Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Религиозный компонент в светской школе США

Автореферат по педагогике на тему «Религиозный компонент в светской школе США», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Воскресенский, Олег Владиславович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Религиозный компонент в светской школе США», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Религиозный компонент в светской школе США"

На правах рукописи

О).

ВОСКРЕСЕНСКИЙ Олег Владиславович

РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПОНЕНТ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ США

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

18 АПР 2013

Москва-2013

005057763

Работа выполнена в Федеральном государственном научном учреждении «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Тагунова Ирина Августовна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор, член-корреспондент РАО Безрогое Виталий Григорьевич доктор педагогических наук, профессор Рябкова Нина Геннадьевна Ведущая организация: Академия повышения квалификации

Защита состоится «18» апреля 2013 года в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 008.013.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Федеральном государственном научном учреждении «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования по адресу: 129626, г. Москва, ул. Павла Корчагина, д. 7.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования.

и профессиональной переподготовки работников образования

Автореферат диссертации разослан

Ученый секретарь Диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор

В.А. Ермоленко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Произошедшие в XX - XXI веках глобальные изменения в социокультурной ситуации, жизнь в условиях национального, конфессионального и мировоззренческого многообразия привели нашу страну и ряд западных стран сначала к отказу от религии в государственном школьном образовании, а затем к настоятельной потребности заново обратиться к ее знаниям и опыту. Это обусловлено рядом причин. В одних странах возвращение к участию религии в образовании связано с желанием сохранить свою национальную идентичность и культуру; в других -с необходимостью соблюдать права всех слоев населения, в том числе верующих и служителей церкви; в третьих - с нежеланием общественности мириться с воспитанием релятивистской морали в государственной школе; в четвертых - с аргументацией необходимости расширения и повышения качества базового гуманитарного знания. Опыт включения религиозного компонента в школьную программу разнообразен. В Великобритании он присутствует во всех школьных программах. В Германии решение вопроса об объеме, содержании и формах включения религиозного компонента в светское образование возлагается на региональные («земельные») органы власти. В Испании религия представлена на всех уровня образования. В Бельгии школам предписывается предоставлять учащимся выбор между одной из признанных религий для обязательного изучения. Во Франции в настоящее время активно ведутся дискуссии о месте религиозного образования в светской школе.

При этом за последние десятилетия в связи с обострением проблемы мультикультурности во многих странах изменились не только мотивы, но и те педагогические принципы и основания, на которых религиозный компонент включается в школьное образование. Во-первых, религия рассматривается как право каждого придерживаться . избранной системы ценностей, которая понимается как одно из выражений человеческой духовности. Во-вторых, мировоззрение учащегося и педагога, к какой бы религии оно ни относилось, не может ни дискриминироваться, ни считаться эксклюзивным. В-третьих, ее введение базируется на принципах плюрализма. В целом современная тенденция включения религиозного компонента в светское школьное

образование направлена на расширение мировоззренческого диапазона учащихся, на дополнение естественнонаучного подхода в представлении учебного материала элементами метафизического и духовного компонентов знания, на оказание помощи в воспитании. Учебные межрелигиозные программы, обеспечивающее погружение учащихся в реальность культурного многообразия, окружающего их в жизни, позволяют уже в школе культивировать те ценности и модели взаимоотношений, которые реально существуют за ее пределами, и обеспечивают школьникам возможность приобрести опыт доброжелательного мировоззренческого диалога.

Исследованием проблемы взаимоотношения религиозного и светского образования практически никогда не переставали заниматься в США. Именно поэтому в этой стране накоплен уникальный педагогический опыт решения многих проблем взаимодействия религиозного и светского образования, взаимоотношения разных мировоззрений и соотношения естественнонаучного и религиозного подходов в учебно-воспитательном процессе. Сегодня большой интерес в Европе вызывают также разработанные в США технологии по введению неконфессионального религиозного образования. Но поскольку этот подход к использованию религиозного компонента в школьном образовании США уже детально изучен российской наукой, а также не представляется нам наиболее перспективным в ближайшем будущем, мы полагаем целесообразным обратить особое внимание на осмысление того американского опыта в теории и практике школьного образования, который, с нашей точки зрения, наиболее эффективно раскрывает пути сотрудничества светского и религиозного образования в любой стране мира. Этот американский опыт показывает, как с помощью включения духовного знания и опыта разных религий (в США «духовность» - это исключительно религиозное понятие) в содержание и формы организации обучения и воспитания школьников можно добиться решения ряда важных для глобализирующегося мира проблем взаимопонимания людей и взаимодополнения религиозного и естественнонаучного мировосприятия. Интерес к этому опыту объясняется также тем, что он не носит конфессионального характера, т. е. может применяться с привлечением знаний различных религий.

Степень разработанности проблемы. Определению понятия и сущности религиозного и светского образования посвящены работы таких российских авторов, как И.В. Метлик и И.В. Понкин. Рассмотрению задач светского образования и духовного просвещения, определению проблем духовного образования школьников, осмыслению понятия духовности, а также выявлению ценностного аспекта взаимодействия светского и религиозного воспитания в российских школах посвящены многочисленные статьи Н.Д. Никандрова, обращающие внимание на то, что духовность и нравственность неотделимы друг от друга и что, соответственно, стремясь воспитать гражданина, государство и церковь не могут не сотрудничать.

Вопросы религиозного образования за рубежом затрагивали в своих работах Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский и И.А. Тагунова. Изучением неконфессионального религиозного образования за рубежом серьезно занимался Ф.Н. Козырев. Отчасти проблемы религиозной тематики в школах США рассматривались в диссертационных исследованиях A.B. Борзова, А.П. Захаровой, Н.Д. Зингер и др. Изучению религиозно-светского сектора в системе высшего образования в США посвящена диссертация Л.В. Ерушкиной.

Вопросы присутствия религиозного компонента в школах США подробно освещались в работах М. Махнерома, где он рассматривал проблему соотношения религиозного и научного мировоззрения в светской школе; в работах Р. Джексона и К. Страйка, посвященных ценностным аспектам процесса социализации в плюралистическом мире и возможности в связи с этим религиозного образования. В трудах Ч. Мелчерта находят свое развитие идеи известного американского теолога и педагога Дж. Вестерхоффа о целях и задачах религиозного образования в конфессиональных школах. Об особенностях религиозного образования говорится в работах Г. Моран и Д. Бергмана, развивающих дидактические вопросы религиозного образования, а также разрабатывавших методику преподавания религии в светской школе. В трудах видного американского социолога, педагога и теолога Р. Хавихерста представлен учебный план поэтапного формирования нравственного и гражданского сознания учащихся, их социализации и идентичности.

Многочисленные научные работы, опубликованные за рубежом (Дж. К. Стронкс, О. Томас, Д.Е. Пурпель, С.Р. Роджерс, P.A. Осмер, Д.Л. Мур, Дж.У.

Фрейзер), посвящены соотношению религиозного и светского в школьном образовании, рассмотрению принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основании современных теорий и практики обучения и воспитания.

В исследовательских работах последних лет западные культурологи, этнопсихологи и социологи (A.M. Коттер, Г. Зарате, С.Дж. Тротман, Дж. Бэнкс, Л. Давидман, С. Овандо и др.), рассматривающие различные (этнокультурные, психологические, религиозные и т.д.) аспекты мультикультурного образования, обращают серьёзное внимание на то, что в настоящее время одной из важнейших задач общества и школы является решение вопросов, связанных с различиями в духовных традициях не только представителей разных конфессиональных культур, но и атеистов, и агностиков посредством поиска разнообразных способов ведения культурного и духовного диалога. Исследователи обогащают теорию мультикультурного образования идеями о включении религиозного компонента в светское образование, выявляя такие аспекты его содержания и формы организации, которые позволяют, с одной стороны, предупреждать возможные столкновения позиций конфессионального характера, а другой стороны, снимать и по возможности разрешать проблемы, возникающие у представителей разных мировоззренческих систем.

Проблемы мультикультурного образования в России рассмотрены в работах А.Н. Джуринского, И.В. Балицкой, В.П. Борисенкова, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюка и других учёных, которые предлагают различные подходы к вопросам совместного обучения и воспитания представителей различных этносов и культур нашей страны. Изучению опыта решения проблем мультикультурного образования в США посвящены диссертации И.Л. Краснова, М.Л. Воловиковой, O.K. Гагановой и др.

Вопросы взаимоотношения мультикультурного и религиозного в образовании отчасти затрагивались также в диссертационных исследованиях A.B. Фахрутдиновой, О.С. Толстовой, O.A. Шиян, О.П. Торговкиной, И.А. Новиковой, A.A. Кузнецовой, И.М. Саламы.

Однако до сих пор в научных разработках современной педагогики по мультикультурному образованию практически не представлены исследования, посвященные развитию у школьников гражданской и общечеловеческой

солидарности, партнерских отношений и межкультурного диалога путем включения религиозного компонента в светское школьное образование. В целом не решен в педагогике также вопрос и о способах взаимодействия религиозного и естественнонаучного подходов в современном школьном светском образовании.

В то же время в педагогической теории и практике школьного образования США накоплен значительный опыт рассмотрения и решения вопроса о включении религиозного компонента в светское образование, осмысление которого дало бы серьезный научный материал для решения перечисленных выше задач.

В соответствии с этим была сформулирована тема исследования: «Религиозный компонент в светском образовании школ США».

На основе анализа широкого обсуждения американскими учеными целесообразности присутствия знаний о религии в светском образовании было определено, что под религиозным компонентом в светском школьном образовании США понимается содержательное изложение и объяснение фактов духовного бытия человека, представленных в школьном образовании.

Объект исследования: светское образование в школах США.

Предмет исследования: религиозный компонент в светском образовании в школах США в дискурсе американских ученых.

Цель исследования: анализ и осмысление теории и практики использования различного содержательного наполнения и многообразия форм включения религиозного компонента в светское образование школ США в дискурсе американских ученых.

Задачи исследования:

1. Изучить различные аспекты научно-педагогического осмысления понятия «религиозный компонент в светском образовании», представленные в работах американских учёных.

2. Выделить и осмыслить позиции американских ученых относительно присутствия религиозного компонента в светском школьном образовании США (середина XIX - XI вв.)

3. Определить содержание религиозного компонента и формы организации его включения в светское школьное образование США, способствующие развитию у школьников гражданской и общечеловеческой солидарности, формирование способности к партнерским отношениям и культурному диалогу.

4. Выявить содержание религиозного компонента и формы организации его включения в светское школьное образование США, позволяющие дополнить естественнонаучный подход в школьном образовании религиозным аспектом.

Теоретико-методологической основой исследования выступают: работы В.И. Гараджи по социологии религии; исследования Ю.П. Черноморца о единстве богословия и философии; научные труды социолога В. Герберга, раскрывающие взаимодействие двух факторов: секуляризации и растущей религиозности; исследования по социальной философии Ф. Хаейка, обосновывающего эффективность использования религиозного компонента в нравственном воспитании учащихся; идеи Н. Нодингса о том, что постановка вечных вопросов человеческого бытия не может обсуждаться без соотнесения с трансцендентными началами; подход философа и богослова А. Шмеманна, основанный на положении о том, что секуляризм в Америке является не полностью антирелигиозным или атеистическим, а напротив, включает в себя определённый взгляд на религию и может быть назван религиозным.

Методы исследования: сравнительно-педагогические методы (анализ, обобщение и интерпретация). В работе также использовались исторический экскурс, интервьюирование, экспертная оценка.

Источниками исследования являются:

официальные нормативно-правовые документы, отражающие состояние и развитие теории и практики образования в США;

- труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов, исследовавших теорию и практику образования в США;

- учебные и методические материалы школьных образовательных учреждений США;

- интернет-сайты;

- интервью исследователей и педагогов США в рамках заданной проблемы.

Этапы исследования:

Исследование осуществлялось на протяжении четырех лет и включало в себя несколько этапов:

1. 2008-2009 гг. - разработка концепции исследования и определение критериев отбора материала для решения задач исследования; изучение материалов по проблеме исследования.

2. 2009-2010 гг. - анализ научного дискурса, представленного в работах американских учёных по проблеме исследования; систематизация теоретического и эмпирического материала по проблеме; педагогическое осмысление межнаучных подходов к изучаемой проблеме.

3. 2011—2013 гг. — обобщение результатов исследования; формулирование научно-теоретических выводов; оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования:

- В процессе осмысления теоретического дискурса ученых относительно роли и места религиозного знания в американской школе выделено и охарактеризовано понятие «религиозный компонент в светском школьном образовании».

- В ходе изучения позиций американских ученых относительно целесообразности присутствия религиозного компонента в светском школьном образовании в историческом аспекте, установлено, что оно зависело от доминирующей в данный исторический момент в обществе системы ценностей.

- Сравнительно-педагогическое исследование концепций и идей американских ученых показало, что большинство из них считает,

что формированию у школьников гражданской и общечеловеческой солидарности, а также развитию способности к партнерским отношениям способствует введение религиозного компонента в содержание светского образования США. Американские исследователи полагают, что учащиеся приобретают опыт доброжелательного культурного диалога и начинают понимать и принимать различные формы поведения людей разных мировоззренческих позиций в процессе использования религиозных практик в многообразных формах организации школьного светского образования. Теоретическое осмысление применения американской школой религиозного компонента в светском образовании обогащает идеи и теорию мультикультурного образования.

В процессе интерпретации вопроса о целесообразности использования религиозного компонента в светском школьном образовании США было определено, что естественнонаучный подход, применяемый в школьной практике, может быть дополнен религиозным компонентом. По содержанию — в объяснении природных явлений, социокультурных феноменов, исторических событий; по формам - с использованием лекционных курсов, семинаров, проектов, лабораторных занятий, внеурочной деятельности.

Обобщение американских научно-педагогических материалов по проблеме позволило выделить основные тенденции включения религиозного компонента в светское школьное образование США: уход от выделения религиозного компонента в отдельную образовательную область и использование интегрированного приобщения учащихся к нравственному и духовному опыту человечества в педагогическом процессе; применение цифровых и мультимедийных технологий в процессе включения религиозного компонента в содержание и формы организации в учебной и внеурочной деятельности; увеличение количества частных, чартерных школ и форм домашнего обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается во введении в научный оборот материала о содержании и формах включения религиозного компонента в светское школьное образование, ранее педагогикой теоретически не осмысленного.

Результаты исследования способствуют пониманию возможностей использования религиозного компонента в светском образовании. Осуществленный в исследовании анализ возможностей применения американского опыта по включению элементов религиозного мировоззрения и религиозных практик в школьное образование с целью формирования у школьников основ гражданской и общечеловеческой солидарности, а также партнерских отношений и культурного диалога, может способствовать развитию теории мультикультурного образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что охарактеризованная практика эффективного с позиции культурного диалога взаимодействия религиозного и светского компонентов образования в мультикулыурной стране, может способствовать более обоснованному осмыслению путей снижения этнических и религиозных противоречий в обществе, решению проблемы мультикультурного образования в мировом сообществе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Осмысление полемики американских ученых по проблемам включения религиозного компонента в светское школьное образование, а также результаты анализа американского опыта присутствия религиозного знания в содержании и формах работы школы США дают основание утверждать, что религиозный компонент в их понимании представляет собой духовно-содержательное изложение и объяснение фактов человеческого бытия, а также использование разрешаемых в школах религиозных практик.

2. Эволюция взглядов американских ученых на присутствие религиозного компонента в светском школьном образовании США в историческом аспекте представлена как конкуренция религиозных и светских ценностей (середина

XIX - начало XX вв.), их взаимоисключение (XX век) и взаимодополнение (XVI - начало XIX вв., а также XXI век).

3. Формированию у учащихся взаимопонимания и принятия разных форм выражения мировоззренческих позиций способствует: введение в содержание школьного светского образования в США (наряду с научным подходом) религиозного компонента в виде религиозных учебных программ духовно-мировоззренческого содержания; обогащение религиозными знаниями некоторых учебных дисциплин (например истории, литературы, искусства); изучение религии как отдельного предмета. Воспитанию у школьников общечеловеческой солидарности и развитию потребности в культурном диалоге способствует присутствие религиозного компонента в светской школе США в виде практики приобщения учащихся к религиозному знанию и опыту путем включения их в различные виды социально ориентированной деятельности.

4. Религиозный компонент дополняет естественнонаучный подход в школьном образовании США по двум основным направлениям. По содержанию - посредством включения элементов религиозного осмысления материального мира (например в курсе истории - роль религии в политическом, социальном и экономическом развитии человеческих цивилизаций, в естественнонаучном курсе - религиозные картины мироздания, в курсе литературы - влияние религиозных убеждений писателя на его творчество, в курсе музыки — религиозные мотивы в классических и народных музыкальных произведениях, в курсе изобразительного искусства -религиозные сюжеты в живописи, а также религиозные здания и сооружения в архитектуре и т.д.). По организации - путём присутствия допускаемых законом элементов религиозной практики, в том числе осуществляемых религиозными организациями или их сотрудниками как в школьном здании, так и за его пределами. При этом очевидно, что в таком случае религиозный компонент выступает либо в качестве предмета изучения, либо в качестве аспекта изучения природных и социальных явлений, либо в сочетании этих двух подходов.

5. Присутствие религиозного компонента в светских школах США представлено многообразием подходов, осмысление которых позволяет

выделить следующие тенденции его реализации: преодоление ориентированности на выделение религиозного аспекта в отдельную образовательную область; применение интегрированного приобщения учащихся к духовному опыту человечества путём включения религиозного компонента в содержание разных предметов; расширение сети частных, чартерных школ и форм домашнего обучения, позволяющих шире применять религиозный компонент в образовании. В связи с принципиальным многообразием подходов религиозный компонент в светской школе не случайно присутствует в разном объеме, мере и содержании: от введения элементов религиозно-мировоззренческого характера до специальных курсов; от вариативного преподавания религиозного компонента с различных мировоззренческих позиций до предложения учащимся на выбор изучения одной или нескольких религий.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается:

- опорой на системный характер его теоретико-методологических оснований;

- многообразием фактического материала исследования;

- использованием системы методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования;

- преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положений.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на международных научно-практических конференциях и симпозиумах: Сессия межрелигиозного герменевтического диалога «Размышление над Писаниями», РХГА (в рамках международного проекта Scriptural Reasoning in the University - СПб, 2009); Международная конференция «Креационизм и его значение для образования, науки и общества» (Республика Карелия, 2010); международный симпозиум «Семья, воспитание, нравственность и культура в контексте глобализма (Курск, 2009); международная конференция «Мировоззренческая обусловленность в научном исследовании, образовании, медицине, социальной практике» (Курск, 2010);

международная конференция «Библейская история и христианская этика» (Полтава, Украина, 2011); VIII Рублевские образовательные чтения -международный семинар-конференция «Образ в слове и слово в образе. Христианские основы культуры нашего времени» (Клайпеда, Литва, 2011); а также на всероссийских научно-практических конференциях и симпозиумах: «Роль образования в педагогической науке в социокультурной модернизации российского общества» (Москва, 2011); «Образование и педагогическая наука в модернизации российского общества» (Москва, 2012); «Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школе» (СПб, 2009); Научно-практическая конференция «Лабиринт имеет выход» исследовательского педагогического Центра имени Я.А. Коменского (СПб, 2009); «Формирование толерантности и межэтнических отношений в процессе образовательного взаимодействия» (Томск, 2009); «Православные традиции в современном российском обществе» - XXI Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Томск, 2012)

Материалы исследования использовались в авторских курсах, лекциях и семинарских занятиях со студентами Московского государственного педагогического университета (2009-2011), Московского государственного университета (2011-2012), Томского государственного педагогического университета (2009), Санкт-Петербургского государственного педагогического университета (2009), Липецкого государственного педагогического университета (2008), институтов повышения квалификации работников образования и академий постдипломного образования Москвы и Подмосковья (2008-2012), Санкт-Петербурга (2009-2012), Белгорода (2011), Ст. Оскола (2012), Черкасс (Украина, 2009-2011), Брянска (2009, 2011), Н. Новгорода (2012), Ижевска (2012), Перми (2012), Екатеринбурга (2012), Магнитогорска

(2011), Челябинска (2012), Самары (2012), Ростова-на-Дону (2012) и Сочи

(2012).

Основные положения исследования представлены в 15 публикациях автора, в том числе 8 - в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 222 наименования на русском и английском языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность проблемы включения религиозного компонента в светской школе США в качестве направления исследования; определен объект исследования, его предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая база и методы; описаны этапы исследования; раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; отражена достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования; показана сфера апробации и внедрения.

В работе использовался межрелигиозный подход при рассмотрении изучаемой проблемы, так как научный дискурс представителей разных мировоззренческих позиций (религий, атеизма, агностицизма) относительно присутствия религиозного компонента в светском школьном образовании ведется в США в рамках обозначенного выше подхода. В диссертации изучались концепции ученых различных вероисповеданий, пропорционально их представленности в спектре мировоззренческих позиций населения страны

В первой главе «Светское и религиозное образование: ракурсы научно-педагогического осмысления» дана сущностная характеристика основных подходов к решению проблемы присутствия религиозного компонента в школьном образовании США; представлена динамика в позициях американских ученых по вопросам целесообразности присутствия религиозного компонента в американской светской школе.

В первом параграфе рассмотрены ракурсы научно-педагогического осмысления феномена «религиозный компонент в светском образовании» в работах современных американских ученых в области педагогической науки, терминов «религиозный» и «светский» в применении к данной проблеме. Анализ и обобщение рассмотренных мнений и взглядов позволили выявить, с

одной стороны, заметную непоследовательность и размытость научной терминологии в этой области, с другой, вторичность понятия «светскости» по отношению к «религиозности» и его неотъемлемость от понятия «религиозное».

Во втором параграфе при анализе взглядов американских исследователей на присутствие религиозного компонента (содержательного аспекта и форм его организации) в школах США на протяжении всей истории страны, и в частности последних столетий, была выявлена динамика взаимоотношений религиозного и светского и охарактеризована современная тенденция в этом развитии, тяготеющая к более полному, взвешенному и интегрированному присутствию религиозного компонента в школьном образовании. Современные американские педагогические исследования наряду с выражениями общественного мнения в США в последние десятилетия свидетельствуют о необходимости большего присутствия религиозного компонента в школьном образовании, чем оно представлено в настоящее время, в силу тех тенденций к его использованию или ограничению, которые преобладали в школьном образовании страны на протяжении значительной части предыдущего столетия.

В процессе исследования нами были определены и охарактеризованы следующие варианты в решении проблемы присутствия религиозного компонента в светском образовании в школах США, предлагаемые сегодня американскими учеными:

1. Выделение религиозного содержания образования в отдельную учебную дисциплину с приданием ей большего значения и усиления внимания к ней в школьной программе.

2. Широкое интегрированное введение религиозного компонента в изучаемый материал школьной программы.

3. Разработка обобщённых межрелигиозных учебных программ духовно-мировоззренческого содержания.

4. Предоставление местным религиозным сообществам более широких возможностей для проведения программ религиозного образования.

5. Запрет на присутствие религиозного компонента в школе.

В третьем параграфе нами рассмотрены и охарактеризованы основные формы присутствия религиозного компонента в светском образовании в школах США, а также выявлены разные позиции относительно целесообразности присутствия религиозного компонента в светском школьном образовании США на протяжении всей истории развития страны:

- всякое образование религиозно по содержанию и форме - XVI в. (начало колонизации континента европейцами);

- ранний период секуляризации американского высшего образования — начало XIX века;

- возникновение академической элиты и её воздействие на общее образование - середина XIX века;

- позитивистские нападки на науку и религиозное знание в 1870-х годах;

- подавление, высмеивание и разрушение как методы политической борьбы с духовным возрождением страны в 1920-х годах;

- учение о «сугубо личной вере» и психологизация религиозной веры в 1930-х годах;

- религиозная вера как гражданская свобода и «юридизация» религии в 1940-х годах;

- реформы в образовании и трансформация религии в 1950-х годах;

- популяризация светского образа жизни в 1960-х годах;

- попытки религии сохранить право голоса в вопросах этики, науки, медицины и образования после 1960-х годов.

При этом нами были определены две характерные, исторически прослеживаемые особенности исследуемого процесса — включения религиозного компонента в светское образование школ США, - а именно: с одной стороны, его историческая динамичность и географическое разнообразие, с другой, тенденция к глубокой реинтеграции религиозного и светского аспектов образования.

В исследовании нами также было установлено, что так называемая «атеистическая» (отрицающая необходимость религиозного компонента в школьной программе) точка зрения на присутствие и роль религии в школьном

образовании США, получившая развитие с середины-конца XIX столетия и рассматриваемая некоторыми исследователями (С.Л. Джонс, Р. Роберте, Ф.Е. Джонсон) в качестве одной из религий (язычество), характеризуется выраженной нетерпимостью ко всем иным религиозным системам и вероучениям, а потому не отвечает требованиям современной американской школы, ориентированной на мультикультурность, толерантность и понимание в отношении различных точек зрения.

В исследовании описаны и интерпретированы основные социально-культурные факторы, оказывающие решающее влияние на степень целесообразности присутствия религиозного компонента в школьном образовании США на протяжении его истории и в настоящее время:

- исторически сложившаяся социокультурная среда, закрепившаяся как в национальном самосознании, так и в конституционных основах США, ориентированная на неразделение религиозной и светской сфер общественной жизни Америки;

- относительно недавние (XX в.) тенденции в демографии и этнокультурном составе страны (растущее разнообразие и увеличение процентного отношения национальных меньшинств по отношению к этническому большинству населения), а также развитие средств массовой информации и других глобализационных факторов, включивших США как «островное государство» в проблематику всемирных процессов;

- демократическое устройство и менталитет жителей США, обеспечивающие свободу выражения, сохранения и поддержания сложившихся и проверенных многими поколениями систем ценностей и находящие выражение в сдерживающей и балансирующей роли местных сообществ, территорий, инициатив и даже отдельных граждан;

- исторически сложившаяся система ценностей, основанная на религиозных устоях.

В целом, произведённый в первой главе диссертационного исследования анализ научных данных, личных интервью и публикаций на тему как исторического, так и современного соотношения религиозного и светского образования в школах США, позволил прийти к следующим умозаключениям:

1. Взаимосвязь религиозного и светского в школьном образовании США характеризуется как терминологическим многообразием описания, так и на более глубоком уровне - традицией их цельного и интегрированного рассмотрения и анализа.

2. Различные теоретические подходы к осмыслению проблемы присутствия религиозного компонента в светском образовании, предлагаемые современной педагогической мыслью, отражают многообразие мировоззренческих подходов и моделей антропогенеза, которым характеризуется современное американское сознание в целом, представляя как крайние, так и более умеренные взгляды на решение рассматриваемой проблемы.

Во второй главе «Светское и религиозное образование в школах США: описание и интерпретация педагогического опыта» рассматриваются содержательные и методические аспекты решения проблемы присутствия религиозного компонента в школьном образовании США, предлагаемые сегодня американскими теоретиками и практиками.

Анализ результатов исследований, монографий, научных статей, методических рекомендаций, а также интервью непосредственных участников процесса религиозного и светского образования в школах США - учителей и школьных администраторов, осуществленный в первом параграфе главы второй, позволил констатировать тот факт, что, с одной стороны, юридически религиозное образование в школьных программах и школьной практике строго регламентировано и ограничено ясными формулировками закона, а с другой -внутри этих формулировок есть место для творческой инициативы учителей, школьных работников, семей и местных религиозных организаций - им предоставлена широкая свобода для поиска и применения инициатив в практике по включению религиозного компонента в содержание образования, наиболее соответствующих требованиям местного сообщества и сложившейся в данном сообществе духовной и религиозной среде и традиции.

Рассмотрение теорий и концепций ведущих исследователей американского школьного образования в отношении данной проблемы, осмысление их высказываний, изучение основополагающих документов по теме исследования подтвердило наше предположение о том, что включение религиозного компонента в содержание светского образования возможно и исторически присутствует в современной американской школе в самой различной мере: от введения в содержание светских (как гуманитарных, так и естественнонаучных) курсов материала религиозно-мировоззренческого характера или вариативного преподавания его с различных религиозно-мировоззренческих позиций до предложения учащимся на их выбор (в младших классах на выбор родителей и лиц, их заменяющих) специальных уроков и курсов сугубо религиозного содержания. При этом является очевидным, что в таком случае религиозный компонент выступает либо в качестве предмета изучения (например на уроках литературы или истории, посвященных знакомству с религиозными произведениями искусства или событиями «священной», то есть религиозной истории), либо - в качестве особого аспекта при изучении природных явлений (например на уроках естествоведческого цикла при изучении происхождения биологических видов), либо - в сочетании этих двух подходов.

Наличие и возможность различного содержания религиозного компонента в светском образовании рассматривается нами на основе выводов большинства американских ученых в качестве положительного фактора, способствующего развитию в учащихся мультикультурного сознания, а также навыков общения и взаимопонимания в решении сложных и чреватых конфликтами нравственных вопросов.

Во втором параграфе нами определены и охарактеризованы различия в формах религиозного компонента в школьном образовании США. Как и в отношении содержания, в работах исследуемых авторов представлено широчайшее многообразие подходов в решении этой проблемы, характерное для американской педагогической науки и практики в целом. При этом во многих трудах и практических разработках нами прослеживаются следующие устойчивые тенденции:

- практика применения традиционного, интегрированного приобщения учащихся к религиозному знанию и религиозному опыту человечества путём включения религиозного компонента в преподавание материала по всем предметам и дисциплинам;

- инновационное использование нетрадиционных и высокотехнологических приёмов, методов и средств при разработке методик и учебных планов, интегрирующих религиозно значимый и религиозный материал в свой состав;

- стремительное расширение сети частных, чартерных школ и форм домашнего обучения, как реакция на недостаточную гибкость и открытость мышления представителей органов государственного образования в отношении перечисленных выше тенденций и вызовов современности.

В заключении подводятся итоги диссертационной работы и делаются следующие выводы:

Обобщая проанализированный и осмысленный в исследовании материал, нам представляется правомерным сделать заключение о роли и месте религиозного компонента в светском школьном образовании США как о факторе в решении проблем мультикультурности, межэтнической и межконфессиональной толерантности и глобализации общества в целом. Взаимодействие религиозного и светского компонентов в содержании школьного образования США можно охарактеризовать, во-первых, как динамически меняющееся в течение столетий, десятилетий и даже лет, во-вторых, как чрезвычайно разнообразное в каждый период времени в различных штатах и регионах страны, в-третьих, как обнаруживающее в настоящее время тенденцию к интеграции наряду с выработанной и закреплённой в федеральном законодательстве за последние полвека направленностью к «специализации», и наконец в-четвёртых, как отражающее в себе ту характерно американскую религиозную максиму, которая отчеканена на каждой американской монете: «Е р1ип'Ьиз ипиш» (лат. - единство в многообразии).

При этом структурно и содержательно религиозный компонент, в той или иной мере присутствует как в государственных, так и в негосударственных светских школах США:

- во-первых, в виде отдельных курсов религиоведческого содержания, а также в виде программ, курсов и методик, направленных на развитие религиозных ценностей;

- во-вторых, в формате внеурочных религиозных занятий и мероприятий;

- и наконец, в виде неизменного присутствия элементов религиозного мировоззрения, религиозной культуры и религиозного опыта в школьных курсах, как гуманитарных, так и естественнонаучных.

Относительная гомогенность экономических условий страны в сочетании с традиционной мобильностью большинства американцев, т.е. непривязанностью к какому-то отдельному городу или штату и готовностью поменять местожительство в соответствии с требованиями семейного состава, уклада, системы ценностей, и в частности требованиями к школьному образованию, позволяет семьям выбирать те школы и с тем соотношением в них религиозной и светской составляющих, которые родители поддерживают сами и в которых хотели бы воспитывать своих подрастающих детей. Способность и готовность учащихся к мультикультурному диалогу и решению межэтнических конфликтов и вызовов глобализации оказываются при этом пропорциональны их знакомству с религиозными ценностями собственной культуры и, соответственно, мере их понимания и уважения по отношению к иным религиозно-мировоззренческим системам.

С другой стороны, эта же сумма обстоятельств и условий позволяет школам, их преподавательскому составу и администрации находить, развивать и сохранять уникальные творческие педагогические решения этого непростого вопроса, неизбежно встающего перед каждой школой, каждым школьным районом, каждым департаментом образования штата. В случаях, когда школы по каким-либо причинам оказываются не соответствующими родительским ожиданиям и требованиям по этому вопросу, имеется и реализуется

возможность альтернативных форм школьного образования, в которых соотношение религиозного и светского отвечает этим ожиданиям более полно.

Рассмотренный опыт решения проблемы присутствия религиозного аспекта и содержания в школьном образовании США, с одной стороны, отражает уникальные и характерные особенности географии, истории, демографии и культуры этой конкретной страны, а с другой - может быть, с известными поправками и адаптацией, применён при решении сходных задач в других странах мира.

Дальнейшие исследования рассматриваемой проблематики в научных трудах по сравнительной педагогике могут быть направлены на решение таких вопросов, как соотношение религиозного и светского образования в образовательных заведениях преимущественно христианских или преимущественно мусульманских стран; роль религиозного образования в духовно-нравственном становлении молодого поколения в странах, следующих различным религиозным учениям и традициям.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Публикации в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1. Воскресенский, О.В. Социокультурные факторы включения религиозного компонента в государственных, частных, чартерных и домашних школах США / О.В. Воскресенский [Текст] // Новое в психолого-педагогических исследованиях № 1 (29). - 2013. — С. 32-38. - 0,5 п.л.

2. Воскресенский, О.В. Религиозный компонент в содержании школьного образования в США / О.В. Воскресенский [Текст] // Начальная школа плюс До и После,- 2012. -№ 12. - С. 62-65. - 0,4 п.л.

3. Воскресенский, О.В. Социокультурные факторы развития религиозного и светского образования в школах США / О.В. Воскресенский [Текст] // Преподавание истории в школе. - 2012. - № 10. - С. 32-35. - 0,5 п.л.

4. Воскресенский, O.B. Об итогах эксперимента по введению в начальную школу предмета «Основы религиозных культур и светской этики» / О.В. Воскресенский, Т.Д. Шапошникова [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 6. - С. 70-75 (авт.- 0.3 пл.)*

5. Воскресенский, О.В. Современные тенденции в поликультурном школьном образовании в США / О.В. Воскресенский [Текст] // Начальная школа плюс до и после. -2011.-№6. -С. 13-16.-0,5 пл.*

6. Воскресенский, О.В. Разумное, научно-историческое основание христианской веры и христианских духовно-нравственных ценностей в современном обществе и системе образования / О.В. Воскресенский [Текст] // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. -2011. - № 3 (22). - С. 20-30. - 0,4 пл.*

7. Воскресенский, О.В. О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / О.В. Воскресенский [Текст] // Начальная школа плюс. - 2010. - № 9. - С. 18-22. - 0,5 пл.

8. Воскресенский, О.В. Духовное состояние личности в условиях мирового кризиса: роль и значение вечных ценностей и свидетельств разума / О.В. Воскресенский [Текст] // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2009. - № 4 (16). - С. 133-139. - 0,4 пл.*

Научные статьи в других журналах и сборниках:

9. Воскресенский, О.В. Теоретические подходы к определению соотношения религиозного и светского образования в школах США / О.В. Воскресенский [Текст] // Образование и педагогическая наука в модернизации российского общества: сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции (22 октября 2012). В 2-х ч. Ч. 1. - М., 2012. - С. 389-397. - 0,4 пл.

10. Воскресенский, О.В. О целесообразности культурологического подхода к преподаванию курса «Основ духовно-нравственных культур и светской этики» в общеобразовательной школе / О.В. Воскресенский [Текст] // Православные традиции в современном российском обществе: Материалы XXI

* Статьи написаны по результатам исследования, выполненного при финансовой поддержке и в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ. Проект № 11-06-00394-а 2011-2012 гг.

Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. - Томск: Томский ЦНТИ, 2012. - С. 60-64. - 0,4 п.л.

11. Воскресенский, О.В. Соотношение светского и религиозного образования в школах США / О.В. Воскресенский [Текст] // Роль образования в педагогической науке в социокультурной модернизации российского общества: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (24 октября 2011). Ч. 1. - М., 2011. - С. 68-79. - 0,4 п.л.

12. Воскресенский, О.В. Классификация религий // Основы религиозных культур и светской этики: книга для учителя. 4—5-е классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой / О.В. Воскресенский [Текст]. - М.: Просвещение, 2010. -С. 61-63.-0,4 п.л.

13. Воскресенский, О.В. Значение и место вечных ценностей и научно-исторических свидетельств в духовном развитии личности в современных условиях / О.В. Воскресенский [Текст] // Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школе: сборник материалов международной научно-практической конференции (СПб, 25 ноября, 2009 года). Вып. 2, ред. С.М. Марчукова. - СПб.: Петершуле, 2010. - С. 68-76. - 0,4 п.л.

14. Воскресенский, О.В. О разработке комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» / О.В. Воскресенский [Текст] // Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школе: сборник материалов международной научно-практической конференции (СПб, 25 ноября, 2009 года). Вып. 2 / Под ред. С.М. Марчуковой. - СПб.: Петершуле, 2010. - С. 125-130.-0,4 п.л.

15. Воскресенский, О.В. Проведение семинара на тему разумного, научно-исторического основания христианской веры как одни из элементов духовно-нравственного воспитания / О.В. Воскресенский [Текст] // Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школе: сборник материалов международной научно-практической конференции (СПб, 22 апреля, 2009 года). Вып. 1 /Под. ред. С.М. Марчуковой. - СПб.: Петершуле, 2009. - С. 57-62. - 0,4 пл.

Подписано в печать 16.03.2013г. А4/2

ТиражЭкз. Заказ № 1106 Типография ООО "Ай-клуб" (Печатный салон МДМ) 119146, г. Москва, Комсомольский пр-кт, д.28 Тел. 8-495-782-88-39

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Воскресенский, Олег Владиславович, Москва

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ» РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

На правах рукописи

04201355063

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ОЛЕГ ВЛАДИСЛАВОВИЧ

РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПОНЕНТ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ США

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент И.А. Тагунова

Москва-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение стр. 3

Глава 1. «Светское и религиозное образование: ракурсы научно-педагогического осмысления»

1.1. Понятия «религиозное» и «светское» образование в понятийно-категориальном аппарате науки об образовании в США стр. 14

1.2. Социально-культурологические факторы включения религиозного компонента в светское школьное образование США стр. 36

1.3. Теоретические подходы к включению религиозного компонента в светское школьное образование США стр. 48 Выводы по главе стр. 66 Глава 2. «Светское и религиозное образование в школах США: описание и интерпретация педагогического опыта»

2.1. Религиозный компонент в содержании светского школьного образования США стр. 70

2.2. Религиозный компонент в формах организации светского школьного образования США стр. 105 Выводы по главе стр. 124 Заключение стр. 126 Библиография стр.129 Приложения стр. 146

Введение

Актуальность исследования. Произошедшие в XX - XXI веках глобальные изменения в социокультурной ситуации, жизнь в условиях национального, конфессионального и мировоззренческого многообразия привели нашу страну и ряд западных стран сначала к отказу от религии в государственном школьном образовании, а затем к настоятельной потребности заново обратиться к ее знаниям и опыту. Это обусловлено рядом причин. В одних странах возвращение к участию религии в образовании связано с желанием сохранить свою национальную идентичность и культуру, в других - с необходимостью соблюдать права всех слоев населения, в том числе, верующих и служителей церкви, в третьих - нежеланием общественности мириться с воспитанием релятивистской морали в государственной школе, в четвертых - с аргументацией необходимости расширения и повышения качества базового гуманитарного знания. Опыт включения религиозного компонента в школьную программу разнообразен. В Великобритании он присутствует во всех школьных программах. В Германии решение вопроса об объеме, содержании и формах включения религиозного компонента в светское образование возлагается на региональные («земельные») органы власти. В Испании религия представлена на всех уровня образования. В Бельгии школам предписывается предоставлять учащимся выбор между одной из признанных религий для обязательного изучения. Во Франции в настоящее время активно ведутся дискуссии о месте религиозного образования в светской школе.

При этом за последние десятилетия в связи с обострением проблемы мультикультурности во многих странах изменились не только мотивы, но и те педагогические принципы и основания, на которых религиозный компонент включается в школьное образование. Во-первых, религия рассматривается как право каждого придерживаться избранной системы ценностей, которая понимается как одно из выражений человеческой духовности. Во-вторых, мировоззрение учащегося и педагога, к какой бы религии оно ни относилось, не может ни дискриминироваться, ни считаться эксклюзивным. В-третьих, ее введение базируется на принципах плюрализма. В целом современная тенденция включения религиозного компонента в светское школьное образование направлена на расширение мировоззренческого диапазона учащихся, на

дополнение естественнонаучного подхода в представлении учебного материала элементами метафизического и духовного компонентов знания, на оказание помощи в воспитании. Учебные межрелигиозные программы, обеспечивающее погружение учащихся в реальность культурного многообразия, окружающего их в жизни, позволяют уже в школе культивировать те ценности и модели взаимоотношений, которые реально существуют за ее пределами, и обеспечивают школьникам возможность приобрести опыт доброжелательного мировоззренческого диалога.

Исследованием проблемы взаимоотношения религиозного и светского образования практически никогда не переставали заниматься в США. Именно поэтому в этой стране накоплен уникальный педагогический опыт решения многих проблем взаимодействия религиозного и светского образования, взаимоотношения разных мировоззрений и соотношения естественнонаучного и религиозного подходов в учебно-воспитательном процессе. Сегодня большой интерес в Европе вызывают также разработанные в США технологии по введению неконфессионального религиозного образования. Но поскольку этот подход к использованию религиозного компонента в школьном образовании США уже детально изучен российской наукой, а также не представляется нам наиболее перспективным в ближайшем будущем, мы полагаем целесообразным обратить особое внимание на осмысление того американского опыта в теории и практике школьного образования, который, с нашей точки зрения, наиболее эффективно раскрывает пути сотрудничества светского и религиозного образования в любой стране мира. Этот американский опыт показывает, как с помощью включения духовного знания и опыта разных религий (в США «духовность»- это исключительно религиозное понятие) в содержание и формы организации обучения и воспитания школьников можно добиться решения ряда важных для глобализирующегося мира проблем взаимопонимания людей и взаимодополнения религиозного и естественнонаучного мировосприятия. Интерес к этому опыту объясняется также тем, что он не носит конфессионального характера, т.е. может применяться с привлечением знаний различных религий.

Степень разработанности проблемы. Определению понятия и сущности религиозного и светского образования посвящены работы таких российских

авторов, как И.В. Метлик и И.В. Понкин. Рассмотрению задач светского образования и духовного просвещения; определению проблем духовного образования школьников, осмыслению понятия духовности, а также выявлению ценностного аспекта взаимодействия светского и религиозного воспитания в российских школах посвящены многочисленные статьи Н.Д. Никандрова, обращающие внимание на то, что духовность и нравственность неотделимы друг от друга и что, соответственно, стремясь воспитать гражданина, государство и церковь не могут не сотрудничать.

Вопросы религиозного образования за рубежом затрагивали в своих работах Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский и И.А. Тагунова. Изучением неконфессионального религиозного образования за рубежом серьезно занимался Ф.Н. Козырев. Отчасти проблемы религиозной тематики в школах США рассматривались в диссертационных исследованиях A.B. Борзова, А.П. Захаровой, Н.Д. Зингер и др. Изучению религиозно-светского сектора в системе высшего образования в США посвящена диссертация J1.B. Ерушкиной.

Вопросы присутствия религиозного компонента в школах США подробно освещались в работах М. Махнерома, где он рассматривал проблему соотношения религиозного и научного мировоззрения в светской школе; в работах Р. Джексона и К. Страйка, посвященных ценностным аспектам процесса социализации в плюралистическом мире и возможности в связи с этим религиозного образования. В трудах Ч. Мелчерта находят свое развитие идеи известного американского теолога и педагога Дж. Вестерхоффа о целях и задачах религиозного образования в конфессиональных школах. Об особенностях религиозного образования говорится в работах Г. Моран и Д. Бергмана, развивающих дидактические вопросы религиозного образования, а также разрабатывавших методику преподавания религии в светской школе. В трудах видного американского социолога, педагога и теолога Р. Хавихерста представлен учебный план поэтапного формирования нравственного и гражданского сознания учащихся, их социализации и идентичности.

Многочисленные научные работы, опубликованные за рубежом (Дж. К. Стронкс, О. Томас, Д.Е. Пурпель, С.Р. Роджерс, P.A. Осмер, Д.Л. Мур, Дж.У. Фрейзер), посвящены соотношению религиозного и светского в школьном образовании, рассмотрению принципов научности и мировоззренческого

плюрализма, лежащих в основании современных теорий и практики обучения и воспитания.

В исследовательских работах последних лет западные культурологи, этнопсихологи и социологи (A.M. Коттер, Г. Зарате, С.Дж. Тротман, Дж. Бэнкс, JI. Давидман, С. Овандо и др.), рассматривающие различные (этнокультурные, психологические, религиозные и т.д.) аспекты мультикультурного образования и предлагающие свои подходы к решению его проблем, обращают серьёзное внимание на то, что в настоящее время одной из важнейших задач общества и школы является решение вопросов, связанных с различиями в духовных традициях не только представителей разных конфессиональных культур, но и у атеистов, и агностиков посредством поиска разнообразных способов ведения культурного и духовного диалога. Исследователи обогащают теорию мультикультурного образования идеями о включении религиозного компонента в светское образование, выявляя такие аспекты его содержание и формы организации, которые позволяют, с одной стороны, предупреждать возможные столкновения позиций конфессионального характера, а другой стороны, снимать и по возможности разрешать проблемы, возникающие у представителей разных мировоззренческих систем.

Проблемы мультикультурного образования в России рассмотрены в работах А.Н. Джуринского, И.В. Балицкой, В.П. Борисенкова, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюка и других учёных, которые предлагают различные подходы к вопросам совместного обучения и воспитания представителей различных этносов и культур нашей страны. Изучению опыта решения проблем мультикультурного образования в США посвящены диссертации И.Л. Краснова, M.JL Воловиковой, O.K. Гагановой и др.

Вопросы взаимоотношения мультикультурного и религиозного в образовании отчасти затрагивались также в диссертационных исследованиях A.B. Фахрутдиновой, О.С. Толстовой, O.A. Шиян, О.П. Торговкиной, И.А. Новиковой, A.A. Кузнецовой, И.М. Саламы.

Однако до сих пор в научных разработках современной педагогики по мультикультурному образованию практически не представлены исследования, посвященные развитию у школьников гражданской и общечеловеческой солидарности, партнерских отношений и межкультурного диалога путем

включения религиозного компонента в светское школьное образование. В целом не решен в педагогике также вопрос и о способах взаимодействия религиозного и естественнонаучного подходов в современном школьном светском образовании.

В то же время, в педагогической теории и практике школьного образования США накоплен значительный опыт рассмотрения и решения вопроса о включении религиозного компонента в светское образование, осмысление которого дало бы серьезный научный материал для решения поставленных выше задач.

В соответствии с этим была сформулирована тема исследования: «Религиозный компонент в светском образовании школ США».

На основе анализа широкого обсуждения американскими учеными целесообразности присутствия знаний о религии в светском образовании было определено, что под религиозном компонентом в светском школьном образовании США понимается содержательное изложение и объяснение фактов духовного бытия человека, представленных в школьном образовании.

Объект исследования: светское образование в школах США.

Предмет исследования: религиозный компонент в светском образовании в школах США в дискурсе американских ученых.

Цель исследования: анализ и осмысление теории и практики использования различного содержательного наполнения и многообразия форм включения религиозного компонента в светское образование школ США в дискурсе американских ученых.

Задачи исследования:

1. Изучить различные аспекты научно-педагогического осмысления понятия «религиозный компонент в светском образовании», представленные в работах американских учёных.

2. Выделить и осмыслить позиции американских ученых относительно присутствия религиозного компонента в светском школьном образовании США (середина XIX - XI вв.)

3. Определить содержание религиозного компонента и формы организации его включения в светское школьное образование США, способствующие развитию у школьников гражданской и общечеловеческой солидарности, формирование способности к партнерским отношениям и культурному диалогу.

4. Выявить содержание религиозного компонента и формы организации его включения в светское школьное образование США, позволяющие дополнить естественнонаучный подход в школьном образовании религиозным аспектом.

Теоретико-методологической основой исследования выступают: работы В.И. Гараджи по социологии религии; исследования Ю.П. Черноморца о единстве богословия и философии; научные труды социолога В. Герберга, раскрывающие взаимодействие двух факторов: секуляризации и растущей религиозности; исследования по социальной философии Ф. Хаейка, обосновывающего эффективность использования религиозного компонента в нравственном воспитании учащихся; идеи Н. Нодингса о том, что постановка вечных вопросов человеческого бытия не может обсуждаться без соотнесения с трансцендентными началами; подход философа и богослова А. Шмемана, основанный на положении о том, что секуляризм в Америке является не полностью антирелигиозным или атеистическим, а напротив, включает в себя определённый взгляд на религию и может быть назван религиозным.

Методы исследования: сравнительно-педагогические методы (анализ, обобщение и интерпретация). В работе также использовались исторический экскурс, интервьюирование, экспертная оценка.

Источниками исследования являются:

- официальные нормативно-правовые документы, отражающие состояние и развитие теории и практики образования в США;

- труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов, исследовавших теорию и практику образования в США;

- учебные и методические материалы школьных образовательных учреждений США;

- интернет-сайты;

- интервью исследователей и педагогов США в рамках заданной проблемы.

Этапы исследования:

Исследование осуществлялось на протяжении четырех лет и включало в себя несколько этапов:

1. 2008-2009 гг. - разработка концепции исследования и определение критериев отбора материала для решения задач исследования; изучение материалов по проблеме исследования.

2. 2009-2010 гг. - анализ научного дискурса, представленного в работах американских учёных по проблеме исследования; систематизация теоретического и эмпирического материала по проблеме; педагогическое осмысление межнаучных подходов к изучаемой проблеме.

3. 2011-2013 гг. - обобщение результатов исследования; формулирование научно-теоретических выводов; оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования:

- В процессе осмысления теоретического дискурса ученых относительно роли и места религиозного знания в американской школе выделено и охарактеризовано понятие «религиозный компонент в светском школьном образовании».

- В ходе изучения позиций американских ученых относительно целесообразности присутствия религиозного компонента в светском школьном образовании в историческом аспекте, установлено, что оно зависело от доминирующей в данный исторический момент в обществе системы ценностей.

- Сравнительно-педагогическое исследование концепций и идей американских ученых показало, что большинство из них считает, что формированию у школьников гражданской и общечеловеческой солидарности, а также развитию способности к партнерским отношениям способствует введение религиозного компонента в содержание светского образования США. Американские исследователи полагают, что учащиеся приобретают опыт доброжелательного культурного диалога и начинают понимать и принимать различных формы поведения людей разных мировоззренческих позиций в процессе использования религиозных практик в многообразных формах организации школьного светского образования. Теоретическое осмысление применения американской школой религиозного компонента в светском образовании обогащает идеи и теорию мультикультурного образования.

- В процессе интерпретации вопроса о целесообразности использования религиозного компонента в светском школьном образовании США было определено, что естественнонаучный подход, применяемый в школьной практике, может быть дополнен религиозным компонентом. По содержанию - в объяснении природных явлений, социокультурных феноменов, исторических событий; по

формам: лекционный курс, семинары, проекты, лабораторные занятия, вне