автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Реализация эстетических идей Рудольфа Штейнера в образовательном пространстве на рубеже XIX-XX веков
- Автор научной работы
- Пантелин, Дмитрий Юрьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Оренбург
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пантелин, Дмитрий Юрьевич, 2006 год
Введение.
Глава 1 Теоретические предпосылки изучения эстетических идей Рудольфа Штейнера
1.1 Философско-педагогическая сущность наследия Рудольфа Штейнера.
1.2 Характеристика эстетических идей в образовательном пространстве на рубеже XIX
XX веков.
1.3 Этапы реализации эстетических идей Р.
Штейнера в образовательном пространстве на рубеже XIX-XX веков.
Выводы.
Глава 2 Педагогические основы эвритмии Рудольфа Штейнера в образовательном пространстве
2.1 Эвритмия в искусстве.
2.2 Педагогическая эвритмия в воспитании и обучении.
2.3 Гуманитарное образование и свободная школа в контексте реализации эстетических идей
Р. Штейнера.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Реализация эстетических идей Рудольфа Штейнера в образовательном пространстве на рубеже XIX-XX веков"
Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что творчество выдающегося, оригинального мыслителя рубежа XIX-XX веков Рудольфа Штейнера в последнее десятилетие начинает осваиваться отечественными гуманитарными науками. Этот интерес, на наш взгляд, обусловлен широким кругом проблем, связанных с коренным переустройством нашего общества.
С данной точки зрения, важным представляется обращение не только к своему национальному прошлому, но и богатому духовному опыту мировой культуры в целом. Осуществленный Рудольфом Штейнером на практике уникальный синтез науки, искусства и религии способствовал инициированию новых направлений во многих областях человеческой деятельности: педагогике, медицине, дефектологии, сельском хозяйстве, художественном творчестве. В начале XX века периода русского духовного Ренессанса антропософия стала объектом пристального внимания русской интеллигенции, оказав большое влияние на творчество А.Белого, М.Волошина, В.Иванова, М.Чехова.
В современной литературе мы не встречали работ, в которых реализация прогрессивных эстетических идей стала бы самостоятельным предметом исследования. В то же время анализ литературы научных исследований, исторических документов показывает, что современная социально-культурная ситуация требует нового осмысления данной проблемы.
Эстетическая и художественно-педагогическая деятельность Р.Штейнера была ответом на вызов времени, попыткой решения проблем, поставленных эпохой.
Созданные по проекту Р.Штейнера архитектурные произведения в Дорнахе (Швейцария): первый (уничтоженный пожаром в 1923 году) и второй Гетеанум, предназначенные быть центром науки и искусства развивающейся антропософии, признаны и сегодня выдающимися образцами органической, пластической архитектуры.
Одним из самых значительных вкладов Р.Штейнера в сферу художественной деятельности явилось создание нового вида искусства движения эвритмии. За восемьдесят лет своего становления эвритмия смогла развиться в самостоятельный вид педагогического искусства, завоевав международное признание. В качестве педагогической и лечебной, эвритмия стала неотъемлемым компонентом воспитания, преподавания и терапии в свободных вальдорфских школах, антропософски-ориентированных педагогических учреждениях и больницах.
Наибольшее внимание исследователей сегодня привлекает характерная для мировоззрения Р.Штейнера целостность, связанная, прежде всего, с пониманием органичной включенности человека в общий мировой процесс, роли каждой индивидуальности в формировании будущего нашей общечеловеческой культуры. При этом наименее исследованными на сегодняшний день оказываются его эстетические воззрения.
Актуальность проблемы исследования позволила определить тему диссертационной работы: «Реализация эстетических идей Рудольфа Штейнера в образовательном пространстве на рубеже XIX-XX веков».
Объект исследования - система ведущих идей Рудольфа Штейнера.
Предмет исследования - реализация эстетических идей Р. Штейнера в образовательном пространстве.
Цель исследования - изучить процесс реализации эстетических идей Рудольфа Штейнера в образовательном пространстве на рубеже Х1Х-ХХ веков.
Объект, предмет и цель определили задачи исследования:
• выявить философско-педагогическую сущность наследия Рудольфа Штейнера;
• раскрыть этапы реализации эстетических идей Р. Штейнера в образовательном пространстве;
• обосновать педагогическое значение и возможности использования эвритмии в образовательном пространстве.
Методологическую основу исследования составила методология истории познания. В качестве основополагающих выступили концептуальные положения о педагогической деятельности прошлого, как совокупности разнообразных педагогических факторов, возникших в результате соответствующих видов деятельности; о педагогических источниках как эмпирической основе познания прошлого.
Методологическими принципами служили единство логического и интуитивного, восхождение от абстрактного к конкретному, непрерывность развития явления или процесса, взаимосвязь историзма и действительности, философское положение о том, что историзм становится моментом системного подхода, когда предметом исследования является развивающаяся преемственность традиционного и инновационного подходов.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: сопоставительный анализ исторических фактов, педагогических идей и подходов; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов.
Источниковедческую базу исследования составляют: - опубликованные на русском языке и языке оригинала (немецком) основные антропософские труды, а также статьи, лекции и доклады, написанные и прочитанные Р.Штейнером в период с 1888 по 1924 годы, посвященные общим и частным проблемам педагогики и художественного творчества;
- архивные документы и материалы;
- письма, рисунки, фотографии, модели зданий первого и второго Гетеанума, хранящиеся в архиве наследия Р. Штейнера, а также в музее Гетеанума;
- мемуары. участников строительства первого Гетеанума и первых эвритмистов;
- материалы конференций, симпозиумов, семинаров, проводимых в Германии, Швейцарии, Австрии и России;
- программно-методическая документация по подготовке преподавателей вальдорфских школ;
- данные, полученные в ходе зарубежных научных командировок.
Этапы исследования: первый (2001-2002гг.) - поисковый: знакомство с наследием Рудольфа Штейнера, второй (2002-2004гг.) -теоретический: определение задач, теоретических и методологических оснований исследования, анализ наследия Рудольфа Штейнера; третий (2004-2005гг.) - обобщающий: подведение итогов, апробация и публикация результатов.
Степень научной разработанности проблемы: Антропософия Штейнера с самого начала своего возникновения стала объектом пристального внимания современников. В нашей стране наибольший отклик она нашла у представителей русской софиологической мысли, мира искусства и образования. Интерес вызвала актуальность затрагиваемых этим учением проблем духовности человека и человеческой культуры.
Критический анализ этого учения содержится в некоторых работах Н.А.Бердяева («Самопознание», «Философия свободного духа, «Теософия и антропософия в России»), С.Булгакова («Святой Грааль», «Христианство и Штейнерианство»). Был знаком с работами Р.Штейнера и П.Флоренский, что следует из библиографии к «Столпу и утверждению истины». Главной темой, волновавшей умы русских философов, был христологический аспект антропософии Р.Штейнера, что аналитически представлено Н.К.Брнецкой в статье «Русская софиология и антропософия». «Русская интеллигенция рубежа веков, -пишет Н.К.Бонецкая, - тянулась к антропософии, интуитивно чувствуя, еще до всякой рефлексии некую духовную близость к ней, но, несмотря на всю открытость русских софиологов навстречу новому - новой духовности, новому гнозису - какие-то очень важные, ключевые аспекты антропософии оказались для русского сознания неприемлемыми. В Штейнере и антропософии не находили благодати особой православной любовной, милующей духовности.»
Если Н.А.Бердяев, С.Булгаков высказывали свои суждения об антропософии «со стороны», то представители мира искусств смогли оценить на практике глубину творческих возможностей мировоззрения. Участие в строительстве здания Гетеанума в Дорнахе (Швейцария), эвритмии, драматических постановках на сцене Гетеанума под непосредственным руководством Рудольфа Штейнера позволило А.Белому, М.Волошину, М.Сабашниковой-Волошиной, М.Чехову и многим другим войти «внутрь» антропософского «видения» мира. Интерес с точки зрения данного диссертационного исследования представляют работы: А.Белый «воспоминания о Штейнере», «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности», «Символизм как миропонимание»; «Лекции Р.Штейнера о драматическом искусстве в изложении М.Чехова», М.Чехов «О технике актера»; М.Волошина «Зеленая змея. История одной жизни».
В советское время в нашей стране никаких публикаций, исследующих творчество Р.Штейнера, не было. Лишь начиная с 80-х годов, имя выдающегося мыслителя снова зазвучало в отечественной литературе. Прежде всего, следует назвать таких авторов, как С.О.Прокофьев («Рудольф Штейнер и краеугольные мистерии нашего времени», «Двенадцать священных ночей и духовные иерархии»), Г.А.Бондарев («Мистерия антропософии», «Ожидающая культура», «Триединый человек тела, души и духа», «Энциклопедия духовной науки»). На русском языке были опубликованы некоторые из основных трудов Р.Штейнера по философии, педагогике, медицине. Был защищен ряд диссертаций, посвященных исследованию различных аспектов антропософии: Е.Г.Мазурова «Диалектика познания и развитие человека в антропософии Р.Штейнера» (1997г.); Т.Д.Свиридкина «Антропософское видение проблемы человека» -(1997 г.); Н.А.Коноваленко «Теоретические и методические основы подготовки специалиста эвритмии» (1997г.). В 1992 году в книге «Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера» авторами В.С.Горюновым и М.П.Тубли впервые творчество Р.Штейнера как архитектора было представлено в широком культурологическом контексте. В 1998 году В.Розиным учение Р.Штейнера кратко изложено, в ряду с другими эзотерическими учениями, в книге «Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические учения».
В целом можно констатировать, что с конца 80-х годов XX века в отечественной науке начинается систематическое освоение духовного наследия Рудольфа Штейнера. Однако наименее исследованными при этом оказываются именно эстетические воззрения Р.Штейнера.
В зарубежной литературе мы находим ряд работ, специально посвященных эстетическому аспекту антропософии. Среди них представляют интерес: Krueger Manfred „Anthroposophie und Kunst"; Hans Erhard Lauer „Die Sinne des Menschen und Entwicklung der Kuenste". Внушительный список могли бы составить также имена авторов многочисленных статей и докладов, написанных и прочитанных в последние десятилетия в разных странах Европы, в Америке, Японии, и которые также посвящены различным частным вопросам эстетики Р.Штейнера.
Анализ существующей литературы позволяет заключить, что, несмотря на многочисленность работ указанных авторов, они, на наш взгляд, не исчерпывают темы. В отечественной же литературе, как уже отмечалось, специальных исследований эстетических воззрений Р.Штейнера до сих пор не было, и аналогов данной диссертации ни в нашей стране, ни за рубежом не существует.
Достоверность результатов, обобщений и выводов обеспечена методологической обоснованностью, системным подходом к анализу архивных документов, материалов, педагогической и исторической литературы по проблеме.
Научная новизна: выявлена философско-педагогическая сущность наследия Рудольфа Штейнера, заключающаяся в трехчастности и представляющая собой три состояния в которых осуществляет себя мир: состояние формы, состояние жизни, состояние сознания; раскрыты этапы реализации ведущих эстетических идей в образовательном пространстве, основанные на принципе свободы как важнейшем достижении человеческого духа; обоснованы педагогическое значение и возможность использования эвритмии в образовательном пространстве посредством включения разноуровневых эвритмических задач.
Теоретическая значимость: состоит в том, что выявленные этапы реализации эстетических идей Р. Штейнера в образовательном пространстве Х1Х-ХХ веков способствуют уточнению принципов эстетического восприятия учеником действительности в процессе взаимодействия с миром; установленная зависимость эвритмических действий ученика от уровня его духовного развития обогащает историко-педагогическую науку данными о духовно-нравственном становлении личности в исторической ретроспективе; систематизация эстетических идей Р. Штейнера расширяет проблематику историко-педагогического познания различных контекстов эстетического образования.
Практическая значимость: разработано и апробировано программно-методическое обеспечение разделов курса истории педагогики периода Х1Х-ХХ веков; подготовлены материалы для учебно-методической литературы по педагогике, эстетике, культурологии в аспекте раскрытия соотношения в творчестве Р. Штейнера эстетического и жизненного опыта личности; введена в образовательный процесс система научных знаний о преемственности философских, методологических и методических воззрений Р. Штейнера на эстетизацию действительности в образовательном пространстве рубежа Х1Х-ХХ веков.
Апробация работы: основные положения результатов исследования докладывались на международных и всероссийских научных конференциях. Материалы диссертации широко использовались в лекционной работе со студентами и аспирантами Оренбургского государственного университета, а также слушателями курсов повышения квалификации педагогических кадров разных специальностей. Результаты исследования нашли отражения в научных публикациях, а также в содержании различных программно-методических разработок. Ход исполнения исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики высшей школы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ведущие идеи философии Рудольфа Штейнера в образовательном пространстве на рубеже Х1Х-ХХ веков основываются на определенной трехчастности, лежащей в основе макро- и микрокосмоса, и представляющей собой три состояния, в которых осуществляет себя мир: состояние формы, состояние жизни и состояние сознания.
2. Историко-педагогическая характеристика эстетических идей Р.Штейнера в образовательном пространстве основана на принципе свободы, как важнейшем достижении человеческого духа, к которому приходит человек через искусство.
3. Эвритмия в образовании представляет собой вид искусства, включающий музыкальные и речевые аспекты деятельности человека. Для развития личности используются специально организованные эвритмические задачи, развивающие умение слушать, следить за логикой изложения, осмысливать услышанное и соотносить с имеющимися знаниями. Использование эвритмических задач позволяет развить систему эвритмических умений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
193 Выводы
На основе выявления педагогического значения ведущих идей Рудольфа Штейнера, эвритмия - это вид искусства, инструментом которого является художественно-выразительная пластика движения человеческого тела. Занятия по эвритмии проводятся на основе различных музыкальных и литературно-поэтических произведений. Искусство эвритмии находится в самой тесной связи со словом, звуком речи и музыкальным звуком. Весь человек становится тут инструментом речи и вместе с тем духа.
Долгие годы эвритмия оставалась искусством для очень узкого круга людей, принадлежащих антропософскому движению. Такое положение в обществе этого нового вида искусства противоречило основам его замысла. «Эвритмическое искусство должно быть так встроено в жизнь человечества, чтобы оно принадлежало не узкому кругу, но служило всему человечеству. Это искусство должно встроить себя в жизнь будущего».
На сегодняшний день существует около тридцати эвритмических школ в Германии, Швейцарии, Голландии, Франции, Австрии, Англии, Швеции, Дании, Норвегии, Южной Африке, Америке, России.
Таким образом, эстетические идеи Р.Штейнера послужили рождению нового вида искусства - искусства эвритмии. Этот вид художественного творчества молод, не имеет еще широкого распространения и признания. Но такова, к сожалению, судьба новаторов. На наш же взгляд, и уже существующая художественная практика эвритмии показывает плодотворность эстетических воззрений Р.Штейнера.
Рассматривая педагогическую эвритмию, мы пытались выяснить, каким образом она соотносится с основными компонентами обучения и воспитания. Если эвритмия это «зримая речь» и в основе эвритмии лежит исполнение стихов или музыки то, прежде всего мы должны были выяснить, каким же образом соотносятся развитие речи и эвритмия.
Развитие речи происходит последовательно по трем этапам: восприятие, выражение и воздействие.
Для развития процесса восприятия используются специально организованные эвритмические задачи, развивающие умение слушать, следить за логикой изложения, осмысливать услышанное и соотносить с имеющимися знаниями. Использование эвритмических задач позволяет развить систему эвритмических умений. Каждый тип задач соотносится с речью.
Эвритмические задачи на развитие процесса выражения стимулируют речь, дают возможность определить свою позицию. Особое внимание на этом этапе уделяется развитию эвритмических умений, связанных с раскрытием содержания учебного материала, обогащением словарного запаса и с выражением активной позиции в речи.
В основе воспитания ребенка лежит выведенная Рудольфом Штейнером теория жизненных ритмов. Каждый ребенок живет в ритме бодрствования и сна, запоминания и забывания. В вальдорфской школе составляют расписание и распределяют учебный материал по урокам, исходя из ритма дня и годового цикла. При этом учитываются следующие приемы воспитания: организация дня в определенном ритме; изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами»; применение художественно-эстетических упражнений.
Наше время считается временем изобретений и открытий. С воодушевлением и большими жертвами исследуется мир. Однако наши изобретения уже достигли угрожающего состояния, именно потому, что без внимания остается человек. Мы хотим очеловечить наши жизненные взаимосвязи. С помощью духовной науки мы вступаем на путь познания человека.
Ведущей идеей педагогики Рудольфа Штейнера является идея свободной самоуправляющейся школы, ориентированной исключительно на потребности и запросы ребенка.
196
Заключение
Таким образом, в данном диссертационном исследовании проведен комплексный анализ мировоззрения Рудольфа Штейнера, прослежены все аспекты его творчества, отражающие влияние философских взглядов на формирование эстетических идей в образовательном пространстве на рубеже Х1Х-ХХ веков. Наиболее существенными из них являются: теория познания, обосновывающая объективный идеализм, в котором человек своей творческой духовной деятельностью реально включен в мировой процесс. Представляя собой уникальный синтез науки, религии и искусства, данная теория обосновывает также и эстетическую, художественную, педагогическую деятельность человека не как нечто произвольное, бессознательно из души возникающее, но как закономерное продолжение мирового развития. Искусство, таким образом, получает свое оправдание, как наука в действии, или практическая наука; идея развития высших познавательных способностей человека, способствующих постижению духовной, сверхчувственной действительности, являющейся источником художественного творчества;
- концепция законов эволюции, ориентирующая искусство в соответствии с задачами и целями человечества в ходе его исторического развития;
Лежащее в основе педагогической доктрины Р. Штейнера антропософское человекопознание с его солидным налетом мистики и оккультизма может многим показаться малоубедительным или вовсе неприемлемым. Но для каждого воспитателя, стоящего на гуманистических позициях, непреходящее значение имеют такие идеи Р. Штейнера, как идея развития, идея гармонии и идея свободной школы.
Идея развития позволяет увидеть динамику становления растущего человека с его внутренним миром, познавательными способностями, эмоционально-волевой сферой. Идея гармонии создает целостное представление о человеке как частице макромира, представляющего собой единство физической и духовной сущности, синтезирующих человеческий разум, чувства и практическую деятельность. Эта идея отражает гармонию человека с окружающим миром, со средой обитания, гармонию «истины, добродетели и красоты».
Ведущей идеей педагогики Рудольфа Штейнера является идея свободной самоуправляющейся школы, служащей не государству и
Ф даже не обществу в целом, а сориентированной исключительно на ребенка, его потребности и запросы.
На основании теоретического анализа ведущих идей Рудольфа Штейнера в образовательном пространстве были определены исходные положения работы, поставлена цель исследования, определены задачи, выдвинута гипотеза исследования. В ходе исследования была раскрыта педагогическая сущность наследия Рудольфа Штейнера, выявлены ведущие эстетические идеи в образовательном пространстве, обоснованы педагогическое значение и возможности использования эвритмии в образовательном процессе. Результаты исследования обогащают научно-педагогическое представление о реализации эстетических идей Рудольфа Штейнера на рубеже Х1Х-ХХ веков и способствуют дальнейшему инициированию новых направлений в современной педагогике.
В проведенном исследовании путем решения поставленных задач подтверждены основные положения и достигнута цель исследования.
Рассмотренные тенденции в развитии европейской философии
Х1Х-начала XX веков непосредственно подводят к возникновению антропософии Рудольфа Штейнера. Его философия - попытка ответить на вопросы, разрешить мировоззренческие проблемы. В своем мировоззрении Штейнер совершает шаг, который позволяет ему с одной стороны, оставаясь на твердой почве мышления, вернуть последнему его жизненные силы и, с другой стороны, преодолеть исключительный субъективизм, присущий позитивизму и неокантианству.
Главным выводом теории познания, разработанной Р.Штейнером, является утверждение, что мышление есть сущность мира, и индивидуальное человеческое мышление есть отдельная
Ф форма явления этой сущности.
Высшей целью человеческой деятельности Р.Штейнер считает преображение всей действительности в произведение искусства. В свете так поставленной задачи не может не встать вопрос о свободе и нравственности человека, являющегося источником преображающих импульсов.
Рудольф Штейнер разрабатывает свой метод, связанный с развитием познавательной способности современного человека. Вся его теория основывается на определенной трехчастности, которая, по его мнению, лежит в основе макро- и микрокосмоса. Эта трехчастность представляет собой три состояния, в которых осуществляет себя мир: состояние формы, состояние жизни и состояние сознания. Первое видимым образом являет себя в физическом мире; второе открывается в душевном человека в качестве полярных сил симпатии и антипатии; третье проявляет себя в форме человеческих состояний сознания - «спящего» (подобного сну без сновидений), «грезящего» (подобного сновидению) и бодрственного (соответствующего тому состоянию, в котором человек образует понятия и идеи). Этим трем состояниям сознания соответствует определенная трехчленность человеческого существа: тело, душа, дух, которая, в свою очередь, находится в соответствии с мировой трехчленностью, являющей себя как пространство, время, вечность.
Антропософия Рудольфа Штейнера осуществляет себя также в трех формах: в качестве науки она пытается дать ответы на основополагающие вопросы, связанные с сущностью, происхождением и задачами человека; посредством искусства она осуществляет свою цель: одухотворение физической материи; будучи духовной наукой, антропософия - не догматическое религиозное учение, но и не абстрактная теория. Это - живое
Ф познание, дающее человеческой душе непосредственное переживание истины.
В результате специально разработанных упражнений, согласно Штейнеру, сознание человека может целиком привестись к так называемому «бодрственному» состоянию, в результате чего познанию станут доступны события и факты «сверхфизического» мира. Сознание может быть усилено и укреплено, как может быть усилена способность зрения глаза. Укрепление сознания - это внутренняя, чисто душевная деятельность. Медитация, - что у
Штейнера есть созерцание, - способ укрепления познающей способности человека. В духовном познании все погружено в интимное душевное переживание. Содержание увиденного духовно предстает перед созерцающим в образах (имагинациях), которые для осуществления возможности их «передачи» «невидящему», обыкновенному сознанию, должны быть переведены в мыслительную форму, но так, чтобы они не потеряли при этом своего имагинативного характера.
Антропософия Р.Штейнера, как показывает анализ первоисточников, — не изолированное явление в истории философии, а является существенным звеном европейской идеалистической традиции. Философия Р.Штейнера представляется как мировоззрение, в котором осуществляется попытка привести наиболее выдающиеся достижения человеческого духа на пути его развития к своему высшему синтезу. Ведущие идеи философии Рудольфа Штейнера стали основой образовательного пространства на рубеже Х1Х-ХХ веков. Стремление к синтезу, пронизывающее европейскую культуру рубежа Х1Х-ХХ веков, делает Р.Штейнера выдающимся представителем своего времени.
Завершая рассмотрение эстетических воззрений Р.Штейнера, можно заключить следующее: несмотря на то, что эстетика Рудольфа Штейнера не существует в систематическом изложении, и фрагментарный характер его эстетических исследований представлен в виде рассуждений, касающихся, в основном, конкретных художественно-педагогических проблем, мы можем констатировать, что существует единая система эстетических взглядов Р.Штейнера.
Эстетические идеи Рудольфа Штейнера послужили рождению нового вида искусства эвритмии. Значение эвритмии для педагогики очевидно, ибо движение - важная исходная точка в воспитании. На нем основаны многие педагогические воздействия, но одушевленное движение, то есть сопровождающееся ощущениями, дает душевному развитию совершенно особые возможности. Через такое движение происходит развитие личности от общего детского состояния к своему особому образу.
Таким образом, в ходе исследования решены поставленные задачи, а цель достигнута.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пантелин, Дмитрий Юрьевич, Оренбург
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. - СПб. : Питер, 2002. - 351 с.
2. Арсеньев, А. С. Философские основы понимания личности / А. С. Арсеньев. М. : Академия, 2001. - 213 с.
3. Артемьева, Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности / Т. И. Артемьева // Психология формирования и развития личности : сб. науч. тр. М. : Наука, 1981. - С. 67-68.
4. Архитектура и антропософия / сост. и отв. ред. А. Соколина. М. : КМК, 2001.- 268 с.
5. Астахова, Е. А. Развитие умений межкультурного общения в • обучении иноязычной устной речи на начальном этапе языковогофакультета: (на материале немецкого языка) : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. А. Астахова. Пятигорск, 2003. - 229 с.
6. Барлен, Д. Русские былины в свете тайноведения / Д. Барлен. -Калуга : Духовное познание, 1992. 72 с.
7. Безант, А. Эзотерическое христианство или малые мистерии / А. Безант. М. : Вестник, 1991. - 193 с.
8. Бездухов, В. П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя / В. П. Бездухов, С. Е. Мишина, О. В. Правдина. Самара : Самар. гос. пед. ун-т, 2001. -185 с.
9. Бездухов, В. П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущего учителя / В. П. Бездухов, А. В. Бездухов. - Самара : Самар. гос. пед. ун-т, 2000. - 192 с.
10. Белый, А. Глоссалия / А. Белый. Берлин : Эпоха, 1992. -134 с.ф 11. Белый, А. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрениях современности. Воспоминания о Штейнере / А. Белый. М. : Республика, 2000. - 719 с.
11. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М. : Республика, 1994. - 528 с.
12. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М. :• Канон, 1994. 374 с.
13. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. М. : Кучково поле, 2001. - 384 с.
14. Бердяев, Н. А. Кризис искусства / Н. А. Бердяев. М. : Типография И.Д.Сытина, 1918. -234 с.
15. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М. : ДЭМ, 1990. -336 с.
16. Бердяев, Н. А. Теософия и антропософия в России / Н. А.
17. Бердяев. М. : ДЭМ, 1991. - 246 с.
18. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М. : Республика, 1994. - 380 с.
19. Блаватская, Е. П. Ключ к теософии / Е. П. Блаватская. М. : ЭКСМО, 2004. - 346 с.
20. Бондарев, Г. А. Мистерия антропософии / Г. А. Бондарев. М. : Философско-антропософское изд-во, 1997. - 178 с.
21. Бондарев, Г. А. Триединый человек тела, души и духа/ Г.А.Бондарев. М.:Философско-антропологическое изд-во, 1999. -688 с.
22. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию : кн. для учителя / В. Б. Бондаревский. М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
23. Бонецкая, Н. К. Русская софиология и антропософия // Вопр. философии. 1995. - № 7. - С. 79-97.
24. Бос, JI. Что такое трехчленность социального организма : пер. с нем. / JL Бос. Калуга : Духовное познание, 1991. - 32 с.
25. Вейс, Т. Как помочь ребенку? : пер. с нем. / Т. Вейс. М. : Моск. Центр вальдорфской педагогики, 1992. - 168 с.
26. Виндельбанд, В. О свободе воли / В. Виндельбанд. М. :Наука, 1955. - 54 с.
27. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной культуре XIXстолетия / В. Виндельбанд. М. : Наука, 1993. - 105 с.
28. Власов, В. Г. Стили в искусстве. Т. 1. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство / В. Г. Власов. СПб. : Лита, 1998. - 762 с.
29. Волошина, М. Зеленая змея / М. Волошина. М. : Энигма, 1993. -416 с.
30. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному / П. П. Гайденко. -М. : Республика, 1997. 495 с.
31. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа. Ч. 1. Система наук / Г. В. Ф. Гегель ; пер. Г. Шпета. СПб. : Наука, 1999. - 448 с.
32. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии : в 2 т. / вступ. ст. А. В.щ
33. Гулыги. М. : Мысль, 1976. - Т. 1. - 536 с.
34. Гейдебранд, К. Ф. Душевное существо ребенка. Минск : Полифакт, 1991. - 80 с.
35. Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению (Общепедагогический подход) : дис. . д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л. К. Гейхман. Екатеринбург, 2003. - 426 с.г
36. Гете, И. -В. Избранные философские произведения / И. -В. Гете.- М. : Наука, 1964. 520 с.
37. Гете, И. -В. К учению о цвете (Хроматика) // Избр. соч. по естествознанию. М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1957. - С. 261-358.
38. Гидион, 3. Пространство, время, архитектура / 3. Гидион. М. : Стройиздат, 1984. - 129 с.
39. Голомшток, А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьников / А. Е. Голомшток. М. : Педагогика, 1979. - 158 с.
40. Горохов, П. А. Философия Иоганна Вольфганга Гете : моногр. / П. А. Горохов. Оренбург : ОГУ, 2002. - 293 с.
41. Горюнов, В. С. Архитектура эпохи модерна / В. С. Горюнов, М. П. Тубли. СПб. : Стройиздат, 1992. - 169 с.
42. Григорьева, Т. Красотой Японии рожденный / Т. Григорьева. -# М. : Искусство, 1993. 463 с.
43. Гропиус, В. Границы архитектуры / В. Гропиус. М. : Искусство, 1971.- 280 с.
44. Грюнелиус, Э. М. Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста / Э. М. Грюнелиус ; пер. с нем. М. В. Тольской. М. : Мир книги, 1992. - 72 с. : ил.
45. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. СПб. : Наука ; Ювента, 1998. - 259 с.
46. Ф 45. Дей, К. Места, где обитает душа / Д. Кристофер. М. : Ладья, -1994.- 270 с.
47. Дмитриев, Г. Д. Критический анализ дидактической мысли вч
48. США / Г. Д. Дмитриев. М. : Педагогика, 1987. - 102 с.
49. Додонов, Б. И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности / Б. И. Додонов // Психология формирования и развития личности : сб. науч. тр. М. : Наука, 1981. - С. 284-305.
50. Другова, О. Ю. Эстетические воззрения Р. Штейнера и их воплощение в искусстве : дис. . канд. филос. наук : 09.00.03 / О. Ю. Другова. М., 2003. - 183 с.
51. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / И. В. Дубровина ; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психол. акад. пед. наук СССР М. : Педагогика, 1991. - 232 с.
52. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М. : Логос, 1991. - 219 с.
53. Искусство эвритмии в лекциях и высказываниях Рудольфа Штейнера. М. : Парсифаль, 1996. - 154 с.
54. Казанкина, М. Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности : дис. . д-ра пед. наук / М.
55. Г. Казанкина. Д., 1983. - 125 с. 53. Какабадзе, 3. М. Феномен искусства = Phaenomen der Kunst / 3. М. Какабадзе. - Тбилиси : Мецниереба, 1980. - 274 с.
56. Какабадзе, 3. М. Философские беседы / 3. М. Какабадзе.
57. Тбилиси : Сабчота Сакартвело, 1988. -367 с.
58. Кандинский, В. О духовном в искусстве / В. О. Кандинский. -М. : Искусство, 1992. 97 с.
59. Карлген, Ф. Антропософский путь познания : пер. с нем. / Ф. Карлген. М. : Моск. Центр вальдорфской педагогики, 1991. -160 с.
60. Карлгрен, Ф. Воспитание к свободе : пер. с нем. / Ф. Карлгрен. -^ М. : Моск. Центр вальдорфской педагогики, 1992.- 272 с. : ил.
61. Кениг, К. О человеческой душе / К. Кенинг. Калуга : Духовное познание, 1999.- 196 с.
62. Кирьякова, А. В. Ориентационно-ценностный аспект гуманизации образования // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей : мат. межд. науч.-практ. конф. Москва, 1993. - С. 153-155
63. Клим, X. Лечебная педагогика, основанная на антропософии / X. Клим. Калуга : Духовное познание, 1991. - 214 с.
64. Копыл С. Время Михаила. Антропософия и антропософскиеинициативы Электронный ресурс. / С. Копыл. Режим доступа: www.michaeltime.org. - 21.02.2005.
65. Копыл, С. Вальдорфская педагогика Электронный ресурс. / С. Копыл, Д. Косенко. Режим доступа: www.waldorf.michaeltime.org. - 10.09.2004.
66. Копыл, С. Вальдорфская педагогика. Что такое штейнеровская педагогика? Электронный ресурс. / С. Копыл, Д. Косенко. Режим доступа: http://waldorf-kiev.nm.ru. - 17.04.2005.
67. Кострюкова, Е. А. Свобода выбора в системе ценностногосамоопределения личности старшеклассника : моногр. / Е. А. Кострюкова. Оренбург : ОГУ, 2001. - 127 с.
68. Кох, Э. Индивидуальность цвета / Э. Кох, Г. Вагнер. М. :
69. Антропософия, 1995. -75 с.
70. Краних, Э. М. Свободные вальдорфские школы / Э. М. Краних ; пер. с нем. В. Загвоздкина. 2-е изд. - М. : Парсифаль ; Моск. Центр вальдорфской педагогики, 1993. - 40 с.
71. Краних, Э. М. Свободные вальдорфские школы : пер. с нем. / Э. М. Краних. — М. : Моск. Центр вальдорфской педагогики, 1992. -32 с.
72. Ксенофонтова, А. Н. Педагогические основы речевой Ф деятельности в образовательном процессе / А. Н. Ксенофонтова.
73. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 176 с.
74. Ксенофонтова, А. Н. Становление языковой личности в коммуникативной культуре // Модернизация общего образования : сб. науч. тр. Рязань : Изд-во РГПУ, 2003. - С. 113-124.
75. Лагутина, И. Н. Символическая реальность Гете / И. Н. Лагутина. М. : Наследие, 2000. - 152 с.
76. Ле Корбюзье Творческий путь : пер. с фр. / Ле Корбюзье. М. : Стройиздат, 1970. - 248 с.• 72. Ледбитер, Ч. Как ко мне пришла теософия / Ч. Ледбитер ; пер. сангл. К. А. Зайцева. М. : Амрита - Русь, 2005. - 128 с.
77. Лео де ла Усей. Социальное искусство и его источники. -Тбилиси : Тектаргмани, 1993. 217 с.
78. Ливехуд, Б. Человек в сообществе (социальные формирования в лечебной педагогике) / Б. Ливехуд. Калуга : Духовное познание, 1992. - 166 с.
79. Линденберг, К. Рудольф Штейнер / К. Линденберг. М., Парсифаль, 1995. -206 с.
80. Николаева, Н. С. Япония Европа. Диалог в искусстве / Н. С.
81. Николаева. М. : Изобр. искусство, 1996. - 400 с. 77. Ницше, Ф. Избранные произведения / сост., авт. вступ. ст. К. А. Свасьян. - М. : Просвещение, 1993. - 573 с.
82. Пантелин, Д. Ю. «Духовный натурализм» в антропософии Р.
83. Штейнера // Толерантность в межконфессиональном и межэтническом взаимодействии : мат. межд. науч.-практ. конф. -Оренбург : ОГУ, 2005. С. 282-287
84. Пантелин, Д. Ю. Вальдорфская школа Рудольфа Штейнера / Д. Ю. Пантелин. Оренбург : ОГУ, 2004. - 27 с.
85. Пантелин, Д. Ю. Педагогическая эвритмия Рудольфа Штейнера / Д. Ю. Пантелин // Педагогика: перспективы развития высшего и
86. Ф среднего образования : сб. науч. тр. Челябинск : Изд-во ЧПГУ,2005. С. 150-175
87. Пантелин, Д. Ю. Эстетические воззрения Рудольфа Штейнера / Д.
88. Ю. Пантелин. Оренбург : ОГУ, 2005. - 30 с.
89. Прокофьев, С. О. Двенадцать священных ночей и духовные иерархии / С. О. Прокофьев. Ереван : Ной, 1993. - 175 с.
90. Прокофьев, С. О. Пророческая былина. Как Святые горы выпустили из каменных пещер своих русских могучих богатырей / С. О. Прокофьев. Ереван : Ной, 1992. - 73 с.с
91. Прокофьев, С. О. Рудольф Штейнер и краеугольные мистериинашего времени / С. О. Прокофьев. Ереван : Ной, 1992. - 18 с.
92. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. М. : Мир, 1994. - 320 с.
93. Риттельмайер, Ф. Жизненная встреча с Рудольфом Штейнером : пер. с нем. / Ф. Риттельмайер. М. : Моск. Центр вальдорфской педагогики, 1992. - 243 с.
94. Розин, В. Путешествие в страну изотерической Реальности / В. Розин. М. : УРСС, 1998. - 376 с.
95. Рындак, В. Г. Школа в условиях обновления : моногр. / В. Г.
96. Рындак. М., 1993. - 161 с. 89. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие / А. П. Садохин. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 287 с.
97. Сарабьянов, Д. В. Модерн. История стиля / Д. В. Сарабьянов.1. М. : Галарт, 2001. 343 с.
98. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. -Воронеж, 1996. 243 с.
99. Свасьян, К. А. Иоганн Вольфганг Гете / К. А. Свасьян. М. : Мысль, 1989. - 191 с.
100. Свасьян, К. А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и Ф критика / К. А. Свасьян. Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1987.198 с.
101. Свасьян, К. А. Философия символических форм Кассиррера : критический анализ / К. А. Свасьян. Ереван : АН Арм. ССР, 1989. - 238 с.
102. Сериков, В. В. Образование и личность / В. В. Сериков. М. : Наука, 1999. - 122 с.
103. Современная психология: состояние и перспективы исследований : мат. юбил. науч. конф. (ИП РАН, 28-29 янв. 2002) /
104. РАН. Ин-т психологии. М., 2002. - Ч. 3. Социальные представления и мышление личности / ред. К. А. Абульханова, М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев. - 287 с.
105. Создание талантов общество раннего детского обучения. Вальдорфская педагогика Электронный ресурс. - Режим доступа: http://talant.spb.ru/celi.html. - 16.03.2004.
106. Соловьев, В. Чтение о богочеловеке / Вл. Соловьев. М. : Правда, 1989. - 735 с.
107. Френкль-Лундборг, О. Что такое антропософия / О. Френкль
108. Лундборг. Калуга. Духовное познание, 1991. - 97 с.
109. Ходлер, Ф. Швейцарский фонд культуры ПРО ГЕЛЬВЕЦИЯ. Цюрих. Швейцария, 1988
110. Чезов, М. Литературное наследие. Об искусстве актера / М. Чезов. М. : Искусство, 1995. - Т. 2. - 204 с.
111. Человек пластический. Каталог выставки. М. : Мин-во культуры РФ, Гос. театральный музей им. А. А. Бахрушина, 2000.
112. Чехов, М. А. Техника актера / М. А. Чехов. М. : APT, 2003.w490 с. (Артист. Режиссер. Театр).
113. Шеллинг, Ф. В. И. Идеи к философии природы как внедрение в изучение этой науки / Ф. В. И. Шеллинг. СПб. : Наука, 1998. -518 с.
114. Шеллинг, Ф. В. И. Система трансцендентального идеализма // Сочинения : в 2 т. Т. 1. М. : Мысль, 1987. - С. 227-489.. 109. Шеллинг, Ф. В. Й. Философия искусства / Ф. В. Й. Шеллинг. -М. : Мысль, 1966. 496 с.
115. Шеллинг, Ф. В. И. Философские исследования о сущности человеческой свободы // Антология мировой философии. М. : Мысль, 1987. - С.57-68
116. Шиллер, Ф. Антропософский путь ученичества / Ф. Шиллер. -Калуга : Духовное познание, 1992. 437 с.
117. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер. Калуга : Духовное познание, 1991. -325 с.
118. Штейнер, Р. Антропософский календарь души : пер. с нем. / Р.
119. Штейнер. М. : Моск. Центр вальдорфской педагогики, 1992. -32 с.
120. Штейнер, Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос / Р. Штенер. Калуга : Духовное познание, 1992. - 187 с.
121. Штейнер, Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки / Р. Штейнер. М. : Парсифаль ; Моск. Центр вальдорфской педагогики, 1992. - 40 с.
122. Штейнер, Р. Духовное водительство человека и человечества : пер. с нем. / Р. Штейнер. Калуга : Духовное познание, 1992. -72 с.
123. Штейнер, Р. Духовное обновление педагогики / Р. Штейнер ; пер. с нем. Д. Виноградова. М. : Парсифаль, 1995. - 256 с.
124. Штейнер, Р. Задача духовного знания и здание его в Дорнахе // Из области духовного знания. М. : Энигма, 1997. - С. 54-68
125. Штейнер, Р. Истина и наука / Р. Штейнер. М. : Парсифаль : Моск. Центра вальдорфской педагогики, 1992. - 56 с.
126. Штейнер, Р. Как достигнуть познания высших миров? / Р. Штейнер. М. : Интербук, 1991. - 168 с.
127. Штейнер, Р. Как достигнуть познания высших миров? / Р. Штейнер. Ереван : Ной, 1992. - 154 с.
128. Штейнер, Р. Космология, религия и философия / Р.Штейнер. -Калуга : Духовное познание, 1996. 56 с.
129. Штейнер, Р. Легенда о храме и золотая легенда / Р.Штейнер. М. : Парсифаль, 1998. - 206 с.
130. Штейнер, Р. Методика обучения и предпосылки воспитания : пер. с нем. / Р. Штейнер. М. : Парсифаль ; Моск. Центр вальдорфской педагогики, 1994. - 80 с.
131. Штейнер, Р. Мистерии и посвящение // Из области духовного знания. М. : Энигма, 1997. - С. 154-173
132. Штейнер, Р. Мистика на заре духовной жизни нового времени /
133. Р. Штейнер. Ереван : Ной, 1993. - 224 с.
134. Штейнер, Р. Общее учение о человеке как основа педагогики / Р. Штейнер. М. : Парсифаль 1996. - 174 с.
135. Штейнер, Р. Освальд Шпенглер пророк мирового хаоса / Р. Штейнер. - Нью-Йорк : Антропософическое изд-во, 1949. -156 с.
136. Штейнер, Р. Основные черты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего / Р. Штейнер ; пер. с нем. М. Н. Жемчужниковой. Ереван : Ной, 1992. - 140 с.
137. Штейнер, Р. Очерк тайноведения / Р. Штейнер. Ереван : Ной, 1992. - 142 с.
138. Штейнер, Р. Очерк теории познания Гетевского мировоззрения / Р. Штейнер. М. : Парсифаль, 1993. - 142 с.
139. Штейнер, Р. Познание и посвящение / Р. Штейнер. М. :Конон, 1992.- 256 с.
140. Штейнер, Р. Порог духовного мира / Р. Штейнер. М. : Кокон, 1991. - 245 с.
141. Штейнер, Р. Путь к самопознанию человека. Порог духовного мира / Р. Штейнер. Ереван : Ной, 1991. - 176 с.
142. Штейнер, Р. Сущность социального вопроса / Р. Штейнер. -Калуга : Духовное познание, 1992. 142 е.
143. Штейнер, Р. Теософия: введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека / Р. Штейнер. Ереван : Ной, 1990. -376 с.
144. Штейнер, Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения / Р. Штейнер. Ереван : Ной, 1990. -224 с.
145. Штейнер, Р. Христианство как мистический факт / Р. Штейнер. -М. : Интербук, 1991. -213 с.
146. Штейнер, Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности / Р. Штейнер. Ереван : Ной, 1991, - 154 с.
147. Штейнер, Р. Человек и звезды / Р. Штейнер. Калуга : Духовное познание, 1994. -219 с.
148. Шукурова, А. Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века / # А. Н. Шукурова. М. : Стройиздат, 1990. - 258 с.
149. Эльконин, Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002. - 130 с.
150. Fant, A. Die Holzplastik Rudolf Steiners in Dornach / A. Fant, A. Kliborg, J Wilkes. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1981. -275 S.
151. Grandt, G. Waldorf Connection / G. Grandt, M. Grandt. -Aschaffenburg : Alibri, 2001. 368 S.
152. Kiersch, J. Die Waldorf-Pedagogir / J. Kiersch Stuttgart : Verlag Freies Geistesleben, 1997. - 128 S.ü 148. Kisseleff, T. Eurythmie-Arbeit mit Rudolf Steiner / T. Kisseleff. -Basel : Verlag die Pforte, 1982. 223 S.
153. Krueger, M. Anthroposophie und Kunst / M. Krueger. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1988. - 371 S.
154. Kugler, W. Rudolf Steiner und die Anthroposophie / W. Kugler. -Koeln : DuMont Buchverlag, 1991. 115 S.
155. Kugler, W. Wenn der Labortisch zum Altar wird Die Erweiterung des Kunstbegriffs durch Rudolf Steiner. // Okkultismus und Avangarde. -Berlin : Beltz, 1995. - S. 59-65
156. Lauer, H. E. Die Sinne des Menschen und Entwicklung der Künste /
157. H. E. Lauer. Muenchen : Novalis, 1980. - 213 S. 153. Lindenberg, C. Rudolf Steiner / C. Lindenberg. - Hamburg : Rowohlt, 2004. - 160 S. # 154. Lippert, S. Steiner und die Waldorf-Pedagogik / S. Lippert. - Berlin : Beltz, 2001. - 292 S.
158. Mueller, H. Von der heilenden Kraft des Wortes und der Rhythmen / H. Mueler. Stuttgart : Verlag Freies Geistesleben, 1995. - 120 S.
159. Okkultismus und Avantgarde : von Münch bis Mondrian 1900-1915. -Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1995. 453 S.
160. Rex, R. Sprechender Beton. / R. Rex. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1972. - 187 S.
161. Rittersbacher, K. Wirkungen der Schule im Lebenslauf / K.9
162. Rittersbacher. Bazel : Zbinden, 1975. - 231 S.
163. Sembach, K.-J. Jugendstil / K.-J. Sembach. Koeln : Naschen, 1999. -443 S.
164. Steiner, R Gegenwartiges Geistesleben Erzeihung / R. Steiner. -Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1986. 288 S.
165. Steiner, R Metodik und Wesen der Sprachgestaltung / R. Steiner. -Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1983. 236 S.
166. Steiner, R. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pedagogik * / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1992. - 256 S.
167. Steiner, R.' Antroposophische Menschenkunde und Pedagogik / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1979. -188 S.
168. Steiner, R. Das Geheimnis der menschlichen Temperamente / R. Steiner. Basel : Zbinden, 1996. - 52 S.
169. Steiner, R. Das Wesen der Farben / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1986. - 255 S.
170. Steiner, R. Die Entstehung und Entwicklung der Eurythmie / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1965. - 167 S.
171. Steiner, R. Die Erziehung des Kindes / R. Steiner. Dornach;
172. Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 2003. 85 S.
173. Steiner, R. Die Kunst des Erzeihens aus dem Erfassen der Menschenwesenheit / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner• Verlag, 1989. 159 S.
174. Steiner, R. Die Philosophie der Freiheit / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1996. - 427 S.
175. Steiner, R. Einfuhrung in die Anthroposophie / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1988. - 304 S.
176. Steiner, R. Erziehungskunst / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1990. - 221 S.
177. Steiner, R. Eurythmie die neue Bewegungskunst der Gegenwart / R. Steiner. - Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1986. - 196 S.
178. Steiner, R. Eurythmie als sichtbarer Gesang / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1975. - 278 S.
179. Steiner, R. Goethes Naturwissenschaftliche Schriften / R. Steiner. -Stuttgart : Philosophisch Anthroposophischer Verlag am Goetheanum, 1926. 316 S.
180. Steiner, R. Goethes Weltanschauung / R. Steiner. Dornach; Schweiz: Rudolf Steiner Verlag, 1999. - 148 S.
181. Steiner, R. Grundlage und Zielsetzung der Waldorfsschule / R.
182. Steiner. Dornach; Schweiz: Rudolf Steiner Verlag, 2003. - 48 S.
183. Steiner, R. Grundlinien einer Erkenntnistheorie der Goetheschen Weltanschauung / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1979. - 159 S.
184. Steiner, R. Kunst und Kunsterkenntnis / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1986. - 244 S.
185. Steiner, R. Mein Lebensgang / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1983. - 345 S.
186. Steiner, R. Reinkarnation und Karma.Wie Karma wirkt / R. Steiner. -Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1987. 52 S.
187. Steiner, R. Richtkrafte im Chaos / R. Steiner. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 2004. - 48 S.
188. Steiner, R. Tafelzeichnungen Entwuerfe Architektur / R. Steiner. -Edition tertium Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1994. -129 S.
189. Steiner, R. Ueber die Weisheit von Christus, Ahriman und Luezifer in ihrem Verhaeltnis zum Menschen. // Vom Leben des Menschen und der Erde. Ueber das Wesen des Christentums. Dornach; Schweiz : Rudolf Steiner Verlag, 1980. - S. 125-157
190. Zimmer, E. Der Modellbau von Malsch und das Erste Goetheanum / E. Zimmer. Stuttgart : Verlag Freies Geistesleben, 1979. - 63 S.