автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания
- Автор научной работы
- Смелкова, Елена Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Смелкова, Елена Владимировна, 2002 год
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания
1.1. Состояние развития творческих способностей и критерии его оценки
1.2. Педагогические и социально-психологические противоречия в развитии творческих способностей
1.3. Взаимосвязь физического и эстетического воспитания как средство развития творческих способностей студентов
Глава 2. Модель системы развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания и ее экспериментальная проверка
2.1. Сформированность уровня творческих способностей как основа модели развития творческих способностей студентов
2.2. Структура и содержание модели развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания
2.3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной модели
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания"
Современные тенденции общественно-экономического и культурного развития страны поднимают актуальные вопросы подготовки специалистов нового типа, способных адаптироваться к непрерывному процессу организационного и технологического обновления, трудиться в условиях постоянного решения профессиональных проблем различного типа и уровня сложности, требующих не воспроизводящего, а творческо-созидательного подхода. Технологической особенностью современного производства является то, что его эффективность находится в прямой зависимости от уровня креативности работников всех звеньев.
Уходят в прошлое те времена, когда профессиональные функции большинства работников сводились к простому воспроизводству освоенных профессиональных умений и навыков. Усложнение профессиональных требований диктует в свою очередь необходимость повышения эффективности профессиональной подготовки, в первую очередь, в области высшего образования. Так, характерной чертой сегодняшнего дня является задача приоритетного развития творческих способностей будущих специалистов в самых различных областях производства, науки, культуры, образования и т.д.
Развивать творческие способности значит более успешно формировать гармонично развитую личность. Творчество занимает важное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности, основные черты которой- активная жизненная позиция, осознание своего места в жизни и своих социальных функций, постоянная неудовлетворенность достигнутыми результатами, стремление и способность к самосовершенствованию.
Исходными положениями современной психологии в решении проблемы способностей является тезис о том, что только в деятельности происходит выявление и развитие способностей. Творческие способности личности раскрываются и формируются только в активной творческой деятельности, требующей нестандартности мышления, умения по-новому подойти к решению уже известных задач. Творческая деятельность возможна лишь при проблемно-поисковом, исследовательском стиле мышления, изжитии подражания, шаблона в действиях. Творческие способности носят обобщенный характер, охватывают все стороны деятельности человека.
Проблеме развития творчества, творческих способностей посвящена обширная психолого-педагогическая литература. Прежде всего необходимо выделить такие фундаментальные труды, как коллективные монографии «Диалектика и теория творчества» под редакцией С.С.Гольдектрихта и А.М.Корщикова (М., 1987), «Исследование проблемы психологии творчества» под редакцией Я.А.Пономарева (М., 1983), «Психологические исследования творческой деятельности» (М., 1975), «Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная» под редакцией Я.А.Пономарева (М., 1990)и др. Значительный вклад в исследование психологических и педагогических проблем творчества, творческих способностей внесли такие ученые, как Г.С.Альтщуллер (5), В.И. Андреев (7), Л.А.Венгер (41), В.И.Загвязинский (71), В.А.Кан-Калик (78), Д.И. Кирнос (80), Л.М.Лузина (124), А.Н.Лук (125), А.А.Мелик-Пащаев (135), Я.А.Пономарев (171), Л.М.Попов (172), В.Н.Пушкин (178), Н.Ф.Вишнякова (34), Г.А.Петрова и др. В современной науке подробно изучены содержание и структура творческих способностей, намечены основные пути их продуктивного развития.
В то же время явно недостаточно изучена проблема развития творческих способностей студентов - будущих специалистов. Имеющиеся в данной области работы носят в основном узкопрофессиональный характер и относятся большей частью к специальной подготовке студентов.
В этом отношении значительными потенциальными возможностями обладают, на наш взгляд, общеобразовательные дисциплины, входящие в учебный план любого высшего учебного заведения. Среди них особое место занимают учебные занятия и внеаудиторная работа по физической культуре. Это вызвано тем, что учебная деятельность на занятиях по физической культуре не ограничивается стимулированием физической активности, но и вовлекает умственные и эмоциональные способности человека, представляя гармонию умственного, физического и эмоционального начал личности. Кроме того, правильно организованные занятия по физической культуре позволяют снять психологический барьер между преподавателем и студентом, установить доверительные и продуктивные взаимоотношения.
Но в тоже время традиционные занятия по физической культуре, ориентированные только на количественные показатели (метры, секунды, очки), не предполагают развитие творческих способностей, часто приводят к механическому повторению различных движений. Помочь решить эту сложную педагогическую проблему развития творческих способностей, на наш взгляд, может интеграция физического и эстетического воспитания студентов, в частности, использование высоко художественных видов физических упражнений.
Многообразные упражнения, используемые в целях физической подготовки, могут вызвать разные эстетические переживания - реакциональные и акциональные В.А.Разумный (1969 г.), В.Г.Шульженко (1973 г.), М.Н.Сафар, М.Р.Перльман (1975 г.). Так, в занятиях гимнастикой реакциональные эстетические переживания связаны с восприятием внешней физической красоты занимающегося, красоты элементов строя, движений гимнаста и т.д., а акциональные переживания - с получением в процессе выполнения упражнений ощущения "мышечной радости", наслаждения от своего умения, крепкого телосложения, уверенности движений.
Уже этот факт позволяет рассматривать физическую подготовку в качестве существенного условия эстетического восприятия. Благодаря ему студент начинает искать и находить в уроке такие предметы и явления, которые возбуждают в нем эстетические переживания. Совершенствование физической природы человека благоприятствует становлению эстетического вкуса, служит источником эстетического удовлетворения и наслаждения, создает условия к тому, чтобы воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в физических упражнениях, ценить красоту движений человеческого тела.
В то же время вопрос взаимосвязи физического и эстетического воспитания в современной практической работе очень слабо изучен. Теоретических исследований данного вопроса нет. Хорошо изучены отдельные аспекты как эстетического, так и физического воспитания.
Целый ряд вопросов эстетического воспитания разработан военными специалистами (А.С.Миловидов (1971 г.), М.Г.Швыткин (1969 г.).
В педагогике высшей школы вопросы эстетического воспитания поднимались в работах О.И.Кувшинниковой, Т.С.Соболевой, в которых отражена проблема слабой эстетической подготовки самих педагогических кадров по физической культуре.
Большое значение физическому воспитанию отводится в работах П.А.Виноградова (1972 г.), А.В.Седова (1986 г.), Котельниковой В.И. (1972, 1971 г.), В.М.Смолевского (1985 г.), В.В. Матова (1985 г.).
Непосредственно физическому воспитанию девушек и женщин большое внимание уделяется в работах М.Н.Ильина (1980 г.), М.Н.Круглова (1972 г.), Я.М.Коца (1986 г.), Л.П.Сотниковой (1972 г.) и др.
Вопрос повышения эффективности воздействия физических упражнений под влиянием музыки рассматривается в работах А.Т.Брыкина, В.М. Смолевского (1985 г.) и др.
Развитие творческих способностей показано в работах Т.С.Лисицкой, посвященных художественной гимнастике, и в работах О.В.Макаровой, П.В.Пешковой, С.Д. Васина, И.П.Волкова, В.Г.Чениги.
Несмотря на имеющуюся практическую базу исследований взаимосвязи физического и эстетического воспитания, конкретных работ, посвященных этой теме, нет, что определяет особую актуальность экспериментального исследования взаимосвязи физического и эстетического воспитания как средства развития творческих способностей студентов.
Наиболее удачными формами такой взаимосвязи представляются учебные занятия и внеаудиторная работа по аэробике. Они построены на основе танцевальных движений под музыку, направленных на совершенствование физической природы человека, и представляет собой сплав музыки, танца, движения. Занятия аэробикой всегда эмоционально окрашены, эстетичны и являются притягательными, прежде всего для девушек, тем более, что многие вузы имеют преимущественно женский контингент (медицинские, педагогические, культуры и др.), что позволяет строить учебные занятия по физической культуре на основе аэробики. Так, по результатам проведенных опросов, 89% девушек ставят аэробику на 1 место среди остальных видов спорта учебной программы.
Аэробика - один из молодых, современных, экономичных, доступных и перспективных видов спорта, чье стихийное развитие и проникновение в школы, вузы, дворцы культуры говорит о необыкновенной его популярности. Вместе с тем, в отличие от традиционных видов спорта, таких как легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры и гимнастика, аэробика не имеет прочной научно-педагогической и методической базы. В частности, не изученной является проблема взаимосвязи физического и эстетического развития и воспитания на занятиях аэробикой.
Та научно-теоретическая литература, которая имеется по данному вопросу, посвящена лишь тому или иному аспекту воспитания. Физическое воспитание и развитие отражены в основном в работах тренеров-практиков А.О.Ивановой, А.В.Иваницкой И.М.Амосова, К.Купера. Эстетическое же воспитание исследуется в трудах Б.П.Рождественского, Т.В.Шуртаковой, Л.П.Трофимова, М.И.Виноградова, Ю.Я.Киселева, Н.Д.Бобырева, А.Л.Воловича и др.
Вопрос повышения эффективности воздействия физических упражнений под влиянием музыки рассматривается в работах А.Т.Брыкина, В.М.Смолевского (1985 г.) и др.
Исходное противноречие между значительными потенциальными возможностями интеграции физического и эстетического воспитания студентов как средства развития их творческих способностей и отсутствием научно-обоснованной системы такой интеграции. Таким образом, основная исследовательская проблема: каковы эффективные педагогические условия развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания.
Необходимость решения данной проблемы определяет тему исследования: «Развитие творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания».
Объект исследования: развитие творческих способностей студентов.
Предмет исследования: педагогические условия и средства развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания.
Цель исследования: определить педагогические условия развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания и, представить их в виде педагогической модели.
Гипотеза исследования:
Развитие творческих способностей студентов будет эффективным, если оно будет осуществляться по специальной системе, разработанной на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания, исходя из следующих педагогических условий:
- формирование положительной психофизиологической, эмоционально-эстетической и личностной мотивации организуемой деятельности;
- достижение психофизиологического и эмоционального комфорта, физической и эмоциональной раскрепощенности;
- создание атмосферы коллективного поиска;
- сочетание общенормативных требований (в соответствии с признанными канонами науки, искусства и культуры) с поощрением внутренней свободы, индивидуального выбора;
- комплексная эстетизация организуемой деятельности.
Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач исследования:
1. Выявить основные аспекты взаимосвязи физического и эстетического воспитания при развитии творческих способностей студентов.
2. На основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания выявить педагогические условия развития творческих способностей студентов.
3. На основе выявленных педагогических условий разработать и экспериментально проверить модель развития творческих способностей на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания.
Методологической основой исследования выступают:
- философская концепция гуманизма и диалектическая теория познания,
- научные концепции о человеке, как объекте и субъекте социального развития и саморазвития в трудах классиков отечественной педагогики,
- идеи гармоничного развития личности и гуманизма,
- идеи коллективно-творческой и средовой организации,
- идеи синергетики и междисциплинарного подхода в организации учебно-воспитательной работы,
- комплексный подход на основе взаимосвязи между всеми основными областями учебно-воспитательного процесса,
- концепция воспитания и самовоспитания творческой личности В.И.Андреева.
Для решения поставленных задач в диссертации использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: аналитический, сравнительно-сопоставительный, моделирования и др.,
- эмпирические методы: наблюдение, опросно-диагностические методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование и др.), педатогический эксперимент и др.,
- статистические методы обработки результатов эксперимента.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением современной научной методологии, психолого-педагогического анализа достижений обучаемых, полнотой совокупности методов исследования, адекватностью перепроверки полученных результатов и репрезентативностью выборок.
Исследование осуществлялось в 4 этапа:
1. В 1991-1994 гг. проходила практическая работа с группами. В результате данного этапа была определена цель исследования, сформулированы его задачи, а также разработана методика эксперимента.
2. В1994-1996 гг. проводилась практическая работа и теоретический анализ. Изучалось состояние проблемы в педагогической литературе. Изучался практический опыт в школах, дворцах культуры, оздоровительных лагерях. Были определены теоретические основы разрабатываемой системы.
3. В 1996-1998 гг. проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке разработанной системы развития творческих способностей. Оказывалось содействие в реализации творческих идей студентов, их воплощении на занятиях. вносились коррективы, проводилась проверка практической значимости и эффективности работы.
4. На четвертом этапе (1998-2000 гг.) обобщались результаты исследования, проводилась апробация и внедрение разработанной системы развития творческих способностей студентов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- разработана теоретическая модель взаимосвязи физического и эстетического воспитания как средства развития творческих способностей студентов и на ее основе определены содержание и структура данной взаимосвязи, порождаемые ею предпосылки развития творческих способностей,
- выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания,
- разработана теоретическая модель педагогически целесообразной системы развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания и, исходя из этого, определены структура и содержание данной системы,
- экспериментально проверена и обоснована эффективность разработанной системы развития творческих способностей студентов.
Практическая значимость проведенного эксперимента состоит в том, что полученные в нем научные результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы развития творческих способностей студентов, а также проблемы интеграции физического и эстетического воспитания. На основе теоретических положений и выводов диссертации разработаны научно-методические рекомендации по интеграции физического и эстетического воспитания, описана технология включения студентов в творческую деятельность, развития их творческих способностей. Данные методические рекомендации могут быть использованы преподавателями средних и высших профессиональных учебных заведений.
На защиту выносятся
- теоретическая модель взаимосвязи физического и эстетического воспитания, как средство развития творческих способностей студентов, раскрывающее содержание и структуру данной взаимосвязи,
- педагогические условия развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания,
- педагогическая модель системы развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания.
Апробация результатов исследования осуществлялась через работу на методических объединениях учителей физкультуры г. Казани, педсоветах, курсах повышения квалификации работников образования Республики Татарстан, проводимых институтом повышения квалификации работников образования, через выступления, обсуждение результатов экспериментального исследования на итоговых научно-практических конференциях Татарского государственного гуманитарного института (1996, 1997, 1998, 1999 учебный год (результаты опубликованы в сборнике "Гуманитарные науки, проблемы и аспекты изучения", в журнале "Физкультура в школе", № 2 / 2000 г. и др.). Разработанные теоретические и практические рекомендации используются в работе Татарского Государственного гуманитарного института, Казанского государственного профессионально-педагогического колледжа, ДЮСШ Авиастроительного района, подросткового клуба "Вольта".
По результатам исследования опубликовано 8 работ общим объемом 3,5 печатных листа в центральных и местных издательствах.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по II главе
Предварительным условием проведения педагогического эксперимента явилась разработка методики педагогической оценки уровня творческих способностей в условиях учебной и спортивной деятельности. Полученная таким образом диагностическая информация позволила учесть типические особенности студентов, конкретизировать цели, прогнозировать результаты и разработать четкую систему педагогических воздействий, направленных на формирование творческих способностей студентов.
На основе выявленного уровня актуального развития творческих способностей, творческого и методического потенциала педагога, а также исходя из выявленных в процессе исследования педагогических условий развития творческих способностей, была разработана теоретическая модель и, непосредственно, система развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания.
Основными структурными компонентами системы явились: а) целевой компонент - программа развития творческих способностей, б) стимулирующе-мотивационный компонент - создание положительной психофизиологической и эмоционально-эстетической мотивации, личностной заинтересованности в развитии творческих способностей, в) содержательный компонент - насыщение учебного материала творческими ситуациями спортивного и художественно-эстетического характера, г) организационно-процессуальный компонент - система творческих учебных заданий, организующих сочетание интенсивного индивидуально! о и коллективного творческого поиска.
В ходе эксперимента была предпринята попытка установить не только эффективность отдельно взятых педагогических условий, стимулирующих развитие творческих способностей, но и их оптимальное сочетание в комплексе.
На первом этапе экспериментальной работы было выявлено устойчивое развитие различных физиологических качеств (увеличение прыгучести, гибкости, динамичности ЧСС), а также снижение веса студентов в результате занятий аэробикой. В то же время, проведенные измерения показали, что спонтанного развития творческих способностей не произошло.
Вслед за этим была предпринята экспериментальная проверка взаимосвязи и взаимовлияния физического и эстетического воспитания. Полученные результаты обнаружили явную и устойчивую взаимозависимость эстетического содержания проводимых занятий (в частности? использование музыкально-ритмических и художественно-эстетических средств) со степенью роста показателей физического развития.
Последней составной частью эксперимента явилась проверка эффективности разработанной системы развития творческих способностей студентов. Полученные результаты убедительно подтвердили истинность выявленных в ходе исследования педагогических условий развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания. Каждое из педагогических условий получило комплексное экспериментальное подтверждение. В результате была доказана эффективность разработанной на основе данных условий педагогической модели развития творческих способностей студентов.
182
Заключение
Характерной чертой современного периода развития страны является актуальная необходимость приоритетного развития творческих способностей будущих специалистов в самых различных областях производства, науки, техники, культуры, образования и т.д. В то же время, анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также передового педагогического опыта показывает, что проблема развития творческих способностей студентов изучена ещё не достаточно. Так, практически не исследованными являются потенциальные возможности физического воспитания в активизации творческих возможностей студентов, в частности, в совокупности с эстетическим воспитанием. Восполнению данного пробела и посвящено проведенное исследование.
В соответствии с логикой поставленных в исследовании задач, была установлена сущность, структура и содержание понятий "творческая деятельность", "творческие способности", творческий потенциал личности. Исходя из этого, выявлены и охарактеризованы ключевые компоненты творческой деятельности студентов, лежащие в основе развития их творческих способностей, а также определены основные критерии развития творческих способностей студентов.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявлены социально-педагогические, педагогические и психологические (личностные) противоречия, а также социально-педагогические, психологические физиологические барьеры развития творческих способностей. В соответствии с задачами исследования определены ключевые принципы организации учебно-творческой деятельности студентов, способствующей развитию их творческих способностей, а также основные методы и средства организации учебно-творческой деятельности.
В результате углубленного анализа взаимосвязи и взаимовлияния физического и эстетического воспитания, было выявлено, что важнейшей формой оптимизации данной взаимосвязи являются занятия и внеучебая деятельность по аэробике, в процессе которых:
- происходит устранение недостатков телосложения, осанки,
- формируется статическая и двигательная эстетика человека,
- повышаются функциональные возможности организма,
- развивается способность к восприятию музыки и двигательному её выражению, танцевальность, грациозность и т.д.
Были выявлены основные аспекты взаимосвязи физического и эстетического воспитания, являющиеся предпосылками развития творческих способностей студентов:
- стимулирующе-мотивационнный аспект, проявляющийся в усилении положительной мотивации, заинтересованности студентов в занятиях физической культурой и спортом, в частности, аэробикой. Данный аспект порождает важные стимулирующе-мотивационные предпосылки развития творческих способностей студентов, прежде всего, положительный психофизиологический, эмоционально-эстетический и личностный фон, приподнятую атмосферу занятий, которая способствует созданию продуктивной творческой атмосферы;
- профилактическо-оздоровительный аспект, проявляющийся, в частности, в успешном преодолении физических и эмоциональных стрессов, в компенсации физического и психофизиологического напряжения. Он порождает важные психофизиологические предпосылки развития творческих способностей, в частности, достижение состояния психофизиологического комфорта, физической, эмоциональной и умственной раскрепощенности;
- психостимулирующий аспект, проявляющийся в стимулировании высшей нервной деятельности и усилении интеллектуальных способностей студентов, увеличении и оптимизации их умственной работоспособности студентов. Данный аспект создает важные психофизиологические и психологические условия развития творческих способностей студентов, такие как интенсификация их умственной активности, форсирование их интеллектуальных способностей, соответствующий эмоциональный фон умственной деятельности и др.;
- социально-формирующий аспект, проявляющийся в формировании потребностей членов студенческой группы к единению, сплочению, в развитии коллективистских взаимоотношений в группе. Он порождает важные социально-психологические предпосылки развития творческих способностей студентов, в частности, создание коллективной атмосферы творческого поиска, эмоциональное взаимозаражение и взаимовозбуждение и др.;
- индивидуально-формирующий аспект проявляющийся в формировании физической и эстетической культуры телосложения и телодвижения каждого студента. Данный аспект может порождать у студентов при соответствующих педагогических условиях творческое отношение к своему телу (его формам, пропорциям и т.п.), двигательному , классическому рисунку и поведению - на стыке общепризнанных канонов красоты и гармонии, с одной стороны, и индивидуальных особенностей фигуры, возраста, характера и т.п., с другой стороны;
- эмоционально-эстетический аспект, проявляющийся в развитии эмоциональной культуры студентов, их способностей к эстетическому восприятию человеческого тела и движений, эстетического отношения к своему организму и поведению, а также в направленности на активное творчество. Данный аспект способствует формированию художественно-творческой направленности личности, развитию творческих способностей студентов.
В результате, в исследовании разработана модель взаимосвязи физического и эстетического воспитания как средства развития творческих способностей студентов.
Исходя из выявленных предпосылок, в исследовании определены основные педагогические условия развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания:
- формирование положительной психофизиологической, эмоционально эстетической и личностной мотивации учебной деятельности, способствующей созданию продуктивной творческой атмосферы учебных занятий и, в конечном итоге, проявлению творческих способностей студентов; достижение на учебных занятиях психофизического и эмоционального комфорта, физической, эмоциональной и умственной раскрепощенности
- ведущих к созданию соответствующего физического, эмоционального и умственного состояния, способствующего проявлению творческих способностей студентов; интенсификация в процессе учебных занятий умственной активности, форсирование интеллектуальных способностей, способствующих такой мобилизации учебно-познавательной деятельности студентов, которая позволила бы или скорее достичь состояния умственного озарения, инсайта, стимулируя проявления творческих способностей; создание на учебных занятиях атмосферы коллективного учебного поиска - стимулирующей коллективную творческую активность студентов и способствующей тем самым интенсификации их творческих способностей; сочетание в процессе учебных занятий общенормативных требований к студентам (в соответствии с признанными канонами науки, искусства и культуры) с поощрением их внутренней свободы, индивидуального выбора - в зависимости от индивидуальных особенностей каждого студента. Реализация данного условия может способствовать формированию направленности студентов не только на воспроизводящий, но и на творчески-преобразующий тип деятельности, и, в конечном итоге, развитию их творческих способностей; комплексная эстетизация учебных занятий на основе синтеза различных видов искусства (музыки, ИЗО, хореографии, дизайна и т.д.) воздействующая не только на сознание, но и на подсознание студентов и способствующая тем самым активизации их творческого потенциала. I На основании выявленных; в процессе исследования педагогических условий развития творческих способностей и предварительной разработки соответствующей теоретической модели была сконструирована целостная система развития творческих способностей студентов на основе'взаимосвязи физического и эстетического воспитания. В её основу были положены также:
- выявленный уровень актуального развития' творческих способностей студентов;
- учет их индивидуальных особенностей;
- учет творческого и методического потенциала педагога.
В результате проведенного эксперимента было выявлено
- устойчивое развитие различных физических качеств, а также снижение веса студентов в результате занятий аэробикой; устойчивая взаимозависимость эстетического содержания проводимых занятий (в частности, использования музыкально-ритмических и художественно-эстетических средств) и степени роста показателей физического развития студентов;
- истинность разработанных в исследовании педагогических условий развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания;
- эффективность разработанной на основе данных условий педагогической системы развития творческих способностей студентов.
Таким образом, результаты исследования подтверждают выдвинутую в нем гипотезу на основе адекватного решения всех поставленных исследовательских задач.
В то же время перспективным, на наш взгляд, является дальнейшее продолжение исследований в данном направлении. В частности, научный и практический интерес представляет изучение динамики развития творческих способностей студентов с 1-го по выпускной курс с выделением основных точек роста и его замедления. Результатом подобного исследования могло бы стать выявление внутренних закономерностей и тенденций поэтапного развития творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания.
Другим возможным направлением исследования может стать сравнительно-сопоставительный анализ развития творческих способностей у юношей и девушек, в соответствии с особенностями их эстетического и физического развития.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Смелкова, Елена Владимировна, Казань
1. Абзалов P.A. Движение и развивающееся сердце. М. изд. МГПИ им.Ленина, 1985, С.83.
2. Аврунин П.М. Турова Б.Д. Новые исследования психологии творчества. Психология. Журнал. № 5 - т. 6, С. 10-14.
3. Автюхович М. Красота требует жертв. Гимнастический мир Санкт-Петербурга. 2000. № 2. - С. 23.
4. Альтшуллер Т.С. Верткин И. Как стать гением. Женщина и стратегия творческой личности. Минск: Беларусь,^ 1994. - С. 478.
5. Альтшуллер Т.С. Творчество как точная наука. Теория регуляции изобретательных задач. М: Советское радио, 1979. - 175 с.
6. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М. Ф и С. 1987. С.61.
7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань. Изд-во Казанского университета, 1988. 238 с.
8. Андреев В.И. Об оценке и развитии исследовательских способностей старшеклассников в обучении физике. Казань: Татар, кн. изд-во, 1975. -160 с.
9. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Метод.пособие. М.:Высшая школа, 1981. -240 е.
10. Андреев В.И., Яковлев А.Л. Программно-целевой подход к изучению и формированию творческих способностей младших школьников:
11. Метод.рекомендации для учителей. Казань, 1987. -19 с.
12. Апанасенко Г.П. Проблемы управления -здоровьем человека. Наука в олимпийском спорте. Киев. 1999. С. 56-60.
13. Арно Бальк. Гимнастика для вашего здоровья. М."Кристина и К". 1996.
14. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов препод ин-тов физ.культуры. М. Ф и С, 1978. - 223 с.
15. Бабушкин Г.Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов. Теория и практика физической культуры, 1991.-№7.-С. 35-39.
16. Бальсевич В.К. Здоровье в движении. М. Ф и С. - 1998.
17. Беляков Н.Г. Фигура, грация, осанка. М. Просвещение, 1978.
18. Богуслявская. Выдмухова. Ева всегда молода. М. Ф и С 1987. С. 95.
19. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов.университета, 1983.
20. Бондаренко Л.Ю. Роль женщины от прошлого к настоящему. Общественные науки и современность. 1996. № 6 С. 165-170.
21. Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать. М.Знание. 1981.
22. Борилкевич В.Е. Организационные и методические принципы системы "Аэрофитнес". Теория и методика физической культуры, 1998. № 3. - С. 24-25.
23. Борев Ю.А. Эстетика. М. Политиздат. 1981. с. 32.
24. Бруменский A.B. Воображение и творчество. / Проблемы научного и технического творчества. -М., 1967. С. 18-31.
25. Бирюков A.A. Самомассаж для всех и каждого. М. Физкультура и спорт. 1987. - С.95.
26. Букенбум Р., Мичели JI. Возраст, астма, диабет и физические упражнения. Тематическая подборка ВНИИФК "Профилактика заболеваний средствами физической культуры и спорта", зарубежный опыт". М. ЦООНТИ - Ф и С, 1991. - № 3. - С. 36-38.
27. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М.Ф и С, 1971.
28. Виноградов П.А., Гуськов С.И. Здоровье это пробыль. - М.: Знание. 1991.
29. Виноградов П.А., Гуськов С.И. Рекреакция по-американски. М.: Знание. 1990.-С. 221.
30. ЗГВинорадов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М. Советский спорт. 1996.
31. Виру A.A. Кому полезна ритмическая гимнстика? Здоровье. М. Медицина. 1986. № 3. - С. 26-27.
32. Виру A.A., Юримсяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. М.Ф и С. 1988.-С. 142.
33. Волков H.H. Восприятие картины. М. Просвещение. С.32.
34. Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа. В кн. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. J1. Наука, 1974. С. 73-85.
35. Волкова Е.В. Просвещение искусства предмет эстетического анализа. М: МГУ, 1974.-С. 73-85.
36. Волькенпштейн В.М. Опыт современной эстетики. М.: А: Академия. 1931.-С. 188.
37. Воробьев A.M. Тренинг интелекта. М. Лесная промышленность. 1989. -С. 176.
38. Ведровске София. 100 минут для здоровья и красоты. М. Ф и С, 1978.
39. Венгер JI.A. Педагогика способностей. -М.: Знание, 1973. С. 117.
40. Время перемен. Женщина и физическая активность. Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах. М. ЦООНТИ Ф и С, 1989.-№3,4,5.
41. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций М: Академия наук. 1960.-С.500.
42. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.Просвещение. 1967.
43. Выдрин В.М., Николаев Ю.М. Содержание, объем и структура понятия "Физическая культура". Т и ПФК. 1974. № 9. - С. 8-10.
44. Габдреева Г.Ш. Основы самоуправления психическим состоянием, проблемы самоуправления в системе психологической службы.
45. Гатфрид Зеннер. Практическая эстетика. М. Искусство. 1970.
46. Галиакберова JT.3. Мир нетрадиционной медицины. КПО Тасма г.Казань 1984.
47. Гегель Г.В. Эстетика. В 4-х томах. М.Искусство, т.З, 1972. С.621.
48. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры. М. Ф и С. 1987. С.336.
49. Гинзберг М.Я. Ритм в архитектуре. М. Среди коллекционеров. 1923. С. 116.
50. Гильбух Ю.З., Костюк А.Т., Лоос В.Г. Проблемы функциональной музыки за рубежом. Вопросы психологии. 1971.-№3.-С. 162-168.
51. Гольдварг И.А. Музыка на производстве. Пермь. Пермское издательство. 1971.-С. 110.
52. Гольдектрихт С.С., Коршунова A.M. Диалектика и теория творчества. -М.: изд-во МГУ, 1987. 198 с.
53. Гольдэкр Р. Регуляция ритма и гомеостаза в биологии и медицине. В кн. Кибернетика и живой организм. Киев: Наукова думка. 1986.
54. Гонияц С.А., Акопян С.С. Особенности двигательной активности мужчин зрелого возраста. Учебно-методические рекомендации. М.Валерн. 1994.-С.60.
55. Граевская Н.Д. Спорт и здоровье. Теория и практика физической культуры. 1996. № 4 С. 49-54.
56. Губанов В.А. Урок гимнастики и методика его проведения. Методические разработки для студентов и слушателей ФПК. ГЦОЛИФК. М. 1980.-С.30.
57. Губанов В.А. Проведение занятий гимнастикой с музыкальным сопровождением. Методические разработки для студентов и слушателей ЦОЛИФК М. - 1987. - С.36.
58. Гуськов С.И., Дектярева Е.И. ТиПФК, 1998. №2. - С. 56-58 М.Просветитель.
59. Далькроз Е.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: 6 лекций. Театр и искусство, б.г. 120 с.
60. Демина JI.M. По законам красоты. Москва. Просвещение. 1990. С. 115
61. Деркач A.A., Исаев A.A. Педагогическое мастерство тренера. М. Ф и С. - 1981.
62. Деркач A.A., Исаев A.A. Творчество тренера. М. Ф и С. - 1982.
63. Диалектика и теория творчества. / Под.ред. С.С.Гольдектрихта, А.М.Кориднова. М.: Изд-во МГУ, 1987. 198 с.
64. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. М., 1966.-С. 88-234.
65. Дьячкова В.П. Совершенствование технического мастерства спортсменов. Ф и С. М. 1972. С. 33.
66. Дюперрон Г.А. Краткий курс истории физических упражнений. Л. 1924 -С. 66.
67. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей. // Вопросы психологии. 1977. - № 4 - С. 74-84.
68. Ермолин С.Н., Сиднева Л.В. Питание и контроль массы тела при знятиях аэробикой. Тровант ЛТД. Троицк, 1999. - 95 с.
69. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Пед., 1987. - 159 с.
70. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М.Советский спорт. 1990. С. 64.
71. Иванова O.A. Формула красоты. М.Советский спорт. 1990. -С. 38-39.
72. Иванова O.A., Поддубная Ж.В. Сто упражнений стретчинга для рзличных групп мышц. М, национальная школа эробики, 1992. - С.33.
73. Иванова O.A., Поддубная Ж.В. Питание и контроль массы тела при занятиях аэробикой. Тровант ЛТД. - Троицк. 1999. - 95 с.
74. Иваницкий И.В. Ритмическая гимнастика М. Советский спорт. 1989.
75. Исследование проблемы психологии творчества. / Под. ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука, 1983. - 336 с.
76. Истягина-Елисеева Е.А. Физические упражнения для женщин. ТиПФК,1999. №6С.ЗЗ-З6.
77. Кан-Калик А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.; Педагогика, 1990. - 144 с.
78. Кафаров К.А. Бирюков A.A. Механизмы гемодинамики и сауна. ТиПФК2000. -№ 1 С.39.
79. Кирнос Д.И. Творческое мышление. М. Типография ГА ВС., 1992. -172 с.
80. Кирсанов А.а. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань. Татарское кн. изд-во. 1980.
81. Конек В. Рождение джаза. М. Советский композитор. 1984, - 312 с.
82. Копаев В.П. Гармонизация умственных и физических нагрузок как условие повышения эффективности обучения студентов физкультурных вузов. ТиПФК №5.-С. 46.
83. Коржасниров Ю.Г. Музыка как психофизиологическое средство организации учебно-тренировочных знятий. Теория и прктика физической культуры. 1975. № 3. - С.32.
84. Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая деятельность как предмет исследования: методология подхода, теоретический анлиз. Теория и практика физической культуры, 1980, № 3. - С.30-32.
85. Коробко§ A.B. Движение и здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1964. -64 с.
86. Косилина Н.И. Вклад ВНИИФКа в развитие и становление производственной гимнастики в стране // Теория и практика физической культуры . М.: Физкультура и спорт, 1983. - 2 - С.57-58.
87. Косилина Н.И., Васюков Г.В. Сейсмография новый метод изучения функционального состояния человека в условиях трудовой и спортивной деятельности. // Теория и практика физической культуры - М.: Физкультура и спорт. 1964. - № 12 - С. 28-29.
88. Косилина Н.И., Колтановский А.П. Производственная гимнастика для работников умственного труда. М.: Физкультура и спорт 1983 - С.88.
89. Косилина Н.И., Копировский K.M. Двигательный режим при гиподинамии и нервно-напряженном характере труда // Теория и прак. физ.культуры. М.: Ф и С. - 1976. - № 10. - С. 48-51.
90. Косилов С.А. Очерки физиологии труда. М.: 1965. - С.371.
91. Косилов С.А. Психофизиологические основы научной организации труда. М.: Экономика, 1979. - С.302.
92. Котельникова В.И. Использование гимнастических общеразвивающих упражнений в уроках групп здоровья // Метод, указания Л.: 1972.
93. Котельников В.И. Исследловние частоты пульса женщин во время выполнения обющеразвивющих упражнений // Теория и практ. физ.культуры М.: Ф и С. 1971. - № 3. - С. 35-39.
94. Колтановский А.П. Общеразвивающие и специальные упражнения. Под ред. А.Г.Брынина. Москва. 1979. С. 12.
95. Кондратов A.M. Здоровье в движении. Л.Лениздат. 1985. С.24-25
96. Котельникова В.И. Методика структурного усложенения гимнастических общеразвивающих упражнений // Физкультурно-массовая работав управлении физкультурным движением: Сб.статей Л.: ЛНИИФК, 1976. -С.64-65
97. Коц Я.М. Физиологические особенности спортивной тренировки женщин // Спортивная физиология. М.: ФиС, 1986. С Л 79.
98. Кадмн Д.А. Истоки выразительного движения. Физическая культура в школе. 1969.-№2.-С.24-25.
99. Крамина C.B. Знакомтесь: аэробная гимнастика // Спортивная жизнь России. -М.:Фи С. 1984. № 3.
100. Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя. -Дидактика средней школы. М. 1982.
101. Крапивинцева С.И. Минаева Р.И.Влияние активного и пассивного отдыха на состояние сердечно-сосудистой системы и восстановление после него // Теория и практ. физ.культуры М.: ФиС. 1962. - С. 41-42.
102. Крестовников А.Н. Об опытной работе на фаабрике "Скороход" по внедрению физкультурных мероприятий в производственный процесс // Исследования по физиологии трудовых процессов: Сб.трудов М.: Медгиз, 1962. С. - 192-201.
103. Крючек Е.С., Лукина С. Знакомтесь, гимнастрада! Гимнастический мир Санкт-Петербурга, 2000, № 2 С. 19-20.
104. Крючек Е.С., Кудашова Л.Г., Малышева О.Н. и др. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе. Учебное пособие. С-Пб. 1994. С.59.
105. Крыжановский В.Г. К вопросу о регуляции сердечно-сосудистой деятельности при умственной работе и отдыхе // Вопросы физиологии труда. Киев: Мёдгиз. 1955. - С. 39-48.
106. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л. Изд-во. ЛГУ. 1967.
107. Кулак И.А. Психические и физиологические функции организма человека и система НОТ. Минск: Беларусь, 1974. - С. 253.
108. Кувшинников О.И. Методика коррекции телосложения студенток педагогического.
109. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Ф и С. 1987. С. 4-8.
110. Купер К. Новая аэробика. М.: Ф и С. 1979. 125 с.
111. Купер Л. Материалы семинара по аэробике Лесли фитнес формат. Национальная школа аэробики М. - 1991. - 30 с.
112. Леви Владимир. Везет же людям. М.: Ф и С. 1988. С. 255.
113. Лек А.Н. Психология творчества. М.: Наука. 1978. - 85 с.
114. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.Знание. 1979. 47 с.
115. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание. 1974.ф
116. Лин Н., Ивлев М.П., Григоренко A.B., Мякинчкенко A.B., Шестаков М.П. Международная система подготовки специалистов по аэробике. Теория и практика физическ. Культуры. 1995. № 12 - 54-57 с.
117. Ленин В.И. Философские тетради. Полное собрание сочинений. Т.29.-782 с.
118. Липкина А.И. Психология самооценки школьника. Автореферат дис.канд.наук. М. 1974. - 35 с.
119. Лисицкая Т. Ритм + пластика. М.: Ф и С. 1988. 160 с.
120. Лисицкая Т. Художественная гимнастика. М.: Ф и С. 1982. С.244.
121. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы. М.:Просвещение Владос. 1994.- 92 с.
122. Лисицин Ю.П., Сахно A.B. Здоровье человека социальная ценность. М. 1988.
123. Лузина Л.М. Формирование творческой личности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: ФАИ, 1986. - 96 с.
124. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
125. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. М.: Просвещение, 1983. 189 с.
126. Любинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. Просвещение. 1977. С. 222.
127. Макарова Л.В. Преподаватель модель деятельности и аттестации. М. 1992.-С. 67.i
128. Маршева Ф.М. Сравнительный анализ тенденций разработки проблемы развития творчества студентов в обучении в вузах ГДР и ФРГ: Дис.канд.пед.наук. Казань, 1985. - 190 с.
129. Матов В.В. с соав. Ритмическая гимнастика для всех // Метод.рекомендации Томск - 1986. - 61 с.
130. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-33.
131. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.1. М.Педагогика. 1975. С.368•
132. Медведев В.И. Теоретические проблемы физиологии труда // Физиология человека М.: Медицина, 1975. - т.1 - № 1. С. 27-35.
133. Мелиа-Пашаев A.A. М.: Пед., 1987. - 126 с.
134. Мельникова Н.Ю. Эволюция. М.: Пед. 1978. - 68 с.
135. Меридиан жизни (для тех, кому за сорок) / под общ.ред.проф. М.М.Круглого Саратов: СГУ, 1972 - С. 161.
136. Мерсон A.Jl., Ханов Н.И. Качество научного труда. Л.:Лениздат, 1986. - 135 с.
137. Методика и техника психофизиологических исследований операторской деятельности. Под.ред. В.Г.Волкова - М.: Наук, 1984. -С.102.
138. Методичесские рекомендации по внедрению производственной гимнастики в режим труда. Новгород: Облсовпроф, 1980. - 76 с.
139. Методология исследований по инженерной психологии труда / Под ред. Крылова A.A. Л.: ЛГУ, 1974. - 148 с.
140. Минева H.A. Исследования эффективности производственной гимнастики // Теор. и прак. физ.культуры М.: 1959. - т.22 вып. 9 С. 701 - 705.
141. Миронова З.Б. Использование элементов художественной гимнастики в занятиях с женщинами среднего и пожилого возраста // Теор. и прак. физ.культуры М.: Ф и С - 1966. - № 3 - С.56-59.
142. Миссет Д.Джазэсайз. Национальная школа аэробики." М. 1992. - 41 с.
143. Митрохина В.В., Нифонтова Л.Н. Рациональный двигательный режим людей умственного труда // Методические рекомендации. М.: ЦБНТИ, 1981.-С.40.
144. Михайлов В.В., Тиунова В.В., Крамина C.B., Белецкая М.М. Интенсивность мышечной нагрузки на занятиях ритмической гимнастикой // Теория и прак. физ.культ. М: Ф и С. - 1986. - С. 35-37.
145. Михайлова Э.Н. Иванов Ю.И. Ритмическая гимнастика. Московская правда. 1987. С. 48-51.
146. Моль X. Семь программ здоровья. М.: Ф и С. 1983. - С. 13-14
147. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. • Киев. Знание. 1978. 140 с.t
148. Моляко В. А. Психология конструктивной деятельности. М.Машиностроение. 1983. С.134.
149. Муравов И.В. Физическая культура и активное долголетие. М. 1979.
150. Мякинченко Е.Б., Ивлев М.П., Шестаков М.П. и др. Методика управления тренировочной нагрузкой на занятиях базовой танцевальной аэробике. Теория и практика физической культуры. 1997. № 5. - С.39-42.
151. Мякинченко Е.Б., Ивлев М.П., Шестаков М.П. и др. Тренировочная нагрузка на занятиях по базовой аэробике. Аэробика. 1999. осень. - С. 2-11.
152. Ницше. Происхождение традиции. М. 1911. - С. 49.
153. О вашем здоровье женщины (под ред. В.И.Кулакова) М. - 1990.
154. Овсянников М.Ф. Эстетическая теория Маркса K.M., Ф.Энгельса,1. B.И.Ленина М. С. 136.
155. Ожогов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. - 1984.1. C.34.
156. Озолин Н.Г. Быстрота и методика ее развития "Теория и практика физической культуры", 1978, № 7. С. 12.
157. Онищенко И.М. Методические разработки. Практикум по психологической подготовки спортсмена. Киев. 1971.
158. Онищенко И.М. Психология физического вдохновения в спорте. Киев.: Вища школа. 1975.
159. Павлов С.Е., Павлова М.В. Восстановление в спорте. Теоретические и практические аспекты. ТиПФК. 2000. № 1. - С.23. 2000.
160. Панков В.А. Лечение физкультурой. Спорт для всех. 1999. № 4. - С. 37-38.
161. Петров А.П. Система методических приемов искусственного обучения процесса освоения нормативов комплекса ГТО и учебных программ студентами ВУЗа. Автореферат дис.канд.пед.наук М. 1990. -С.21.
162. Пивоварова В.И., Радзиевский А.Р. ТиПФК, 1984. № 7. - С.35-36. М.: Просветитель.
163. Прибылов К.Н., Федяева Л.П. Физкультура в период беременности и после родов. Москва. Медгиз. 1962. С. 7.
164. Попова Е. Как выбрать гимнастику. Гимнастический мир Санкт-Петербурга. 2000. № 2. - с.21-22.
165. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука. 1976.
166. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М,: Изд-во АПН РСФСР. 1960.-352 с.
167. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. М. 1983. - 302 с.
168. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. -Казань.: Изд-во Казанского университета. 1990. - 117 с.
169. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание. 1987.
170. Психология творчества. Общая, дифференцированная, прикладная. Под.ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука. 1990. - 223 с.
171. Пуни А.Ц. К психологической теории спортивной деятельности. Теория и практика физической культуры. 1973. № 2.
172. Рубинштейн С.Л. проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973.- 423 с.
173. Резерв успеха творчество. / Под.ред. Т.Котнера, В.Колвейта. - М.: Пед-ка. 1989.- 120 с.
174. Рыбцова JI.J1. Жизненные ценности женщин. Социологические исследования. 1997. № 10. - С.56-60.
175. Рыжик В. Танцы на льду. М.: Ф и С. 1970.
176. Рудин П.А. Понятие, содержание и задачи психологической подготовки спортсмена. Сб. Психологическая подготовка спортсмена. Под ред. А.А.Рудина, А.Ч.Пуни. М.: Ф и С. 1965.
177. Садовени Е. (Польша) Половой диморфизм в теории и практике современного спорта. ТиПФК. 1999. № 6. - С.4-7.
178. Саркизов-Сиразини И.М. Человек должен быть здоровым. Москва. Медицина. 1964.
179. Сандерс М. Гидроаэробика: круговая тренировка в воде. М: Национальная школа аэробики. 1990. - 7 с.
180. Селуянов В.Н. Методика силовой подготовки в оздоровительной физической культуре. Аэробика. 2000. С.2-5.
181. Селуян В.Н., Сарсония С.К., Мякиченко Е.Б. и др. Изотон (основы теории оздоровительной физической культуры. Учебное пособие. М. -1995.- 68 с.
182. Семагин А.Е. Воспитательные проблемы деятельности школьного спортивного клуба: (На материале школы): Диссертация канд.пед.наук. 1979.-242 с.
183. Сербина Л.П., Хекельман А., Блазер П., Эленбергер В. Взаимосвязь музыки и движения. ТиПФК. 2000. № 5. - с.42.
184. Свифт Рейгел. Ваша великолепная фигура. Москва. Аквариум. 1979. С.93.
185. Соболева Т.С. О проблемах женского спорта. ТиПФК. 1999. № 6. -С.56-60.
186. Соболева Т.С. Формирование полозависимых характеристик у девочек и девушек на фоне занятий спортом. Докторская диссертация.-С.-Петербург. 1997.
187. Спорт и здоровье, (под ред. П.В.Бундзена, В.Н.Литвинова) М. 1992.
188. Стейн Д. Нетрадиционная медицина для женщин. М: Кросн-Пресс. 1995.
189. Ситдиков Ф.Г. Профессиональная направленность научно-исследовательской работы в педагогическом институте. В кн. Совершенствование качества подготовки учителя сельской школы. Казань. 1978. С. 66-68.
190. Смольников И.Ф. Проблема человека в марксистко-ленинской философии и эстетики. М.Политиздат. С. 184.
191. Тобиас Мексим, Мери Стюарт. Расстягивайся и расслабляйся. М.: Ф и С. 1994.-С. 159.
192. Томсон Д. Как победить лишний вес. М.: ТООТП-СПб.: ТОО"СПАРК". 1997.-С. 192.
193. Тихонова В.И., Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение,здоровье. М.Просвещение. 1989. С.236.
194. Федеральный закон 'О физической культуре и спорте в Российсской Федерации". М. 1999.
195. Феоктистова E.H., Самаркина О.В. Положение женщин в обществе. Труд и право. 1997. № 5. - С.94-103.
196. Физическая дсультура и спорт в жизни российских женщин (Материалы парламентских слушаний 9 июня .1998). М. 1998.
197. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия.
198. Филлинова Ю.С. Оздоровительная аэробика.-Новосибирск. 1995. -С.40.
199. Фомин H.A., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М. Физкультура и спорт. 1991. С. 224.
200. Фонда Дж. Моя аэробика. Ф и С 1984. № 9-12., 1985. - № 1.
201. Хайруллин Р.В. Азбука оздоровительного бега. Казань. 1985. ТКИ.
202. Хозяинов Г.Й. Педагогическое мастерство преподавателя. 1988. С. 79.
203. Хрущев C.B., Соболева Г.С. Новый взгляд на старые проблемы женского спорта. ТиПФК. 1996. № 2. - С.56-57. .
204. Цыганкова И .Я. Формирование навыков составления композиций произвольных упражнений в художественной гимнастике. Методическая разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации ГЦОЛИФК. М. 1991. С.34.
205. Чегтига В.П. Формирование творческих познавательных процедур у младших школьников. Автореф. Диссерт. КПИ. Казань. 1982. 20 с.
206. Чернов A.JL, Бялик М.Г. О легкой атлетике, о джазе, о хорошем вкусе. М.Л., Музыка. 1965. 156 с.
207. Чичикин В.Т. Профессиональная готовность педагога. Нижний Новгород. 1998.- 39 с.204 ;
208. Шевцов E.B. Искусство и духовный мир человека. М. 1985.
209. Шестаков М.П. Международная система подготовки специалистов по аэробике. Теория и практика физической культуры. 1995. № 12. 54-57 с.
210. Шлемина A.M. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. М.: Просвещение. 1988. 142 с.
211. Щербакова А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение. 1967.
212. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.Педагогика. 1984. 143 с.
213. Яковлева И.Н. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза. Диссерт.канд.пед.наук. Челябинск. 1977. - 192 с.
214. ЯковлевА.Л. Методические рекомендации к спец.курсу «Основы педагогического творчества учителя физкультуры». Казань. КГПИ. 1986.-16 с.
215. Яковлев A.JI. Программно-целевой подход к изучению и формированию творческих способностей младших школьников: Метод.рекомендации для учителей. Казань. 1987. 79 с. (В соавтор.)
216. Яружный Н.В. Шейпинг: ритм плюс атлетизм. Физическая культура в школе. 1991. № 7. - С.42-49.
217. Andersen N. International aerobics center seminar "Sweat systems'7 -Minneapolis, 1990. 39 p.
218. Engel-Korus, D/Haberlandt, O.: Fitnebtraining durch. Bewegung Aochen:' Meyer und Meyer. 1996.
219. Hess H. Ubanganleitung "Physiotare", Schmidt spart. 1995. 85 p.
220. Katrin Engel: Fitnesstraining mit dem Phisiotape. Meyer und Meyer Verlag, Aochen. 1998. - 125 p.
221. Kempf H.D. et el. Trainingsbuch Thera Bond Reinbekrrororo. 1996.-45 p.
222. Paul C. et el. Aerobic training , Aachen: Meyer und Meyer. 1997.- 67 p.
223. Fonda J. Fondas Fitness Buch: Ich fühle mich gut.-Frankfurt: Fischer. 1983.-300 p.
224. Foster C. Physiological reqirement of aerobic dancing/Research Quaterly. 1975. -№46. p. 120-122.
225. Sorenser J. Aerobic dancing. What is it all about/Fitness for living. 1974. -№8.-p. 18-20.206