автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Рисование детей третьего года жизни
- Автор научной работы
- Тихонова, Ольга Георгиевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Рисование детей третьего года жизни"
• КОСКОЗСЮ'Л ГОСУДАРСТВЕННЫЙ" ЗАОЧШЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ■ '
На правах рукописи
. ТИХОНОВА Ольге Георгиевиа
УДК 373.2.036:741 РИСОВАНИЕ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
13.00.01 - Теория и история педагогики
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 1992
Работа выполнена в лаборатории дошкольного воспитания Института ойвдего образования ¡¿О
Научвьй руководитель: кандидат педагогических наук, сгараий научный сотрудник} ' заведующая лаоораторией дошкольного воспитания
ДОРОНОВЛ Татьяна Николаевна
О^гцтгальные оппоненты: доктор педагогических наукл
профессор КОМАРОВА Тамара Семеновна
кандидат педагогических наук» доцент КОНОНОВА Ирина Михайловна
В«дутцая> аР'Гаааэаций - Орехово-Зуевский педагогический 1 институт
Защита сгасхоЕТСя * 1992 г.- в /^ часов
на- заседании: еяециалвзирсвашюго Сйвета'К 113.25.02 по присуждению' учений; степени кандидата педагогических наук в Московском государственной заочном педагогическом институте (109004» Иоскса» у.л'». Верхняя Радищевская» д. 16/13).'
С'диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного заочного педагогического института.
Айтореферат разослан - 1992 г.
Ученый секретарь, сиециалязированного Освета» кандидат педагогических наук» доцент
' В.Н. Д АРМОДЕХИН А
'Р......
Актуальность исследования. Демократические процессы» происходящие в нашем обществе» показали» что работа системы дошкольного воспитания отстает от потребностей общества и государства. В программе стабилизации Российского образования в переходный период (1991) указано, что в настоящее время в дошкольных учреждениях ае созданы условия для полноценного психического развития» охраны здоровья детей и их эмоционального благополучия. Это ставит педагогическую науку перед необходимостью решения широкого круга задач» связанных с воспитанием и обучением детей дошкольного возраста, к которым относятся и вопросы руководства изобразительной деятельностью детей 3-го года жизни.
Проблемы обучения детей рисованию волновали педагогов» художников» искусствоведов» врачей очень давно и сзязшш с именами А.З.Бакуамнекого» Б-М.Еехтерева» Я.А.Яоиенсхого, М.Монтессори, П.П.Чистякова к др. Рисование рассматривалось как самостоятельная художественная деятельность детей» требующая деликатного руководства со стороны взрослого.
Первые руководства для воспитателей детского сада (1935» 1938» 1945) рекомендовали для детей младшего дошкольного возраста.только занятия свободным рисованием» э процессе которого дети могли передавать свои чувства и впечатления» отношение к окружающей действительности доступными им средствами выразительности. Учение считали» что в процессе обучения искусству не должно быть ничего принудительного (А.В.Бакунинский» Л.С.Виготский» Е.Й.Тихеева, В.Н.Мацкая и др.). Категорически отвергалась воаюжпость использования в младпих группах детского сада лредметно-урочной системы.
В настоящее время обучение детей рисованию осуществляется на специальных занятиях. Содержание занятий рисованием отбирается в соответствии с логикой овладения основными формообразующими движениями (например» для овладения навыками
ИЯПС!ПЯ1ГЯН1. т ГПТПОПГОз 1ЯТМ риеупт ЯСЯСЯЬ. ТПЯВV И Т.П.^. Т? ЛЯ-
зультате дети вынуждены принимать задачу» поставленную воспитателем »и действовать в соответствии с ней. Такие занятия преобладают в практике работы (24 занятия). Количество занятий рисованием по замыслу, на которых ребенок может свободно передавать свои чувства и впечатления, ограничено (12 заня-
тий).
Поскольку рисование как художественная деятельность требует от каждого ребенка личного осмысления и передачи впечатлений окружающей действительности» то возникает противоречие с существующей системой обучения детей 3-го года жизни рисованию. Современная система обучения исключает возможность поиска ребенком чндивидуаяьяых средств выразительности для передачи собственных чувств и впечатлений! так как содержание и способы изображения задаются педагогом.
Очевидно» что существующая система обучения детей рисовавши не отвечает возрастным особенностям детей и специфике рисования как художественной деятельности. На 3-ем году жизни восприятие и память детей связаны с эмоциональными переживаниями и носят непроизвольный характер.
Следовательно» дети должны рисовать то» что для них интересно и эмоционально значимо.
Актуальность данного исследования определяется противоречиями» возникающими в вопросах руководства рисованием детей 3-го года жизни.
Их устранение возможно при теоретическом обследовании и экспериментальной апробации новой методики обучения»-которая бы отвечала возрастным особенностям детей 3-го года жизни и сущности рисования как художественной деятельности." ,
Данные обстоятельства и обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Цель исследования - научное обоснование и практическая разработка методики руководства.рисованием детей 3-го года жизни» соответствующей возрастным особенностям детей и специфике рисования как художественной деятельности.
Объект исследов^-лия - обучение детей 3-го года жизни рисованию.
Предмет исследования - процесс обучения детей 3-го года жизни рисовании.
В соответствии с целью и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить возможности детей 3-го года жизни а рисовании.
2. Определить содержание и форма организации обучения детей рисованию» соответствующие их возрастпш особенностям и специфике рисования как художественной деятельности.
3. Разработать методику руководства рисованием детей 3-го года жизни и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Методы исследования включали в себя изучение психологической» педагогической и искусствоведческой литературы с целью обеспечения теоретической базы исследования» соотнесения имеющихся научных взглядов применительно к решаемой проблеме! педагогический эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась о детьми 3-го года жизни в детских садах г.Москвы» г.Орла» г.Ельца» Липецкой области» г.Смоленска и области. Всего экспериментальной работой было охвачено 470 детей.
Гипотеза исследования. Исходя из того» что рисование как художественная деятельность предполагает передачу личных чувств и впечатлений доступными детям средствами выразительности» мы предполагаем» что основной формой организации обучения детей 3-го года жизни является свободное создание изображения. Успешность руководства свободнш рисованием может определяться следующими педагогическими условиями:
- представление в распоряжение детей разнообразных изобразительных материалов» что позволяет им освоить их возможности и использовать при создании различных образов в рисунке«
- положительная оценка и заинтересованное отношение взрослого к продукту детской деятельности!
- использование вопросов-указаний» которые активизируют память детей» восстанавливают в ней эмоциональные образы» связанные с содержанием рисунка и способствуют совершенст-5Сьан««> грйфйчбОиллч) и»иоражения1
- процесс создания воспитателем графических образов» опирающихся на сенсорный опыт детей» и организация наблюдения за ним.
Теоретической оснояой исследования стали данные психолого-педагогической науки о воспитании» обучении и развитии де-
тей 3-го года жизни (В.Н.Аванесова» М.Н.Аксарина» А.А.Волкова, Л.Н.Галагузова» М.Е.Елагине» Т.Г.Казакова! Т.С.Комарова» Г.М.Лямина» М.И.Лисина» А.Г.Рузская» Н.П.Сакулина» Е.А.Фле-рина и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые методика обучения детей 3-го года жизни рисовании построена на психолого-педагогической основе с учетом специфики рисования как художественной деятельности. Теоретически обоснованы! разработаны и экспериментально проверены формы и методы руководства свободным рисованием (свободное рисование! включение рисования в игровую деятельность» вопросы-указания и пр.).
Практическое значение исследования заключается в разработке методических рекомендаций по обучению детей 3-го года жизни рисованию.
Результаты исследования использованы при разработке раздела "Изобразительная деятельность" в руководстве по воспитании детей 3-го года жизни (программа "Радуга").
Достоверность результатов исследования. Научные положения» выводы и рекомендации» изложенные в диссертации! основываются на фактическом материале» полученном в опытно-экспериментальной работе. Достоверность результатов и выводов подтверждается математической обработкой! качественным анализом полученных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Основной формой обучения детей 3-го года жизни рисованию является свободное создание изображения. Содержание занятий определяется тем» что для детей интересно и эмоционально значимо.
2. Педагогическими условиями» соответствующими возрастным особенностям детей» способствующими сохранению художественной основы рисования! являлся:
а) предостьоление в распоряжение детей разнообразных изобразительных материалов и создание условий для самостоятельных действий с ними!
б) положительная оценка и заинтересованное отношение взрослого к продукту детской деятельности!.
в) использование вопросов-указаний» уточняющих эмоцио-
нальные образы» на основе которых ребенком создается изображение!
г) процесс создания воспитателей графических образов» опирающихся на сенсорный опыт детей» наблюдение за идо.
3. Свободное рисование способствует эмоциональному благополучию детей »впервые приаедшпс в детский сад, реализации их собственных интересов и развитию способностей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования МО РФ и кабинета дошкольного воспитания ИУУ г.Смоленска» а также в программе семинара для воспитателей» раб.. -тающих с детьми 3-го года жизни» проведенного на базе г.Смоленска и области в октябре 1990 г.» апреле 1991 г.
Диссертация состоит из введения» двух глав» списка основной литературы и приложения» где представлены рисунки детей» полученные в ходе проведения исследования« корреляционные таблицы.
ОСНОВ»" СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Бо введении обосновывается актуальность иселедоьания» его новизна» теоретическая и практическая значимость» формулируются цель, гипотеза и задачи исследования.
В первой главе- "Вопросы теории и практики обучения детей 3-го года жизни рисованию" - осуществлен анализ психолого-педагогической» методической и искусствоведческой литературы» программных документов. Рассматриваются вопросы содержания и методики обучения младших дошкольников ка занятиях предметным и свободным рисованием.
Анализ психолого-педагогических исследований (Е.И.Игнатьев» Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, В.С.Мухина» Н.П.Сакулкна» Е.А.Флерин-i и др.) убедительно показал, что рисование» являясь одним из любхиых занятий детей 3-го года жизни, инррт большое значение для эмоционального благополучия ребёнка, развития его художественных способностей и интересов.
Обучение детей рисованию проводилось различными путями. В 50-х - начале 60-х годов на занятиях по изобразительной деятельности широко использовался образец. Копирование образ-
- б -
ца способствовало получение быстрого положительного результата. что привлекало многих практических работников.
По мнению ученых» художников, педагогов (Г.З.Лабунская, Н.П.Сакулина, Е.Л.Флерина» Д.Н.Кардовский и др.) использование образцов отрицательно влияло на 'развитие эстетического восприятия детей и способностей в рисовании.
Благодаря »'следованиям по сенсорному воспитанию (3.М.Богуславская» Л.А.Зенгер, Зинченко В.П., Н.Н.Поддяков» Э.Г.Пилюгина, Н.П.Сакулина, А.П.Усова» В.В.Холмовская и др.) практика отошла от использования образцов. В обучение детей рисованию Оило включено ознакомление с некоторыми эталонными значениями свойств предметов и их систематизация. Разработаны обобщенные способы обследования предметов.
Т.С.Комарова и Н.П.Сакулина» рассматривая вопросы сенсорного воспитания детей 2-3 лег на занятиях рисованием» считали, что в этом возрасте сенсорный опыт детей должен формироваться постепенно. Наиболее ценным для дальнейшего развития изобразительной деятельности являются осязательные и двигательные ощущения тобенка, возникающие.в результате действий с изобразительны»« материалами. По мере создания изображения педагог должен был побуждать детей к зрительному восприятию созданных им штрихов и пятен. Но такой подход не получил дальнейшей методической реализации. "
Постепенно в методику обучения детей 3-го года жизни рисованию было перенесено обследование предмета, которое разрабатывалось для детей старшего дошкольного возраста. Педагог предлагал всем детям для восприятия один и тот же г.бъект' , и организовывал его целенаправленное обследование. Такие занятия вытеснили свободное рисование.
Особое место в современной методике обучения детей 3-го года жизни рисованию занимает "сотворчество" воспитателя с детьми (Т.Г.Казег.ова). Суть его заключается в том» что воспитатель создает на большом, листке изображения каких-либо предметов (деревьев» домов и т.п.) и побуждает детей дополнять эти картины (на деревьях нарисовать листочки» в окнах "зажечь" огоньки и т.п.). В результате дети, вынуждены действовать, в соответствий о заданным воспитателем способом изображения» что приводит к усвоению графических штампов.
В настоящее время в практике обучения детей 3-го года тезни рисованию преобладают два вида занятий. К первому виду относятся занятия предметным рисованием. Методика их проведения включает восприятие под руководством воспитателя каких-либо предметов или явлений окружающей действительности. В результате этого у детей должны бить сформированы представления» на основе которых возникают образы предметов.
Второй вид занятий» рисование по замыслу» предполагает самостоятельное создание изображения.
Однако» рисование как художественная деятельность предполагаем наличие двух взаимосвязанных между собой функций -изображения и художественного выражения. Наличие только изобразительной функции низводит рисование до уровня простого копирования окружающей действительности или предложенного образца. Отсутствие второй функции лишает изобразительную деятельность художественности» которая предполагает духовную переработку воспринимаемой действительности» поиск индивидуальных средств выразительности (З.В.Алексеева» Е.С.Громов» Л.Ф.Ефремов и др.). Занятия предметным рисованием не вполне отвечают этому.
Поэтому необходимо определить» какой из видов занятий больше отвечает возрастным особенностям дзтей и специфике рисования как художественной деятельности.
Для ответа на этот вопрос потребовалось проведение констатирующего эксперимента» в ходе которого решались следующие задачи:
1. Выяснить отношение детей к своим рисункам» выполненным на занятиях п;-диетным и свободным рисованием^.
2. Определить, какой из видов занятий (предметное или свободное) отвечает специфике рисования как художественной деятельности.
В эксперименте участвовали как воспитанники детского сада (95 лет. й). тян и дет:!; нсосц^^-'.ю раг.сс довольно« учреждение (55 детей). Всего обследовано 150 детей различных
* На основе анализа литературы мы пришли к заключению» что на 3-ем году жизни неправомерно использовать термин "рисование по замыслу", так как на 3-ем году казни замысла ещё не существует.
территорий России (г. Орел» г.Влец»Липецкой области I г«Москвы и Московской области).
Воспитанникам детских садов предлагалось рассказать о тем г что изображено на их рисунках. Дстяи» ве посещавшим ранее дошкольные учреждения» предлагалось свободно что-либо изобразить и рассказать о том» что нарисовано. При этом и те> и другие дет до таны били найти свою работу среди рисунков» выполненных всей группой.
Бале установлено, что воспитанники детских садов при рассмотрении работ» выполненных на занятиях предаетным рисованием» не сохраняют в памяти образцы» па основе которых создавалось изображение. Названия Своии рисункам они давали по ассоциации со знакомыми предметаш (ю #) или отказывались отвечать (60
Никто из детей не смог виделить свою работу среди других. Это свидетельствует с той» что предлагаемый воспитателем образ не удерживается,в памяти детей» а воспроизводится только способ его изображений. Я результате все рисунки получаются одинаковыми и ребенок не в состоишь узнать с вою работу. Образцы» предлагаемые воспитателем, оказываются для большинства детей эмоционально чуядьши. '
Анализ детских работ» выполненных на занятиях свободным рисованием» показал» что воспитанники детских садов для своих работ выбирают содержание уже знакомых учебных заданий: травка» дождик» дорожка и пр.
Детот не посещавшие детский сад, изображали доступными и поюптамда средствами свои эмоциональные образы. Поэтогу они легко выделяли свою работу и называли изображенные предметы.
Содержание детских рисунков было самыл разнообразным. Дети рисовали то, чте произвело на них наиболее яркое впечатление'; большая муха» страшная собака, "тараканы, они большие и бегают"» маленькая и большая молния и др. Многие изображали то» что связано с приятными воспоминаниями: конфетки, красивые шнурки и т.п. Было установлено, что эмоционально значимые образы хорошо запоминаются детьми и у них существует потребность передавать их в рисунке.
Результаты констатирующего эксперимента убедительно показали, что занятия свободным рисованием наиболее отвечают
специфике рисования как художественной деятельности. Созданные на основе эмоциональных образов изображения достаточно устойчивы: дети узнают их даже по истечении длительного времени. После проведения специального обучения по традиционной методике ребенок уже не восстанавливает з памяти эмоциональные образы, а повторяет графические, что для него значительно проще. В таблице I представлены данные, свидетельствующие о преобладании в процессе занятии свободным рисованием эмоциональных образов у детей» не посещавших детский сад.
Таблица I -
Количество образов » предложенных детьми, не посещавшими детский сад,и воспитанников дошкольных учреждений
Группа | Количество детей ! Количество ! образов
Дети,не посещавшие 55 94
детский сад
Воспитанники
детского сада 95 15
Преобладание занятий предметным рисованием лишает детей возможности передавать в рисунке эмоционально значимые образы и самостоятельно искать-способы их выражения. Следовательно,'использование основного времени в течение года-для занятий предметным рисованием (24 занятия из 36) является неоправданным. Такие занятия не представляют ценности Для рисования как художественной деятельности. • . •
Очевиддо» что традиционные подходы к методике обучения детей 3-го года жизни рисованию не, оправдывают себя и требуется разработка новых методов и приемов обучения.
На основе полученных данных были разработаны экспериментальные материалы по обучению детей 3-го года жизни-рсованию» которые построены с учетом специфики рисования как художественной деятельности и возрастных особенностей детей.
Во второй главе - "Содержание и методы обучения детей 3-го года жизни рисованию" - на основе опытно-экспериментальной работы определяются содержание» возможности детей в освоении различных изобразительных материалов, специфика руководства рисованием.
- 10 -
Опытно-эксперямеятальная работа проводилась в первой младшей группе детского сада г.Москвы в 1990-1991 учебном году. В ней участвовали 15 детей» которые до двух лет не посещали группы раннего возраста. Параллельно велся эксперимент в 13 детских садах г.Смоленска и Смоленской области (136 детей). Всего в олыгно-эксперлменгальном обучении участвовал 151 ребенок.
Анализ литературы по проблеме исследования, данные констатирующего эксперимента позволили определить программу опытно-экспериментального обучения.
Осуществление программы опытно-экспериментального обучения предусматривало решение следующих задач:
1. Сохранять эмоциональные образы, возникающие при восприятии окружающей действительности, и способствовать на их основе формированию индивидуальных графических образов.
2. Побуждать детей в соответствии с созданным образом вносить дополнения в свой рисунок..
3. Познакомить детей с разнообразны;,!« изобразительными материалами и различными средсте&ми создания изображения (палочки, соломинки» "тычки" и др.). Формировать представление об их выразительных возможностях.
Формирующий эксперимент включал два-этапа: подготовительный и основной.
•Необходимость проведения подготовительного'этапа била вызвана тем, что дети, ранее посещавшие детский сад и оказавшиеся в незнакомой обстановке, испытызали эмоциональный дискомфорт. Поэтому требовалось проведение специальной работы, направленной на установление контактов между воспитателем к ребенком и формирование ситуативно-делового общения.-Эта работа осуществлялась в процессе
- совместных игр с детьми«
- рисования в подарок детям;
- включения рисования в игровую деятельность.
В результате-проведения подготовительного этапа эксперимента мы добились того, что дети охотно шли в группу, сохраняли положительный эмоциональный «астрой в течение дня, у детей начал появляться интерес к рисованию.
Основная цель второго этапа формирующего эксперимента
- II -
заключалась в том, чтобы побуждать детей изображать объекты окружающей действительности которые для них интересны и эмоционально значимы. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Познакомить детей с различным изобразительными материалами (гуашь, тушь, уголь, сангина, мел, пастель, фломастеры, аариковые ручки)8
2. Побуждать детей вносить в рисунок дополнения до получения узтшваемого образа.
3. Поддергивать и развивать интерес детей к рисованию, побуждать их ставить собственные изобразительные задачи, помогая при необходимости их решать.
В ходе проведения опытно-экспериментального обучения дети.) представлялась полная свобода в действиях с изобразительными материалами. По окончании создания изображений взрослый беседовал с 3-4-мя из них и побуждал их вносить дополнения б свой рисунок. Благодаря этому дети решали собственные изобразительные задачи, сохраняя значимый для них эмоциональный образ.
Для поддержка интереса к действиям с изобразительными материалами регулярно разнообразилась работа с икни.
Варьирование, работы позволяло показать различные возможности материалов и способы получения ими изображения.
После завершения формирующего эксперимента были проведены контрольные-опыты в экспериментальных группах. Всего 151 ребенок. ' ■
1 Для сопоставления полученных данных были отобраны 12 контрольных детских садов (общее число. 169 детей) г.Москвы, г.Смоленска и Смоленской области, в которых обучение осуществлялось по традиционной методике. Всего в контрольном обследовании участвовали 320 детей.
Методика проведения эксперимента заключалась в следующем. На отдельном столе были приготовлены изобряямтопьи^ материалы, которыми дети пользовались в течение года. Экспериментатор обращался ко всем детям: "Дети, посмотрите, что я для вас приготовила. Кто хочет рисовать ?н Желающие выбирали изобразительный материал по собственному усмотрении и приступали к работе.
- 12 -
Данная методика предполагала возможность выбора: дети могли продолжить начатые игры или заняться рисованием.
Все наблюдения заносились в протокол, где наряду с поведением фиксировались речевые высказывания детей, проявления инициативы в общении со взрослым, готовность находить в своих пятнах, штрихах образы уже знакомых предметов и явлений.
Для получения данных о результативности опытного обучения нами выделены следующие показатели: наличие интереса к рисованию» ■ - содержание детских рисунков»
- речевые проявления детей.
Наличие интереса к рисованию Анализ полученных данных показал, что в экспериментальных группах все дети (100 пожелали заняться рисованием, тогда как в контрольных группах отношение было различным. Условно мы разделили детей на, три группы. В первую группу вошли те дети, которые сразу приступают к рисовании (50 во вторую группу - изъявившие желание рисовать через некоторое время (31 {6), в третью - те, которые .отказались рисовать вообще (19 *).
Эти данные свидетельствуют о том, что для всех детей экспериментальных групп рисование является привлекательной деятельностью. Они проявляют значительно большую заинтересованность заняться рисованием, чем испытуемые контрольных групп.
' Анализ длительности действия детей с изобразительными материалами показал, что в среднем в экспериментальных груп-. пах на создание изображения затрачивается 20 минут* в контрольных - 10 минут, 51 $ детей контрольных групп запинались рисованием от 3 до 12 минут, в экспериментальных - от 15 до 25 минут. В каждой из групп испытуемых были дети» которые рисуют от 26 до минут. Однако, такие дети исключение и процент их невелик.
Наблюдение показало, что у детей экспериментальных и контрольных групп сложилось раз/ чное эмоциональное отношение тс рисованию. Дети экспериментальных групп были более эмоциональными, активными и общительными. Они рисовели то, что для них интересно и эмоционально значимо. Поэтому они с радостью .делились своими впечатлениями с экспериментатором.
' - 13 -
'Гак как в контрольных группах дети в основной повторяли то содержание» которое усвоено ими на занятиях предметным рисованием» то они не испытывали потребности в передаче эмоциональных образов.
Принимая во внимание» что показатели» характеризующие наличие интереса у детей экспериментальных групп выше количественно и выразительнее качественно» мы констатируем достаточно устойчивую потребность у них в рисовании. Это свидетельствует об уже сформированном интересе к данному виду деятельности.
Содержание детских рисунков. Анализируя содержательную сторону детских рисунков» мы выяснили» что з экспериментальных группах 151 ребенком было создано и названо 650 образов. В контрольных группах пожелало рисовать 137 детей. Ими было названо 322 образа. В среднем на каждого ребенка экспериментальных групп приходятся 4 рбраза» контрольных - 2. Следовательно) общее и среднее количество образов в первых группах выше в 2 раза. Подробнее эти данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение количества, образов в одном рисунке у детей экспериментальных и контрольных групп
! Количество дет-ей (з
Группы . ! ноличе"С1во образов
.- ? О ,! 1-3 I 4-8. ( 5-1В
Экспериментальные 6 40 43 II
Контрольные" 13 71 13 3
В ходе анализа полученных результатов было отмечевг» что дети экспериментальных групп обнаруживают большие индивидуальные различия. Содержание рисунков детей этих групп очень разнообразно: транспорт (машина» автобус, кран» трактор» хлебная» "гонка-» пожарная и т.д.)» мебель (кровать» стул» шкаф, сер- . вант и т.д.) и многое другое.
Дети экспериментальных групп очень любят рисовать ламу» папу я других членов семьи. Наши наблюдения показали» что потребность в изображении родных и близких испытывают те дети»
- 14 -
которые наиболее остро переживают разлуку с ниши. Рисунок помогает ребенку приблизить к себе отсутствующих -близких людей» что способствует его успокоению.
' Лет контрольных групп повторяют в своих рисунках содержание» которое усвоено на занятиях предаетным рисованием, (ленточки» дорожки» солнышко» кружочки и т.п.).
В рисунках детей многие образы повторяются. Всего многократно повторяющиеся образы составляют в контрольных группах 71 55» в экспериментальных - ')3 $ от общего их количества.
Полученные данные свидетельствуют о том» что в экспериментальных группах процесс рисования имеет ярко выраженную индивидуальную направленность, в контрольных, группах стереотипы программного содержания» сложившиеся в процессе обучения»' не способствуют проявлению индиви,чуальности.
Полученные данные о времени выполнения рисунка и количестве образов» предложенных каждым ребенком, позволили определить коэффициент корреляции. В экспериментальных группах он составил ,0>7» в контрольных - 0»М2. Коэффициент корреляции в экспериментальных группах гораздо ближе к I» чем'в контрольных. В экспериментальных группах число образов» возникающих в процессе рисования» в-большей степени зависит от времени» затраченного на создание изображения» т.е. разработанная методика позволяет более эффективно использовать время» чем традиционная.
Речевые п роя в. лени я. Как показали наши 'наблюдения» не всегда процесс рисования сопровождается активной речью. Если детяь; предоставлялась возможность передавать в рисунке свои эмоциональные образы; то они много и охотно рассказывали о них. Собственные графические образы вызывали новые ассоциации» что обогащало содержание рисунка. Такое поведение отмечалось у детей экспериментальных групп. В контрольных группах речевые проявления были бедны» так как создаваемый образ не был связан с эмоциональным!: переживаниями, а присвоен детьми в виде образца, заданного воспитателем.
Итак» анализ результатов» полученных в процессе контрольного эк леримента» показал» что в экспериментальных группах показатели достижений, детей в области рисования значительно вше» чел в контрольных, в которых обучение велось по тради-
• - 15 -
ционяой методике. Этим подтверждается эффективность вновь разработанной методики.
ЗНВОДЫ •
В существующей системе обучения детей 3-го года жизни преобладают занятия предметник рисованием.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов констатирующего эксперимента было установлено» что занятия предметным рисованием не отвечают специфике рисования как худохественноя деятельности и возрастным особенностям детей. Наиболее эффективной формой изобразительной деятельности детей 3-го года жизни является свободное рисование» в процессе которого ребенок мохет передавать в рисунке то» что его интересует и волнует. В результате этого он получает удовольствие и определенную эмоциональную разрядку.
, Опытно-экспериментальная работа показала» что в процессе свободного рисования дети быстрее преодолевают этап процессу-альности и переходят к изображению предаетов и явлений окружающей действительности, возможность самостоятельно ставить и реиать собственные изобразительные задачи способствует появлению и становлению у детей-целенаправленной деятельности. Следовательно» занятия свободным рисованием влияют на своевременное и полноценное психическое развитие. . " " .
Наше исследование доказало, что дети 3-го года жизни в состоянии овладеть приемами работы с. различными -изобразительными материалами и находить способы выражения адекватные сложившимся эмоциональным образам.
Оценивая связь между временем» затраченным на создание изображения, и количеством образов» предложенных каждым ребенком» было установлено» что на занятиях свободным рисованием дети более продуктивно используют время.
Также било установлено» что в ходе свободного рисования» создавая изображения на основе эмоциональных у ребен-
ка появляется потребность в речевом общении.
Создавая изображения в подарок детям» взрослый демонстрирует приемы работы с изобразительными материалами и различные способы передачи одного и того же образа, что предотвращает возможность формирования графических стереотипов.
- 16 -
В результате опытно-экспериментальной работы были определены методы руководства рисованием детей 3-го года жизни. Основным условием руководства является опора на то содержание» которое связано с эмоциональными образами ребенка. Поскольку на занятиях свободным рисованием дети самостоятельно выбирают содержание для своих работ» то в процессе руководства педагогу необходимо проявлять уважительное отношение к детскому творчеству и полное невмешательство в содержание детского рисунка.
Результаты экспериментального обучения показали, что эффективность занятий свободным рисованием значительно повивается» 'если педагог дает положительную оценку выполненной работе и проявляет внимание к продукту детской деятельности.
• Наблюдения за рисованием детей показала, что особую роль в вопросах руководства рисованием играют вопросы-указания» побуждающие детей вносить дополнения в свой рисунок, уточняя созданный образ.
Доступность разработанной методики подтверждается результатами контрольных опытов»'Проведенных в экспериментальных группах г.Смоленска а области» где руководство.осуществлялось по разработанным- методическим рекомендациям.
. Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
I..Изобразительная деятельность детей 2-3 лет: Методические рекомендации для воспитателей экспериментальных детских садов по программе "Радуга". - М.: Ротапринт» ПЯТИ» 1990.,-38 с. ■ . '
2. Теоретические и методологические основы обучения детей 3-го года жизни рисованию: Методические рекомендации для студентов очного и заочного отделений. - Орел: Отдел оперативной полиграфии Орловского областного уп^вления статистики, 1991. - 21 с.