Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении

Автореферат по педагогике на тему «Развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Румянцева, Наталья Валерьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ярославль
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении"

На правах рукописи

Румянцева Наталья Валерьевна

Развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Ярославль 2013

005543633

005543633

Работа выполнена на кафедре теории и истории педагогики

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского»

Научный руководитель: Паладьев Сергей Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории педагогики ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Официальные оппоненты: Золотарева Ангелина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления образованием ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»;

Машевская Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и акмеологии Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Ведущая организация: Федеральное государственное научное учреждение «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования

Защита диссертации состоится 26 декабря 2013 года в 13 часов на заседании совета Д 212.307.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108, ауд. 210.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского».

Отзывы об автореферате направлять по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108.

Автореферат разослан 26 ноября 2013 года. И. о. учёного секретаря 0

диссертационного совета / А.П. Чернявская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях преодоления духовно-нравственного кризиса общественного сознания актуализируется проблема развития способности человека сознательно выстраивать на основе нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, природе, Отечеству, миру в целом и осуществлять деятельность на основе этих отношений. Отношение к действительности как характеристика направленности отдельной личности, в конечном счете, определяет успешность решения сложных социальных и экономических проблем человечества, и развитие у человека этого качества - одна из ведущих идей гуманизации образования.

Сегодня система образования призвана создавать условия для развития творческих сил человека, формирования в нем активной гражданской позиции и готовности к созиданию социального блага, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Современное российское общество испытывает необходимость в преодолении прагматизма мышления молодых людей и их потребительского отношения к жизни, развития у них мотивов к созидательной деятельности на благо общества. Решению этих проблем может способствовать развитие у детей эстетического отношения к действительности, являющегося нравственной характеристикой личности и определяющей ее направленность на творческую преобразовательную деятельность в соответствии с эстетическим идеалом.

Эстетическое отношение к действительности как научная категория изучалась учеными в разные исторические периоды и продолжает разрабатываться в наши дни. С позиций эстетики и философии это явление исследовалось Г.-В.-Ф. Гегелем, И.Кантом, О.В. Буткевичем, Ю.В. Боревым, М.П. Гальпериным, С.С. Гольдендрихтом, A.B. Гулыгой, М.С. Каганом, Н.И. Киященко, JI.H. Столовичем и другими.

В педагогике развитию у детей эстетического отношения к действительности посвящены труды А.И. Бурова, М.А.Верба, А.Ю. Гончарука, С.Н. Ждановой, Б.М. Теплова, Е.М. Торшиловой и других. В аспекте изобразительной и литературной деятельности эту проблему изучали A.A. Адаски-на, Г.Н. Кудина, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н.Новлянская. Группой этих учёных разработана концепция художественного развития детей, в которой эстетическое отношение к действительности рассматривается как основа творческих способностей в том или ином виде художественной деятельности человека.

Изучением влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка в разных аспектах занимались П.Г. Аверьянов, O.A. Антонова, C.B. Батуева, В.П. Бондарев, В.М.Букатов, А.Ю. Гончарук, А.П.Ершова,

Т.Ф. Завадская, Т.В.Зарембо, В.Д.Зимин, С.М. Машевская, А .Я. Михайлова,

A.Б. Никитина, В.М. Рождественская, Ю.И. Рубина, Л.М. Петрова,

B.И. Плоткин, С.Р. Фейгинов, М.В. Шакурова, Н.И. Шевелев и другие.

Анализ деятельности детских театральных объединений свидетельствует о их широких возможностях для развития у детей эстетического отношения к действительности, однако эти возможности не реализуются в полной мере; важнейшей причиной этого является отсутствие научно-методического обоснования педагогических средств и условий этого процесса. Актуальность исследования обусловлена тем, что эстетическое отношение к действительности как педагогический феномен в педагогической теории изучен недостаточно, а проблема развития этого качества у детей в театральном объединении специально никем не исследовалась.

Таким образом, можно обозначить наличие ряда противоречий:

- между потребностью общества в преодолении духовно-нравственного кризиса и неготовностью молодого поколения к самоактуализации, несформированностью у них гражданской позиции, определяющей направленность личности на созидание социального блага;

- между наличием в теории эстетического воспитания и художественного развития понятия эстетического отношения к действительности и недостаточной разработанностью его основных характеристик;

- между востребованностью у педагогов развития у детей в театральном объединении эстетического отношения к действительности и отсутствием научно-методического обоснования педагогических средств и условий, обеспечивающих решение этой задачи.

Актуальность, практическая и теоретическая значимость, а также указанные противоречия определили выбор проблемы исследования: какие педагогические средства и условия обеспечивают развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении?

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических средств и условий формирования и развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.

Объект исследования - развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.

Предмет исследования — педагогические средства развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.

Гипотеза исследования. Развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении будет осуществляться, если педагог использует средства, способствующие формированию социоцен-тричной направленности мотивационно-потребностной сферы детей и развитию их онтологического единства с миром, а именно:

- диалоговые формы общения, обеспечивающие создание в коллективе психологически комфортной среды, удовлетворение потребности детей в признании, формирование онтологического единства с миром;

- технологии организации самостоятельного художественного творчества детей, способствующего формированию и удовлетворению потребности воспитанников в активной творческой самореализации;

- метод «сверхзадачи» спектакля, обеспечивающий социальную направленность творчества детей и способствующий развитию социоцен-тричности мотивационно-потребностной сферы;

- методы и приёмы аналитической и рефлексивной деятельности, оказывающей влияние на ценностное самоопределение личности ребёнка, укрепление его субъектности, формирование у него нравственно-эстетического идеала.

Основная концептуальная идея исследования: развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении зависит от гармоничного сочетания двух взаимосвязанных процессов: развития у ребёнка, с одной стороны, онтологического единства с миром как образования многообразных личностно значимых связей, с другой стороны, потребности в творческом преобразовании действительности на основе эстетического идеала, что достигается через трансформацию мотивационно-потребностной сферы детей в процессе театральной деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, выдвинутой гипотезой в нем решались следующие задачи:

1 .Охарактеризовать сущность эстетического отношения к действительности как педагогического феномена.

2. Определить особенности организации педагогической деятельности по развитию эстетического отношения к действительности у детей в театральных объединениях.

3. Разработать модель развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.

4. Обосновать педагогические средства развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении на разных этапах этого процесса.

5. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность средств развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.

Методологическую основу исследования составили:

- аксиологический подход, определяющий гуманистический характер взаимодействия субъектов образовательного процесса и рассматривающий воспитание как процесс усвоения ценностей (И.Ф. Исаев, В.А. Караковский, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.);

- экзистенциальный подход, определяющий человека как автора собственной судьбы, обладающего свободой выбора и ответственностью за этот выбор (Ж.П.Сартр, КЛсперс, М.Бубер, А. Маслоу и др., в том числе в педагогике - Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, М.И.Рожков, Н.Е. Щуркова и др.);

- герменевтический подход, предполагающий обращение к психическому опыту субъекта, который проявляется как переживание (И.Д. Демако-ва, А.Ф. Закирова, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько, И.Ф. Сулима и др.);

- рефлексивно-деятельностный подход, определяющий ведущую роль деятельности в развитии личности и рефлексии как способа регуляции этой деятельности (Н.Г. Алексеев, A.B. Карпов, М.И. Рожков, Т.Н.Сапожникова);

- полихудожественный подход, рассматривающий искусство как язык общения субъекта с миром и предполагающий понимание и освоение детьми выразительных средств этого языка (Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б. П. Юсов).

Теоретическую базу исследования определили:

- антропологическая теория развития субъектности индивида (В.И. Слободчиков);

- психолого-педагогические концепции развития творческой личности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.);

- идеи методологии художественной деятельности (И.К. Кузьмичев, Б.С. Мейлах, A.M. Новиков);

- современные концепции развития творчества и одаренности детей (Д.Б. Богоявленская, Дж.Рензулли, К.Хеллер, Е.И.Щебланов, и др.);

- концепция художественного образования (А. А. Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, 3. Н. Новлянская и др.);

- концепция создания воспитательного пространства (Д.В. Григорьев, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов и др.)

- идеи интеграции общего и дополнительного образования (Е.Б. Евладова, A.B. Золотарева, С. Л. Паладьев и др.);

- идеи театральной педагогики (В.М.Букатов, С.В.Гиппиус, А.П.Ершова, Т.Ф. Завадская, К.С.Станиславский и др.);

- концепции психологии художественного творчества (В.И.Кочнев, Н.В.Рождественская, Л.О.Салямон, П.В.Симонов, А.С Шведерский и др.);

- концепции эстетического воспитания (Ш.М. Герман, А.Ю. Гончарук, О.В.Дивненко, Б.Т. Лихачев, В.К. Скатерщиков, Б.М.Теплов и др.)

Методы исследования: теоретические - анализ педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме, обобщение педагогического опыта и изучение педагогического процесса в детском театральном объединении, моделирование, ретроспективный анализ собственного опыта педагогической деятельности; эмпирические - опытная работа, опосредован-

ное и включенное наблюдение, диагностические ситуации, тестирование, интерпретация, качественный и количественный сравнительный анализ полученных результатов исследования и творческих продуктов детей, социологические методы (анкетирование, интервьюирование, письменные опросы, аналитическая диагностика); методы статистической обработки данных.

База исследования. Основной базой исследования стал образцовый детский коллектив театра «Луч» Государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области «Центр детей и юношества». Кроме того, нами изучен опыт решения изучаемой проблемы в 51-ом театральном объединении Вологды, Воронежа, Кирова, Москвы, Минска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Челябинска, Ярославля и Ярославской области.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2000-2001 гг.) - поисковом - проводились выбор и теоретическое осмысление темы, изучение научной и учебно-методической литературы по проблеме, определялся замысел исследования, понятийный аппарат, рабочая гипотеза. Изучалась мотивационно-потребностная сфера детей в театральном объединении, анализировалась динамика личностных качеств в зависимости от стажа обучения.

На втором этапе (2001-2010 гг.) - исследовательском — был проведен анализ философской, психологической и педагогической литературы по выбранной теме; осуществлялась опытная работа по формированию эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении; проводился мониторинг динамики мотивационно-потребностной сферы и художественного восприятия воспитанников театра «Луч»; обобщен его педагогический опыт; осуществлены анализ и обобщение передового и массового педагогического опыта детских театральных объединений по развитию эстетического отношения к действительности; проводилась диагностика мотивационно-потребностной сферы и художественного восприятия у воспитанников других детских театральных объединений Ярославской области.

На третьем этапе (2011-2013 гг.) - обобщающем — проводилась интерпретация полученных в опытной работе данных, формулировались теоретические и практические выводы, завершалось оформление работы в виде диссертации, осуществлялось внедрение результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на ведущие исследования в области философии, психологии и педагогики художественного творчества; непротиворечивостью исследовательского аппарата; многолетним опытом работы автора в детском театральном объединении; соответствием педагогической практики концептуальным положениям исследования, репрезентативностью выборки и адекватностью обработки результатов диагностики.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- разработана и научно обоснована модель развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении, в основу которой положена идея последовательного перехода ведущей потребности детей под влиянием театральной деятельности от потребности в признании к потребности в самопознании и самореализации через театральное творчество и к потребности в самоотдаче и творческом преобразовании мира;

- определены этапы развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении, соответствующие динамике моти-вационно-потребностной сферы детей: этап преодоления эгоцентричной направленности, этап формирования направленности на самореализацию и самопознание через театральное творчество, этап развития социоцентричной направленности;

- обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических средств развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении в соответствии с этапами этого процесса, обусловленных динамикой мотивационно-потребностной сферы детей под влиянием театральной деятельности;

- выделены педагогические условия, обеспечивающие успешное использование средств развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

- расширены представления об эстетическом отношении к действительности как педагогическом феномене, конкретизированы сферы личности, в которых оно проявляется (перцептивная, мотивационно-потребностная, рефлексивно-деятельностная и аксиологическая);

- расширены представления о сущности педагогического процесса в детском театральном объединении, раскрыта особенность театральной деятельности в детском объединении, заключающаяся в наличии противоречия «блуждающих приоритетов» в деятельности и необходимости гармонично сочетать педагогические и художественные задачи; эстетическое отношение к действительности обосновано как педагогический феномен, способствующий решению этих задач в детском театральном объединении и позволяющий преодолевать противоречие «блуждающих приоритетов»;

- определена взаимообусловленность развития эстетического отношения к действительности и этапов трансформации мотивационно-потребностной сферы детей в театральном объединении;

- определены критерии и показатели развития у детей эстетического отношения к действительности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в

нем:

- представлены конкретные методические рекомендации по развитию эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении;

- предложены авторские и адаптированные методики диагностики уровня развития эстетического отношения к действительности у детей театрального объединения;

- разработана дополнительная образовательная программа детского театрального объединения, направленная на развитие у детей эстетического отношения к действительности;

- составлен комплекс упражнений и творческих заданий для развития у детей эстетического отношения к действительности в театральной деятельности;

- создано методическое пособие для педагогов театральных объединений «Я занимаюсь в театральном..»: исследование влияния театральной деятельности на развитие личности детей» (в соавторстве).

Теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях любого вида и типа при организации деятельности театрального объединения, при организации внеурочной деятельности обучающихся согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам общего (полного) образования, в системе повышения квалификации педагогов театральных объединений.

Личный вклад автора в исследование состоит в разработке общего замысла и программы исследования, в проведении опытной работы; в теоретико-методологическом анализе сущности эстетического отношения к действительности как педагогического феномена; в выявлении динамики моти-вационно-потребностной сферы детей под влиянием театральной деятельности и обосновании связи этой динамики с развитием эстетического отношения к действительности; в анализе педагогического опыта и разработке модели развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении; в определении критериев и показателей уровня развития этого качества у детей в театральном объединении; в проверке модели развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении и обосновании комплекса педагогических условий и средств её реализации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались в ходе проведения методических семинаров, занятий на стажерской площадке и курсов повышения квалификации педагогов театральных объединений, на заседаниях кафедры теории и истории педагогики ФБГОУ ВПО

«Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушин-ского» а также на научно-практических конференциях различного уровня:

- всероссийского - научно-практическая конференция, посвященная 90-летию дополнительного образования (Ярославль, 2008), научная конференция в рамках IX Всероссийских Дельфийских игр (Москва, 2010), культурологический семинар «Школа и учитель в культуре региона» (Выборг, 2010), «Одаренный ребенок» (Ярославль, 2010), методический семинар «Театр, кино, музей - для новой школы» (Пермь,2011), научно-практическая конференция «Детская театральная деятельность в пространстве образования, культуры, и искусства» (Иваново, 2013);

- межрегионального - «Учитель нашей новой школы» (Ярославль, 2010);

- регионального - научная конференция «Чтения Ушинского» (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Ярославль 2009-2013), «Индивидуализация образовательного процесса» (Ярославль, 2010), «круглый стол» «Феномен театра: история и современность» (Ярославль, 2013).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эстетическое отношение к действительности - это интегративное личностное качество, которое характеризуется онтологическим единством с миром и потребностью в творческом его преобразовании в соответствии с эстетическим идеалом и представлением о социальном благе. Как интегративное личностное качество эстетическое отношение к действительности определяется особенностями и уровнем развития перцептивной, мотиваци-онно-потребностной, рефлексивно-деятельностной, аксиологической сфер и проявляется в самоактуализации личности, её потребности в творческой самоотдаче во благо общества.

2. В детском театральном объединении педагог решает два типа задач: педагогические, связанные с индивидуальным личностным ростом воспитанников, и художественные, связанные с качеством коллективной творческой работы театрального объединения, что определяет два противоположных вектора приоритетов: «театр для ребёнка» или «ребёнок для театра». Это позволяет выделить в деятельности театрального объединения противоречие «блуждающих приоритетов». Развитие у детей эстетического отношения к действительности интегрирует художественные и педагогические задачи, что дает возможность преодолевать это противоречие.

3. В основу модели развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении положена динамика их мотивацион-но-потребностной сферы под влиянием театральной деятельности. В результате исследования выделены три группы ведущих потребностей детей в театральном объединении: потребность в признании, потребность в самореализации и самопознании через театральное творчество и потребность в самоотда-

че и творческом преобразовании мира. В этой связи модель развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении представлена как последовательная перестройка мотивационно-потребностной сферы детей от этапа преодоления эгоцентричной направленности через этап формирования потребности в самореализации и самопознании в театральном творчестве к этапу развития социоцентричной направленности личности. Процесс развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении организуется на основе двух подходов: полихудожественного и рефлексивно-деятельностного, что определяет использование следующих педагогических принципов: гуманистичности, действенности, мотивации на творчество, культуросообразности, природо-осообразности.

4. Развитию эстетического отношения к действительности в детском театральном объединении способствуют следующие педагогические средства:

- диалоговые формы общения, предполагающие освоение детьми культуры диалогового взаимодействия как способа общения с педагогом, с членами группы, с миром;

- технологии организации самостоятельного художественного творчества детей, включающие в себя самостоятельную работу детей над выполнением творческого задания в мини-группе, режиссерские пробы, стимулирование и поощрение педагогом полихудожественной индивидуальной деятельности детей;

- метод «сверхзадачи» спектакля, предполагающий соотнесение педагогом и детьми результатов творческой деятельности (спектакля, показа) с социальной значимостью и стимулирующий развитие социоцентричной направленности мотивационно-потребностной сферы детей;

- методы и приёмы рефлексии, оказывающей влияние на ценностное самоопределение личности ребёнка, укрепление его субъектности, формирование у него нравственно-эстетического идеала через освоение детьми в процессе театральной деятельности опыта социальных взаимоотношений, связи между мотивами, поступками и результатами собственной жизнедеятельности.

5. Успешное использование педагогических средств развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении обеспечивают педагогические условия: гуманистической направленности педагогической деятельности, учет особенностей мотивационно-потребностной сферы детей, педагогическое сопровождение, развивающее субъектную позицию ребенка (со-творчество детей и педагога), позитивное подкрепление и пропаганда группового и индивидуального художественного творчества детей, обогащение опыта детей впечатлениями от восприятия окружающей действительности (со-бытие детей и педагога).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены его цель, объект, задачи, теоретико-методологические основы, сформулирована гипотеза исследования, обозначены его этапы, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обоснована достоверность результатов исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретические и методические основания изучения развития эстетического отношения к действительности у детей театрального объединения» - на основе анализа научной литературы выделены и обобщены признаки эстетического отношения к действительности и определена сущность этого отношения как педагогического феномена, сформулировано определение изучаемого феномена. Определены проблемы и позитивный опыт развития у детей эстетического отношения к действительности в детских театральных объединениях. На основе анализа и обобщения педагогического опыта и теоретического анализа изучаемого феномена разработана модель развития эстетического отношения к действительности.

Во второй главе - «Педагогические средства и этапы развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении» -представлены результаты опытной работы по развитию у детей эстетического отношения к действительности; охарактеризованы педагогические средства и условия развития этого качества у детей в театральном объединении в соответствии с этапами модели.

В заключении обобщены результаты и изложены выводы исследования.

В приложениях представлены методики диагностики, материалы, иллюстрирующие результаты исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Преодоление духовно-нравственного кризиса, постигшего общество в эпоху постмодернизма, возможно только при условии перестройки образовательных ориентиров и интеграции образовательных институтов в целях воспитания личности, направленной на созидание социального блага и служение нравственным идеалам. Эстетическое отношение к действительности детерминирует направленность личности на преобразование мира в соответствии с представлениями об Истине, Добре и Красоте.

На основе анализа различных подходов к трактовке понятия «эстетическое отношение к действительности», существующих в современных науках (психология, эстетика, педагогика), опираясь на труды Ю.В. Борева, О.В. Буткевича, М.П. Гальперина, Г.- В.- Ф. Гегеля, С.С. Гольдендрихта,

A.B. Гулыги, С.Н. Ждановой, М.С. Кагана, И.Канта, Н.И. Киященко, A.A. Мелик-Пашаева, Н.И. Мясищева нами обоснована сущность этого явления как педагогического феномена и определены его признаки: онтологического единства с миром, эмоциональности, образности восприятия, ценност-ности, творческой активности, социоцентричности мотивационно-потребностной сферы, интегративности. На основании этого мы сформулировали определение изучаемого феномена: эстетическое отношение к действительности - это интегративное личностное качество, характеризующееся онтологическим единством с миром и потребностью в его творческом преобразовании в соответствии с эстетическим идеалом.

Опираясь на структуру и определение феномена эстетического отношения к действительности, мы выделили следующие сферы личности, в которых оно проявляется: в перцептивной сфере - как способность человека установить связь с многообразными явлениями окружающего мира; в мотивационно-потребностная сфере - как потребность в прекрасном, в творческом преобразовании действительности, художественном выражении воспринятых впечатлений; в рефлексивно-деятельностной сфере - как участие в творческой, преобразовательной деятельности; в аксиологической сфере - как система ценностей личности, эстетический идеал, представление человека о социальном благе.

Изучение образовательных программ и педагогического опыта детских театральных объединений позволило выделить два вида задач, решаемых педагогом: художественные, связанные с качеством творческих продуктов деятельности (спектаклей), и педагогические, определяемые уровнем развития личностных качеств детей.

Приоритет того или другого вида задач определяет отношение к ребёнку в театральной деятельности: «ребёнок для театра» (приоритет художественного результата) или «театр для ребёнка» (приоритет педагогического результата). Для педагогов театральных объединений возникает необходимость выбора того или другого приоритета на разных этапах деятельности, что порождает противоречие «блуждающих приоритетов»; при этом стремление к качественному художественному результату может привести к подмене процесса творческого развития детей процессом самореализации педагога и удовлетворения его творческих амбиций.

Преодоление этого противоречия возможно, если выдвинуть цель, интегрирующую и художественные, и педагогические задачи, а именно: развитие у детей в театральном объединении эстетического отношения к действительности.

В соответствии с концепцией художественного развития (A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская и др.) эстетическое отношение к действительности позволяет ребёнку становиться автором - создателем собственной художе-

ственной реальности, выражающей субъективно значимое содержание на языке художественных образов, что соответствует задачам развития творческих способностей. Вместе с тем, благодаря развитию эстетического отношения к действительности ребёнок способен стать автором собственной жизни, самоактулизированной личностью, поскольку развивая в ребёнке позицию автора в художественном творчестве, педагог даёт не только опыт творческого самовыражения, но и актуализирует ответственность за выбор тех или иных выразительных средств. Чувство сопричастности к миру, онтологическое единство с ним, потребность в его творческом преобразовании создает социоцентричную направленность мотивационно-потребностной сферы, побуждает молодого человека не столько к эгоцентричной самореализации, поиску успеха, признания, славы, сколько к самоотдаче во благо общества, социальному служению.

Однако развитие у детей эстетического отношения к действительности не происходит само по себе, а требует создания ряда условий и использования специальных педагогических средств.

На основе изучения научной литературы и обобщения педагогического опыта нами разработана модель развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении, которая включает в себя концептуально-целевой, потребностно - мотивацион-ный, организационно - деятельностный и оценочно - результативный компоненты (см. схему 1).

В основу модели положены концептуальные подходы к организации процесса развития у детей эстетического отношения к действительности, позволяющие интегрировать художественный и педагогический аспекты деятельности театрального объединения: полихудожественный и рефлексивно-деятельностный.

Полихудожественный подход (Ю. У. Фохт-Бабушкин, Б. П. Юсов) предполагает интеграцию педагогического потенциала как театрального искусства, так и искусства живописи, литературы, танца, музыки. В основе этого подхода лежит представление о необходимости эмоционального, активного восприятия искусства и действительности, живого впечатления. При этом развитие восприятия неразрывно связано с активной самостоятельной художественной деятельностью детей.

Рефлексивно-деятельностный подход (Н.Г. Алексеев, A.B. Карпов, М.И. Рожков, Т.Н.Сапожникова и др.) определяет ведущую роль деятельности в развитии личности и рефлексии как способа регуляции этой деятельности. Рефлексия в контексте этого подхода является ключевым инструментом в организации жизнедеятельности детского объединения, источником диагностических данных, методом личностного роста детей.

Схема 1

Модель развития эстетического отношения к действительности у детей _в театральном объединении_

Детское театральное объединение: дети, педагог, деятельность

Приоритет педагошческихзадзч:

развитие личности ребёнка^_

(«Театр для ребенка» )

Противоречие »блуждающих _^ приоритетов» ^_

Приоритетхудожественных задач:

создание спектакля _С«Ребенокдлятеатрз/|

Цель:

Развитие у детей эстетического отношения к действительности,

позволяющее интегрировать педагогические и художественные задачи

Сферы проявления эстетического отношения к действительности

Рефлексивно (Аксиологическая) еятельностная

Подходы к организации развития эстетического отношения к действительности

Полихудожественный Рефпексиено-деятельностиый

Этапы развития эстетического отношения к действительности

Этап преодоления эгоцентричной направленности мотивационно-потребностной сферы детей

Этап формирования у детей потребности

в самопознании и самореалиэациичерез

театральное _творчество_

Этап развития/детей социоцентричной направленности мотивационно-потребностной сферы

Педагогические средства развития эстетического отношения к действительности

Диалоговые формы общения: обсуждение этюдов, командное взаимодействие, сотворчество детей и педагога

Технологии организации групповой и индивидуальной художественной деятельности детей

Методы рефлексии: оценка, самооценка групповая рефлексия, рефлексивные сочинения

Метод «сверхзадачи»

в постановочной деятельности: стремление к творческому преобразованию действительности

Педагогические условия: гуманистическая направленность деятельности, учет особенностей мотивационно-пот-ребностной сферы детей, со-Вытае педагога и ребёнка, позитивное подкрепление индивидуальной художественной деятельности

Результат: развитие у детей эстетического отношения к действительности

Художественный результат уровень достижений на конкурсах« фестивалях Педагогический результат: развитие перцептивной, мотивационно-лсггребностной, рефпексивно-деятельностной. аксиолошчнской сфер личности

Полихудожественный и рефлексивно-деятельностный подходы взаимно дополняют друг друга, позволяют сохранять баланс между приоритетами художественных и педагогических задач в деятельности театральных объединений.

На основании тестирования детей с целью выявления ведущей потребности, удовлетворяемой ими в театральной деятельности, выявлена динамика развития мотивационно-потребностной сферы детей. Тестирование проводилось с помощью авторской методики «Три роли», основной идеей которой на операциональном уровне является ранжирование по степени привлекательности 3-х ключевых позиций театральной деятельности: зрителя, сочинителя (режиссера) и актера, - и обоснование выбора. Тест предлагался 416 воспитанникам разных лет обучения из 14 детских театральных объединений Ярославля и Ярославской области. Качественный анализ обоснований выбора той или иной позиции позволил нам определить ведущую потребность, удовлетворяемую ребёнком в театральной деятельности, что подробно изложено в тексте диссертации.

В результате обработки полученных нами данных выделены следующие ведущие потребности, между которыми наблюдается последовательный переход в процессе приобретения детьми театрального стажа: от потребности в признании к потребности в самопознании и самореализации через театральное творчество и к потребности в «сообщении» - самоотдаче, творческому преобразованию мира. На основании этого, а также на основании анализа педагогического опыта выделены этапы развития эстетического отношения к действительности, соответствующие этапам трансформации мотивационно-потребностной сферы детей. В диссертации охарактеризованы особенности содержания и организации деятельности объединения на каждом этапе.

Оценочно-результативный компонент модели представлен как совокупность художественных и педагогических результатов, что позволило нам выделить две группы критериев: художественные достижения как отдельно взятого ребенка, так и объединения в целом, которые определяются экспертами, входящими в жюри на фестивалях и конкурсах; развитие личностных сфер: перцептивной, мотивационно-потребностной, рефлексивно-деятельностной, аксиологической. Для каждого критерия разработана совокупность показателей, приведенных в тексте диссертации.

На основании анализа опытной работы, проводившейся нами в течение десяти лет на базе детского театрального объединения «Луч» Государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей Ярославской области «Центр детей и юношества» нами обоснованы педагогические средства и условия развития эстетического отношения к действительности на разных этапах этого процесса.

На этапе преодоления эгоцентричной направленности у детей в театральном объединении ведущей потребностью ребенка является потребность в признании, удовлетворение которой он ожидает от ситуации публичного выступления. Подобная ведущая потребность является следствием дисбаланса между желанием быть хорошим, одобряемым и недостатком позитивной внешней оценки, что обусловливает содержание и выбор форм организации деятельности в театральном объединении и ставит перед педагогом следующие задачи: удовлетворить потребность ребенка в признании; развить его потребность в творчестве; развить способности детей к творческому командному взаимодействию; усилить потенциальные свойства их перцептивной сферы.

На этом этапе педагоги создают избыточные условия для удовлетворения потребностей детей в признании их личности самим педагогом, группой и значимым социальным окружением. Для этого жизнедеятельность коллектива организуется в соответствии с культурой диалога. Формы диалогового общения позволяют создать психологически комфортную среду в объединении, способствующую удовлетворению потребности детей в признании, развитию у них, с одной стороны, эмпатии, децентрации, рефлексивных навыков, с другой стороны, оптимизации самооценки, развитию субъектной позиции.

Благодаря групповой художественной деятельности в этюдах, в которой каждый ребенок последовательно меняет позиции актера, режиссера, зрителя, дети приобретают опыт творческого самовыражения, развивают децентрацию, деятельно-групповую идентификацию, учатся конструктивному взаимодействию.

Наряду с этим рефлексия творческих работ и жизненных впечатлений актуализирует перцептивную и аксиологическую сферы детей, формируя эмоционально-образное восприятие, эмпатию, «родственное внимание», отношение к Другому как к ценности. Благодаря этому у детей развивается рефлексивность, удовлетворяется потребность в признании, происходит формирование способности вырабатывать личностно значимое отношение к окружающей действительности, развивается чувство онтологического единства с миром как проявление внимания и ощущения связи с личностью Другого, с Природой, с миром социальных взаимоотношений.

В результате на этапе преодоления эгоцентричной направленности мо-тивационно-потребностной сферы детей, создавая возможность чередовать позиции актера, режиссера и зрителя, развивая при этом у детей навыки рефлексии и диалогового взаимодействия, укрепляя их субъектную позицию, при условии позитивного подкрепления и безусловного принятия детей педагогом мы способствовали удовлетворению потребности детей в признании

и формированию у них потребности в самопознании и самореализации через театральное творчество.

На этапе формирования направленности на творчество детей начинает привлекать театральная деятельность как возможность самовыражения и самопознания, а также познания мира. Радость приносит уже сам процесс актерского пребывания на сцене, зависимость от оценки зрителем ослабевает. В этой связи основной педагогической задачей такого этапа является формирование отношения к творчеству как к ценности, а основным педагогическим средством становится поддержка самостоятельной художественной деятельности воспитанников. Это выражается в поощрении и стимулировании самостоятельных творческих работ в разных жанрах и видах искусств (этюды, отрывки, творческие проекты, режиссерские пробы, самостоятельные работы по сценической речи, презентации авторских литературных и художественных работ), организация рефлексивных обсуждений, формирующих отношение к творчеству как к способу передачи личностно значимого отношения к миру на языке художественных образов.

Мы убедились, что самостоятельное групповое и индивидуальное художественное творчество предоставляет детям возможность самореализации и самопознания через накопление авторского опыта; дети становятся способными к диалогу с автором и к диалогу с миром на языке художественных образов. В результате при условии педагогического сопровождения, сохраняющего авторскую позицию ребенка, позитивного подкрепления и пропаганды детского индивидуального художественного творчества, у детей появляется стремление к самоотдаче и творческому преобразованию действительности.

Этап развития социоцентричной направленности характеризуется тем, что каждый выход на сцену воспринимается детьми как возможность увлечь зрителей своими идеями и эмоциями, что соответствует потребности в «сообщении», творческой самоотдаче.

Основной педагогической задачей этого этапа является воспитание у детей ответственности за то, что происходит на сцене, и за то, как это воспринимает зритель. Ответственность непосредственно связана с интериори-зацией позиции автора как в творческой деятельности, так и в жизни. Осознание своих возможностей влиять со сцены на сознание и эмоции других людей перерастает в уверенность влиять и на собственную жизнь. Это способствует развитию социоцентричной направленности мотивационно-потребностной сферы, выраженное как стремление личности к творческому преобразованию мира в соответствии с эстетическими идеалами, ориентация деятельности личности на созидание общественного блага.

Реализация этих задач осуществляется в активной постановочной деятельности на основе метода «сверхзадачи», в соответствии с которым поста-

новка спектакля включает в себя этапы погружения в материал, выработку личностно значимого отношения к теме и идее постановки и определения смысла деятельности через ответ на вопрос «Ради чего мы будем ставить этот спектакль? Что мы хотим сказать миру? Какие изменения можем в него привнести?». Благодаря этому творчество становится не только ценностью, но и преобразующей силой, а сценическое произведение - коллективным обращением к социуму, способным внести изменения в окружающий мир. В результате у детей формируется социоцентричная направленность мотивационно-потребностной сферы, отмечается самопроизвольная художественная активность, что соответствует проявлению эстетического отношения к действительности.

Анализ результатов опытной работы в театре «Луч» подтвердил предположение об эффективности комплекса педагогических средств развития эстетического отношения к действительности в театральном объединении, о чем свидетельствуют данные мониторинга изменений в личностных сферах детей, что подробно изложено в тексте диссертации. Наше исследование показало, что наиболее информативными с точки зрения развития у ребёнка эстетического отношения к действительности является появление в мотивацион-ной сфере ребенка потребности в творческой самоотдаче и творческом преобразовании действительности.

В театре «Луч» зафиксировано стабильное снижение уровня потребности детей в признании в процессе приобретения театрального стажа. К четвертому году обучения в театре эта потребность определена всего у 4% детей. В объединении к 4-му году обучения потребность в творческой самоотдаче проявилась у 22% детей, тогда как в других театральных объединениях этот показатель равен только 7%. Определив характер и силу корреляционной связи (коэффициент Спирмана) между стажем обучения в театральном объединении и динамикой мотивационно-потребностной сферы его участников, мы можем утверждать, что между стажем обучения и уровнем развития потребности в творчестве у детей в театре «Луч» существует положительная корреляция средней силы (0,34 при р < 0,05), тогда как аналогичный показатель по другим театральным объединениям указывает лишь на незначительную положительную корреляцию (0,16 при р < 0,05).

В соответствии с критерием художественных достижений о развитии у детей эстетического отношения к действительности свидетельствуют художественные результаты деятельности театра «Луч», а именно: стабильность высоких творческих достижений на фестивалях областного и всероссийского уровней, что позволило присвоить в 2007 году театральному объединению звание «Образцовый детский коллектив»; высокая экспертная оценка самостоятельных творческих работ воспитанников театра «Луч», представленных на городской, областной и всероссийский фестивали.

Как существенный результат опытной работы нами отмечено появление у воспитанников профессионального интереса к творческим и социально-ориентированным профессиям, что мы относим к проявлению эстетического отношения к действительности. Среди выпускников театра «Луч» периода 2002-2012 гг. есть актёры, режиссеры, художники, дизайнеры, модельеры, педагоги, журналисты, менеджеры, культурологи; двое воспитанников создали свои детские театральные объединения, четверо выпускников стали педагогами театра «Луч», более десяти выпускников поддерживают творческие связи с театральным объединением на протяжении многих лет.

В заключении диссертации обобщены результаты проведенного исследования, сформулированы основные выводы:

1. Эстетическое отношение к действительности является целостной духовно-нравственной интегративной характеристикой личности, характеризующейся онтологическим единством с миром и потребностью в творческом его преобразовании на основе эстетического идеала. Эстетическое отношение к действительности обеспечивает авторскую позицию личности как в художественном творчестве, так и в жизни.

2. Развитие эстетического отношения к действительности у детей позволяет интегрировать педагогические и художественные задачи, тем самым преодолевая противоречие «блуждающих приоритетов» в педагогической деятельности и способствуя достижению ребёнком личностного результата образования. Это дает возможность рассматривать развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении как стратегическую педагогическую цель.

3. Развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении происходит при условии трансформации мотивацион-но-потребностной сферы от эгоцентричной направленности через направленность на творчество к социоцентричной направленности. Модель развития эстетического отношения к действительности у детей театрального объединения содержит взаимообусловленные компоненты: концептуально-целевой, раскрывающий цели, подходы и принципы развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении; мотива-ционно-потребностный, характеризующий особенности развития мотиваци-онной сферы детей; организационно-деятельностный, включающий этапы процесса развития эстетического отношения к действительности у детей, выделенные в соответствии с динамикой их мотивационно-потребностной сферы; оценочно-результативный, описывающий критерии и показатели развития перцептивной, мотивационно-потребностной, рефлексивно-деятельностной и аксиологической сфер личности.

4. На основе анализа и обобщения опытной работы определен комплекс педагогических средств, обеспечивающих развитие эстетического отношения

к действительности у детей в театральном объединении: диалоговые формы общения, технологии организации самостоятельной групповой и индивидуальной художественной деятельности детей, методы и приёмы аналитической и рефлексивной деятельности, метод «сверхзадачи» в постановочной деятельности. Эти педагогические средства могут быть успешно реализованы при соблюдении следующих педагогических условий: гуманистической направленности деятельности педагога, учете особенностей мотивационно-потребностной сферы детей, обогащения опыта детей впечатлениями от восприятия окружающей действительности, со-бытия и со-творчества детей и педагога, позитивного подкрепления групповой и индивидуальной художественного творчества детей.

Проведенное исследование открывает перспективу дальнейшего изучения таких аспектов проблемы, как влияние возрастных особенностей на развитие эстетического отношения к действительности; динамика этого процесса в зависимости от вида художественной деятельности; диагностика развитости этого качества и его проявления в театральной деятельности.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:

1. Румянцева, Н.В. Развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении [Текст] / Н.В. Румянце-ва//Ярославский педагогический вестник. - Том П. - 2013.- №1. - С. 44-48 (Журнал включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий», утвержденный ВАК РФ)(0,5 п.л.).

2. Румянцева, Н.В. Модель развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении [Текст] / Н.В. Румянцева// Ярославский педагогический вестник. - Том П. - 2013.- №2. - С. 53-58 (Журнал включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий», утвержденный ВАК РФ) (0,5 п.л.).

3.Румянцева, Н.В. Детское театральное объединение в школе как фактор развития у детей эстетического отношения к действительности [Текст] / Н.В. Румянцева//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2013.- № 2(3). - С. 19 - 23. (Журнал включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий», утвержденный ВАК РФ) (0,5 пл.).

4. Румянцева, Н.В. Влияние театра как социальной среды на развитие личности ребенка [Текст] / Н.В. Румянцева //Внешкольник-Я . - 2004. - №1,-С. 58-42(0,3 п.л.).

5. Румянцева, Н.В. Опыт мониторинга образовательных результатов в отделе художественного воспитания [Текст] / Н.В. Румянцева// Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования

детей (опыт Государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр детей и юношества»).Приложение к журналу №2 «Вне-школьник-Я»,- Ярославль: ГОУ ЯО ЦЩО, ИЦ «Пионер», 2005,- С.28-31 (0,2 п.л).

6. Румянцева, Н.В.Влияние театра как воспитательной среды на развитие личности ребенка [Текст] / Н.В. Румянцева, И.Г. Ситкина // Идеи саморазвития личности в дополнительном образовании детей: материалы межрегиональной конференции/ ред.кол.: Г.К. Селевко, И.Г. Назарова, Т.Н. Гущина. - Ярославль: ИРО, 2006.-С.91 -94(0,25 пл.).

7. Румянцева, Н.В. Я занимаюсь в театральном... Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребёнка [Текст] / Н.В. Румянцева, И.Г. Ситкина.-Ярославль: ГОУ ЯО ЦЦЮ, ИЦ «Пионер», 2008. -100с.(6,25 п.л., из них авторских 4 п.л.)

8. Румянцева, Н.В.Развитие творческого потенциала педагога как условие эффективной деятельности учреждения дополнительного образования детей [Текст] / Н.В. Румянцева //Роль и место учреждений дополнительного образования детей в социально-экономическом развитии регионов: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008,- С. 381- 383(0,2 пл.).

9. Румянцева, Н.В.Развитие индивидуальных ведущих потребностей детей в процессе театральной деятельности [Текст] / Н.В. Румянцева // Индивидуализация обучения и воспитания: материалы конференции «Чтения Ушин-ского». - 4.1 .-Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.- С.295-302(0,4 пл.).

10. Румянцева, Н.В. Профессиональные компетенции руководителя детского театрального объединения [Текст] / Н.В. Румянцева // Подготовка кадров в условиях модернизации образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». - 4.1.-Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - С. 300-304 (0,3 пл.).

11. Румянцева, Н.В. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в детском театральном объединении [Текст] / Н.В. Румянцева //Учитель нашей новой школы: межрегиональная научно-практическая конференция, 24-25 августа 2010 года. - Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010. - С. 156-157 (0,12 пл.).

12. Румянцева, Н.В. Развитие эстетического отношения к действительности как условие инкультурации детей [Текст] / Н.В. Румянцева // Школа и учитель в культуре региона: материалы ежегодного Всероссийского Выборгского культурологического семинара. - С-Пб: Астерион, 2010. - С. 176 -183(0,4 пл.).

13. Румянцева, Н.В. Развитие творческого потенциала педагога как условие эффективного сопровождения одаренного ребенка в театральном объединении [Текст] / Н.В. Румянцева // Одаренный ребёнок: сборник мате-

риалов межрегиональной научно-практической конференции. Ч.П - Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2011. - С. 21-23 (0,2 пл.).

14. Румянцева, Н.В. Критерии и показатели развития эстетического отношения к действительности в детском театральном объединении [Текст] / Н.В. Румянцева // Совершенствование педагогической деятельности в условиях перехода к новым образовательным стандартам: материалы конференции «Чтения Ушинского». 4.1.-Ярославль: Изд-во ЯЛТУ, 2011.- С. 321-325(0,3 пл.).

15. Румянцева, Н.В. Формирование эстетического отношения к действительности в опыте детских театральных объединений [Текст] / Н.В. Румянцева // Сопровождение одаренных детей в системе образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». - 4.1.-Ярославль: Изд-во ЯЛТУ им. К.Д. Ушинского, 2012.- С. 344-349 (0,4 пл.).

16. Румянцева, Н.В. Педагогические условия развития эстетического отношения к действительности у детей театральных объединений [Текст] / Н.В. Румянцева // Инновационные модели и технологии современного образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». - 4.1.-Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013.- С. 145-149 (0,3 пл.).

Формат 60x92/16 Объем п.л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 5256 ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского» (ФГБОУ ВПО «ЯЛТУ») 150000, Республиканская ул., 108.

Фирма-типография ИД «Канцлер» (ООО «Канцлер») 150008, г. Ярославль, ул. Клубная, 4-49 Телефон (4852) 58-76-33

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Румянцева, Наталья Валерьевна, Ярославль

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского»

0420Н52966

На правах рукописи

Румянцева Наталья Валерьевна

Развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент С.Л. Паладьев

Ярославль 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................ 3

Глава 1. Теоретические и методические основания изучения развития эстетического отношения к действительности у детей театрального объединения.............................................................. 17

1.1. Эстетическое отношение к действительности как педагогический феномен................................................................................. 18

1.2. Опыт развития эстетического отношения к действительности у детей в театральных объединениях.................................................. 36

1.3. Модель развития эстетического отношения к действительности у

детей в театральном объединении................................................. 57

Выводы по первой главе............................................................. 90

Глава 2. Этапы и педагогические средства развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении 93

2.1. Педагогические средства развития эстетического отношения на этапе преодоления эгоцентричной направленности у детей в театральном объединении...................................................................... 96

2.2. Педагогические средства развития эстетического отношения на этапе формирования направленности на творчество у детей в театральном объединении...................................................................... 126

2.3. Педагогические средства развития эстетического отношения на этапе формирования социоцентричной направленности у детей в театральном объединении................................................................ 145

Выводы по второй главе.............................................................. 166

Заключение........................................................................... 170

Список использованной литературы........................................... 178

Приложения........................................................................... 200

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях преодоления духовно-нравственного кризиса общественного сознания актуализируется проблема развития способности человека сознательно выстраивать на основе нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, природе, Отечеству, миру в целом и осуществлять деятельность на основе этих отношений. Отношение к действительности как характеристика направленности отдельной личности, в конечном счете, определяет успешность решения сложных социальных и экономических проблем человечества, и это рассматривается как одна из ведущих идей гуманизации образования.

Сегодня система образования призвана создавать условия для развития творческих сил человека, формирования в нем активной гражданской позиции и готовности к созиданию социального блага, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Современное российское общество испытывает необходимость в преодолении прагматизма мышления молодых людей, их потребительского отношения к жизни, развития у них мотивов в созидательной деятельности на благо общества. Решению этих проблем может способствовать развитие у детей эстетического отношение к действительности, являющегося нравственной характеристикой личности, определяющей её направленность на творческую преобразовательную деятельность в соответствии с эстетическим идеалом.

Эстетическое отношение к действительности как научная категория изучалась учеными в разные исторические периоды и продолжает разрабатываться в наши дни. С позиций эстетики и философии это явление исследовалось Г.-В.-Ф. Гегелем, И.Кантом, О.В. Буткевичем, Ю.В. Боревым, М.П. Гальпериным, С.С. Гольдендрихтом, A.B. Гулыгой, М.С. Каганом, Н.И. Киященко, Л.Н. Столовичем и другими.

В педагогике развитию у детей эстетического отношения к действительности посвящены труды А.И. Бурова, М.А.Верба, А.Ю. Гончарука, С.Н. Жда-

новой, Б.М. Теплова, Е.М. Торшиловой и других. В аспекте изобразительной и литературной деятельности эту проблему изучали A.A. Адаскина, Г.Н. Куди-на, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н.Новлянская. Группой этих учёных разработана концепция художественного развития детей, в которой эстетическое отношение к действительности рассматривается как основа творческих способностей в том или ином виде художественной деятельности человека.

Изучением влияния театральной деятельности на развитие личности детей в разных аспектах занимались П.Г. Аверьянов, O.A. Антонова, C.B. Батуе-ва, В.П. Бондарев, В.М.Букатов, А.Ю. Гончарук, А.П.Ершова, Т.Ф. Завадская, Т.В.Зарембо, В.Д.Зимин, С.М. Машевская, А.Я. Михайлова, А.Б. Никитина, В.М. Рождественская, Ю.И. Рубина, JI.M. Петрова, В.И. Плоткин, С.Р. Фейги-нов, М.В. Шакурова, Н.И. Шевелев и другие.

Анализ деятельности детских театральных объединений свидетельствует о их широких возможностях для развития у детей эстетического отношения к действительности, однако эти возможности не реализуются в полной мере; важнейшей причиной этого является отсутствие научно-методического обоснования педагогических средств и условий этого процесса. Актуальность исследования обусловлена тем, что эстетическое отношение к действительности как педагогический феномен в педагогической теории изучен недостаточно, а проблема развития этого качества у детей в театральном объединении специально никем не исследовалась.

Таким образом, можно отметить наличие ряда противоречий:

- между потребностью общества в преодолении духовно-нравственного кризиса и неготовностью молодого поколения к самоактуализации, гражданской позиции, определяющей направленность личности на созидание социального блага;

- между наличием в теории эстетического воспитания и художественного развития понятия эстетического отношения к действительности и недостаточной разработанностью его основных характеристик;

- между востребованностью у педагогов развития у детей в театральном объединении эстетического отношения к действительности и отсутствием научно-методического обоснования педагогических средств и условий, обеспечивающих решение этой задачи.

Актуальность, практическая и теоретическая значимость, а также указанные противоречия определили выбор проблемы исследования: какие педагогические средства и условия обеспечивают развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении?

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических средств и условий формирования и развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.

Объект исследования - развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.

Предмет исследования - педагогические средства развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.

Гипотеза исследования. Развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении будет осуществляться, если педагог использует средства, способствующие формированию социоцентричной направленности мотивационно-потребностной сферы детей и развитию их онтологического единства с миром, а именно:

- диалоговые формы общения, обеспечивающие создание в коллективе психологически комфортной среды, удовлетворение потребности детей в признании, формирование онтологического единства с миром;

- технологии организации самостоятельного художественного творчества детей, способствующего формированию и удовлетворению потребности воспитанников в активной творческой самореализации;

- метод «сверхзадачи» спектакля, обеспечивающий социальную направленность творчества детей и способствующий развитию социоцентрично-сти мотивационно-потребностной сферы;

- методы и приёмы аналитической и рефлексивной деятельности, оказывающей влияние на ценностное самоопределение личности ребёнка, укрепление его субъектности, формирование у него нравственно-эстетического идеала.

Основная концептуальная идея исследования: развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении зависит от гармоничного сочетания двух взаимосвязанных процессов: развития у ребёнка, с одной стороны, онтологического единства с миром как образования многообразных личностно значимых связей, с другой стороны, потребности в творческом преобразовании действительности на основе эстетического идеала, что достигается через трансформацию мотивационно-потребностной сферы детей в процессе театральной деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, выдвинутой гипотезой в нем решались следующие задачи:

1. Охарактеризовать сущность эстетического отношения к действительности как педагогического феномена.

2. Определить особенности организации педагогической деятельности по развитию эстетического отношения к действительности у детей в театральных объединениях.

3. Разработать модель развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.

4. Обосновать педагогические средства развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении на разных этапах этого процесса.

5. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность средств развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.

Методологическую основу исследования составили:

- аксиологический подход, определяющий гуманистический характер взаимодействия субъектов образовательного процесса и рассматривающий

воспитание как процесс усвоения ценностей (И.Ф. Исаев, В.А. Караковский, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.);

- экзистенциальный подход, определяющий человека как автора собственной судьбы, обладающего свободой выбора и ответственностью за этот выбор (Ж.П.Сартр, К.Ясперс, М.Бубер, А. Маслоу и др., в том числе в педагогике - Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, М.И.Рожков, Н.Е. Щуркова и др.);

- герменевтический подход, предполагающий обращение к психическому опыту субъекта, который проявляется как переживание (И.Д. Демакова, А.Ф. Закирова, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько, И.Ф. Сулима и др.);

- рефлексивно-деятельностный подход, определяющий ведущую роль деятельности в развитии личности и рефлексии как способа регуляции этой деятельности (Н.Г. Алексеев, A.B. Карпов, М.И. Рожков, Т.Н.Сапожникова);

- полихудожественный подход, рассматривающий искусство как язык общения субъекта с миром и предполагающий понимание и освоение детьми выразительных средств этого языка (Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б. П. Юсов).

Теоретическую базу исследования определили:

- антропологическая теория развития субъектности индивида (В.И. Слободчиков);

- психолого-педагогические концепции развития творческой личности (J1. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.);

- идеи методологии художественной деятельности (И.К. Кузьмичев, Б.С. Мейлах, A.M. Новиков);

- современные концепции развития творчества и одаренности детей (Д.Б. Богоявленская, Дж. Рензулли, К. Хеллер, Е.И. Щебланов, и др.);

- концепция художественного образования (А. А. Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, 3. Н. Новлянская и др.);

- концепция создания воспитательного пространства (Д.В. Григорьев, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов и др.);

- идеи интеграции общего и дополнительного образования (Е.Б. Евладова, A.B. Золотарева, С. J1. Паладьев и др.);

- идеи театральной педагогики (В.М.Букатов, С.В.Гиппиус, А.П.Ершова, Т.Ф. Завадская, К.С.Станиславский и др.);

- концепции психологии художественного творчества (В.И.Кочнев, Н.В.Рождественская, Л.О.Салямон, П.В.Симонов, А.С Шведерский и др.);

- концепции эстетического воспитания (Ш.М. Герман, А.Ю. Гончарук, О.В.Дивненко, Б.Т. Лихачев, В.К. Скатерщиков, Б.М.Теплов и др.).

Методы исследования: теоретические - анализ педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме, обобщение педагогического опыта и изучение педагогического процесса в детском театральном объединении, моделирование, ретроспективный анализ собственного опыта педагогической деятельности; эмпирические - опытная работа, опосредованное и включенное наблюдение, диагностические ситуации, тестирование, интерпретация, качественный и количественный сравнительный анализ полученных результатов исследования и творческих продуктов детей, социологические методы (анкетирование, интервьюирование, письменные опросы, аналитическая диагностика); методы статистической обработки данных.

База исследования. Основной базой исследования стал образцовый детский коллектив театра «Луч» Государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области «Центр детей и юношества». Кроме того, нами изучен опыт решения изучаемой проблемы в 51-ом театральном объединении Вологды, Воронежа, Кирова, Москвы, Минска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Челябинска, Ярославля и Ярославской области.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2000-2001 гг.) — поисковом — проводились выбор и теоретическое осмысление темы, изучение научной и учебно-методической литературы по проблеме, определялся замысел исследования, понятийный аппарат, рабочая гипотеза. Изучалась мотивационно-потребностная сфера детей

в театральном объединении, анализировалась динамика личностных качеств в зависимости от стажа обучения.

На втором этапе (2001-2010 гг.) - исследовательском — был проведен анализ философской, психологической и педагогической литературы по выбранной теме; осуществлялась опытная работа по формированию эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении; проводился мониторинг динамики мотивационно-потребностной сферы и художественного восприятия воспитанников театра «Луч»; обобщен его педагогический опыт; осуществлены анализ и обобщение передового и массового педагогического опыта детских театральных объединений по развитию эстетического отношения к действительности; проводилась диагностика мотивационно-потребностной сферы и художественного восприятия у воспитанников других детских театральных объединений Ярославской области.

На третьем этапе (2011-2013 гг.) - обобщающем — проводилась интерпретация полученных в опытной работе данных, формулировались теоретические и практические выводы, завершалось оформление работы в виде диссертации, осуществлялось внедрение результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на ведущие исследования в области философии, психологии и педагогики художественного творчества; непротиворечивостью исследовательского аппарата; многолетним опытом работы автора в детском театральном объединении; соответствием педагогической практики концептуальным положениям исследования, репрезентативностью выборки и адекватностью обработки результатов диагностики.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: - разработана и научно обоснована модель развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении, в основу которой положена идея последовательного перехода ведущей потребности детей под влиянием театральной деятельности от потребности в признании к по-

требности в самопознании и самореализации через театральное творчество и к потребности в самоотдаче и творческом преобразовании мира;

- определены этапы развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении, соответствующие динамике моти-вационно-потребностной сферы детей: этап преодоления эгоцентричной направленности, этап формирования направленности на самореализацию и самопознание через театральное творчество, этап развития социоцентричной направленности;

- обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических средств развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении в соответствии с этапами этого процесса, обусловленных динамикой мотивационно-потребностной сферы детей под влиянием театральной деятельности;

- выделены педагогические условия, обеспечивающие успешное использование средств развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

- расширены представления об эстетическом отношении к действительности как педагогическом феномене, конкретизированы сферы личности, в которых оно проявляется (перцептивная, мотивационно-потребностная, рефлексивно-деятельностная и аксиологическая);

- расширены представления о сущн�