автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры
- Автор научной работы
- Кокоева, Разита Тембулатовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Владикавказ
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры"
На правах рукописи
КОКОЕВА РАЗИТА ТЕМБУЛАТОВНА
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ
Специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Владикавказ 2006
Работа выполнена в Северо-Осетинском государственном университете им К.Л.Хетагурова
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор
Каргиева Замират Каникоевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Джиоева Айна Руфиновна;
кандидат педагогических наук, доцент Кагановская Нелли Михайловна
Ведущая организация — Северо-Осетинский государственный
педагогический институт
Защита диссертации состоится « 30 » оь 2006 г. в /У часов на заседании диссертационного совета К 212.248.01 при Северо-Осетинском государственном университете им К.Л.Хетагурова по адресу: 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корпус 4, ауд. 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им К.Л.Хетагурова
Автореферат разослан «_ 19 » О 3_2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент /
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Постановка и актуальность проблемы. Актуальность проблемы возникает под влиянием потребностей общества и призвана содействовать гуманистическим идеям и общественному прогрессу.
Время - это мера сопротивляемости пространства. От его характера, информационной насыщенности, емкости зависит и течение времени. Одной из реалий нашего времени, логически вытекающей из современного состояния общества, является, на наш взгляд, пустота и аморфность, обволакивающая сознание людей. Духовная культура, вбирающая в себя совокупность явлений психики, суммы знаний и эстетически-ценностных переживаний, образует эмпирический опыт, выражающий определенную позицию человека в мире. Подлинно сознательная личность - это личность, строящая свою жизнь на непреходящих духовных ценностях, имеющих общечеловеческую перспективу. Однако рассогласование всех общественных связей, деформация межличностных отношений, разобщение и отчужденность поколений, утрата бесценных традиций и, в какой-то мере, наследование культурного опыта, - все это приводит к такому состоянию человека, когда он теряет внутренний духовный стержень, скрепляющий в единое целое его практическую жизнь. Нет сомнений, что дисгармония, царящая в обществе, зиждется на экономических, социальных и исторических событиях времени, на духовном дисбалансе, установившемся в сознании людей. Заполнить эту брешь возможно, сохраняя и передавая из поколения в поколение представления о добром и вечном. Эту задачу, наряду с семьей, должна решить сегодня и школа. При этом процесс взаимодействия учителя с учеником должен быть подчинен следующему принципу: учитель создает конкретные жизненные образы, предоставляя ученику выбор системы ценностей. Подобный подход развивает у подростков самостоятельное мышление, свободное самоопределение и ответственность за свои поступки, побуждает их беречь, уважать духовные богатства, формирует соответствующее поведение. Как известно, под непосредственным влиянием ближайшего окружения личности формируются сумма ее ценностных ориентаций, жизненная позиция, выражающаяся в деятельности, общении, в повседневном поведении и, в конечном итоге, в ее социальной позиции. Этот сложный и многофакторный процесс будет комплексным и действенным, если сочетать воздействия на
РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА^ С.-Петербург ОЭ 2ПО0жтЗЭ Ч
сознание человека науки, искусства и политики, с вовлечением его в активную деятельность (интеллектуальную, познавательную, общественно-политическую, культурную и трудовую), с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в группах, коллективах и объединениях.
Условия развития материальной и духовной жизни, как показывает развитие цивилизации, могут видоизменяться, но накопленные человечеством неоспоримые духовные ценности, такие, как народное искусство, обычаи и традиции, вечны. Они передаются потомкам и играют исключительную роль в формировании духовного и критического мышления, самосознания личности, которой кроме знаний необходимы нравственная опора, любовь к культурным ценностям, своему народу, уважение и почитание его традиций. Соприкосновение с ними ребенка позволяет ему с малых лет усвоить определенные нравственные заповеди, сохранить и передать их в будущем своим детям. В живом организме социума функциональная предопределенность есть у каждого народа. Однако только этнокультура, как своеобразная миниатюра поликультуры, способна раскрыть свое содержание с помощью материальных и духовных ценностей. Для этого этнос, обладающий своей информационной программой во имя созидания нации, должен расконсервировать свой интеллектуальный банк памяти и начать оперировать с уже созданными духовными богатствами. Педагогический опыт показывает, что творческое использование семьей и школой таких средств этнической культуры, как искусство, традиции, обычаи и нравы в воспитании личности позитивно влияют на развитие ее духовного самосознания.
Во второй половине XX века (70-80 гг., 80-90 гг.) появились научные работы, в которых проблема нравственного сознания подростков впервые находит свое отражение, становится предметом комплексного исследования, проводимого через призму достижений философии, этики, психологии и социологии. Вопросом нравственного сознания в его исто-рико-педагогическом осмыслении в свое время занимались отечественные ученые-педагоги Е.В.Бондаревская и Э.П Козлов. В научных трудах И.Е.Марьенко «Основы процесса нравственного воспитания школьников» и «Нравственное становление личности школьника» данная проблема выступает в качестве составного компонента общего процесса нравственного воспитания школьников. В работах дана характеристика теоретических основ, этапов нравственного развития и становления личности, уровней
воспитанности подрастающего поколения, предложена система мер, обеспечивающих повышение эффективности воспитательного процесса.
Интересны и научные изыскания Н.И.Болдырева, подчеркивающего: уровень нравственной воспитанности подрастающего поколения определяется степенью развития его морального сознания в соответствии с возрастными особенностями.
Проблема нравственного сознания рассматривалась в трудах О.С.Богданова, В.С.Турйна, И.Ф.Харламова, Н.Е.Щуркова и др.
Значительный вклад в разработку ее теоретических основ внесли исследования Ш.А.Амонашвили, А.Г.Ахвердова, И.В.Гребенникова, Е.Д.Марьясис, В.А.Сухомлинского, А.Г.Хрипкова, Э.М.Черепова и др.
Отдельные аспекты рассматриваемой тематики в условиях национальных республик в 80-е годы XX века освещались И.А.Арабовым, Р.И.Бай-чоровой, Н.С.Верещагиной, О.Р.Кунц, Ф.Т.Кущетеровой, К.Б.Семеновым, И.А.Шоровым и др.
Определенный вклад в исследование нравственного сознания внесли и ученые Республики Северная Осетия-Алания: Ю.А.Белогуров, С.Г.Ваниева, С.З.Габисова, Л.К.Гостиева, Т.А.Гуриев, Э.С.Дзуцев, З.В.Канукова, З.К.Каргиева, Т.Б.Кодзаев, В.К.Кочисов, К.В.Кулаев, А.М.Магометов,Б. А.Тахохов, А. А.Хадарцева,А.Х.Хадикова,Х.Х.Хадиков, Е.Е.Хатаев, З.Б.Цаллагова и др.
В работе над данной проблемой большую помощь нам оказали работы ученых, посвященные культуре и быту осетин, народов Северного Кавказа: В.И.Абаева, Р.С.Бзарова, М.М.Блиева, Ю.С.Гаглойти, Ф.Х.Гутнова, Б.А.Калоева, М.М.Ковалевского, Г.А.Кокиева, В.А.Кузнецова, В.Ф.Миллера, А.А.Магометова, Б.В.Техова, В.Х.Тменова, В.С.Уарзиати, В.Цагара-ева и др.
В работах Л.М.Архангельского, В.И.Бакштановского, В.А.Бачини-на, Д.Ж.Валеева, Л.Б.Волченко, В.Т.Ганжина, А.А.Гусейнова, О.Г.Дроб-ницкого, С.Н.Иконниковой, Л.Н.Когана, В.П.Коблякова, Н.В.Рыбаковой, Ф.Б.Садыкова был заложен фундамент системного анализа понятия «нравственная культура». Следует учесть, что многие из них (Д.Ж.Валеев, Л.Н.Коган, Ф.Б.Садыков и А.К.Уледов) оценивали нравственную культуру в плане исследования нравственного сознания.
Изучение научной литературы по данной тематике выявило отсутствие обобщающих работ, в которых исследуется развитие данной пробле-
мы в ее педагогическом аспекте; исследования вклада ученых и педагогов - практиков 60-80-х годов XX века в ее решение; неиспользование достижений педагогики данного периода в воспитательной работе образовательных учреждений. Между тем современная педагогика и образовательные учреждения испытывают потребность в научнообоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у студенческой молодежи тех нравственных ценностей, которые ведут к формированию ее нравственного сознания. При этом особенно важно определить реально достижимые задачи, средства и методы, выявить специфику данного процесса в соответствии с возрастом и полом учащихся.
Вопросам нравственного сознания подростков, обучающихся в среднем специальном учебном заведении, выявлении их ценностных ориентации, динамики и развития нравственного сознания средствами этнокуль-туры до сих пор не уделялось достаточного внимания. В связи с этим проблема, поднимаемая в нашем исследовании, приобретает актуальность и требует дополнительного изучения.
Недостаток исследований, связанных с ее решением, возможность и целесообразность использования соответствующего позитивного исторического опыта отечественной науки в современных условиях определили тему нашего диссертационного исследования: «Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры».
Проблема диссертационного исследования состоит в выявлении и анализе опыта развития теории нравственного воспитания молодежи, определении возможностей и особенностей формирования ее нравственного сознания средствами этнокультуры. Решение этой проблемы и определило цель исследования.
Объект исследования - теория и практика формирования нравственного сознания молодежи средствами этнокулыуры.
Предмет диссертационного исследования - система отношений и связей общечеловеческой и национальной культур, детерминирующих формирование высокого уровня нравственного сознания молодежи, обучающейся в среднем специальном учебном заведении.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что гармоничное сочетание общечеловеческой и национальной культур является одним из средств формирования нравственного сознания молодежи. Оно будет наиболее эффективным, если:
- выявить нравственный потенциал и систему гуманистических ценностей содержания этнокультурных традиций осетинского народа и социально-профессионального пространства учащейся молодежи в условиях Республики Северная Осетия -Алания;
- раскрыть влияние этнических ценностных ориентаций осетинского народа на формирование его сознания;
- определить систему ценностей студентов колледжа, влияющих средствами этнокультуры на формирование их нравственного сознания;
- разработать и внедрить в образовательный процесс среднего специального учебного заведения авторскую методику развития ценностных ориентаций, формирующих нравственное сознание студентов.
Цель диссертационного исследования, исходная гипотеза, объект и предмет исследования определили совокупность следующих исследовательских задач:
1. Выявить и проанализировать опыт развития теории нравственного сознания молодежи, представленный в трудах философов, психологов и педагогов предыдущих эпох и современности, и существующий региональный опыт;
2. Проанализировать с позиций историзма актуальность и возможности гармоничного сочетания национальных и общечеловеческих ценностей как одного из способов формирования нравственного сознания студентов колледжа и вуза;
3. Определить сущность и особенности развития нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры;
4. Разработать и внедрить авторскую методику, способствующую успешному развитию нравственного сознания студентов колледжа средствами этнокультуры;
5. Выявить педагогические условия, методы и формы использования средств этнической культуры в процессе развития нравственного самосознания личности.
Методологическую основу исследования составили философские и педагогические положения развития нравственного сознания, анализ трудов классиков и современных педагогов и философов (Р.Декарт, Я.А.Ко-менский, Дж.Локк, М.Мамардашвили, Ж.Ж.Руссо, А.Тойнби, К.Д.Ушин-ский, А.Швейцер, О.Шпенглер, Э.Фромм, К.Ясперс). Важными для нашего исследования были этнопедагогическая концепция воспитания и
образования Г.Н.Волкова, труды этнологов, освещающие вопросы национальной и общечеловеческой культуры (С.А.Арутюнов, Ю.В.Арутюнян, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, Э.С.Маркарян, В.А.Тишков и др.); исследования психологов, обобщающих основные положения деятельного подхода к формированию нравственной культуры (К.А.Абульханова-Славская, JL А.Зеленов, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев и др.); современные исследования теории и практики нравственного сознания, методики исследования ценностных ориентация (М.Рокич).
В качестве базы исследования были выбраны Владикавказский колледж электроники, факультет социологии и психологии и экономический факультет Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогических, философских источников научной информации, диссертационных сочинений по вопросам формирования нравственного сознания подростков; констатирующий и формирующий эксперименты, позволившие получить подтверждение выдвинутой гипотезы исследования и внедрить некоторые авторские рекомендации и педагогические новации в образовательный процесс среднего специального учебного заведения.
Организация и этапы исследования:
Диссертационное исследование осуществлялось с 1999 по 2006 годы в четыре этапа:
I этап - (1999 - 2000 гг.) - рекогносцировочный - изучение философской, психолого-педагогической и социологической литературы, осуществление первичных наблюдений, их анализ и обобщения.
II этап - (2000 - 2002 гг.) - констатирующе-поисковый - исследование содержания и структуры нравственного сознания студентов, выявление с помощью констатирующих методик уровня его сформированное™, определение исходных позиций исследования: объекта, предмета, проблемы, цели, задач, гипотезы, методологии и методов, понятийного аппарата.
III этап - (2002-2003 гг.) - опытно-экспериментальный - проверка общей гипотезы исследования, моделирование и уточнение путей и педагогических условий формирования Нравственного сознания молодежи; конкретизация методологии, уточнение понятийного аппарата, из-
учение опыта университетов по использованию возможностей формирования нравственной культуры студентов в ходе учебно-воспитательного процесса.
IV этап - (2003-2006 гг.) - обработка и систематизация полученных данных, уточнение теоретических положений, формулирование основных выводов, разработка и апробирование в ходе учебно-воспитательного процесса предлагаемых рекомендации, завершение работы над диссертацией.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлены динамика и особенности формирования нравственного сознания у подростков (в разных пограничных возрастных группах);
- определены ценностные ориентации, входящие в этнокультуру и влияющие на формирование нравственного сознания молодежи;
- разработана и внедрена авторская методика выявления ценностных ориентаций (на материале устного народного творчества);
- составлены психолого-педагогические рекомендации для учителей, направленные на повышение качества учебно-воспитательного процесса в средних специальных учебных заведениях.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:
1. Исследовано понятие «нравственное сознание» в философском, педагогическом и психологическом смыслах.
2. Выявлены нравственный потенциал, система гуманистических ценностей, содержащихся в этнокультурных традициях осетинского народа, и социально-профессиональное пространство учащейся молодежи в условиях Республики Северная Осетия-Алания;
3. Обозначены особенности нравственного сознания подростков (1516 лет) - студентов колледжа.
4. Определена и проанализирована система ценностей студентов колледжа, влияющих на формирование нравственного сознания через элементы этнокультуры (Нартовские сказания, пословицы и поговорки).
5. Разработана и внедрена авторская методика развития ценностных ориентаций учащейся молодежи (на материале устного народного творчества).
Практическая значимость исследования. Разработаны и внедрены в общеобразовательный процесс средних специальных учебных заведений
рекомендации для учителей-предметников и психологов, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и правильный выбор подростками ценностей, влияющих на их нравственное сознание, а в дальнейшем - и поведение; способствующие повышению качества работы со студентами всего педагогического коллектива.
Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, логической структурой и содержанием диссертационной работы, внедрением авторских рекомендаций, способствующих повышению качества профессиональной деятельности учителей, в образовательно-воспитательный процесс, достоверностью выводов, вытекающих из статистической обработки результатов эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Нравственный потенциал, система гуманистических ценностей и этнокультурных традиций осетинского народа, влияющих на формирование нравственного сознания студентов колледжа.
2. Нравственное сознание - психическое отражение человеком реальности, при котором происходит его оформление в виде множества образов, символов, норм и идеалов. Именно оно включает его в ситуацию выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивационного отношения, помощи в анализе своих действий, поступков и характера субъективно-нравственного пространства. Это проявляется в деятельности по нравственному воспитанию студентов и характеризует субъективно-нравственное пространство, в котором они живут.
3. Целеобразующая роль нравственного сознания концентрируется на развитии целостной личности с определенной иерархией нравственных ценностей, что ведет к структурированию процессов самовоспитания и самореализации.
4. Эффективность овладения студентами нравственными ценностями определяется непосредственным изучением ими национальной культуры.
5. Педагогическая целесообразность организации личностной практики для проявления молодежью нравственных качеств и ценностей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры психологии факультета социологии и психологии Северо-Осетинского государственного
университета им. К.Л.Хетагурова, на научно-практических и научно-теоретических конференциях в городах Майкопе (1999 г.), Пятигорске (2001, 2005 гг.), Махачкале (2002 г.). Материалы исследования были внедрены в учебно-воспитательный процесс факультета психологии и социологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова и Владикавказского колледжа электроники.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (163 наименования) и 10 приложений.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, и научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Этническая культура как средство формирования нравственного сознания молодежи» анализируются понятия «сознание» и «этнокультура», обосновывается их взаимосвязь, исследуется модель нравственного сознания в ее историческом и современном состоянии. Здесь же раскрываются педагогические предпосылки формирования нравственного сознания молодежи, основным фактором которого является включение его в ситуацию выбора ценностей.
Юношеский возраст рассматривается как период интенсивного развития сознания. Его формирование реализуется через ценностные ориентации, которые, в свою очередь, интенсивно развиваются и дифференцируются. Наблюдается влияние этнической культуры на сознание, способность сопереживать, а также «входить» в мир переживаний героев произведений литературы. Ценностные ориентации представляют собой одну из центральных характеристик личности и тем самым оказывают существенное влияние на все стороны ее жизнедеятельности. Они отражают отношение человека к окружающему миру и выступают в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости.
Проблема сознания, решаемая в рамках мировоззрения эпох и культурного максимума, достигнутого человечеством, становится предметом изучения многих наук.
При социологическом подходе сознание рассматривается, прежде всего, как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп.
В психологии сознание трактуется как особый, высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психических образов, служащих регуляторами ее целенаправленности
Если культура — «выразитель сущностных сил человека», то созна- <
ние - неотъемлемая его часть. Существенная характеристика сознания - субъективный образ объективного мира. В связи с этим главный механизм действий этнокультуры заключается в представлении ею определенной части или сферы объективной предметной действительности, которую человек воплощает в своей общественной жизни и отражает в своем сознании. Поэтому, постигая субстанцию сознания посредством интерактивационной сущности культуры, мы говорим, что этнокультура образует органический комплекс процессов сознания, нравственных ценностей, выражающий «коллективное Я» определенной общности людей Она сопряжена с архитипами сознания и тем самым получает предметное закрепление в специфических для каждой культуры артефактах - образах, знаках, символах, обычаях, традициях и т.д. Как известно, культура и сознание взаимосвязаны. Эта связь в значительной степени определяет общественную ориентацию людей, их культурные и религиозные представления. Педагогика же как наука интегрирует, синтезирует в себе весь «банк данных» естественных и общественных дисциплин о человеке, законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на его становление. Она есть высший смысл развития науки о ребенке, формировании его личности в системе отношений и в процессе воспитания.
Таким образом, сознание — особое состояние, дарованное только человеку, представляющее собой своеобразное исследование внешнего мира и самого себя. Оно, с одной стороны, фильтрует все увиденное, услышанное, познанное, с другой - обобщает все прочувствованное, продуманное и пережитое. Эта категория является высшей степенью отражения человеком реальности, его оформления в виде множества понятий, образов, ощущений, ценностей и т.д. Весь этот глубокий процесс анализа, систематизация, классификации и упорядочивания нравственной деятельности человека протекает во внутреннем мире. Сознание подростка в сочетании
с его эмоциональной сферой и поведением развивается на основе нравственных представлений, образов, которые в свою очередь формируется средствами культуры этноса.
Большинство из педагогов, определяя нравственное сознание, признавали, что оно сводится к тем нравственным чувствам, ощущениям, представлениям, которые являются высшей ступенью психического отражения человеком реальности. В противовес им известный французский педагог Ж.Ж.Руссо под нравственным сознанием понимал спонтанно выражающиеся склонности, инстинкты и способности, которые личность несет в себе, как достояние своего вида, и которые проявляются в свое время по ходу ее физического и умственного развития. Согласно нему, нравственное сознание имеет следующую структуру: «в основании - природа, на вершине - добродетель (владение собой) и, кроме того, непрерывное стремление к счастью». В свою очередь И.Г.Песталоцци в понятие нравственного сознания вкладывал: нравственное убеждение; нравственное чувство; потребность, волю, желание; навыки и привычки.
Великий чешский педагог Я.А.Коменский определил условия, необходимые для формирования нравственного сознания: развитие внутренних сил и возможностей, заложенных в человеческой природе. Педагог, с присущей ему гуманностью, определил главное: ребенок должен знать, уметь, действовать и говорить, т.е. учиться всему; приучаться иметь о вещах истинное мнение, которое в будущем должно закрепиться, т.е. истинная основа мудрости провозглашается им в истинном суждении о вещах.
Демократ Н.А.Добролюбов под понятием «нравственное сознание» понимал синтез патриотических и гражданственных чувств, единство знаний, идеалов, познание своих способностей, их активизацию и связь с жизнью.
Известный русский педагог К.Д.Ушинский предложил рассматривать рассудок как плод сознания и привычки. По его мнению, навыки и наклонности являются важнейшими компонентами сознания.
Духовные свойства личности (честность, самообладание, благородство мысли и поступков) необходимо развивать, приумножать и реализовывать в деятельности. Характеризуя влияние литературы на нравственное чувство, педагог рекомендует детям черпать знания и элементы нравственности через образы устного народного творчества, например, пословицы. Учитывая, что сведения об изучении культуры своего народа пробуждают
в ребенке нравственное начало, КДУшинский подмечал воспитательное значение пословиц, утверждая, что «ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц».
Наши исследования показали, что педагогическим условием формирования нравственного сознания личности является культурно-информационное пространство, характеризующееся следующими категориями: наличием отдельных предметов, раскрывающих определенную сторону изучаемой области знаний; интеграцией в воспитательно-образовательный процесс различных отношений студентов и вооружение их универсальными способами действий по накоплению и трансформации новых знаний; соблюдением принципов природосообразностии и культуросообразности, индивидуальным подходом к личности подростка; построением целостной внеклассной воспитательной системы, обеспечивающей вовлечение в эту работу подростков различных возрастных групп; использованием новых нравственных знаний, образовательных ресурсов и культурных ценностей с помощью современных средств коммуникации; семейной средой образовательного учреждения, основанной на сотрудничестве между студентами, педагогами и родителями. Взятые в целом эти категории и составляют культурно-информационное пространство личности.
Основными предпосылками формирования нравственного сознания подростка являются:
а) включение его в ситуации выбора ценностей, их осмысление, нравственно-мотивационное отношение, помощь в оценке своих действий и поступков. Далее смысловое значение приобретают процессы нравственной автономизации личности, физического и нравственного самосовершенствования, социально-психологической адаптации. Педагог помогает ребенку не только обрести систему нравственных ценностей, но и подготовиться к жизни в конкретно-историческом социокультурном пространстве;
б) характер субъективного нравственного пространства, в котором он живет. Как только подросток вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него образуются реальные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство. Это пространство имеет свои временные, объемные характеристики. Оно может находиться в состоянии позитивного расширения, активности нравствен-
ного взаимодействия, быть комфортным или дискомфортным, рождать возвышенные переживания или чувства неудовлетворенности жизнью. Оно может быть ограниченным, консервативным, что нередко ведет ребенка к сужению его субъективного духовного пространства, переживанию состояния нравственного кризиса.
Во второй главе «Экспериментальная система формирования нравственного сознания студентов среднего учебного заведения средствами этнокультуры» представлены результаты констатирующего и формирующего экспериментов, описана система развития нравственного сознания, педагогические условия, методы и формы использования средств этнической культуры.
Экспериментально-опытное исследование нравственного сознания студентов было подчинено логике теоретических посылок и служило одновременно способом решения исследовательских задач и средством воздействия на будущих специалистов, стимулируя их к анализу своей деятельности и общения. Отличительной чертой нашего исследования было включение в образовательный процесс среднего специального учебного заведения программы формирования нравственного сознания у учащихся, активно влияющей как на процесс образования, так и на процесс их воспитания.
Организованная нами работа шла по двум направлениям; опросы и анкетирование студентов; длительное изучение процесса формирования у них нравственного сознания и факторов, детерминирующих этот процесс.
Количество собранного статистического материала обусловило причиной использования наряду с качественным анализом, методов многомерного статистического анализа, позволивших систематизировать качественные характеристики, выявить и описать зависимость между ними.
В научной работе обоснован и экспериментально проверен подход к формированию нравственного сознания учащихся, основанный на включении элементов этнокультуры во все формы учебно-воспитательного процесса, и вопросов, отражающих содержание исследуемого личностного образования. Все это в совокупности позволило нам сформировать у них целостную систему знаний, представлений и ценностных ориента-ций.
Опыт показал практическую целесообразность акцентирования внимания на проблемах нравственного сознания молодежи без нарушения логики изложения основ наук.
Решение педагогических задач, использование в процессе преподавания отдельных дисциплин деловых игр и их элементов, организация учебных дискуссий и тренингов позволили нам реализовать принципы ролевой перспективы и опережающей социализации в практике формирования нравственного сознания молодежи.
Данный процесс протекал в комплексе последовательно проявляющихся умений выявлять факты, явления и ситуации нравственного выбора; проникать в их сущность; анализировать характер их проявления, возникновения и развития; прогнозировать их динамику и определять свою роль в этом процессе. Кроме того, он предполагал освоение личностью системы нравственных знаний и ценностных ориентации; формирование умений, направленных на нравственное воспитание молодежи и нравственно-психологического климата в групповом коллективе; нравственное самовоспитание через усвоение ценностей, полей этнической культуры, а также становление личностных свойств и качеств, отвечающих требованиям педагогической этики.
Началом формирования нравственного сознания молодежи является осмысление нравственных аспектов педагогических фактов, явлений, событий; затем - усвоение и формирование нравственных ценностей; появление уверенности в социальной значимости нравственных аспектов педагогической деятельности; формирование нравственных принципов; реализация их в общении.
Учитывая положение психологии о формировании свойств и качеств личности, мы полагали, что процесс формирования нравственного сознания студентов носит рядоположенный характер, его позиции соотносятся с содержанием учебных предметов, с ситуацией выбора нравственных ценностей и конкретной социально-психологической ситуацией становления личности - включением в обучение, воспитание и общение различных форм самопознания, способствующих формированию нравственных качеств личности.
Технология формирования нравственного сознания как психического отражения человеком реальности определяется следующей логикой:
нравственные знания (теоретическая осмысленность нравственных понятий) и нравственные ценности (применение нравственных категорий в обучении и воспитании).
Мы обнаружили, что сегодня, в условиях бурной социально-экономической и культурной жизни, когда в значительной мере произошла переоценка ценностей, многие молодые люди потеряли жизненные ориентиры, при решении сложных проблем, так или иначе связанных с нравственным сознанием и нравственным выбором, возрастает роль ценностных ориентации, помогающих подрастающему поколению жить в современном по-лифоничном обществе.
В ходе проделанной опытно-экспериментальной работы значительно изменилось отношение студентов, прежде всего к самим себе, к деятельности - учебной, познавательной, образовательной и коммуникативной. Мы заметили, что формирование сознания происходит не в деятельности вообще как таковой, а в деятельности, направленной на достижение нравственной цели. В процессе учебно-образовательной деятельности студенты качественно расширили и углубили свои знания по этнокультурному предмету, во время проведенных исследований многие из них сумели решить для себя важные нравственные проблемы, нашли ответы на волнующие их вопросы, стали более спокойно и уверенно выражать свое мнение и отстаивать собственную позицию.
Работа со студентами колледжа электроники позволила нам выявить наиболее значимые для них ценности и проследить за их динамикой в ходе проводимого эксперимента: если на его начальном этапе ценности-цели (терминальные) обозначались следующим ранговым рядом: здоровье, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость и.т.д., то по окончанию эксперимента данный ряд имел вид: семья, интеллект, уверенность в себе, созидание и.т д.
Как нам удалось выяснить, значимые для студентов ценности, в определенной степени, повысили уровень их нравственного сознания и раскрыли имеющиеся в данном направлении потенции. При этом следует отметить, что формы самопознания реализовывались испытуемыми через ценностные ориентации средствами этнокультуры.
В результате проведенного нами формирующего эксперимента увеличилось количество студентов, обладающих достаточно высоким мотиваци-онно-познавательным (с 30.2 % до 41 %) и нравственно-образовательным
(с 31 % до 42.3 %) уровнями. Данный факт мы связываем с осознанием ими важности и ценности изучения этнической культуры (предмет «Литература республики»), ее влиянием в совокупности на когнитивный, эмоциональный, мотивационный и волевой компоненты их деятельности.
Данные экспериментального исследования (Диаграммы 1,2) позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Процесс формирования нравственного сознания молодежи с использованием элементов этнокультуры идет наиболее эффективно, если в учебно-воспитательную работу со студентами включать тематические беседы, тренинги, ролевые игры и дискуссии, в ходе эксперимента проводить среди испытуемых опросы и анкетирование, позволяющие корректировать на различных его этапах данный процесс.
2. Наблюдаемая положительная динамика нравственного сознания учащейся молодежи способствовала повышению уровня ее познавательной, учебной и нравственной деятельности.
3. Для студентов колледжа электроники значимыми ценностями являлись: здоровье, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость; для студентов высших учебных заведений - здоровье, наличие хороших и верных друзей, любовь и счастливая семейная жизнь.
Диаграмма 1. Уровни нравственных ценностей-целей студентов
Диаграмма 2. Уровни нравственных ценностей-средств студентов
Результаты констатирующего эксперимента и их анализ дали нам возможность заключить, что нравственное сознание:
- активизирует ценностно-смысловой компонент сознания и личности студента, побуждает его к осмыслению этнических и общечеловеческих ценностей, выработке личного отношения к ним, собственной внутренней позиции и присущих ей ценностных ориентаций;
- дает представление о внутреннем мире человека (его духовно-нравственной, эмоционально-волевой и познавательной сферах), о его месте в окружающем мире (природе, социуме, времени);
- приводит к осознанному усвоению знаний и понятий о культуре своего народа и его духовных ценностях;
- учит выделению, анализу и оценке духовно-нравственного аспекта действительности, поведения, отношений с точки зрения эталонов и образцов, представленных в этнической культуре;
- формирует у студентов приемы и способы организации познавательной, учебной, коммуникативной и других видов деятельности, устойчивых форм поведения в соответствии с имеющимися у них индивидуальными особенностями и усвоенными национальными образцами и нормами;
- на основе самопознания, самоотношения и самооценки личность переходит к процессу саморазвития;
- познание себя и уверенность в себе способствует переходу личности к активной учебной и коммуникативной деятельности.
Как показало наше исследование, для успешного формирования нравственного сознания личности необходимо:
1. Выявить нравственный потенциал, систему гуманистических ценностей и этнокультурных традиций, оказывающих влияние на формирование нравственного сознания студентов, концентрируясь на развитии целостной личности с определенной иерархией нравственных ценностей, элементов самовоспитания и самореализации. Эффективность овладения нравственными ценностями определяется непосредственным изучением студентами национальной культуры.
2. Организовать педагогически целесообразную личностную практику для проявления студентами нравственных качеств и выбором ими ценностей.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Теоретические и практические положения данного исследования позволили нам прийти к следующим выводам:
1. Нравственное сознание молодежи — это психическое отражение действительности, формирование которого происходит в форме целой системы нравственных принципов, и включает молодого человека в ситуацию выбора нравственных ценностных ориентаций, нравственно-моти-вационное отношение в анализе своих мыслей и поступков, проявляющееся в деятельности по нравственному воспитанию.
2. Процесс формирования нравственного сознания молодежи должен быть включен в учебно-воспитательное пространство учебного заведения, отражать динамическую структуру нравственного сознания, которое формируется поэтапно, каждый из этапов имеет свои цели и задачи.
3. Нравственные ценностные ориентации являются стержнем культуры народа, оказывают влияние на формирование его сознания и в целом на нравственность молодежи.
Процесс формирования нравственного сознания студентов предполагает разработку методических и дидактических положений с обязательным включением этнопедагогических материалов. Использование
потенциальных воспитательных возможностей народной педагогики в нравственном воспитании студентов оказывает существенное влияние на формирование нравственного сознания студентов, динамику развития нравственных ценностей.
К основным направлениям формирования нравственного сознания молодежи можно отнести следующие:
- диагностика и коррекция нравственной позиции студентов как основы становления нравственного сознания молодежи;
- включение студентов в учебно-воспитательную деятельность, обеспечивающую постановку и решение нравственных проблем, усвоение нравственных норм, принципов, идеалов и нравственных ценностей;
- создание оптимального психологического климата в студенческом коллективе, обеспечивающего формирование у каждого студента чувства ответственности за свой нравственный выбор;
- формирование установки на нравственное самовоспитание и самореализацию.
В случае продолжения работы в данном направлении возможно использование в учебно-воспитательном процессе ведущих ориентацион-ных ценностей молодежи для мотивации у них процессов самовоспитания и самореализации:
- формировать у нее понятия, пропагандирующие здоровый образ жизни;
- анализировать и учитывать данные о том, насколько широк разброс предпочтений тех или иных ценностей в группах ребят, отличающихся друг от друга по тендерному признаку. При этом обязательно учитывать разные условия социализации, в которых развиваются мальчики и девочки;
- проводить педагогические консультации со студентами, позволяющие корректировать имеющиеся у них нравственные ценности;
- создавать условия для приобщения студентов разной этнической социализации к культуре осетин, с целью познания другой культуры через собственную.
С учетом полученных данных возможно формирование не только ближайших, но и отдаленных перспектив обучающихся, так как без дальнейшей временной перспективы человек больше подвержен влиянию случайных факторов.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1. Кокоева Р.Т. Система нравственных ориентации этноса и ее роль в формировании сознания подростка // Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире. Карачаевск, 1999. С. 23-25.
2. Кокоева Р.Т. Гармоничная взаимосвязь профессиональных и духовно-ценностных ориентации педагога-психолога: Методическое пособие. Владикавказ: СОГУ, 2001. - 10 с.
3. Кокоева Р.Т. Этнические и социокультурные ценности в духовно-нравственном воспитании молодежи. Материалы Международной научно-практической конференции. Махачкала-Пятигорск, 2000. С.56-59.
4. Кокоева Р.Т. Решение проблемы нравственного развития личности в научных трудах К.Д.Ушинского // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Владикавказ, 2002. С. 45-51.
5. Кокоева Р.Т. Русский язык как фактор взаимообогащения национальных культур // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск, 2004, С. 181-183.
6. Кокоева Р.Т. Фольклор как источник обучения и воспитания // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Владикавказ: СОГУ, 2006. С. 45-48.
Подписано в печать 26.05.06. Тираж 100 Уел п. л. 1,4. Заказ №61.
Полиграфический центр Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова, 362025, г.Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
¿006Л
13 8 4b 43 <т
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кокоева, Разита Тембулатовна, 2006 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
1.1. Сознание и этнокультура, понятие и взаимосвязь.
1.2. Модели нравственного сознания. История и современное состояние.
1.3. Культурно-информационное пространство как педагогическое условие формирования нравственного в личности подростка
1.4. Педагогические предпосылки формирования нравственного сознания - включение его в ситуацию выбора ценностей
Выводы
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ.
2.1. Анализ исследования ценностных ориентаций студентов среднего учебного заведения и студентов высшей школы
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов
2.3. Рекомендации педагогическим работникам (по результатам исследования ценностных предпочтений у подростков двух возрастных категорий (15-16 и 17-18 лет))
Выводы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры"
Постановка и актуальность проблемы. Актуальность проблемы возникает под влиянием потребностей общества и призвана содействовать гуманистическим идеям и общественному прогрессу.
Время - это мера сопротивляемости пространства. От его характера, информационной насыщенности, емкости зависит и течение времени. Одной из реалий нашего времени, логически вытекающей из современного состояния общества, является, на наш взгляд, пустота и аморфность, обволакивающая сознание людей. Духовная культура, вбирающая в себя совокупность явлений психики, суммы знаний и эстетически - ценностных переживаний, образует эмпирический опыт, выражающий определенную позицию человека в мире. Подлинно сознательная личность - это личность, строящая свою жизнь на непреходящих духовных ценностях, имеющих общечеловеческую перспективу. Однако рассогласование всех общественных связей, деформация межличностных отношений, разобщение и отчужденность поколений, утрата бесценных традиций и, в какой-то мере, наследование культурного опыта,- все это приводит к такому состоянию человека, когда он теряет внутренний духовный стержень, скрепляющий в единое целое его практическую жизнь. Нет сомнений, что дисгармония, царящая в обществе, зиждется на экономических, социальных и исторических событиях времени, на духовном дисбалансе, установившемся в сознании людей. Заполнить эту брешь возможно, сохраняя и передавая из поколения в поколение представления о добром и вечном. Эту задачу, наряду с семьей, должна решить сегодня и школа. При этом, процесс взаимодействия учителя с учеником должен быть подчинен следующему принципу: учитель создает конкретные жизненные образы, предоставляя ученику выбор системы ценностей. Подобный подход развивает у подростков самостоятельное мышление, свободное самоопределение и ответственность за свои поступки, побуждает их беречь, уважать духовные богатства, формирует соответствующее поведение. Как известно, под непосредственным влиянием ближайшего окружения личности, формируются сумма ее ценностных ориентации, жизненная позиция, выражающаяся в деятельности, общении, в повседневном поведении и, в конечном итоге, в ее социальной позиции. Этот сложный и многофакторный процесс будет комплексным и действенным, если сочетать воздействия на сознание человека науки, искусства и политики, с вовлечением его в активную деятельность (интеллектуальную, познавательную, общественно-политическую, культурную и трудовую), с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в группах, коллективах и объединениях.
Условия развития материальной и духовной жизни, как показывает развитие цивилизации, могут видоизменяться, но накопленные человечеством неоспоримые духовные ценности, такие как народное искусство, обычаи и традиции вечны. Они передаются потомкам и играют исключительную роль в формировании духовного и критического мышления, самосознания личности, которой кроме знаний необходимы нравственная опора, любовь к культурным ценностям, своему народу, уважение и почитание его традиций. Соприкосновение с ними ребенка позволяет ему с малых лет усвоить определенные нравственные заповеди, сохранить и передать их в будущем своим детям. В живом организме социума, функциональная предопределенность есть у каждого народа. Однако только этно-культура, как своеобразная миниатюра поликультуры, способна раскрыть свое содержание с помощью материальных и духовных ценностей. Для этого, этнос, обладающий своей информационной программой во имя созидания нации, должен расконсервировать свой интеллектуальный банк памяти и начать оперировать с уже созданными духовными богатствами. Педагогический опыт показывает, что творческое использование семьей и школой таких средств этнической культуры, как искусство, традиции, обычаи и нравы в воспитании личности позитивно влияют на развитие ее духовного самосознания.
Во второй половине XX века (70-80 гг., 80-90 гг.) появились научные работы, в которых проблема нравственного сознания подростков впервые находит свое отражение, становится предметом комплексного исследования, проводимого через призму достижений философии, этики, психологии и социологии. Вопросом нравственного сознания в его историко-педагогическом осмыслении в свое время занимались отечественные ученые-педагоги
Е.В.Бондаревская и Э.П.Козлов. В научных трудах И.Е.Марьенко «Основы процесса нравственного воспитания школьников» и «Нравственное становление личности школьника» данная проблема выступает в качестве составного компонента общего процесса нравственного воспитания школьников. В работах дана характеристика теоретических основ, этапов нравственного развития и становления личности, уровней воспитанности подрастающего поколения, предложена система мер, обеспечивающих повышение эффективности воспитательного процесса.
Интересны и научные изыскания Н.И.Болдырева, подчеркивающего: уровень нравственной воспитанности подрастающего поколения определяется степенью развития его морального сознания в соответствии с возрастными особенностями.
Проблема нравственного сознания рассматривалась в трудах О.С.Богданова, В.С.Турин, И.Ф.Харламов, Н.Е.Щуркова и др.
Значительный вклад в разработку ее теоретических основ внесли исследования Ш.А.Амонашвили, А.Г.Ахвердов,
И.В.Гребенников, Е.Д.Марьясис, В.А.Сухомлинский, А.Г.Хрипкова, Э.М.Черепова и др.
Отдельные аспекты рассматриваемой тематики в условиях национальных республик в 80-е годы XX века освещались И.А.Арабовым, Р.И.Байчоровой, Н.С.Верещагиной, О.Р.Кунц, Ф.Т.Кущетеровой, К.Б.Семеновым, И.А.Шоровым и др.
Определенный вклад в исследование нравственного сознания внесли и ученые Республики Северная Осетия-Алания Ю.А.Белогуров, С.Г.Ваниева, С.З.Габисова, Л.К.Гостиева, Т.А.Гуриев, Э.С.Дзуцев, З.В.Канукова, З.К.Каргиева, Т.Б.Кодзаев, В.К.Кочисов, К.В.Кулаев, А.М.Магометов, Б.А.Тахохов,
A.А.Хадарцева, А.Х.Хадикова, Х.Х.Хадиков, Е.Е.Хатаев, З.Б.Цаллагова и др.
В работе над данной проблемой большую помощь нам оказали работы ученых, посвященные культуре и быту осетин, народов Северного Кавказа: В.И.Абаева, Р.С.Бзарова, М.М.Блиева, Ю.С.Гаглойти, Ф.Х.Гутнова, Б.А.Калоева, М.М.Ковалевского, Г.А.Кокиева, В.А.Кузнецова, В.Ф.Миллера, А.А.Магометова, Б.В.Техова, В.Х.Тменова, В.С.Уарзиати, В.Цагараева и др.
В работах Л.М.Архангельского, В.И.Бакштановского,
B.А.Бачинина, Д.Ж.Валеева, Л.Б.Волченко, В.Т.Ганжина,
A.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, С.Н.Иконниковой, Л.Н.Когана,
B.П.Коблякова, Н.В.Рыбаковой, Ф.Б.Садыкова был заложен фундамент системного анализа понятия «нравственная культура». Следует учесть, что многие из них (Д.Ж.Валеев, Л.Н.Коган, Ф.Б.Садыков и А.К.Уледов) оценивали нравственную культуру в плане исследования нравственного сознания.
Изучение научной литературы по данной тематике выявило отсутствие обобщающих работ, в которых исследуется развитие данной проблемы в ее педагогическом аспекте; исследования вклада ученых и педагогов - практиков 60-80-х годов XX века в ее решение; не использование достижений педагогики данного периода в воспитательной работе образовательных учреждений. Между тем, современная педагогика и образовательные учреждения испытывают потребность в научно-обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у студенческой молодежи тех нравственных ценностей, которые ведут к формированию ее нравственного сознания. При этом особенно важно определить реально достижимые задачи, средства и методы, выявить специфику данного процесса в соответствии с возрастом и полом учащихся.
Вопросам нравственного сознания подростков, обучающихся в среднем специальном учебном заведении, выявлении их ценностных ориентаций, динамики и развития нравственного сознания средствами этнокультуры до сих пор не уделялось достаточного внимания. В связи с этим проблема, поднимаемая в нашем исследовании, приобретает актуальность и требует дополнительного изучения.
Недостаток исследований, связанных с ее решением, возможность и целесообразность использования соответствующего позитивного исторического опыта отечественной науки в современных условиях определили тему нашего диссертационного исследования: «Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры».
Проблема диссертационного исследования состоит в выявлении и анализе опыта развития теории нравственного воспитания молодежи, определении возможностей и особенностей формирования ее нравственного сознания средствами этнокультуры. Решение этой проблемы и определило цель исследования.
Объект исследования - теория и практика формирования нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры.
Предмет диссертационного исследования - система отношений и связей общечеловеческой и национальной культур, детерминирующих формирование высокого уровня нравственного сознания молодежи, обучающейся в среднем специальном учебном заведении.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что гармоничное сочетание общечеловеческой и национальной культур является одним из средств формирования нравственного сознания молодежи. Оно будет наиболее эффективным, если:
- выявить нравственный потенциал и систему гуманистических ценностей содержания этнокультурных традиций осетинского народа и социально-профессионального пространства учащейся молодежи в условиях республики Северная Осетия -Алания;
- раскрыть влияние этнических ценностных ориентаций осетинского народа на формирование его сознания;
- определить систему ценностей студентов колледжа, влияющих средствами этнокультуры на формирование их нравственного сознания;
- разработать и внедрить в образовательный процесс среднего специального учебного заведения авторскую методику развития ценностных ориентаций формирующих нравственное сознание студентов.
Цель диссертационного исследования, исходная гипотеза, объект и предмет исследования определили совокупность следующих исследовательских задач:
1. Выявить и проанализировать опыт развития теории нравственного сознания молодежи, представленный в трудах философов, психологов и педагогов предыдущих эпох и современности и существующий региональный опыт.
2. Проанализировать с позиций историзма актуальность и возможности гармоничного сочетания национальных и общечеловеческих ценностей как одного из способов формирования нравственного сознания студентов колледжа и вуза;
3. Определить сущность и особенности развития нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры;
4. Разработать и внедрить авторскую методику, способствующую успешному развитию нравственного сознания студентов колледжа средствами этнокультуры;
5. Выявить педагогические условия, методы и формы использования средств этнической культуры в процессе развития нравственного самосознания личности.
Методологическую основу исследования составили философские и педагогические положения развития нравственного сознания, анализ трудов классиков и современных педагогов и философов (Р.Декарт, Я.А.Коменский, Дж.Локк, М.Мамардашвили, Ж.Ж.Руссо, А.Тойнби, К.Д.Ушинский, А.Швейцер, О.Шпенглер, Э.Фромм, К.Ясперс). Важными для нашего исследования были этнопедагоги-ческая концепция воспитания и образования Г.Н.Волкова, труды этнологов, освещающие вопросы национальной и общечеловеческой культуры (С.А.Арутюнов, Ю.В.Арутюнян, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, Э.С.Маркарян, В.А.Тишков и др.); исследования психологов, обобщающих основные положения деятельного подхода к формированию нравственной культуры (К.А.Абульханова-Славская, Л.А.Зеленов, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев и др.); современные исследования теории и практики нравственного сознания, методики исследования ценностных ориентаций (М.Рокич).
В качестве базы исследования были выбраны Владикавказский колледж электроники и факультет социологии и психологии и экономический факультет Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогических, философских источников научной информации, диссертационных сочинений по вопросам формирования нравственного сознания подростков; констатирующий и формирующий эксперименты, позволившие получить подтверждение выдвинутой гипотезы исследования и внедрить некоторые авторские рекомендаций и педагогических новаций в образовательный процесс среднего специального учебного заведения.
Организация и этапы исследования:
Диссертационное исследование осуществлялось с 1999 по 2006 годы в четыре этапа:
I этап — (1999 — 2000 гг.) - рекогносцировочный - изучение философской, психолого-педагогической и социологической литературы, осуществление первичных наблюдений, их анализ и обобщения.
II этап - (2000 - 2002 гг.) - констатирующе-поисковый - исследование содержания и структуры нравственного сознания студентов, выявление с помощью констатирующих методик уровня его сформированности, определение исходных позиций исследования: объекта, предмета, проблемы, цели, задач, гипотезы, методологии и методов, понятийного аппарата.
III этап - (2002-2003 гг.) - опытно-экспериментальный -проверка общей гипотезы исследования, моделирование и уточнение путей и педагогических условий формирования нравственного сознания молодежи; конкретизация методологии, уточнение понятийного аппарата, изучение опыта университетов по использованию возможностей формирования нравственной культуры студентов в ходе учебно-воспитательного процесса.
IV этап - (2003-2006 гг.) - обработка и систематизация полученных данных, уточнение теоретических положений, формулирование основных выводов, разработка и апробирование в ходе учебно-воспитательного процесса предлагаемых рекомендации, завершение работы над диссертацией.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлены динамика и особенности формирования нравственного сознания у подростков (в разных пограничных возрастных группах);
- определены ценностные ориентации, входящие в этнокультуру и влияющие на формирование нравственного сознания молодежи;
- разработана и внедрена авторская методика выявления ценностных ориентаций (на материале устного народного творчества);
- составлены психолого-педагогические рекомендации для учителей, направленные на повышение качества учебно-воспитательного процесса в средних специальных учебных заведениях.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:
1. Исследовано понятие «нравственное сознание» в философском, педагогическом и психологическом смыслах.
2. Выявлены нравственный потенциал, система гуманистических ценностей, содержащихся в этнокультурных традициях осетинского народа, и социально-профессиональное пространство учащейся молодежи в условиях республики Северная Осетия-Алания;
3. Обозначены особенности нравственного сознания подростков (15-16 лет) - студентов колледжа.
4. Определена и проанализирована система ценностей студентов колледжа, влияющих на формирование нравственного сознания через элементы этнокультуры (Нартовские сказания, пословицы и поговорки).
5. Разработана и внедрена авторская методика развития ценностных ориентаций учащейся молодежи (на материале устного народного творчества).
Практическая значимость исследования. Разработаны и внедрены в общеобразовательный процесс средних специальных учебных заведений рекомендаций для учителей-предметников и психологов, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и правильный выбор подростками ценностей, влияющих на их нравственное сознание, а в дальнейшем — и поведение; способствующие повышению качества работы со студентами всего педагогического коллектива.
Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, логической структурой и содержанием диссертационной работы, внедрением авторских рекомендаций, способствующих повышению качества профессиональной деятельности учителей, в образовательно-воспитательный процесс, достоверностью выводов, вытекающих из статистической обработки результатов эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Нравственный потенциал, система гуманистических ценностей и этнокультурных традиций осетинского народа, влияющих на формирование нравственного сознания студентов колледжа.
2. Нравственное сознание - психическое отражение человеком реальности, при котором происходит его оформление в виде множества образов, символов, норм и идеалов. Именно оно включает его в ситуацию выбора ценностей, их осмысления, нравственномотивационного отношения, помощи в анализе своих действий, поступков и характера субъективно-нравственного пространства. Это проявляется в деятельности по нравственному воспитанию студентов и характеризует субъективно нравственное пространство, в котором они живут.
3. Целеобразующая роль нравственного сознания концентрируется на развитии целостной личности с определенной иерархией нравственных ценностей, что ведет к структурированию процессов самовоспитания и самореализации.
4. Эффективность овладения студентами нравственными ценностями определяется непосредственным изучением ими национальной культуры.
5. Педагогическая целесообразность организации личностной практики для проявления молодежью нравственных качеств и ценностей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры психологии факультета социологии и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова, на научно-практических и научно-теоретических конференциях в городах Майкопе (1999 г.), Пятигорске (2001, 2005), Махачкале (2002 г.). Материалы исследования были внедрены в учебно-воспитательный процесс факультета психологии и социологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова и Владикавказского колледжа электроники.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (163 наименования) и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы
Проанализировав теоретическую часть нашей работы, мы пришли к следующим выводам:
1) понятие сознания - явление сложное и многогранное. Оно исследовалось с античных времен и решалось в рамках мировоззрения эпох и того культурного максимума, достигнутого цивилизацией. Сознание представляет собой высшую ступень психического отражения человеком реальности, его оформление в виде множества понятий, образов, ощущений, ценностей и т.д. Весь этот глубокий процесс анализа, систематизации, классификации и упорядочивания духовной деятельности человека протекает в его внутреннем мире;
2) этнокультура образует органический комплекс процессов сознания, нравственных ценностей, выражающий «коллективное я» определенной общности людей, т.е. она сопряжена с архитипами сознания и тем самым получает предметное закрепление в специфических для каждой культуры артефактах - образах, знаках, символах, традициях, обычаях и т.д. Педагогическая мысль интегрирует, синтезирует в себе весь «банк данных» естественных и общественных дисциплин о человеке, о законах развития воспитательных отношений, влияющих на становление подрастающего поколения;
3) нравственное сознание анализировалось многими великими педагогами (Н.А.Добролюбовым, Я.А.Коменским, Д.Локком, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинским и др.), и современными учеными (Е.В.Бондаревской, Н.И.Болдыревым, В.С.Гуриным, Э.П.Козловым, и др.). Исходя из этих определений, нравственное сознание - это высший уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей и других духовных феноменов, образующих содержание сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры;
4) педагогическим условием формирования нравственного в личности подростка является культурно-информационное пространство, которое может характеризоваться: наличием отдельных предметов, раскрывающих определенную сторону изучаемой области знаний; построение целостной внеклассной воспитательной системы, обеспечивающей вхождение в нее ребят различных возрастных групп; интеграция в воспитательно-образовательный процесс различных отношений студента; использование новых нравственных знаний, культурных ценностей с помощью современных средств коммуникации;
5) основными предпосылками формирования нравственного сознания подростка являются: включение его в ситуацию выбора ценностей, их осмысление, нравственно-мотивационное отношение, помощь в анализе своих действий, поступков и характер субъективного нравственного пространства, в котором живут ребята, куда входят отношения и общение в коллективе, в семье, на улице, с родителями, учителями, отношение к себе, внешнему миру, труду, образу жизни.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ
2.1. Анализ исследования ценностных ориентаций студентов среднего учебного заведения и студентов высшей школы
Наше эмпирическое исследование проводилось на базе Владикавказского колледжа электроники и Северо-Осетинского государственного университета им. К.Хетагурова, участие в котором приняло 55 девушек и 58 юношей 15-16 лет (среднее учебное заведение) и 48 девушек, 50 юношей 18-19 лет (2 курса экономического факультета СОГУ).
Исследование проводилось по следующим направлениям: анкетирование студентов и изучение процесса формирования нравственного сознания средствами этнокультуры. В работе применялся факторный и корреляционный анализ, а также метод наблюдения и тестирования.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ
Факторный анализ
Целью факторного анализа является группирование признаков в факторы, объединяющие сходные признаки. Факторы характеризуются своими нагрузками - долями входящих в них признаков (их величина составляет от 0 до 1). Если нагрузки от признака на данный фактор составляет более ~ 40 %, то обычно считается, что такая нагрузка значима. В противном случае в фактор признак не входит. Обычно, первый фактор имеет наибольший вес, по сравнению со следующими. Число факторов как правило меньше числа признаков, т. к. в факторном анализе нам необходимо уменьшить число параметров характеризующих систему. Поэтому, если исследуемая система описывалась N признаками, то число факторов для этой системы редко превышает 3 - 5. В классическом примере о "коэффициенте интеллектуальности" учащихся описывает один фактор вместо 6 признаков - по числу исследуемых оценок.
Широко используется т. н. вращение факторов, которое помогает интерпретировать полученные результаты. Дело в том, что на каждый фактор приходится много нагрузок от разных признаков, и выделить из них более значимые достаточно трудно. Поэтому можно провести вращение в пространстве признаков таким образом, чтобы на каждый фактор приходилось как можно меньше признаков, что сильно облегчает интерпретацию факторов.
Изложим математические модели факторного анализа на основе двух подходов:
1) основываясь на дисперсиях и коэффициентах ковариации между наблюдаемыми переменными и
2) в терминах самих наблюдаемых переменных.
С помощью этих подходов выявляются разные аспекты метода, однако необходимо понимать, что математическая модель в обоих случаях является одной и той же.
Модель в терминах наблюдаемых переменных. Рассмотрим факторную модель применительно к матрице данных (детерминированный случай). Математическая модель выражается уравнением X=FA'+E где X — Nxp матрица данных; F - Nxk матрица значений факторов; А - рхк матрица факторных нагрузок; Е - Nxp матрица остатков, к -число используемых факторов. Это число может быть задано в процессе анализа или определено разными способами после анализа. Оно почти всегда меньше числа переменных р, а часто значительно меньше.
Для произвольного элемента матрицы данных, например расположенного в и-й строке и i-м столбце, из модели вытекает следующее соотношение в скалярных обозначениях: к Ела+е«>
7=1
Для произвольной строки л; (это р-мерный вектор статистических наблюдений) имеем x=fA '+е
Уравнение является фундаментальным для всех видов факторного анализа. Оно показывает, что каждая наблюдаемая переменная (элемент вектора х) является взвешенной суммой факторов и, кроме того, члена, содержащего ошибки, или остатки. Произведение представляет собой векторную оценку х, вектор е - разность между этой оценкой и наблюдаемым вектором. Предполагается, что остатки не коррелируют с факторами. Вектор-строка / содержит факторы, а элементы матрицы А - это вклады каждой переменной в факторы. a b
Рис. 1. Разделение на факторы
Изложенные представления иллюстрируются на рис. 1.а. Рассматривается простой случай 3 переменных, обозначенных на диаграмме прямоугольниками. Предполагается, что переменные связаны с одним фактором, умножая который на коэффициенты ОрО,,^, можно получить приближенную оценку переменных xvx2,x3 соответственно. Элементы ех,е1,еъ представляют собой разности между оценками и приближенными значениями.
Соответствующие основной модели уравнения в нашем примере имеют вид
X\=axf\+e\> Х2 = *hf\ x3=<hf\+e3>
Если бы оказалось, что аппроксимация наблюдаемых значений неудовлетворительна, можно было бы рассмотреть двухфакторную модель, как схематически показано на рис. l.b. Здесь каждая переменная с помощью весовых коэффициентов связана с факторами /; и
Ггxx=axJx+ax2f2+ex\
Х2 = ®2\f\ +a22fl "^^г» хз = *h\f\ ^^hifi +ег-Содержательный смысл членов последнего модельного уравнения недостаточно очевиден, поэтому необходимо остановиться на его обсуждении.
Напомним, что в соответствии с уравнением и рис. 1 каждый вектор-столбец матрицы X - это переменная, для которой имеется п наблюдений (объектов). Вектор-строка матрицы X - это один объект, на котором измерены р переменных.
Тот факт, что существует только к таких свойств (к<р), показывает, что в исходной матрице данных содержится некоторая избыточность информации.
Вектор / в уравнениях - это обычная вектор-строка матрицы F. Это ^-мерный случайный вектор, описывающий состав данного объекта в терминах гипотетических переменных, или факторов, т.е. значения факторов на данном объекте. Матрица А факторных нагрузок содержит коэффициенты, которые следует использовать для взвешивания факторов при оценке значения данной переменной. Вектор-столбец матрицы А можно рассматривать как набор коэффициентов, описывающих состав фактора в терминах исходных переменных. Из этого частного представления следует, что фактор является линейной комбинацией исходных переменных. Это утверждение используется в методе главных компонент.
В общем случае наличия р переменных и к факторов систему уравнений можно переписать следующим образом: xi=a,ifi+ «/2/2+- • -+а,к fk + где xt — это i—я переменная в векторе л;. Число таких уравнений должно быть равно р, по одному для каждой переменной. Выражение представляет собой регрессию переменной xt на факторы fx,f2,.,fk с остатком et. Разница между данной и обычной регрессией состоит в том, что факторы непосредственно не наблюдаемы. В остальном все предположения и результаты регрессионной модели имеют место в данном случае. Линейная комбинация
Ci=a,\f\ +ап/2+-+а*/к называется общей частью переменной хп так как эта доля переменой некоторым образом связана с другими переменными благодаря их связям с факторами. Обычно считается, что остаточный член е, является суммой двух некоррелированных частей st и е,\ где Et - это погрешность измерений, a s, — специфическая часть переменной х,; s, является той долей переменной хп которая не связана ни с влиянием факторов, ни с ошибками измерений. Под ошибками измерений понимают ошибки, которые имеют место при многократном измерении свойства на одном и том же объекте; общеизвестно, что результаты каждого такого измерения всегда различны.
Модель в терминах дисперсий и коэффициентов ковариации
Несмотря на то, что решение факторной модели можно получить, основываясь непосредственно на матрице данных, удобнее рассматривать этот вопрос, исходя из дисперсий и коэффициентов ковариации переменных.
Объединив последние уравнения, получим
Общую дисперсию переменной xt найти, очевидно, можно, так как эта переменная наблюдаемая. Также очевидно, что дисперсии членов правой части уравнения непосредственно вычислить нельзя, так как все эти члены ненаблюдаемы. Одно из предположений факторной модели заключается в том, что все эти члены некоррелиро-ваны между собой. Исходя из этого предположения и из свойства аддитивности дисперсий, можно представить дисперсию переменной xt в следующем виде:
О2 х, = о2 с, + о2 е, = СГ2 С( + о2 S, + о2 £l, где сг2с, - общая часть дисперсии, или общность; общность представляет собой ту долю дисперсии, которая связана с другими переменными и входит в ковариации между ними; <т% - остаточная дисперсия, часто называемая уникальностью; это доля дисперсии переменной х(, не связанная с влиянием факторов и, таким образом, не входящая в состав дисперсий других переменных; <т2,, - специфичная дисперсия, или специфичность переменной х,\ включает долю дисперсии, специфичную для х,; <т% - дисперсия погрешности переменной х,.; это доля дисперсии, возникающая исключительно вследствие погрешностей измерений, ее можно оценить путем многократных испытаний.
Корреляционный анализ
Корреляция дает меру близости к линейной зависимости между двумя переменными. Если одна переменная может быть точно представлена как линейная функция другой, тогда корреляция между ними равна 1 или -1 в зависимости от того, положителен или отрицателен линейный коэффициент. Нулевое значение коэффициента корреляции означает невозможность предсказания в линейном виде значения одной переменной по значению другой. Если переменные имеют нормальное распределение, то нулевое значение коэффициента корреляции означает их независимость.
Если переменные сильно коррелированы, то точки их наблюдений на диаграмме рассеивания лежат вдоль некоторой прямой линии.
Если переменные отрицательно коррелированы, то прямая подгонки имеет отрицательный наклон, т.е. переменные связаны отрицательно и большим значениям одной соответствуют меньшие значения другой.
Корреляции между переменными дают полезные значения для вычисления регрессий, частных корреляций, канонических корреляций, факторных нагрузок, коэффициентов главных компонент и многих других статистик.
Анализ ценностных ориентаций студентов проводился в следующем порядке:
I этап - определение нравственного пространства личности;
II этап - определение ценностных ориентаций личности;
III этап - формирование нравственных ценностей посредством различных сфер культуры:
- фольклор
- пословицы и поговорки
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кокоева, Разита Тембулатовна, Владикавказ
1. Студентам было предложено ответить на круг вопросов, определяющих на наш взгляд, это нравственное миропространство:
2. Что представляет собой нравственная культура народа?
3. Какие сферы нравственного сознания вбирает в себя этно-культура?
4. По какому культурному признаку определяется этническая принадлежность индивида?
5. Какая нравственная категория, на ваш взгляд, является стержневой для характеристики этноса?
6. Какое ценностное качество является основополагающим при характеристике народа?
7. Какие нравственные ценности формируют и развивают у личности знания культуры своего народа?
8. Какая сфера этнической культуры, как вам кажется, наиболее глубоко воздействует на создание в мышлении «внутренних образов»?
9. Назовите общечеловеческие ценности, духовно питающие народы всего мира.
10. Что объединяет этнические ценности с общечеловеческими?
11. Откуда человек черпает силы для развития, познания и самопознания?
12. Обработка результатов опроса 1 этапа показала:
13. Выявленные знания, основанные на осведомленности молодых людей об общих положениях (понятиях) своей культуры;
14. Интерес к истокам нравственного развития своего народа;
15. Как подчеркивали студенты, основные элементы культуры влияющие на сознание личности это героический нартовский эпос осетин, народные пословицы и поговорки, являющиеся нравственными ориентирами и ценностями народа.
16. Исследуя ответы студентов, мы обнаружили, что пласты духовной культуры народа (как подчеркивали сами испытуемые) рельефно выявляют определенные модусы нравственного бытия человека в мире.1. ЭТАП
17. Анализируя ценностно-смысловую структуру личности, принадлежащую к осетинскому этносу, нами были обозначены нравственные качества и категории (понятия), ведущие к осознанию, распознанию и преобразованию нравственной сферы этнокультуры.
18. С целью выявления групп с различными типами ценностных ориентаций был проведен кластерный анализ, результатом которого явилось выделение четырех групп студентов с различными типами ценностных ориентаций (табл. 1).