Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие и воспитание нравственных чувств школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Сахаров, Василий Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Киров
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Развитие и воспитание нравственных чувств школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сахаров, Василий Александрович, 1998 год

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

1.1. Теоретический анализ понятий «нравственные чувства» и «актуализация эмоциональной сферы» как методологическая основа исследования опыта В.А. Сухомлинского.

1.2. Проблема воспитания и развития нравственных чувств на предшествующем и современном В.А. Сухомлинскому этапах генезиса отечественной педагогики.

Глава 2 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ В.А.СУХОМЛИНСКОГО

2.1. Анализ теоретических позиций В.А. Сухомлинского по проблеме исследования.

2.2. Воспитание и развитие нравственных чувств личности как индивидуальности в педагогическом наследии

В.А. Сухомлинского.

2. 3. Аксиологические средства актуализации эмоциональной сферы личности школьника в педагогическом наследии В.А.

Сухомлинского.

2.4. Творческое использование опыта В.А. Сухомлинского по воспитанию нравственных чувств учащихся ввременной школе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие и воспитание нравственных чувств школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского"

Актуальность темы данного исследования обусловлена существованием ряда противоречий в сфере воспитания и образования, важнейшими из которых являются социальные и этико-педагогические.

Социальные противоречия можно рассматривать как рассогласование между должным (нравственно-ценным) и реально существующим. Под должным понимается заложенная в нормативных документах Министерства высшего и специального образования РФ концепция воспитания подрастающего поколения на основе общечеловеческих моральных ценностей. Однако в реальном общественном опыте часто наблюдаются противоположные тенденции. В современной России, переживающей кризисные явления в политической, общественной и экономической областях жизни, среди значительной части учащихся общеобразовательных и профессиональных школ обостряются межличностные конфликты, проявляется бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственных чувств, в особенности таких, как совесть, долг, ответственность, гуманные чувства.

Этико-педагогические противоречия - это рассогласование между социальной потребностью в нравственно-воспитанной личности и невысокой результативностью процесса воспитания в практике современной школы. Они обусловлены тем, что длительное время в педагогике советского периода во главу угла ставилось идейно-политическое воспитание школьников с позиций господствующей идеологии. Специфической особенностью теории и методики нравственного воспитания, которое также было подчинено идеологическим установкам, являлось формирование у подрастающего поколения морально-этических представлений и понятий без достаточной опоры на сферу чувств ребенка. Вместе с тем, необходимо отметить и многие новаторские педагогические исследования, лейтмотивом которых стала обращенность к эмоциональной сфере воспитанников, к развитию нравственных чувств (И.П. Иванов, Т.Е. Конникова, З.И. Равкин, К.Д. Радина). Но эти работы были единичными, не характерными для официальной педагогики. Поэтому предлагаемые методики не находили широкого применения в организации воспитательного процесса в общеобразовательной школе. В результате моральные нормы, не обогащенные нравственными переживаниями, не становились моральными убеждениями и, следовательно, мотивами, определяющими поведение человека в обществе.

Таким образом, проблема организации процесса воспитания с позиций эмоционально-потребностной сферы личности при формировании ценностных мотивов ее поведения является недостаточно разработанной в современной школьной теории и практике. В ряде фундаментальных педагогических исследований, в учебной литературе, адресованной учителю, недооценивается роль эмоционального фактора в нравственном воспитании. Это затрудняет «выход» педагога-практика на решение проблем, связанных с эмоциональным «наполнением» форм и методов нравственного воспитания школьников.

Принципиально новый поход к совершенствованию процесса нравственного воспитания в современных условиях отражен в концепции новой школы, разработанной ВНИКом в 1988 г. Основными ее идеями стали демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса, опора на потребности и интересы личности с постоянным их духовно-нравственным обогащением и возвышением, усиление внимания к развитию эмоциональной сферы ребенка в нравственном воспитании.

В 1990-ые гг. значительный вклад в обновление воспитательного процесса, в разрушение авторитарного педагогического стиля внесло появление ряда гуманистических концепций воспитания (Е.В. Бондаревская,

О.С. Газман, И.А. Колесникова, Л.И. Новикова, Н.М. Таланчук); реализация авторских моделей гуманистических школ, ориентированных на самореализацию, самоопределение, самовоспитание личности (Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, Т.Н. Ковалева, А.Н. Тубельский).

Решением Коллегии Министерства образования РФ (июнь, 1996 г.) одобрены «Основные направления развития воспитания в системе вариативного образования», ведущие идеи которых - развитие личности как индивидуальности, воспитание на основе общечеловеческих моральных ценностей, гуманизация воспитания, создание эмоционально-ценностной среды для развития и воспитания ребенка, повышение роли нравственного воспитания школьников.

Сердцевиной нравственности являются нравственные чувства личности как эмоциональная составляющая и мотавы нравственно-ценной деятельности и поведения. Нравственные чувства - это устойчивые переживания субъекта, выражающие его отношение к нормам морали, к значимым для него объектам и явлениям окружающей действительности с точки зрения моральных норм.

Современные процессы обновления педагогических концепций воспитания, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе делают проблему развития нравственных чувств личности особенно актуальной. В то же время эти процессы не могут осуществляться без преемственной опоры на прошлый педагогический опыт, на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли.

В связи с этим возрастает ценность педагогических систем и технологий, выдержавших испытание временем, но недостаточно глубоко исследованных в педагогической науке и не нашедших достаточно полного использования в педагогической практике. Одной из них является система, создателем которой был В.А. Сухомлинский (1918 - 1970 гг.) - талантливый педагог-новатор, ученый и практик. Гуманистическая направленность его работ, во многом опередившая свое время, обусловила непрекращающийся интерес к изучению его теоретического наследия и практического опыта педагогами и учеными как в нашей стране, так и во многих других странах мира.

В педагогическом наследии В.А. Сухомлинского одной из стержневых является идея воспитания всесторонне развитой личности. Одним из первых в педагогике советского периода он предпринял попытку представить эту идею в виде развернутой концепции, которая является основанием всей его педагогической системы и получила практическое воплощение и развитие в опыте возглавляемой им Павлышской средней школы на протяжении более тридцати лет (1947-1970 гг.).

Лейтмотив большинства произведений В.А. Сухомлинского, в которых отразился его многогранный и богатый педагогический опыт, - это обращенность к эмоционально-потребностной сфере школьников с целью развития и воспитания нравственных чувств как сердцевины нравственной характеристики всесторонне развитой личности. Поэтому системообразующим фактором его системы стало нравственное воспитание, в основе которого - развитие нравственных чувств личности. Осуществить его возможно на основе формирования личного интеллектуально-эмоционального и деятельносшого отношения воспитанника с позиций морали к различным явлениям окружающей действительности и к самому себе.

Существует множество работ публицистического жанра, где так или иначе затронута проблема нравственного воспитания школьников в теории и практике павлышского педагога. Результаты научных исследований отражены в одной докторской и тридцати четырех кандидатских диссертациях, посвященных различным вопросам теории и практики обучения и воспитания школьников в педагогическом наследии В.А.

Сухомлинского.

Применительно к проблематике нашего исследования их можно разделить на два направления. Первое - это изучение теоретических работ и практического опыта В.А. Сухомлинского в дидактическом аспекте (В.А. Василенко, Г.А. Введенская, К.Е. Кривошеенко, А.А. Новомержицкий, JI.JI. Подольная, В.Е. Свиридов, И.Г. Слюсаренко, Г.В. Сухорукова, Г.П. Туюкина, О.А. Цхаладзе). Для второго - характерно изучение проблем воспитания школьников, изучение этико -педагогических взглядов павлышского педагога-новатора (JI.A. Абрамова, Н.Г. Базилевич, Н.А. Басиладзе, М.В. Богуславский, JI.C. Бондарь, Т.Г. Будняк, И.И. Буева, А.С. Бык, Н.А. Василенко, H.JI. Карпова, Г.И. Когачевская, В.А. Кошель, М.В. Левковский, В.А. Лоскутов, Л.А. Милков, М.И. Мухин, Р.А. Позинкевич, Е.С. Попандопуло, А.Я. Попова, Л.Н. Сиднев, А.С. Соколовская, С.А. Ускова, Г.Я. Файзуллина).

Кроме того, в ряде диссертаций, посвященных проблемам нравственного воспитания, также рассматривается опыт В.А. Сухомлинского в этом аспекте как сопутствующая проблема (Е.Н. Богданов, Ю.И. Сидоренко, М.В. Юрьева).

Исследуя различные аспекты нравственного воспитания в педагогической системе В.А. Сухомлинского, авторы не могли обойти вниманием проблему развития нравственных чувств. Однако она была лишь затронута в контексте общих задач конкретных исследований и не подвергалась специальному изучению.

Так, практически неизученным остается определение места и роли развития нравственных чувств в педагогической системе В.А. Сухомлинского; не охарактеризованы его теоретические взгляды по данной проблеме; недостаточно изучены практические средства актуализации эмоциональной сферы личности воспитанника в процессе развития нравственных чувств, применявшиеся В.А. Сухомлинским в работе с детьми.

Востребованность теории и практики В.А. Сухомлинского в сфере воспитания нравственной личности в наше время очевидна. Однако ситуация в настоящее время отражает противоречие между социальной потребностью и необходимостью разработки и внедрения в школьную практику педагогических концепций и методик нравственного воспитания с позиций актуализации эмоциональной сферы личности; между актуальностью педагогического наследия В.А. Сухомлинского для решения этой проблемы и недостаточной изученностью процесса развития и воспитания нравственных чувств в системе В.А. Сухомлинского в историко-педагогической науке, что препятствует использованию в современном опыте воспитания плодотворных идей павлышского педагога.

В связи с недостаточной разработанностью теории вопроса, необходимостью поиска новых подходов в нравственном воспитании школьников и указанными противоречиями обозначилась проблема исследования развития и воспитания нравственных чувств как самостоятельного феномена в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

Данная проблема предопределила выбор темы исследования: «Развитие и воспитание нравственных чувств школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского».

Цель исследования - проанализировать проблему развития и воспитания нравственных чувств ребенка в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского и показать актуальность его творческого опыта для современной школы.

Объект исследования - теоретическое, литературное и практическое наследие В.А. Сухомлинского и опыт современной школы.

Предмет исследования - теория и практика развития нравственных чувств личности школьника в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

Изучение педагогического наследия В.А. Сухомлинского позволяет сформулировать следующие концептуальные идеи исследования:

- Следуя логике теоретических взглядов и уникального практического опыта В.А. Сухомлинского, необходимо рассматривать нравственные чувства как ключевой компонент нравственной сферы личности; именно нравственные чувства, их развитее и воспитание занимают центральное место в педагогической системе В.А. Сухомлинского. Вместе с тем, исходя из гуманистических убеждений В.А. Сухомлинского и творческих компонентов его педагогической деятельности, возможно выделить стимулирующие средства, направленные на мотивационную сферу, на актуализацию и развитие нравственных чувств личности в процессе педагогического взаимодействия.

- Эти средства направлены на развитие эмоциональной сферы личности воспитанника, поэтому правомерно считать одним из основных теоретических и методических подходов В.А. Сухомлинского создание эмоционально-ценностных ситуаций, в основу которых положены идеи гармонизации педагогического целеполагания и возрастных потребностей воспитанников.

Проблема, цель, объект, предмет и концептуальные идеи исследования позволили наметить следующие задачи: определить методологические концептуальные положения о развитии и воспитании нравственных чувств на междисциплинарном уровне; проанализировать основные тенденции в решении проблемы развития и воспитания нравственных чувств личности в отечественной педагогике советского периода, которые предшествовали и сопутствовали теоретическим поискам и практической деятельности В.А. Сухомлинского; исследовать, систематизировать и обобщить теорию и практику развития и воспитания нравственных чувств школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского; охарактеризовать его теоретические позиции по данной проблеме; раскрыть специфику содержания, форм и методов работы В.А.

Сухомлинского как методиста по развитию и воспитанию нравственных чувств; проанализировать эффективность применения опыта В.А. Сухомлинского в теории и практике развития и воспитания нравственных чувств учащихся в современной школе и обозначить перспективы использования этого опыта.

Методологической основой исследования являются философские, психологические и педагогические работы, отражающие идеи гуманистического направления в воспитании; системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы к воспитанию с «выходом» на самовоспитание; идеи о нравственных чувствах как одном из основных критериев нравственной воспитанности личности; идеи о роли эмоционального фактора в развитии нравственных чувств; идеи и основные принципы гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского.

Теоретической основой исследования послужили труды философов и этиков (Л.М. Архангельский, В.А. Блюмкин, А. А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, И.С. Кон, Л.А. Киселев, О.Н. Крутова, И.С. Марьенко, Ю.И. Сидоренко, А.И. Титаренко, О.П. Целикова), в которых подробно рассматривается вопрос о нравственных чувствах и их месте в структуре нравственного сознания личности.

В сфере психологии нравственных чувств можно выделить два направления исследований. В первом дается анализ роли чувств в общей структуре личности (В.К. Вилюнас, Б.Н. Додонов, К.К. Платонов, C.JL Рубинштейн, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров). Во втором проблема чувств рассматривается в контексте педагогической психологии (Е.Н. Богданов, Л.й. Божович, Н.И. Болдырев, Л.С. Выготский, И.А. Джидарьян, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, П.М. Якобсон, Т.А. Яковлева).

В теории и практике отечественной педагогики советского периода развитие и воспитание нравственных чувств личности рассматривается в работах педагогов-новаторов 1920 - начала 1930-х гг. (ГШ. Блонский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, С.М. Ривес, С.Т. Шацкий, М.Н. Шульман).

В конце 1930-1950-х гг. в связи с заидеологизированностью педагогики, недооценкой роли эмоционального фактора в процессе нравственного воспитания, развитие и воспитание нравственных чувств не ставились как самостоятельные задачи. Поэтому в данный период эти проблемы рассматривались как сопутствующие в работах, посвященных вопросам нравственного воспитания школьников (Н.И. Болдырев, Э.И. Гольд-Губер, Б.П. Есипов, И.А. Каиров, А.И. Левшин).

Наибольший интерес исследователей к проблеме развития и воспитания нравственных чувств возникает в 1960-х - начале 1970-х гг., т.е. в период, сопутствующий творческому поиску В.А. Сухомлинского (О.С. Богданова, Л.Ю. Гордин, И.П. Иванов, М.Г. Казакина, В.А. Караковский, Т.Е. Конникова, Е.С. Протанская, И.С. Марьенко, К.Д. Радина, З.И. Равкин, Н.В. Рыбакова, И.Ф. Харламов, М.В. Юрьева).

Поворотным этапом в обращенности педагогов к эмоционально-потребностной сфере школьников в процессе нравственного воспитания стали конец 1980-х - начало 1990-х гг.: появление концепции ВНИКа (1988 г.), разработка новых технологий воспитания, ориентированных на развитие и воспитание нравственных чувств. (Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова, М.Г. Яновская).

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретического уровня: историко-генетический и сравнительно-исторический анализ философской, психологической и педагогической литературы; наследия В.А. Сухомлинского, в том числе, архивных материалов; структурный анализ творческих методов и приемов воспитания в практике В.А. Сухомлинского; эмпирического уровня: анкетирование, беседы, интервьюирование, наблюдение; конструирование и апробация современных технологических приемов на основе творческого наследия В.А. Сухомлинского.

Источники исследования: труды философов, этиков, психологов и педагогов по проблеме исследования; педагогические труды В.А. Сухомлинского; публикации о педагогических взглядах и деятельности В.А. Сухомлинского; архивные материалы ЦГАОР Украины; архивные материалы мемориально-педагогического музея В.А. Сухомлинского в с. Павлыш.

Достоверность полученных результатов и научных выводов исследования обеспечивается объективным и всесторонним анализом научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме и широкого круга работ В.А. Сухомлинского; реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые всесторонне проанализирована, систематизирована и изучена теория и практика развития и воспитания нравственных чувств школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского; охарактеризованы его теоретические позиции по этой проблеме; раскрыта специфика содержания, форм и методов работы В.А. Сухомлинского как педагога-практика по развитию и воспитанию нравственных чувств; проанализировано применение опыта В.А. Сухомлинского в современной общеобразовательной школе и обозначены тенденции и перспективы его использования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что доказано ведущее значение нравственных чувств личности в процессе ее нравственного воспитания в педагогической системе В.А. Сухомлинского; показана ориентация его гуманистической системы на использование принципов природосообразности, целостности и системности воспитательного процесса, его эмоционально-ценностного обогащения. Исследована организация нравственно-ценной и эмоционально-значимой для ребенка среды, стимулирующей развитие и воспитание нравственных чувств; проанализировано применение творческих средств актуализации эмоциональной сферы личности в процессе развития и воспитания нравственных чувств в теории и практике В.А. Сухомлинского.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования теоретических взглядов и педагогического опыта В.А. Сухомлинского по развитию и воспитанию нравственных чувств школьников могут служить содержательной основой, обогащающей научные представления об особенностях этого процесса при работе с учащимися. Они могут способствовать внедрению методики творческого опыта применения разнообразных эмоционально-ценностных технологий воспитания, стимулирующих и развивающих нравственные чувства.

Рекомендации исследования могут найти творческое воплощение в воспитательной практике современной общеобразовательной школы, а также - инновационных учебных заведений, глобально ориентированных на развитие интеллектуальной сферы учащихся, что нарушает гармонию целостного развития личности.

Материалы исследования также могут быть использованы при проведении спецкурсов и спецсеминаров, занятий по теории и истории педагогики в педагогических учебных заведениях. Они могут быть востребованы при проведении школьных уроков этики и в целенаправленной работе педагога-воспитателя (классного руководителя) по развитию и воспитанию нравственных чувств школьников.

Содержание исследования положено в основу одноименного спецкурса по философии и истории образования для студентов педагогического ВУЗа, разработанного и внедренного в практику работы педагогического факультета Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара.

Апробация. Основные положения и выводы исследования докладывались и обсуждались на следующих научно-практических конференциях:

Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области». IV научно-практическая конференция, 28-29 января 1997 г., г. Нижний Новгород;

Вариативное образование на селе: актуальные проблемы организации содержания и технологии обучения». Всероссийская научно-практическая конференция 24-26 мая 1997 г., г. Арзамас;

Пути повышения совершенствования эффективности самостоятельной работы студентов на заочном отделении». Межвузовская научно-практическая конференция 14-15 октября 1998 г., г. Арзамас.

Сообщения по теме исследования заслушивались на заседаниях кафедр педагогики Вятского государственного педагогического университета и Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара; на аспирантских конференциях и семинарах; во время доцентской практики.

Результаты исследования опубликованы в ряде сборников материалов научно-практических конференций.

На защиту выносятся следующие положения:

1.В трудах В.А. Сухомлинского содержатся важные теоретико-методологические положения, утверждающие необходимость актуализации эмоциональной сферы в развитии и воспитании нравственных чувств, которые составляют в его педагогической системе сердцевину нравственного воспитания личности. Целью развития нравственных чувств, по убеждению В.А. Сухомлинского, является интериоризация общечеловеческих моральных ценностей. Функциональная нагрузка нравственных чувств - инициирование волевых усилий личности, направленных на осуществление нравственно-ценного поведения и деятельности как актуальных потребностей индивида; стимулирование рефлективных самооценочных переживаний как предпосылки реализации субъектности личности в нравственном воспитании.

2. Основной теоретический и практический подход В.А. Сухомлинского к решению проблемы развития и воспитания нравственных чувств - создание эмоционально-ценностных ситуаций, в основу которых положены идеи гармонизации педагогического целеполагания и возрастных потребностей воспитанников.

3. В процессе создания эмоционально-ценностной среды В.А. Сухомлинский придавал большое значение внешним эмоциональным стимулам как побудителям, направленным на мотивационную сферу, на актуализацию и развитие нравственных чувств личности.

Структура диссертационного исследования подчинена его логике. Оно включает введение, две главы, заключение и библиографию. Данная структура адекватна проблеме и задачам исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по главе 2.

1. Анализ педагогического опыта В.А. Сухомлинского, отраженного в его теоретико- публицистических произведениях, позволяет утверждать, что наработки, сделанные им в области нравственного воспитания школьников, представляют собой уникальный феномен. Ценность педагогического наследия В.А. Сухомлинского в том, что он впервые в истории педагогики советского периода 1950-1960-х гг. обратился к проблеме актуализации эмоциональной сферы личности в нравственном воспитании и к проблеме развития нравственных чувств.

2. Нравственное воспитание как системообразующий фактор его педагогической системы осуществлялось через развитие нравственных чувств воспитанника. Лейтмотивом произведений павлышского педагога, посвященных этой проблеме, является обращенность к развитию совести, чувства долга, чувства ответственности и чувства стыда в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Это является необходимым условием развития гуманных чувств, чувства патриотизма, чувства чести, гордости, самоуважения и др.

Функциональной нагрузкой нравственных чувств, по мнению В.А. Сухомлинского, является инициирование волевых усилий личности, направленных на осуществление нравственно-ценного поведения и деятельности как актуальных потребностей индивида; стимулирование рефлексивных самооценочных переживаний как предпосылки реализации субъектности личности в нравственном воспитании.

3. Развитие нравственных чувств личности осуществлялось во всех компонентах педагогической системы В.А. Сухомлинского. Павлышский педагог был убежден, что, поскольку процесс развития нравственных чувств - внутренний, индивидуально-личностный, то для его осуществления необходима организация жизни и деятельности воспитанников как эмоционально-ценностной среды, ориентированной на актуальные потребности и интересы ребенка, с последующим их нравственным возвышением.

4. Создание эмоционально-ценностных ситуаций обусловило разработку и внедрение В.А. Сухомлинским в практику воспитания целостного комплекса педагогических средств актуализации эмоциональной сферы -эмоциональных стимулов: игры, проблемно-поисковых ситуаций в процессе диспутов, дискуссий на темы нравственности, эмоционально-образного стимула - красоты природы, сказки, музыки, средств искусства, эмоционально-значимого рассказа учителя; художественного, музыкального, литературного творчества детей; творческого труда воспитанников с социально-ценной мотивацией.

5. Такой подход к проблеме развития нравственных чувств через эмоционально-положительное обеспечение данного процесса, ориентированного на потребности и интересы личности воспитанника, созвучен современным тенденциям гуманистической педагогики. Тем не менее, недостаточное знакомство педагога-воспитателя с теорией и практикой В.А. Сухомлинского, и, как следствие этого, - недостаточное использование его опыта в процессе развития нравственных чувств - является характерной чертой современной общеобразовательной школы. Поэтому существует необходимость более глубокого и целенаправленного изучения наследия павлышского педагога-новатора в целях совершенствования процесса нравственного воспитания в современной школе.

198

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного исследования определены методологические концептуальные положения о развитии нравственных чувств; изучены основные тенденции этого процесса на предшествующем и современном В.В. Сухомлинскому этапах генезиса отечественной педагогики. Это позволило нам охарактеризовать теоретические позиции В.А. Сухомлинского по проблеме исследования; раскрыть специфику, содержание, формы и методы в системе его работы по развитию и воспитанию нравственных чувств; показать его новаторство в этой сфере нравственного воспитания, а также проанализировать применение опыта выдающегося педагога в этом аспекте в современной общеобразовательной школе.

Проведенный теоретико- методологический и процессуально-методический анализ уникального опыта В.А. Сухомлинского позволяет нам сделать следующие выводы.

Феномен нравственности невозможен без оценки явлений действительности с позиций морали, поэтому он включает в себя эмоционально-ценностный компонент. Следовательно, чувства, адекватные моральной идее, имеют конституирующее значение в нравственном воспитании.

В процессе нравственных переживаний происходит интериоризация норм морали индивидом , вследствие чего эти нормы становятся актуальной потребностью личности и мотивами ее нравственно-ценной деятельности и поведения. Нравственные чувства стимулируют волевые усилия личности, которые направлены на осуществление социально-ценного морального выбора; побуждают личность к рефлективным переживаниям, являющимся условием самовоспитания.

Развитие нравственных чувств - это процесс, который , с одной стороны, протекает спонтанно, а с другой -реализуется через опосредованное или непосредственное влияние на эмоциональную сферу личности.

Несмотря на глубокую и всестороннюю изученность нравственных чувств в этике и психологии, в педагогической науке вплоть до 1960-х гг. наблюдается отсутствие крупных и глубоких научно- теоретических работ по этой проблеме. Цели, стоявшие перед педагогической наукой в советский период были обусловлены господствующей идеологией, отсутстввовала гуманистическая ориентация на развитие личности как индивидуальности, особенно в 1930-е - 1950-е гг., что явилось причиной неразработанности проблемы развития нравственных чувств в педагогической теории и методике нравственного воспитания.

Именно на период конца 1940-х- начала 1950-х гг. приходится начало деятельности В.А. Сухомлинского. На фоне теоретической и практической неразработанности вышеупомянутой проблемы, с одной стороны, и объективно существующей в любом социуме ориентации на общечеловеческие нравственные ценности, его творчество представляет собой яркое и уникальное педагогическое явление.

Из контекста литературно- педагогического наследия, в котором отражены концептуальные и практические идеи В.А. Сухомлинского, вполне правомерно следует утверждение о том, что именно нравственные чувства занимают центральное место в процессе нравственного воспитания как системообразующего фактора его педагогической системы.

Среди них он особо выделял комплекс из четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных «единиц» - совести, чувства долга, чувства ответственности и чувства стыда. Они являются основой развития гуманных чувств, чувства гражданственности, чувства чести, собственного достоинства, самоуважения, чувства патриотизма, которому В.А.

Сухомлинский придавал особое значение, считая его основным критериям нравственной воспитанности личности.

Целью развития нравственных чувств, по глубокому убеждению павлышского педагога- новатора, является интериоризация общечеловеческих моральных ценностей. Процесс интериоризации осуществляется следующим образом: нравственные переживания инициируют волевые усилия личности воспитанника, которые направлены на осуществление нравственно- ценной деятельности и поведения; стимулируют рефлективные переживания субъекта воспитания.

Впервые в истории педагогики советского периода В.А. Сухомлинский целенаправленно обратился к идее развития эмоциональной сферы школьника, в частности, - такого ее ключевого компонента, как нравственные чувства, - и сделал это лейтмотивом своей гуманистической педагогики. Тем самым, работая в 1950-1960 -е гг., он предвосхитил ключевые направления развития современной педагогики, с ее ориентацией на общечеловеческие нравственные ценности, гуманизацию воспитания, обращенность к мотивационно-потребностной сфере ребенка в воспитательном процессе, эмоционально- положительное обеспечение данного процесса.

Развитие и воспитание нравственных чувств в педагогической системе В.А. Сухомлинского осуществляется на основе выработки у воспитанника личного эмоционального отношения с позиций морали к различным явлениям окружающей действительности. Реализуя на практике идеи гуманистического воспитания, он разработал творческие подходы к методическому обеспечению этого процесса. Анализ его теоретико-публицистических произведений и практического опыта позволяет утверждать, что одним из основных теоретических и методических подходов павлышского педагога- новатора является организация эмоционально-ценностной среды, создание эмоционально-значимых для личности воспитывающих ситуаций, в основу которых заложены идеи гармонизации педагогического целеполагания, возрастных потребностей и интересов воспитанников. В этом процессе им широко использовались аксиологические средства актуализации эмоциональной сферы; в их числе - внешние эмоциональные стимулы - игра, проблемно- поисковый и эмоционально-образный стимулы.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского является одним из важнейших источников для решения актуальных проблем воспитания в наши дни. Однако изучение опыта воспитательной работы современных общеобразовательных школ показало, что в повседневной учебно-воспитательной практике недостаточно используется творческий потенциал воспитательной системы павлышского педагога- новатора в аспекте развития нравственных чувств личности. Особенно такой ее аспект, как создание воспитывающих ситуаций деятельностно-практической направленности.

На основании результатов проведенного исследования можно утверждать, что разработанные В.А. Сухомлинским принципы, содержание, формы и методы воспитания и развития нравственных чувств представляют собой в настоящее время большой научный и практический интерес и должны систематически изучаться, творчески развиваться и использоваться в современной школе с учетом требований гуманизации и демократизации образования, поскольку это имеет первостепенное значение для решения проблем нравственного воспитания школьников.

Разумеется, выводы, полученные нами в результате исследования, не претендуют на окончательность и завершенность. Мы полагаем, что данная проблема может получить дальнейшую плодотворную разработку в историко-педагогическом плане.

Так, возможен углубленный «возрастной» пласт исследования,т.е. изучение специфики развития эмоциональной сферы и нравственных чувств в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах.

Возможна также апробация в современных сельских школах идей В.А. Сухомлинского, связанных с созданием условий целенаправленного развития эмоционально-волевой сферы и нравственных чувств школьников.

203

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сахаров, Василий Александрович, Киров

1. Абрамова Л.А. Индивидуальный подход к воспитанникам в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс.канд. пед. наук.-М., 1978-165 с.

2. Азаров Ю.П. О мастерстве воспитателя. М.: Знание, 1974 - 64 с.

3. Азбука нравственного воспитания / Под ред. О.С. Богдановой и И.А. Каирова- М.: Просвещение, 1975 225 с.

4. Амосова Р.Г. Формирование нравственного опыта// Сов. педагогика. 1970. №8. С. 50 59.

5. Андронова Н.А. С благодарностью от казахских студентов// Народное образование. 1994. №6. С. 99 101.

6. Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы/ Вестник АМН СССР. 1965.- С. 165-178.

7. Арисменди де, Р.Л. Рецензия на книгу В.А. Сухомлинского «Воспитание коммунистического отношения к труду»/ Педагогика и марксизм. М.: Прогресс, 1965. - С. 181 - 189.

8. Арисменди де, Р.Л. Светлый талант Василия Сухомлинского// Под знаменем ленинизма. 1977. №23. С. 22 29.

9. Базилевич Н.Г. Проблемы патриотического воспитания младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1982 - 178 с.

10. Ю.Басиладзе Н.А. Воспитание социалистической гуманности у младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс.канд. пед. наук. Тбилиси, 1986. - 162 с.

11. П.Близнюк Б.И. Учимся у Сухомлинского//Народное образование. 1973. № 9. С. 80-81.

12. Блонский П.П Избранные.пед.соч.В 2 т. -М.: Педагогика, 1979.

13. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. Воронеж, 1984.-186 с

14. Блюмкин В.А. О нравственной деятельности. М.: Знание, 1977.-52 с.

15. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.'Знание, 1981.- 44с.

16. Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М.: Политиздат, 1987.- 67 с. П.Богданов Е.Н. Воспитание нравственных чувств старших подростков.

17. Дисс.канд.пед.наук.-М.:1983.- 183 с.

18. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.:Просвещение,1975.- 186 с.

19. Богуславский М.В. Идея стимулирования радости познания у школьников в педагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского .Дисс.канд. пед. наук.- М.: 1986-155 с.

20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 568 с.

21. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Некоторые психологические предпосылки методики воспитательной работы в школе// Сов. педагогика. 1975.№11. С. 10-21.

22. Болдырев Н.И. Воспитание коммунистической морали у школьников. -М.: Просвещение, 1956. 107 с.

23. Болдырев Н.И. Моральный кодекс строителя коммунизма основа нравственного воспитания подрастающего поколения// Сов. педагогика. 1965. №6. С. 3-18.

24. Болдырев Н.И. О качественном своеобразии процесса воспитания// Сов. педагогика. 1965. №8. С. 70 82.

25. Болдырев Н.И. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1968. - 526 с.

26. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1979. - 128 с.

27. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. -М. .Просвещение, 1981.-222 с.

28. Бондаревская Т.Н. Влияние на эмоции детей в процессе обучения// Нач. школа. 1940. №2/3. С.40 48.

29. Бондарь JI.С. Проблемы совместной воспитательной деятельности семьи и школы в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1984.- 173 с.

30. Борисовский A.M. Чистый родник педагогического опыта: идеи В.А. Сухомлинского о нравственном воспитании. Фрунзе: Мектеп,1976 - 59с.

31. Будняк Т.Г. Проблемы эстетического воспитания младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук. -Киев, 1977.-156 с.

32. Буева И.И. Идеи гуманизации внутришкольного управления в наследии

33. B.А. Сухомлинского и их значение для современной школы. Дисс. канд. пед. наук, Оренбург, 1990. - 176 с.

34. Быблюк М. В.А. Сухомлинский и польские педагоги// Сов. педагогика. 1988. №9. С. 28-30.

35. Быблюк М. Интерес не ослабевает// Народное образование. 1974. №6.1. C.97-99.

36. Бык А.С. Воспитание гражданственности старшеклассников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук -Киев, 1985. 147 с.

37. Варшава Б.Е., Выготский Л.С. Психологический словарь. М.: 1931-223 с.

38. Василенко В.А. Проблема совершенствования урока в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1982 -153 с.

39. Василенко Н.А. Проблема воспитания старшеклассников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук. -Киев, 1989. 162 с.

40. Введенская Г.А. Проблемы преподавания литературы в школе в наследии В.А. Сухомлинского. Дисс.канд. пед. наук. Л., 1979 - 186 с.

41. Веденов А.В. Нравственное воспитание в младших классах школы // Начальная школа, 1952. №8. С. 7 -18.

42. Вестник образования. 1996. №8. С. 76-82.

43. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Просвещение, 1976.-223 с.

44. Витка В. Дети и мы // Неман. 1978. №7. С.128 148

45. Вичев В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978 - 225 с.

46. Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. Минск: Высшая школа, 1982 - 128 с.

47. Волков Г.Н. Мастерство человечности// Наука и религия. 1977. №12. С.5 -9.

48. Выготский Л.С. Проблема эмоций//Вопросы психологии. 1958. №3. С. 125-134.

49. Гаврилова Г.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984 -96 с.

50. Георгиев Ф.И. О нравственных чувствах // Сов. педагогика. 1946. №12. С. 12-19.

51. Гольд-Губер Э.И. О воспитании эмоций детей школьного возраста// Сов. педагогика. 1940. №3. С.16 28.

52. Гончаров Н.К. Основы педагогики. М.: Учпедгиз, 1974 - 456 с.

53. Гордин Л.Ю. Педагогическое стимулирование как проблема методики воспитательного процесса // Сов. педагогика. 1974. №12. С.52 62.

54. Гришин А.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. -Калуга,1971. -76 с.

55. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.- М.: Русский язык ,1978.

56. Дарвин Ч. Мое мировоззрение.//Библиотека для саморазвития. 1907. №4.

57. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Соч. в 5 т., т.5.- М., 1953.

58. Декарт Р. Избранные произведения. М.: ГПИ, 1950 - 356 с.

59. Джидарьян И.А. О соотношении нравственных и эстетических чувств/ Проблемы этики. М.: Наука, 1964.- С. 56 - 98.

60. Дмитриев М.А. Воспитание добротой // Неман. 1979. №8. С.113-118.

61. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978 - 267 с.

62. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей/ Проблема ценности в философии. М.- Л.: 1966.- С. 25 - 30.

63. Дробницкий О.Г. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1970 - 456 с.

64. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974 - 345 с.

65. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. -М.: Наука, 1977 178 с.

66. Европейська педагогика i Василь Сухомлинський як сучасний педагог-гуманист./ Материалы Международной научно-педагогической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения выдающегося украинского педагога. Киев, 1993. - 104 с.

67. Есипов Б.П. О воспитании черт большевистского характера// Сов. педагогика. 1942. №7. С.7 -16.

68. Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика. Учебник для педагогических училищ. М.: Учпедгиз, 1950. - 463 с.

69. Есипов Б.П. Воспитывать чувство гражданственности// Начальная школа. 1963. №10. С. 3-8.

70. Жданов Н.В. Педагогическая генетика. Киров, 1994. - 135 с.

71. Иванов В.Г. Некоторые особенности нравственного воспитания подростка//Сов. педагогика. 1962. №3. С. 69 87.

72. Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов. Л., 1969. -120 с.

73. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982 - 115 с.

74. Каган М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики// Сов.педагогика. 1981 .№10. С.45-68.

75. Каиров И. А. Дружба и товарищество среди учащихся//Сов.педагогика.1940. №9. С.17-29.

76. Каиров И.А. Методы нравственного воспитания//Сов. педагогика. 1946. т. С. 23-24.

77. Каиров И.А. Содержание и методы коммунистического воспитания в школе// Сов.педагогика. 1960. № 9. С.36-47.

78. Кант И. Соч. в 4 т., т.З.- М., 1964. -382 с.

79. Канторович Н.В. Очерки о здоровой и больной психике. Ташкент: Медицина, 1966. - 87 с.

80. Карпова Н.Л. Этико-педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. Дисс.канд. пед. наук-М., 1984. -148 с.

81. Кеннон У. Физиология эмоций. М., 1927 134 с.

82. Кларин В.,Лейко Л. А.П. Пинкевич //Сов. педагогика. 1984. №2. С.114 -119.

83. Князюк В. Воспитание чувств//3намя.1972. №10. С.166-179.

84. Ковалев А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение,1970. 265 с.

85. Когачевская Г.И. Проблемы формирования нравственного сознания подростков в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс.канд. пед. наук Минск,1990 -154 с.

86. Кодак Н. Мысли о нравственном воспитании // Народное образование. 1975. №5. С.114-118.

87. Козлов И.Ф. Единство воспитания и жизни детей. М.: Просвещение,1964. -140 с.

88. Колмакова М. М.М. Пистрак // Сов. педагогика. 1988. №12. С .106-110.

89. Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. -М.: Учпедгиз,1957-145 с.

90. Конникова Т.Е. Педагогические основы пионерской работы// Вопросы воспитания и обучения. М.: Учпедгиз,1960. - С.67-89.

91. Конникова Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы/ Воспитание активности и самостоятельности школьников. М.: педагогика,1966. - С.45-58.

92. Концептуальные основы и технологии гуманизации образования и воспитания/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-29 октября 1997 г., Рязань,1997. - 178 с.

93. Кошель В.А. Формирование творческой личности в педагогике В.А. Сухомлинского: философско этический аспект. Дисс. канд. филос. наук. - М., 1995 -186 с.

94. Краткий психологический словарь хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1974.-358 с.

95. Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985 - 407с.

96. Краткий словарь по философии. / Под ред. И.В. Блауберга и И.К. Пантина. М.: Политиздат,1982 - 398 с.

97. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс,1994.-787с.

98. Кривошеенко К.Е. В.А. Сухомлинский об уроке//Народное образование. 1974.№9. С.45-48.

99. Кривошеенко К.Е. Проблема умственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед.наук. -Харьков,1978. 176 с.

100. Крупская Н.К. Методы общественно- полезной работы / Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1965. - С.441-453.

101. Крупская Н.К. Пионердвижение как педагогическая проблема/ Пед. соч. в 10 т. Т.З. М.: изд. АПН РСФСР, 1979. - С.135-167.

102. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания/ Пед. соч. в 10 т. Т.5.- М.: изд. АПН РСФСР, 1979. С.302-323.

103. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965. -225с.

104. К 100- летию со дня рождения С.Т. Шацкого: фрагменты из работ педагога// Семья и школа.1976. №6. С.28-35.

105. Кузнецова Л.В. Гармонические развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. М.: Просвещение,1988. - 224 с.

106. Курган Г.И. Сущность и механизм усвоения индивидом нравственных ценностей. Автореф. дисс. канд. филос. наук. -М., 1977-23 с.

107. Купалов П.С. Учение о рефлексе и рефлексивной деятельности и перспективы его развития/ Философские основы высшей нервной деятельности и психологии. М.: изд. АПН СССР, 1963. - С.329- 347.

108. Левковский М.В. Единство и взаимосвязь компонентов коммунистического воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук, М, 1980. - 165 с.

109. Левшин А. К вопросу о психологических основах воспитания// Начальная школа. 1944. №11/12. С. 15-20.

110. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: изд. МГУ, 1971 -283 с.

111. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1972 -533 с.

112. Леухин Б.Д., Равкин З.И. Некоторые вопросы развития и воспитания детей // Сов. педагогика. 1965. №3. С. 45 67.

113. Лившиц К.А. Советуясь с Сухомлинским// Вечерняя средняя школа. 1973. №6. С. 22-23.

114. Лихачев Б.Т. Нужна борьба, а не проповедь//Учительская газета, 1967, 18 мая.

115. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. М.: Просвещение, 1974 - 268 с.

116. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. - 528 с.

117. Лоскутов В.А. Стимулирование идейно-нравственного развития подростков в педагогической теории и практике В.А. Сухомлинского// Формы и методы педагогического стимулирования и идейно-нравственного развития школьников. Йошкар-Ола, 1997 - С. 87 - 93.

118. Лоскутов В.А. Проблемы идейно-нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1976. - 185 с.

119. Луначарский В.А. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. - 640 с.

120. Лысенко Н.Г. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о трудовом воспитании молодежи // Сов. педагогика. 1981. №3. С. 34-47.

121. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971 - 246с.

122. Макай М. К вопросу о моральной оценке // Вопросы философии. 1975. №9. С. 23-27.

123. Макаренко А.С. Сочинения. В 8 т. М.: Изд. АПН РСФСР, 1983.

124. Марголин И.Н. Воспитание у детей чувства ответственности// Начальная школа. 1944. №8/9. С. 37-41.

125. Марьенко И.С. Основные источники и стимулы нравственного развития школьника // Сов. педагогика. 1970. №6. С. 32-38.

126. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. - 104 с.

127. Машкин М. Совесть надо воспитывать//Воспитание школьников. 1966. №4. С. 25-27.

128. Международное общество последователей В.А. Сухомлинского// Педагогика. 1993. №3. С. 118-120.

129. Методологические и методические проблемы образования личности.: Тезисы докладов научно-практической конференции, Киров, 1997 - 92 с.

130. Милков Л.А. Гуманистическое воспитание учащихся в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1987. - 158 с.

131. Мухин М.И. О психологических взглядах В.А. Сухомлинского// Вопросы психологии. 1990. №6. С. 134-139.

132. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. -Курск, 1991.- 128 с.

133. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского М.: 1994-184 с.

134. Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки// Понятие установки и отношения в медицинской психологии: Материалы симпозиума. Тбилиси: Мецниереба,1970- 224с.

135. Начальная школа. Настольная книга учителя. М.: УчпедгизД950.-167 с.

136. Нравственное воспитание школьников. / Под ред. И.С. Марьенко. М.: Педагогика, 1984. - 157 с.

137. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М.: Педагогика, 1979. - 192 с.

138. Новомержицкий А.А. Проблема мировоззренческой направленности учебного процесса в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс.канд. пед. наук. Киев, 1987. - 168 с.

139. Общая психология / Под ред. С.Л. Рубинштейна. М.: Просвещение, 1970-458 с.

140. Огородников И.Т., Шимбирев П.Н. К вопросу о методах нравственного воспитания // Сов. педагогика. 1946. №7. С. 20 26.

141. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991-789 с.

142. Павловские клинические среды. Т.З.- М.: изд. АПН СССР, 1949-169 с.

143. Педагогика / под ред. Каирова И.А. М.: Учпедгиз,1948-456 с.

144. Педагогика / под ред. Г.И. Щукиной, Е.Я. Голанта, К.Д. Радиной. М.: Просвещение,1966.-688 с.

145. Педагогика / под ред. Дулова А.И.- Иркутск: 1970-207 с.

146. Педагогика / Padagogik.- М.: Просвещение, 1978.-277 с.

147. Педагогика / отв. Ред. Г.И. Щукина.- М.: Просвещение,1978.-304 с.

148. Педагогика /отв. Ред. Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение,1979.-456 с.

149. Педагогика / отв. Ред. С.П. Баранов, А.Р. Болотина, Т.В. Волкова, В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 1981-225 с.

150. Педагогика /под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение,1983.-458 с.

151. Педагогика /под ред. Ю.К. Бабанского и Г.Н. Нойнера. М.: Просвещение, 1984.-267 с.

152. Педагогика /под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина.- М.: Просвещение, 19866,-336 с.

153. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, М.А. Сорокина и др.-М.: Просвещение,!988-479 с.

154. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого М.: РПА,1995 .-604 с.

155. Педагогическая энциклопедия. В 5 т. М.: Советская энциклопедия, 1964.

156. Педагогический словарь. В 2 т., т.1. -М., 1993 Г.-718 с.

157. Педагогическое наследство В.А. Сухомлинского и современная школа.(к 70-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского): Тезисы докладов и выступлений. -М., 1988.-38 с.

158. Педагогическое наследство В.А. Сухомлинского в школе рабочей молодежи. Методические рекомендации. Кировоград, 1973.-96 с.

159. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной деятельности школьников / Под ред. З.И. Равкина.-Йошкар-Ола, 1975.-128 с.

160. Пеннер Е. Встреча продолжается// Народное образование. 1996. №6. С.101-194.

161. Петрова Н.А. Анализ негативных явлений в школьной среде// Сов. педагогика. 1990. №1. С.23-27.

162. Пинкевич А.П. Основы советской педагогики. М.: Работник просвещения, 1928. - 189 с.

163. Пинкевич А.П. Педагогика. Т. 1. М.: Работник просвещения, 1924 -198 с.

164. Пистрак М.М. Насущные проблемы советской школы. М.: Работник просвещения, 1924. - 136 с.

165. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Просвещение, 1972. - 167 с.

166. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1984. 223 с.

167. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

168. Подольная Л.Л. Профессиональное мастерство учителя в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс.канд. пед. наук. -Минск, 1993. 177 с.

169. Позинкевич Р.А. Теория и практика воспитания школьного коллектива в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. .канд. пед. наук. -Киев, 1980. 187 с.

170. Поляков Е.Н. О системе воспитательной работы класного руководителя// Сов. педагогика. 1965. №5. С. 72-87.

171. Попандопуло Е.С. Идейно-политическое и нравственное воспитание пионеров в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс.канд. пед. наук, М., 1984. - 168 с.

172. Попова А.Я. Родительская педагогика В.А. Сухомлинского. Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1988. - 177 с.

173. Проблемы методологии и методики исследований. М.: Просвещение, 1971.- 360 с.

174. Проценко В.Г. В гостях у Сухомлинского // Народное образование. 1965. №2. С. 56-63.

175. Психологические проблемы регуляции поведения. М.: Наука, 1976 -146 с.

176. Психологический словарь /под ред. Д.М. Давыдова и др. М.: Педагогика 1983. - 336 с.

177. Психология, (словарь) / под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 458 с.

178. Равкин З.И., Леухин Б.Д. Проблемы стимулов и взаимоотношения их с мотивами в процессе направленного воспитания школьников// Молодежь и социализм: Тезисы докладов. М., 1967. - С. 9-13.

179. Равкин З.И. Стимулирование как педагогический процесс// Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы. / под ред. З.И. Равкина. Йошкар-Ола, 1972. - С. 45-49.

180. Равкин З.И., Лоскутов В.А. Моральные заповеди В.А. Сухомлинского как стимулы нравственного развития школьников// Вопросы нравственного воспитания в национальной школе. М.: 1981. - С.88-91.

181. Равкин З.И. Актуальные вопросы теории педагогического стимулирования// Сов. педагогика. 1974. №10. С. 6-11.

182. Радина К.Д. Пионерская романтика и ее роль в морально-политическом воспитании пионеров/ Моральный кодекс программа воспитания школьников. - Вологда, 1964.- С. 54-76.

183. Радина К.Д. Пионерская работа и воспитание нравственных чувств// Воспитание школьников. 1966. №9. С. 21-28.

184. Радина К.Д. Как формировать нравственные чувства//Воспитание школьников. 1968. №1. С. 41-47.

185. Радина К.Д. Формирование эмоционально-нравственного опыта детей в пионерской организации./ Ученые записки ЛГПЙ им. А.И. Герцена. Т.447.-М., 1971 С. 67-73.

186. Радина К.Д. Романтика с точки зрения нравственных и эстетических чувств пионеров.// Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т.447.- М., 1971.-С. 89-96.

187. Репина Т.А. Чувства ребенка// Дошкольное воспитание. 1961. №1. С. 17-21.

188. Рибо Т. Психология чувств. В 2 т. Киев - Харьков, 1895.

189. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 189 с.

190. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-453с.

191. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1973-463с.

192. Рыбакова Н.В., Протанская Е.С. Воспитание нравственных чувств. Л., 1979. - 55 с.

193. Савина Н.Г. Личностный подход к подростку при дифференциальном обучении на примере преподавания географии. Автореф. дисс.канд. пед. наук, Брянск, 1994 - 23 с.

194. Природа и ее роль в развитии нравственных чувств учащихся в педагогической системе В.А. Сухомлинского.//Экологические исследования и проблемы экологического образования. Сборник статей. Вып.1.- Арзамас, 1997. С.88-93.

195. Сахаров В.А. Роль творчества в развитии нравственных чувств личности в педагогической системе В.А. Сухомлинского.// Ненасилие как условие развития творческой личности: Материалы научно-практической конференции 13-16 мая 1997 г. Елец, 1997. - С. 20

196. Сахаров В.А. Развитие нравственных чувств школьников в педагогической системе В.А. Сухомлинского.// Концептуальные основы и технологии гуманизации образования и воспитания: Материалы

197. Всероссийской научно-практической конференции 28-29 октября 1997 г. -Рязань, 1997 г. С. 92-93.

198. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание детей,- М.:АПН СССР,1962. 179 с.

199. Свиридов В.Е. Проблема предупреждения неуспеваемости школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс.канд.пед.наук. -М.,1981.-188 с.

200. Селиханович И.Б. Основы воспитания коммунистической морали// Сов.педагогика. 1940. № 7. С.31-38

201. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения.- М.: Учпедгиз, 1947.- 407 с.

202. Сиднев Л.Н. Философские основы педагогической системы В.А. Сухомлинского. Дисс.канд. пед. наук.- М.,1980.- 178 с.

203. Сидоренко Ю.И. Нравственные чувства и их роль и место в системе морали. Дисс.канд.филос.наук. -М., 1972,- 183 с.

204. Симонов П.В. Что такое эмоция ?- М.: Наука, 1966. -176 с.

205. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. -М.:Наука, 1970.- 181 с.

206. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.:Просвещение,1975.- 175 с.

207. Симонов П.В. Эмоции и воспитание// Вопросы философии. 1981. № 5. С.39-49.

208. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. -М.:Просвещение,1976.- 120 с.

209. Слюсаренко И.Г. Проблемы формирования научного мировоззрения учащихся старших классов в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс.канд.пед.наук. Полтава, 1986.- 178 с.

210. Смирнов М.И. Психологические проблемы воспитания.- Киров,1965.-125 с.

211. Смит А. Теория нравственных чувств. СПб,1895.- 175 с.

212. Словарь по этике/ под ред. И.С. Кона М.:Политиздат,1983.- 567 с.

213. Словарь по этике/ под ред. А.А.Гусейнова, О.Г. Дробницкого, И.С. Кона.-М.Политиздат, 1989.- 589 с.

214. Соколовская А.С. Общественно-полезный производительный труд в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс.канд.пед.наук.-Киев,1990.- 184 с.

215. Соловейчик C.JI. Учитель Сухомлинский и его новая книга// Комсомольская правда. 1969.18 сентября.

216. Софронов Д. И. О методике нравственного воспитания// Сов.педагогика. 1958. № 12. С.37-43.

217. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984.- 1600 с.

218. Сусляева E.JI. Анализ понятия «эмоции» и их влияния на нравственные отношения/ Методологический анализ некоторых философских категорий. М.: Высшая школа, 1976.- С.78-96.

219. Сухорукова Г.В. Подготовка детей к школе как педагогическая проблема в теории и практике В.А. Сухомлинского. Дисс.канд.пед.наук. -Киев, 1987. 168 с1. Сухомлинский В. А.:

220. Избраннные педагогические произведения. В 5 т.- Киев, 1979.

221. Берегите чистоту души ребенка, (главы из неопубликованной книги «Педагогическая культура») //Украина. 1978. № 39. С.15-29.

222. Беседы по этике и их влияние на сознательность и чувства учеников./ЦГАОР (Киев).Ф.5097. Оп.1. Д.798. Л.4.

223. В.А. Сухомлинский: о воспитании. / сост. С.Л. Соловейчик.-М. .Политиздат,1975.- 228 с.

224. Важная сторона родительского авторитета// Семья и школа. 1952. № 10. С.9-10.

225. Введение к годовому плану на 1970-1971 учебный год// Народное образование. 1973. №8. С. 116-120.

226. Верьте в человека. М.: Молодая гвардия, 1960. - 112 с.

227. Видеть себя// Комсомольская правда. 1969. 29 декабря.

228. Воспитание без наказаний// Правда. 1968. 25 марта.

229. Воспитание гражданина// Воспитание школьников. 1966. № 1. С.6-10.

230. Воспитание долга// Коммунист Украины. 1969. № 9. С.74-77.

231. Воспитание и самовоспитание// Сов. педагогика. 1965. № 12. С.23-30.

232. Воспитание коллективизма у школьников М.: АПН РСФСР,1965.- 202 с.

233. Воспитание чувств// Избр.пед.соч. В 5 т. Т.5.- Киев,1979. С. 186-205.

234. Воспитание чувства чести основа нравственного воспитания ребенка// Начальная школа. 1957. № 12. С.9-12.

235. Гармония трех начал//Журналист. 1970. № 8. С.45-49.

236. Дума о человеке. -М.: Госполитиздат, 1963.-120 с.

237. Духовный мир школьника.- М.: Учпедгиз,1961.- 223 с.

238. Индивидуальный подход к детям//3аря коммунизма.1950.12 февраля.

239. Индивидуальный подход к ученику в процессе обучения// Радяньска освгга. 1950. 23 сентября.

240. Как воспитать настоящего человека.- М.:Педагогика,1989.- 288 с.

241. Как говорить с учениками// ЦГАОР(Киев). Ф.5097. Оп.1. Д.715. JI.4.

242. Как же воспитать любовь к труду? //Начальная школа. 1961. № 11. С. 21- 29.

243. Коммунистический труд и коммунистическая нравственность//Сов. педагогика. 1961.№4. С.41-50.

244. Мера всех ценностей. Наброски к статье// ЦГАОР(Киев). Ф.5097. Оп.1.Д. 116. JI.268.

245. Методика нравственного воспитания//ЦГАОР(Киев). Ф.5097.0п.1. Д.161.Л.996.

246. Моральни заповш дггинства i юноси. Кшв : Радяньска школа, 1966.- 189 с.

247. Моя педагогическая вера// Избр. пед.соч. В 5 т. Т.5.- Киев,1979.- С.414-449.

248. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия,1976. - 240 с.

249. Мы продолжаем себя в детях//Семья и школа.1970. №11. С.4-6.

250. Н.К. Крупская и развитие методики коммунистического воспитания// Народное образование. 1979. №9. С.80-81.

251. Не бойтесь быть ласковыми// Радяньска школа.1968. № 4. С.43-46.

252. Нравственный идеал молодого поколения. М.:Политиздат,1963.-111 с.

253. Нравственное иждивенчество откуда оно? // Литературная газета. 1965. 3 июня.

254. О некоторых сторонах воспитания советского патриотизма// Семья и школа. 1955. №6. С.10-13.

255. О педагогической культуре родителей (главы из неопубликованной книги «Педагогическая культура») // Радяньска Украина. 1978. 10-12 сентября.

256. Осторожно: ребенок!// Литературная газета. 1969.19 февраля.

257. Павлышская средняя школа.- М.:Просвещение, 1979. 398 с.

258. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979.-96 с.

259. Письмо Г.А. Медынскому// Павлышский мемориально-педагогический музей им. В.А. Сухомлинского. ЛВ.1057/1057. № 17.

260. Письмо Г.А. Медынскому// Павлышский мемориально-педагогический музей им.В.А. Сухомлинского. ЛВ.1042/1042. № 7.

261. Потребность человека в человеке.- М.:ПедагогикаД961123 с.

262. Путь к сердцу ребенка. Киев: Молодь, 1963 .-91 с.

263. Работа с коллективом родителей// Семья и школа. 1952. № 6. С.5-8.

264. Разговор с молодым директором школы / Избр.пед.соч.В 3 т. Т.З.-М.:

265. Педагогика, 1981. С.8-205.

266. Родительская педагогика/ Избр.пед.соч. В 3 т. Т.З.- М.: Педагогика,1981 .-С.395-421.

267. Рождение гражданина. М.: Педагогика, 1979. - 270 с.

268. Рождение добра// Семья и школа. 1965. № 3. С.24-25.

269. Сердце отдаю детям.-Киев: Радяньска школа, 1974.-221 с.

270. След в сердцах сыновей// Рабочая газета. 1967.11-14 июня.

271. Слово к отцам// Правда. 1970. 5 января.

272. Слово о слове/ Избр.пед.соч. В 5 т. Т.5.- Киев,1979.- С. 164-178.

273. Слово учителя в нравственном воспитании/ Избр.пед.соч. В 5 т. Т.5 -Киев,1979.- С.339-356.

274. Сто советов учителю.- М.:Педагогика,1978.-102 с.

275. Труд души //Воспитание школьников. 1971. №3. С.45-47.

276. Труд и нравственность// Начальная школа. 1961. № 3. С.9-15.

277. Труд и долг.//Сельская жизнь. 1969.11 февраля.

278. Трудные дета// Правда Украины.1966. 12 февраля.

279. Трудные судьбы М.: Знание,1967.- 79 с.

280. Учите ребенка мыслить.// Правда Украины. 1966. 19 ноября.

281. Хрестоматия по этике.- М.: Педагогика,1990.-225 с.

282. Человек высшая ценность// Наука и религия.1969. № 6. С.21-24.

283. Человек неповторим// Народное образование. 1961 .№ 5. С.72-77.

284. Этюды о коммунистическом воспитании// Народное образование. 1967.№№ 2,3,4, 5,6, 8,9,10,11.

285. Творческое использование педагогического наследия В.А.

286. Сухомлинского. Материалы зональной конференции, проведенной в г. Чебоксары в сентябре 1978 г. М.,1978. - 148 с.

287. Творческое использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского в практике учебно- воспитательной работы. -Кировоград, 1981. 128 с.

288. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. М.: Мысль, 1975. -158 с.

289. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 478с.

290. Ткаченко А.И. Игра как средство формирования творческой индивидуальности младшего подростка. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1977.-19с.

291. Ткаченко А.И. Использование наследия В.А. Сухомлинского в процессе трудового воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1984. №3. С.27-29.

292. Толковый словарь русского языка / Под ред. В.М. Волгина и Д.Н. Ушакова. М.: Русский язык, 1061 - 876 с.

293. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. В 2 т. СПб, 1915.

294. Туюкина Г.П. Творческое наследие В.А. Сухомлинского научно-педагогическая основа повышения эффективности руководства детским чтением в библиотеке. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1984. - 168 с.

295. Ускова С.А. Система экологического воспитания и образования младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлиснкого . Дисс.канд.пед.наук. Майкоп, 1995. - 184 с.

296. Ученые записки Чувашского педагогического института им. И.Я. Ковалева. Вып. 14. Чебоксары, 1962. - 257 с.

297. Файзуллина Г.Я. Гуманизм педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1986. - 185 с.

298. Философский словарь / Под ред. И.Г. Фролова. М.: Политиздат, 1986. -638 с.

299. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Аверинцева, Э.А. Араб-оглы и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 638 с.

300. Фортунатов Г.А. О чувствах и их развитии // Дошкольное воспитание. 1946. №1. С. 8-16.

301. Франгос X. Школа будущего школа добрососедства // Народное образование. 1994. №6. С. 96-97.

302. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, 1972 -226с.

303. Хатченсон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М.: Просвещение, 1973. -286 с.

304. Ходосов К.О. Перелистывая страницы памяти // Дншро. 1975. №8. С.35-38.

305. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М.: Просвещение 1983, - 215 с.

306. Цхаладзе О.А. Проблема физического воспитания учащихся в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук. -Тбилиси, 1985. 177 с.

307. Цыб А.А. В.А. Сухомлинский. Учебное пособие. Новосибирск, 1993. -38 с.

308. Цюпа И.А. Василь Сухомлинский. Кшв: Радяньска школа, 1973 - 335 с.

309. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы? // На путях к новой школе. 1922. №1. С.23-27.

310. Шефтсбери Э.Э.К. Эстетические опыты. М.: Политиздат, 1975 - 280 с.

311. Шимбирев П.Н. Методы воспитания коммунистической морали // Сов. педагогика. 1951. №10. С. 16-40.

312. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971. - 170 с.

313. Ширко JI. В поисках педагогической правды // Семья и школа. 1976. №6. С. 32-33.

314. Шульман М.Н., Ривес С.М. От школы-коммуны №1 к детскому городку им. Октябрьской революции. Одесса, 1922. - 107 с.

315. Эмоциональное обогащение воспитательного процесса / сост. М.Г. Яновская. Киров, 1988. - 24 с.

316. Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания школьников. Межвузовский сборник. Киров, 1987. - 157 с.

317. Эмоциональные аспекты педагогики сотрудничества в воспитании школьников. Киров, 1989. - 24 с.

318. Эмоциональные механизмы нравственности. //Вопросы философии. 1981. №5. С.113-125.

319. Эфроимсон В.П. Надеяться на человека // Семья и школа. 1988. №5. С.24-27.

320. Юдин Э.Г. Системный поход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. - 135 с.

321. Юм Д. Трактат о человеческой природе или попытка применять основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. Соч., в 2 т. Т.1. - М.: Просвещение, 1966. - С. 677 - 783.

322. Юркевич B.C. Система «воспитания желаний» у В.А. Сухомлинского // Вопросы психологии. 1979. №2. С. 144 149.

323. Юрьева М.В. Эмоциональные стимулы развития гуманных чувств и представлений младших школьников. Дисс.канд.пед.наук. Йошкар-Ола, 1980.-164 с.

324. Яблоков И.Н. Наука и религия о нравственных чувствах. М.: Знание 1966.-126 с.

325. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966.- 180 с.

326. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: изд. АПН СССР, 1958. - 269 с.

327. Яновская М.Г. Творческая игра как средство нравственного развития школьника. М.: Просвещение, 1974. - 89 с.

328. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -М.: Просвещение, 1986. 125 с.

329. Яновская М.Г. Теория и методика эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков. Автореф. дисс. докт.пед.наук. -Киров, 1991.-21 с.

330. Яновская М.Г. Педагогика сотрудничества: 20-е годы //Педагогика. 1993. №4. С.101-103.

331. Яновская М.Г. Проблема интериоризации нравственных ценностей// Методологические и методические проблемы образования личности: Тезисы докладов научно-практической конференции. Киров, 1977.- С. 22-23.

332. Яновская М.Г. Личностно-ориентированное нравственное воспитание/ЯСонцептуальные основы и технологии гуманизации образования и воспитания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-29 октября 1997 г. Рязань, 1997,- С.71-73.

333. Лазарова П. В.А. Сухомлинский за учителя. //Народна просвета. 1977. №12. С.16-19.

334. Лазарова П. За педагогическото наследство на В.А. Сухомлинский. //Народна просвета. 1978. №12. С.23-31.

335. Сухомлинский В.А. Павлишското средно училище: обобщаване на опита от учебно-възпитателна работа в селското средно училище.- София: Народна просвета, 1979. 470 с.

336. Babing Н. Bei Professor Suchomlinsky zu Gast. GantzStige Bildung und Erziehung. 1970. №8/9. S. 360-362.348. ffiiuser M. Eingefangene HerzenswSrme. // Neues Deutchland, 1969,15 Jan.

337. Hutcheson F. Illustrations of the Moral Sense. Cambridge-Mass., 1971.— 226p.

338. Loukotka J., Slowakowa L. Zaklady komunisticke vychovy v rodinS (Polde zasad V.A. Suchomlinskeho) Praha: SPN, 1977.-133 s.

339. NScke P. Uber die sogennante Moral Insanity. Wiesbaden, 1902. - 205 s.

340. Oddaje serce dzieciom. Warszawa, 1978 - 223 s.

341. Pritchard D. A treatise of Moral Insanity and other disorders affecting the Mind. London, 1835.

342. Sukhomlinsky V.A. On education. M.: Progress, 1977. - 348 p.

343. Suchomlinsky W.A. Me serce dzieciom. - M.: Progress, 1979. - 199 s.