Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Иванов, Сергей Анатольевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Иванов, Сергей Анатольевич, 2001 год

Введение.

Глава 1. Теоретические основания развития ноосферного миропонимания.

1.1. Понятие «ноосферное миропонимание» в современном знании.

1.2 Психолого-педагогические основы развития ноосферного миропонимания.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Развитие ноосферного миропонимания в процессе обучения. Опытно-экспериментальная работа.

2.1. Анализ содержания действующего образования по естественным дисциплинам и состояние целостности знаний учащихся.1:

2.2. Практика развития ноосферного миропонимания.

Результаты опытно-экспериментальной работы.1:

Выводы по второй главе.и

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания"

Актуальность проблемы и темы исследования. Конец XX века стал знаменательным временем в истории развития общепланетарной цивилизации, характеризующимся качественными изменениями глобального характера в различных областях жизни: материальной, научной, духовной, политической, социальной, образовательной. Несмотря на множество проблем, центральной является проблема человека, его качественные характеристики. Поиск путей выхода из нравственно-духовного и экологического кризиса, на наш взгляд, ведет к русскому космизму - пласту культуры, недостаточно известному и востребованному образованием. В то же время, идеи русского космизма педагогически продуктивны и могут стать основой ноосферного мировоззрения человека, обогащающего его духовно-нравственный мир.

Поскольку средней школе принадлежит важная роль в развитии личности, ее мировоззрения, то проблема становления ноосферного миропонимания непосредственно связывается с обучением. Согласно нашему исследованию, выпускники средних школ г. Екатеринбурга слабо ориентированы в идеях космизма, что препятствует складыванию ноосферного миропонимания. Традиционно предметное, а не проблемное преподавание затрудняет возникновение и развитие целостного, нелинейного мышления. Знания учащихся разрознены и лежат в голове, как мертвецы на кладбище, не зная о существовании друг друга (К.Д.Ушинский). Падение престижа гуманитарных знаний в обществе, их обособленность от естественнонаучных являются причинами отчуждения школьников от общечеловеческих ценностей. Школьное образование несет ответственность за духовно-нравственные ориентации личности. В настоящее время оно находится в поиске теоретико - методологических основ новой образовательной парадигмы, которая может значительно обогатиться идеями русского космизма, ноосферным миропониманием. Проблема развития ноосферного миропонимания растущего человека является инновационной в современной педагогике, частных методиках. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки принципов, методов и условий развития ноосферного миропонимания у учащихся средней школы. Идеи, которые могут лечь в основу такого миропонимания, на наш взгляд, состоят в следующем.

Идея активной эволюции (Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный и др.) заключается в необходимости нового, сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственные чувства. Такая необходимость действительно назрела, и стали очевидными два альтернативных пути развития цивилизации: путь активной эволюции, ведущий к становлению ноосферы, и стихийное развитие общества, могущее привести к гибели всего человечества.

Идея взаимосвязи и единства человека, природы и космоса (антро-покосмизм), развиваемая отечественными философами-космистами, может способствовать становлению сознания, основанного на "космическом чувстве"(Н.Г. Холодный).

Неоценимый вклад в становление нового мировоззрения человека призвана внести космическая философия К.Э. Циолковского. Она продуктивна для педагогики в плане панэтизма и позволит, если не кардинально изменить существующее миропонимание, то хотя бы допустить возможность совершенно другого мироустройства и этим самым расширить сознание человека, подготовить его к принятию новых научных парадигм и открытий. Она может способствовать становлению творческой, любознательной личности, устремленной к дальнейшему познанию и самосовершенствованию.

Этическую, нравственную основу нового мировоззрения представляет собой "Живая Этика" ("Агни Йога") Н.К. Рерих и Е.И. Рерих. Это учение содержит многие ответы на вопросы о духовном самосовершенствовании человека, его гармонии с природой. Вместе с "Тайной Доктриной" Е.П. Блаватской "Живая Этика" представляет собой синтез некогда распавшихся ветвей знания: научного, религиозного, философского и культурологического. Этот универсальный синтез может стать базой мировоззренческой культуры современного человека.

Новое мировоззрение как субъективно окрашенное единство знаний, оценок, чувств, практически выражающееся в действиях индивида, призвано изменить традиционный уклад жизни, характеризующийся развитием техносферы и преобладанием прагматических, утилитарных интересов над духовно-нравственными принципами. Актуальность идей русских космистов диктуется востребованностью их взглядов для нахождения пути устойчивого, духовного развития общества, нравственного и созидательного существования человека, общества и природы.

Обозначенные нами проблемы масштабны и сложны для решений, они требуют усилий многих ученых и практиков, поэтому в своем диссертационном исследовании мы сосредоточились на изучении процесса развития ноосферного миропонимания подростка в процессе изучения им естественных дисциплин.

Состояние научной разработанности темы исследования свидетельствует о начальном этапе исследования проблематики, актуализированной нами. Процесс развития целостного, ноосферного миропонимания пока не получил своей полной разработки и освещения в педагогике. Однако, отдельные его аспекты разрабатывались в русле других направлений.

Отдельные положения космической педагогики, единения личности с природой, человечеством, космосом высказывались К.Н.Вентцелем, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих.

Мысли об актуальности идей русских космистов для теории и практики образования, для растущего человека высказывались и получили значительное развитие в работах В.А.Игнатовой, Н.Н.Макарцевой, Г.П. Сикорской, Е.Г.Туркиной, А.И. Субетто, А.Д. Урсула, Т.Ф. Яркиной.

Проблемы развития экоцентрического сознания личности, гуманизации естественнонаучного образования разрабатывались Г.Д.Гачевым, С.Д.Дерябо, И.Д.Зверевым, Н.И.Ильиным, Б.Т.Лихачевым, П.А. Нецветаевым, И.Т. Суравегиной, Л.В. Тарасовым, В.Хёсле, Л.Ю. Чуйковой, В.А. Левиным.

Идея развития экологического мышления нашла свое отражение в работах Е.В. Никоноровой, Ю.П. Ожегова, С.С. Хромова, Л.Ю. Чуйковой, на которые мы опирались в своем исследовании.

К обобщающим педагогическим работам, в которых ставились проблемы целостности мировоззрения растущей личности, развития у нее самостоятельного, творческого мышления, мы относим работы К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, В.Р. Ильченко, С.Ю. Курганова, Д.Н. Кавтарадзе, М.Н. Скаткина.

Идея развития целостного миропонимания школьников, включающего в себя интегрированные естественнонаучные и гуманитарные знания, определенным образом реализовалась в практической педагогике, а именно, в создании особых интегрированных курсов ("Естествознание", "Мир и человек", "Природа и мы", "Человек. Земля. Вселенная" и др.).

В связи с изложенным, противоречие состоит в востребованности социумом теории и практики развития нового миропонимания, основанного на идеях антропокосмизма, активной эволюции, всеединства, панэтизма, и недостаточной их разработанностью в науке и образовательной практике школы.

Проблема исследования видится в поиске и выявлении теоретико-методологических основ развития ноосферного миропонимания и осуществления их в школьном обучении.

На основании анализа противоречий и проблемы была определена тема нашего исследования: "Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания".

Цель исследования состояла в выявлении, определении и обосновании теоретических основ развития ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания.

Объектом исследования является ноосферное миропонимание как социокультурный феномен.

Предмет исследования - развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов средней школы в процессе изучения естествознания.

Гипотезу исследования составило положение о том, что развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов средней школы становится возможным при условии:

• введения в содержание естественнонаучного образования интегрированных научных, гуманитарных, религиозных, философских, культурологических знаний, объединенных идеями ноосферы, антропокосмизма, панэтизма, всеединства;

• создания этико-педагогических условий, способствующих воспитанию мотивов ноосферного миропонимания (диалогичность содержания и методов обучения, личностно-ориентированное целеполагание);

• развития у учащихся мыследеятельности, связанной с ноо-сферным миропониманием;

• концентрического усвоения знаний учащимися.

Цель и гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:

1. Осуществить анализ понятия "ноосферное миропонимание", выявить принципы, методы и условия его развития у учащихся средней школы;

2. Провести анализ содержания действующего естественнонаучного образования и целостности знаний учащихся через понятие "ноосферное миропонимание";

3. Разработать теоретическую модель развития ноосферного миропонимания и реализовать ее в процессе систематического изучения естествознания учащимися 5-7 классов средней школы, а также при изучении биологии в 8 классе.

Методологическую основу исследования составляют идеи активной эволюции, антропокосмизма, всеединства, панэтизма русских фи-лософов-космистов; современные концепции ноосферы, разработанные B.C.Голубевым, Н.Н.Моисеевым, Г.В.Платоновым, А.И.Субетто, Е.Г.Туркиной, А.Д. Урсулом, Н.С. Шаповаловой; идеи новой биоэнерго-информационной естественнонаучной парадигмы А.Е.Акимова, П.П.Гаряева, Г.Н. Дульнева, В.П.Казначеева, К.Г.Короткова, Е.А.Леоновой, Л.В.Лескова, Г.И.Шипова; экологическая этика буддизма, Н.Н.Моисеева, А.Швейцера; идея диалога культур, мировоззрений М.М.Бахтина, B.C. Библера; гуманистические идеи свободного, нравственно-этического воспитания, идентичности и самоактуализации личности Л.Н.Толстого, К.Н. Вентцеля, К. Роджерса, Э. Фромма, А. Маслоу, Э. Эриксона; положения культурно-исторической теории личности, развивающего обучения Л.С.Выготского, В.В. Давыдова.

Теоретическая база исследования включает в себя положения концепции ноогуманистического образования (Г.П.Сикорская), теории развития естественнонаучного миропонимания у учащихся средней школы (В.Р.Ильченко), теории развития экологического мышления школьников (Л.Ю.Чуйкова), этической педагогики и личностно-ориентированного образования (М.Н.Дудина, И.С.Якиманская), витаген-ного образования (А.С.Белкин), понимающей педагогики (Л.А.Беляева), теории педагогического диалога (С.Ю.Курганов), теории развития культуры и стилей мыследеятельности в образовании (Л.М.Андрюхина), экологической психопедагогики (С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин) и педагогической деонтологии (К.М.Левитан).

Цель и задачи обусловили использование теоретических и практических методов исследования. К ним относятся: логико-методологический и историко-методологический анализ некоторых понятий; теоретический анализ и концептуальный синтез философской, психологической, педагогической и социологической литературы; анализ действующих программ, учебников, методических пособий естественных дисциплин средней школы; моделирование содержания естественнонаучного образования; наблюдение учебного процесса; анкетирование учащихся, изучение продуктов их деятельности; обучающий эксперимент на основе теоретической модели развития у учащихся ноо-сферного миропонимания.

Экспериментальная база. В целом исследованием было охвачено 650 учащихся 5-11 классов средних общеобразовательных школ № 76, 163, 171, 204 г. Екатеринбурга, 180 студентов Уральского Государственного Университета имени А.М.Горького, 20 учителей биологии школ Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

Основные этапы исследования.

I этап исследования: поисково-теоретический (1996-1997 гг.). На данном этапе проводились изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью разработки теоретикометодологических основ исследования; определялась тема, ведущие проблемы, объект, предмет, цель исследования; формулировалась рабочая гипотеза, конкретизировались задачи; составлялась программа и определялась методика эмпирической проверки гипотезы.

II этап исследования: опытно - экспериментальный (1997 - 1999 г.г.). На данном этапе исследования реализовывались программы констатирующего и обучающего экспериментов в 5-11 классах средних школ г. Екатеринбурга, обобщался и систематизировался теоретический и накопленный эмпирический материал по проблеме исследования.

III этап исследования: обобщающий (2000-2001 г.).Этап теоретического осмысления результатов опытно-экспериментальной работы и корректировки разработанных теоретических положений. На данном этапе осуществлен анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) определены психолого-педагогические принципы и методы развития у учащихся (в процессе обучения естествознанию) ноосферного мышления (основанного на знаниях, операционных умениях, эмоционально-личностных оценочных суждениях о явлениях окружающего мира с космической и планетарной точек зрения) и становления ноосфер-ной этики как факторов, регулирующих отношения в системе "общество-человек-природа";

2) выявлены основные этико-педагогические условия развития ноосферного миропонимания (диалогичность содержания образования, личностно-ориентированое целеполагание, использование активных методов обучения, соответствующая компетентность педагога);

3) обоснована необходимость нового содержания естественнонаучного образования, включающего в себя систему естественнонаучных, гуманитарных, религиозных, философских, культурологических понятий, отражающих различные аспекты познания.

Теоретическая значимость исследования:

1) обоснована педагогическая система понятий ноосферного миропонимания, основанного на идеях русских космистов (антропокосмизма, всеединства, панэтизма, ноосферы);

2) обоснованы теоретические положения о развитии целостного, ноосферного миропонимания как актуального в силу аксиологичности, эпи-стемности, инструментальности, психотерапевтичности и мировоззренческого смысла и соответствующего современному этапу развития науки и образовательной практики;

3) обоснованы принципы и положения "ноосферной этики" в содержании естественнонаучного образования;

4) аргументирована необходимость использования понятия "ноо-сферное мышление" (характеризующегося интегративностью, нелинейностью, критическим, творческим, рефлексивным характером) как базового для развития ноосферного миропонимания.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в исследовательских и прикладных целях: для дальнейшей разработки концепции развития ноосферного миропонимания и мировоззрения и ее отражения в школьном образовании как факторов этизации отношений между обществом, человеком и природой, разрешения проблем, прежде всего, личного, а также локального и глобального характеров; в практической работе учителей, педагогических коллективов, что повысит их профессиональную компетентность как педагогов-практиков и будет отвечать запросам настоящего и будущего времени; для разработки новых учебных программ и пособий, способствующих развитию ноосферного миропонимания личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1) важнейшей целью современного школьного естественнонаучного образования является развитие целостного, ноосферного миропонимания личности, обогащающего её духовно-нравственный мир и основанного на идеях ноосферы, антропокосмизма, всеединства, панэтизма, активной эволюции;

2) необходимые педагогические условия развития ноосферного миропонимания школьников: интегрированное содержание естественнонаучного образования, включающее в себя естественнонаучные, гуманитарные, философские, религиозные, культурологические аспекты знания; личностно-ориентироанное целеполагание; использование диалоговых и исследовательских методов обучения; соответствующая компетентность педагога.

Достоверность и обоснованность содержащихся в диссертации положений и выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования. Выводы строятся на основе анализа исследований, проведенных автором с использованием известных и разработанных им методик.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно - экспериментальной работы автора диссертации в средней общеобразовательной школе № 171 г. Екатеринбурга. Основные теоретические положения работы и результаты исследований представлялись автором в выступлениях на Втором Всероссийском научном молодежном симпозиуме "Безопасность биосферы" (г.Екатеринбург, 1998 год); на Втором Российском философском конгрессе "XXI век: будущее России в философском измерении" (Екатеринбург, 1999 год); на городской научно-практической конференции "Профессиональная компетентность педагога и инновационные процессы в образовании" (1999г.); на VII Российской научно-педагогической конференции "Идеи Нового Мира в современной науке, практической педагогике и социальной жизни" (Екатеринбург,2000г.); на VI городских Педагогических чтениях "Воспитание детей: проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга1 (2000г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и семи приложений. Материал изложен на 256 страницах компьютерного набора, содержит 13 таблиц. Библиографический указатель включает 181 наименование.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Анализ содержания действующего образования по основным естественным дисциплинам, проведенный нами, показал, что большинству предметов присущ наукоцентризм. Действующие учебные программы по физике, химии, биологии не отражают сущность ноосферного миропонимания. Их содержание традиционно материалистично монологично и в большинстве случаев не предполагает рассмотрения в учебном процессе различных взглядов на мир, человека в нем.

Предлагаемые программами темы в целом не имеют четко выделенного ядра теоретических обобщений, связанных с положениями русского космизма, составляющими основу ноосферного миропонимания, что затрудняет его развитие у школьников.

Тем не менее, все отчетливей проявляется тенденция изменения содержания учебных программ по химии и биологии с целью развития целостного миропонимания школьников. Так для некоторых программ по химии (Р.Г. Иванова, Л.А. Цветков; Е.Е. Минченков, ТВ. Смирнова; Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева и др.) характерна гуманистическая направленность, выражающаяся в раскрытии роли химии для решения глобальных проблем человечества, в воспитании элементов экологической культуры, в развитии творческих способностей учащихся, в экологизации ее содержания. Цели и содержание учебных программ по биологии меняются в сторону раскрытия мировозренческой роли этой науки на основе идей целостности природы, взаимосвязи живого и неживого вещества, многообразия живых организмов.

Проведенный анализ содержания и ключевых понятий учебных программ по физике, химии, биологии, географии, экологии позволил сделать выводы о том, что за прошедшее десятилетие в их содержании произошли определённые изменения. Но всё же содержание данных программ пока еще не нацелено на развитие ноосферного миропонимания школьников, поскольку остается материалистически монологичным.

2. Помимо учебных программ по физике, химии, биологии, географии, экологии мы проанализировали учебные программы интегрированных курсов ("Естествознание", "История естествознания в лицах и судьбах", "Природоведение", "Общество и окружающая среда", "Природа и мы", "Биосфера и человек" и др.) в образовательной области "Естественные дисциплины» для учащихся 5-11 классов. Данные интегрированные курсы имеют особую ценность в практике образования, так как формулируют цели, способствующие развитию ноосферного миропонимания (развитие целостного взгляда на окружающий мир; воспитание нравственного отношения к живой природе; воспитание экологически грамотных людей; развитие основ экологического мышления и т.п.). Однако ни один из них, по нашим оценкам, не содержит интегрированную информацию всех необходимых для развития ноосферного миропонимания источников - науки, религии, философии, культурологии, а также не реализует целостно, эксплицитно идеи русского космизма. В некоторых программах идеи русского космизма содержатся имплицитно, что свидетельствует о тенденции изменения содержания естественнонаучного образования в сторону его гуманитаризации, обращения к обширному духовному, культурному наследию русской философии.

Таким образом, единый интегрированный курс для учащихся средней школы, включающий в себя различные источники знания, в том числе, идеи русских космистов, направленный на развитие ноосферного миропонимания, пока не разработан.

3. Осознавая проблему создания интегрированного курса, направленного на развитие ноосферного миропонимания школьников с 1 по 11 класс, мы провели анализ наиболее распространенных учебных программ интегрированных курсов начальной школы ("Окружающий мир",

Мир и человек", "Человек. Земля. Вселенная"). Наибольшую ценность в плане развития ноосферного миропонимания представляет курс "Че-ловек.Земля.Вселенная" Г.Н. Коротиной, методологической основой которого являются идеи русского космизма. Однако в самой программе они представлены имплицитно через этические знания, правила этикета.

Проведенный нами анализ учебных программ интегрированных курсов начальной и средней школы позволяет сделать выводы о том, что актуализированная нами проблема развития целостного миропонимания, основанного на идеях русского космизма, своевременно поставлена как в теоретическом, так и в практическом плане.

4. Проведенное нами исследование состоянии целостности знаний учащихся 9-11 классов, а также студентов Уральского Государственного Университета им. А.М.Горького, позволяет говорить о противоречии между современной картиной мира и содержанием школьного образования, которое ее не отражает.

Большинство старшеклассников (98%) не воспринимают различные области знания (науку, религию, философию, культурологию) как равноценные компоненты культуры, более того, не имеют о них четких представлений (относительно верно определяют науку-4%, религию-8%, философию -19%, этику -8% опрошенных). Однако большинство учащихся (более 55%) считают религию и философию ценными источниками познания окружающего мира и себя в нем.

Многие школьники (85%) допускают возможность существования биоэнергоинформационных явлений, но затрудняются обоснованно аргументировать свое мнение. Это говорит о случайной, стихийной информированности по данным вопросам. К сходному выводу приводят результаты анализа осведомленности старшеклассников в понятиях религии, философии (в том числе русского космизма) в сравнении со студентами Уральского Государственного Университета им. A.M. Горького.

Тем не менее, несмотря на отсутствие систематических антропокос-мических знаний в школьных курсах, более того, доминировании в учебных программах и учебниках антропоцентрических представлений, учащиеся владеют определенными знаниями, следовательно, получают их из других источников познания. Значит, школьное образование отстает от жизни и не использует имеющийся у учащихся познавательный и мо-тивационный потенциал, препятствуя тем самым развитию у них ноосферного миропонимания.

Имеющиеся у учащихся знания касаются в основном физического влияния Космоса на человека, общество и физического влияния их на Космос, что подтверждает материалистическую, монологическую ориентацию в миропонимании старшеклассников.

Школьники также имеют поверхностные представления об этических принципах, регулирующих отношения в социоприродной среде. В нашем исследовании только 15% опрошенных смогли сформулировать такие принципы, назвав заповеди Библии, нравственные качества (отсутствие зависти, корысти, любовь к ближним, миролюбие и др.).

Полученные нами результаты свидетельствуют, с одной стороны, о неразвитости черт ноосферного мышления у старшеклассников (инте-гративности, критического, творческого характера), что затрудняет развитие у них толерантности, допустимости различных точек зрения. С другой-о стихийном овладении некоторыми ноосферными представлениями.

Все это актуализирует проблему исследования развития у учащихся средней школы ноосферного мышления, ноосферного миропонимания, норм ноосферной этики.

5. Эффективность теоретической концепции развития ноосферного миропонимания у учащихся средней школы была проверена автором диссертационного исследования в процессе лонгитюдного обучающего эксперимента в 5 (6-8) классе средней общеобразовательной школы № 171 г. Екатеринбурга.Экспериментальная работа строилась поэтапно.

На первом этапе -диагностирующем- был проведен констатирующий эксперимент с участием учащихся 9-11 классов и студентов Уральского Университета им. A.M. Горького (результаты которого приведены выше).

На втором этапе - проектировочном - были определены содержание и технологии работы, в том числе осуществления мониторинга в ходе обучающего эксперимента. Это вылилось в коррекцию курса "Естествознание" А.Г. Хрипковой, Г.С. Калиновой, И.Г.Кирилловой, который был обогащен нами темами, понятиями, содействующими развитию ноосферного миропонимания у учащихся, а также в создание авторского курса для 7 класса "Развитие представлений о природе".

На третьем этапе - обучающем - проводилась целенаправленная работа с учащимися в ходе преподавания данных курсов в 5(6-7) экспериментальном классе, а также на отдельных уроках биологии в 8 (этом же) классе.

6. В процессе опытно-экспериментальной работы нами были получены следующие результаты:

5 класс. У учащихся произошло первоначальное складывание представлений о сферах Земли (атмосфере, литосфере, гидросфере, биосфере, ноосфере), о психофизической взаимосвязи друг с другом, с Космосом и с человечеством. Так, выявить взаимосвязь двух (произвольно взятых) сфер Земли смогли 100% учащихся экспериментального класса (в контрольной группе-35%); описали взаимоотношения человека (общества) с определенной сферой Земли и предложили способы ее охраны 92% учащихся экспериментального класса и 47,5% учащихся контрольной группы.

6 класс. У учащихся произошло более глубокое развитие знаний о компонентах социоприродной среды, о взаимосвязях между ними, а также о ноосфере и ноосферной этике. Нами также было выявлено начальное развитие у школьников экспериментальной группы важнейших черт ноосферного мышления: синтетичности, нелинейности, логичности, рефлексивности. Так, связывают состояние окружающей среды с внутренним миром человека 92% учащихся экспериментального класса (12,5% в контрольной группе); считают, что нравственность, духовность человека ведут его к гармонии с окружающим миром 79% школьников экспериментального класса и 10% школьников контрольной группы; связывают будущее цивилизации с человеческими качествами 75% учащихся экспериментальной и 22,5% контрольной групп.

7 класс. У учащихся сложились: основные черты ноосферного мышления (73%); отчетливые представления о ноосферной этике (82%); понимание науки, религии, философии, культурологии как равноценных компонентов общечеловеческой культуры, значимых и востребованных в познании окружающего мира и себя в нем (95%); целостное восприятие окружающего мира, выражающееся в понимании взаимосвязей между его психическими и физическими компонентами (91%); приверженность основным идеям русского космизма (в той или иной мере) -100% школьников.

8 класс. У учащихся сложились представления о процессе эволюции живой природы на основе изучения ими различных, альтернативных теорий. При этом 65% школьников признали идеи, альтернативные теории Ч. Дарвина, реальными и способными, со временем, заменить, опровергнуть последнюю; 96% высказались за необходимость привлечения альтернативных точек зрения в содержание школьного образования.

Наш опыт показал продуктивность проведения для учителей теоретико-методологического семинара, на котором учителя знакомились с идеями русских космистов, а также с методикой введения их в учебный процесс. Для нашего исследования важно отметить принятие учителями идей русского космизма и положительное отношение к инновационным технологиям обучения школьников.

Полученные в ходе обучающего эксперимента результаты подтвердили положения гипотезы данного диссертационного исследования о необходимости и возможности развития ноосферного мышления и становления ноосферного миропонимания у учащихся средней школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема гуманизации школьного образования, его одухотворения является одной из наиболее актуальных в современной педагогике. Она обусловлена процессами десакрализации, состоянием разрозненности знаний учащихся. Путь решения данных проблем мы видим в развитии ноосферного миропонимания личности.

Исследование принципов, методов и условий развития ноосферного миропонимания у учащихся средней школы было проведено на нескольких уровнях.

На методологическом уровне взятые в качестве научной основы философские, психологические и педагогические положения обеспечили исследовательскую базу поиска и выявления педагогической сущности ноосферного миропонимания как важнейшего и необходимого качества личности XXI века, как цели и результата естественнонаучного образования. В ходе исследования осуществлен критический анализ содержания действующего естественнонаучного образования и его методологических основ и определена их материалистически-монологическая ориентация, определяющая одноплановое познание учащимися окружающего мира. В связи с этим обоснована актуальность идей русских философов-косм истов (всеединства, антропокосмизма, панэтизма, ноосферы, активной эволюции) как философской основы естественнонаучного образования.

На теоретическом уровне выявлены принципы, условия и методы развития ноосферного миропонимания у учащихся средней школы. Исследование подтвердило возможность развития ноосферного миропонимания у школьников при следующих условиях: 1) диалогичности содержания естественнонаучного образования, основанного на идеях, обозначенных русскими космистами; 2) личностно-ориентированном целеполагании; 3) использовании активных методов обучения - исследования, дискуссии, дидактической игры, а также словесно-логического, сократического и герменевтического методов; 4) необходимого уровня степени профессиональной компетентности учителя, включающей в себя владение основными идеями русского космизма и диалоговыми, исследовательскими технологиями обучения. В ходе исследования нами были установлены психолого-педагогические принципы развития ноо-сферного миропонимания у учащихся средней школы: 1) системности знаний при изучении природы; 2) интеграции знаний; 3) диалога культур; 4) природосообразности; 5) гуманитаризации естественнонаучного образования; 6) концентрического развития знаний.

На методическом уровне - разработаны методики исследования участников учебно-воспитательного процесса (учителей, студентов, школьников), целостности их знаний, отношения к идеям русского космизма, к диалоговому содержанию естественнонаучного образования; создана, обеспечена дидактически и апробирована авторская программа интегрированного курса для 7 класса " Развитие представлений о природе".

На опытно-экспериментальном уровне осуществлено исследование целостности знаний учащихся 9-11 классов; проведен лонгитюдный обучающий эксперимент в 5 (6-7) классе в процессе изучения интегрированного курса "Естествознание" (5,6 классы) и "Развитие представлений о природе" (7 класс), а также в 8 классе в процессе изучения темы "Эволюционное учение" на уроках биологии.

Проведенное в соответствии с поставленными задачами исследование позволило сделать следующие выводы:

1). Новая, личностно-ориентированная, антропологическая, культурологическая парадигма образования, современная диалогическая картина мира, а также приоритет духовно-нравственных качеств личности востребуют новые методологические основы естественнонаучного образования.

2). Важнейшим и необходимым качеством личности XXI века, развиваемым в процессе изучения ею в средней школе естественных дисциплин, является ноосферное миропонимание. Оно основывается на идеях русских космистов (антропокосмизма, всеединства, панэтизма, ноосферы, активной эволюции и др.), вбирает в себя знания из различных областей (науки, религии, философии, культурологии) и характеризуется целостностью и опережающим взглядом на действительность.

3). Действующее естественнонаучное образование затрудняет развитие ноосферного миропонимания у школьников. 81% учащихся имеют слабые представления о роли науки, религии, философии в познании окружающего мира; 75% затрудняются сформулировать принципы, положения ноосферной этики; более 95% старшеклассников слабо ориентированы в идеях русского космизма.

4). Процесс развития ноосферного миропонимания у учащихся средней школы должен осуществляться в двух планах: 1) содержательном (содержание изучаемых учащимися знаний); 2) мыслительном (развитие у учащихся мыследятельности, связанной с ноосферным миропониманием).

5). Разработанная нами модель развития ноосферного миропонимания позволила выявить пути совершенствования естественнонаучного образования: а) гуманитаризация, экологизация содержания основных естественнонаучных дисциплин - физики, химии, биологии, с привлечением религиозных, философских знаний, объединенных идеями русских космистов; б) создание интегрированных курсов с 1 по 11 класс, основанных на идеях русского космизма, вбирающих в себя научное, религиозное, философское, культурологическое знание; в) повышение профессиональной компетентности учителей естественных дисциплин путем их знакомства с творчеством русских косми-стов, деятелей науки, религии, философии, культурологии, а также овладения диалоговыми, исследовательскими методами обучения.

6). Обучающий лонгитюдный эксперимент в 5(6-7) и частично в 8 классах подтвердил эффективность теоретической модели развития ноосферного миропонимания у учащихся средней школы. В целом все учащиеся экспериментальной группы в той или иной мере разделяют идеи русского космизма и стремятся использовать их в качестве основы своего мышления.

7). Продуктивным в плане совершенствования профессиональной компетентности педагога является проведение теоретико-методологического семинара, на котором учителя имеют возможность подробно познакомиться с ведущими положениями русского космизма и овладевать в практической деятельности методикой их введения в учебный процесс.

Проведенное диссертационное исследование актуализировало духовное наследие русских космистов для современного образования. В нем обосновываются необходимые изменения содержания образования в плане его гуманизации и гуманитаризации, интеграции знаний, диалога культур, одухотворения личности школьника путем его приобщения к сакральному, к духовным ценностям.

Достижение этих целей реально через дальнейшие научные исследования в области актуализированной автором проблематики, в частности, через изучение процесса, развития ноосферного мировоззрения школьников, осуществляемого не только по когнитивному, но и по перцептивному и практическому каналам; через усилия ученых, философов и педагогов-практиков, направленных на гуманитаризацию образования, создание единого интегрированного курса с 1 по 11 классы и основанного на целостной культуре человечества.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Иванов, Сергей Анатольевич, Екатеринбург

1. Агни Йога. T.1: Листы Сада Мории; Община; Знаки Агни Йоги; Беспредельность. Самара: Изд-во "Самарский Дом печати", 1992.-624с.

2. Агни Йога.Т.2: Иерархия; Сердце; Мир Огненный; Аум.-Самара: Изд-во" Самарский Дом печати", 1992,- 711с.

3. Агни Йога. T.3: Братство; Надземное,- Самара: Изд-во "Самарский Дом печати", 1992-623с.

4. Акимов А.Е., Шипов Г.И. Сознание, физика торсионных полей и торсионные технологии // Сознание и физическая реальность".-1996.-T.1. № 1-2,- С. 66-72

5. Алексеев C.B.Экология:Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМНО Пресс, 1999.-320с.

6. Андрюхина Л.М. Проблема стиля в психологии и педагогике. Философский анализ /Департамент образования Свердловской области; Обл. ин-т усовершенствования учителей. Екатеринбург, 1992.-77с.

7. Баныкин Н.П. Семь лекций о Живой Этике.-Новосибирск: Изд-во Но-восиб. ун-та, 1991.-96с.

8. Безант А. Братство религий. В кн: Загадки жизни и как теософия отвечает на них. -М.: СП "Интерграф Сервис", 1994,- С.181-269

9. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. для вузов.-Екатеринбург: Деловая книга, 1996,- 344с.

10. Ю.Белкин А.С.,Жукова Н.К. Витагенное образование: Голографический подход.-Екатеринбург: УрГПУ, Департ. психолого-педагог, образования, центр образ, технологий, 1996 -136с.

11. Бельчикова Е.П. Формирование научного мировоззрения старшеклассников в системе взаимосвязи естественнонаучных дисциплин и обществоведения,- Дисс. канд. пед. наук.- М., 1982.-202с.

12. Беляева Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности.-Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995.-73с.

13. Бердяев H.A. Человек. Микрокосм и макрокосм. (Отрывки). В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли,- М.: Педагогика-пресс, 1993.-С.171-175

14. Библер B.C. Диалог культур / Опыт определения // Вопросы философии.- 1989.-№ 6.-С.31-42

15. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк. / Б.Е.Быховский, Е.В. Козлова, A.C. Мончадский и др.; Под ред. М.А. Козлова.- М.: Просвещение, 1990-256с.

16. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленев-ский, М.А. Гуленкова и др.- М.: Просвещение, 1994.-224с.

17. Биология. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /А.С.Батуев, И.Д.Кузьмина, А.Д.Ноздрачев и др.; Под ред. A.C. Бату-ев.- М.: Дрофа, 1998.-240с.

18. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: Синтез науки, религии и философии. Т.1: Космогенезис.-М.: Харьков: Эксмо-Пресс; Фолио, 2000,-880с.

19. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: Синтез науки, религии и философии. Т.2: Антропогенезис,- М.: Харьков: Эксмо-Пресс; Фолио, 2000.-943с.

20. Вахрушев A.A. Мир и человек. Земля. Части света: Книга для учителя /A.A. Вахрушев, О.В. Бурский, A.C. Раутиан.- М.: Дрофа, 1998.-127с.

21. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. (Проблемы нравственности и воспитания в свете теории гармоничного развития жизни и сознания). Т.1: Этика творческой личности.- М.: Изд-во К.И. Тихомирова, 1911.-388с.

22. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.-М.: Наука, 1991.-271с.

23. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. В кн.: Философские мысли натуралиста,- М.: Наука, 1988.-С.503-510

24. Вернадский В.И. Фрагменты из научных трудов, статей, писем и дневников. В кн.: Биосфера и ноосфера.- М.: Наука, 1989.- С.230-250

25. ВыготскийЛ.С.Избранные психологические исследования:Мышление и речь.Проблемы психологического развития ребенка.М.:Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1956.-519с.

26. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики,- М.: Прогресс, 1988.-704 с.

27. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.-М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.

28. Гардашук Т.В. Натуралистическая биология в контексте биоэтики. В кн.: Гуманистические аспекты биологического познания: Сб. науч. трудов АН УССР.- Киев: Наукова думка, 1991.- С.86-99

29. Гаряев П.П., Леонова Е.А. Пересмотр модели генетического кода // Сознание и физическая реальность.-1996.- Т.1, № 1-2.- С, 73-83

30. Гачев Г.Д. Книга удивлений или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке.- М.: Педагогика, 1991.-272с.

31. Голубев B.C. Эволюция: от геохимических структур до ноосферы.-М.: Наука, 1992.-1 Юс.

32. Голубев B.C., Шаповалова Н.С. Человек в биосфере: Учебное пособие/Под ред. И.Г. Страховской.-М.: Варяг, 1995.-128с.

33. Грининг Г. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии.-1988.-№ 4,- С. 161-167

34. Громов C.B. Физика. Механика: Учебник для 9 кл. общеобразоват. уч. М.: Просвещение, 1997.-206 с.

35. Громов C.B. Физика: Основы теории относительности и классической электродинамики. Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.-М.:Просвещение, 1997.-320 с.

36. Громов C.B., Родина H.A. Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1999.-159 с.

37. Гузей Л.С. Химия: Пробный учебник для 8 кл. общеобразоват.школ /Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева.- М.: Просвещение, 1994.127 с.

38. Гузей Л.С. Химия: Пробный учебник для 9 кл. общеобразоват школ /Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева.-М.: Просвещение, 1995.160 с.

39. Гузей Л.С.Суровцева Р.П. Химия: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений,- М.: Дрофа, 1998.-237 с.

40. Гузей Л.С. Химия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учеб. заведе-ний.-/Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева, Г.Г. Лысова.- М.: Дрофа, 1999.-240

41. Гуревич А.Е. Преподавание физики в 7 классе сред, школы: Книга для учителя / А.Е. Гуревич, С.И. Удальцова, М.Н. Бирюкова.- М.: Новая школа, 1996.-47 с.

42. Гуревич А.Е. Физика: Пробный учебник для 7 класса (базовый вариант программы).- М.: Новая школа, 1996.-144 с.

43. Гуревич А.Е. Физика: Строение вещества.7 класс: Учебник для об-щеобразоват. учеб. заведений,- М.: Дрофа, 1997.-189 с.

44. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования,- М.: Педагогика, 1986.-240с.

45. Демин М.В. Проблемы теории личности.- М.: Изд-во МГУ, 1997.-240с.

46. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.-Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996.-480 с.

47. Дильтей В. Описательная психология.- Спб.: Алетейя; Кренов, 1996.155 с.

48. Доржигушаева О.В. Философские основания экологической этики (на примере буддийской традиции): Дисс. канд. философ, наук.- Улан-Удэ, 1996.-111 с.

49. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике.-Екатеринбург: "Наука", Уральское отделение, 1998.-312с.

50. Дудина М.Н. Философская пропедевтика, или Философии все возрасты покорны. Екатеринбург; Изд-во Урал, ун-та, 2000.-428с.

51. Дульнев Г.Н. От Ньютона и термодинамики к биоэнергоинформатике // Сознание и физическая реальность.-1996.- Т.1. № 1-2.-С.93-97

52. Дышлевый П.И., Яценко Л.В. Что такое общая картина мира.- М.: Знание, 1984.-64с.

53. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX века: Учеб. пособие.-Екатеринбург: УрГУ, 1996.-96с.

54. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII-XX вв.): Учеб. пособие.-Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1995.-226с.

55. Емельянов Б.В., Петрунина Т.А. Очерки педагогической антропологии в России.-Екатеринбург: Изд-во "Центр Проблем Детства", 1997.-124с.

56. Занков Л.В. О видах обобщений в обучении // Вопросы психологии. -1974.-№ 2.- С. 174-179

57. Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.-М.: Дрофа, 1999.-624с.

58. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранного образования.- М.: Педагогика, 1981.-184с.

59. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования.-М.: Знание, 1980.-96с.

60. Зверев И.Д., Захлебный А.Н. и др. Охрана природы в школьном курсе биологии.-М.: «Просвещение», 1977.-207 с.

61. Зверев И.Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе.-М.: Педагогика, 1981.-160с.

62. Зверева Н.М. Формирование естественнонаучного мышления школьников при обучении физике // Физика в школе.-1984.-№ 2.- С.31 -3664.3инченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии,- М.: Тривола, 1994.- 336 с.

63. Ивин A.A. Ценности и понимание // Вопросы философии.-1987.-№ 8.-С.31-43

64. Игнатова В.А. Основы современного естествознания: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1997.-244с.

65. Ильин Н.И. Формирование гуманитарных знаний у учащихся в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин в средней школе: Дисс. канд. пед. наук.-Казань, 1996.-153 с.

66. Ильченко В.Р. Формирование у учащихся средней школы естественнонаучного миропонимания в процессе обучения: Дисс. доктора пед. наук.-Полтава, 1989.-374 с.

67. Кавтарадзе Д.Н. Интерактивные методы обучения пониманию // Биология в школе.-1998.-№ 3.- С. 30-35

68. Кавтарадзе Д.Н. Природа: от охраны-к заботе? // Знание-сила.-1990.-№ 3,- С.8-13

69. Казначеев В.П. Реабилитация древних знаний // Наука и религия.-1990.-№ 12.-С.34

70. Каликотт Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики: пропедевтика. В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Прогресс, 1990.- С.308-325

71. Картина мира II Философский энциклопедический словарь. М.: ИН-ФРА-М, 1999.-С.201

72. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках,- М.: "Арена", 1994.-222с.

73. Коган Л.Н. Человеческий смысл естественных и технических наук II Известия Уральского Государственного Университета.-1997,-№5. Вып.1.-С. 3-14

74. Концепция и программа экологизированного курса "Естествознание" (Человек и природная среда) /А.И. Душенкова, Р.Г. Иванова, Т.В. Кучер и др.; под ред. И.Т.Суравегиной.- М., 1994.-49 с.

75. Короткое К.Г. Аура и эффект Кирлиан. В кн.: От эффекта Кирлиан к биоэлектрографии.-Санкт-Петербург: Изд-во «Ольга», 1998.-С.24-34

76. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1989.-127с.

77. Левитан K.M. Педагогическая деонтология / Рос. акад. образования: Урал.гос. науч. образоват. центр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-271с.

78. Лесков Л.В. На пути к новой картине мира II Сознание и физическая реальность.-1996.-Т. 1. № 1-2.-С.42-54

79. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии.-1995.-№ 2. -С. 110-121

80. Лихачев Б.Т. Школа и церковь: новые отношения? // Советская педагогика.-1991.-№ 6.- С. 33-36

81. Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика.-1995.-№ 1.- С.40-44

82. Макарцева H.H. Педагогика гармонии и синтеза // Педагогика.-1996.-№2,- С. 37-40

83. Мамедов М.Н., Суравегина И.Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы.-М.: «Школа Пресс», 1996.-464с.

84. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики.- Спб.: Изд. группа "Евразия", 1997.-430с.

85. Методика преподавания естествознания в 5-7 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя / Р.Г. Иванова, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова и др.; Под ред. А.Г. Хрипковой.-М.: Просвещение, 1987.-176с.

86. Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя.-Минск: Нар.асвета, 1987. -109 с.

87. Мир // Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 1999.-С.269

88. Мировоззрение // Большой энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.- С.737

89. Мировоззрение // Новейший философский словарь.- Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.-С. 425-426

90. Мирошниченко Н.П. Контуры нового содержания образования.-1996.-№ 2.- С. 53-57

91. Моисеев H.H. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы филосо-фии.-1998. № 8,- С. 26-32

92. Моисеев H.H. С мыслями о будущем России,- М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.-210с.

93. Моисеев H.H. Человек и ноосфера,- М.: Мол. гвардия, 1990.-351 с.

94. Мощанский В.Н. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на уроках физики.- М.: Высшая школа, 1982.-88с.

95. Мышление // Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е. Кемерова.-Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / "Панпринт",1998.- С.518

96. Мягкова А.Н. Биология: Программа 6-11 кл./Автор.Коллектив под руководством А.Н. Мягковой // Биология: Программы.- М.,1996.-С.5-28

97. Мякишев Г.Я. Физика. Электродинамика: 10-11 классы: Учеб. для углуб.изучения физики / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков, Б.А. Слободское.- М.: Дрофа, 1996.-478 с.

98. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учеб.для 11 кл. общеобразо-ват. учеб. заведений,- М.: Просвещение, 1998.-254 с.

99. Нецветаев П.А. О гуманизации образования // Специалист.-1994.-№7.-С. 21-22

100. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений,-М.: Просвещение, 1995.-256с.

101. Новикова Л.И. К методологии гуманитарного познания. В кн.: М.М. Бахтин как философ / С.С. Аверинцев, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Турбин и др.-М.: Наука, 1992.- С. 97-109

102. Общая биология: Учеб. для 10-11кл. общеобразоват. учреждений /Ю.И. Полянский, А.Д. Браун, Н.М. Верзилин и др.; Под ред. Ю.И. Полянского.-М.: Просвещение, 1998.-287с.

103. Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Новое экологическое мышление // Советская педагогика.-1991 .-№6.-С.57- 62

104. Отношение школьников к природе / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева и др.; Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной; АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения.- М.: Педагогика, 1988.-128с.

105. Пасечник В.В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроке // Биология в школе.-1990.-№6.-С. 23-27

106. Печчеи А. Человеческие качества.-М.: Прогресс, 1980.-302с.

107. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы.-М.: Изд-во МГУ, 1989.-191с.

108. Поляруш A.A. Словесно-логический сопособ обучения // Биология в школе.-1996.-№ 5,- С. 28-31

109. Понимание II Новейший философский словарь.- Минск: Изд.В.М. Скакун, 1999.-С.531

110. Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика.-1994.-№3.- С. 13-18

111. Примерные программы среднего (полного) общего образования / Сост. H.H. Тара, Ю.И. Дик.-М.: Дрофа, 2000.-464 с.

112. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология.5-11 кл.- М.: Дрофа, 2000.-224 с.

113. Программы для общеобразовательных учреждений: География /Сост. В.И.Сиротин.-М.: «Просвещение», 2000.-304с.

114. Программы для общеобразовательных учреэдений: Физика, Астрономия. 7-11 кл. / Сост. Ю.И.Дик, В.А. Коровин.-М.:Дрофа, 2000.-256с.

115. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. Сост. Н.И. Габрусева.- М.: Дрофа, 2000.-192с.

116. Программы для общеобразовательных учреждений: Экология / Сост. В.Н.Кузнецов.-М.: «Просвещение», 1996.-32с.

117. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека.-М.: Прогресс: Универс, 1994.-479с.

118. Рубинштейн С.J1. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957.-328с.

119. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958.-147с.

120. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия-10: Органическая Химия: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учрежд.- М.: Просвещение, 1995.160 с.

121. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия-11: Органич. химия. Основы общей химии: (Обобщение и углубление знаний): Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений,- М.: Просвещение, 2000.-160 с.

122. Савицкий И. Ноосфера и формирование человека // Вестник высшей школы.-1990.-№ 3,- С. 24-31

123. Сарыбеков Н.С. Педагогические основы подготовки учащихся к охране биосферы.-Алма-Ата: Ментеп, 1978.-128 с.

124. Семенов В.Д. Вопреки, но благодаря. (Этюды о педагогической антропологии конца XX века).-Екатеринбург: Урал НАУКА, 1999.-76с.

125. Сикорская Г.П.Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования / Урал. гос. пед. ун-т.-Екатеринбург, 1998.-197с.

126. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 1996.-192с.

127. Сиротина И.Л. Современная парадигма образования: гуманизация и интеграция: Материалы Второго Российского философского конгресса "XXI век: будущее России в философском измерении": В 4т.

128. Т.4: Философия духовности, образования, религии. Ч.2.-Екат-бург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.- С.53-54

129. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения.- М.: "Педагогика", 1978.-206с.

130. Соловьев B.C. Сочинения: В 2т. Т.1.- М.: Мысль, 1988.-892с.

131. Соловьев B.C. Сочинения: В 2т. Т.2: Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика,- М.: Изд-во "Правда", 1989.-735с.

132. Спирькин А.Г., Тюхин В.Г. О взаимосвязи наук в современном естествознании В кн.: Синтез современного научного знания,- М.: Наука, 1973.-С.60-73

133. Страхов H.H. Философские очерки.- Киев: Изд-во И.П. Матченко, 1906.-488с.

134. Субетто А.И. Качество жизни, синтетическая революция в механизмах цивилизованного развития и квалитативная экономика // Стандарты и качество.- 1994.-№ 6.- С. 27-31

135. Субетто А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человечества // Стандарты и качество.-1994.-№ 1.- С.32-35

136. Тарасов Л.В. Необходимость перестройки преподавания естественных предметов на основе интегративно-гуманитарного подхода // Физика в школе.-1989.-№ 4,- С. 32-44

137. Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека.- М.: Прогресс, 1965,296 с.

138. Тихомирова Л.Ф., Басов A.B. Развитие логического мышления детей- Ярославль: ТОО "Гринго", 1995.-240с.

139. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1989.-544с.

140. Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике: Кн. для учителя,- М.: Просвещение, 1988.- 124с.

141. Туркина Е.Г. Концепция ноосферы: философско-методологический аспект: Дисс. кандфилософ. наук.-Иркутск, 1995.-150 с.

142. Урсул А.Д. Ноосфера основа мировоззрения // Вестник высшей школы.-1991.- № 5,- С.64-70

143. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации,- М.: Луч, 1993.-275с.

144. Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения,-М.: Просвещение, 1986.-175с.

145. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 7т. T.3: Педагогические статьи: 1862-1870 г.г. -М.: Педагогика, 1987.-691 с.

146. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Раритет, 1994.-414 с.

147. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. (Отрывки). В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика-пресс, 1993.-С.317-327

148. Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия: Учеб. для 9 кл. сред, обще-образоват. учеб. заведений.- М.: Просвещение, 1994.-176с.

149. Флоренский П.А. П.А.Флоренский В.И. Вернадскому. В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли,- М.: Педагогика-пресс, 1993,- С. 162-165

150. Формирование научного мировоззрения учащихся / Под ред. Моно-сзена Э.И., Правдина Р.И., Роговой P.M.- М.: Просвещение, 1985.-235с.

151. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1987.-224с.

152. Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993.-415с.

153. Хайдеггер М. Бытие и время,- М.:Наука, 1987.-423 с.

154. Хесле В. Философия и экология.- М.: АО "Ками", 1994.- 192с.

155. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке. В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика-пресс, 1993,- С. 332-344

156. Хромов С.С. Формировать экологическое мышление // Вестник высшей школы. -1988.-№ 11.-С. 34-37

157. Циолковский К.Э. Космическая философия. В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-пресс, 1993,-С.278-281

158. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной: В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли,- М.: Педагогика-пресс, 1993.- С. 264277

159. Циолковский К.Э. Планеты заселены живыми существами // Юный техник.-1990.-№ 7.-С. 19-21

160. Циолковский К.Э. Человек и космос: Статьи разных лет // Человек.-1991 .-№6.-С. 77-88

161. Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной. В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика пресс, 1993.-С.317-327

162. Чижевский А.Л. Теория космических эр. (Фрагменты бесед с К.Э. Циолковским) / Невероятное. Легендарное. Очевидное.-1999.- № 12.- С.6

163. Чуйкова Л.Ю. Формирование экологического мышления у учащихся агротехнического лицея: Дисс. канд. пед. наук.-Казань, 1993.-160 с.

164. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этического ми-ро-и жизнеутверждения. В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Прогресс, 1990.С. 328-350

165. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим; Монологи. Спб.: АО "Алтейя", 1994.-333с.

166. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство? В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990,- С.7-24

167. Экологическое образование школьников /А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева и др., Под ред. И.Д. Зверева, И.П. Сура-вегиной. М.: Педагогика, 1983. - 160с.

168. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и пед. психологии,- М.: Международ, пед. акад., 1995,-222с.

169. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: Прогресс, 1996.344 с.

170. Юнг К.Г. Архетип и символ,- М.: Renaissance, 1991.- 299с.

171. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.- 96с.

172. Яковец Ю.В. Школа русского циклизма: истоки, этапы развития, перспективы. М.: 1998.-79с.

173. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноо-сферной эпохи // Педагогика. 1996.- № 2.- С. 40-47

174. Classroom Connections: Understanding and using cooperative learning / P.C.Abrami et al.-Toronto etc.:Harcourt Brace, 1995.-221p.

175. The Environment and Science and Technology Education / Ed. A.V.Baez et al. Oxford etc.: Pergamon Press, 1987.-430p.