автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Региональный компонент гуманитарного образования в высшей технической школе
- Автор научной работы
- Закирова, Ильсияр Амировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Закирова, Ильсияр Амировна, 1998 год
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы регионализации гуманитарного образования в высшей технической школе.
1. 1. Регионализация как принцип развития высшего образования в России
1. 2. Взаимосвязь принципов регионализации, гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования
1. 3. Преемственность регионального и федерального компонентов стандарта гуманитарного образования в высшей технической школе.
Глава 2. Реализация регионального компонента гуманитарного образования в высшей технической школе
2. 1. Отбор и структурирование регионального компонента гуманитарного образования
2. 2. Процесс реализации регионального компонента гуманитарного образования в техническом вузе
2.3. Опытно-экспериментальное обоснование реализации регионального компонента гуманитарного образования в высшей технической школе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Региональный компонент гуманитарного образования в высшей технической школе"
В современных условиях децентрализации, демократизации образования, создания региональных рынков труда, необходимым механизмом развития высшего профессионального образования является принцип его регионализации.
Регионализация системы высшего образования отражает сегодня политику государства в области образования, целевые установки субъектов образовательного процесса и рассматривается как процесс проектирования региональных систем образования, внесение в цели, содержание и форму образования региональных особенностей, приближение образования к конкретным обстоятельствам общественной жизни.
Процесс регионализации высшей технической школы направлен на удовлетворение потребностей региона инженерными кадрами нужной квалификации; определение условий, методов подготовки специалистов широкого профиля, которым свойственны не только высокий профессионализм, а также творческое начало, духовное богатство, без участия которых немыслимо решение как глобальных, так и региональных проблем современности.
Идеи регионализации образования широко обсуждаются среди ученых (2.7,9,10,20,25,26,37,47, 58,59,67,70,76,94,107,108, 132,137,147,210 и др.).
В работах ученых-педагогов Л.А.Артемьевой, Э.Д.Днепрова, В.И.Журавлева, В.А.Кан-Калика, В.Г. Кинелева, Г.В. Мухаметзяновой, В.М. Петровичева, В.И.Подобед, Н.Ю.Посталюк, А.И.Сухарева, Е.В.Ткаченко, И.А.Халиуллина и др. регионализация образования рассматривается в организационно-структурном плане, выделяются основные задачи функционирования региональных образовательных систем, объективные и субъективные факторы ее развития. Анализ различных региональных систем образования, региональных образовательных программ проведен в диссертационных исследованиях В.Н.Аверкина, В.П.Кваша, В.С.Кошкиной, Н.И.Проданова, В.А.Штурба.
Проблемы использования различных сторон регионального подхода в системе образования, вопросы включения местного материала в процесс обучения можно встретить в трудах выдающихся педагогов - просветителей: Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.П.Блонского, Ш.Марджани, К.Насыри, чьи идеи народности, природосообразности обучения и воспитания, идеи патриотического воспитания подрастающего поколения не утратили своей актуальности и в настоящее время.
Различные аспекты влияния природных и социокультурных условий на формирование духовности как определенного народа, так и отдельной личности рассматриваются в философско-социологических трудах Ю.В.Бромлея, Н.Бердяева, Л.Н.Гумилева, Д.С.Лихачева и др.
В исследованиях Ю.С.Тюнникова, Г.Ф.Хасановой, Я.И.Ханбикова региональный компонент образования присутствует в процессе формировании национальной культуры учащихся.
Проблема формирования национально-региональной образовательной политики-одна из самых злободневных в контексте становления в России новых федеративных отношений в условиях полиэтничных регионов.
В условиях строительства самостоятельности национальных регионов, достижения экономического, социального, духовного прогресса одним из определяющих элементов развития региональных систем высшего образования становится ориентация студентов на национальное самосознание, развитие национально-региональной культуры, традиций. Данное направление реализации процесса регионализации не может не повлиять на развитие и функционирование высшего технического образования.
Подготовка специалистов в условиях многоязычия и возрождения национальных языков, истории, культуры, традиций региона не может происходить обособленно от данных процессов.
С этих позиций особую актуальность приобретают поставленные еще в 70-ые годы требования перед будущими специалистами: «Специалист, выходящий из стен местного вуза, должен быть рачительным хозяином в этом крае, заботящимся о непрестанном развитии его материальных и культурных богатств и бережном отношении к природе края, быть деятельным гражданином, уважающим историю, национальные особенности и трудовые традиции народа.» /53,С.151/. Становится очевидным, современный специалист не может обойтись без знаний особенностей социально-экономического развития региона,его исторических традиций, без знаний культуры проживающих в регионе народов.
Знания, умения, навыки этого рода деятельности можно приобрести только в процессе изучения национально-регионального компонента гуманитарных знаний.
Основой регионализации системы образования становится сохранение, возрождение и преобразование ценностей и традиций национальных культур народов конкретного региона, переосмысление исторического их опыта, формирование национальных ценностей студентов, выражающих духовно- нравственные принципы народа. Исходя из этого, регионализация высшего образования предполагает определение национально-региональной специфики гуманитарного образования и ее активное использование в образовательном процессе.
Региональный компонент гуманитарного образования определяется на основе дифференциации гуманитарного образования на федеральные и региональные компоненты, исходя из требований Государственных стандартов высшего профессионального образования. Обязательный минимум содержания каждой базовой программы гуманитарного образования определяется федеральным компонентом содержания. Региональный компонент определяет ту часть, которая отражает региональные особенности подготовки специалистов. На этом уровне решается проблема соотношения между федеральными и региональными стандартами.
Методические подходы к проблеме стандартизации образования, ее дифференциация на федеральные и национально-региональные компоненты образования определены в исследованиях А.А.Бабетова, В.П.Беспалько, Л.А.Воловича, Б.С.Гершунского, М.В.Калужской, В.С.Леднева, А.Н.Лейбович, Н.Ю.Посталюк, А.И.Субетто.
Анализ источников, посвященнных изучению содержания регионального гуманитарного образования позволил выявить лишь немногие работы характеризующие содержание регионального образования. Большинство работ связано с содержанием регионального образования в системе средних образовательных школ и средних специальных учебных заведений (А.М.Андрохина, Л.А.Волович, Л.П.Тихонова). Недостаточно, на наш взгляд, работ посвященных содержанию регионального гуманитарного образования высшей школы. В основном, это исследования по использованию краеведческого материала в преподавании курсов истории (Е.П.Баева, Е.И.Белова, Ю.И.Воробцова), культурологии (Р.Г.Нугманов).
Пути развития гуманитарной подготовки студентов технического вуза рассмотрены в современных педагогических исследованиях в основном с позиции гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования (В.М.Белова, С.А.Лебедев, А.И.Ленгалин, В.И.Медведев, Г.В.Мухаметзянова, М.И.Надеева, В.Н.Розин, Ф.Ф.Стерликова, Т.А.Тартарашвили, М.Ф.Фатхуллин, Л.В.Хазова).
Анализ практики также показал, что в настоящее время проблемы отбора и реализации регионального компонента гуманитарного образования занимают одно из ведущих мест в гуманитарной подготовке студентов технического вуза. Преподаватели технических вузов стремятся использовать региональный аспект гуманитарного образования, но данный процесс не подкрепляется научно обоснованными методическими рекомендациями и реализуется на основе традиционных методик и технологий, которые зачастую не обеспечивают эффективность реализации регионального компонента.
На основе вышеизложенного можно вычленить ряд противоречий в гуманитарном образовании:
-между тенденциями регионализации образования и неразработанностью проблем регионализации гуманитарного образования в технических вузах;
-между практической значимостью регионализации гуманитарного образования в технических вузах и отсутствием научно обоснованных условий его реализации.
Исходя из противоречий, актуальности названной проблемы и того, что вопросы регионального компонента гуманитарного образования в условиях технического вуза специально не рассматривались, мы сформулировали проблему исследования: каковы педагогические условия отбора и реализации регионального компонента гуманитарного образования в высшей технической школе.
Объект исследования - региональный компонент гуманитарного образования студентов технического вуза.
Предмет исследования - комплекс педагогических условий разработки и реализации регионального компонента гуманитарного образования студентов технического вуза.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий отбора, структурирования и эффективной реализации регионального компонента гуманитарного образования в высшей технической школе.
Исходя из представленных положений, можно выдвинуть гипотезу исследования, которая предполагает, что разработка и эффективная реализация регионального компонента гуманитарного образования студентов технического вуза возможны, если:
-отбор и структурирование регионального компонента гуманитарного образования происходят на основе требовании федерального стандарта, который дополняется этнокультурным аспектом и учитывает социально-экономические, экологические, исторические особенности развития региона;
-содержание и структура регионального компонента гуманитарного образования учитывают совокупность профессиональных и общественно-культурных видов деятельности специалиста;
-при реализации регионального компонента гуманитарного образования используются учебные планы и программы, интегрирующие базовый и региональный уровни, общее и специфическое в содержании и технологиях обучения.
В исследовании решались следующие задачи:
1. Выявить сущность и основное содержание регионального компонента гуманитарного образования в высшей технической школе.
2. Выявить и обосновать совокупность общих и специфических принципов отбора и структурирования национально-регионального компонента гуманитарного образования в техническом вузе.
3. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий реализации регионального компонента.
4. Разработать методические рекомендации по реализации регионального компонента гуманитарного образования в техническом вузе.
Методологической основой исследования являются философские, педагогические, психологические труды, определяющие стратегические задачи регионализации образования.
В работе использованы дидактические основы развития гуманитарной подготовки студентов (В.П.Зинченко, Л.И.Коханович, Н.Б.Крылова, Г.В.Мухаметзянова), теории содержания образования (В.В.Краевский,
B.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.И.Скаткин, Н.Ф.Талызина), теоретические обобщения вопросов совершенствования содержания, форм, методов, средств обучения в системе высшего образования (С.И.Архангельский, О.В.Долженко,
C.И.Зиновьев, В.Л.Шатуновский и др.); основные положения о социально-психологических особенностях студенческого возраста (Б.Г.Ананьев, Н.Н.Нечаев, Н.М.Пейсахов, Н.И.Рейнвальд ); представления об этнопедагогике как факторе регионализации содержания образования (К.Ш.Ахияров, В.Ф.Афанасьев, Г.Н.Волков, З.Г.Нигматов, Р.А.Низамов, З.Т.Шарафутдинов, Я.И.Ханбиков).
Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов исследования: изучение и анализ философской, исторической, социологической, психологической литературы по проблеме исследования; анализ учебных планов, программ гуманитарных дисциплин, метод наблюдения, анкетирования, интервьюирования; обобщение независимых характеристик и экспертных оценок; беседы с преподавателями, студентами; опытно-экспериментальная работа; элементы математической статистики.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа в процессе гуманитарной подготовки будущих инженеров проводилась в Казанском государственном технологическом университете.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
Первый этап (1993-1995 гг.) - подготовка теоретической базы исследования: изучение и анализ литературных источников, нормативных и статистических материалов; определение основных составляющих комплекса педагогических условий возрастания эффективности гуманитарного образования студентов с включением регионального компонента; построение гипотезы, исходных параметров исследования.
Второй этап (1995-1997 гг.) - организация и проведение опытно-экспериментальной работы, в ходе которой проверялась гипотеза, уточнялись исходные теоретические положения исследования; на этом этапе осуществлялось исследование содержания гуманитарных дисциплин, выявлялись наиболее эффективные методы включения регионального компонента в содержании гуманитарных дисциплин и их изучение.
На экспериментальном этапе осуществлялось внедрение регионального компонента гуманитарного образования в форме сквозного включения национально-регионального материла в курс «История Отечества», спецкурсов «Духовная культура народов Татарстана», «Педагогика татарского народа».
Разрабатывались программы целостного осуществления культурно воспитательного процесса с позиции приобщения студентов к национально-региональным культурным ценностям; составлялись анкеты, вопросники с целью изучения уровня гуманитарной подготовки студентов.
Третий этап - заключительный (1997-1998гг.). Систематизация и обобщение материалов исследования; теоретическое обоснование педагогических условий эффективной реализации регионального компонента гуманитарного образования; описание результатов исследования, подготовка научно-методических рекомендаций и их внедрение в учебный процесс Казанского государственного технологического университета и Казанского филиала Московского энергетического института. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
-разработана методика отбора и структурирования содержания регионального компонента гуманитарного образования в высшей технической школе, включающая систему общих и специальных целей регионального компонента гуманитарного образования; совокупность принципов, форм и методов разработки содержания данного компонента;
- выделены группы общих и специфических принципов отбора и структурирования содержания регионального компонента гуманитарного образования, отражающие этнокультурную специфику регионального компонента, социально-экономические и исторические особенности развития региона;
-теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного использования регионального компонента в гуманитарной подготовке студентов технического вуза;
-разработаны теоретические и методические рекомендации по изучению особенностей исторического и национально-культурного развития региона на лекциях, семинарских занятиях по циклу гуманитарных дисциплин, а также во внеучебной деятельности студентов технического вуза (например, в процессе регионально-культурологической практики).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан и апробирован спецкурс «Педагогика татарского народа», созданы и использованы в практике преподавания программы гуманитарной подготовки студентов технического вуза с региональным компонентом. Предложенные инновационные технологии, методические рекомендации по включению регионального компонента в гуманитарное образование, способствующие формированию у студентов потребностей в гуманитарном образовании, приобретению национально-региональных гуманитарных знаний, приобщению к духовным традициям региональной культуры, могут быть использованы во всех технических вузах. При творческом подходе (с учетом специфики) они могут быть использованы и в других вузах. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методика отбора и структурирования содержания регионального компонента гуманитарного образования в высшей технической школе, включающая цели регионального компонента гуманитарного образования; совокупность принципов, форм и методов разработки содержания данного компонента.
2. Педагогические условия реализации регионального компонента гуманитарного образования, учитывающие этнокультурный аспект гуманитарного образования в высшей технической школе, социально-экономические, исторические особенности развития региона; профессиональные и общественно-культурные виды деятельности специалиста; учебные планы и программы гуманитарной подготовки в техническом вузе, интегрирующие базовый и региональный уровни; общее и специфическое в содержании и технологиях обучения.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой натеоретические положения философских, педагогических, психологических исследований; применением комплексной методики,адекватной его задачам и логике; сопоставлением полученных данныхс имеющимися опытом; апробацией результатов и опытно- экспериментальной работы в технических вузах г.Казани.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе формирующего педагогического эксперимента на инженерном факультете и факультете нефтехимии КГТУ.
Основные теоретические положения, результаты исследования и рекомендации, изложенные в диссертации докладывались и обсуждались на научных заседаниях кафедры гуманитарного образования КГТУ, на республиканской научной конференции молодых ученых и специалистов (Казань, 1995), Межвузовской научно-практической конференции (Казань, 1996), научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование в регионе» (Казань, 1996), научно- методической конференции «Проблемы гуманитарного образования в высшей профессиональной школе» (Ижевск, 1997), Всероссийской научно-практической конференции «Гуманистическая парадигма образования: реалии и перспективы» (Казань, 1998).
Основные результаты и материалы исследования внедрены в практику Казанского государственного технологического университера, Казанского энергетического института, Альметьевского нефтяного института.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (217 наименований) и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по второй главе:
1. Отбор и структурирование содержания регионального компонента гуманитарного образования в высшей технической школе с учетом совокупности видов деятельности специалиста в конкретном регионе целесообразно производить во взаимосвязи культурологического и теоретико-методического подходов. Это позволяет выделить систему общих и специфических принципов отбора и структурирования. К общим принципам относятся дидактические и методологические принципы целеполагания, научности, отражения проблемного построения знаний, отражения связи обучения с жизнью, личностно-ориентированного обучения студентов. Сецифичные принципы предполагают учет взаимосвязи тенденций гуманизации, гуманитаризации и регионализации высшего технического образования; преемственность федерального и регионального компонентов гуманитарного образования; соответствие содержания регионального компонента образования профессиональной и общественно-культурной деятельности будущего специалиста.
Реализация данных принципов обеспечивает представление регионального компонента в четырех взаимосвязанных вариантах (ранняя региональная пропедевтика; сквозное включение регионального материала при изучении предметов за счет модульной структуры учебного материала; самостоятельные, автономные, авторские курсы; внеаудиторные формы обучения), использование которых повышает эффективность гуманитарной подготовки в вузе.
2. Для повышения эффективности овладения студентами региональным компонентом в учебно-воспитательном процессе должны реализоваться требования последовательности его представления, с учетом принципов преемственности и взаимосвязи.
При этом целесообразно использовать инновационные формы и методы, в качестве которых могут выступать: лекции в форме дискуссии; лекции в форме «пресс-конференции», лекции с включением докладов студентов ; лекция-визуализация, а также игровые, дискуссионные методы проведения семинарских занятий; аудиторные самостоятельные работы; внеаудиторные формы обучения.
3. Результаты педагогического эксперимента показали, что процесс реализации регионального компонента гуманитарного образования включает в себя: передачу студентам систематических полноценных знаний, представлений о национально - региональных особенностях изучаемой дисциплины; приобщение к элементам национально-региональной культуры, выработку личностного отношения к полученным знаниям, которое проявляется у студентов в их чувствах и отношениях; воспитание стремления студентов в своей гражданской и профессиональной жизнедеятельности опираться на представления об особенностях национально - культурного развития своего и других народов региона; формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в конкретном регионе.
4. Целостное раскрытие содержания структуры регионального компонента гуманитарного образования возможно при условии анализа и выделения региональных аспектов в каждом учебном предмете гуманитарного цикла и их дополнения компонентами, соответствующими тенденциям гуманитаризации профессиональной подготовки.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Закирова, Ильсияр Амировна, Казань
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары, 1973.
2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики,-М.,1989.
3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.ед.соч.в 6 тома. Т.1.-М.:Педагогика,1988.
4. Низамов Р. Халык педагогикасы.- Нинди ул? //Татарстан.-1993. № 9.
5. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа.- Казань, 1994.
6. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения.- Уфа,1996.
7. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.-Якутск, 1979.
8. Шаров И.А. Адыгейская народная педагогика.-Майкоп,1989.
9. О уточнении понятийного аппарата этнопедагогики // Советская педагогика.- 1989.-№7.
10. ШарафутдиновЗ.Т., ХанбиковИ.Я. История педагогки Татарстана.-Казань: КГПУ, 1998.1. Тема 2.
11. Цели народного воспитания, их осознание в педагогических воззрения народа. Народный идеал совершенного человека.
12. Проблемы обучения и воспитания различных народов. Специфичекие особенности татарской народной педагогики, связанные с географическими, историческими, духовными условиями жизни.
13. Общие правила педагогики различных народов. Становление, современное состояние и перспективы развития татарской народной педагогики.1. Литература к теме:
14. Народная педагогика-основа воспитания. Материалы научно- практической конференции,- Казань,1993.
15. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань, 1996.
16. Тагиров И. Миллэтебез топ сыйфатлары// Мэгариф.- 1993, №7-8.
17. Нигматов З.Г. Проблемы воспитания гуманности в татарской народной педагогики // Педагогическая мысль в Казанском краев конце XIX нач.XX вв.-Казань, 1979.
18. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства / переизд.- М.: ИНСАИ, 1991.
19. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары, 1975.
20. Из мудрости веков.- Казань, 1994.1. Тема 3.
21. Понятие о культуре. Виды, направления культуры. Педагогическая культура. Ее особенности, компоненты, содержание.Народная педагогика-основа педагогической культуры татарского народа
22. Педагогические традиции и их место в духовной культуре татарского народа.1. Литература к теме.
23. Мухаметзянова Г.В., НизамовР.А. Педагогическая культура татарского народа. -Казань, 1994.
24. Ханбиков Я.И. Из истории педагогики татарского народа.- Казань, 1975.
25. Ширбаев Ш.Ш. Роль народных традиций в воспитании культуры поведения.- Самарканд, 1957.
26. Чавчавадзе И.З. Культура и ценности.- М., 1984.
27. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика.- 1989.- №7.
28. Макарцева Л.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры// Педагогика.- 1998.-№1.1. Тема 4
29. Воспитательное значение обрядов и обычаев татарского народа усиление их роли в современных условиях. Праздники народа как средство воспитания. Трудовые, религиозные праздники, праздники досуга в татарской народной педагогике.1. Литература к теме.
30. Татарское народное творчество: Пословицы и поговорки/ Гл. ед. И.Н.Надиров.- Казань, 1987.
31. Татарское народное творчество: Сказки, 1977.
32. Татарское народное творчество: Дастаны,1984.
33. Татарское народное творчество: Байты, 1983.
34. Татарское народное творчество: Загадки, 1977.
35. Татарское народное творчество: Обрядовые и игровые песни, 1980.
36. Галеев Э., Ханбиков Я. Татарские народные и праздники. -Казань, 1985.
37. Культура и искусство татарского народа. -Казань, 1993.
38. Карадаг X. Навруз в тюрской культуре / Принципы гуманизм-основа народной педагогики.- Казань, 1996. С.99 -101.
39. Иванов И. Праздник Навруз у чуваш / Принципы гуманизма-основа народной педагогики.- Казань, 1996. С. 101 -103.
40. Имамов В. Татарстанда Нэуруз бэйрэме / Принципы гуманизм-основа народной педагогики.- Казань, 1996. С. 122 -124.
41. Рэуфэ Уразман. Татар халкынын йолалары Ьэм бэйрэмнэре.- Казан: Татар китап нэшрияты, 1992.- 95с.1. Тема 5.
42. Роль семьи в воспитании. Народный опыт воспитания ребенка в семье. Управление родителями развитием ребенка. Нравственное и трудовое воспитание в семье. Способы и средства воспитания в семье. Роль семейных традиций в народной педагогики.
43. Тема родителей и ребенка в татарском народном творчестве. Телесное наказание ребенка в татарской народной педагогике. Роль наследственности в формировании личности ребенка в народной педагогике.
44. Современные проблемы формирования личности в татарской нароной педагогике.1. Литература к теме.
45. Нигматов З.Г. Традиции семейного воспитания. Казань1989.
46. Мустафие М.Р. Семья без детей —общество без будущего // Татарстан.-1992. №4.
47. Миннулина Р.Ф. Использование народной педагогики в работе с родителями // Современная сельская школа: Реалии и перспективы. -Елабуга, 1993.
48. МироновЛ. Яраткач ышанырга кирэк. Гаилэ психологиясе // Соембикэ.-1992.-№3.
49. Татарское народное творчество : Пословицы и поговорки.
50. Каюм Насыри. Книга о воспитании.
51. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М.,1979.1. Тема 6.
52. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения.-Уфа, 1996.
53. Демина Л.М. По законам красоты (эстетика труда).-М.,1990.
54. Жэлэлов Ф. Сэлэт нинди-хезмэте шундый // Мэгэриф.1993- №7.
55. Татар халык мэкальлэре Ьэм эйтемнэре. -Казань, 1960.1. Тема 7.
56. Изучение в учебных заведениях истории и особенностей религии.1. Литература к теме.
57. Коран / пер. с арабск. акад. И.Ю.Крачковского. -М., 1990
58. Климович Л.И. Книга о коране, его происхождении и мифологии. -М., 1986.
59. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. -М., 990.
60. Амирханов Р. Ислам в истории татарской общественной мысли II Татарстан.- 1993. -№4.
61. АлмаевГ.Н. Народная педагогка и религиозные заповеди/ Принципы гуманизма-основа народной педагогики.- Казань, 1996. С.44 -49.
62. Исмагилова С.Т. Сокровища Корана-в учебно воспитательном процессе// Принципы гуманизма - основа народной педагогики.- Казань, 1996. - С.74 -78.1. Тема 8.
63. Место родного языка в нравственном воспитании. Татарская народная педагогика о воспитании в личности скромности, вежливости, уважения к старшим, к женщине.
64. Щербаков А.Д. Нравственное воспитание учащихся на народных традициях // Народная педагогика-основа воспитания. -Казань, 1993.
65. Халитова Р.Ф. Татарская народная инструментальная музыка как средство эстетического воспитания // Народная педагогика-основа воспитания, С. 92-95.
66. Культура и искусство татарского народа.- Казань, 1993.
67. Каюм Насыри. Книга о воспитании. -Казань, 1992.
68. Ханбиков Я., ГалиевЭ. Татарские народные традиции эстетического воспитания II Учен. зап. КГПУ, вып. 102, Казань, 1972.
69. Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязи.-Казань, 1986.
70. Червонная С.М. Искусство Татарии. -М., 1987.
71. Ключарев А. Татарские народные песни. -Казань, 1986.1. Тема 9.
72. История развития татарского просвещения. Понятие грамотности. Алфавиты татарского народа: рунический, арабский, латинский, кириллица. Алфавит как первое педагогическое издание.Современные проблемы татарского алфавита.
73. Рукописные книги на татарском языке. Первая татарская азбука. Открытие в Казани татарской типографии, татарские педагогические журналы: »Тэрбия» (Воспитание), «Мэктэб» (Школа), «Могаллим» (Учитель), «Сююмбике», «Мэгариф» и др.
74. Учебные заведения татарского народа: мэдресе, мэктебе. Мэдресе: «Хусаиния», «Галия», «Иж-Буби», «Касыймия».Учебные планы. Программы. Организация обучения и воспитания. Их роль в развитии педагогической культуры татарского народа.1. Литература к теме.
75. Амирхан Р. Развитие народного образования у татар в дооктябрьский период // Магариф.-1992.-N8-9.
76. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги.- Казань, 1993.
77. Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья.- Казань, 1992.
78. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии.Казань, 1975.
79. Ханбиков И.Я. Из истории педагогической мысли татарского народа.
80. Мэдрэсэлэр китап киштэсе.- Казань, 1992.
81. Эмирхан Р. «Мохэммэдия»мэдрэсе // Мирас. -1991.- №11.
82. Рахимов С. «Галия»мэдрэсе // Идел. № 1.
83. Рэхимкулова М., Хэмидуллина Л. Университетлар урнэгендэ («Хосэния» мэдресе) // Казан утлары.- 1992. №7.1. ТемаШ
84. Основополжники татарского просветительства: Г.Курсави (1776-1812), Г.Имени (1754-1834), Ш.Марджани (1818-1889).
85. Пропаганда педагогической мысли татарского народа К.Насыри (1825-1902). Известные татарские ученые: Х.Фаезханов (1828-1866), Г.Махмудов( 1824-1891). Писатель, религиозный деятель и просветитель Р.Фахретдинов (1858-1936).
86. Абдуллин Я. Татарская просветительская мысль. -Казань, 1976.
87. Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья. -Казань, 1973.
88. Марджани: Ученый, мыслитель, просветитель: Сб.статей.Казань, 1990.
89. Каюм Насыри. Избранные произведения.-Казань, 1977.
90. Усманов М. Заветная мечта Хусаина Фаизханова.- Казань, 1980.
91. Габдулла Тукай. -Казань, 1979.
92. Салихов Р. «Я верил, что истина восторжествует».- Г.Баруди //
93. Независимость.- 1993.- №8.
94. Хасанов М. Писатель, ученый, революционер (Г.Ибрагимов). -М., 1987.
95. Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века.- М.,1990.
96. ШарафутдиновЗ.Т., ХанбиковИ.Я. История педагогки Татарстана.-Казань: КГПУ, 1998.1. Тема 11.
97. Соотношение идей народной педагогики с современными условиями развития общества. Использование народной педагогики в совершенствовании форм и методов обучения и воспитания. Народная педагогика как источник современных знаний о процессе обучения.
98. Взаимосвязь идей о первичном коллективе, принципа параллельного действия, перспективы с народными традициями воспитания.
99. Г.Н.Волков. Этнопедагогика.
100. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика.
101. Орлова А.П. Народные традиции и современные традиции воспитания // Советская педагогика. -1989. №7.
102. Педагогика/под ред. П.И.Педкасистого. -М., 1995.
103. Низамов Р.А. Народная педагогика и современный педагогический процесс // Народная педагогика основа воспитания. - С.9-. 12
104. Ибрагимов Г.И. Использование народной педагогики в совершенствовании форм и методов обучения // Народная педагогика-основа воспитания.1. Тема 12
105. Закон «Об образовании»РФ. Содержание, основные принципы. Современная концепция просвещения татарского народа. Дискуссия о концепции просвещения татарского народа.
106. Закон «Об образовании»РТ. Особенности закона. Государствееные программы развития образования в РТ.1. Литература к теме.
107. Закон «Об образовании»РФ, 1993.
108. Закон ««Об образовании»РТ, 1993.
109. Региональная программа развития образования в Республике Татарстан: проект (1994-2000).- Казань, 1995.
110. Высшее и среднее специальное образование в РТ.-Казань, 1994.
111. Громыко Ю., Давыдов И. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народное образование. -1993.№1.
112. Национальная школа: Концепция и технология развития / Доклады и материалы международной конференции.- М., 1993.1. Темы рефератов.
113. Народная педагогика и проблемы современной педагогической науки.
114. Место истории народной педагогики в процессе культурного развития татарского народа.
115. Основы народной педагогики русского народа.
116. Марийское этнопедагогическое наследие.
117. Основные аспекты чувашской народной педагогики.
118. Система воспитания удмуртского народа.
119. Башкирская народная педагогика.
120. Просветитель Ш.Марджани и татарская народная педагогика.
121. Просветитель К.Насыри и татарская народная педагогика.
122. Просветитель Х.Фаисханов и татарская народная педагогика.
123. Г.Тукай и татарская народная педагогика.
124. Г.Ибрагимов и татарская народная педагогика.
125. Цель и идеал татарского народа в воспитании молодого поколения.
126. Материнская школа в татарской народной педагогике.
127. Семейное воспитание в татарской народной педагогике.
128. Нравственное воспитание в татарской народной педагогике.
129. Эстетическое воспитание в татарской народной педагогике.
130. Трудовое воспитание в татарской народной педагогике.
131. Умственное воспитание в татарской народной педагогике.
132. Физическое воспитание в татарской народной педагогике.
133. Родной язык и его место в татарской народной педагогике.
134. Воспитательные элементы в ремесленничестве татарского народа.
135. Роль устного народного творчества в народной педагогике.
136. Значение дастанов в воспитании уважения к истории народа.
137. Воспитание через байты терпения, сдерженности, чести и достоинства.
138. Нравственное воспитание в исламе.
139. Татарская культура и ислам.1. Контрольные вопросы.
140. Определение термина «народная педагогика», основные категории народной педагогики.
141. Основные идеи татарской народной педагогики. Цели воспитания татарского народа.
142. Устное татарское народной творчество-основа народной Народный идеал человека в фольклоре.
143. Семья, его воспитательные традиции и обычаи как главные факторы развития личности ребенка. Способы и приемы воспитания в семье.
144. Вопросы охраны здоровья ребенка: обеспечение его духовного и физического развития в татарской народной педагогике.
145. Связь ислама с татарской народной педагогикой. Важность обращения к религии в современном учебно -воспитательном процессе.
146. Нравственное и эстетическое воспитание в татарской народной педагогике. Роль татарского народного искусства в эстетическом воспитании
147. Трудовое воспитание. Тема труда в устном татарском народном творчестве.
148. История просветительства у татар. Его основные направления.
149. Известные татарские просветители (Ш.Марджани, К.Насыри, Р.Фахретдинов и др.)
150. Школы и медресе татарского народа. Использование передового опыта в учебно-воспитательном процессе в татарских учебных заведениях.
151. Изображение идей просветительства в татарской литературе. Г.Тукай -основоположник реалистической татарской литературы и татарской демократической педагогики.
152. Литературное и педагогическое наследие Г.Ибрагимова.
153. Первые татарские профессоры педагогической науки (М.Курбангалиев, М.Фазлуллин).
154. Современные концепции народного просвещения в законе «Об образовании» РТ.понятия и и идеалы педагогики.
155. Кто из педагогов, изучив характер образования народов Европы, пришел к выводу, что у каждого народа существует своя система воспитания:-Я.А.Коменский -К.Д.Ушинский -Л.Н.Толстой -К.Насыри
156. Назовите татарского просветителя-автора труда «Книга о воспитании»: -Ш.Марджани-Х.Фаизханов-К.Насыри-Г.Ибрагимов
157. Первый педагогический журнал на татарском языке назывался:- «Мэктэб»(Школа)- «Тэрбия»(Воспитание)- «Могаллим»(Учитель)- «Сююмбике»
158. Распределите по хронологическому порядку виды алфавита, которыми пользовался татарский народ в своем историческом развитии:- арабский- латинский- рунический- кириллица
159. Кем было основано медресе «Муххаммадия» -Ф.Амирхан-Г.Галиев-Баруди -И.Хальфин
160. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов по дисциплинам «Духовная культура народов Татарстана», «История Отечества» с включением регионального компонента, «Педагогика татарского народа».
161. Духовная культура народов Татарстана
162. Студент, завершивший изучение дисциплины «Духовная культура народов Татарстана», должен:
163. Определять место культуры народов Татарстана в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта, основные разделы, историю формирования.
164. Иметь представления об основных этнических истоках народов Татарстана.
165. Уметь характеризовать культуру и быт, достижения науки и просвещения народов Татарстана в их историческом развитии.
166. Знать основные культурно-исторические центры Татарстана, историю и закономерности их функционирования и развития.
167. Характеризовать художественные стили и течения в литературе и искусстве современного Татарстана.
168. Высказывать свое мнение о дискуссионных проблемах этнокультурного развития Татарстана в различных исторических эпохах.
169. Понимать и объяснять место культуры Татарстана в системе отечественной и мировой культуры.
170. Знать основы использования национально-культурного наследия,приобрести опыт его активного освоения в республике.1. История Отечества
171. Завершив изучение дисциплины «История Отечества», студент должен:
172. Понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания.
173. Иметь научное представление об основных эпохах в истории Отечества.
174. Знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России и РТ.
175. Уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни региона на основе регионального исторического материала.
176. Студент, изучивший дисциплину «Педагогика татарского народа», должен:
177. Знать предмет изучения, основные категории народной педагогики.
178. Раскрывать соотношение общего и особенного в педагогике различных народов.
179. Характеризовать основные идеи народной педагогики, пути создания, передачи и освоения ее ценностей.
180. Знать методы, средства семейного, трудового воспитания; определять содержание и средства нравственного и эстетического воспитания в татарской народной педагогике; характеризовать нравственные требования, раскрытые в исламской религии.
181. Иметь представление о педагогических воззрениях известных татарских просветителей, об истории развития татарского просвещения, основных учебных заведениях татарского народа.
182. Определять место народной педагогики в современной системе воспитания.
183. Уметь практически использовать полученные знания в гражданской и профессиональной жизнедеятельности.
184. Формы и методы организации обучения в процессе реализации национально-регионального компонента гуманитарного образованияна примере спецкурса "Педагогика татарского народа").
185. Пресс- Лекция с Эврести- Дискуссия. Лекция- Лекцияконференц включением ческая визуали- исследования докладов беседа зация ие
186. Табл.2. Основные методы организации семинарских занятий и их примерная тематика
187. ТНП- татарская народная педагогика.
188. Алгоритм проведения творческой, ролевой игры.1. Этапы Операции
189. Предварительное распределение по игровым группам Студенты делятся на две группы с примерно равным количеством экстравертов и интровертов в группах. Определяются организаторы игры (по желанию студентов).
190. Определение темы игры, выбор варианта и обсуждение сценария По творческой ролевой игре "Народный воспитатель" разрабатывается инсценировка общения народного "воспитателя и учителя" со своими учениками, ("мудрец" отвечает на вопросы "учеников")
191. Консультации игрокам. Даются рекомендации по поиску источников содержания идей народной педагогики.
192. Основные аспекты семейного воспитания, предложенные для обсуждения. Содержание ответов
193. Обсуждение основных идей народной педагогики трудового воспитания
194. Основные аспекты трудового воспитания, предложенные для обсуждения Содержание ответов
195. Не бросайся на всякое понравившееся тебе дело прежде хорошенько подумай.1. АНКЕТА1. Уважаемые студенты!
196. Считаете ли Вы, что обитая культура является необходимым условием для достижения высокого уровня профессионализмаа) безусловно, да; б) возможно, да; в) скорее нет; г) нет; д) затрудняюсь ответить.
197. Насколько важным, на Ваш взгляд, являются гуманитарные знания в процессе профессиональной подготовки в вузеа) очень важно; б) важно; в) скорее не важно; г) абсолютно не важно; д) затрудняюсь ответить.
198. Просим Вас оценить уровень культуры молодого поколения (поставьте значок "+" в соответствующей графе).1. Высокий Средний Низкий1. Политическая культура 2. Национальная культура 3. Нравственная культура 4. Художественная культура
199. Культура межнационального общения
200. Культура общения друг с другом
201. Способствуют ли формированию интереса к гуманитарным, дисциплинам
202. Безусловно, да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затрудняюсь ответить
203. Понимание важности, нужности изу-чения гуманитарных предметов а б в г д
204. Возможность развивать свой уровень общей культуры а б в г Д3. Использование а б в г Дполученных знаний в своей будущей профессии
205. Связь предметов с жизнью а б в г д
206. Содержание учебного предмета а б в г Д
207. Какие формы обучения в преподавании гуманитарных дисциплин вызывают у Вас интерес
208. Формы обучения Большой Некоторый Совсем не вызывают1. Лекции 2. Семинарские занятия 3. Самостоятельная работа 4. Практическая работа
209. Сегодня много говорят о национальном согласии в обществе. Как Вы считаете существует ли национальное согласие в РТа) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
210. Оцените необходимость знаний особенностей развития своего региона (РТ) в будущей профессиональной деятельности
211. Особенности региона Это необходи мо знать Возможно понадоби тся Вряд ли знания пригодятся Нет необход и-мости Затрудняюсь ответить
212. Исторические и культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни) а б в г д
213. Природно-географические (ландшафт, климат, а б в г Дполезные ископаемые)
214. Социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы) а б в г д
215. Социально-экономические (типы и характер производства, профессиональная структура, перспективы экономического развития) а б в г д
216. Политические (роль политических факторов в жизни региона, межрегиональные и межгосударственные связи) а б в г д
217. Постоянно интересуюсь Интересуюсь Мало интересую сь Вообще не интересуюсь Затрудняюсь ответить1. Истории РТ а б в г д2. Религии а б в г д
218. Культуре проживающих в регионе народов а б в г д
219. Татарскому языку и литературе а б в г д
220. Русскому языку и литературе а б в г д6. Искусству РТ а б в г д
221. Социально-экономическим особенностям РТ а б в г д
222. Руководствуетесь ли Вы в повседневной деятельности, поступках нормами, правилами поведения своего народаа) да, постоянно; б) стараюсь руководствоваться; в) очень редко; г) нет; д) затрудняюсь ответить.
223. Существует мнение, что национально-культурное возрождение может идти через религиозное сознание, приобщение к религии. Согласны ли Вы с этим ?а) безусловно, да; б) в основном, да; в) скорее нет, чем да;г) нет; д) затрудняюсь ответить.
224. Имеет ли для Вас значение национальность людей, которые Вас окружают?а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
225. Согласны ли Вы с тем, что в общении с представителями другой нации мешает незнание традиций этого народа?а) полностью согласен; б) в значительной степени не согласен; в) скорее не согласен; г) совершенно не согласен;д) затрудняюсь ответить.
226. Какими языками Вы владеете
227. Степень овладения Русским Татарским Языком другого народа Иностранныма) свободно владею: могут писать и говорить б) могу только говорить в) могу лишь читать со словарем г) почти не владею д) не владею
228. Смотрите ли Вы передани республиканского телевидения а) да, с удовольствием; б) да, чтобы быть в курсе событий; в) не смотрю из-за незнания языка; г) нет; д) изредка.
229. Какие республиканские газеты и журналы Вы систематически читаете (назовите 5 периодических изданий).
230. Как часто Вы ходите в театра) чаще чем раз в месяц; б) реже чем раз в месяц; в) несколько раз в год; г) реже чем раз в год; д) примерно раз в месяц.
231. Часто ли Вы посещаете татарские спектакли а) чаще чем раз в месяц; б) реже чем раз в месяц; в) несколько раз в год; г) реже чем раз в год;д) примерно раз в месяц.22. В какой мере Вы знаете
232. Очень хорошо Имею достаточно е представле ние Имею смутное представле ние Не знаю Затрудня юсь ответить
233. Традиции и обряды Вашего народа а б в г д2. Историю народа а б в г д
234. Народную музыку, песни, легенды а б в г д
235. Традиции и обычаи народов РТ а б в г д5. Творчество а б в г дхудожников, скульпторов РТ
236. Национальных композиторов а б в г д
237. Актерское искусство современных театров РТ а б в г д
238. Литературные произведения писателей, поэтов РТ а б в г д
239. В какой мере современное гуманитарное образование способствует
240. В полной мере В основном В малой степени Не способств ует Затрудня юсь ответить
241. Возрождению национальной культуры, традиций а б в г д
242. Формированию современной национальной культуры а б в г д
243. Национальному согласию между людьми а б в г д
244. Интернациональному воспитанию людей а б в г д
245. Определению себя как представителя своей нации а б в г д
246. Формированию экологической культуры а б в г д
247. Считаете ли Вы необходимым включение в блок гуманитарных дисциплин знаний о Вашем регионе (РТ)а) да; б) нет; в) безразлично; г) затрудняюсь ответить.
248. Насколько Вы удовлетворены преподаванием гуманитарных дисциплин в Вашем вузеа) полностью; б) частично; в) не удовлетворен.26. Bauta Родинаа) Татарстан; б) Россия; в) Татарстан и Россия; г) другое (напишите).
249. Считаете ли Вы себя патриотом своей Родиныа) да, конечно; б) быть патриотом не обязательно; в) затрудняюсь ответить.
250. Хотели ли бы Вы связать будущую профессиональную деятельность с РТ а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.1. Несколько слов о себе29. Ваш курс.30. Ваша национальность.31. Пол :а) мужской; б) женский.
251. К какой категории людей Вы себя относите?а) верующая(ий); б) колеблющаяся(ий) между верой и неверой; б) неверующая(ий); г) убежденная (ый) атеистка(атеист).