостной музыкально - исторической подготовкой мы понимаем освоение истории музыки с культурологических методологических позиций, то есть как процесс, в котором диалектически переплелись светские и духовные традиции. Решение указанной проблемы составляет ЦЕЛЬ настоящей диссертации.
Объект диссертационного исследования - целостная музыкально-историческая подготовка студентов высших учебных заведений.
Предмет исследования - содержание спецкурса «История христианской музыки», педагогические условия и методы его преподавания.
Под христианской музыкой в настоящем исследовании понимаются как музыкальные произведения, созданные для богослужебных целей, так и внецерковная музыка, созданная на библейские тексты.
Гипотеза исследования
1. Современный профессиональный уровень целостной музыкально-исторической подготовки студентов обеспечивается при условии освоения христианской музыки - одного из наиболее ценных пластов духовного наследия человечества;
2. Содержание курса «История христианской музыки» образуется на «стыке» религиозного и собственно музыковедческого знания и отражает диалог традиций, испокон веков характерный для развития музыкальных культур разных народов. Это позволяет формировать духовно-нравственные установки и профессиональные знания студентов в их взаимосвязи;
3. Эффективность музыкально- исторической подготовки студентов в процессе освоения курса «История христианской музыки» зависит от комплекса педагогических условий и методов обучения, а именно:
- формирование у студентов знаний интегративного характера, раскрывающих два уровня произведения, созданного в русле христианской этики и эстетики- собственно музыкальный и духовный ;
- осуществление разнообразных межпредметных связей, в том числе между курсами истории русской и зарубежной музыки, а также между культурологической и музыковедческой подготовкой студентов;
- развитие творческого потенциала и самостоятельности студентов - будущих учителей, призванных в своей профессиональной деятельности активно влиять на становление духовно-нравственных идеалов школьников;
- применение комплекса специальных методов обучения: культурологического обобщения, духовно-нравственного анализа, диалога искусства храмовой и светской традиций, ассоциативного сопоставления художественных образов разных видов храмовых искусств и др.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой нами выделены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать историю и современное состояние музыкально-исторического образования в России в контексте проблемы исследования;
2. Проанализировать духовное начало музыкального искусства, как важную составляющую музыкально-исторической подготовки студентов;
3. Обосновать содержание курса «История христианской музыки» в свете профессионального и духовно-нравственного становления студентов высших учебных заведений;
4. Выделить педагогические условия, способствующие освоению содержания курса «История христианской музыки»;
5. Определить методы музыкально-исторической подготовки студентов при освоении христианской музыки; апробировать их в процессе опытно-экспериментальной работы.
Методологическую основу исследования составили положения отечественной и зарубежной педагогической науки, труды российских и зарубежных философов и культурологов, посвященные вопросам образования, культуры, религии, истории искусства. При разработке проблемы содержания спецкурса христианской музыки автор опирался на работы Ю.В. Келдыша, К.К. Розеншильда, Т.Ф. Владышевской, Е.М. Орловой, Е.В. Николаевой, JI.A. Рапацкой и др. При изучении вопросов организации учебного процесса, направленного на освоение интегративных музыкально-исторических знаний студентов, автор использовал труды В.В.Медушевского, Е.В. Назайкинского, Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, Г.П. Стуловой. В ходе изучения вопросов истории церковной музыки автор опирался на работы В.И. Мартынова, Д.В. Разумовского, А.В. Преображенского, М.В. Бражникова, Н.Д. Успенского (история музыки православной традиции), Р.И. Грубера, К.К.
Розеншштьда. Е.М. Браудо (история церковной музыки католической и протестантской традиции), а также на труды, обосновывающие единые истоки христианской музыкальной культуры различных религиозных конфессий (Е.В. Герцман и др.)
В работе применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ культурологической, философской, богословской, педагогической и музыковедческой литературы;
2. Изучение состояния музыкально-исторической подготовки студентов христианских духовных учебных заведений;
3. Анализ учебно-методической документации, учебных планов, программ курсов истории музыки, учебных пособий и учебников по данному курсу;
4. Анализ опыта работы в высших учебных заведениях, где преподаются курсы, связанные с богослужебной музыкальной практикой;
5. Анализ передового музыкально-педагогического опыта;
6. Обобщение опыта преподавания курса «История христианской музыки» автором диссертации;
7. Эмпирические методы анализа педагогической действительности (целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогическое собеседование и др.) При проведении экспериментального исследования использовался метод рейтинга.
Этапы исследования
Первый этап (1998 - 2000 гг.) - изучение и анализ психолого-педагогической и музыковедческой литературы; определение цели, объекта, предмета, и задач исследования; проведение констатирующего этапа эксперимента, включающего выявление общего состояния музыкально- исторической подготовки студентов педагогических вузов.
Второй этап (2000 - 2002 гг.) - проведение обучающего эксперимента, цель которого заключалась в апробации педагогических условий и методов освоения истории христианской музыки в контексте целостной музыкально- исторической подготовки студентов.
Третий этап (2002 - 2003 гг.) - обобщение опытно-экспериментального исследования, уточнение основных теоретических положений, оформление выводов и заключения диссертации. Научная новизна
Определены и проверены педагогические условия, способствующие освоению истории христианской музыки в педагогическом вузе на основе диалога светской и религиозной культур.
Выявлено духовное начало музыкального искусства в контексте задач музыкально-исторической подготовки и в русле профессионально-педагогической направленности процесса обучения.
Разработан курс «История христианской музыки» для студентов музыкально-педагогических факультетов, содержание которого синтезирует знания в области духовного наследия русского и зарубежного музыкального искусства в контексте задач духовно- нравственного воспитания студентов. Теоретическая значимость
Внесён вклад в теорию содержания целостной музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта и обоснован комплекс специальных методов освоения христианской музыки в педагогическом вузе. Наряду с этим развиты положения педагогической теории формирования духовно- нравственных качеств личности в процессе музыкального обучения и воспитания.
Практическая значимость, полученных в диссертационном исследовании результатов, заключается в возможности их широкого использования в деятельности учебных заведений разного профиля как светских, так и духовных. На основе данных, полученных в ходе исследования, создан и апробирован курс «История христианской музыки», внесены коррективы в методику музыкально-исторической подготовки студентов. Материалы курса могут быть использованы как в рамках высшего учебного заведения, так и, при соответствующем сокращении и корректировке, в средних специальных учебных заведениях. На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание музыкально-исторической подготовки студентов педагогических вузов обусловлено культурологическими представлениями о целостности мирового музыкально- исторического процесса во взаимосвязи светского и духовного начал. Цель и задачи музыкально-исторической подготовки будущего учителя музыки отвечают духовным запросам современности и соответствуют исконным российским педагогическим традициям -всечеловечности, открытости, признанию значимости художественного наследия различных христианских конфессий.
2. Важной дополнительной составляющей музыкально-исторической подготовки в педагогическом вузе является спецкурс «История христианской музыки», способствующий формированию у студентов опыта анализа общечеловеческих ценностей религиозного искусства в контексте мировой художественной культуры. Профессионально-педагогическая направленность изучения материала спецкурса позволяет студентам накапливать умение в сфере духовно-нравственного воспитания школьников.
3. Педагогическими условиями освоения истории христианской музыки являются: формирование у студентов знаний интегративного характера, раскрывающих два уровня содержания музыкального произведения - собственно музыкальный и духовный; осуществление межпредметных связей, позволяющих реализовать интегративное содержание курса истории музыки; развитие у студентов творческого потенциала, направленного на раскрытие творческих способностей будущего учителя музыки, призванного в своей профессиональной деятельности активно влиять на развитие духовно-нравственных ориентаций подрастающего поколения.
4. Эффективность освоения истории христианской музыки в контексте целостной музыкально-исторической подготовки студентов педагогических вузов зависит от применения в учебном процессе комплекса специальных методов обучения, а именно: метода культурологического обобщения, метода духовно-нравственного анализа, метода диалога искусства светской и храмовой традиций, метода ассоциативного сопоставления художественных образов разных видов храмовых искусств и др.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на широкий круг научно-теоретических знаний, содержащихся в работах отечественных и зарубежных ученых-педагогов, культурологов, философов, богословов, музыковедов и др. Обоснованность результатов исследования подтверждена данными, полученными в ходе опытно-экспериментального исследования, а также выявлением и обобщением на методологическом и теоретическом уровнях сущностных взаимосвязей, возникающих в ходе освоения курса «История христианской церковной музыки» студентами-музыкантами. Подтверждением достоверности выводов исследования служат опубликованные научные статьи, а также внедрение результатов теоретического анализа в практику работы высших учебных заведений.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
- посредством публикации статей;
- в процессе опытно-экспериментальной работы автора на музыкально-педагогическом факультете Московского государственного Открытого Педагогического Университета им. М.А. Шолохова;
- в процессе обсуждения трудов автора в светских и духовных учебных заведениях Москвы, в докладах и выступлениях автора на научных и научно-практических конференциях.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования контрольной группы
Критерии подготовки студентов в области истории христианской музыки Процент ответов Средний балл Оценочный средний балл
5» «4» «3» «2»
Освоение интегративных музыкально-исторических знаний 12 33,3 23,8 30,9 3,2 3,2
Владение умениями анализа произведений христианской музыки 9,5 28,6 26,2 35,7 3,1
Творческая активность и самостоятельность в русле задач формирования профессионально-педагогического опыта 12 33,3 30,9 23,8 3,3
Полученные результаты свидетельствуют о наибольшей динамике лучших результатах у студентов первой экспериментальной группы, что подтверждает нашу гипотезу о том, что эффективность целостной музыкально-исторической подготовки студентов зависит от сочетания педагогических условий с комплексом специальных методов обучения.
Для сравнения показателей качественного уровня целостной музыкально-исторической подготовки студентов нами составлена общая сравнительная таблица результатов обучающего эксперимента:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования мы пришли к следующим главным выводам:
1. Целостная музыкально-историческая подготовка студентов педагогических вузов предполагает включение в учебный процесс истории христианской музыки в логике и динамике ее исторического становления. Необходимость включения христианской музыки в процесс подготовки будущих учителей предопределяется всем ходом развития отечественного музыкального образования, заложившего основы трактовки музыкального искусства как феномена духовного наследия человечества.
2. Исследование показало, что духовное начало музыкального искусства тесно связано с христианской образностью и храмовой художественной культурой, в недрах которой сложились современные представления об истине, добре, красоте и любви. Постижение христианской духовности способствует нравственному воспитанию студентов и влияет на их профессиональную подготовку для работы с детьми.
3. История христианской музыки интегрирует в своем содержании духовное и собственно-музыкальное начало, христианскую этику и эстетику со стилевыми и формообразующими закономерностями развития музыкального искусства от древности до наших дней. Освоение данного материала способствует раскрепощению творческих способностей и самостоятельности будущего учителя, вступившего на путь познания высоких духовных истин и общечеловеческих ценностей. В процессе освоения истории христианской музыки культурно-историческое прошлое преобразуется в сознании студентов в культурно-нравственное настоящее, имеющее большую профессиональную и личную значимость.
4. В диссертации выявлены педагогические условия, способствующие освоению истории христианской музыки, главными из которых являются: формирование у студентов знаний интегративного характера, раскрывающих два уровня содержания музыкального произведения (собственно-музыкальный и духовный); осуществление межпредметных связей между культурологической и музыковедческой подготовкой студентов; развитие творческого потенциала и самостоятельности будущих учителей, что позволит им занимать активную жизненную позицию в деле формирования нравственного мира школьников.
5. В исследовании обоснованы наиболее оптимальные методы освоения истории христианской музыки студентами педагогических вузов. В их числе метод культурологического обобщения, метод диалога искусства светской и храмовой традиций, метод ассоциативного сопоставления художественных образов разных видов храмовых искусств. Апробация данных методов в ходе опытно-эксперементальной работы продемонстрировала результативность включения истории христианской музыки в процесс целостной музыкально-исторической подготовки студентов, доказала возможность полноценного использования духовного христианского опыта предшествующих поколений в деле воспитания и образования будущих учителей.
Таким образом, подтвердились гипотеза исследования о необходимости включения в процесс целостной музыкально-исторической подготовки студентов-музыкантов истории христианской музыки, что способствует более эффективному решению воспитательно-образовательных задач в педагогическом вузе.
На наш взгляд, дальнейшие перспективы затронутой в диссертации проблемы кроются в систематизации и обобщении требований к музыкально-исторической подготовке студентов, как в педагогическом вузе, так и в педагогическом колледже. Перспективны также исследования, актуализирующие в рамках данной темы изучение отечественных православных традиций в музыке.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Курс «История церковной музыки» в контексте задач отечественного образования (постановка проблемы) (сборник научных трудов «Культура - история - образование» М., изд-во МПУ «Народный учитель», 2001), стр. 186-187
2. Этапы развития христианского музыкального искусства: ветхозаветный период - средневековый период (Курс «История церковной музыки»), (сборник научных трудов «Культура -образование - педагогика искусства» М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. Шолохова, 2003), стр. 183-185
3. Этапы развития христианского музыкального искусства: эпоха средневековья - XIX-XX вв. (Курс «История церковной музыки»), (сборник научных трудов «Культура - образование - педагогика искусства» М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. Шолохова, 2003), стр. 186188
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Куликова, Ирина Яковлевна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблемы музыкальной педагогики в системе высшего образования. / М.: 1990 - 186с.
2. Абдуллин Э.Б. «Теоретические и методологические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе». М., 1982
3. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя. М: Просвещение, 1983.
4. Айналов Д. «Византия и эллинизм», М., 1975
5. Александрова Е.Я. Художественное образование в России (историко-культурологический анализ) / Автореферат диссертации на соискание уч: степени доктора культурологических наук. М.: 1997 - 48с.
6. Александрова В.Г. «Духовная традиция гуманной педагогики» М: НИЦ «Инженер», 2002
7. Алексий Второй, Патриарх Московский и Всея Руси. Боговоплощение и духовный смысл христианской цивилизации.//Магистр. 2000. - №2.
8. Алиев Ю.Б. М.Б. «Формирование музыкальной культуры школьников-подростков»: автореферат диссертации доктора педагогических наук (АПН СССР) - М; 1987.
9. Алиев Ю.Б. Музыка: программы общеобразовательных учебных учреждений. М., Просвещение, 1993
10. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. 1996-496 с.
11. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.
12. Амонашвили Ш.А. Классическое педагогическое учение основа планетарного педагогического сознания. // Вестник МГЛУ. - 2001. - №1. -С. 45-54.
13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекосознания / М., Наука, 1977
14. Антология гуманной педагогики. Иисус Христос и его ученики / Под ред. Игумена Иоанна (Экономцев). М, 1996.
15. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х тт. / Сост., вступ. статьи и общ. ред. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М.: АО «Аспект Пресс», 1994, т. 1-400с., т.2-352с.
16. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. / М.: 1990г.
17. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / М.: 1983.
18. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. /М. -Л., 1948.
19. Арсланова С. «Роль духовной музыки в формировании мировоззрения будущего учителя музыки» // Тезисы докладов конференции «Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее», М., 1998
20. Арчажникова Л.Г. Профессия-учитель музыки. М.: 1984-75с.
21. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. / М.-Л.: Музыка, 1965 151с.
22. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения / М., Знание, 1973
23. Баркова Н.Н. Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX начале XX веков. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических наук. - М.: 1996 - 176с.
24. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре. / Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора педагогических наук. М.: 1999-37с.25.