Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства

Автореферат по педагогике на тему «Развитие творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Рыбакова, Анна Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Развитие творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства"

На правах рукописи

Рыбакова Анна Ивановна

Развитие творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства (в условиях дополнительного образования)

Специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики

и образования

2 6 МАР 2015

005561211

Москва - 2015

005561211

Работа выполнена на кафедре педагогики Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Тютькова Ирина Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Казаренков Вячеслав Ильич,

профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Ирина Эдуардовна, доцент кафедры теории и истории педагогики ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный

областной университет»

Защита диссертации состоится 28 апреля 2015г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 521.004.05 при AHO ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, 5/1, корпус 3, аудитория 511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте www.mosgu.ru AHO ВПО «Московский гуманитарный университет».

Автореферат разослан » марта 2015г.

Ученый секретарь У /

диссертационного совета Е.В. Гурова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Личностно-ориентированная парадигма образования в качестве одного из своих приоритетов определяет развитие творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией, способной быстро адаптироваться в постоянно изменяющемся мире. В начале XXI века в условиях интернационализации и глобализации образования от эффективности творческого саморазвития детей и подростков зависит возможность сохранения и приумножения культурного и интеллектуального потенциала страны.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) акцентирует внимание на том, что образование в качестве единого целенаправленного процесса воспитания и обучения является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Современники указывают также на тот факт, что образование должно рассматриваться обществом как процесс и результат интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального развития человека.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы определила меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей, среди которых обозначены поддержка школам искусств, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.

В современных философских исследованиях значительное внимание уделяется определению сущности творчества, разработке его структуры (М.С. Каган, В.Ф. Овчинников и др.); дается интерпретация творчества на основании принципов деятельности, взаимодействия субъектов и объектов творчества, культуры рефлексии, а также с учетом принципов диалектического единства продуктивного и репродуктивного, деструктивного и конструктивного, нового и старого в творческом процессе

(М.С. Бернщгейн, Л.В. Яценко и др.). Творчество рассматривается как механизм развития (С.С. Гольдентрихт, Я.А. Пономарев) и не только с позиций деятельности, но и с точки зрения надцеятельностного отношения субъекта к окружающему миру (Г.С. Батшцев, Г.А. Глотова).

В психологических и педагогических исследованиях подробно изложены сущность и содержание опыта творческой деятельности как одного из необходимых условий становления творческой личности (Е.П. Ильин, И.Я. Лернер и др.); выявлены активность и взаимодействие осознаваемой и неосознаваемой сфер психики в проявлении творчества человека (П.В. Симонов, И.Е. Шварц и др.).

В настоящее время в связи с требованиями, предъявляемыми обществом к культуре личности, и совершенствованием условий среды дополнительного образования проблема формирования и развития творческих ценностных ориентаций подрастающего поколения становится одной из основных в исследованиях личностной самореализации.

Постоянный исследовательский интерес к проблеме формирования и развития творческих ценностных ориентаций личности связан, в первую очередь, с социальными и экономическими преобразованиями в обществе. Известно также, что творческий стержень государства, представляющий собой творческую элиту, есть своеобразный индикатор духовного подъема или застоя общества. Сегодняшние темпы развития педагогического знания о путях и методах формирования творческой личности не соответствуют потребностям современной образовательной практики. В настоящее время от образования ожидают подготовку не только качественно обученных людей, усвоивших накопленный человечеством опыт знания, но и выпускников с высоким уровнем общего развития, с умениями принимать творческие, нестандартные, самостоятельные решения, с навыками конструктивно взаимодействовать с окружающим миром.

Несмотря на активную научную разработку указанных выше вопросов, все же нельзя говорить о решении проблемы развития творческих ценностных ориентаций детей и подростков средствами образования, ориентированном, в соответствии с потребностями общества, на

4

активизацию внутренних сил личности, позволяющих ей выступить субъектом творческого саморазвития.

Возникает необходимость устранения сложившегося в современной педагогической науке и практике рассогласования между накопленными теоретическими знаниями, касающихся образования творческой личности, обладающей определенными ценностными ориентациями, и отсутствием механизмов их реализации.

Анализ состояния проблемы развития творческой личности и ее творческих ценностных ориентаций позволил выявить следующие противоречия:

- на социально-педагогическом уровне — между общественно-государственной потребностью в творчески развитых людях и недостаточной разработанностью на теоретическом и практическом уровнях педагогических способов решения проблемы развития творческой личности и ее творческих ценностных ориентаций;

- на научно-методическом уровне - между потребностью в содержательно-методическом обеспечении развития творческих ценностных ориентаций личности и недостаточной разработанностью соответствующих учебно-методических материалов.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы механизмы развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования?

Объект исследования - развитие творческой личности в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования - процесс развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования.

Цель исследования - теоретико-методологическое и технологическое обоснование процесса развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что

развитие творческих ценностных ориентации подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования будет эффективным, то есть уровни знаний, умений и навыков по решению творческих проблем, мотивации к творческой деятельности, творческой активности, достижений в творческой деятельности и творческого саморазвития учащихся хореографических объединений дополнительного образования существенно повысятся, при соблюдении следующих условий:

- акмеологическая модель развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства реализуется на основе принципов системности, развития и индивидуализации, личностно-ориентированного, индивидуального, деятельностного, аксиологического, акмеологического, культурологического, системно-диспозиционного, синергетического и компетентностного подходов к исследуемому процессу;

- комплексная образовательная программа по хореографии выступает в качестве эффективного средства развития творческих ценностных ориентаций подростков в условиях дополнительного образования;

- содержание и смысл психолого-педагогической технологии развития творческих ценностных ориентаций подростков обусловлены опытом, личностными качествами, системой личностно значимых ценностей и индивидуальных смыслов подрастающего поколения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «творческие ценностные ориентации».

2. Разработать и обосновать акмеологическую модель развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства.

3. Разработать комплексную образовательную программу по хореографии, представив ее в качестве эффективного средства развития творческих ценностных ориентаций подростков в условиях дополнительного образования.

4. Обозначить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую технологию развития творческих ценностных ориентации подростков.

Методологическую основу исследования составляют:

- общенаучные принципы детерминизма, системности, единства всеобщего, особенного и единичного, единства теории и практики;

- специфичные для психологии и педагогики принципы развития, индивидуализации; индивидуальный, личностно-ориентированный, деятельностный, системно-диспозиционный, акмеологический, аксиологический, культурологический, компетентностный, синергетический подходы.

Теоретической основой исследования являются:

- основные положения теории ценностей и ценностных ориентаций (С.Ф. Анисимов, М.С. Каган, В.Т. Тугаринов, В.А. Ядов и др.),

- теории становления Я - концепции личности (B.C. Агапов, P.P. Берне, Л.С. Выготский, A.A. Деркач, Э. Фромм и др.),

- концепции эстетического и художественно-эстетического воспитания (H.A. Дмитриева, Н.К. Крупская, Е.И. Левит, В.А. Сухомлинский и др.),

- теории развития творческой личности (В.И. Андреев, Г.С. Батищев, И.П. Волков, Л.М. Митина, В.Д. Пекелис и др.),

- концепции дополнительного образования (А.Г. Асмолов, В.А. Березина и др.).

В процессе работы автором был использован комплекс методов исследования, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающий в себя теоретические методы: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, контент-анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование, прогнозирование; эмпирические методы: беседа, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, наблюдение и педагогический эксперимент; математические и статистические методы обработки информации: вычисление средних арифметических значений, корреляционный анализ.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБУ

Многопрофильный спортивный комплекс «Лидер» (г. Коломна).

Этапы исследования:

На первом этапе (2008-2009 гг.) - рефлексивно-поисковом - были изучены и определены теоретико-методологические основы научно-педагогического исследования; осуществлен анализ научных источников по проблеме исследования; сделаны обобщающие выводы; обоснована актуальность рассматриваемой проблемы; конкретизирован объект, предмет, гипотеза и задачи научно-исследовательской работы; определены экспериментальная и контрольная группы; проанализирована деятельность учреждений дополнительного образования; разработаны комплексная образовательная программа по хореографии, акмеологическая модель и психолого-педагогическая технология развития творческих ценностных ориентации учащихся хореографических объединений.

На втором этапе (2009-2012 гг.) - экспериментальном - была организована опытно-экспериментальная работа по развитию творческих ценностных ориентации учащихся хореографических объединений; выявлены организационно-педагогические и методические условия успешного функционирования технологии развития творческих ценностных ориентаций подростков в рамках применения комплексной образовательной программы по хореографии.

На третьем этапе (2012-2013 гг.) - обобщающем - был проведен анализ полученных результатов с их последующей оценкой и систематизацией; спрогнозированы дальнейшие пути развития творческих ценностных ориентаций подростков.

Научная новизна исследования:

- выделены базовые компоненты ценностных ориентаций личности (информационный, оценочный, регулятивный);

- определен класс ценностей творческой личности на основе контент-анализа ее сущностных признаков: совокупность терминальных (активная деятельностно-созидательная жизнь, красота природы и искусства, любовь и

др.) и инструментальных (любознательность, вдохновение, независимость и др.) ценностей;

- раскрыто содержание понятия «творческие ценностные ориентации»;

- сконструирована акмеологическая модель развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования;

разработана комплексная образовательная программа по хореографии, положенная в основу психолого-педагогической технологии развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства.

Теоретическое значение исследования: - осуществлено исследование проблемы развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования, что позволило реализовать на уровне теоретических разработок и интерпретации эмпирических результатов знания основных методологических принципов педагогики и психологии;

- уточнен и обобщен понятийный аппарат научной проблемы;

разработаны психолого-педагогические механизмы развития творческих ценностных ориентаций подростков в условиях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в существенной технологически-прикладной направленности проведенной работы, поскольку отражает опыт практического решения проблемы развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования. Разработанная психолого-педагогическая технология развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства может служить задаче интенсификации образовательного процесса в рамках освоения различных программ художественно-эстетического цикла.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими

9

результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного психодинамического инструментария и статистической обработки данных с последующей психологической интерпретацией (корреляционный, погрупповой анализ с использованием ^критерия Стьюдента и критерия углового преобразования Фишера).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческие ценностные ориентации - это специфическое образование личности, представляющее собой упорядоченную систему терминальных и инструментальных ценностей, регулирующих процессы саморазвития субъекта и являющихся векторами его созидательной деятельности.

2. Акмеологическая модель развития творческих ценностных ориентаций личности в условиях дополнительного образования включает в себя совокупность взаимосвязанных блоков:

-концептуально-целевой (предполагает постановку цели развития);

-структурно-содержательный (включает в себя когнитивно-деятельностный, эмоционально-мотивационный, рефлексивно-регулятивный компоненты);

-процессуально-технологический (предполагает поэтапную психолого-педагогическую технологию развития творческих ценностных ориентаций подростков);

-контрольно-оценочный (включает в себя проектируемый уровень сформированности творческих ценностных ориентаций каждого учащегося);

-рефлексивно-результативный (ориентирует на выявление причинно-следственных связей процесса развития).

3. Психолого-педагогическая технология развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства представляет собой системно-операционную конструкцию, включающую этапы формирования и развития необходимых личностных качеств и творческой личности в целом (познавательно-смысловой и эмоционально-реализующий) с использованием механизмов достижения результатов:

- проблемное изложение учебного материала;

- привитие интереса к творческой деятельности;

- поддержка творческой активности учащихся;

- создание ситуаций успеха;

- предоставление возможности самообразования и самостановления в личностном и творческом аспектах.

4. В качестве эффективного средства развития творческих ценностных ориентаций подростков выступает комплексная образовательная программа по хореографии, поскольку:

носит теоретико-практический, личностно-ориентированный характер, в ней особое значение придается учету возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- раскрывает качественные характеристики танцевальной культуры, которой должны обладать учащиеся к концу своего обучения;

- обеспечивает целенаправленную совместную деятельность педагога и учащихся в процессе освоения содержания программы;

- ориентирует подростков на самоорганизацию и самореализацию;

- способствует раскрытию творческого потенциала учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в

ходе практической работы в качестве методиста и руководителя хореографического коллектива МБУ Дворец культуры «Цементник» (г. Коломна).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении аргументируется выбор темы исследования, определены его актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, представлены теоретико-методологические основы работы; обоснованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы проблемы развития творческих ценностных ориентаций личности» на основе анализа источников литературы по теме исследования представлена и раскрыта сущность совокупности методологических принципов и подходов к

проблеме развития творческих ценностных ориентации личности, предложена структурно-функциональная модель творческой личности, выявлена система ценностей творческой личности, определен феномен творческих ценностных ориентации.

Во второй главе «Психолого-педагогические основы развития творческих ценностных ориентации подростков средствами тат{евалъного искусства в условиях дополнительного образования» представлена акмеологическая модель развития творческих ценностных ориентации подростков в условиях дополнительного образования, которая рассматривается как обобщенный мысленный образ, замещающий и отражающий структуру и функции конкретного процесса в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей; раскрыты отличительные черты подросткового возраста; показано, что танцевальное искусство есть творческий процесс перевода художественных образов в зримые, что, благодаря средствам танцевального искусства, личность подростка развивается в творческом направлении; выявлены факторы, возможности, особенности, предпосылки и следствия развития творческих ценностных ориентации подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования, отражающие специфику данного процесса; представлены и обоснованы критерии, показатели, уровни и характеристики сформированности творческих ценностных ориентации учащихся хореографических объединений.

В третьей главе «Опытно-экспериментачъная работа по развитию творческих ценностных ориентации подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования» дается подробное описание этапов формирования и развития творческих ценностных ориентации подростков средствами танцевального искусства, определяются условия успешного функционирования психолого-педагогической технологии исследуемого процесса; представлены и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении подведены общие итоги работы и намечены перспективы дальнейшего исследования проблемы.

В приложении представлены методические и статистические материалы, использованные в ходе проведения опытно-экспериментальной работы.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Ценностные ориентации являются значительным элементом структуры личности. Вместе с другими психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. В целях более детального исследования содержательной стороны проблемы и анализа подходов ученых к выделению сущностных компонентов ценностных ориентаций личности был применен метод контент-анализа, использование которого позволило выделить информационный (знания ценностей), оценочный (отношение к ценностям) и регулятивный (установка на ценностные нормы общества, регуляция всех побудителей активности человека) компоненты ценностных ориентаций личности.

Проблема творчества и развития творческих личностей настолько актуальна, что требует подробного рассмотрения с различных точек зрения. Для более детального исследования проблемы и анализа подходов ученых к выделению сущностных признаков творческой личности был использован метод контент-анализа, который позволил сделать следующие выводы:

- творческая личность есть высокоразвитая личность, обладающая определенными способностями, потенциалом, высшей ценностью которой является творчество;

- наиболее широкое освещение в психолого-педагогической литературе получили такие признаки творческой личности, как конструктивная свобода, стремление к получению нового продукта своей творческой деятельности, творческие способности и потенциал, высокий уровень интеллекта, воображение и фантазия, любознательность, развитое эстетическое чувство, потребность в самоактуализации, самореализации и саморазвитии;

- менее в научно-педагогической и психологической литературе изучены такие признаки творческой личности, как смелость, самокритичность и сомнение, ответственность, высокая работоспособность.

Благодаря методу контент-анализа сконструирована модель творческой личности, фундаментом которой является компетенция личностного самосовершенствования (см. рис. 1).

Рис. 1. Модель творческой личности

На основе анализа сущностных признаков творческой личности и классификационных схем ценностей был выделен класс ценностей творческой личности, представленный в виде совокупности терминальных и инструментальных ценностей (см. табл. 1). Выделены сущностные признаки каждой ценности данной системы, общие признаки сгруппированы по смыслу и представлены в таблице 2. Представленные смысловые группы признаков ценностей творческой личности отражают содержание характеристик уровней сформированности творческих ценностных ориентаций подростков по заданным критериям и показателям (см. табл. 3).

____Ценности творческой личности_

Ценности-цели (терминальные ценности):

_Активная деятельностно-созидательная жизнь_

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

_Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)_

Познание и самопознание, саморазвитие (возможность расширения своего

_образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)_

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе)

_Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках_

___Саморазвитие___

_Творчество как процесс и результат деятельности_

Ценности-средства (инструментальные ценности):

_Любознательность (познавательная потребность)_

_Вдохновение (озарение, инсайт)_

_Независимость (возможность действовать самостоятельно, решительно)_

_Ответственность (чувство долга)_

_Самоконтроль (самодисциплина)_

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи,

_привычки)_

Искренность (отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в

_отношении чего-либо или кого-либо)_

_Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)_

Изобретательность (способность находить оригинальные, неожиданные решения в

_поведении и различных видах деятельности)_

Сверхчувствительность к проблемам (познание начинается с удивления тому, что

_ обыденно (Платон))_

_Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов_

_Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)_

_Самоанализ (формирование адекватной самооценки)_

Таблица 2

Группы признаков ценностей творческой личности_

Название смысловой группы Общие сущностные признаки ценностей

Когнитивная Познание Оригинальность (креативность) мышления

Отношенческая Любознательный интерес Эстетическое восприятие действительности Увлечение

Волевая Согласованность действий Инициативность

Результативная Активность (интенсивность) Продуктивность (успешность)

Саморефлексивная Самопознание Самоконтроль Самоанализ

Критерии, уровни, показатели и характеристики сформированное™ творческих ценностных ориентаций подростков

Критерии Подготовительный уровень О) Начальный уровень (2) Уровень освоения (V Уровень совершенствования (4)

1. Показатель «Знания, умения, навыки по решению творческих проблем»

Когнитивный Подросток не владеет знаниями, умениями и навыками, предусмотренными образовательной программой, не стремится к познанию, не в состоянии увидеть творческую проблему и найти способы ее решения. Подросток владеет отдельными знаниями, умениями, навыками, предусмотренными образовательной программой, эпизодически проявляет любознательность, видит творческую проблему, но не может обозначить способы ее решения. Подросток овладел основными знаниями, умениями, навыками, предусмотренными образовательной программой, стремится к познанию, приводит способы решения творческой проблемы. Подросток успешно овладел всеми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными образовательной программой, процесс познания выступает в качестве личностной потребности, выявляет множество различных способов решения творческой проблемы.

2. Показатель «Мотивация к творческой деятельности»

Эмоциональный Отношенческий Неосознанный интерес к танцевальным занятиям, навязанный извне. Мотивы случайные, кратковременные. Интерес к занятиям иногда поддерживается самостоятельно на уровне любознательности. Мотивация неустойчивая, связанная только с результативной стороной процесса. Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущий мотив - стремление к саморазвитию и созиданию. Четко выраженные стремления к глубокому, осознанному изучению танцевального искусства. Танцевальная деятельность становится необходимой потребностью. Преобладание эстетических ценностей в личностной мотивации.

Волевой 3. Показатель «Творческая активность»

Подросток инициативу не проявляет. Не испытывает радости и удовлетворения от открытия знаний и достижений. Отказывается от поручений, заданий. Нет навыков самостоятельного решения творческих проблем. Подросток испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии новых способов деятельности. Инициативу проявляет крайне редко. Добросовестно выполняет поручения, задания. Решить творческие проблемы способен, но только при помощи педагога. Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Подросток эпизодически проявляет инициативу. Может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить. Подросток вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко и быстро увлекается творческим процессом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, способностью к рождению и осуществлению новых идей, координирует свою деятельность, самостоятельно решает творческие проблемы.

Деятельностный Результативный 4. Показатель «Достижения в творческой деятельности»

Деятельность учащегося непродуктивна или малопродуктивна. Не участвует в активной творческой деятельности объединения. Творческие способности не проявляются. Продуктивность учащегося средняя. Нечастый успех в творческой деятельности объединения, школы. Слабовыраженньге творческие способности. Ситуативное воплощение собственных идей в конечный продукт деятельности. Значительные результаты на уровне объединения, школы или района. Ярко выраженные творческие способности. Ученик показывает постоянный зачетный позитивный результат в процессе творческой деятельности. Частый успех на уровне объединения, школы, района, области. Развитые творческие способности.

Саморефлексивный 5. Показатель «Саморазвитие»

Отсутствуют

навыки самопознания, самоконтроля и самоанализа. Несогласованность действий с мыслями и чувствами. Неспособность оценить себя и свою деятельность.

Ситуативность согласованности действий с мыслями и чувствами. Появляются первичные навыки самопознания, самоконтроля и самоанализа. Наблюдается завышенная или заниженная самооценка.

Самостоятельность, независимость и осознанность действий, их адекватность мыслям и чувствам. Самопознание, самоконтроль и самоанализ проявляются эпизодически.

Адекватная самооценка до

конца не сформирована.

Непроизвольный характер действий. Самопознание, самоконтроль и самоанализ входят в привычку. Сформирована адекватная самооценка.

Творческие ценностные ориентации характеризуют творческую личность, являясь специфическим образованием, представляющим собой систему ценностей, регулирующих процессы самосовершенствования субъекта и определяющих направления его творческой деятельности.

Акмеологическая модель развития творческих ценностных ориентации личности включает в себя пять основных блоков (см. рис. 2). Акмеологической средой для развития творческих ценностных ориентации подростков являются психолого-педагогические условия, предоставляемые системой дополнительного образования. Дополнительное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенком содержания и программ своего развития, в силу самой «дополнительности», не входящей в обязательный образовательный стандарт, обеспечивает максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его творческой деятельностью. Подростковый период - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного личностного роста младших школьников. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Главная новая черта, появляющаяся и проявляющаяся в подростковом возрасте, - это более высокий уровень самосознания (по сравнению с периодом младшего школьного возраста), потребность в осознании себя как индивидуальности.

Критерии

Когнитивный Показатель: знания, умения, навыки по решению творческих проблем Эмоциональный Отношенческий Волевой Показатель: Показатель: мотивация к творческая творческой активность деятельности Деятельностный Результативный Саморефлексивный Показатель: Показатель: Достижения в Саморазвитие творческой деятельности

Рефлексивно-результативный блок Результат: существенное изменение уровней сформированное™ знаний, умений, навыков по решению творческих ь проблем, мотивации к I ^ творческой деятельности, творческой активности, достижений в творческой деятельности и творческого саморазвития в сторону прогресса

Компетенция личностного самосовершенствования:

развитие навыков физического, духовного и интеллектуального саморазвития

Развитие творческих ценностных ориентаций

7

Развитие креативных способностей: конвергентного мышления, дивергентного мышления, воображения

Контрольно-оценочный блок Методы диагностики: обобщение и оценка результатов исследования, сравнительный анализ, прогнозирование

Гй Д

О4 Л

з а

§ =

2 2 Э й

8

к

0

1

с Ё

Процессуально-технологический блок Формы работы: практикумы, беседы, консультации, тренинги,

игровые занятия, занятия с элементами семинара и лекции Методы работы: системный анализ, обобщение, наблюдение и эксперимент, психолого-педагогические развивающие и диагностические методики

Структурно-содержательный блок

Когнитивно-деятельностный

компонент (информирующая функция)

Эмоционально-мотивационный

компонент (направляющая функция)

Рефлексивно-регулятивный

компонент (регулирующая функция)

Концептуально-целевой блок Цель: обеспечение высокого уровня развития творческих ценностных ориентаций учащихся

а а,;,

1 1 I

§ § 1

О 5 О

N 5 ^

1 I

0 еГ

■5 § §

■51

1 I

8 г

Прогнозируемый результат

Рис. 2. Акмеологическая модель развития творческих ценностных ориентаций подростков

В процессе обучения танцевальному искусству решается ряд важных задач: приобретаются навыки критического мышления в процессе анализа хореографической лексики танцоров, индивидуального восприятия постановок, а также интерпретации замыслов хореографов; происходит развитие воображения путем создания оригинальных вариаций танцев, работой над декорациями, костюмом, гримом; вырабатываются умения оценивать себя и человеческие отношения в коллективе и т.д. Танец, являясь совместной творческой деятельностью, выступает эффективным средством формирования и развития творческих ценностных ориентаций подростков и выполняет ряд педагогических функций: создает психологический климат, необходимый для проживания ценностного отношения к прекрасному; является основой для наглядно-образного представления мира идей и человеческих эмоциональных переживаний, представляет материал для анализа и обобщения и т.д.

Метод БШОТ-анализа позволил выделить факторы, влияющие на процесс развития творческих ценностных ориентаций подростка (см. табл. 4).

В диссертации показано, что процесс формирования и развития творческих ценностных ориентаций реализуется в два этапа (см. рис. 3).

Таблица 4

Факторы, влияющие на процесс развития творческих ценностных ориентаций подростка_

Положительное влияние (прогресс) Отрицательное влияние (регресс)

Внутренние факторы Высокий творческий потенциал личности, ее задатки к творческой деятельности. Неразрешимые противоречия, возникающие между желаниями и возможностями личности, заниженная самооценка, лень, проблемы межличностного взаимодействия, вызванные постоянной неуверенностью в себе и своих действиях.

Внешние факторы Акмеологическая среда -условия, предоставляемые дополнительным образованием, классическая культура (музыка, танец, театр, литература и т.д.). Негативное влияние СМИ, субкультур на процесс становления и развития личности, проблемы в семье, школе.

I этан. Познавательно-смысловой (1 год обучения)

Цель\ обеспечение выявления у каждого учащегося личностных смыслов танцевального искусства как творческого процесса Задачи: выбор учащимися личностно значимых ценностей Уровни развития ЗУНов: ЗУНы связаны со стремлениями к познанию Уровни развития мотивации: мотивы связаны с ростом самопознания и познавательного интереса к танцевальному искусству. Уровни творческой активности: творческая активность связана с проявлениями потребностей воспитанников в получении новых знаний Уровни достижений « творческой деятельности: достижения в творческой деятельности связаны с частотой успеха Уровни саморазвития: саморазвитие связано с саморефлексией Методический прием: организация учебно-познавательной деятельности для самоопределения воспитанников в выборе личностно-значимых ценностей танцевального искусства с учетом их индивидуальных черт.

Доминирующее педагогическое условие: учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей воспитанников к танцевальному искусству, обеспечение насыщения учебного процесса активными формами и методами самопознания

__

II этап. Эмоционачъпо-реализующий (2 год обучения)

Цели: создание у каждого учащегося на основе выявления личностных смыслов танцевального искусства эмоциональной окраски творческой деятельности, результатом которой является творческий продукт; создание и развитие определенных творческих ценностных ориентаций Задачи: преобразовать личность учащегося на основе присвоенных личностно значимых смыслов танцевальной деятельности, спрогнозировать дальнейшее творческое саморазвитие подростков на основе устоявшихся творческих ценностных ориентаций Уровни развития ЗУНов: ЗУНы связаны с видением и способами решения творческих проблем

Уровни развития мотивации: мотивы связаны с эмоционально-результативной стороной танцевального процесса, со стремлениями к саморазвитию

Уровни творческой активности: творческая активность связана с проявлениями самостоятельного решения творческих проблем Уровни достижений в творческой деятельности: достижения в творческой деятельности связаны с частотой и глубиной успеха Уровни саморазвития: саморазвитие связано с саморефлексией Методический прием: создание условий для поддержания творческой активности

Доминирующее педагогическое условие : создание эффективной системы контроля над преобразованиями личности воспитанника

Рис. 3. Этапы формирования и развития творческих ценностных ориентаций подростков в условиях дополнительного образования

На первом этапе (познавательно-смысловом) решалась задача по выбору подростками лнчностно значимых ценностей; на втором этапе (эмоционально-реализующем) - по становлению и развитию конкретных индивидуальных творческих ценностных ориентаций подростков.

В ходе исследования было выявлено, что с течением времени сформированные творческие ценностные ориентации могут претерпевать значительные или незначительные изменения (в зависимости от влияния внешних, а также внутренних факторов на процесс развития). К примеру, одни ценности в системе сменялись другими или выстраивались выше по рангу, либо происходило пополнение системы новыми ценностями, присущими творческой личности, что свидетельствует о динамичном характере творческих ценностных ориентаций.

Процесс развития творческих ценностных ориентаций подростков в условиях дополнительного образования предполагает определение его парадигмально-педагогических оснований, которые неразрывно связаны с разработкой комплексной образовательной программы по хореографии, которая выступает в качестве системы, объединяющей основные положения и специфику организации танцевального процесса, являясь при этом эффективным средством развития творческих ценностных ориентаций подрастающего поколения.

В диссертации подробно описаны организация и содержание опытно-экспериментальной работы с последующим анализом результатов.

Динамика уровней развития творческих ценностных ориентаций подростков хореографических объединений до и после внедрения акмеологической модели (2008-2013гг) отражена в столбчатой диаграмме (см. рис. 4). В таблице 5 представлено распределение испытуемых по возрастным группам, соответствующим различным уровням развития творческих ценностных ориентаций, до и после развивающего эксперимента.

Чтобы оценить существенность различий в изменениях уровней по всем показателям в группах, был применён ^критерий для двух выборок. Результаты расчетов представлены в таблице 6.

□ состояние до начала эксперимента

■ состояние после окончания эксперимента

12 3 4

уровни сформированное™ творческих ценностных ориентации

Рис. 4. Динамика уровней сформированности творческих ценностных ориентаций учащихся хореографических объединений до и после внедрения «Акмеологической модели развития творческих ценностных ориентаций подростков» (в %)

Таблица 5

Распределение испытуемых по возрастным группам, соответствующим различным уровням сформированности творческих ценностных ориентаций

Контрольная группа Экспериментальная группа

Начало Окончание Начало Окончание

Уровни эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

10-14 14-16 10-14 14-16 10-14 14-16 10-14 14-16

лет лет лет лет лет лет лет лет

Подготовительный 72 55 45 20 81 43 29 0

Начальный 27 45 47 65 19 48 58 57

Уровень освоения 1 0 8 15 0 9 13 43

Уровень совершенствования 0 0 0 0 0 0 0 0

Таблица 6

Существенность разницы в изменениях уровней показателей сформированности творческих ценностных ориентаций подростков _экспериментальной и контрольной групп_

Возрастная категория, от 10 до 14 лет | Возрастная категория: от 14 до 16 лет

Показатель «Знания, умения, навыки по решению творческих проблем»

1=4,005468, Ъф (0,001)=3,415 Разница в изменении уровня знаний, умений и навыков по решению творческих проблем у участников танцевальных групп является существенной, по сравнению с 1=2,17568; 1кр(0,05)=2,021 Разница в изменении уровня знаний, умений и навыков по решению творческих проблем у участников танцевальных групп является существенной, по сравнению с

разницей в изменении уровня знаний, умений и навыков по решению творческих проблем у участников контрольной группы. разницей в изменении уровня знаний, умений и навыков по решению творческих проблем у участников контрольной группы.

Показатель «Мотивация к творческой деятельности»

1=2,79243; ^ (0,01)=2,639 Разница в изменении уровня мотивации к творческой деятельности у участников танцевальных групп является существенной, по сравнению с разницей в изменении уровня мотивации к творческой деятельности у участников контрольной группы. 1=0,561597; и, (0,1)=1,684 Разница в изменении уровня мотивации к творческой деятельности у участников танцевальных групп не является существенной, по сравнению с разницей в изменении уровня мотивации к творческой деятельности у участников контрольной группы.

Показатель «Творческая активность»

1=2,076503; ^ (0,05)= 1,99 Разница в изменении уровня творческой активности у участников танцевальных групп является существенной, по сравнению с разницей в изменении уровня творческой активности у участников контрольной группы. 1=0,569918; ^ (0,1)=1,684 Разница в изменении уровня творческой активности у участников танцевальных групп не является существенной, по сравнению с разницей в изменении уровня творческой активности у участников контрольной группы.

Показатель «Достижения в творческой деятельности»

1=1,405006; 1ч>(0,1)=1,665 Разница в изменении уровня достижений в творческой деятельности у участников танцевальных групп не является существенной, по сравнению с разницей в изменении уровня достижений в творческой деятельности у участников контрольной группы. 1=1,9007703; ^ (0,05)=2,021 Разница в изменении уровня достижений в творческой деятельности у участников танцевальных групп не является существенной, по сравнению с разницей в изменении уровня достижений в творческой деятельности у участников контрольной группы.

Показатель «Саморазвитие»

1=2,875672; ^ (0,01)=2,639 Разница в изменении уровня саморазвития у участников танцевальных групп является существенной, по сравнению с разницей в изменении уровня саморазвития у участников контрольной группы. 1=1,613599; ^(0,0=1,684 Разница в изменении уровня саморазвития у участников танцевальных групп не является существенной, по сравнению с разницей в изменении уровня саморазвития у участников контрольной группы.

Обобщение и систематизация результатов теоретической и экспериментальной частей работы позволили сформулировать следующие выводы:

1. Творческие ценностные ориентации определяют культуру творческой личности, являясь специфическим образованием, представляющим собой упорядоченную систему терминальных и инструментальных ценностей, регулирующих процессы саморазвития субъекта и являющихся векторами его созидательной деятельности.

2. Структура ценностных ориентаций включает в себя совокупность компонентов: информационный (знания ценностей), оценочный (отношение к ценностям) и регулятивный (установка на ценностные нормы общества, регуляция всех побудителей активности человека).

3. В процессе развития творческих ценностных ориентаций необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, влияющие на динамику их становления, а также возможности, особенности, предпосылки и следствия, отражающие специфику формирования анализируемого феномена.

4. Эффективность процесса развития творческих ценностных ориентаций во многом предопределяют акмеологическая модель, психолого-педагогическая технология и экспериментальная комплексная образовательная программа по хореографии, обоснованные с позиций деятельностного, личностно-ориентированного, системного и других подходов.

III. Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Рыбакова А.И. К вопросу о творчестве и сущностной характеристике творческой личности // Человеческий капитал. 2012. №10-11 (№46-47). С. 209-216 (0,5 п.л.).

2. Рыбакова А.И. К вопросу о ценностях творческой личности II Человеческий капитал. 2012. №10-11 (№46-47). С. 165-167 (0,19 п.л.).

3. Рыбакова А.И. Компетенция личностного самосовершенствования как основа развития творческой личности // Акмеология. 2013. №4 (48). С. 100-105 (0,37 п.л.).

4. Рыбакова А.И. К вопросу о творческой деятельности личности: прошлое и настоящее // Инновации в образовании: материалы заочной научно-практической конференции. Коломна, 2009. С. 101-104 (0,13 п.л.).

5. Рыбакова А.И. Роль танцевального искусства в развитии личности ребенка // Комплексный подход к решению проблем обучения и

воспитания детей с особыми потребностями: материалы научно-практической конференции. Коломна, 2010. С. 82-84 (0,1 п.л.).

6. Рыбакова А.И. Проблемы самоуважения и достоинства современного человека // Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного российского общества: проблемы и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции. Волгоград - М., 2010. С. 82-85 (0,13 пл.).

7. Рыбакова А.И. Одна из возможностей реализации культурологического подхода к изучению темы «Симметрия» в школе // Актуальные проблемы математического образования в школе и педагогическом вузе: материалы IV межрегиональной научно-практической конференции. Шуя, 2011. С. 106-107 (0,1 пл.).

8. Рыбакова А.И. Аксиологический и культурологический подходы в обучении танцевальному искусству // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества. Воскресенск, 2012. С. 327-336 (0,6 пл.).

9. Рыбакова А.И. Возможности формирования творческих ценностных ориентации воспитанников хореографического объединения // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Казань, 2012. С. 224-226 (0,13 пл.).

10. Рыбакова А.И. Методологические принципы и подходы к изучению и формированию творческих ценностных ориентаций детей и подростков // Практическая психология образования XXI века: психологическое сопровождение образовательного процесса. Коломна, 2013. С. 137-141 (0,3 пл.).

11. Рыбакова А.И. Генезис ценностных ориентаций личности // Социальная картина мира в общественных науках. Люберцы, 2013. С. 115117 (0,19 пл.).

12. Рыбакова А.И. Творческая личность как ценность современного образования // Аксиологические приоритеты современного образования. Коломна, 2013. С. 41-46 (0,3 пл.).

13. Рыбакова А.И. Психолого-педагогические методики изучения и развития творческих ценностных ориентации учащихся хореографических объединений: Учебное пособие. Коломна: Риза, 2013. 72 с. (4,5 п.л.).

14. Рыбакова А.И. Технология развития творческих ценностных ориентаций детей и подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования: содержание и условия ее успешного функционирования // Современная система высшего образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. Воскресенск, 2013. С.100-107 (0,5 п.л.).

15. Rybakova A.I. Un modo iimovativo di sviluppo del Potenziale creativo degli studenti di associazioni di danza // Italian Science Review., 2014. №8 (17). P. 31-32 (0,125 п.л.). Available at URL: http://www.ias-joumal.org/archive/2014/august / Rybakova.pdf.

Подписано в печать 25.02.2015 г. Заказ № в9-Формат 60x84. 1/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз. Издательство AHO ВПО «Московский гуманитарный университет» 111395, г. Москва, ул. Юности, 5.