Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческого потенциала будущего педагога в учебной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Баластаева, Елена Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Йошкар-Ола
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Развитие творческого потенциала будущего педагога в учебной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Баластаева, Елена Николаевна, 2001 год

Введение.

Глава 1. Теоретические основы развития творческого потенциала студента - будущего педагога в учебной деятельности

1.1.Проблема творческого потенциала личности в философской и психолого-педагогической литературе.

1.2. Сущность процесса развития творческого потенциала студента в учебной деятельности.

1.3. Модель развития творческого потенциала студента в учебной деятельности.

1.4. Характеристика педагогических условий развития творческого потенциала студента - будущего педагога в учебной деятельности.

Выводы по теоретической части исследования.

Глава 2. Педагогический эксперимент по развитию творческого потенциала студентов в учебной деятельности 2.1. Выявление исходного уровня развития творческого потенциала студентов.

2.2. Научно-методическое обеспечение процесса развития творческого потенциала студента в учебной деятельности.

2.3. Динамика развития творческого потенциала студентов - будущих учителей в условиях педагогического эксперимента.

Выводы по экспериментальной части исследования.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческого потенциала будущего педагога в учебной деятельности"

Актуальность исследования. Утверждение в нашем обществе приоритета общечеловеческих ценностей предопределило такое изменение сущности учебного процесса в современном образовательном учреждении, и в первую очередь в высшей педагогической школе, которое бы обеспечивало раскрытие и развитие потенциальных творческих возможностей личности, способствуя ее самореализации.

Педагогическое образование на современном этапе — это сфера духовного производства, продукт которого не просто присвоение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но раскрытие и развитие сущностных сил педагога, его интеллектуального, нравственного и творческого потенциала, его способности не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в самом широком смысле.

Студенческие годы — значимый период в процессе развития творческого потенциала личности будущего учителя-профессионала, когда происходит формирование творческого опыта предстоящей педагогической деятельности. В настоящее время, когда престиж педагогической профессии катастрофически падает, один из ключей к спасению следует искать, на наш взгляд, в развитии творческих потенций будущих учителей в творчески организованном учебном процессе в вузе.

В студенческом возрасте, как и в школьном, особая роль в развитии творческого потенциала личности принадлежит учебной деятельности, поскольку она продолжает выступать для студента ведущим видом деятельности, и поэтому главные достижения индивида связаны с ней.

Реализующийся в учебной деятельности творческий потенциал студента - будущего учителя станет продуктивной силой только тогда, когда внутренние побуждения студентов совпадут с объективными задачами, которые ставит перед ними преподаватель. Поэтому развить заложенный в каждой личности творческий потенциал — значит, в первую очередь, создать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

В исследованиях по педагогике высшей школы ведется изучение ряда аспектов подготовки будущих учителей: выявляются возможности вузовского обучения в деле формирования готовности студентов к творческой деятельности (Н.С. Амелина, П.Г. Квиткина, Е.К. Кустобаев, Н.М. Яковлева и др.); изучаются вопросы творческой активности студентов (Г.Г. Горелова, О.Г. Сущенко и др.), творческого стиля деятельности (Н.Ю. Посталюк, Е.К. Черничкина), творческих начал в учебно-познавательной деятельности (В.И. Андреев, В.Б. Бондаревский, А.В. Усова и др.), основ творческого подхода к педагогической деятельности (В.Н. Ефимов, Л.А. Колосова, Н.М. Романенко и др.) На несомненный приоритет развития личности в системе профессиональной подготовки, в том числе будущих педагогов, указывают в своих работах Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, С.В. Петерина, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, В.В. Сериков и др.

Подчеркивая большую значимость этих исследований, мы считаем необходимым отметить, что качественный показатель педагогической деятельности находится в прямой зависимости от уровня сформированности творческого потенциала учителя (В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров и др.). Из этого следует, что в основе своей профессиональная подготовка должна быть ориентирована на развитие той сферы человеческой личности, которая обеспечивает максимально эффективное формирование будущего педагога. Этому назначению отвечает творческий потенциал будущего учителя.

Среди средств, способствующих развитию творческого потенциала студентов в новой образовательной системе, исследователями называются: решение учебно-творческих задач (А.П. Акимова, С.Н. Киссельгофф, Ю.П. Кулюткин и др.), диалог (О.А. Анисимов, А.А. Вербицкий, В.В. Сериков, Н.Ю. Посталюк и др.), организация самостоятельной работы

Т.Е. Исаева, П.И. Пидкасистый, Н.Г. Ковалевская и др.), ситуативно-игровое обучение (А.А. Вербицкий, Х.С. Хайдаров и др.).

Проблема развития творческого потенциала в связи с изучением вопросов одаренности, креативности личности, ее творческой активности рассматривается в зарубежных исследованиях Дж. Гилфордом, Ф. Барроном, К. Тейлором, П. Торренсом, Д. Льюисом, Ф. Джексоном, Р. Стернбергом, Дж. Рензулли и др.

Отстаивая актуальность творческого развития личности будущего профессионала, исследователи, однако, недостаточно акцентируют внимание на интересующей нас проблеме развития творческого потенциала студента -будущего педагога в учебной деятельности. В этой связи можно говорить о наличии противоречий: между потребностью общества в педагогах с развитым творческим потенциалом и недостаточным вниманием современного педагогического вуза к данной проблеме; между объективными потребностями качественного преобразования процесса обучения студента - будущего педагога и существующими традиционными подходами к обучению, в том числе, иностранным языкам как будущей педагогической специальности; между необходимостью развития творческого потенциала студента - будущего учителя, потребностью практического воплощения данного процесса в учебной деятельности, в том числе на иностранном языке, и отсутствием его теоретической разработанности и технологического обеспечения; между потребностями практики и научным обоснованием педагогических условий развития творческого потенциала студента -будущего учителя.

Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы нашего исследования:

Развитие творческого потенциала будущего педагога в учебной деятельности».

Объектом настоящего исследования выступает учебная деятельность студентов - будущих учителей иностранных языков. Выбор адресата (студенты педагогического вуза - будущие учителя иностранных языков) был обусловлен нашими наблюдениями и анализом учебно-воспитательного процесса в период преподавательской деятельности на факультете иностранных языков, которые показали, что при обучении иностранным языкам наиболее ярко прослеживается необходимость раскрытия и развития творческих способностей будущего специалиста. Ведь известно, что другой язык — это не только иная структура, но и иная культура, которую принято называть «иноязычной», иной тип мышления и мироощущения, иной тип общения, без овладения которыми невозможна деятельность учителя иностранного языка. По нашему мнению, реализующийся в творчески организованной учебной деятельности на иностранном языке творческий потенциал студента - будущего учителя поможет этому овладению, пробудив главные стимулы познания — интерес, желание, радость новых ощущений от погружения в иное, и как следствие, стремление передать это другим людям, в частности, своим будущим ученикам.

Мы пришли к выводу, что организация творческой учебной деятельности, в процессе которой развивается творческий потенциал будущего учителя иностранных языков, особенно эффективна на занятиях по практике устной и письменной речи, поскольку грамматика языка (особенно богатый грамматический строй немецкого языка), а также гуманитарный, культурный и коммуникативный фон этих занятий открывают широкие возможности для раскрытия и развития творческих сущностных сил будущего специалиста иностранных языков для образовательных учреждений.

Предмет исследования представляет собой процесс развития творческого потенциала студента - будущего педагога в учебной деятельности (на занятиях по практике устной и письменной речи на иностранном языке).

Цель данного исследования состоит в определении, теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке эффективности процесса развития творческого потенциала студентов - будущих учителей иностранных языков в учебной деятельности.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом: процесс развития творческого потенциала студента - будущего учителя иностранных языков в учебной деятельности будет эффективен, если:

S его структурообразующим основанием выступит модель, базирующаяся на системном и целостном подходах, отражающая динамику его развития; внешние, внутренние и интегрирующее педагогические условия; новообразования, проявления, установки личности;

S усвоение опыта творческой деятельности студента - будущего педагога организуется посредством осуществления гуманистически ориентированной творческой учебной деятельности;

S его научно-методическое и технологическое обеспечение представлено как совокупность: системы учебно-познавательных творческих заданий; механизмов, процедур творческой учебной деятельности; средств диагностики уровней развития творческого потенциала; показателей результата творческой учебной деятельности; форм активного обучения, методов, средств на уровне творческого применения знаний и способов деятельности; личностных способностей преподавателя, позволяющих ему оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями.

Для достижения цели, в соответствии с предметом исследования и для проверки выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа рассмотреть феномен творческого потенциала личности и сущность процесса его развития у студентов -будущих преподавателей.

2. Определить структуру, содержание модели процесса развития творческого потенциала студентов - будущих учителей иностранных языков и ее научно-методическое и технологическое обеспечение в учебной деятельности.

3. Выявить и интегрировать комплекс педагогических условий, эффективно влияющих на процесс развития творческого потенциала студента на занятиях практического цикла по иностранному языку как будущей педагогической специальности.

4. Экспериментально проверить ход процесса развития творческого потенциала студентов - будущих учителей иностранных языков на занятиях по практике устной и письменной речи (на материале немецкого языка).

Теоретико-методологической основой исследования явились философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие категорию «творческий потенциал» как отражение взаимосвязи личности и познания; идеи гуманизации образования; теория личностно-деятельностного подхода; теория учебной деятельности; диалектическая теория познания, рассматривающая познание как активный творческий процесс. В качестве исходных положений в исследовании процесса развития творческого потенциала студента - будущего учителя был использован комплекс научных идей: о системном и целостном подходах к педагогическим явлениям; о творческой сущности человека, о самореализации личности в творческой деятельности; о диалектическом единстве актуального и потенциального как сущностных характеристиках категории развития; о сущностной природе развития речевых процессов; теоретический анализ принципов дидактики, современных продуктивных способов организации обучения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

S изучение и критический анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии, психолингвистике и лингвистике, связанной с интересующей нас проблемой;

S изучение педагогического опыта по проблеме исследования;

S моделирование и организация педагогического эксперимента по специально разработанной программе.

В ходе опытно-экспериментальной работы применялись: интервьюирование, прямое и косвенное наблюдение, тестирование, анкетирование преподавателей и студентов; количественный и качественный анализ экспертных оценок, изучение и анализ продуктов творческой деятельности студентов, синтез эмпирического материала, методы математической обработки экспериментальных данных.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1995-1996) — поисковом — осуществлялись изучение и анализ философской, психолого-педагогической, лингво-методической литературы, опыта работы преподавателей кафедр немецкого языка, английской филологии, французского языка факультета иностранных языков Марийского государственного педагогического института, преподавателей иностранных языков факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Марийского государственного университета, а также учителей школ по проблеме исследования, проверялась актуальность выбранного направления, разрабатывались исходные положения, определялись методология и методика исследования. Это позволило сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу ее экспериментальной проверки.

На втором этапе (1996-1998) — констатирующем — разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровней развития творческого потенциала студентов контрольной и экспериментальной групп, создавалась модель, включающая педагогические условия и технологическое обеспечение процесса развития творческого потенциала студента - будущего учителя иностранных языков в учебной деятельности, обобщался и систематизировался полученный материал.

На третьем этапе (1998-2001) — формирующем — проводилась экспериментальная работа по апробированию модели и технологии развития творческого потенциала студента- будущего учителя иностранных языков в учебной деятельности, педагогических условий, способствующих этому процессу. Подводились итоги, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически углублены представления о сущности понятия «творческий потенциал», процессе его развития в учебной деятельности студента - будущего учителя иностранных языков; обоснован комплекс педагогических условий и осуществлена их интеграция, обеспечивающая эффективность процесса развития творческого потенциала студента - будущего учителя иностранных языков в творчески организованной учебной деятельности; создана модель, интегрирующая структуру, содержание и технологическое обеспечение процесса развития творческого потенциала студента - будущего педагога в учебной деятельности на материале занятий по практике устной и письменной речи на иностранном языке.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется опорой на методологию исследования творческой учебной деятельности, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытно-экспериментального исследования; личным участием автора в экспериментальной и педагогической работе, внедрением полученных результатов в практику работы преподавателей иностранных языков Марийского государственного педагогического института и Марийского государственного университета.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие теоретических основ профессиональной подготовки учителя J в условиях гуманизации образования через разработанную и экспериментально обоснованную систему педагогических средств и условий развития творческого потенциала студента - будущего педагога в творчески организованной учебной деятельности на примере занятий практического цикла по иностранному языку.

Практическая ценность работы заключается в том, что содержащиеся в исследовании научное обоснование процесса развития творческого потенциала студента - будущего учителя иностранных языков в учебной деятельности, комплекс разработанных и интегрированных педагогических условий, модель и технология развития творческого потенциала будущего педагога, система учебно-познавательных творческих заданий по практике устной и письменной речи на иностранном языке позволят целенаправленно совершенствовать процесс обучения студентов иностранным языкам как будущей педагогической специальности, добиваясь большей эффективности в развитии их творческих потенций.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, были представлены в виде выступлений на междисциплинарной научной конференции «Вавиловские чтения» (г. Йошкар-Ола, 1997) и научно-практической конференции «Формирование духовности личности: история, теория, практика». Равкинские чтения, (г. Йошкар-Ола, 2001), докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и психологии и кафедры немецкого языка Марийского Государственного педагогического института, применялись при разработке и проведении спецкурса «Актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков», введенного в учебный план факультета иностранных языков Марийского Государственного педагогического института.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Творческий потенциал — это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации в творчестве.

2. Развитие творческого потенциала студента - будущего учителя характеризуется сформированностью личностных новообразований, включенных компонентно в «Я»-актуальное (его проявление — интерес, любознательность; личностная установка «У тебя получится!»; состояние обучаемого — направленность на осуществление творческой деятельности); «Я»-потенциалъное (проявление — проблемность; установка «У меня получится!»; состояние — готовность к творческой деятельности); «Я»-перспективное (проявление — самореализация; установка «У меня получается!»; состояние студента — способность к осуществлению творческой деятельности).

3. Модель развития творческого потенциала студента - будущего учителя отражает динамику данного процесса.

4. Научно-методическое и технологическое обеспечение процесса развития творческого потенциала будущего учителя иностранных языков на занятиях по практике устной и письменной речи представлено в творчески организованной деятельности как совокупность:

S системы учебно-познавательных творческих заданий — подготовительных (пропедевтических), обучающих (формирующих) и собственно-творческих — представляющей из себя упорядоченную последовательность разнообразных по форме и содержанию, постепенно усложняющихся учебных задач, логически связанных с программным материалом;

S средств диагностики уровня развития творческого потенциала;

•S показателей результата творческой учебной деятельности;

S форм активного обучения;

•S методов, средств на уровне творческого применения знаний и способов деятельности.

5. Результативность развития творческого потенциала студента — будущего учителя иностранных языков в учебном процессе находится в прямой зависимости от интеграции внешних (объективных) педагогических условий — сотворческого субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов, творческого педагога, формирования индивидуального стиля деятельности, создания ситуаций успеха, развития гуманитарных способностей студентов — обеспечивающих организацию, управление, стимулирование данного процесса; внутренних (субъективных) условий — эмоционально-ценностного отношения к творческой деятельности, способности студентов к рефлексивной деятельности на иностранном языке, наличия внутренней свободы — способствующих формированию личностных, психологических механизмов; и главного интегрирующего педагогического условия — гуманистически ориентированной творческой учебной деятельности — на базе которой наиболее полно проявляют себя внешние и внутренние условия.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографии и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем развития творческого потенциала студентов - будущих преподавателей иностранных языков. Предложенные нами педагогические условия могут служить основанием для продолжения и развития исследований по развитию творческого потенциала на материале других учебных предметов, во внеаудиторной деятельности студентов, по непрерывности и преемственности развития творческого потенциала в школе и вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного исследования был раскрыт процесс развития творческого потенциала студентов - будущих учителей на занятиях по практике устной и письменной речи на иностранном языке. Реализация данного процесса обеспечивалась следующими средствами: а) педагогическими условиями (внешними — объективными, внутренними — субъективными и интегрирующим); б) моделью процесса развития творческого потенциала, ее научно-методическим и технологическим обеспечением; в) системой учебно-познавательных творческих заданий подготовительного (пропедевтического), обучающего (формирующего) и собственно-творческого характера; основанной на идеях мотивационного обеспечения творческой учебной деятельности, восхождения от абстрактного к конкретному, интеграции, интенсификации, полифункциональности обучения, коммуникативности; г) творческой учебной деятельностью, включающей в себя мотивационный, содержательный, операционный и личностно-результативный компоненты; д) механизмами, процедурами, приемами, методами, формами творческой учебной деятельности.

Средства соответствовали целям этапов развития творческого потенциала студентов на занятиях по практике устной и письменной речи от недопустимого уровня к допустимому и оптимальному уровням развития по следующим признакам творческого потенциала: знаниям, умениям, отношениям, направленности и способностям. Уровни развития творческого потенциала устанавливались по специально разработанным критериям.

Теоретический и экспериментальный материал подтвердил первоначально сформулированную гипотезу, согласно которой развитие творческого потенциала студентов - будущих учителей на занятиях по практике устной и письменной речи на иностранном языке будет протекать наиболее эффективно, если: его структурообразующим основанием выступает модель; усвоение опыта творческой деятельности студента организуется посредством осуществления гуманистически ориентированной творческой учебной деятельности; данный процесс будет обеспечен научно-методически и технологически.

Анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы свидетельствует о том, что уровень развития творческого потенциала у студентов экспериментальной группы был качественно и количественно больше, чем в контрольной. В экспериментальной группе оказалось меньше студентов с недопустимым уровнем развития творческого потенциала, и боль, чем в контрольной, количество студентов с оптимальным и допустимым уровнем развития их творческого потенциала.

На основании результатов проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Приоритетной в числе современных задач, стоящих перед российской системой образования, является задача реализации творческих возможностей обучаемых. Развитие творческого потенциала, рассматриваемого нами в исследовании как объективный процесс, является частью общего процесса развития личности, в том числе личности будущего педагога.

2. Творческий потенциал — динамическое интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации в творчестве.

3. Целью процесса развития творческого потенциала студента -будущего учителя является создание предпосылок для самореализации его личности в творчестве. Сущность данного процесса заключается в пробуждении творческих сил студента, изучающего иностранный язык как специальность, от «Я - актуального» (интерес и любознательность) к «Я -потенциальному» (проблемность) и далее к «Я - перспективному» самореализация), что отражается в количественном и качественном изменении творческого потенциала за счет его «приращения».

4. В деле подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в качестве учителей иностранных языков важным является педагогическое управление процессом развития творческого потенциала со стороны преподавателя, который: а) сам выступает носителем развитого творческого потенциала; б) организует учебную деятельность, характеризующуюся творческой, развивающей и гуманистической ориентацией; в) обеспечивает данный процесс научно-методически и технологически; г) создает педагогические условия.

5. Рассмотрение процесса развития творческого потенциала студента в учебной деятельности как объективного процесса, являющегося неотъемлемой частью общего процесса развития личности, означает необходимость разработки новой стратегии и технологии обучения в вузе, в частности, обучения иностранным языкам на специальном факультете педагогического вуза. Структурообразующим и интегрирующим основанием данного процесса выступает модель, базирующаяся на системном и целостном подходах, которая отражает структуру, динамику, принципы, ступени процесса развития творческого потенциала студента - будущего педагога; а также новообразования, проявления, установки личности, находящие свое выражение в творческой учебной деятельности.

6. Процесс развития творческого потенциала студентов на занятиях по практике устной и письменной речи на иностранном языке опирается на систему принципов: гуманизации, индивидуализации, деятельности, развивающего обучения, проблемности, движения от актуального уровня к потенциальным возможностям, взаимосвязи между изучением теории языка и овладением речью на нем.

7. Процесс развития творческого потенциала в учебной деятельности при всей его индивидуальности и неповторимости не стихийный, а управляемый, регулируемый процесс, результативность и успешность которого зависит от ряда педагогических условий. С помощью внешних (объективных) условий сотворческого субъект - субъектного взаимодействия, осуществляемого творческим преподавателем и студентами; формирования у студентов индивидуального стиля деятельности и самовыражения; развития их гуманитарных способностей (лингвистических, художественных, литературных) — организуется, стимулируется, управляется процесс развития творческого потенциала. Внутренние (субъективные) педагогические условия — эмоционально-ценностное отношение студентов к творческой деятельности; наличие внутренней свободы личности — обеспечивают формирование личностных, психологических механизмов.

8. При осуществлении процесса развития творческого потенциала, апробировании внешних и внутренних условий, выявлена прямая зависимость данного процесса от организации преподавателем гуманистически ориентированной творческой учебной деятельности, которую мы выделили главным интегрирующим условием развития творческого потенциала студента - будущего педагога.

9. Процесс развития творческого потенциала и самореализации у каждого студента строго индивидуален, происходит «по особому, только ему присущему сценарию». Своеобразие развития определяется различными обстоятельствами становления личности каждого студента: природными предпосылками, свойствами нервной системы, темперамента, характера; уровнем развития личности, который находит отражение в особенностях самосознания; ценностными ориентациями. Поэтому процесс развития творческого потенциала студента отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств творческой индивидуальности. Увеличить эффективность протекания данного процесса возможно посредством организации индивидуальной и дифференцированной работы со студентами, включающей систему коррекционных и стимулирующих средств, форм, приемов работы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Баластаева, Елена Николаевна, Йошкар-Ола

1. Аболин JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. - 261с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335с.

4. Авхачева И.А., Пагина Л.Г. Игровая форма учебной деятельности как средство активизации на занятиях иностранного языка. Л,: Изд-во ЛГУ, 1989.- 108с.

5. Активные методы обучения в преподавании иностранного языка: Пособие для преподавателей иностранных языков вузов./ Под ред. Н.П. Бельтюковой; Томский гос. ун-тет им. В.В. Куйбышева. Томск, 1990. - 158с.

6. Актуальные вопросы языкознания и интенсификации преподавания иностранного языка. Минск: Навука i тэхшка, 1993. - 208с.

7. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. — М.: Сов. радио, 1979.-118с.

8. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496с.

9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 236с.

10. Ю.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. -568с.11 .Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.-247с.

11. Андрейченко А.Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития личности в учреждениях дополнительного образования: Дис. . канд. пед. наук/ Казан, гос. ун-т. Казань, 1997. - 249с.

12. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы// Психология формирования и развития личности. М., 1981, 115с., С.13.

13. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368с.

14. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.

15. Афанасьева Т.В. Роль и место стихов и песен в интенсивном курсе// Интенсивные методы обучения иностранным языкам. Минск: Изд-во МРИ, 1991. - С.39-40.

16. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М.: Знание, 1987.-78с.

17. Бабошина Е.Б. Педагогические условия развития гуманитарных способностей учащихся в учебном процессе. Автореф. . дис.канд.пед.наук. -Курган, 1995.-26с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр./ Сост. С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. - 423с.

19. Белкин А.С. Ситуация спеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 176с.

20. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Правда, 1989.-607с.

21. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства/ В 2-х т. Т.1. -М.: Искусство, 1994. 544с.

22. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры// Перевод с англ. Л.: Лениздат, 1992. - 398с.

23. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-422с.

24. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-336с.

25. Библер B.C. Мышление как творчество/ Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399с.

26. Бим И.Л., Садомова Л.В. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. -1998. -№6. -С.4.

27. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983. - 173с.

28. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96с.

29. Боднар А.М. Педагогический потенциал учителя: (личностно-гуманистический аспект): Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. -194с.

30. Большая Советская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия. 3-е изд.-Т.25, 1972.-С.331.

31. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М: Знание, 1983.-83с.

32. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1990. 192с.

33. Валеев Г.Х. Педагогические условия развития младшего школьника во внеурочной литературно-творческой деятельности. Дис. канд. пед. наук. -Уфа, 1994.- 172с.

34. Вейт М.А. Гуманизация образования. М.: Педагогика, 1987.167с.

35. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 204с.

36. Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников. Автореф. дис. . докт. пед. наук. Казань, 1997. - 41 с.

37. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.-335с.

38. Волков И.П. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1989. - 84с.

39. Вопросы лингвистики и оптимизации обучения иностранным языкам: Сб.ст./ АН БССР. Каф. ин. яз. Ред. К.Ф. Лукьяненков. Навука и техника, 1990. - 143с.

40. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. -М.: Магистр, 1995.- 122с.

41. Выготский JI.C. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480с.

42. Габдреев Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1981. -20с.

43. Галин А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды. -Новосибирск: Кн. Издательство, 1989. 126с.

44. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности// Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. - С. 170-177.

45. Герасимов В.Г. и др. От знаний к творчеству: (становление личности). М.: Изд-во МЭИ, 1995. - 225с.

46. Гнльманов С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога. Автореф. дис. . докт. пед. наук. Казань, 1996. -47с.

47. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М.: Искусство, 1967. - 296с.

48. Глотова Г.А. Творчески одаренная личность: Проблемы и методы исследования: Учебное пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1992. - 128с.

49. Глухова С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности. Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1997. -254с.

50. Гордеева Н.А. Педагогическое стимулирование саморазвития творческого воображения студентов будущих учителей. Дис. . канд. пед. наук. - Казань, 1996. - 140 с.

51. Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 19с.

52. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования// Высшее образование в России. 1996. -№1. - С.48-64.

53. Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков: Спецкурс. Владимир, ВГПИ, 1980. -104с.т

54. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544с.

55. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования// Вопросы психологии. 1991.- №6. - С.5-14.

56. Давыдова М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1990. - 176с.

57. Денисова С.С. Ситуативно-игровое обучение как способ интенсификации процесса обучения иноязычной устной речи// Интенсивные

58. Ф методы обучения иностранным языкам. Минск: Изд-во МРИ, 1991. - С. 1819.

59. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, 1991. - 224с.

60. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы/ Под ред. В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. -180с.

61. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. -М.: Просвещение, 1991. 192с.ф 62.Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы.

62. Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1978. 383с.

63. Евинзон С.Р. Философско-социологический анализ творческого потенциала ученых: Дис. . канд. пед. наук. Томск, 1988. - 145с.

64. Жизнь как творчество/ Под ред. Л.В. Сохань, В.А. Тихонович. -Киев: Наукова Думка, 1985. 304с.

65. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.-214с.Ф

66. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: МП «Новая школа», 1992. - 60с.70.3анков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-424с.

67. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Рус.яз. -1989.-219с.72.3олотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. Ростов н/Д, 1979. - 80с.

68. Зорин С.М. Интегральное искусство и обучение// Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности. М.: Высшая школа, 1983. - С.77-90.

69. Ильясов Н. Научно-педагогические основы совершенствования готовности будущих учителей к творческой профессиональной деятельности. Автореф. дис. . канд. пед.наук. Алма-Ата, 1983. - 18с.

70. Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе/ Под ред. Г.А. Китайгородской. М.: МГУ, 1987. - 156с.

71. Искандарова О.Ю. Проблемно-коммуникативный подход как фактор активизации познавательной деятельности студентов (на материале изучения иностранного языка). Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1997. -19с.

72. Кадченко Л.П. Формирование готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности средствами иностранного языка. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Харьков, 1992. - 17с.

73. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1983. 168с.

74. Каи-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 144с.

75. Карча В.Г. Преемственность в обучении творческим видам работ в школе и в вузе. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993. - 16с.

76. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей.

77. Монография. Оренбург, 1996. - 190с.

78. Ковалевская Н.Г., Краснова В.Г. Развитие самообразовательной активности студентов в процессе их профессиональной подготовки// Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. -Волгоград: Перемена, 1993. С.111-112.

79. Коган И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект// Вопросы психологии. 1992. - №1. -С.138-146.

80. Козырева А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности. Дис. . канд. пед. наук. -М., 1995. -230с.

81. Концепция образования по иностранным языкам в 12-летней школе// Иностранные языки в школе. 2000. - №4. - С.З.

82. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 19с.

83. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. М.: Просвещение,1989.- 159с.

84. Кравчук П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента: Философско-социологический анализ. Киев: Вища школа, 1984. -155с.

85. Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования. Дис. . докт. пед. наук. Курск, 1992. - 334с.

86. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной0 деятельности учителя// Вопросы психологии. 1986. - №2. - С.21-30.

87. Куприянов Б.В. Ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ярославль, 1996. - 18с.93 .Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304с.

88. Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия/ Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 285с.

89. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 116с.

90. Лисовская В.А. Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педвузе. Дис. . канд.пед.наук. Киев, 1984. - 170с.

91. Лозанов Г. Суггестология// Методика преподавания иностранных языков за рубежом./ Под ред. Н.Т. Беляевой. М.: Прогресс, 1976. - С. 195226.

92. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127с.

93. Маклакова Н.В. Развитие творческой инициативы студентов в процессе эстетического воспитания в учебной деятельности. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1990. - 18с.

94. Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя. Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1994.-35с.

95. Маслова Т.Ф. Условия профессиональной самореализации учителей. Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Ставрополь, 1996. 23с.

96. Маслоу А. Самоактуализация: Пер. с англ.// Психология личности: Тексты. М., 1982. - 234с.

97. Маслыко Е.А. Коммуникативный системно-деятельностный подход как методическая основа интенсивного обучения иноязычному общению// Интенсивные методы обучения иностранным языкам. Минск: Изд-во МРИ, 1991. - С.6-8.

98. Маслыко Е.А. Моделирование речевых ситуаций как фактор интенсификации обучения иноязычному общению// Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе. -М.: Изд-во МГУ, 1987. С.82-89.

99. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. - 127с.

100. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 367с.

101. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. - 256с.

102. Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1988. - 22с.

103. Мирчева-Райкова С., Илиева С. Стихотворения при обучении немецкому языку// Иностранные языки в школе. 1985. -№1. - С.55.

104. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. -М.: Педагогика, 1991. 151с.

105. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности// Вопросы психологии. 1994. -№5. - С.86-95.

106. Науменко Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности. Дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1992.- 174с.

107. ИЗ. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М.: Гуманит. изд. Центр «Владос», 1999. - 528с.

108. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей. М.: Гуманит. изд. Центр «Владос», 1998. - 320с.

109. Нечаев А.П. Моделирование и творчество// Психолого-педагогические проблемы проектной подготовки в высшей школе. М.: Знание, 1987. -С.3-34.

110. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс/Философско-онтологический анализ/. Симферополь: «Таврия», 1990.- 190с.

111. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 2000. - №4. - С.42-48; 54-65.

112. Овчинников В.Ф. Социальная сущность творческого потенциала человека// Вестник МГУ. Сер.8. Философия. - 1975. - №1. - С.3-4.

113. Основы педагогики и психологии высшей школы/ Под ред. А.В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 302с.

114. Паустовский К.Г. Золотая роза: Психология творчества. М.: Педагогика, 1991. - 224с.

115. Петерина С.В. Подготовка творческого специалиста. Ростов н/Д: РГПИ, 1989.- 115с.

116. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 255с.

117. Пихтовников Г.Л. Творческий потенциал молодого рабочего. /Состояние и пути реализации в производст. коллективе/. Дис. . канд. филос. наук. -М., 1989. 175с.

118. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 432с.

119. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека//Психол. журнал.-Т. 12. -№1.- 1991.-С.3-12.

120. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса/ Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. - С.47-76.

121. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1989. - 204с.

122. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Киев: Рад.шк., 1988. - 189с.

123. Попов Л.М. Инициатива и общение в творчестве. Казань: КГУ, 1983.-88с.

124. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. -Казань, 1990.-236с.

125. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440с.

126. Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. - 204с.

127. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы/ Под ред. B.C. Рахманина. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-ти, 1991.-159с.

128. Развитие творческого потенциала у педагогов-воспитателей в системе их подготовки: Методические рекомендации/ JL: АПН СССР, 1988. -53с.

129. Риверс У.М. Пусть они говорят то, что им хочется сказать!// Методика преподавания иностранных языков за рубежом/ Под ред. Н.Т. Беляевой. М.: Прогресс, 1976. - С.226-241.

130. Роджерс Н. Творчество как усиление себя// Вопросы психологии. 1990.-№1.-С.164-168.

131. Романенко Н.М. Воспитание у будущих учителей основ творческого подхода к педагогической деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1990. - 18с.

132. Российская педагогическая энциклопедия: I том/ Под ред. В.В.Давыдова. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.-608с.

133. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.-485с.

134. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. - 416с.

135. Рындак В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дис. . док. пед. наук.-М., 1996.-330с.

136. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). Монография. М.: «Педагогический вестник», 1997. -244с.

137. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. - 256с.

138. Семинар по проблемам методологии и методики творчества/ Творчество и проблемы человека. Симферополь, 1986. - 261с.

139. Середа JI.M. Ролевые игры как способ активизации обучения устной речи// Интенсивные методы обучения иностранным языкам. Минск: Изд-во МРИ, 1991. О С.36-38.

140. Сериков В.В. Личностный подход как системообразующий принцип педагогических технологий// Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. В 2-х частях. - Волгоград: Перемена, 1993. - С.9-11.

141. Сидельникова Т.Т. Развитие творческого мышления студентов// Вестник высшей школы. 1982. - №3. - С.63-65.

142. Симеон Л.Р. Взаимосвязи педагогической творческой направленности с системой жизнедеятельности учителя: Дис. . канд. пед. наук. — Тарту, 1986. 240с.

143. Ситникова М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя: Дис. . канд. пед. наук. -Белгород, 1995. 214с.

144. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. - 224с.

145. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности. М.: Аспект-Пресс, 1995. - 225с.

146. Столович Л.Н. Жизнь — Творчество — Человек. М.: Политиздат, 1985.-415с.

147. Сущенко О.Г. Развитие творческой активности будущего учителя в учебной деятельности (на материале дисциплин педагогического цикла): Дис. . канд. пед. наук. Луганск, 1992. - 192с.

148. Сычкова Н.В. Воспитание творческого отношения к усвоению профессиональных знаний у студентов педагогического вуза: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Курган, 1996. - 21с.

149. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов// Иностранные языки в школе. 2000. - №5. - С.63.

150. Тесты творческого мышления. СПб.: СПб гос. ун-т. 1992. - 17с.

151. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. -91с.

152. Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. . док. пед. наук. — Л., 1991. 396с.

153. Философский словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840с.

154. Философско-психологические проблемы развития образования/ Под ред. В.В Давыдова. М.: Интор, 1994. - 127с.

155. Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию/ Русское зарубежье: Из истории социальной правовой мысли. -Л.: Лениздат, 1991. 440с.

156. Франкл В. Человек в поисках смысла/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.-366с.

157. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989.555с.

158. Фромм Э. Человек для себя/ Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышовой. Минск: Коллегиум, 1992. - 253с.

159. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. -М. : NB Магистр, 1992. 160с.

160. Хафизова Д.А. Интенсификация учебно-творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1990. - 16с.

161. Чанилова Н.Г. Использование проектной методики на уроках немецкого языка//Иностранные языки в школе. 2000. - №4. - С.62.

162. Шубинский B.C. Человек как цель воспитания// Педагогика. -1992.-№3-4.-С.37-43.

163. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. - 188с.

164. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. - 144с.

165. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. 304с.

166. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.-144с.

167. Яковлева ЕЛ. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся/ Под ред. В.И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. - 78с.

168. Adler A. Praxis und Theorie der Individual psychologie. Frankfurt-am-Main, 1986.-349S.

169. Berns R. Die Einmann Gesellschaft mit beschrankter Haftung und das Selbstkontrollieren ihres geschaftsfuhrenden Alleingesellschafters. - Diss. . Bamberg, 1964.- 103S.

170. Block M. Ubertragung als Determinante der Schulleistung. Diss. . Munchen, 1983. - 309S.

171. Buck-Beckler G. Zur Fordenung des individuellen Leistungsvermogens der Studenten. Berlin, 1988. - 57S.

172. Drecke L. W. Sprechanlasse fiir die Partnerarbeit im kommunikativen Deutschunterricht. Berlin: Langenscheidt Verlag, 1986. - 170S.

173. Leistungsentwicklung von Studenten im 1 .Studienjahr. Leipzig, 1986.-213c.

174. Mehlhorn G., Mehlhorn H-G. Begabungsentwicklung im Unterricht. -Berlin, 1987.-96S.

175. Rupprecht S.B. Alternative Methoden// Deutsch als Fremdsprache. -1993.-№2.-S.l 19-124.

176. Spier A. Mit Spielen Deutsch lernen. Frankfiirt-am-Main, 1981.156S.

177. Sperber H.G. Mnemotechniken im Fremdsprashenenverb: mit Schwerpunkt «Deutsch als Fremdsprache». Munchen: Iudicum - Verlag, 1989. -344S.

178. Schewe M. Lehren und Lernen mit Kopf, Herz, Hand und Fuss: Dramapadagogische Fremdsprachenpraxis in multikulturellen Deutschkursen// Fremdsprache Deutsch. 1993. - №11. - S.44-54.

179. Worter-Bilder-Situationen/ Hrgs. Von Walter Lahfert u. Theo Scherlind. Berlin: Langenscheidt Verlag, 1983. - 48S.

180. Barron F. Creative Persons and creative Process. N.Y., 1969.

181. Cattel R. Personality and Motivation Structure and Movement. Hanah, 1957.

182. Dawis G.A., Belcher T.L. How shall creativity be measured?: Torrance tests, RAT, Alpha biographical and IQ I. of creative behaviour. -Buffalo (N.Y.), 1971, vol. 5, №3, p.166-168.

183. Guilford J.P. General Psycology. N.Y., 1952. - 587p.

184. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. N.Y., McGraw-Hill, 1967.

185. Jones T.P. Creative learning in perspective. London Press, 1972.

186. Maslow A. Motivation and personality. New York, 1987. - 293p.

187. Maslow A. Toward a psychology of being. New York, 1968. —240p.

188. Muller R. Humanism and Education. N.Y., 1974.

189. Papadopoulos G. Looking Ahead: an educational policy agenda for the 21st century// European Journal of Educaton. 1995. №4. Vol. 30. P.494.

190. Pickard E. Toward a theory of creative potential// The journal of creative behaviour. 1990. - vol. 24. - №1. - p.1-9.

191. Rogers C.K. Encounter groups. Penguin books, 1975. - 174p.

192. Rogers C.K. A way of being. Boston, 1980. - 395p.

193. Roueche J.E., Baker G. Profiling excellence in America's schools. -Arlington, 1986.- 177p.

194. Sternberg R.J. A tree-faced model of creativity// The nature of creativity. Cambridge, 1988, p. 125-147.

195. Tardif T.D., Sternberg R.I. What do we know about creativity?// The Nature of Creativity. Cambridge, 1988. p. 429-440.

196. Torrance E.P. Creative learning and teaching. N.Y., Podd, 1970.343p.

197. Torrance E.P. Education and the creative potential. Minneapolis, 1967.- 167p.

198. Torrance E.P. The search for satori and creativity. Creat Neck, NY: Creativity. Synergetic Associates, 1979.

199. Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners// Handbook of reseach on teaching/N.Y., 1986. 31 lp.1. Анкета №1 (для студентов)

200. Во всех ли видах работы по иностранному языку практического цикла (практика речи, домашнее чтение, практическая грамматика и т.п.) Вы видите смысл?да, нет, не знаю/

201. Считаете ли Вы, что от курса к курсу необходимо увеличивать долю самостоятельной работы в изучении иностранного языка?да, нет, не знаю/

202. Нравятся ли Вам нетрадиционные формы построения практических занятий по иностранному языку (занятия: ролевые игры, КВН, пресс-конференции, инсценировки и т.п.)?да, нет, не знаю/

203. Оцениваете (анализируете) ли Вы свою работу на практическом занятии по иностранному языку?всегда, иногда, никогда/

204. Часто ли Вы испытываете необходимость в консультациях с преподавателем для разрешения своих учебных проблем?да, иногда, нет/

205. Оцениваете ли Вы работу Вашего преподавателю во время проведения занятий по иностранному языку или после них?всегда, иногда, никогда/

206. Высказываете ли Вы возникшие у Вас пожелания преподавателю по поводу проведения практического занятия по иностранному языку?всегда, иногда, никогда/

207. Ю.Стремитесь ли Вы познавать иностранный язык дополнительно, вне учебных занятий и полученных домашних заданий? Ida, иногда, нет!11 .Ставите ли Вы перед собой цели в начале практического занятия по иностранному языку?всегда, иногда, никогда/

208. Испытываете ли Вы затруднения, получив задание творческого характера?1.a, иногда, нет!

209. Какие задания творческого характера Вы получали?

210. Что бы Вы хотели предложить для развития творчества студентов по иностранному языку?

211. Анкета №2 (для преподавателей)

212. Часто ли Вы используете нетрадиционные формы построения практических занятий по иностранному языку (занятия ролевые игры, КВН, пресс-конференции, инсценировки и т.п.)?да, нет, не знаю/

213. Считаете ли Вы, что от курса к курсу следует увеличивать долю самостоятельной работы студентов в изучении иностранного языка?да, нет, не знаю/

214. Нацеливаете ли Вы студентов познавать язык дополнительно, вне занятий и полученных домашних заданий? /да, нет, иногда/

215. Часто ли Вы даете консультации студентам при подготовке ими заданий творческого характера?1.a, нет, иногда/

216. Часто ли Вы даете консультации студентам для разрешения их учебных проблем?да, нет, иногда/

217. Ю.Развиваете ли Вы творческий потенциал студентов? Если да, то какими способами?