автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства
- Автор научной работы
- Малыгина, Елена Андреевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Малыгина, Елена Андреевна, 2000 год
Глава I. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВКУСА ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Историко-теоретический аспект проблемы развития художест- 18-38 венно-эстетического вкуса личности.
1.2. Педагогические основы анализа художественно-эстетических 39-67 вкусовых ориентаций в процессе их развития.
1.3. Развитие художественно-эстетического вкуса как часть общегу- 68-93 манитарной подготовки педагога.
Глава II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО
2.1. Преподавание дисциплин эстетико-культурологического цикла в 94 - 126 педагогическом колледже как основа развития вкусовых ориентаций и эстетического сознания студентов.
2.2. Развитие художественно-эстетических вкусовых ориентаций на 127 - 152 основе разработанной педагогической модели.
2.3. Педагогические условия развития ориентаций художественно- 153-169 эстетического вкуса будущего педагога.
170 - 174 175 - 193 194
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства"
Актуальность исследования. Современный педагогический процесс характеризуется многообразием противоречий в развитии педагогической науки и практики и вместе с тем определяется позитивными тенденциями, отражающими систему общественных отношений в нашей стране. Особенно остро ощущаются пробелы в интеллектуальном развитии, в духовно-нравственной ценностной культуре, воспитанности молодежи, студентов педагогических колледжей, в частности будущих учителей и воспитателей дошкольных учреждений.
Современная педагогика ориентирует свои исследования на культурологический, личностный подходы, на гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Необходимо формирование у студентов осознания того, что образование выступает основой понимания, рефлексирования окружающего мира: природы, культуры, истории.
Выдвижение в ряд педагогических приоритетов общечеловеческих ценностей и смыслов доказывает необходимость воспитания и образования в духе отечественных культурных традиций, отраженных в образах классического и народного искусства. Глубокое гуманистическое содержание народного творчества связано с природой, трудом, искусством как источником гармоничного развития личности. Это одна из существенных сторон профессиональной подготовки будущего учителя, воспитателя дошкольных учреждений.
В ходе переориентации педагогического процесса на первый план сегодня должны выступить именно те предметы, которые по самому содержанию человеческого опыта могли бы стать ведущими в воспитании личности студента, его духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, интеллектуальности, творческого й ответственного отношения к жизни. Это, прежде всего, предметы художественного цикла: мировая художественная культура, литература, музыка, изобразительное искусство, история театра, художественное движение, факультативы по искусству.
Искусство способствует развитию личности как духовной целостности благодаря обращенности ко всем способностям человека - познавательным, нравственным, художественным, эстетическим.
Искусство это великий инструмент познания и эстетического освоения окружающего мира. Б. Брехт утверждал, что все виды искусства служат величайшему из искусств - искусству жить на Земле.
Приобщение к искусству - это целостное художественно-образное творческое постижение окружающего мира через чувства. Обращенное ко всему богатству человеческой чувственности, искусство способствует развитию эстетического сознания личности.
Художественные дисциплины в школе и в педагогическом колледже направлены на формирование внутреннего мира человека, его духовно-нравственного облика. Этим и определяется особая возможность предметов художественного цикла на пути гуманизации образования.
Одной из важнейших задач эстетического воспитания молодежи является развитие художественно-эстетического вкуса в процессе освоения искусства. Молодые люди, как правило, ищут в искусстве ответы на интересующие их проблемы, подлинную красоту, выразительность, радость творчества. Если предпочтением в развитии художественно-эстетического вкуса становится псевдоискусство, где нет художественной глубины, подлинного эстетического творчества, происходит дезориентация молодежи. При этом вкусы стандартизируются или сохраняют примитивный уровень.
Занятия по искусству в педагогическом колледже должны опираться на освоение подлинных ценностей искусства, на полихудожественный и культурологический подходы к воспитанию и обучению студентов, так как целостное отношение личности к окружающему миру формируется различными видами художественной деятельности (М.С. Каган, Л.И. Новикова, Б.П. Юсов и др.).
Категория вкуса является пограничной категорией по отношению к «эстетическим» и «художественным» феноменам культуры. По мнению эстетика В.П. Шестакова «с одной стороны, вкус выступает как признак достижения совершенства, как качество полноценного эстетического развития личности, независимо от того, занимается ли эта личность творчеством в области искусства или нет. С другой стороны, на протяжении многих веков во вкусе видели признак художественного таланта». ( 208, 317)
Анализ опыта показывает, что в едином воспитательном процессе между художественным и эстетическим компонентами нет строгого деления на первичные и вторичные причинно-следственные отношения, скорее нужно подразумевать взаимосвязь того и другого, поэтому мы пользуемся составным термином «художественно-эстетический вкус».
Художественно-эстетический вкус - важнейший компонент эстетического сознания, формируется при воздействии подлинных ценностей. Развитию ценностных художественных ориентаций студентов педагогического колледжа должно в полной мере способствовать усвоение художественных образов, понятий и представлений о красоте, прекрасном и выразительном в искусстве и окружающей действительности. Развитый художественно-эстетический вкус является противовесом негативному влиянию псевдокультуры, ориентиром в освоении искусства и явлений окружающей действительности и, в конечном итоге, фактором совершенствования духовной культуры будущего педагога и его учеников, воспитанников.
Развитию художественно-эстетического вкуса посвящены работы А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева, В.П. Костомарова, A.C. Молчановой. Аспекты проблемы, обращенной к развитию эстетического вкуса студентов в процессе освоения искусства, отражены в трудах И.Ф. Гончарова, JI.B. Горю-новой, Е.В. Квятковского, Г.Г. Нейгауза, Б.М. Неменского, В.Ф. Мозгота, Г.М. Цыпина, Б.П. Юсова и др. Особую значимость как источники оснований для разработки избранной темы представляют работы Ю.Б. Борева, Е.В. Бондаревской, А.И. Бурова, М.С. Кагана, А.Ф. Павловского, Л.П. Печко, Е.М. Торшиловой, В.П. Шестакова, Л.В. Школяр, Е.Г. Яковлева и др., где рассматриваются наиболее общие и специфические проблемы развития искусства во взаимосвязи с общественным сознанием, философские аспекты формирования личности, теоретические проблемы, выступающие в качестве научных оснований изучения природы вкуса, а также методологические аспекты научного анализа эстетического сознания и его составляющих.
Проблемам эстетического сознания и его развития в педагогическом аспекте посвящены труды А.И. Бурова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Л.Н. Когана, Н.Л. Лейзерова, A.C. Молчановой, Л.П. Печко и других авторов.
Формирование эстетического отношения подрастающего поколения к действительности, искусству, к внутреннему миру личности раскрыто в работах Б.В. Асафьева, Л.А. Баренбойма, A.B. Бакушинского, Е.А. Боди-ной, Д.Б. Кабалевского, А.И. Комаровой, Е.И. Коротеевой, И.В. Кошми-ной, И.В. Крупиной, H.A. Кушаева, А.Н. Малюкова, H.H. Фоминой и др.
Необходимость совершенствования будущих педагогов, а также поиск различных путей и условий этого совершенствования рассматривается в исследованиях психологов и педагогов: В.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, Е.В. Квятковского, М.В. Кларина, В.Н. Мясищева, Н.Д. Никандрова, М.Ю. Новицкой, Л.П. Печко, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина и других.
По теории искусства и культуры наиболее значительны труды М.В. Алпатова, С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, И.И. Долгополова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.Н. Сохора, В. Татаркевича и др., которые дают образцы творческого анализа явлений мирового и отечественного искусства.
Работы ученых-психологов (A.A. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.) посвящены различным подходам к изучению эстетического развития личности. Имеются труды по музыкально-эстетическому воспитанию подростков, студентов, молодежи, затрагивающие вопросы вкуса, интересов, взглядов, восприятия (Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, М.С. Кра-сильникова, Е.Д. Критская, В.В. Медушевский, Е.О. Назайкинский, H.A. Никольский, В.И. Петрушин и др.). Исследуется система формирования эстетических вкусов (В.А. Гущина, Л.Н. Коган, A.C. Молчанова, А.Ф. Павловский, В.К. Скатерщиков и др.).
В ряде диссертационных исследований раскрыты основы формирования эстетического отношения к искусству и подчеркивается его воспитательная роль (Г.И. Аверьянова, Е.А. Бодина, Л.В. Горюнова, Н.Г. Куприна, М.А. Недумова, Е.Е. Шувалова).
Для данного исследования наибольший интерес представляют следующие работы: «Формирование эстетического вкуса подростков в процессе школьной музыкально-хоровой деятельности» - O.A. Васильченко -Ташкент, 1991; «Влияние научно обоснованной ориентировки в произведениях искусства на формирование эстетических вкусов учащихся»- Ю.П.
Питерин - М., 1988; «Воспитание эстетического вкуса старших подростков» - Е.М. Сафронова - Волгоград, 1992.
Особого внимания заслуживает разработка этой проблемы в процессе обучения и воспитания будущих учителей, воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей.
Изучение состояния проблемы выявили педагогическое противоречие между наличием развернутых представлений о сущности вкуса и развитии художественно-эстетических вкусовых ориентации и стихийном, эклектичном его развитии в практике педагогической подготовки будущего педагога.
Исследования показали, что у большинства студентов I курса педагогических колледжей не сформированы основы художественно-эстетического вкуса. Отсутствие общепринятых программ по эстетической культуре в старших классах школ, отмена уроков музыки, мировой художественной культуры, факультативов по искусству не дают опоры для полноценного формирования культурного человека, препятствуют эстетическому развитию личности.
Педагогический эксперимент реализовывался в условиях преподавания музыки, истории мировой художественной культуры, музыкальной литературы, проведения занятий на факультативах по искусству и во вне-учебной деятельности в педагогических колледжах г. Северодвинска и г.Твери на 1-Ш курсах школьного и дошкольного отделений немузыкального профиля.
Исследование показало, что причинами неразвитого, недостаточно удовлетворительного художественно-эстетического вкуса студентов Северодвинского педагогического колледжа являются: а) социальные и климато-географические условия проживания участников эксперимента (условия Крайнего Севера, которые характеризуются сезонными колебаниями погодных условий, сильными ветрами, холодом, высокой влажностью воздуха в сочетании с низкой температурой, неблагоприятными экологическими факторами Севера, ломкой физиологических ритмов в период полярной ночи, что снижает работоспособность организма, ускоряет утомление и отрицательно влияет на здоровье и продолжительность жизни людей); б) вынужденная отчужденность от центров культуры, филармоний, музеев, театров и т.д.; в) недостаточный объем искусствоведческих знаний и умений; г) отсутствие общепринятых программ по мировой художественной культуре, по эстетической культуре (например, не востребована программа «Основы эстетической культуры» ИХО РАО); д) отмена уроков музыки, занятий по искусству, курсов эстетического профиля в старших классах не создают возможности для формирования выпускника школы как человека культуры, затрудняют эстетическое развитие личности будущих учителей, воспитателей дошкольных учреждений; е) преподаватели музыки, мировой художественной культуры, курсов эстетического профиля общеобразовательных школ, педагогических колледжей вследствие методической неподготовленности испытывают трудности в работе; ж) занятия по искусству не рассматриваются как занятия, способствующие развитию ориентаций художественно-эстетического вкуса; з) основное внимание уделяется формированию «навыков и умений».
Результаты исследования студентов Тверского педагогического колледжа показали, что их качество развития художественно-эстетического вкуса выше, чем у студентов Северодвинска. Это объясняется тем, что Тверь - крупный культурный областной центр, расположен недалеко от Москвы, имеет сеть театров, музеев, киноконцертных залов, филармонию и т.д. Студенты Твери находятся в более выгодных условиях, способствующих развитию их ценностных художественных ориентаций по сравнению с будущими педагогами Северодвинска. Но некоторые причины недостаточно сформированных художественно-эстетических вкусов те же (в, г, д).
В последнее время все чаще говорят о развитии художественно-эстетического вкуса педагогов, но вне конкретного анализа.
Таким образом, разработка темы исследования является необходимой для повышения методической компетентности преподавателей в применении современных подходов к преподаванию предметов искусства, а также для повышения уровня их педагогических знаний в области эстетического воспитания.
Объект исследования. Процесс освоения искусства на занятиях и во внеучебной художественной деятельности в педагогическом колледже.
Предмет исследования. Педагогические условия развития ориентаций художественно-эстетического вкуса будущих учителей, воспитателей дошкольных учреждений на занятиях, факультативах по искусству, курсах эстетического профиля и во внеучебной деятельности.
Цель исследования. Теоретическая разработка и экспериментальная реализация педагогических моделей развития ориентаций художественно-эстетического вкуса студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы художественно-эстетического вкуса личности в научной литературе и определить педагогические основы развития личностных вкусовых ориентаций в области искусства в современной педагогике.
2. Раскрыть влияние развития художественно-эстетического вкуса личности на общегуманитарную подготовку учителей, воспитателей дошкольных учреждений.
3. Провести экспериментальное формирование ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства.
4. Выделить условия, способствующие развитию ориентаций художественно-эстетического вкуса студентов в процессе освоения искусства на основе анализа практических результатов и подготовить рекомендации для преподавателей эстетико-культурологического цикла учреждений педагогического образования.
Гипотеза исследования. Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа школьного и дошкольного отделений немузыкального профиля (при наличии ограниченного учебного времени 1-Н семестра) проходит успешно при реализации в преподавании искусства культурологического подхода как личност-но-ориентированного, полихудожественного, направленного на общегуманитарную подготовку будущего учителя, воспитателя дошкольных учреждений в процессе освоения классических произведений художественной культуры, лучших образцов народного и современного искусства, шедевров искусства, если: а) занятия по развитию художественно-эстетического вкуса будут построены с учетом закономерностей искусства и личностных ориентаций учащихся; б) создание эмоционально-эстетической направленности в психолого-педагогической среде на занятиях будет стимулировать творческое развитие студентов; в) преподаватели эстетико-культурологического цикла будут использовать активные методы преподавания, способствующие формированию эстетических, нравственных, ценностно-художественных предпочтений и установок студентов.
Методологической основой исследования явились научно-теоретические положения философии, эстетики, культурологии, искусствознания, психологии, педагогики о развитии личности в процессе освоения искусства; положения о структуре вкуса, о герменевтической природе художественно-эстетического вкуса и его связи с другими компонентами эстетического сознания; современная концепция культурной, эстетической и профессиональной деятельности учителя, воспитателя дошкольных учреждений, положения о его значении в развитии художественного и эстетического сознания учеников, воспитанников.
Методы исследования: - теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме развития художественно-эстетического вкуса студентов в процессе освоения искусства;
- ретроспективный анализ собственной 20-летней педагогической деятельности в качестве преподавателя музыки, истории мировой художественной культуры в Северодвинском педагогическом колледже;
- педагогический эксперимент, анализ практики педагогического процесса;
- целенаправленное наблюдение за познавательной и эстетической деятельностью студентов - анкетирование; беседы; опрос; интервьюирование; статистические методы обработки полученных данных.
Этапы исследования:
Первый этап - теоретико-поисковый (1993-1995 г.г.): включал анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение состояния проблемы в практике работы педагогических колледжей; обоснование педагогических моделей развития художественно-эстетического вкуса студентов в процессе освоения искусства.
Второй этап - экспериментальный (1995-1998 г.г.): исследовались условия реализации разработанных моделей: выявлялись наиболее эффективные методы, активизирующие процесс развития ориентаций художественно-эстетического вкуса студентов в процессе освоения искусства; осуществлялся процесс проверки эффективности разработанных моделей.
Третий этап - систематизация и обобщение результатов исследования, оформление текста диссертации (1998 - 1999 г.г).
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась:
1) с 1987 по 1998 год в педагогическом колледже г. Северодвинска со средним ежегодным охватом 360 студентов;
2) с 1995 по 1997 год с учителями эстетического цикла школ №№ 13, 17, 23 г. Северодвинска.
3) с 1998 по 1999 год в педагогическом колледже г. Твери с охватом 60 студентов.
К опросам привлекались студенты, преподаватели педагогического колледжа и Северодвинского филиала Поморского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова (360 студентов, 83 преподавателя). Тематическое наполнение занятий осуществлялось в течение 1996-1999 годов с учетом следующих программ: программа педагогических училищ для специальности № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях», утвержденная Управлением учебных заведений Министерства просвещения СССР в 1987 году (под редакцией H.A. Ветлугиной); программа «Основы эстетической культуры» под научной редакцией Л.П. Печко (1998); примерная рабочая программа элективного курса «Шедевры классической и популярной музыки» Е.А. Малыгиной (1995).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Разр а -ботаны и апробированы новые педагогические модели развития художественно-эстетического вкуса студентов в процессе освоения искусства. Даны рабочие определения понятий художественно-эстетического вкуса и его ориентаций. Раскрыта структурная модель художественно-эстетического вкуса, включающая в себя готовность и способности к его педагогическому функционированию: готовность к эстетическому восприятию искусства и явлений действительности; готовность к эмоционально-чувственному соощущению, сопереживанию (эмоционально-сенсорной отзывчивости относительно произведений искусства и явлений действительности) и эстетической рефлексии; готовность к эстетической оценке произведений искусства и явлений действительности относительно нормы, образцов и своего вкусового предпочтения; готовность к простым формам творчества и сотворчества в искусстве. Определены показатели сформированности профессиональной готовности к развитию и саморазвитию художественно-эстетического вкуса: готовность к постижению авторской мысли и способность к ассоциативному, творческому мышлению в процессе эстетической деятельности; готовность к размышлению, осмыслению себя как эстетической, действующей, оценивающей личности, к выбору и вкусовым предпочтениям в произведениях искусства и явлениях действительности; готовность аргументированно доказать свои вкусовые предпочтения в суждениях, примерах, анализе соотнесения норм, образцов с индивидуальным выбором, оригинальностью, готовность к определению формы, жанра, стиля; готовность к участию в любительском художественном творчестве.
Выявлены педагогические условия повышения качества ценностных художественных ориентаций и установок студентов: создание на занятиях по искусству в колледже эмоционально-эстетической и психолого-педагогической среды, стимулирование творческого результата, полихудожественный подход, акцент на раскрытие творческих качеств студентов, учет народных корней и традиций, ориентация тем занятий на гуманистическое содержание искусства, включение занятий по искусству в систему работы педагогического колледжа по художественно-эстетическому воспитанию.
Практическая значимость. Разработан специальный курс «Шедевры классической и популярной музыки», способствующий развитию ориентаций художественно-эстетического вкуса студентов. Предложены рекомендации по преподаванию предметов искусства в педагогических колледжах и общеобразовательных школах на основе разработанных и апробированных путей и методов целенаправленного развития художественно-эстетического вкуса на занятиях по искусству, на курсах и факультативах эстетического профиля и во внеучебной деятельности.
Достоверность исследования обеспечена методологическим подходом к решению выбранной проблемы; логикой научно-теоретических оснований исследования; анализом материалов педагогических занятий, работ студентов; проведением педагогического эксперимента в условиях реального педагогического процесса; охватом широкого контингента студентов, старшеклассников, преподавателей; положительными результатами анализа статистических данных экспериментальной работы, проводившейся автором в течение ряда лет.
Апробация проводилась на заседаниях лаборатории эстетического освоения окружающего мира Института художественного образования РАО при обсуждении материалов диссертации ( в период с 1995 по 1999 г.г.); в докладах автора на традиционных Ломоносовских чтениях, а также на научно-практических конференциях по проблемам гуманитарного знания в Северодвинском филиале Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (в период с 1997 по 1999 г.г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие идей художественного образования и эстетического воспитания в XX веке» (к 70-летию Института художественного образования РАО) в г. Москве (1999 г.).
Внедрение проводилось: в процессе преподавания на занятиях по искусству в педагогических колледжах г. Северодвинска и г. Твери на уроках музыки и мировой художественной культуры в старших классах школ №№ 13, 17, 23 г. Северодвинска; при организации преддипломной практики по внеучебной воспитательной работе студентов Северодвинского филиала Поморского государственного университета им М.В. Ломоносова; в публикациях (журналы «Дошкольное воспитание», «Учитель», «Клуб» ) для преподавателей эстетического и культурологического циклов педагогических учреждений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие ориентации: художественно-эстетического вкуса является одним из важнейших условий целостного формирования личности будущего педагога.
2. Преподавание предметов искусства (музыки, музыкальной литературы, истории мировой художественной культуры, курсов и факультативов эстетического профиля) обеспечивает развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса, необходимых для целостного художественно-образного творческого постижения мира через чувства. Под ориен-тациями художественно-эстетического вкуса мы понимаем локальные формы художественно-эстетических вкусовых проявлений в области искусства и действительности, которые формируются на основе применения методов: а) драматургии; б) перевода восприятия массового искусства в восприятие классического искусства; в) творческого создания художественного контекста, направленного на развитие художественно-эстетических вкусовых ориентаций - при интеграции различных видов искусств; г) вовлечения студентов в любительское художественное творчество.
3. Успешность общегуманитарной подготовки будущих учителей, воспитателей возрастет при условии создания на занятиях по искусству и во внеучебной деятельности эмоционально-эстетической и психолого-педагогической среды, способствующей эстетическому развитию и саморазвитию личности.
Накануне нового тысячелетия в мировом образовательном процессе наметились тенденции, свидетельствующие о его особом значении в контексте общей и духовной культуры. Духовная культура отражает особые, сложные аспекты человеческой жизни, психологию личности, ее ценностно-смысловые поиски. К ее специфическому виду, наряду с другими, относятся эстетическая и художественная культура. Возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования. Возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросо-образности и индивидуально-личностного развития (Ш.А. Амонашвили, А.Г Асмолов, Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, И.В. Крупина, А.Н. Малю-ков, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др. авторы).
Эти тенденции указывают на то, что основным методом проектирования и развития образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.
Отличие новой культуротворческой парадигмы образования от распространенной ранее просветительской - в принципиально иной доминанте его содержания и понимания ученика, воспитанника как находящегося в процессе становления целостного человека, где цель школы - воспитание человека, способного к культурному созиданию, продуктивному диалогу с природой, социумом (А.П. Валицкая).
Образование, обращенное к человеку и ориентированное на культуру и личные смыслы, определяется как культурологическое, личностно-ориентированное. Его цель - педагог, человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, способный к созданию «произведений» индивидуального и коллективного творчества, реализующей себя в текстах (М.М. Бахтин). Такое образование может обеспечивать личностно-смысловое развитие учащихся, студентов, единственность и неповторимость каждой личности, поддерживает индивидуальность, его способность к самоизменению и культурному саморазвитию.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования после анализа внеучебной деятельности в течение трех лет обучения)
Объем вкусового Дошкольное отделение Школьное отделение охвата чел. в% чел. в%
Широкий 22 12 17 9,4
Средний 115 64 103 57,2
Узкий 43 24 60 33,4
ВСЕГО: 180 100 180 100
Результаты конечного этапа исследования
Объем вкусового Дошкольное отделение Школьное отделение охвата чел. в% чел. в%
Широкий 30 16,7 20 11,2
Средний 120 66,6 110 61,1
Узкий 30 16,7 50 27,7
ВСЕГО: 180 100 180 100
Работа студентки II курса школьного отделения Ярославцевой Галины. Выполнена в процессе подготовки к Пушкинским литературно-музыкальным вечерам
Фрагменты примеров привлечения других искусств на занятиях по истории мировой художественной культуры, муз литературы, курсу «Шедевры классической и популярной музыки».
Тема занятий Виды художественной деятельности студентов Объекты эстетического восприятия
Оперное искусство. Ж. Визе «Кармен» Музыкальная исполнительская, инструментальная и вокальная деятельность (исполнение фрагментов из оперы на фортепиано пение романса М. Шишкина «В час роковой»). Актерское мастерство (чтение стихов А. Блока, М. Цветаевой). Изобразительное искусство (оформление кабинета) Ноты, клавир, аудиокассеты и грампластинки с записью оперы. Портрет Т.С. Любатович в роли Кармен М. Врубеля Костюмы чтецов (шаль, веер, бусы, цветы и т.д.)
Камерная вокальная музыка д. Каччини «Ave Maira» Музыкальная исполнительская деятельность (хоровое пение, игра на фортепиано). Литературная деятельность (сочинения, творческие работы, дискуссии, споры-диалоги). Ноты, картины, слайды с изображением средневековых соборов, свечи, грампластинки. Репродукции Леонардо да Винчи «Джоконда» и А . Шилова «Пробуждение»
Тема занятий Виды художественной деятельности студентов Объекты эстетического восприятия
Мастера русского романса Музыкальная вокальная и инструментальная исполнительская деятельность (пение романсов А. Алябьева, А. Гурилева, А. Варламова, М. Глинки, аккомпанемент - гитара, фортепиано). Актерское мастерство (чтение стихов А. Пушкина, М. Лермонтова, Б. Ахмадуллиной). Репродукции: «Портрет Лопухиной» А. Боровиковского; «Гитарист», «Кружевница» В. Тропинина
Песенные фольклорные традиции Севера Музыкальная хоровая, вокальная деятельность (исполнение северных народных песен, частушек), инструментальная деятельность (игра на баяне, народных инструментах). Хореографическая деятельность (хороводы, пляски). Актерское мастерство (Чтение отрывков из сказок С. Писа-хова, Б. Шергина), исполнение народных закли-чек, колядок, поговорок, плачей. Красочный художественный плакат-афиша Государственного Академического Северного народного хора. Картина В. Битюгова «Выходила молода». Костюмы, платки, народные музыкальные инструменты (балалайки, ложки, бубен, трещетки).
Музыкально-литературный салон Северодвинского педагогического колледжа (проводился в течение 1995-1998 г.г. ) Автор и ведущая Елена Малыгина
МУЗЫ РУССКОГО РОМАНСА (лирическая поэзия в музыке с посвящением, альбомы русских салонов XIX века, мемуары, воспоминания, письма)
1. «В первый раз я запел про любовь» ( О тех, кого любил Есенин)
2. «Средь шумного бала, случайно.» Единственная любовь А.К. Толстого, лирика Толстого в русском романсе)
3. «Я встретил Вас.» Ф.И. Тютчев, загадка одного посвящения)
4. «Не задумывайся, мой друг» (Трагическая любовь А. Алябьева)
5. «Гори, письмо любви, она велела.» (Пушкинские посвящения)
6. «Сидели мы с тобой в гостиной без огня» (Лирика А. Фета в музыке)
7. «Натянулись гитарные струны.»
Любовь к цыганскому романсу в жизни Пушкина, Языкова, Полонского, Блока, А. Григорьева)
8. «Ваши пальцы пахнут ладаном.»
А. Вертинский - Вере Холодной. Из цикла «Звезды русской эстрады»)
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «КРАЙ НАШ ПОМОРСКИЙ»
Ведущая: Море-морюшко, наше Белое! Море Белое да студеное! Волны быстрые, серебристые, Дали дальние да бескрайние.
Как на море лодьи плавали, Край поморский они прославляли, Град Северодвинск да землю русскую. Привезли к нам лодьи гостей желанных, Гостей именитых. Звучит песня - приветствие гостям «Ветер северный». Ведущая: Земной поклон Вам, гости дорогие ( все кланяются в пояс). По дочерни тепло и нежно, Не рисуясь и не тая, Я люблю тебя, Север, снежный! Детство, молодость, жизнь моя! Где течет Двина-серебрянка, Старый бор над рекой шумит. Слово скромное «северянка» Для меня как песня звучит. Я люблю твои снежные зимы, Полыханье белых ночей, И во сне мне снится любимый
Говор чистых твоих ключей. Исполняется «Песня о России» К. Рябикова Ведущая: Вдоль по бережку лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет. Она крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает.
Исполняется хоровод с пением «Как с поморю». Рассказ старой поморки:
Ох, хороши девушки на Севере! Красивенькие, беленькие, как снежок, стройные, как березки. Смотрю я на них - и детство, юность свою вспоминаю.
Матушка-то моя рано умерла. Осталась я одна, сирота горемычная. Отец меня в строгости держал, не баловал. А если уж выпьет, так и побить мог. Он и на маму руку поднимал. А мама-то, мама-то какая у меня была! Я как сейчас ее вижу. Тоненькая, нежная, чудная моя мама! Засмеется - будто колокольчик волшебный зазвенит. Запоет - так слушаешь - наслушаться не можешь. Смотрела я на нее во время пения и чудилось мне, будто вместе с песней у нее с губ лента атласная выливается!
Матушка родимая! Свеча неугасимая. Горела да растаяла, Любила да оставила. Вскоре отец выдал меня замуж на чужую дальнюю сторонку. На свадьбе заплакала, заголосила я.
Исполняется свадебный плач-причитание (отрывок): Уж и огляделася да осмотрелася
Я на вас, мои белые лебеди, Мои милые подружки любовные, На ваши буйные веселые головы. Золотятся-цветут красы дорогие, Занимается заря да рано-утренняя, Восходит тепло ясно солнышко, Стоит хороша да весна красная Со травами да со муравами, Со цветочками да лазуревыми, Со садами да со зелеными. Про себя скажу, да лебедь белую, Про свою буйно-печальную голову. На моей буйной печальной головушке Почернела краса - проржавела, Что скачен жемчуг долой сокатился. От моей красы да дорогие Спотухает заря поздно-вечерняя, Закатается тепло красно солнышко, Стоит зимушка да студеная, Со великими морозами крещенскими. Уж надвигается на меня, лебедь белую, Уж распроклятая да бабья старость. На полу-то она валялась, По подлавочью каталась, Над напыльничком да все сушилась, Тут и мне она да доставалась. «бабья старость» олицетворена в образе повойника, который, как известно, носили лишь женщины)
Ведущая: Мы на Севере живем, северяночки!
Песни звонкие поем под тальяночку. Зимой куделечку прядем, Летом ягоды берем. Исполняется северная присказка «По ягоды» Парень: Что вы, девицы, сидите, Как селедки мороженые? А ну, пойдем гулять, песню играть! Проводится игра-хоровод «Вася-утенок». Ведущая: Как пойду плясать по соломушке -Раздайся народ, по сторонушке! Эй, подружки - хохотушки, Помогайте петь частушки! Девушки, парни поют частушки. Ведущая: Мы на северной сторонке живем, О родимом крае песни поем. Вечерами на широком на лугу, Веселимся на Двинском берегу. Красны девицы, добры молодцы, Гости, модницы - сковородницы, Песни петь не стесняйтесь, В хоровод собирайтесь! Исполняется хоровод с пением «Как на нашей на сторонке» с приглашением гостей.
Праздник заканчивается общей пляской.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Малыгина, Елена Андреевна, Москва
1. Васина-Гроссман В.А. М.И. Глинка. - М., 1982.
2. Глинка М.И. Альбом. - М., 1987.
3. Гордеева Е.М. Композиторы «Могучей кучки». -М., 1985.
4. Доброхотов Б.В. А. Алябьев. - М., 1966
5. Книга о Свиридове: Размышления. Высказывания. Статьи. - Заметки. - М.,1989.
6. Кошмина И., Алеев В. Духовная музыка: Россия и Запад «Бессмертие вечного»Программа 1-4 классов начальной школы. - М.,1994.
7. ЛистоваЛ., А. Варламов. - М., 1968.
8. Михеева Л. Розова Т. В мире оперы. Популярные очерки. - Л., 1989.
9. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М., 1990.
10. Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып. 1, 7, 8, 9. - М.,1978-1990.
11. Мусоргский М.П.: Альбом. -М., 1987.
12. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. - М., 1987.
13. Нюнрберг М.В В.С.Калинников. - М., Л., 1964.
14. Пионерский музыкальный клуб. Вып. 20, 23, 24. -М., 1986-1991.
15. Попова Т.В. Пути к музыке. - М., 1973.
16. Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. - М., 1983.
17. Савченко Б.А. Александр Вертинский. - М., 1989.
18. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература для 6-7 классов ДМШ. - М.,1977.
19. Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. - М., 1987.
20. Соловцева Л.А. Д. Верди. - М., 1986.
21. Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века: Книга для учащихся старшихклассов. -М., 1982.